Патриотизм начинается с детства. «Патриотизм начинается с любви к малой Родине

Родился в 1957 г. в Воронежской обл. с. Озерки. В настоящее время живу в г. Кубинка. Закончил Московской полиграфический институт. С 1991 года работал главным художником в ряде издательств г. Москвы. Серия книг по искусству, над оформлением которых я работал главным художником, получила государственную премию. Автор и художник книг для детей: «В некотором царстве», «Как колобок пошел учиться» и др. Работал в качестве иллюстратора в издательствах «Детская литература», «Школа-пресс» и др.

голосование завершено

Поддержите меня в Премии

Губернатора Московской области "Наше Подмосковье"

«Патриотизм начинается с любви к малой Родине»

Присоединиться

Тема проекта:

Патриотика

Тематика:

Образование
- Патриотическое воспитание
- Работа с молодежью
- Творческое самовыражение

Муниципальное образование:

Одинцовский м.р.

Описание проекта:

Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей "малой Родине", патриотические чувства, пройдя через целый ряд, этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.
Патриотизм является одной из наиболее ярких черт российского национального характера, Российскому патриотизму присущи свои особенности. Прежде всего, это высокая гуманистическая направленность российской патриотической идеи, веротерпимость, соборность и законопослушание, общность как устойчивая склонность и потребность россиян к коллективной жизни, особая любовь к родной природе.
Цитаты, которые я привел, очень точно объясняют суть патриотизма, его составляющую. И казалось бы это понятно всем. Но к сожалению это не всегда так, находятся отдельные индивидуумы и группы людей, которые так не считают или равнодушны к этим понятиям. А это еще страшнее.
Есть еще проблема, люди часто не только не знают, что происходило и происходит в стране, но и не знают ничего о славном, пусть трудном, прошлом своей малой родины. А как уже говорилось, человек любящий свой дом, своих родителей, природу, который много знает о родном крае, его героическом прошлом, изучает культурное наследие всегда будет патриотом своего Отечества.
Я решил для себя, пойти к детям, говорить им о героизме наших предков, о культуре нашего народа, о любви к малой родине, Отчизне. Ведь именно в детстве закладывается фундамент знаний, основы нравственного, духовного, культурного, физического и другого развития личности. Рассказывать о литературе, искусстве, учить детей создавать образ героев прошлого и настоящего, рисовать с ними природу, находить красоту в окружающем мире и отношении к друг к другу. Чтобы дети и подростки могли противостоять чуждому влиянию массовой культуры. Обладали чувством гордости и любви к своей Отчизне. Ведь я художник и мне это будет легче, чем другому, через художественные образы донести для них свои мысли. Когда мне говорят:
- «Зачем это тебе? Да и что вообще существуют разные взгляды на понятие патриотизм».
В ответ я приведу слова патриарха Алексия II
- "Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом - это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нём, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» это то же самое, что бездомный человек. И здесь ещё одно очень важно. Чувство патриотизма ни в коем случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим народам…».
Как известно патриотизм начинается с любви к малой родине. И с таким посылом я участвовал в мероприятии 29 января 2016 с библиотекой Центра культуры и творчества города Кубинка в средней общеобразовательной школой №1 им. Героя России И.В. Ткаченко в качестве художника, автора детских книг и журналов. Заведующая библиотекой Попова В.А. вначале поприветствовала 3-й класс начальной школы (классный руководитель Митрохина О.А.). В этом классе было много читателей городской библиотеки. Далее предоставила слово гостю, то есть мне. Я рассказал ученикам, что не только работаю как художник, но и пишу рассказы для детского журнала о природе, поведал о том, что впечатления от красоты природы родного края, нашей Кубинки, помогали мне описывать природу в рассказах. Даже сама железнодорожная станция была упомянута в историях для детей. Дети рассказали, что они тоже любят природу своей малой Родины.
После прочтения рассказа, ученикам было предложено сделать иллюстрации. И начался захватывающий процесс. Дети увлеченно рисовали, затем показывали свои рисунки автору рассказа. Рассмотрел рисунок каждого ребенка. Похвалил ребят за творчество. Посоветовал не забывать посещать библиотеку, больше читать книг.
Роль книги в воспитании детей любви к родителям, Родине, природе неоценима. Через несколько дней после урока рисунки детей отправил в детский журнал. Некоторые из них были опубликованы на странице электронной версии журнала.
Одним из главных приоритетов воспитания патриотизма является уважение к героическому прошлому нашей страны, готовность служить Родине, защищать ее.
22 апреля 2016 в преддверии праздника 9 мая, мною Пшеничниковым И.А. (в это время я уже работал в Кубинской СОШ №2 им. Героя Советского Союза Безбородова В.П, учителем ИЗО) при содействии зав. Назаренко Н.М. была организована встреча краеведа Погодаева Г. П. с учениками 5 классов на уроках ИЗО.
Увлеченный историей родного края Погодаев Г.П. с энтузиазмом откликнулся на мое предложение рассказать детям о происходивших событиях во время Битвы за Москву в 1941 в районе Кубинки. Геннадий Павлович рассказал детям о битве под Москвой 1941. И именно о сражениях в районе Кубинки. В частности дети узнали, что на Полигоне, где находится их школа, был штаб нашей 82 мсд.
Краевед рассказал, что в районе р. Тросна на территории Прожекторной (сейчас ул. Генерала Вотинцева) с которой дети ходят в эту же школу, в 1941г. артиллерийский расчет орудия подбил немецкий танк, который прорывался к Кубинке по Наро-Фоминскому шоссе. Сгоревший фашистский танк по рассказу краеведа до 1942 года стоял на территории, где сейчас находится детский сад. Еще много интересных фактов рассказал Погодаев Г.П.
