Кто такие памирцы, где живут, культура, традиции. Этнография Национальная одежда народов Таджикистана

Челябинская государственная академия культуры и искусств

Этнография Памирского народа

Выполнила студентка

гр. 205 БНХК

Нуренова Аниса

2012 год.

    Исторический очерк

    Первоначальная трудовая деятельность

  1. Традиции

    Вероисповедание

    Музыкальные инструменты

    Орнаменты

    Танцевальная культура Памира

    Список литературы

ПАМИР - "Крыша мира".

Памирцы (Бадахшанцы, помери, помериен) - совокупность малых иранских народов, населяющих высокогорные области Памиро-Гиндукуша (историческая область Бадахшан), разделённого между Таджикистаном, Афганистаном, Пакистаном и Китаем (юго-запад Синьцзян-Уйгурского автономного района). Говорят на разнородных памирских языках восточноиранской группы иранской ветви индоевропейской языковой семьи, чем отличаются собственно от остальных таджиков, язык которых относится к западноиранским языкам. Центром является г.Хорог.

Области расселения памирцев - западный, южный и восточный Памир, смыкающийся на юге с Гиндукушем - представляют собой высокогорные узкие долины с довольно суровым климатом, практически нигде не опускающиеся ниже отметки 2 000 м над уровнем моря и окружённые крутосклонными покрытыми вечными снегами хребтами, высота которых местами подбирается к 7 000 м. К северу от Гиндукушского водораздела долины принадлежат к бассейну верховий Амударьи (Верхняя Кокча, Пяндж, Памир, Вахандарья. Восточные склоны Памира принадлежат бассейну р. Яркенд, к югу от Гиндукуша начинается бассейн Инда, представленный реками Кунар (Читрал) и Гилгит. Административно вся эта территория, издавна составлявшая эклектичный, но единый ареал, оказалась поделенной между Таджикистаном, Афганистаном, Пакистаном и Китаем в результате экспансии в XIX в. Российской, Британской и Китайской империй и их сателлитов (Бухарского и Афганского эмиратов). В результате ареалы многих памирских народов оказались искусственно разделены.

Этногеографическими единицами на Памире служат исторические области: Шугнан, Рушан, Ишкашим, Вахан, Мунджан, Сарыкол, Язгулям - в целом изначально совпадавшие со сформировавшимися в них народностями. Если в плане материальной и духовной культуры памирцы благодаря тысячелетним взаимным контактам значительно сблизились друг с другом, то изучение их языков показывает, что разные памирские народы вышли из как минимум четырёх древних восточноиранских общностей, лишь отдалённо родственных друг другу и занесённых на Памир независимо.

Памироязычные народы.

    Шугнано-рушанцы - группа народов, населяющих смежные долины, не имеющая общего самосознания, но говорящая на близкородственных языках-диалектах, что позволяет им при общении сносно понимать друг друга; часто в качестве междолинного шугнано-рушанского языка используется наиболее престижный памирский язык - шугнанский.

    Шугнанцы - Шугнан (тадж. Шунон, шугн.) - часть долины р. Пяндж в районе Хорога, долины его правых притоков (Гунт, Шахдара, Баджув. Правобережье реки Пяндж принадлежит Шугнанскому и Рошткалинскому районам ГБАО Таджикистана, левобережье - району Шигнан афганской провинции Бадахшан. Ведущий этнос Памира, численностью ок. 110 тыс. чел., из них в Афганистане ок. 25 тыс.

    Рушанцы - Рушан (тадж., руш. , область ниже Шугнана по течению Пянджа у впадения реки Бартанг. Правобережная часть расположена вРушанском районе ГБАО Таджикистана, левобережная - в районе Шигнан афганской провинции Бадахшан. Общая численность - ок. 30 тыс. чел.

