Маленькие ноги китаянок, или страшная тайна "золотого лотоса". «Лотосовые ножки» — жертвы древнего китайского обычая

В этой стране курьезов под названием «золотая лилия» (иногда «золотой лотос», но здесь нет большого разногласия, т.к. в Китае лотос еще называют «водяной лилией») является не наш очаровательный цветок, а изуродованная копытообразная нога китаянки, считающаяся у сынов Небесной империи, как известно, верхом красоты. Площадь соприкосновения таких ножек с землей была чрезвычайно мала, поэтому трудно было не только ходить, но и стоять.

Благодаря таким изуродованным ногам, походка китаянок бывает обыкновенно очень медленна и неграциозна. Чтобы удержаться на ногах, женщина выпячивала ягодицы и слегка наклоняла верхнюю часть корпуса вперед, удерживая баланс. Шаги коротенькие, будто она «стреножена», и ходьба сопровождалась сильным размахиванием руками и своеобразным покачиванием туловища. Но именно это-то шатание и уподобляется китайцами нежному колыханию лилий, а вызывающие его изуродованные ноги - самой лилии.

Обычай бинтования распространился в эпоху Сун. Существует распространенное мнение, что «бинтование ног» возникло в среде танцовщиц императорского гарема. Где-то между IX и XI веками император Ли Ю приказал любимой балерине стать на пуанты. Легенда повествует об этом следующим образом: «У императора Ли Ю была любимая наложница по имени «Прекрасная Девушка», которая обладала утонченной красотой и была одаренной танцовщицей. Император заказал для нее лотос, сделанный из золота, высотой около 1.8 см, украшенный жемчужинами и с красным ковром в центре. Танцовщице было приказано обвязать ступню белой шелковой материей и подогнуть пальцы таким образом, чтобы изгиб стопы напоминал лунный серп. Танцуя в центре лотоса, «Прекрасная Девушка» кружилась, напоминая восходящее облачко».

Поначалу бинтование было доступно только богатым барышням, поскольку на 10-сантиметровым ножкам не побегаешь, и красавиц должны были носить на закорках служанки. Некоторым недостойным дамам из низших каст бинтование было и вовсе запрещено.


При подготовке брака родители жениха сначала спрашивали о стопе невесты, а уж затем о ее лице. Ступня считалась ее главным человеческим качеством. Во время процесса бинтования матери утешали своих дочерей, рисуя им ослепительные перспективы брака, зависевшего от красоты перевязанной ноги. На праздниках, где обладательницы крошечных ножек демонстрировали свои достоинства, отбирались наложницы в гарем императора. Женщины сидели рядами на скамьях, вытянув ноги, а судьи и зрители ходили вдоль проходов и комментировали размер, форму и убранство ног и обуви; никто, однако, не имел права дотронуться до «экспонатов». Женщины с нетерпением ждали этих праздников, так как в эти дни им разрешалось покидать дом.

Китайцы полагали, что походка женщины со ступнями в виде лилий, так же, как и стройная фигура, тонкие брови и нежный голос, имела особую сексуальную привлекательность. Однако забинтованные ноги выполняли и определенную социальную функцию: маленькие ножки ограничивали свободу передвижения женщины и, соответственно, ее общественную свободу.

Женщины, не прошедшие обряда «бинтования ног», вызывали ужас и отвращение. Они предавались анафеме, их презирали и оскорбляли.

Жертва, брошенная женщиной на алтарь красоты, была действительно большой: бинтование ног серьезно отражалось на её здоровье. Во-первых, это была очень болезненная процедура. Во-вторых, нарушение нормальной циркуляции крови в ступнях нередко приводило к гангрене. В-третьих, сидячий образ жизни приводил ко многим болезням. И через все это женщина должна была пройти ради того, чтобы оставаться женщиной: красивой, желанной и сексуально привлекательной.


Характерно, что этот противоестественный обычай распространился в века реформы и возрождения конфуцианства. Конфуцианцы полагали, что женская фигура должна «блистать гармонией прямых линий», поэтому иногда бинтовались и груди.

В XVIII – XIX вв. обычаи бинтования стали вызывать все больший протест, но лишь Синьхайская революция с ними покончила.
Традиция «бинтования ног» существовала около 1000 лет. Подсчитано, что за тысячелетие, минувшее с момента появления обычая, через «бинтование ног» прошло около миллиарда китайских женщин.

В целом, этот жуткий процесс выглядел так. В четыре годика девочкам перебинтовывали ноги так, чтобы ступни не могли развиваться. Возраст был подобран сознательно: сделай это раньше – и ребенок не выдержит болевого шока, а позже процедура не даст ожидаемого результата. Ноги девочки бинтовали полосами ткани до тех пор, пока четыре маленьких пальца не прижимались вплотную к подошве стопы. Затем ноги обматывали полосами ткани горизонтально, чтобы выгнуть стопу как лук. Со временем стопа уже не росла в длину, но зато выпирала вверх и обретала вид треугольника. Она не давала прочной опоры и вынуждала женщин покачиваться, подобно лирично воспетой иве.

