Чем развлечь 5 летнего ребенка. игр для детей: во что поиграть с ребенком дома: видео

Сайт Impregnant предлагает еще одну подборку идей для организации полезного времяпровождения детей в возрасте 3, 4, 5, 6, 7 лет. Чем занять ребенка до 2 лет - смотрите . Досуг малыша больше не будет ограничиваться только просмотром телевизора и "втыканием" в смартфон.

Чем занять ребенка 3-4 лет?

В три-четыре года дети уже умеют занять себя самостоятельно – было бы только чем. В игре они строят примитивные диалоги между куклами или машинками, а со временем начинают разыгрывать роли, играя с родителями. Этот возраст в основном совпадает с выходом мамы на работу, поэтому количество прогулок на улице резко сокращается: вечером нужно поделать домашние дела, а в выходной хочется отоспаться. Но прогулки – это не просто свежий воздух. Это и укрепление иммунитета, и формирование навыка взаимодействия с окружающим миром, и развитие интеллекта, и двигательная активность. Вдоволь набегавшегося ребенка проще занять спокойными играми, да и сон становиться крепче.

Дома

1. Все по местам. Для занятия понадобится большая корзина – туда вы соберете все вещи ребенка, которые лежат не на своих местах – одежду, игрушки и т.п. Затем высыпьте содержимое на пол, возьмите что-то из кучи и попросите назвать предмет. Если кроха знает, что это, спросите, где оно должно лежать. Подскажите, если не знает, и попросите отнести вещь на место. Обязательно похвалите, когда он это сделает. Потом предложите малышу выбрать еще что-то, и еще. Играйте, пока куча не «рассосется» или пока главному участнику игры не надоест. Такое занятие не только освободит маме время для глажки белья, но и постепенно приучит дите к порядку.

2. Приготовление пищи. Многие мамы предпочитают, чтобы во время их пребывание на кухне ребенок находился где-нибудь в противоположном конце дома, а не слонялся рядом. А зря. Чем раньше приучать чадо к домашним делам, тем лучшим помощником он станет, когда подрастет. Разумеется, не стоит доверять ему мытье посуды или жарку котлет, но чадо сможет самостоятельно намазать масло на хлеб или измельчить столовым ножом грибы. Да, не идеально, но ведь и Москва не сразу строилась.

3. Что в мешке? Понадобится наволочка и 10-15 узнаваемых на ощупь вещей (машинки, шишки, мячики и т.п.). Сначала покажите их ребенку, попросите назвать, а затем сложите в «мешок» и предложите назвать, не рассматривая. Занятие развивает тактильные ощущения и логическое мышление.

4. «Дочки-матери». Обычно детей-трехлеток очень интересуют младенцы. Берите кроху с собой к друзьям, у которых есть ребенок младшего возраста – пускай ваше чадо, с их позволения, проводит с ним немного времени. Если у вас уже появился еще один ребенок – позвольте старшенькому помогать за ним ухаживать.

Также можно купить куклу-младенца вместе со всеми сопутствующими аксессуарами – бутылочкой, одежками и т.п. Обязательно расскажите, что «новорожденный» ничего не умеет и что он нуждается в уходе – его нужно кормить, купать, переодевать, катать в коляске, укладывать спать. Игра подходит не только для девочек, но и для мальчиков, особенно, если в семье ожидается пополнение.

5. Личный снег летом. На улице жарище, что аж асфальт плавиться? Не беда, самое время приготовить личный снег. Понадобиться всего лишь пачка кукурузного крахмала и папина пена для бритья. Ингредиенты смешать, при желании добавить пищевого порошкового красителя и вперед, к лепке крахмалевика снеговика.

Чтобы не проводить внеплановую генеральную уборку – массу поместите в тазик, расстелите на полу покрывало и обозначьте границы. Хорошо, если малыш будет играть со старшим братом или сестрой – тогда возраст младшего участника может быть и немного меньше.

6. Если у вас мальчик или интересующаяся машинками девочка – выдайте ребенку шкатулку с пуговицами или крупными бусинами. Детям часто очень нравиться возиться с подобными штуками: загружать трактором с ковшом в самосвал, отвозить «гравий» на «стройку», производить «бетон» в бетономешалке. В 3-4 года ребенок уже достаточно сознателен, чтобы не тянуть мелкие детали в рот.

7. Конструктор. Различные конструкторы – в топе развивающих игрушек для детей всех возрастов. При покупке нужно только подбирать размер деталей в соответствии с количеством прожитых лет малыша. С конструктора можно соорудить и дом, и гараж, и фигуры животных, и даже деревья. Если родители будут периодически подкидывать творческие идеи – игрушка никогда не будет припадать пылью.

8. Игра в «гости». Возможно, у ребенка уже есть набор игрушечной посуды, подаренный ему еще на прошлый день рождения. Соберите ее, смахните пыль и объявите крохе, что к его любимому мишке придут гости. Пока он будет занят «приготовлением угощений» и «сервировкой стола» - мама сможет заняться необходимыми делами. Хорошо было бы также отыскать все игрушечные овощи и прочие пластмассовые продукты питания. За их неимения выдайте дитю немного фасоли или гороха – кулинарить с пустой посудой не так интересно.

9. Нанизывание. Для того, чтобы на некоторое время занять ребенка сгодится все, что имеет сквозные отверстия – шайбы, гайки, крупные бусины, резиновые прокладки в кран и т.п. Также понадобится 50-70 см веревки с завязанным на одном конце узлом, которая без проблем пройдет в дырки. Сообщите малышу, что зайка передал ему вкусняшку (или подарочек), но злая колдунья их выкрала и оставила таинственное задание – нанизать вот эти штуки. Затем вручите ему веревку и коробку с бусинами. Когда ребенок закончит – обязательно вознаградите старания. Такое занятие развивает не только мелкую моторику, но и терпение, усидчивость, способность доводить начатое до конца.

10. Игры с прищепками. Вырежьте из картона силуэт рыбки, ежика, цветочка – пускай ребенок украшает их прищепками. Занятие очень хорошо разрабатывает пальцы и мускулы рук.

11. «Развивалки» из спичечных коробков. Своими руками мама может сделать развивающий реквизит для изучения букв, который не найти в магазине. Сверху на коробок наклеить букву, а внутрь положить картинку предмета, на эту букву начинающегося. Подготовка к чтению станет легкой и веселой.

