История игральных карт. Вековые традиции создания карточных колод для игры, пасьянсов, фокусов и гаданий в разных странах и у разных народов. История игральных карт — возникновение и след в культуре

(страница 2 из 21)

Давным-давно в Китае с помощью домино умели предсказывать судьбу, и этим объясняются причудливые метки на фишках. Только вот значения древних символов и связанные с ними традиции китайцы напрочь позабыли.

Существуют шахматные игральные карты, хранящиеся в небольших ярких китайских картонных коробках. В таком случае в колоде предусматривается четыре масти: одна из 28 красных плашек с китайскими символами и линейными рисунками уже известных нам фигур в полный рост черного цвета; масть из 28 белых плашек с изображением цветов наряду с символами; масть из 28 желтых плашек с изображением животных; и 33 зеленые плашки, на 28 из которых изображаются птицы с бабочками, а также пять фигурных карт, джокеры или почести без каких-либо иных обозначений.


КИТАЙСКИЕ ШАХМАТНЫЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ

С нанесенными обозначениями шахматных фигур



КИТАЙСКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА И НАЗВАНИЯ ФИГУР

Из «Мандрагоры» Т. Гайда (1694)


ЯПОНСКАЯ ИГРА ЦВЕТОВ «ХАНАФУДА»: ПЕРВЫЕ ТРИ МЕСЯЦА

«Ханафуда» на самом деле представляет собой древний календарь Японии. Каждому из 12 месяцев посвящено по четыре игральных карты. К первым трем месяцам японского календаря относятся: первый – месяц сосны, второй – цветения сливы, третий – цветения вишни. Первые две карты каждого месяца считаются по одному очку за штуку. На третьей изображается «таньяку», или стишок, трепещущий в морозных соснах, среди бурного цветения сливы или радостных соцветий вишни. Достоинство таких карт составляет 5 очков. Четвертая карта считается почетной, и ее достоинство составляет 10, а иногда 20 очков. На такую карту наносится эмблема праздника цветов каждого конкретного месяца или старой легенды, с ним связанной. На первой изображается сосна и аист, на второй – слива и поющая птица, а на третьей – вишня и штора


ЯПОНСКАЯ ИГРА ЦВЕТОВ «ХАНАФУДА»: ЧЕТВЕРТЫЙ, ПЯТЫЙ И ШЕСТОЙ МЕСЯЦЫ

Четвертый месяц – глициния, пятый – ирис, шестой – пион. Почетные карты украшены глицинией и кукушкой, ирисом и светлячком, а также пионом и бабочкой


ЯПОНСКАЯ ИГРА ЦВЕТОВ «ХАНАФУДА»: СЕДЬМОЙ, ВОСЬМОЙ И ДЕВЯТЫЙ МЕСЯЦЫ

Седьмой месяц – клевер, восьмой – мискантус китайский, девятый – хризантема. На почетной карте седьмого месяца изображаются клевер и вепрь. Мискантус китайский украшается травой вереска, склоняющейся под шагами путешественника. На первых двух картах в некоторых колодах более позднего исторического периода изображаются холмики с редкими зарослями вереска, и, так как они похожи на бритую голову священника, ее называют «бодзу», или жрец. Здесь «таньяку» отсутствуют. Вместо стишков на третьей карте изображают диких гусей в полете над вереском, а ее достоинство оценивается в 10 очков.

Почетная карта украшается полной луной, восходящей над вереском, и соблазнительным мискантусом китайским, а ее достоинство составляет 20 очков. Почетная карта девятого месяца украшается хризантемой и винным кубком

ЯПОНСКАЯ ИГРА ЦВЕТОВ «ХАНАФУДА»: ПОСЛЕДНИЕ ТРИ МЕСЯЦА

Десятый месяц – клен, одиннадцатый – ива, двенадцатый – адамово дерево (павловния войлочная). На почетной карте десятого месяца изображается олень в осеннем лесу; в месяц ивы вторая карта украшена стишком «таньяку», на третьей карте – ива с птицей, достоинство которой оценивается в 10 очков, а почетная карта носит изображение ивы под дождем и ценится в 20 очков. В новых колодах карт вместо ивы под дождем изображается лягушка-путешественница из сказки, а также путешественник со своим зонтиком. Но в колодах старинных карт путешественник одет в испытанную временем соломенную куртку, а лягушки никакой нет. А зачем? Ведь всем известно, что под проливным дождем и при сильном ветре лягушки прячутся в ивняке, причем все дело как раз в лягушке. На двенадцатой почетной карте изображается адамово дерево с фениксом. Никакого «таньяку» для этого месяца не существует


Китайские шахматы («Сянци») настолько отличаются от игры, прижившейся в Европе, и настолько точно описаны доктором Гайдом с мистером Кристи, что не упомянуть о них нельзя только потому, что к карточным играм они не имеют никакого отношения.


ВАРИАЦИИ НА ТЕМУ ИВНЯКА И ДОЖДЯ


Доска изготавливается из бумаги и зелеными линиями делится на 64 клетки.

Посередине доска разграничена пополам пустым пространством, обозначенным китайскими иероглифами «цзянхэ», то есть «река». Четыре клетки в середине каждой стороны доски в первом и втором рядах ближе к кромке пересекаются двумя диагональными скрещивающимися линиями и образуют огороженное пространство, называемое «Дворцом». Фигуры помещаются не на квадраты, а в это пересечение линий. Фигуры изготавливают из дерева, и они напоминают привычные нам шашки, но на которые с двух сторон наносятся китайские иероглифы с их названиями, к тому же для отличия их раскрашивают красным и синим цветом.

На каждой стороне пишут иероглиф «цзун», или генерал, соответствующий европейскому королю; два «ши», или советника, то есть наших слона; два «цзуна», или слона; два «ма», или лошади, равноценные нашим коням; два «че», или телеги, которые у нас называются «ладьями»; две «пао», или пушки, и пять «бинь» – пеших солдат, которые у нас именуются «пешками».



«ПОЛЕВАЯ ВИШНЯ»

Эту игру позаимствовали у португальских путешественников XVI в. Существует четыре масти по 12 листов каждая, и португальские масти четко обозначаются кубками, мечами, денариями и жезлами. На иллюстрации показана пятерка кубков, двойка мечей, девятка денариев и шестерка жезлов. Три фигурные карты каждой масти – сота, рыцарь и рей – в нижнем ряду трудно распознать


КАРТЫ ДЛЯ ЯПОНСКОЙ ИГРЫ «ХАНА-АВАСЕ», ИЛИ «СТАРШИНСТВО ЦВЕТОВ»


Игральные карты в Японии отличаются нежной окраской и тонкой печатью, а также очарованием в соответствии с названиями игр, для которых они предназначены. Существуют поэтические игры, основанные на древней романтической литературе; «цветочные игры» с 12 цветами, по которым называются месяцы года в Японии. Игра в цветы – самая распространенная в Японии и самая очаровательная из всех остальных. Колода состоит из 48 листов с изображением цветов на каждый месяц в четырех разных фазах. Размеры таких карт обычно составляют около 1"/ 4 дюйма на четверть дюйма. Каждый печатный лист крепится в толстой черной картонке.

«Полевая вишня» с ее обозначением масти в виде красных шариков в Японии считается азартной игрой; существует к тому же игра «Древние пьесы» с портретами актеров XVII в., взятых с редких и знаменитых старинных оттисков, и «Игра песен».

Уже в XVII столетии в буддистских монастырях Японии изготавливали деревянные клише для печати, и паломники, направлявшиеся к святыням, получали небольшие отпечатки на память о своих путешествиях. Эти дошедшие до наших дней древние образцы печатной продукции с их мистическими метками, «напоминавшими волны на поверхности ручья», можно было использовать в те времена для занятия играми, которые сохранились через века в неизменном виде. Совершенно определенно можно сказать, что ни одному народу к западу от горного кряжа не дано было узнать о причудливом изяществе и очаровании, обаянии и радости, получаемых китайцами и японцами с незапамятных времен от игры в свою собственную жизнь.

Глава 3
Игральные карты в Индии

Одна из самых древних теорий появления европейских игральных карт состояла в том, что их завезли из Индии странствующие цыгане, занимавшиеся гаданием на картах. И в обоснование данного предположения приводились забавные аналогии между индийской и испанской игрой в ломбер, сходство между знаками индийской масти, а также масти итальянских и испанских карт. Мистер Кулин, однако (как наш главный знаток карт упомянутых выше восточных стран), уверен в том, что индийские карты появились на основе европейских аналогов.

Они представляют собой круглые раскрашенные и покрытые лаком диски, изготовленные из тонкого дерева, бумаги из хлопкового волокна или слоновой кости и используемые в игре под названием «Ганжифа» (Ganjifa). Они радикально отличаются от игральных карт всех остальных стран.

