Театрализованная деятельность для развития связной речи дошкольников. Театрализованная деятельность - как средство развития речи младших дошкольников

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №56 «Кораблик»

План по самообразованию

на 2017 – 2018 учебный год

Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»

Воспитатель разновозрастной группы №2

Кравченкова Елена Николаевна

1.Актуальность:

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.

Поэтому, я считаю, что данная работа позволяет сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Значение театрализованной деятельности:

Помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств

Появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению

Совершенствует артикуляционный аппарат

Формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь

Улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий

Дети получают эмоциональный подъём

Способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса

Позволяет формировать опыт социального поведения

Стимулирует активную речь

2. Цель: создать условия для развития речи детей через творческую активность в театрализованной деятельности.

3.Задачи для педагога:

Анализ программно-методических материалов, разработка структуры программно-методического комплекта;

Разработка проекта;

Определение и содержание методов, технологий эффективного использования театрализованной деятельности для речевого развития дошкольников;

Создание предметно-развивающей среды для применения инновационных и развивающих технологий при речевом развитии средствами театрализованной деятельности;

Выявление уровня освоения детьми образовательной программы по речевому развитию;

Приобщение родителей к совместной театрализованной деятельности.

4. Задачи для детей:

Формирование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение эффективному общению и речевой выразительности;

Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга;

Активизация мыслительного процесса и познавательного интереса у детей

5. Работа начата -01.09.2016 г. Предполагается закончиться - 30.05.2017 г.

6. Предполагаемый результат :

Умение владеть навыками выразительной речи; умение передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;

Проявлять интерес, желание к театральному искусству; передавать образы сказочных персонажей характерными движениями;

Взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность; умение последовательно высказывать свои мысли;

Умение произносить одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;

Умение владеть своими чувствами, держатся уверенно перед аудиторией.

10 . Форма самообразования: индивидуальная.

11. Форма отчета по проделанной работе :

Фотоотчет на сайт ДОУ

Сроки

Теоретический этап.

1.Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М. : ТЦ Сфера, 2004 г

2.Петрова Т. И. Театрализованные игры в детском саду «школьная пресса»- М. : 2000г

3.Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольного учреждения - М. : ТЦ Сфера, 2001 г.

4.Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий Центр, Москва, 2009.

В течение года

Работа с родителями:

Анкетирование на тему: «Театр и дети», «Изучение диалогической речи детей средствами театрализованной деятельности. »

Изготовить совместно с родителями и детьми настольный пальчиковый театр.

Консультации для родителей:

«Развитие детей в театрализованной деятельности»

«Театрализованные игры»

«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Поручения родителям изготовить атрибуты для театрализованных представлений.

В течение года

Игры на интонирование вежливых и ласковых слов «Зайчик», «Лисичка», «Птичка».

Подбор стихов и подготовка воспитанников к конкурсу чтецов к празднику «Я родом из Донского края»

Сентябрь

Театрализованные игры:

-«Веселый Старичок-Лесовичок»

- «Поиграем. - угадаем.» (АБосева)

Игра: «Как варили суп» на имитацию движений

- Игра-пантомимы:

- «Сугроб»

- «Медвежата»

- «Нос, умойся!»(по стихотворению Э.Мошковской)

Октябрь

Театрализованное представление по мотивам русских народных сказок «Журавль и Цапля»

Ноябрь

Театрализованные игры:

Игра«Давайте хохотать»

- Игра:«Моя Вообразилия».

- Игра: Гимнастика для язычка

Театрализованные представления: «Волшебный шиповник» , «Лесные приключения»

Декабрь-Январь

Разыгрывание стихотворений и ситуаций:

Разыгрывание стихотворение Б.Заходера: «Плачет киска…»

Разыгрывание по ролям стихотворения «Кузнечик» А.Апухтина.

Разыгрывание ситуации«Не хочу манной каши!»

Разыгрывание по ролям стихотворения «Кто как считает?» М.Карим

Расскажи стихи с по­мощью мимики и жестов.

