Как приучить ребенка к горшку: все методы и способы. правил эффективного приучения

Для начала необходимо подобрать такой горшок, какой будет удобен именно вашему ребенку. Возможно, придется перебрать несколько разных вариантов, пока не найдется нужный. Он должен быть удобной высоты и ширины.

Пусть ребенку нравится сидеть на горшке. Но не надо позволять ему играть с этим предметом. Единственная игра, которую можно разрешить ребенку с горшком, - это имитация процесса с игрушками. Пусть малыш сажает кукол и медведей на горшок. Подобная игра покажет вам, что ребенок четко усвоил его назначение.

Частота и регулярность

Во-первых, малыша надо высаживать на горшок как можно чаще. Например, делайте это раз в 20 минут. Чем больше малыш сидит на горшке, тем выше вероятность того, что помочится он именно в него, а не в штаны. Во-вторых, важно делать это регулярно. Всегда до сна, после прогулки и после еды, например. Если вы будете так поступать, со временем организм малыша выработает рефлекс: после еды надо сходить в туалет. Сходить на горшок станет частью режима дня.

Хвалите за успех

Похвала за успехи закрепляет их намного эффективнее, чем ругань за неудачи. Конечно, нервы мамы иногда натягиваются до предела, когда ребенок постоянно мочит штаны, а на горшке не сидит. Но необходимо набраться терпения. Ваши порицания легко могут внушить малышу отвращение к горшку. Поэтому просто спокойно переодевайте мокрые штаны, объясняя, так нехорошо. А вот если он вовремя сел на горшок, то обязательно похвалите его, покажите свою искреннюю радость от этого. Можете даже налеплять на горшок красивые наклейки за каждый успешный раз.

Уберите подгузники

Вполне реально в 1,5 года использовать подгузник только на период сна. Никогда не надевайте его во время бодрствования дома. Можете не всегда сразу переодевать мокрые штаны, чтобы малыш почувствовал, что это неприятно. В подгузнике ребенку очень тяжело контролировать мочеиспускание: он плохо чувствует, когда и сколько пописал. Тогда как в мокрых трусиках быстро становится неприятно, что стимулирует сдерживаться.

Проще прекратить использовать подгузники тем, кто достиг возраста в 1,5 года летом. В теплое время года вы можете часто предлагать ребенку сходить в туалет, спрашивать его об этом. Даже когда малыш отказывается, отводите его периодически в кустики, если чувствуете, что уже подошло время. Всегда берите с собой комплект запасной одежды, чтобы в случае неудачи переодеть мокрые штаны.

Сложнее тем, кто приучается к горшку зимой. Но даже в холодное время года можно найти способы, чтобы не надевать подгузник на прогулку. Например, старайтесь выходить на улицу сразу после того, как малыш помочился, и гуляйте недолго. Питье лучше давать после возвращения. Тогда вы сможете отказаться от использования подгузников.

Альтернативы горшку

Если вы перепробовали уже много моделей, а ребенок все равно не хочет сидеть на горшке, то можете приучать его контролировать мочеиспускание и другими способами.

Некоторые мальчики изначально больше любят стоять во время процесса и наблюдать за струей. В таком случае вы можете поставить ребенка в ванну или на ее край. Делать это нужно часто и регулярно, как и в случае использования горшка. Включите небольшой напор воды в раковине, чтобы звук текущей воды стимулировал мочеиспускание.

Другая альтернатива горшку – взрослый унитаз. Здесь можно придумать несколько вариантов. Почти все малыши любят подрожать взрослым. А ведь родители не сидят на горшке. Для начала вы можете поставить его рядом с унитазом в туалете. Но если и это не поможет и желание на сидеть на горшке не появится, то приобретите специальную детскую насадку на унитаз. Ребенку в 1,5 года вполне можно объяснить, что он теперь ходит в туалет, как взрослый. Конечно, перед этим вам придется позволить ребенку увидеть, зачем взрослые используют унитаз. Ваш живой пример хорошо дополнит словесные инструкции.

Для мальчика удобно будет также купить ступеньку, чтобы он мог «сходить по маленькому», стоя на ней. Желательно, чтобы предварительно малыш увидел, как это делает папа.

Самое главное – научить ребенка сдерживать первые же позывы к мочеиспусканию и приучить его регулярно мочиться на горшок или в унитаз. Кто-то в 1,5 года может вытерпеть час, а кто-то не больше 30 минут. Внимательно наблюдайте за своим ребенком: со временем вы начнете замечать, когда он хочет в туалет. При этом не надо требовать от малыша в 1,5 года, чтобы он сразу начал «проситься». Намного важнее для него в этот период – понимание назначения горшка. Осознание и озвучивание своего желания появятся намного позже.

Мама, собираясь с маленькой донкой в поликлинику, спрашивает у нее:

— Давай сходим на дорожку?

— На дорожку? Давай!

Мать приносит горшок, девочка удивленно:

— Мама! Ты же сказала — на дорожку!!!

Наверное, я не ошибусь, если скажу, что одной из «глобальных» проблем, волнующих всех родителей детей в возрасте от 0 до 3 лет, является приучение своего «цветочка» к горшку.

Немаловажным фактором является и общественное мнение. Бабушки в один голос утверждают, что в их время дети в 1 год уже вовсю справляли свои нужды исключительно на горшок. Есть и некоторые современные мамочки, которые рассказывают всем, что уже с первых дней жизни приучают своих детей ходить на пеленку, в раковину, тазик и так далее: кто во что горазд.

