Массаж пальцев рук развитие мелкой моторики. Развитие мелкой моторики детей с общим недоразвитием речи с помощью массажа и самомассажа пальцев рук

Занятия, развивающие мелкую моторику, состоят из интересных упражнений с разными предметами, в качестве которых могут выступать шнурки, бусинки, блестящие монеты, разные крупы, камушки небольшого размера. В последнее время некоторые педагоги стали высказывать негативное мнение по поводу игр ребенка с данными предметами, даже если все действия проходят под чутким контролем родителей.

Тренировать детские ручки можно и с помощью таких предметов, которые не несут в себе никакой опасности и являются абсолютно доступными. Родители смогут самостоятельно смастерить большинство из предложенных предметов, тем самым избавить себя от финансовых затрат. Ниже будут представлены разные варианты игр, которые окажутся полезными вам и вашему малышу для тренировки его ручек.

Пересыпание

Для этого упражнения снова пригодится крупа. Ребенку надо дать ложку и предложить ему пересыпать крупинки из одного стакана в другой. Хорошо, что данное упражнение можно выполнять и во время прогулок, играя в песочнице.

Ключик - замочек

Упражнения, развивающие мелкую моторику ребенка, заключаются в выполнении несложных действий. Для этого прекрасно подойдет игра, где малышу предлагается открывать замок с помощью ключа. Если ребенок совсем мал, то занятие предполагает повторение одних и тех же действий: надо просто вставлять ключ в скважину и поочередно открывать и закрывать замочек. Если возраст ребенка больше года, то можно предложить ему несколько ключей и один замок. Он сам должен найти подходящий ключ и повернуть его в нужном направлении, чтобы замочек открылся. Наилучший вариант, если замок на чем-то зафиксирован, тогда он не будет двигаться и малышу будет намного удобнее. Родители должны проследить, чтобы все предложенные ключи не имели заостренных элементов.

Крышки и бутылочки

Для выполнения этого упражнения вам надо приготовить разные пузыречки, пластиковые бутылочки, баночки. Естественно, все они должны быть выполнены из безопасного материала и иметь закручивающиеся крышки. Отлично подойдут бутылочки, оставшиеся после детского питания. От вас требуется предложить малышу сначала открыть баночку, а затем аккуратно закрыть ее. Такая разновидность игр поможет в развитии не только моторики, но и координации, ведь малышу придется самостоятельно придерживать банку.

Развивающая подушка

Специальную подушку можно приобрести в магазине, а лучше, если родители сделают ее самостоятельно, вкладывая в нее всю любовь к своему ребенку. Лоскутки, из которых она будет сшита, должны различаться цветом и по текстуре. В основном наполнителем для нее служат крупа, фасоль, бисер. На подушку нужно пришить пуговки разного размера, липучки, в пару к пуговицам пришить петельки, а около липучек сделать кармашки для того, чтобы ребенок их закрывал. Предложите ребенку поиграть с такой занимательной подушкой, и увидите, что все ваши труды не были напрасными.

Упражнение с пуговицами

Постарайтесь заранее подобрать пуговки разных цветов, желательно, чтобы все краски были яркими, привлекающими ребенка. Также все пуговицы должны быть разного размера, но в целях безопасности не выбирайте слишком маленькие. Для занятий понадобится прочная нить, на которую и надо будет надеть все пуговки с достаточно крупными отверстиями, чтобы у ребенка не возникло трудностей. В результате у малыша должна получиться разноцветная цепочка. Поверьте, всем детям очень нравятся такие игры с разными предметами, которые они могут очень долго разглядывать, перебирать, соединять, расставлять. Так они познают окружающий мир.

Вода и игрушки

Возьмите таз большого или среднего размера и вместе с малышом набросайте в него много разных предметов. Это могут быть крышки, небольшие резиновые игрушки, большие монеты и даже грецкие орехи. После этого предложите малышу выловить все эти вещи из воды. Для того чтобы немного упростить упражнение, можно предложить ему воспользоваться ситечком.

