Толкование таро уэйта в любовных раскладах. Отличительные черты Таро Уэйта – обзор колоды

XX Окончательный приговор

Прямое положение:
ЗНАЧЕНИЯ ДЛЯ ГАДАНИЯ: изменение положения, возрождение (обновление), результат.

Обратное положение:
ОБРАТНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ: слабость, малодушие, наивность. Также обдумывание (медлительность), приговор, осуждение.

Описание аркана:
С описанием колоды не поставляется.

© Оригинальные значения карт идущие с колодой.

Значения по Райдеру Уайту:

АСТРОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ: Юпитер/Уран в гармоничном аспекте с Солнцем, или же знак Водолея как символ освобождения.

СУД
В толковании карты Суда легко ошибиться, если исходить только
из названия. Суд вообще, а тот "суд", который здесь имеется в виду, то есть Страшный Суд в особенности, обычно связывают с наказанием, карой, а тем самым - с безысходностью и страхом. Между тем значение карты основывается, прежде всего, на рисунке, включающем совершенно определенные культурологические и мифологические образы. На карте Суда изображается Воскресение, то есть момент возрождения и освобождения чего-то, долго бывшего подавленным или скрытым; это выход истинного, Божественного начала из темницы к свету. Таким образом, значение у этой карты как раз очень благоприятное. Она олицетворяет важный, решительный шаг на пути становления личности, удачное завершение очередного этапа ее алхимической трансформации, то есть превращения низшей материи в высшую. На бытовом уровне эта карта также означает освобождение - от каких-то забот или от вредного человека, от "лишних" качеств вроде застенчивости, боязливости и т.п. А еще она может указывать, что в том деле, о котором мы спрашиваем, как раз и таится "сокровище", разыскиваемое нами.

Из книги: Хайо Банцхаф. САМОУЧИТЕЛЬ ПО ТАРО.
Перевод с немецкого Е. Колесова.
Издательство: Центр астрологических исследований, 1999 г.

20 - СУД
Плутон
Двадцатая карта СТАРШИХ АРКАНОВ называется СУД (другое название - ВЕЧНОСТЬ) и изображает фигуры, поднимающиеся из могил. Над ними в блеске славы крылатая фигура Ангела Гавриила, трубящего в фанфару. Эта карта символизирует освобождение тройной духовной силы человека от могилы его материального существования. Поскольку только одна треть духа входит в физическое тело, а остальные две трети составляют Герметический антропос (или сверхчеловека), то только одна из них действительно
восстанет из гроба. Звук трубы (фанфары) символизирует сотворение Мира и при этом звуке человек освобождается от земных ограничений.
Традиционная картинка ТАРО изображает "Судный день" - восстающих из гробов людей и возвещающего об окончании их сна Ангела с фанфарой, высоко парящего в небесах. И хотя эта карта называется СУД и вызывает ассоциации со страшным представлением Апокалипсиса, она символизирует утверждение надежды на будущее. Но чтобы свершилось новое, старое должно остаться на месте - оно должно умереть.
Астрологически карта связывается с планетой Плутон, энергия которого, приобретенная им во время дисгармоничного состояния разрушения старого, дает возможность начать все сначала. Эта та внутренняя энергия, которая способна вознести наши помыслы до их реализации в мире и которая, базируясь на понятии смерти, разрушает все никчемное старое.
В образе планеты Плутон трансформация соотнесена со страданием и страстью - близкими, но все же разными понятиями. В культуре прошлого представление об обновлении мира связывалось с аскетическими подвигами спасения своей души и душ своих ближних, но сейчас оно входит в обычную жизнь вместе с понятием любви, и миряне трансформируют друг друга своей любовью. Астрологически соединение планет Земля и Меркурий побуждает людей строить новый, разумный мир в этой, реальной действительности. Пробуждение и Суд над собой есть субъективный уход во внутренний мир, максимальная отстраненность от мира внешнего и воплощение только тех идей, которые способен контролировать разум. Взаимодействие Солнце и Луны - тяготения универсально-женского и универсально-мужского начала - является тем вечным двигателем, который устанавливает непрерывность самостоятельного движения замыкающейся на себя системы инь и ян, образующей гармонию дао и дающей возможность всякого воплощения.
Двадцатый АРКАН - СУД - это духовное возрождение человека, искупление прошлого, раскаяние и прощение, восстановление сил, пробуждение и обновление, высвобождение доселе скрытых возможностей, познание великих взаимосвязей.

В прямом положении карта означает улучшение здоровья и рост доброжелательства. Решение начать новое дело, которое изменит жизнь к лучшему. Радость - благодаря осуществлению мечты.
Может означать также и такую ситуацию, когда после долгого застоя, наконец, пришли перемены к лучшему. Награда, повышение зарплаты, отдых после долгого труда. Словом - достижение цели.

В перевернутом положении карта предостерегает: не тяните с принятием решения, вам все равно этого не избежать!
Не опоздайте, пользуйтесь случаем! Промедление грозит утратами. По вашей вине могут возникнуть непреодолимые трудности. Не бойтесь перемен. Если соседние карты ничего не говорят, то можно сказать, что обстоятельства не изменятся, пока тот, на кого гадают, не предпримет решительных шагов. В личных делах карта может символизировать разлуку или даже развод.

