Зимние посиделки в начальной школе. Сценарий

Зимние посиделки. Сценарий для учащихся начальной школы

Цель: приобщение детей к народной культуре.
Задачи:
- ознакомление детей с русским народным обычаем,
- воспитание у детей эстетического чувства;
-содействовать повышению интереса учащихся к истории своей страны;
-способствовать укреплению взаимоотношений учащихся и их родителей.

Оборудование : народные костюмы для ребят и родителей, элементы декора в русском народном стиле, костюмы и атрибуты для инсценировок, деревянные ложки, бубен, ромашка со скороговорками и др.

1 чтец. Ох вы, красны и добры молодцы!
Слушайте и глядите!
Да не говорите, что слыхом не слыхали
И видом не видывали!
Приглашаем вас всех на посиделки!

2 чтец. Добрый день и поклон вам,
Гости желанные и дорогие!
Я смотрю на ваши лица-
Хорошо, отрадно мне,
Словно я в огромной, дружной
И приветливой семье

Ведущий: В старые времена был такой обычай на Руси: как заканчивали свою работу, коротали осенние да зимние вечера вместе, устраивали посиделки, чтоб людей посмотреть да себя показать. Кто за вышивкой сидит, кто за вязанием, кто шьет, а молодежь поет да танцует. Весело было! И мы собрались сегодня в нашей горнице на посиделки.

На завалинках, в све
Иль на бревнышках каких
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод -
Говорили, песни пели
И водили хоровод.

А играли как! В горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом, эти посиделки
Были праздником души.

Быт людей отмечен веком,
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по “сусекам”
Личных дач или квартир.

Наш досуг порою мелок,
И, чего там говорить:
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить.

Если вы в “своей тарелке”
И пришли к нам не на час,
Предлагаем посиделки
Провести вот здесь сейчас.

Огонёк души не тухнет.
Ничего нет в жизни “вдруг”.
Вспомним радость русской кухни,
Дедов искренний досуг!

Отдых – это не безделки –
Время игр и новостей,
Начинаем посиделки!
Открываем посиделки!
Для друзей и для гостей

Хозяин: Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть да в окно глядеть! Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться!

Хозяйка: Рады вас видеть у себя в гостях, в нашей горнице. Здесь для вас, для гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный! По обычаю по старинному посиделками называется.

Хозяин: Так что ж, погуляем
На празднике нашем
Нигде не найдете
Вы праздника краше!

Ведущие:
1-й. А где же пироги? Ведь изба красна не углами, а пирогами.
2-й. Будут вам и пироги. А сейчас посидим рядком, да поговорим ладком.

Ведущие:
1-й. А какие же посиделки без прибаутки и небылицы? Они могут быть очень разными: то это песенки, то стихи, то коротенькие рассказики-разговоры, но главное - они всегда веселые.
2-й. И прибауткам, и небылицам запрещалось только одно: быть нескладехами и неряхами. И звучат они красиво, и запоминаются легко.

Небылицы
-Федул, что губы надул?
-Кафтан прожег.
-Можно зашить.
-Да иглы нет.
-А велика ли дыра?
-Один ворот остался.

Тюха, есть хочешь?
-Нет! Я перекусил!
-А что перекусил?
-Да съел краюшку хлеба.
-А ты её в горшке со сметаной мочил?
-Да в горшок не влезла.

Сынок, сходи за водицей на речку!
-Брюхо болит!
-Сынок, иди кашу есть!
-Что ж, раз мать велит - надо идти!

Здорово, кума,
-На рынке была,
-Никак глуха, кума?
-Курицу купила, да петуха
-Прощай, кума.
-Пять алтын дала.
Учитель Ну-ка молодцы и девицы, кто у нас самый смекалистый?
Очень хочется послушать, кто сумеет загадать самую сложную загадку, а кто окажется самым сообразительным.

Новая посудина, а вся в дырах (сито, решето).
Мочили, колотили, рвали, крутили и на стол клали (скатерть).
Бычок рогат, в руках зажат Еду хватает, а сам голодает (ухват).
Гибкий лес на плечи залез (коромысло).
Сяду на конь и поеду в огонь (горшок на ухвате).
Кривой конь лезет в огонь (кочерга).
Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар).

Учитель:Это кто там загрустил?
У кого там хмурый вид?
Собирайся детвора-
Снова музыка звучит.
Учитель: Какие же посиделки без частушек.
Хозяйка: Эй, девчонки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки.
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей

Сколько раз я зарекалась
Под гармошку песни петь
Как гармошка заиграет
Не могу я усидеть.
Девочка:
Станем, девицы, рядком,
Да частушки пропоем.
Мальчик:
Да и мы, пожалуй, встанем,
От подружек не отстанем
Учитель:
Вы пропели нам частушки
И скажу вам от души
Хороши частушки ваши
И вы тоже хороши.
Учитель:А теперь предлагаем поиграть.

Учитель: Посмотрите-ка, ребята, пока вы играли, в нашем зале выросла ромашка. Она не простая, на её лепестках скороговорки. Попробуйте их быстро прочитать.

От топота копыт, пыль по полу летит.
Прокоп украл укроп.
Макара укусил комар. Убил комара Макар.
Полпогреба репы, полколпака гороха.

Загадка
Учитель:
На полянке девчонки
В белых рубашонках,
В зеленых полушалках?
(Березы.)

Березу милую, родную издавна считают символом России, символом Родины. Березка воспета в поэзии и прозе, в музыке, в живописи и фольклоре. Россия и береза! эти два понятия неразделимы.
На деревенских посиделках не только песни пели, но и водили хороводы.
Ой, красны девицы да добры молодцы!
На печи не сидите – на круг выходите.
Гостям и хозяюшке честь окажем:
На народ поглядим да себя покажем!

Трудно всё же в одиночку
Становись, народ цепочкой.
Свою силу проявляй!
Эге-гей! Спеши народ!
Собирайся в хор

Хоровод "Во поле березка стояла)

Всех кормлю с охотою, а сама безротая (ложка).

Хозяин: Звонкие резные
Ложки расписные.
От зари и до зари
Веселятся ложкари.(Берёт поднос с ложками)
Подходите, разбирайте, с ними пляску начинайте.
Учитель: Ложки, что ни говори,
Примечательные.
А ребята – ложкари
Замечательные.
И успех их примечай,
Здесь не мелочный.
Значит, нужен русский чай
Посиделочный.

Выходит мальчик, он несет самовар.

13 чтец (в руках- самовар):
Я иду, иду, иду
Самовар в руках несу
Прибауточку пою

14 чтец: Ой, чай, крепкий чай!
Пейте чай-чаечек,
Чтобы радость приносил
Каждый день- денечек!
15 чтец: Чай пить - не дрова рубить!
13 чтец:
У самовара не скучаем
Разговор ведем за чаем
Чай с вареньем и лимоном
С кренделями и поклоном.