Игры с крупой

Такие игры всегда вызывают у детей радость и интерес. Для этого упражнения родители специально рассыпают на столе какую-нибудь крупу. Это может быть рис, гречиха, горох, фасоль. После этого можно предложить малышу помочь собрать крупу обратно в банку, потом спрятать в емкости небольшую игрушку и вместе с малышом попробовать ее найти. Еще интереснее будет пальчиком нарисовать какой-нибудь простой узор или рисунок. Никакой опасности игра не представляет, ведь все крупинки маленького размера, поэтому малыш не подавится ими.

Пустые коробки

Если в вашем доме появились пустые коробки, то не спешите от них избавляться. Они могут отлично подойти в качестве тренажера для развития моторики вашего малыша. Ребенок может с удовольствием их разглядывать, складывать в них различные предметы, открывать и закрывать. Такое занятие особенно понравится деткам самого младшего возраста.

Родительские вещи

Многим родителям известна любовь детей к их вещам. Малышей всегда привлекают кошельки, косметички, мамины сумки. Что может быть интересней, чем взять мамин кошелек, самому открыть замочек и высыпать на пол все монетки? В этом и заключается данное упражнение. Дайте ребенку сумку, наполненную разными безопасными предметами. Такая игра способна на долгое время увлечь вашего малыша.

Дырявая коробочка

Если у вас есть ненужные коробочки, то из них можно смастерить для ребенка увлекательную игрушку. Родителям надо подобрать некоторое количество крышек разного размера, на коробке вырезать отверстия в соответствии с размерами крышек. В магазинах всегда можно приобрести яркую игрушку подобного типа, например логический домик, и этим доставить радость ребенку. Но имейте в виду, что такое развлечение можно сделать самостоятельно в любую минуту.

Лепим ручками

Лепить из пластилина - излюбленное занятие детей. Этот материал как раз и предназначен для развития моторики. Лучше выбрать твердый пластилин и предложить ребенку размять его своими руками. Родители могут придумать совместное творчество с малышом. Например, мама может скатать небольшие шарики из пластилина и отдать их ребенку, чтобы он прикрепил их на подготовленную поверхность. После этого все шарики можно украсить с помощью крупы.

Сортировка предметов

Возьмите крупные бусинки, пуговицы, ракушки и смешайте их вместе. Важно, чтобы все предметы отличались размером и расцветкой. Предложите ребенку помочь вам разделить все предметы по разным характеристикам. Для начала пусть он выберет только большие предметы, потом, наоборот, маленькие. Для того чтобы немного усложнить задание, предложите малышу разделить все предметы на группы по цветам. Проследите, чтобы малыш захватывал предметы, используя только указательный и большой пальцы.

Страницы из книги

В этом случае ребенку надо дать специальную книгу. Она должна быть с яркими картинками, плотными картонными страницами. Поспросите малыша пролистать книгу по одной странице. Для того чтобы вызвать больший интерес, где-нибудь в середине положите маленький подарочек. Не заставляйте ребенка, и если ему это окажется не под силу, то поначалу помогайте и одновременно хвалите его.

Всеми любимый конструктор

Конструктор должен присутствовать среди игрушек у всех детей. Его по праву можно назвать самым лучшим тренажером, развивающим моторику рук. Вспомните, что во времена детства наших родителей, бабушек не было никаких современных инструментов по типу логических кубов, шнуровок и т.п. Зато конструктор был всегда и у всех. Постарайтесь подобрать для малыша конструктор с разной силой присоединения деталей. Так ребенок сможет быстрее освоить различные степени нажима.

Шнуровка

Сейчас в магазинах предлагается большое разнообразие шнуровок. Все они очень красивые, яркие и интересные. В домашних условиях можно предложить ребенку потренироваться на его ботиночках или одежде, которая предусматривает шнуровку.

Бумажные игры

Дайте ребенку один лист бумаги, который вам не нужен. Он должен его смять или разорвать на мелкие части. Таким образом, малыш тренирует захват и силу рук. Разорванные кусочки потом также можно использовать для интересного занятия. Вместе с ребенком вы можете сделать красивую аппликацию. Другой вариант занятий заключается в том, что мама берет небольшой предмет и заворачивает его в бумагу, а потом предлагает малышу найти его, т.е. развернуть лист.