"Вы достигли высокого уровня сознания. У вас богатая, мудрая душа и вы знаете теперь, что такое счастье. Вы поняли, в чем ваше предназначение, рассчитались с кармическим долгом и можете теперь и другим помочь в этом".
Папюс

Из книги: Таро Райдера Уайта.
Теория и практика.
Серия «Тайны предсказаний».
Издательства: АСТ, Астрель, 2002 г.

— одна из самых популярных колод Таро. Разработана Артуром Эдвардом Уэйтом, знаменитым исследователем масонства, каббалы и мистических учений, видным членом Ордена «Золотой Зари». Под руководством Уэйта американская художница Памела Колеман-Смит, также состоявшая в ордене, нарисовала уникальную 78-листную колоду карт, первым издателем которой был Уильям Райдер (Лондон).

Главной особенностью этой колоды было то, что Уэйт поменял в ней местами XI и VIII арканы местами: аркану «Справедливость» он присвоил порядковый номер XI, а «Силе» — VIII. Кроме того, впервые Младшие арканы были снабжены изображениями вроде изображений Старших Арканов именно в этой колоде. До сих пор на младших картах изображались лишь знаки мастей в соответствующем количестве.

Несмотря на то что рисунки выполнены просто, можно сказать, по-детски, персонажи, детали, задний план - все это содержит немало символов. Авторы ориентировались на самые ранние известные образца Таро, но часто и добавляли свои детали. В создании символов они ориентировались на труды мага и оккультиста XIX века Элифаса Леви (Eliphas Levi)

В 1910, А.Э. Уэйт издает книгу The Pictorial Key to the Tarot в которой он подробно рассматривает традиции и историю карт, приводит примеры раскладов и их интерпретации и буквально разбирает по деталям и линиям каждую из 78 карт в колоде.

Имела огромное влияние на художников и оккультистов, создававших свои колоды позже. Иногда их даже можно считать "клонами". По крайней мере, человек, знакомый с Колодой Уэйта, легко узнает персонажей и символы изображенные на них. По этой причине, позволим себе разобрать колоду Райдера-Уэйта подробнее.

В этой статье обсудим старшие арканы.


0 (XXII) Шут - это наш внутренний ребенок. Он означает спонтанное начало чего-то нового, непредвзятость, открытость. Это беззаботная игра, самая элементарная радость жизни, период, когда мы с веселым удивлением и без каких бы то ни было конкретных ожиданий вступаем в неизведанное. Впрочем, он может означать и инфантилизм со всеми его атрибутами - легкомыслием, наивностью, азартностью, да и просто глупостью. Или же - мудрую простоту, скромность запросов и смирение, к которым мы приходим обычно лишь в конце долгого и трудного пути. Шут может также быть и хитрецом, озорником. Так или иначе, он живет только настоящим, это человек откровенный, искренний, мобильный. Хорошо это или плохо? О том, что значит эта карта: наше упорное нежелание стать взрослым или наоборот, приобретенную вместе с долгим опытом простоту - придется судить по всему раскладу в целом. Шут всегда предупреждает о чем-то совершенно новом, что готово ворваться в нашу жизнь, отчего в ней возникает хаос, да и мы сами можем получить пару шишек, однако опасного в этом на самом деле ничего нет.

I МАГ - обозначает ум, сообразительность, активную жизненную позицию. Это период, когда перед нами встают трудные проблемы, мы должны выдержать некое испытание, однако полная ясность сознания и жизненная сметка помогают успешно справиться с ними. Хоть карта и указывает на высокий потенциал сознания, это не означает, что потенциалом интуиции и других подсознательных сил в это время можно пренебречь. Наоборот: наша готовность к действию, к успеху, на которую указывает Маг, основывается именно на гармонии между сознанием и подсознанием. Только благодаря уверенности в себе, возникающей в результате этой гармонии, мы действительно можем сдвинуть с места горы.

II Верховная Жрица - олицетворяет наши неосознаваемые силы - интуицию, предчувствие, часто необъяснимую, но вполне твердую уверенность в чем-то. Это - ключ к той таинственной истине, которая ускользает от логически мыслящего разума. Она знает, что та истина, которую мы можем выразить словами никогда не бывает вечной. Ее светлая сторона это выражение терпения, понимания, снисхождения, доброты и умение прощать, использование сил подсознания на благо людям - ради помощи, исцеления, ясновидения. Теневая же ее сторона соответствует архетипу "темной сестры" использующей свои душевные силы, чтобы соблазнять других, заманивать их в ловушки или еще как-то вредить им. В Таро, однако, чаще всего выделяется ее светлая, добрая сторона. Она считается одним из трех "ангелов-хранителей" так как, согласно христианской мифологии, Святая Дева-девственница может сделать человека неуязвимым.

III Императрица
- это неисчерпаемая мощь Природы, беспрерывно порождающей новую жизнь. Эта карта обозначает жизненную силу, плодородие, рост и зарождение нового. Она - неиссякаемый источник всякой жизни, нашего творческого потенциала и нашей способности воспринимать тонкие вибрации и воплощать их в форме чего-то нового. На физическом уровне это рост, плодородие, на эмоциональном - творческие способности, на уровне разума - богатство идей, изобретательность, а на уровне сознания - познание нового. Постоянное рождение нового означает как непрерывное изменение нашей жизни, так и необходимость переносить боль, связанную с этим рождением.

