Развитие специальных способностей ребенка. Условия развития способностей у детей

Всегда заботливые родители стремятся к тому, чтобы их чадо росло здоровым, грамотным и всесторонне развитым. А если малыш еще и с удовольствием посещает детский сад, легко осваивает программы обучения – счастью родителей нет предела. Конечно, при правильном подходе к развитию способностей крохи, он не только будет радовать маму с папой своими успехами, но и получать от этого колоссальное удовольствие, ведь ему самому это будет только в радость. Необходимо разобраться, что же такое способности, как выявить их у своего малыша и как же их развивать дальше.

Способности у детей

информация Способности – это природные задатки в разных сферах деятельности, которые в большей или меньшей мере выражены у каждого человека. Именно наличие ярко выраженных предрасположенностей, подкрепленных определенными умениями и знаниями, определяют наличие таланта.

Ученые выделяют:

  1. Интеллектуальные задатки – склонность к математическим наукам, вербальные или другие способности.
  2. Творческие – художественные, музыкальные, актерские и другие.
  3. Физические .
  4. Другие специальные способности одаренных детей .

Как выявить способности ребенка

Все детки напоминают настоящий сгусток энергии и пример любознательности, но вот одаренных детей можно выделить по определенным качествам, которые проявляются в их характере и поведении. К таким качествам можно отнести:

  1. Любознательность – стремление постоянно узнавать что-то новое, всесторонне развиваться. Это качество проявляется в стремлении малышей познавать окружающий мир, почемучки проявляют неугасаемое желание исследовать все вокруг.
  2. . Уже с раннего возраста малыши могут отличаться от своих сверстников умением не только использовать множество слов, но и строить достаточно сложные предложения.
  3. Изобретательность – стремление находить нестандартные выходы из стандартных ситуаций, проявляется в быту, в детских играх и других сферах деятельности ребенка.
  4. Целеустремленность .
  5. Умение логически мыслить, которое проявляется с раннего возраста .

Для выявления тех или иных предрасположенностей у крохи существует множество разных методик и тестов. Ниже мы приводим один из них, наиболее объективный на наш взгляд.

инструкция Для проведения оценки необходимо прочесть утверждения, приведенные в представленных списках, и оценить степень выраженности указанных признаков у своего ребенка по 5-балльной шкале, где 1 – отсутствие данной характеристики у ребенка, 5 – ярко выраженное качество. Затем необходимо суммировать баллы в каждой сфере и разделить данную сумму на количество вопросов в соответствующем списке. Полученные средние баллы будут отражать профиль задатков ребенка.

Художественные задатки

  1. Нарисованные сюжеты разнообразны.
  2. Вдумчивое и серьезное отношение к произведениям искусства.
  3. в создании своих творческих шедевров.
  4. Готовность к творческим экспериментам.
  5. С удовольствием занимает свободное время рисованием, лепкой, рукоделием.
  6. Использует творчество для выражения своих чувств и эмоций.
  7. Интересуется произведениями искусства, художников и скульпторов, имеющих мировую славу. Пытается воссоздавать то, что понравилось.
  8. Любит работать с пластилином, глиной.

Музыкальные задатки

  1. С раннего возраста вслушивается в мелодии, подхватывает ритмы.
  2. Любит петь и делает это красиво.
  3. Проявляет чувства и эмоции в игре на музыкальных инструментах, песнях.
  4. Всегда с удовольствием слушает музыку.
  5. Любит сочинять свои мелодии, песни.
  6. Проявляет интерес к игре на музыкальных инструментах. Имеет желание научиться.

Интеллектуальные задатки

  1. Всю новую информацию усваивает легко и «на лету».
  2. Знания, которые имеет, старается применять на практике.
  3. Умеет логически рассуждать и излагать свои мысли.
  4. Умеет устанавливать причинно-следственные связи.
  5. Рано начинает читать информацию между строк, улавливать то, что не сказано взрослыми вслух.
  6. Умеет критично относиться к собственным поступкам и поступкам других людей. Понимает мотивацию поведения других людей.
  7. , не нуждается в заучивании.
  8. Имеет более широкий кругозор, чем сверстники.
  9. Имеет большой словарный запас и умеет четко и ясно выражать свои мысли.
  10. Решает сложные для своего возраста логические или математические задачи.
  11. Обгоняет своих сверстников в учебе, скучает на уроках, так как уже знаком с информацией, которую излагает учитель.
  12. Любознателен. Задает, вопросы и делает свои умозаключения на основании услышанных ответов.

Развитие способностей в возрасте от 1 до 3 лет

Каждый ребенок, независимо от того, какими талантами его одарила природа, имеет возможность проявить себя в той или иной сфере, или просто стать всесторонне развитой, интересной и целостной личностью.

