Комплексно-тематический план работы в старшей группе в рамках проекта «Ай да Зимушка-зима! Календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему: Комплексно-тематический план работы в старшей группе в рамках проекта « Ай да, Зимушка-Зима! До чего.

Примерный комплексно-тематический план работы в старшей группе в рамках проекта

« Ай да, Зимушка-Зима! До чего ж ты хороша! »

  • Изменение в жизни диких животных, птиц, способы добывания пищи, приспособление к зимним условиям жизни.
  • Сказка в гости к нам пришла!

Предпосылки к определению цели детьми: Внесение коробки-копилки «Подарки осени» и «Подарки зимы».

«Копилка осени» у нас создана, а «Копилка зимы» почти пустая и её предстоит пополнить всем тем, что связано с зимой.

Мы с радостью встречаем зиму и назвали наш проект « Ай да, Зимушка-Зима! До чего ж ты хороша!»

Цель детей: Изготовление фенологического календаря зимы, пополнение «Копилки Зимы»

Региональный компонент:

Деревья: берёза, клён, тополь, рябина, липа, ель, сосна.

Звери: заяц, волк, белка, лиса, лось.

Птицы: воробей, синица, снегирь, ворона, галка.

Литературное творчество:

А.Захаров: «Зайкина шуба», А.Захаров: « Мастерица-зима», «Снежные наряды», «Снежинка», «Снег», «Зимой», «Сосулька», «Снеговик»

Ю.Синицын: «Хитрунья», «Первый снег»

Художественное творчество:

Итог: Развлечение «Сказка в гости к нам пришла!». Фенологический календарь «Зима». Пополнение «Копилки Зимы» рисунками, поделками, фотографиями.

Работа с родителями

Выставка книг для родителей: «Самоделки из бумаги», «Зимний выходной с родителями»,

Подбор периодики по теме «Поделки к зимней выставке»

Подбор стихов и загадок – оформление листов для альбома

Организация выставки детских рисунков «Зима»

Изменения в среде

центр

Центр творчества

Книжки – раскраски «Дикие животные», «Зимние забавы», «Времена года - ЗИМА», шаблоны, трафареты животных.

Речевой центр

Рассматривание сюжетных картин («Зимний лес», «Катаемся на санках», «Зимний пейзаж», «Саша и снеговик»).

Научный центр

Альбомы для рассматривания «Времена года», «Зимующие птицы», «Дикие животные».

Пополнение уголка экспериментирования предметами, необходимыми для проведения опытов с водой, снегом, воздухом (формочки, баночки, пищевой краситель, лупа, вертушки).

Дневник наблюдений

Детская энциклопедия «От земли до неба»

Книжный центр

Выставка книг о зиме.

С. Маршак «Двенадцать месяцев», П. Бажов «Серебряное копытце», Н. Никитин «Встреча зимы», С. Есенин «Белая берёза», В. Бианки «Синичкин календарь». Н.Носов «На горке».

Русские народные сказки: «Зимовье зверей», «Заяц-хваста», «Два мороза».

Литературные сказки: «Морозко», «Снегурочка».

Зарубежные сказки: «Снежная королева».

Центр с/р игр

Атрибуты к играм «Семья», «Встреча нового года», «Магазин подарков»

Центр дидактических игр

Центр конструирования

Альбом со схемами оригами.

Центр музыки

П.И. Чайковский «Времена года»,

Центр театрализации

Задачи

Темы ООД ФЦКМ

конструирования

Расширение представлений о зимних природных явлениях через познавательно исследовательскую деятельность.

ФЦКМ «Идет волшебница зима»

Конструирование из бросового материала «Снеговик»

Беседа «Зима полна серебра», «Идет волшебница зима»,

«Зима в нашем крае», «Снежное одеяло для земли».

Развивать представления детей о животных России, их образе жизни, питании, жилищах. Формировать представления о природе родного края, знакомить с некоторыми особенностями поведения зверей.

ФЦКМ «Зимовье зверей»

Просмотр презентаций: «Путешествие в зимний лес», «Жизнь диких животных зимой».

«Зимовье зверей»

Ситуативный разговор «Почему птицы не поют зимой?»

Расширять представления о празднике «Новый год». Познакомить детей с историей возникновения праздника, развивать умение бережно относиться к традициям празднования Нового года.

Развивать у детей организаторские способности, умение активно участвовать в подготовке к празднику.

ФЦКМ «Новый год у ворот»

Конструирование из бумаги «Елочные игрушки».

Беседа «С кем ель дружит»,

Рассказ о традициях празднования

Нового года.

Пение колядок. Экспериментирование. Опыты со снегом и льдом.

«Что интересного зимой происходит».

Художественная литература

Художественное творчество

Дидактические игры (словесные)

С/Р игры театрализованные игры

Е.Благинина «Зима»,

Н. Некрасов «Не ветер бушует над бором»,

В. Архангельский «Летят пушистые снежинки», «Белая береза» С. Есенина,

Рисование «Снежинка». . «Ели в снегу»

Аппликация «Большие и маленькие ели»,

Лепка «Девочка в зимней шубе»

Искусство:

Д/И «Скажи со словом «зимний»

Д/И « Так бывает или нет?»

Д/И «Когда это бывает?»

Д/И ««Скажи наоборот», Д/И «Опиши картинку», Д/И «Один-много»

С/р игра «Магазин одежды».

Сюжетно-ролевая игра «Семья»: идем на каток

Русские народные сказки: «Зимовье зверей», «Заяц - Хваста», «Два мороза». М.Пришвин «Этажи леса», В.Бианки «Лес зимой», «Письмо простое и письмо с хитростью», Г. Скребицкий «На лесной полянке», «Покормите птиц зимой» А. Моравов

Рисование ««Птицы синие и красные». «Городецкая роспись деревянной доски».

Аппликация

Лепка

«Птицы на кормушке»

Зимние забавы Сказочный герой»"

Искусство

Рассматривание репродукций картин:

Д/и «Найдите и покормите зимующих птиц»

Д/и «Где чей хвост»,

Д/и «Где чей домик»,

Д/и «Четвертый лишний»

С/р «Путешествие в зимний лес»

Н.Носов «На горке».

Литературные сказки: «Морозко», «Двенадцать месяцев», «Мороз Иванович», «Снегурочка».

З.Александрова «Елочка»

В. Сутеев «Снеговик-почтовик», В. Даль «Старик – Годовик», А. Усачев «Откуда приходит Новый год?»

Лепка «Зимние забавы» «Сказочный герой»

Рисование «Новогодняя елка»

Рисование «Птицы у моего окна»

Аппликация «Сказочная птица»

Д/И «Волшебные фигуры»

Д/И «Подбери рифму»

Д/И «Где снежинки»

Д/И «Времена года»,

Д/И «Узнай по описанию», Д/И «Разложи картинки»

С/р игра «Магазин игрушек» (новогодняя распродажа)

Примерный комплексно-тематический план работы в подготовительной группе в рамках проекта « Ай да, Зимушка-Зима! До чего ж ты хороша! »

Какие характерные признаки изменений можно найти в природе зимой.

Способы зимовки диких животных. Подкормка зимующих птиц.