    Ваханцы - исторически населяют область Вахан (тадж. Вахон, вах. , включающую верхнее течение Пянджа и его истока Вахандарьи. Левобережье Пянджа и долина Вахандарьи (Ваханский коридор) относятся к району Вахан афганского Бадахшана, правобережье - к Ишкашимскому району ГБАО Таджикистана. Во 2-й половине XIX в. ваханцы широко расселились также к югу от Гиндукуша - в долинах Хунза, Ишкоман,Шимшал (Гилгит-Балтистан) и р. Ярхун в Читрале (Пакистан), а также в китайском Синьцзяне: Сарыколе и на р. Кильян. Общая численность ваханцев - 65-70 тыс. человек.

    Мунджанцы (дари, мундж.населяют долину р. Мунджан в верховьях р. Кокча (район Куран и Мунджан в афганском Бадахшане). Численность - ок. 4 тыс. человек.

    Ишкашимцы - Ишкашим по берегам Пянджа (Ишкашимский район) и кишлак Ишкашим в одноимённом районе афганского Бадахшана. Ок. 1500 человек.

    Язгулямцы - населяют долину Язгулям в Ванджском районе Горно-Бадахшанской автономной области (далее ГБАО) Таджикистана, 8 - 10 тыс. человек.

Трудовая деятельность .

    Земледелие, скотоводство

    Основное занятие горных таджиков- земледелие высокогорного типа при искусственном орошении в сочетании с животноводством. В крестьянском хозяйстве имелись коровы, овцы и козы, реже лошади и ослы. В высокогорных районах, как исключение, можно было встретить яка, называемого «кутас». Скот не отличался хорошим качеством, был мало вынослив, низкоросл. Годовой цикл ухода за скотом разделялся на два основных периода: зимнее нахождение скота в кишлаке, в хлеву и пастьба скота на летних пастбищах, вдали орт кишлака, далеко в горах. Между этими основными периодами вклинивались два других коротких периода, падающих на весну и осень, когда скот свободно бродил по ещё незасеянным или уже сжатым кишлачным полям или отгонялся на скудные травяные участки вблизи кишлака.

Быки и ослы весной на пастьбу не выгонялись, так как в этот период они нужны были в кишлаке для земледельческих работ. Области расселения горных таджиков отличаются крайним малоземельем. Большую часть земель занимают так называемые бросовые земли(ледники, скалы, крутые склоны, нагромождения камней). Ирригационная система своеобразна: от магистрального оросительного канала спуск воды осуществляется серией водопадов или сбросов. Из них вода по каналам отводится на вспаханные поля и оросительные борозды.

Костюм.

Традиционная одежда туникообразного покроя у мужчин и женщин из шерстяных тканей, летом - из хлопчатобумажных. Длина мужских рубах несколько ниже бёдер, штаны, широкие в шагу, длиной чуть ниже колен. Женские платья отличаются от мужских рубах длиной (ниже колен) и разрезом, который сделан по середине груди. В холодное время мужчины носили шерстяные халаты, овчинные шубы. Женщины при выходе из дома надевали два-три шерстяных платья. Женские штаны имели длинные штанины, суживающиеся к щиколотке. На ногах - шерстяные с орнаментом носки, поверх них - кожаные, сшитые наподобие чулок сапоги на мягкой подошве. Женский головной убор - большое покрывало. В настоящее время традиционная одежда заменена в основном современным национальным костюмом таджиков и общепринятой городской.

Праздники.

Праздник жертвоприношения (Иди курбон)

Один из самых почитаемых религиозных праздников у всех мусульман, отмечаемый через 70 дней после окончания месяца Рамазана, когда все верующие держат строгий пост. В священном писании существует легенда об истоках этого праздника. В ней говорится о том, как Аллах не дал правоверному мусульманину Ибрагиму принести в жертву своего сына Исмаила, положив на жертвенный алтарь овна. С тех пор принято приносить в жертву животных, как символ веры во всемогущество и милосердие Всевышнего. В праздник Иди курбон верующие надевают чистые нарядные одежды, посещают мечеть, режут жертвенного барашка или теленка, раздают мясо бедным, часть мяса – родственникам, а из части готовят праздничное угощение. В этот день принято ходить в гости и принимать гостей у себя.