  • Знакомьте свое чадо со всем, что его окружает – семьей, домом, предметами быта, внешним миром. Читайте крохе, показывайте картинки и фотографии, сопровождая их рассказами о том, что изображено на них. В общении с малышом учите его использовать различные предметы, вещи.
  • Уделяйте внимание . Придумывайте игры, где нужно будет перебирать различные мелкие предметы, пересыпать из одной емкости в другую. Давайте карапузу самому пробовать застегивать и расстегивать крючки и пуговички на одежде. Не забывайте о пользе пальчиковых игр.
  • Знакомьте подрастающего гения с цветами (сначала с основными, а затем и различными их оттенками), размерами и формами предметов. Начинайте в игровой форме знакомить кроху с цифрами и буквами.
  • Включайте ролевые моменты . С помощью ролевых игр дети познают модели поведения взрослых в социальном мире. Совсем скоро вы заметите, что ваши дети в своих играх начнут копировать ваше поведение, так что это отличный повод заняться саморазвитием и не давать крохе плохих примеров.
  • и – читайте ему сказки, заучивайте стишки и потешки, слушайте песни и мелодии.
  • Пойте, танцуйте, рисуйте с крохой . Это не только поможет ему развивать то, что подарила природа, но и даст возможность вам выявить задатки настоящих талантов в той или иной сфере.
  • Давайте возможность своему ребенку проявлять самостоятельность – одеваться, убирать свои игрушки, помогать взрослым. Старайтесь знакомить его со сверстниками и взрослыми, пусть учится не бояться и общаться с незнакомцами, сначала с вашей помощью, а затем и самостоятельно.

Это тот период, когда малыш впитывает всю информацию, словно губка.

важно Не стоит в это время делать упор на что-то одно. Ваша главная задача - познакомить малыша со всем, чем только возможно. Таким образом, вы уже сейчас заложите прочный фундамент, на котором в будущем будет построен прекрасный замок.

Развитие способностей в возрасте от 3 до 7 лет

В этом возрасте деток не зря называют «Почемучками». Им все интересно в этом мире и как раз сейчас вы можете закладывать в малыша ту информацию, которая в будущем определит его кругозор и сферу интересов. Рассказывайте ему обо всем, что его интересует и окружает – о строении его тела, о диких и домашних животных, растениях, планете, о земле и о воде, обо всем, что он спросит у вас. И не стоит сейчас искать простые отговорки, ведь именно вы должны знакомить такого любознательного малыша с миром.

  • – читайте ему или с ним книги, детские энциклопедии, учите стихи.
  • Знакомьте ребенка с начальными основами арифметики, изучайте цифры, счет, геометрические фигуры . Развивать логику ребенка помогут различные головоломки или паззлы, логические игры.
  • Старайтесь . Пробуйте вместе придумывать свои сказки или рассказы, предложите крохе пофантазировать на ту или иную тему, придумайте вместе игру и ее сценарий.
  • Развивайте мышление ребенка – знакомьте его с понятиями целого и его части, причины и следствия, сходства и различия. Учите ребенка обобщать и делать выводы из логических цепочек.
  • В этом возрасте можно отдавать малыша в школы развития детей или в различные кружки или спортивные секции . Главное, что нужно учесть, это не желание родителей, а пожелания крохи. Если же малыш не проявляет особого интереса к чему-либо, можно отдать его в несколько кружков и через месяц-два дать ему возможность самостоятельно сделать свой выбор.

В любом случае, стоит напомнить, что каким бы ни был ваш ребенок, проявит он таланты или нет, он все равно останется самым лучшим ребенком на Земле, именно потому, что это ваш малыш. Любите своих детей!

Вы, вероятно, задумывались о том, что помогает человеку стать настоящей личностью, какие увлечения и занятия в детстве впоследствии открывают способности вместе с необъятными горизонтами возможностей. Как развить способности у ребенка?

Сегодня вам об этом расскажет женский сайт сайт.

Почему нужно развивать способности у ребенка?

Ребенок начинает познавать мир. Шаг за шагом, звук за звуком, слово за словом. Он начинает задавать множество вопросов «зачем» и «почему», интересоваться всем, что его окружает.

И тут у родителей возникает вопрос: «Как развить способности у ребенка?». Вопрос очень важный, ведь способный ребенокуспешный человек в будущем с развитым творческим потенциалом.

И что же обычно делают родители для развития способностей у ребенка?

Ну конечно, чуть ли не с первых дней приобретают развивающие игрушки, устраивают в , записывают во всевозможные кружки и секции. Иногда это дает положительный результат, но чаще всего у ребенка возникает апатия к занятиям, а родители устают и разочаровываются.

И все-таки, как развить способности у ребенка?

Бытует мнение, что способности даются ребенку Богом, то есть ребенок способным рождается.

Другая точка зрения гласит: «Гениями не рождаются – гениями становятся».

А истина, как всегда, посередине. Многое зависит и от того, что ребенок унаследовал от своих родителей, и от того, какие грани его натуры развивали после рождения.

Известно, что если ребенок здоров, то ему под силу овладеть любым ремеслом до среднего уровня. Но в наше время необходимы люди творческие, креативные и отнюдь не среднестатистические. Да и во все времена ценились способные, талантливые личности с неординарными взглядами и повадками.

Фантазия, умение творить – это не менее важные аспекты в развитии ребенка по сравнению с тем, о чем мы говорили выше. И чтобы ребенок вырос творческой личностью с особым складом ума, непревзойденной логикой – стоит задуматься, как развить способности у ребенка, его таланты, его собственную гениальность в чем-то.