12. Книги. Некоторые дети этого возраста проявляют активный интерес к буквам – не нужно препятствовать и думать, что еще рано. Чем больше нейронных связей построится в мозгу человека, пока он юн, тем выше будут его интеллектуальные способности. 3-4 года – самое время покупать азбуки. Пусть их будет 2-3 – постарайтесь, чтобы картинки в книжках на одну и ту же букву разнились.

3-4-летки – очень эмоциональны и впечатлительны. Все увиденное и услышанное они воспринимают за чистую монету. Лучшая литература для этого возраста – поучительные рассказы и стихи про других детей и животных, о повседневных ситуациях и, конечно же, сказки с хорошим концом. Учитывайте, что ребенка будет очень сильно занимать главный герой, и он может расстроиться, если на долю персонажа выпадут уж слишком тяжелые испытания.

Среди «лидеров» для детей 3-4 лет – «Колобок», «Крошечка-Хаврошечка», «Конек-Горбунок», «Айболит», «Мойдодыр», «Дядя Степа», «Три поросенка», «Золушка» и т.п.

На прогулке

1. Кто как ходит? Родитель называет крохе названия животных, транспорта, профессий. Задача малыша – показать, как кто передвигается. Например, зайка – скачет вперед, солдат – марширует, паровоз – крутит колеса. Игра может так занять ребенка, что в садик он будет только «летать» как самолет. Забавно будет поменяться ролями – пускай кроха загадывает слово, а взрослый – изображает.

2. «Широка река». Взрослый кладет на землю параллельно друг другу две палки или чертит мелом две линии. Задача ребенка – перепрыгнуть за вторую черту и не «упасть» в воду. После тренировки «берега» можно расширить и предложить перепрыгнуть «речку» с разбегу.

3. «Съедобное-несъедобное» - старая игра, знакома нам из детства. Взрослый бросает ребенку мяч, называя при этом предмет или еду. Если съедобное – он ловит его, несъедобное – игнорирует или отбивает. Занятие развивает внимательность и логику.

4. «Измерение» луж. Как не старайся, но ребенок почему-то успевает оказаться в луже прежде, чем за ним закроется дверь подъезда. Запретный плод сладок, поэтому, пока малыш вдоволь не накупается в этом «болоте», ожидать от него смиренного поведения не стоит. Позвольте крохе иногда побродить в воде – естественно, в подходящей для этого обуви и одежде. Пускай это занятие будет и не самым положительным примером для наследования другим детям – зато сколько оно принесет радости и восторга! «Измерять» лужи нужно рядом с домом – в долгом обратном пути легко «подобрать» простуду и прочие неприятности.

5. Если купание в лужах по разным причинам отменяется – возьмите с собой на прогулку несколько бумажных корабликов. Отправление кораблей в далекое плавание – очень хороший способ занять ребенка, если другие игры невозможны по причине ухудшившейся погоды. Спуск на воду можно сопроводить торжественной речью – несомненно, вечером в ванной чадо ее повторит.

6. Брызги из бутылки. Летом, пока родители работают в саду или на огороде, заскучавшего ребенка можно занять с помощью пластиковой бутылки. Наберите в нее воды, проделайте в крышке несколько дырочек – готово, пока малыш все не польет, с огорода уходить не захочет.

7. Генератор пены. Возьмите несколько емкостей, налейте на дно шампуня (геля для душа и т.п.), добавьте воды и перемешайте. Если дуть в мыльный раствор соломинкой – будет образовываться много пены. Гораздо интересней играть в ветряную погоду.

Чем занять 5-летнее чадо?

Казалось бы, ребенок в 5-летнем возрасте уже достаточно взрослый для того, чтобы занять себя самостоятельно, но, увы, нет. Чадо или скитается по квартире со словами «мне скуучноооо», или не отрывается от просмотра мультиков, портя себе зрение, осанку и, как часто бывает, еще и психику. Подавляющее большинство малышей-пятилеток посещают детские учреждения и кружки помимо них, но ведь случаются и форс-мажоры, как, например, болезнь, карантин, прорыв труб в садике. Хорошо, когда сидения дома и прогулки на улице будут заполнены чем-то развивающим и полезным.

Дома

1. Игра в школу. Большинство домашних занятий должно быть направлено на подготовку ребенка к общеобразовательному учреждению: развитие логики, внимания, памяти, мышления, изучение счета, тренировка чтения и обращения с ручкой (обведение фигур по пунктирной линии, раскрашивание не выходя за контуры), ориентирование во временах года, правилах дорожного движения и поведения дома, в публичных местах и на улице, закрепление знаний о себе: личные данные (имя, возраст, адрес, не помешает даже группа крови и резус), данные родителей. Малышу очень понравится игра в школу, где он будет прилежным учеником, а мама или папа – учителем. Чтобы не переутомлять чадо, «уроки» должны длиться 25-30 минут.

2. «Переводки». Чтобы занять ребенка кое-чем необычным, понадобятся различные плоские предметы с выпуклым «рисунком», альбом для рисования и цветные карандаши. Сгодятся листья, монеты, жетоны метро, металлические нашивки на одежду и т.п. Предмет подкладывается под альбомный листок, а затем зарисовывается. Получается, что его структура со всеми бороздами и выпуклостями будет отображена на поверхности листа.

3. Игра с дыроколом. Для проделывания дырок лучше всего подойдет плотный цветной картон, а не бумага. Когда малыш вволю «надыроколится» - вручите ему несколько разноцветных тоненьких ленточек или веревочек – занятие превратится в шнурование.

4. Ребенку 5-ти лет уже смело можно вручить ножницы и занять вырезанием. Если вы любитель глянцевых журналов – не выбрасывайте их, а отдавайте чаду на «растерзание». Такое занятие больше нравиться девочкам, но если папа отдаст свой прочитанный номер журнала с машинами – понравиться и мальчикам. Вырезки потом можно наклеит на картон и сделать красивую аппликацию.

5. Светящийся пластилин. Понадобится УФ-лампа (она есть у всех, кто делает маникюр гель-лаками дома), витамин B в капсулах (2 шт.), 2 ст. муки, 2 ст. теплой воды, 2 ст. л. растительного масла, 4 ч. л. винного камня (ищите в отделе специй или на дне банки домашнего виноградного сока) и 2/3 ст. мелкой поваренной соли.

