Как приучить ребенка к горшку: все методы и способы. Подготовка состоит из нескольких действий

Тема приучения к горшку – одна из самых животрепещущих в родительской среде. Обойти ее стороной не получится ни в одной семье, где подрастает малыш. Мнения по этому вопросу разделяются на 2 прямо противоположных точки зрения — некоторые настаивают на раннем высаживании чуть не с рождения, другие считают нужным отложить освоение «туалетного» навыка до 1,5-2 лет. И все же – когда и как приучить ребёнка к горшку — в 2 года или можно раньше?

Определитесь с целями

Раннее высаживание, с 3 месяцев и даже младше, когда кроху держат над тазиком или раковиной после сна и еды, имеет свое логичное обоснование – ребенок (но больше мама) приучается к режиму, немаловажным является и существенная экономия на подгузниках и средствах для стирки. Однако такое высаживание решает скорее тактические цели: малыш обучается справлять нужду по команде «пи-пи», а мама демонстрирует ловкость рук и быстроту реакции. Однако в дальнейшем, по мере взросления, возникают проблемы – ребенок не садится на горшок самостоятельно, то и дело случаются «аварии».

Дело в том, что высаживание и приучение к горшку – разные вещи. Пока организм ребенка не дозрел, у него не сформировалось цепочка «наполнение мочевого пузыря или скопление каловых масс в прямой кишке — позыв – необходимость сесть на горшок», обучать его этому делу рано.

В основном детишки готовы к освоению «туалетной науки» в возрасте 1,5-2,5 года: девочки чуть раньше, мальчики немного позже. Не переживайте понапрасну – к 3 годам большинство детей уже вовсю пользуются горшком без всяких проблем.

Признаки готовности

Чтобы определить готовность вашего малыша, ответьте на такие вопросы:

  1. Умеет ли он уверенно ходить, присаживаться и вставать самостоятельно?
  2. Может ли ребенок сам снять трусики или штанишки?
  3. Остается ли сухим долгое время – до 2 часов? Так проверяется созревание мочевого пузыря – он должен удерживать достаточно большой объем мочи.
  4. Проявляет ли словами или жестами желание сходить в туалет?
  5. Демонстрирует ли ребенок недовольство, когда он мокрый или грязный?
  6. Карапуз прячется или затихает, когда «делает дела»?

При положительном ответе на 5-6 вопросов сомнений не остается – вам пора приступать к приучению малыша к горшку.

Выбор горшка

При покупке горшка главными критериями выбора являются безопасность, устойчивость и удобство. Горшки в виде зверушек, музыкальные и тому подобные скорее потешат тщеславие родителей, а ребенком воспримутся как игрушка.

Если горшка в доме не было, то лучше покупать его с ребенком – так этот предмет гигиены будет вызывать у него больше позитивных эмоций, а также желания использовать по прямому назначению.

Некоторые детишки настолько стремятся подражать взрослым, что не признают горшок – в этом случае купите детское сиденье для унитаза и позаботьтесь об устойчивом стульчике под ногами у малыша.

Приучение без стресса

Когда ребенок готов физиологически и психологически, проявляет явный интерес к горшку и походам взрослых или старших братьев и сестер в туалет, приучить его к горшку можно за считанные дни.

Лучше всего делать это в теплое время года, когда на малыше минимум одежды. Оставьте его голышом или в одних трусиках – малыш должен пронаблюдать процесс мочеиспускания, установив связь «Эта лужа или кучка должна быть в горшке». Кроме того, он должен иметь возможность быстро снять одежду – трусики или штанишки на резинке.

Почаще предлагайте (но не настаивайте) посидеть на горшочке после сна или еды, перед прогулкой. Пока малыш сидит, заинтересуйте его рассказом или игрушкой, чтобы он не вскочил раньше времени.

После удачных «походов» обязательно хвалите карапуза, но не чрезмерно – восторг как на вручении всемирной премии здесь неуместен. Зато позвольте ему быть активным зрителем при выливании мочи и мытье горшка, разрешите спустить воду в унитазе и обязательно помойте ручки. Первое время хвалите ребенка и в том случае, когда он просится в туалет, даже если ничего не получилось.

Поход в туалет – процесс интимный, и если кроха стесняется, уважайте его индивидуальность и давайте возможность побыть в это время одному.

Когда малыш привыкнет ходить на горшок дома, прекращайте одевать подгузники на прогулку и как только ребенок «намекнет» вам о своих желаниях – направляйтесь «поливать» ближайшие кустики. В первое время возможны досадные случайности, поэтому прихватите с собой несколько штанишек и носочков.

Мальчиков лучше приучать сначала писать сидя, а потом уже переходить к «взрослому» варианту. Идеально, если папа не поленится и не постесняется побыть инструктором-демонстратором. Избежать чрезмерного разбрызгивания поможет такая игра: скатайте множество маленьких бумажных шариков, а потом забросьте их в горшок – пусть кроха старается попасть струей в эту «флотилию».

