Тренинговые игры для дошкольников. Психологический тренинг для детей старшего дошкольного возраста «Мы все разные, мы все удивительные

Игровой тренинг

в дошкольных образовательных учреждениях.

В последние годы современное общественное развитие предъявляет более высокие требования к обучению и воспитанию молодого поколения. Объективно возрастает потребность в формировании нового человека, социально активного, обладающего субъективными свойствами и находящегося в процессе постоянного развития своих физических и умственных способностей. Впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 года федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», разработан Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. В тексте стандарта говорится, что реализация Программы должна осуществляться «в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры…». При всей педагогической и социальной значимости игр в гармоничном формировании личности ребенка в обществе уделяется недостаточное внимание широкому интегративному применению современных педагогических технологий основанных на игровой деятельности, игровом тренинге в дошкольных образовательных учреждениях.

Именно в игре дети познают мир, осваивают правила и нормы поведения в обществе, учатся тем или иным видам деятельности, которыми занимаются взрослые. И сами взрослые в игре могут понять много нового и научиться очень многому, и при этом безопаснее и легче, чем в реальных жизненных условиях. Всё это прекрасно известно профессионалам, разрабатывающим и проводящим тренинги. Игровые элементы включает в себя почти любой тренинг, независимо от того, чему он призван обучать или что корректировать. Попробуем разобрать, что же включает в себя понятие игровой тренинг. Если обратиться к «Большому толковому психологическому словарю», составленному А. Ребером, мы увидим такое определение тренинга: «Тренинг вообще - любая учебная программа или набор процедур, разработанных для того, чтобы в результате их осуществления был получен конечный продукт в виде организма, способного на некоторую определенную реакцию (реакции) или участие в некоторой сложной, требующей умений деятельности». Главная мысль этого определения заключается в том, что тренинг - это тренировка, наработка навыков и умений. Другое определение тренинга дал Ю.Н. Емельянов: «Тренинг - это группа методов развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности, в частности общением».

Так чем же игра в тренинге отличается от других видов игры?

Во-первых, игра в тренинге – это прикладной, второстепенный метод; первоочередной метод здесь все-таки тренинг. Поэтому не совсем правомерно, по нашему мнению, пытаться встроить в тренинговый сценарий, например, полноценную сюжетно-ролевую, деловую или организационно-деятельностную игру. Если в тренинге мы и встречаем эти виды игр, то только в усеченном, сжатом варианте. Во-вторых, игра в тренинге коротка и еще более ограничена во времени, чем другие виды игр. Все по той же причине: игра в тренинге решает прикладные задачи – она не может стать ключевой и занять все время тренинга или выйти за его рамки. В-третьих, игра в тренинге всегда направлена на решение конкретных обучающих, развивающих или психологических задач. В ней всегда есть результат. В-четвертых, в силу того, что тренинг – групповой метод, игра в тренинге также предполагает групповой процесс. В-пятых, игра в тренинге всегда предполагает ведущего, и зачастую – его активную позицию, потому что он – организатор процесса.

Таким образом можно сделать вывод.

Игра в тренинге – символическая деятельность, решающая конкретные прикладные личностные или групповые задачи тренинга, которая моделирует и преображает реальность, отличается высокой степенью спонтанности и свободы, но протекает в рамках четко заданных правил, структуры и времени и под руководством ведущего.

Поэтому можно сказать: если воспитатель хочет добиваться максимальных результатов от тренинга и делать это так, чтобы участники получали эти результаты в не напряженной, свободной, энергичной, творческой атмосфере, то игра – это его метод работы.

Список использованной литературы:

  1. Бакли, Р. Теория и практика тренинга [Текст] / Р. Бакли, Д Кейпл– СПб.: Питер, 2002. – 352 с.
  2. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] – М.: Просвещение, 1968. – 400 с.
  3. Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология: от рождения до школы [Текст] – СПб: Питер, 2009. – 240 с.
  4. Калинина Р.Р.Тренинг развития личности дошкольника занятия. Игры, упражнения [Текст]: 2-е изд., доп. и перераб. СПБ., изд. «Речь», 2005. – 160 с.
  5. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. Пособие для воспитателей дет.сада[Текст] /Под ред. Т. А. Марковой: – М.просвещение 1982. – 128с.
  6. Чернецкая Л. В. Психологические игры и тренинги в детском саду [Текст] – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 128 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

предметно-развивающая игровая среда в дошкольном образовательном учреждении

Игра -это ведущий вид деятельности дошкольников и один из способов проявления и выражения себя, своих чувств, мыслей, отношения к окружающему миру....