Витамин высыпать из капсул, добавить муку, винный камень, соль и хорошенько перемешать. Затем влить воду, растительное масло и снова перемешать до однородного состояния. Смесь варить в металлической емкости на среднем огне, пока она не начнет напоминать пластин и перестанет липнуть. Остудить, отдать ребенку, включить лампу и выключить свет. Все, садитесь за ноут и пишите свою дипломную – пока не наступит время подкрепиться, кроха отвлекать вас не будет.

Если УФ-лампы не достать – предложите чаду обычный пластилин. Работа с материалом полезна во всех возрастах, а перед школой – особенно.

6. «Поиск сокровищ». Если завтрашний день будет проведен дома – не поленитесь купить в магазине какое-нибудь «сокровище» и составить карту, лучше даже несколько. Первую отдайте после завтрака – она приведет малыша ко второй и т.д. Поверьте, немного потрудившись с вечера, вам удастся не только занять ребенка 5 лет на пол дня, но и подарить ему незабываемые впечатления.

7. Поделки из спичечных коробков. Не выбрасывайте коробки из-под спичек, и родственников попросите их собирать. С помощью клея и цветной бумаги с них можно смастерить кукольную мебель, гараж для автомобиля и все, на что хватит фантазии.

8. Занимательная коробка. Ни в коем случае не выбрасывайте картонную упаковку, оставшуюся после покупки холодильника или прочей крупной бытовой техники. Потратив всего час на ее украшение, еще долгое время не придется гадать, чем занять ребенка. Разрисуйте все внутри черным маркером и раскрасьте цветными фломастерами. Нарисуйте на дне дороги, разметку, обозначьте место гаража и других сооружений (их можно сделать из конструктора), газон, футбольное поле и т.п., на стенках – деревья и цветы. Если играть в машинки и куклы уже надоело, то «ездить в гости» по нарисованной схеме куда интереснее.

9. Если вы еще никогда не покупали малышу пазлы – самое время отправится за ними в магазин. Пускай сам принимает участие в выборе – куда приятней складывать картинки с любимыми персонажами, нежели с теми, что навязали родители.

10. Прослушивание аудио сказок – неплохая альтернатива развивающим мультфильмам, если суточный лимит времени на просмотр телевизора уже исчерпан. Чадо может не просто слушать сказок, а воспроизводить ее вживую с помощью своих игрушек.

11. Радужный вентилятор. Если на улице жара. А в квартире работает вентилятор – почему бы его лопасти не превратить в радужные? Для воплощения идеи понадобятся ножницы, скотч или клей, карандаши (фломастеры, краски) и белая бумага или упаковка цветной бумаги.

Одну из лопастей обвести на листе бумаги, вырезать, и по этому трафарету сделать еще 4-5 «наклеек». Если бумага не цветная – раскрасить в разные цвета, при необходимости дать высохнуть и при помощи скотча или клея прикрепить к «крыльям» вентилятора. Теперь при включении он будет дарить не только прохладу, но и радугу.

«Превращение» можно проделать и с ребенком помладше, но подразумевается, что пятилетка сможет сам раскрасть «наклейки», вырезать их, и возможно, по примеру родителя, прикрепить к лопастям. Также он уже достаточно большой, чтобы знать, что в работающий вентилятор нельзя совать пальцы и различные предметы.

12. Книги. Некоторые дети в 5 лет уже умеют хорошо читать. Им еще сложно одолевать большие произведения, поэтому для самостоятельного чтения подойдут сборники с короткими сказками, на 2-4 страницы, и небольшими стишками, до страницы. А вот на прослушивание чтения взрослыми понадобятся объемные сказки и рассказы, лучше с нескольких частей.

Ребенок активно переживает за позитивных героев книги, презирает плохих. Ему нравится отвечать на вопросы о прочитанном, а сцены из произведений, понравившихся больше всего, непременно будет разыгрывать в играх. Расширяйте кругозор малыша разными жанрами на темы героических событий, бытовых ситуаций, случаев, произошедших с его сверстниками, моментов окружающей природы, вместе читайте и разгадывайте загадки, объясняйте значение пословиц и поговорок, знакомьте со сказками народов мира. Кстати, книги гораздо больше развивают воображение и фантазию у ребенка, нежели .

К непременному прочтению в возрасте 5 лет рекомендуется «Сказка о царе Салтане», «Белоснежка», «Золотая рыбка», «Снежная королева», «Русалочка», «Юшка из топора», «Дикие лебеди», «Аленький цветочек», «Винни-пух», «Незнайка», «Щелкунчик», «Золушка», «Пиноккио» и др.

На улице

Если уж вы придумываете, чем занять ребенка 5 лет на улице, то и не надейтесь, что это будут спокойные игры – попассивничать можно и дома. Недостаток физической активности всегда отрицательно сказывается на общем состоянии малыша. Чем меньше он бывает на свежем воздухе, тем ниже его иммунитет и даже интеллект.

1. Игры в мяч не теряют актуальность с возрастом. Предложите ребенку поиграть в футбол, «пионербол» (ловить мяч, а не отбивать), «вышибал», «съедобное-несъедобное». Дошкольники уже обладают хорошей реакцией.

2. Как и раньше, занимательным занятием будет рисование мелками, «классики», катание на велосипеде, самокате, можно уже даже купить ролики. Научите дочку прыгать на скакалке и играть в «резиночку» - любимое занятие вашего детства не должна быть забыто.

3. Научитесь доверять малышу и не одергивайте его каждых пять минут на детской площадке. Напомните правила безопасности (обходить качели, не толкаться, пропускать тех, кто несется с большей скоростью) и позвольте выбросить лишнюю энергию, но будьте готовы прийти на помощь. Игры на площадке развивают физическую силу, вестибулярный аппарат и умение чувствовать пространство.

4. Уличный «дартс». Нарисуйте на асфальте концентричные круги разноцветным мелом (как в дартсе) и достаньте с сумки заранее приготовленную кухонную губку. Задача малыша – попасть губкой в «яблочко» с определенного места.

5. Метание мяча. Игру можно реализовать во дворе своего дома и на даче. Понадобятся веревки, старое покрывало (брезент, тент), разноцветные широкие клейкие ленты и ножницы.

Проделайте в покрывале дырки разной формы, в которые свободно сможет пролететь имеющийся мяч, оформите края скотчем и им же приклейте возле отверстий заработанные очки, натяните покрывало между деревьями. Пока вы отдыхаете на шезлонге, ребенок метает мяч. Можно устроить турнир, а затем наградить всех участников мороженным или сладостями.