Кто здоровый хочет быть
Надо чаю больше пить
Мы за чаем не скучаем
Вместе песни сочиняем.

С мороза и в жару друзей пои,
А чай не пар, ведь он костей не ломит.
И мы гоняем русские чаи,
Пока хозяйка дома не прогонит.
Народ малин черёмуху молол,
И лист смородины пучком сушил для чая.
Садились надолго с молитвою за стол,
Гостей и родичей по-русски привечая.
Советовал дед внуку: “Не спеши!
Не любит чай ни суету, не скорость.
С достоинством пей, с чувством, от души.
И не возьмёт тебя ни боль, ни жар, ни хворость.
Я не учён, как вы, но в этом прав,
Смотри на блюдца круглое оконце –
В чашках аромат цветов и трав
И русский дух земли её и солнца

Чай горячий, ароматный
И на вкус весьма приятный.
Он недуги исцеляет
И усталость прогоняет,
Силы новые даёт
И друзей за стол зовёт.
С благодарностью весь мир
Славит чудо-эликсир
Звучат прощальные стихи.
1. В небе будто от побелки
Засветился Млечный путь,
Отшумели посиделки
В нашей праздничной светёлке,

2. Где пришлось нам отдохнуть.
Дни общенья – счастья вехи,
Посиделкам каждый рад.
Делу время, а потехе

3. Рады люди как-никак.
Мы делились новостями,
Мы старались вас развлечь.
Мы прощаемся с гостями,

4. Говоря: до новых встреч!
Не погаснет, не потухнет
На холмах семи ветров
Мастерство российской кухни,

5. Слава русских поваров!
Не потухнет, не погаснет,
Если ты не нем, не глух,
Самый светлый, самый ясный

6. Посиделок русский дух.
Посиделки, вечеринки,
Звёзды в праздничной выси –
Это русские картинки

7. Нашей жизни на Руси.
Жизнь такая – не иная,
Не заморская, чужая,
Это наша сторона.

8. Всё, что было вспоминая,
Пусть живёт страна родная
Очень русская, земная,
В мире лучшая страна!

Лидия Муринцева
Сценарий мероприятия «Как бывало в старину». Посиделки по обычаям и традициям русского народа

Сценарий фольклорных посиделок

«Как бывало в старину » .

Цели :Воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству , обычаям , традициям , к народным играм ;

Познавательная цель обычаях , обрядах с устным . - Познакомить детей с песнями, частушками, загадками.

Воспитательная цель

Развивающая цель

Расширять представления, о традициях и обычаях народов России .

Знакомить детей с русским фольклором через песни, частушки, прибаутки, сказки.

Воспитывать уважение к культурам других народов .

Развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театрализованную деятельность.

Развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества .

Познавательная цель : - Расширить представление детей о культуре и обычаях , обрядах с устным народным творчеством русского народа . - Познакомить детей с песнями, частушками, загадками. Воспитательная цель : Воспитывать любовь к своей Родине, к родному краю, его истории и культуре.

Развивающая цель : развивать творческие способности, эстетическую культуру детей.

Оформление :

1) Стол, накрытый белой скатертью. На столе самовар, посуда с угощениями

Оборудование : - Компьютер,

Мультимедийный проектор,

Мультимедийная презентация «Обычаи , традиции и обряды русского народа .

Музыкальное оформление : -

Мелодия песни Е. Шавриной «Ромашковая Русь» .

Мелодии русских народных песен «На горе-то калина» и «Во саду ли, в огороде.

Место проведения :актовый зал.

Время проведения :---

Действующие лица :

Демьяненко О. Н

Муринцева Л. И.

Ход праздника:

Звучит песня «В горнице моей…

Добрый день, народ славный ! Рады приветствовать вас в нашей горнице. Деревенский народ веселый , песни петь любит да в игры играть, хороводы водить.

1 ведущий

Поудобнее садитесь,

Не спешите, соберитесь.

В теплу избу приглашаем,

Видеть всех мы вас желаем.

Как в старинку , наши предки

Собирали посиделки ,

Так бывало на Руси

С шуткой ели калачи.

Народ посмотреть и себя показать

Хороводы водить, нескладушки петь,

Веселые потешки -прибаутки сказывать,

2 ведущий

На завалинках, в светёлке,

Иль на бревнышках, каких.

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели

Да водили хоровод.

Добрым чаем угощались

С мёдом, явно без конфет.

Как и нынче мы, общались, -

Без общенья жизни нет.

А играли как? В горелки!

Ах, горелки хороши,

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Быт людей отмечен веком.

Поменялся старый мир .

Нынче все мы по “сусекам”

Личных дач, своих квартир.

Наш досуг порою мелок

И чего там говорить,

Скучно жить без посиделок ,

Их бы надо возродить.

Если вы в “своей тарелке”

И пришли к нам не на час,

Предлагаем посиделки

Провести вот здесь сейчас.

(Слышится смех,звон бубенцовю. Хозяйка открывает дверь)

Реб. -Здравствуйте,пустите к себе в избу на посиделки ?

Хоз. -А чем платить будете?

Реб. -А чего надобно?

Хоз. -Да совсем немножко :дровец возок,керосину жбанок,

Да пшеницы полпуда,да гороха три ведра,

Да медку туесок,да масла горшок,да денег пятачок.

Вот так немножко!

Да пошутила я. Зачем пожаловали?

Чайку попить,хозяйку повеселить.

Рассказать,послушать,пирогов покушать.

Посмеяться,поплясать,себя показать.

Хоз. -Мир вам, гости дорогие, вы явились в добрый час

Песней русской да народной я встречаю нынче вас.

(Под песню «У нас нынче субботея» гости рассаживаются на лавках.)

Входят девочки. В руках каждой какое-то угощение, ставят на стол и поют куплет песни «А я чайничала» (минус)

(стук в двери)

Ведущий а к нам ещё гости пришли,заходите с чем вы к нам пожаловали.

(младшая группа)

1. Вы послушайте, ребята,

Нескладуху будем петь.

На дубу свинья пасется,

В бане парится медведь!

Дети : Чепуха, чепуха,

Чистая чепуха!

Чипа- чипа, а - ха – ха-

В самом деле, чепуха!

2 : На заборе чепуха

Варила варенье.

Увидала паука-

Потеряла зренье!

Дети : Чепуха, чепуха…

3 : На столе лежит арбуз,

На арбузе - муха!

Муха злится на арбуз, Что не лезет в брюхо!

Дети : Чепуха, чепуха…

4 : На горе верблюд пасется

В белых вышитых штанах.

А за ним блоха несется

На высоких каблуках!

Дети : Чепуха, чепуха…

5 : Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы вас попросим,

Что бы нам похлопали.

Хозяйка : Спасибо, ребятки, за частушки потешные!

Ведущая : Есть у нас для вас загадки :

Не горьки, не кислы, не сладки.

Кто сейчас все отгадает,

Тот весь год забот не узнает.