Консультация для воспитателей « Оптимизация игровой деятельности в дошкольных образовательных учреждениях»

« Оптимизация игровой деятельности в дошкольных образовательных учреждениях»...

Игровые театрализованные технологии в системе социализации ребёнка в дошкольном образовательном учреждении

Важным фактором социализации ребенка призваны стать игровые театрализованные технологии, которые занимают огромное место в жизни дошкольника. Игра - это деятельность, в которой дети берут на себя роли...

Практические игры-тренинги

Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной ак­тивности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью и стремлением к само­стоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций.

Этот факт обусловливает необходимость, как можно раньше на­чинать знакомить дошкольников с первой медицинской помощью и основами безопасности. Ребенок должен четко знать, что он может сделать в конкретной критической ситуации, чтобы обезопасить себя и близкого, и как помочь уже травмированному человеку.

В то же время детская психика устроена таким образом, что встреча с травмирующей ситуацией, даже рассказ о ней вызывает у ребенка и воз­никает устойчивое аффективное напряжение.

Дети в таких случаях ведут себя по-разному. У од­них ощущение угрозы превращается в чувство обречен­ности, делает их совершенно беспомощными. У других угрожающая обстановка способна вызвать подъем ду­шевных и физических сил, мобилизовать активность и даже вызвать агрессию.

Исследователи отмечают, что подготовленный к опасной ситуации ребенок преодолевает растерянность значительно быстрее.

Вопрос: - Как ведёт себя полностью неподготовленный дошкольник?

Предполагаемый ответ:

Сохраняет растерянность, которая вызы­вает длительное бездействие, суетливость и затяжной стресс.

С другой стороны, есть группа детей, которая нуждаются в самом чувстве страха как тормозной фазе поведения. В настоящее время возросло число детей, которые "ничего не боятся", могут, не задумываясь или плохо управляя собой, выполнять несуразные действия, при этом получая травмы.

Часто дети не только не знают, как справиться с ситуацией, но и не осознают сам факт ее возникнове­ния. Поэтому их следует знакомить с источниками опас­ности, мерами предосторожности и собственными воз­можностями. Именно это и можно считать опытом бе­зопасного поведения, который позволит будущим школьникам предвидеть, избегать и правильно действовать при воз­никновении травмоопасных ситуаций.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что поведение ребенка в опасной ситуации зависит от того, может ли он пра­вильно оценить ее и знает ли пути выхода, а также от того, насколько ему знакома опасность. Поэтому ее "проигрывание" - наилучший способ для преодоления чувства страха в опас­ных случаях у одних ребят и удержива­ния от поспешных, но неверных дей­ствий - у других.

Следовательно, це­лью формирования пра­вильного отношения ребенка к возника­ющим травмоопасным ситуациямвозникает необхо­димость проводить практические игры -тренинги.

Вопрос: - Почему на ваш взгляд для развити я у дошкольников навыков безопасного поведения эффективно проводить п рактические игры-тренинги ?

Выделите правильный ответ* :

Д ля дошкольника включение в игру просто и естественно

Д ети шести лет не играют, они проживают ситуации в реальности

Дети должны чем-то заниматься

П рактические знания подкрепляются яркими эмоциональны­ми переживаниями и не исчезают бесследно, а становятся первой ступенькой будущего опыта;

Тренинг – занятие для ленивых

Т ренинг - возможность оказаться в опасной ситуации, а не поиграть в нее (т. е. приводится в действие наилучший способ обучения ребенка правильному поведению в опасной ситуа­ции).

Тренинги помогают ребенку быть активным в приобретении зна­ний, осуществлять их накопление, углубление и систематизацию

Вопрос: - Какие вы видите преимущества использования практических игр-тренингов?