В этой статье:

Кончики пальцев имеют прямую связь с мозгом. Неудивительно, что массаж рук положительно влияет на развитие речи детей, способствует появлению хорошего настроения, налаживает кровообращение и в целом расслабляет. Дело в том, что ладони ребенка имеют особые зоны, напрямую взаимодействующие с органами и отдельными частями мозга, поэтому правильно подобранный массаж и игры с пальчиками малыша позволят избавиться от речевых проблем.

Массажирование рук детей позволяет обеспечить:

  • укрепление иммунной системы;
  • удаление отживших клеток эпидермиса;
  • улучшение состояние кожи;
  • повышение работоспособности;
  • снижение артериального давления;
  • улучшение работы ЖКТ;
  • стабилизация дыхания и пр.

Чтобы ощутить все плюсы такого массажа для детей, достаточно будет работать и играть с детскими пальчиками не более 15 минут в день.

Особенности массажирования пальчиков ребенка

Чтобы массаж рук не имел негативного эффекта, необходимо придерживаться определенных правил. Алгоритм проведения массажа сводится к следующим этапам:


Кроме того, массаж рук детей может включать растирания (синхронными движениями), сгибания и разгибания пальцев и некоторые другие манипуляции. Завершением обязательно должно быть ласковое поглаживание пальчиков и ладошек ребенка.

Игры и упражнения на основе массажа для развития речи

Если обычный массаж рук малыша не увлекает, то можно предложить девочке поиграть в Золушку (например, перекладывая фасоль и кукурузу, смешанные в одной посуде, в разные чаши), а мальчику - разложить перемешанные гайки и шурупы по разным контейнерам.

Можно научить
детей строить фигурки из счетных палочек, зубочисток или спичек, клеить их на цветной картон. Интересный вариант - аппликации из разных видов круп с использованием пластилина в качестве скрепляющего материала.

Конечно же, отличный массаж для развития речи - это собирание мозаики и паззлов, а также ежедневные манипуляции с расстегиванием и застегиванием пуговиц, плетением косичек куклам или завязыванием шнурков.

Пальчиковая гимнастика: интересные варианты

Регулярное проведение дома гимнастики пальцев рук для детей в игровой форме поможет положительным образом повлиять на развитие речи.

Предложите
ребенку рассказать сказку с помощью пальцев рук. Например, это может быть самая простая сказка про «Курочку Рябу». Рассказывая, нужно будет показывать пальчиками особенности героев и события. Например, можно начать с изображения бороды деда и завязанных узелков платка бабы, а в момент, когда яйцо покатилось, «пробежаться» пальчиками по столу. Такая сказочная гимнастика не только станет отличным массажем рук малышей, но и поможет развитию их воображения.

Можно поиграть с детками на бумаге. Например, отличное занятие для малышей любого возраста, способствующее развитию речи – поделки из бумажных комков. Делать бумажные шарики нужно разного размера. Для этого достаточно будет просто мять листы бумаги, придавая им форму шара.

Из готовых шариков можно склеить снеговика, выполнить аппликацию или просто сложить их в пластиковый стаканчик и вообразить, что это мороженое! Такая простая игра увлечет малыша и будет способствовать развитию пальчиков не хуже дорогостоящих игрушек для мелкой моторики.

Простой способ
развития мелкой моторики детей - массаж пальцев с помощью рисования на подносе с мелкой крупой. Покажите ребенку, как это просто, и предложите попробовать себя в роли необычного художника. Вместе нарисуйте солнце, папу, маму или первый снег.

Используя разноцветные пуговицы разного размера, предложите крохе выложить из них фигурки, которые впоследствии можно будет приклеить на картон с помощью пластилина.

Можно предложить ребенку поиграть с ковриком для раковины. Пусть малыш попробует «шагать» указательными пальцами по клеткам, каждой рукой по очереди. Сопровождать действия лучше веселыми песенками, стишками или прибаутками.

Девочкам и мальчикам - любителям помогать маме на кухне можно предложить помесить, словно тесто, горох и фасоль, смешанные в большой кастрюле. Помимо развития моторики, малыш будет рад осознать себя маминым помощником.

Очень интересная
игра «Хожу в гости». Для начала вам нужно будет нарисовать два домика. Возле каждого домика можно поместить любимых персонажей ребенка, после чего предложить ему провести карандашом линию (дорожку) от одного домика к другому, чтобы персонажи смогли сходить в гости друг к дружке.