Не скрою, и на меня в свое время «давило» общественное мнение, и мне очень хотелось быть образцово-показательной мамочкой, у которой дети с первых месяцев жизни были бы с горшком «на ты»! Поэтому, вооружившись инструкцией по раннему высаживанию на горшок, я вплотную занялась приучением нашего старшего сына Дениса к этому занятию месяцев с четырех.

Раннее высаживание ребенка подразумевает, конечно, не усаживать ребенка на горшок в прямом смысле этого слова, а предлагать ему сделать «свои дела», удерживая его над раковиной или тазиком — там, где маме удобнее.

Для начала предлагается сопровождать определенные действия своего малыша соответствующим «пи-пи» или «а-а». А когда он начнет соотносить ваши звуки с действием, переходить к следующему шагу — самому высаживанию. При этом надо придерживаться следующих правил.

1. Высаживать ребенка нужно после каждого сна, вне зависимости от того, проснулся он мокрым или сухим.

2. Высаживать при проявлении им беспокойства.

3. Высаживать по собственному требованию, если вам это нужно, например, перед прогулкой.

4. Высаживать, если малыш давно не писал и вам кажется, что уже пора.

Стоит заметить сразу, что наши «пи-пи» и «а-а» Денис никак не воспринимал, сколько бы мы ему не «пиликали». Сынишке это казалось просто забавным. Еще с рождения мокрые пеленки не вызывали у него никакого беспокойства. К тому же сидеть «раскорякой» на руках у мамы ему очень не нравилось, и он категорически отказывался это делать. Мы нашли компромисс — он делал все лежа на одноразовую пеленку. Не стоит и говорить, какая это была тренировка для мамы и окружающих близких: поймать тот момент, когда ребенок наконец-то захочет «справить свою нужду».

В 8 месяцев мы начали осваивать горшок. Надо сказать, сидеть на нем ребенку нравилось, и «все дела» он туда делал, как надо. Мы, конечно, расслабились — ура! Наши старания увенчались успехом. Денис на горшок не просился, но мы успевали посадить его в нужное время. Мы даже брали с собой горшок, когда ездили с малышом на юг. (Денису был 1 год и 1 месяц.)

Однако не тут-то было: в 1 год и 2 месяца сын категорически отказался садиться на горшок. Он просто перестал это делать! Не сидел на нем ни минуты. Денису стало неинтересно сидеть и чего-то ждать (даже если и подождать-то надо было всего пару минут). Все это повергало меня в большое уныние, так как я не могла найти причины такого поведения. Ведь мы Дениса не ругали, не заставляли.

И в результате, он снова начал ходить на горшок только в 2 года. (Спасибо нашим воспитателям в детском саду за выдержку и терпение!)

Поэтому я пришла к выводу: природу не обманешь! Ведь не зря существуют установленные специалистами физиологические нормы (по Е. Комаровскому).

1. Естественный переход к контролю над выделениями начинается после года и активно «дозревает» в течение второго года жизни.

2. Средний возраст выработки более или менее устойчивых «горшочных» навыков колеблется в интервале от 22 до 30 месяцев (говорят, у девочек — пораньше, у мальчиков — попозже).

3. Стойкие условные рефлексы формируются к трехлетнему возрасту.

В общем, лучше, чем пишет доктор Комаровский, и не скажешь: «Дорога к горшку полна слез, детских воплей, труда и разочарований, но только тогда, когда вы отправились в путь слишком рано».

Со своей младшей дочерью Танюшей мы все учли. До 1,5 лет мы к ней с этим вопросом и не приставали. Мы, конечно, купили ей горшок, показали и поставили возле туалета (в туалете у нас просто нет места). Не разрешали ей с ним играть, давая понять, что горшок — это не игрушка. Это специальное приспособление для соответствующих нужд.

К слову, я вообще не очень понимаю производителей, которые делают горшки в виде машин, животных и т.п. Где здесь логика? Дети тут же начинают с этим играть, но, простите, как можно в игрушку писать или какать? Никому же не пришло в голову делать унитазы в виде машинок или еще чего-нибудь?

Мы периодически обращали внимание Тани на то, как Денис пользуется горшком и для чего это делает. Предлагали ей самой посидеть, но она не хотела сидеть на горшке ни секунды, однако мы и не настаивали.

Через какое-то время мы стали замечать, что Танюшка пытается самостоятельно сесть на горшок. В один из дней (Тане уже было почти 1 год и 7 месяцев) я, поняв, что она хочет в туалет, посадила ее на горшок. На этот раз она не стала упираться и сделала «свои дела». Вид у нее был после этого очень удивленный. А мы ее очень- очень за это похвалили! И рассказали все в присутствии Тани бабушке и дедушке. Они тоже ее очень и очень хвалили! Через некоторое время мы повторили «успех». Теперь я уже пыталась предугадать, когда должно все случиться, и предлагала дочери сесть на горшок.

Не прошло и месяца, как Танюшка стала не просто пользоваться горшком, но и проситься на него. (Кстати, все свои «горшечные» позывы она обозначала одним словом «ка-ка».)

Какие тут можно сделать выводы?

1. У каждого ребенка — свое время. Он сам подскажет, когда будет готов. Просто создавайте для этого соответствующие условия.

2. Если вы начали приучать к горшку (с добровольного согласия ребенка), то делайте это в системе, каждый день, а не от случая к случаю. Не буду утверждать, что это надо делать всегда после еды, сна и т.п. Вы лучше знаете своего ребенка, его биологические ритмы и физиологические особенности.

