Общие и частные цели воспитания. Понятие о цели воспитания

Цель – это осознанное, выраженное в словах предвосхищение будущего результата педагогической деятельности. Цель также понимают и как формальное описание конечного состояния, задаваемого любой системе. Цель воспитания – это то, к чему стремится воспитание как к идеальному образу будущего, своеобразный ориентир, на достижение которого направляются все воспитательные усилия. Понятие цели является центральной категорией воспитания, подчиняющей себе содержание, организацию, формы и методы воспитательного процесса.

Принято различать общие и индивидуальные цели воспитания. Цель воспитания выступает как общая, когда она выражает качества, которые должны быть сформированы у всех людей, и как индивидуальная, когда предполагается воспитание определенного (отдельного) человека.

Общая цель воспитания, представляющая собой так называемый социальный заказ, выражает исторически назревшую, актуальную для данного этапа развития общества потребность в подготовке подрастающего поколения к выполнению определенных общественных функций. Ее принято рассматривать как цель-идеал, отражающую в себе философские, экономические, политические, нравственные, правовые, эстетические, биологические представления о совершенном (гармонично развитом) человеке и его предназначении в жизни общества.

Индивидуальная цель воспитания выделяется в силу того, что каждый человек уникален и неповторим, ему свойственны его собственные возможности, устремления, своя линия развития. Но вместе с тем он является членом общества, зависит от состояния общества, подчиняется общественным законам, требованиям и нормам. Поэтому обязательным условием постановки и достижения цели воспитания является гармоничное сочетание общей и индивидуальной целей.

Цель воспитания содержит нравственные, эстетические и культурно-образовательные характеристики личности, что выражается в следующем:

С точки зрения нравственности идеальный человек является носителем общечеловеческих норм морали и высоких духовных ценностей;

Как суверенная личность он руководствуется высокими моральными принципами, в выборе поведения свободен от внешних влияний и соображений выгоды;

В общественной жизни он стремится к творческому самоутверждению и самовыражению, созиданию материального и духовного блага;

Он заботится об экологической целостности природы, культурном развитии, нравственной чистоте и единении общества;

Он непримирим ко злу в любых его проявлениях (война, кровопролитие, национальная рознь, преступность, насилие над человеком, социальная несправедливость, неравенство между людьми и др.).

В отличие от абстрактного идеала цель воспитания состоит в том, чтобы сформировать реальную, граждански устойчивую личность, способную вносить ощутимый вклад в совершенствование общественной жизни и самой себя. Это достигается максимально полным развитием ее сущностных духовных и физических сил, способностей, дарований и талантов.

4.2. Гармоничное развитие личности как цель воспитания

Традиционно общая цель воспитания понимается как формирование гармонично развитой личности, сущностные и содержательные характеристики которой на разных этапах развития общества трактовались по-разному, в соответствии с эталоном (моделью) гармоничной личности как совокупности устойчивых представлений, специфических для различных культурно-исторических эпох.

Античное представление о гармоничном развитии личности, выступающее в качестве одного из наиболее распространенных эталонов, базируется на идее оптимального соотношения составляющих телесной и душевной природы человека, которые образуют упорядоченное внутреннее единство. В античном сознании эталон гармоничного развития – это «красота» и «соразмерность», которые находятся в определенном («правильном») соотношении, причем характер этого соотношения в философских течениях древности определяется по-разному.

Античный идеал гармоничного развития наиболее полно раскрыт в «Диалогах» древнегреческого философа Платона (428 или 427 до н. э. – 348 или 347), где он соотносится с многозначным понятием «калокагатия», которое является фундаментальной характеристикой «благородного», «прекрасного» и «совершенного» человека (калокагата). Согласие души и тела в трактовке Платона – это не какой-то недостижимый идеал, но необходимое и естественное условие существования человека.

В соответствии с принципами гармоничного существования античная культура разработала конкретные техники индивидуальной «работы над собой», в частности:

Процедуры испытания, предполагавшие самоограничение и обуздание потребностей в различных сферах жизни;

Практика самоанализа, или «рассуждений о делах» – ежедневные самоотчеты о перипетиях минувшего дня с тщательным разбором собственных поступков и действий;

Работа мысли над собой – глубокая рефлексивная практика, самоосмысление (например, знаменитые «Размышления» Марка Аврелия).

Механизмом достижения целей гармоничного существования в античной философии является «катарсис» (дословно «очищение»). В нем наиболее полно выражалось античное представление о душевной и мировой драме искупления, исход которой виделся как восстановление нарушенного первопорядка и в мире, и в индивидуальной душе.

Таким образом, если свести античную концепцию гармоничного развития личности к нескольким основным положениям, то ее можно представить следующим образом:

– гармония связывается прежде всего с внутренним устройством человека, внутренней согласованностью его телесных и душевных проявлений;

– гармония трактуется как здоровье и соразмерность, предполагает равновесие противодействующих сил, определяющих жизнедеятельность и активность субъекта;

– быть гармоничным означает неуклонно следовать собственной природе и общей природе вещей;

– гармоничная жизнь достигается тогда, когда человек, руководствуясь разумом, живет в полном согласии с собственной природой, не искажая ее и не противодействуя ей;

– основными душевными качествами гармонично развитого человека являются здравомыслие и самообладание, благодаря чему он властвует над собственными страстями;

– обращение к самому себе есть необходимое условие здорового и полноценного существования, поскольку «точку опоры» следует искать не вовне, а в себе самом;

– внутреннее устройство гармоничного человека аналогично по строению совершенному устройству мироздания и являет собой воплощение «Всеобщего Высшего Порядка».

Античная концепция гармоничного существования нашла отражение и в средневековой философии, с позиций которой гармония достигается благодаря соразмерному и гармоничному сочетанию основных элементов и процессов, обеспечивающих жизнедеятельность и активность субъекта. Только дополняя и ограничивая друг друга, составляющие человеческой натуры пребывают в равновесии и гармонии, образуя согласованное единство. Постоянное поддержание такого состояния приводит человека к гармонии.

Отголоски античной мудрости слышатся в немецкой классической философии, натурфилософии XIX в., науке XX столетия. Античное понятие равновесия, гармонии, или оптимального соотношения гетерогенных составляющих человеческой природы представляется необходимым связующим звеном и объяснительным принципом в междисциплинарных, комплексных исследованиях человека.

