Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы на тему: Осень. «Золотая Осень» познавательное занятие в старшей группе

Цель: закреплять знания детей о характерных признаках осени и явлениях в природе.

Задачи:

Образовательные:

— уточнить и обобщить представлении детей о приметах осени, осенних изменениях в природе;

— формировать умение подбирать образные слова и выражения по теме «осень»;

— закреплять навык образования новых слов (прилагательные от существительных);

— закреплять умение давать полный развернутый ответ;

— познакомить детей с пластилинографией, приемами нанесения пластилина на контур – надавливание и размаливание;

Развивающие:

— продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые приемы;

— развивать умение детей составлять опорные таблицы и составлять по рассказы;

— развивать творческую инициативу

Воспитательные:

— продолжать воспитывать любовь в к природе, желание прийти на помощь;

— формировать умение работать аккуратно

Материалы и оборудование: письмо «От жителей леса», дидактическая игра «С каких деревьев листики?», сундучок, фонограмма музыки П.И. Чайковского «Времена года. Осень. Октябрь», репродукция картины Левитана «Золотая осень», пластилин, стеки, доски, цветной картон, салфетки.

Ход занятия

Вводная часть

Воспитатель: ребята, смотрите, нас сегодня почтальон принес письмо! (открывает его, читает)

Здравствуйте ребята! Угадайте, кто вам написал письмо?

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

« Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это.. ..» (осень)

Правильно, я осень! У лесных жителей беда: они никак не могут решить, пришла пора готовится им к зиме, или нет… Одни говорят – еще рано, другие — что уже самая пора! Помогите им пожалуйста, напишите им письмо! А то не приготовят запасов на зиму и беда большая будет – погибнут животные от голода!»

Вопрос очень интересный. Поможем лесным жителям? (ответы детей). А что бы им показать, что уже наступила осень, мы с вами выложим осенний календарь.

Основная часть:

— Вы знаете, что каждое время года состоит из трёх месяцев. Назовите три осенних месяца (ответы детей) какой сейчас месяц? (ответы детей)

Воспитатель выкладывает в ячейке календаря название месяца.

Как вы думаете, дети, вся осень одинаковая или осенью бывают какие-то периоды? Какие периоды осени вы знаете? Чем отличается ранняя осень от поздней? (ответы детей)

Давайте, поиграем в игру «Осенние слова» . Я вам кидаю шар, а вы мне говорите по одному красивому слову об осени. (Золотая, красивая, печальная, дождливая, пасмурная, холодная, тёплая, таинственная, ранняя, поздняя, ласковая, интересная, унылая и др.)

Воспитатель рисует в ячейке календаря дерево и солнышко и дерево и тучку.

Воспитатель: молодцы, справились с заданием. А вот скажите, как можно узнать, какая погода нас сегодня ожидает? (ответы детей)

Речевая игра «Какая погода бывает осенью?»

— Когда идёт дождь, погода? (Дождливая).

— Когда дует ветер, погода? (Ветряная).

— Когда холодно, погода? (Холодная).

— Когда пасмурно, погода? (Пасмурная)

— Когда сыро, погода? (Сырая)

— Когда хмуро, погода? (Хмурая)

Воспитатель рисует в ячейке календаря схематично тучку, дождик и ветер.

Воспитатель: Как называется явление, когда опадают листья? (ответы детей)

Воспитатель рисует в ячейке календаря несколько листиков, означающих листопад.

Физкультурная минутка « Мы листики осенние»

Мы листики осенние, Покачивание руками вверху над головой

На ветках мы сидим.

Дунул ветер — полетели. Руки в стороны

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели. Присели

Ветер снова набежал

И листочки все поднял покачивание руками вверху над головой

Закружились, полетели

И на землю снова сели. дети садятся по местам

«Узнай, с какого дерева лист»

Воспитатель: Мы с вами на прогулке рассматривали листья с разных деревьев. Ну-ка, назовите, с какого дерева этот лист? (ответы детей)

Какой лист у клена? (ответы детей) правильно, у клена лист большой, с острыми зубцами. Он похож на растопыренную ладошку.

Дети выбирают разные листья. Воспитатель называет дерево, дети показывают лист.

Какой лист у дуба? У дуба лист ……….