На классной доске он начертил схему, которая отражала события происходивших в районе Кубинки во время Великой Отечественной войны в 1941 г. Дети с увлечением слушали нашего ветерана. И тепло отблагодарили за интересный рассказ.
После беседы дети рисовали. Учебный процесс прерван не был. Наоборот дети с большим вдохновением работали над рисунками на тему ВОВ.
Одна из основных целей воспитания патриотизма является воспитание духовно развитой личности, уважающего и любящего культуру своего народа.
Был проведен ряд мероприятий в 2016-2017 гг., отвечающему этому тезису.
Так 21 в апреле 2016 г. я провел мастер-класс по иллюстрации к сказкам великого русского поэта А.С. Пушкина. Мероприятие проводилось в рамках всероссийской акции «Библионочь» в библиотеке Центра культуры и творчества г.Кубинки, на котором присутствовали дети и их родители. После вводной беседы о А.С. Пушкине, который оставил нам огромное культурное наследие и о значении сказок в жизни ребенка, всем желающим было предложено сделать иллюстрации к прочитанным фрагментам сказок. После чего я сделал анализ работ детей. Ведь в рисунках всегда проявляется характер человека и его отношение к прочитанному. Мероприятие прошло живо и плодотворно.
Воспитание патриотизма на примерах великого прошлого нашей Родины, чувство гордости за подвиги наших солдат, одержавших победу над страшным врагом во время Великой отечественной войны 1941-1945 гг. в борьбе с немецким фашизмом
ставится нашим обществом во главу угла в воспитании подрастающего поколения.
4 мая 2016 года незадолго до празднования Дня Победы, я, Пшеничников И.А. с разрешения руководства Кубинской СОШ №2 пригласил на встречу с учащимися 1 классов на кружи по внеурочной деятельности Владимира Степановича Маренникова – детского поэта песенника, издавшего многочисленные сборники стихов своего сочинения, сочинившего около тридцати песен для детей. В.С. Маренников - член СП России, руководитель Одинцовского отделения Московской областной организации СП России, является лауреатом городских, районных, областных конкурсов поэтического искусства. Он состоит в общественных организациях: «Офицеры России», Одинцовской районной – «Ветераны РВСН».
Я рассказал младшим школьником о празднике 9 мая. О Дне Победы.
Владимир Степанович прочитал детям свои стихи о войне. Дети живо откликнулись и также прочитали стихи, посвященные подвигу нашего народа во время Великой Отечественной войны. Затем поэт-песенник прочитал свои стихи для детей, рассказывающих о весне, мире. О счастливом детстве, которое защитили прадедушки и прабабушки наших учеников от фашистских оккупантов в 1941-1945 гг.
Потом дети стали рисовать, а некоторые из них пожелали сочинить стихи. Стихи тут же были написаны детьми и к ним были сделаны иллюстрации. Другие дети нарисовали. рисунки на тему Великой Отечественной Войны, прославляя подвиг наших солдат в битве с страшным врагом.
Занятия прошедшие после 22 июня 2016 года в группах школьного лагеря мною было проведены так, чтобы они не были похожи на обычный урок. Я оформил выставку своих иллюстраций, посвященной поэме А. Твардовского «Василий Теркин» и разместил ее в классе. Пригласил ветерана ВС, поэта, В. С. Маренникова, знакомого уже некоторым детям. В его творчестве большое место занимают стихи и песни о ВОВ.
Начал я занятие с напоминая о дате вероломного нападения фашистов на нашу Родину - 22 июня 1941 г. Говорил о том, что наши предки в Великой отечественной войне победили врага и подарили нам жизнь.
Владимир Степанович рассказал об истоках возникновения фашизма. Нелегкой борьбе наших солдат с фашистами. Дети активно участвовали в беседе. Потом поэт прочитал стихи, посвященные ВОВ.
Пригласили детей рассмотреть выставку моих иллюстраций, выполненные простыми карандашами. Под иллюстрациями был размещен текст из поэмы «Василий Теркин». Ребята обсудили технику исполнений илл., выразительность композиций. Читали строки поэмы.
Т. Кирилл ученик младших классов сообщил, что у него день рождения был 22 июня. Я попросил поэта поздравить нашего ученика. Владимир Степанович спел ему песню своего сочинения, посвященного дню рождения.
А Б. Артем ученик 3 б попросил разрешения прочитать стихи своего сочинения, все с удовольствием приняли это предложение.
После этого дети рисовали рисунки про войну, сегодняшнюю мирную жизнь, которую защитили наши солдаты в годы Великой Отечественной Войны.
Как видим, если мероприятие организовано хорошо, то дети успевают за урок сделать очень многое и качество обучения только возрастает и также ненавязчиво для детей происходит воспитание в них чувство патриотизма.
С конца ноября по 5 декабря 2016 года по своей инициативе, при содействии руководства школы, на уроках ИЗО в классах я провел беседы, посвященные 75-летию Битвы под Москвой. Битвы самой важной, ставшей переломной в Великой Отечественной Войне. И доказавшей, на что способен наш человек, когда дело касается защиты Родины.
Подвиг нашей армии окончательно перечеркнул план «молниеносной войны» и открыл новую страницу победоносной истории нашей Отчизны.
Я рассказал детям о происходивших боях 1941 года в окрестностях Кубинки.
О подвиге Зои Космодемьянской. Музей Героя Советского Союза Зои Космодемьянской находится в деревне Петрищево Московской области, недалеко от г. Кубинка. Ученики с огромным интересом слушали рассказ о том времени. Многие рассказывали о своих прадедушках и прабабушках, которые приняли участие в ВОВ.
Потом дети рисовали. По результатам уроков патриотического воспитания в школе была открыта выставка детских рисунков, посвященных 75-летию Битве под Москвой.
Основная цель гражданского и патриотического воспитания заключается в ориентации подрастающих поколений на ценности отечественной культуры, формирования у них ценностного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому.