Загадки присутствовали на всех вечеринках, празднествах, посиделках нашего города . Люди любили складывать и отгадывать их. Попробуйте и вы отгадать некоторые из них. За правильно угаданную загадку получаете конфетку.

1Загадка первая!

И колковато и ноздревато, и мягко,

И ломко и всех милей! (Хлеб) .

2 загадка вторая, самая смешная.

«Овца в корове» (Носок в сапоге) .

3. В брюхе - баня,

В носу решето, на голове пуговица.

Всего одна рука, да и та на спине! (Чайник)

4. В печь несут – жидко,

Из печи несут – твёрдо! (Каша) .

5 Маленький, кругленький, а за хвост не поднимешь. (Клубок) .

6 Пять чуланов – одна дверь. (Перчатка)

7Новая посудина, а вся в дырках. (Решето)

8 Всё пря сам на виду. (Сундук)

9 Маленький, горбатенький, всё поле перерыл. (Плуг)

Загадки для взрослых и детей.

Кто из нас не любит блинов – пышных, румяных, круглых. А кто скажет, почему блины круглые?

Ответ : Они пеклись на масленицу по подобию солнца.

Для чего в старину на подушках вышивали цветы?

Ответ : Чтобы снились хорошие сны.

Почему на полотенцах вышивали петухов?

Ответ : Это символ утра. Чтобы утром вставать с пеньем петухов.

Далеко за пределами России были известны наши умельцы. Тульские мастера даже блоху подковали. Кто помнит, в каком произведении об этом написано?

Ответ : «Левша» Лескова.

Многие из нас может быть имеют дома палехские шкатулки. Почему они так называются?

Ответ : Её делали мастера из Палеха.

Известны мастера стеклянной посуды. Есть такой город в России, где издавна занимались дутьём стеклянных изделий. Как называется этот город?

Ответ : Гусь-Хрустальный.

Деревенские ладьи, ложки, миски, радуют глаз яркой окраской, нежным рисунком. Из какого города эта посуда?

Ответ : Это хохломская роспись из г. Семёнов Нижегородской области. Д

(выходят девочки ---)

две девочки читают частушки перед исполнением пляски :

– Эх топни, нога

Топни правенькая

Я плясать пойду

Хоть и маленькая.

– Пойду плясать

По соломушке

Раздайся народ

По сторонушке!

Выходят еще четыре девочки и исполняют частушки :

– Шире круг, шире круг,

Дайте круг пошире.

Не одна иду плясать,

Нас идет четыре.

– Не хотела я плясать

Стояла и стеснялася,

А гармошка заиграла

Я не удержалася.

– А у нас во дворе

Квакали лягушки,

А я с печки босиком,

Думала подружки.

– По деревне я шла

И Ванюшку видела,

Под кустом сидел и плакал,

Курица обидела.

А сейчас вам загадаем загадку.

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек.

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть :

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко …

Это русская … . (Матрёшка)

В 19 веке жил - был один русский художник . Путешествуя по Японии, он видел много забавных игрушек. А когда вернулся в Россию, то пошёл к народным умельцам : «Можно ли выточить вот такую забавную куклу?» . Выточили, расписали и назвали русским именем Матрёшка . И начали на Руси с тех пор выделывать эти удивительные игрушки, да в каждой местности по-своему. Особенно увлеклись игрушкой в Нижегородском крае.

СОСТЯЗАНИЕ «НАРЯДИ МАТРЁШКУ»

А мы снова обращаемся к русской матрёшке . В состязании принимают участие по 5 человек от команды.

Получите, вырезанный из картона силуэт матрёшки. Ваша задача – нарядить матрёшку. 1- й человек держит матрёшку, просунув лицо в вырез, 2-й - прикрепляет платочек, 3-4 – рукава, 5-й – фартук.

Внимание! Приготовились! Начали!

(Звучит музыка. Начинается состязание)

Русские пословицы , как и русские изделия , славятся на весь мир.

Пословица – душа и ум народа .

В ней к Родине любовь.

В ней мудрый опыт многих поколений.

Хвала к труду в ней и презренье к лени.

Пословица – к слову молвится.

Добрая пословица не в бровь, а в глаз.

Следующее задание : Я называю два слова из пословицы. А вы называете всю пословицу. Правильно назвали – конфету получили.

1. Труд –пруд (Без труда не вытащишь рыбку из пруда.)

2. Слово – воробей. (Слово не воробей – вылетит, не поймаешь.)

3. Журавль – синица (Лучше синица в руках, чем журавль в небе.)

4. Волк – лес. (Волков бояться - в лес не ходить.)

5. Красавица – умница. (Дом держится не красавицей, а умницей.)

6. Не храним – плачем. (Что имеем – не храним, потерявши – плачем.)

7. Снову – смолоду. (Береги платье снову, а честь смолоду.)

8. Роток – платок. (На чужой роток не накинешь платок.)

Многие зарубежные пословицы очень схожи с нашими по смыслу.

Я буду вам говорить зарубежную пословицу, а вы мне в ответ - русскую .

Вьетнамская : «Прежде чем сказать, поверни язык семь раз»

«Семь раз отмерь - один раз отрежь»

Афганская : «Укушенный змеёй, боится пёстрой ленты»

«Кто обжёгся на молоке - дует воду» .

Финская : «Шуму много, а шерсти мало – сказал чёрт, остригая кошку» .

«Много шуму из ничего»

Африканская : «Сын леопарда тоже леопард» .

- «Яблоко от яблони недалеко падает» .

Жива традиция .

От поколенья старшего

Важны обряды и слова

Из прошлого из нашего.

Выходят три девочки. Садятся за стол.

Мини-инсценировка . Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

1-Кабы я была царица, я б на весь честной бы мир изготовила бы пир.

2--- Кабы я была царица,я б навесь бы мир одна надкола бы полотна.

3-Кабы я была царица,я б для батюшки царя родила богатыря.

1-Но для этого надо замуж выйти.

(Дверь тихонько заскрипела и в светлицу входит царь стороны той государь.)

Царь. Будь моею ты невестой.

И сейчас мы вам покажем русский народный обряд «Выкуп невесты»

Средняя группа.

А сейчас мы посмотрим традицию русского народа «Новоселье» .

Старшая группа .

Какие же традиции и обычаи русского народа без устного народного творчества .

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях.» (младшая группа) .

В небе будто от побелки

Засветился Млечный путь,

Отшумели посиделки

В нашей праздничной светёлке,

Где пришлось нам отдохнуть.

Дни общенья – счастья вехи,

Посиделкам каждый рад .

Делу время, а потехе час

Мы делились новостями,

Мы старались вас развлечь .

Мы прощаемся с гостями,

Говоря : до новых встреч!

Не потухнет, не погаснет,

Если ты не нем, не глух,

Самый светлый, самый ясный

Посиделок русский дух

Посиделки , вечеринки,

Звёзды в праздничной выси –

Это русские картинки

Нашей жизни на Руси.

Жизнь такая – не иная,

Не заморская, чужая,

Это наша сторона.