Какой лист у калины? У калины лист……

Какой лист у осины? У осины лист…..

Какой лист у каштана? У каштана…..

Игра «Назови по-другому»

Лист дуба – дубовый лист

Лист клена – кленовый лист

Лист березы – березовый лист

Лист каштана – каштановый лист.

Воспитатель: У меня для вас небольшой сюрприз – Осень прислала для вас посылку . Она прислала вам осенние листочки, но они все белого цвета. Нам нужно раскрасить их.

— Чем мы можем раскрасить листья? (Красками гуашь, акварель, цветными карандашами, цветными мелками). А как вы думает, пластилином можно разукрасить? (ответы детей)

— есть такая техника рисования пластилином, которая называется пластилинография . Дети выбирают листья, пластилин красного, жёлтого, оранжевого, зелёного и коричневого цветов.

Воспитатель: (обращает внимание к схеме) Посмотрите, все ли мы приметы осени вспомнили? Перечислите мне их. (ответы детей) А теперь расскажите, как же надо готовиться к зиме птицам? (ответы детей). правильно, некоторые птицы улетают в теплые края…как их называют? (ответы детей)

Воспитатель в следующей ячейке рисует птицу.

А как называют птиц, которые остаются на зиму? (ответы детей) им нужно готовиться к зиме? (ответы детей) Как мы можем помочь зимующим птицам? (ответы детей)

Как животные готовятся к зиме? (ответы детей)

Воспитатель рисует медведя и белку

Заключительная часть

Воспитатель: Мы с вами много узнали об осени, её признаках, и теперь можем лесным животным дать ответ на письмо. Вы мне говорите, а я буду писать. Чтоб мы ничего не пропустили, смотрите на наш календарь.

Дети рассказывают, воспитатель записывает. Потом письмо и календарь запечатывают.

Конспект занятия

по познавательному развитию

«Золотая Осень» познавательное занятие в старшей группе

воспитатель: Хакимова Наталья Михайловна,

МБДОУ города Тулуна «Центр развития ребенка – детский сад «Гармония»

Цель: Развивать представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Задачи:

1. Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы.

2. Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, использую образные слова и выражения.

3. Закрепить навык образования прилагательного от существительного.

4. Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.

5. Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.

Развивающая среда:

Стулья расставлены полукругом по количеству детей.

Доска с таблицей, фломастер, шкатулка.

Ларчик с овощами и фруктами, письмо, мячик.

Две ветки в вазах.

Иллюстрация картин "Ранняя осень", "Поздняя осень".

Магнитофон, аудиозапись «звуки пробуждающегося леса».

Словарная работа

Термометр, золотая, величавая, очаровательная, разноцветная, ранняя, поздняя.

Педагогические технологии: ТРИЗ, музыкальное воздействие.

Здоровьесберегающие технологии: ароматерапия, динамическая пауза.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда вы узнаете, если отгадаете загадку:

Воспитатель:

Прошла по лугам,

По лесам, по полям.

Припасы она заготовила нам,

Упрятала их в погреба, в закрома,

Сказала: За мною нагрянет зима.

Дети: Осень. Открывается дверь и выглядывает мордочка зайца. Он приносит письмо.

Воспитатель: Посмотрим от кого же это письмо?

Детский сад Гармония детям группы «Почемучки».

Обратный адрес: Заячья поляна пригородного леса.

Здравствуйте! На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось так, что одна половина считала, что пора, а другие зайцы говорили что рано.

Одни говорили, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Мы не знаем, что делать. Посоветуйте, пожалуйста. Мы не можем понять, кончается осень или нет? Говорят, что зима идет к нам через ваш город. подскажите когда она будет в лесу.

Только мы просим, представьте убедительные доказательства. Ведь менять шубки дело для зайцев не простое.

Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Но мы с вами постараемся на него ответить. Дети, зайцам повезло, сейчас мы совершим путешествие в осень и сможем помочь зайчикам принять правильное решение.

Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? (дождь, снег, туман). Воспитатель записывает.

Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру).

Игра "Погода осенью"

У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью:

Когда идет дождь - дождливая.