Как нужно заботиться о здоровье зимой.

Традиции народов мира

Предпосылки к определению цели: Воспитатель обращает внимание на зимние пейзажи русских художников, размещённые на стенде в группе. Говорят, что зимой природа как будто отдыхает, спит, но остаётся очень красивой и завораживающей. Отгадайте загадку, и обратите внимание, какие образные красивые слова здесь есть:

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белой,

А в санях сидит царица –

Белокожа, светлолица.

Как махнула рукавом –

Всё покрыла серебром!

Почему зимой идёт снег, а не дождь? Почему снежинки на руке тают, а на земле - нет? Почему, когда светит солнце, снег не тает? Почему в самом начале зимы по льду нельзя ходить, а в середине зимы можно?

Цель детей: Составление книги «Почему нам нравится зима?»

Региональный компонент:

  • Животные лесов Владимирской области: заяц, белка, ёж, лось, кабан, волк, лиса.
  • Литературное творчество: А.Захаров: « Мастерица-зима», «Снежные наряды», «Снежинка», «Снег», «Зимой», «Сосулька», «Снеговик», «Зимняя рябинка», «Пурга», «Лесная гостья»

Ю.Синицын: «Веселый поезд», «Первый снег», «Зимняя шутка», «Песенка лесных следопытов»

А.Чесноков: сборник «Не всякая птица зимы боится» (кн.10): «Зима»;

Сборник «Азбука следов» (кн.11): «Берёза», «Заяц-беляк»,

И.Жуков: « Недоросший Дед Мороз», «Призы снеговиков», «Ну разве это Дед Мороз?»

А.Захаров: «Лесная гостья»

Художественное творчество: В.А.Бычков «Елочки», «Березки»

В.М.Милованов «Лесная дорога»

Ю.Н.Белов «Вечереет», «Сквер на Абельмана», «Старый город»

Итог: Выставка рисунков детей "Зимнее настроение".

Фотоальбом "Зимние забавы".

Книга рассказов детей на тему "Хорошо, что есть зима".

Развлечение «Кабы не было зимы!»

Взаимодействие с семьей:

  • Оформление прогулочного участка на улице.
  • «Супер столовая для птиц". Изготовление кормушек для птиц.
  • Организация выставки детских рисунков «Зима»,
  • Ширма «Весёлая прогулка»,
  • Консультации: «Новогодние обычаи в России»,
  • «Профилактика несчастных случаев во время зимних прогулок».
  • Папки-передвижки «Инфекционные болезни детей зимой»

Изменения в среде

центр

Изменения ПРС и содержание условий для самостоятельной деятельности

Центр творчества

Организация выставки детских рисунков «Зимушка - зима» Приготовление материалов для художественного творчества (акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, цветная бумага, клей, картон, пластилин и т. д.)

Трафареты диких и домашних животных, альбомы для раскрашивания «Зима»

Речевой центр

Н.Крылов «Зимний вечер», И.Шишкин «Зима», К.Юон «Зима в лесу», К.Юон «Русская зима», И.Грабарь «Февральская лазурь».

Научный центр

Исследовательские проекты «История празднования Нового года», «Как делают новогодние игрушки» (с родителями)

Пополнение уголка экспериментирования предметами, необходимыми для проведения опытов с водой, снегом, воздухом (формочки, баночки, пищевой краситель, лупа, вертушки). Дневник наблюдений.

Детская энциклопедия «От земли до неба».

Центр двигательной активности

Шапочки зверей для подвижных игр «Пингвины», шапочки для игры «Мороз Красный нос», ленточки для игры «Северный и южный ветер»

Книжный центр

Выставка книг о зиме.

Н. Сладков «Суд над декабрём»

В. Одоевский «Мороз Иванович»

С. Иванов «Каким бывает снег»

Е. Трутнева «Первый снег»

К. Бальмонт «Снежинка»

Г.Снегирёв «Про птиц»

Н Сладков «Еловая каша»

В.Зотов «Клёст», «О птицах»

В. Бианки «Кто к кормушке прилетел?», «Синичкин календарь», «Молодая ворона»

С.Маршак «Двенадцать месяцев»

Бр.Гримм «Госпожа Метелица»

Центр с/р игр

Обогащение материалами игры «Магазин одежды». Создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Зоопарк зимой», «Путешествие в зимний лес», «Зимние встречи в лесу».

Центр дидактических игр

«Времена года», «Узнай по описанию», «Составь узор», «Разрезные картинки». «Кто быстрее соберет подарки», «Зимние забавы».

Центр конструирования

Наборы счётных палочек, схемы выкладывания животных, растений из счётных палочек.

Альбом со схемами оригами.

Центр музыки

«Зимняя сказка», «Кабы не было зимы», «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», муз. П.И. Чайковского

Новогодние хороводы, пение новогодние песен. Прослушивание аудио сказок. Игра «Узнай на слух», игры – импровизации под музыку.

Центр театрализации

Изображения животных для настольного театра, шапочки зверей, птиц, костюм Деда Мороза.

Задачи

Темы ООД ФЦКМ

конструирования

Беседы в совместной деятельности, в режимных моментах

Исследовательская деятельность

Воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года.

Развивать умение детей отражать наблюдения и полученные представления в различных видах деятельности.

Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность.

Знакомить с явлениями неживой природы (морозы, сильные ветры, идет снег, метут метели, замерзли водоёмы), свойствами снега (белый, хрустящий, рассыпчатый, холодный, пушистый, липкий).

ФЦКМ «Идет волшебница зима»

Конструирование из шишек «Зимний лес».

«Почему мне нравится зима», «Зачем зимой снег», «Откуда идёт снег».

Составление рассказов по схеме «Почему мне нравится зима?»

Составление и отгадывание загадок на тему: «Зимушки - зимы».

Эксперимент с водой, снегом и льдом.

Уточнять и расширять знания детей об образе жизни диких животных зимой (заяц, лиса, волк, медведь и белка). Расширять представления о разнообразии птиц (снегири, синицы, воробьи), способах добывания пищи, приспособлении к зимним условиям жизни.

Способствовать формированию у детей любознательного интереса к живым организмам, воспитывать желание оказывать помощь животным.

ФЦКМ «Зимовье зверей»

Конструирование из природных материалов «Путешествие в зимний лес»

«Помоги птицам»

«Как человек помогает зимой животным в лесу»,

«Как зимуют домашние животные»,

«Как звери в лесу зимуют»

«Приспособление к зимним условиям жизни животных наших лесов»

Экскурсия в краеведческий музей экспозиция «Звери и птицы наших лесов»

Дать знания об основах безопасности жизнедеятельности; о здоровье человека и способах укрепления; о гигиене здоровья.

Формировать положительное отношение к здоровому образу жизни у детей.

Воспитывать желание заботиться о своем здоровье.

Формировать потребность в положительных привычках.

Развивать у детей потребность в активной деятельности.

Закреплять знания об обычаях и традициях празднования Нового года в нашей стране, и других странах мира; Содействовать становлению желания принимать участие в традициях своего народа, культурных мероприятиях. Развивать у детей организаторские способности, умение активно участвовать в подготовке к празднику.