Следующий этап – отказ от подгузников ночью. Он длится дольше – во время сна возможны непроизвольные мочеиспускания. Однако вы можете усадить ребенка на горшок перед укладыванием в постель, вечером немного ограничить количество потребляемой им жидкости, а ночью поднять для «посиделок» — так количество «аварий» уменьшится. Для подстраховки некоторое время подкладывайте одноразовую пеленку или клеенку под простынь ребенка.


5 важных «нельзя»:

  1. Если произошла «авария», ни в коем случае не ругайте кроху, не кричите на него, не стыдите – он не виноват, просто возможности организма пока ограничены. Временно снимите ковры, запаситесь терпением и впитывающей шваброй – этот период не продлится долго.
  2. Не комментируйте горшок или его содержимое в негативном ключе – у малыша не должно быть ассоциаций, что это плохо или грязно.
  3. Не сравнивайте ребенка с другими детьми – у всех разные темпы развития. Не форсируйте события – если ребенок не готов, то ваша настойчивость вызовет обратный эффект – он будет упрямиться и протестовать при виде горшка.
  4. Не начинайте приучение, если малыш болен или недавно пережил какой-либо стресс.
  5. Ваши ритмы могут не совпадать, поэтому медлительным мамам не стоит удерживать на горшке силой подвижного и быстрого малыша, если он уже хочет вскочить с него. И наоборот – нельзя суетиться и срывать с горшка обстоятельного карапуза, даже если вам кажется, что он сидит дольше, чем нужно – дайте крохе возможность завершить дело, иначе у него будут возникать привычные зажимы и запоры.

Как видите, научить ребенка ходить на горшок – не сверхсложная задача, решить ее без криков и истерик по силам любым родителям. Самое главное – не спешить, а дождаться физиологической и психологической готовности крохи к освоению «горшечной науки», приобрести удобного «помощника», хвалить малыша за успехи и не фиксировать его внимание на неудачах. Так процесс пройдет быстро и без стрессов. Если же успехов не наблюдается даже спустя неделю-две, то примерно на месяц отложите приучение к горшку, а затем снова приступайте к освоению этого навыка.

Развитие каждого конкретного ребенка зависит только от его индивидуальных особенностей. А это значит, что в вопросе приучения малыша к горшку следует ориентироваться исключительно на поведение ребенка. Ни советы бывалых мам, ни среднестатические данные, которыми так любят пугать педиатры молодых мамочек, не помогут понять «своего» малыша.

С какого возраста приучать ребенка к горшку

Не существует того идеального метода, которые помог бы родителям в легкой форме приучить ребенка ходить на горшок. Как, впрочем, и единого мнения насчет возраста, в котором можно было бы осуществить данный процесс. Педиатры советуют, как можно раньше высаживать детей на горшок, опытные мамы - не спешить, чтобы не вызвать у ребенка проявления негативной реакции на столь нужный предмет туалета. И каждый из них по-своему прав, да и на практике случается, что некоторые детки без труда уже и в год просятся на горшок, другие же могут и до трех лет ходить в памперсах.

Но все же есть возраст, в котором приучить ребенка проситься на горшок, максимально просто (имеется в виду, по сравнению с другими возрастными периодами). Именно в 2 года, когда малыш уже делает первые попытки осознать себя как личность, понимает то, что от него хотят и даже пытается соответствовать установленным родителями правилам, объяснить ему, что от него хотят мама и папа, легче всего. Ну, а кроме этого, в этом возрасте дети начинают активно интересоваться туалетными делами (некоторые даже умудряются не только вляпаться в содержимое горшка, но и попробовать его). И что интересно - требуют похвалы за то, что сходили «как взрослые».

Но бывает и так, что ребенок 2 года не ходит на горшок. Паниковать по этому поводу не стоит. Гораздо важнее понять причину и помочь малышу, а затем придумать, как научить проситься на горшок.

Главное - терпение!

Что делать, чтобы ребенок стал проситься на горшок и как научить его не бояться требуемого. Ответ у всех один - проявить терпение и помочь малышу вместе справиться со столь сложной жизненной ситуацией. Например, стоит знать, что на втором году жизни у ребенка наиболее сильна связь с мамой, и этим можно воспользоваться. «Малыш, сделай маме приятно» - и посадите ребенка на горшок, попутно объясняя, что именно вы от него хотите. Если по-дружески подойти к желаемому, а заодно и похвалить ребенка за содеянное, может ему и понравится осознание того, что мама им гордится.

Но, к сожалению, не со всеми детьми данный трюк может сработать. Тем, кому свойственны природное упрямство, могут поступать с точностью до наоборот - посидели просто так на горшке, встали - и пописали на пол или в штаны. Стоит ли наказывать ребенка в данной ситуации? Ни в коем случае не совершите подобной ошибки, иначе деточка вообще озлобится на горшок (который вообще ни в чем не виноват). Это не означает, что следует поощрять подобное поведение, просто надо найти «свой» подход к малышу (а это гораздо труднее сделать, особенно когда мама раздражена).