IV Император - это структурообразующий элемент, он символизирует наше стремление к стабильности, безопасности и последовательности. Это наше стремление к независимости от условий существования Природы и нашей собственной натуры, часто непредсказуемых. Таким образом, он соответствует нашему стремлению к цивилизации, благодаря которому мы строим себе дома, проводим в них отопление и устанавливаем кондиционеры, чтобы уберечь себя от жары, холода и сырости, создаем автомобили и самолеты, чтобы сократить расстояния и сделать путешествия более комфортабельными, и открываем школы, чтобы повысить уровень образования. Даже то, что при этом многое делается чересчур настойчиво, не зачеркивает для нас тех положительных сторон, которыми обладает эта часто аллергически воспринимаемая карта. Хозяин совмещает в себе не только стремление к порядку, трезвый ум, дисциплину, чувство ответственности и прагматизм, но также и их крайности - упёртость, косность, стремление "улучшать" всё до бесконечности, жажду власти и деспотизм.

V Верховный жрец олицетворяет мир веры и глубочайшего доверия, основывающегося на непоколебимости избранных ценностей. В древние времена он считался одним из трёх ангелов-хранителей в Таро, обеспечивавшим благоприятный исход любому делу. В этом есть глубокий смысл, потому что доверие вообще и наше доверие к себе в особенности служат основой веры в жизнь, в будущее. Помимо того, эта карта символизирует путь этики и добродетели, то есть те моральные принципы, которыми определяются наши жизненные планы.

VI Любовники . В этой карте объединены два сюжета. Она сулит глубокие любовные переживания, но показывает, что такой шаг предполагает выбор: отказ от прежнего образа жизни (родительского дома, свободы и легких интрижек) и переход на новую ступень, ступень сознания Любви. Лишь подлинное осознание её открывает мощное информационное поле, которое содержит карта Влюбленных. Поэтому-то её раньше и называли "Выбор". Она может значить и какую-то иную ситуацию выбора, не обязательно связанную с любовью. Тогда она означает, что нам так или иначе придётся сделать выбор, решительно и бесповоротно, не оставляя себе никаких лазеек. Который из двух сюжетов выступает перед нами в данном случае, зависит от смысла заданного вопроса. Однако в любом случае это - громкое и определенное "Да".

VII Колесница означает ваш значительный рывок вперед. Она показывает, что вы вырвались из круга прежних интересов и пошли новым путем. Движут этим стремление к свободе, честолюбие, поиск утраченного рая или просто жажда самореализации. Колесница - единственная карта в колоде Таро, связывающая подобный порыв с ощущением радости и уверенности в себе. Во всех прочих случаях прощание со старым связано со страхом и тяжестью на душе. А тут - смелость, любознательность - человек рвется вперед, ища применение своим силам и не боясь рискнуть. Карта символизирует силу и ловкость (управление Колесницей), но также и неопытность (путешествие в неведомые края). Поэтому ее следует воспринимать и как предостережение - не переоценивай свои силы, не будь слишком самоуверен и не допускай "головокружения от успехов". Лучше всего вовремя осознать, насколько многому еще предстоит научиться.

VIII (XI) Сила . Карта Силы в определенном смысле сродни карте Мага. Так же, как и в ней, необычайная сила этого Аркана основана на глубокой внутренней гармонии. Если могущество Мага - результат гармоничного взаимодействия сознания и подсознания, то жизненная сила, смелость и страстность этой карты есть выражение того равновесия, которое цивилизованный человек находит со своей животной натурой. Это отражается и в мифах, например, о дружбе между Гильгамешем и Энкиду, бывшим сначала его непримиримым противником. Эта карта наглядно показывает, что наша цель - не в том, чтобы научиться скрывать свои инстинкты под покровом бледной добродетели, живущие в нас подчас архаичные страшноватые силы, а в том, чтобы научиться укрощать их любовью, мягкостью и настойчивостью. Таким образом, мы приобретем, контроль не только над этими дикими природными силами, но и над теми запасами энергии, которые нам до сих пор приходилось тратить на подавление этих сил.

IX Отшельник - это карта отрешённости от мира, путь к себе. Это - период интроверсии, когда мы "закрываемся" от внешних влияний, чтобы вдали от суеты и людей обрести покой и, главное, найти самого себя. Тем самым, Отшельник символизирует важные события, показывающие нам, кто мы есть, к чему стремимся и как этого достичь. Он объединяет в себе два полюса: глубочайшие переживания и высочайшее познание. Многие побаиваются этой карты, но совершенно напрасно. Лишь там, где эти качества Отшельника бывают поняты неправильно, возникает страх одиночества и покинутости. Однако тот, кто готов следовать зову Отшельника, не теряет себя, а находит, обретая ясность, силу и умение ладить с самим собой.

X Колесо Фортуны . В зависимости от того, как мы относимся к судьбе, Колесо Судьбы предстанет либо как символ нашей зависимости и беспомощности перед нею, либо как жизненный урок, стимулирующий рост и взросление. На событийном уровне оно и в самом деле часто соответствует ситуациям, где мы пока ничего не можем поделать. Мы - на спуске Колеса, то есть наши планы не могут осуществиться: нам помешают "пробки" на дорогах, погода, "несговорчивость" объекта или иные непреодолимые обстоятельства. Колесо Времени показывает, что для нас ещё не настало время браться за это дело. Тогда карты в остальных позициях могут подсказать, что в данный момент необходимо сделать, чтобы перебраться на другую сторону Колеса, соответствующую подъёму, успеху, а также другим неожиданным поворотам судьбы.