ФЦКМ «Новый год у ворот»

Конструирование гирлянда для оформления участка «Елка»

Конструирование из бумаги «Приглашение на Ёлку»

«Внимание, сосульки!»

«Осторожно! Зимние травмы», «Как заботиться о здоровье зимой»

Беседа – рассказ «Зимние забавы».

Рассматривание иллюстраций о зимних видах спорта; беседа с детьми на тему «Если хочешь быть здоров!»

Беседа с детьми «Как можно зимой с пользой повести время, чтобы быть здоровым»

(зимние забавы, занятия зимними видами спорта)

Презентация «Зимние виды спорта».

«История празднования Нового года в России», в других странах мира.

«Где живет Дед Мороз?», «Что такое новый год?».

Составление рассказов по сюжетным картинкам «Новый год у ворот».

Рисование: «Деревья в инее» - «Белая береза под моим окном»;

- «Вологодское кружево»;

Лепка

- «Звонкие колокольчики»;

«Я начну, а ты продолжи», «Четвертый лишний»,

«Найди ошибки» (чего не бывает зимой)

“ Угадай, на что похожи?” (узоры на окнах)

С\Р игра «Магазин одежды».

«Ателье» и «Магазин подарков»

Г.Снегирёв «Про птиц», Н Сладков «Еловая каша», В.Зотов «Клёст», «О птицах», В. Бианки «Кто к кормушке прилетел?», «Синичкин календарь», Молодая ворона»,

Рисование «Снегири на ветке рябины»

«Лесные жители»;

Лепка «Белочка»

Рисование «Зимний лес»

Аппликация на тему: «Трусишка зайка беленький»

«Кто зимой спит?»,

«Отгадайте по описанию», «Подбери слово»,

С/р игра телевидение «Телевизионный репортаж о зиме в нашем городе».

«Телевизионный репортаж о жизни животных в лесу»

С. Иванов «Каким бывает снег», Е. Трутнева «Первый снег», К. Бальмонт «Снежинка»,

Н.Н.Носова « На горке», А.Прокофьев «Как на горке на горе»Л.Квитко «Санки» А.Введенский «На лыжах»,рассказа В.Осеевой «На катке».

Рисование «Зимние забавы»

Лепка: «Девочка в зимней шубке»

«Кто что делает зимой»

«Разведчики» (заметить, что изменилось в природе)

Д/и: «Наоборот», «Что зимой бывает», «Когда это бывает?»,

С/р игра «Больница» -

с/р игра «Аптека».

С.Маршак «Двенадцать месяцев», Бр.Гримм «Госпожа Метелица»-

Изготовить карнавальные маски

Творческая мастерская Деда Мороза

Тип занятия: интегрированный

Форма занятия : занятие – сказка

Цели: Развитие и обогащение представления дошкольников о времени года зиме.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить с зимними играми и забавами посредством музыкальных пьес, песен, стихов;
  • совершенствовать двигательно-игровые импровизации детей.

Развивающие:

Воспитательные:

  • воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыкальные образы.

Методы и приёмы: словесные, игровые, наглядные, практические;

Оборудование:

Для преподавателя: фортепиано, нотные сборники, картинки с изображением зверей, ватные комочки (“снежки”) и составляющие детали для изготовления снеговика, игрушки.

Для детей: принадлежности для творческой работы по ИЗО, трафареты с изображением снеговика.

Используемый материал:

Музыкальный: пьесы и песни о зиме.

Художественный: иллюстрации к пьесам и песням из нотных сборников, картинки с изображением зверей.

Литературный: стихотворения о зиме.

План занятия

1 .Организационный момент. Приветствие;

2. Знакомство с новым материалом посредством игр, загадок, стихотворений.

3. Подведение итогов.

1. Творческая работа детей на занятии ИЗО;

2. Подведение итогов.

Ход занятия

I часть

1. Организационный момент.

Преподаватель. Здравствуйте, дети! Вы такие молодцы, потому что даже сильный мороз и ветер не помешали вам прийти в школу. Что вы, ребятки, можете рассказать о зиме?

Дети. На улице холодно, морозно, сильный ветер, идет снег.

Преподаватель. Сегодня на занятии всё будет посвящено зиме: игры и танцы, песенки и стихи. Несмотря на непогоду, все мы любим зиму. Давайте дружно скажем: “ Ай да зимушка-зима!”

2. Знакомство с новым материалом.

Преподаватель загадывает загадку.

С неба падают зимой
И кружатся над землёй
Лёгкие пушинки, белые...(снежинки)

Дети отгадали загадку.

Преподаватель читает стихотворение:

Первый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

Преподаватель раздаёт всем детям бумажные снежинки и предлагает передать движениями, как падает снег. Под музыку “Вальса” дети медленно кружатся и плавно опускают руки со снежинками вниз. (Этот “танец снежинок” будет неоднократно повторятся на протяжении всего занятия)

Преподаватель. Ребята, давайте представим, что наши снежинки всё падают и падают, начался снегопад.

Преподаватель исполняет детскую песню М. Красева “Зима”

Вот зима, кругом бело,
Много снега намело.
Утром Ваня санки взял,
По дорожке побежал.

Преподаватель предлагает послушать песенку “Рано утром выпал снег” и хлопать в ладоши под музыку.

Преподаватель. Снег всё падал и падал, укрыл всю землю пушистым одеялом. Во дворах появились снежные горки. Дети, расскажите, что вы обычно делаете на горках?

Дети. Катаемся на санках, ватрушках, ледянках.

Показ иллюстрации к пьеске “Ледяная гора”. Приложение 1.

Преподаватель предлагает “сыграть” вместе с ним на фортепиано песню “Ледяная гора”: дети подходят к инструменту и одной рукой играют ноту “до” в разных октавах (у каждого своя нота и своя октава). Преподаватель исполняет основную партию, поёт слова, а дети ритмично нажимают клавиши.

Преподаватель. А на чём ещё можно кататься зимой?

Дети. На лыжах.

Показ иллюстрации к песне Е. Тиличеевой “На лыжах”. Преподаватель поёт песню , дети имитируют работу лыжными палками. Приложение 2.

Вновь исполняется “танец снежинок”.

Преподаватель. Ребятки, давайте представим, что снега становится всё больше и больше, намело сугробы. Вспоминайте, что можно делать из снега?

Дети. Можно лепить снежки и снежную бабу.

Преподаватель. Мы с вами сейчас будем лепить комочки, но не для того чтобы бросаться ими.. Мы будем из них делать снеговика.

Игра. Под музыку дети катают ватные комочки и по очереди передают их друг другу. Приложение 3.

Ты катись, катись снежок,
Не по пням, не по дорожкам,
А по нашим по ладошкам.
Все ладошки обойди,
И от нас не убеги!

Дети “слепили” три комочка, а преподаватель помог им сделать снеговика: скрепил спицей комки - туловище, прикрепил сделанные из цветной бумаги нос, глаза, рот, ведро, руки-веточки.

Преподаватель. Ребятки, какой чудесный у нас получился снеговик! Послушайте про него песню. (Звучит песня Н. Соколовой “Снеговик”).

