Практика управления доу. Отчет по практике: Управление дошкольным образовательным учреждением

Журнал для руководителей дошкольных образовательных учреждений, старших воспитателей, методистов, педагогов

№1 (52), 2018 ISSN 25.01.2018

▉ Слово редактора

Путешествие в мир детства

Джамамедова Ольга Юрьевна

Начинается новый год нашей жизни, и мы с вами в самом начале пути. Вы держите в руках первый номер журнала с обновленным макетом. Обратите внимание: журнал стал четче по структуре, в нем много графики, он стал светлым и легким, но при этом совсем не легковесным по содержанию.

▉ Прообраз

Тенденции в дошкольном образовании

Шиян Ольга Александровна

Наши детские сады очень различаются по качеству образования. В принципе, так было всегда, но после принятия Стандарта дошкольного образования процесс проявился ярче: появилось больше заинтересованных заведующих и педагогов, больше возможностей для детской инициативности, активности.

▉ Школа управления

Управленческие мысли

Ушаков Константин Михайлович

Что есть успех? Это достижения, признание, что еще? Нельзя стать успешным раз. Если яркие эмоции от признания и достижений испытаны хотя бы один раз, то захочется испытывать их вновь и вновь. Как организации не стать станет заложником успеха и какую роль играют профессиональные связи?

10 выдающихся качеств эффективного руководителя

Лидерский дар — предмет вожделений многих людей. Впрочем, нередко из внимания выпускается то, что руководитель действует не в вакууме, в конечном счете его успех или провал зависят от того, каких он собрал последователей.

▉ Экономика и право

Проблемы медицины

Ульянова Алина Вадимовна

Образовательное учреждение является местом массового скопления детей с различными особенностями здоровья, поэтому медицинское обеспечение обязательно должно быть организовано. Одно из главных направлений в работе образовательной организации — охрана здоровья.

▉ Полезная информация

Первая помощь при отравлении пищей

Отравления пищей развиваются крайне быстро после употребления тех продуктов, которые содержат токсины. Пищевые отравления в большинстве случаев вызваны бактериальным загрязнением продуктов во время их транспортировки, хранения и приготовления (палочка ботулизма, кишечная палочка, стафилококк, сальмонеллы).

▉ Наука-практикам

Слушание литературных произведений

Первова Галина Михайловна, Маслова Марина Валентиновна

Нельзя полагаться на самозарождение любви к книге у всех детей, надо учить малышей действенному положительному отношению к литературе, заложить начало формированию потребности в книге.

▉ Методическая работа

Начинать с детства

Кушкова Татьяна Владимировна

Когда мы слушаем музыкальные произведения гениальных композиторов, смотрим на картины одаренных художников, читаем стихи, повести талантливых писателей, размышляем ли мы о том, как были выявлены и развивались их способности? Наверное, не всегда задумываемся. «Творческая дорога» многих людей тянется с детства.

▉ Из опыта работы

Интерактивное развитие речи

Маракаева Светлана Евгеньевна

Стремительно развивающиеся информационно-коммуникационные технологии, а также требования федеральных государственных образовательных стандартов стимулировали процесс внедрения новых методов обучения в работу дошкольных образовательных учреждений. Проблема замены фронтальных занятий на непосредственную образовательную деятельность поставила перед педагогами вопрос, как и с помощью чего ее можно организовывать.

Играем в путешествие

Попенова Ирина Викторовна

Важно обогащать игровой опыт каждого ребенка, повышая тем самым влияние игры на его развитие. А для этого необходимо создать детям условия для активной, разнообразной творческой игровой деятельности. Одним из эффективных видов игр является такая форма, как игра-путешествие, которую еще называют игрой по станциям.

8 фраз, которые мешают процессу воспитания

В процессе воспитания ребенка не стоит забывать, что любая фраза, сказанная сгоряча, может травмировать психику ребенка и повлиять на его будущее. Старайтесь контролировать свои эмоции и не переносить плохое настроение и личные проблемы на ребенка.

Ведение документации воспитателя (+ дополнительные материалы)

Ливенцева Вера Анатольевна

Знаете ли вы, какой вопрос практически в 100% случаев волнует воспитателей независимо от стажа работы? Это вопрос о ведении необходимой документации для работы. ФГОС внес существенные изменения в структуру планирования образовательного процесса.

Мнемотехника в ДОУ

Шкилева Елена Валерьевна

Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Например, в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания и т.п.

Шире круг

Соколова Татьяна Сергеевна

В конце 2017 года на сайте Nachalka.com в течение месяца проходил сетевой учебный проект «Шире круг» для первоклассников общеобразовательных учреждений России. Тема народов России проходит через все годы обучения, воспитания, развития в школе, также она значима и для дошкольников.

▉ Руководитель ДОУ

Формируя имидж ДОУ

Колобова Ольга Константиновна

Дошкольная образовательная организация сегодня рассматривается не просто как детский сад, а как организация, оказывающая образовательные услуги, конкурирующая с другими организациями своего профиля. В любом случае конкурентоспособное образовательное учреждение — это учреждение, которое обеспечивает устойчивый уровень качества образовательных услуг.

▉ Уроки для сотрудников

Сенсорное воспитание

Денюкова Татьяна Борисова

Сенсорное развитие тесно связано с эстетическим. Чем более человек способен ощущать тонкие различия цветовых оттенков и музыкальных тонов, изысканных ароматов и вкусов, тем более он склонен воспринимать и наслаждаться красотой окружающего мира и тем более развито его эстетическое чувство.

Чемоданова Татьяна Викторовна

Домашние спектакли как-то позабыты сейчас в силу того, что в наш дом прочно и уверенно вошло телевидение, но ведь оно никогда не заменит живого творческого общения детей и родителей.

Если ребенок потерялся

Что делать, если ребенок потерялся? — Ответ на этот вопрос надо знать и детям, и родителям. Взрослые должны подготовить ребенка к нестандартной ситуации, когда он вдруг понял, что рядом никого из взрослых нет, и он потерялся.

▉ Консультация для родителей

Развиваем речь ребенка

Стельмухова Татьяна Викторовна

Речевая коммуникация, если учесть все виды речи (говорение, слушание, письмо), является постоянным состоянием человека. Естественно, что нарушения речи приводят к перестройке личности. В некоторых случаях у детей с нарушениями речевого развития возникает чувство неполноценности. На отношение ребенка к своему речевому дефекту огромное влияние имеет отношение к нему со стороны родителей. И то, как они настраивают ребенка по отношению к данному дефекту, какие установки ему дают, является основным формирующим компонентом отношения ребенка к своему речевому дефекту.

Домашние дела. Что должен уметь ребенок в 5 лет?

С точки зрения педагогики и психологии посильная помощь родителям по дому формирует в ребенке ответственность, самостоятельность и отзывчивость. Ребенок растет понимающим, уважающим чужой труд, в нем меньше проявляется подростковый эгоизм, он не чувствует себя гостем, которого, почти как хорошая прислуга обслуживают родители и не требует от них такого поведения.

▉ Праздники и конкурсы

День сладкоежек

Хренова Вера Александровна

Мы все — и взрослые, и дети — скучаем по летнему солнышку. Ушло лето с его веселыми играми на улице и ясной погодой, пришла осень с дождями, а затем зима. Многие малыши пошли в первый раз в детский сад и столкнулись с новыми правилами и распорядком дня. Адаптация к школе или к детскому саду у детей происходит по-разному: кто-то быстро втягивается в процесс, кому-то это дается намного тяжелее. Если вы заметили, что детки загрустили, заскучали, не оставляйте это без внимания. Организуйте «День сладкоежек. Праздник, да и сам процесс подготовки к нему, безусловно, вызовут интерес у детей, поднимут настроение.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ "ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ"

К.Ю. БЕЛАЯ

Дошкольное образовательное учреждение - управление по результатам

Целью данного курса является оказание помощи слушателям в осмыслении их собственного опыта управления и системы методической работы с кадрами, а также внедрение в практику новейших достижений в области управления. В основе технологии управления дошкольным образованием, разработанной П.И. Третьяковым и К.Ю. Белой, лежит концепция управления по результатам, предложенная финскими авторами (Т.Санталайнен и др.). Данный курс поможет руководителю составить программу развития своего дошкольного учреждения с учетом социального заказа.
При управлении по результатам каждый участник педагогического процесса должен уметь увязать свое участие в общем деле с деятельностью других членов коллектива - об этом будет рассказано в лекции «Организационные основы эффективной методической работы».
Контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности. Автор рассматривает особенности построения системы внутрисадовского контроля. Освоение курса менеджмента позволяет перейти от вертикальной командно-административной системы управления к горизонтальной системе профессионального сотрудничества. В предлагаемом курсе раскрываются основные управленческие механизмы, обеспечивающие переход дошкольного учреждения из функционирующего в развивающий режим.