Когда дует ветер - ветреная

Холодно - холодная

Пасмурно - пасмурная

Сыро - сырая

Хмуро - хмурая

Ясно - ясная

Воспитатель: Отлично. Вы правильно говорите, о погоде. Хочется похвалить, что говорили четко, внятно, интересно.

Воспитатель: А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?

Дети: (Ранняя, поздняя)

Воспитатель: Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите, какая на них изображена осень. (Дети показывают и называют)

Воспитатель: Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой осенью?

Дети: Погода теплая, на деревьях разноцветные листочки, летают серебряные нити паутины, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, лужи покрываются корочкой льда, созревают желуди, орехи, поспевают клюква.

Дети: Дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит редко.

Дети: Листья все облетели и почернели, сосны и ели стоят зеленые, травы побурели, небо в свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди со снегом, ночью мороз лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев звенят и покрываются инеем.

Воспитатель: Молодцы вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. Да, осень бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы. Послушайте, я расскажу вам о приметах осени.

Приметы осени

Осень подойдет неслышно,

Тихо встанет у ворот.

В огороде листик вишни,

На дорогу упадет.

Это первая примета,

Что от нас уходит лето.

А вторая куст малины,

В нитях белой паутины.

Чуть короче станет день,

Потемнеют облака,

Словно их накроет тень,

Станет пасмурной река -

Третья верная примета:

Осень бродит близко где-то

Ранним утром на поляны,

Лягут белые туманы.

А потом уж жди, не жди

Моросящие дожди

Пеленой затянут просинь

Значит, наступила осень. У нас в детском саду есть копилка народных мудростей, дети складывают в нее пословицы и приметы времен года. А вы хотите положить туда свои знания? (Да).

В круг ребята становитесь,

Крепче за руки держитесь.

Я шкатулочку возьму,

И приметы соберу.

Воспитатель: Открывает крышку, а дети называют приметы и пословицы.

Пословицы

1. Коли ясно, то и осень прекрасна.

2. Осень идет, и дождь за собой ведет.

3. Красна весна цветами, а осень пирогами.

4. От осени к лету, поворота нету.

5. Лето со снопами, осень с пирогами.

6. Грибок в кузовок - зимой будет пирожок.

1. Осенью паутина на ясную погоду.

2. Гром в сентябре - теплая осень.

3. Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая.

4. Большие муравьиные кучи - к мягкой зиме.

5. Когда гусь улетает, снег выпадает.

Воспитатель: Дети, вы замечательно все говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями. Мне понравились ответы, вы назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.

(Дети садятся на стульчики)

А сейчас прочитайте стихотворение "Осень", написанное на таблице.

Плакали ночью желтые клены,

Вспомнили клены, что были зелены.

С желтой березы тоже капало,

Значит, береза тоже плакала.

Воспитатель: Как вы думаете, почему плакала береза?

Дети: (Жалела, что кончилось лето, что опадают листочки).

Воспитатель: А почему у деревьев опадают листочки?

Дети: (Мало солнца, стало холодно)

Воспитатель: Дети, а можно ли что - либо сделать, чтобы листочки остались на дереве?

Дети: (Приклеить, пришить).

Воспитатель: А будут ли, такие листочки держатся?

Дети: (Нет, скрутятся, почернеют, будут не красивые, опадут).

Воспитатель: Представьте себе, что вы листочки, подул ветер, и вы закачались (звучит музыка, дети танцуют).

Физминутка "Листочки".

Осенние листочки закружились.

Веселый ветер зашумел над ними,

Весело они летели

И на землю сели.

Вот ветер снова тихо набежал,

Вдруг листочки красивые поднял.

Весело они летели

И на землю сели.

Ой, как много на ковре листочков. А давайте поиграем в игру.

Раскрась листья в соответствии со значками

Подойдите к столам и раскрасьте листья в соответствии со значками. Будьте внимательны, посмотрите где стоит значок.

Воспитатель: Умницы, мне не удалось поймать вас в ловушку. Вы точно определили листья.

Воспитатель: Из ваших ответов, я поняла, что осень вам нравиться, а какие красивые слова вы могли бы сказать про осень.

Игра осенние слова

Дети: Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.

Воспитатель: Вот подошло наше путешествие к концу. Расставаясь с осенью, давайте поиграем с лесным эхом.

Эхо лесное, спросить могу?