Способность творить – ключик к успеху во взрослой жизни, вот только развитием у ребенка именно творческих способностей стоит заниматься с раннего детства. Главная задача – обнаружить, какие именно задатки и способности к чему есть у вашего чада. У каждого малыша есть возможность стать успешным, если родители вовремя смогут определить его способности и помогут реализовать их, воплощая в жизнь все самое безумное. Многие гении, кстати, были безумцами.

Как определить способности ребенка?

Внимательно присматривайтесь, к чему есть способности у ребенка, даже если он совсем еще кроха.

Ваш малыш засыпает под красивую музыку, а услышав фальшь в музыкальной композиции, начинает нервничать? Специалисты рекомендуют классические композиции Бетховена, Вивальди, Моцарта. Замечено, что такая музыка успокаивает и способствует уникальному и быстрому развитию, даже в некоторых школах во время перемен включали такую музыку для детей. У вашего малыша наверняка музыкальный слух, если ему нравится, если он внимательно вслушивается в то, что играет.

Маленькая дочурка любит рисовать и пачкать красками все вокруг? Скорее всего у нее есть способности к рисованию. Подарите ей набор для юного художника, фломастеры, карандаши, мелки на выбор — пусть проявит фантазию, а вы одобряйте и поддерживайте ребенка в этом направлении.

Придя домой, вы увидели крепость из подушек и сына с кастрюлей на голове, который вообразил себя рыцарем? Не ругайте его, он умеет видеть в простых вещах то, чего вы уже представить не сможете.

Не надо лишать его этой способности и стандартизировать под общество.

Пусть фантазирует и действует, не во вред вашему имуществу, конечно. Возможно, ваш ребенок – будущий актер, и если вы действительно замечаете склонность к этому, своевременно отдайте его в школу актерского мастерства.

Попробуйте направить способности ваших детей в мирное русло и придумайте, как развить способности у ребенка, не нанося ущерба окружающей среде и людям. Во взрослой жизни дети будут благодарны вам за то, что вы вовремя наставили их на нужный путь, помогли в нужное время открыть, развить и реализовать дар.

Главный вопрос: как развить способности у ребенка?

С чего начать открывать и развивать необычные способности у вашего ребенка? Попробуйте хоть на миг стать ребенком, посмотрите на мир его глазами, попробуйте увидеть рыцаря в мальчике с кастрюлей, сказочный замок в куче подушек и все вопросы решатся сами.

А если серьезно, то можно выделить несколько пунктов, которые помогут вам в этом непростом деле.

Разговаривайте со своим ребенком, вместе придумывайте сказки и смешные истории, играйте в рифму, когда один придумывает самое сложное слово, а другой — рифму к нему, что прекрасно развивает память и мыслительные способности, интеллект, смекалку. Старайтесь поддерживать творческую инициативу малыша.

А главное, чем бы ни занимался ваш ребенок, создайте дома атмосферу любви и понимания, хвалите его за каждое достижение, ведь нет большего стимула к действию, чем похвала близкого человека.

Что полезно для развития малыша?

Игры и игрушки, которые развивают воображение и способности ребенка, слушание приятной музыки, поделки своими руками, рисование, чтение любимых сказок – все это будет положительно влиять на вашего ребенка и поможет ему развиваться.

Предложите ребенку несложные игры, которые заставят его думать.

  • Например, «плюсы-минусы» — предложите ребенку слово, а он пусть назовет его плюсы и минусы. К примеру, слово «электропечь»: плюс — печет пироги, минус – горячая.
  • «А что здесь видишь ты?» — нарисуйте на двух листах по одинаковой фигурке, дайте один листик ребенку, второй оставьте себе. Предложите ребенку дорисовать, то, что он видит, а вы рисуйте ваш вариант, потом сравните. Например, нарисовали кружочек. Вы увидели в нем солнышко, а малыш - цветок.
  • «А что если…» — попросите ребенка представить, что случится, если вдруг животные начнут разговаривать или кошки научатся летать.

Теперь вопрос: «Как развить способности у ребенка?» не стоит настолько остро и воспитание творческой личности не является невыполнимым заданием.

Главное, будьте терпимы к проявлениям интереса ребенка, отвечайте на все «почему» и «зачем», поддерживайте его и всегда находите слова похвалы. Ваш ребенок уникальный, он такой один, и вы увидите, что ваши совместные старания не окажутся напрасными.

Давайте подытожим все, о чем мы говорили в этой статье:

  • Ÿ Определите талант ребенка. Присмотритесь и определите, к чему именно есть склонность у вашего ребенка, его хобби и любимые занятия. Если ваш малыш еще не раскрылся, помогите ему, предлагая всевозможные варианты. Если ему что-то действительно придется по душе, вы это сразу поймете, что позволит двигаться в нужном русле и развивать именно эту область.
  • Ÿ Развивайте у ребенка память и интеллект. Как можно больше общайтесь с ребенком, читайте, учите стихи, играйте в интеллектуальные и развивающие игры, решайте ребусы и задачи.
  • Ÿ Социально адаптируйте малыша. Пусть ваш ребенок как можно больше общается с другими детьми. Это позволит выработать общительность и избежать замкнутости.
  • Ÿ Будьте примером. Дети, как правило, учатся у родителей. Поэтому будьте такими, какими вы хотите видеть ваших чад в будущем. Фундамент характера закладывается, как и дом, с самого начала, а именно с детских лет.
  • Ÿ Запишите ребенка в кружок, секцию, отдайте его на занятия танцами или каким-либо другим видом спорта, например, легкой атлетикой. Как только вы увидите, к чему есть способности у малыша, сразу же принимайтесь за их полноценное раскрытие и развитие личности.