На современном этапе развития педагогической науки широко распространена гуманистическая модель гармоничного развития личности. Анализ этой модели требует детального рассмотрения основных идей гуманистической педагогики и психологии, в которой проблематика гармонии нашла наиболее полное отражение и оказалась в центре большинства теоретических построений.

Фундаментальные положения гуманистической модели стали складываться еще в эпоху Возрождения. Многие положения, составившие базис гуманистической модели, были сформулированы такими великими мыслителями прошлого, как Данте, Петрарка, Джордано Бруно, Джанбаттиста Вико, Томас Мор, Мишель де Монтень. Следуя этой традиции, гуманистическая педагогика и психология подчеркивает уникальность человеческой личности, необходимость поиска нравственных ценностей и смысла существования, а также обретения внутренней свободы, выражающейся в самоуправлении и самосовершенствовании. Основополагающие принципы этого научного направления можно выразить в следующих положениях:

Человек целостен и должен изучаться в его целостности;

Каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;

Человек открыт миру, переживание человеком мира и себя в мире является главной психологической реальностью;

Жизнь человека должна рассматриваться как единый процесс его становления и бытия;

Человек обладает потенцией к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;

Человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;

Человек есть активное, творческое существо.

4.3. Методика постановки целей воспитания

Проблема целей воспитания и целеполагания относится к числу наиболее важных проблем в педагогике. Любая деятельность возникает потому, что у человека есть цель. К чему стремится школа и каждый педагог – это ключевой вопрос в воспитательной деятельности. Цели определяют принципы, содержание, формы и методы воспитания. Неправильно поставленная цель – причина многих неудач и ошибок в педагогической работе. Эффективность воспитательной деятельности оценивается прежде всего с точки зрения поставленной цели, поэтому очень важно правильно ее определить.

Конкретная цель деятельности воспитателя содержит ряд частных целей, которые принято рассматривать как воспитательные задачи, отражающие установку на конкретное воспитательное мероприятие, определенный отрезок времени и др. Таким образом, в ходе воспитательного процесса педагог имеет дело с системой целей, образующих иерархическую структуру: 1) общая (генеральная) цель, соответствующая представлениям общества об идеале личности и указывающая общие направления деятельности для всех учебно-воспитательных учреждений общества, определяющая характер педагогической деятельности вообще; 2) педагогические цели на определенном этапе формирования личности; 3) оперативные цели, которые ставятся при проведении отдельного урока или воспитательного мероприятия.

Для эффективности протекания воспитательного процесса и достижения конечного результата важна не только сама цель, но и то, как она определяется, вырабатывается, ставится. Цель становится движущей силой воспитательного процесса, если она значима для всех его участников. Это достигается в результате грамотно организованного целеполагания , которое в педагогической науке рассматривается как процесс, включающий в себя: а) обоснование и выдвижение целей; б) определение путей их достижения; в) проектирование ожидаемого результата.

Целеполагание успешно, если в его основе лежат следующие требования.

1. Диагностичность – выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей участников педагогического процесса, а также условий воспитательной работы.

2. Реальность – выдвижение и обоснование целей с учетом возможностей конкретной ситуации, реальных условий, обеспеченность цели необходимыми ресурсами для ее реализации.

3. Привлекательность – соответствие цели устремлениям и желаниям членов школьного коллектива, социальному заказу со стороны государства и общества, особенностям и возможностям учебного заведения и ближайшего социального окружения.

4. Преемственность – осуществление связей между всеми целями и задачами в воспитательном процессе (частных и общих, индивидуальных и групповых и т. д.), выдвижение и обоснование целей на каждом этапе педагогической деятельности, возможность деления главной цели на составляющие (создание «дерева целей»).

5. Идентификация – достигается через включенность в процесс целеполагания всех участников деятельности.

6. Направленность на результат – возможность «замера» результатов достижения цели, что имеет место, если цели воспитания четко и конкретно определены.

Условно выделяют следующие типы целеполагания: свободное, жесткое и интегрированное, сочетающие элементы первых двух типов.

При свободном целеполагании все участники взаимодействия вырабатывают, конструируют свои собственные цели, составляют план действий в процессе интеллектуального общения и совместного поиска. При жестком целеполагании цели и программы действий задаются школьникам извне (педагогом). При интегрированном целеполагании цели группы могут быть заданы извне педагогом, руководителем группы, но способы их достижения вырабатываются в процессе совместного поиска с учетом интересов и потребностей детей.

Для конкретных групп и условий их деятельности реальны все типы целеполагания. Тип целеполагания зависит от особенностей объединения (возрастного, количественного и качественного состава группы, длительности ее существования, способа возникновения), доступности содержания деятельности, а также мастерства педагогов. Безусловно, наиболее эффективно свободное целеполагание.

Методика постановки целей воспитания включает также определение конкретных задач, среди которых выделяют две основные разновидности: 1) воспитательные задачи, ориентированные на развитие учащихся, их отношений с окружающими людьми и миром, коллектива детей и отношений в нем; 2) организационно-педагогические задачи, направленные на организацию воспитательного процесса.

Следует помнить, что воспитательные задачи могут быть одинаковыми для коллективов, групп детей и отдельных учащихся. Организационно-педагогические задачи определяются и конкретизируются в зависимости от условий, возможностей, потребностей детей и поэтому в каждом конкретном случае будут различаться.

Таким образом, педагогическое целеполагание в самом общем виде может быть условно представлено следующими этапами: 1) диагностика воспитательного процесса, анализ результатов предыдущей совместной деятельности участников работы; 2) моделирование педагогами воспитательных целей и задач, возможных результатов; 3) организация коллективной целеполагающей деятельности педагогов, учащихся, родителей, определение жизненно важных задач; 4) уточнение педагогами воспитательных целей и задач, внесение коррективов в первоначальные замыслы, составление программы педагогических действий по их реализации с учетом предложений детей, родителей и прогнозируемых результатов.

Целенаправленность - одна из главных характеристик воспитания.

Цель воспитания - это ожидаемое изменение в человеке (или группе лю­дей), осуществленное под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий.