Со временем можно будет добавить несколько домиков и сказочных героев, которых малыш будет водить друг к дружке по дорожкам – как широким, так и узким, как прямым, так и извилистым.

«Соединялки». Отличный вариант для массажа рук и улучшения речи - рисование коротких и длинных полосочек. Принимая во внимания интерес ребенка, разработайте необычный сюжет игры.

Массаж пальцев по японской методике

Массаж для развития речи детей необходимо проводить в форме игры, сопровождая действия веселыми стишками. Начинайте массаж рук с большого пальца и постепенно переходите к мизинцу, растирая сначала подушечки, затем передвигаясь к основанию.

Продолжайте массировать
руки поглаживанием ладоней с помощью шариков из разных материалов:

  • камня;
  • стекла;
  • металла.

Предложите ребенку сделать себе массаж самостоятельно, например, покатать шарики в ладошках и сделать им легкие «щелбаны» с помощью указательного и большого пальчиков.

Помассируйте малышу руки обычным шестигранным карандашом. Зажмите его между пальчиками ребенка и предложите покатать, показывая, что пальчики могут быть послушными, если их немного потренировать.

Удачные приемы в массаже для развития речи - это использование орехов или четок. Лесные орехи (или небольшие грецкие) ребенок может катать в ладошках, а четки можно перебирать пальчиками на скорость в виде соревнования с кем-то из членов семьи или сверстниками в детском саду.

Появление в семье маленькой копии мамы или папы вызывает радость и умиление. Сначала вы разглядываете каждую его складочку и черточку, а потом с нетерпением ждете, когда он скажет первое слово. Пока кроха лишь агукает, нет причин для волнения. Взрослея, малыш начинает осваивать речевые навыки, однако развитие ребенка всегда индивидуально. Может сложиться так, что ваше сокровище столкнется с определенными затруднениями, осваивая речь. Явная задержка или различные дефекты требуют своевременной корректировки. Последние десять лет в логопедии прибегают к массажу языка ребенка - этот массаж направлен на устранение у детей различных нарушений артикуляции и дефектов речи.

Логопедический массаж - очень действенная процедура, которая направлена на разработку проблемных зон языка и улучшение артикуляции

В каких случаях применяется?

Массаж – древнейший метод лечения различных недугов. Изучая тело человека, лекари многих стран находили особые точки, при нажатии на которые можно было вылечить многие заболевания. По тому же принципу работает и логопедический вариант массажа для детей. Мануальному воздействию подвергают определенные точки языка, губ, ушных мочек, щек и рук. Назначается такой массаж детям тогда, когда у них диагностированы следующие врожденные или приобретенные отклонения:

  • частичная потеря или незначительное нарушение голоса;
  • разнообразные дефекты речи;
  • гипертонус лицевых мышц (подробнее в статье: );
  • неконтролируемое слюноотделение;
  • дизартрия (ограниченная подвижность губ, языка, неба);
  • проблемы развития артикуляционных мышц;
  • (все виды);
  • сильное напряжение лицевых мышц, вызывающее патологию произношения.

Дефекты речи у ребенка требуют коррекции, иначе в будущем они станут серьезной проблемой, препятствием для многих видов деятельности. Массаж является одним из самых эффективных средств для исправления артикуляции

Какие проблемы исправляет массаж?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Логопедический массаж представлен несколькими видами: зондовый массаж Новиковой, массаж по Дьяковой, Приходько, Краузе. Используя различные методики и приемы, все они выполняют следующие задачи:

  • нормализуют тонус и моторику артикуляционного аппарата;
  • увеличивают длительность и силу выдоха;
  • развивают мелкую моторику и манипуляцию руками;
  • вырабатывают ритмичность движения конечностями и дыхания;
  • вырабатывают зрительные дифференцированные движения;
  • стимулируют кинетические движения;
  • улучшают эмоциональные реакции;
  • способствуют развитию манипуляций рук с предметами;
  • уменьшают тяжесть заикания (подробнее в статье: );
  • снижают проявление .

Безусловно, наибольший эффект достигается тогда, когда логопедический массаж проводит обученный специалист. Если у вас нет возможности обратиться к специалисту, некоторые из приемов логопедического массажа вы можете освоить самостоятельно.