Ответ:

  • максимальная активность каждого ребенка;

    возможность дифференцированного осуществления систематизации знаний детей;

    поддержание устойчивого интереса дошкольников за счет высокого эмоционального фона и динамики занятий;

    реалистичность занятий, в процессе которых дети получают практические навыки и реальный жизнен­ный опыт.

Резюме:

Тренинги активно развивают у детей внимание, выдержку, бережное отношение к своей жизни и здоровью, ответственность за поступки, самостоятельность в выборе действия и вариативность мышления (быс­тро и правильно подобрать необходимые способы помощи). А положительная оценка со стороны других ребят и взрослого позво­ляет утверждаться в правильности понима­ния норм безопасного поведения.

Выбор конкретной дидактической игры определяется тем, какие воспитательно-образовательные задачи выступают в роли доминиру­ющих. Игры типа "Раз - два - три, что опасно - найди", "Сто бед - один ответ" направлены на закрепление знаний об источниках опас­ности, причинах возникновения травмоопасных ситуаций. Углублению знаний о возможной угрозе и способах действий посвящены игры "Так, да не так", "Сам себе доктор", "Мы - спасатели" и др.

Вопрос: - Как может меняться роль воспитателя в процессе игры, тренинга?

Ответ:

- При ознакомлении с игрой - организатор деятельности; затем - непосредственный участ­ник игры; далее, на закрепляющем этапе, - советчик-консультант.

Дидактические игры

на развитие у дошкольников навыков безопасного поведения

Игра "Раз - два - три, что опасно - найди"

Задачи:

    закреплять представления об источниках опасности;

    развивать самостоятельность, сообразительность, внимание;

    воспитывать чувство товарищества.

Правило: не толкаться и не отбирать предметы друг у друга.

Материалы: опасные предметы: нож, утюг, вилка от розетки, стекло, горячий чай, химикаты; безо­пасные предметы: книга, паста, ложка и т. д.

Ход игры:

Выбирается Стобед, который отворачивается от группы детей и считает до 5. Дети в это время берут из уголка спасателя те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Стобед с закрытыми гла­зами отгадывает, что за предмет у каждого. Если он отгадывает, то ребенок рассказывает Стобеду, чем этот предмет опасен и как с ним правильно обращаться.

Игра "Так да не так "

Задачи:

    учить отличать опасные для жизни ситуации от неопасных ;

    развивать внимание;

    воспитыватьжелание соблюдать правила безопасности .

Правила:

    при возникновении опасных ситуаций демонстрировать предмет или действие, с ним справиться, предотвратить;

    при возникновении неопасной ситуации - радостный прыжок вверх с картонной рож бающегося человечка Улыбайки.

Ход игры:

Группа делится на две подгруппы: друзей Стообеда и спасателей. В течение всей игры демонстрируют различные ситуации: стоят на подоконнике (в качестве подоконника используются детские стульчики), играют со спичками в качестве спичек используются счетные палочки), включают розетку, гуляют под солнцем без панамок, разговаривают за столом и т. д. Спасатели реагируют в соответствии с правилами.

Игра "Мы - спасатели"

Задачи:

    закреплять представление о травмоопасных моментах, правильных действиях в конкретных ситуациях;

    развивать внимание;

    воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему;

    преодолевать страх в ситуации получения травмы

Правила:

    оказывать помощь согласно инструкции на карточке;

    в случае сомнений обращаться за помощью к «медсестре»- воспитателю;

    использовать только материал из "врачебного чемоданчика»

    оказывать помощь индивидуально, по очереди, привлекая всю группу в качестве консультантов.

Ход и вопросы для беседы придумывают педагоги.

Психическое здоровье ребёнка

Мы знаем, что здоровье – это состояние полного физического, психологического, социального благополучия, поэтому необходимо следить за душевным здоровьем ребёнка.

    Поддерживать у ребёнка положительную самооценку.

Не бывает плохих детей, бывают неодекватные поступки. Каждый ребёнок талантлив, лишь надо вовремя заметить этот талант и дать ему проявиться.

    Содействовать эмоциональному благополучию.

В хорошем состоянии человек успешно преодолевает различные препятствия.