XI (VIII) Справедливость . Карта Справедливости включает несколько сюжетов. Это и ясность, объективность познания, и сознательное, вполне определенное суждение, и неподкупность, уравновешенность и честность. Карта утверждает, что справедливость будет обязательно восстановлена. На обыденном уровне это означает, что все, что мы делаем, эхом отражается в окружающем мире, отвечающем нам добром на добро, злом на зло. Если мы поступаем честно и порядочно, то нас вознаграждают, если же пользуемся сомнительными средствами, то рано или поздно получаем по заслугам. Таким образом, эта карта предполагает высокую меру ответственности человека за свои поступки. Она недвусмысленно показывает, что ничто не дается даром, но ни в чем и не будет препятствий, если мы готовы отвечать за все, что получаем.

XII Повешенный , если взглянуть на него по-простому, означает, что мы "застряли", зашли в тупик. При более близком рассмотрении оказывается, что за этой внешней неподвижностью кроются необходимость и неплохая возможность переосмыслить многое в жизни, а как следствие - произвести глубокие перемены, как в ней самой, так и во взгляде на нее. Пассивность, к которой мы приговорены в этот период, больше всего напоминает образ лежачего больного, - это тоже одно из значений карты. О Повешенном как об ощущении хорошо сказал К. Г. Юнг: "Висеть означает(...) и даже вполне позитивное hanging on, что, с одной стороны, означает некоторое затруднение, хотя и преодолимое, однако именно поэтому представляет собой ту редкую ситуацию, которая требует от человека величайшего напряжения, давая ему возможность раскрыть себя целиком".

XIII Смерть - это расставание, прощание, конец. Тем самым она оказывается провозвестницей нового, грядущего, хотя по самой карте на первый взгляд этого не скажешь. Тем не менее, карта скорее хорошая, потому что конец этот закономерен, мы его долго ждали, потому что это - освобождение, хотя и сопровождаемое огорчением и болью. В противоположность Десятке Мечей, означающей конец насильственный, то есть преждевременный, эта карта символизирует естественный конец, указывая, что пришла пора расстаться с кем-то или с чем-то. Так что ее совершенно напрасно связывают с одним только горем. Или, наоборот, считают только началом чего-то нового, не понимая смысла символики Смерти как начала и конца одновременно, как горечи расставания и радости ожидания. "Мы отделили жизнь от смерти, и заполнили промежуток между ними страхом", писал Кришнамурти. - "Однако жизни без смерти не существует".

XIV Умеренность . Значение карты Умеренности станет понятнее, если мы переведем его как "Верная мера". Она составляет позитивную противоположность следующему за ней Аркану Диавола, символизирующего неумеренность. "Умеренность" же характеризуется такими качествами, как гармония, сбалансированность, беззлобность и душевный покой. Эта карта соответствует тому счастливому состоянию, когда человек чувствует себя, любит себя и находится, поэтому в гармоничном равновесии с окружающим миром. Если вопрос касается здоровья, психического или физического, то Умеренность означает хорошее самочувствие или выздоровление.

XV Дьявол . Из всех Арканов Таро Диавол представляется самым трудным для понимания, потому что у каждого он свой. Общими для всех можно, пожалуй, считать лишь ситуацию зависимости от кого-то или чего-то, слабую волю, постыдный провал благих намерений, а также действия, совершаемые вопреки собственным убеждениям. Диавол как бы олицетворяет темную сторону нескольких карт: для Мага это черная магия, для Жрицы - часть ее негативного архетипа, для Жреца - ханжество, стяжательство под личиной святоши, для Влюбленных - борьба за власть или вырождение партнерских отношений в чистый секс, похоть без малейшего признака любви, для Справедливости - коррупция или неумение признать собственную неправоту. Он олицетворяет также непомерную жадность как обратную сторону Силы, неумеренность в противоположность Умеренности и правит различными областями Неведомого края карты Луны. Как искуситель, он чаще всего предстает перед нами под той или иной привлекательной личиной. Так или иначе, эта карта показывает, что мы играем с огнем и должны быть чертовски (!) осмотрительны, чтобы не обжечься. На глубинном уровне он означает, что наш вопрос затрагивает, прежде всего, теневые стороны нашей личности.

XVI Башня говорит о том, что мы довольно долго считали свое положение стабильным и безопасным, и вдруг все рухнуло. При этом рушатся как раз те структуры и условности, которые мы уже превзошли, и они стали тесны нам. Речь может идти как о наших убеждениях или жизненных принципах, так и о работе, финансах, дружеских или иных отношениях, представлявшихся нам стабильными и неизменными. В любом случае Башня символизирует некую концепцию, которая долгое время обеспечивала нам уверенность в будущем, а возможно, и чувство защищенности, а теперь перестала соответствовать нашему возросшему уровню. Как правило, это является для нас сюрпризом: когда старая концепция внезапно рушится, многие воспринимают это как удар молнии. И, поскольку рушатся именно те структуры, которые составляли самую основу нашей уверенности, это часто выглядит как катастрофа. Лишь когда первый шок проходит, мы обнаруживаем, что, оказывается, избавились от давнишнего балласта. Осознание этого приходит само или в виде некой подсказки извне.