Нам известно, что Готфрид Бульонский после возвращения из Первого крестового похода принес с собой шахматы, которые преодолели путь от Индии до Святой земли. Тут же появилось предположение о том, что на шахматных досках у европейцев вместо обычных шахматных фигур сначала были индийские игральные карты, для игры в которые особо изощренных навыков не требовалось. После этого началось развитие второй игры – игры на удачу.

В нашем распоряжении находится колода таких лакированных игральных карт из Джайпура в лакированной коробке, которые вполне могли использовать в таком варианте. Они составляют всего лишь один дюйм в диаметре и, судя по мастерству исполнения, могут относиться к XVIII в.


ИНДИЙСКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ ПЕРСИДСКОЙ КОЛОДЫ ИЗ ВОСЬМИ МАСТЕЙ


Здесь представлены карты от единицы до десятки и две фигурные – четырех старших мастей «Тадж» (короны), «Суфед» (луны), «Шумшер» (сабли) и «Голам» (невольники). Эти карты привезли из Джайпура


ИНДИЙСКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ ПЕРСИДСКОЙ КОЛОДЫ НА ВОСЕМЬ МАСТЕЙ

Здесь представлены карты от единицы до десятки и две фигурные – четырех младших мастей – «Чунг» (арфы), «Суркх» (солнца), «Бурат» (аттестаты) и «Куймаш» (товары)


ИНДИЙСКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ XVIII В. ЦВЕТА БУЙВОЛОВОЙ КОЖИ ВСЕХ МАСТЕЙ

Здесь представлены фигурные карты, а также пятерка и шестерка масти гномов


Другие старинные серии отличаются необычным фоном всех карт одного и того же цвета и мягкой буйволовой кожей. Обычно для каждой масти применялись разные оттенки цветов: ярко-красные, зеленые, желтые, оранжевые, густо-коричневые и черные, а также глубокие тона красного и зеленого.

В колоде таких индийских игральных карт насчитывается либо 8, либо 10 мастей; при этом 12 карт каждой масти обозначены числами от единицы до десяти плюс две фигурные карты. На одной из фигурных карт каждой масти изображается одно из десяти воплощений Вишну, а на остальных – события, связанные с его конкретным воплощением; при этом обозначением масти служит изображаемое воплощение.


Перечислим 10 воплощений и обозначений масти:

1. Матсья – рыба, тянущая судно с находящимися на борту Мену (Ноем), его родственниками и существами, спасаемыми от Всемирного потопа. Масть рыбы.

2. Курма – черепаха, на которой покоится гора, повернутая змеем Сеша, мощно взволновавшая море и создавшая 14 самоцветов. Масть черепахи.

3. Варах – вепрь, который пришел, чтобы разрушить гигантский Хираниакча (Hiranyakcha). Масть вепря.

4. Нарасимха – лев, пришедший, чтобы разрушить гигантскую Хираникасвуа (Hiranycasvooa). Масть львов.

5. Ваманаватара – гном, пришедший, чтобы спасти людей от гигантского короля Бали. Масть гномов или кувшинов для воды.

6. Парачу – Рама топора, пришедший, чтобы наказать военную касту и лишить ее власти. Масть топоров.

7. Рама Чандра, спокойный Рама, как Луна, который отомстил за людей и богов за несправедливости, учиненные демоном короля Цейлона Раваной. Он завоевал свою жену Ситу в соревновании по стрельбе из лука. У нас имеются в экспозиции значки масти в виде его перевоплощения в обезьяну, возможно, потому, что король Цейлона был обезьяной, построившей мост с континента на свой остров.



ИНДИЙСКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ НА 10 МАСТЕЙ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ДЕСЯТИ ВОПЛОЩЕНИЙ ВИШНУ

Одна из номерных и фигурные карты первых трех воплощений:

I. Матсиаватара-рыба. Человеческая часть тела выкрашена синим цветом и символизирует его божественное происхождение Вишну. Она держит в руках чакру или пламенное колесо, означающее живую силу, стоящую за всеми вещами, магический драгоценный камень, освещающий все предметы и служащий точным зеркалом нашего мира.

II. Курмаватара-черепаха. С синей головой.

III. Варагаватара-вепрь. Тело у него синее, за исключением головы. Он держит чакру, и на груди у него висит драгоценный камень



ИНДИЙСКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ 10 МАСТЕЙ: ЧЕТВЕРТОЕ, ПЯТОЕ И ШЕСТОЕ ВОПЛОЩЕНИЯ

IV. Нарасинхараватра-лев держит над головой два священных символа, и у него в лапах покоится богоподобный ребенок – синего цвета.

V. Ваманараватара-гном. Вишну в виде гнома синего цвета представляет собой образ воплощения в виде кувшина для воды.

VI. Парачу-Рама, брамин с топором. Он изображен в виде воинственной синей фигурки с топором



ИНДИЙСКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ 10 МАСТЕЙ: СЕДЬМОЕ, ВОСЬМОЕ И ДЕВЯТОЕ ВОПЛОЩЕНИЯ

VII. Рама Чандра, завоевавший свою жену Ситу в поединке по стрельбе из лука. Вишну изображен позади своего лука. Его тело покрашено в синий цвет. По сравнению с его непревзойденным подвигом успехи Вильгельма Телля просто ничто. Масть обозначена стрелой.

VIII. Черный Кришна, сидящий на троне и держащий над головой свои два символических изображения. Его тело покрашено в синий цвет.

Масть обозначена молнией.

IX. Будда, сидящий на своем троне в виде раковины в состоянии медитации



ИНДИЙСКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ НА 10 МАСТЕЙ: ДЕСЯТОЕ ВОПЛОЩЕНИЕX.

Калки – Белая лошадь, предстоящее воплощение, когда Вишну со своим мечом должен победоносно проскакать по миру, изгоняя силы тьмы. Масть обозначена мечом, и Кришна синего цвета погоняет белую лошадь


8. Черный Кришна – самый популярный из всех воплощений. Считается, что в этом воплощении проявились все лучшие качества Вишну, чьим символическим изображением считается чакра, или дольмен молнии, которую он метал в своих врагов. Масть дольменов. Иногда это – масть коров, так как моложавый Кришна жил среди пастухов, стороживших коров.

9. Будда Пресвященный, сидящий на своем троне в виде раковины в состоянии медитации. Масть раковин. В некоторых сериях значком масти выступает зонтик как символ королевского достоинства.

10. Калки – Белая лошадь, предстоящее воплощение, когда Вишну со своим мечом должен победоносно проскакать по миру, изгоняя силы тьмы. Масть обозначена мечами, а иногда – лошадьми.



ИНДИЙСКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ ПЕРСИДСКОЙ КОЛОДЫ НА 8 МАСТЕЙ

Здесь представлены две фигурные карты и единица сабель


Существует множество вариантов значков этой масти, и их определение часто представляется сложной задачей. Интересно взглянуть на то, сколько таких символов обнаруживается в похожих рассказах скифов, которые сохранились в легендах и ритуалах греков.

Практически все эти индийские игральные карты обнаружены в деревянных ящиках с ярким лаковым покрытием и тонким украшением, как и сами карты, с картинками воплощений на стенках и крышке.

Некоторые из них достаточно вместительны, чтобы в них можно было хранить игральные карты более позднего исторического периода, диаметром от 3 до 3 1 / 4 дюйма и украшенные затейливым орнаментом.


ИНДИЙСКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ С ОБОЗНАЧЕНИЕМ СИМВОЛОВ ЕВРОПЕЙСКИХ МАСТЕЙ: ЧЕРВЕЙ, ПИК, БУБЕН И КРЕСТЕЙ

Существует четыре масти по 13 листов в каждой. Здесь приведены туз и фигурные карты пик


Неполные серии древних раскрашенных игральных карт, подробное описание которых у нас отсутствует, представляют большой интерес своим необычным оживлением почестей. Вишну изображается на белой лошади, на черном слоне в яркой попоне, на золотом льве и на пегом верблюде.

Диаметр таких карт составляет 1 7 / 8 дюйма, и только на них отсутствует яркая лакировка.

Имеются поздние серии с нанесенными европейскими значками масти в виде червей, пик, крестей и бубен в дополнение к индийским обозначениям масти.



ПЕРСИДСКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ ИЗ СЛОНОВОЙ КОСТИ

Из «Исследования по истории игральных карт» Зингера (Лондон, 1816)


Персидские карты отличаются богатым разнообразием интересных обозначений масти и эскизов. Они использовались для игры в «Ганжифу». Часто такие карты представляют собой подлинные миниатюрки тончайшего исполнения и расцветки, иногда нарисованные на слоновой кости. В «Тысячи и одной ночи» упоминаний об этих картах найти не удалось, и нельзя сказать, когда они попали в Багдад.