Чем заняться ребенку 6-7 лет?

Как правило, в будние дни у 6-7 леток свободного времени практически нет. Садик, танцы, гимнастика, каратэ, подготовительные курсы, английский – вечером хватает сил на поужинать и на водные процедуры. Но вот в выходные и праздничные дни малыш, привыкший жить по расписанию, начинает скучать, а родители – думать, чем занять ребенка. Impregnant предлагает еще несколько идей для организации полезного времяпровождения дошкольника.

Дома

1. Съедобный пластилин. Мама может или приготовить сахарную мастику по своему испробованному рецепту, или воспользоваться следующим:

Полстакана «подтаявшего» сливочного масла взбить с 1 ст. л. сливок, постепенно ввести сахарную пудру и, при желании, немного ванили. Месить ее нужно как тесто, только вместо муки – пудра. Масса должна получиться плотной и густой. Ее можно или оставить белой, или разделить на несколько «кучек, и в каждую добавить по капле пищевого красителя. С массой можно делать все что угодно: раскатывать и выдавливать фигурки формочками, лепить руками, катать шарики и т.п. Занять ребенка таким способом очень актуально перед семейными праздниками или приездом бабушки – оценить изделия чада можно будет всей семьей, а затем съесть их вместе с десертом.

2. Модный показ. Если у вас дочь – проведите парад мод. Достаньте ей свою старую одежду, туфли и бижутерию. Пока вы заняты – пускай переодевается и демонстрирует «модные образы». Не забывайте каждый фотографировать – потом создадите забавный коллаж. Кстати, может малышка подберет какой-нибудь трендовый образ, который вы начнете использовать?

3. Домашние «классики». Если пойти поиграть на свежий воздух ну никак не получается, удивите чадо домашними «классиками». Для их «рисования» понадобится обыкновенная изолента или разноцветные скотчи. «Начертите» изолентой на полу сетку (с ковра или плитки она снимется безо всяких последствий), впишите цифры и пускай дите скачет в любое время года и любую погоду.

4. Не забрасывайте лепку, чтение, рисование и письмо даже на каникулах и во время летнего отпуска – навыки у ребенка еще не так сильно закреплены, как у взрослого. Каждый день вознаграждать успехи чем-то материальным – не всегда вариант, поэтому договоритесь о еженедельной награде (поход в парк развлечений и т.п.), если малыш, к примеру, каждый день прочитает одну страницу, напишет 5 строчек в прописи, нарисует два рисунка и слепит одну фигурку. Обязательно выполняйте обещанное.

5. Джедайский меч из подручных средств. Это отличная идея занять ребенка, если ему предстоит провести вечер с папой, или он ожидает в гости друга. Понадобится скотч, два длинных воздушных шарика, две не слишком ярких фонарика или две втулки от туалетной бумаги и два плоских светодиодных фонарика. С помощью скотча надутые шарики крепятся к фонарикам и вуаля – звездный меч готов!

6. Книги. Без книг ребенку нельзя и недели, даже в эру глобальной компьютеризации. Если он умеет читать сам и ему нравится это – поощряйте увлечение покупкой новых книжек, и даже в таком возрасте не переставайте читать на ночь. Следите, чтобы малыш соблюдал гигиену чтения – не делал это лежа и при плохом освещении.

Ребенка 6-7 лет могут занять сборники рассказов и сказок народов мира. Ему обязательно понравится «Маленький Мук», «Оловянный солдатик», «Приключения Незнайки», «Волшебник изумрудного города», «Карлик Нос», «Дядя Федор», пес и кот», «Маленькое приведение», «Питер Пен», «Приключения Карандаша и Самоделкина», «Приключения Буратино» и т.п.

На улице

1. «Большой теннис» с воздушным шаром. Потребуются две крепкие одноразовые тарелки, две пластиковые вилки, скотч и несколько воздушных шариков. Соорудите «ракетки», прикрепив к вилкам клейкой лентой тарелки, надуйте шарик – реквизиты для игры готовы.

2. «Лазерная паутина». Если на дачу нежданно нагрянули друзья с детьми-школьниками, идей для времяпровождения нет, зато есть деревья и много метров веревки – юных гостей можно занять игрой в шпионов. Хаотично натяните между деревьями веревку – чем больше линий, тем лучше. Прекрасно, если на каждую найдутся колокольчики или что-то в этом роде – если ребенок заденет «лазерную линию» - сработает «сигнализация». Игра развивает координацию и ловкость движений.

3. «Полярная экспедиция». Занять ребенка 6-7 лет таким способом игрой можно, если на улице зима и выпало много снега. Просто делайте ходы, лабиринты, вставляйте в снег отломанные ветки. Возьмите с собой бутылку с горячей крашенной водой и проделайте дырку в крышке – теперь можно и «рисовать». Обязательно прихватите большие лопатки – теперь можно построить и полярную станцию.

4. Если у вас есть дача или частный дом – отведите ребенку собственный огородец. Пускай посадит там понемногу всего, что душа пожелает – хоть овощи, хоть цветы – и ухаживает за ними все лето. Как правило, детям очень нравится такое занятие, ведь это их личная территория, а урожай будет казаться самым вкусным и самым лучшим в мире.

5. Запускание воздушного змея. На игрушку совсем не обязательно тратиться - ее можно сделать вместе по мастер-классу с интернета. Процесс запуска нужно совершать в ветряную погоду и на открытом пространстве без деревьев и электрически проводов. Такое развлечение всегда занимает детей и дарит им массу впечатлений и позитивных эмоций.

6. «Следопыт». Подарите ребенку лупу – он с удовольствием займет себя изучением жучков, паучков, прочих букашек, цветов и всего-всего-всего.

7. Гербарий. Ребенок 6-7 лет уже может занять себя ведением гербария. Самый простой способ засушивания листиков и цветов – между страницами старой, скучной и ненужной книжки. Вероятно, малыш поделится идеей со своими друзьями – это ведь лучше, чем ловить покемонов.

8. Твистер. В игру не обязательно играть дома – ее можно взять на улицу. Будьте готовы к тому, что к вам подключатся все друзья малыша со двора. Если имеющуюся игру жалко запачкать и испортить – сделайте такую же со старой ненужной простыни.