XVII Звезда - это карта надежды, мудрости и понимания высших взаимосвязей всего. Она указывает, что мы в данный момент делаем или планируем вещи, результаты которых проявятся лишь в весьма отдаленном будущем, однако именно поэтому мы можем до конца и не сознавать, что делаем. Лишь задним числом нам станет понятно, какие знаменательные решения были нами приняты тогда (сегодня), под знаком Аркана Звезды. И, как семени нужно время, чтобы прорасти и стать растением, так и Звезда проявляет свое плодотворное действие далеко не сразу. В традиционном Таро Звезду в большинстве случаев считали одним из трех ангелов-хранителей, обещавших благоприятный исход любому задуманному делу.

XVIII Луна . Карта Луны вводит нас в таинственное царство Тьмы и Ночи, в образный мир души, в мир наших снов, мечтаний и откровений. Светлая сторона Луны - это романтические грезы, живое воображение и художественная фантазия. Однако у этой карты есть и темная сторона, открывающая путь в самые бездны души; это страх, неуверенность, кошмары, мрачные предзнаменования, вообще предубеждение перед всем неведомым, невидимым. Подобный страх мы ощущаем, бредя ночью по темному лесу, который днем казался нам таким безопасным. Тьма, застилающая путь, научила нас бояться. Это может быть также страх перед ужасными демонами древности, обретшими в наше время новое имя: бактерии, вирусы, миллиремы, беккерели, загазованность, кислотные дожди.

XIX Солнце . Карта Солнца выражает жизнелюбие, радость жизни, теплоту и уверенность в будущем. В нашем сознании она соответствует силам, помогающим обрести ясность, победить опасения и глубокие страхи, преодолеть заблуждения. Кроме того, Солнце олицетворяет юность и такую свежесть чувств, как будто человек заново родился. Это светлая, солнечная сторона жизни. На более глубоком уровне - совет преодолеть свою темную сторону, дать раскрыться нашей солнечной натуре, распознать в себе свое "теневое Я" и вывести его на свет Божий.

XX Суд . В толковании карты Суда легко ошибиться, если исходить только из названия. Суд вообще, а тот "суд", который здесь имеется в виду, то есть Страшный Суд в особенности, обычно связывают с наказанием, карой, а тем самым - с безысходностью и страхом. Между тем значение карты основывается, прежде всего, на рисунке, включающем совершенно определенные культурологические и мифологические образы. На карте Суда изображается Воскресение, то есть момент возрождения и освобождения чего-то, долго бывшего подавленным или скрытым; это выход истинного, Божественного начала из темницы к свету. Таким образом, значение у этой карты как раз очень благоприятное. Она олицетворяет важный, решительный шаг на пути становления личности, удачное завершение очередного этапа ее алхимической трансформации, то есть превращения низшей материи в высшую. На бытовом уровне эта карта также означает освобождение - от каких-то забот или от вредного человека, от "лишних" качеств вроде застенчивости, боязливости и т.п. А еще она может указывать, что в том деле, о котором мы спрашиваем, как раз и таится "сокровище", разыскиваемое нами.

XXI Мир указывает на вновь обретенное единство, гармонию и счастливое завершение некоего хода событий. Красоту этой карты трудно передать словами, не скатываясь в слащавое описание очередного хэппи-энда. В Путешествии Героя это счастливый конец, вновь обретенный рай, что в обыденной жизни означает достижение цели. Иногда, в редких случаях, это может быть цель всей жизни, однако чаще всего имеется в виду очередной этап. В области внешней жизни это означает, что мы нашли в ней, наконец, свое место, то самое, которое предназначено нам и только нам. Во внутренней жизни это завершение важнейшего этапа развития, становления нашей личности, целостности нашего самосознания. На событийном уровне Мир олицетворяет счастливый период, когда мы от души наслаждаемся жизнью. Еще эта карта может означать международные связи или путешествия.

Колода Уэйта

В магазинах имеется огромное количество колод Таро. Как сделать выбор? Одна из наиболее популярных и удобных для работы колод – колода Уэйта. Ее особенность состоит в том, что сюжетные рисунки даны не только на картах Старших Арканов, но и на Младших Арканах. Поэтому именно эта колода стала основой для данного учебного курса Таро.

Автором этой колоды является Артур Эдвард Уэйт, под руководством которого художница Памела Колман-Смит выполнила рисунки. Колода была опубликована в 1910 году, а первым издателем был Уильям Райдер. Колода известна как «Таро Райдера-Уэйта» (Rider-Waite Tarot Deck), обычно на ней указывается и автор рисунков (drawing by Pamela Colman Smith).

В 1991 году рисунки были доработаны художницей Мэри Хэнсон-Робертс. Такая доработанная колода называется «Универсальная колода Таро Уэйта», на ней написано – Universal Waite Tarot Deck, drawing by Pamela Colman Smith, coloring by Mary Hanson-Roberts. На коробке изображен мальчик, выпускающий голубя (см. Белые карты), а на обратной стороне – Королева Пентаклей.

Давайте сравним эти две колоды. Так выглядят карты «Маг», «Сила», «Звезда» в колоде Райдера-Уэйта:

А вот так эти же карты выглядят в доработанном варианте Мери Хэнсон – Робертс:

Как видите, краски стали нежнее, появились мягкие оттенки, поэтому доработанная колода выглядит лучше. Я рекомендую Вам приобрести именно эту колоду. Но если вы ее не найдете, тогда подойдет и колода Райдера-Уэйта.