Мы подготовили для вас описание несложных упражнений, которые вы сможете выполнять в домашних условиях.

Приемы массажа для рук

Научные доказательства связи мелкой моторики и навыков речи были получены медиками еще в XIV веке. Предпринятые исследования показали, что мелкая моторика пальцев находится в прямой связи с функциями головного мозга. Ученые выявили и зоны ответственности для каждого пальчика кистей:

  • большой связан с головным мозгом;
  • указательный отвечает за желудок;
  • средний влияет на позвоночник и кишечник;
  • безымянный помогает печени;
  • мизинец работает на сердце.

Мы начнем наше обучение с пальчиковых упражнений, тем более что логопедический массаж пальчиков безопасен и полезен для всех, его можно проводить и новорожденному ребенку (см. также: ). Он параллельно способствует развитию у детей мелкой моторики. Перед тем как приступить к массажу рук малыша, позаботимся о гигиене собственных рук - обязательно продезинфицируйте их спиртом или используйте стерилиум, смажьте ладони детским маслом. Приступаем к массажу кистей:

  1. Прорабатываем мизинец от ногтя до основания, хорошо разминая каждый сустав. Делаем упражнение на обеих ручках.
  2. Нажимаем на подушечки всех пальчиков по 3-10 раз. Сначала делаем легкие нажатия, затем усиливаем нажим и увеличиваем количество надавливаний.
  3. Упражнение, похожее на сороку-белобоку. Массируем ладошку малыша указательным пальцем, совершая круговые движения.
  4. Используем такие же круговые движения, но указательный палец ведем от края к центру ладони ребенка. Повторяем прием несколько раз.
  5. Для этого упражнения надо взять кольцевой массажер. Надеваем его поочередно на каждый пальчик, начиная с мизинца.
  6. Берем резиновый мячик с шипами или специальный деревянный массажер. Ведем по ладошке малыша от запястья к пальцам.

Точечный и круговой массаж языка работает на развитие артикуляционного аппарата. Насколько он необходим вашему ребенку, лучше выяснить у специалиста, консультация важна и для грамотного проведения упражнений. Полезно посмотреть видео в конце статьи.

В домашних условиях упражнения с языком можно проводить зубной электрической щеткой или с набором детских зубных щеток компании Кампол (подробнее в статье: ). Они почти полностью заменят специальные логопедические инструменты.

При массировании языка чередуются круговые и точечные движения, повторяется каждый прием 3-10 раз. Примеры упражнений:

  • Точечно массируем язык, ведя щетку от основания по левому краю, кончику языка и по правому краю. «Пишем» английскую букву U.
  • Повторяем упражнение. Делаем круговые движения.
  • Проводим зубную щетку зигзагом, от основания к кончику, чередуя круги и точки.
  • Массируем край с левой стороны, сначала точечно, затем кругами. Повторяем упражнение по правому краю.
  • Выводим птичку (V), начиная от уздечки и заканчивая на кончике (рекомендуем прочитать: ). «Рисуем» хвостики птички сначала по левой стороне, затем по правой. Приемы массажа чередуем.
  • Ведем две параллельных линии - левый край, потом правый край. Движения чередуем, начиная с точечных.

Родителям желательно освоить технику массажа у логопеда, а уж затем проводить сеансы самостоятельно. Такая перестраховка нужна, чтобы не навредить нежному артикуляционному аппарату

Массаж губ

Дети по-разному относятся к странным манипуляциям на лице - особенно в начале ваших занятий может возникнуть недопонимание. Постарайтесь успокоить ребенка, объясните пользу массажа. Выполняйте такие упражнения:

  1. Положите кончики указательных пальцев на крылья носа. Проделайте поглаживание с нажатием, ведя пальцы по носогубным складкам. Повторите движения 8-10 раз.
  2. Поставьте указательные пальцы на выемку верхней губы и разведите их к уголкам губ. Движение должно быть растирающим.
  3. Такую же манипуляцию проделайте с нижней губой. Повторяйте оба упражнения 8-10 раз.
  4. Пощипывайте поочередно верхнюю и нижнюю губу, используя большой и указательный палец. Ведите пальцы от одного уголка до другого. Число повторений – 8-10 раз.
  5. Постукиваем указательным пальцем над верхней и под нижней губой, совершая круг по часовой стрелке. Упражнения выполняется в активном ритме с нарастанием силы движений.
  6. Расположив указательные пальцы в кончиках губ, соберите в гармошку сначала верхнюю, потом нижнюю губу. Повторяем 8-10 раз.