Процесс формулировки цели, как правило, аккумулирует сложившееся в культуре отношение воспитателя (группы или всего общества) к личности воспитуемого.

Выделяют два уровня целей воспитания:

1. социальная цель, отра­жающая те качества, которые должны быть сформированы у всех людей

2. цель личностная, зависящая от особенностей отдельной личности.

Цель выражает общую направленность воспитания. При практиче­ском осуществлении она выступает как система конкретных задач.

Цель и задачи соотносятся как целое и часть, система и ее компоненты. Задач, определяемых целью воспитания, обычно много, цель конкретной воспи­тательной системы всегда одна . Именно цели определяют различие вос­питательных систем. В современном мире существует разнообразие це­лей воспитания и соответствующих им воспитательных систем.

Какие факторы определяют выбор цели воспитания?

Факторы воспитания:

1. потребности общества в воспитанной личности

2. идеология

3. нравственные ценности

Прежде всего это потребности общества в человеке определенного типа . Поэтому цель воспитания всегда отражает достигнутый уровень развития общества.

Доказательством этого является изменение целей воспитания в разных общественно-экономических формациях. Так, в период феодализма цель воспитания для детей феодалов заключалась в воспитании джентльмена, обладающего «рыцарскими добродетелями». Цель воспитания в период капитализма: воспитание предприимчивого хозяина, предпринимателя.

Другим фактором выступают идеология , политика государства и пра­вящих классов. Не существует ни одного государства, даже самого демо­кратичного, где цели воспитания не направлялись бы на укрепление сло­жившихся общественных отношений и были бы оторваны от политики и идеологии правящего класса. Помимо этих факторов на цели воспитания влияют темпы научно-технического и социального прогресса, уровень развития педагогической теории и практики, возможности образователь­ных учреждений и пр.

Вместе с тем, на протяжении веков в качестве целей воспитания при­нимались такие вечные нравственные ценности , как «добро» (поведение на благо другого), «истина» (как руководство при оценке действий и по­ступков), «красота».

Наиболее полное раскрытие они получили в цели воспитания всесто­ронней и гармонично развитой личности. Ее формулировка впервые была предложена в работах античных философов (Сократа, Платона, Аристо­теля). В дальнейшем в понятие всестороннего гармоничного развития личности вкладывался различный смысл.

В современной трактовке цель гуманистического воспитания звучит как создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самой собой и обществом. Такая постановка цели предпола­гает гармонию самости и социумности личности. Самость отражает внутренний план развития личности, всесторонность представлений о ее «Я». Социумность отражает внешний мир развития личности, прежде всего социальные связи. Самость и социумность - это две взаимосвязан­ные стороны личностного проявления и соответственно два направления ее самосозидания и саморазвития. Следует подчеркнуть, что такая фор­мулировка цели воспитания глубоко гуманистична, поскольку позволяет признать приоритет индивидуальности человека, открывает возможность самому человеку отвечать за свою жизнь, за раскрытие своих способно­стей и своего творческого потенциала. Второй особенностью такой по­становки цели гуманистического воспитания является ее динамизм, что связано с понятиями саморазвития и самореализации, которые подчерки­вают необходимость активности и движения к достижению идеала.

Цель гуманистического воспитания находит отражение в целях образовательных учреждений . В современной общеобразовательной (полной) школе цель воспитания зву­чит следующим образом: способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности , всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуально­сти ребенка с учетом его возрастных особенностей.

Данная цель реализуется в конкретных задачах воспитания. Так, в области умственного воспитания школьников на первый план выходят такие задачи, как: формирование научного мировоззрения, развитие ум­ственных сил и способностей учащихся, развитие познавательных инте­ресов и формирование познавательной активности, формирование готов­ности к постоянному самообразованию. Эти задачи решаются в нравст­венном, трудовом, эстетическом, физическом воспитании.