Зовем друзей на помощь

Если ребенок не осознает всю важность процесса, попробуйте испытать метод подражания. Для этого следует пригласить в гости ребенка, который уже умеет ходить на горшок и что самое важно - может сказать, как это важно делать самостоятельно. На личном примере поясню - мой сынок до тех пор не садился на горшок, пока к нему в гости не приехала его младшая сестренка. И пускай она не умела на тот момент говорить, он и без слов все понял. И более того, после их встречи он стал не только самостоятельно бегать «по нужде», но и снимать штанишки (а одевать их ему уже помогали, ведь не все сразу).

{reklama2}

Приучаем к самостоятельности

На свете существуют те счастливые мамочки, у которых детки все делают сами и вовремя - когда надо, стали ходить, говорить, одеваться, кушать и даже проситься на горшок. И стоит за них порадоваться, потому что они в меньшинстве. В большинстве же случаев, детям приходиться объяснять, что писать (и какать) в штанишки плохо (и мокро, и холодно и еще много чего «и…»). Главное - довести до сознания малыша все свои доводы спокойно, без истерик и принуждения. Учитесь наблюдать за ребенком - когда он хочет в туалет, его рефлексы говорят сами за себя, и вам останется только сформировать у него в голове взаимосвязанную цепочку действий - захотел в туалет - садись на горшок.

Важно также выработать схему - перед едой, сном (и после него) и прогулкой необходимо сходить в туалет. Дети в двухлетнем возрасте быстрее схватывают данную привычку, чем малыши в более раннем возрасте.

Ребенок боится горшка: что делать?

Существует несколько вариантов того, почему ребенок в 2 года никак не может приучится ходить на горшок.

Психологический конфликт

Как приучить ребёнка к горшку в 2 года? Во время очередного «высаживания» малыш мог напугаться чего-либо и подсознательно перенести свой страх на горшок. Самостоятельно от подобного проявления страха малыш не сможет избавиться, поэтому на первых порах родителям стоит более внимательно относиться к происходящему вокруг и в случае необходимости успокоить малыша, не дать ему ощутить чувство страха. В представлении ребенка горшок - очередная игрушка, а не необходимый предмет личной гигиены. Подобная ситуация - типичная ошибка большинства родителей.

Не стоит приучать детей к горшку, вовлекая данную вещь в игры, поскольку тем самым у ребенка формируется неправильное отношение к горшку. А переубедить 2-летнего малыша сделать что-то по-другому бывает весьма непросто.

Болезненный стул

Болезненный стул также может стать причиной нежелания ребенка ходить на горшок. Если по каким-то причинам у малыша сформировался , то в процессе испражнений ребенок будет испытывать чувство боли и дискомфорта. Получается, что он не только начнет бояться горшка, он станет ощущать чувство страха перед самим процессом.

И в этой ситуации важно не только обратиться к врачу, который скорее всего назначит лекарства и диету. Желательнее попытаться объяснить ребенку, что «та» боль не вернется (особенно, если лечение помогло).

Что еще следует учитывать, когда приучаешь ребенка к горшку в двухлетнем возрасте?

Во-первых, не путать день с ночью, т.е. в ночное время попробовать посадить ребенка на горшок, не спрашивая его желания. Во сне, в этом возрасте, не всем деткам удается себя контролировать, поэтому проснувшись утром и увидев мокрую простынь, малыш может испытать чувство стыда. Не ругайте понапрасну ребенка, лучше проявите понимание и обсудите произошедшее с ним (почти в интимной обстановке), намекнув, что мама поможет со всем справиться. При этом, если на следующее утро ребенок проснется сухим - обязательно похвалите его, чтобы он сам стал гордиться собой.

Также желательно как можно раньше, если позволяют погодные условия и температура в доме, . Конечно, никто не собирается спорить с тем фактом, что памперсы - это благо, просто не стоит приучать детей к ним надолго, а использовать лишь по необходимости.

Не ругайте детей за маленькие «неожиданности». Помните, что они только учатся жить, познают свое тело и происходящие с ними перемены.

Не пытайтесь привить малышу чувство отвращения, если он проявляется упорство и отказывается пользоваться горшком. Этот способ может привести только к тому, что ребенок вырастет излишне суетливым или пессимистичным, который будет бояться в жизни что-то сделать или, сделав неправильно, начнет сразу впадать в истерику.

Хвалите детей за правильные поступки, помогайте принять это сложный мир, понять его и научиться находиться в обществе, согласно установленным в нем правилам приличия.

15Фев

Как приучить ребенка к горшку

С взрослением малыша, мамочки озадачиваются вопросом о приучение ребенка к горшку. Одни родители высаживают свое чадо на горшок, как только он научился сидеть и более-менее держать спинку, вторые же не торопятся с данным процессом. Если же вы считаете, что уже пришло время знакомства с детским туалетом, ознакомьтесь, как и когда это следует делать, что бы, не создать для крохи стрессовой ситуации..