Завершением логопедического массажа становится работа с ушными мочками. Выполняются 50 круговых движений - сначала в левом направлении, потом в правом. Между большим и указательным пальцами, у их основания, размещается «речевая точка». Массируем ее круговыми движениями так же, как и мочку уха. Завершив логопедический массаж, похвалите ребенка за терпение, поощрите его веселой игрой или интересной сказкой. Важно, чтобы ваши манипуляции доставили малышу удовольствие, а не напугали его.

Мелкая моторика играет ведущую роль в развитии ребенка. Но не все знают, как кроме игр развить умение пальчиков двигаться, чтобы ребенок, и речью вовремя овладел, и развитием не отставая от сверстников. Для этого оптимально подойдет массаж ручек и пальчиков.

Поскольку кончики пальцев напрямую связаны с мозгом, это объясняет прямое влияние пальчикового массажа на развитие речи и мыслительных процессов у ребенка.

Делать пальчиковый массаж можно с первых суток жизни маленького человека. Логопедическиймассаж не толькоразвивает речь, но и расслабляеторганизм, а также повышает настроение. Используется в комплексе с лечебным и некоторых других патологиях. При соблюдении основных правил массирования такая процедурабудет иметь следующие результаты:

  • Удаляет омертвевшие клетки кожи;
  • Улучшает состояние кожного покрова;
  • Повышает трудоспособность ребенка;
  • Понизит ;
  • Позитивно воздействует на работу ЖКТ;
  • Приводит в норму дыхательные процессы;
  • Стимулирует работувнутренних органов;
  • Активизирует речевые центры в мозгу.

Прежде, чем приступить к упражнениям пальчиковой гимнастики, необходимо проконсультироваться с врачом невропатологом, а также логопедом. Последний реально оценит необходимость логопедической гимнастикипальцев для конкретного ребенка. Время массирования согласно медицинским исследованиям составляет около 15 минут в день. Упражнения пальчиковой гимнастики сочетаются с играми для развития мелкой моторики.

С какого возраста

Если ребенку меньше 3-х месяцев, то необходимо проконсультироваться с невропатологом. Младенец может иметь или пониженный мышечный тонус. Если таких проблем нет, то достаточно простых поглаживающих и растирающих движений. Можно слегка разминать пальчики и ладони.

После трех месяцев родителииспользуютподсобные предметы, которые при массаже катают на ладошках и ручках малыша. Как оптимальныйвариант, в таком случае пригодится грецкий орех или шишка. Это предмет с выступами, но округлой формы.

После года ребенку назначается полноценный массаж, который включает в себякомплекс движений для развития моторики и речи.

Приемы и техники

Основные принципы проведения массажа для ребенка:

  1. Сначаларазмять мышцы запястий и кистей;
  2. Пощипывание осуществляется вместе с кожицей вокруг пальцев;
  3. Поглаживаниев каждой процедуре массажа. Так разглаживается кожа, и исчезают с нее складки;
  4. Вибрирующие колебательные движения с разной скоростью;
  5. Поглаживание по внутренней части ладони;
  6. Массаж пальцев рук в сочетании поглаживанием.

Это далеко не все приемы, которые включены в полноценную пальчиковую гимнастику. Важно, что в финале последними движениями считаетсяспокойное поглаживание пальчиков и ладоней ребенка.

После того, как малышу исполнится год, можно вовлечь его в процедуру массирования. Основные упражнения, которые можно предложить ребенку:

  1. Ребенок держится одинаковыми пальцами на обеих руках друг за друга, а мама пытается их рассоединить .
  2. Одновременный массаж двух пальцев на обеих руках. Малыш будет контролировать силу воздействия, и уравнивать ее.
  3. Между пальцем средним и указательным нужно вставить палец другой руки и вытаскивать его, немного покручивая.

В таких видах упражнения огромная ценностьв том, что ребенок сам их проводит, а взрослые только немного помогают.