Достигшая лишь 10 см в длину нога, переставала расти и искривлялась в форме полумесяца. После этого страдалицы начинали учиться правильной «взрослой» походке. А еще через 2-3 года они уже были готовыми девицами «на выданье».

С тех пор, как бинтование ног возобладало в быту, размеры «золотых лилий» стали важным критерием при заключении браков. Невесты, делавшие первый шаг из свадебного паланкина в доме супруга, удостаивались за маленькие ножки самых восторженных похвал. Невесты с большими ногами подвергались насмешкам и унижениям, так как были похожи на женщин из простонародья, которые трудились в полях и не могли позволить себе роскошь бинтования ног.
Интересно, что в разных краях Поднебесной были модны разные формы «золотых лилий». В одних местах предпочитали более узкие ножки, а в других – более короткие и миниатюрные.
Существовало также искусство походки, искусство сидения, стояния, лежания, искусство поправления юбки и вообще искусство любого движения ног. Красота зависела от формы ноги и от того, как она двигалась. Естественно, что одни ноги были красивее других. Размер ступни менее 3 дюймов и полная бесполезность были отличительными чертами аристократической ноги.

После первых - красных туфелек, которые обычно шила мать к началу бинтования, по мере уменьшения стопы надевали новые, все меньшие (на 3-4 мм) по размеру. И продолжался этот процесс в течение 2 - 3-х лет, пока не завершалось формирование ступни, и тогда она становилась похожей на нераспустившийся бутон лилии.

Искусство ношения обуви было главным в эстетике «перевязанной ноги». На ее изготовление уходили нескончаемые часы, дни, месяцы. Существовала обувь на все случаи всех цветов: для прогулок, для сна, для особых случаев вроде свадеб, дней рождения, похорон; существовала обувь, обозначавшая возраст владелицы. Красный цвет был цветом обуви для сна, поскольку он подчеркивал белизну кожи тела и бедер. Дочь на выданье делала 12 пар обуви в качестве приданого. Две специально изготовленные пары дарились свекру и свекрови. Различными были форма, материалы, а также орнаментальные сюжеты и стили «лотосовых туфелек».
Как интимная, но выставляемая напоказ часть женского наряда, эти туфельки были подлинным мерилом статуса, достатка и личного вкуса их обладательниц

Интерсно, что сказала бы на это лилия, если бы она только могла говорить?!

Непременно должна была иметь чарующий взгляд, семенящую походку, покачивающуюся, словно ива, фигурку и «лотосовую ножку». Конечно, получить такое «приданое» было непросто. Но современные красавицы вряд ли догадываются о том, что их стильные «лодочки» - всего лишь слабая и безобидная копия миниатюрных «лотосовых туфелек», которые на протяжении веков меняли ступни и судьбы девушек в Китае.

В стиле Ю

Появление уникального обычая бинтования женских ног относят к китайскому Средневековью, хотя точное время его зарождения доподлинно неизвестно.

По преданию, одна придворная дама по фамилии Ю славилась великим изяществом и была отличной танцовщицей. Однажды она сделала себе туфли в виде золотых цветков лотоса, размером всего в пару вершков. Чтобы уместиться в эти туфельки, Ю забинтовала ноги кусками шелковой ткани и танцевала, изгибаясь, подобно иве или молодому месяцу. Ее мелкие шажки и покачивания стали легендарными и положили начало многовековой традиции. Красавицы китаянки принялись подражать Ю, и вскоре мода на маленькие ножки стала повсеместной.

Хотя китайские женщины не бинтуют ноги уже сто лет (бинтование официально запретили в 1912 году), связанные с этим обычаем вековые стереотипы оказались крайне живучими. Даже сейчас можно встретить молодых китаянок, которые, решив пококетничать на людях, начинают совершенно подсознательно имитировать семенящие шажки «лотосовых ножек».

И они не одиноки в своем подражании древнекитайской моде. Пару веков назад удерживающие титул королев моды парижанки тоже усердно копировали «лотосовые туфельки», зорко приметив их рисунок на китайском фарфоре. А французские дизайнеры Нового времени, придумавшие остроносую женскую обувь на высоких каблуках, именовали ее не иначе как «китайские туфли».

Обычай бинтования ног был привилегией женщин из высших слоев китайского общества, не считая певичек-проституток. Миниатюрная ступня считалась важнейшим критерием элегантности, вкуса и сексуальности. Естественно, живучесть этого странного специфического обычая объясняется особой стабильностью китайской цивилизации, сохранявшей свои устои на протяжении последней тысячи лет.