3. За каждый «успех» хвалите ребенка! Похвала — лучший стимул! За неудачи ругать не стоит. Ребенок не сразу научается полностью контролировать свои физиологические потребности. Это все равно что ругать только что родившегося ребенка за то, что он не умеет ходить.

И последнее. Существует много споров вокруг того, влияет ли пользование одноразовыми подгузниками на процесс приучения к горшку. Если честно, я никакой взаимосвязи не вижу. Мы пользовались и тканевыми подгузниками (позднее надевали обычные трусики), и памперсами. Не могу сказать, что использование памперсов как-то замедлило процесс. Когда и Денис, и Таня уже начали активно пользоваться горшком, мы все равно на ночь для подстраховки надевали им одноразовый подгузник. Так они все равно перед сном обязательно ходили на горшок и с утра, как просыпались, просились в туалет. Подгузник при этом мог остаться абсолютно сухим.

Еще раз повторю: у каждого ребенка — свое время!

Тема приучения ребенка к горшку беспокоит практически каждую маму. «Моему сыну уже 2 года, а он до сих пор не ходит на горшок», «Почему ребенок игнорирует горшок?» — пестрят вопросами форумы, на которых родители пытаются найти ответы. Переживания, как правило, подогреваются рассказами знакомых мам о довольно ранних успехах их детей в освоении «туалетного навыка».

Ранние «подвиги» других детей, а также недоумевающие взгляды бабушек («Как, ваша дочь до сих пор писает в штаны?») нередко приводят к тому, что родители начинают форсировать процесс приучения ребенка к горшку и настойчиво навязывают «пластмассового друга», дабы достичь результатов в освоении горшка к определенному возрасту. Признаюсь честно, я и сама сначала попалась в эту ловушку, слишком активно взявшись за приучение дочери к туалету. И только тщательное изучение этой темы помогло мне вовремя остановиться.

В этой статье я хочу рассказать про наш опыт освоения «горшечного навыка», про допущенные мною ошибки и их исправление, ну и, конечно, рассказать немного теории, которую лучше всего прочитать вовремя, еще до того, как горшок появится в вашем доме. В таком случае многих ошибок удастся избежать.

Когда приучать ребенка к горшку?

​Если в США и странах ЕС родители даже не задумываются о горшке раньше 2-летнего возраста, то в России же наоборот принято форсировать процесс приучения. Достаточно просто посмотреть на популярность в сети статей вроде «приучить ребенка к горшку за 3 дня» или «как приучить ребенка к горшку в 1 год», как сомнений не остается.

Как ни странно, но практика показывает, что ребенок, которого начали приучать к туалету еще до года, начинает контролировать процесс мочеиспускания примерно в том же возрасте, что и ребенок, который познакомился с горшком в 1,5-2 года.

Дело в том, что контролировать свои выделения ребенок может научиться только тогда, когда его организм достигнет определенной физиологической зрелости .

И происходит это ближе к 2 годам (точные сроки у всех индивидуальны).

А как же соседский ребенок, который, по словам его мамы, начал ходить на горшок в год? Действительно, многим родителям удается добиться некоторых результатов еще до 1,5 лет. Однако каким образом это происходит? Постоянно усаживая дитя на горшок и повторяя «пись-пись», родители добиваются того, что ребенок начинает связывать опорожнение мочевого пузыря с заветными словами, иначе говоря, вырабатывается условный рефлекс. На самом деле, если повторять эти операции долго и упорно, добиться выработки такого рефлекса совсем несложно. Вопрос только в том, действительно ли это то, что нам нужно? Ведь ребенок должен научиться опорожнять мочевой пузырь вовсе не в ответ на кодовые слова, а в ответ на свое ощущение, что мочевой пузырь наполнен. Кроме этого, ему нужно еще и научиться сдерживать процесс выделения и сообщить маме о своем желании (или самостоятельно справить нужду). Чтобы это случилось, нервная система ребенка должна СОЗРЕТЬ!

Сколь бы ни были активны воспитатели, все успехи, которых они добились до 1,5 лет, будут временны. Примерно в 1,5 года дети, приученные делать «пись-пись», ни с того, ни с сего перестают беспрекословно подчиняться и начинают выгибаться при виде горшка. Дело в том, что в этом возрасте у детей начинается этап формирования того самого сознательного контроля над выделениями. Они уже не могут делать «пись-пись» по заказу! Поэтому и протестуют. Встревоженные родители изо всех сил пытаются вернуть былые успехи: силой усаживают на горшок, ругают за мокрые штанишки, но все напрасно. Взаимное раздражение нарастает, ребенок начинает негативно относиться ко всей этой «туалетной теме» и может даже специально справлять нужду не в том месте, где того требуют родственники.

Итак, с какого же возраста приучать ребенка к горшку ? Принимая решение, нужно помнить, что чем раньше вы начнете, тем больше усилий будет потрачено и тем больше вероятность взаимных обид и разочарований.

Поэтому, если вы готовы к неспешному, постепенному привыканию, то начинать нужно где-то в диапазоне от 1 до 1,5 лет (но только в этом случае наберитесь терпения). Если хотите, чтобы процесс прошел более стремительно, то не стоит беспокоить ребенка раньше 1,5-2 лет .

Специалисты называют следующие физиологические нормы:

  • Естественное формирование навыка контроля над выделениями начинается после года и постепенно совершенствуется в течение второго года жизни .
  • Более-менее устойчивые навыки пользования горшком формируются примерно в 1 год 10 месяцев – 2,5 года .
  • Стойкие рефлексы появляются к трем годам .