Празднование Навруза в Таджикистане – это невероятное по

своей красоте зрелище. В эти праздничные дни весна окончательно приходит на

древнюю таджикскую землю и, наконец, можно увидеть ее во всем

великолепии. Ласковое солнце пригревает горные вершины и сквозь талый снег пробиваются прозрачные подснежники. Эти первые весенние цветочки – главные предвестники праздника. Традиционно их раздают сельские детишки, как символ начала весны. В Таджикистане к Наврузу готовятся заранее, прежде всего, духовно: раздают долги, прощают старые обиды. А в день праздника еще и надевают все чистое, символизируя полное очищение. Обязательны в этот день ритуалы с огнем, восходящие к зороастирийским корням праздника. Зажженный костер или факел должны обойти все домочадцы в знак доброй надежды на лучшее. Ну а к обеду хозяева созывают гостей за праздничный дастархан, где уже красуются традиционные для Навруза блюда: суманак (варево из ростков пшеницы), самбуса (слоеные пирожки с мясом илизеленью), сабзи (овощи) и многое другое. Всего семь ритуальных кушаний на букву «с».

Навруз широко проходит как в городе, так и в селах. В городах в этот день все спешат на главную площадь увидеть праздничное представление с

певцами, музыкантами, танцорами. В селах и празднование

Навруза невозможно представить без скачек, спортивных

состязаний в национальном стиле, петушиных боев, запуска

голубей и воздушных змей, и конечно традиционного

козлодрания (бузхкаши).

Жилище.

Традиционное жилище - из камня или сырцового кирпича, с деревянным каркасом, ступенчатым сводом кровли (чор-хона) и светодымовым отверстием; вдоль трёх стен - глинобитные нары. Чор-хона и нары придают национальный колорит и современному жилищу.

Традиционные промыслы

Домашние промыслы - главным образом обработка шерсти, выделка тканей, узорное вязание из цветной шерсти длинных носков, кошмоваляние, обработка дерева, ручное женское гончарство, охота, изготовление ювелирных украшений, кузнечное дело. Обработкой шерсти занимались женщины, взбивали шерсть тетивой специального небольшого лука и пряли на ручном веретене, а также на прялке обычного среднеазиатского типа. Тканье было традиционным мужским занятием. Ткани для одежды ткали на горизонтальном стане. Из шерсти коз и яков обычно зимой мужчины ткали полосатые безворсовые ковры, для этого употреблялся вертикальный ткацкий стан. Кошмы выделывали преимущественно женщины. Развита была обработка рога, особенно диких козлов. Из рога изготовляли рукоятки для ножей, гребни.

Среди памирских народов популярна национальная борьба - гуштингири, напоминающая самбо. В современном спорте представители памирских народов проявляют себя в таких видах спорта как самбо, бокс, бои без правил и другие единоборства а также волейбол.

Традиционная пища

В связи с преобладанием земледелия над скотоводством мясо употребляется в пищу редко, мясных кушаний мало, и готовятся они очень примитивно. Основными продуктами питания являются пшеница в виде муки (лапша, клецки, болтушка), в дробленном виде (для густой или жидкой каши), бобовые и овощи, овечий сыр и кислое молоко. Чай и молоко пили мало, молоко берегли детям, а чай могли позволить себе только зажиточные люди. Кушанья из пшеницы или муки варятся с овощами; мучные блюда никогда не варятся с мясом. К ритуальным кушаньям принадлежат блины, havlo, ozaq - кусочки теста жаренные в масле, и «кашк» - каша, приготовляемая из пшеницы, фасоли, гороха и чечевицы во время обжига посуды, причем горшок, в котором варится кашк, ставится у кучи обжигаемой посуды и кашк должен быть сварен на этом огне. Его едят только мастерицы и другие женщины, а мужчинам его не дают.

Брак и семья.