Подражания колоде Уэйта

Существует огромное количество колод, созданных на основе колоды Уэйта – с небольшими изменениями в сюжетах или с новыми вариантами тех же рисунков. Видимо, это сделано из-за того, что права на публикацию оригинальной колоды Уэйта принадлежат только конкретным издательствам – а остальные вносят небольшие изменения в рисунки, чтобы не было нарушения юридических прав. Иногда художники рисуют очень красивые картинки, но при этом допускают грубые ошибки и искажения сюжета, что будет затруднять работу с такой колодой. Постарайтесь приобрести именно «Универсальную колоду Таро Уэйта». А если вы ее не найдете, тогда покупайте хотя бы ту колоду, в которой отличия минимальны.

Например, есть колода «Universal Tarot», автор Roberto De Angelis. Отличия от колоды Уэйта в ней не очень велики, хотя рисунки смотрятся более резко. Вот как выглядят те же самые карты:

А некоторые авторы вносят больше изменений в сюжет, добавляют новые детали, не вполне соответствующие смыслу карты – и даже разворачивают персонажей спиной, как например, в колоде «Tarot of The New Vision» (автор Pietro Alligo, художники Paul & Gianluka Cestaro):

Колоды без сюжетных рисунков на картах Младшего Аркана

Бывают очень интересные, красивые колоды Таро. Многие покупают их из-за эффектных Старших Арканов. Но потом выясняется, что в них Младшие Арканы даются без сюжетных картинок – например, нарисованы пять кубков или семь монет. Запомнить наизусть трактовки таких карт довольно сложно. Поэтому я рекомендую в этих колодах использовать только Старший Аркан, а для работы с Младшим Арканом все-таки приобрести «Универсальное Таро Уэйта».

Те, кто много работает с картами Таро, обычно имеют две колоды: одну для работы с картами Старшего и Младшего Аркана и вторую для работы только со Старшим Арканом. Благодаря этому не приходится постоянно смешивать и снова разделять Старший и Младший Арканы для разных раскладов.

«Марсельское Таро»

Настоящей классической колодой является «Марсельское Таро». Там нет сюжетных рисунков на Младших Арканах. Но эта колода хороша именно тем, что сохраняет старинные традиции Таро, идущие из XIV – XVII веков. Вот как выглядят карты «Маг», «Влюбленные» и «Сила» в «Марсельском Таро»:

Многие современные художники создают колоды на основе «Марсельского Таро», сохраняя те же особенности сюжета рисунков и традиционную нумерацию карт.

Различия между классическими колодами и колодой Уэйта

Есть отличия между колодами, созданными в подражание Уэйту, и колодами, продолжающими классические традиции «Марсельского Таро». Например:

  1. В классической колоде под номером VIII идет карта «Правосудие», а под номером XI – «Сила». Артур Уэйт поменял их местами.
  2. На карте «Маг» в «Марсельском Таро» изабражен мастер, изготавливающий золотую фольгу. У Уэйта Маг держит жезл, а перед ним на столе лежат предметы, символизирующие 4 масти Таро.
  3. К карте «Императрица» Уэйт добавил пшеницу и другие символы плодородия.
  4. На карте «Влюбленные» в классическом варианте изображен мужчина, делающий выбор между двумя женщинами. В колоде Уэйта – Адам и Ева в Раю.
  5. В классическом Таро на карте «Смерть» изображен скелет с косой. А у Уэйта Смерть – это всадник на лошади.
  6. На классической карте «Солнце» изображены двое детей, которые борются друг с другом. А у Уэйта ребенок на лошади, перепрыгнувший через стену.

«Русское Таро»

Существует очень интересная колода «Русское Магическое Таро», которая создана на основе ярких, эффектных описаний карт, данных в книге Владимира Шмакова «Священная книга Тота. Великие Арканы Таро». Автором рисунков является Виктор Бахтин. Вот как выглядят карты «Маг», «Влюбленные» и «Отшельник».

Описания Больших Арканов взяты из книги Уэйта "Иллюстрированный ключ к Таро" (The Pictorial Key to the Tarot , 1911). Я радикально переработал старый русский перевод, выполненный И. Алексеевой и использованный в прежних сокращенных изданиях этой книги:

  • А. Э. Уэйт. Иллюстрированный ключ к Таро
  • Таро: теория и практика. Полное описание системы А. Э. Уэйта

Фактически после этой ревизии получился совершенно новый перевод. Он, безусловно, не так красив стилистически, но зато гораздо точнее по смыслу. Я стремился, чтобы русский текст был максимально приближен к оригиналу (как и в моих переводах других первоисточников по Таро). Это почти подстрочник. Я считаю, что при переводе важных первоисточников по оккультизму (в отличие от художественной литературы) это не недостаток, а скорее достоинство. Особенно когда речь идет о таких авторах, как Уэйт, с его весьма своеобразным словоупотреблением и построением фраз. Но именно в связи с последним обстоятельством у меня все-таки не совсем уж подстрочник. Так или иначе, я надеюсь, что этому переводу можно доверять не только на уровне общего смысла, но и на уровне научной достоверности. Я не привносил в текст ничего "от себя". Слова, отсутствующие в оригинале и добавленные для ясности, взяты в квадратные скобки. Добавлены необходимые комментарии. Исправлены ошибки старого перевода (которых при более внимательной сверке оказалось немало) и восстановлены пропуски.