Куда это листья лесные пропали?

Опали-опали-опали:

Птички певички, давно ли галдели?

Летели, летели, на юг улетели:

Белки и зайцы, про вас не знаем?

Линяем, линяем, линяем:

Так что же творится в лесу? - спросим.

Осень, осень, осень.

Итог занятия

Воспитатель: Дети, подумайте и скажите, что мы напишем зайцам.

Дети: Осень наступила. Уже выпадает снег по ночам. Пора менять шубки на белые, а то лиса или волк заметят. Деревья голые, травка повяла, исчезли насекомые жуки, червяки, улетели птицы на юг.

Воспитатель: Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства, что осень прошла через наш город и направилась в лес. Сегодня после прогулки мы напишем зайцам ответ. Дети, а кто сегодня на занятии был самым активным? Чьи ответы вам понравились. А кому понравились свои ответы и почему? (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, вы старались, я довольна вами. У меня для вас небольшой секрет: осень прислала нам посылочку. Примите от нее послание. Осень прислала вам листочки, которые вы можете раскрасить.

Афанасьева Галина Ивановна

МБДОУ д/с № 29 г.Гулькевичи

воспитатель

Образовательная область «Познавательное развитие»

Конспект НОД «Мир природы»

Тема: «Путешествие в осенний лес» старшая группа.

Цель: Развивать у детей познавательный интерес к животному миру Краснодарского края. Воспитывать любовь к своей малой родине. Формировать доброжелательное отношение к объектам живой природы.

Программное содержание.

  • Уточнить и дополнить знания детей об осенних изменениях в природе.
  • Формировать умение устанавливать причинно - следственные связи на основе понимания зависимости жизнедеятельности живых существ от условий среды их обитания.
  • Воспитывать у детей интерес к жизни животных в осенний период.
  • Расширять кругозор детей.
  • Развивать мелкую и крупную моторику

Словарная работа.

  • Ввести в активный словарь детей слова: трухлявые, хворост, линька, шёрстка, трудолюбивая, хатка и др.

Оборудование.

Мультимедийное оборудование.

  • Подбор материала - презентация по данной теме,
  • Музыкальное сопровождение.
  • игрушка Каркуша.

Предварительная работа.

  • беседы с детьми,
  • рассматривание иллюстраций,
  • отгадывание загадок,
  • наблюдения в природе.

Воспитатель детям: Ребята, нам сегодня пришло письмо, и принесла его ворона Каркуша. Сейчас мы узнаем, а что же там написано? А в письме лесные зайчата просят у нас помощи, они не знают какую шубку им нужно сейчас носить? Хотите помочь зайчатам? Как вы думаете, чем мы может им помочь? (Ответы детей.) А я предлагаю отправиться нам в путешествие в лес. И глядя на изображение леса, рассказать какое время года наступило в лесу. Путешествие будет необычным...

Скажем волшебные слова: «Вокруг себя покружись, повертись и в лесу ты окажись».

Загадывает детям загадку:

Прошла по лугам,

По лесам, по полям.

Припасы она заготовила нам,

Упрятала их в погреба, в закрома,

Сказала: За мною нагрянет зима. (Осень).

Начало показа презентации.

И как вы это узнали? А что такое лес, и кто там живёт? (ответы детей)

Правильно дети лес, это дом для многих растений, животных, насекомых и птиц, которые обитают у нас на Кубани. Так что же происходит сейчас у всех у них в осеннем лесу мы и поговорим об этом. А точнее, как живая природа: животные и птицы, насекомые и растения готовятся к зимним холодам. (слайд)

Ребята, почему то уже не летают бабочки, жуки, божьих коровок не видно, комары не звенят над головой? Почему их не видно? (Ответы детей.)

Дети рассказывают, а воспитатель дополняет. (Холодно) (слайд).

Куда прячутся от холодов жуки? (Под кору деревьев, под опавшие листья, в щели домов.)

Муравьи (слайд).

Что делают муравьи? (Муравьи осенью сбиваются в плотный клубок глубоко в земле. Так глубоко где земля не замерзает.)

Бабочки превратились в куколок, как в колыбельках будут спать до тёплой весны.