Проводя дома дни напролет с маленьким ребенком родители, так или иначе, приспосабливаются к его ритму и интересам. Днем малыш спит и у мамы есть время заняться домашними делами, к тому же большую часть досуга занимают прогулки. Совсем по-другому обстоят дела с 5-ти летними малышами, которые в своем большинстве уже регулярно посещают детский сад. У таких деток свои игры и развлечения, режим и расписание занятий, к которым они привыкают в садике.

Именно поэтому организовать досуг 5-тилетки, если он по каким-либо причинам остался дома или в выходной день, родителям не так просто. Итак, чем занять ребенка 5-ти лет дома, - давайте подумаем вместе.

Игры и развивающие занятия для детей 5-ти лет дома

Многие родители быстро решают проблему организации малышового досуга – они попросту включают ребенку мультики. Безусловно, способ действенный, но только не такой безобидный, как кажется на первый взгляд. Длительный просмотр телевизора очень быстро «даст свои плоды». Уже к вечеру мамы и папы заметят, каким капризным и беспокойным стал их малыш, а ночь и вовсе расставит все на свои места. Можно с уверенностью сказать, что родители, чей ребенок провел у экрана достаточно долгое время, на спокойный ночной сон могут не рассчитывать. Кроме того, не стоит забывать, что подобное, пусть и увлекательное занятие, вскоре может негативно отразиться на зрении ребенка.

Собственно, поэтому, задаваясь вопросом, чем развлечь ребенка 5-ти лет дома, мы будем искать другие альтернативные пути решения данной проблемы. И начнем, пожалуй, с развивающих игр.

Игра - это любимое, а иногда и очень полезное занятие. Даже уже взрослый, 5-тилетний ребенок не откажется поиграть с родителями в:

Как видите, вариантов, чем заняться с ребенком 5-ти лет дома, на самом деле множество. Главное проявить фантазию и участие, любовь и заботу к своему малышу, тогда в дальнейшем проблем с организацией досуга у вас возникать не будет.

Даже самые выносливые родители могут устать от неуемной детской энергии, поэтому основной проблемой почти каждой мамы становится вопрос: чем занять ребенка в 5 лет, чтобы это было не только интересно, но и полезно для его развития? Время на телевизор и компьютер в этом возрасте должно быть строго дозировано. Конечно, удобно посадить малыша перед экраном и заниматься своими делами, но это чревато не только испорченным зрением, но и нарушениями психики. Поэтому, когда ребенку надоедают все привычные игрушки, неплохо иметь в арсенале несколько интересных идей, как занять ребенка 5 лет.

Как занять ребенка 5 лет? Идеи для мальчиков

В этом возрасте мальчики очень любят играть с деталями конструктора, машинками и солдатиками. Делать они это могут уже самостоятельно, придумывая игровые ситуации без помощи взрослых. Ребенку также можно предложить порисовать, а если краски и фломастеры уже наскучили малышу, предложите ему сделать это углем. Разумеется, придется выделить для этого занятия отдельное место, иначе малыш перепачкает все вокруг.

Еще один вариант, чем занять ребенка в 5 лет – сделать упрощенный вариант малого тенниса. Для этого нужно проделать в шарике для пинг-понга отверстие, в которую продевают нитку или веревочку. Шарик подвешивают в доступное место, где он не будет мешать. Дайте ребенку ракетку, пусть наиграется в свое удовольствие, а потом шарик можно снять. Такая игра развивает быстроту реакции и внимание, малыш учится мыслить логически и воспринимать ритм движения.

Другим занятием для ребенка 5 лет, которое наверняка увлечет мальчиков, может стать подсчет машин. Если одно из окон в квартире выходит на дорогу, а малыш уже умеет считать, предложите ему считать проезжающие автомобили.

Несколько идей для девочек

В этом возрасте девочки хорошо рисуют красками и карандашами или вырезают несложные фигурки из бумаги. Можно предложить, кроме того, сделать несколько поделок из бумаги – оригами. Конечно, это занятие с ребенком в 5 лет требует помощи взрослых.

В 5 лет дети любят, когда им читают. Можно предложить малышке альтернативу – сделать книгу из ее фотографий и рисунков. Содержимое такой самодельной книги будет хорошо знакомо и интересно ребенку. Материалом для изготовления книги могут стать также старые журналы.

Девочке может понравиться, кроме того, идея провести показ мод. Выберите и отдайте ей несколько старых вещей, пусть надевает их по своему усмотрению и демонстрирует вам.

Творческие занятия с ребенком 5 лет

Дети в этом возрасте часто любят заниматься различным творчеством, особенно вместе с родителями. Поэтому такие способности обязательно нужно развивать. Ребенок в 5 лет может рисовать в различных техниках, а чтобы увлечь малыша, можно предложить ему игру в нарисованную железную дорогу. Нарисуйте фломастером поезда, а затем в каждый вагон «посадите» разных животных: волка, лисичку, слона, жирафа и т.п. Таких пассажиров рисуйте с ребенком поочередно или вместе.

Чтобы занять ребенка в 5 лет дома, можно не только рисовать, но и вырезать фигурки из старых журналов, клеить, делать аппликации. Вместо наскучившего пластилина можно лепить из соленого теста. Для этого нужно смешать 2 части муки и воды, 1 часть соли и замесить тесто, оно должно быть эластичным и не липнуть к рукам. Налепленные фигурки высушивают в духовке при температуре 100 °С в течение 3 часов. Готовые изделия можно раскрасить.

Еще один вариант интересного времяпровождения – строительство картонного дома. Возьмите большую коробку от бытовой техники и предложите малышу сделать из нее домик для кукол и мягких игрушек. В середине картонных стен нужно вырезать окна и двери, после этого коробку можно разрисовать красками – жилище готово. А если оно достаточно больших размеров, дети сами с удовольствием будут в него залазить. Из небольших картонных коробок можно сделать объекты поменьше. Например, это может быть паровозик или автобус.

Другой вариант, чем занять ребенка в 5 лет – предложить ему поиграть в фальшивомонетчиков. Положите под бумагу разные монеты и дайте малышу карандаш, пусть он их раскрашивает. Чтобы на листке проявились контуры монет. Затем можно вырезать их из бумаги и склеить соответствующие стороны.