Цели воспитания в педагогике

Цель это осознание желаемого результата в определенном виде деятельности или в личной жизни. Постановка цели какой-либо общественной деятельности не является простым волеизъявлением отдельного человека, социальной группы, государства или правящей группы людей. Цель это понимание и осознанное представление конечного результата определенной деятельности. Отмечая эту особенность цели, ученые отмечали, что самый плохой архитектор отличается с самого начала от наилучшей пчелы тем, что прежде чем построить ячейку из воска, он строит ее в своей голове. Что касается человека, то в физиологии (П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн) имеется понятие модели нужного того, что необходимо для будущего, которая представляет собой закодированный в мозгу образ требуемого результата. Такое понимание цели предполагает набор целесообразных действий для достижения ее, того образа заложенной модели, дополненной с учетом социальных требований, которые могут самоизменяться.
Целью самовоспитания, можно сказать, является мысленное представление о том, каким должен стать человек. В идеальном варианте она должна соответствовать представлению общества об идеале человеческой личности, способной взаимодействовать с окружающим миром. Общая цель, указывая генеральное направление всей работы по воспитанию подрастающих поколений, конкретизируется задачами и частными аспектами, которые затем реализуются разными подразделениями системы воспитания и образования в стране, в данном типе общества и самой личности, которая своей собственной деятельностью создает себя, наилучшим образом согласуя желаемые личные качества с миром людей и окружением вообще.
В жизни человечества на каждом отдельном этапе его развития и становления цель и ее отдельные задачи могут уточняться, могут изменяться в связи с возникновением каких-либо текущих проблем, требующих немедленных корректив, изменений: к примеру, в послереволюционной России в 1917 году общество нуждалось в элементарно грамотных гражданах, и этому были подчинены все усилия. К 1933 г. накопились условия и предпосылки для обеспечения обязательного начального образования, позже неполного среднего (семилетнего), потом 8-летнего и, наконец, обязательного общего среднего образования. Дискуссии о том, надо ли в настоящее время решать вопрос об обязательном общем среднем образовании должны прийти, по-нашему мнению, к положительному решению. Опыт Японии, в которой обязательным является не только полное среднее, но и высшее образование, ярко демонстрирует прогрессивность такого решения, его социальное звучание и признание. И прежде всего, признание мировым сообществом Японии как одной из наиболее развитых стран с высоким уровнем жизни (6-7 уровень, как в Швейцарии и Канаде).
Решение задач повышения производительности труда прямо связывается с грамотностью, образованностью и воспитанностью людей. Гармонизация материального и идеального служит общечеловеческому благосостоянию и расцвету индивидуальности.
Можно считать, что рядом существуют частные и общие цели. Частные цели и задачи в конкретной деятельности педагогов, учреждений могут быть, такие, как: обучающая, развивающая, воспитывающая. Они являются частными по отношению к всеобщей цели. Их дополняют личные цели: ими определяются мотивы и стимулы учения, образования, воспитания, потребности в развитии, поступательном совершенствовании. Но во всех частных случаях цель определяется генеральной, главной целью, выдвинутой обществом. Общая цель конкретизируется тем, что заключается в социальном назначении человека: научить каждого самостоятельно мыслить и действовать сообща, организованно, отдавая себе отчет о результатах своих действий, развивая максимум инициативы и самостоятельности, приближаясь к гармонии, совершенству, умению искать успешные пути к счастью, благополучию, миру и согласию в обществе, в мире вообще.
Цель воспитания имеет исторический характер. Общая цель воспитания всегда объективна. Она отражает требования данного общества, определяется уровнем развития производительных сил и производственных отношений, социально-политическим положением в стране и в мире. Вместе с тем, выполнение отдельных задач общей цели способствует повышению способа производства и распределения материальных благ. В этом можно убедиться, охарактеризовав исторические типы воспитания и их цели.
Имея объективный характер, цель воспитания формируется идеологами правящего класса, партии, организаций, т.е. в ней воплощается и объективное, и субъективное, она выражает объективные потребности общества, корректируется и реализуется политикой, правящей ассоциацией, которая принимается или отрицается отдельной личностью. На всех этапах развития общества цель выдвигается всем ходом его развития, т.е. отражает объективные потребности, предъявляется к общественным и государственным институтам, выполняющим задачи воспитания.
Важность обоснования цели воспитания и наполнение ее конкретным содержанием достаточно полно охарактеризовано в историко-педагогической и социально-политической литературе.
Единственно, что отличает ранние подходы к толкованию цели воспитания это эмпирическое обоснование ее. В то же самое время диалектико-материалистический подход основывается на признании объективного характера цели и требования к личности, которые диктуются социально-экономическими условиями развития общества.
В первобытном обществе цель воспитания была общей для всех: это приучение в процессе трудовой деятельности детей к выполнениюразных приемов и способов добывания пищи, одежды, изготовления необходимых для этого орудий труда.
Переход к рабовладельческому строю обусловил изменение и дифференциацию цели воспитания. Воспитание приобретает сословный характер, а государство закрепляет неравенство социальных групп, превратив и воспитание в орудие укрепления одних людей в угоду другим. Разностороннее духовное развитие было привилегией власть имущих, а тяжелый физический труд был уделом рабов и их детей, что превращало последних в приложение к орудиям труда.
Феодализм способствовал дальнейшему расслоению общества. Закрепилось сословное деление людей. Воспитание в данный период решало вопросы подготовки людей к выполнению функций феодалов, духовенства, крепостных крестьян, что способствовало развитию системы учебно-воспитательных учреждений, готовых решать цель воспитания данного общества. Отличительной чертой воспитания при феодализме была ярко выраженная церковная, теологическая направленность всех видов и типов воспитания и неравенство доступа к образованию.
Следующий исторический этап развития общества - буржуазный - сохранил разделение людей по признаку имущих и неимущих. В нем усиливаются функции воспитания, связанные с подготовкой детей богатых к осуществлению управления государством и усиления неравенства. Но вместе с тем появляется потребность в общественном воспитании детей всех социальных групп и расширения сферы образования среди трудящихся д!пя более успешной реализации в создании материальных и духовных благ в условиях наметившегося научно-технического прогресса общественного производства. Объективно оформилась потребность в обучении всех, что и выразилось в соответствующих законодательных актах.
Зарождается и развивается движение за социальное равенство и воспитание, равное для всех групп населения. Социалистический тип общества провозгласил и стремился на практике реализовать лозунги, давно волнующие всех цивилизованных людей мира: братство, равенство, свобода, а значит и равное развитие, всестороннее гармоническое воспитание граждан, независимо от классового, расового, имущественного положения или национальной принадлежности, пола, вероисповедания. Общество пыталось создать равные условия всем гражданам и обеспечить их выполнение законодательными актами и материальной базой. После Октябрьской революции появляется социальная и политическая возможность реализовать вековые мечты человека о своем всестороннем и гармоническом развитии. При этом поиск единого подхода ко многим вечным духовным ценностям периода существования СССР, привели к извращению самой идеи, а пути ее решения оказались ограниченными коллективными формами и методами в ущерб индивидуальному развитию и отрицанию веры в высшие силы.

