Психология дружбы, как научится строить хорошие отношения или в чём секрет настоящей дружбы? Знакомые, приятельские, дружеские, близкие, любовные отношения.

Взаимодействие людей друг с другом и с окружающим миром осуществляется в системе объективных отношений, которые возникают между людьми в их социальной жизни. Объективные отношение и связи (зависимость, подчинение, сотрудничество, соперничество, взаимопомощь и др.) неизбежно и закономерно возникают в обществе в целом и в любой реальной группе. Отражаясь в сознании человека, преломляясь через призму внутреннего мира личности каждого члена группы, насыщаясь эмоциями, эти объективные отношения превращаются в субъективные межличностные отношения.

Межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимовлияний и взаимодействий в процессе совместной деятельности и общения.

Межличностные отношения определяются взаимной готовностью партнеров к определенному типу чувств, притязаний, ожиданий и поведения.

В работах Н.Н.Обозова предложена следующая классификация межличностных взаимоотношений: отношения знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные; особо выделены деструктивные взаимоотношения. Данная классификация не претендует на полноту и законченность, но она отражает основные типы значимых отношений и оказывается практически полезной для анализа реальных повседневных взаимоотношений.

Эта классификация построена на нескольких критериях: глубина отношения, избирательность в выборе партнеров, функции отношений.

Главным критерием является мера, глубина вовлечения личности в отношения. В структуре личности можно выделить несколько уровней характеристик:

общевидовые (пол, возраст, расовая принадлежность);

социокультурные (национальность, социальный статус, профессия,

образование, политическая и религиозная принадлежность и т.п.);

психологические (темперамент, характер, интеллект, мотивация и т.п.);

индивидуальные (уникальные, неповторимые особенности внутреннего мира личности, обусловленные своеобразием жизненного пути человека).

Разные виды межличностных отношений предполагают включение в общение тех или иных уровней характеристик личности. Каждый уровень характеристик играет для определенного вида свою более или менее важную роль. Наиболее полна и глубока включенность личности в дружеские и семейные отношения.

Второй критерий – степень избирательности при выборе партнеров для взаимоотношений. Избирательность можно определить по числу признаков значимых для установления и поддержания отношений. Наиболее избирательны люди в отношениях дружбы, супружества; наименее – в отношениях знакомства. Чем меньше людей могут быть вовлечены в отношения, тем более тщательным и пристрастным становится отбор. У каждого из нас знакомых больше чем приятелей, а приятелей больше, чем друзей.

Третий критерий, выделенный исследователями межличностных отношений, – функции (цели, назначение) отношений. Под функциями понимается круг задач, вопросов, которые разрешаются в межличностных отношениях, потребности, которые удовлетворяются в этих взаимоотношениях. Функции отношений проявляются в различии их содержания, психологического смысла для партнеров.

Дополнительными критериями для различения межличностных взаимоотношений можно считать: дистанцию между партнерами, продолжительность и частоту контактов, использование ролевых клише в актах общения, нормы отношений, требования к условиям контакта.

Каждое межличностное отношение характеризуется определенной дистанцией между партнерами, предполагает ту или иную меру участия ролевых клише, предъявляет требования к частоте и длительности встреч. Общая закономерность такова: по мере углубления отношений (например, дружба в сравнении со знакомством) сокращается дистанция, увеличивается частота контактов, уходят ролевые клише.

Для понимания существа дружбы и товарищества необходимо знать их антиподы; вражда, соперничество. Для одних видов межличностных взаимоотношений в реальной жизни можно обнаружить их противоположности: дружба – вражда, товарищество – соперничество. Однако некоторые виды межличностных взаимоотношений не имеют антиподов, их негативные формы неспецифичны. Так, нельзя найти реальное противопоставление отношениям знакомства, супружества. Прекращение таких отношений выражается в полном исчезновении контакта, переходе их в другой вид взаимоотношений (например, супружества в знакомство) или превращении в негативную форму другого вида отношений (вражда, соперничество).

Практическая польза знаний особенностей межличностных отношений в обыденной жизни в наибольшей степени осознается тогда, когда участники взаимоотношений квалифицируют (оценивают) их по-разному, и каждый ведет себя в соответствии со своей оценкой взаимоотношений. «Взаимоотношения не сложились…». Эта формула известна всем. Не складываются они по разным причинам, но, пожалуй, самая распространенная причина – это несоответствие поведения одного партнера ожиданиям другого. Допустим, один из партнеров оценивает отношения как приятельские, а другой как дружеские. В этом случае, скорее всего первый будет казаться второму холодным, а второй первому – навязчивым.

Неотъемлемый признак устойчивых межличностных отношений – их обоюдность. Обоюдное приятельство может длиться сколь угодно долго. А вот отношения «знакомый – друг» не могут существовать долго, потому что неизбежно влекут за собой непонимание, недоразумения, взаимное неудовольствие. Такие отношения либо прекратятся совсем либо перейдут в другой вид отношений. Причем для разрыва отношений достаточно желания одной стороны, а для изменения необходимы усилия обоих партнеров.

Н.Н. Обозов на основании исследований межличностных отношений предложил психологические характеристики различных видов отношений.

Отношения знакомства. Эти отношения не определяются родством или целями совместной деятельности. Круг лиц, с которыми человек вступает в отношения знакомства – самый широкий. Он может охватывать до нескольких сотен лиц, т.е. знакомых у нас столько, сколько может удержать наша память. Но дело здесь, конечно, не только в памяти. Малообщительный, замкнутый человек, интроверт даже при хорошей памяти включит в число знакомых гораздо меньше людей, чем общительный.

Отношения можно назвать отношениями знакомства, если:

знаешь в лицо, узнаешь, обмениваешься приветствиями и иногда «светскими фразами», например, о погоде.

Предлагаем выполнить следующее упражнение: напишите список всех Ваших знакомых. Включите в него и тех, отношения с кем принадлежат к другим видам отношений. Список можно составлять несколько дней, выбрав свободные минуты. Предложите выполнить это упражнение тем людям, отношения с которыми позволяют обращаться с подобными просьбами.

Круг знакомств в значительной мере определяется возрастом, полом, профессией, местом жительства, социальным статусом человека.

Ситуации возникновения знакомства разнообразны и различны для разных культур (молодежная субкультура в этом смысле наиболее демократична). Поддержание и сохранение отношений знакомства во многом зависят от психологических особенностей людей (общительности, обаяния, уверенности в себе, активной жизненной позиции и др.) и также определяется культурными традициями.