Если у вас есть фотоаппарат, почему бы не научить малыша бережному с ним обращению и фотографированию. Ребенок с удовольствием будет фотографировать игрушки и домашних животных.4.5 из 5 (13 голоса)

Заниматься с детьми 5-6 лет становится намного легче. В этом возрасте они уже стремятся стать школьниками, хотят как можно скорее стать взрослыми, им становится интересно узнать, как все вокруг устроено. К тому же дети этого возраста уже могут заниматься достаточно долгое время, способны воспринимать и запоминать намного больше информации.

Уроки развития для детей этого возраста должны быть нацелены на подготовку к тому, что вскоре ребенок будет учиться в школе. Учитывая сложность современных учебных программ, это является необходимым аспектом. На занятиях ребят нужно обучать всем необходимым навыкам для успешной учебы: распознаванию звуков в словах, чтению, счету, письму.

О том, как можно построить учебный процесс с дошкольником, подробнее рассмотрим в статье.




Знания, которые должны быть у ребенка 5-6 лет

Занимаясь с ребенком дома, взрослые должны осознавать, что умение читать, писать и считать – это совсем не главное в дошкольный период.

Если у малыша будут хорошо развиты основные психические функции, такие, как память, мышление, внимание, восприятие и воображение, а также речь и мелкая моторика руки, то первокласснику будет довольно просто усвоить программный материал в школе. А вот развитие интеллекта у крохи в дошкольном возрасте проходит намного эффективнее.



Математика:

  • прямой и обратный счет в пределах 10;
  • состав чисел в пределах 10;
  • зрительный образ цифр и их написание;
  • математические действия в пределах первого десятка – сложение и вычитание, знание знаков, которыми они обозначаются – «+», «-»;
  • сравнение множеств – больше, меньше, равно; знаки – «>», «
  • понимание и точный, верный ответ на вопрос: сколько? Который? Какой по счету?
  • Умение составить и решить задачу в одно действие – сложение и вычитание;
  • ориентирование в пространстве: вверх, вниз, вперед, назад, перед, после, справа, слева; знать понятия «ниже-выше», «длиннее-короче», «дальше-ближе»;
  • знание основных геометрических фигур: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, трапеция, ромб; и геометрических тел: куб, шар, цилиндр, пирамида;
  • умение определять форму различных тел – круглая, квадратная, прямоугольная, треугольная;
  • деление круга и квадрата на 2 и 4 одинаковые части;
  • умение решать несложные головоломки.

Логическое мышление:

  • классификация предметов по какому-либо признаку;
  • составление рассказов по предложенной иллюстрации или продолжение рассказа по заданному началу;
  • умение находить предмет, который к данной группе не относится, лишний;
  • установление закономерностей и продолжение ряда.


Развитие речи:

  • малыш должен знать свои фамилию, имя, отчество, возраст, город проживания, адрес и телефон, имена родителей и бабушек-дедушек, место работы родителей, профессию;
  • качество связной речи практически такое же, как и у взрослых;
  • четко проговаривать все звуки речи; речь должная быть связной, выразительной;
  • уметь пользоваться предлогами, изменять слова по числам, падежам;
  • эмоционально окрашивать свою речь с помощью интонации;
  • различать и уметь пользоваться побудительными и повествовательными предложениями, вопросительными и восклицательными;
  • задавать вопросы, рассуждать и спорить;
  • участвовать в диалоге, вести монолог;
  • знать наизусть стихотворения, рассказывать их выразительно; пересказывать большие произведения.
  • Если ребенок еще не знаком с буквами, не умеет читать, то сейчас самое время начать это делать

Знания об окружающем мире:

  • знать названия и классифицировать все окружающие его объекты: мебель, одежда, обувь, посуда, домашняя бытовая техника, дикие и домашние животные, растения, фрукты, овощи и ягоды, знать названия сказок, которые любит и имена сказочных персонажей, названия любимых мультфильмов;
  • знать месяца по порядку, по временам года, называть текущий месяц, дни недели.




Развивающие занятия для детей дошкольного возраста

Математика

  1. Числовой ряд. Необходимы карточки с цифрами от 0 до 10. Взрослый загадывает два числа и выкладывает перед малышом карточки с соответствующими цифрами (например, 2 и 8). Задача ребенка – выложить карточки с числами, которые находятся между ними (в нашем примере ребенок должен выложить между этими цифрами 3, 4, 5, 6, 7).
  2. Раскраски, в которых сначала надо нарисовать рисунок, соединяя цифры по возрастанию;
  3. Раскраски по номерам;
  4. Домики;
  5. Прописи с цифрами;
  6. Выкладывание цифр из счетных палочек.
  7. Задания на сложение и вычитание. Используйте наглядные примеры для обучения. Малышу будет намного интереснее посчитать, сколько конфет в вазе было и сколько станет, если съесть, к примеру, 5 конфет, или добавить к ним еще 3. Или посчитать, сколько яблок было и сколько будет, если его угостят еще одним. А что дошкольнику интересно, то он усвоит гораздо быстрее. Для примера можно использовать и красочные иллюстрации.
  8. Сравнение множеств;
  9. Геометрические фигуры;
  10. Очень интересным для ребенка будет решение геометрических примеров.
  11. Выучить с ребенком основные геометрические тела помогут простые пластмассовые кубики. Они также могут помочь в определении того, какой формой предмет – круглой, овальной и т.д. Постройте с малышом домик, называя геометрические тела – куб и пирамиду, для постройки башни возьмите цилиндр и пирамиду. А теперь попросите кроху построить что-нибудь самостоятельно. Пусть он называет, какие геометрические тела он использует.
  12. Используйте задачки в стихах. Они намного занимательнее для дошкольника и воспринимаются им намного легче.
  13. Детям очень понравятся различные математические презентации или флеш-игры на компьютере или планшете. Ими можно с успехом пользоваться в ваших домашних уроках математики.

Логическое мышление

Для развития логики у детей можно приобрести интересные дидактические игры (это могут быть паззлы «раздели на группы, лото, домино и др.) и готовые тетради с разнообразными красочными иллюстрациями.

Если есть возможность распечатать их на принтере, то вы сможете сделать отличные развивающие пособия своими руками, найдя такие карточки в интернете. В этом случае вам будет легче подобрать материал для домашних уроков по предпочтениям вашего малыша.

Для развития логики очень полезен различный конструктор. В магазинах его можно приобрести как для девочек, так и для мальчиков.

Еще больше дошкольнику понравится работа с наглядным материалом. Так, к примеру, в корзинку можно положить 4-5 фруктов и один овощ и попросить кроху найти лишнее.