Для грудничка

Для грудничка применяется следующая последовательность действий:еголадонь необходимо положить на свою руку и поглаживать все пальчики сначала вместе, а потом каждый по отдельности. Разминающие движения выполняются круговыми воздействиями, очень мягко. Обязательно нажимать на подушечки пальцев, но при этом не переусердствовать. Следующее воздействие на младенца – разжимать и зажимать кулачок. Главное, чтобы время массажа для маленького крохи не превышало 3-х минут.

Для детей от 1 года

Если ребенку больше года, то техника массажа становится другой. В первую очередь воздействие происходит на всю руку. Ее нужно погладить от локтя и до кончиков пальцев. Потом размять все запястье от ноготков, до самого верха, чтобыположительно воздействовать на суставы. Затем следует пощипать кисти рук по бокам,и размять бугорки под всеми пальцами. Согнуть и разогнуть каждый палец, а потом потрясти всю руку. Важно при этом произносить разные скороговорки и стихи. Так ребенку будет легче и веселее, к тому активируются речевые центры головного мозга.

При ДЦП

Массаж для рук ребенку с ДЦПсостоит из аналогичных методов воздействия, но передприменениемпроцедуры обязательно проконсультироваться с лечащим врачом. Если не хватает знаний, можно обратиться к видеоурокам , на которых вся техника массажа изложена подробно и профессионально.

Игровой массаж

Игровая форма логопедического массажапоможет не только активизировать речевые центры в мозгу ребенка, но и развить воображение, мышление, а также просто поднимет настроение. Все родители знают об играх, которые развивают мелкую моторику. В сочетании с пальчиковой гимнастикой они благотворно повлияют и на мышление, и на речь.

Бумага

Для развития детей можно использовать игры с комками бумаги, отлично подходит независимо от возраста. Ребенок будет комкать листы бумаги, и придавать им шарообразную форму. В итоге, из получившихся шаров получится любая игрушка. Достаточно склеить шары или сделать из них аппликацию.

Мелкие предметы

Оптимальным вариантом игры для развития мелкой моторике являются игры с мелкими предметами. Ребенку смешивают детали красного и синего цвета, их простят разделить по разным стаканчикам. Важно, чтобы детали были небольшого размера. Используется для этого смесь изфасоли и гороха. Предложите отпрыскурольне стандартногохудожника. Пусть нарисует картину из крупы. Закреплять их можно при помощи пластилина.

Рыбалка

Кроме этогопомогают развлекающие игры, в которых массирование можно совместить с развлечением, например, рыбалка. Малыш сидит в ванной и при помощи рук изображает плавающих рыбок. В это время мама их ловит, а затем массирует и отпускает. Все это сопровождаетсяшутками, стихами или скороговорками. В таком случае у ребенка еще и память будет развиваться.

Снегопад

Также специалисты советуютупражнение «Снегопад». В мешочек укладываются бумажные шарики разных размеров, а также разной фактуры. Их должно быть столько, чтобы ребенок, просунув руку, ощущал плотное прикосновение. Таким образом, шарики будут играть роль массажеров . В конце игры малышсделает крупный снегопад, разбросав все шарики вокруг, а потом их с мамой ждет уборка.

Родители знают, что развитие мелкой моторики положительно влияет на нормальную работуосновныхцентров мозга. Поэтому массаж ручек давно назначается детям от 0 лет и до школьного возраста. Медики рекомендуют логопедический массаж пальцев и рук при ДЦП, задержках умственного и , а также для расслабления мышечного тонуса. Важно, перед началом внимательно изучить технику проведения процедуры, посмотретьвидеоуроки и проконсультироваться с врачами.

Всем Доброго дня!

Сегодня я хочу затронуть тему развития моторики детей.

Хочу начать с того, что уровень развития движений у ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Ребенок будет лучше развиваться, если его двигательная и физическая активность не имеют ограничений.
Поэтому нужно уделять внимание не только развитию мелкой моторики, но и крупной.

К крупной моторике относятся любые скоординированные движения, любая физическая активность, связанная с перемещением тела в пространстве, которая осуществляется

К мелкой моторике - движение мелких мышц тела, способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.
Крупная и мелкая моторика развиваются параллельно друг другу . Большинство действий требуют координации обоих видов двигательной активности.