Отношения знакомства проявляются в акте опознания и приветствия. Отношения знакомства – источник осознания социальной и видовой принадлежности: половой, возрастной, территориальной и т.д. При знакомстве формируется первое впечатление о человеке.

Отношения знакомства наименее эмоционально насыщенны. К просто знакомым мы испытываем, как правило, легкую симпатию, антипатию или безразличие. Когда мы находимся в привычной социальной среде отношения знакомства обычно не слишком занимают нас. Негативные переживания вызывает полное отсутствие отношений знакомства. Это знает каждый, кому доводилось менять место жительства, привычную среду обитания. Отношения знакомства, несмотря на кажущуюся незначительность, играют важную роль в нашей жизни.

Приятельские отношения возникают на основе отношений знакомства. Для становления приятельских отношений необходим достаточно устойчивый круг знакомых, значимые для партнеров условия совместной деятельности в различных сферах (быт, труд, учеба, досуг), взаимный интерес.

Отношения становятся более избирательными. Приятельские отношения, как правило, связывают людей близких по возрасту. Пол, образование, социальный статус здесь важны настолько, насколько они допускают общность интересов и сходство основных ценностей.

Само слово «приятель» указывает на особую роль приятия-неприятия, когда симпатии-антипатии являются одним из основных условий возникновения и поддержания отношений. В приятельские отношения в большей степени, чем в отношения знакомства включены эмоциональные переживания и оценки. Для возникновения положительных взаимооценок в общении важно сходство мнений по тем или иным вопросам, касающимся различных сфер жизнедеятельности: личная жизнь, профессия, политика, искусство, увлечения и т.п. При общении с приятелями затрагиваются темы более важные, чем при отношениях знакомства. Круг приятелей уже, чем круг знакомых. Число приятелей зависит от общительности человека, его потребности в контактах с другими людьми. Проведенный опрос показал, что приятелями чаще всего называют тех, с кем приятно и интересно провести время, поговорить.

Постарайтесь на основе «списка знакомых» составить «список приятелей».

Дружеские отношения возникают из отношений знакомства и приятельских отношений, когда появляются условия, способствующие более тесному сближению людей.

Важную роль в становлении дружеских отношений играет время. Длительные отношения знакомства и приятельства приводят к тому, что люди лучше узнают друг друга, на основе углубляющейся симпатии отношения становятся более устойчивыми, возрастает доверие, возникает привязанность, потребность друг в друге. Отношения превращаются в дружеские.

Толчком к сближению людей, закреплению их отношений нередко являются сложности, затруднения в работе или личной жизни. Этот факт отражен в пословице «Друг познается в беде». В то же время, не менее справедливы слова: «Друг познается в радости». Со-страдать легче, чем со-радоваться. Вероятно, сострадание и «сорадование » различны по своему происхождению и, может быть, по «возрасту» в психике человека. Наверное, нечто, напоминающее сострадание должны испытывать и животные, и это имеет биологическое приспособительное значение. Тревожные крики и другие признаки страдания животного рефлекторно вызывают у других животных состояние тревоги, страха, и включают механизмы защиты или бегства… Радоваться за другого может только человек, переживать успех, удачу другого как свои собственные может только настоящий друг. В отношениях дружбы нет места зависти.

Дружеские отношения начинается с симпатии, уважения, доверия.

Для дружеских отношений характерна очень высокая избирательность. Настоящий друг – это alter ego, т.е. второе Я.

В основе дружбы лежит общность интересов и сходство в основных целях и ценностях. Важный критерий дружеских отношений – их взаимность, адекватная оценка характера и ценности отношений обоими партнерами. Отношениями дружбы, как правило, связаны два или три человека. В компаниях друзей все связаны отношениями дружбы, но наиболее тесные контакты устанавливаются в парах, своеобразных микрогруппах.

В дружеских отношениях выделяют инструментальную и эмоционально-исповедальную составляющие. Их удельный вес в отношениях может быть различным.

Инструментальная дружба основана на взаимной помощи в различных жизненных обстоятельствах.

Эмоционально-исповедальные отношения предполагают эмоциональную поддержку, высокую степень доверия, взаимопонимания и абсолютную доброжелательность. Это не только не исключает возможности критики, но как раз и делает ее действенной.

Лучшие друзья, как правило, ровесники, что отражает психологическую потребность в отношениях, основанных на принципах равенства и сходства базовых характеристик.

Отношения дружбы характерны для всех людей независимо от пола и возраста, однако существует возрастная и половая специфика дружбы.

Возрастная динамика дружбы проявляется в степени ее избирательности, устойчивости и интимности. Рост избирательности дружеских отношений сопровождается ростом их устойчивости и психологической интимности.

Особую ценность дружеские отношения приобретают в юношеском возрасте. Они занимают исключительное место в ряду юношеских привязанностей. Как первая самостоятельно выбранная глубокая индивидуальная привязанность, дружба не только предвосхищает любовь, но и включает ее в себя.

Дружеские связи в зрелом возрасте, сохраняя основные признаки дружбы (избирательность, устойчивость, интимность), теряют свою «тотальность», часто выступая как дополнение семейных привязанностей.

Половые различия проявляются, в том, что женской дружбе, как правило, доминирует эмоционально-исповедальная составляющая, а в мужской – инструментальная составляющая дружеских отношений. Женщины более тонко воспринимают взаимоотношения, острее реагируют на их нюансы, чем мужчины.

Дружеские отношения высоко ценились и ценятся у всех народов и во все времена, однако существуют люди, у которых потребность в психологической близости, удовлетворяемая в дружбе, слабо развита. Это бывает следствием как эгоизма или эмоциональной бедности, так и гипертрофии мотива достижения. Человек всецело поглощенный предметной деятельностью, уделяет меньше внимания собственным переживаниям и окружающим людям.

Запишите, пожалуйста, на листе бумаги имена своих друзей.

Товарищеские отношения , близки к инструментальным дружеским. Также как инструментальные дружеские они реализуются в сфере предметной деятельности, но обусловлены не личными предпочтениями, а ситуацией совместной деятельности, принадлежностью к одной общности, как правило, производственной. Товарищеские отношения ориентированы на достижение групповых целей. Атрибуты товарищества – взаимопомощь, содействие, сотрудничество и т.п. повышают эффективность совместной деятельности.