За последнее двадцатилетие институт семьи претерпел некоторые изменения. Молодые супруги не всегда спешат завести детей, считая, что сначала надо достичь материального и финансового благополучия, сделать карьеру, обустроить свое жилье, попутешествовать по миру и тому подобное. Поэтому, когда в семье ожидается прибавление, возникает вероятность того, что супруги могут допустить различные ошибки, принимая решение о том, как развивать ребенка с рождения. Пропустить момент раскрытия его индивидуальности, способностей.

Способности — это индивидуально-психологические особенности, которые обеспечивают легкость и скорость приобретения знаний, умений и навыков, но не приравниваются к ним.


По мнению ученых, способности могут существовать только в постоянном процессе развития. Не развивающаяся способность или же способность, которую человек перестает использовать на практике, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т.п., личность поддерживает и развивает в себе соответствующие способности. Поэтому чем раньше родители решат, как развивать новорожденного ребенка, тем больше у него шансов на успех в дальнейшей деятельности и самореализации.

Познание и его роль в развитии ребенка

Как известно, масса мозга ребенка при рождении составляет 25% от массы мозга взрослого человека, но в два с половиной года его масса возрастает втрое, а в семь лет составляет уже 90% от мозга взрослого. Представьте, сколько надо познать маленькому человеку, чтобы заполнить свой мозг. Вот почему так важно помогать ребенку реализовывать его постоянное желание познавать и исследовать окружающий мир.

Первые годы жизни — самое лучшее время для воспитания детей и развития их способностей. Если не начинать этого делать, когда ребенок еще, как говорится, лежит поперек лавки, наверстать упущенное впоследствии будет почти невозможно. Некоторые психологи советуют родителям именно в семье начинать формировать в своих детях триаду базисных качеств:

  1. Нравственность — как уважение к другим людям и природе;
  2. Ответственность за свои поступки;
  3. Волевые качества, необходимые для достижения своей жизненной цели.

В семье, где созданы условия, опережающие и стимулирующие развитие малыша, расширяются его возможности познавать окружающий мир и проявлять себя в разнообразной деятельности.

По мнению одного из психологов, потребность в познании — это прежде всего потребность в движении к результату, в самом процессе познания. Конечный результат, собственно, здесь невозможен. Ведь каждое знание, любой результат — это только один из этапов пути познания.

Доказано: если родители общаются с малышом с самого рождения, воспринимают его как равного, то к году он уже общается с помощью слов. А в возрасте до пяти лет становится настоящим лингвистом.

Способы развития малыша

Возможность развивать ребенка существует постоянно. Важно только правильно это делать.


Побуждайте к творческому решению различных ситуаций

Каждая, даже совсем обыденная ситуация из жизни ребенка — прекрасная возможность для развития его творческих, интеллектуальных способностей. Родителям нужно только направить малыша, подтолкнуть его к самостоятельному открытию. Для примера рассмотрим несколько ситуаций.

Маленькая Света играет с мячиком. Вдруг он закатился под диван, но мама не спешит на помощь, наблюдая за дочерью. Девочка хочет получить игрушку — она ложится на пол и заглядывает под диван. Мяч лежит у самой стены и рукой его не достать. Света пытается дотянуться, но тщетно. Мама незаметно для дочери кладет на пол длинную линейку. После многих неудачных попыток ребенок задумывается и вдруг замечает линейку. НЕ сразу получается подтолкнуть мяч, но когда все же это удается, радостная улыбка, чувство победы озаряют лицо Светы. Замечательный результат!

Наблюдая за малышом во время таких ситуаций, можно убедиться, как сосредоточенно, напряженно работает его ум и как быстро при этом он развивается. Не стоит бояться перегрузить или переутомить ребенка.

С самого начала предоставляйте ему большую свободу при выборе деятельности, способов работы, чередования дел, определения времени выполнения задания. При этом, предоставляя ребенку свободу, стоит предлагать ему ненавязчивую помощь. Но только не превращать свободу в безнаказанность, а помощь — в обычную подсказку!

Не делайте за ребенка то, что он сам может сделать. Не думайте за него, если он может додуматься сам.

Двухлетний Дениска, держа в руках ковшик с компотом, подходит к закрытой двери и останавливается, размышляя: «Что же делать, как открыть дверь?». Мама уже готова помочь, но вовремя останавливается, вспомнив, что сын должен учиться преодолевать трудности. Дениска ногой пытается открыть дверь — не удается. Тогда пробует, прижав ковшик к груди одной рукой, второй — открыть дверь. Но она тяжелая, компот выплескивается из наклоненной посуды. Досадно! Рядом сидит папа и подбадривает: «Ну, сынок, думай!». Наконец парень понял, поставил ковш на пол и, открыв дверь, подталкивает его вперед. Ура! Препятствие преодолено!

Все счастливы — малыш, который самостоятельно сделал открытие и родители, которые его подбодрили, поддержали, проявили искреннюю заинтересованность. Главное помнить, что незаслуженная похвала может только нанести вред.