По мнению врачей-педиатров, идеальным возрастом для приучения ребенка к горшку, считается 18-23 месяца, именно в этом возрасте ребенок, уже способен рационально понять, что от него хотят, а так же, контролировать позывы к дефекации и мочеиспусканию. Но все дети разные, и развиваются они тоже, каждый в свое время, поэтому здесь важно учитывать индивидуальные возможности и предпочтения вашего малыша.

На что следует обратить внимание, прежде чем требовать от ребенка навыков по использованию детского туалета, а так же, как лучше приучить ребенка к горшку:

  1. Самое главное, не считайте, что ребенок обязан ходить на горшок в определенном возрасте, сравнивая его с другими детьми. Запомните, ребенок никому, ничего не должен, поэтому часто, родители допускают ошибку, требуя от малыша слишком многого и невозможного.
  2. Уделите внимание тому, насколько мокрая пеленка или подгузник после дневного сна. Можно считать, что ребенок готов приучатся к горшку, если влажность отсутствует, либо она незначительная, это говорит об умении контролировать и сдерживать позывы к мочеиспусканию.
  3. Проследите, как ваш малыш ведет себя, когда собирается пописать или покакать, обычно дети затихают, замирают и выглядят сосредоточенными, если же вовремя уловить такой момент, и успеть высадить его на горшок, то ему будет забавно, что он сходил в туалет и остался сухим. При регулярном повторении, он и сам начнет глазами искать горшок, когда почувствует позывы исправить нужду. В данном случае, так же имеет значение и умение самостоятельно снять с себя трусики, колготки, штанишки, поэтому рекомендуется заранее обучить этому ребенка.
  4. Важную роль в приучение дитя к горшку играет и усидчивость, если ребенок может заиграться, или увлечься чем- то, на 5 минут и более того, это еще один явный признак готовности. Если же ребенок слишком активный, непоседа, то горшок, лучше отложить на потом, до более сознательного возраста, это сбережет и ваши и детские нервы.

Очень важно учитывать возраст крохи, при осваивании такого серьезного навыка, 12 месяцев, как правило, считается ранним возрастом, и ребенок однозначно, на словах не поймет, что нужно делать, и зачем его постоянно сажают на какой то непонятный предмет. Это как раз тот период, когда на горшок можно высаживать малыша с эффектами игры, что бы ему было познавательно и интересно на нем сидеть, почитайте малышу сказку, потешки, купите игрушки, которые одеваются на пальцы или руки и устройте спектакль. Ребеночку будет весело, смешно и он будет охотно сидеть на горшке 5-15 минут, и в результате сам того не понимая, наполнит горшочек, «чем то интересным». Таким образом, он не будет вражески настроен против горшка и не будет его бояться в дальнейшем.

Это период, когда ребенок уже достаточно сознательный, он понимает, о чем вы его просите, что говорите, но в это время может активничать дух противоречия – желание делать все наоборот. Самое главное, абсолютно спокойно и не навязчиво предлагать ребенку сходить на горшок, без крика и злости. Пообещайте, что каждый раз, как он наполнит горшочек, вы разрешите ему вылить содержимое в унитаз и нажать кнопку для смыва, поверьте, ребенку будет это интересно, и в скором времени, хождение на горшок войдет в привычку.

Мальчишкам приходится дважды осваивать основы поведения с горшком. К возрасту 2,5 года, нужно приучать малыша писать и какать сидя на горшке, начиная с 2,5 -4 лет, донесите парню, что все мужчины писают стоя, не лишним будет, если он, якобы случайно застанет папу за этим делом. Покажите ему, как правильно нужно держать и направлять член, что бы, не записать себя, и все вокруг себя. В горшок можно положить, например маленькую блесну или рыбацкую, резиновую рыбку, и предложить сынишке целиться в горшок, прямо на находящийся в нем предмет, и если он не промажет, то рыбка будет плавать в воде. Это прекрасный способ научить мальчика писать в положении стоя, и чем раньше это произойдет, тем меньше неловких вопросов вы услышите от подрастающего мужчины.

Важно, что бы малыш, научился писать по-мужски до шестилетнего возраста, то есть до школьного периода, но обычно в садике, глядя на сверстников, ребята достаточно быстро усваивают, что и как следует делать.

Когда наступает этап приучения к горшку, это время всегда не из простых. Родители сталкиваются с множеством вопросов и трудностей, пытаются докопаться до того, почему их чадо никак не может понять, что от него хотят, либо делает вид, что не понимает, как приучить ребенка к горшку, если он отказывается на него садиться и т.д. Поэтому, рассмотрим, каких ошибок не следует допускать в этот нелегкий период, и как приучить ребенка к горшку поэтапно, не травмируя детскую психику.