Товарищеские отношения функционируют при любом количественном составе, так как связи между товарищами задаются групповыми целями.

В недавнем прошлом отношения товарищества «воспитывали дух коллективизма», рассматривались в контексте достижения целей коммунистического строительства и имели существенную идеологическую нагрузку. Сейчас коллективы чаще называют командами, а дух коллективизма – корпоративным единством. Идеологическая функция отношений товарищества сохраняется, но изменяется ее содержание. Отношения товарищества в группе совместно работающих людей способствуют повышению эффективности совместной деятельности, достижению корпоративных целей.

Психологический смысл отношений товарищества остается неизменным. Потребность установления дружеских или приятельских отношений с тем или иным человеком возникает изнутри. Необходимость поддержания товарищеских отношений, их продолжительность диктуются внешними факторами. Я дружу с этим человеком, потому что хочу этого; с этим человеком меня связывают товарищеские взаимоотношения, потому что так надо (разумеется, «надо» не исключает «хочу»).

Товарищеские отношения могут переходить в приятельские или дружеские. Практика показывает, что дружеские отношения могут негативно влиять на эффективность групповой деятельности. Во-первых, дружеские отношения переключает наше внимание с задачи на отношения, а, во-вторых (а, может быть, во-первых) этические ценности дружбы и товарищества не всегда совпадают. Основная ценность дружбы – благо друга; основная ценность товарищества – достижение совместных целей.

Любовные отношения строятся как форма удовлетворения эмоционально-сексуальных потребностей партнеров и могут переходить в другие виды отношений. Здесь необходимо подчеркнуть различие между отношениями любви вообще и любовными отношениями между сексуальными партнерами. Отношения любви не выделяются как самостоятельный вид межличностных отношений. Они представляют собой важнейший компонент супружеских и родственных отношений, могут быть включены в дружеские отношения, лежат в основе любовных отношений.

Чувство любви – высшая степень эмоционально-положительного отношения человека к человеку. Любовным отношениям свойственна исключительная избирательность в выборе партнера, что приводит к единичности или даже отсутствию этого вида отношений в жизни человека.

Глубина отношения любви объясняется тотальным вовлечением партнеров в это отношение.

Люди, связанные отношениями любви, склонны высоко оценивать положительные качества друг друга, особенно те, которые они считают наиболее значимыми в ценностном плане. Поэтому бытует мнение, что «любовь слепа». Философ и психотерапевт В. Франкл ставит под сомнение эту расхожую истину. Слепа ли любовь, которая заставляет видеть в объекте любви только хорошее? Может быть наоборот, любовь обладает особым зрением, позволяющим увидеть потенциальные возможности человека, которые могли бы проявиться, и которые не дано заметить без любви? Может быть, когда любовь уходит, человек не прозревает, а слепнет, утрачивая возможность видеть в другом человеке самое лучшее?

Отношения любви своеобразны и уникальны в каждом конкретном случае. Это – один из самых сложных предметов научного исследования сущность любви мы постигаем на собственном опыте и читая прекрасные произведения художественной литературы. «Тайна сия велика есть»*.

____________________________

* Выражение из послания апостола Павла к ефесянам, которое читается во время православного обряда бракосочетания.

Супружеские отношения возникают в результате официального оформления любовных отношений. Под супружеством как формой межличностных отношений понимают совокупность социально регламентированных отношений между брачными партнерами. С точки зрения общества функция супружества заключается в обеспечении общественного контроля над воспроизводством населения и сексуальным поведением. Для человека брак является межличностным отношением, позволяющим удовлетворить потребность в эмоциональной привязанности, индивидуальной половой любви, потребности в продолжении рода, организации быта и досуга, моральной и эмоциональной поддержке. Эти потребности могут быть удовлетворены и вне брака, но супружество организует, стабилизирует, социально санкционирует их удовлетворение.

Полифункциональность супружеских отношений требует всестороннего включения личности, создает предпосылки для высокой избирательности при выборе партнера, придает супружеским отношениям исключительную глубину и интимность. Для современного супружества наиболее важно удовлетворение психологических потребностей партнеров: потребность в привязанности, любви, поддержке, эмоционально-сексуальном общении. Наиболее прочными и счастливыми оказываются те браки, в которых партнеров связывают отношения любви и дружбы.

Особое значение для семейного согласия, гармонии отношений имеет супружеская совместимость. Совместимость – такой эффект общения людей, который характеризуется максимально возможной удовлетворенностью отношениями, ощущением единства, целостности пар (что выражается в ощущении сходства, подобия, одинаковости). Для супругов общение является не только средством решения семейно бытовых вопросов, но и самоцелью – как «общение ради общения».

Родственные отношения основаны на общности происхождения, связи по рождению. Число лиц, включенных в родственные отношения, зависит от многих факторов: фактическое число родственников, близость проживания, культурные традиции.

Человек не может по собственной воли выбирать лиц в отношении родства, и поэтому в зависимости от объективных и субъективных обстоятельств, родственные отношения могут проявляться в форме приятельских, дружеских, товарищеских отношений. В то же время, все родственные отношения имеют одинаковую основу и единую функцию – забота о поддержании физического и социального благополучия членов родственной группы.

В исследованиях антропологов прослеживается представление о роде как о социальной общности, выполняющей задачи поддержания, выживания и процветания членов рода. Видимо, эта функция характерна и для современных отношений родства, хотя и в более замаскированном виде.

К родственным отношениям относятся детско-родительские отношения. Именно эти отношения во многом определяют то, как на протяжении всей будущей жизни человека будут складываться у него все другие виды межличностных отношений. Взаимоотношениям родителей и детей посвящено очень много работ психологов и педагогов.

Каждый из нас мечтает о человеке, который придет на помощь даже ночью по первому звонку, никогда не предаст, не позавидует, даст хороший совет, не будет обсуждать за спиной, то есть о . С ним можно и повеселиться, и погрустить. Ему можно рассказать самый большой секрет и быть уверенным в том, что он его сохранит. Да, действительно иметь такого человека в своем окружении – настоящее счастье, а дружеские отношения с ним нужно беречь и ценить.

Главные составляющие дружеских отношений

В знаменитом фильме «Крестный отец» прозвучала очень правдивая фраза: «Дружба - это все. Дружба превыше таланта. Сильнее любого правительства. Дружба значит лишь немногим меньше, чем семья». Действительно, она способна стать отрадой, ярким лучиком солнца в беде, она способны окрылить и вселить надежду на лучшее.