Добровольная экзекуция

Ученые подсчитали, что за время, прошедшее с момента появления обычая, через бинтование ног прошли около миллиарда китайских женщин. В целом, этот жуткий процесс выглядел так. Ноги девочки бинтовали полосами ткани, до тех пор пока четыре маленьких пальца не прижимались вплотную к подошве стопы. Затем ноги обматывали горизонтально, чтобы выгнуть стопу, как лук. Со временем, стопа уже не росла в длину, но зато выпирала вверх, обретая вид треугольника. Она не давала прочной опоры и вынуждала женщин покачиваться, подобно воспетой в поэзии иве. Иной раз ходьба была настолько затруднена, что обладательницы миниатюрных ножек могли передвигаться только при помощи посторонних.

Бинтование ног стало частью общей психологии и культуры. При подготовке брака родители жениха сначала спрашивали о стопе невесты, а уж затем - о ее лице. Ступня считалась главным женским достоинством. Во время процесса бинтования матери утешали своих дочерей, рисуя им ослепительные перспективы брака, зависевшего от красоты перевязанной ноги.

В старину в Китае девочкам начинали бинтовать ноги с 4-5-летнего возраста (грудные младенцы еще не могли терпеть муки от тугих бинтов, калечивших их стопы). В результате этих мучений где-то к десяти годам у девочек формировалась примерно 10-сантиметровая «лотосовая ножка». После этого они начинали учиться правильной «взрослой» походке. А еще через 2-3 года они уже были готовыми девицами «на выданье».

Размеры «лотосовой ножки» были важным условием при заключении браков. Невесты с большими ногами подвергались насмешкам и унижениям, так как походили на женщин из простонародья, которые трудились в полях и не могли позволить себе такую роскошь, как бинтование ног.

В разных областях Китая были модными разные формы «лотосовых ножек»: в одних предпочитали более узкие ножки, в других - более короткие и миниатюрные. Различными были форма, материалы, а также орнаментальные сюжеты и стили «лотосовых туфелек». Неизменным на протяжении веков оставалось одно: диким и ужасным способом девушек обрекали стать калеками на всю жизнь, меняя им не только форму стопы, но и будущее.

Заложницы традиций

Это трудно представить, но «лотосовая ножка» была не только гордостью женщин, но и предметом высших эстетических и плотских вожделений китайских мужчин. Известно, что даже мимолетный вид «лотосовой ножки» мог вызвать у китайцев сильнейший приступ сексуального возбуждения. Не говоря уже о ее «раздевании», которое было вершиной сексуальных фантазий сильной половины. Исходя из литературных канонов, идеальные «лотосовые ножки» для мужчин были непременно маленькими, тонкими, остроносыми, выгнутыми, мягкими, симметричными и... ароматными.

Правда, сами китайские женщины расплачивались за красоту и сексапильность очень высокой ценой. Хотя бинтование ног являлось опасным - неправильное наложение или изменение давления повязок имело массу неприятных последствий, все равно никто из девушек не мог пережить обвинения в «большеногом демоне» и стыда остаться незамужней, а потому они снова и снова проходили через эту процедуру, чтобы затем, заполучив-таки вожделенные идеальные ножки, всю жизнь быть обреченными на физические страдания и неудобства. Миниатюрность ступни достигалась за счет ее тяжелого увечья. Некоторые модницы, желавшие предельно уменьшить размеры своих ножек, доходили в своих стараниях до настоящего костоломства. В итоге они теряли способность нормально ходить, нормально стоять и нормально себя чувствовать.

Кроме того, женщины с маленькими ножками оказывались пленницами внутренних покоев и не могли покидать дом без сопровождения. Не случайно этот обычай долгое время стыдливо замалчивали даже «просвещенные» китайцы.

Впервые тема «лотосовых ножек» стала предметом общественных дискуссий в 1860-х, с началом активного вторжения в Китай европейской культуры. Для европейцев «лотосовые ножки» стали позорным символом порабощения, уродства и бесчеловечности. В 1875 году английский миссионер Джон Макгован, потративший 15 лет на борьбу с бинтованием ног, собрал китайских женщин-христианок в Сямыне и предложил им подписать обещание отказаться от этого обычая. Лишь 9 прихожанок последовали его увещеваниям, пообещав не бинтовать ноги своим дочерям. Вторившие европейцам китайские ученые мужи, рискнувшие затронуть эту тему в своих творениях, поначалу подвергались нападкам цензуры и даже попадали в тюрьму за подрыв общественных нравов.

Но в 1894 году, при поддержке знаменитого реформатора Кан Ювэя, было основано Общество отказа от бинтования ног, которое, в итоге, насчитывало более 10 000 членов. В 1898 году в докладе императору по поводу реформ 8 Китае Кан не преминул напомнить, что «ничто не унижает нас столь сильно, как бинтование ног».