  1. Выбирая горшок, отдайте предпочтение самой простой модели, что бы, он был прочный, устойчивый, с невысокой спинкой, без музыкальных эффектов, ярких рисунков и прочих развлечений, что бы ребенок, не воспринимал его, как одну из своих игрушек.
  2. Знакомьте малыша с горшком, как можно раньше, задолго до периода обучения, но не в качестве игры, объясните, что играть с этим предметом нельзя, а на нем нужно сидеть, когда есть позывы сделать «пи-пи» или «ка-ка», просите его показать водичку в горшке. Прекрасно, если в вашем круге общения есть дети немного постарше, которые уже сознательно ходят на горшок, что бы ваш малыш наглядно увидел, как все должно происходить.
  3. Не ругайте ребенка, если у него, что то не получается, или он не успел снять одежду, до того, как сел на горшок. Качая головой, конечно, нужно сказать, о том, что он сделал не красиво, и следует заострить внимание на том, что он умница, и в следующий раз обязательно, сделает все правильно.
  4. Не усаживайте ребенка на горшок насильно. Мнение о том, что, чем чаще садить на горшок, тем лучше – ошибочное. Таким образом, данный атрибут будет ассоциироваться у малыша с чем то негативным, куда его усаживают против его воли, отрывая, от какого — то интересного занятие. И если мочевой пузырь пустой, то хоть миллион раз высаживайте карапуза на горшок, никакого результата вы не добьетесь, а сделаете только хуже.
  5. Частая ошибка родителей и в том, что сажая дите на горшок, они начинают давать ему игрушки, книги, мобильные телефоны, что бы он только сидел. Но дети то не глупые, и могут просто сесть на горшок, что бы дали то, что, при другом раскладе потрогать не дают, при этом, они на прочь забывают на каком предмете они сидят и для каких целей он предназначен.
  6. Что бы ребенку было легче подружиться с горшком, одевайте его максимально легко, именно поэтому, летний период самый идеальный для осваивания нового навыка. Одежда должна быть такой, что бы ее без усилий можно было снять и одеть.
  7. Покажите ребенку наглядным примером, что такое сухое, что такое мокрое. Например, положите перед ним два полотенца, одно из которых намочите, и пусть малыш потрогает их, ассоциируйте это с его трусиками и колготками, что сухо – это хорошо, а мокро – холодно и дискомфортно.
  8. Приучайте ребенка к тому, что на горшок нужно ходить перед и после сна, а так же, спустя некоторое время после еды или обильного питья, но силой его не усаживайте. Если вы часто будете это проговаривать, то в скором времени это войдет у малыша в привычку.
  9. Так же, важно, что бы сам горшок, стоял в теплом месте, что бы его собственная температура была нормальная, и ребенок не сидел на нем с голыми на полу ножками, хорошо, если под ногами будет коврик или одеяльце, ведь это обеспечивает дополнительный комфорт малышу. Изначально установите для горшка определенное место в доме, тогда больше шансов, что ребенок будет своевременно исправлять нужду в предназначенный для этого атрибут, а не искать его каждый раз в новом месте.
  10. Хвалите маленького человечка, за его небольшое достижение и овладение горшком, обнимайте, целуйте, изредка можно поощрить чем-то вкусным, что бы он понимал, что он делает очень хорошо.

Немалой популярности по приучению к горшку, набрала книга Джины Форд « Довольный малыш. Приучение к горшку за 7 дней». Система, в среднем, рассчитана на возраст 13-18 месяцев, и согласно положительным отзывам на форумах, множеству мам помогли изложенные в книге рекомендации. Коротко рассмотрим суть данной системы.

Первый день

По пробуждению, с ребенка необходимо снять памперс и надеть трусики, объяснив это тем, что он уже взрослый для того, что бы ходить на горшок. Высаживайте ребенка в этот день на детский туалет, каждые 15-20 минут, в это время находитесь рядом с ним, заговорите его, что бы хотя бы раз он просидел на горшке не менее 10 минут, зачастую этого времени достаточно, что бы он пописал. А так же, каждый раз, когда сами идете в туалет, берите малыша с собой, объясняйте, что унитаз – это взрослый горшок, и вы ходите туда, когда почувствуете, что хотите писать или какать, не стесняйтесь называть все своими именами.

Второй день

Распланируйте день таким образом, что бы вы, как можно больше времени провели дома, в процессе игры, во время еды, после сна, напоминайте ребенку о существование горшка, и что с ним нужно делать. Старайтесь не пропустить момента, когда малыш подаст признаки, что хочет в туалет, что бы успеть усадить его на горшок.

Третий день

Перед тем, как отправится на прогулку, поговорите с малышом, что нужно сходить на горшочек, потому что вы пойдете гулять без подгузника, и не всегда есть удобный момент и подходящая погода, что бы усадить его исправить нужду на улице. И, как бы, не хотелось надеть памперс, мотивируя это тем, что это исключительно на время прогулки, не делайте этого, ведь таким образом вы запутаете кроху, и он будет теряться, как делать правильно. Лучше, возьмите с собой сменную одежду и влажные салфетки, на случай непредвиденных обстоятельств.