В декабре 2017 мне предложили принять участие в мероприятиях в рамках «Рождественских чтений», которые проходили на базе школьной библиотеки. Для учеников 5 класса была проведена беседа с показом презентации на тему «Выдающиеся личности Росси 20 века. Русский художник М.В. Нестеров». Ученики с большим интересом слушали мой рассказ о картине «Видение отроку Варфоломею». Картина открывает цикл произведений, посвященных деяниям святого преподобного Сергия Радонежского (около 1321–1391), основателя и игумена Троице-Сергиева монастыря, носившего в миру имя Варфоломей. Сергий – один из наиболее почитаемых русских святых, отроческий образ которого стал для художника символом надежды на возрождение русской духовности... Рассказал и о том, как в позднее Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Донского на битву с Мамаем, которая произошла на поле Куликовом.
Я был приятно удивлен, когда несколько учеников рассказали о житие преподобного Сергия Радонежского. Оказывается, они посещали Троице-Сергиеву лавру. И был рад тому, что наше, часто предвзятое мнения о том, что современные школьники только смотрят планшеты и «сидят» в интернете в данном случае не подтвердилось.
А тему «Разрушенные и возрожденные святыни Подмосковья», мне легко было осветить, так как летом был на пленэре и рисовал храмы в с.Усово, с.Уборы, в с.Большие Вяземы.
Мероприятия проходили для младших классов. Я оформил выставку своих пленэрных работ, которую показал детям, и после беседы они рисовали храмы.
В сентябре 2016 года вышла книга для детей Монаха Лазаря (Афанасьева) «Зяблик и его друзья из деревни Палиха, что на реке Жиздра», которую я иллюстрировал.
В День православной книги 14 марта 2017 заведующая школьной библиотекой Гутникова В.В. пригласила меня принять участие в мероприятии с названием «Духовно-нравственные чтения по книге Монаха Лазаря (Афанасьева). Была проведены Беседы и показ выставки эскизов и оригиналов иллюстраций. В.В. Гутникова читала отрывки произведения. Вели беседу на тему дружбы, которая освещалась в книге, верности и способности к самопожертвованию, ради спасения друга. Это все по сюжету книги. Я, перед тем как поведать детям о том, как рисовал образы героев, рассказал, когда появились первые книги на Руси и их значении в жизни человека в давние и нынешние времена. Вместе с детьми рассмотрели иллюстрации к книге, говорили о том, насколько точно художник передал характеры и образы героев. Рассказывал о работе иллюстратора, который помогает своим рисунками лучше понять прочитанное.
Воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту своей отчизны, один из приоритетов патриотического воспитания.
Военно-патриотическая эстафета «Салют победе», Одинцовского муниципального района, третий этап которой стартовал 13 марта в Кубинке, была посвящена подвигу защитников и жителей блокадного Ленинграда. Каждое учреждение города Кубинки приняло активное участие в эстафете памяти.
Кубинская СОШ№ 2 проводит огромную работу по патриотическому воспитанию школьников, но и мои беседы по патриотическому воспитанию были замечены.
Руководство Кубинской СОШ №2 имени Героя Советского Союза Безбородова В.П., поручило мне согласно школьному плану мероприятий на уроках ИЗО в 5, 6, 7 классах, провести открытые уроки, посвященные блокадному Ленинграду. Мною был приглашен член ветеранской организации Кубика-2 краевед Погодаев Г.П., ученицы 3 «В» класса Несмашные Дарья и Полина, на одном из уроков рассказали о «блокадном хлебе», представив свой проект. Проект был подготовлен под руководством Мартьяновой Л.И.
Расскажем об открытом уроке, который проходил в 5а классе.
Вначале урока я рассказал ученикам об истории создания знаменитого узора ленинградского фарфора - символа памяти о героическом подвиге блокадников Ленинграда. Этот узор называется – Кобальтовая сетка.
Это не просто орнамент, он появился в 1944 году после снятия блокады. Анна Яцкевич, художница Ломоносовского фарфорового завода расписала сеточкой сервиз в память о заклеенных крест-накрест окнах домов и перекрестном свете прожекторов, освещавших небо блокадного Ленинграда.
Через много лет, в 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе сервиз с «Кобальтовой сеткой» получил золотую медаль.
Затем ветеран ВС, краевед Погодаев Г.П. рассказал о блокаде, о ее последствиях, о мужестве защитников города на Неве и его жителей и солдат, которые, несмотря на тяжелейшие испытания, выдержали блокаду немецко-фашистских войск и победили врага. Погодаев Г.П. поведал ученикам, что происходило в окрестностях Кубинки, в 1941-1944 гг. В то время когда была блокада Ленинграда, о героизме советских солдат, защитивших нашу малую родину, о тяжелых испытаниях, выпавших на долю наших земляков, которые с честью выдержали суровые испытания, отвлекая на себя силы фашистских войск, тем самым помогая защитникам блокадного Ленинграда.
После беседы учащиеся рисовали узор – «Кобальтовая сетка».
Когда прозвенел звонок, дети не спешили уходить из класса, и продолжили беседу с нашим краеведом.
Естественно, что программу обучения никто не отменял и ее надо выполнять, но правильно распределив время и темы урока, удается наряду с беседами патриотического направления совмещать и главное - не отходить от темы урока. В 5 классе изучают декоративно-прикладное искусство: мы рисовали сервиз с кобальтовой сеткой. В 6 классе была тема «Портрет». Ученики создавали образы наших солдат времен ВОВ.
Надо еще сказать, что празднику к 9 мая была организована выставка рисунков и плакатов.
Не про все мероприятия я написал, да этого и не нужно. Главное не отчеты, проекты, хотя и это нужно, чтобы кому то мог бы пригодится опыт работы, а главное постоянно, не жалея времени, усилий доверительно разговаривать с детьми, ведь это наше с вами будущее.