Занятия и игры, которые направлены на развитие пальцев рук, мелкой моторики очень популярны сегодня. Раньше большинство домашних дел нужно было выполнять руками: стирать, отжимать белье, подметать пол, чистить ковры. Сегодня мы почти не делаем таких действий. А дети тем более, большинство детей не знают, как это делать.
Уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость, точность движений) и ручных навыков (использование ножниц, иголки, застегивание и расстегивание застежек) в дошкольном возрасте становится уже диагностическим.

Родители много времени уделяют развитие мелкой моторики, и многие также забывают, что с рождения можно использовать массаж рук.
Такой массаж способствует развитию силы рук и дает ребенку различные тактильные ощущения.
Во время массажа можно использовать немного детского или косметического масла.

Массаж внутренней поверхности ладоней можно проводить с использованием различных предметов:

-карандашей с гладкой и ребристой поверхностью,
-пластмассовых, резиновых и деревянных шариков с гладкой и ребристой поверхностью
-бигудей-липучек разного диаметра.

Во время массажа не забывайте, что нужно регулировать силу воздействия на ручки ребенка. Массаж не должен доставлять неприятных ощущений. Длительность массажа не должна превышать 10 минут.

Массаж – это самый не сложный, но эффективный метод развития мелкой моторики.
Педиатры рекомендуют проводить упражнения в следующей последовательности:

1. Массаж пальцев .
Массируем каждый пальчик малыша. Первым массируем мизинец, далее безымянный, средний, указательный и большой пальчики. Массажные движения начинаем выполнять от ногтевой фаланги к ладони, уделяем внимание всем суставчикам. Затем массируем подушечки пальцев, легонько нажимая на них.
2. Массаж кисти.
Делаем массаж с помощью мнущих и круговых движений своих пальцев на ладони малыша.
3. Массаж всей руки.
Осторожно массируем руки ребенка с помощью растирающих и поглаживающих движений ладони от кисти к плечу.

Существует еще более дифференцированный массаж рук по методике О.Приходько.

1. Поглаживание внутренней и наружной поверхности ручек малыша . Движения нужно выполнять от кисти к локтю (6-8 поглаживаний на каждой ручке).

2. Сгибание и разгибание всех пальчиков на ручках ребенка одновременно (2-4 сгибания), при этом большой пальчик остается неподвижным (мы его не сгибаем).

3.Взрослый водит своим пальцем по раскрытой ладони ребенка по спирали. Важно совершать движения от середины ладони к основаниям пальцев ребенка. После этого переходить на внутреннюю сторону большого пальчика (2-4 спиральки по каждой ладошке).

4. Нажимаем на каждую фалангу пальцев ребенка своими указательным и большим пальцами. Идем от кончиков к основанию. При этом нажимать на пальчики нужно
с двух сторон: между пальцами и с наружной и внутренней стороны (межпальцевая и тыльно-ладонная плоскости). Так массируем каждый пальчик 1-2 раза.

5.Отводим большой пальчик ребенка в разных направлениях: по кругу, вперед-назад, вбок – в сторону.

6. Делаем поглаживания каждой ручки малыша от периферии к центру (5-6 поглаживаний).

И в заключении этой темы хочу предложить вам игры с разными материалами для массажа ручек малыша.
Такие игры можно проводить уже с одного года.

ИГРА «КАРАНДАШ»
Нам понадобиться: ребристый карандаш или ребристые восковые мелки.
ИГРАЕМ:
Дайте ребенку карандаши, но не забудьте сказать, что сегодня мы будем использовать их не так как всегда. Сегодня мы будем катать их по столу и полу вперед и назад. Покажите малышу, как можно катать карандаши, как выполнять движение «назад-вперед».
Научите сначала катать карандаш одной рукой, затем другой и двумя руками одновременно.

ИГРА «ШАРИКИ»
Нам понадобиться: различные небольшие шарики (резиновые, деревянные) с разной поверхностью или крупные бусины.
ИГРАЕМ:
Покажите ребенку «волшебные шарики». Сегодня мы будем играть с ними. Мы будем катать шарики в ладошках, при этом шарики не должны выкатиться из наших ручек.
Катаем сначала ладошкой по столу (вперед-назад, в стороны, по кругу). Затем пытаемся удержать наши шарики в ладошках, катаем между ладошками.

Похожие публикации