Дружеские отношения включают в себя обязательные условия, без которых они не могут называться таковыми:

  • Взаимопомощь. Друзья всегда выручают друг друга. Они не могут находиться в стороне, если с кем-то из них случилась беда.
  • Взаимопонимание. Товарищи отлично понимают друг друга с полуслова, особенно те, кто дружит на протяжении многих лет. У них есть свои собственные шутки, ассоциации, воспоминания, которые их объединяют и которые могут быть непонятны другим людям.
  • Общность интересов. Очень часто люди, которых связывает дружеское общение, имеют общее хобби. Оно является ещё одной связующей нитью между ними.
  • Равенство. В дружеских отношениях нет главных. Все вопросы должны решаться сообща, без ущемления чьих-то взглядов и интересов.
  • Друзья проводят много времени вместе. Они могут посещать театры, выставки, кинотеатры, гулять, путешествовать, да и просто пить чай на кухне, рассуждая о вечном или делясь своими проблемами и радостями.
  • Это искренние позитивные отношения, в которых нет места зависти, злобе, осуждению.

Типы дружеских отношений

Возникает в том случае, если оба ощущают духовное притяжение друг к другу, основанное на теплоте, искренности, желании заботиться и помогать.

Чаще всего дружеские отношения завязываются в детстве, и они самые крепкие и надежные. Малышам ещё неизвестно чувство выгоды и корысти, они тянутся к другим просто так, по душевному зову. Дети проводят вместе много в компании друг друга, играют, гуляют, соответственно, растут и развиваются тоже вместе. Такая дружба, если она настоящая и искренняя, способна перенести любые невзгоды и длиться всю жизнь.

Люди также могут подружиться уже в юношеском возрасте, учась в одной группе университета или проживая в одной комнате общежития. В этом случае их, как правило, связывают общие интересы и жизненные идеалы. В подростковом возрасте, в пору юношеского максимализма и идеализма, именно эти критерии играют основную роль. Друзья являются основным авторитетом для молодых людей, к их советам прислушиваются, их мнение уважают. В студенческое время приятели вместе отдыхают, путешествуют, посещают дискотеки. Они молоды и решительны и пока не задумываются о том, что через несколько лет их пути могут разойтись. Однако выдержит все испытания и сохранит свою красоту.

Отношения товарищества могут возникать и в более позднем возрасте, когда человек устраивается на работу. Однако такой искренней привязанности, которая возникает в детском и подростковом возрасте, здесь нет. Друзья-коллеги могут стать верными союзниками, такие взаимоотношения основываются на уважении, общих устоявшихся взглядах на мир, совместной деятельности.

Ещё одной относительно новой категорией дружеских отношений стали . В социальных сетях можно легко найти единомышленников и товарищей по интересам, было бы только желание. Но дружбой в полном смысле слова такое общение назвать трудно. Каждый имеет свои проблемы, свою жизнь, приятели по переписке могут находиться на разных концах планеты. Единственное, что их связывает – общение в сети. Настоящая полноценная дружба начинается лишь в тот момент, когда эти люди встречаются в реальной жизни, видят не только преимущества, но и недостатки друг друга, но все равно продолжают отношения.

А вы умеете быть другом?

Нужно всегда помнить о том, что дружеские отношения строят два человека. Ожидая от другого преданности, бескорыстности, понимания, необходимо и отдавать это взамен, постоянно, ежедневно. Любые отношения, включая дружеские, – это большой труд. Это цветок, который нужно постоянно поливать, ухаживать за ним, чтобы он не завял. И когда один старается, пытается изо всех сил «подпитывать» дружбу своим теплом, вниманием, помощью, а другой всё это принимает за должное, рано или поздно отношения разрушаются.

Очень часто, когда дружба угасает, каждый начинает в душе винить другого в холодности и безразличии. Прежде чем это делать, задумайтесь, когда вы в последний раз звонили другу просто так без надобности, чтобы узнать, как его дела или настроение, когда вы виделись с ним, гуляли, делились мечтами, эмоциями. Все жалуются на нехватку времени, но те, кому действительно дорога дружба, всегда найдут время увидеться, помочь, посочувствовать товарищу, то есть сделать всё необходимое, чтобы отношения процветали и были надежной опорой, как и прежде.

Дружба - один из видов личных отношений. В отличие от функциональных, деловых отношений, где один человек использует другого как средство для достижения какой-то своей цели, дружба самоценна, она сама по себе является благом; друзья помогают друг другу бескорыстно, «не в службу, а в дружбу». В отличие от кровнородственной, семейной близости и от товарищества, члены которого связаны общей принадлежностью и узами групповой солидарности, дружба индивидуально-избирательна, свободна и основана на взаимной симпатии. В отличие от поверхностного приятельства, дружба - отношение глубокое и интимное, предполагающее не только верность и взаимопомощь, но и внутреннюю близость, откровенность, доверие, любовь. Недаром мы называем друга своим alter ego. По характеру своей мотивации дружба отличается и от любовно-эротических, сексуальных чувств и отношений.

Человечество всегда высоко ценило дружбу. Трудно назвать философа, который бы не рассуждал о ней. Но говоря о дружбе, часто подразумевают разные явления. Во-первых, дружба - определенный социальный институт, выполняющий какие-то социальные функции, изучением которых занимаются такие науки как социология, история и антропология. Во-вторых, это складывающиеся в повседневной жизни реальные личные отношения, изучением которых занимается социальная психология. В-третьих, это дружеские чувства и переживания, в изучении которых ключевая роль принадлежит психологии эмоций и психологии личности. В-четвертых, дружба - важная нравственная ценность, изучением которой занимается этика.

Хотя все народы во все времена почитали дружбу величайшей социальной и нравственной ценностью, они неизменно считали «подлинную дружбу» крайне редкой, а расцвет ее, как правило, относили к прошлому, представляя ее как идеал, опрокинутый в прошлое. Как заметил немецкий философ Артур Шопенгауэр, «истинная дружба - одна из тех вещей, о которых, как о гигантских морских змеях, неизвестно, являются ли они вымышленными или где-то существуют».