Также полезно знать следующие признаки готовности организма ребенка к знакомству с горшком:

  • Ребенок может оставаться сухим в течение 1,5-2 часов;
  • У малыша установился относительно стабильный режим дефекации;
  • Ребенку не нравится находиться в мокрых (грязных) штанишках или подгузниках;
  • Кроха может сообщить родителям о своем желании сходить в туалет (любым способом – кряхтением, жестами, словами).

Как приучить ребенка к горшку? Методика

  1. Отказываемся от подгузников

Если до сих пор ваш малыш все время проводил в подгузниках, то теперь нужно будет от них отказаться (исключениями могут быть прогулка в холодное время года, поездка в транспорте, поход в гости, время сна). Это необходимо для того, чтобы малыш установил четкую взаимосвязь между позывами в туалет и результатом (мокрыми штанишками), а также почувствовал дискомфорт, возникающий вследствие этого.

  1. Знакомимся с горшком

Первое время предлагайте сходить в туалет только в моменты, когда вероятность успеха максимальна – после сна, после еды, а также когда очевидны изменения в поведении ребенка – он замирает, напрягается, кряхтит. Главное, не настаивайте и не предлагайте горшок слишком часто! Объясняйте, зачем нужен этот незнакомый предмет и подчеркивайте преимущества его использования – «Вот, и попка чистенькая осталась, и штанишки сухие».

Замечательно, если кроха будет видеть на примере старших детей или взрослых, как и куда справляется нужда. Можно также приводить в пример какого-нибудь любимого персонажа. Ведь совершенно невозможно представить в подгузниках, например, крокодила Гену.

  1. Хвалим и не критикуем!

Если высаживание на горшок прошло успешно, обязательно похвалите малыша. Про критику неудач нужно забыть совершенно! Да, это нелегко. По себе я отлично знаю, что это первая приходящая на ум реакция при виде очередных мокрых штанов (ведь целый день уже прошел без промахов!), но все-таки нужно постараться. Можно сказать что-то вроде «Ой, МЫ забыли, что у нас есть горшок. В следующий раз обязательно им воспользуемся». Но опять же, не стоит занудно повторять это каждый раз.

Также никогда не сравнивайте ребенка в укорительной манере с другими детьми («Вот Вася младше тебя, а уже давно в штанишки не писает»). Любое давление способствует исключительно негативному отношению малыша к этой болезненной теме, протесту с его стороны.

  1. Набираемся терпения

Естественно, вам хочется, чтобы малыш как можно быстрее начал сам ходить в туалет. Однако чудес не бывает. И что бы там не обещали методики вроде «Как приучить малыша к горшку за 3 дня», в столь короткие сроки научить ребенка ходить на горшок абсолютно без промахов, да чтоб он еще и сам просился, вряд ли выйдет.

После первого знакомства с горшком наступает довольно длинный этап (чем раньше вы начнете, тем длиннее он будет), когда кроха может делать свои дела то в положенное место, то мимо, и здесь самая главная задача – научиться реагировать спокойно на промахи. Просто не замечать их. Но активно хвалить за удачи.

Иногда даже кажется, что ребенок специально издевается. Например, когда сидя на диване и делая свои дела, он задумчиво сообщает всем «Я писаю!». Однако малыш делает это вовсе не из злого умысла, просто ему нужно некоторое время, чтобы научиться распознавать сигналы, которые предшествуют самому событию.

Бывают случаи, когда у ребенка, который вроде бы совсем уже обучился горшечной науке, случаются «аварии». Как правило, это происходит когда малыш болеет, находится в чужой обстановке / в гостях, стесняется попроситься при незнакомых людях или просто слишком увлекается игрой . Расстраивается как обычно не стоит, это совершенно нормальная ситуация, число подобных «аварий» будет постепенно сокращаться, пока, наконец, не сойдет на «нет».

То же самое касается и ночного сна. Малыш, научившийся пользоваться горшком в течение дня, может еще некоторое время писаться в постель. Освоение ночного горшка происходит несколько позже.

Возможные трудности

К сожалению, иногда случается так, что освоение туалетной науки превращается в настоящую войну. Малыш начинает изо всех сил сопротивляться, выгибаться при виде горшка, а порой даже доходит до того, что он намеренно начинает сдерживать выделения и справлять нужду в неположенном месте. У всего этого может быть только одна причина и, как бы ни было неприятно это осознавать, эта причина не в ребенке. Корень проблемы кроется в излишнем давлении, которое оказывают родители на ребенка . Насильственное усаживание, постоянные укоры за промахи – все это крайне отрицательно сказывается на отношении малыша к горшку. А так как акты выделения – одна из первых сфер, которые становятся подконтрольны малышу, то при нарушенных отношениях с родителями он использует эту власть как средство борьбы.

Еще более опасная ошибка, которой следует избегать – эксплуатация чувства стыда ребенка . Некоторые родители начинают публично стыдить малыша, выставлять напоказ его промахи. Но поскольку навыки контроля над выделениями приобретаются только при определенной физиологической зрелости организма, то и повлиять на них с помощью публичных унижений маленького человека нельзя! А вот нанести малышу психологическую травму можно. Психологи утверждают, что если часто и грубо провоцировать у ребенка переживания стыда, то впоследствии, уже став взрослым, такой человек будет склонен к болезненной застенчивости, страху публичных действий, страху демонстрировать себя вообще.

Во всех этих ситуациях только один выход – отстать от ребенка, забыть о горшке на 1-2 месяца. Ну а, вновь вернувшись к нему, забыть о какой-либо критике!