Наиболее архаичной формой семьи у горных таджиков являлась большая патриархальная семья, основанная на принципах агнатного родства. Неразделенность хозяйства являлась основой существования большой семьи, которая в свою очередь была основана на совместном владении землей. Во главе такой семьи стоял старейшина, распоряжавшийся всем имуществом, распределением работ в семье и другими делами. Внутри семьи господствовали патриархальные отношения, младшие беспрекословно подчинялись старшим, а все вместе старейшине. Однако с проникновением в районы расселения горных таджиков товарно-денежных отношений общинный уклад был подорван, что привело к разложению больших патриархальных семей. На смену патриархальной семье пришла семья моногамная, сохранявшая ещё в той или иной мере патриархальные отношения.

С установлением Ислама было легализовано превосходство мужчины над женщиной. Согласно шариатным нормам муж имел преимущество в деле наследования, в качестве свидетеля, было узаконено многоженство и право мужа на развод. Фактически положение женщины в семье зависело от степени её участия в производстве, сельском труде, поэтому в горных районах, где женщина принимала большее участие в производительной деятельности, её положение было относительно более свободным. Значительную роль у таджиков играли родственные браки, они стимулировались также и по экономическим причинам. Особенно излюблены были кузенные браки, главным образом, женитьба на дочери брата матери и дочери брата отца. В отличии от других жителей Центральной Азии, у Памирцев практически не наблюдаются случаи инцестов.

У горных таджиков первой церемонией связанной с браком являлось сватовство. Следующим этапом бракосочетания была помолвка. После сватовства и помолвки жених и невеста начинают скрываться от своей новой родни. В течение года собирается и уплачивается отцу невесты весь калым, в его сборе отцу жениха помогают родственники. Калым носил, главным образом, натуральный характер. Брак матрилокальный. В качестве следов матрилокальности брака остается обычай, по которому невеста после свадьбы пребывает в доме мужа только 3-4 дня, а затем возвращается в дом отца и фактический брак начинается здесь.

Вероисповедание

С установлением начиная с конца I тыс. до н. э. связей с равнинным иранским миром на политеистические иранские верования древних памирцев сильное влияние стал оказывать зороастризм. Привязка этой религии к солярным культам отразилась в именовании солнца в ишкашимском языке remozd, происходящего от имени Ахура Мазда. Особенно сильны были позиции зороастризма в Шугнане, где на возвышенностях строились открытые храмы огня.

Другой важной религией Памира был буддизм, проникавший сюда из Индии караванным путём. Особенно сильны позиции буддизма были в Вахане, через который массово двигались буддистские проповедники из Индии и паломники из Хотана и Китая.

Исламизация Средней Азии после арабских завоеваний в VIII-IX вв. практически не затронула памирские народы. Широкое проникновение ислама в народные массы происходило только в XI-XII в. и связано с деятельностью активного деятеля исмаилитского течения и выдающегося персидского поэта Насира Хосрова, который стал духовным наставником местного населения и инициатором широкой пропаганды исмаилизма в других памирских областях.

Исмаилизм наложил большой отпечаток на духовную культуру памирцев и до сих пор является одним из их этнических символов. Важная роль в памирском обществе отводилась пирам и халифам - духовным наставникам. Прерванные в период Советской власти отношения с главой исмаилитов всего мира Ага-ханом начали налаживаться после обретения Таджикистаном независимости. Тем не менее проживающие в КНР исмаилиты-сарыкольцы и ваханцы до сих пор пребывают в религиозной изоляции.

Музыкальные инструменты.

Каждый памирец в себе совмещает певца, актера и танцора, а также, как правило, умеет играть на нескольких музыкальных инструментах. Музыка на Памире сопровождает человека всю его жизнь, она согревает душу, придает новое измерение бытию, именно она является его духовной пищей и источником сил. По древнеарийским воззрениям, единство Света и Звука породило Вселенную. Звук является неизменным символом творящего божества. Всем миром и человеком управляет космическая музыка, выражающаяся в гармонии целого и его частей. Она пронизывает время и пространство. Посредством звуков люди могут общаться с богами, устанавливать связь с другими мирами (верхним и нижним), с мифологическим прошлым. Почти все жители Памира - хорошие музыканты и слушатели, обладающие тонким слухом. В каждом памирском доме обязательно есть не один, а сразу несколько основных инструментов - рубоб, танбур, сетор, гиджак, най и дойра (даф) , которые являются для хозяев самыми священными предметами. В случае пожара, землетрясения или какого-либо другого стихийного бедствия в первую очередь спасают именно их. До сих пор в горных пещерах находят древние инструменты, которые когда-то были спрятаны во время опасности до лучших времен. Памирские музыкальные инструменты являются самыми древними, как для Востока так и для Запада.