Стадия проекта:

Проект в стадии реализации

Цель проекта:

Внести посильную лепту в дело патриотического воспитания подрастающего поколения.

Задачи проекта:

Воспитание любви к малой родине, гордости за ее культурное, историческое и героическое прошлое.
Воспитание любви к родителям, природе.
Воспитание чувства гордости за свою Родину и свой народ, и уважение к его великим свершениям.
Воспитание уважительного отношения ко всем народам, населяющим Российскую Федерацию.
Воспитание интереса и уважения к прошлому России путем изучения культуры, быта, народного искусства.
Воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов своей страны.
Воспитание чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации - Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества.

Достигнутые результаты:

Грамота от Главы городского поселения Кубинка П.С. Здрадовского, за активное участие в жизни г.п. Кубинка, военно-патриотическое воспитание молодежи и в честь празднования Дня защитника Отечества. Кубинка (17 февраля 2017 г.)
Грамота от директора Кубинской СОШ№2 Негрустуевой Г.Е. За гражданское и патриотическое воспитание подрастающего поколения. Кубинка 5 октября 2016г.
Грамота за участие в выставке, посвященной дню Победы, г. Одинцово,май 2017
В таком понятии, как воспитание патриотизма, невозможно измерить или взвесить результат своих трудов или присвоить ему знак качества. Это духовно-нравственное понятие. Можно перечислить грамоты, победы в конкурсах, но это будет формальность.
И проведя мероприятия, беседы, не стоит от ребенка ждать немедленных результатов. Главное заронить ребенку искорку любви к родному краю, к людям. И тогда он не сломает деревцо, не разорит гнездо, не обидит слабого. Главное, что у ребенка горят глаза, когда слушает твой рассказ о героическом прошлом своего родного края, России, он тянет руку, чтобы рассказать о том, как защищал Родину его прадед во время ВОВ, видишь какое одухотворенное лицо у ребенка, когда тот рисует кого любит - родителей, друзей, родную природу, и тогда ты уверен, что он вырастет хорошим человеком, настоящим патриотом.
Это и есть результат. Но так же ты должен понимать - твой труд это маленькая толика того, что в него вложили родители, учителя.

Социальная значимость проекта:

Социальная значимость данного проекта очевидна. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки. Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России.
Только инициативные, обладающих высокой социальной активностью люди, с духовно-нравственной позицией, любящие свой родной край, способны преобразовать своим трудом Подмосковье. Только те, кто ценит и уважает историческое, культурное наследие своей малой родины и способны приумножить творческое наследие наших предков, придать импульс всестороннего развития своего региона, а значит и нашего с вами Отечества, а при необходимости встать не раздумывая на защиту своей Родины. Мы должны приложить все усилия для воспитания подрастающего поколения.

Мероприятия, проведенные в рамках проекта:

Проведены:
- мастер-классы для детей по рисованию иллюстраций к сказкам, загадкам народов России, к книгам отечественных авторов;
- открытые уроки посвященные Великой Отечественной войне;
- беседы о культуре нашего народа, о его героическом прошлом, о роли книги в жизни человека.
В период реализации проекта только с сентября 2016 года я участвовал в десяти художественных выставках.
Это тематические выставки: в частности участвовал в выставке народного коллектива художников в историко-краеведческом музее г. Одинцово, посвященной Дню Победы.
Это персональные выставки: с 2016 по 2017 год их было три. Которые мы проводили вместе с Пшеничниковой А.И. Две в Одинцово, одна в МАУ КТЦ Кубинка. Здесь я представлял иллюстрации к сказкам и загадкам русского народа, книгам отечественных авторов, были иллюстрации и к своей книге для детей.
Предметом моей гордости было участие в благотворительной выставке совместно с художниками Союза Подмосковья в ТЦ «Атлас» г. Одинцово. Одна из моих работ была куплена и полученные деньги были перечислены на восстановление звонницы в с. Большие Вяземы.
Три года подряд лауреат 1 степени в городском фестивале-конкурсе «Одинцовские самоцветы»
С января 2016 года по май 2017 года было опубликовано семнадцать моих рассказов для детей в журнале «Пульс природы» г. Москва.

Охват проекта:

Жители городского поселения Кубинка, жители Одинцовского муниципального района. Дети и молодежь от 7 до 15 лет. Количественным подсчетом я не занимался. Практически невозможно узнать, сколько людей посетило твою выставку, но по некоторым мероприятиям цифры можно назвать. Бывает на встречу приходит до десяти детей, но как правило с ними приходят еще родители, а когда в классах проводишь мероприятия то это может быть и до тридцати человек. А если они проходят в один день в трех классах, то это около 90 человек.
В актовом зале присутствует сразу несколько классов. Но даже если один человек, внимательно тебя выслушает, поймет, разделит с тобой твои мысли и уже все сделано не зря.

Затраченные ресурсы:

Самое затратное – это время. Очень много его уходит на подготовку, организацию мероприятий. И надо его найти в своей жизни для работы с детьми.
Материальные затраты: бумага, краски, кисточки, клей, печать документов, звонки по сотовому телефону, когда просто надо организовать встречу детей с ветеранами, приходится делать много, рамки для оформления работ и паспорту, это все не учитывалось.