    Помочь ребёнку осознать свои эмоции.

Ребёнку необходимо помочь познать свои эмоции через проговаривание его состояния.

    Помочь ребёнку контролировать эмоции и управлять ими.

Это может быть переключение внимания ребёнка, разговор с ними о его недовольстве, рисование страхов и уничтожение рисунка.

    Помочь ребёнку управлять своим временем, поведением.

    Давать ребёнку право выбора, чем ему заниматься, научить его планировать своё время.

Работа с родителями

Круг проблем, связанных с безопасностью ребёнка, невозможно решать только в рамках детского сада. Поэтому необходим тесный контакт с родителями воспитанников для формирования у родителей чувство ответственности за безопасность своего ребёнка. Давайте, определим ряд опасностей для ребёнка и составим в помощь родителям правила безопасного поведения.

    общение с незнакомцем;

    ребёнок и улица;

    общественный транспорт;

    ядовитые растения;

    контакты с животными;

    ребёнок дома.

Уважаемые родители!

Выучите вместе с детьми

правила безопасного поведения

Развитие навыка безопасного общения с незнакомцами

    Оставаться все время рядом с друзьями, с людьми.

    Немедленно отойти от края тротуара, если рядом притор­мозила машина или если она медленно едет следом. Что бы ни говорил водитель, нужно держаться от машины по­дальше.

    Не садиться в машину к незнакомому человеку, если он приглашает покататься.

    Никуда не ходить с незнакомым взрослым (если он обещает подарить игрушку, конфету или показать что-то интересное, представляясь знакомым родителей или сообщая, что он действует по их просьбе).

    Если незнакомый взрослый хватает за руку, берет на руки, затаскивает в машину, подталкивает в подъезд или какое- либо строение, надо громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих: «На помощь, помоги­те, чужой человек!»

    Уметь сказать «нет» старшим ребятам, которые хотят втя­нуть в опасную ситуацию (например, зовут пойти посмот­реть, что происходит на стройке; разжечь костер; забраться на чердак дома и вылезти на крышу; спуститься в подвал; поиграть в лифте; «поэкспериментировать» с лекарствами и пахучими веществами; залезть на дерево;

    Не входить в подъезд одному, без родителей или знакомых взрослых.

    Не открывать дверь чужому, даже если у незнакомого че­ловека ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут.

Безопасность в общественном транспорте

    Маленьким детям нельзя ездить в общественном транспорте без взрослых.

    Нельзя показывать деньги, привлекая к себе внимание

    Нельзя близко подходить к краю дороги во врем на автобус, особенно в период гололеда.

    Нельзя стоять у дверей - это мешает входу и вы сажиров.

    Нельзя высовываться и высовывать руки в открытые форточки.

    Принято уступать место пожилым людям, пассажирам с ма ленькими детьми, инвалидам.

Если ребенок потерялся на улице

Дети должны знать безопасные дома на своем пути. Такие дома можно назвать островками безопасности (это может милицейский участок, продуктовый магазин, библиотека) Следует научить ребенка, как обращаться к людям за помощью в опасной ситуации, кто ему в этом может помочь.

Детям необходимо объяснить, что в случае, если они потерялись на улице, им следует обратиться за помощью к какому-нибудь взрослому (например, к милиционеру, охраннику, женщине гуляющей с ребенком, продавцу в аптеке, кассиру в сберкассе и сказать о том, что он потерялся, назвать свой адрес и номер телефона, а для этого они должны знать, где живут, номер телефона, своё имя и фамилию.

Безопасность на улице

    Не выходить на улицу без взрослых.

    Не играть на тротуаре около проезжей части.

    Переходить дорогу только по пешеходному переходу на зе­леный сигнал светофора.

    Ездить на велосипеде в городе только там, где нет автомоби­лей (на закрытых площадках и в других безопасных местах).

    Маленькие дети должны кататься на велосипеде только в присутствии взрослых; детям старшего возраста даже в присутствии взрослых не следует ездить на велосипеде по тротуару.

    Не привлекать к себе внимание манерой поведения.

Ребёнок дома

    Детям категорически запрещается пользоваться спичками, газовой плитой, печкой, электрическими розетками, вклю­ченными электроприборами.