На основе их форм были созданы многие музыкальные инструменты других стран. Традиционно най, гиджак, и сетор относят к инструментам <ада>. Их звучание уподобляют крикам помощи мечущихся душ, ищущих успокоения. По преданию архангел Джабраил, создавая эти инструменты, из сострадания желал, чтобы они звучали как можно реже. В противоположность им, рубоб и тамбур, за их медитативный, гармонизирующий звук относят к инструментам <рая>.

Орнамент.

У Восточного Памира в орнаменте встречаются преимущественно мотивы рогов барана, следов зверей, изображения цветов; на циновках из чия (трава) - геометрические узоры.

Изумительные «каджары», «чахтак», «терме», причудливые узоры, напоминающие переплетения человеческих судеб единения и расхождения во всѐм этом заложен великий смысл Быт

Танцевальная культура Памира.

Культура памира по-своему уникальна и требует приумножения и сохранения национальных ценностей. Памирцы внесли значительный вклад в духовную сокровищницу цивилизации, дали миру выдающихся и замечательных ученых, философов, литераторов, поэтов и зодчих, труды которых стали неотъемлемой частью научного и культурного багажа, накопленного мировой цивилизацией.

Список литературы:

    Агаханянц О. Е. О природных границах Памира. Изв. ВГО, № 5, 1961.

    Воскобойников М. Из наблюдений на Памире. Землеведение, т VI, кн. 3, М., 1899.

Если разобраться, одежда различных групп этнических таджиков, с незапамятных времен различалась только в деталях.

Так, для мужского комплекта горного, или равнинного населения были характерны: широкая рубаха - "курта " сделанная из хлопчатобумажной ткани, брюки - шаровары , одевавшийся сверху халат , поясной платок и головной убор - тюбетейка .

Рубаху , обычно, шили из одного куска ткани, перегнув на плечах и сделав в середине вырез для горловины. Бока и рукава просто пришивались к основанию. Получалось широкое, не стесняющее движений изделие, названо в среде этнографов - туникообразным.

Брюки - шаровары ("эзор ") шились широкими, не стесняющими шаг сверху и узкими к низу. Рубаха носилась навыпуск, подпоясанная сложенным по диагонали поясным платком. Здесь нужно отметить, что платок, в этом случае выполнял функцию ремня и карманов одновременно, поддерживая брюки и делая функциональнее длинную рубаху. Прямо поверх рубахи надевали халат чапан »), распашного, прямого кроя. Для лета был предусмотрен легкий его вариант - без подкладки, для зимы - более плотный, на вате, имевший простежку по всему полю изделия. Халаты, как правило, шили из полосатой (полосами вдоль) или цветной хлопчатобумажной ткани. Жители горных районов предпочитали носить «чапаны » из некрашеной домотканой шерсти, ворот которых украшал вышитый орнамент.

Гардероб горцев дополняли высокие, вязаные цветной нитью, чулки ("джураб "), на которые надевали башмаки из сыромятной кожи на мягкой подошве - чарыки ("чорук ").

Равнинные жители надевали на ноги мягкие высокие сапоги-чулки из выделанной кожи - "махси ", в которые заправляли шаровары, а при выходе из дома прямо на них надевали кожаные калоши. В обиходе так же были кожаные сапоги с каблуком, и загнутым носом, используемые для верховой езды.

Головным убором для таджиков всегда служила тюбетейка , которая представляла собой невысокий конический колпак, затейливо украшенный вышивкой, узор которой, лучше всякого документа указывал на происхождение и место жительства хозяина. Равнинные таджики поверх тюбетейки носили еще и чалму.