Ребята, в тёплое время, на дорожке можно было увидеть ящериц и лягушек. Куда прячутся ящерицы и змеи? (Ящерицы и змеи заползают под корни старых деревьев или трухлявые пни, чтобы заснуть там на всю зиму.

А лягушки? (Лягушки зарываются в тину на дне водоёмов.)

Куда деваться птицам, если нет насекомых? (Чтобы не умереть с голода, основная часть птиц, улетает в теплые края, где тепло и много корма. А те птички, которые остались, летят поближе к жилью людей, и мы должны помочь пережить им тяжелое время.) (слайд).

А кто из вас знает, как мы можем помочь птицам? (ответы детей) Дети рассказывают, а воспитатель дополняет.

А кто из вас знает, как дикие животные готовятся зиме? И почему мы называем их дикими? (слайд).

Что делает осенью ёжик? (Ёжик еле-еле передвигается, куда делась его быстрота и ловкость, он засыпает на ходу. Он уже приготовил себе гнездо под кучей листьев и хвороста. Гнездо это старательно выстлано травой и листьями. С наступлением заморозков, ёж глубоко закапывается в свою нору и засыпает на всю зиму.) (слайд).

Ребята, а каких вы ещё знаете животных, которые впадают в зимнюю спячку? (Медведь, барсук, бурундук) А еще в спячку впадает барсук, осенью он тоже наедает много жира, и укладывается в теплую нору(слайд).

Ребята, оказывается осенью надо по лесу ходить осторожно, тихо, Почему? (Дети называют правила поведения в лесу.) (Чтобы не разбудить уже заснувших животных.)

А где зимует медведь? Как называется его жилище? (В берлоге )

Давайте посмотрим на Слайды медведи в осеннем лесу.

  • Какое время года в лесу?
  • Что делают медведи?

Медведь готовится к зиме с лета, он много ест и запасает жир, готовит себе уютную берлогу. Своими острыми когтями медведь отрывает с сосен и елей полосы коры и перемешивает их со мхом. Роет глубокую яму. Устилает травой, листьями, ветками высокую постель. А ёлочки и деревца, что по краям ямы росли, подгрызает - они накланяются и получается крыша, как шатёр. Надумает медведь спать укладывается, свернётся калачиком и уснёт с медвежатами до весны.

Ребята, посмотрите на картину. (Выставляется другой слайд )

Чем занимаются белочки в осенние дни?

Белочка сушит грибы, собирает шишки, орехи - всё зимой пригодится. В лесу у неё есть жилье. Как называется жилище белки? (ответы детей) Правильно, а в дупле есть кладовочки. В таких кладовых много запасов, на всю зиму хватит. А кроме кладовой в дупле ещё есть место для сна. Очень трудолюбивые и запасливые белочки. (слайд)

Физкультминутка.

Пальчиковая гимнастика « Осень» (Автор Н. Нищева)

Ветер по лесу летал, (плавные волнообразные движения скрещенными

Ветер листики считал: ладонями)

Вот дубовый (Дети загибают по одному пальцу на обеих руках

Вот кленовый, на каждое прилагательное)

Вот рябиновый, резной,

Вот с берёзки - золотой.

Вот последний лист с осинки

Ветер сбросил на тропинку. (Спокойно опускают руки)

Но совсем по-другому готовятся осенью к холодам звери, которые не укладываются в зимнюю спячку и не делают себе запасов. Какие это животные? (Лиса, заяц, волк, лось, кабан, олень.) У них происходит линька, это смена летней шёрстки на зимнюю. (слайд).

Всем этим животным щедрая осень раздаривает тёплые пушистые красивые шубки. В таких теплых шубах, с подшерстком внутри можно пережить морозы. Лисичка меняет свой серовато - рыжий наряд на рыжую тёплую шубку. Очень любит переодеваться заяц. Какого цвета шубку? (Из серой в белую) Почему? (слайд).

Правильно, у зайцев слишком много врагов, а на белом снегу его зимой не заметят. Так что же мы ответим зайцам? Пришло время менять им шубку или нет? А чем питаются зайцы зимой? А еще есть такое выражение - зайца ноги спасают. Что это значит? (ответы детей)

Ребята, теперь повторим, то о том, как же животные готовятся к зиме:

  1. Уходят в спячку.
  2. Делают запасы.