Можно предложить ребенку среди фигурок животных найти лишнее (по принципу дикие-домашние), среди игрушечной мебели найти лишнее (например, игрушечный пылесос – бытовая техника).

Для того чтобы кроха учился классифицировать, можно поиграть с яркими пластмассовыми кубиками. Их можно разделить на группы по нескольким признакам (цвет, форма, размер). Попросите малыша рассказать вам, как он это сделал. Таким же образом можно использовать практически все, что есть у вас дома.

При обучении ребенка составлять рассказ по картинкам добивайтесь связной речи и полных предложений.

Для начала можно помочь маленькому ученику, задавая наводящие вопросы. Когда ребенок поймет, как это делать, можно уже просить его составить рассказ самостоятельно или закончить начатую вами историю. Попробуйте поменять местами картинки.


Прежде чем начинать рассказ, малыш должен догадаться, что порядок карточек не верный.

Воспользуйтесь вашей фантазией, и занятие превратится для крохи в увлекательную игру.

  • Найди лишний предмет
  • Раздели на группы
  • Составление рассказов по картинкам
  • Установление закономерностей

Развитие речи

Занимаясь развитием речи, необходимо обязательно делать с ребенком логопедическую зарядку для язычка. Это нужно для того чтобы мышцы, которые отвечают за работу губ и языка, всегда поддерживались в тонусе, были хорошо развиты. Именно они отвечают за качество произносимой речи.

Зарядку необходимо делать каждый день. Малыш обязательно должен видеть свое отражение в зеркале, сравнивая свои движения с взрослым. Следите за качеством выполнения упражнений, в каждом положении необходимо фиксировать язык на несколько секунд. Никаких пропусков быть не должно.

Следите за тем, чтобы кроха от усердия не напрягал мышцы шеи, плеч и кисти рук. Если это происходит, то необходимо сделать легкий массаж.

Очень полезным для развития речи будет заучивание чистоговорок и скороговорок, различных считалок.


После этого крохе будет намного проще научиться печатать буквы, ведь он научился не только ассоциировать звук с изображением буквы, но и запомнил основные движения руки необходимые для ее написания.

Каждый день заучивайте с дошкольником детские стихи, как можно больше читайте ему различных книг . Просите рассказать то, о чем вы прочитали.

Следите за тем, чтобы рассказ малыша был связный, ребенок рассказывал по порядку, не перескакивая из начала в конец.

Просите ребенка рассказать хорошо знакомое ему стихотворение с различными эмоциями: сердито, как будто ему очень смешно, жалобно и т.д.

Учите задавать вопросы, высказывать свою точку зрения на ситуацию. В таком возрасте для детей уже можно приобрести азбуку. Все это очень хорошо способствует развитию речи и расширению словарного запаса крохи.


Знания об окружающем мире

Занятия окружающим миром можно проводить практически везде: дома, в магазине, на прогулке, в очереди в поликлинике.

Находясь в магазине, попросите малыша назвать знакомые ему овощи, фрукты, ягоды. Покажите те, которых он еще не знает. На прогулке можно вспомнить встречающиеся виды транспорта, рассмотреть различные деревья и их листья, кусты, цветы, траву.


Обязательно разговаривайте о том, какое сейчас время года, ищите его признаки в природе, вспомните названия месяцев этого времени года, какой месяц сейчас, какое время года было перед ним и будет после, изменения в природе, которые они с собой принесут и название месяцев.

Поговорите о птицах, расскажите о перелетных и зимующих видах, о тех, которые живут в лесу и в городе. Вспомните диких и домашних животных, насекомых.

Находясь в очереди в каком-либо учреждении, можно рассказать ребенку о различных профессиях людей, которые там работают.

Заходя в магазины одежды и обуви, попросите ребенка вспомнить, что из этого он знает и может назвать.

В магазине бытовой техники можно познакомить ребенка с той, которой нет у вас дома и объяснить, для чего она нужна.

Знакомьте ребенка с новой информацией и вспоминайте то, что он знает повсюду. Все это - отличный способ познакомить кроху с окружающим миром на примерах из жизни, а знания, полученные таким образом, усваиваются намного эффективнее.


Также в знакомстве с окружающим миром отлично помогут различные дидактические игры, карточки, лото, домино.

Раздумывая над тем, чем занять ребенка, которому исполнилось пять лет, помните, что он еще находится в той счастливой поре детства, когда есть время и желание мечтать.

Пойдя в школу, он, скорее всего, утратит эту способность. Пять лет – это тот счастливый возраст, когда подвижные игры приносят удовольствие такое же, как и игры, требующие логики и усидчивости.

Общаясь с малышом, вы почувствуете его непосредственность и искренний интерес, открытость ко всему новому. В этом возрасте дети очень легко находят друзей и дорожат дружбой.

Постарайтесь быть не строгим учителем, а помощником, способным увлечь ребенка. Замечательно, если вы занимались с ним самого рождения и уже понимаете его настроение, знаете сильные и слабые стороны.

Из этой статьи вы узнаете

Творчество

Чем занять 5 летнего ребенка дома? Можно бисероплетением. Это занятие увлекает как мальчиков, так и девочек. Для занятий понадобится:

  • бисер разных цветов и размеров;
  • леска, медная проволока;
  • схемы для плетения.

Схемы можно найти в интернете или в книжках. Из проволоки плетут в основном листья и цветы, а из лески фигурки животных и фенички. Чтобы продеть леску в отверстие бисера, игла для малыша не нужна.

На леску диаметром 0,2 или 0,3 мм бисер прекрасно надевается без иглы. Необязательно браться за сложные изделия.

Даже цветок из четырех лепестков с одним листком, сплетенный самостоятельно из бисера, приводит малыша в восторг.

Очень интересно пятилетним малышам заниматься оригами – складывать из бумаги различные фигурки. Нельзя показать ребенку схему и сказать, чтобы он сам все сделал. Вам придется освоить науку оригами, чтобы делать фигурки вместе с малышом.

Кроме вышеназванных примеров, направлений для творчества может быть очень много. Чтобы выбрать, чем заняться с ребенком 5 лет дома, можно из творческих занятий составить целый список:

  • рисование;
  • лепка;
  • аппликация;
  • вышивание;
  • сборка конструктора;
  • моделирование самолетов;
  • макраме;
  • рисование на стекле;
  • мозаика и т. д.