«Убежало молоко» (М.Боровицкая)

Февраль-Март

Театрализованное представлениет«Сказки про то, как мишка-Топтыжка секрет здоровья узнавал»

Театрализованное представление « Один день в детском саду»

Отчетный концерт

Апрель-Май

Внимание к развитию речи ребенка в дошкольном возрасте особенно важно, потому что в это время интенсивно растет мозг ребенка, и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы именно в период их естественного формирования легко поддаются тренировке. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.

Дошкольный возраст - это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Следовательно, театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Театрализованная деятельность направлена на развитие у ее участников не только ощущений (сенсорики), чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (коммуникативных, организаторских, двигательных и так далее), она также оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширение словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко и понятно для окружающих.

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

Существует несколько классификаций игр в кукольный театр для детей дошкольного возраста.

Например, педагоги Л.В. Куцакова (Людмила Викторовна), С.И. Мерзлякова (Светлана Ивановна) рассматривают:

Настольный кукольный театр: плоскостной (фигурки из картона, плотной бумаги, фанеры), сшитые (из кусочков ткани, меха, кожи, поролона), вязаные (крючком или на спицах из различных видов пряжи, чтобы они держали форму, их надевают на пластмассовые бутылочки или детские кегли), лепные (из глины по типу дымковской игрушки), деревянные резные (по типу богородской игрушки), пенопласта, коробок, природного материала, конусный, папье-маше, а также в основе настольной куклы может быть цилиндр, куб, пирамида.

  • стендовый театр (фланелеграф, теневой, магнитный стендовый, стенд-книжка);
  • театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, театр теней);
  • театр марионеток (из папье-маше, поролона, пенопласта, из ткани, меха по принципу мягкой игрушки), движения воспроизводятся с помощью ваги - крестовины, к которой с помощью нитей крепится кукла
  • театр кукол с «живой рукой». Эти куклы обладают яркими, выразительными возможностями, могут выполнять действия, несвойственные куклам других систем. Они состоят из головки, свободно свисающего плаща, в манжеты которого ребенок вставляет свои руки.
  • Куклы на тростях (основа такой куклы-гапит - деревянный стержень, на котором крепится кукла. Гапит является «позвоночником» куклы. На нем устанавливается плечевой каркас. Руки куклы приводятся в движение с помощью тростей, прикрепленных к кистям куклы.
  • куклы системы «люди-куклы». Ребенок надевает на себя костюм: огромную голову - маску, большие ладони, здоровенные ботинки и превращается в живую куклу. Голова, ладони, ботинки, изготавливаются из поролона и обтягиваются тканью. Люди-куклы обладают яркими сценическими возможностями. Управление такими куклами доставляет детям огромную радость.

Для организации театрализованной деятельности педагоги дошкольных учреждений чаще используют игрушки и куклы, выпускаемые промышленностью (настольные театры, бибабо). Но наибольшую воспитательную ценность имеют игрушки, изготовленные самими детьми, что развивает изобразительные навыки, ручные умения, творческие способности.

Знакомство детей с театром начинается с младшего дошкольного возраста.

Именно в этом возрасте формируется интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывают педагоги, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов или сказок.

Самыми доступными видами театрадля младших дошкольников является пальчиковый и кукольный театры.

Пальчиковый театр - способствует развитию речи, внимания, памяти, формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Смысл этого театра заключается в том, чтобы стимулировать ребенка надевать себе на пальчики фигурки и пытаться рассказать сказки (разные, но обязательно по оригинальному тексту). Стимулирование кончиков пальцев, в том числе, ведет к развитию речи. Подражание движениями рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствует не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.

К 4-5 годам происходит постепенный переход ребенка от театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности. Дети осваивают разные виды настольного театра: вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур и мягкой игрушки.

Театр картинок - этот вид театра способствует внесению разнообразия игры в группах детского сада. Такие игры развивают творческие способности и содействуют их эстетическому воспитанию. Маленькие дети очень любят смотреть картинки в книгах, но если картинки показать двигающими, действующими, они получат еще большее удовольствие.

В старшем дошкольном возрасте дети освобождаются от комплексов и активно участвуют в театрализованных играх. Навыки кукловождения, приобретенные детьми, позволяют объединять в одной театрализованной игре несколько видов театральных кукол различных систем.