К XX в. моду у таджиков вошла плоская квадратная тюбетейка , черная с белой вышивкой, которая получила название - "чусти ", по месту ее изготовления в городе Чуст . Ее стали охотно надевать и женщины, ранее использовавшие в качестве головного убора только платок.

Женский костюм , по составу обязательных элементов, был подобен мужскому, его точно так же составляла рубаха ("курта ") и шаровары . Женская рубаха кроилась так же, как и мужская, но в отличие от последней, была значительно длиннее и украшалась богатой вышивкой. «Курта» могла быть и однотонной и яркой, многоцветной, оформленной рисунком.

Женские шаровары обычно шили из двух типов ткани: верхнюю часть делали из более дешевой, хлопчатобумажной - приятной для тела и «дышащей», а нижнюю, которую видно из-под рубахи, из нарядной и более дорогой материи. Шаровары заканчивались красивой тесьмой, которая затягивалась вокруг щиколотки.

Верхней одежды таджикские женщины вообще не имели, в холода им предписывалось сидеть дома. Однако, если по необходимости нужно было выйти на улицу, они просто надевали несколько платьев, а сверху накидывали стеганый халат, сделанный подобно мужскому.

Выходя из дома, каждая женщина должна была надеть особый вид накидки - паранджу ("фаранджи "). Она представляла собой стилизованный халат-мешок со сложенными и сшитыми за спиной рукавами, впереди паранджа оформлялась черной волосяной сеткой («чачван "). Вся эта конструкция одевалась на голову, и надежно укрывала лицо и фигуру. Ношение паранджи - чисто мусульманский обычай, и пришел в Таджикистан в VII- VIII веках, вместе с арабами, принесшими Ислам. И хоть эта традиция усиленно насаждалась духовенством, прижилась она только в городах равнинной части страны. А в кишлаках и горных аулах ее и вовсе игнорировали.

Собственно Памир или "крыша мира" - горная система на территории Таджикистана, Киргизии, Китая и Афганистана, находящаяся на соединении отрогов других мощных горных систем центральной Азии — Гиндукуша, Кунь-Луня и Тянь-Шаня. А это красавицы из различных этносов, его населяющих в национальных одеждах.

Женщины очень напоминают наших женщин с Северного Кавказа. Читала отчеты экспедиции этнографов - они увязывают народы Памира с осетинами, китайцами, народностями Афганистана, даже со скифами... В общем, романтическая интерпретация пекинского маэстро...

Домбарка, банджарка или памирская цыганка (индусская ветка)

Памирская или афганская киргизка.

Предположительно язгулямка, Северный Памир, Ванджский район.

Киргизка. Кыргызстан.

Ишкашимцы, южный Памир

Таджичка.

Индуска

Таджичка

Китайская народность мяо, хмонги. Разные провинции.

Казашка

Ваханцы.

Девушка из Рушана или Куляба

Китайские киргизы

Таджичка ГБАО.