Снеговик, снеговик
Появился во дворе.
Нос - морковка, рот - картошка
И ведро на голове.

Преподаватель. Дети, посмотрите, какие друзья пришли к нашему снеговику! Это тоже снеговики, но какие они разные! (Показ снеговиков в виде мягкой и фарфоровой игрушек, свечек и подсвечников). Давайте, ребята, представим, что все наши снеговики собрались на городской площади возле Новогодней Ёлки. А мы подумаем, что же бывает в лесу зимой?

Преподаватель исполняет пьеску М. Крутицкого “Зимой”. Слова, взятые из сборника. А.Артоболевской, частично изменены. Приложение 4 .

Снег, только снег и лёд...
Ночь наступает.
Лес, как стена, встаёт,
Тьма нарастает.
Зимней ночью спят все звери
Там, в лесу.

Преподаватель. Наутро сорока принесла в лес городские новости: рассказала лесным жителям и о красавице Ёлке, и о друзьях - снеговиках. Любопытные звери решили всё увидеть сами.

Преподаватель приглашает детей принять участие в игре “Догадайся, кто поёт” (слова А. Гангова, музыка Е. Тиличеевой.

Поиграйте, дети, с нами,
Выходите-ка вперёд,
И с закрытыми глазами
Догадайтесь, кто идёт?

Дети закрывают руками глаза и стараются определить, какой зверь изображён музыкальными звуками?

Звучат следующие пьески: Г..Галынин. “Медведь” Приложение 5 ; Г. Галынин. “Зайчик” Приложение 6 ; белорусская народная песня “Волк-волчок” Приложение 7 ; музыка А. Алексеева, слова Демыкиной “Белочка” Приложение 8.

Дети угадали всех зверей, выбирая из предложенных рисунков те,чей музыкальный “портрет” прозвучал, и передавали движениями их повадки.

Преподаватель. А теперь, ребятки, давайте попрощаемся со зверями, им пора возвращаться в свой лес. Преподаватель играет “портреты” - мелодии каждого лесного персонажа, а дети вспоминают, чья мелодия звучит .Затем исполняется заключительный “танец снежинок”.

Преподаватель. Итак, звери вернулись к себе домой, а лёгкие снежинки замели все следы.

3. Подведение итогов.

Преподаватель. Дети, вы были сегодня очень внимательными, угадали музыку каждого лесного гостя. Те ребята, которым понравилось наше занятие, могут взять домой своих помощниц-снежинок.

II часть

1. Творческая работа по ИЗО.

Преподаватель. Теперь я предлагаю вам нарисовать того, кто больше всего вам запомнился сегодня на занятии.

Дети выбирают снеговика. Преподаватель раздаёт трафареты для раскрашивания.

2. Подведение итогов.

Преподаватель. Ребятки, наше занятие подошло к концу. Снеговички у вас получились очень симпатичные! Я надеюсь, что вам сегодня было не скучно. Давайте посмотрим в окно-ветер и метель утихли! Ай да зимушка-зима!

Используемая литература.

  1. А.Жилин. Вальс. С. И Бекина, Т.П. Ломова. Е.Н. Соковнина.Музыка и движение. Москва, “Просвещение”,1984
  2. Н.Соколова. Ребёнок за роялем. Санкт-Петербург, 1998
  3. Л.Хереско. Музыкальные картинки. Ленинград. “Советский композитор”,1975
  4. Н. Ветлугина. Музыкальный букварь. Москва, “Музыка”, 1986
  5. В.И. Ребиков.Вальс из сказки- оперы “Ёлка”
  6. Н.Ветлугина, И.Дзержинская, Л.Комиссарова. Музыка в детском саду. Москва “Музыка”, 1989

ЗИМУШКА-ЗИМА

Белым снегом все покрыло:
И деревья и дома,
Свищет ветер легкокрылый:
«Здравствуй, зимушка-зима!»

Вьется след замысловатый
По низине до холма.
Это заяц напечатал:
«Здравствуй, зимушка-зима!»

Вновь для птиц кормушки ставят,
Насыпают в них корма.
И поют пичуги в стаях:
«Здравствуй, зимушка-зима!»

Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.

Темный лес, что шапкой,
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно...


И. Суриков

Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась, клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.


А. Пушкин

Вот хозяюшка сама
К нам идет, идет Зима.
Разнаряженная...
Разукрашенная...
В ярких звездочках-сережках
Да серебряных сапожках!
А сапожки-то скрипят,
Косы белые до пят.
Рукавом махнет налево —
И поляна побелела.
Ручкой правою махнет —
Горы снега возведет.
Чуть притопнет каблучком —
Речка кроется ледком.
Деревца принарядила,
Зайцу шубку подарила.
Побелила все дома,
Ай, да Зимушка-зима!


В. Томилина

МОРОЗ

Мороз. Опали с березы последние листья,
Мороз незаметно подкрался к окну,
И за ночь своей серебряной кистью
Волшебную нарисовал он страну.

Теперь у меня не кончается утро,
И зимняя стужа приходит в мой дом.
Цветут-расцветают кусты перламутром,
И ели укрыты густым серебром.

А вдруг это чудо на солнце растает?
Мороз его чутко хранит от тепла.
И даже жар-птица над лесом летает,
раскинув два белых лучистых крыла.


П. Киричанский

РУЧЕЙ

Под мостом ручей журчит,
Кулачком по льду стучит: —
Ну зачем ты, Дед Мороз,
Дверь закрыл и ключ унес?


Е. Кохан

СНЕГИРИ

Снегири, снегири,
Как осколочки зари,
Рдеют на дорожке.
— Ты, мороз, их не бери —
Обожжешь ладошки!


Е. Кохан

Уже который день подряд
Свистят, аукают метели.
Деревья голые стоят,
Они от стужи почернели.

И только дуб назло ветрам
Листвой чугунною рокочет,
Ее он сбросит только сам,
Когда он сам того захочет.


А. Марков

МОРОЗ

Ночь... Не спит,
Сидит под елкой,
Вышивает Дед Мороз.
Он у елки
Взял иголку,
Вдел в иголку
Свет от звезд.

Тянет нить
Сквозь щелку в шторах —
Все окно уже в узорах...

Завтра утром
Рано встанем
И увидим: на окне
Мчат серебряные сани
По серебряной стране.


В. Степанов

Вьюга, снежная пурга,
Напряди нам пряжи,
Взбей пушистые снега,
Словно пух лебяжий.
Вы, проворные ткачи —
Вихри и метели,
Дайте радужной парчи
Для косматых елей.


С. Маршак

ГОЛОЛЕДИЦА

Не идется и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато
Отлично падается!
Почему ж никто
Не радуется?


B. Берестов

Улицей гуляет
Дедушка мороз,
Иней рассыпает
По ветвям берез;
Ходит, бородою белою трясет.
Топает ногою,
Только треск идет.


C. Дрожжин

Сыплет, сыплет снег охапками.
На полях зима .
До бровей накрылись шапками
Во дворах дома.
Ночью вьюга куролесила,
Снег стучал в стекло,
А сейчас — гляди
как весело
И белым-бело.