Но окончательно отказаться от такого жестокого обычая в Китае смогли только в XX веке. Однако и сейчас среди китайцев, рожденных не позже 1970-х годов, можно встретить тех, кто помнит, что у их бабушек были такие маленькие ножки. А женщины, обладающие таким «сокровищем», и сейчас, в XXI веке, уверены, что «лотосовые ножки» - их самое главное достоинство.

Мужчины в Китае были уверены, что:

Крошечная нога свидетельствует о добропорядочности женщины...
. женщины, не прошедшие обряда «бинтования ног», выглядят как мужчины, поскольку крошечная нога и является знаком различия...
. ложась спать, обладательницы естественных ног неловки и тяжеловесны. а крошечные ступни мягко проникают под покрывало...
. при ходьбе нога естественной формы выглядит куда менее эстетично...
. только крошечные ножки дают возможность всецело ощутить разнообразие удовольствий и любовных ощущений..

Китайские девушки с малых лет точно знали, что обеспечит им безбедную жизнь и блестящий брак. «Лотосовые ножки» - вот пропуск в счастливую жизнь для каждой девушки. Именно поэтому родители с малых лет особым способом бинтовали ножки своим дочерям, добиваясь, чтобы стопа была, как можно меньше. Британскому фотографу удалось запечатлеть женщин, которые на себе испытали все прелести этой древней китайской традиции.

Британский фотограф Джо Фаррелл один из очень немногих, кому удалось запечатлеть на фото, как выглядит «лотосовая ножка» китаянок. Традиция бинтования ног практиковалась в Китае с Х до начала ХХ века. Как правило, маленьким китаянкам начинали бинтовать ноги особым способом с 4-5 лет. После отмачивания в теплой травяном настое и крови животных, пальцы прижимали к подошве и плотно привязывали хлопковыми бинтами.




Считалось, что будет лучше, если бинтовать ступни будут не родители, поскольку те могли из чувства жалости не затягивать бинты с необходимой силой.




К 10-летнему возрасту у них формировалась «лотосовая ножка», после чего их учили правильной «взрослой» походке. Ещё года три, и они становились девицами «на выданье».




Размер ноги китаянки был важным условием при заключении брака. Невеста с большой, не изуродованной ногой подвергалась унижению и насмешкам. Они сразу попадали в реестр простолюдинок, которые должны трудиться в поле и поэтому не могу позволить себе бинтовать ноги.




При выборе невесты родители жениха в первую очередь интересовались размером ноги девушки, а уже потом тем, как она выглядит.




Именно «лотосовая ножка» считалась главным достоинством невесты. А во время бинтования ног матери утешали дочерей, рассказывая об ослепительных перспективах брака, которые напрямую зависят от красоты ноги.




Начиная с 1600-годов подобную традицию неоднократно пытались запретить, но она просуществовала до начала 20-го века. Вот что говорили китайские мужчины про обладательниц «лотосовых ножек»:

«Крошечная нога свидетельствует о добропорядочности женщины…»

«Женщины, не прошедшие обряда «бинтования ног», выглядят как мужчины, поскольку крошечная нога и является знаком различия…»

«Крошечная ступня мягка, и прикосновение к ней чрезвычайно волнует…»

«Грациозная походка дает наблюдателю смешанное чувство со страдания и жалости…»

«Ложась спать, обладательницы естественных ног неловки и тяжеловесны, а крошечные ступни мягко проникают под покрывало…»

«Женщина с большими ногами не заботится об очаровании, а обладательницы крошечных ножек часто омывают их и используют благовония, чтобы очаровывать всех находящихся вблизи них…»

«При ходьбе нога естественной формы выглядит куда менее эстетично…»

«Все приветствуют крошечный размер ноги, ее считают драгоценной…»

«Мужчины так жаждали ее, что обладательницам крошечных ног сопутствовал гармоничный брак…»

«Крошечные ножки дают возможность всецело ощутить разнообразие удовольствий и любовных ощущений…»




Фотограф Джо Фаррелл поставил цель найти в Китае женщин с "лотосовой ножкой". В отдаленном селении в провинции Шаньдун ему удалось найти старушку Чжан Юнь Ин, которой с детства бинтовали ноги. И она оказалось не единственной - в селении жили ещё две её подруги, обладательны

Также в селении жили ещё две её подруги, перенесшие в детским возрасте такие процедуры, но они фотографироваться отказались.

Еще в детстве, я слышала рассказы от родителей, что в Японии маленьким девочкам надевали на ноги деревянные колодки. Ступня не росла и ножка оставалась маленькой.

Я представляла себе, как девочки ходят в тесных колодках и они жмут им ножки и мне было жалко этих детей. Насколько этот способ варварский и жестокий, я узнала только став взрослым человеком.

Жестокий обычай деформировать стопы ног девочек, превращая их в кукольные лотосовые ножки, практиковался в аристократических семьях Китая и Японии с начала десятого века прошлого тысячелетия и являлся пропуском в счастливую жизнь.