Учебный план курса «Дошкольное образовательное учреждение - управление по результатам»

Лекция № 1

Теоретические основы управления дошкольным образовательным учреждением по результатам

План

1. Управление как наука и практика.
2. Особенности управления дошкольным образовательным учреждением по результатам.
3. Уровни управления ДОУ.
4. Формирование организационной структуры управления ДОУ.
5. Основные принципы обновления деятельности ДОУ.
6. Ключевые результаты деятельности ДОУ.

Литература

1. Омаров А. Руководитель. М., 1987.

2. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. М.: Новая школа, 2001; 2003.

3. Езопова С.А. Менеджмент в дошкольном образовании.

4. Третьяков П.И. Управление школой по результатам. М.: Новая школа, 1997.

1. Управление как наука и практика человеческой деятельности

Если вы заглянете в словарь В.И. Даля, то найдете, что слово «управление» произошло от глаголов «править», «справляться» и означает «давать ход, направление, заставлять идти правильным, нужным путем, распоряжаться, заведовать, делать что-то хорошее, исправно, ладно».

Наука управления возникла, как только появились условия организации группы людей для решения общей задачи. Как всякая наука, она развивается и совершенствуется во времени. Изучая современную литературу, можно встретить множество различных определений управления.

Долгие годы управление определялось как непрерывный и целенаправленный процесс воздействия на коллектив людей для организации и координации их деятельности в процессе производства, с целью достижения наилучших результатов при наименьших затратах.

Однако современные исследователи определяют управление следующим образом:

Специальная деятельность, направленная на упорядочение отношений между людьми в процессе их совместной работы и достижения целей (А.В. Тихонов) ;

Деятельность по согласованию сложных иерархических отношений между управляющим и управляемыми (В.Ю. Крачевский) .

Главная черта современного мира - стремительные перемены. Курс нашей страны на преобразования в экономике, политической и общественной жизни влечет за собой изменения во всех остальных институтах общества.

В этих условиях необходимо с особым вниманием отнестись к менеджменту - управленческому опыту развитых стран мира. Но перенесение моделей управления из одной социокультурной среды в другую практически невозможно, так как менеджмент обусловлен совокупностью факторов: формой государственного устройства, типом собственности, степенью развитости рынка. Поэтому постепенный ввод менеджмента в нашей стране может осуществляться в системном взаимодействии с отмеченными факторами.

Профессиональные знания по менеджменту предполагают осознание трех принципиально различных инструментов управления. Первое - это организация, иерархия управления, где основное средство - воздействие на человека сверху (с помощью основных функций мотивации, планирования, организации и контроля деятельности, а также распределения материальных благ и пр.). Второе - культура управления, т.е. вырабатываемые и признаваемые обществом, организацией, группой людей ценности, социальные нормы, установки, особенности поведения. Третье - это рынок, рыночные отношения, т.е. основанные на купле-продаже продукции и услуг, на равновесии интересов продавца и покупателя.

Исходя из того, что менеджмент вообще можно понимать как умение руководителя добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей, другими словами - это сплав науки и искусства управления людьми и социальными процессами, можно дать следующее определение:

Педагогический менеджмент - это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности.

Управление образовательными учреждениями достаточно полно и четко определено и охарактеризовано в педагогической литературе. Что же касается дошкольного образования, то мы рассматриваем его как часть общей системы образования в России, а, следовательно, все основные положения науки управления, педагогического менеджмента применимы и к управлению дошкольным образовательным учреждением. При этом важно в максимальной степени учитывать особенности и многоаспектность, внутренние качества и особенности истории развития системы дошкольного образования в России.

2. Особенности управления дошкольным образовательным учреждением по результатам

Под руководством П.И. Третьякова, профессора, доктора педагогических наук, группой его учеников, подвижников, практиков разработана и внедряется в жизнь технология управления образованием по результатам, в основу которой положена концепция финских авторов*.

Основная идея управления по результатам заключается в осознании того, что ни одна организация сама по себе не представляет никакой ценности, но вместе с тем она представляет упорядоченную форму, объединяющую людей, для достижения определенных результатов.

Само понятие «управление по результатам» можно определить как систему управления и развития, с помощью которой достигаются результаты, которые определены и согласованы всеми членами организации.

Определяя основные цели развития своего дошкольного образовательного учреждения, каждый руководитель вместе с педагогическим коллективом организует весь педагогический процесс, а значит, постоянно сверяет полученные результаты с запланированными. Это требует принятия оперативных решений по ситуации, т.е. по конкретным результатам.

Управление по результатам предполагает, что изначально перед коллективом ставятся реальные, обеспеченные всеми ресурсами для исполнения цели. К таким ресурсам относятся люди, время, финансы, материально-техническая база, технологии, методики и др. При управлении по результатам каждый участник педагогического процесса должен уметь увязать свое участие в общем деле с другими членами коллектива. Результативное мышление предполагает, что руководитель и подчиненный определяют результат, а затем исполнитель сам выбирает способы достижения, т.е. время, технологии и другие ресурсы.

В условиях управления по результатам инициативный и творческий коллектив - ценнейший ресурс. Руководитель же создает атмосферу уважения, доверия, успеха каждому участнику образовательного процесса.

Однако при этом задача руководителя состоит в осуществлении информационного обеспечения, анализа, целеполагания, планирования, исполнения, контроля и коррекции.

Руководитель должен четко владеть ситуацией и быть проводником нового.

Работа с детьми требует от воспитателя большого напряжения сил и энергии, поэтому в коллективе особенно важны доброжелательность, тактичность и уважительная требовательность среди всех участников педагогического процесса. Руководитель, проявляющий уважительное отношение к личности каждого педагога, учитывающий склонности, интересы, возможности в сочетании с разумной требовательностью, добивается значительно больших результатов, чем тот, который жестко придерживается авторитарных методов управления. Один из наилучших способов повысить интерес к работе и создать слаженную команду - это уважение к людям и делегирование им ответственности и полномочий.

Ответственность появляется при соблюдении двух условий: когда за исполнителем закрепляются вполне определенные задачи и обязанности; когда исполнитель знает, что с него обязательно спросят за то, как выполнена работа. Разъяснение каждому участнику процесса смысла его миссии, организации в целях достижения определенных результатов приобретает не принудительный административный характер, а осознанный творческий труд. Важным вопросом при управлении по результатам является разграничение понятий «результат» и «вклад».

Результат есть реализованная цель. Но сама по себе цель может быть реальной и идеальной. В нашем случае мы предполагаем цели реальные, т.е. обеспеченные всеми ресурсами для исполнения.

Таким образом, управление по результатам есть целенаправленное ресурсообеспеченное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем по достижению запланированного результата .

3. Уровни управления ДОУ

Необходимо выделить уровни управления по результатам.

Первый уровень определяется умением руководителя видеть миссию деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Социальная характеристика любой организации включает цели и стратегию.

Цель организации - это конкретный образ желаемого (ожидаемого) результата, которого организация реально может достичь к четко определенному моменту времени. (Поташник М.М., Моисеев А.М. Управление современной школой. М., 1997. С. 75.) При определении цели деятельности организации следует придерживаться структуры, предложенной В.И. Зверевой.

При формулировании целей возможно несоблюдение указанной последовательности компонентов, но их сохранность обязательна. Стратегия организации - это базовые ориентиры, куда движется организация, какие средства использует. Какие ресурсы и куда тратятся, на что мобилизуются люди. В интегрированном виде цели и стратегия представлены миссией организации. Миссия организации есть ее предназначение, то есть то, ради чего она существует, каковы отличия от окружающих организаций. Чтобы определить миссию, используйте ответы на следующие вопросы: 1. Для удовлетворения каких социальных потребностей создана организация? 2. Посредством чего, с помощью каких услуг удовлетворяется данная потребность? 3. Кто непосредственный потребитель услуг? 4. В чем конкурентное преимущество? 5. Почему вы продолжаете существовать наряду с другими организациями?

При определении миссии ДОУ учитывайте следующие моменты: 1) перспективность миссии. Миссия выражает устремленность в будущее, показывает, на что будут направлены усилия и какие направления при этом будут приоритетными; 2) гласность и коллегиальность в разработке миссии. С целью выработки реальной, а не формально провозглашенной миссии следует учесть мнение коллектива; 3) конкретность миссии. Формулировки должны быть четкие, ясные, понятные для всех субъектов, взаимодействующих с вашей организацией; 4) изменение миссии организации может быть вызвано невозможностью качественного выполнения миссии по причине ее «завышенности» либо существенных преобразований организации.