Глава 4
Игральные карты во Франции

Каким путем игральные карты попали в Европу, и в какой стране впервые они прижились, нам неизвестно. Зато все знают, что фактическая история азартных карточных игр начинается во Франции. Ведь в 1392 г. в реестре счетной палаты короля Франции Карла VI появляется запись об уплате королевским казначеем денег художнику Жакмену Грингонье за изготовление трех колод карт, украшенных «позолотой и несколькими цветами краски с многочисленными затеями для развлечения нашего господина – короля». В Национальной библиотеке Парижа сохранилось 17 листов из этих редких старинных рисованных карт. Это арканы из колоды карт Таро, как в древности называлась европейская игра в карты. Эти козыри, или старшие карты, якобы привезли с Востока цыгане, занимавшиеся предсказанием судьбы и относившиеся к племенам Индии, откочевавшим через территорию Персии, Аравии и Египта в Италию. Такое предположение могло бы показаться правдоподобным, только вот упомянутые в нем цыгане появились в Европе в значительном количестве в XV в., а игральные карты получили известность во Франции, Фландрии, Бенилюксе и Германии до 1350 г. В серии Таро наряду с обычными 52 картами находятся рыцари или конные пажи, и это кроме 22 старших карт. Последние могли бы попасть в Европу из египетских книг по иероглифике, содержащих принципы древней мистической философии в серии изображений и символических фигур.

По поводу этих странных карт написаны многочисленные объяснения и толкования; наиболее известная и подробная разработка значения их происхождения содержится в труде, составленном Куром де Жебеленом в 1781 г. Этот труд представляет собой совершенное теоретическое творение, но его увлекательно прокомментировал Зингер в своих «Исследованиях по истории игральных карт». Забавно то, что названия этих арканов даже в итальянских и немецких колодах всегда приводятся на французском языке, причем нередко в искаженном до безобразия написании. В этом заключается очередная загадка, так как именно французы первыми отказались от таких карт, и сегодня их можно найти разве что в Италии, Германии, Швейцарии, Австрии, Богемии и Венгрии.


Эти карты обычно называют так:

3. L’imperatrice

10. La roue de fortune

13. La mort (часто это звание опускается)

14. La temperance

16. La maison Dieu

20. Le jugement b.

22. Le mat (обычно номер не присваивается)


Эти карты Таро всегда отличаются довольно-таки крупным размером. Прекрасные факсимиле таких козырей Карла VI можно посмотреть в книге Jeux de Cartes Tarots et de Cartes Numerates, опубликованной в Париже Обществом библиофилов Франции в 1844 г. Всего были выпущены 32 экземпляра данной книги, а иллюстрации подкрашивались вручную.

В нашем распоряжении находится 21 аркан серии Таро предположительно начала XVIII в. Они выделяются своим малым размером 1 7 / 8 ? 3 3 / 8 дюйма. Эскизы, изготовленные из медных пластин с раскраской, выполненной вручную, выглядят типично французскими. От карт Таро других стран их отличает легкость и изящество в изображении мелких фигур. Вместо двойки La Papesse в колоде находится Le Grandpretre, а тройка изображена в виде La Grandpretresse.


ОБЫЧНЫЕ ЭСКИЗЫ КОЗЫРЕЙ СЕРИИ ТАРО

Значительно уменьшенные в размере


Le Pape и La Papesse вытеснил Le Grandpretre. На древних итальянских колодах Таро иногда рисовали еврейские буквы или числа. Эти персонажи сами по себе считались символичными, и их важность приравнивалась к картинке на карте


КОЗЫРИ КОЛОДЫ ФРАНЦУЗСКИХ КАРТ ТАРО НАЧАЛА XVIII В.

Девятка L’Ermite считается практически точной копией немецкой гравюры на дереве 1550 г. с изображением Иуды. Этой карте придается значение защиты и доброты. Еврейская буква соответствует своему Teth в значении «укрытие, безопасное место». Двенадцатый козырь под названием La Prudence встречается в обычном Le Pendu и заслуживает знакомства с ним, так как справедливость числится одной из самых неудобных карт


КОЗЫРИ КОЛОДЫ ФРАНЦУЗСКИХ КАРТ ТАРО НАЧАЛА XVIII В.

Пятнадцатой обычно числится карта Le Diable, означающая всевозможные проявления зла. У восемнадцатой Le Lune отсутствуют мистические и зловещие свойства, и выглядит она скорее как иллюстрация к басням Эзопа



КОЗЫРИ КОЛОДЫ ФРАНЦУЗСКИХ КАРТ ТАРО НАЧАЛА XVIII В.



КАРТЫ ТАРО ИЗ ГОРОДА БЕЗАНСОН, 1800 Г.

Юпитер и Юнона заменяют обычных Pape and Papesse практически всех карт Таро в Южной Франции


КАРТЫ ИЗ КОЛОДЫ ФРАНЦУЗСКИХ КАРТ ТАРО «МИНКИАТЕ»

Здесь представлены 21, 28, 31 и 36-й арканы, шестерка кубков и шестерка жезлов


На листе семерки Le Chariot изображается только цветок ириса (fleur de lys), где часто проставляются инициалы изготовителя. Четверка и пятерка представлены изображением Le Roy и La Royne, а двенадцать вместо неудобной Le Pendu становится La Prudence, крутящаяся в настоящей галльской манере на ноге, на которой она обычно покачивается. Пятнадцать в виде Le Diable предстает в виде путешествующего фигляра в одеждах шута со львом, кусающим его за ногу. Такой эскиз служит обычно Le Mat во французской колоде Таро.


ОДНА ИЗ КАРТ ТАРО, НАРИСОВАННАЯ ДЛЯ КОРОЛЯ ФРАНЦИИ КАРЛА VI В 1392 Г.


Еще один пример – полная колода из 78 листов карт Таро по старинному итальянскому эскизу и стандартного размера 5 х 2 1 / 2 дюйма. Отпечатаны они с грубых шаблонных деревянных клише. На каждой фигурной карте и аркане нанесено имя изготовителя и его страна: «France, J. Jerger». Этот Дж. Ергер выпускал игральные карты в Безансоне в начале XIX в. Маркировка на карты нанесена итальянская, характерная для французских карт Таро, быть может, потому, что большая их часть отправлялась конечному потребителю в Италию. Арканам присвоили следующие названия: Le Bateleur, Junon, L’imperatris, L’empereur, Jupiter, L’amorex, Le Charior, La Justice, Le Capucin, La Roux de Fortune, La Force, Le Pendu, Смерть (неименованный), Temperance, Le diable, La Maison Dieu, L’Etoile, La Lune, Le Soleil, Le Jugement, Le Monde, Le Fou. Эти наименования применялись как раз в Южной Франции.

Кто изображен на фигурных картах? Это самый распространенный вопрос, который задают об игральных картах.
Традиционная модель колоды – в которой Короли, Дамы и Валеты руководят мастями Червей, Треф, Бубен и Пик – была разработана во Франции около 1450-1470. Французы были склонны отождествлять свои фигурные карты с реальными личностями, список которых заметно варьируется в зависимости от времени и местности, а также вследствие того, что часто карты копировали неграмотные и несведущие люди, поэтому сейчас очень трудно проследить связи фигурных карт с теми или иными личностями. Мы рассмотрим этот вопрос на примере двух стандартных французских шаблонов: один из них разработан в Париже, а второй в Руане.

Парижский и руанский шаблоны Руанский шаблон возник, вероятно, в начале 15-го века. Существуют образцы карт, которые были созданы по этому шаблону в начале 16-го века. Со временем его перестали использовать во Франции, но он проник в Англию и стал прямым прародителем английских шаблонов, а со временем был оттуда перевезен в Америку. Таким образом он получил название «англо-американского». В англо-американском шаблоне нет подписей к фигурным картам.
Парижский шаблон, который тоже возник в пятнадцатом веке, оказался более живучим и, хотя и с некоторыми изменениями, стал официальным для изготовления карт на территории Франции. Все фигурные карты подписаны именами, причем карты созданные в разное время и в разных местностях отличаются довольно высокой степенью постоянства в подписях. Эмблемы, жесты и одежды, которые запечатлены на картах парижского шаблона можно сравнить с изображенными на картах руанского шаблона и таким образом попытаться определить, кто изображен на последних.
Ниже приведена таблица соответствий фигурных карт историческим личностям и персонажам. Старофранцузские слова заменены соответствующими им словами современного английского языка, в скобках даны пояснения на русском.