Активизация познавательной потребности и стремления к самому процессу познания возможна лишь в том случае, если ребенок будет чувствовать удовольствие от умственного усилия. Познавательная потребность проявляется, развивается и закрепляется как потребность, потому что вместе с ней включается механизм положительных эмоций.

Организуйте развивающие игры

Большую часть времени, предшествующего поступлению в школу, ребенок, как правило, проводит в общении со своими родителями. Поэтому важно, чтобы взрослые правильно подбирали задачи, придумывали соответствующие игры. Ведь бывает так, что столкнувшись с любопытством ребенка, родители иногда теряются, не знают, что делать или опасаются, что у них не хватит знаний, терпения и умений. Действительно, знания и умения не помешают, но для малыша любой рассказ услышанный от родителей — самая большая радость и удовольствие.

Существует множество игр и упражнений, которые способствуют развитию физических, интеллектуальных, художественных и творческих способностей. Предлагаем некоторые из них, доступные даже самым маленьким.

Понять ребенка — это важно!

Сегодня, к сожалению, большинство родителей заняты в первую очередь работой и бытом. На проблемы своих детей им просто не хватает времени и поэтому они ограничивают свое воспитательное воздействие только запретами и проявлением недовольства поведением ребенка. Другая крайность — слишком амбициозные, не в меру озабоченные успехами своих детей мамы и папы. В таких семьях требования к малышам завышенные, их возможностей не знают и не понимают.

Вероятно, что такие родители когда-то сами не реализовали себя в какой-то сфере деятельности и настойчиво навязывают свои несбывшиеся мечты сыну или дочери. Ребенку нанимают нескольких репетиторов, чтобы он стал еще умнее, учат его музыке, чтобы развить слух, водят в танцевальный класс, чтобы он наслаждался гармонией движений, и в бассейн, чтобы закалялся, был здоровый и сильный. Казалось бы, все хорошо. Но не много ли для одного ребенка?

Вы спите и видите свою дочь примой Большого театра, а сына - триумфатором Олимпиады? Ваши мечты могут стать явью, если своевременно распознать способности ребенка! С какого возраста в малыше может проявиться будущий Моцарт? И как сделать, чтобы раннее развитие способностей принесло внушительные плоды в будущем?

Обнаружить в малыше зачатки большого таланта - это лишь полдела. Самое главное - найти способ развить способности ребенка, да так, чтобы не отбить у него охоту к обучению!

Назвать точный год, день и час, когда в ребенке начинают пробуждаться способности, невозможно. Как отмечает психолог высшей категории, писатель Лариса Соловьева, детский возраст - пластичный. И то, что происходит с одним карапузом в годик, с другим может случится и в 3 года, и в 5.

Поэтому возраст никак не может указывать на талантливого ребенка - малыш может в годик лихо барабанить по клавишам музыкального инструмента, но это отнюдь не говорит о наличии у крохи способностей к музыке.

Чтобы получить тайные знания о явных способностях вашего малыша, с самых первых дней, внимательно за ним следите. При этом, если годовалый карапуз хорошо говорит, резво бегает и поет песни, не спешите записывать его в гении. Психологи определяют такое состояние, как высокую норму развития ребенка. И советуют родителям продолжать наблюдать за проявлениями способностей у сына или дочери - внимательно, но без фанатизма.

Заметив талант, не спугните его

Как бы вы не гордились своим маленьким чудом, будьте сдержаннее. Не следует развешивать художества малыша по всем стенам, ставить его «на табуретку» перед каждым случайным гостем. Задача родителей - не петь малышу хвалебные оды, а грамотно и аккуратно направлять его, тем самым стимулируя способности ребенка к дальнейшему развитию.

Если ваш карапуз сверх меры активен и проявляет чемпионские качества, не решайте за него, каким видом спорта ему заниматься. Со временем его склонности обнаружатся сами. Но если вы стремитесь ускорить этот процесс, подарите крохе наводящие предметы: футбольный мяч, клюшку, маленькие лыжи. Специально для девочек можете раздобыть гимнастическую ленту. И понаблюдайте, с каким из предметов и видов спорта ваш сын или дочь «подружится» больше всего. Ну и дальше - делайте выводы!

Другой пример: если кроха изрисовал каракулями несколько альбомов и даже обои, не спешите его ругать. Напротив, поощряйте его увлечение: покупайте краски, фломастеры, карандаши разных типов. Пусть ребенок выберет тот «инструмент», который ему сподручней, и рисует дальше. И, если двухлетний карапуз без конца распевает песни, изображает супергероев, наблюдайте за маленьким артистом и прислушиваться к нему. Пусть раз в неделю он устраивает домашние концерты. Возможно, это станет репетицией выступления на большой сцене.

Первым признаком таланта ребенка в любом возрасте является скорость выполнения различных задач. Когда мальчик или девочка быстро схватывают информацию и делают что-то, опережая своих сверстников, одаренность очевидна.

Вторым же признаком наличия одаренности у ребенка в той или иной области является та вовлеченность в это дело, которую малыш демонстрирует регулярно. Проще говоря - ребенку должно явно нравится то, в чем он преуспевает.