Китайским девочкам с раннего возраста внушали, от чего зависит их безобидная жизнь и блестящий брак. Ведь от размера ступни девушки зависела ее красота и элегантность, (так считалось в обществе). Чем меньше ножка, тем престижнее невеста.

Изуродованные ступни ног меняли походку девушек, им сложно было держать равновесие на кукольных ножках, и они раскачивались при ходьбе, словно былинки на ветру, хотя и передвигались маленькими шажками. Поэтому высокопоставленные особы, прибегали к помощи и поддержке своих слуг, что впоследствии сложилось в убеждение, что дамам, принадлежащим к высокому обществу, не следует ходить самостоятельно, а только с поддержкой.

Здоровые ноги в то время означали принадлежность к низшим слоям населения и ассоциировались с крестьянским трудом. Варварские методы в Китае были отменены после Синьхайской революции в 1911 году и постепенно сошли на нет. Сейчас осталось лишь небольшое количество долгожительниц с лотосовыми ножками.

Как возник жестокий обычай, уродующий ноги девочек?

Существует несколько легенд, которые объясняют возникновение обычая бинтовать туго ноги, чтобы они не росли.

Одна из версий гласит , что наложница императора из династии Шан имела косолапость и всячески скрывала этот недостаток. Она попросила императора, чтобы он издал указ об обязательном бинтовании всем девушкам во дворце своих стоп. Таким образом, ее недостаток был спрятан под бинты и она красиво танцевала…

По другой легенде , любимая императором наложница имела красивые маленькие ступни ног. Она танцевала босиком перед императором на золотом помосте с изображениями цветов лотоса.

Император так восхищен был изяществом ног танцующей девушки, что воскликнул, что от прикосновения ее ножек цветы лотоса расцветают. Историки предполагает, что возможно, тогда возникло сравнение стопы ноги с лотосом. Но, опять же, здесь нет упоминания о бинтах.

В третей версии говорится о том, что император приказал своей наложнице забинтовать ноги полосками белого шелка так, чтобы ступни напоминали нераскрывшийся цветок лотоса. Девушка туго спеленала свои ступни и танцевала на носочках. А придворные женщины стали подражать ей и это превратилось в традицию.

Забинтованные ножки стали признаком особой красоты и своеобразным атрибутом для удачного замужества. Маленькая ножка давала возможность девушкам из бедных семей вступить в выгодный брак.

Поэтому в одной из провинций Китая, уже в 19 веке, в бедных семьях стало традицией бинтовать ноги старшим дочерям, чтобы выгодно отдать их замуж, младшим же дочерям был уготовлен удел выполнения домашней работы и брак с крестьянином.

Идеальная ступня ноги не должна была быть более 7 см в длину, такие ножки назывались «золотыми лотосами», «серебряные» — должны быть до 10 см в длину, а «железные»- стопы ног более 10 см.

Многие бедные семьи готовы были отдать в жертву дочь, чтобы избавить себя от голода и лишений.

По сведениям историков забинтованные ноги ограничивали женщин в движении, им трудно было передвигаться самостоятельно, без помощи слуг, что подчеркивает распространенную средневековую философию Конфуция, о том, что женщина должна быть слабой и пассивной, поскольку в ней заложено начало Инь, которое и несет эту пассивность.

Деформированная стопа подчеркивала эту слабость. Женщины должны быть в подчинении мужчин, они не могли участвовать в политической жизни страны, их удел был сидеть дома. Лотосовая ножка у китаянок стала символом женского целомудрия и мужской власти.

Женщина с лотосовыми ножками в семье показывала привилегированность положения ее супруга, это говорило о достатке в доме, коль супруг мог держать жену в праздности.

Процесс формирования бинтами лотосовых ножек у китаянок

Обычно, бинтование начинали с 4-5 лет, когда стопа ноги была полностью сформирована, чаще выбирали осень или зиму, в связи с тем, что холод несколько снимал боль, немного снижалась чувствительность, а самое важное — меньше была угроза инфицирования.

В богатых семьях за девочками с забинтованными ногами прикреплялась служанка, которая при сильных болях носила девочку на руках и помогала ей во всем. Процесс формирования лотосовых ножек был длительным, на это требовалось 2-3 года и проходил он в несколько этапов:

Начальный или «попытка бинтования»

Ножки девочки хорошо промывают, коротко подстригают ногти и обмазывают специальными квасцами (смесь лекарственных трав с кровью животных). Для бинтования использовали хлопковые бинты длиной 3 метра и шириной 5 см, которые обильно смачивались в квасцах.