ПАРИЖСКИЙ ШАБЛОН

РУАНСКИЙ ШАБЛОН (ПРОТОТИП АНГЛО-АМЕРИКАНСКОГО ШАБЛОНА)

Давайте теперь подробнее разберем нашу таблицу и лучше познакомимся с предполагаемыми прототипами фигурных карт. Начнем с королей. Здесь особых трудностей не возникает, в виде карточных королей изображали известных исторических правителей. Александр Великий был македонским полководцем, который совершил триумфальное завоевательное шествие от Греции до Индии. Давид или как его еще называют Царь Давид, это второй царь Израиля. Юлий Цезарь был известным римским диктатором. Карл Великий это знаменитый французский правитель, основатель Священной Римской Империи.
С остальными мужскими фигурами тоже разобраться не так сложно: Ла Гир – соратник Жанны д"Арк; Гектор – троянский принц, вступивший в поединок с Ахиллом; Ожье Датчанин – верный рыцарь Карла Великого; Иуда Маккавей – предводитель иудейского восстания против сирийцев (Ланцелот - один из рыцарей Круглого Стола Короля Артура).

А вот с королевами уже начинаются некоторые проблемы. Расшифровать их имена и дать однозначный ответ на вопрос об их личности немного сложнее. Считается, что Rachel это Рахиль, которая упоминается в Книге Бытия. Паллада это древняя богиня войны (Афина у греков и она же Минерва у римлян). А вот "ARGINE" более загадочна. Некоторые считают, что это анаграмма латинского слова "regina", что значит «королева». Но непонятно каким образом латынь просочилась в процесс изготовления карт в средневековой Франции, а кроме того, зачем кому-то пытаться зашифровать слово «королева»? Подобные «надуманные теории» выдвигались и в отношении JUDITH (также IUDITH, IUDIC ), будто таким образом зашифровали имя жены Луи I или имя Изабеллы, жены Карла VI. Но опять встает тот же вопрос, зачем такие сложности? Наиболее вероятным персонажем для Judith является самый очевидный – ветхозаветная Юдифь, которая спасла родной город от вторжении ассирийцев тем, что отрезала голову их полководцу Олоферну.
Принимая во внимание воинственный характер двух королев – Паллады и Юдифи, давайте попробуем разгадать, кого может символизировать ARGINE . На некоторых французских картах вместо этой подписи встречается другая: ARGEIA . Карточных дел мастера изображают ее в виде вооруженной женщины. ARGEIA или Argea/Argia это Аргия, персонаж древнегреческой мифологии. По преданию она была дочерью царя греческого государства Аргоса и женой Полиника - правителя Фив. По одной из версий после смерти Полиника она помогала его сестре Антигоне похоронить его, но не была схвачена стражниками и избежала страшной участи, постигшей ее золовку. Аргия несомненно подходит на роль бубновой королевы, вот только не повезло ей, пострадала она в руках средневековых мастеров, которые не знали ее истории и исказили ее имя.
Возможно также, что RACHEL это совсем не Рахиль, а кельтская RAGNEL , имя которой тоже было искажено. Леди Рагнель была женой Сэра Гавейна, одного из рыцарей Круглого Стола.
Осталась еще одна карта, в толкование которой можно внести изменения. Исторический персонаж Ла Гир не совсем вписывается в общую картину. Этьен де Виньоль (таково его настоящее имя) умер всего лишь за несколько десятилетий до того, как были изобретены французские шаблоны для печати карт. Этот персонаж был бы слишком современным, он выпадает из стройной вереницы героев древности. Возможно, это очередной пример искажения написания имени старинного персонажа. Существует одно предположительное решение данной загадки. Возможно, червовый валет это Авл Гирций (Aulus Hirtius ), легат Цезаря? При подготовке шаблонов для карт мастера могли заменить подпись A. HIRT" (приемлемое сокращение для Aulus Hirtius ) на более привычное LA HIRE .
Если мы примем все эти предположения, то перед нами возникнет четыре группы легендарных героев и героинь. Причем эти группы отражают сбалансированную картину заимствований персонажей из четырех великих культур.

  • Иудейская : Давид, Юдифь и Иуда Маккавей
  • Греческая : Александр, Аргия и Гектор
  • Римская : Цезарь, Паллада и Авл Гирций
  • Христианская : Карл Великий, леди Рагнель и Ожье Датчанин

Некоторых героических персонажей можно узнать даже без подписей, опираясь только лишь на символы, которые их сопровождают. Александр облачен в одежды, на которых вышит лев. Давид, автор Книги псалмов, стоит рядом с арфой. Подол тоги цезаря Цезаря украшен римским орлом. Карл Великий держит в руке глобус, что символизирует его как владыку христианского мира. Все эти символы использовались в средневековом искусстве и присутствовали на старинных французских картах. Однако, уже в восемнадцатом веке многие карты видоизменились настолько, что эти символы были утрачены или искажены, а в начале девятнадцатого века, когда на картах стали печататься двойные изображения, фигурные карты окончательно лишились символики в виду того, что нижняя часть рисунка просто перестала существовать. Только один из символов пережил это нововведение и перекочевал в англо-американский шаблон карт. В короле треф до сих пор можно узнать Карла Великого, ему повезло, ведь глобус, который он держал, находился в верхней части карты. Русские карты изготавливают по парижскому шаблону, поэтому Карл Великий изображен в виде короля червей. Сфера, которую он держит в руке, этот символ христианского короля, является крупицей традиции, что сохранилась пройдя всю долгую и увлекательную историю развития игральных карт и искусства вообще.

Название «игральные карты» говорит само за себя-это карты которыми мы играем. Но с их помощью можно не только играть,ими можно удивлять, гадать, показывать демонстративные манипуляции и даже использовать их в качестве оружия…Но об этом позже.

История игральных карт таинственна и загадочна. История их существования наполнена забавными и трагическими моментами.

В сфере поклонников карт ломались судьбы, из уст в уста,из поколения в поколение передавались легенды; карточные законы порою чтились усерднее,чем гражданские;магическое воздействие карточных знаков испытали миллионы.

В них играли в крестьянских избах и при императорских дворах. Власти жестко карали за пристрастие к ним,мол они развивают алчность, жадность и прочие дурные наклонности. Ведь считалось, что только нечистая сила могла в такой степени разжигать в человеке подобные порочные страсти, а посему приписывали создание карт дьяволу.

Были периуды когда на них смотрели сквозь пальцы: пусть лучше чиновники берут взятки в преферансе, чем по службе. Хотя карты не способствовали ни образованности, ни благосостоянию народа, но они смогли распространиться по всему свету в такой степени, что встали в один ряд с предметами первой потребности.

Где появились первые карты?

История карт восходит к глубокой древности. Их точное происхождение окончательно не установлено. Древнегреческий историк Геродот упоминал о карточных играх в Мидии в VII-VI веках до н.э. Происхождение карт одни историки ведут из Древнего Египта, другие из Древнего Китая. Некоторые авторитетные историки считают, что они пошли из Индии.

Древнейшие дошедшие до нас колоды японского, индийского и китайского происхождения датируются VII-IX в н.э. Число карт в этих колодах доходило до двухсот, количество мастей до двенадцати.

Карты эти применялись скорее для гадания и обучения, чем для игры, поэтому на ряде карт встречались различные изречения, пословицы, изображения мифологических персонажей. Родиной колоды с четырьмя мастями, как было документально установлено, явился Китай.

Что означают масти и значения?

Интересны версии, объединяющие рисунки на картах. В четырех мастях видели отражение представлений о четырех стихиях мироздания-огне,воде,воздухе и земле. В знаках означающих бубновую, червовую, пиковую и крестовую масти, видели трансформированное изображение жезла, зажженного факела, скрещенных мечей, человеческого сердца.

Из всех известных нам старинных колод в настоящее время в употреблении осталась только одна — египетская колода Таро. Она состоит из семидесяти восьми карт и четырех мастей.

Используется в основном для гадания. По одной из гипотез на карте Таро встречаются символы ордена Тамплиеров. Считается, что когда орден Тамплиеров подвергся жестоким гонениям, тайные знания были зашифрованы в карты Таро. Но большинство историков не разделяют этих предположений.

О тайных обществах

Однако считается, что в игральных картах скрыт некий секретный смысл, понятный лишь членам тайных обществ. В Европе начала XVIII века карты пользовались невероятной популярностью, но поскольку их происхождение было окутано тайной, многие начали задаваться рядом вопросов.

Откуда взялись все эти числа, масти, рисунки и символы? И не скрыто ли в них некое тайное знание? Постепенно стали появляться предположения, что в безобидной на первый взгляд колоде зашифрованы какие-то мистические, религиозные или даже оккультные тайны.

Ведь многие слышали про нумерологию и другие тайные знания. И почему бы не предположить, что ключом к этому знанию являются карты. Но точной информации по прежнему не было. И люди начали самостоятельно приписывать карточным числам и рисункам свои значения.