Наш опыт

Хоть я и стараюсь, прежде чем что-то делать с ребенком, хорошенько изучить вопрос, с горшком у нас почему-то все вышло несколько иначе. Вероятно, понадеявшись на естественность самого процесса, первоначально я несколько халатно отнеслась к «горшечной теме» и не подготовилась как следует. В результате чего наделала ошибок, но к счастью вовремя спохватилась.

Итак, приступили к процессу мы довольно рано – в 9 месяцев. Сначала все пошло у нас хорошо, и даже отлично. Тасе горшок понравился, когда я сажала ее, она воспринимала это совершенно нормально и делала то, что полагается в таких случаях. Частенько по просьбе дочери мы просматривали на горшке . Ближе к году я показала Тасе, как и куда выливать содержимое горшка, и его посещение заиграло новыми красками

Но все изменилось примерно в 1 год 4 месяца. Уже потом, спустя какое-то время, я узнала, что примерно в этом возрасте у детей начинается постепенное формирование сознательной реакции на наполнение мочевого пузыря вместо условного рефлекса на «пись-пись» (см. выше). Но тогда это было мне неизвестно, ведь ослепленная успехом первых месяцев использования горшка, я не слишком торопилась ознакомиться с мнениями специалистов на этот счет. Мне было непонятно, почему дочь начала выгибаться, когда я предлагала ей старого друга.

Очень скоро протест Таисии начал сильно меня расстраивать, я пыталась применять различные уловки, чтобы заманить дочь на горшок. После «аварий» приговаривала что-то вроде «Как же так, ты же уже большая». Мне стал видеться какой-то злой умысел со стороны дочери – казалось, что она специально игнорирует горшок, хотя прекрасно понимает, для чего он нужен. Напряжение по поводу туалетной темы нарастало, тогда то мне и стало ясно, что мы двигаемся не туда. Когда я, наконец, приостановилась и задумалась о своем поведении, стало жутко стыдно. Ведь я всегда старалась, чтобы наше воспитание базировалось на принципах свободы, почему сейчас я давлю на дочь?

Тогда и было принято решение – отстать от дочери. Я исключила всяческую критику и мало-мальское давление, и только хвалила за успехи. В литературе пишут, что нужно забыть о горшке на 1-2 месяца, на практике же нам хватило пары дней, чтобы снять напряжение вокруг этой темы. Как только я отстала от дочери, практически сразу пропали протесты с ее стороны, все чаще Таисия стала по собственной инициативе устраивать встречи с горшком.

Конечно, мы не сразу распрощались с мокрыми штанами, «аварии» все же случались время от времени. И если явный прогресс в контроле над мочеиспусканием начался у дочери в 2 года с небольшим, то полностью процесс овладения горшком завершился к 2,5 годам, к этому времени число «аварий» полностью сошло на «нет».

В заключение хочется сказать: не давите на своих детей! Не ругайте, если они вдруг вовремя не успели дойти до горшка. Любая критика только негативно скажется на желании общаться с горшком! Рано или поздно малыш все равно научится ходить на горшок (согласитесь, вряд ли вам встречался 4-летний ребенок, который писается в штаны), а вот с каким настроением пройдет процесс привыкания, зависит от вас!

Перед каждым родителем встает в свое время вопрос о том, когда и как приучать ребенка к горшку . Однако многие родители, особенно те, кто воспитывает первенца, часто слишком рано пытаются научить малыша ходить в туалет «по-взрослому». Ниже речь пойдет о том, как наиболее просто научить ребенка пользоваться горшком, как воспринимать правильно те неудачи, которые неизбежно случаются в процессе приучения, почему малыш не всегда может научиться ходить в туалет достаточно быстро, а также о других важных аспектах, интересных молодым родителям.

Как приучить ребенка к горшку: методы и их особенности

Когда малыш подрастает, и перед мамой и папой неизбежно встает вопрос, как приучать ребенка на горшок ходить, многие взрослые делают ошибки, которые в итоге оборачиваются стрессом и для родителей, и для ребенка. В итоге взрослее тратят очень много времени и усилий даром, высаживая малыша даже ночью, а результата не получают вообще, либо в итоге отмечается нестойкий результат.

В свое время бытовало мнение о том, что приучить ребенка к горшку быстро и правильно вполне возможно, если начать заниматься этом уже на первом году жизни малыша. Даже сейчас многие бабушки и даже опытные мамы дают молодым родителям советы о том, как приучить ребенка к горшку в 1 год. Подобные рекомендации можно иногда услышать даже от отдельных педиатров.

Однако в настоящее время столь раннее приучение уже научно признано неправильным и несвоевременным, а также таким, что противоречит естественной физиологии младенца. То есть те, кто пытается приучить малыша к горшку уже в последние месяцы первого года жизни, противоречат его психологии и не учитывают особенностей физиологического созревания. В итоге получается, что весь этот процесс приучения очень продолжительный и, как правило, малопродуктивный. К тому же тем, кто пытается научить пользоваться горшком таких маленьких мальчика или девочку, приходится, по сути, давить на малыша. А это, конечно же, вызывает ряд негативных последствий, а именно:

  • развитие у малыша, иногда ведущего к развитию неврологических и психосоматических болезней;
  • проявление недержания мочи , ;
  • нервные тики , логоневрозы ;
  • развитие серьезных проблем в более позднем возрасте, в частности, энкопреза , гиперактивности мочевого пузыря .

На самом деле родители очень часто отмечают, что у ребенка появляются описанные выше проблемы. Но при этом они не сопоставляют причину и следствие, и часто не понимают природы этих проявлений.