01.12.2017

По инициативе Общественной палаты молодежи Гражданской ассамблеи края состоялся круглый стол на тему: «Система патриотического воспитания: проблемы и пути решения».
В дискуссии приняли участие депутат Государственной Думы РФ Юрий Швыткин, руководитель агентства молодежной политики и реализации программ общественного развития края Сергей Егоров, представители органов исполнительной власти края, представители учреждений края, реализующие мероприятия по патриотическому воспитанию, педагоги и студенты, представители общественности.
Цель заседания - обсуждение условий для дальнейшего развития и совершенствования системы патриотического воспитания, формирования социальной активности молодежи Красноярского края.
Татьяна Калиновская, председатель Общественной палаты молодежи Гражданской ассамблеи края, модератор обсуждения, сказала: «Патриотизм – это нравственная основа государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности. В крае выстраивается система межведомственного взаимодействия в рамках реализации патриотической деятельности».
Юрий Швыткин, депутат Государственной Думы РФ отметил: «Обсуждение сегодняшней темы находит отражение и на федеральном уровне. Сейчас в ГД РФ вносится законопроект «О патриотическом воспитании», в котором будут даны четкие определения, что такое патриотизм, какие организации вовлечены в данный процесс, и какие подходы существуют для реализации государственной политики в области патриотического воспитания».
Юрий Швыткин также отметил, что готов принять предложения от общественности края, чтобы впоследствии включить их в федеральный законопроект.
Участники заседания считают, что основными задачами в этом направлении являются: укрепление материально-технического оснащения муниципальных молодежных центров, участвующих в патриотическом воспитании молодежи края, осуществление добровольческой деятельности и повышение уровня социальной активности подрастающего поколения.
Из доклада руководителя агентства молодежной политики и реализации программ общественного развития края Сергея Егорова следует, что региональная власть стремится к проведению единой государственной политики в области патриотического воспитания граждан, обеспечивает достижение целей путем плановой, непрерывной и согласованной деятельности органов госвласти, органов местного самоуправления и общественных организаций.
Как отметили участники, в крае действует система патриотического воспитания граждан: создан краевой Совет по патриотическому воспитанию молодежи под председательством Губернатора Красноярского края, приняты и реализуются целевые программы, нормативные правовые акты в данной области, а также созданы условия для организационного, информационного, научного и методического обеспечения патриотического воспитания.
В ходе обсуждения отмечалось, что возросли уровень и эффективность проведения фестивалей художественного творчества, конкурсов, выставок и состязаний, сборов и соревнований. Для проведения мероприятий патриотической направленности используется потенциал центров традиционной народной культуры, театров, библиотек и музеев. Возобновилось проведение военно-спортивных игр и других мероприятий, направленных на военно-патриотическое воспитание молодежи.
Иван Воробьев, член Совета Гражданской ассамблеи края подчеркнул, что в Красноярском крае активно проводится работа поисковых отрядов, как одна из форм патриотического воспитания молодежи. «Воспитание гражданина-патриота – стратегическая цель школы – она такой была, есть и будет. Одно дело – собирать информацию из документов и архивов, а другое – побывать на местах боёв сибирских дивизий и своими глазами увидеть, где шла война. С замиранием сердца слушают ребята рассказы о работе тех, кто, занимается поиском пропавших без вести советских солдат и сами хотят как можно скорее приступить к такой работе. Сложно представить более эффективные методы патриотического воспитания».
Виктория Елизова, директор КГБУК «Дом офицеров» рассказала о консолидации общественности и государства в вопросах патриотического воспитания. Она отметила, что в общественном пространстве края создана и развивается система патриотического воспитания и гражданского образования, ведущими субъектами которого являются образовательные и общественные организации разного уровня, в том числе организации системы кадетского и женского гимназического образования, учреждения дополнительного образования.
Андрей Бардаков, член Совета Гражданской ассамблеи края, директор Архиерейского образовательного центра Красноярской Епархии Русской православной церкви отметил роль русской православной церкви в системе патриотического воспитания.
Бардаков сказал: «Патриотизм начинается с самого детства. Важнейшим аспектом воспитания подрастающего поколения является его духовно-патриотическое воспитание. Патриотическое воспитание не может рассматриваться вне контекста основных ориентиров общества и государства. Речь не идет о создании новых идеологических продуктов. Напротив – речь о признании актуальности базисных духовных и нравственных ценностей России, как многовековой цивилизации. И трудно переоценить важность этой темы в отношении становления еще не обретших собственного стержня юных поколений».
Как считают участники мероприятия, для дальнейшего развития системы патриотического воспитания в крае необходимы повышение уровня его организационно-методического обеспечения, совершенствование профессиональной подготовки организаторов и специалистов в данной сфере, развитие системы патриотического воспитания в трудовых коллективах, более активное привлечение к этой работе средств массовой информации, более широкое использование возможностей сети Интернет.
Валерий Васильев, член Общественной палаты РФ, член Совета Гражданской ассамблеи края отметил необходимость усилить работу регионального штаба «ЮНАРМИИ» в муниципалитетах края для патриотического воспитания молодежи. Также общественник предлагает совершенствовать систему взаимодействия агентства молодежной политики и реализации программ общественного развития края с общественными организациями в вопросе патриотического воспитания молодежи края.
Для решения обозначенных проблем участники круглого стола рекомендовали Законодательному Собранию продолжить работу по совершенствованию нормативных правовых актов, регулирующих государственную поддержку гражданско-патриотического воспитания на территории края. Профильным министерствам и ведомствам предложено активно использовать постоянные экспозиции и выставки музеев для ознакомления учащихся с историей и культурой России и Красноярского края. Также рекомендовано создать систему моральной и материальной поддержки педагогов, добившихся выдающихся успехов в гражданско-патриотическом воспитании и содействовать формированию экспертного сообщества в сфере патриотического воспитания.