В подготовительной группе театрализованные игры отличаются более многоплановыми характеристиками героев, трудными для постановки мизансценами, в них действуют наиболее сложные в управлении куклы. У детей вызывает большой интерес изготовление кукол, масок, декораций, афиш и других атрибутов.

При игре в кукольный театр невозможно играть молча. Ведь ребенок становиться и актёром, и режиссером, и сценаристом своего спектакля. Он придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает героев, проговаривает их переживания. Ребенок впитывает богатство русского языка, выразительные средства речи, различные интонации персонажей и старается говорить правильно и отчетливо, чтоб его поняли зрители. Во время игры в кукольный театр еще более интенсивно развивается речь, обогащается опыт общения в различных ситуациях, количественно и качественно обогащается словарный запас.

Игра с куклами оказывает непрямое и незаметное всестороннее лечебно-воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым. Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. В игре - слова ребенка должны оживить кукол и дать им настроение, характер. Играя с куклами, ребенок открывает свои затаенные чувства не только словесно, но и выражением лица, жестикуляцией.

С расширением кругозора детей, сценические представления усложняются: увеличивается число действующих лиц, более сложными становятся сюжеты спектаклей. По мере увеличения знаний о театре, продолжается знакомство детей с его разными видами.

Вот некоторые примеры.

Театр на палочке - вырабатывается ловкость рук, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, соотносить движения с речью.

Вязаный театр - развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию. Формирует творческие способности, артистизм. Обогащает пассивный и активный словарь.

Конусный театр - помогает учить координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью. Выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

Театр - топатушки - помогает расширять словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие. Знакомит с народным творчеством. Обучает навыкам общения, игры, счета.

Театр на перчатке. Кукла - перчатка способна оказывать потрясающее терапевтическое воздействие. На занятии ребенок избавляется от мучивших его переживаний или страха путем решения конфликтной ситуации в игре с куклой - перчаткой. Куклотерапия дает очень хорошие результаты при работе с детьми с нарушениями речи, неврозами. Перчаточная кукла может передавать весь спектр эмоций, которые испытывают дети. Малыши увидят в кукле отражение своих переживаний, будут успокаивать, если она плачет, кормить кашей и так далее.

Таким образом, театрализованная деятельность - это не просто игра, а еще и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, а также развития мышления, воображения, внимания и памяти, что является психологической основой правильной речи.

Ну, и конечно, занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление нести в жизнь прекрасное и доброе.

Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста.

Деятельность - категория социальная. В основе деятельности лежит система движений и предметных действий. Человек формируется в деятельности, чем она разнообразнее, тем разнообразнее его личность. Игра, общение, учение, труд - вот основные ступени, являющиеся фундаментом для .

Особая роль в решении задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка-дошкольника, принадлежит театрализованной деятельности. Анализ отечественной и зарубежной литературы показывает, что первые театральные постановки специально для детей возникли в семье: семейные театральные постановки для детей и с их участием играли важную роль в их развитии.

Многочисленные исследования психологов доказывают: театрализованная деятельность оказывает сильное воздействие на детей дошкольного возраста и способствует их всестороннему развитию. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано выразительность реплик персонажей, собственных высказываний, незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У ребёнка улучшается речь, ее . Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном возрасте творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем.

О роли театрального искусства в воспитании детей известно давно. Л. Макаренко называл театр одним из самых любимых зрелищ дошкольников, привлекающим своей яркостью, красочностью, динамикой, доставляющим большое удовольствие и много радости. Театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованной деятельность дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

В педагогической литературе театрализованная деятельность рассматривается как средство развития детей. Изучение психолого-педагогической и методической литературы, передового опыта показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт по организации театрально-игровой деятельности в детском саду. Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых, методистов - Н. Карпинской, А. Николаичевой, Л. Фурминой, Л. Ворошниной, Р. Сигуткиной, И. Реуцкой, Л. Бочкаревой, И. Медведевой и Т. Шишовой и др.

Умело поставленные воспитателем вопросы при подготовке к игре побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует активизации умственного развития и тесно связанному с ней совершенствованию речи. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме. Известный писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть "с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот, что необходимо ребёнку».