Затем 4 пальчика с силой прижимались к подошве и вдавливались в нее. Иногда хрупкие косточки девочек не выдерживали и пальчики ломались. В таком состоянии их туго стягивали бинтами, после каждого оборота ткани вокруг стопы повязка туго натягивалась, иногда сшивалась, чтобы не ослабла. На забинтованные ножки надевали специальные носки и туфли с узкими носками, как у месяца или у бутона лотоса.


Девочек заставляли ходить, чтобы вес тела способствовал быстрейшему формированию ноги, кроме этого, ходить было просто необходимо, чтобы хоть как-то увеличить кровообращение в стопе, чтобы не наступил некроз тканей.

Ходить им полагалось по 5 километров в день. Со стопами, стянутыми в неестественной форме, иногда сломанными пальцами ходить было невозможно, девочки постоянно плакали от боли, тогда применяли взрослые наказания. Иногда их били прямо по больному месту — по ножкам.

Если у девочки была слишком маленькая ножка (в 5 см), она вообще не могла ходить, теряя равновесие. Таких девочек носили на руках. После замужества, их до конца жизни носили на руках слуги.

Второй этап бинтования или «затягивания»

Этап длился около 6 месяцев. В этот период бинты накладывались еще туже, чтобы ножка уменьшалась в размере. Поэтому повязку меняли каждый день, но только в богатых семьях, где уход за формированием лотосовых ножек был лучше. А в крестьянских семьях иногда наложенный бинт не снимался целый год (запах от ног стоял зловонный).

Ноги обмывали, снимали некротические ткани, обрезали вросшие ногти, иногда делали массаж, чтобы стопы были более податливыми при сгибании, если косточки «не подчинялись» и не складывались к стопе их подвергали ударам и снова ломали, смазывали квасцами и снова накладывали бинты.

Хоть была популярной пословица в те времена «Мать не может любить одновременно свою дочь и ее ноги», все же к бинтованию ног приглашали знакомых, поскольку у матери всегда появлялось чувство жалости к своему ребенку и она могла забинтовать ножки слабо.


Третий этап — «тугое бинтование»

Если на первом и втором этапе сворачивали ступню вдоль, подгибая 4 пальца к подошве и делали ее предельно узкой с острым носком, на этом этапе, носок ступни подтягивали к пятке. Если косточки не поддавались, их ломали снова.

Четвертый этап — «бинтование дуги»

На этом этапе процесс формирования дуги стопы усиливали, стягивая ногу бинтами. В идеале должен был сформироваться высокий подъем стопы, чтобы под его сводом могло поместиться куриное яйцо. Дугообразная стопа, похожая на натянутый лук, считалась красивой.

Пожилая китаянка в 1934 году, так рассказывала о варварском обычае:

» До 7 лет я была счастливым ребенком, любящим подвижные игры. В первый лунный месяц моего седьмого года мне прокололи уши и вдели золотые сережки. На второй лунный месяц, настал день бинтования ног. Мачеха вымыла мне ноги и смазала их квасцами, а затем согнула четыре пальца к подошве и туго забинтовала бинтом, сначала одну, а потом другую ногу.

После этого она надела на мои ноги специальные туфли и приказала мне пройтись. Я не смогла сделать и шага от нестерпимой боли. В эту ночь мне запретили снимать туфли, мои ноги горели от боли, я не могла спать и только плакала. Если я просила снять повязки, то меня били.

Ногти мои врастали в тело, гноились и дурно пахли, но мне не позволялось менять повязки и вытирать кровь и гной. Каждые две недели меняли мою обувь и выдавали на 3-4 мл меньше, чем я носила раньше. Ботинки с трудом налазили на ногу, а когда я хотела отдохнуть, мне не разрешали и заставляли ходить. Постепенно моя нога деформировалась и уменьшалась, а когда я сменила 10 пар обуви, мои ноги к этому времени стали на 10 см меньше.

Летом ноги ужасно пахли, а зимой постоянно мерзли из-за тугих бинтов, которые ограничивали кровообращение. Когда рядом не было взрослых мы плакали с младшей сестрой от боли, которой забинтовали ноги немного позже.

Чтобы мои ножки стали размером — 8 см, мне потребовалось на это почти 3 года мучений. Ногти вросли в тело, стопы невозможно было почесать, они стали уродливыми, скрюченными, со зловонным запахом. Как я завидовала девушкам, которые имели естественную стопу»

Только года через четыре, боль при бинтовании ноги становилась менее мучительной, но деформированные ноги болели у женщин всю жизнь. Так же, на протяжении всей своей жизни женщинам приходилось накладывать бинты самостоятельно. Для этого были созданы все условия: специальные стульчики для бинтования ног, с выдвижными ящичками, в которых были все необходимые принадлежности.


В семьях бедняков бинтование ног начиналось гораздо позже, ведь девочки работали на поле и повязки накладывались не такие тугие, поэтому, став взрослыми, женщины с перебинтованными ногами продолжали заниматься тяжелой работой.