Второй уровень предлагает рассматривать результат с точки зрения качества услуг.

Основная услуга ДОУ населению - это дошкольное воспитание и образование детей от 3 до 7 лет.

Качество дошкольного образования - это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребенка возрастает в соответствии с учетом его личностных, возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения. От чего же зависит качество работы дошкольного образовательного учреждения?

1. От качества работы воспитателя.
2. От сложившихся в педагогическом коллективе отношений.
3. От условий, созданных руководителем для творческого поиска новых методов работы с детьми.
4. От объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника.

Следовательно, качество дошкольного образования в учреждении - это управляемый процесс. Поэтому в основе перечисленных выше составляющих «качества» можно выделить два подхода к управлению качеством.

Один - через управление всем педагогическим процессом и его составляющими.

Другой - через личностные субъективные аспекты в системе управления: формирование коллектива и регулирование морально-психологического климата в нем.

Выделив эти, пожалуй, основные позиции, можно утверждать, что качество - это результат деятельности всего коллектива, который определяется двумя позициями:

Как организован педагогический процесс в детском саду (режим, выбор программ и технологий, обеспеченность пособиями, система повышения профессионального роста педагогов через разные формы методической работы и т.д.);

Как ребенок (дети) в учреждении реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии с возрастными возможностями и способностями.

Следовательно, качество работы дошкольного образовательного учреждения - это и процесс, и результат.

Третий уровень управления по результатам предполагает рассматривать результат с позиций потребителей.

Это семья, родители, имеющие детей дошкольного возраста, которые нуждаются в условиях, предоставляемых образовательными учреждениями. Однако сегодня недостаточно полно изучена и представлена картина о родительских запросах и потребностях. Изучение запросов родителей и создание условий, помогающих руководителю гибко менять ситуацию, предлагать детям и родителям разнообразные виды услуг.

Образовательные: развитие социальных (математических, речевых, познавательных, художественно-эстетических, музыкальных, ритмических) способностей; специальная подготовка к школе, обучение языку; развивающие игры; этикет и поведение, вышивание, конструирование и др.

Медико-оздоровительные: ритмопластика, плавание, релаксация; термотерапия (сауна), дыхательная профилактика; спортивная гимнастика, двигательно-укрепляющая; массаж и др.

Социальные: музейные экскурсии, музыкальный час в филармонии, театр кукол, праздники взрослых и детей; туризм, экскурсии; юридические консультации; гувернерские услуги.

4. Формирование организационной структуры управления

Одна из особенностей управления на современном этапе состоит в отходе от традиционных форм организационного построения, в перестройке структур соответственно требованиям высокой оперативности решения вопросов в единой системе непрерывного образования.

Под организационной структурой управления мы понимаем целостную структуру управляющей и управляемой подсистем, состоящих из звеньев, находящихся во взаимодействии и упорядоченных взаимосвязями в соответствии с местом этих звеньев в процессе управления.

Снять имеющиеся противоречия в системе внутрисадовского управления - значит привести в действие существенный резерв повышения эффективности управления. Это предполагает формирование необходимых организационно-педагогических условий:

Создание подлинно демократической возможности участия коллектива, каждого члена в подготовке, принятии и реализации управленческих решений;

Повышение педагогического мастерства и управленческой компетентности всех участников управления дошкольным учреждением.

Механизм управления современным дошкольным учреждением изменяет характер выполнения управленческих функций, порождает принципиально новые формы взаимодействия учреждения и всех участников педагогического процесса.

Структура этих отношений такова:

детский сад - внешняя среда; администрация - общественность; руководитель - подчиненный; педагог - педагог; педагог - родители; педагог - дети; ребенок - ребенок.

Проблема формирования организационной структуры управления требует прежде всего осмысления развития дошкольного учреждения как комплексной социально-педагогической системы, учета объективных факторов ее демократизации.

Решение задачи формирования организационной структуры управления мы видим в дальнейшем развитии демократических основ в управлении и как принцип государственно-общественного управления, и как систему его организации.

Обеспечение оптимального соотношения таких организационных принципов управления, как централизация и децентрализация в осуществлении управленческих решений, коллегиальность и единоначалие в управлении, права, обязанности, ответственность и др.

Структуру управления нельзя отделять от всей совокупности организационных проблем: обеспечение согласованности организационной структуры социальной и экономической систем в условиях перестройки жизни дошкольного учреждения и общества; последовательный анализ каждого цикла управленческого процесса и параллельно с этим анализ объекта, субъекта и средств управления для всестороннего рассмотрения вопроса совершенствования организации управления.

Предлагаемый подход состоит в том, чтобы рассмотреть организационную структуру управления современного дошкольного учреждения с учетом его потребностей при помощи моделирования, применяемого в педагогике, на основе общей теории социального управления с учетом практики.

Применяемое нами моделирование управляющей и управляемой подсистем (аппарата управления) облегчает задачу системного видения управления, дает субъекту управления возможность выбора наиболее рациональных функций управления системой.

Перспективный путь проектирования моделей организации - целевая структуризация, т.е. построение блочно-целевых структур, формируемых по матричному принципу на основе поиска оптимального соотношения централизации и децентрализации в системах управления, в формах планирования и контроля, таком распределении управленческих функций, когда сочетаются интересы личности и коллектива, учитываются особенности каждой категории работников, детей, их родителей и общественности. При этом принимается во внимание специфика целей и задач, методов и форм управления современным дошкольным учреждением: демократические принципы; гибкий режим работы с детьми; вариативная система форм учебно-воспитательной деятельности; расширение взаимодействия с социальной средой.

Как видим, специфика управления связана со значительным расширением сферы деятельности управляющей и управляемой подсистем, увеличением объема информации, необходимой для нормального функционирования целостной системы.

Расширенный объект управления современным дошкольным учреждением предполагает учет всех связей и отношений, которые складываются между детским садом и окружающей средой.

Выход на субъектно-субъектные отношения изменяет и совокупный субъект управления. В состав такого расширенного субъекта управления входят руководители детского сада, управления.

Построение моделей посредством определений системы элементов, связанных и взаимодействующих между собой, предполагает четкое видение и понимание руководителем общих принципов построения структуры управления, ее параметров, уровней соподчинения, распределения функционала.

Формирование и внедрение современных демократических организационных структур управления без научно обоснованного организационного проектирования может нанести непоправимый ущерб дошкольному учреждению.

Проектирование структур управления (управляющих и управляемых) в целостных педагогических системах должно исходить из следующих положений:

Модернизация структур управления целостной педагогической системы осуществляется с учетом стоящих перед системой целей. Они первичны, структуры управления вторичны и создают педагогические условия для эффективного достижения конечных целей;

Проектирование управляющих и управляемых структур проводится с учетом развития процесса управления, а также развития педагогической технологии, рассмотрения обучения и воспитания как процесса управления;

Структуры основных звеньев управляющей и управляемой педагогических подсистем в значительной степени определяются распределением основных прав и полномочий, а также разделением общего процесса управления на подпроцессы, функции и стадии управления;

Непрерывность в целостной системе управления дошкольным образованием предполагает четкое определение прав и полномочий и обязательное их исполнение. Несоблюдение этого условия приводит к несбалансированности исполнения управленческих решений и неуправляемости в той или иной подсистеме;

Перестройку целостной системы управления дошкольным образованием необходимо осуществлять в направлении структурно-функциональных изменений. Каждое подразделение управляющей и управляемой подсистем, его аппарат должны быть наделены правами, обязанностями и ответственностью (моральной, материальной и дисциплинарной) за эффективное выполнение функций;

В составе системы управления должен быть орган с правом общественно-государственной экспертизы на основе государственно-общественных нормативов с правом законодательной инициативы представления и принятия стратегических управленческих решений. Это положение будет способствовать развитию государственного управления;

Для повышения эффективности всех звеньев управляющей и управляемой подсистем необходимо постоянное функциональное регулирование по всем функциям управления. Это условие позволит развивать в субъектах управления саморегулирование и переводить субъекты, а также объекты управления в новое качественное состояние;

В целях формирования и развития самостоятельного управленческого мышления, инициативы и творчества необходимо делегирование полномочий, особенно в выборе оптимальных педагогических условий, способов, средств и воздействий по достижению целей.

Система внутрисадовского управления может быть спроектирована как функциональная модель, включающая уровни управления и их взаимосвязи.

Основу данной модели составляют четыре взаимосвязанных уровня всех участников педагогического процесса: членов совета ДОУ, заведующего, его заместителей, воспитателей, педагогов, общественных организаций, родителей детей, посещающих ДОУ.