С. Маршак

До марта скованы пруды,
Но как теплы дома!
В сугробы кутает сады
Заботливо зима.
Снег осыпается с берез
В дремотной тишине.
Картины летние мороз
Рисует на окне.

Е. Русаков

ВСЮДУ СНЕГ

Всюду снег, в снегу дома —
Привезла его зима.
К нам спешила поскорей,
Привезла нам снегирей.

От зари и до зари
Славят зиму снегири.
Дед Мороз , как маленький,
Пляшет у завалинки.
А я тоже могу
Так плясать на снегу.


А. Бродский

МОРОЗ

У подъезда плакал мальчик:
— Укусил мне кто-то пальчик!
А другой малыш орал:
— Кто-то уши мне надрал!
Третий трогал нос и щеки:
— Кто меня так больно щелкал?
Стало ясно детворе —
Невидимка во дворе.


Л. Сандлер

ПРИШЛА ЗИМА

Пришла зима веселая
С коньками и салазками,
С лыжнею припорошенной,
С волшебной старой сказкою.
На елке разукрашенной
Фонарики качаются,
Пусть зимушка веселая
Подольше не кончается.


И. Черницкая

САМЫЙ ГЛАВНЫЙ ИЗ ГОСТЕЙ

— Кто в нарядной теплой шубе,
С длинной белой бородой,
В Новый год приходит в гости,
И румяный, и седой?
Он играет с нами, пляшет,
С ним и праздник веселей!
— Дед Мороз на елке нашей
Самый главный из гостей!


И. Черницкая

ПРАЗДНИК

На елочке нашей
Смешные игрушки:
Смешные ежи
И смешные лягушки,
Смешные олени,
Смешные моржи
И смешные тюлени!
Мы тоже немножко
В масках смешные.
Смешными мы
Деду Морозу нужны,
Чтоб радостно было,
Чтоб слышался смех —
Ведь праздник сегодня
Веселый у всех!


Ю. Кантов

ГОРИТ ОГНЯМИ ЕЛОЧКА

Горит огнями елочка,
Под нею тени синие.
Колючие иголочки
Как будто в белом инее.
Она в тепле оттаяла,
Расправила иголочки.
И с песнями веселыми
Пришли мы к нашей елочке.


Л. Некрасова

СИНИЙ ВЕЧЕР

Вечер зимний
В небе синем
Звезды синие зажег.
Ветви сыплют
Синий иней
На подсиненный снежок.
Красит синькою мороз
В окнах незабудки.
И зевает синий пес
Возле синей будки.


А. Фетисов

ЕЛОЧКА НА УЛИЦЕ

Елка смотрит гордо ввысь,
Знает — праздник скоро!
Огоньки на ней зажглись,
Словно светофоры!

Снег над елочкой идет,
Снег на ней искрится,
А в ветвях ее живет
Желтая синица.

Возле елки игры, смех,
Кот под елкой жмурится —
Эта елочка для всех,
Елочка на улице?


В. Викторов

НОВОГОДНЯЯ ПРАЗДНИЧНАЯ

Не рубили елочку
Мы под Новый год .
Возле дома нашего
Елочка растет.
Елочка, елочка, зеленые иголочки,
Вся ты в белом инее,
Только небо синее!
Украшают елочку звезды и флажки,
И горят на елочке чудо-огоньки.
Возле самой елочки водим хоровод.
Здравствуй, здравствуй, елочка!
Здравствуй, Новый год !


И. Векшегонова

НОВОГОДНИЕ ГОСТИ

Посмотрите-ка, ребята,
Едут птицы и зверята,
Едут из лесу, спешат,
И щебечут, и пищат.
У дверей столпились звери:
— Отворяйте, дети, двери!
Мы на елку к вам спешим,
Всех потешим, рассмешим!
Мы ответили гостям:
— Все мы очень рады вам!
Будем вместе веселиться,
Возле елочки кружиться!


В. Кудлачев

ЗИМНИЕ КАРТИНКИ

Солнце землю греет слабо,
По ночам трещит мороз.
Во дворе у снежной бабы
Побелел морковный нос.

Под березой на пригорке
Старый еж устроил норку,
А под листьями лежат
Двое маленьких ежат.

Белка спряталась в дупло —
В нем и сухо и тепло,
Запасла грибов и ягод
Столько, что не съесть и за год.

Под корягой в буреломе
Спит медведь как будто в доме.
Положил он лапу в рот
И, как маленький, сосет.

Осторожная лисица
Подошла к ручью напиться.
Наклонилась, а вода
Неподвижна и тверда.

У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора:
От врагов спасают ноги,
А от голода — кора.

На полянке куропатки
Снег копают без лопатки.
И коварному врагу
Не заметить их в снегу.

Зерен хочется синице,
Но в кормушку сесть боится.
«Будь смелее, не робей!» —
Приглашает воробей.

Кот весь день у батареи
То бока, то лапы греет.
Он из кухни в холода
Не выходит никуда.

Как снегурка, в шубке белой
Маша с горки едет смело.
Вася катит снежный ком —
Он решил построить дом.

Под окном Тамара с Федей
Лепят белого медведя.
Брат их, маленький Олег,
Чайной ложкой носит снег.

Лена катится на лыжах,
Оставляя ровный след,
А за нею Бобка рыжий,
Только лыж у Бобки нет.

На пруду каток хороший,
Лед сверкает, как стекло.
На коньках бежит Алеша,
И в мороз ему тепло.


Г. Ладонщиков

НА САНКАХ

В теплых шубах и ушанках
Снежной зимнею порой
Детвора на быстрых санках
Вихрем мчит с горы крутой.
На ветру ребячьи лица
Разгорелись кумачом.
Пусть колючий снег пылится,
Пусть мороз сердитый злится,
Все ребятам нипочем!


Н. Беляков

ВСТРЕЧА ЗИМЫ

Здравствуй, гостья-зима !
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас —
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать, —
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит!


И. Никитин

Вышел на просторы
Погулять мороз.
Белые узоры
В косах у берез.
Снежные тропинки,
Голые кусты.
Падают снежинки
Тихо с высоты.
В белые метели,
Утром до зари
В рощу прилетели
Стайкой снегири.


Е. Авдиенко

Сыплет, сыплет
Белый снег.
Тихо-тихо,
Как во сне.
Белый-белый
И густой.
Скажем мы ему:
«Постой,
Все уже бело
Кругом —
Белый лес
И белый дом,
Поле белое,
Река».
Слепим мы
Снеговика,
В санках
Скатимся с горы...
Выпал снег
Для детворы.


X. Габитов

Летают снежинки,
Летают снежинки.
Покрылись снегами
Лесные тропинки.
От холода галки
Попрятались в трубы.
И зайцы напялили
Белые шубы.
Повисли на голых
Деревьях пушинки...
Летают снежинки,
Летают снежинки.


А. Тетивкин

МОРОЗ

Вот мороз так мороз!
Месяц к облаку примерз!
Дым примерз к печной трубе,
Чьи-то санки — к речке,
Даже валенки в избе
Греются у печки.