Какие проблемы со здоровьем возникали у женщин с лотосовыми ножками?

Самой распространенной проблемой, которая сопровождала этот варварский обычай была инфекция. Ногти под тугими бинтами врастали в тело, вызывая воспаления и загноения. Чтобы избежать этого, варвары иногда вырывали ногти девочкам. Надо отметить, что ломание костей и вырывание ногтей детям делалось по живому телу.

Кровообращения под бинтами было очень слабым, и совсем отсутствовало в пальцах, поэтому пальцы все время гноились. Если инфекция переходила на кости и пальцы отпадали, то этому только радовались — ведь это помогало еще туже натянуть бинты.

Если у девочек были широкие стопы, то в них втыкали осколки стекла или черепицы, чтобы спровоцировать инфекцию, которая ведет к некрозу. А отмирание тканей делает стопу меньше. От попадания инфекции в кровь дети умирали, если выживали, то инфекционные заболевания ее сопровождали всю жизнь.

Процесс формированиия лотосовых ножек у китаянок, сопровождался сломанными косточками на протяжении нескольких лет, а когда позже кости срастались, то оставались до конца жизни хрупкими. Поэтому взрослые женщины страдали переломами ног и бедер, женщины с трудом держали равновесие на своих «копытцах», им трудно было подняться из положения сидя.

Ученые в 90-е годы провели исследования, сравнивая состояние здоровья между пожилыми женщинами с лотосовыми ножками и нормальными ногами и пришли к выводу, что после варварских методов формирования стопы у женщин с лотосовыми ножками изменялась масса костной ткани, что чаще приводило к возникновению остеопороза.

Специальная обувь для лотосовых ножек

Для девочек и женщин с забинтованными ногами шили специальную обувь «туфельки- лотосы», по своей форме напоминающие бутон нераскрывшегося лотоса. Туфельки были настолько малы, что умещались на ладони руки.

Шили туфельки из кожи, хлопка, шелка. Аристократки носили только шелковые туфельки, на которых вышивка была даже на подошве, что говорило о том, что туфельки не предназначались для ходьбы. Иногда им делали каблучок.

Вид красивой туфельки приводил мужчин к эротическому возбуждению, поэтому шитью «туфелек — лотосов» придавалось особое значение. Иногда женщины сами шили себе туфельки, у них были для этого все приспособления и их обучали данному мастерству с раннего детства.

Ночью лотосовые ножки спали тоже в туфлях, только специальных, которые отличались от дневных своими вышивками, это были изображения эротического содержания — «картинки весеннего дворца».

Как воспринимали этот обычай женщины?

Женщины воспринимали эту жестокость по отношению к ним, как необходимость, ведь к женщинам с нормальными ногами относились в то время с презрением, называя «босоногими».

При сватовстве, первым делом жених интересовался длиной стопы невесты, и если ее размер превышал 13 см, то девушку оскорбляли, срывали с нее юбку.

Если муж узнавал действительный размер уже после помолвки и он не соответствовал заявленному, он имел право расторгнуть ее.

Женщины с забинтованными ногами могли рассчитывать на удачный брак, они могли получить работу прислуги в богатом доме, с нормальными стопами в богатые дома женщины не допускались. Пропуском для получения легкой работы была маленькая ножка, с более длинной стопой, женщинам поручали самую грязную и тяжелую работу по дому.

Поэтому девочки были готовы терпеть любую боль, лишь бы иметь лотосовые ножки. А если случалось, что мать, жалея свою дочь накладывала слабые повязки на ноги и их длина в последствии не подходила под принятые стандарты, то дочь до конца жизни, корила за это свою мать.

Как воспринимали лотосовые ножки мужчины?

Деформированные стопы в китайской культуре считались эротичными. На самом деле, сексуальность лотосовых ножек у китаянок была надуманной, она основывалась лишь на том, что всегда была скрыта от глаз.

И в русской литературе упоминаются случаи, когда в старину женщины носили длинные платья, то мужчины умирали от восторга, увидев женскую лодыжку, от неосторожного или специального приподнимания краешка платья.


Чтобы не терять своего эстетического наслаждения, мужчины старались не смотреть на женские стопы без повязки. Действительно, какое уж там наслаждение может испытывать человек глядя на уродство стопы.

Поэтому женщины имели право на ночь ослабить бинты и надеть ночные, эротические туфельки, на которых были изображены обнаженные женщины, но в ночных туфельках.

Какие только «игры» не придумывали мужчины с лотосовыми ножками: в книгах тех времен их описано до 48, только способов эротического прикасания к ноге насчитывалось 11 вариантов.