Каждый из уровней управления обязательно входит в зону влияния субъектов управления как по горизонтали, так и по вертикали (схема 1) .

Схема 1

Функциональная структура внутрисадовского управления

В предложенной структуре управления по вертикали и по горизонтали выделяются два фактора: специализация в распределении основных функций при их одновременной интеграции и количество труда, необходимого для обеспечения учебно-воспитательного процесса. Заметим, что такая модель представляет демократически централизованную систему с особым характером связей между субъектами (органами) управления.

Данная модель внутрисадовского управления определяет баланс задач всех органов управления со структурой целей; соответствие иерархических уровней задач и управленческих звеньев; оптимизацию соответствия задач, полномочий и ответственности органов управления. Эта система внедрена во многих дошкольных учреждениях г. Москвы.

Развивающееся внутрисадовское управление может конструироваться и по матричной структуре. Матричная структура управления эффективна на период разработки и внедрения новых проектов, т.е. в условиях инновационной деятельности учреждения . В этом случае участники педагогического процесса объединяются в группы (подсистемы) для внедрения конкретных проектов, составляющих программу развития ДОУ в рамках единой концепции (схема 2) .

Схема 2

Матричная структура внутрисадовского управления

В данной схеме представлены три проекта, над которыми работает ДОУ. Важно, чтобы в каждом из них участвовал не только педагогический коллектив, но и родители воспитанников. Творческие группы создаются под определенную тематику, в состав таких групп должны входить заинтересованные, творческие педагоги. В работе такой группы человека нельзя заставить работать по приказу, люди объединяются по желанию, с целью создать и реализовать что-то новое. Задача творческих групп состоит в более детальной, глубокой разработке одного из разделов проекта. Связующим звеном этой структуры может быть форма представления результатов по всем проектам, например, конференция. Данная структура указывает на особый период работы учреждения - режим развития, изменения содержания и организации педагогического процесса с целью его совершенствования.

5. Основные принципы обновления деятельности ДОУ

Назовем основные принципы, лежащие в основе обновления деятельности дошкольного учреждения.

1. Демократизация . Этот принцип предполагает распределение прав, полномочий и ответственности между всеми участниками процесса управления, его децентрализацию.

2. Гуманизация . Она обеспечивает равнодоступный для каждой личности выбор уровня, качества, направленности образования, способа, характера и формы его получения, удовлетворения культурно-образовательных потребностей в соответствии с индивидуальными ценностными ориентациями. Переориентация учебного процесса на личность ребенка.

3. Гуманитаризация образовательных программ, т.е. такое соотношение и сочетание программ, применение таких дидактических подходов, методов и технологий обучения, которые обеспечивают приоритет общечеловеческих ценностей, цельность, последовательность, преемственность и опережающий характер обучения.

4. Дифференциация, мобильность и развитие . Эти принципы предполагают многоуровневость, полифункциональность образовательных программ всех многообразных видов образовательных учреждений. Они обеспечивают детям, подросткам, юношеству по мере их взросления, социального становления и самоопределения возможности передвижения по горизонтали (смена класса, профиля, направленности образования), а также по вертикали (смена уровня, типа, вида образовательного учреждения).

5. Открытость образования, т.е. предоставление возможности как непрерывного образования в различных формах, так и общего образования на любой ступени, любом уровне (базисном и дополнительном).

6. Многоукладность образовательной системы, т.е. качественный рост и развитие государственного дошкольного учреждения, а также открытие элитарных образовательных учреждений нового типа.

7. Стандартизация . Этот принцип предполагает соблюдение федеральных стандартов качества образования, введение региональных стандартов, учитывающих национальные и другие особенности региона.

Все эти принципы становятся руководством к действию в развивающем и развивающемся дошкольном учреждении. При этом основная функция современного детского сада (любого типа или вида) - целенаправленная социализация личности: введение ее в мир природных и человеческих связей и отношений, погружение в человеческую материальную и духовную культуру посредством передачи лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности.

Для оценки продвижения дошкольного образовательного учреждения в своем развитии анализируются следующие показатели деятельности.

1. Инновационная деятельность учреждения - обновление содержания воспитания и обучения в соответствии с госстандартами (основных и дополнительных образовательных услуг); обновление педагогических технологий, методов и форм работы; сочетание самоанализа, самоконтроля с самооценкой и экспертной оценкой.

2. Организация учебно-воспитательного процесса (УВП) - самоуправление, сотрудничество педагогов, детей и их родителей в достижении целей обучения, воспитания и развития; планирование и организация разнообразной детской деятельности с учетом интересов и потребностей детей; педагог и ребенок как равноправные партнеры в этой деятельности; высокий уровень мотивации всех участников педагогического процесса; комфортная предметно-развивающая и психолого-педагогическая среда в детском саду для всех участников целостного педагогического процесса.

3. Эффективность УВП - сравнение соответствия конечных результатов запланированным (оценка состояния физического и психического здоровья детей, их развитие: физическое, познавательное, художественно-эстетическое, интеллектуальное, социальное).

6. Ключевые результаты деятельности ДОУ

Важным моментом в данном подходе к управлению по результатам является выделение ключевых результатов. Чем ближе ключевые результаты к третьему уровню, тем более глубоким является осознание целей деятельности дошкольного учреждения.

Исходя из осознания общечеловеческих и национальных ценностей, мы выделяем следующие ключевые результаты деятельности:

1. Здоровье и здоровый образ жизни. Уровень здоровья, физического и психического развития ребенка.

2. Воспитанность на основе общечеловеческих и национальных ценностей. Уровень нравственного, духовного и морального воспитания личности.

3. Образованность в соответствии с личностными возможностями и способностями. Уровень интеллектуального развития.

4. Готовность к продолжению образования. Уровень готовности к обучению в школе.

5. Адаптивность образовательной среды к удовлетворению образовательных потребностей личности. Уровень адаптивности предметно-развивающей и образовательной среды.

Управление выделенными ключевыми результатами будет определяться главными факторами и условиями (схема 3).

Схема 3

Спонсор публикации статьи – интернет-магазин профессионального массажного оборудования известных японских и американских брендов Massagetables.ru. Предлагаемый ассортимент массажной продукции позволит массажистам оборудовать как кабинет для приема пациентов, так и купить складной массажный стол , предназначенный для комфортной выездной работы. Тросовая американская технология позволяет таким складным столам быть одновременно компактными в собранном виде, быстро собираться и обладать достаточной надежностью для многолетнего использования без потери качества.

Вопросы:

1. Как вы понимаете, что такое «управление»?

2. В чем сущность технологии управления по результатам?

3. Какие могут быть структуры управления и в чем их отличие?

Задание

1. Проанализируйте предложенные или сформулируйте ключевые результаты деятельности своего дошкольного образовательного учреждения.

2. Сформулируйте миссию своего учреждения.

Выполнение этого задания понадобится вам для составления Программы развития вашего ДОУ. Отнеситесь серьезно.

* См.: Санталайнен Т., Воутилайнен Э. и др. Управление по результатам. М., 1993.

(Е.А. Аркина, А.И. Васильева, Е.Н. Димурова, Е.К. Кричевская, Л.Ф. Островская, М.Х. Светницкая, Г.А. Фортунатов, О.А. Фролова и др.), проблема педагогического анализа недостаточно изучена. Накопление данных осуществлялось империческим путём. В связи с этим поиск путей совершенствования анализа как функции дошкольного учреждения является актуальным.

Значимость педагогического анализа в управлении работой дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) возрастает в связи с тем, что в настоящее время определяются новые подходы к его управлению.

Их суть состоит в том, что дошкольному учреждению предоставляется больше самостоятельности, но в то же время повышается ответственность руководителей в обеспечении научного анализа за качеством воспитания, обучения и развития детей. Анализ качества работы воспитателя необходим, так как дети должны быть защищены от профессионально несостоятельных людей, не способных обеспечить им нормальную жизнь в яслях-саду.

Основной целью дошкольного образования на современном этапе становится всестороннее развитие ребёнка, которое задаётся государственным стандартом в соответствии с потенциальными возрастными особенностями и спецификой детства как самоценного периода жизни человека. Известно, синтез педагогики и психологии в процессе воспитания растущей личности желаемого результата не даёт. Формирование личности - многонаправленный процесс, в котором требуется учитывать множество влияющих позитивных факторов (семья, социум, средства информации и пр.). При этом важно учитывать как соматическое, так и психическое состояние самой личности (здоровье, ценностные ориентации, готовность к само-образованию и самосовершенствованию и т.д.).