Всё, что было, вспоминая,

Пусть живёт страна родная.

Очень русская , земная,

В мире лучшая страна!

Оформление: Зал оформлен под русскую горницу. На стенах развешаны рушники. Стоит стол, накрытый скатертью. На столе - русский расписной самовар, ваза с сушками.

Для играющих:
Стулья, 2 стола.
Силуэты матрёшек - 2 шт.
Мотки ниток - 2 шт.
Корзинки для клубков - 2 шт.
Конфеты
Буквы (фамилия художника)
Лотки для букв (название дерева)
Хохломские плошки - 2 шт.

Звучат русские народные наигрыши.
В зал входят гости.

Зазывалы: (Два мальчика, одетые в русские народный костюм).
Ото всех дверей, ото всех ворот,
выходи скорей, торопись народ!

Открываются ворота,
Выходи, кому охота.
А кому неохота, тоже выходи!

Ведущая: Добрый день, гости званные да желанные!
Здравствуйте, лебёдки,
Здравствуйте, молодки!

Ребята-молодцы, весёлые удальцы.

Пригласили мы гостей со всех волостей.

Я рада видеть вас в моей горнице посиделочной!
Рада гостям, как добрым вестям.
Собрались мы позабавиться, да потешиться!
Пошутить, поиграть, посмеяться!
Так что, смех вам, да веселье!

Ведущая: А чтобы посиделки наши прошли более интересно, зажигательно, давайте придадим им дух соревнования, т.е. разобьёмся на две команды. Да придумайте название своей команде.
Итак, состязаются две команды: (примерные названия)
«Большие кружки» и «Малые чекушки».
«Завалинка» и «Околица».
Ну, а теперь выберем мудрейших судей. Они будут судить наши затеи.
Все наши затеи вы будут оцениваться по трёхбальной шкале. Заработанный балл равен одной конфете. У кого в плошке их окажется больше к концу посиделок, та команда и будет победительницей.

Давайте выберем заводилу, т.е. командира в своей команде.
Команды поприветствуйте друг друга. Можно стихами, песней, шуткой- прибауткой. Как говорится, кто во что горазд!
(Команды приветствуют друг друга)

Ведущая:
Прошу следить со вниманием - вот вам первое задание!
Начинаем наши состязания посиделочные с небольшой интеллектуальной разминки. Вопрос команде______________
Кто из нас не любит блинов - пышных, румяных, круглых. А кто скажет, почему блины круглые?
Ответ: Они пеклись на масленицу по подобию солнца.

Для чего в старину на подушках вышивали цветы?
Ответ: Чтобы снились хорошие сны.

Почему на полотенцах вышивали петухов?
Ответ: Это символ утра. Чтобы утром вставать с пеньем петухов.
Далеко за пределами России были известны наши умельцы. Тульские мастера даже блоху подковали. Кто помнит, в каком произведении об этом написано?
Ответ: «Левша» Лескова.

Многие из нас имеют дома палехские шкатулки. Почему они так называются?
Ответ: Её делали мастера из Палеха.
Известны мастера стеклянной посуды. Есть такой город в России, где издавна занимались дутьём стеклянных изделий. Как называется этот город?
Ответ: Гусь-Хрустальный.

Деревенские ладьи, ложки, миски, радуют глаз яркой окраской, нежным рисунком. Из какого города эта посуда?
Ответ: Это хохломская роспись из г. Семёнов Нижегородской области.
Ведущий: А теперь подсчитаем баллы-конфеты. (Жюри называет счёт)
Ведущая: Дальше речь пойдёт об одной замечательной игрушке, которая прославилась на весь мир. Угадайте, о какой?
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек.
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко …
Это русская …. (Матрёшка)
В 19 веке жил - был один русский художник. Путешествуя по Японии, он видел много забавных игрушек. А когда вернулся в Россию, то пошёл к народным умельцам: «Можно ли выточить вот такую забавную куклу?». Выточили, расписали и назвали русским именем Матрёшка. И начали на Руси с тех пор выделывать эти удивительные игрушки, да в каждой местности по-своему. Особенно увлеклись игрушкой в Нижегородском крае.

Так, кто же тот художник? Его фамилию вы должны угадать. Сейчас мы с вами поиграем в «Поле чудес» .

На табло узорчатыми квадратами закрыта фамилия художника. Вы по очереди называете букву, угадаете - буква открывается - вам конфета. А если сразу фамилию назовёте, то 3 конфеты зарабатываете. (М А Л Ю Т И Н).

ЗАГАДКИ:
Ведущая: Есть у нас для вас загадки:
Не горьки, не кислы, не сладки.
Кто сейчас все отгадает,
Тот весь год забот не узнает.
Загадки присутствовали на всех вечеринках, празднествах, посиделках нашего города. Люди любили складывать и отгадывать их. Попробуйте и вы отгадать некоторые из них. За правильно угаданную загадку получаете конфетку.
Загадка первая! Просьба не слушать тех, которые нервные.
И колковато и ноздревато, и мягко,
И ломко и всех милей! (Хлеб).

Загадка вторая, самая смешная.
«Овца в корове» (Носок в сапоге).

Ну ладно загадка третья. На неё (хоть) ответьте!
3. В брюхе - баня,
В носу решето, на голове пуговица.
Всего одна рука, да и та на спине! (Чайник)
4. В печь несут - жидко,
Из печи несут - твёрдо! (Каша).
Маленький, кругленький, а за хвост не поднимешь. (Клубок).
Пять чуланов - одна дверь. (Перчатка)
Новая посудина, а вся в дырках. (Решето)
Всё пря сам на виду. (Сундук)
Маленький, горбатенький, всё поле перерыл. (Плуг)
Молодичка - невеличка, а весь мир одевает. (Игла)

СОСТЯЗАНИЕ «НАРЯДИ МАТРЁШКУ»

Ведушая: А мы снова обращаемся к русской матрёшке. В состязании принимают участие по 5 человек от команды.
Получите, вырезанный из картона силуэт матрёшки. Ваша задача - нарядить матрёшку. 1- й человек держит матрёшку, просунув лицо в вырез, 2-й - прикрепляет платочек, 3-4 - рукава, 5-й - фартук.
Внимание! Приготовились! Начали!
(Звучит музыка. Начинается состязание)
Жюри объявляет победителя.
Ведущая: Следующее состязание называется «СОСТАВЬ СЛОВО» .

Славились на Руси своим ремеслом богородские мастера. Хороши были игрушки - зверюшки из дерева выточенные. Умели резать - умели и дерево подобрать.
Название этого дерева у всех на слуху. (Липа)
(Команда получает лоток, на котором выложено слово «палисадник».
На лотках выложено слово «Палисадник».
Из этого слова нужно выбрать нужные буквы и сложить ещё одно слово - название дерева.
Кто раньше выберет нужные буквы и сложит слово - зарабатывает 3 конфеты.
(Звучат народные наигрыши. Команды приступают к работе).


ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ


Ведущая: Пополняются вазы конфетами. А впереди ещё много конкурсов.
Русские пословицы, как и русские изделия, славятся на весь мир.
Пословица - душа и ум народа.
В ней к Родине любовь.
В ней мудрый опыт многих поколений.
Хвала к труду в ней и презренье к лени.
Пословица - к слову молвится.
Добрая пословица не в бровь, а в глаз.

Следующее задание: Я называю два слова из пословицы. А вы называете всю пословицу. Правильно назвали - конфету получили.

1. Труд -пруд (Без труда не вытащишь рыбку из пруда.)
2. Слово - воробей. (Слово не воробей - вылетит, не поймаешь.)
3. Журавль - синица (Лучше синица в руках, чем журавль в небе.)
4. Волк - лес. (Волков бояться - в лес не ходить.)
5. Красавица - умница. (Дом держится не красавицей, а умницей.)
6. Не храним - плачем. (Что имеем - не храним, потерявши - плачем.)
7. Снову - смолоду. (Береги платье снову, а честь смолоду.)
8. Роток - платок. (На чужой роток не накинешь платок.)

Многие зарубежные пословицы очень схожи с нашими по смыслу.
Я буду вам говорить зарубежную пословицу, а вы мне в ответ - русскую.
Вьетнамская: «Прежде чем сказать, поверни язык семь раз»
«Семь раз отмерь - один раз отрежь»
Афганская: «Укушенный змеёй, боится пёстрой ленты»
«Кто обжёгся на молоке - дует воду».
Финская: «Шуму много, а шерсти мало - сказал чёрт, остригая кошку».
«Много шуму из ничего»
Африканская: «Сын леопарда тоже леопард».
- «Яблоко от яблони недалеко падает».
Ведущая: И следующее состязание у нас называется (МОДА - РЕТРО).
Скоро великий день - пасха. Не мешало бы и обновку прикупить. Мы не поедем на ярмарку. Мы сошьем платье сами. Но сначала надо фасончик подобрать.
ЗАДАНИЕ: Нарисовать модель платья в стиле РЕТРО (или юбки с блузкой).
(Команды получают фломастеры., ватман. Модель платья рисует вся команда, по очереди. У кого оригинальней - получают конфеты.
Ведущая: В старину посиделки устраивали не только ради развлечений. Женщины и девушки собирались в отдельных избах и пряли, и вязали, шили. Есть ли среди вас мастерицы? Выходите по одной от каждой команды!
(Девушки получают по мотку ниток.)
Ваша задача: За определённое время вы должны смотать нитки в клубок. У кого клубок окажется больше, да аккуратней - та команда получает конфеты.


Ведущая: А хорошо работа спорилась под песню. Песня - это душа народа. Без неё человек не обходится ни в поле, ни дома, ни тем более на гуляньях и на праздниках. Зима закончилась, весна наступила. Как быстро идёт смена времён года. Летят годы - а песни остаются.
Сейчас мы с вами вспомним песни, в которых упоминается о весне и о зиме.
Команды выбирают себе время года. (Тянут жребий).
Итак, перед вами две команды певцов. Одна вспоминает песни о Зиме, а другая - о Весне. Пропеваете по очереди куплет или несколько строк из песни.
Итак, начнём с зимы.
Вдоль по улице метелица метёт. - (мужчины)
Когда весна придёт не знаю.. -(женщины)
У леса на опушке жила зима в избушке.
Ждите весну, ждите весну, ждите весну, обязательно ждите.
Ой, мороз, мороз…
Ландыши, ландыши - светлого мая привет…
Снег кружится, летает, летает…
Бегут ручьи, кричат грачи, и тает снег и сердце тает,
Кабы не было зимы в городах и сёлах….
Расцвела под окошком белоснежная вишня…
Застыли реки и земля застыла, а я мороза не боюсь.
Яблони в цвету - весны творенье, Яблони в цвету - любви круженье.
В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла…
Опозданием мы наказаны, что слова любви прежде сказаны…
Мы поедем, мы помчимся на оленях утром ранним и отчаянно ворвёмся прямо в снежную зарю.
Расцвели в саду весной цветочки, Ещё лучше девушки весной.
Ведущая: Дорогие гости, уважаемые коллеги! Все мы работники ДО, но порой мы можем и быть врачами. Мы сами ставим диагноз себе, своим детям, мужьям близким.

И сейчас предлагаем сыграть в игру, «Поставь диагноз», используя строки из песен. Все вместе мы пропеваем куплет известной песни, а потом ставим диагноз заболевания герою песни.
Команда, ответившая первой, зарабатывает конфету.


ИГРА «ПОСТАВЬ ДИАГНОЗ»

Участники отгадывают, какой диагноз можно поставить герою песни.
Суди люди, суди бог
Как же я любила.
По морозу босиком
К милому ходила. (ОРЗ)

Напилася я пьяна,
Не дойду я до дома (Алкоголизм)
Снова замерло всё до рассвета,
Дверь не скрипнет. не вспыхнет огонь.
Только слышно на улице где-то
Одинокая бродит гармонь. (Бессоница)
На закате ходит парень
возле дома моего.
Поморгает мне глазами
И не скажет ничего. (нервный тик)
Сладку ягоду рвали вместе.
Горьку ягоду я одна. (отравление)
Распустилась черёмуха.
Нарядилась невестою.
На душе одиноко так.
Не найду себе места я… (Аллергия)
Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля.
Это русское раздолье
Это Родина моя. (Дальнозоркость)
Товарищ, я вахты не в силах стоять.
Сказал кочегар кочегару.
Огни в моих точках совсем не горят.
В котлах не сдержать мне уж пару. (Упадок сил)
Всю-то я вселенную объехал,
Нигде милой не нашёл. (Бродяжничество. Или крыша поехала)
В низенькой светёлке огонёк горит.
Молодая пряха у окна сидит. (Возникнут проблемы со зрением.)
Что ж ты, милая смотришь искоса,
Низко голову наклоня.
Трудно высказать и не высказать.
Всё что на сердце у меня. (Заикание)
Во субботу день ненастный,
Нельзя в поле работать.
Не боронить, не пахать,

Пойдём в зелёный сад гулять. (Хроническая лень) (Симуляция)
И опять я молодёшенькой была.
И опять я целу ночку не спала.
Всю-то ноченьку мне спать было невмочь.
Раскрасавец барин снился мне всю ночь. (Вечная молодость)
Ведущая: Молодцы! Поаплодируйте друг другу.!
Замечательно спелись, друзья! Ни победителей, ни проигравших в этом конкурсе нет.
Ведущая: Хочешь победить подружку,
Спой весёлую частушку!
Дорогие мои, я просто уверена, что среди вас есть любительницы весёлых и задорных русских частушек.
Сейчас вы получите карточки с частушками. Ознакомьтесь с текстом. Если знаете свои - пойте их.
Вот на такой мажорной нотке и закончим наши посиделки.
Ведущая: А ТЕПЕРЬ ПОДСЧИТАЕМ НАШИ СЛАДОСТИ. - т.е. баллы
И судя по количеству, побеждает команда ______________________________
Аплодисменты команде- победительнице. Ну а я с вами прощаюсь. Спасибо, что посетили мою избу, да позабавили хозяйку утехами.
Ведущая: И всем вам на прощание
Я от всей души желаю:
Пусть будет у вас весёлым досуг.
Пусть к вам не приходит недуг.
(Парням желаем хороших подруг)
И жить - не тужить!
Всем вам до ста лет во - счастье прожить!