В. Шульжик

На дворе метелица
Белым снегом стелется.
Очень гордая на вид
Баба снежная стоит.
В одеянье праздничном,
Серебристом, сказочном
На снегу стоит она
Подле нашего окна.
Важная, сердитая,
Всем метлой грозит она.
Очи черные горят:
«Отойди-ка», — говорят.


О. Маруни

МОРОЗНЫЙ ДЕНЬ

Трещит мороз. Застыли речки.
Дрожат березки у реки.
У нас тепло. В горячей печке
Потрескивают угольки.
Сгорят они, и скоро, скоро
В уютном комнатном тепле
Растают тонкие узоры
На разрисованном стекле.


П. Образцов

БЕЛЫЙ ДЕД

Дед Мороз проспал в постели,
Встал, сосульками звеня: —
Где вы, вьюги и метели?
Что ж не будите меня?
Непорядок на дворе —
Грязь и лужи в декабре!
И от дедушки в испуге
На поля умчались вьюги.
И метели налетели,
Застонали, засвистели,
Все царапины земли
Белым снегом замели.


Н. Артюхова

СКРИП ШАГОВ ВДОЛЬ УЛИЦ БЕЛЫХ

Скрип шагов вдоль улиц белых,
Огоньки вдали;
На стенах оледенелых
Блещут хрустали.
От ресниц нависнул в очи
Серебристый пух,
Тишина холодной ночи
Занимает дух.
Ветер спит, и все немеет,
Только бы уснуть;
Ясный воздух сам робеет
На мороз дохнуть.


А. Фет

ХОЛОДНО

Нынче белые метели
Поразмяться захотели,
И сугробы забелели —
Сотни белых медвежат.
И звенят от стужи ели,
Люди валенки надели,
В небе звезды посинели
И от холода дрожат.


Н. Кехлибарева (перевод М. Сергеева)

Всюду иней серебрится,
Ветка каждая блестит.
Скачет, прыгает синица
И на месте не сидит:
Как бы перья синие
Не покрылись инеем.


Э. Чумичева

ЗИМНИЕ КАНИКУЛЫ

Зимние каникулы!
Дождь идет с утра.
Съежилась, поникла
Снежная гора.
Воробьи чирикают,
Теплый ветер кружит.
В зимние каникулы
Топаю по лужам.
Ручейки запрыгали.
Ожила береза.
Зимние каникулы...
У дедушки Мороза.


Б. Ерухимович

Цель : Расширение представлений детей о зиме. Формирование у детей представления о зимних природных явлениях, забавах, праздниках.

Задачи проекта :

Образовательные :

Расширить представление детей о сезонных изменениях в природе (изменение погоды, растений зимой, поведение зверей и птиц) .

Формировать представления детей о безопасном поведении зимой во время прогулки.

Развивающие :

Формировать умение заботиться о своем здоровье в зимнее время года;

Повышать интерес детей к участию в зимних забавах через разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы;

Развивать речь, память, творческие способности дошкольников.

Воспитательные :

Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту зимней природы;

Воспитывать любознательность и эмоциональную отзывчивость.

Практические :

Развивать познавательный интерес;

Повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу;

Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта ;

Вовлечь родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Принципы реализации проекта :

Донести до участников проекта важность данной темы;

Формирование элементарных правил безопасного поведения во время прогулки в зимнее время года;

Создание развивающей среды : подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, театрализованной деятельности, дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме «Зимушка-зима » ;

Подбор материала для продуктивной деятельности.

- принцип гуманизации : во главе проекта поставлен ребенок и забота о его

здоровье и безопасности.

Ожидаемый результат :

Составление дополнительных разработок занятий, игр, досугов, практических занятий;

Повышение процента родителей, проявляющих интерес к жизни детского

Проект состоит из 3 этапов :

1 – этап. Подготовительный

2 – этап. Основной

3– этап. Заключительный

1– этап. Подготовительный

Предварительная работа :

Наблюдения с детьми за простейшими взаимосвязями в природе.

Участие в обсуждениях прочитанных рассказов, стихотворений, потешек

Проявление отзывчивости к музыке о «Временах года» П. И. Чайковского

Участие в сезонных наблюдениях, зимних забавах (катание на санках, катание с

Участие в совместных подвижно-дидактических играх

Подбор иллюстративного материала по теме, настольно – печатных игр,

дидактических игр, материалов для игр.

Подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок

по теме, аудиозаписей, слайдов, презентаций

Работа с родителями :

Ознакомление родителей с целями и задачами проекта .

- Консультация для родителей : «Во что играть с детьми зимой» , «Морозная погода» .

2 - этап Основной

  1. Создать развивающую среду :

Внести картины для рассматривания «Зимой на прогулке» , «Слепили снеговика»

Внести дидактические и настольные игры : дидактические игры «Исправь ошибку» , «Сложи снежинки из 2 частей»

Пополнить библиотечку книгами Л. Воронковой «Снег идет» , украинской народной сказкой «Рукавичка» , «Метель» А. Прокофьева;

Оформить альбом «О зимних явления и детских забавах» .

Разработка конспекта итогового мероприятия;

Разработка консультаций для родителей;

Оформление стендовой информации;

  1. Организация непосредственно образовательной деятельности :

а) физическое развитие : проведение физкультурных занятий, дня здоровья

«Лесное приключение белочки» .

б) познавательное : знакомство с зимними явлениями в природе, проведение опытов : «что делает мороз с водой» .

в) социально – коммуникативное : беседы : «Почему зима холодная» , «Зима – самое прекрасное время года» . Целевые прогулки с наблюдениями за живой и не живой природой зимой.

г) речевое развитие : рассматривание картин «Зимой на прогулке» , «Слепили

снеговика», заучивание потешки «Как по снегу, по метели…» , чтение сказок,

рассказов и стихотворений на зимнюю тематику.

д) художественно – эстетическое развитие : рисование : «Снег идет» , Коллективная работа «Зимний пейзаж» . Аппликация «Снеговик в гостях у детей» .

  1. Совместная деятельность воспитателя с детьми :

Целевая прогулка по территории детского сада; наблюдения, рассматривание следов животных.

Беседа о зиме, зимних забавах, о явлениях в природе;

Рассматривание картин, иллюстраций;

Чтение художественной литературы; разучивание стихотворений

Дидактические и настольные игры «Зимние слова» , «Кто что делает?» ,

«Чудесный мешочек» ,

Сюжетно – ролевые игры : «Оденем куклу на прогулку» , «В гостях у

куклы Даши»;

Пальчиковые игры «Снежный пирог» ;

Физкультминутка «Снежок» .

Использование компьютерных технологий, слайдов «Следы на снегу» ,

«Зимние забавы» ;

Эксперимент с водой «Что будет с водой, если вынести на мороз?» ,

«Почему снежинка на ладони тает» ;

Отгадывание загадок о снеге, санках, снежинках;

Подвижные игры «На земле снежок лежит» , «Снежиночки пушиночки» , «Два мороза» , «Остановись возле игрушки» ; «Игра в снежки» .

Просмотр мультфильмов на зимнюю тематику.