Те, кто озадачивался решением вопроса, как приучить мальчика к горшку или как научить девочку проситься в туалет раньше, чем это определено природой, использовали методы выработки условных рефлексов. Однако в данном случае речь не шла о выработке осознанного навыка, чего в идеале и нужно достичь.

Из-за подобного обучения выстраивалась неправильная последовательность действий. То есть родители добивались того, что ребенок опорожнил мочевой пузырь, когда слышал журчание воды, или когда ему приговаривали «пись-пись».

Вследствие многократных повторений таких действий малыш привыкал, что писать нужно именно после таких звуков. Хотя на самом деле побуждать к посещению туалета должно переполнение мочевого пузыря.

К тому же навык, который годовалый малыш получил в итоге развития такого рефлекса, не является стойким. Он может утратиться, так как основан на неправильной базе. К примеру, «отучить» малыша от горшка может любой стресс – переезд, начало посещения детсада, неспокойные отношения родителей и др.

Также этот навык ребенок может утратить примерно в 2 года – в том возрасте, когда на самом деле нужно было начинать процесс приучения к горшку. Если произошло подобное «отучение» позже малышу уже намного сложнее научиться приобрести этот навык.

Поэтому вывод однозначен: не нужно спешить, как можно раньше отучить ребенка от подгузников и пытаться за 3 дня приучить его к горшку. Этот навык должен вырабатываться своевременно и постепенно.

Таким образом, родители должны четко понимать, когда приучать ребенка к горшку нужно, а когда – еще слишком рано это делать.

По мнению Американской Академии Педиатрии, малыши достигают физиологической зрелости в возрасте 18-24 мес. Следовательно, надо приучать к горшку малыша не ранее, чем после достижения им 18 месяцев.

Важно не только знать, когда начинать приучать к горшку и во сколько должен научиться проситься в туалет маленький ребенок, но и то, какой именно метод стоит применять, чтобы результат был успешным. Важно применять такой способ, который будет ориентирован на малыша. То есть обязательно нужно учесть степень зрелости нервной системы маленького человека. Именно зрелость нервной системы определяет, готов ли малыш к приобретению такого важного навыка. Если использовать именно такую модель обучения, родители не будут давить на ребенка.

В свою очередь, малыш не переживет стресс, если его физиологическая и психологическая готовность будут на должном уровне. Именно поэтому, самый правильный ответ на вопрос, с какого возраста приучать ребенка к горшку можно, следующий: когда он будет готов к этому и физиологически, и психологически.

В процессе обучения малыш является основной фигурой, при этом он уже осознает, что делает, и чего именно хотят от него добиться взрослые.

Основными положениями физиологического метода являются следующие постулаты:

  • Физическая зрелость организма — укрепление мышц мочеиспускательного канала и сфинктеров прямой кишки, развитая иннервация мочевого пузыря и прямой кишки.
  • Психологическая зрелость – малыш уже понимает, чего от него требуют, может следовать инструкциям.
  • Эмоциональная готовность – ребенок позитивно настроен по отношению к приобретению новых навыков.

Особенности физиологии и анатомии малыша

Объяснить, почему приучение стоит начинать не ранее, чем в полтора года, поможет рассмотрение некоторых особенностей физиологии и анатомии малыша. Осознанно проситься на горшок малыш может только в то время, когда у него уже сформировались нервно-мышечные связи между его мозгом и органами малого таза. Их формирование начинается только после 18 месяцев. Это нервные волокна, формирующие сплетения вокруг прямой кишки и мочевого пузыря. Именно они подают импульс о том, что мочевик или кишечник переполнены. Этот импульс изначально передается в спинной мозг, после чего – в головной мозг. Он и является побуждением посетить туалет. Следовательно, формирование правильного навыка возможно только после четкого появления указанных связей. Поэтому, если ребенок в 1,5 года не ходит на горшок, это вполне нормальное явление.

Конечно некоторые «продвинутые» родители практически после рождения ребенка начинают ломать голову над тем, как заставить ребенка пописать в горшок. Однако большинство попыток слишком раннего приучения обречено на провал. Даже если появились определенные успехи, дети на горшке не чувствуют себя уверенно, и этот навык у них не закрепляется так, как следует.

Но если обучение стартует, когда ребенок начинает понимать, чего от него хотят, и когда его организм готов к такой «школе», успех не заставит себя ждать.

На горшок раньше срока: хорошо ли это?

О том, как малыш, которому еще и года не исполнилось, исправно ходит на горшок, рассказывают многие мамочки. Сталкиваясь с подобными историями, некоторые мамы маленьких деток и сами порываются как можно раньше научить свое чадо обходиться без подгузников.

Повторяя многократно звуки «пись-пись» или надрывное «а-а-а» и удерживая малыша на горшке, добиться того, что он сделает свое дело, конечно, можно. Но не забывайте, что при этом у него всего лишь появится условный .

Однако следует помнить о том, что малыш, обученный таким «премудростям» слишком рано, после полутора года может повести себя совсем не так, как ожидают родители. Если мочевой пузырь у ребенка не наполнен, соответствующий импульс к мозгу не поступает, а малыша тем временем упорно высаживают на горшок и побуждают сходить в туалет, условный рефлекс уже может нее срабатывать. А так как новому, правильному методу, дитя не обучено, проблема мокрых штанишек снова может проявиться во всей красе. При этом родители будут недоумевать по поводу того, почему вдруг что-то пошло не так. И в данном случае повторное приучение к горшку за 1 день невозможно – родителям снова придется постепенно «работать» с ребенком, чтобы в итоге у него развился стойкий навык.