Существовало и символическое толкование числа карт в колоде. Считалось, что 52 карты соответствуют числу недель в году, четыре масти изображают четыре времени года, а так как каждое время года состоит из 13 недель, то,следовательно и в каждой масти 13 карт. Кроме того, каждая масть, как хорошо известно состоит из очков от 1 до 10, а затем из изображений валета, дамы и короля.

Если вместо них взять цифры дальше 11, 12, 13 и сложить все очки, мы получим цифру 91, соответствующую числу дней в одной четверти года. Таким образом сумма всех очков четырех мастей будет составлять 364, то есть число дней в году без одного.

«Солдатский альманах, Библия и молитвенник»

Примером поиска в картах скрытого смысла может служить появившийся в XIX веке народный сказ под названием «Солдатский альманах, библия и молитвенник». Все начинается с того, что солдат заходит в церковь и вместо Библии достает колоду карт.

Священник возмущается, но солдат говорит ему: «Погодите,Святой отец,я всё объясню!» И солдат начинает излагать свою концепцию: «Туз напоминает мне, что Бог только один, когда смотрю на тройку, то думаю об Отце, Сыне и Святом Духе, четверка напоминает мне о четырёх Евангилеях, а пятерка о пяти мудрых девственницах, шестерка о шести днях творения, а семёрка о том, как Бог отдыхал на седьмой день.»

Подобным образом солдат комментирует всю колоду и рассказывает про все номерные и фигурные карты. Наконец солдат вытаскивает из колоды короля, поворачивается к священнику и говорит: «Когда вижу короля,то вспоминаю о великом царе земном и небесном,о всемогущем Боге.»

Что масоны зашифровали в игральных картах?

Разумеется рассказ о солдате является не единственной попыткой разгадать тайну карточной колоды. По одной из версий изображения на картах могут иметь скрытый символический смысл.

Считается, что здесь не обошлось без тайного общества франк-масонов. Дело в том, что многие убеждены, что масоны влияют на всё вокруг, и на определенном этапе они решили использовать в своих целях даже игральные карты. Принято считать, что масоны передавали друг другу знания из поколения в поколение при помощи тайных кодов.

По одной из версий члены общества закодировали тайные послания в игральных картах. Например валет червей держит в руке веточку акации, которая имеет важное значение в многих масонских ритуалах. Есть предположение, что розы в руках у дам, тоже несут символический смысл и могут относиться как к франк-масонам, так и к другому тайному обществу, например ордену Розенкрейцера.

А символика червоного короля,связана с древнеегипетским богом Амоном. Это может говорить об интересах масонов к тайным Египетским знаниям.

Карты в Европе

В Европе карты образовали три семейства, различных по изображениям мастей. Семейство итальянское, к которому принадлежат так же испанские и португальские карты, различало четыре масти — кубки, шпаги, монеты и жезлы.

Во французском семействе, распространенном так же в Англии, различались сердца, бубны,трилистники (трефы) и пики. В немецком семействе масти изображались в виде сердец, бубенчиков, листьев и желудей.

Со временем национальные масти европейских карт заменяются французскими пиками, трефами, бубнами и червами, которые становятся вскоре общераспространенными. Впоследствии этим условным знакам мастей будет дано символическое значение.

По мнению многих, в мастях символизировались черты характера. Великодушие-червы, мудрость-трефы, постоянство-бубны, воинская доблесть и могущество-пики.

Роль карт в культуре

На протяжении своей истории игральные карты были оценены как произведение живописи. Принадлежность к искусству — немаловажная сторона карт. Эти художественные миниатюры помимо прикладного «игрового», имели еще эстетическое и «информационное» значение. Они выполняли роль своеобразного журнала мод.

Молодые щёголи выряжались валетами, дамы шили наряды, ставили «мушки», искали украшения и делали прически, как у карточных красавиц.

Со временем художественная и культурно-историческая ценность сделала карты предметом коллекционирования, одним из самых дорогих и изысканных.

Была и роль учебника истории. Так, например во Франции уже сначала 15-го столетия карты становятся богатейшей иллюстрированной летописью страны. Французское общество этого времени увлекалось рыцарскими романами, легендарными сказаниями и в эту эпоху фигуры на картах изображают чаще всего Роланда, рыцарей, героев античности.

Исторические события, сопровождавшие окончание Столетней войны, так же оставили свой след на карточных миниатюрах. Начавшееся с конца 16-го века усиление королевской власти повлекло за собой замену прежних рисунков на картах фигурами монархов.

Появление карт в России

В России карты появились в 17 веке. По всей видимости, они проникли туда из Украины-их завезли запорожские казаки. Соборное Уложение 1649г. требовало поступать с картёжниками, как с «татями». Тяжесть наказания русские государи постепенно смягчали, пока не отменили его совсем.

В начале 19 в.в России карточные игры переживали настоящий бум. Карты проникли во все слои общества, стали различать игры семейные, коммерческие, детские. Придумывались новые и вспоминались старые карточные игры, создавались и процветали карточные клубы.

Игра в карты стала занятием столь популярным, что русская литература 19-нач.20 в.пестрит упоминаниями или описаниями карточных баталий. Достаточно назвать такие классические произведения, как «Пиковая дама» А.С.Пушкина, «Тамбовская казначейша» М.Ю.Лермонтова, «Игрок» Ф.М.Достоевского, «Винт» А.П.Чехова, «Большой шлем» Л.Н.Андреева и др.

П.А.Вяземский имел все основания отметить: «В русской жизни карты-одна из непреложных и неизбежных стихий».

Октябрь 1917 года осудил любые карточные игры как азартные, хотя официально они и не запрещались. Карточная игра отступила в семьи, в дружеские застолья, но не исчезла совсем.

Несмотря на все гонения и запреты, карты пережили века. Дух соревнования, стремление к борьбе с судьбой и случайностью всегда волновали и притягивали человека к карточному столу.

Карточные игры во все времена являлись своеобразным маркером эпохи. По типу игры можно определить историческую эпоху, социальную среду, возраст и интеллектуальный уровень того или иного игрока.

В настоящее время карты как бы вновь возрождаются в нашей стране. Дух конкуренции пронизывает современное общество, а на везение, удачу и счастливый случай, видимо, надеются сейчас не меньше, чем на собственные силы,ум и возможности.

Напоследок видео в тему

На этом статью «История игральных карт» я буду заканчивать и до скорых встреч!

Советую научиться: , фокусы с картами для детей обучение

Версии происхождения карт

Современная колода карт — результат сложного развития этой старинной игры.

Времени точного происхождения карт не известно, также не ясно и место их изобретения. В старинном китайском словаре Чинг цзе Тунга, получившем известность в Европе в 1678 г., говорится, что карты были изобретены в Китае в 1120 г., а в 1132 г. получили здесь всеобщее распространение. Но в целом существует несколько версий появления карт. Помимо китайской, рассмотрим также индийскую и египетскую.

Китайские и японские карты слишком уж непривычны для нас и по внешнему виду, и по характеру игры, которая больше похожа на домино. Однако несомненно, что уже в VIII веке в Китае для игр использовались вначале палочки, а потом и полоски бумаги с обозначениями различных символов. Эти далекие предки карт использовались также вместо денег, поэтому у них было три масти: монета, две монеты и много монет. Затем у японцев появились четыре масти карт: они символизировали времена года, а 52 карты в колоде означали количество недель в году.

Существуют также сведения, что китайцы и японцы еще до появления игральных карт из бумаги уже играли табличками, наподобие карт, из слоновой кости или дерева с нарисованными фигурами, а в средневековой Японии были оригинальные игральные карты из раковин мидий. Они были украшены рисунками, изображавшими цветы, пейзажи, бытовые сценки. С помощью таких карт можно было раскладывать и «пасьянс» — раковины раскладывали на столе и искали среди них «двойников». В XIII веке карты стали известны в Индии и Египте.

А в Индии на игральных картах изображалась фигура четырехрукого Шивы, который держал кубок, меч, монету и жезл. Некоторые считают, что эти символы четырех индийских сословий и дали начало современным карточным мастям.

Но куда популярнее египетская версия происхождения карт, растиражированная новейшими оккультистами. Они утверждали, что в глубокой древности египетские жрецы записали всю мудрость мира на 78 золотых табличках, которые изображались также в символическом виде карт. 56 из них — «Младшие Арканы», стали обычными игральными картами, а оставшиеся 22 «Старших Аркана» вошли в состав загадочной колоды Таро, используемой для гаданий.


Эту версию впервые обнародовал в 1785 году французский оккультист Эттейла, а его продолжатели французы Элифас Леви и доктор Папюс и англичане Мэзерс и Кроули создали собственные системы интерпретации карт Таро. Название это якобы происходит от египетского «та рош» («путь царей»), а сами карты были занесены в Европу то ли арабами, то ли цыганами, которых часто считали выходцами из Египта.