  1. Самостоятельная деятельность детей

Рассматривание картин, иллюстраций в книгах, открыток о зиме

Раскрашивание раскрасок «Зимняя одежда» , «Зимние игры детей»

Настольные и дидактические игры «У кого что» , «Собери картинку из кубиков» , «Кто что делает?» , «Чудесный мешочек» , «Разрезные картинки»

Сюжетно – ролевые игры : «Оденем куклу на прогулку»

Просмотр мультфильмов «Барбарики» , «Смешарики» - зимние серии

Игры со строительным материалом «Строим горки»

  1. Взаимодействие с семьёй.

Беседы с детьми и родителями.

Подбор консультаций «Заблуждения о морозной погоде» , «Часто болеющие дети»

Оформление папки – передвижки «Что мы знаем о зиме» , «Как

интересно провести зимой прогулку с ребёнком?»

Подборка стихов и загадок о зиме

3- Заключительный этап.

Итоги реализации проекта :

Умение называть зимние природные явления, показывать их на календаре природы;

Знание детей о сезонных изменениях в природе (изменения в погоде, растений зимой, поведение зверей и птиц) ;

Знание детьми о безопасном поведении зимой во время прогулок;

Участие в зимних забавах (катание на санках, катание с горки) ;

Умение детей бережно относиться к природе, умение замечать красоту зимней

Воспитание любознательности и эмоциональной отзывчивости.

Ожидаемый результат :

У детей сформирована система знаний о зимних явлениях, о примете.

Созданы необходимые условия в группе по формированию целостного

представления о зиме.

У детей появился интерес к простейшим взаимосвязям в природе.

Приложение №1

Опыт №1. Почему снег мягкий?

Цель. Совершенствовать знание детей о снеге.

Материал. Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага.

Ход : Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Приходилось носить ведёрки вдвоём. В чём дело? Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять. Вывод. Снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха. Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега : вода, земля, песок и многое другое. Обратите внимание детей, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок : при сильном морозе снежинки выпадают в форме твёрдых крупных звёздочек; при слабом морозе они напоминают белые твёрдые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки, так как лучики у них обломаны. Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит. Прочтите детям стихотворение К Бальмонта «Снежинка» :

Светло-пушистая Дорогой бурною

Снежинка белая, Легко проносится,

Какая чистая, Не в высь лазурную,-

Какая смелая! На землю просится…

Лежит пушистая,

Снежинка смелая,

Какая чистая,

Какая белая!

Опыт №2. Где лучики?

Цель. Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.

Материал. Чёрная шерстяная ткань, лупа, вертушки.

Ход. Дать детям понаблюдать за ветром. Отметить его силу и направление при помощи вертушек. Спросить у детей, как они думают, влияет ли это на снежинки, которые сейчас падают. Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель предлагает рассмотреть их на чёрном полотне, через лупу.

Вывод. Снежинки очень мелкие и у них нет лучиков, они поломались из-за сильного ветра. Детей всегда интересует, не замёрзнут ли деревья зимой. Предложите вспомнить, что происходит с деревьями весной, летом, осенью, а затем поясните, что деревьям нужен отдых, чтобы набрать силы к будущей весне. Зимой они не питаются, не растут, а погружаются в глубокий сон. У деревьев есть защита – пушистое снежное покрывало.

Опыт №3. Почему снег греет?

Цель. Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания.

Материал. Лопатки, две бутылки с тёплой водой.

Ход. Предложить детям вспомнить, как их родители в саду, на даче защищают растения от морозов. (Укрывают их снегом) . Спросите детей, надо ли уплотнять, прихлопывать снег около деревьев? (Нет) . А почему? (В рыхлом снеге, много воздуха и он лучше сохраняет тепло) . Это можно проверить. Перед прогулкой налить в две одинаковые бутылки тёплую воду и закупорить их. Предложить детям потрогать их и убедиться в том, что в них

обеих вода тёплая. Затем на участке одну из бутылок ставят на открытое место, другую закапывают в снег, не прихлопывая его. В конце прогулки обе бутылки ставят рядом и сравнивают, в какой вода остыла больше, выясняют, в какой бутылке на поверхности появился ледок.

Вывод. В бутылке под снегом вода остыла меньше, значит, снег сохраняет тепло.

Обратите внимание детей, как легко дышится в морозный день. Попросите детей высказаться, почему? Это потому, что падающий снег забирает из воздуха мельчайшие частички пыли, которая есть и зимой. И воздух становится чистым, свежим. Предлагаю детям послушать стихотворение А. Фета

Опыт №4. Замерзание жидкостей.

Цель. Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.

Материал. Формочки с одинаковым количеством обычной и солёной воды, молока, сока, растительного масла.

Ход. Дети рассматривают жидкости, экспериментируют с ними и определяют

различия и общие свойства жидкостей (тягучесть, способность принимать форму ёмкости) . Дети выносят формочки с различными жидкостями на холод. После прогулки дети рассматривают и определяют, какие жидкости замёрзли, а какие – нет.

Вывод. Жидкости замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают вообще. Чем жидкость гуще, тем длительнее время замерзания.

Опыт №5. Ледяной секретик

Когда уже установится холодная, морозная погода, детей можно удивить и

порадовать таким опытом. Но необходимо заранее раскопать снег до земли,

положить листок с надписью «Дети, будьте осторожны на льду!» И залить это

водой. Когда всё замёрзнет, присыпать снегом и заметить это место.

Цель. Показать детям свойства льда, выяснить, в чём опасность льда для здоровья.

Материал. Заранее подготовленный «ледяной секретик» , картинки с различными ситуациями детей на льду (дети находятся на водоёме, возле проруби; дети шалят на катке и падают) .

Ход. Загадать детям загадку : «Прозрачен, как стекло, а не вставить в окно» . (Лёд) . Предложить детям, осторожно, не торопясь раскопать снег в указанном месте варежкой. Дети находят под снегом лёд, видят подо льдом надпись. Вместе читают : «Будь осторожен на льду!» . Дети отмечают, что читать легко, так как лёд прозрачный. Предлагает достать записку из-под льда. Дети отламывают кусочки льда, и выясняют, что лёд хрупкий, гладкий, скользкий. Воспитатель проводит беседу, как опасно выходить на лёд зимой, рассматривают картинки.

Вывод. Лёд прозрачный, хрупкий, скользкий и этим он опасен для человека, если не соблюдать осторожность.

Светлана Куликова
Комплексно-тематический план работы в старшей группе в рамках проекта «Ай да Зимушка-зима! До чего ж ты хороша!»

Примерный комплексно-тематический план работы в старшей группе в рамках проекта

«Ай да, Зимушка-Зима ! До чего ж ты хороша

Знакомство с зимними месяцами, приметами.

Изменение в жизни диких животных, птиц, способы добывания пищи, приспособление к зимним условиям жизни.

Сказка в гости к нам пришла!

Предпосылки к определению цели детьми : Внесение коробки-копилки «Подарки осени» и «Подарки зимы» .

«Копилка осени» у нас создана, а «Копилка зимы» почти пустая и её предстоит пополнить всем тем, что связано с зимой.

Мы с радостью встречаем зиму и назвали наш проект «Ай да, Зимушка-Зима ! До чего ж ты хороша

Цель детей : Изготовление фенологического календаря зимы, пополнение «Копилки Зимы»

Региональный компонент :

Деревья : берёза, клён, тополь, рябина, липа, ель, сосна.