У южных границ . Южный Памир охватывает долину Аличура, Северо-Аличурский, именуемый также Базардара (длина ок. 130 км. высота до 5929 м.) и Южно-Аличурский (длина ок. 150 км. высота 5706 м. г. Кызылданги) хребты; верховья Оксу и район Зоркуля. Он отличается более резким рельефом и тем, что получает больше осадков. По долине Аличура и вдоль озера Зоркуль широкими полосами идут зеленые луга. Хребты достигают 5000—5700 м высоты. Оледенение развито только на северных склонах. В этой части Памира много озер, самое большое из них — Зоркуль. В долине Аличура есть крошечное озеро Акбалык, оно отличается исключительной прозрачностью воды.
Здесь можно наблюдать, как рыба, спускаясь на дно, уменьшается в размере, хотя и в самой глубине она видна совершенно ясно. Растительность района богаче, чем в других частях Памира.
Эти места заселены с давних времен и поэтому богаты памятниками старины. К прошлому столетию относится мавзолей Ваш-Гумбез, расположенный в центре Аличурской долины. К более далеким векам принадлежат наскальные надписи у озера Яшилькуль. Интересны могильники (начало нашей эры и раньше), вскрытые археологом А. Н. Бернштамом в Кзылрабате. Они обложены стволами арчи и ивы. Как попали эти материалы в безлесные горы — загадка и поныне.
В долине Аличура расположено озеро Яшилькуль — одно из живописнейших на Памире. Мягкие очертания гор вокруг, зеленовато-голубой цвет воды — все это создает какое-то впечатление уюта и тепла. Среди космической дикости памирских гор такие уголки встречаются нечасто. Но здесь, несомненно, чувствуется дыхание соседнего Бадахшана. Река вливается в озеро под именем Аличур и вытекает из него под названием Гунт — тоже типично памирская особенность. Известно, что самая крупная река Памира, Оксу, прежде чем добраться до Пянджа, трижды меняет название. Наименование Оксу носит только верховье вниз до впадения Акбайтала. Дальше река течет под названием Мургаб. Профильтровав свою воду через Усойский завал и слившись немного далее с Кударой, она мчится дальше в узком ущелье, вплоть до впадения в Пяндж, именуясь Бартангом.
Самая мелкая часть Яшилькуля - восточная, у устья Аличура. Река непрерывно выносит в озеро и осаждает песок, ил и прочие осадки, озеро здесь непрерывно мелеет, а берег неуклонно наступает. Яшилькуль соединен протокой с озером Булункуль. Видовой состав ихтиофауны озера беден. Птиц на озере много, но здесь нет островов, и уткам, гусям и чайкам гнездиться практически негде. На многих болотистых лугах привлекают внимание провалы и ямы, заполненные водой. Это результат таяния погребенных льдов, залегающих под болотистой почвой. Нередко в обрывах берегов можно видеть целые слои льда. Образование их связано с мерзлотными процессами, происходящими в почвах памирских лугов.
Вечная мерзлота на лугах Памира — обычное явление. Благодаря ей луга «крыши мира» выглядят как кочковатая болотистая тундра. Южной окраиной Восточного Памира является Ваханский хребет, часть которого расположена на территории Афганистана. (длина 160 км. высота до 6504 м. г. Снежная Глыба в Афганистане). Через весь Восточный Памир с севера - от долины реки Маркансу до перевала Беик - на юге проходит Сарыкольский хребет (высота до 6361 м г. Лявирдыр в Китае). По этому хребту проходит граница Таджикистана с Китаем.
Восточной окраиной Памира на территории Китая является Кашгарский хребет (высота 7719м. г. Конгур).

Южные памирцы — реликтовая группа населения к югу от Шугнана, разговаривающая на двух близкородственных языках-диалектах:
Ишкашимцы — Ишкашим по берегам Пянджа: кишлак Рын в ГБАО (Ишкашимский район) и кишлак Ишкашим в одноимённом районе афганского Бадахшана. Ок. 1500 чел.
Сангличцы — долина р. Вардудж в афганском Бадахшане, левого притока Пянджа, с главным кишлаком Санглеч. Численность критична (100—150 чел.). К северу от Санглеча в районе Зебака раньше существовал зебакский язык, в настоящее время полностью вытесненный таджикским (дари).
Ваханцы — исторически населяют область Вахан, включающую верхнее течение Пянджа и его истока Вахандарьи.
Левобережье Пянджа и долина Вахандарьи (Ваханский коридор) относятся к району Вахан афганского Бадахшана, правобережье — к Ишкашимскому району ГБАО Таджикистана. Во 2-й половине XIX в. ваханцы широко расселились также к югу от Гиндукуша — в долинах Хунза, Ишкоман,Шимшал (Гилгит-Балтистан) и р. Ярхун в Читрале (Пакистан), а также в китайском Синьцзяне: Сарыколе и на р. Кильян (к западу от Хотана).
Общая численность ваханцев — 65-70 тыс. чел.
Мунджанцы населяют долину р. Мунджан в верховьях р. Кокча (район Куран и Мунджан в афганском Бадахшане).
Численность - ок. 4 тыс. чел.
Йидга - часть мунджанцев, переселившаяся через хребет Гиндукуша в 18 в. долину Луткух области Читрал (Пакистан). Численность — ок. 6 тыс. чел.