РУССКИЕ ПОСИДЕЛКИ

Литературно-музыкальный праздник для начальной школы.

Разработчик учитель начальных классов

МБОУ «Лицей №3 г. Владивостока»

Капитула А.Г.

Актуальность темы. Большими воспитательными возможностями обладают занятия художественно-эстетического цикла. В школьной же практике знакомство с фольклором обычно происходит эпизодически и осуществляется главным образом через разучивание песен. Отсутствие систематического изучения культурных традиций своего народа является причиной того, что дети не испытывают к ним достаточного интереса.

Цель мероприятия : раскрыть значение фольклора как средства воспитания патриотических и нравственных качеств учащихся; обогатить интеллектуальное и эмоциональное развитие школьников, повысить их интерес к учебе и полезному времяпровождению через знакомство с фольклором; сформировать положительную мотивацию к изучению русского фольклора.

Задачи мероприятия : 1.Раскрытие значения фольклора как средства активизации творческого мышления. На его основе у школьников развивается понимание истинно прекрасного, появляется потребность приобщения к ценностям народной музыки, к истории родного края, к традициям и обычаям своего народа, к песенному наследию предков.

2.Воспитание лучших гражданских качеств: патриотизм, любовь к Родине, уважение к культуре родной страны, чувство сопричастности времени, отечественной истории.

Педагогические методы и приемы.

    Работа с источниками информации . Предварительное знакомство учащихся с русским фольклором на уроках музыки и литературного чтения, классных часах. Знакомство с такими формами как: частушки, игры, счтиталки, дразнилки, заклички, пестушки, загадки, сказки. Слушание народной музыки. Пение песенок - попевок. Знакомство и работа с шумовыми инструментами.

    Работа с использованием мультимедиоматериалов . Просмотр презентаций учителя: «Древние русские ремесла», «Русские народные инструменты», «Русский народный костюм». Обсуждение этого материала. Создание ученических презентаций по этой теме. Слушание аудиокниг, чтение русских сказок, просмотр видеофильмов. Обсуждение, иллюстрирование.

    Наглядный. Демонстрация иллюстраций и поделок учащихся, изготовление русских народных костюмов, сервировка праздничного стола деревянной русской посудой, самоваром.

    Словесный. Рассказ учителя о русских посиделках. Чтение и обсуждение сценария «Русские посиделки».

    Практический. Практическая подготовка к мероприятию: исполнение и разучивание учащимися сценария. Проведение праздника «Русские посиделки».

Аннотация. Что такое посиделки? Это вовсе не безделки:

Это творчество и труд, это дружба и уют,

Это песня, это смех, это радость для нас всех!

Посиделки, как говорит нам Русская энциклопедия(поседки, беседы, вечерки), собрания (сборища) сельской молодежи в чьей-либо избе для развлечения и работы. Ну а поскольку это творчество и труд то конечно это праздник для всей нашей начальной школы. Зал оформляется в виде русской избы: на окнах занавеси в русском стиле, макет русской печи, большой стол с красивой скатертью в русском стиле, деревянная яркая посуда, разное угощение, посредине стола самовар, по бокам лавки. Все участники и гости в русских народных костюмах. Музыкальное оформление записано в минусе. Хозяйка встречает гостей, и ведет праздник, ей помогают 4 ученика. В празднике принимают участие родители. Стихи, шутки, загадки, песни, танцы, инсценировка сказки, игры сменяют друг друга в быстром темпе. Все мероприятие проходит очень весело, динамично. Продолжительность праздника 40-45 минут. Кульминация – общее застолье. Мероприятие удачно апробировано в феврале 2016 г..

СЦЕНАРИЙ

Хозяйка.

Добрый день всем и поклон,
Гости дорогие!
Если вы "в своей тарелке"
И пришли к нам не на час.
Предлагаем посиделки
Провести вот здесь, сейчас!

Ученик 1. Нам зачинать досталась роль,

Мы принесли вам хлеб и соль

На посиделки русские.

Ученик 2. И потому принять изволь

Тот, кто пришел на посиделки

На этой праздничной тарелке

Из наших рук и хлеб и соль!

Ученик 3. Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.

Ученик 4. И хоть более привычны
Нам полёты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.

Входят девочки. В руках каждой какое-то угощение, ставят на стол и поют куплет песни «А я чайничала» (минус)

А я чайничала, самоварничала,
Всю посуду перебила, накухарничала.
Не ругай меня, маманя, что сметану пролила,
Мимо окошка шёл Алёшка, я без памяти была.
Меня сватать приезжали на серой кобыле,
Всё приданое забрали, а меня забыли.
Меня сватать приезжали с позолоченной дугой,
Пока пудрилась, румянилась уехали к другой.
На стене висит пальто, не дает конфет никто,
Выйду в поле закричу: "Караул конфет хочу".

Стук в дверь. Заходят мальчики .

Д- А деньги у вас есть?

Д- Сколько?

М- Копейка цельная!

Д- Фу-ты, ну-ты, сани гнуты! Для копейки на улице скамейка! Не нужны вы нам!

Мальчики советуются, цену себе набавляют, опять стучат .

М- Девочки, на посиделки пускаете?

Д- А деньги у вас имеются?

М- Имеются.

Д- Сколько?

М- Ажно полтинник для вас не пожалеем!

Д- Фу-ты, ну-ты, сани гнуты, поворачивайте назад! За полтинник вам место дорога, да и той много!

Мальчики советуются.

М - А за кулёк сладостей пустите на посиделки?

Д- Проходите, садитесь!

Хозяйка.

Всех сегодня приглашаю
С нами петь, играть, плясать.
Но сначала предлагаю.
Про посиделки рассказать.

Ученик 1. На завалинке, в светёлке.

Иль на брёвнышках каких

Собирали посиделки
Пожилых и молодых.

Ученик 2. При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод.
Говорили, песни пели
И водили хоровод.

Ученик 3. А играли как? В горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом эти посиделки
Были праздником души.

Ученик 4.Жива традиция, жива,
От поколенья старшего
Важны обряды и слова
Из прошлого, из нашего.

Ученик 5. Отдых - это не безделки –
Время игр и новостей.
Начинаем посиделки!
Открываем посиделки!

Ученик 6.Собрались все вместе, коли,
Как там бают "чином чин",
Начинаем с песни, что ли,
С доброй песни наш зачин.