Чтобы узнать, чем занять ребенка, предоставьте ему выбор. Для этого нужно познакомить малыша с несколькими видами творчества, и самому стать человеком всесторонне развитым.

Перечисленные занятия хорошо развивают воображение и мелкую моторику рук. Помогают малышу стать более взрослым – усидчивым и внимательным.

Занятия пением и музыкой также можно отнести к творчеству. Чтобы заниматься в музыкальной школе должен быть музыкальный слух.

Дома занятия можно проводить самостоятельно, но при отсутствии минимального музыкального образования, все занятия сведутся к прослушиванию песенок и их заучиванию.

Физическое развитие

Дети в пять лет любят подвижные игры. Самое время для начала спортивной карьеры. С пяти лет можно поводить малыша по разным спортивным секциям и кружкам вдруг ему что-то понравится. Выбор велик:

  • танцы разных направлений;
  • плавание;
  • фигурное катание;
  • легкая атлетика;
  • борьба и единоборства и т. д.

Если даже малыш не станет спортсменом, занятия благотворно скажутся на его всестороннем развитии. Научат управлять своим телом и чувствовать его. Это пригодится в будущем, какую бы профессию он ни выбрал.

Если вы живете в селе, где нет возможности ходить в спортивные секции, для физического развития вполне подойдет помощь по хозяйству.

Занять ребенка 5 лет, при правильном к нему подходе, несложно. Он и в огороде прополет, и курочек покормит, и дом подметет.

Как Машенька в мультфильме «Маша и Медведь». Если вы помните, даже Медведь знал, чем занять ребенка дома.

У малыша, который ходит в детский сад, посещает спортивные секции, музыкальные занятия и развивающие кружки, остается мало времени.

Это не значит, что надо обделять его играми. Есть очень много интересных подвижных игр, в которые можно играть летом на улице. Очень увлекают детей игры с заданиями, где нужно преодолеть препятствия, чтобы достичь какой-то цели.

Дети играют в казаков-разбойников, прятки, мяч. Можно стать участником и организатором игр, развлечь ребенка, разделить с ним общение и хорошее настроение.

Эмоциональное развитие

В возрасте пяти лет малыш еще не способен отличать плохое и хорошее поведение. Как у Маяковского в книжке «Что такое хорошо и что такое плохо».

Не понимая многих вещей, замкнутый ребенок иногда боится сам обратиться с вопросом. Нужно, прежде всего, научить доверять вам.

Это достигается спокойным и последовательным поведением и искренней заинтересованностью делами и мыслями ребенка.

Когда что-то непонятно, пятилетний малыш идет к маме или папе и спрашивает. Если отмахнуться от вопроса, он обидится. Вторым шагом в воспитании после доверия должна стать открытость.

Пытаться навязать малышу общепринятую мораль, не придерживаясь ее, бесполезно. Поэтому даже если вопрос неприятный, на него нужно отвечать честно.

Замечательно, если после разговора с вами кроха уйдет радостным и решит для себя, что будет поступать только хорошо и не будет плохо.

Нужно научить малыша быть оптимистом. На самом деле это очень важно. Все наши болезни связаны с переживаниями и страхами, все неудачи и разочарования – следствие неправильно восприятия действительности.

Попробуйте игру, в которую можно играть каждый вечер. Вспомнить все самые хорошие события дня, за которые можно поблагодарить Бога, и наклеить улыбающиеся личики в детский дневник.

Эмоционально устойчивому малышу будет легче преодолевать этапы развития на пути к взрослой жизни.

Готовимся к школе

Для подготовки к школе у малыша есть еще год или два, если родители решили отдать его в школу с семи лет. Некоторые детки в пять лет уже читают, другие только начинают осваивать буквы и цифры.

Будет хорошо, если пойдя в школу, ребенок сможет уже читать по складам, владеть ручкой, складывать и вычитать числа в пределах десятка. При подготовке к школе можно выделить пять основных направлений развивающих занятий:

  • речевое развитие;
  • математика;
  • география;
  • письмо;
  • чтение.

Если малыш не выговаривает какие-то звуки, помогут занятия с логопедом. В детских садах есть специальные логопедические группы.

Если ребенок сидит дома, с ним нужно будет ходить на занятия в определенные дни недели. Не оставляйте проблему без внимания, потому что в школе ребенок будет испытывать лишнее эмоциональное напряжение, а к логопеду все равно придется ходить.

Если никаких трудных проблем с речью у малыша нет, вы осилите его речевое развитие дома. Учите детские стихи, считалки, загадки, скороговорки. Играйте в игру под названием «Продолжи сказку».

Вы говорите начало сказки, малыш придумывает продолжение, потом продолжение придумываете вы и так до счастливого конца.

Играйте с малышом в кукольный театр, пусть он озвучивает роли разных сказочных персонажей. Научите его слышать интонацию и ритм речи, говорить разными голосами.

К речевому развитию можно также отнести изучение иностранного языка. Если вы сами знаете только один язык – русский, не пытайтесь сами чему-то научить ребенка, ничего путного не выйдет. Можно найти развивающие языковые группы для детей или нанять домашнего репетитора.

Развивать математические способности малыша также важно, как правильную, красивую речь. Некоторые дети мыслят абстрактно – образами.

Логические задачи они решают своим, только им понятным методом, но ответы получают верные. Научить логическому мышлению помогут занятия шахматами, шашками, решение ребусов, головоломок, простых задачек. Заниматься и развлекать одновременно можно даже на прогулке, создавая задачки на ходу.

География для детей подразумевает знания об окружающем мире. К шести годам карапуз уже должен знать названия всех материков и океанов с их обитателями.

Он должен иметь понятие о том, что есть разные страны, в которых живут разные народы со своими обычаями. К географии можно отнести познания о ландшафте, осадках, сторонах света, смене времен года и погоде и т. д.

Держать правильно карандаш малыш учится еще в первый год жизни на уроках рисования. Делать это правильно он научится года в четыре или в пять лет.

С пяти лет можно проводить с ребенком графические диктанты, писать простые слова печатными буквами. В прописях можно писать элементы прописных букв.

Читайте с малышом сказки. Пусть он сам учится произносить слоги, написанные в детской книжке.

Зная, чем занять ребенка, уважайте его интересы и предпочтения, и не переутомляйте долгими занятиями.

Похожие публикации