Всестороннее и гармоничное развитие личности как цель воспитания

Совершенство и гармония в развитии личности в народной педагогике определялось наличием следующих характеристик: ума, мужества, силы, красоты, справедливости, способности защищать слабых, умение трудиться.
Историко-педагогическая наука идею всестороннего развития и гармонизации личности как цель воспитания провозгласила вместе со своим рождением. Эта идея понимается как соразмерность и согласованность всех сторон развития личности. Педагог имеет дело с развитием человека не только в физическом, но и умственном и нравственном отношении, а в этой области, кроме физико-химических методов пользоваться надо еще и психологическими наблюдениями и самонаблюдениями; какими чувствами, усилиями воли, желаниями проявляется, а может быть и вызывается процесс развития внутри человека, в области его сознания и чувства, равно как и смутной области, стоящей на границе безотчетного, где только чуть-чуть брезжит сознание.
Понятие развития лучшее объединяющее начало, на которое надо ориентироваться в воспитательной деятельности. Признаком развития личности является приобретение все новых и новых качеств, совершенствование их.
Для всестороннего развития человека характерны богатство и целеустремленность духовного мира и разносторонней деятельности. Универсальное и гармоническое развитие всех сущностных сил и способностей, гармонизация внутренних и внешних процессов, способность свободно себя чувствовать, принимать и понимать себя в органичной связи своей собственной социально-естественной природы со всем окружающим миром является ведущим в системе образования. Стремление к пониманию всего богатства отношений с природой и людьми обеспечивает всесторонность развития личности, не исключая некоторых противоречий, что должно вести к появлению новых качеств более высокого уровня. В настоящее время возникает много вопросов, связанных с правомерностью постановки проблемы всестороннего гармоничного развития личности. Они возникли в связи со многими искривлениями, отражающими отрыв теории от практики, слова от действия. Вопросы вполне законные, как и правомерен ответ, что новая Украина, давая критический анализ состоянию дел и вырабатывающая политическую и экономическую концепцию обновления всего общества, реально готова решать все вопросы национального возрождения. В связи с этим повышается роль системы образования и личности педагога в этом процессе. Он обязан строиться на наиболее прогрессивных педагогических идеях сотрудничества, партнерства, сотворчества с опорой на вечные морально-духовные ценности.
Принятие Конституции и официальных актов о приоритетном значении интеллектуального богатства, выраженного в науке, образовании, культуре, является действительно прогрессивным и перспективным, потому что реально создает предпосылки для педагогики сотрудничества и партнерства. На воспитателя любого ранга возлагаются высокие обязанности: формировать нового гражданина, активного в социально-политическом отношении, физически здорового, умственно развитого, морально-безукоризненного, что требует, чтобы и сам воспитатель был воспитан и всесторонне развит. В связи с этим понимание смысла задач всестороннего и гармоничного развития личности является обязательным для воспитателя как в теоретическом, так и в практическом отношениях.
Речь идет о том, что воспитатель (в широком понимании этого слова отец, мать, учитель, руководитель коллектива, преподаватель вуза и т.д.) сможет решать вопросы гармоничного развития и воспитания детей, младших по возрасту и положению, если и сам представляет собой яркую и всесторонне развитую личность. В нее мы вкладываем не только обладание высокими духовными добродетелями, но и крепкое здоровье, силу, красоту, высокий эстетический вкус.

План лекции:

1. Характеристика воспитания как общественного явления и воспитательной деятельности педагога.

2. Основы педагогической технологии.

3. Семейное воспитание, его цели и задачи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание в педагогическом процессе

План лекции:

1. Характеристика воспитания как общественного явления и воспитательной деятельности педагога.

3. Семейное воспитание, его цели и задачи.

1. Характеристика воспитания как общественного явления и как воспитательной деятельности педагога.

Понятие «воспитание» - одно из ведущих в педагогике. Данное понятие употребляется как в широком, так и в узком смыслах. Воспитание в широком смысле представляет собой общественное явление, как воздействие общества на личность, подрастающее поколение. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов (воспитателей) и воспитанников по реализации целей обучения и воспитания в условиях педагогического процесса. В первую очередь, это относится к формированию у человека личностных качеств, взглядов, убеждений, ценностей и норм.

Воспитание в широком смысле – передача накопленного социального опыта, норм, ценностей от старших поколений младшим.

Воспитание в узком смысле – специально организованное воздействие на человека со стороны общественных институтов (педагога) с целью формирования у него определенных качеств личности, ценностей, норм, взглядов и т.д.

Воспитание как общественное явление – сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества; в быт, общественно-производственную деятельность, творчество, духовность; становление их людьми, развитыми личностями, созидателями собственного счастья. Оно обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений (Лихачев Б.Т.).

Виды воспитания классифицируются по разным основаниям. Наиболее общая классификация включает в себя умственное (интеллектуальное), нравственное, трудовое, физическое воспитание. В зависимости от различных направлений воспитательной работы выделяются также гражданское, политическое, поликультурное, эстетическое, этическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание. По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства, воспитание в детских, юношеских организациях (например, в турклубах – туристское воспитание), воспитание в специальных образовательных учреждениях. По стилю отношений между воспитателем и воспитанником различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание; в зависимости от той или иной философской концепции выделяются гуманистическое, прагматическое, аксиологическое, коллективистское, индивидуалистическое и другие виды воспитания.

Гуманистическое воспитание – представления о воспитании, целью которого является гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического взаимодействия.

Воспитание физическое – воспитание, направленное на физическое развитие человека, тренировку двигательных навыков, повышение иммунитета и работоспособности человека, а также силы воли и характера.

Воспитание умственное – воспитание, которое направлено на развитие интеллектуальных способностей личности, интереса к познанию окружающего мира и себя, формирование культуры учебного труда.

Воспитание нравственное – воспитание, основой которого являются этические требования современного общества и соответственное формирование у личности морально-нравственных норм, ценностей, нравственного поведения.

Воспитание трудовое – воспитание, предполагающее социально-трудовую адаптацию человека к жизни в обществе, развитие трудовых качеств личности (добросовестности, трудолюбия, ответственности), формирования положительного отношения к труду и миру профессий, создания условий для профессионального самоопределения личности.

Формирование личности начинается только тогда, когда происходит внешних знаний, ценностей, норм, опыта, правил поведения во внутренний психический план, в убеждения, установки, поведенческие реакции, т. есть наблюдается процесс интериоризации , создание внутренних структур человеческой психике благодаря усвоению внешней социальной деятельности. Таким образом, с позиции психологии воспитание есть процесс интериоризации.

Воспитание – многофакторный процесс. В процессе воспитания происходит влияние как объективных, так и субъективных факторов. Объективными факторами являются:

  1. генетическая наследственность;
  2. социальная и культурная принадлежность семьи;
  3. обстоятельства биографии;
  4. профессиональный и жизненный статус;
  5. особенности нации и исторической эпохи.

Субъективными факторами могут служить:

  1. психические особенности личности;
  2. мировоззрение и ценностные ориентиры;
  3. система взаимоотношений человека с другими людьми;
  4. организованные воспитательные воздействия со стороны отдельных людей, групп, организаций и всего общества.

Выделяется целая совокупность задач воспитания личности :

1. Философско-мировоззренческая подготовка молодежи и оказание ей помощи в профессиональном и личностном самоопределение.

2. Выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала в разнообразных сферах социально полезной и личностно значимой деятельности и общении.

3. Формирование нравственной культуры личности, опыта общественного поведения и отношений.

4. Воспитание гражданских чувств, качеств и поведения.

5. Умственное воспитание, формирование опыта познавательной деятельности, способности к творчеству, потребности в непрерывном образовании и самообразовании.

6. Экологическое образование и воспитание.