Исполняется инсценировка русской народной песни «Как у наших у ворот».

Как у наших у ворот, (2 раза)
Ай, люли, у ворот. (2раза)

Стоял девок хоровод,
Ай, люли, хоровод.

Молодушек табунок,
Ай, люли, табунок.

Меня девки кликали,
АЙ, люли, кликали.

Молодушки манили,
Ай, люли, манили.

На улицу погулять,
Ай, люли, погулять.

С ребятами поиграть,
Ай, люли, поиграть

Под музыку «Барыня» входят чаёвники, вносят и ставят на столы угощения и самовар. Говорят по очереди.

Чаевница1.Трава пахучая да кружка кипятка.

Бурлящая и на пару крутая.

С плантаций чайных древнего Кит

Шагает по Руси через века.

Чаевница 2. С мороза и в жару друзей пои,

А чай – не пар, ведь он костей не ломит.

И мы гоняем русские чаи,

Пока хозяйка дома не прогонит.

Чаевница 3.Садились надолго с молитвою за стол,

Гостей и родичей по-русски привечая.

И за беседою, а, может, за игрой

Все вместе дружно выпивали чашку чая!

Чаевница1. -Ребята, вдревней китайской рукописи писалось:

«Чай есть растение особое, он удаляет все недуги, прогоняет сонливость, а головная боль от чая уменьшается и излечивается совершенно».

А какие поговорки и пословицы о чае вы знаете? (Ответ ребят)

Я буду называть первую часть поговорки. Вас прошу попробовать отгадать, как звучит вторая, хорошо, если у вас она будет звучать в рифму:

Чай пить - приятно жить.

Выпей чайку - прогонишь тоску.

С чая - лиха не бывает.

Если чай не пьёшь - где силы берешь?

Устал – пей чай ,

жарко – пей чай,

хочешь согреться – пей чай.

Чай – это прекрасный и полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придаёт бодрость, поднимает настроение. Для многих народов он также необходим и ничем не заменим, как и хлеб.

Чаевница 2. Чай горячий, ароматный

И на вкус весьма приятный.

Он недугов исцеляет

И усталость прогоняет,

Силы новые даёт

И друзей за стол зовёт.

С благодарностью весь мир

Славит этот эликсир!

Чаевница 3. А знаете, какие веселые частушки пели на Руси про чай? Ну-ка, ребята, начинай!

Исполняются «Частушки»

1.Раз прислал мне барин чаю

И велел его сварить,

А я отроду не знаю,

Как проклятый чай варить.

2.Взял тогда налил водички,

Всыпал чай я весь в горшок

И приправил перцу, луку

Да петрушки корешок.

3.Разлив варево по плошкам,

Хорошенько размешал.

Остудив его немножко,

На господский стол подал.

4.Гости с барином плевались,

Сам он ажно озверел

И, отправив на конюшню.

Меня выпороть велел.

5.Долго думал, удивлялся:

Чем же мог не угодить?

А потом-то догадался,

Что забыл я посолить.

Хозяйка .- Добро сидеть за самоваром

И пить из блюдца не спеша:

Поет, горит, исходит жаром

Его славянская душа.

На посиделках любили загадывать и отгадывать и загадки. Часто они были весёлые, с подвохом. И вот я вам объявляю: "Кто больше отгадает загадок - тому приз, свежий кабачок среди зимы".

Вот сейчас для вас, ребятки,

Загадаю я загадки.

Знаю, знаю наперёд –

Вы смекалистый народ.

1.Весь свет в платье синее одет (небо).

2. Крякнул гусь на всю Русь (гром).

3.Жар – птица золотым пером хвалится (огонь).

4.Морщинистый Тит всю землю веселит (гармонь).

5.Не хилела, не болела, а саван одела.(Земля)

6.Шёл долговяз, в землю увяз. (Дождь)

7.Сидело семь галиц. Я стрелил - трёх убил. Много ли осталось? (Три. Остальные улетели)

8. Какая птица больше всего похожа на утку? (Селезень)

9. Как можно пронести воду в решете? (Замороженную)

10. Какой болезни нет на земле? (Морской)

11. Какой город в России летает? (Орёл)

12. В лесу тук-тук, в избе ляп-ляп, в руках дзинь-дзинь, на полу топ-топ (балалайка)

Ученик 1.На Руси уж так идёт,
Что талантливый народ
Сам себе и жнец, и швец,
И на дудочке игрец.

Ученик 2. И блоху он подкуёт,
Дом добротный возведёт,
Утварь всю по дому справит.
Чашей полной дом тот станет.

Демонстрируется выставка детских родительских поделок.

Хозяйка. - Про наших рукодельниц и мастеров есть народные пословицы:

Красивое слово - серебро, а хорошее дело - золото.

Землю красит солнце, а человека - труд.

По труду и награда.

Перенимая опыт старших, наши ребята тоже любят что-то мастерить и рукодельничать. Посмотрите, какие замечательные работы есть на нашей выставке.

Хозяйка рассказывает об увлечениях ребят.

Ученик 1.Ребята у нас активные, творческие.
И поют, и вяжут, а ещё и спляшут.

Ученик 2.Обойди хоть всю планету –
Лучше русской пляски нету.
Балалайка и гармонь
Разжигают в нас огонь.

Ученик 3.Много танцев нам известно.
Мы их любим танцевать.
И на этих посиделках
Все хотели бы сплясать.

Исполняются танец « Балалайка», под песню «Подай балалайку» в сопровождении шумового оркестра.

А теперь, ребята вспомним небылицы

Хозяйка: Небылицы в лицах сидят в темницах,

Щелкают орешки, да творят насмешки.

Ребята по очереди рассказывают насмешки .

1.Старину спою вам стародавнюю

Стародавнюю да небывалую.

Утром лёг, да не поужинал,

Ночью встал, да не позавтракал.

2 . То вам не чудо, не диковинка,

Видел чудо чуднее того:

Среди моря овин горит,

По чистому полю корабль бежит.

3. То вам не чудо, не диковинка,

Уж я видел чудо чуднее того:

Курица под лавкой объягнилась,

Корова на лыжах покатилась.

4. Это вам не чудо, не диковина,

Ещё вам чудо чуднее того:

Козёл по полю летал,

Он мякину собирал.

5. И тому чуду не дивуйтесь,

Я видел чудо чуднее того:

Уж как курочка бычка родила,

Поросёночек яичко снёс.

6. На коня баран залез

И поехал прямо в лес.

7. Как у нашего Мирона

На носу сидит ворона.

А на дереве ежи

Строят гнёзда из лапши.

8. Чепуха! Чепуха!

Это просто враки.

Куры съели петуха-

Думали собаки.

Хозяйка: Небылицы хороши, – посмеялись от души.

Где песня льётся,

Там легче живётся.

Запевайте песню шуточную,

Песню шуточную, прибауточную.

Ученик 2. Эх, топни нога, топни правенькая,

Я плясать пойду, хоть и маленькая!