I. Маг

Юноша в облачении мага, с ликом божественного Аполлона, с уверенной улыбкой и сияющими очами. Над головой у него мистический знак Святого Духа, знак жизни в виде бесконечной ленты, образующей горизонтальную восьмерку . Его талию опоясывает змей, кусающий себя за хвост. Большинству из нас он знаком как общепринятый символ бесконечности, но в данном случае он указывает на бесконечность духовного совершенствования. В правой руке Мага -- жезл, поднятый к небесам, левая же рука указывает вниз, на землю. Этот двойной жест известен в самых высших степенях Учрежденных Мистеpий; он символизирует нисхождение благодати, добродетели и света от того, что вверху, к тому, что внизу. Таким образом, общей идеей является обладание Силами и Дарами Духа и их передача. На столе перед Магом находятся символы четырех мастей Таро, представляющие природные стихии; они лежат перед адептом как фишки [некоей игры], которыми он распоряжается по своему усмотрению. Внизу -- розы и лилии, flos campi и lilium convalium , превращенные в садовые цветы: символ взращивания [духовного] устремления. Эта карта означает божественное побуждение в человеке как отражение Бога, волю в освобождающем союзе с тем, что вверху. Это также единство индивидуального бытия на всех планах, а в наивысшем значении это мышление в его [наиболее] сконцентрированной форме. Возвращаясь к тому, что я назвал символом жизни, и его связи с числом 8, можно вспомнить, что христианский гностицизм говорит о возрождении во Христе как о превращении "в Восьмерицу". Это мистическое число связывают с небесным Иерусалимом, с Землей, текущей молоком и медом, со Святым Духом и Господней Землей. Согласно [учению] мартинизма, 8 -- это число Христа.

II. Верховная Жрица

У ее ног -- полумесяц, на голове -- диадема с рогами и шаром посередине, а на груди -- большой солнечный крест. На свитке в ее руках начертано слово Тора , что означает Высший Закон, Тайный Закон и второе значение слова . Он отчасти прикрыт ее мантией, указывая на то, что некоторые вещи подразумеваются, но не произносятся [вслух]. Она восседает меж белой и черной колонн -- [помеченных буквами] J и B -- мистического Храма , и позади ее [видна] завеса Храма, расшитая пальмами и гранатами. Ее одеяния струятся прозрачными волнами, а мантия подразумевает свет -- мерцающее сияние. Ее называли Оккультной Наукой на пороге Святилища Исиды , но на самом деле это Тайная Церковь, Дом для Бога и человека. Она также представляет Второй Брак Князя, который более не от мира сего; это духовная Невеста и Мать, дочерь звезд и Вышнего Сада Едемского. Наконец, она -- Царица заимствованного света, но это свет всего [сущего]. Она -- Луна, питаемая молоком Вышней Матери.

В каком-то смысле она также и сама Вышняя Матерь -- то есть [ее] яркое отражение. Именно в этом значении отражения ее самое истинное и высшее имя в символизме естьШекина -- сугубое великолепие. Согласно [учению] Каббалы, Шекина присутствует как вверху, так и внизу. В высшем мире она именуется Бина -- Вышнее Понимание, отражающееся в низших эманациях. В низшем же мире это Малкут -- мир, каковой в данном случае понимается как благословенное Царство, а благословляет его является Слава Господня. В мистическом смысле Шекина -- это Духовная Невеста праведного мужа, и когда он читает Закон, она придает [ему] Божественный смысл. В определенных отношениях эта карта является наивысшей и самой святой среди Больших Арканов.

III. Императрица

Величавая фигура, богато одетая и сидящая с царственным видом дочери Неба и Земли. В ее диадеме двенадцать звезд, собранных в гроздь. На щите, прислоненном [к креслу] сбоку, -- символ Венеры. Перед нею созревающая нива, а за нею -- водопад. Скипетр в ее руке увенчан шаром [как символом] этого мира. Она есть низший Сад Едемский, Земной Рай, все, что символизируется зримым домом человека. Она не Regina coeli , но все же refugium peccatorum , благодатная Матерь многих тысяч. В некоторых аспектах ее правильно описывали как желание и крылья его ; как жену, облеченную в солнце ; как Gloria Mundi , как завесу Sanctum Sanctorum ; но могу добавить, что это не душа, обретшая крылья, если только весь символизм не истолковать иным, необычным образом. Она прежде всего -- всеобщая плодовитость и внешний смысл Слова. Это очевидно, ибо не было дано человеку более прямого послания, чем то, что рождается женщиной; однако сама она не несет его истолкования.

В иной системе понятий карты Императрицы означает дверь или врата, через которые открывается вход в эту жизнь, как в Сад Венеры. Тот же путь, что выводит отсюда в потустороннее, есть тайна, ведомая Верховной Жрице и сообщаемая ею лишь избранным. Большинство старых соотнесений этой карты символически совершенно неправильно -- как, например, отождествление ее со Словом, Божественной Природой, Триадой и так далее.

IV. Импеpатоp

Его скипетр имеет форму Crux ansata , в его левой руке -- держава. Это коронованный монарх - властный, величественный, восседающий на троне, подлокотники которого спереди украшены бараньими головами. Он олицетворяет правление, осуществление, власть мира сего, будучи здесь облечен ее наивысшими естественными атрибутами. Иногда его изображают сидящим на кубическом камне , что, впрочем, вносит путаницу [в символизм]. Он представляет мужскую силу и мощь, которая находит отклик в Императрице, и в этом смысле он есть тот, кто стремится снять Завесу Исиды. Тем не менее, она остается virgo intacta .