7. Развитие культуры чувств и опыта межличностного общения;

8. Эстетическое воспитание, приобщение личности к общечеловеческим ценностям и традициям, способности воспринимать произведения искусства, природу, прекрасное.

9. Физическое воспитание, развитие потребности в здоровом образе жизни.

10. Формирование позитивного отношения к труду и готовность к трудовой деятельности.

Концепция воспитания современной личности:

  1. Быстрая приспособляемость к изменяющимся условиям жизни, умение ориентироваться в экономической, социальной, культурной среде, сохранять свою мировоззренческую позицию.
  2. Высокая социальная активность, целеустремленность и предприимчивость, стремление к поиску нового и способность находить оптимальные решения жизненных проблем в нестандартных ситуациях.
  3. Потребность в жизненных достижениях и успехе, способность к самостоятельному принятию решений, постоянному саморазвитию и самовоспитанию.
  4. Законопослушность, способность к объективной самооценке и конкуренции с другими.
  5. Наличие в разумной мере индивидуалистические установки, ориентацию на себя, свои интересы и потребности, обладание рациональным мышлением и прагматическим отношением к жизни.
  6. Обладание национальным сознанием, патриотизмом, а также широтой взглядов и толерантностью.

2. Основы педагогической технологии.

Понятие технология в современной науке и практике понимается достаточно широко:

  1. как совокупность методов, приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве;
  2. как искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния объекта (Шепель В.М.);
  3. как совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых для достижения целей;
  4. и т.д.

Главное, что любая технология позволяет четко описать достижение поставленных целей по этапам (шагам), выбрать наиболее оптимальный путь достижения этих целей, впоследствии возможность воспроизводить данную технологию другими.

Педагогический процесс также нуждается в конкретизации и постановке четких целей обучения и воспитания личности и ее последовательной и эффективной реализации. Под педагогической технологией понимают следующее.

Педагогическая технология - это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса.

Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. [ЮНЕСКО]

Педагогическая технология связана с педагогическим мастерством. Совершенное владение технологией и есть технологическое мастерство педагога. Содержание педагогической технологии как совокупность педагогических умений и навыков подразумевает следующие:

  1. постановка цели педагогического взаимодействия;
  2. анализ сложившейся ситуации и формулирование педагогических задач;
  3. осуществление целенаправленного воздействия на личность и взаимодействие с ним;
  4. передача опыта вербальными и невербальными способами;
  5. организация жизнедеятельности детей и воспитательного процесса;
  6. предъявление педагогических требований; оценка воспитанника и ее положительное подкрепление;
  7. умение управлять своим поведением и реакциями.

Питюков В.Ю. выделяет следующие слагаемые педагогической технологии , раскрывающие специфические направления деятельности педагога в процессе воспитательной работы: технология педагогического общения, технология педагогической оценки, технология педагогического требования, технология педагогического разрешения конфликта, технология информативного речевого и демонстрационного воздействия, технология организации групповой деятельности, технология создания ситуации успеха, технология психотерапевтического воздействия, технология создания проблемной ситуации и другие.

Выделяются следующие методы воспитания :

  1. методы формирования сознания (рассказ, беседа, лекция, пример, диспут, анализ воспитательных ситуаций);
  2. методы организации жизнедеятельности и поведения воспитанников (поручение, упражнение, приучение, создание воспитывающих ситуаций);
  3. методы стимулирования деятельности и поведения воспитанников (требование, соревнование, поощрение, наказание, «взрыв», метод естественных последствий);
  4. методы самовоспитания (рефлексия, самоприказ, самоотчет, самоодобрение, самообсуждение и др.);
  5. методы контроля и самоконтроля (педагогическое наблюдение, беседа, педагогический консилиум, опросы, анализ результатов деятельности, создание контрольных ситуаций).

Формы организации воспитательной работы зависят от поставленных целей, содержания работы, возраста учащихся, степени их воспитанности, проявляемых интересов, опыта и мастерства педагога. Воспитательная работа может организовываться как в школе на уроках, внеклассная (внешкольная) работа, дома – семейное воспитание, в рамках различных детских и юношеских организаций, детских оздоровительных лагерях и т.д. В советское время были распространены формы воспитания в условиях деятельности пионерских и комсомольских организаций.

В настоящее время используются различные формы воспитательной работы, классифицируемые по количеству участников:

  1. Массовые формы – тематические вечера, утренники, фестивали, смотры и конкурсы, выставки, ярмарки, походы, экспедиции, митинги, собрания, турниры, собрания, клубная работа, театр и др.
  2. Групповые формы – кружки, факультативы, студии, ансамбли, секции, классные часы, коллективные творческие дела, гостиные, чтения, круглые столы, конференция, диспуты, КВН, стенгазеты, психологические тренинги и игры.
  3. Индивидуальные формы – поручения, коллекционирование, внеклассное чтение, физическое самосовершенствование, любимые занятия (хобби), компьютерные игры и т.п.

Существует ряд принципов организации воспитательной работы с обучающимися (воспитанниками):

  1. добровольность и свобода в выборе форм и направлений;
  2. разнообразие форм работы;
  3. демократичность и открытость всех форм работы;
  4. активность, инициативность и самодеятельность воспитанников;
  5. широкое вовлечение всех;
  6. принцип романтики, игры и интереса.

3. Семейное воспитание, его цели и задачи

Семейное воспитание - система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Семья служит одним из самых важных и сильно воздействующих социальных институтов на развивающуюся личность, она является естественной средой для воспитания ребенка. Говорят, что ребенок начинает улыбаться улыбкой мамы или другого человека ее заменяющую. Именно в семье ребенок получает первые знания и умения, нормы и правила поведения, формирует отношение к самому себе, другим людям, предметам и явлениям окружающего мира. Кроме этого, ребенок все основные знание об окружающем мире, свое будущее мировоззрение ребенок формирует до 5-летнего возраста, когда он большую часть времени проводит в кругу семьи, значимых для него людей.

В современном обществе преобладает моногамная, супружеская семья – родители и их дети. Большой процент российских семей также являются неполными, когда отсутствует один из родителей, чаще всего это папа. По существующему законодательству о семье именно родители несут полную ответственность за воспитание детей вплоть до полного его совершеннолетия (18 лет).