Правда, никаких доказательств столь раннего существования колоды Таро ученым найти не удалось.

Появление карт в Европе

О появлении карт в Европе есть несколько версий. По одной из них начало игры в карты относится к XV столетию и совпадает с появлением цыган на европейской территории. По другой — общая же известность карт, по свидетельству иезуита Менестрие, приписывается XIV столетию, когда один малоизвестный живописец по имени Жикомин Грингонер изобрел карты для развлечений умалишенного короля Франции Карла VI (1368-1422 гг.), вошедшего в историю под именем Карла Безумного. Карты якобы были единственным средством, которое успокаивало царственного больного между приступами сумасшествия. А во время царствование Карла VII (1422-1461) они были усовершенствованы в и тогда же получили свое теперешнее название.


Долго существовавшее мнение, что карты были изобретены во Франции для развлечения душевнобольного короля Карла VI Безумного, — всего лишь легенда. Уже в Древнем Египте играли черенками с обозначенными на них цифрами, в Индии — пластинками из слоновой кости или раковинами; в Китае карты, похожие на современные, известны с XII века.

Первое документальное известие о картах относится к 1379 году, когда в хронике одного из итальянских городов появилась запись: «Введена игра в карты, происходящая из страны сарацин и называемая ими «наиб».

Игра носила, по-видимому, военный характер, так как «наиб» по-арабски означает «капитан», «начальник». На арабских картах обозначались только цифры по той причине, что закон Магомета запрещал изображать человеческие фигуры. Поэтому скорее можно говорить не об изобретении карт французами, а об украшении фигурами уже существующих карт.

В карточных мастях не было единообразия. В ранних итальянских колодах они носили названия «мечей», «кубков», «денариев» (монет) и «жезлов». Похоже, как и в Индии, это было связано с сословиями: дворянством, духовенством и торговым классом, в то время как жезл символизировал стоявшую над ними королевскую власть. Во французском варианте мечи превратились в «пики», кубки — в «черви», денарии — в «бубны», а «жезлы» — в «кресты», или «трефы» (последнее слово по-французски означает «лист клевера»). На разных языках эти названия и сейчас звучат по-разному; например, в Англии и Германии это «лопаты», «сердца», «бриллианты» и «дубинки», а в Италии — «копья», «сердца», «квадраты» и «цветы». На немецких картах еще можно встретить старинные имена мастей: «желуди», «сердца», «колокола» и «листья». Что касается русского слова «черви», то оно произошло от слова «червонный» («красный»): понятно, что «сердца» изначально относились к красной масти.

Карты быстро распространились во всех европейских странах, на их основе появились азартные игры, и потому вскоре стали предприниматься властями строгие меры для их запрещения. Несмотря на это, изобретались все новые и новые карточные игры. В Германии появились ремесленные цеха, занимающиеся изготовлением карт, улучшались способы их выделки.

В XV веке во Франции установили тот тип карт, который существует и поныне. Считается, что масти карт символизируют четыре главнейших предмета рыцарского обихода: трефы — меч, пики — копья, бубны — знамя и герб, червы — щит.


Существует предположение, что колода — не случайный набор карт. 52 карты соответствуют числу недель в году; 4 масти — это четыре времени года; в каждой масти 13 карт, столько же недель в каждом времени года; сумма всех очков 52 карт составляет 364, то есть число дней в году без одного.

Ранние карточные игры были достаточно сложными, ведь помимо 56 стандартных карт в них употреблялись 22 «Старших Аркана» плюс еще 20 козырных карт, названных по именам знаков Зодиака и стихий. В разных странах эти карты называли по-разному и так запутали правила, что играть стало просто невозможно. К тому же раскрашивались карты от руки и стоили так дорого, что их могли приобрести только богачи. В XVI веке карты радикально упростились — из них исчезли почти все картинки за исключением четырех «старших мастей» и шута (джокера). Интересно, что у всех карточных изображений были реальные или легендарные прототипы.

Например, четыре короля — это величайшие монархи древности: Карл Великий (черви), библейский царь Давид (пики), Юлий Цезарь (бубны) и Александр Македонский (трефы). В отношении дам такого единодушия не было — например, дама червей была то Юдифью, то Еленой Троянской, то Дидоной. Дама пик традиционно изображалась как богиня войны — Афина, Минерва и даже Жанна д’Арк. В роли дамы пик после долгих споров стали изображать библейскую Рахиль: она идеально подходила на роль «царицы денег», поскольку обокрала собственного отца. Наконец, дама треф, на ранних итальянских картах выступавшая как добродетельная Лукреция, превратилась в Аргину — аллегорию суеты и тщеславия.

Самая сложная фигура карточного пантеона — валет, или, по английской терминологии, оруженосец. Само слово «валет» вначале означало слугу или даже шута, но позже утвердилось иное его значение — не вполне честный, хоть и храбрый искатель приключений. Именно таковы были все реальные прототипы валетов — французский рыцарь Ла Гир по прозвищу Сатана (черви), а также герои эпоса Ожье Датчанин (пики), Роланд (бубны) и Ланселот Озерный (трефы).

Первые карты, которыми играли в Европе, стоили очень дорого, т.к. литографического печатания тогда еще не было, они рисовались от руки. Во Францию карты привозились из Италии, этому есть историческое свидетельство — указ счетной камеры 1390 года, в котором отражен расход на покупку карт для увеселения короля. Карты в то время имели в длину 22 сантиметра, что делало их крайне неудобными для игры.

Карты в России

В нашем отечестве карты появились давно, во времена Ивана Грозного. Уже при сыне Грозного, царе Федоре Иоанновиче, игральные карты в значительном количестве поступали в Россию в числе прочих европейских товаров. Карты были дорогостоящим и легко портящимся товаром, поэтому перевозили их в прочных дубовых бочках. Уже с начала 16 века карты стали обычным предметом торга по всей России, а карточная игра стала приносить ощутимый вред нравственности и правопорядку. В 1649 году Уложение царя Алексея Михайловича квалифицирует карточную игру как серьезное преступление. До петровских времен карты в России были привозными.


Великий новатор Петр Первый перенял многие европейские обычаи, но карт не любил и играл в них очень редко. Но именно при нем впервые возникло отечественное производство игральных карт на двух небольших мануфактурах в Москве. Личное внимание и всемерная поддержка карточных мануфактур Петром объяснялись совершенно прозаическими причинами — измотанному Северной войной государству нужны были деньги, которые и приносила торговля игральными картами.

В течении всего 17 века игральные карты производились мелкими мастерскими в столицах и даже в провинциальных городах. Отдельные мастерские имели даже некоторый ассортимент видов производимых карт, впрочем, весьма скромный. Рисунок карт был незамысловат и практически не изменялся десятилетиями.

В царствование Екатерины Второй зародилась, а при Александре Первом претворилась в жизнь благая мысль о государственной монополии на производство игральных карт. Доход от производства карт шел на дело благотворительное — на него содержалось Ведомство Императрицы Марии, опекавшее детей-сирот. Непосредственное производство карт было развернуто в пригороде Санкт-Петербурга, на казенной Александровской мануфактуре, при которой с 1819 года стала работать Императорская Карточная фабрика.

В течении более 20 лет шло становление нового производства, пока русские карты не стали выпускаться на русской бумаге и в основном русскими мастерами. Директор Карточной фабрики А. Я. Вильсон стремился к некоторому улучшению внешнего вида карт, были разработаны новые рисунки. Императору Николаю Первому был представлен соответствующий доклад, на котором он, однако, собственноручно написал: «Не вижу никакой причины переменять прежние рисунки».


После отмены крепостничества на Карточной фабрике начались существенные перемены. От руководства фабрикой отошел директор А. Я. Вильсон, занимавший эту должность более 40 лет. Были наняты вольные рабочие взамен крепостных, закуплено более 60 новых машин, во главе производства стал опытный мастер Винкельман. Вместе с обновлением технической стороны дела возникла необходимость изменения и художественного оформления карт.

Атласные карты

Хорошо всем известные Атласные игральные карты настолько привычны нашему глазу, что всякие другие карты кажутся нам необычными и уж точно какими-то «нерусскими». Действительно, Атласные карты уже много десятилетий являются самыми распространенными и популярными игральными картами в России. Кажется, что они существуют изначально, как русские народные песни или русские сказки. Но это не так — у этих карт есть автор, и появились они в России в середине 19 века.

За решение вопроса изменения и художественного оформления карт взялись достаточно серьезно. Разработку новых рисунков игральных карт доверили академикам живописи Адольфу Иосифовичу Шарлеманю (Боде-Шарлемань) и Александру Егоровичу Бейдеману. Художники создали несколько эскизов, которые до сих пор, уже спустя полтора века, являются чудесными образцами карточной графики и украшают собрание Государственного Русского музея и Карточного музея Петергофа. Однако в производство были запущены достаточно простые и художественно лаконичные рисунки академика Шарлеманя, которые мы и знаем сейчас, как Атласные карты.