Проблему историчности дружбы поставили немецкие социологи конца 19 в. Фердинанд Тённис и Георг Зиммель. Тённис, которого часто называют «первым социологом дружбы», теоретически разграничил два типа социальных структур: основанную на непосредственной эмоциональной близости людей «общину» и основанное на холодном рациональном расчете и разделении труда «общество». Классический пример «общественных» отношений - капиталистическое товарное хозяйство, пренебрегающее всеми индивидуальными различиями, а воплощение «общинности» - родство, соседство и особенно дружба. По мнению Тённиса, «община» и «общество» присутствуют на всех этапах исторического развития, но в разной пропорции. На ранних стадиях развития, пока люди живут сравнительно небольшими группами и в патриархальных условиях, преобладает «общинность». По мере того как социальные связи становятся все более универсальными, значение «общинных» отношений, в том числе и дружбы, снижается. Они становятся всего лишь островками «человеческого» в мире безличной расчетливости.

В отличие от Тённиса, который связывал развитие дружбы с дифференциацией общественной деятельности и социальной структуры, Зиммель выдвигал на первый план дифференциацию самих личностей. Человеческая индивидуальность, по Зиммелю, создается, прежде всего, наличием некоей тайны, составляющей исключительное достояние личности. По его мнению, на ранних стадиях социального развития индивид имел очень мало своего и поэтому не испытывал потребности в самораскрытии. Потребность в интимной дружбе возникает у человека лишь в античности. Но «по мере растущей дифференциации людей такое полное самораскрытие должно было становиться все труднее. Современный человек, возможно, должен слишком многое скрывать, и это не позволяет ему поддерживать дружбу в античном смысле». Индивид с более сложным внутренним миром не может полностью раскрыться кому-либо одному. Поэтому тотальная дружба разделяется на ряд отношений, в каждом из которых раскрывается какая-то отдельная сторона Я. С одним человеком нас связывает симпатия, с другим - общие интеллектуальные интересы, с третьим - религиозные чувства, с четвертым - общий жизненный опыт.

Социальная история дружбы - история не столько чувств, сколько социального института дружбы и того языка, «дискурса», которым она описывается. В древнейших обществах, где личные отношения еще не отделены от общественных, дружба выступает, прежде всего, как социальный институт, а права и обязанности друзей строго регламентированы. Особое значение имела мужская воинская дружба. Лучше всего это видно на примере древней Греции, которая издавна считается царством дружбы, а имена Кастора и Полидевка, Ореста и Пилада, Ахилла и Патрокла стали нарицательными. Однако античный канон дружбы исторически развивался. Первоначально греческое слово «филия» было синонимом кровного родства. Затем дружба превращается в самостоятельный институт, который ставится выше всех прочих общественных отношений. Дальнейшая дифференциация социальной структуры приводит к тому, что личные отношения отделяются от социально-институционализированных, из социального союза дружба превращается в эмоциональную привязанность. Это повышает ее индивидуальную избирательность, но одновременно делает взаимные обязанности друзей менее определенными. В связи с этим возникают споры о соотношении инструментальных и экспрессивных ценностей и мотивов дружбы, о критериях разграничения дружбы и любви и т.п.

В разные периоды истории понятие дружбы наполняется разным содержанием. В раннем средневековье восхваляется и поэтизируется героическая рыцарская дружба, воинское братство и побратимство. Христианские богословы спорят о соотношении дружбы между конкретными людьми и любовью к Богу. В начале Нового времени дружеские чувства противопоставляются отношениям, основанным на сословной принадлежности или общности коммерческих интересов. Романтики конца 18 - начала 19 вв. создали культ нежной лирической дружбы, главной ценностью которой является психологическая интимность и самораскрытие собственного Я. В 20 в. заговорили об оскудении дружбы под влиянием урбанизации, ускорения темпов социального обновления и возникновения массового общества. Как писал Антуан де Сент-Экзюпери, «узнать можно только те вещи, которые приручишь. У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей».

Однако историко-социологические исследования демонстрируют не столько «оскудение» дружеских чувств и отношений, сколько усложнение и психологизацию их критериев, в свете которых реальные личные связи сплошь и рядом выглядят неудовлетворительными. Новая, более динамичная форма общественных отношений не уничтожила элементарной потребности отдельного человека в теплоте и спонтанности в отношениях с другими людьми и не привела к исчезновению желания надежного и постоянного подтверждения собственных чувств со стороны других людей и желания быть рядом с теми, кто вызывает симпатию.

Многозначность понятия дружбы отражает реальную многогранность и переливчатость межличностных взаимоотношений. С точки зрения психологии, все житейские определения дружбы суть метафоры, каждая из которых высвечивает какой-то один ракурс проблемы. «Друг-товарищ» подразумевает наличие совместной деятельности и общих интересов. «Друг-зеркало» подчеркивает функцию самопознания, партнеру в этом случае отводится пассивная роль отражения. «Друг-собеседник» высвечивает коммуникативную сторону дружбы, самораскрытие и взаимопонимание. «Друг-альтер эго» подразумевает, с одной стороны, ассимиляцию, уподобление другого себе, а с другой - идентификацию, уподобление себя другому, саморастворение в другом.

Каждая из этих метафор по-своему правомерна, но они могут обозначать и разные типы дружбы, и разные ее компоненты, и разные стадии развития одного и того же взаимоотношения. Соотношение экспрессивных и инструментальных ценностей дружбы имеет свой половозрастной аспект. Детские дружбы покоятся на непосредственной эмоциональной симпатии, общих интересах и совместной деятельности. В подростковом возрасте эти ценности дополняются и постепенно перевешиваются потребностью в эмоциональной поддержке и взаимопонимании. Потребность в alter ego достигает кульминации в ранней юности. Именно в юношеской дружбе формируются такие важные личностные черты, как альтруизм и способность поставить себя на место другого. В дальнейшем, по мере взросления, дружба утрачивает эту тотальность, частично уступая место любовным, семейным и иным привязанностям.