Семья – это основанная на браке малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и обязанностями по отношению друг к другу.

Целью семейного воспитания является формирование и развитие личности, таких личностных качеств, которые помогут человеку эффективно адаптироваться к взрослой жизни, достойно преодолевать жизненные трудности, а также создание условий для личностного и профессионального самоопределения ребенка.

Задачами семейного воспитания являются:

  1. создание условий для роста и развития ребенка;
  2. передача опыта создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей;
  3. научение полезным прикладным навыкам и технологиям самообслуживания;
  4. воспитание чувства собственного достоинства, ценности собственного Я.

Наиболее общими принципами семейного воспитания являются:

  1. гуманность и милосердие к растущему человеку;
  2. вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправного участника;
  3. открытость и доверительность отношений в семье;
  4. оптимальность взаимоотношений в семье;
  5. последовательность старших в своих требованиях;
  6. оказание посильной помощи ребенку, готовность отвечать на его вопросы;
  7. справедливость оценки действий и поведения ребенка.

При этом можно выделить некоторые практические советы, направленные на гуманное семейное воспитание ребенка. Вот эти правила:

  1. Не применять к ребенку насилия!
  2. Не срывать зло на ребенке!
  3. Не бить ребенка!
  4. Не лгать и не обманывать ребенка!
  5. Не запугивать ребенка!
  6. Не разочаровывать ребенка!
  7. Нельзя постоянно назидать и опекать ребенка!
  8. Не считать ребенка виноватым!
  9. Не бояться активности ребенка.
  10. Не ограничивать свободу ребенка понапрасну!
  11. Не перехваливать и не превозносить ребенка перед другими.
  12. Не выставлять ребенка на посмешище.
  13. Не нарушать данных ребенку обещаний!
  14. Не внушать ребенку негативных эмоций или действий.

Литература

  1. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник. – М., 2004.
  2. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии – М., 2001.
  3. Педагогика: Учебник / Под ред. Л.П. Крившенко. – М., 2006.
  4. Селевко Г.К., Селевко А.Г. Социально-воспитательные технологии. – М., 2002.
  5. Семейный кодекс РФ.
  6. Конвенция о правах ребенка - http://pedlib.ru/Books/1/0123/1_0123-1.shtml

Педагогическая работа принадлежит к профессиям, которые возникли и утверждаются с целью удовлетворения насущных потребностей общества и его граждан. Она призвана создавать необходимые условия не только для социального обеспечения отдельных индивидов, групп, обществ, но и для развития их возможности выстраивать свою жизнь, мобилизовывать внутренние ресурсы для преодоления жизненных кризисов. Современная практическая работа педагога развивается на основе научно обоснованных подходов, принципы которых начали формироваться в начале XX в., и нуждается в надлежащей профессиональной подготовке.

Сущность воспитания - основные понятия, цели, задачи

Сущность воспитания. Воспитание как абстрактная всеобщая категория, идея отражает и выражает собой объективный конкретно-исторический процесс - движение отношений, общения, деятельности в обществе, - благодаря которому осуществляется преемственность между поколениями путем трансляции культуры и воспроизводства производительных сил. Сущность воспитания заключается в таком взаимодействии, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: «чем человек как человек может и должен быть».

То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентации воспитуемого.

Назначение. Воспитание как общественное явление имеет своим назначением исполнение объективной функции общественного механизма взаимодействия между поколениями. Оно обеспечивает вхождение, врастание подрастающих поколений в жизнь общества, становление их производительной силой и личностями. Активными субъектами конкретно-исторического процесса.

Содержание. Воспитание как объективное конкретно-историческое явление имеет своим содержанием прежде всего эмпирический опыт познания мира человечеством, постепенно осмысливаемый и теоретически обобщаемый. Этот опыт передается детям, особенно в таких видах общественной деятельности, как производительный труд, жизнеобеспечение и культура. Воспитание - необходимо как способ обеспечения жизни общества и индивида; оно осуществляется в конкретно-исторических условиях в результате определенным образом сложившихся общественных отношений и образа жизни общества; основным критерием его осуществления, реализации является степень соответствия свойств и качеств личности требования жизни.

Основная функция воспитания как общественного явления - в обслуживании подготовки производительных сил общества. Развитие всего многообразия общественных функций воспитания зависит от социального наполнения общественных, прежде всего производственных, отношений.

Чтобы лучше понять сущность воспитания, следует назвать его специфические черты.

Целенаправленность. Педагог должен ясно видеть цель воспитательной работы с конкретным классом, конкретной личностью. Без цели воспитание невозможно, но в то же время воспитательные цели скрыты от ребенка, они существуют в сознании педагога.

Двусторонность. С одной стороны в воспитании участвуют педагоги, с другой и сами воспитанники сознательно участвуют во взаимодействии с педагогом, т.о. воспитательные отношения носят субъектно-субъектный характер, т.е. ребенок является не только объектом, на который направлено воспитательное воздействие педагога, но и субъектом, активно участвующим в воспитательном процессе.

Многофакторность. По своей природе воспитательный процесс носит многофакторный характер. Это значит, что становление личности происходит под влиянием школы, семьи, общественности, внешкольных учреждений, дружеской компании и т.д. По словам А.С. Макаренко, воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего - родители и педагоги.

Продолжительность. Воспитание - это длительный, долговременный, непрерывный и малозаметный процесс. Воспитание начинается с самого рождения и продолжается всю жизнь. По сравнению с воспитанием, обучение, например, четко регламентировано временными рамками (урок, тема, четверть, год), в обучении при желании педагог может быстро устранить пробел в знаниях учеников. Воспитание же требует длительной и постоянной работы. Могут быть различные по продолжительности акты воспитательного воздействия - длительные и мгновенные (Макаренко - метод взрыва). В ходе воспитания личность выбирает отказ от каких либо качеств или формирует новые качества, что требует времени и усилий.

Устремленность в будущее. Процесс воспитания устремлен в будущее, т.е. характерна отдаленность результатов: воспитываем сейчас, а результат проявится спустя длительное время.

Комплексность. Воспитание - процесс комплексный. Невозможно воспитывать ребенка по частям, следует осуществлять выход на целостную личность, стремиться к разностороннему воспитанию.