Могут себя прокормить. (У них густая и тёплая шубка, и они не боятся морозов. А какие жилища умеют устраивать себе животные к зиме? (дети называют) Правильно ребята - норы роют зайцы, лисы, барсуки, логово - волк, ну а хозяин леса - медведь устраивает себе берлогу. Теперь вы знаете, как лесные жители нашего края готовятся к приходу зимы? (слайд).

Скажем волшебные слова: «Вокруг себя покружись, повертись и в группе окажись».

Я думаю, что уже можем передать вороне Каркуше ответ для зайцев, мы расскажем о том, что еще рано менять шубку. Снег еще не выпал, и зайцам на осенней траве и листве в белой шубке будет очень трудно спрятаться от хищных животных - волка и лисы.

Каркуша благодарит детей за рассказ и ответ. Ей понравилось у детей в гостях. Прощается с детьми и улетает.

- Я думаю, что мы с вами сегодня сделали доброе дело - помогли зайчатам! И поэтому заслужили просмотр мульфильма, а называется он "Осенние заботы"

Воспитатель предлагает детям посмотреть мультфильм, об осенних заботах животных в лесу.

МБОДУ с.Юрьево-Девичье Конаковского района Тверской области Провела: воспитатель Роговая Галина Дмитриевна Группа: средняя

Интеграция с другими областями:

  • Физическое развитие – использование дыхательной гимнастики «Ежик» для тренировки носового дыхания и дыхательной мускулатуры и физкультминутки «Поезд» , имитация движений животных.
  • Познавательное развитие - Д/игры «Да или нет» , «Кто у кого» , «Кто где живет?»
  • Социально-коммуникативное развитие – д/игра «Закончи предложение» , помощь ежикам в укладывании листьев в норку (во время продуктивной деятельности) , труд – подготовка рабочего места, уборка красок и кисточек после продуктивной деятельности.
  • Художественное творчество – работа с красками. Речевое развитие - чтение художественной литературы: чтение стихотворения, использование загадок.
  • Художественно – эстетическое развитие: работа с красками, использование фонограммы песни С. Насауленко «Осень наступила» , фонограммы мелодии в продуктивной деятельности для организации детей.

Задачи:

1. Обучающие задачи:

  • систематизировать знания детей о сезонных изменениях в неживой природе изменения в растительном мире, изменения в животном мире (осень) ;
  • продолжать учить детей отгадывать загадки, в некоторых случаях объясняя свой ответ;
  • учить образовывать существительные при помощи суффиксов –ата, -ята во множественном числе;
  • закрепить использование слов, имеющих противоположное значение (длинный-короткий, большой–маленький, пушистый-колючий, дикий-домашний, белый-серый) ;
  • упражнять детей в носовом дыхании, тренировать дыхательную мускулатуру.

2. Развивающие задачи:

  • развивать познавательную речевую активность по теме «Осень» , «Жизнь диких животных осенью» .
  • развивать цветовое восприятие в процессе продуктивной деятельности при передаче окраски осенних листьев.
  • развивать мелкую моторику при работе с кистью и красками.
  • способствовать развитию психических процессов: памяти, воображения, мышления.

3. Воспитательные задачи:

  • воспитывать навыки культурного поведения в процессе игры.
  • воспитывать бережное отношение к природе в процессе беседы о жизни диких животных осенью, в продуктивной деятельности.
  • воспитывать аккуратность и усидчивость в процессе продуктивной деятельности.
  • воспитывать активность, самостоятельность.
  • воспитывать умение работать в коллективе.

Структура (части и их предполагаемое время)

Вводная. Игровая мотивация. Воспитатель включает запись фонограммы осенней мелодии. Дети собираются на ковре. Ведут наблюдение из окна. Формулирование темы мероприятия.

Основная часть. Подготовка к путешествию в осенний лес. Путешествие по осеннему лесу.

Заключительная часть

Поможем ежикам. Продуктивная деятельность (работа с красками) . 5 мин.

Общее время- 20 мин.

Оборудование: магнитофон, стульчики (пенечки) , мольберт.

Демонстрационный материал: Картинки с изображением диких животных,

аудиозапись детской песни С. Насауленко «Осень наступила» .