С учётом этого процесс становления растущей личности обуславливается акмеологическими знаниями профессионалов, то есть междисциплинарными. Поэтому мы особое внимание в процессе общения с воспитателями уделяем их профессиональным (акме) качествам. Обеспечить учёбу воспитателей ключевому умению анализировать педагогический процесс в дошкольном учреждении должен его руководитель.

Одним из главных средств эффективной работы ДОУ является совершенствование управления. Успешно решать сложные и важные задачи, стоящие перед дошкольным учреждением, возможно в процессе повышения научной обоснованности управления. Научное управление предполагает сознательное, целенаправленное воздействие на образовательный процесс, обеспечивающий должный его уровень и достижение оптимального результата, которое невозможно без анализа состояния, тенденций развития, объективной оценки результатов воспитательно-образовательной работы, причин, определяющих этот результат.

В.А. Сухомлинский писал: «Умение анализировать, обобщать, применять обобщения как инструмент мастерства, подхода к конкретным явлениям - это самая сущность педагогического руководства».

В работе руководителя это умение проявляется повседневно и особенно важно при завершении периодов, циклов учебно-воспитательного процесса. В.А. Сухомлинский учебный год считал одним из таких важных циклов. В анализе итогов учебного года он взял связующее звено между прошлым и будущим: «Умение предвидеть - это, прежде всего, умение оглянуться на пройденный путь, обозреть его, увидеть в нём истоки сегодняшних успехов и недостатков».

Анализ - это предельно комплексное явление, атрибут системы управления, необходимое средство и механизм обеспечения эффективности её функционирования. Он не сводится лишь к какому-либо одному этапу управленческого цикла, например, к заключительному («проверочному»), а встроен во все управленческие функции, обеспечивая их реализацию, а также возможность перехода от одних функций к другим. Анализ - это оборотная сторона планирования. Он позволяет определить, достигнута цель или нет, и тем самым «даёт санкцию» для перехода к последующим действиям, связывая все звенья цепи управления в единое целое.

Для того, чтобы анализ был действенным и эффективным, необходимо его осуществлять на научной основе.

Это значит, что он не должен сводиться к констатации обнаруженных ошибок или отклонений, а включать средства и механизмы их исправления. Последнее обеспечивается за счёт тесно связанной с анализом коррекционной функции. Итак, анализ в его широком, истинном смысле определяется как процесс обеспечения достижения дошкольным образовательным учреждением целей, а также как явление, носящее не локальный, а глобальный характер. Он распространяется на всю управленческую деятельность.

Данное определение требует детализации. Оно включает следующие основные аспекты:

  • анализ как необходимый атрибут управленческой деятельности, позволяющий достигать поставленных целей и задач;
  • анализ как необходимый компонент деятельности всех подразделений и членов коллектива, обеспечивающий её эффективность и согласованность с общими целями ДУ;
  • анализ как специфическая прерогатива определённых ответственных лиц, на которых возложены обязанности анализа (зам. заведующей по основным вопросам, ст. медсестра, воспитатель, узкие специалисты);
  • анализ как аспект деятельности руководителя ДОУ, связанный с ответственными лицами и их руководством;
  • анализ как непосредственная обязанность руководителя, реализующаяся в его индивидуальной деятельности, в том числе в системе личных, непосредственных взаимодействий с другими членами ДОУ (как с руководителями соподчинённых уровней, так и с рядовыми исполнителями).
  • характеристика видов и типов анализа, его структура;
  • требования к его организации;
  • выявление особенностей анализирующего и корректирующего поведения руководителя.

Наиболее общим, охватывающим все виды анализа, являются три его основных типа: опережающий (предварительный), текущий и итоговый.

Опережающий анализ является важнейшим типом и определяется сутью активной, то есть наиболее эффективной стратегии управления: предвидение и прогнозирование системы, концентрация усилий на предупреждении ошибок, неблагоприятных ситуаций. Опережающий анализ направлен на три сферы - человеческую, материальную и финансовую. Первая предполагает эффективный набор кадрового состава; вторая - определение предварительных нормативов к качеству ресурсов; третья - разработку бюджета. Предварительный анализ организационно осуществляется реализацией выработанной на этапе планирования системы правил, процедур и «линий» поведения. Они выступают в качестве ориентиров, а частично - критериев для всех иных типов анализа. Разработанная таким образом система анализа должна обнаруживать возможные отклонения до их появления.

Текущий анализ реализуется непосредственно в процессе исполнения работ и обычно к концу любой фазы процесса организационного функционирования. В нём наиболее полно воплощается принцип обратной связи, который позволяет не только оценить качество, но и внести незамедлительные коррективы и тем самым содействовать достижению целей.

Итоговый анализ осуществляется после окончания определённых видов работ. Его роль двояка. Во-первых, на его основе окончательно решается вопрос об их качестве. Во-вторых, от него зависят разного рода оценочные процедуры, организация стимулирования и мотивирования. В современный период развития всех сторон жизни ДОУ важное место занимает вопрос анализа её результатов. В настоящий момент перенос акцента с анализа промежуточных результатов на конечные имеет важное значение для менеджера образования.

В проведении педагогического анализа конечных результатов деятельности ДУ нами выделяются четыре основные этапа.

Первый этап - определение предмета, состава к содержанию анализа. На данном этапе осуществляется сбор информации о состоянии и развитии образовательного процесса, управленческой деятельности за период учебного года. Эта информация фиксируется по основным блокам, определяются цели её анализа. Затем оценивается каждая часть предмета анализа с помощью количественных и качественных показателей, выявляются факторы и условия, способы, средства воздействия, положительно и отрицательно влияющие на развитие ДОУ.

Второй этап сводится к структурно-функциональному описанию предмета анализа. Для того, чтобы представить предмет анализа в целом, необходимо изучить способы связей, а главное - педагогических усилий и средств воздействия на достижение целей (результатов деятельности).

На третьем этапе проводится анализ причинно-следственных связей в следующей логической цепочке: явление - причина - условия - следствия.

Осуществляя анализ, важно помнить, что причина имеет место при взаимодействии одной системы с другой или взаимодействии элементов данной системы.

Условия - это обстоятельство, от которого зависит деятельность причины. При проведении анализа по каждому блоку важно помнить, что всякая причина одновременно является и условием, порождающим следствие. На этом этапе анализирующий выясняет причину, от чего произошло то или иное явление.

Четвёртый, заключительный этап - установление фактов достижения целей. В ходе этого этапа проходит подготовка материалов на педсовет по итогам учебного года. Формулируются цели и основные задачи на новый период. Педагогический анализ завершается синтезированием. На этом этапе формулируются окончательные выводы, аргументированные объективными данными.

Цель - это осознанный желаемый результат, задача - реально достижимый в данный отрезок времени и в определённых условиях результат.

Внедрение педагогической диагностики на основе информационно-аналитической деятельности в практику работы воспитателей, руководителей, методистов предполагает рассмотрение всех явлений ДОУ через призму педагогического анализа и их причин. Это важнейшая задача обновления дошкольного учреждения. Именно её решение позволит избавить любого участника процесса воспитания и обучения от имеющего место формализма в анализе и оценке деятельности и воспитателя, и руководителя.

Литература:

  1. Карпов, А.В. Психология менеджмента: учеб. пособие. - М.: Гардарики, 1999. - 584 с.
  2. Кухарев, Н.В. Педагог-мастер, педагог-исследователь. - Гомель: УОГО, ГОСПО Беларуси, ГОИУУ, 1992. - 212 с.
  3. 3. Сухомлинский, В.А. Разговор с молодым директором школы. - М., 1993. - 72 с.
  4. Сухомлинский, В.А. Избр. пед. соч.: В 3 т. Т.3. - М.: Педагогика, 1980. - 640 с.
  5. 5. Третьяков, П.И. Практика управления современной школой (опыт педагогического менеджмента). - М., 1995. - 204 с.

В. Теленченко


Введение

2 Цель, задачи и направление деятельности МБДОУ ДС ОВ № 2

3 Организационная структура управления

4 Финансово-экономические показатели работы МБДОУ ДС ОВ № 2

Заключение

Список литературы


Введение


Преддипломная практика является одной из составных частей образовательного процесса. Практика является подготовительным этапом к проведению более глубоких исследований, а именно к написанию дипломной работы.

Цель практики - более глубокое усвоение вопросов управления в подразделениях государственных и муниципальных организаций на основе теоретических знаний, полученных при изучении общепрофессиональных дисциплин, улучшение качества профессиональной подготовки, закрепление знаний по управленческим, правовым и экономическим дисциплинам, которые изучались в рамках учебного плана по специальности "Государственное и муниципальное управление". Также целями при прохождении практики являются проверка умения использовать полученные знания, ориентироваться в ситуациях, требующих принятия управленческих решений, работать в публичной сфере.