Когда мне предложили встать в ряды «Бессмертного полка», я согласился безо всяких колебаний и сразу же включился в работу. В поддержку «Бессмертного полка» мной была организована акция с концертной программой «Спасибо за верность, потомки!», с которой я выступил почти в пятидесяти городах России.

Великий символ памяти народной

«В такие моменты не важно то, что нас различает и порой разъединяет»

9 Мая я шел по Красной площади с портретами моих родителей. Я уже не раз рассказывал: мои родители работали на вредном химическом предприятии. На третий день, как пришла война, начали разливать противотанковую жидкость. В результате оба стали инвалидами.

Таков вклад моей семьи в нашу Великую Победу… Пока могу, буду и впредь каждый год выходить 9 Мая с портретами папы и мамы. Вместе с миллионами россиян.

Я считаю, просто здорово, что есть люди, неравнодушные к нашим великим, священным датам. Это явный признак духовного оздоровления нации. Значит, память того великого поколения, потрясающего поколения, которое за ценой не постояло, как пелось в одной песне, жива.

Вообще «Бессмертный полк» – это не просто мощная патриотическая акция. По сути, это основа для формирования социального капитала, без которого невозможно добиться эффективности ни в экономическом, ни в политическом, ни в культурном развитии общества.

Выходя 9 Мая с портретами наших предков, плечом к плечу воевавших против фашизма, мы также шагаем в одном строю и осознаем, что у нас у всех – бизнесменов и рабочих, работников культуры и силовиков, горожан и жителей села, русских и уроженцев национальных республик – есть нечто общее, очень важное для нас общее.

В такие моменты не важно то, что нас различает и порой разъединяет. Важно именно то, что делает нас гражданами одной страны – общий, один на всех подвиг наших отцов и дедов, общая Россия, за которую они умирали и в которой нам жить.

По сути, «Бессмертный полк» закладывает естественную, самостоятельно созревшую в обществе, а не инициированную или навязанную сверху основу для формирования подлинной гражданской солидарности.

Юное поколение должно знать правду о той войне

Выражаясь современным языком, наше военное поколение осуществило два глобальных, невероятных по масштабу и сложности макропроекта: победа над врагом всего мира номер один – фашизмом – и восстановление нашей огромной страны после войны.

Это ли не источник вдохновения и ориентир для нас, живущих в период очередных непростых для России испытаний? Ведь делали это не далекие от нас, неосязаемые исторические персонажи, а наши дедушки и бабушки, папы и мамы. Такие же, как мы. В этом смысле роль «Бессмертного полка» трудно переоценить.

Тем более что «Полк» – это во многом и образовательное движение, использующее новые формы для сохранения памяти о подвиге наших предков. Мы хотим эту память передать потомкам, нашей молодежи. Для этого у нас есть и силы, и возможности.

Для этого планируется проведение встреч со школьниками и студентами, организация квестов и исторических викторин. Ребята должны знать историю не только Великой Отечественной войны, но и историю своей семьи, родного края, своей малой Родины.

Чтобы сохранить все истории, рассказанные участниками той войны, будут созданы мультимедийные архивы, каждый желающий сможет разместить там фотографии и рассказы о своих близких. Я уверен, что движение «Бессмертный полк России» станет тем мостом, который протянется из прошлого к нам в настоящее и дальше – в будущее. Это та форма работы, которая не даст сегодняшней молодежи и будущим поколениям россиян забыть героическую историю своих предков.

Уже сегодня «Бессмертный полк» объединил людей разных возрастов, профессий и вероисповеданий от Калининграда до Камчатки. И нужно сделать все, чтобы этот порыв не угас. Слишком свежи еще в памяти воспоминания из 90-х, когда бездумно уничтожались домашние архивы героев войны, выбрасывались или продавались на барахолках награды ушедших из жизни ветеранов. Нельзя допустить, чтобы это повторилось снова…

Войны уходят в прошлое, укладываясь на полках архивов бесчисленными папками документов, снимков, воспоминаний. Спокойней становятся рассказы ветеранов, взвешеннее фразы литераторов. Время успокаивает и лечит.

Лишь боль человеческая не исчезает в семьях, потерявших близких в войне, семьях, где хоть один из родных был участником этих жестоких и страшных событий. Время неумолимо. Оно может вычеркнуть человека из жизни. Но оно не должно убивать память. Человек и его деяния живы во времени, пока о них помнят люди.

Воспитывайте уважение к подвигу наших дедов!

Когда слышу военные песни, военные стихи или прозу, когда встречаюсь с людьми, которые за ценой не постояли, чтобы отстоять свободу своей земли, я испытываю гордость от того, что это сделало мое государство, мои русские люди, и точно отвечаю Пушкину: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оное есть постыдное малодушие». Великие слова!

Уважают старость, уважают раны. Но каждый ли будет показывать их? А если кровоточит сердце? Болит душа? А если уже давно нет близких и родных? Кто это увидит?! Как это показать?! Это должны видеть мы с вами!

Конечно, понятно, что воспитание патриотизма, сохранение памяти о подвигах предков должно формироваться в семье. И движение «Бессмертный полк России» станет примером и опорой для многих людей. На примере своей семьи хочу сказать, что я своих сыновей каждый год 9 Мая водил в парк Горького на встречи с ветеранами войны.

Старшему сыну уже 40, но он до сих пор помнит эти волнующие моменты общения. Мы, взрослые, должны помнить, что все начинается с детства.