В таблице предоставлено сравнение особенностей слишком раннего и своевременного обучения

Как понять, когда можно начинать обучение?

Все малыши развиваются по-разному, поэтому нельзя полагать, будто в полтора года перейти от подгузников к горшку способен каждый ребенок. При этом родители должны четко помнить и тот факт, что формирование устойчивого навыка происходит к 22-36 месяцам. Следовательно, все промахи малыша нужно воспринимать спокойно.

Важно учесть и те признаки, которые свидетельствуют, что малыша уже можно начинать учить правильно ходить в туалет.

  • Дефекация происходит примерно в то же самое время суток каждый день.
  • Мочеиспускание отмечается не чаще, чем раз в два часа, о чем можно судить по сухим подгузникам.
  • Малыш уже знает разные части тела и способен их показать. Также он различает предметы одежды.
  • Он понимает, что значит «писать» и «какать».
  • Стремится подражать взрослым людям.
  • Когда подгузник грязный, малыш испытывает дискомфорт и демонстрирует это.
  • Делает попытки одеваться самостоятельно.
  • Интересуется туалетом, горшком.
  • Малышу уже исполнилось 1,5 лет.

Если все вышеперечисленные особенности уже наблюдаются, это свидетельствует, что процесс приучения к горшку будет проходить быстро и просто и для мамы с папой, и для ребенка.

Следует настроиться на то, что на горшок малыш может усесться не сразу. Если все попытки усадить его заканчиваются капризами и плачем, это может говорить о том, что ребенок просто не хочет сейчас в туалет. Важно не ругать его, а просто на некоторое время прекратить попытки и попробовать все повторить позже – через несколько недель. Примерно к двум годам маленький человек научится проситься в туалет и делать все правильно.

Не нужно заставлять сидеть на горшке малыша, если он по какой-либо причине боится это делать. Родители должны чутко отнестись к таким страхам и найти их причину. Часто это связано с пережитым стрессом или с тем, что горшок кажется ребенку неудобным.

Как провести процесс обучения?

Делать это нужно постепенно, не торопя малыша.

«Познакомить» с горшком

Сначала нужно показать ему, что на горшке можно просто сидеть. Поэтому сначала достаточно усадить его на горшок, при этом, не требуя сразу же использовать этот предмет по назначению. Правда, родителям здесь нужно быть предельно внимательными, ведь позволять малышу играть с горшком тоже нельзя, иначе, он станет воспринимать его как очередную игрушку.

Высаживать, когда малыш предположительно хочет в туалет

Если сидеть на горшочке ребенок не прочь, стоит пробовать высаживать его в то время, когда, вероятнее всего, ему хочется «по-маленькому». Лучше делать это после еды, после сна.

Следить за поведением

Если за маленьким человеком понаблюдать очень внимательно, можно заметить, что перед мочеиспусканием или дефекацией он затихает, как бы задумывается. Некоторые дети вздрагивают, другие пробуют самостоятельно снять трусики или штанишки. Именно такие сигналы могут говорить о том, что пора садиться на горшок.

Закрепить навык с помощью повторений

После того как малыш ошибся, нужно спокойно спросить его, куда нужно какать и писать. Если на горшок он после этого не показывает, тогда нужно подвести к нему ребенка и снова повторить «Вот горшок. Сюда нужно писать».

Воспринимать промахи спокойно, хвалить за успехи

Нельзя ругать детей за промахи и расстраиваться по этому поводу – со временем все обязательно получится. Неудачи на протяжении определенного времени бывают у всех. Иногда удается приучить малыша ходить в туалет за неделю-две, иногда на это уходит больше времени. Но если все получилось правильно нужно обязательно похвалить малыша и рассказать ему, какой он молодец и как хорошо все сделал.

Превратить поход на горшок в ритуал

Необходимо последовательное и привычное совершение всех действий. Чтобы малыш постепенно привык к этому. Взрослый человек должен постепенно производить их, при этом, рассказывая малышу, что он делает: «Снимаем трусики, садимся на горшок, надеваем трусики» и т. д. Так малышу будет проще привыкнуть к существующему порядку действий.

Правила, о которых нужно помнить в процессе приучения

  • Важна готовность и малыша, и родителей. Мама и папа должны осознавать, что ребенку в этот период придется уделять намного больше внимания. Также следует настроиться на промахи и на то, что придется больше времени посвящать уборке за малышом.
  • Начав процесс, нужно постоянно посвящать ему время. То есть не может быть так, что по выходным родители учат пользоваться горшком свое чадо, а в другие дни он ходит в подгузнике. Так можно только запутать малыша и существенно усложнить процесс.
  • Если днем ребенок пока не научился проситься в туалет, ночью приучение проводить еще не время.
  • К ночному горшку маленький человек должен привыкнуть. Этот предмет должен стоять на видном месте – так, чтобы его было легко найти, как только возникнет такая необходимость.
  • Когда все получилось, хвалить ребенка нужно обязательно, делая этот так, чтобы тот осознал, что сделал все хорошо. Если произошла ошибка, никаких «Ай-я-яй» из уст родителей звучать не должно – промахи следует воспринимать спокойно.
  • Важно приучение не только к горшку, но и непосредственно к ритуалу. Поэтому нужно научить выполнять все действия последовательно, показав, как снимают трусики, выносят горшок, моют руки и т. п.
  • Со временем нужно высаживать на горшок малыша перед сном, прогулкой – то есть, когда нужно сходить в туалет, чтобы избежать неприятностей.
  • На первых порах днем нужно отказаться от подгузников, но на ночное время или на период прогулки их лучше использовать, пока малыш еще не совсем освоил этот навык. Со временем от подгузников нужно отказаться полностью.
  • Нельзя разрешать баловаться с горшком, чтобы в итоге он не был воспринят, как игрушка.