Прохождение практики осуществлялось в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад общеразвивающего вида № 2 муниципального образования Темрюкский район.

Задачи практики:

.изучение правовой и организационной структуры МБДОУ ДС ОВ №2;

.изучение системы управления в МБДОУ ДС ОВ № 2;

.приобретение навыков роли менеджера в хозяйственной деятельности предприятия.

В данной работе дается определение кадровой политики, рассматриваются ее типы, а также затрагиваются такие важные моменты кадровой работы как планирование и набор персонала, система оплаты труда.


Глава I. Организационные характеристики МБДОУ ДС ОВ № 2


1 Правовой и организационный статус


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 2 (далее ДОУ) расположен по адресу г. Темрюк, ул. Октябрьская. 107, в двухэтажном кирпичном здании типового проекта, постройки 1989 г. Насчитывает 6 групповых ячеек, пищеблок, санитарный блок, музыкальный и спортивный залы, прачечную, кабинеты методиста и заведующего, комнату кубанского быта и 2 подсобных помещения, а также второе одноэтажное здание 1976 года постройки по адресу г. Темрюк, ул. Ленина 90/1 насчитывает 2 групповые ячейки. В состав каждой групповой ячейки входит: приемная, игровая, буфетная, туалетная и спальные комнаты. Групповые ячейки обеспечены мебелью, посудой и игровыми пособиями в соответствии с требованиями СанПина. На территории ДОУ расположены 8 игровых участков, оборудованных теневыми навесами, песочницами, домиками, есть оборудованный спортивный участок, автогородок, фитополяна, и огород.

ДОУ № 2 рассчитано на 185 мест. Численный состав - 198 детей в возрасте от 1г7 м до 7 лет. Учредитель определяет количество групп исходя из их предельной наполняемости при расчете норматива бюджетного финансирования, комплектация МБДОУ ДС ОВ № 2 составляет 8 групп для детей полного дня пребывания (10 часов) и 1 группу для детей кратковременного пребывания(4 часа).

Численность сотрудников фактическая - 42 человека, средняя численность сотрудников -36 человек.

МБДОУ ДС ОВ № 2 является образовательной организацией, реализующей образовательные программы дошкольного образования направленные на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста. Реализуя основную общеобразовательную программу дошкольного образования, ДОО руководствуется в своей деятельности Законом 273-ФЗ "Об образовании в РФ" и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО)

ДОУ самостоятелен в выборе программы из комплекса вариативных программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, внесении изменений в них, а также разработке собственных (авторских) программ в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.

ДОУ в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законом 273-ФЗ "Об образовании в РФ" и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, решениями органа управления образованием, настоящим Уставом МБДОУ ДС ОВ №2 МО Темрюкский район и другими законодательными и нормативными правовыми актами федерального, регионального и муниципального уровня.

Отношения между Учредителем и ДОО, урегулированные уставом МБДОУ ДС ОВ №2 МО Темрюкский район, определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ДОУ является юридическим лицом, самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, имеет самостоятельный баланс, лицевой счет, печать, штампы и бланки со своим наименованием.

ДОУ вправе от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Отношения ДОУ с воспитанниками и их родителями (законными представителями) регулируются в порядке, установленном настоящим Уставом.

Права юридического лица у ДОУ в части ведения уставной финансово - хозяйственной деятельности, направленной на подготовку образовательного процесса, возникают с момента его государственной регистрации.

ДОУ приобретает право на образовательную деятельность и льготы, предоставляемые законодательством Российской Федерации, со дня выдачи ей лицензии. Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдаётся органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, на основании заключения экспертной комиссии.

Затраты на проведение экспертизы оплачиваются Учредителем.

В ДОУ не допускается создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно - политических и религиозных движений и организаций (объединений).

В ДОУ образование носит светский характер. Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке.

ДОУ создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья детей.

Учебная нагрузка, режим занятий, определяются на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения, в соответствии с нормами Санитарно-гигиеническими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.1.3049-13.

Медицинское обслуживание детей обеспечивают специально закрепленные органами здравоохранения за ДОУ медицинским персоналом, и наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания.

ДОУ предоставляет соответствующее помещение для работы медицинских работников.

Организация питания в ДОУ возлагается по согласованию с Учредителем на ДОО и организации общественного питания.

В ДОУ предусмотрено помещение для хранения и приготовления пищи воспитанникам.

Педагогические работники ДОУ проходят периодическое бесплатное медицинское обследование, которое проводится за счет средств Учредителя.

Взимание платы с родителей за присмотр и уход в ДОО производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ДОУ в целях выполнения стоящих перед ним задач имеет право устанавливать прямые связи с предприятиями, учреждениями и организациями.

ДОУ осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дошкольном учреждении, Договором между учредителем и ДОУ, Уставом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида № 2 муниципального образования Темрюкский район.

Режим работы ДОУ: пятидневная рабочая неделя с 7.30 до 17.30. Нерабочие дни - суббота и воскресенье, а так же праздничные дни, установленные законодательством РФ.

Учреждение удобно расположено в непосредственной близости от автобусных маршрутов, имеет удобные подъезды. Это важно, так как воспитанники проживают в разных районах города. В непосредственной близости расположена МБОУ ООШ № 14 , детские сады № 3,7, детская библиотека, Кинотеатр «Тамань». Учреждением активно используется преимущество, дающееся близким расположением этих учреждений. Налаживается эффективное сотрудничество, планируется и развивается дальше правовая база, регулирующая данные взаимодействия.


1.2Цель, задачи и направление деятельности МБДОУ ДС ОВ №2


1)Основными целями детского сада являются:

-Формирование общей культуры личности воспитанников на основе усвоения обязательного минимума содержания дошкольных программ, их адаптации к жизни в обществе, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

)Задачи и направление деятельности МБДОУ ДС ОВ №2:

-Создание условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей.

-Развитие любознательности и творческого воображения у детей дошкольного возраста как основы развития интеллектуальных способностей.

-Формирование культуры самостоятельности мышления и восприятия целостной картины мира, формирование основ личной гигиены и здорового образа жизни.

-Взаимодействие с семьей ребенка:

-Повышение уровня педагогических знаний и совместное осуществление воспитательно-образовательной, оздоровительной работы.

дошкольный образовательный административный муниципальный

1.3 Организационная структура управления


Структура управления в ДОУ представлена в виде двух основных подструктур - административного и общественного управления и представляет собой совокупность всех его органов с присущими им функциями. Заведующий, управляя детским садом, выполняет определённые функции: информационно-аналитическую, мотивационно-целевую, планово-прогностическую, организационно-исполнительскую, регулятивно-коррекционную и контрольно-диагностическую.

Система управления строится в соответствии с Конституцией РФ, законом «Об образовании», «Положением о дошкольном образовательном учреждении». Деятельность учреждения регламентируется Уставом, приказами и распоряжениями управления образованием, следующими видами локальных актов:

·приказами и распоряжениями заведующего учреждения;

·правилами внутреннего трудового распорядка;

·коллективным договором;

·правилами охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности;

·положением о премировании;

·должностными инструкциями;

·положением о Педагогическом совете.

Управление учреждением строится на принципах:

-гуманизация управления образованием на основе осуществления социальной защиты всех участников образования и создание им условий, благоприятных для развития и обучения.

-демократизация взаимодействий субъектов образования на основе партнерства, сотрудничества и возможности самообразования;

-научности управления образованием посредством применения достижений науки и техники;

-сочетания административного управления и самоуправления всех субъектов самообразования.

Непосредственное управление учреждением осуществляет аттестованный на первую категорию заведующий. Управленческая деятельность осуществляется на демократической основе, контроль и анализ всех видов деятельности осуществляется по разработанным критериям, схемам, которые имеются у каждого педагога. Органом для коллегиального решения вопросов связанных с развитием и совершенствованием образовательной работы с детьми и методической работы с педагогами является постоянно действующий Педагогический совет. В процессе управления принимают активно участие: профсоюзное собрание и родительский комитет. Имеется в учреждении независимая аттестационная комиссия, которая согласовывает свои действия с вышеназванными органами.

Управление осуществляется на основе годового планирования. Источником планирования является детальное изучение процесса, выявление узких проблемных мест в деятельности учреждения.

В учреждении отрегулирована система коррекции планов в соответствии с промежуточными результатами деятельности.

Организационная структура в МБДОУ ДС ОВ № 2:

Административная деятельность современного руководителя ДОУ должна обеспечивать материальные, организационные, правовые и социально-психологические условия для функционирования детского сада, причём в соответствии с действующими нормативными актами и Уставом дошкольного образовательного учреждения.