Во время прогулки, интересуйтесь у малыша, не хочет ли он «пи-пи», на фоне новых эмоций и игр, он может забыться и намочить штанишки.

Четвертый день

Если все предыдущие этапы происходили в спокойствии и без негатива, то примерно в этот период, ребенок должен перестать воспринимать горшок, как возможного врага, и проявлять попытки самостоятельно на него сесть. Он может не успевать до него дойти, или садится без результата, проявите терпение и трепет, не ругайте его, а хвалите, что он сам, как взрослый сел на горшочек, и не страшно, что трусики остались мокрыми и горшок пустой, тогда у дитя будет стремление стать еще лучшим для мамы.

Пятый – седьмой день

Безусловно, в этот период, навык еще не доведен до автоматизации, и не нужно ждать, что в конце недели ребенок будет полностью обучен правильному поведению с горшком. Определите примерный интервал, с которым малыш ходит в туалет, и плюс-минус в это время сажайте его на горшок, проводите рядом с ним, как можно больше времени и проявляйте радость, когда он исправит свою нужду в предназначенное для этого место, даже если это будет один раз из десяти. Хлопайте в ладоши, улыбайтесь, хвалите его, обнимайте, хвастайтесь при папе или бабушке о новых возможностях крохи, что бы он это слышал, и самое главное сохраняйте спокойствие, при любых обстоятельствах.

Стоит ли волноваться, если ребенок в 2 года не ходит на горшок? Что делать, если попытки научить кроху неуспешны? Если малыш достиг этого возрастного порога, но все так же продолжает пачкать штанишки, вероятнее всего, родители начинают сравнивать его с детьми своих знакомых, которые уже научились проситься в туалет. Как реагировать, если кроха упрямо делает свои дела в трусики? Как нельзя себя вести родителям в таком случае? Давайте обсудим на этой странице «Популярно о здоровье» это сейчас.

Ребенок (2 года) не ходит на горшок – причины

По мнению доктора Комаровского, малышей нет смысла приучать к горшку раньше двух лет. В этом возрасте большинство детишек только начинают чувствовать потребность опорожниться и учатся управлять мышцами, отвечающими за выделения. После года малыш начинает ощущать позывы к дефекации и может сигнализировать об этом маме какими-то действиями. Однако с позывами к мочеиспусканию дело обстоит сложнее – некоторые детки не умеют их контролировать вплоть до 2,5 лет.

Получается, что ребенок в 2 года не умеет ходить на горшок лишь потому, что его центральная нервная система еще недоразвилась до определенного уровня. Как только малыш научится контролировать собственные позывы к дефекации и мочеиспусканию, имеет смысл начать приучать его к туалетным делам.

Почему другие дети ходят на горшок с более раннего возраста ?

Вы, наверное, спрашиваете, - а почему дочка моей подруги научилась опорожняться, когда ее высаживают на горшочек, а ведь ей всего годик! А у Светки мальчик с 9 месяцев мочится по команде! Ответ прост – некоторые дети, еще не осознавая позывов, все же приучены опорожняться по «команде» мамы. Но означает ли это, что они научились контролировать свой организм? У них просто выработался условный рефлекс, который выглядит как цепочка событий: звуковой сигнал родителей (пись-пись) – наполнение мочевого пузыря – мочеиспускание.

Причем первая составляющая этой цепочки может иметь продолжительность более получаса, то есть, малыша усадили и непрестанно повторяют свое «пи-пи», пока его мочевой пузырь не наполнится. Несомненно, после длительного пребывания на горшке кроха все же сделает свое дело, но означает ли это, что он научился сам контролировать свои позывы? Нет, это не имеет отношения к осознанному контролю над выделениями. Приучение к горшку с помощью условных рефлексов впоследствии, когда ребенок «дозреет», может привести к обратному результату – бунту против высаживания. Чтобы процесс приучения происходил по схеме: наполнение мочевого пузыря – высаживание – мочеиспускание, нужно начинать его только когда нервная система ребенка уже достаточно зрелая. Так что если ребенок не ходит на свой горшок до этого момента – это не страшно. Как же определить степень готовности?

Как знать – пора или не пора ?

По каким признакам можно определить, что ребенок психологически и физически готов познать туалетную науку? Их несколько, давайте их обсудим.

1. Если у крохи установился четкий режим опорожнения кишечника.
2. Если он может оставаться сухим около полутора часов.
3. Малыш всячески показывает недовольство, будучи мокрым или грязным.
4. Понимает значение слов «писать» и «какать».
5. Делает попытки самостоятельно снимать трусики, колготки.
6. Показывает любым способом маме и папе, что хочет в туалет.

Если ребенок в 2 года на горшок пока не ходит, но хотя бы три пункта из перечисленных имеют место, можно попробовать выработать у него туалетные навыки. Что нужно делать?