Разностороннее влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать её как одно из эффективных педагогических средств. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки: её тематика практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения».

Театрализованная деятельность позволяет учесть основные факторы речевого развития дошкольников: подражание речи взрослых, накопление представлений о предметах и явлениях окружающей жизни, общение со сверстниками и взрослыми людьми, разнообразные виды совместной деятельности, речевая активность каждого ребенка, мотивированная близкими для него потребностями, интересами.

Театрализованная деятельность дошкольников - это вид художественно-творческой деятельности, в процессе которой её участники осваивают доступные средства сценического искусства и, согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя и т. д.), участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре. Театрализованная деятельность представляет собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры.

Важным условием успешного применения театрализованных игр на речевых занятиях является также речевая активность самих детей на основе подражания образцу. Она выражается в повторении одних и тех же звуков, звукосочетаний, слов. Посредством театрализованной деятельности дети овладевают особенностями выражений родного языка, его звучанием, гармонией, словесными формами - вопросом, ответом, диалогом, беседой, повествованием. Театрализованная деятельность привлекает детей динамикой действия, яркостью художественных образов, ожившими куклами, камерностью и непродолжительностью действия.

Театрализованная деятельность дошкольников базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая комфортность, которая предполагает:

1) снятие, по возможности, всех стрессообразуюших факторов;

2) раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности;

3) развитие реальных мотивов: а) игра и обучение не должны быть из-под палки; б) внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними, ситуативными, исходящими из взрослого; в) внутренние мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности, продвижения вперед («У тебя обязательно получится»).

Как утверждал, драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.

Все выше сказанное наводит на мысль о том, что полноценное участие детей в театрализованной деятельности требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т. п.). Таким образом, театрализованная деятельность в детском саду - это возможность не только раскрытия творческого потенциала ребенка, но средство всестороннего воспитания и развития личности дошкольника.

Библиографический список:

1. Доронова, детей в театрализованной деятельности / . - М.: Просвещение, 1997. - 72 с.

2. Макаренко, Л. Здравствуй, театр! / Л. Макаренко // Дошкольное воспитание. - 1998. - №4. - С. 28.

3. Маханева, занятия в детском саду / . - М.:ТЦ Сфера, 2004.-128 с.

4. Мигунова, театрализованной деятельности в детском саду / . - НовГУ имени Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2006. - 126 с.


М Б ДОУ ДЕТСКИЙ САД № 1 65

«Детский сад общеобразовательного развития»

Статья по теме:

« Театрализ ация как средство развития речевой деятельности дошкольников . »

Воспитатель:

Хинцинская В.В.

Кемерово-2013г.

Апрель,2013г.

Дошкольное возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Как мы постигаем мир дошкольного детства? Как открываем его влияние на развитие ребёнка? Прежде всего, через самые разнообразные детские игры. Не случайно игра названа спутником детства. Именно в игре следует искать ключ к познанию дошкольного детства, так как это наиболее близкая, органично соответствующая детской природе, деятельность дошкольника и естественное выражение его активности.

Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет. Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению.

Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Поэтому и цель занятий по развитию речи – формирование качественной стороны речевой деятельности детей в процессе общения. Активизировать речевое развитие нам поможет вовлечение детей в игровую деятельность.

Вместе с тем ныне в дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно, что можно объяснить наличием двух противоречащих друг другу тенденций в способах ее организации.

Согласно первой тенденции (назовем ее условно обучение), театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего “зрелища” на праздниках. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми не только тексты, но и интонации и движения в ходе неоправданно большого числа индивидуальных и коллективных репетиций. Ребенка обучают быть “хорошим артистом”. И, как результат, зрелище состоялось, спектакль понравился зрителям. Однако освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободную игровую деятельность. Еще бы ведь и подготовка к спектаклю, и сам он так не похожи на игру!

Роль театрализованных игр в активизации речевой деятельности младших дошкольников.

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

Велико значение театрализованной игры для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения

Ребенок осознает себя, учиться желать и подчинять желанию свои мимолетные аффективные стремления; учится действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу поведения, учится жить, проживая жизни своих героев, любя или не любя их, анализируя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков и учась на их ошибках, выражения впечатлений, знаний и эмоций.