Детальный анализ

Самое опасное, что могут сделать любящие мама и папа, пытаясь развить способности ребенка - навесить на одаренное чадо «драмкружок, кружок по фото». Или разом все методики вместе взятые... Психологи нередко сталкиваются с феноменом: трехлетний малыш занимается английским, французским, рисованием, пением, фехтованием, но - при этом мама кормит его с ложки. Понятно, что подобный подход вредит самому ребенку, чьи таланты надо развивать последовательно и в соответствии с возрастом.

Если ваш карапуз проявляет активность в самых разных сферах, но ни в чем не выделяется конкретно, помочь определить «главные» способности ребенка может специальная диагностика. Пройти ее можно и в государственных досуговых центрах, и в частных психологических консультациях. В процедуру выявления склонностей малыша входят:

  • подробная консультация с родителями и ребенком;
  • поэтапное тестирование малыша;
  • анализ и интерпретация полученных результатов;
  • создание индивидуальной схемы развития ребенка по результатам тестирования (в зависимости от наличия тех или иных способностей).

На консультации также выявляется, насколько уровень развития вашего крохи превышает норму или соответствует ей.

Для диагностики способностей ребенка в возрасте до 3-х лет применяют та называемые проективные методики, с использованием различных рисунков, игр и упражнений, воспроизведением сюжетов из сказок. Игра создает абсолютно органичные условия для раскрытия потенциала ребенка.

Развитие способностей у детей - дело рутинное

Итак, у вашего малыша обнаружились определенные способности. Отлично! Следующий шаг, точнее - шаги, надо направить в секцию или студию нужного профиля. Потому что распознать талант ребенка - это лишь полдела. Самое главное - правильно развить детскую одаренность. И с этим в состоянии справиться только мудрый и профессиональный наставник - тренер, педагог, балетмейстер.

Иногда детей двух-трехлетнего возраста ставят на коньки, сажают за музыкальный инструмент. Столь раннее привлечение малыша к конкретному делу допустимо, если во главе угла стоят не родительские амбиции, а видимая потребность ребенка в данном занятии.

Тренер и наставник необходим еще и для того, чтобы у ребенка формировалась правильная самооценка. Ведь часто одаренные мальчишки и девчонки решают поставленные задачи не так, как другие. А воспитатели и педагоги редко встречают «на ура» проявление неординарности. Их реакция может «загасить» самооценку малыша и отчасти даже затормозить развитие способностей ребенка. Зато опора и вера человека «ведущего», наоборот, значительно продвигают дело. К тому же, именно наставник поможет выработать главное для развития способностей и таланта ребенка - мотивацию!

Группа поддержки

Итак, если удалось распознать способности ребенка и своевременно найти мудрого наставника, - дело практически в шляпе. Родителям остается во всем поддерживать одаренного отпрыска. Будьте начеку: в один момент ребенок взбунтуется и устанет от занятия «своей жизни». Здесь важно подготовиться заранее, чтобы суметь различить - каприз это или «полный финиш».

Но наблюдение за ребенком не стоит путать с тотальным контролем! С самого нежного возраста полезно приучать малыша к самостоятельности. Начните с пресловутой ложки, которую малыш должен уметь держать в руках во время еды уже к двум годам. И постепенно приучайте чадо планировать свои дела. Последний навык можно развивать уже лет с трех-четырех: пусть карапуз каждый день придумывает свой собственный план-действий. И в будущем вам не придется стоять у него над душой, постоянно напоминая о чем-то.

Как открыть способности ребенка «в домашних условиях»?

Как распознать способности в ребенке - прикладные советы ведущих мировых психологов:

Метод «шести кругов» Элиса Пола Торренса - диагностика интеллектуальных способностей и образного мышления у ребенка. Малышу дается лист формата А4 с нарисованными на нем в два ряда кругами одинаковой величины (диаметром 4,5 см)- по три в каждом. Карапузам предлагают красиво дорисовать и раскрасить круги так, чтобы из них получились некие предметы или даже сюжеты. Дальше детские творения следует оценивать по следующим критериям:

  • продуктивность - количество кругов, которые ребенок сумел переоформить в образы;
  • разработанность образа - полнота и разнообразие деталей изображаемых предметов;
  • оригинальность - необычность образов;
  • качество выполнения рисунка - аккуратность, использование цвета в дорисовывании и раскрашивании.

Чем выше данные показатели, тем очевиднее способности ребенка.

Как развить способности ребенка: взгляд из-за океана

Вопросы детских талантов интересуют ученых всех стран и континентов давно и пристально. Американский психолог Говард Гарднер в начале 1980-х годов прошлого века написал книгу «Рамки ума». Где выявил семь типов таланта, интеллекта:

Тип таланта Что делают дети
Вербально-лингвистический Хорошо читают с раннего возраста, интуитивно пишут без ошибок, легко находят общий язык с другими детьми. Сферы деятельности: журналистика, писательство, преподавание, юриспруденция.
Цифровой Легко совершают математические действия, решают логические задачи; увлекаются программированием и компьютерной техникой. Сфера деятельности: инженерия.
Пространственный Мыслят образами, много фантазируют, любят рисовать, лепить, обладают ярким воображением. Сферы деятельности: архитектура, дизайн, живопись.
Физический Учебе и теориям предпочитают физические нагрузки, практические действие и манипуляцию. Сферы деятельности: спорт, строительные профессии.
Личностный Воспринимают происходящее на уровне эмоций, которыми богаты сверх меры. Очень интуитивны. Сфера деятельности: актерство.
Межличностный Любят и умеют общаются с людьми всех возрастов. Сферы деятельности: политика, торговля.
Талант окружающей среды Умеют наблюдать и изучать природу, животный и растительный мир. Сферы деятельности: биология, ботаника, садоводство, дрессура.