Для осуществления этого компонента деятельности используя свои полномочия, руководитель:

-совместно с сотрудниками разрабатывает и реализует кадровую политику, т.е. комплектует штат, подбирает, расставляет, перемещает кадры, готовит их аттестацию;

-устанавливает в соответствии с законом о труде РФ, правилами внутреннего распорядка и квалификационными требованиями круг обязанностей сотрудников;

-обеспечивает выполнение закона о труде, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, санитарно-гигиенического режима, инструкций по охране жизни и здоровья детей, охраны труда и техники безопасности;

-организует пропаганду педагогических знаний среди родителей, руководит работой родительского комитета;

-действует от имени дошкольного образовательного учреждения, представляя его во всех организациях и учреждениях, является распорядителем кредитов и имущества ДОУ, решает вопросы по созданию и ликвидации подразделений и различных служб при нём;

-издаёт приказы в пределах компетенции ДОУ, даёт указания, обязательные к исполнению всеми работниками своего ДОУ;

-отвечает за организацию и осуществление мероприятий по гражданской и мобилизационной подготовке, организации воинского учета, несет персональную ответственность за сохранность архивной документации, в том числе по личному составу, а также за передачу архивной документации в соответствующие государственные органы в случае ликвидации ДОУ;

-отчитывается о работе детского сада перед коллективом и инстанциями (Управлением образования).

Вся эта работа заведующего в этом направлении должна обеспечивать создание условий, необходимых для совместной деятельности, для целенаправленных и скоординированных действий подчинённых по налаживанию нормального воспитательно-образовательного процесса, установлению нормальных отношений в коллективе, благоприятного морально-психологического климата, должной дисциплины труда, творческой атмосферы. Руководитель является выразителем интересов коллектива сотрудников, защитником прав каждого ребёнка, т.е. вся организаторская, административная деятельность впрямую направлена на обеспечение всестороннего развития личности каждого ребёнка.


1.4 Финансово-экономические показатели работы МБДОУ ДС ОВ № 2


Бюджетное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.

В смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, и иной деятельности.

Бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. Федеральное казначейство Российской Федерации либо другой орган, исполняющий бюджет, совместно с главными распорядителями бюджетных средств определяет права бюджетного учреждения по перераспределению расходов по предметным статьям и видам расходов при исполнении сметы.

Бюджетное учреждение при исполнении сметы доходов и расходов самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников.

К основным принципам организации финансов бюджетных учреждений относятся:

)Целевое использование выделенных и самостоятельно заработанных средств;

)Жесткое разграничение бюджетного финансирования и самостоятельно заработанных средств. Обе группы средств хранятся на отдельных счетах, на каждую из групп составляется отдельная смета по их расходованию, по каждой из групп составляется самостоятельная отчетность.

Бюджетное финансирование осуществляется в форме выделения денежных средств (бюджетных ассигнований) по определенному назначению для достижения общегосударственных целей или для покрытия расходов отраслей, предприятий, организаций, находящихся на полном либо частичном государственном денежном обеспечении.

Все поступающие средства имеют одну общую цель - обеспечить профильную и хозяйственно-эксплуатационную деятельность бюджетного учреждения.

Имущество ДОУ является муниципальной собственностью, формируется за счет бюджетных и внебюджетных источников.

Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов МБДОУ ДС ОВ № 2 являются:

·имущество, переданное ему учредителями или уполномоченным ими органом;

·имущество, приобретенное за счет финансовых средств ДОУ, в том числе за счет доходов, получаемых от деятельности ДОУ;

·бюджетные ассигнования и другие поступления от органов управления образованием;

·внебюджетные средства;

·амортизационные отчисления;

·безвозмездные и благотворительные взносы, пожертвования организаций, учреждений и граждан;

·иные источники, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

ДОУ владеет, пользуется закрепленным за ним на праве оперативного управления муниципальным имуществом в соответствии с уставными целями деятельности и договором о закреплении имущества на праве оперативного управления.

ДОУ не вправе отчуждать в том числе сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставной капитал хозяйственных обществ или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных и полученных по смете без согласия собственника.

Изъятие или отчуждение имущества, закрепленного Собственником за ДОУ, допускается в случае необходимости изъять лишнее, не используемое, либо используемое не по назначению имущество.

ДОУ самостоятельно распоряжается имеющимися финансовыми средствами, в то же время подконтрольно и подотчетно в расходовании бюджетных средств перед Учредителем.

При осуществлении права оперативного управления закрепленным за ним имуществом ДОУ обязано:

·эффективно использовать имущество;

·обеспечивать сохранность и использовать имущество строго по назначению;

·не допускать ухудшения технического состояния имущества /это требование не распространяется на ухудшения, связанные с нормативным износом имущества в процессе эксплуатации/;

·осуществлять текущий и капитальный ремонт имущества;

Контроль за использованием по назначению и сохранность имущества, закрепленного за ДОУ на праве оперативного управления, осуществляет Учредитель, в установленном законодательством порядке.

Земельный участок закреплен за ДОУ в бессрочное бесплатное пользование. ДОУ владеет, пользуется закрепленными за ним на праве оперативного управления имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с установленными целями деятельности, заданиями Учредителя, назначением имущества и договором на оперативное управление имуществом между ДОУ и Учредителем.

Привлечение Учреждением дополнительных средств за счет добровольных пожертвований физических и юридических лиц и других источников в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров его финансирования за счет средств Учредителя.

Развитие материально-технической базы Учреждения осуществляется самим Учреждением в пределах, закрепленных за ним бюджетных и собственных средств.

Финансовое обеспечение МБДОУ ДС ОВ № 2 строится на бюджетной и внебюджетной деятельности и регламентируется Законом РФ «Об образовании» 273-ФЗ статья 8.

В рамках бюджетного финансирования выделяются средства из муниципального, краевого и федерального бюджетов.

Из федерального бюджета выделяются средства на выплату компенсации родителям или законным представителям, в соответствии со ст.522 Закона РФ о выплате компенсации части родительской платы за содержание ребенка в дошкольной организации.

Из краевого бюджета, согласно письму Министерства образования и науки Краснодарского края от 29.01.2014 № 47-1111/14-14 и письму Министерства финансов Краснодарского края от29.01.2014 № 205-384/14-12-06 «О расходах, включенных в норматив подушевого финансирования дошкольного образования» средства выделяются на следующие группы расходов:

)Расходы на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда. Согласно приложению к муниципальному заданию на оказание муниципальных услуг в МБДОУ № 2 на 2015г. сумма составляет 8849400,00 руб.

)Расходы на материальное обеспечение, за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг, осуществляемых из местных бюджетов. Согласно приложению к муниципальному заданию на оказание муниципальных услуг в МБДОУ № 2 на 2015 г. сумма составляет 24,3.

Финансирование из муниципального бюджета осуществляется на следующие группы нужд:

·Продукты питания - 1071000,00 руб.;

·коммунальные услуги -1067500,00 руб.;

·услуги по содержанию имущества - 294600,00 руб.;

·налоги - 354400,00 руб.;

·увеличение стоимости материальных запасов -1088000,00руб.;

·текущий ремонт - 10000,00руб.;

·услуги связи - 33600,00 руб.;

Внебюджетная деятельность ДОУ - это планируемые доходы от платных дополнительных образовательных услуг, благотворительные взносы (добровольные пожертвования) физических лиц и спонсорская помощь юридических лиц.

Уставом учреждения предусмотрены платные дополнительные образовательные услуги по всем направлениям образовательного процесса, возможности открытия на базе ДОУ новых форм дошкольного образования, расширения роли государственно-общественных форм в управлении учреждением.

Часть внебюджетного финансирования приходится на добровольные пожертвования и целевые взносы физических лиц (15%).

Одна из составных частей внебюджетных средств - это родительская плата. Согласно постановлению главы администрации муниципального образования Темрюкский район 75% родительской платы тратится на закупку продуктов питания и 25% идет на материальное оснащение ДОУ.


Глава II. Кадровая политика в МБДОУ ДС ОВ № 2


Кадровая политика может иметь широкое и узкое толкование. В широком смысле: это система осознанных и определенным образом сформулированных и закрепленных правил и норм, приводящих человеческий ресурс в соответствии с долговременной стратегией фирмы.. Отсюда следует, что все мероприятия по работе с кадрами - отбор, составление штатного расписания, аттестация, обучение, продвижение - могут заранее планироваться и согласовываться со стратегическими целями и текущими задачами организации. В узком смысле это набор конкретных правил, пожеланий и ограничений, реализующийся, как в процессе непосредственных взаимодействий между сотрудниками, так и во взаимоотношениях между работниками и фирмой в целом.