Ступенчатый характер процесса воспитания. При всей перманентности воспитательного процесса следует обращать внимание на возрастные и личностные изменения воспитанников, наблюдать их в развитии и изменении.

Неодинаковость результатов воспитания детей, что обуславливается индивидуальностью, своеобразием личностей.

Направление воспитания определяется единством целей и содержания.

По этому признаку выделяют умственное, нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание. В наше время формируются новые направления воспитательной работы - гражданское, правовое, экономическое, экологическое.

Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя.

Оно предполагает:

развитие силы воли, памяти и мышления как основных условий познавательного и образовательного процессов;

формирование культуры учебного и интеллектуального труда;

стимулирование интереса к работе с книгой и новыми информационными технологиями;

а также развитие личностных качеств -- самостоятельности, широты кругозора, способности к творчеству.

Задачи умственного воспитания решаются средствами обучения и образования, специальными психологическими тренингами и упражнениями, беседами об ученых, государственных деятелях разных стран, викторинами и олимпиадами, вовлечением в процесс творческого поиска, исследования и эксперимента.

Целью эстетического воспитания является развитие эстетического отношения к действительности.

Эстетическое отношение предполагает способность к эмоциональному восприятию прекрасного. Оно может проявляться не только по отношению к природе или произведению искусства.

Основными задачами физического воспитания являются: правильное физическое развитие, тренировка двигательных навыков и вестибулярного аппарата, различные процедуры закаливания организма, а также воспитание силы воли и характера, направленное на повышение работоспособности человека.

Организация физического воспитания осуществляется посредством занятий физическими упражнениями дома, в школе, вузе, в спортивных секциях. Она предполагает наличие контроля за режимом учебных занятий, труда и отдыха и врачебно-медицинской профилактики заболеваний подрастающего поколения.

Для воспитания физически здорового человека чрезвычайно важно соблюдение элементов повседневного режима: продолжительный сон, калорийное питание, продуманное сочетание различных видов деятельности.

Гражданское воспитание предполагает формирование у человека ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу и Отечеству. Гражданин должен добросовестно выполнять не только конституционные законы, но и профессиональные обязанности, вносить свой вклад в процветание страны. В тоже время он может чувствовать ответственность за судьбу всей планеты, которой угрожают военные или экологические катастрофы, и становиться гражданином мира.

Экономическое воспитание - это система мер, направленная на развитие экономического мышления современного человека в масштабах своей семьи, производства, всей страны. Данный процесс предполагает не только формирование деловых качеств - бережливости, предприимчивости, расчетливости, но и накопление знаний, касающихся проблем собственности, систем хозяйствования, экономической рентабельности, налогового обложения.

Экологическое воспитание основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле. Оно ориентирует человека на бережное отношение к природе, ее ресурсам и полезным ископаемым, флоре и фауне. Каждый человек должен принять посильное участие в предотвращении экологической катастрофы.

Правовое воспитание предполагает знание своих прав и обязанностей и ответственность за их несоблюдение. Оно ориентировано на воспитание уважительного отношения к законам и Конституции, правам человека и на критическое отношение к тем, кто преступает последние.

Воспитание является многофакторным процессом. На него влияют различные факторы, совокупность которых можно разделить на две группы: объективную и субъективную.

К первой группе факторов относятся:

наследственность и состояние здоровья человека;

социальный и профессиональный статус семьи, который оказывает влияние на окружение ребенка;

обстоятельства биографии;

специфика строя страны и исторической эпохи. Ко второй группе относятся:

особенности психики, мировоззрение, цен-ностно-мотивационная сфера личности, направленность, внутренние потребности как воспитателя, так и воспитуемого;

порядок взаимоотношений с социумом;

организованные воспитательные воздействия на человека со стороны некоторых людей, групп и общества в целом.

Ко второй группе факторов относится способность к процессу обучения.

Процесс обучения тесно взаимосвязан с процессом воспитания. Поскольку воспитание обусловливает процесс правильного развития личности, то здесь прослеживается и несомненная связь обучения с процессом развития личности. Вне обучения и воспитания не может быть полноценного развития личности, так как эти процессы активизируют психическое развитие, однако в то же время и опираются на него.

Обучение, так же как и воспитание, должно основываться на преимущественно проблемной и диалогической основе, где воспитаннику обеспечивается субъектная позиция. При таком подходе в конечном итоге развитие личности в процессе обучения обеспечивается тремя факторами, такими как:

обобщение учащимися своего опыта;

осознание (рефлексия) процесса общения, так как рефлексия - важнейший механизм развития;

следование этапам самого процесса развития личности.

Процесс воспитания начинается с определения его целей. Цели воспитания - это ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий. Процесс формулировки таких целей, как правило, аккумулирует гуманистическое отношение воспитателя (группы или всего общества) к личности воспитуемого.

Главной целью воспитания является формирование и развитие ребенка как личности, которая обладает полезными качествами, необходимыми ей для жизни в обществе. Цель и задачи воспитания не могут устанавливаться раз и навсегда в любом обществе.

Идеальная цель конкретизируется другими, более близкими целями, поэтому существует иерархия целей. Цели могут быть:

  • - главные или стратегические, которые предполагают существенное изменение личностных качеств воспитуемых;
  • - рабочие или тактические, предполагающие решение тех или иных задач воспитания на том или ином этапе формирования личности;
  • - сиюминутные или оперативные, осуществляющиеся сразу после их возникновения и оказывающие непосредственное изменение хода действий.

Задачи воспитания на всех этапах социальной истории определяются в первую очередь так называемыми общечеловеческими и нравственными ценностями. К ним мы относим понятия добра и зла, порядочности, гуманности и любви к природе, духовности, свободы, ответственности личности за то, что происходит с ней и вокруг нее, скромности, доброты и бескорыстности. Под духовностью мы понимаем приоритет нравственных идеалов над сиюминутными влечениями и потребностями, она проявляется в стремлении личности к самосовершенствованию. Под свободой мы понимаем стремление личности к внутренней и внешней независимости. Оно обязательно сопровождается признанием соответствующих прав за любой другой личностью, независимо от религиозной, национальной, социальной и иной принадлежности. Ответственность мы определяем как внутреннюю готовность человека добровольно взять на себя обязательства за судьбы других людей и общества в целом.

Похожие публикации