Приучаем к горшку ребенка в 2 года

Родителям важно понимать, что приучение к горшочку малыша потребует от них дополнительных затрат времени – теперь каждые два часа нужно будет находиться рядом с сыном или дочкой и ждать результата. Причем делать это нужно постоянно, каждый день, не расслабляясь. Лучше всего начинать «обучение» летом и когда малыш здоров. Высаживайте чадо в обязательном порядке после сна, после приема пищи и перед сном, после прогулки. В случае удачной попытки кроху нужно сильно хвалить. В случае неудачи оставаться спокойным, не ругать. На ночь можно использовать подгузники первое время, однако, проснувшись сухими, сразу ведем кроху в туалет.

Что делать, если ничего не получается ?

Комаровский высказывается по этому поводу так - если старания родителей совершенно ни к чему не приводят, или малыш всячески сопротивляется обучению, оставьте эту затею на пару месяцев. Возможно, ребенок еще не готов, даже если ему уже два года. Средний возрастной порог формирования устойчивых навыков осознанного контроля за выделениями у детей колеблется в пределах 22-30 месяцев. Это означает, что возраст 2 года – не критический, а самый подходящий, чтобы начать знакомство с туалетом. Более ранние попытки высаживания сформируют лишь условный рефлекс в связке с командой родителей, а после двух лет детишки учатся осознанному контролю своих позывов. А ведь именно этого вам и нужно достичь, не так ли? Знайте твердо, ваш ребенок на горшок сядет. Вы этого дождётесь!

Заключение

Если кроха в 2 года не ходит на горшок, не нужно паниковать. Этот возраст считается самым подходящим, чтобы только начать вырабатывать у малыша устойчивые осознанные навыки посещения туалета. Начните высаживать чадо в то время, когда вероятность опорожнения достаточно велика, делайте это постоянно, последовательно, сохраняйте спокойствие. Хвалите за успехи. Если обучение не дает результатов, отложите его на пару месяцев. И в заключение хочется сказать – не сравнивайте своего отпрыска с другими детками, зачастую их успехи сильно преувеличены родителями.

На протяжении довольно длительного периода тысячи молодых пар, у которых появился первенец, а также второй или третий ребенок, прислушиваются к советам доктора Комаровского, одного из самых опытных и авторитетных российских педиатров. Его рекомендации помогают справиться с множеством проблем, возникающих не только у родителей, впервые занимающихся воспитанием ребенка, но и у тех, кто уже благополучно преодолел их ранее.

Физиологическое и анатомическое строение у малышей практически ничем не отличается, но вот особенности психики и упущения в воспитании могут появиться даже на двадцатом младенце. Как приучить ребенка к горшку – проблема, которая возникает у многих родителей, и в разном возрасте. В большинстве случаев, малыш в 2 года уже приучен обходиться без памперсов и обращаться к взрослым за помощью для отправления естественных надобностей.

Ранний возраст обучения и его особенности

Причины, которые привели к такой проблеме, могут быть и физиологического, и психологического плана, и те, кто не прислушался вовремя к советам доктора в то время, когда надо было начинать процесс привыкания, могут нагнать упущенное в более позднем возрасте. Комаровский уверен, что в 2 года – абсолютно нормальное время для выработки такого рефлекса, потому что в период с полутора до двух лет, малыш уже обладает всеми особенностями развития, которые существенно облегчат задачу его родителей.

Развитие происходит по индивидуальному сценарию, а не по учебнику педиатрии, в котором указаны усредненные цифры, выведенные на основании статистических данных.

И если приучить ребенка к горшку не получилось в то время, которое старшее поколение считает обязательным, зная, как правильно это сделать, можно легко справиться с задачей. Тем более, что в 18-24 месяца для этого есть и физиологические, и психологические предпосылки.

Традиционный взгляд на возраст обучения и привыкания к хождению на горшок – 8-19 месяцев. Именно так старшие поколения старались приучить своих детей, и, в большинстве случаев, довольно успешно. Это был трудоемкий и длительный процесс, требовавший терпения и времени. Доктор Комаровский уверен, что привычка ходить на горшок в возрасте от 7 месяцев – не более, чем условный рефлекс, выработанный на определенные звуки, которые издают терпеливые родители, усаживая малыша на емкость для отправления надобностей.

Но выработка условного рефлекса на звуки - это, скорее, удел домашних питомцев, чем путь развития, по которому должен идти человеческий ребенок. Если приучать ребенка к горшку в 2 года, и при этом точно знать, как это правильно делать, желаемого результата можно достичь гораздо быстрее, не затрачивая много времени и вырабатывая четко осознанную необходимость.

Способность контролировать физиологические рефлексы и чувство неловкости за отступление от определенных правил социума – более действенный рычаг управления сознанием, чем реакция на звуковые сигналы и холодный край горшка. Основная проблема, которая может появиться при раннем обучении горшку может проявиться спустя некоторое время, и состоять она будет как раз в том, что впоследствии можно с успехом использовать.