Если мы с вами заложим правильное отношение к памяти в раннем детстве, то и спустя 40-50 лет сегодняшние дети будут помнить и рассказывать правдивую, неискаженную историю своей семьи, родного края, страны поколениям своих детей.

В рядах «Бессмертного полка России» мы возглашаем вечную память мужеству. Вечную память воинам, во брани убиенным. Память именно вечная, потому что бессмертна душа человека, и она, эта душа, объединяет всех людей, независимо от их места и времени.

Василий Лановой, актер

Когда мне предложили встать в ряды «Бессмертного полка», я согласился безо всяких колебаний и сразу же включился в работу. В поддержку «Бессмертного полка» мной была организована акция с концертной программой «Спасибо за верность, потомки!», с которой я выступил почти в пятидесяти городах России.

Великий символ памяти народной

«В такие моменты не важно то, что нас различает и порой разъединяет»

9 Мая я шел по Красной площади с портретами моих родителей. Я уже не раз рассказывал: мои родители работали на вредном химическом предприятии. На третий день, как пришла война, начали разливать противотанковую жидкость. В результате оба стали инвалидами.

Таков вклад моей семьи в нашу Великую Победу… Пока могу, буду и впредь каждый год выходить 9 Мая с портретами папы и мамы. Вместе с миллионами россиян.

Я считаю, просто здорово, что есть люди, неравнодушные к нашим великим, священным датам. Это явный признак духовного оздоровления нации. Значит, память того великого поколения, потрясающего поколения, которое за ценой не постояло, как пелось в одной песне, жива.

Вообще «Бессмертный полк» – это не просто мощная патриотическая акция. По сути, это основа для формирования социального капитала, без которого невозможно добиться эффективности ни в экономическом, ни в политическом, ни в культурном развитии общества.

Выходя 9 Мая с портретами наших предков, плечом к плечу воевавших против фашизма, мы также шагаем в одном строю и осознаем, что у нас у всех – бизнесменов и рабочих, работников культуры и силовиков, горожан и жителей села, русских и уроженцев национальных республик – есть нечто общее, очень важное для нас общее.

В такие моменты не важно то, что нас различает и порой разъединяет. Важно именно то, что делает нас гражданами одной страны – общий, один на всех подвиг наших отцов и дедов, общая Россия, за которую они умирали и в которой нам жить.

По сути, «Бессмертный полк» закладывает естественную, самостоятельно созревшую в обществе, а не инициированную или навязанную сверху основу для формирования подлинной гражданской солидарности.

Юное поколение должно знать правду о той войне

Выражаясь современным языком, наше военное поколение осуществило два глобальных, невероятных по масштабу и сложности макропроекта: победа над врагом всего мира номер один – фашизмом – и восстановление нашей огромной страны после войны.

Это ли не источник вдохновения и ориентир для нас, живущих в период очередных непростых для России испытаний? Ведь делали это не далекие от нас, неосязаемые исторические персонажи, а наши дедушки и бабушки, папы и мамы. Такие же, как мы. В этом смысле роль «Бессмертного полка» трудно переоценить.

Тем более что «Полк» – это во многом и образовательное движение, использующее новые формы для сохранения памяти о подвиге наших предков. Мы хотим эту память передать потомкам, нашей молодежи. Для этого у нас есть и силы, и возможности.

Для этого планируется проведение встреч со школьниками и студентами, организация квестов и исторических викторин. Ребята должны знать историю не только Великой Отечественной войны, но и историю своей семьи, родного края, своей малой Родины.

Чтобы сохранить все истории, рассказанные участниками той войны, будут созданы мультимедийные архивы, каждый желающий сможет разместить там фотографии и рассказы о своих близких. Я уверен, что движение «Бессмертный полк России» станет тем мостом, который протянется из прошлого к нам в настоящее и дальше – в будущее. Это та форма работы, которая не даст сегодняшней молодежи и будущим поколениям россиян забыть героическую историю своих предков.

Уже сегодня «Бессмертный полк» объединил людей разных возрастов, профессий и вероисповеданий от Калининграда до Камчатки. И нужно сделать все, чтобы этот порыв не угас. Слишком свежи еще в памяти воспоминания из 90-х, когда бездумно уничтожались домашние архивы героев войны, выбрасывались или продавались на барахолках награды ушедших из жизни ветеранов. Нельзя допустить, чтобы это повторилось снова…

Войны уходят в прошлое, укладываясь на полках архивов бесчисленными папками документов, снимков, воспоминаний. Спокойней становятся рассказы ветеранов, взвешеннее фразы литераторов. Время успокаивает и лечит.

Лишь боль человеческая не исчезает в семьях, потерявших близких в войне, семьях, где хоть один из родных был участником этих жестоких и страшных событий. Время неумолимо. Оно может вычеркнуть человека из жизни. Но оно не должно убивать память. Человек и его деяния живы во времени, пока о них помнят люди.

Воспитывайте уважение к подвигу наших дедов!

Когда слышу военные песни, военные стихи или прозу, когда встречаюсь с людьми, которые за ценой не постояли, чтобы отстоять свободу своей земли, я испытываю гордость от того, что это сделало мое государство, мои русские люди, и точно отвечаю Пушкину: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оное есть постыдное малодушие». Великие слова!

Уважают старость, уважают раны. Но каждый ли будет показывать их? А если кровоточит сердце? Болит душа? А если уже давно нет близких и родных? Кто это увидит?! Как это показать?! Это должны видеть мы с вами!

Конечно, понятно, что воспитание патриотизма, сохранение памяти о подвигах предков должно формироваться в семье. И движение «Бессмертный полк России» станет примером и опорой для многих людей. На примере своей семьи хочу сказать, что я своих сыновей каждый год 9 Мая водил в парк Горького на встречи с ветеранами войны.