Эти процессы не совсем одинаково протекают у мужчин и у женщин. Традиционный канон дружбы, уходящий корнями в античность, считал ее исключительно мужской добродетелью. Возможность дружбы между женщинами философы начали признавать только в 18 в., но и сегодня многие люди убеждены, что женская дружба существенно уступает мужской в глубине, силе и устойчивости. Отчасти это мнение сложилось потому, что о женской дружбе высказывались главным образом мужчины, которые были склонны недооценивать значение женского субъективного опыта. Исключительно мужские сообщества и дружбы имели священное, сакральное значение, передаваясь из поколения в поколение, легенды превращали идеальные представления в свойства, якобы присущие каждому мужчине. Принадлежность и верность своей мужской группе - важнейшая нравственная ценность мальчиков и юношей. Мужская дружба часто мыслится как синоним мужественности. Женская дружба никогда и нигде не возводилась в ранг социального института, оставаясь чисто бытовым феноменом. Женщины описывают дружбу в более тонких психологических терминах, подчеркивая ценности доверия, эмоциональной поддержки и интимности, тогда как мужчины акцентируют солидарность и взаимопомощь. Девичья дружба больше ориентирована на эмоционально-экспрессивные ценности. Эти различия появляются довольно рано и тесно связаны с развитием самосознания. Повышенная рефлексивность девочек порождает и более раннюю потребность делиться своими переживаниями, что составляет одну из главных функций дружбы.

Несмотря на процессы глобализации, дружба имеет свои этнокультурные особенности. Переход России к рыночной экономике подорвал патриархальные представления о дружбе, заставив рассматривать человеческие взаимоотношения более реалистично и прозаически. Тем не менее, дружба остается одной из главных жизненных ценностей современной молодежи. У московских старшеклассников среди всех видов проведения свободного времени на первом месте стабильно находится «общение с друзьями», но в 2006 г. так ответили 79%, а в 2008 - 54% опрошенных. Неоднозначно и влияние новых информационных технологий. С появлением Интернета у подростков заметно уменьшилась роль друзей как источников информации, но одновременно появились новые возможности нахождения друзей.

Что же до соотношения экспрессивных и инструментальных ценностей дружбы, то у сегодняшних подростков и юношей оно выглядит примерно таким же, как в 1970. Отвечая в 2008 на вопрос, «что для вас самое главное в дружбе?», 16-19-летние российские юноши и девушки поставили на первое место возможность получить помощь, а на второе - верность и постоянство. Однако дальше обнаруживаются гендерные различия. Девушки придают больше значения чувству, что кто-то в тебе нуждается, возможности делиться сокровенными мыслями и сознанию того, что кто-то высоко ценит тебя. Для мальчиков важнее совместное проведение досуга и интеллектуальная общность.

Дружбу можно определить как положительные интимные отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов, преданности людей друг другу, полном доверии и т.д. Дружеским отношениям присущи: личностный характер (в противоположность, например, деловым отношениям); добровольность и индивидуальная избирательность (в отличие от родства или солидарности, обусловленной принадлежностью к одной и той же группе); внутренняя близость, интимность (в отличие от простого приятельства); устойчивость. Но цели, которые преследует дружба могут быть самыми различными: деловыми или эмоциональными, рациональными и нравственными - все это сложным образом переплетается и обретает многоцелевую ориентацию.

Дружба -- личностные отношения между людьми, обусловленные духовной близостью, общностью интересов. В силу того, что в дружбе очень большую роль играют эмоциональные переживания, ее формирование и развитие зависит от частоты контактов, принадлежности к одной группе, совместной деятельности. Если детская дружба, характеризующаяся эмоциональной привязанностью, основана прежде всего на совместной деятельности, то с возрастом формируется подлинная потребность в другом человеке как личности, основанная на развитии потребности осознать самого себя, соотнести свои переживания с переживаниями другого человека. На этой основе осуществляются усиленные поиски друга, и возникает возможность его идеализации. Для взрослого человека основания для дружбы имеют более дифференцированный характер, так как дружеские чувства могут быть локализованы в любовных, семейных или родительских отношениях.

В отличие от любви, дружба это в основном отношения меду людьми одного и того же пола.

Необходимо различать Дружбу как:

· социальный институт, или систему социальных норм (социологический аспект)

· моральное чувство (психологический аспект)

· специфический вид взаимоотношений (социально-психологический аспект)

Следует не путать само понятие дружбы с близкими по значению понятиями.

Понятие первое: знакомые. Большинство людей, которых мы считаем своими друзьями, на самом деле всего лишь наши знакомые, то есть те, кого мы выделяем из окружающей нас массы людей. Нам известны их заботы, их проблемы, мы считаем их близкими нам людьми, обращаемся к ним за помощью и сами охотно им помогаем. Но нет полного откровения, мы не доверяем им свои самые сокровенные желания. Встреча с ними не делает нас счастливыми, не вызывает у нас невольной радостной улыбки. сплетни, зависть, вражда. Часто за внешне сердечными отношениями прячутся глубинные конфликты.

Понятие второе: коллективная солидарность. Нужно отличать дружбу от солидарности. В последнем случае друзья - это те, кто сражается на нашей стороне, скажем, во время войны. С одной стороны, друзья, с другой - враги. В такой солидарности нет ничего личностного. К этой же категории относятся формы солидарности, существующие в сектах, в партиях, в церкви. Но во всех этих случаях мы имеем дело с коллективными, а не чисто личностными отношениями.

Понятие третье: функциональные отношения. Они относятся к типу личностных связей, основанных на социальной функции. Такова дружба между компаньонами или между политическими деятелями. Такие отношения длятся до тех пор, пока существует интерес, который требует общей заботы. Сюда же входят многочисленные профессиональные взаимоотношения, отношения между коллегами по работе и между соседями по дому.

Значение четвертое: дружелюбие. Отношения также основаны на взаимной симпатии, но в этом случае слово дружба следует употреблять очень осторожно. Такие эмоциональные связи часто поверхностны и непродолжительны.

Духовная дружба - взаимное обогащение и дополнение друг друга. Тем самым он дает своему другу возможность получить столь желанное признание: что может быть прекраснее, если тебя ценит и понимает тот, за кем ты признаешь это право. Каждый чувствует себя совершенно не похожим на другого и восхищается именно теми качествами, которых нет у него самого.

Творческая дружба - это оба друга сохраняют свою ярко выраженную индивидуальность. Более того, дружба помогает творчески дополнять личность каждого из друзей, придать законченный характер их индивидуальности. Будничная дружба может существовать и развиваться только при условии непосредственной территориальной близости. Друзья обязательно должны жить рядом, оказывать друг другу услуги, обращаться за помощью, ходить вместе в куда-либо или хотя бы просто болтать о том о сём. Как правило, такая дружба подкрепляется каким-нибудь постоянным поводом для встреч. Это может быть обычное соседство или общая работа.