    Детей старшего дошкольного возраста нужно научить пра­вильно обращаться с ножницами, ножом, иголкой.

    Взрослые должны хранить в недоступных для детей местах следующие предметы: бытовую химию, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты.

    Дети не должны оставаться одни в комнате с открытым окном, балконом, выходить без взрослого на балкон или подходить к открытому окну.

    Нужно уметь использовать телефон в случаях возникнове­ния пожара (вызов пожарной службы по номеру 01), в слу­чае получения травмы (вызов скорой помощи по номеру 03).

Контакты с животными

    Можно кормить бездомных животных, но нельзя их трогать и брать в руки.

    Можно погладить и приласкать домашних котенка или со­баку, играть с ними, но при этом надо учитывать, что каждое животное обладает своим характером, поэтому даже игры с ними могут привести к травмам, царапинам и укусам.

    Не подходить и не трогать руками любых животных с дете­нышами или птицу с птенцами, так как они часто ведут себя агрессивно и могут напугать или травмировать.

    Нельзя дразнить и мучить животных.

Встреча с ядовитыми растениями

Дети должны знать ядовитые растения, которые растут во дворе дома, вдоль дороги. Нельзя пробовать все подряд (ягоды, травинки), так как в результате ухудшающейся экологической обстановки (например, кислотные дожди) опасным может оказаться даже неядовитое растение. Дети должны знать ядовитые грибы. Никакие грибы нельзя брать в рот или пробовать в сыром виде.

Резюме.

Н е пренеб­регайте правилами безопасности! Начните изучать их с детьми. Показывайте детям только положительные примеры. Пусть каж­дый день будет безопасным!

Юлия Горбунова
Игровой тренинг на сплочение детского коллектива в старшей группе детского сада

Игровой тренинг

«Ты мой друг и я твой др уг»

Це ль: - развивать бережного отношения к людям, умения учитывать интересы других;

Сплочение детского коллектива;

Развивать у детей чувствование друг друга, понимание настроения другого;

Развивать эмпатию, уважение в общении.

План мероприят ия:

1. Давайте поздороваемся;

2. Художник слова;

3. Сделаем по кругу друг другу подарок;

4. Вежливые слова;

5. Клеевой дождик;

6. Игрушка;

7. Ролевое проигрывание ситуаций;

8. Прощание.

Ход мероприят ия:

1.Давайте поздороваемся.

Я люблю, когда при встрече

Мы знакомым и родным

(дети вместе с психологом)

С добрым утром!

Добрый вечер!

Добрый день!

Всем говорим.

Дети здороваются по кругу, называя друг друга по имени.

2.Художник слова.

Цель: развивать способности описывать наблюдаемое, умение выделять существенные для описания детали; использование приемлемых, необидных слов, расширение активного и пассивного словаря детей.

Каждый ребенок по очереди задумывает кого то из группы и начинает «рисовать» его словесный портрет – его внешние особенности (а по возможности и внутренние, психологические, не называя конкретно имени этого человека.

Можно предложить другой вариант этой игры – упражнение на ассоциативное восприятие. (На какое животное похож? На какой цветок? На какой предмет мебели и т. д.)

3.Сделаем по кругу друг другу подарок.

Цель: развивать у детей чувствование друг друга, понимание настроения другого; развивать эмпатию.

Психолог задает задание каждому сделать своему соседу справа подарок, но не какой то конкретный подарок, а выдуманный: «Что вы хотели бы подарить именно этому человеку? Подарите тот подарок, который, по вашему мнению, сейчас ему особенно нужен». Подарок можно описать словами или показать жестами.

4.Вежливые слова.

Цель: развивать уважение в общении, привычки пользоваться вежливыми словами.

Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Затем упражнение усложняется: надо называть только слова приветствия, благодарности, извинения, прощания.

В конце упражнения спросить у детей: какие чувства вызвали вежливые слова у того, кто их говорил, и у того, кому они были адресованы.

5. Клеевой дождик.

Цель: развивать чувство коллективизма, снятие эмоционального и физического напряжения, обучать согласованности своих движений с окружающими.