Адольф Иосифович Шарлемань происходил из семьи обрусевших французов. Его отец Иосиф Иванович Шарлемань (1782-1861) и брат Иосиф Иосифович Шарлемань (1824-1870) были известными архитекторами. Будущий академик живописи учился в Императорской Академии художеств по классу исторической и батальной живописи. В 1855 году Адольф Шарлемань за картину «Суворов на Сен-Готарде» был удостоен большой золотой академической медали. Вместе с медалью он получил право на шестилетнюю заграничную поездку, в которую отправился в 1856 году. В 1859 году Шарлемань пишет картину «Последний ночлег Суворова в Швейцарии», за которую был удостоен звания академика живописи.

Возвратившись в Санкт-Петербург после заграничной стажировки, Шарлемань много работает как иллюстратор в журналах, сотрудничает в Государственной экспедиции заготовления ценных бумаг, расписывает храмы и даже участвует в подготовке костюмов для «Исторического бала» у великого князя Владимира Александровича. Работа для карточной фабрики стала одним из таких заказов. Кто знал, что это творение художника станет бессмертным!

Можно объяснить, почему именно этот проект игральных карт стал таким удачным. Рисунки академика Бейдемана, как и другие эскизы Шарлеманя были очень привлекательны в художественном отношении, но они оказались не вполне подходящими для такого массового производства, как печатание игральных карт. Эскиз Атласных карт был сделан для печати в четыре краски — черную, желтую, синюю и красную. Однако не только «технологичность» сыграла свою роль в успехе. Рисунок карточных фигур оказался настолько лаконичным, настолько лишенным ненужных деталей и сложных ракурсов, что успех был просто неизбежен.

А. И. Шарлемань не создал принципиально нового карточного стиля. Атласные карты явились результатом исключительно мастерской переработки уже существовавших карточных рисунков, которые использовались еще в 17 и начале 18 веков на московских карточных фабриках, содержавшихся откупщиками. Однако и эти, как можно было бы их назвать, «старые» рисунки имели своей первоосновою так называемую «северо-немецкую картинку», которая также происходила из совсем уже древней народной французской карточной колоды.

Редкий художник, поэт, писатель создает произведение, которое через какое-то время утрачивает авторство и становится просто народной песней, народной сказкой. Такая творческая удача выпала Адольфу Иосифовичу Шарлеманю, рисунки которого в виде игральных карт есть в каждом доме.

Современность

Постепенно карточные игры разделились на коммерческие, основанные на четком математическом расчете, и азартные, где всем правил случай. Если первые (винт, вист, преферанс, бридж, покер) утвердились среди людей образованных, то вторые (сека, «очко», штосс и сотни других, вплоть до безобидного «подкидного дурака») безраздельно царили среди простонародья.


На Западе «умственные» карточные игры, тренирующие логическое мышление, были даже включены в школьную программу. Впрочем, карты стали служить и для совсем уж неинтеллектуальных занятий. Если на них изображены голые девицы, тут не до бриджа. Но это совсем другая игра…

Микельанджело Меризи да Караваджо (1571-1610) - Шулеры (1594)

Рихард Штраус (1864-1949) - Восход
Увертюра к симфонической поэме "Так говорил Заратустра" (1896)


Статуэтки "Пики, "Трефы", "Черви", "Бубны"
"Nao" Испания - 2000-е годы

Игральные карты - прямоугольные листы из картона или тонкого пластика, используемые для карточных игр. Полный набор игральных карт для игры называется колодой. Кроме того, карты используются для пасьянсов и гадания. А ещё карты - любимый атрибут фокусников.

Открытая сторона карт называется лицом, закрытая - рубашкой. На лице, как и положено, нанесены изображения масти и значения - веса карты в карточных играх. Рубашки всех карт в колоде одинаковы.
Для большинства современных игр используется обычная, так называемая, французская колода (54 карты), либо её урезанный вариант (36 карт). Есть игры, для которых используют специальные колоды.

Наверное, не ошибусь, сказав, что в каждом доме есть хотя бы одна колода обыкновенных игральных карт. Такой привычный утилитарный предмет, но у него, как и у всего, что нас окружает, есть своя история.

Первые игральные карты появились в Восточной Азии: в Китае существуют упоминания игры, в которой использовались продолговатые листы, - они относятся к IX веку - периоду правления в династии Тан (618-917). Позднее игра продолговатыми листами упоминается в Корее и в Японии.
До появления бумажных карт китайцы и японцы использовали плоские продолговатые таблички из дерева, бамбука или даже из слоновой кости. В разных культурах карты принимали различные формы и вид: в Индии, к примеру, играли круглыми картами, которые назывались Ганджифа.



Старинные китайские карты


Теодор (Дирк) ван Ромбоутс (1597-1637) - Игра в карты (Прадо - Мадрид)
Достоверных сведений о том, как карты попали в Европу, нет. Но, скорей всего маршрут был таким: из Китая через Индию и Персию в Египет, а уже из Египта в Европу. Собственно, арабы, а точнее, арабские купцы и моряки, как правило, являлись обычными посредниками заимствований из Китая.
В Египте во времена мамлюкского султаната (1250-1517) появились свои карты, которые напоминали современные карты Таро. Запрет Корана на изображение людей мамлюки соблюдали и поэтому наносили на карты только строгие геометрические орнаменты - арабески.

Первые упоминания игральных карт на территории Европы относятся к XIV столетию. Чаще всего эти упоминания связаны с запретом карточных игр в разных европейских странах. Но, несмотря на все запреты, к середине XVI века в Европе в карты играли все от простолюдинов до королей.


Есть версия, что карты, в виде очень близком к современному, придумал некто Жакмен Грингоннер - шут французского короля
Карла VI Безумного. Король страдал душевным расстройством, а потому пребывал в печали и унынии. Чтобы как-то развлечь своего господина, шут занимал его разными карточными играми, которые тоже придумывал сам. Случись это в наше время, Грингоннер мог бы запатентовать свои изобретения и, учитывая популярность карт, несказанно обогатиться. Но дело было в XIV веке, приблизительно в 1392-ом году, поэтому никаких материальных выгод Жакмен Грингоннер не получил, но, именно благодаря ему, современная колода из 54-х карт называется французской.

Поскольку в карты играли шут с королём, то и картам были приданы соответствующие значения. Теперь понятно, почему есть такие карты, как короли и джокеры, и почему самой главной картой стал именно джокер.)))

Все картинки на картах с королями, дамами и валетами соответствовали конкретным историческим и легендарным персонажам.

Средневековая западноевропейская гравюра



Статуэтка "Карточная игра"
Германия - начало XX века

Канон - Canon
Играет ансамбль "Nova era"

Король - игральная карта с изображением короля. Обычно по старшинству стоит выше дамы и соответствует числу 13. В различных играх старшинство короля может сильно различаться.

В средневековой Франции карточных королей ассоциировали со следующими лицами:

Король пик: Давид, библейский царь.
Король червей: Карл Великий, первый император Запада.
Король бубен: Юлий Цезарь, древнеримский полководец.
Король треф: Александр Македонский, создатель одной из крупнейших империй Древнего мира.

При этом список прототипов сильно варьировался: различные мастера подписывали карты с изображением королей различными именами, среди которых фигурировали, в частности, Соломон, Август, Константин Великий и Хлодвиг.

Изначально фигурки на картах изображались в полный рост и только после 1830-го года для удобства игры изображения стали симметричными.


Короли из французской колоды 1813-го года выпуска

Короли из разных европейских колод, выпущенных в XX веке

Карл I ВеликийГай Юлий Цезарь Александр МакедонскийЦарь Давид
Император Карл Великий - портрет кисти Альбрехта Дюрера (1471-1528).

Цезарь - портрет кисти Питера Пауля Рубенса (1577-1640).

Александр Великий в образе Афины Паллады - портрет кисти Рембрандта Харменса ван Рейна (1606-1669).

Царь Давид - портрет (после 1483) кисти Педро Берругете (1450-1503 или 1504).

Дама - игральная карта с изображением женщины. По старшинству обычно стоит ниже короля, но выше валета и имеет числовое значение 12.

В средневековой Франции дамы соответствовали следующим лицам:

Дама пик: Афина, богиня мудрости в древнегреческой мифологии.
Дама червей: Юдифь, библейский персонаж.
Дама бубен: Рахиль, библейский персонаж.