Семейная дружба на первый взгляд кажется полным антиподом дружбы творческой, но это не так. Для рассматриваемого нами типа дружбы характерно то, что наш друг, в сущности, становится другом всей семьи. А если речь идет о супружеской паре, у которой есть дети, можно со всей очевидностью говорить о дружбе семьями.

Значение и эволюционное развитие дружбы в процессе формирования личности

Интеллектуальные и иные привязанности ещё не отделялись в Древней Греции от эротических. Платоновский идеал бескорыстной дружбы - любви, в которой чувственное влечение подчиняется стремлению к нравственному совершенствованию, остаётся внутренне противоречивым.

Детская дружба представляет собой эмоциональную привязанность, чаще всего основанную на совместной деятельности; хотя степень избирательности и устойчивости Д. повышается с возрастом ребёнка.

Подлинная потребность в "другом я" появляется только у подростка в связи с потребностью осознать себя, соотнести собственные переживания с переживаниями другого. Юношеская дружба склонна к исповедальности, занимает едва ли не самое главное место в жизни и чрезвычайно эмоциональна. Поэтому зачастую нуждаясь в глубоких эмоциональных привязанностях молодые люди не замечают реальных качеств партнера, такие отношения зачастую недолговечны.

Дружеские связи взрослого человека более дифференцированы, поскольку появляется ряд новых форм общения (любовь, семейные и родительские привязанности и т.д.). Основное отличие дружбы взрослых от дружбы в детском или юношеском возрасте - терпимость к различиям, по мере становления и формирования личности.

Формирование дружбы

Дружба возникает как разрыв в обычном течении событий, как скачок. В какой-то момент мы вдруг начинаем испытывать сильный прилив симпатии, интереса к другому человеку, он становится нам близок. Если мы давно с ним знакомы, появляется чувство, будто мы увидели его первый раз в жизни. Назовем это явление встречей. Встреча - это конечное событие, сгусток времени. Для дружбы важны только эти минуты наивысшей интенсивности жизни. Все, что происходит в промежутке, не имеет значения. Такая встреча всегда неожиданность, всегда открытие. По отношению к большинству наших знакомых мы так никогда и не сделаем этот первый шаг на пути к дружбе. В отличие от влюблённости мы можем даже не вспоминать о друге от встречи до встречи.

Хотя дружба - интимное личное отношение, формирование и развитие её зависят от ряда объективных условий: пространственной близости, частоты контактов, принадлежности к общему коллективу, совместной деятельности, общности целей и интересов.

В нашем мире в любой период истории очень актуальным был вопрос общения и дружбы. Эти понятия обеспечивали людям приятные эмоции, облегчали жизнь, а главное - выживание. Так что же такое дружба? Если кратко, то это когда кратковременное или долгое общение двух или больше людей приводит к доверительным отношениям и взаимопониманию. Но это в идеале, на самом деле дружба бывает многих видов, и не всегда обе стороны честны друг с другом. Большинство дружественных групп создаются на основании общих интересов, для удобства жизни или выгоды.

Общее о дружбе

Сколько видов дружбы существует? Что бы нам ни говорила современная молодежь, хикки и люди, избегающие жизни в социуме, в каждом человеке заложено стремление объединения в группы. Это находится в генах, ведь с самого начала времен именно с попаданием в группу человек мог выжить в мире и даже преуспеть. Какими же бывают виды дружбы?

Самый "ранний" вид - это детская дружба. Здесь больше значат социальные и локационные факторы, то есть общаться и дружить начинают с соседями, товарищами по детскому саду, детьми друзей родителей, теми, кто играет в их дворе. Очень редко такая дружба к чему-то приводит, в основном друзья расстаются еще в раннем возрасте. Но есть случаи, когда люди смогли пронести такие отношения через годы и не утратили взаимного интереса друг к другу. Такие отношения, к сожалению, редко встречаются в современном мире. Ими нужно очень дорожить, ведь тому, кто пережил с тобой хорошие и плохие моменты жизни, действительно можно доверять. Ты всегда знаешь, что параллельно с тобой живет человек, который всегда и поддержит, и поможет, не бросит в беде.

Дружба по-взрослому

Далее у нас идут взрослые, зрелые отношения. Здесь действуют совсем другие правила. У большинства есть свои семьи, работа, обязанности. Поэтому видеться в основном можно на общих праздниках, редких встречах в кругу семей, во время шопинга, отпуска. Много времени товарищи вместе проводить не могут, но держаться за эту "ниточку" очень важно. Ведь как говорилось ранее, выживание одного индивидуума очень сильно зависит от группы. Да и каждому нужно понимание, а в своем большинстве такой вид дружбы основывается больше на моральной поддержке, обмене информации, консультировании в насущных проблемах.

Очень важно в любых отношениях иметь доверие, оно является фундаментом для крепкой дружбы. Самый большой враг - это зависть или соперничество. Что одно, что другое может быть скрытым или завуалированным. Поэтому нужно с осторожностью относиться к окружающим вас людей, если вы не уверены в них на все 100 %.

Товарищество мужчины и женщины

Очень интересен вид дружбы между мужчиной и женщиной. Многие сейчас уверены, что она невозможна, но это не так. Это, наверное, самый редкий вид дружбы. На самом деле она возможна и может быть духовно даже ближе, чем отношения со второй половинкой. Это в которых обе личности стоят только на равных условиях. Строиться отношения могут на взаимных интересах, общих делах, работе или просто на осознании, что этот человек нужен или понадобится тебе в будущем, не бросит в беде. Оба друга могут обговаривать темы, которые никогда бы не стали обсуждать с мужем или женой, но при этом сексуальный контакт исключен. Категорически. Если он имел место, то такая пара переходит в другую группу отношений или вообще расходится со временем. Смыслом же такой дружбы является познание и изучение противоположного пола, сильных и слабых сторон, взаимная поддержка. Если же в такой паре один человек влюблен в другого, то эти отношения могут перерасти во что-то большее. Опыт такой дружбы предполагает, что с противоположным полом могут быть очень полезными, однако важно соблюдать дистанцию. Поэтому очень опасно вести такой вид дружбы, только за всю историю человечества это никого никогда не останавливало.