Следует понимать, что эта карта вместе с картой Императрицы не совсем буквально представляют супружество, хотя таковое подразумевается. На поверхности, как я уже указал, они означают земную королевскую чету, вознесенную на троны сильных [мира сего]; но сверх того есть намек на иное присутствие. Они также означают -- особенно мужская фигура -- высшее королевское величество, занимающее трон разума. Здесь скорее власть над думами, чем над чувственным миром. Оба персонажа, каждый по-своему, "богаты удивительным опытом", но мудрость их -- неосознанная, черпаемая из высшего мира. Императора характеризовали как а) воплощенную волю , но это лишь одна из ее употреблений, и б) выражение потенций, содержащихся в Абсолютном Бытии -- но это [чистой воды] фантазия.

V. Иеpофант

На нем тройная корона, а сам он восседает меж двух колонн, но это не колонны того Храма, который охраняет Верховная Жрица. В левой руке у него скипетр, заканчивающийся тройным крестом, правой же рукой он подает хорошо известный церковный знак, называемый знаком эзотеризма, который проводит различие между проявленной и сокрытой частями учения. В этой связи примечательно, что Верховная Жрица не делает никаких знаков. У его ног [лежат] скрещенные ключи, а перед ним преклоняют колени двое священнослужителей в стихарях. Обычно его именуют Папой, что есть [лишь] частное проявление более общей функции, которую он символизирует. Он -- правящая сила внешней религии, в то время как Верховная Жрица прежде всего олицетворяет эзотерическую, отстраненную власть. К плачевным искажениям истинных значений приложили руку практически все [толкователи]. Великий Восток правильно говорит, что Иерофант -- это отпущение грехов , экзотерическое ортодоксальное учение и внешняя сторона жизни, ведущая к этому учению. Но он, несомненно, не "князь оккультного учения", как предположил другой комментатор . Он скорее summa totius theologiae , перешедшая в крайне закоснелую форму; но он также символизирует все, что праведно и священно на проявленной стороне. Как таковой, он есть проводник благодати, принадлежащий миру [человеческих] установлений, в отличие от мира Природы, а также вождь [на пути] спасения для человечества в целом. Это [олицетворение] порядка и глава признанной иерархии, каковая является отражением другого, высшего иерархического порядка; но может случиться и так, что первосвященник забудет о значении этого своего символического статуса и начнет поступать так, словно в нем самом содержится все то, что означает его жест или объявляет его символ. Он не философия, как [ошибочно] полагали, -- разве что в богословском смысле; он не вдохновение; и он -- не религия, хотя он -- один из способов ее выражения.

VI. Влюбленные

Солнце сияет в зените, в под ним распростерла руки огромная крылатая фигура, изливая вниз [свои] энеpгии. На переднем плане две человеческие фигуры, мужская и женская, нагие друг перед другом, как Адам и Ева, первоначально обитавшие в раю земной плоти. За мужчиной -- Древо Жизни с двенадцатью плодами, а за женщиной -- Древо Познания Добра и Зла; змей обвивается вокруг него. Эти фигуры говорят о юности, девственности, невинности и любви, еще не загрязненной грубым материальным желанием. Это попросту карта человеческой любви, каковая представлена здесь как часть пути, истины и жизни . Она замещает, возвращаясь к первоначалам, старую карту брака, которую я описал на предыдущих страницах, и позднейшие причуды, когда мужчина изображался между пороком и добродетелью. В одном очень высоком смысле эта карта есть Завет и Шаббат .

Что касается женщины, она должна означать то влечение к чувственной жизни, в котором содержится идея Грехопадения, однако она выступает скорее орудием Тайного Закона Провидения, нежели добровольной, сознательной искусительницей. Именно через приписываемое ей падение человек в конце концов восстанет, и только с нею он сможет достичь совершенства. Таким образом, эта карта является еще одним откровением о великом таинстве женственности. От старых значений этой карты, естественно, не остается камня на камне вместе со старыми изображениями, причем [замечу, что] даже в истолковании последних те значения либо грешили банальностью, либо искажали символизм.

VII. Колесница

Бодрая и царственная фигура с обнаженным мечом в руке, в целом соответствующая традиционному описанию, которое я дал в первой части [книги]. На плечах героя-победителя должны быть Урим и Туммим . Он пленил плен ; он есть победа, завоеванная на всех уровнях -- в [свершениях] разума, в науке, прогрессе, в определенных испытаниях Посвящения. Следовательно, он разрешил загадку сфинкса, и именно поэтому я принял вариант [этой карты] Элифаса Леви ; итак, его колесницу влекут два сфинкса. Превыше всего он [символизирует] триумф разума.

Исходя из этого, следует понимать, что а ) загадка сфинкса касается Таинства Природы, а не мира Благодати: на такую [загадку] колесничий не сумел бы предложить ответа; б ) что уровни его завоеваний -- явные, внешние, а не в нем самом; в ) что совершаемое им освобождение может его самого оставить в плену логического понимания; г ) что испытания Посвящения, через которые он прошел победоносно, следует понимать физически или рационально; и д ) что если бы он приблизился к тем колоннам Храма, между которыми восседает Верховная Жрица, то не смог бы развернуть свиток, называемый Тора , как не сумел бы и ответить, если бы она задала ему вопросы. Он не наследственный правитель и не священник.

Похожие публикации