Раздаточный материал: картинки с изображением ежа, кисти, гуашь желтого, красного цвета.

Предварительная работа: наблюдение за деревьями, листьями, растениями на цветнике, за птицами, насекомыми. П/ игры с осенней тематикой.

В речевом уголке размещены картинки с изображением диких животных и их детенышей, экологическая игра «Опиши, мы отгадаем» , хороводная игра «Лети, листок, ко мне в кузовок» .

Чтение художественной литературы: И. Соколов-Микитов «Еж» , А.Блок «Зайчонок» .

Конспект НОД по познавательному развитию «В осеннем лесу» .

Воспитатель под фонограмму детской песни С. Насауленко «Осень наступила» встречает детей на ковре.

Воспитатель:

Ребята, я вам сейчас загадаю загадку - стихотворение:

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.

Но не касаюсь сосен
И ѐлочек. Я.... (Осень)

Воспитатель: Молодцы! А сейчас какое время года?

Дети: Осень.

Воспитатель: Какие осенние месяцы вы знаете?

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Какой сейчас месяц осени?

Дети: Ноябрь.

Воспитатель: А какие еще времена года вы знаете?

Дети: Зима, весна, лето.

Воспитатель: Ребята, назовите мне признаки осени.

Дети: Листья желтеют и опадают, птицы улетают в тѐплые края, солнце греет мало, частые дожди,

небо серое, становится холоднее, люди одевают теплую одежду.

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в интересную игру. Я буду задавать вопросы, а вы

отвечать "да" или нет".

Осенью идут дожди? Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?
Звери норки утепляют?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?

Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать:
Куртки, шапки надевать?

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? (да) . Тогда я предлагаю вам сегодня

отправиться в путешествие в осенний лес.

Чтобы отправиться в лес, нам нужно подумать, а на чем мы можем отправиться?

Дети: на машине, на самолете, на автобусе, на лошадке.

Воспитатель: А на чем быстрее всех мы доберемся до осеннего леса?

Дети: На самолете.

Воспитатель: Как здорово! Мы с вами быстро доберемся на поезде до леса.

Физкультминутка «Поезд»

Вот мы и добрались до осеннего леса. Садитесь на пенечки, отдохнем. (дети садятся на стульчики)

Воспитатель: Ой, ребята, кто-то нас встречает? Узнаете кто, если отгадаете загадку.

1) Это что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной,
И стоит среди травы
Уши больше головы. (Заяц)

(Воспитатель достаѐт картинку зайчика)

Воспитатель: Ребята, а что зайчик делает осенью?

Дети: Зайчик осенью меняет серую шубку на белую.

Воспитатель: Зачем зайчику белая шубка?

Дети: Чтобы лиса или волк не заметили зайца на белом снегу.

Воспитатель: Давайте попрыгаем, как зайчики. (Прыгают) .

2) Воспитатель: Кого же ещѐ мы встретим в лесу?

Он в берлоге спит зимой
под большущею сосной,
а когда придет весна,
просыпается от сна. (Медведь) .

(В - ль достаѐт картинку медведя)

А вы знаете, что медведь делает осенью?

Дети: Все лето и осень медведь готовится к зиме: ест много ягод, ловит рыбу в реке, накапливает

жир на зиму. В конце осени он находит себе место под сосной, где лежит много листьев и веток, и

ложится спать до весны. Зимой выпадет снег, а ему в берлоге будет тепло.)

Воспитатель: Давайте походим, как медведь. (Дети изображают медведя) .

3) Воспитатель: Ребята, может, мы ещѐ кого-нибудь встретим. Как выдумаете, ребята, о каком животном пойдет речь в следующей загадке?

В дупле живет, да орешки грызет. (Белка) .
Показывает картинку белки.
Воспитатель: Что делает белка осенью?
Дети: Белочка собирает грибы, орешки, шишки.

Воспитатель: А белочка меняет шубку? (да)

Воспитатель: Какого цвета шѐрстка становится у белочки? (серая)

Воспитатель: Почему серая? (потому что деревья серые)

Воспитатель: Давайте попрыгаем, как белочки. (прыгают)

4) Воспитатель: Ой, ребята, а это что за зверѐк?