Дети встают в одну линию, ставят руки на пояс друг к другу и таким во «паровозиком» (склеившимися дождевыми капельками) начинают движение. На пути им встречаются различные препятствия: необходимо перешагнуть через коробки, пройти по импровизированному мосту, обогнуть большие валуны и т. д.

6.Игрушка.

Цель: ролевое проигрывание ситуаций, отработка навыков эффективного взаимодействия эмпатии, умения сотрудничать.

Упражнение выполняется в парах. Один ребенок из пары – обладатель красивой и очень любимой им игрушки, с которой он очень любит играть. Другой ребенок очень хочет поиграть с этой игрушкой. Его задача – уговорить хозяина игрушки дать поиграть с ней. Важно: при выполнении этого упражнения ребенку – хозяину игрушки в руки дается любая игрушка, которую он должен представить как свою самую любимую.

Как только хозяин игрушки отдает ее просящему ребенку, упражнение прерывается и у ребенка спрашивают, почему он отдал игрушку.

7.Ролевое проигрывание ситуаций.

Цель: проработать и применить «Волшебные» средства общения, развитие эмпатии, использование уже знакомых средств понимания.

Детям задаются игровые ситуации, которые они инсценируют. Упражнение выполняется коллективно (из группы выбираются участники, разыгрывающие ситуацию, и наблюдатели). Задача актеров – максимально естественно проиграть заданную ситуацию, наблюдатели же анализируют увиденное. После коллективного обсуждения можно проиграть ситуацию еще раз с теми же самыми актерами (если ранее они сделали это неудачно) или с новыми (для закрепления использования на практике «волшебных» средств понимания.

Примеры проигрывания ситуаций:

Ты вышел во двор и увидел, что там дерутся два незнакомых мальчика.

Тебе очень хочется поиграть с такой же игрушкой, как у одного из ребят вашей группы

Ты очень обидел своего друга. Извинись и попробуй помириться.

8.Прощание.

Что вам больше всего понравилось на сегодняшнем занятии?

Вот занятие прошло, до скорого свидания.

Всем друзьям и взрослым скажем

Дружно: «До свидания!»

Публикации по теме:

«Вместе весело шагать». Картотека игр на сплочение детского коллектива КАРТОТЕКА ИГР «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ДРУЖИТЬ» Подготовила: Ирина Сергеевна Колмакова, воспитатель ОЧУ ПМГ, 2015-2016 учебный год. ИГРЫ НА СПЛОЧЕНИЕ.

Сценарий праздника для коллектива детского сада «8 Марта - женский праздник» 1. Добрый вечер, дорогие дамы! Так случилось, что этот прекрасный праздник мы встречаем с вами в прекрасной компании, а потому предлагаем.

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе детского сада «Поможем Буратино учиться» с применением социо-игровой технологии Цель: создать условия для закрепления порядкового счета в пределах 5. Задачи: 1. Закреплять навыки счета в пределах 5, умение образовывать.

Подборка коммуникативных игр на сплочение детского коллектива Подборка подготовлена методистом Ивановой М. Г. Коммуникативные игры. Данные игры помогут педагогу сплотить детский коллектив, а также.

Педагог – психолог: Карелина А. Н. Цель: - развивать речь, воображение, умение работать в команде педагогов детского сада. - закреплять знания.

Тренинг для детей старшего дошкольного возраста «Я очень хороший»

педагог-психолог

МБУ детского сада № 28 «Ромашка»

г.о. Тольятти

Цель тренинга: повышение уверенности дошкольников в себе, снижение уровня тревожности, застенчивости, улучшение коммуникативных навыков и детско-родительских отношений.

Задачи тренинга:

    формирование умения смотреть собеседнику в глаза, обращаться у нему по имени, делать комплименты

    совершенствование умения слушать собеседника не перебивая;

    совершенствование умения выражать свои мысли и чувства;

    формирование позитивного отношения к своему «Я», к сверстникам;

    обучение приемам расслабления, снятия мышечного напряжения;

    создание возможностей для самовыражения;

Продолжительность: 25-35 минут

Результат тренинга: повышение коммуникативных навыков, снижение уровня тревожности, уверенное выражение своих мыслей и чувств, повышение уровня самооценки и уверенности в себе.