Талантливый ребенок: работа на результат

Чтобы развитие способностей ребенка принесло в итоге свои грандиозные плоды, важно, чтобы это были именно его таланты! А не «зарытые в землю» стремления кого-то из родителей. Если мама мечтала летать под куполом цирка, не стоит отдавать в акробатки дочку-пышечку, которая обожает лепить из пластилина. А если папа грезил о карьере хоккеиста, нельзя тащить на каток малыша с абсолютным музыкальным слухом.

А вот похвала - весьма полезна и эффективна для развития детских способностей. Только при условии, если она - правильная. Хвалите сына или дочь не за наличие способностей, а за усилия и достижения. А еще - за старания, активность и деятельность. Тогда и результат не заставит себя ждать.

Взрослые не в праве ставить на талант ребенка, как на скаковую лошадку! Нельзя вкладывать в «большое будущее» своего отпрыска серьезные средства, и с нетерпением ждать дивидендов. Ребенок - это не бизнес-проект. И все без исключения мальчишки и девчонки имеют право на бесшабашное детство.

Как уже отмечалось, способности формируются и развиваются в деятельности. Поэтому для развития способностей необходимо включать ребенка с ранних лет в доступную его возрасту дея¬тельность. Уже в дошкольном возрасте дети учатся рисовать, занимаются лепкой, учатся правильно петь и узнавать мелодии, чувствовать их ритм. Немного позже они начинают конструиро¬вать, занимаясь с детским «Конструктором», пробуют сочинять рассказы, простые стихотворения. С поступлением в школу зна¬чительно расширяются возможности включения ребенка в ту или иную деятельность. Особая роль здесь принадлежит различным творческим кружкам - научным и техническим кружкам в школах, при домах пионеров, при детских технических станциях, литературным, музыкальным, художественно-изобразительным - при школах, ЖЭКах, домах пионеров.
Одна из задач советской системы воспитания - всестороннее развитие способностей у всех детей. Одностороннее, узкое, одно¬бокое развитие ребенка, когда он проявляет яркие способности в какой-либо одной области при глубоком равнодушии ко всему остальному, неправильно. Конечно, интерес, связанный со спо¬собностями, должен доминировать, но при этом учитель стре¬мится к всестороннему, гармоническому развитию личности ре¬бенка, повышению его общей культуры и расширению кругозо¬ра. Только такое развитие обеспечивает подлинный расцвет способностей.
Каждый нормальный и здоровый в психическом отношении ребенок имеет общие способности, необходимые для успешного обучения в школе, иначе говоря, каждый способен получить среднее образование, овладеть учебным материалом в пределах школьных программ. Иногда ученик может казаться неспособным к тому или иному учебному предмету. Это происходит из-за отсутствия у школьника некоторых знаний и умений, из-за пробелов в знаниях, тех или иных проявлений темперамента. Помимо общих способностей к учению, каждый ученик обла¬дает возможностью развития и специальных способностей. «Беста¬ланных» людей нет. Надо только помочь человеку найти себя, показать ему его возможности. Здесь велика роль учителя. Это он, вдумчивый и чуткий наставник, формирует способности и таланты учеников п умело направляет их развитие.
Способности формируются и развиваются в той деятельности, в которой они находят себе применение. Бездеятельный ребенок, безучастный к какому бы то ни было труду, обычно и не прояв¬ляет способностей. Чем разнообразнее и содержательнее деятель¬ность, тем больше возможностей для развитая способностей. Следовательно, обучение и воспитание в школе, организующее деятельность детей, играет очень важную роль в развитии их способностей. Однако не всякая деятельность, в которую вклю¬чают ребенка, автоматически формирует и развивает способно¬сти к ней. Для того чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна удовлетворять некоторым условиям.
Во-первых, деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие. Ребенок дол¬жен испытывать чувство радостного удовлетворения от деятель¬ности, тогда у него возникнет стремление по собственной ини-циативе, без принуждений заниматься ею. Живая заинтересован¬ность, желание выполнить работу возможно лучше, а не формаль¬ное, равнодушное и безразличное отношение к ней - необходимые условия того, чтобы деятельность положительно влияла на разви¬тие способностей.
Поскольку способности могут принести плоды лишь в том случае, когда они сочетаются с глубоким интересом и устойчивой склонностью к соответствующей деятельности, учителю надо активно развивать интересы детей, стремясь к тому, чтобы эти интересы не носили поверхностного характера, а были серьезны¬ми, глубокими, устойчивыми и действенными.
Конечно, далеко не всегда способный, например, к математике или музыке школьник самостоятельно проявляет интерес к этому предмету. Бывают случаи, когда вследствие тех или иных обстоятельств (неудачная методика обучения, плохое знакомство с предметом, неблагоприятные жизненные обстоятельства, противодействие родителей и т. д.) школьник мало интересуется соответствующим предметом, проявляет даже равнодушие к нему. Но если ребенка по-настоящему заинтересовать деятельностью, то очень быстро (и часто неожиданно для окружающих) эти интересы и склонности всецело захватывают школьника.