Ни с чем не сравнимую радость вызывает у дошкольников праздничные, радостные представления. Дети 34 лет очень впечатлительны, особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно конкретного мышления детям инсценировка художественного произведения помогает ярче и правильнее его воспринимать.

Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества.Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.

Умело поставленные воспитателем вопросы при подготовке к игре побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи.

Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается постоянно в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности. Но как сделать так, чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости? Эти вопросы поможет решить использование в педагогическом процессе театрализованных игр. Они пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру, воплощают образы, превращаются в артистов. Игра – дело серьезное, но и веселое то же. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.

В нашей работе был проведен анализ педагогической литературы, посвященной данной проблеме, мы раскрыли роль воздействия театрализованных игр на речевое развитие младших дошкольников и необходимость их использования как во время занятий, так и в свободное время. Нами был изучен механизм руководства театральными играми и методика проведения занятий. Мы разработали этапы постепенного включения данного вида игр в процесс развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Мы считаем, что выбранная нами тема, достаточно полно раскрыта в нашей работе и подтверждает свою актуальность.

Проведенная нами работа по внедрению в процесс развития речи ребенка театрализованных игр оправдала себя: дети становятся более раскрепощенными, открытыми, улучшается речь и взаимопонимание. Содержание данной работы может быть использовано другими воспитателями в планировании и построении занятий по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Алябьева Е.А. «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста» – М.: ТЦ «Сфер», 2002.

2. Анищенкова Е.А. «Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов. – М.: АСТ: Астрель, 2007.

3. Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников» – М.: Просвещение, 1991.

4. Белякова Л.И. «Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи» – М.: Книголюб, 2005.

5. Бондаренко А.К. «Словесные игры в детском саду: пособие для воспитателя детского сада». – М.: Просвещение, 1977.

6. Тихеева Е.И. «Развитие речи детей». – М.: 1981.

Речевые дефекты нарушают возможность свободного общения ребенка с другими людьми, осознание собственной речевой недостаточности, страх речи, постоянные переживания тормозят развитие личности дошкольника, сбалансированность «Хочу» и «Могу».

Театрализованная деятельность имеет значительные возможности в отношении формирования способности к творческому самовыражению у дошкольников с нарушениями речи.

Однако, без специально организованного обучения игра, что обеспечит формирование и закрепление речевых навыков, мыслительных операций, необходимых для реализации процесса творческого самовыражения детей с речевыми нарушениями, самостоятельно не возникает.

Именно поэтому необходима систематическая, целенаправленная организация игровой, в нашем случае, и нарушениями речи, учитывающей индивидуально-психологические особенности этой категории детей.

Театрализованная деятельность как средство развития речи

Учитывая то, что театрализованная деятельность является мощным средством речевого развития дошкольников, через занятия кружка:

Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в его основе лежит игра, главная деятельность малыша. Для ребенка театр это – праздник: сказочные атрибуты, яркие огни, аплодисменты, улыбки; это развитие познавательных интересов детей, совершенствование их психических процессов (памяти, воображения, мышления), расширение кругозора и речевого общения; это осознание собственного «Я» и возможность самовыражения личности.

Терапия в процессе театрализованной деятельности

Кроме того, в процессе применения инновационных технологий на занятиях используют разные виды арттерапии, а именно:

  • имаготерапия (коррекция с помощью образов и театрализации);
  • изотерапия (коррекция через изобразительное искусство);
  • музыкотерапия (коррекция через восприятие музыки);
  • кинезиотерапия (коррекция через движения, ).

Театрализованная деятельность имеет определенные особенности в пределах каждого возрастного периода. Это связано с , игровой деятельности, театральных действий, восприятия литературных произведений.

Воспитатель рассказывает малышам знакомые и новые художественные произведения с помощью различных видов театров, привлекает их к инсценировки знакомых стихов, рассказов, сказок.

В старшем возрасте театрализованная игра переходит на вербальный уровень, когда для детей существенной становится само наличие персонажей, независимо от их движений на сюжетном поле.