Цель кадровой политики - обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в соответствии с потребностями самой организации, требованиями действующего законодательства и состоянием рынка труда. Один из решающих факторов эффективности и конкурентоспособности предприятия - обеспечение высокого качества кадрового потенциала. Так, в ходе формирования кадровой политики, в идеальном случае, необходимо согласование следующих аспектов:

·разработка общих принципов кадровой политики, определение приоритетов целей;

·организационно-штатная политика - планирование потребности в кадрах, формирование структуры и штата, назначение, создание резерва, перемещение;

·информационная политика - создание и поддержка системы движения кадровой информации;

·финансовая политика - формулирование принципов распределения средств, обеспечение эффективности системы стимулирования труда;

·политика развития персонала - обеспечение программы развития, профориентация и адаптация сотрудников, планирование индивидуального продвижения, формирование команд, профессиональная подготовка и повышение квалификации;

·оценка результатов деятельности - анализ соответствия кадровой политики и стратегии организации, выявление проблем в кадровой работе, оценка кадрового потенциала.

Штат сотрудников в МБДОУ ДС ОВ № 2 формируется на основании штатного расписания, расчет о необходимом количестве рабочих единиц производит экономист на основании определенных нормативов. У каждой категории работников установлен оклад оплаты труда. Требования к персоналу ДОУ прописаны в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"».

Административный персона представлен заведующим ДОУ- 1

Педагогический персонал:

Старший воспитатель - 1

Воспитатели - 13 (+ 1 отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет)

Музыкальные руководители - 2 (внешние совместители)

Вспомогательный персонал:

Заведующий хозяйством - 1 (+ 1 отпуск по уходу за ребенком до 3 лет)

Младший обслуживающий персонал:

Машинист по стирке и ремонту белья - 1

Сторож - 7

Дворник -0 (+ 1 отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет).

Возрастной ценз сотрудников от 23 лет до 69 лет.

Педагогический персонал представлен квалифицированными педагогами, имеющими высшее педагогическое - 3человека и средне профессиональное педагогическое образование - 10 человек. Имеют 1 аттестационную категорию - 2 человека, прошли соответствие должности - 9 человек, без категорий - 5 человек.

Согласно положению об оплате труда работников МБДОУ ДС ОВ № 2 педагогическим работникам ежемесячно к основному окладу выплачивается 6 115 рублей доплат, а также ежемесячное стимулирование труда.

В то время как младшему обслуживающему персоналу положено только 3000 руб. доплат ежемесячно и 1 раз в квартал доступно стимулирование труда. Это делает довольно существенным разрыв в оплате труда педагогического и младшего обслуживающего персонала, что ведет к текучести кадров последних. Согласно отчету текучести кадров за 2012 - 2015 учебные годы уволено 5 педагогов, в то время как из младшего обслуживающего персонала уволено 23 человека.


Заключение


Анализ деятельности Муниципального бюджетного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида № 2 муниципального образования Темрюкский район в рамках преддипломной практики показал, что в целом деятельность ДОУ ведется со строгим соблюдением соответствующих нормативных актов и положений. В ДОУ работают квалифицированные специалисты, имеющие соответствующее образование.

В период прохождения практики было проведено ознакомление с деятельностью ДОУ. Изучены нормативные документы, регламентирующие деятельность ДОУ:

1.Устав

.Правила внутреннего трудового распорядка

.Коллективный договор

.Положение об оплате труда работников МБДОУ ДС ОВ № 2.

.Муниципальное задание на 2015 год.

.План финансово-хозяйственной деятельности.

.Личные дела сотрудников.

.Положение о профсоюзном комитете.

.Положение о попечительском совете.

.Расчет субсидий на оказание муниципальных услуг.

.Должностные инструкции работников.

В ходе практики были изучены цель, задачи и направление деятельности МБДОУ ДС ОВ №2.

Ознакомление с финансово-экономическими показателями работы МБДОУ ДС ОВ № 2, выявило, что финансирование образовательных учреждений представляет собой комплекс мер, направленных как на совершенствование основной образовательной деятельности учреждений, так и на эффективное использование финансовых ресурсов.

Изучение кадровой политики ДОУ показало слабые стороны финансирования младшего обслуживающего персонала.


Список литературы


1.Конституция Российской Федерации. М. - 1995.

.Бочарникова, М. А. Особенности регулирования трудовых отношений муниципальных служащих в законодательстве субъектов Российской Федерации / М. А. Бочарникова. // Трудовое право. - 2011. - № 4. - С. 26.

.Бухалков М. И. Управление персоналом: Учебник для вузов - М.: Инфра-М, 2010.-638с.

.Бутурлин М. А. Актуальные направления работы служб персонала/ М. А. Бутурлин // Деньги и кредит. 2011. - № 7. - С. 58-61.

.Вартанян И. П. О работе с персоналом / И. П. Вартанян // Деньги и кредит. 2008.-№10.-С.50-58.

.Вязигин А. В. Оценка персонала высшего и среднего звена. - Москва; Санкт-Петербург: Вершина, 2010. - 577с.

.Гладышев А. Г., Иванов В. Н., Мельников С. Б., Патрушев В. И. Основы современного муниципального управления. - М, 2011. - 198с.

.Демин В. В. Местное самоуправление: перспективы развития// Человек и закон. - 2011. - №1.

.Зотов В. Б. Система муниципального управления: Учебник для вузов - М.: Олма-Пресс, 2011. - 624с.

.Зубкова В. К., Гордеева Л. В., Николаев А. Н. Управление экономикой в регионе и муниципальных образованиях. - Саратов, 2010. - 163с.

.Иванов В. В. Коробова А. Н. Муниципальное управление. - М.: Инфра-М, 2011. - 718с.

.Кобилев А. Г., Кирнев А. Д., Рудой В. В. Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве. - М.: Феникс, 2010. - 608с.

.Можаева Н. Г. Богинская Е. В. Муниципальное управление. - М.: Гардарики, 2011. - 256с.

.Парахина В. Н., Галлеев Е. В. Муниципальное управление. - М.: Кнорус, 2011. -496с.

.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".


Теги: Управление дошкольным образовательным учреждением Отчет по практике Основы права

Во-первых, продолжим разговор, начатый в (№2/2018) журнала, о том, как управлять социальными сетями , а именно - о чем и как писать в публикациях о своей дошкольной организации.

Во-вторых, поговорим о важном: о заработной плате . Согласно указу президента, принятому в 2012 году, «заработная плата педагогов должна планомерно повышаться и в 2018 году достигнуть своих максимальных значений». По данным мониторинга, поведенного экспертами НИУ ВШЭ, в 2017 году ежемесячные доходы воспитателей детских садов действительно выросли на 9% - до 19 842 рублей. Но при этом увеличились и нагрузка на педагогов, к тому же в большинстве регионов заработную плату стали задерживать. Что же делать, если задерживают заработную плату?

В-третьих, про перемены . В дошкольном образовании все перемены связаны с ФГОС ДО. В этом номере поговорим о том, как должна измениться методическая служба, чтобы не просто формально быть, а действительно оказывать профессиональную помощь педагогу в новых условиях.

В-четвертых, об экспериментах и экспериментировании. Как научить взрослых детскому экспериментированию? Наверное, каждый помнит себя ребенком: как нравилось набирать в кулачок песок и медленно выпускать его тонкой струйкой! А наливать воду в песок - это же так интересно! Мы, не отрываясь, с восторгом смотрели, как вода впитывается в песок, как он набухает… Конечно, мы не знали тогда, какую роль играет экспериментирование для развития нас, дошкольников… Давайте вспомним, какие вы в детстве ставили эксперименты? Возможно, что этот опыт поможет вам в работе с воспитанниками.

В-пятых, про службу примирения. Что предпринять, когда возникают конфликты между родителями и педагогами? Острые нерешенные конфликты иногда приводят к драматическим последствиям: ребенок получает психотравму, родители - серьезный стресс, а педагог теряет доверие и статус. Не надо опускать руки, на страницах журнала - об эффективных способах решения этой проблемы, а также плакат с играми-мирилками)))

В журнале много полезных плакатов, в электронной версии их можно скачать и повесить на видное место и использовать в своей работе.

Полезного Вам чтения и мирного неба над головой!

Подписку на печатный журнал с любого номера можно оформить через или по телефону 8(495)710–30–01. ВНИМАНИЕ!
Теперь наш журнал есть и в электронном виде! Оформив подписку, вы сможете просматривать онлайн номера журналов, скачивать PDF интересующего номера, а так же читать архив.

Похожие публикации