Как выбрать горшок

  • Прежде всего, важно выбрать удобный горшок. Вполне возможно, что придется изначально сменить их несколько, чтобы малыш получил тот, на котором ему будет максимально удобно.
  • Его форма должна быть анатомической. Девочкам лучше выбирать круглые, мальчикам – овальные горшки, у которых есть выступ спереди.
  • Важна устойчивость, чтобы детский туалет не ездил и не ерзал по полу.
  • Предпочтительно покупать горшок со спинкой.
  • Что касается наличия крышки, то здесь особых рекомендаций нет – выбирать нужно то, что нравиться.
  • Идеальный вариант – обычный, максимально простой горшок, без музыкального сопровождения и декора в виде глаз, ушей и т. п. Такие вещи не только отвлекают малыша, но и воспринимаются им, как игрушка. Поэтому в итоге можно только сбить его с толку, позже очень много времени потратив на приучение.
  • Взрослые должны понимать, что этому навыку обучаются все дети. Поэтому относиться к процессу стоит спокойно, не превращая его во что-то сверхважное. Когда и психически, и физиологически малыш будет готов к этому, все обязательно получится.
  • Нужно не забывать и о том, что окончательно освоить этот навык, дети могут в возрасте 2-3 года. Поэтому если к трем годам еще время от времени случаются ошибки, ничего страшного в этом нет. В данном случае нельзя заострять на этом внимание, ругаться.
  • Важно всегда помнить самое важное правило: всему свое время. Чем раньше начать приучение, тем больше сил и нервов придется потратить зря.

Как приучить ребенка к горшку - вопрос очень важный. Большая часть родителей сказала бы «спасибо» человеку, создавшему подгузники. Но как только ребенок начинает подрастать, мамы и папы начинают использовать все допустимые средства, чтобы отучить его от их ношения, и научить пользоваться горшком.

Конечно, если приучать ребенка к горшку в 1 год и ранее, то вряд ли что-то получится. Но не стоит слишком беспокоиться по этому поводу. Да и в целом, каждый малыш сам устанавливает свой рубеж использования этого чуда-гигиены. Но, как утверждают зарубежные специалисты-педиатры, к 3-х летнему возрасту нужно помочь малышу оставить подгузники для деток помладше.

И все же, как приучить к горшку в 1,5 года? Есть один очень действенный метод, но он потребует терпения и времени. Название ему «мокрые колготки». Для того чтобы воплотить его в жизнь, нужно запастись достаточным количеством штанишек, шортиков и колготок. Начинать этот воспитательный процесс нужно в теплое время года и в привычной обстановке, не отлучаясь надолго из дома.

Утром, одевая ребенку штанишки без подгузника, объясните, что он уже большой и не будет носить памперс, а когда он захочет в туалет, нужно снять одежду и сесть на горшок или сказать маме. Понятно, что, спустя некоторое время, малыш замочит штанишки, но вы не спешите их снимать, выдержите минут 5-10 для того, чтобы ребенок ощутил дискомфорт. Но не делайте это демонстративно и назидательно, смоделируйте ситуацию так, будто мама занята – «сейчас она помоет посуду и сменит колготки». Спустя 15 минут обмойте ребенка и смените колготы. Уже через 3-6 дней ребенок если и не станет проситься на горшок, но наверняка станет снимать штанишки и писать на пол. На данный метод уйдет примерно две с половиной недели. В первое время можно оставлять подгузник на ночь, а затем нужно приучить малыша просыпаться ночью на горшок.

Второй метод назовем - «мишка хочет на горшок». Идеально подойдет для детей, с которыми не проходит быстрое приучение к горшку по причине их неприятия этого предмета. Для того чтобы не вызвать у ребенка чувства отвращения к горшку, на помощь позовем его игрушки. Посадите самые любимые игрушки своего малыша на горшок. А затем подбросьте их вверх с криком: «Ура, молодец!» Ребенку эта игра понравится и вскоре он начнет повторять ваши действия по подбрасыванию. Затем предложите ему самому пописать, а вы его потом подбросите и похвалите. Важно при этом поймать момент, когда малыш долго не писал, можно за 10 минут до этого дать пить, и тогда результат будет точно.

Третий метод назовем «пример». Как известно, дети копируют действия взрослых, но если по каким-либо причинам этот способ для вас является неприемлемым, пусть пример покажут детки-сверстники. Как правило, детки, которые пошли в детский сад, быстро приучаются к горшку и отказываются от подгузников . И причиной тому является пример сверстников. Все пошли на горшок, и он пойдет, у Маши нет подгузника, и он не станет одевать. А вот домашние детки с подгузниками расстаются намного позже. Поэтому чаще приглашайте и ходите сами в гости, где есть детки-сверстники или постарше.

Если же вы спросите у родителей из европейских стран - как приучить ребенка пользоваться горшком в 2 года надежнее всего, то они, наверняка, скажут, что при помощи... книг. На страницах таких книг изображены пищеварительные системы, и собственно сам процесс дефекации. Есть изображение человека, животных, и указаны различия между ними. Можно сначала дать ознакомиться с книгой и затем предложить сходить на горшок, и посмотреть, как это происходит у него самого.

Похожие публикации