Старшему сыну уже 40, но он до сих пор помнит эти волнующие моменты общения. Мы, взрослые, должны помнить, что все начинается с детства.

Если мы с вами заложим правильное отношение к памяти в раннем детстве, то и спустя 40-50 лет сегодняшние дети будут помнить и рассказывать правдивую, неискаженную историю своей семьи, родного края, страны поколениям своих детей.

В рядах «Бессмертного полка России» мы возглашаем вечную память мужеству. Вечную память воинам, во брани убиенным. Память именно вечная, потому что бессмертна душа человека, и она, эта душа, объединяет всех людей, независимо от их места и времени.

В преддверии праздника Великой Победы 9 мая мы вспоминаем то тяжелое для нашей страны и всего мира время. Помимо смелости, воли, мужественности и самопожертвования, преодолеть все тяготы и сокрушить врага нашим соотечественникам помогла сильная любовь к Родине. На этой неделе мы обратились к нашим парламентариям с вопросом: с чего же начинается такое исключительное социальное чувство как патриотизм?

Игорь Морозов , член Комитета Совета Федерации по международным делам:

Патриотизм начинается с любви к родному дому, к тому, что отец и мать вкладывали в тебя с детства. Это, в том числе, и гордость за свою малую Родину, за всё то, что тебя окружает во взрослой жизни. Я говорю о возможностях, которые человеку для самореализации предоставляют общество и государство.

Ольга Ковитиди , член Совета Федерации от Республики Крым:

Я родом из прошлого века, где была замечательная песня «С чего начинается Родина…». Так вот, патриотизм включает в себя все те понятия, которые упоминаются в тексте этой песни. Но, в первую очередь, патриотизм начинается с осознания того, что завтрашний день может не наступить, если мы не будем беречь свою семью, Родину и веру. Три этих понятия знаменуют нашу жизнь, а потому являются самыми важными для каждого человека.

Виктор Рогоцкий , член Комитета Совета Федерации по экономической политике:

В основе патриотизма - любовь к Родине, к родительскому дому, к тому месту, где ты живёшь. Патриотизм зиждется на любви к своим близким. Следующая составляющая - это работа, которую должны проводить общество, государство, общественные организации в направлении воспитания патриотических чувств и уважения к своей стране. Мы любим не ту родину, где жить сытно, а ту, где жить интересно и есть уважение людей к друг другу, где граждане ощущают возможность раскрыть свои таланты. И, кстати, чтобы любить жизнь, нужно быть патриотом!

Людмила Козлова , заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике:

Патриотизм начинается с семьи каждого из нас, когда ребёнку с рождения с любовью внушают чувство уважения к стране, в которой он живёт. Дальше человек попадает в социум, и там тоже работа не должна прекращаться. То есть детский сад, школа, институт обязаны проводить патриотическую работу.

Важно понимать, что истинный патриот не тот, который критикует жизнь в своей стране и прикрывает эту критику болью за Отечество, а тот, кто много не кричит, а целенаправленно старается изменить ситуацию к лучшему.

Александр Селянин , и.и. председателя Законодательного Собрания Республики Карелия:

Патриотизм, по моему глубокому убеждению, начинается с уважения к родителям и любви к своей малой Родине. Только на такой нравственной основе патриотизм будет искренним чувством, а не пустой идеологической схемой. Знакомство с культурой, героической историей, традициями своих родных и своего края - вот основа основ в воспитании настоящих граждан.

Кстати, противники патриотизма как общественно значимого для нашей страны явления часто цитируют англичанина Самуэля Джонсона, заявившего в полемике, что «патриотизм - это последнее прибежище негодяя». Но при этом забывают, что в своем словаре он дает короткое и исчерпывающее определение слова «патриот» - «тот, чьей руководящей страстью является любовь к своей стране». А под негодяями он имел ввиду политиканов, прикрывающих свои корыстные интересы высокими словами о патриотическом долге.

Олег Нилов , член Комитета Госдумы по транспорту, фракция «Справедливая Россия»:

Патриотизм начинается с того примера, который ребёнку подают родители, деды и прадеды. В России это всегда чувствовалось наиболее остро. Патриотизм - это интересы твоей Родины, которые ты чтишь и защищаешь. Патриотизм - это врождённое чувство, которое находится в генах и также же естественное, как и любовь. Патриотизм - главное оружие нашего народа, а в основе этого оружия - правда и справедливость!

Ольга Сенаторова , член Комитета Госдумы по вопросам семьи женщин и детей, фракция «Единая Россия»:

Для меня патриотизм начинается с уважения и любви к тем местам, где прошло детство, где я гуляла с родителями, училась, первый раз влюбилась, разочаровалась. В основе патриотизма, конечно, находится ещё и уважение к традициям твоего народа, и, конечно, уважение к старшему поколению.

Это ощущение не приходит сразу, ему предшествует долгая совместная работа родителей и школы над воспитанием бережного отношения к исторической правде относительно твоей страны.

Франц Клинцевич , заместитель председателя комитета Госдумы по обороне, фракция «Единая Россия»:

Я считаю, что патриотизм начинается с поступков. Так около года назад мой сын подошел ко мне и сказал: «Папа, мне нужны все твои ордена, я хочу повесить их на стену в спальне у твоих внуков. Хочу, чтоб дети смотрели на них, гордились тобой и помнили огромную историю страны!» Честно, мне было очень приятно и неожиданно. Я думаю, что это есть лучшая иллюстрация того, с чего должен начинаться патриотизм.

Подготовила Ксения Редичкина

Похожие публикации