А самая главная роль воспитателя во время подготовки и проведения театрализованных игр, так как и других творческих игр (сюжетно-ролевых, конструктивно-строительных) – это руководство.

Взрослый должен следить за тем, чтобы дети были активными участниками на всех этапах подготовки и проведения игры, чтобы между ними были дружеские, доброжелательные отношения.

Взаимодействие с семьей

С чего начать работу над спектаклем? Как правильно спланировать и организовать этот процесс? Свою работу мы разделяем на три репетиционные периоды, как это делают актеры в настоящем театре: «застольный», «на бумаге», «на сцене».

Прежде, чем приступить к работе, необходимо поработать с семьей, ведь семья и учебное заведение – это два социальных института, которые закладывают фундамент успешности каждого ребенка в будущем.

У них единственная цель – воспитать здоровую, социально адаптированную, всесторонне развитую личность с высоким интеллектуальным и творческим потенциалом.

Реализовать эту цель можно через тесное взаимодействие родителей и педагогов во время интересно организованной совместной творческой деятельности. Важной проблемой современности является сближение семейного и общественного воспитания, ведь семья является тем ближайшим социальным окружением, в котором начинают формироваться мировоззрение, ценностные отношения, интересы ребенка.

Именно семья формирует внутренние убеждения ребенка, закладывает основы мировоззрения будущей личности. Общеизвестно, что лучше всего воспитывает детей пример взрослых. Понимая важность привлечения семей воспитанников к участию в образовательном процессе, учитывая то, что одним из ведущих задач дошкольного образования является формирование личностной культуры ребенка, ценностного отношения к культурным ценностям своего народа, мы придаем большое значение работе и взаимодействию с родителями через это направление.

Ведь только с помощью взрослых ребенок способен научиться чувствовать и понимать красоту поэзии, музыки, живописи, ценить рукотворные изделия, проявлять интерес к достижениям родной и мировой культуры, уважать человеческий труд.

Взаимная любовь и поддержка между членами семьи, уважение друг к другу, тепло семейных отношений во время общения – это именно те факторы, которые способствуют воспитанию ребенка жизнерадостной, доброжелательной и уверенной в себе личностью.

Театрализованные занятия

Занятия по ознакомлению дошкольников с театром дают детям возможность мгновенно почувствовать себя настоящими «актерами» и развить свои творческие способности, свой актерский талант, особенности речи. Сюда входят занятия для развития внимания и воображения: дети учатся организовывать свое внимание для последующей деятельности, развивается слуховая и зрительная внимание, умение контролировать свое внимание и управлять ею.

Развитие воображения – это использование своей фантазии, комбинирование ранее полученных представлений, их преобразования и воспроизведения. Для развития внимания и воображения мы планируем, например, дидактическую игру «Что это могло быть?» (видоизменения образов реальных вещей, на основе ассоциаций создание других образов); продуктивную деятельность с элементами творчества: рисование «Зверя которого не существует»; упражнение «Мы веселые зверушки» (мимикой и пластикой дети изображают выбранных животных), игра на имитацию движений игра с явными предметами; игровое упражнение на развитие речи, слухового и зрительного внимания «О чем говорит комната?» и другие.

К тому же, в это направление работы включаем задания и упражнения на развитие образной и эмоциональной выразительности. Например, упражнение «Ответь за помощью жестов» (отбор собственных жестов); «Передай настроение» (проявление эмоциональных состояний), игровая деятельность с элементами творчества: упражнения с целью решения задач жестами («Очень горячее», «Замерз» и тому подобное); игровые упражнения, которые связаны с традиционными образами балетного театра, например «Листья, которые опадают», «Цветок проснулся» и др; разыгрывание сценок – диалогов на заданные темы, например «Мама звонит», «Волк встретил Красную Шапочку». И наконец последнее направление работы – это самостоятельная театрализованная деятельность.

Подводя итоги, хочется отметить, что компетентность ребенка дошкольного возраста в театральной деятельности определяется уровнем и эстетического восприятия действительности, умением подбирать соответствующие средства реализации замысла, проявлять творческое воображение, эстетическую чувствительность и актерские навыки.

Похожие публикации