Как только малыш научится контролировать свою мочеиспускательную функцию, он начинает противиться насильственному высаживанию на горшок, потому что его надобности уже не будут соотноситься с определенными звуками. Руководствоваться он будет позывами, возникающими в соответствующих системах, а родителям останется только направлять их в полезное русло.

Если же процесс адаптации был, по мнению взрослых, успешно завершен в раннем возрасте, то в 1,5-2 года их будет очень удивлять тот факт, что малыш отказывается садиться на горшок, когда ему не нужно в туалет, а затем демонстративно (по их мнению) справлять нужду в штанишки.

Ранний период приучения к горшку, по мнению доктора Комаровского, оказывает вредоносное воздействие на психологическую мотивацию и рефлекс мочеиспускания одновременно. Фактически ребенку навязывают еще одно звено в рефлекторной цепи, закрепляющейся в мозгу.

Естественная взаимосвязь выглядит, как «переполненный мочевой пузырь – горшок», а вырабатывается более сложная – горшок + слова родителей – наполнение пузыря – мочеиспускание». В зрелом возрасте это может отозваться болезнями мочеполовой системы, но если приучать ребенка к горшку в 1,5-2 года, возникновения ложных взаимосвязей не произойдет. Как объяснить это старшему поколению, которое, по старинке, требует, как можно раньше отказаться от памперсов и высаживать малыша на стульчик с горшком? Но это уже дело молодых родителей.

Определяющие факторы и педиатрические нормы

Доктор Комаровский делает свои утверждения на основании усредненных педиатрических данных о физиологическом развитии ребенка, наблюдениях и научных фактах. Это может помочь молодым папе и маме, которые будут заниматься социальной адаптацией своего долгожданного любимца, но усредненные данные отнюдь не являются непогрешимой догмой. Особенности индивидуального развития – вот тот стартовый барьер, от которого им следует отталкиваться.

Согласно данным, которые приводятся в учебниках педиатрии, и к которым обращается известный на всю Россию педиатр, развитие среднестатистического малыша происходит так:

  • возможность контроля за выделительными процессами ребенок получает только после года, и у некоторых она наступает гораздо позже;
  • окончательное формирование нервной и выделительной системы начинается по истечении 12 месяцев с момента рождения, и это только начало длительного процесса, который заканчивается к 3 годам;
  • устойчивый контроль над естественными отправлениями формируется незадолго до 2 лет и длится этот процесс до трехлетнего возраста;
  • любые попытки воспитать привычку ходить на горшок до года носят характер негативных, потому что только в год, да и то далеко не каждый малыш обретает предпосылки для успешного начинания процесса.

Если прислушиваться к мнению доктора Комаровского, можно определить готовность своего, неповторимого, уникального и развитого не по возрасту ребенка, чтобы не торопить или не замедлять его приучение к горшку. Есть целый ряд признаков, по которым можно ориентироваться, насколько своевременным является возраст для эпопеи с горшком. Для этого нужно уделять малышу максимум внимания и четко анализировать любые ситуации. Он готов к началу привыкания, если:

  • неоднократно демонстрировал свою готовность сходить в туалет родителям, и пользовался при этом жестом, словом или звуком;
  • он ходит в туалет по большому примерно в одно и то же время, и количество раз, положенное по норме для его возраста;
  • когда его собираются высаживать, а подгузник остался сухим на протяжении более, чем 1,5-2 часа;
  • понимает значение слов покакал и пописал и улавливает разницу между ними;
  • выражает недовольство по поводу полного памперса;
  • может показать части тела и предметы одежды;
  • умеет самостоятельно раздеваться, или, по крайней мере, пытается это сделать.

Если все (или большая часть) перечисленных признаков налицо, можно спокойно заниматься переводом малыша из памперсов на более взрослый режим осознанного существования. Это не значит, что успех будет достигнут моментально, но предпосылки для этого существуют и определяют значительные шансы.

Методические предпосылки

Каждая мама должна быть непросто восторженной родительницей, но и тактичным и последовательным педагогом. Чтобы приучить к горшку малыша, применяются определенные педагогические принципы, которыми непременно нужно пользоваться:

  • не ожидать моментального результата, без проколов и осечек, и не выходить из себя, если они случаются;
  • первое время надевать на время сна памперс и хвалить ребенка, если он остался сухим;
  • успешный поход должен сопровождаться бурными и восторженными похвалами, неудача ни в коем случае не должна вызывать негативные эмоции, ругань или наказание;
  • ребенок должен видеть горшок, его содержимое, процесс выливания и мытья, после дефекации или мочеиспускания, но игра с горшком или перемещение его с места на место недопустимы;
  • после спонтанных походов на горшок нужно вырабатывать распорядок дня и связывать процессы со знаковыми событиями (Комаровский рекомендует обязательно сажать перед сном, прогулкой, и игровым временем).

Эти принципы – не догмы и не заповеди, и можно использовать сразу детское сиденье на унитазе, если малыш выразит к этому желание. Это только основные тенденции, которые можно применить, чтобы быстро завершить процесс адаптации к горшку.

Похожие публикации