Эти картины демонстрировались на выставке в Пекине, Dongcheng в середине марта 2011 года.

Dolce по-Памирски: как в Москве шьют Памирские национальные свадебные платья Салима живет в Москве и занимается пошивом одежды для соотечественников: ее клиентами становятся молодые пары с Памира, которые хотят сыграть свадьбу в национальном стиле Анастасия Лебедева. Уроженцы Таджикистана, проживающие в Москве, нередко начинают планировать свадьбу вдали от родины. Жениху и невесте нужно успеть провести все приготовления в срок, например, сшить свадебные наряды. Одежду для таджикской свадьбы не найти в обычных магазинах. На помощь молодым приходит швея Салима Худобердиева, которая занимается изготовлением национальной свадебной одежды. "В основном я шью для памирцев, так как они чаще, чем уроженцы других регионов Таджикистана, справляют свадьбы в России. Ткань, белый атлас и рубашечную, я закупаю в Москве, так как тут она лучше по качеству. Хотя некоторые клиенты привозят для своего заказа ткань из РТ. Тесьму я заказываю из Таджикистана. Ее плетут вручную", - рассказывает 27-летняя Салима. Самое главное - примерка Швея признается, что самый горячий сезон у нее - летом. Заказов поступает так много, что ей бывает некогда даже погулять с ребенком. "Бывало, что за один день я сдавала сразу по три заказа", - рассказывает она. За прошедшее лето мастерица успела подготовить к свадьбе 15 молодых пар, сшить национальную повседневную одежду для девушек и платья для детей. "Обычно мужскую рубашку я могу сшить за день, но если заказ срочный, приходится ускоряться и работать до поздней ночи. На брючный костюм - рубашка, брюки и пиджак - уходит примерно неделя", - говорит портниха. По ее словам, для изготовления наряда для невесты - платья и штанов (куртаи аруси - тадж.) требуется больше времени. Хотя по сложности пошива "выигрывает" жених. Скорость работы также зависит от добросовестности клиента. Если он не пропускает примерки, будет вознагражден скорым получением готового заказа. Каждая невеста уникальна "Когда ко мне приходит клиентка, сначала я выслушиваю ее пожелания. Затем я даю ей советы, как избежать однообразности. Я хочу, чтобы каждая невеста на своей свадьбе выглядела уникально. Платье зависит от фантазии невесты. Мы собираем комплект из разных идей", - улыбается девушка. Бывало, что некоторые невесты меняли свои пожелания на финальной примерке, и мастеру приходилось начинать все заново. Не меняется лишь одно - традиционные памирские цвета - белый и красный. Зато можно варьировать их сочетание. Например, платье может быть полностью белым, а жилетка красной. Или весь наряд сшит из белой ткани, но окантовка исполнена тесьмой в красном цвете. Однако тут портниха немного слукавила. На свадьбу брату она сшила необычный свадебный наряд из белой и зеленой ткани. Интересную идею Салима подметила на праздновании Навруза. "Мы придумали это вместе с невесткой. Тесьма, конечно, была не памирская, но мы подобрали очень похожую", - призналась мастерица. Повседневная мода Бывает, что молодые модницы заказывают у Салимы рубашки с яркими национальными узорами, как в мужском варианте. Такие "мужские" блузки они с гордостью надевают под джинсы и явно не остаются незамеченными на улицах Москвы. "В данный момент молодежь все сильнее проявляет интерес к национальной одежде. Девушки 18-19 лет просто меняют фасоны, оставляя присущий Таджикистану национальный колорит. Это очень красиво и необычно смотрится", - рассказывает Салима. Свадебные наряды таджикских девушек отличаются по цвету и орнаменту в зависимости от региона. Например, на Памире главный цвет - красный и белый, что означают чистоту и любовь. Невеста наряжается в национальное платье, брюки и покрывает голову и лицо платком, чтобы уберечь себя от сглаза. Хотя многие девушки отдают предпочтение современным белым пышным платьям с фатой.

Похожие публикации