Пойду плясать по соломушке,

Раздвинься народ по сторонушке!

Исполняются частушки.

1. Шире круг, шире круг

Дайте круг пошире

Не одна иду плясать

Нас идет четыре.

2. Не хотела я плясать

Стояла и стеснялася

А гармошка заиграла

Я не удержалася.

3. А у нас во дворе

Квакали лягушки

А я с печки босиком

Думала подружки.

4. По деревне я шла

И Ванюшу видела

Под кустом сидел и плакал

Курица обидела.

5. Я плясала в три ноги

Потеряла сапоги

Оглянулася назад

Сапоги мои стоят

6. Балалаечка гудок

Свое дело знает

Она в Ваниных руках

Хорошо играет!

7. Сидит ежик на базаре

Белая рубашка

На головке сапожок

На ноге фуражка.

8. Если б не было воды

Не было бы кружки

Если б не было девчат

Кто бы пел частушки?

9. Что бы печка разгорелась

Надо жару поддавать

Что б частушка лучше пелась

Надо пляской помогать.

10. Удивилась нынче Ната

По письму опять не пять

Запятые виноваты,

Что не знают где стоять.

11. Самовар. Самовар,
Золотая ножка.
Я посеяла горох,
Выросла картошка.

12.У меня подруга Маша
Рукодельница была.
В решето коров доила,
Из кармана чай пила

13.Нынче праздник, воскресенье,
Понаряднее сряжусь:
Кринки на ноги надену.
Простоквашей подвяжусь.

14.На горе на веточке
Выросли конфеточки.
На горе на солнышке
Выросли подсолнушки.

15.Куры вилами поели
Из баранины уху.
Не пора ли нам, товарищи,
Закончить чепуху.

16. Мы веселые частушки

Исполняли вам сейчас

О себе и о друг – дружке

И о кое – ком из вас!

Хозяйка: - Красна песня ладом, а сказка – складом! (звучат озорные наигрыши)

Исполняется сказка Лиса и Журавель.

Сказочница Раньше звери в мире жили И встречались и дружили

Мы ж рассказ свой поведем

Про лисицу с журавлем

Вот однажды по болоту
Шла лисичка на охоту,
Повстречала журавля.

Лиса

Ах! Давно мечтаю я
На обед вас пригласить
И по-царски угостить.

Журавль

Отчего же не придти.
Манной кашкой угости,
Очень мне она по нраву.

Лиса

Постараюсь я на славу!
Жду вас завтра в три часа.

Журавль

Буду вовремя, лиса!

Сказочница

День журавль не ел, не пил,
Все туда-сюда ходил –
Нагулял серьезный вид
И отменный аппетит.
В предвкушении обеда
Сам с собой он вел беседу.

Журавль

Лучше друга в мире нет!
Закажу лисы портрет
И повешу над камином,
Как пример для дочки с сыном.

Сказочница

А тем временем лиса,
Покумекав с полчаса,
Наварила манной кашки,
Да размазала по чашке.
Приготовила, и вот
На обед соседа ждет.

Журавль

Здравствуй, лисонька, мой свет!
Ну, неси скорей обед!
Чую запах каши манной.

Лиса

Угощайтесь, гость желанный!

Сказочница

Целый час журавль клевал,
Головой лисе кивал.
Но, хоть каши той немало,
В рот ни крошки не попало!
А лиса, хозяйка наша,
Лижет потихоньку кашу –
Ей до гостя нету дела,
Всё сама взяла и съела!

Лиса

Вы должны меня простить,
Больше нечем угостить.

Журавль

Что ж, спасибо и на этом.

Лиса

Жаль, что каши больше нету.
Вы уж, кум, не обессудьте.
Да и, кстати, не забудьте –
Ваша очередь, сосед,
Звать подругу на обед!

Сказочница

Затаил журавль обиду.
Хоть и вежлив был он с виду,
Но задумал он лисицу
Угостить как птица птицу!
Приготовил он кувшин
С горлышком длиной в аршин,
Да налил в него окрошки.
Но ни миски и ни ложки
Он для гостьи не припас.

Лиса

Тук-тук-тук!

Журавль

Сейчас, сейчас!
Здравствуй, милая соседка,
Ты совсем не домоседка.
Проходи, за стол садись,
Угощайся, не стыдись!

Сказочница

Начала лиса вертеться,
Носом о кувшин тереться,
Так зайдет, потом вот так,
Не достать еды никак.
Запах угощенья дразнит,
Только лапа не пролазит,
А журавль себе клюет
И душа его поет –
Из кувшина понемножку
Съел он всю свою окрошку!

Журавль

Ты должна меня простить,
Больше нечем угостить.

Лиса

Нечем? Ты же сам все съел!
Обмануть меня хотел?
Вот тебе я покажу!
Всем в лесу я расскажу
Про твое гостеприимство.
Это не обед, а свинство!

Сказочница

Долго так они ругались,
И кусались, и бросались
Всем, что под рукой нашлось…
И с тех пор их дружба врозь!

Хозяйка : Вот и сказочки конец

А кто слушал молодец!

Ну, девчата не зевай!

Песню громко запевай!

Исполняется танец Валенки и песня «Валенки»

Хозяйка . - Вот спасибо, потешили вы нас, теперь можно и поиграть!

Начинается считалка,

на березу села галка,

Две вороны, воробей,

Три сороки, соловей.

Конь ретивый, долгогривый

Скачет полем, скачет нивой.

Кто коня того поймает,

С нами в игры поиграет.(звучит музыка «Веселые наигрыши»)

Начинается игра «Баранки» или любая другая старинная русская игра..

Ученик 1.Дни общенья - Счастья вехи.
Посиделкам каждый рад.
Делу - время, а потехе
Рады люди как никак.

Ученик 2.Мы делились новостями,
Мы старались вас развлечь.
Мы прощаемся с гостями,
Говорим: "До новых встреч!"

Хозяйка : Низкий поклон вам, добрые люди!

Счастья, здоровья и долгих вам лет…

Разве за шутки кто нас осудит?

Где нет веселья – там жизни нет!

Над головою чистого неба

Нам бы хотелось вам пожелать,

Славы, застолья, досыта хлеба,

С песнями жить и не унывать!

Исполняется Заключительная песня: «Так будьте здоровы» (минус).

Вы словно гостили на празднике нашем,

Нигде не встречали вы праздника краше!

Пусть к нам приезжают желанные гости

Пусть люди на нас не имеют и злости,

Пусть дружной работаю нашего класса

Все были б довольны, довольны и рады. 2 раза

Так будьте здоровы, живите богато,

Еще приходите, мы будем вам рады!

Источники информации.

1.Ворошилова О.В. «Русские фольклорные традиции» - В. ; Издательство «Учитель», 2007

2.Агапова Н.А., Давыдова М.А. «Фольклорные праздники в школе» - В.; Издательство «Учитель», 2007.

3. http://www.olesya-emelyanova.ru/index-skazki.html

Похожие публикации