Специфика аудитории: дети старшего дошкольного возраста с проблемами в эмоционально-волевой сфере и вытекающими отсюда трудностями в общении.

Оборудование:

Ход тренинга:

1. Упражнение «Я очень хороший»

Цель: разминка, создание положительного эмоционального фона, повышения уверенности в себе.

Продолжительность: 5-7 минут

Подготовка: Все участники сидят (стоят) в кругу.

Инструкция психолога: Детям предлагается сказать о себе «Я очень хороший (хорошая)». Но сначала они должны произнести «я» следующим образом: шепотом, обычным голосом, прокричать. Те же действия проводятся со словами «очень» и «хороший» («хорошая»), после чего дети дружно произносят всю фразу. Далее им предлагается присоединить к этой фразе свое имя и произнести ее любым способом (шепотом, обычным голосом, прокричав), например: «Я – Катя! Я – очень хорошая!». В завершение упражнения все встают в круг, берутся за руки и произносят: «Мы очень хорошие!» (шепотом, обычным голосом, прокричав).

2. Упражнение «Да, нет»

Цель: создание эмоционально благоприятной атмосферы, снятие мышечного напряжения

Продолжительность: 3-5 минут

Подготовка: Все участники сидят (стоят) полукругом.

Инструкция психолога: «Ребята сейчас я буду задавать вопросы, вы вместо ответа «да» должны подпрыгнуть, а вместо ответа «нет» - присесть».

Вы сегодня ели?

Вы сегодня купались?

Зубы чистили?

На карусели катались?

Торт ели?

Вы на Марсе были?

Шнурки завязывали?

Вы сегодня улыбались?

На самолете летали?

Здоровались сегодня?

Посуду мыли?

Кино смотрели?

Вы любитель мороженное?

Лимон сладкий?

Домой хотите?

Сейчас лето?

Рисовали?

На скрипке играли?

3. Упражнение «Сиамские близнецы»

Цель: развитие навыков позитивного социального поведения, сплочение коллектива, развитие умения действовать сообща

Продолжительность: 10-13 минут

Подготовка: Разбить детей на парты, путем жеребьевки.

Инструкция психолога: Дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга за пояс, ставя одну ногу рядом с ногой другого партнера. В таком положении они должны походить по комнате, присесть, лечь, встать, порисовать.

4. Игра «Змея, змея, я ползу, ползу»

Цель: повышение самооценки, развитие хороших отношений между детьми.

Продолжительность: 7-10 минут

Подготовка: Все участники стоят в разных местах комнаты.

Инструкция психолога:

Инструкция: Дети встают в разных местах комнаты. Водящий ходит по помещению, приговаривая: «Я змея, змея, змея, я ползу, ползу, ползу. Хочешь быть моим хвостом?» Если ребенок соглашается, то должен проползти у водящего между ног и встать сзади. Игра продолжается до тех пор, пока в «змею» не соберутся все желающие.

5. Релаксация «Солнечный зайчик» и обратная связь.

Цель: расслабление, снятие мышечных зажимов.

Продолжительность: 3-5 минут

Подготовка: Предварительно подготавливается устройство, воспроизводящее музыку (магнитофон, компьютер, ноутбук) и подбирается спокойная и медленная инструментальная мелодия. Участники садятся на ковер (коврики для йоги).

Инструкция психолога: «Расслабьтесь, закройте глаза. Представьте, что к вам на лицо прибежал солнечный зайчик. Улыбнитесь ему. А теперь он побежал у вас по голове, погладьте его. Он побежал по щекам, носику, ушкам и т.д. Погладьте его и там». Когда музыка затихает, участники не торопясь открывают глаза и занимают свои места.

Психолог просит участников тренинга провести обратную связь:

    Что понравилось? Что не понравилось?

    Что получилось? Что не получилось?

    Какое упражнение больше всего понравилось?

Список источников:

    Trepsy .net – психологические упражнения для тренингов

    Павлова А.Б. Программа тренинга ассертивности для детей старшего дошкольного возраста / А.Б. Павлова // Справочник педагога-психолога. – 2014. – № 12. – 38 с.

Похожие публикации