Звери : заяц, волк, белка, лиса, лось.

Птицы : воробей, синица, снегирь, ворона, галка.

Литературное творчество :

А. Захаров : «Зайкина шуба» , А. Захаров : «Мастерица-зима» , «Снежные наряды» , «Снежинка» , «Снег» , «Зимой» , «Сосулька» , «Снеговик»

Ю. Синицын : «Хитрунья» , «Первый снег»

Художественное творчество :

В. А. Бычков «Елочки» , «Березки»

В. М. Милованов «Лесная дорога»

Ю. Н. Белов «Вечереет» , «Сквер на Абельмана» , «Старый город »

Итог : Развлечение «Сказка в гости к нам пришла!» . Фенологический календарь «Зима» . Пополнение «Копилки Зимы» рисунками, поделками, фотографиями.

Работа с родителями

Выставка книг для родителей : «Самоделки из бумаги» , «Зимний выходной с родителями» ,

Подбор периодики по теме «Поделки к зимней выставке»

Подбор стихов и загадок – оформление листов для альбома

Организация выставки детских рисунков «Зима»

Изменения в среде

центр Изменения ПРС и содержание условий для самостоятельной деятельности

Центр творчества Книжки – раскраски «Дикие животные» , «Зимние забавы» , «Времена года - ЗИМА» , шаблоны, трафареты животных.

Речевой центр Рассматривание сюжетных картин («Зимний лес» , «Катаемся на санках» , «Зимний пейзаж» , «Саша и снеговик» ).

Научный центр Альбомы для рассматривания «Времена года» , «Зимующие птицы » , «Дикие животные» .

Пополнение уголка экспериментирования предметами, необходимыми для проведения опытов с водой, снегом, воздухом (формочки, баночки, пищевой краситель, лупа, вертушки) .

Дневник наблюдений

Детская энциклопедия «От земли до неба»

Центр двигательной активности Шапочки зверей для подвижных игр «Пингвины» , шапочки для игры «Мороз Красный нос» , ленточки для игры «Северный и южный ветер»

Книжный центр Выставка книг о зиме.

С. Маршак «Двенадцать месяцев» , П. Бажов «Серебряное копытце» , Н. Никитин «Встреча зимы» , С. Есенин «Белая берёза» , В. Бианки «Синичкин календарь» . Н. Носов «На горке» .

Русские народные сказки : «Зимовье зверей» , «Заяц-хваста» , «Два мороза» .

Литературные сказки : «Морозко» , «Снегурочка» .

Зарубежные сказки : «Снежная королева» .

Центр с/р игр Атрибуты к играм «Семья» , «Встреча нового года» , «Магазин подарков»

Центр дидактических игр «Времена года» , «Узнай по описанию» , «Составь узор» , «Разрезные картинки» . «Кто быстрее соберет подарки» , «Зимние забавы» .

Центр конструирования Наборы счётных палочек, схемы выкладывания животных, растений из счётных палочек.

Альбом со схемами оригами.

Центр музыки П. И. Чайковский «Времена года» ,

Центр театрализации Изображения животных для настольного театра, шапочки зверей, птиц, костюм Деда Мороза.

Задачи Темы ООД ФЦКМ

конструирования Беседы в совместной деятельности, в режимных моментах

Исследовательская деятельность

Воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года.

Развивать умение детей отражать наблюдения и полученные представления в различных видах деятельности.

Расширение представлений о зимних природных явлениях через познавательно исследовательскую деятельность.

ФЦКМ «Идет волшебница зима»

Конструирование из бросового материала «Снеговик» Беседа «Зима полна серебра» , «Идет волшебница зима» ,

«Зима в нашем крае» , «Снежное одеяло для земли» .

Развивать представления детей о животных России, их образе жизни, питании, жилищах. Формировать представления о природе родного края, знакомить с некоторыми особенностями поведения зверей.

Способствовать формированию у детей любознательного интереса к живым организмам, воспитывать желание оказывать помощь животным. ФЦКМ «Зимовье зверей»

Конструирование из природных материалов «Путешествие в зимний лес» Просмотр презентаций : «Путешествие в зимний лес» , «Жизнь диких животных зимой» .

«Зимовье зверей»

Ситуативный разговор «Почему птицы не поют зимой?»

Расширять представления о празднике «Новый год» . Познакомить детей с историей возникновения праздника, развивать умение бережно относиться к традициям празднования Нового года.

Развивать у детей организаторские способности, умение активно участвовать в подготовке к празднику. ФЦКМ «Новый год у ворот»

Конструирование из бумаги «Елочные игрушки» .

Беседа «С кем ель дружит» ,

Рассказ о традициях празднования

Нового года.

Пение колядок. Экспериментирование. Опыты со снегом и льдом.

«Что интересного зимой происходит» .

Художественная литература Художественное творчество Дидактические игры (словесные) С/Р игры театрализованные игры

Е. Благинина «Зима» ,

Н. Некрасов «Не ветер бушует над бором» ,

В. Архангельский «Летят пушистые снежинки» , «Белая береза» С. Есенина, Рисование «Снежинка» .. «Ели в снегу»

Аппликация «Большие и маленькие ели» ,

Лепка «Девочка в зимней шубе»

Искусство :

Д/И «Скажи со словом «зимний»

Д/И «Так бывает или нет?»

Д/И «Когда это бывает?»

Д/И ««Скажи наоборот» , Д/И «Опиши картинку» , Д/И «Один-много» С/р игра «Магазин одежды» .

Сюжетно-ролевая игра «Семья» : идем на каток

Русские народные сказки : «Зимовье зверей» , «Заяц - Хваста» , «Два мороза» . М. Пришвин «Этажи леса» , В. Бианки «Лес зимой» , «Письмо простое и письмо с хитростью» , Г. Скребицкий «На лесной полянке» , «Покормите птиц зимой» А. Моравов Рисование ««Птицы синие и красные» . «Городецкая роспись деревянной доски» .

Аппликация

«Птицы на кормушке»

Зимние забавы Сказочный герой»"

Искусство

Рассматривание репродукций картин :

Д/и «Найдите и покормите зимующих птиц »

Д/и «Где чей хвост» ,

Д/и «Где чей домик» ,

Д/и «Четвертый лишний» С/р «Путешествие в зимний лес»

Н. Носов «На горке» .

Литературные сказки : «Морозко» , «Двенадцать месяцев» , «Мороз Иванович» , «Снегурочка» .

З. Александрова «Елочка»

В. Сутеев «Снеговик-почтовик» , В. Даль «Старик – Годовик » , А. Усачев «Откуда приходит Новый год?» Лепка «Зимние забавы» «Сказочный герой»

Рисование «Новогодняя елка»

Рисование «Птицы у моего окна»

Аппликация «Сказочная птица» Д/И «Волшебные фигуры»

Д/И «Подбери рифму»

Д/И «Где снежинки»

Д/И «Времена года» ,

Д/И «Узнай по описанию» , Д/И «Разложи картинки» С/р игра «Магазин игрушек» (новогодняя распродажа)

Похожие публикации