Сердитый недотрога живѐт в глуши лесной

Иголок очень много, а нитки - ни одной! (Ёжик)

Воспитатель: Правильно, ребята. Это ѐжик. А как вы догадались? - А что же будет ѐж делать

зимой? (ответ детей)

Спать. Ёж летом и осенью нагуливает жирок, что бы всю зиму сытым быть

Воспитатель предлагает детям превратиться в ѐжиков.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА «ЁЖИК»

Вдох носом: короткий шумный («как ѐжик» ) с напряжением мышц всей носоглотки

(ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается) . Выдох мягкий, произвольный через

полу открытые губы.

Воспитатель: А каких животных еще можно встретить в лесу? (волк, лиса, кабан, лось, енот и т.д.)

Воспитатель: А у наших животных есть детки. Д/ игра «Кто у кого»

Воспитатель: у зайца Дети: зайчата

Воспитатель: у лисы Дети: лисята

Воспитатель: у медведя Дети: медвежата

Воспитатель: у волка Дети: волчата

Воспитатель: у белки Дети: бельчата

Д/игра «Кто, где живет»

Воспитатель: У лисы был день рожденье, к ней пришло много гостей, а потом они заблудились и

не могут найти дорогу домой. Ребята, давайте поможем каждому найти свой домик.

Лиса – дети (в нору)
Белка – в дупло
Медведь - в берлогу
Волк – в логово

А зайчик – под кустик.

А утром сорока всех разбудила и лиса выскочила – из норы

Белка – из дупла

Медведь – из берлоги

Зайчик – из-под куста.

Понравилось вам наше путешествие по осеннему лесу? Много разных животных встретили (дети

вспоминают, кого встретили)

Чем заняты животные осенью в лесу? Как они это делают? Воспитатель: У всех животных происходит линька. Заяц, белка меняют окраску. Животные

делают запасы на зиму.

Воспитатель: Помогите мне закончить предложение:

Д/ игра «Закончи предложение»

Заяц зимой белый, а летом…
У зайца хвост короткий, а уши…
Заяц пушистый, а еж…
Заяц дикий, а кошка..

Медведь сильный, а заяц…

Белка живет в дупле, а лиса…

Воспитатель: Ребята, скоро осень закончится. А у нашего ѐжика было много дел, и он не успел

утеплить свою норку. Для этого нам нужны листья. Давайте ему поможем, нарисуем для него

много листочков. Давайте пройдѐм на волшебную полянку (дети подходят к столам) .

Садитесь поудобнее, ножки поставьте вместе, спинки подравняйте, возьмите в руки наши

волшебные кисточки и нарисуйте для ежиков много листочков. Какого цвета литья осенью?

(Красные, оранжевые, жѐлтые) .

Работа с краской (звучит музыка) .

Воспитатель: Молодцы, ребята! Ёжик будет очень рад, увидев, сколько листочков мы ему нарисовали. Теперь он не замерзнет зимой в своей норке.

Воспитатель: А теперь, ребята, нам пора возвращаться из леса в нашу группу. Давайте сядем на поезд и поедем в детский сад.

Подведение итогов:

Воспитатель: Ребята, о каком времени года мы сегодня говорили? О каких переменах осени вы узнали? Каких животных мы встретили в лесу? Кому мы помогли? Понравилось вам наше путешествие?

Цель: Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе.

Задачи:

1.Обобщать и систематизировать представления о характерных признаках осени; познакомить с народным календарём.

2.Развивать умение восстанавливать взаимосвязь, делать выводы; развивать внимание и память.

Активизировать в речи детей «осеннего» словаря: листопад, урожай, ненастье, непогода, слякоть. «О цвете листвы» – багряная, золотая, ржавая, рыжая, пурпурная, бурая.

Словообразование: осень – осенью, осенний, по- осеннему; листья – листва, лиственный, листопад, листопадничек.

Обогащение словаря старинными названиями осенних месяцев: сентябрь – рябинник, хмурень, листопадник; октябрь – листобой, мокрохвост, свадебни; ноябрь – подзимник, грудень.

3. Воспитывать чувство любви к родной природе. Продолжать приобщать детей к русской народной культуре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 56 «Искорка»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности в образовательной области (Познавательное развитие)

«Осень золотая»

(старший дошкольный возраст 6 – 7 лет)


Похожие публикации