Во-вторых, деятельность ребенка должна быть по возможности творческой. Например, для развития литературных способностей полезно постоянно и систематически упражняться в написании очерков, рассказов и стихотворений и в их последующем деталь¬ном разборе в кружке; полезны специальные экскурсии в природу с установкой на наблюдательность и эстетическое восприятие действительности с последующим красочным и выразительным описанием виденного и слышанного.
В-третьих, важно организовать деятельность ребенка так, что¬бы он преследовал цели, всегда немного превосходящие его на¬личные возможности, уже достигнутый им уровень выполнения деятельности. Особенно нуждаются во все более усложняющихся и разнообразных творческих заданиях дети с уже определивши¬мися способностями.
Развитию способностей детей содействуют различные формы внеклассной и внешкольной, в частности кружковой, работы: математические, технические, биологические, литературные, му¬зыкальные, художественные, драматические кружки, в которые следует привлекать и младших школьников. Например, в лите¬ратурных кружках практикуется выпуск литературно-творческих рукописных журналов, организация и проведение силами учащих¬ся литературно-творческих конкурсов и вечеров, проводятся специальные упражнения на описание предметов, по выразитель¬ному чтению, сочинения по картине и т. д.
Во многих школах созданы уголки живой природы, оборудо¬ваны специальные помещения, где дети в свободное время зани¬маются моделированием, столярными и слесарными поделками, работают с наборами «конструкторов» и т. д. Важно развивать склонность к ручному труду, которая свойственна, в частности. всем младшим школьникам. На занятиях по труду в начальных классах дети изготовляют несложные изделия из дерева, картона, бумаги, пластилина, проявляя незаурядную смекалку, изобретательность, творчество. На этих занятиях у ребят развивается умение организовывать и планировать свою деятельность, складываются навыки самоконтроля.
Воспитывая способности детей, надо развивать у них настой¬чивость в преодолении трудностей, без которой самые благоприят¬ные задатки и способности не дадут результата. Иногда школь¬ник, обладающий хорошими способностями, опускает руки при неудачах, теряет веру в свои силы, охладевает к прежде люби¬мым занятиям. В этих случаях учитель должен подбодрить ребен¬ка, помочь ему преодолеть трудности, помочь пережить радость победы над препятствиями.
Стремясь развить способности детей, нужно воспитывать у них такие черты личности, как требовательность к, себе, умение критически отнестись к себе. Важно формировать у детей правиль¬ное отношение к своим способностям, успехам и достижениям. Никоим образом нельзя прямо или косвенно внушать ребенку мысль о его исключительности, превосходстве над другими, не следует чрезмерно восторгаться способностями детей, захваливать их, противопоставлять их другим детям. Наоборот, надо внушать способному ребенку, что он вовсе не исключительный человек, что другие дети тоже обладают способностями, и если он превос-ходит товарищей в одном, то они превосходят его во многом другом.
Необходимо, чтобы способный ребенок, школьник хорошо по¬нял, что его способности не дают ему права ставить себя в какое-то особое положение по отношению к окружающим, предъяв¬лять им высокие требования. Наоборот, к нему, способному, предъявляются повышенные требования именно потому, что он способный.
В совместной работе школы и семьи создаются самые благо¬приятные условия для всестороннего развития творческих сил и способностей детей.

Вопросы для повторения

1. Дайте определение способностей и поясните его.
2. Назовите общие условия формирования и развития способностей.
3. Что такое задатки и какова их роль в развитии способностей?
4. Какие виды способностей вы знаете?
5. Раскройте сущность одного из видов специальных способностей (в за¬висимости от вашей специальности).
6. Какова роль интересов и склонностей в развитии способностей?
7. Покажите, в чем заключается связь развития способностей с трудо¬любием и настойчивостью человека.
8. В чем заключаются условия формирования способностей у школь¬ников?

Практические задания

1. Внимательно понаблюдайте 2-3 учащихся, проявляющих способности к музыке, рисованию, технике, математике или литературному творчеству (выбирайте в зависимости от вашей специальности) и опишите проявления их способностей. Проанализируйте не только процесс, но и результаты дея¬тельности школьников (например, при оценке способностей к рисованию проанализируйте рисунки детей на свободную тему, обратив внимание на тематику, композицию, использование художественно-изобразительных средств: цвета, светлотных отношений, технику исполнения, правильную оценку пропорций, изображение деталей и т. д.; при оценке музыкальных способ¬ностей проанализируйте музыкальный слух, чувство ритма).
2. Понаблюдайте, какие средства и приемы использует руководитель кружка для развития способностей учащихся (кружок изберите в зависимости от вашей специальности).
3. Понаблюдайте в школе за учеником, которого учителя считают совсем не способным или малоспособным к учению. Выясните, почему он не про¬являет способностей. Наметьте педагогические мероприятия для развития этого ученика.

Похожие публикации