Мужчины изощрялись в составлении классификации лотосовых ножек, в которую входило до 60 различных описаний, вот некоторые из них:

  • божественная - в высшей степени пухлая, мягкая и изящная;
  • дивная - слабая и утончённая;
  • бессмертная - прямая, самостоятельная;
  • драгоценная - слишком широкая, непропорциональная;
  • чистая - слишком длинная и тонкая;
  • соблазнительная - плоская, короткая, широкая, круглая (недостатком этой ноги было то, что её обладательница могла противостоять ветру);
  • чрезмерная - узкая, но недостаточно острая;
  • обычная - пухлая, распространённого типа;
  • неправильная - обезьяноподобная большая пятка, дающая возможность карабкаться.

Бытовало мнение среди мужчин, что лотосовые ножки, активизируют здоровье женщины и женскую сексуальность, способствуют деторождению. На самом же деле, атрофические стопы давали большую нагрузку на бедра женщины, от чего они отекали.

А у мужчин возникали эротические фантазии, они воспринимали этот признак бедер болезненного состояния, как «пухлые и сладострастные». Считалось, что постоянные боли ступней и необычная походка лотосовых ножек, укрепляют внутренние мышцы половых органов, вызывая мышечные спазмы, а мужские прикосновения к деформированным стопам вызывают сексуальное возбуждение женщины.

Одним из эротических наслаждений мужчин, являлось созерцание следов на снегу от кукольных ножек женщин.

В начале статьи я упомянула, что варварские методы в Китае были отменены после Синьхайской революции в 1911 году и постепенно сошли на нет. На самом деле, бинтование продолжалось до 1949 года, пока на него не наложили полнейший запрет коммунисты, пришедшие к власти.

Этот запрет существует и по сей день, хотя обувь для женщин с забинтованными ногами, продолжали выпускать почти до 2000 года, ведь лотосовые ножки еще живы.

Долгожительниц с забинтованными ногами с каждым годом остается все меньше…

☀ ☀ ☀

В статьях блога используются картинки, из открытых источников Интернета. Если вы, вдруг, увидите свое авторское фото, сообщите об этом редактору блога через форму . Фотография будет удалена, либо будет поставлена ссылка на ваш ресурс. Спасибо за понимание!

Истоки китайского «бинтования ног», как и традиции китайской культуры в целом, восходят к седой древности, к Х веку.
В старом Китае девочкам начинали бинтовать ноги с 4-5-летнего возраста (грудные младенцы еще не могли терпеть муки от тугих бинтов, калечивших их стопы).
В результате этих мучений где-то к 10-ти годам у девочек формировалась примерно 10-сантиметровая “лотосовая ножка”. После этого они начинали учиться правильной “взрослой” походке. А еще через 2-3 года они уже были готовыми девицами “на выданье”.
Размеры “лотосовой ножки” стали важным условием при заключении браков.
Невесты с большими ногами подвергались насмешкам и унижениям, так как были похожи на женщин из простонародья, которые трудились в полях и не могли позволить себе роскошь бинтования ног.
Появление обычая бинтования женских ног относят к китайскому средневековью, хотя точное время его зарождения неизвестно.
Институт «бинтования ног» расценивался как необходимый и прекрасный. Правда, редкие попытки «освобождения» ступни все же предпринимались, однако противившиеся обряду, были «белыми воронами».



«Бинтование ног» стало частью общей психологии и массовой культуры. При подготовке брака родители жениха сначала спрашивали о стопе невесты, а уж затем о ее лице. Ступня считалась ее главным человеческим качеством.
Во время процесса бинтования матери утешали своих дочерей, рисуя им ослепительные перспективы брака, зависевшего от красоты перевязанной ноги.

Хоть это и трудно представить европейцам, “лотосовая ножка” была не только гордостью женщин, но и предметом высших эстетических и сексуальных вожделений китайских мужчин. Известно, что даже мимолетный вид “лотосовой ножки” мог вызвать у мужчин сильнейший приступ сексуального возбуждения.
“Раздевание” такой ножки было верхом сексуальных фантазий древнекитайских мужчин. Судя по литературным канонам, идеальные “лотосовые ножки” были непременно маленькими, тонкими, остроносыми, выгнутыми, мягкими, симметричными и… ароматными.

Китайские женщины расплачивались за красоту и сексапильность очень высокой ценой. Владелицы идеальных ножек были обречены на пожизненные физические страдания и неудобства.Миниатюрность ступни достигалась за счет ее тяжелого увечья.


Некоторые модницы, желавшие предельно уменьшить размеры своих ножек, доходили в своих стараниях до костоломства. В итоге они теряли способность нормально ходить и стоять.

Создание с хрупким сложением, тонкими длинными пальцами и мягкими ладошками, нежной кожей и бледным лицом с высоким лбом, маленькими ушами, тонкими бровями и маленьким округлым ротиком – вот портрет классической китайской красавицы.
Дамы из хороших семей сбривали часть волос на лбу, чтобы удлинить овал лица, и добивались идеального очертания губ, накладывая помаду кружком.

Похожие публикации