Дама треф называлась "Argine". Происхождение слова точно не установлено. Возможно, это анаграмма латинского слова Regina, означающего Королева, или искажённое Argea (Аргия) - имя, принадлежащее нескольким персонажам древнегреческой мифологии. Иногда даму треф ассоциируют с Гвиневрой, легендарной супругой короля Артура. В неё, согласно эпическим сказаниям, был влюблен рыцарь Артура Ланселот, которому традиционно соответствует валет треф. Но чаще всего французские художники на картах, соответствующих даме треф, рисовали фавориток современного им короля.


Юдифь, выходящая из шатра Олоферна Юдифь, обезглавливающая Олоферна
Сандро Ботичелли (1445-1510) Артемизия Джантилески (1593-1653)

При гадании на картах дама червей обозначает любовь, что не может не озадачивать, зная, с каким персонажем изначально ассоциировали эту карту. Для этого воистину нужно было иметь весьма своеобразное чувство юмора.
Нечто в подобном роде было лет 20 тому назад у нас во Львове: прямо напротив одного из городских отделений милиции находилось кафе под названием "Немезида", где, среди других прочих, обедали сотрудники этого отделения милиции. Сначала ментам нравилось красивое название, но потом им, видимо, кто-то его растолковал и кафе "попросили" переименовать.

Исходя из вышесказанного, дорогие мужчины, когда вам покажется, что вы наконец-то встретили свою червовую даму и вы потеряете из-за неё голову, вспомните, что потеря головы может из фигуральной стать буквальной.)))

В некоторых источниках утверждается, что прототипом червовой дамы была Елена Троянская, более известная как Елена Прекрасная. Конечно, это более подходящий персонаж на роль королевы любви, чем дама с такой активной жизненной позицией, как Юдифь. Но Елена эта тоже, знаете ли, девушка весьма своеобразная. Люди там, понимаешь ли, воюют из-за неё, а она сидит себе дура дурой и ждёт, чем сердце успокоится.


Елена Троянская (1898)
Эвелин де Морган (1855-1919)

Дамы из французской колоды 1813-го года выпуска

Дамы из разных европейских колод, выпущенных в XX веке

ЮдифьРахиль Диана де Пуатье Афина Паллада
Юдифь - фрагмент картины "Юдифь" (около 1504) кисти Джорджо Барбарелли да Кастельфранко - Джорджоне (1476/1477-1510).

Рахиль - портрет кисти Маурицио Готтлиба (1856-1879).

Диана де Пуатье - фрагмент картины "Туалет дамы - Диана де Пуатье" (около 1571) кисти Франсуа Клуэ (1515-1572).

Афина Паллада - фрагмент картины "Паллада и кентавр" (1483) кисти Сандро Ботичелли (1445-1510).

Имея выбор из множества фавориток французских королей, на роль дамы треф выбрала Диану де Пуатье - фаворитку Генриха II, которая была всю его жизнь его единственной любовью - он влюбился в Диану, когда было ему всего шесть лет - и его официальной фавориткой, будучи при этом на двадцать лет старше короля.

Валет - игральная карта с изображением молодого человека. Имеет числовое значение 11, то есть, ниже дамы и выше десятки.

В средневековой Франции валеты соответствовали следующим лицам:

Валет пик: Хольгер Датский, известный как Ожье Датчанин или Ожье Арденнский (один из героев французских эпических сказаний, в том числе цикла о деяних Карла Великого).
Правда, существует и иная версия, в которой прототипом валета пик является Роланд - знаменитейший из героев французских эпических сказаний о Карле Великом, маркграф Бретонской марки.
Валет червей: Ла Гир по прозвищу Сатана, французский полководец эпохи Столетней войны.
Валет бубен: Гектор, вождь троянского войска.
Валет треф: Ланселот Озерный, рыцарь Круглого стола.


Валеты из французской колоды 1813-го года выпуска

Валеты из разных европейских колод, выпущенных в XX веке

Ла Гир Гектор ЛанселотХольгер
Этьен де Виньоль по прозвищу Ла Гир (один из соратников Орлеанской девы - Жанны д’Арк) - портрет кисти Луи Феликса Амьеля (1802-1864).

Гектор - фрагмент картины "Гектор зовёт Париса на битву" кисти Иоганна Генриха Вильгельма Тишбейна (1751-1829).

Ланселот - фрагмент картины "Гвинерва и Ланселот" кисти Герберта Джеймса Дрейпера (1863-1920).

Ожье Датчанин - статуя Ожье Датчанина в замке Кронборг в Дании, рядом с городом Хельсингёр на северо-восточной оконечности острова Зеландия.

В карты играют особы королевской крови...


Уильям Мау Эгли (1826-1916) - Анна Болейн и Екатерина Арагонская за игрой в карты (1852)


В карты играют представители духовенства...


Луиджи Зукколи (1815-1876) - Карточные игроки


Гаэтано Беллей (1857-1922) - Удачливая рука


Жан Жорж Вибер (1840-1902) - Церковь в опасности

Вот уж где, действительно, церковь в опасности.)))


Жан Жорж Вибер (1840-1902) - Гадалка


В карты играют на деньги...


Лукас Лейден (1494-1533) - Игроки в карты (около 1520)


Игрой в карты занимают досуг и коротают время...


Теодор (Дирк) ван Ромбоутс (1597-1637) - Игра в карты (Эрмитаж - Санкт-Петербург)


Теодор (Дирк) ван Ромбоутс (1597-1637) - Игроки в карты и в триктрак (галерея Эгнью - Лондон)


Теодор (Дирк) ван Ромбоутс (1597-1637) - Игроки в карты (Королевский музей - Антверпен)


Теодор (Дирк) ван Ромбоутс (1597-1637) - Игра в карты

За картами разгораются нешуточные страсти...


Теодор (Дирк) ван Ромбоутс (1597-1637) - Игроки в карты и в нарды. Сражение над картами


Из-за карт разыгрываются настоящие трагедии...


Леон Мари Констант Дансейрт (1830-1909) - Дуэль


В карточной игре обманывают доверчивых простаков...


Жан-Луи Эрнест Мессонье (1815-1891) - Игра в пикет, или Шулеры и простаки


Жорж Дюмениль де Латур (1593-5) - Шулер с бубновым тузом (около 1630), (Лувр - Париж)


За картами приятно проводят время галантные кавалеры и дамы...


Ян ван Олис (1610-1676) - Элегантная компания, или Игроки в карты

Очаровательные барышни...


Джон Эверетт Милле (1829-1896) - Черви козыри

Солидные мужчины...


Гюстав Кайботт (1848-1894) - Игра в карты

Мужчины попроще...


Поль Сезанн (1839-1906) - Игроки в карты

Крестьяне...


Карл Остерзетцер (1850-1914) - Картёжники

И просто влюблённые парочки


Вильгельм Флокенхаус - Играющие в карты

Даты жизни художника, увы, нигде не нашла. Многие сайты предлагают купить постеры с этой картины, весьма небесплатно, но ничего имеющего отношения к биографии художника нигде нет.


Статуэтка "Пара, играющая в карты"
Германия - середина XX века

О картёжниках и об игре в карты фильмов снято много, особенно, в конце 90-х и в 2000-х годах. Те, кто любит кино, знают эти фильмы. Я же привожу в сюжете только старые зарубежные фильмы, которые были сняты до 1990-го года и которые стали знаменитыми. Фильмы эти сняты в разных жанрах: в жанре драмы и в жанре комедии и в них снимались очень известные артисты.



Цинциннати Кид (1965) - художественный фильм производства США

Большой куш для маленькой леди (1966) - художественный фильм производства США
В главных ролях - Генри Фонда и Джоан Вудворт

Афера (1973) - художественный фильм производства США
В главных ролях - Пол Ньюмен и Роберт Редфорд

Покер Алиса (1987) - художественный фильм производства США
В главной роли - Элизабет Тэйлор


Блеф (1976) - фильм производства Италии

Туз (1981) - фильм производства Италии
В главной роли - Адриано Челентано


Фрагмент фильма "Туз" (1981) производства Италии
В роли Ассо - Адриано Челентано
Статуэтка "Картёжники"
Италия - конец XX века

Azzurro - Лазурь
Поёт Адриано Челентано

Лазурное небо этим вечером слишком голубое. Я сажусь в поезд и еду к тебе, но поезд моих желаний идёт в противоположном направлении...


Статуэтка "Игроки в карты"
Италия - конец XX века

Гадание на картах распространилось практически одновременно с игрой в карты. Особенно это дело полюбилось цыганкам и стало, что называется, их основным профессиональным умением.
А сколько книжных и оперных гадалок леденили душу своими зловещими предсказаниями!



Джузеппе Верди - сцена гадания Ульрики из оперы "Бал маскарад"
Ульрика - Ирина Богачёва
Фрагмент оперного спектакля Большого театра СССР из фильма-концерта Ленинградского телевидения "Поёт Ирина Богачёва" (1971)

Похожие публикации