Приятель в экране

Большое место в жизни современных Homo sapiens заняло виртуальное общение, которое очень часто перерастает в крепкую дружбу или даже во что-то большее. Преимущества такой дружбы в отсутствии стеснения, психологических, социальных барьеров и стереотипов между двумя людьми. Появляется откровенность, открытость в общении. Хотя приятели могут находиться в нескольких тысячах километров друг от друга. Даже понимание того, что они могут никогда и не встретиться вживую, не останавливает пользователей виртуальных чатов. Знакомство может произойти в разных "местах", таких как онлайн-игры, социальные сети или же специализированные сайты для знакомств. Это очень интересный вид дружбы, но не стоит забывать, что по ту сторону экрана может быть не совсем тот, кого вы себе представляете. В виртуальном аккаунте человек может написать все что угодно, скрывать свои недостатки, а положительные качества выносить на передний план либо вообще придумывать их. Позитивная черта такого общения заключается в том, что вы можете сделать то же самое.

Дружба по интересам

И в заключение мы разберем такой вид дружбы, как дружба по интересам. Возникнуть она может где угодно: на разнообразных курсах, работе, баре, в который вы ходите каждый день. Это не самый крепкий вид дружбы между людьми. Отличие от других разновидностей общения в том, что вы проводите время вместе только в определенной локации, например в тренажерном зале или том же баре, но дальше ваша дружба не развивается. Ее цель - это моральная и психологическая поддержка, общение, обмен информацией, самосовершенствование. Никто никого не обязывает ни к чему, отношения открытые и поверхностные. Но здесь есть и другая сторона - не стоит ждать от таких отношений доверия, помощи и взаимовыручки.

Каждый делает свой выбор

В статье мы разобрали, что существует четыре вида дружбы, их достоинства и недостатки. Поняли, что на начальных этапах товарищества большое значение отдается внешним признакам, со временем же выделяются больше качества личности, особые характеристики, раскрывающиеся не сразу, но заслуживающие внимания. Решать вам, какая дружба больше по душе. Но факт остается фактом - без общения и взаимосвязей с другими представителями рода людского мы обойтись не можем. Хотя некоторые индивидуумы и жаждут жизни без каких-либо контактов с другими людьми.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

РОССИЙСКО - АРМЯНСКИЙ (СЛАВЯНСКИЙ) УНИВЕРСИТЕТ

Факультет: Физико-технический

Специализация: Телекоммуникации

По предмету «Психология»

На тему: «Психологические особенности дружеских взаимоотношений»

Выполнил: студент 4 курса

Багдасарян Акоп

Ереван 2014

Введение

Человек -- социальное существо, его жизнь и развитие невозможно без общения и взаимодействия с людьми.

Общение -- специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей.

Взаимодействие -- это действия индивидов, направленных друг к другу. Такое действие может быть рассмотрено как совокупность способов, применяемых человеком для достижения определенных целей -- решения практических задач или реализации ценностей.

П. Сорокин предостерегает, что «если бы кто-нибудь предпринял анализ взаимного поведения членов какой-нибудь социальной группы, совершенно игнорируя психические процессы, происходящие в психике каждого члена при том или ином поступке и описывая только внешние формы актов поведения, то вся социальная жизнь ускользнула бы целиком из-под анализа».

Таким образом, анализ социальных взаимоотношений имеет два аспекта: психологический и логико-смысловой.

1. Понятие и виды дружбы

Дружба -- разновидность избирательно-личностных отношений между людьми, характеризующихся взаимным признанием, доверительностью, доброжелательностью, заботой.

Аристотель различал три вида дружбы:

1) утилитарную , основанную на соображениях взаимной выгоды;

2) гедонистическую , основанную на эмоциональной привязанности к человеку, общение с которым доставляет удовольствие;

3) нравственную , кода друга любят бескорыстно, ради него самого. В этнографической и социологической литературе широкое распространение приобрело разграничение экспрессивной (эмоциональной, аффективной) и инструментальной (деловой, основанной на взаимной выгоде) дружбы.

Дружеским отношениям присущи: личностный характер (в противоположность, например, деловым отношениям); добровольность и индивидуальная избирательность (в отличие от родства или солидарности, обусловленной принадлежностью к одной и той же группе); внутренняя близость (в отличие от простого приятельства); устойчивость. Но цели, которые преследует дружба, могут быть самыми различными: деловыми или эмоциональными, рациональными и нравственными - все это сложным образом переплетается и обретает многоцелевую ориентацию.

Следует не путать само понятие дружбы с близкими по значению понятиями.

Понятие первое : знакомые . Большинство людей, которых мы считаем своими друзьями, на самом деле всего лишь наши знакомые, то есть те, кого мы выделяем друзьями, на самом деле всего лишь наши знакомые, то есть те, кого мы выделяем из окружающей нас массы людей. Нам известны их заботы, их проблемы, мы считаем их близкими нам людьми, обращаемся к ним за помощью и сами охотно им помогаем. Но нет полного откровения, мы не доверяем им свои самые сокровенные желания. Встреча с ними не делает нас счастливыми, не вызывает у нас невольной радостной улыбки. сплетни, зависть, вражда. Часто за внешне сердечными отношениями прячутся глубинные конфликты.

Понятие второе: коллективная солидарность . Нужно отличать дружбу от солидарности. В последнем случае друзья - это те, кто сражается на нашей стороне, скажем, вовремя войны. С одной стороны, друзья, с другой - враги. В такой солидарности нет ничего личностного. К этой же категории относятся формы солидарности, существующие в сектах, в партиях, в церкви. Но во всех этих случаях мы имеем дело с коллективными, а не чисто личностными отношениями.

Понятие третье: функциональные отношения. Они относятся к типу личностных связей, основанных на социальной функции. Такова дружба между компаньонами или между политическими деятелями. Такие отношения длятся до тех пор, пока существует интерес, который требует общей заботы. Сюда же входят многочисленные профессиональные взаимоотношения, отношения между коллегами по работе и между соседями по дому.

Значение четвертое: дружелюбие. Отношения также основаны на взаимной симпатии, но в этом случае слово дружба следует употреблять очень осторожно. Такие эмоциональные связи часто поверхностны и непродолжительны.

По мере дифференциации общественных отношений личные связи становятся все более подвижными и гибкими. В любой макро- или микро-социальной среде существуют неписаные правила типа:

Друг моего друга - мой друг.

Враг моего врага - мой друг.

Друг моего врага - мой враг.

Враг моего друга - мой враг.

2. Виды дружеских отношений

Духовная дружба - взаимное обогащение и дополнение друг друга. Тем самым он дает своему другу возможность получить столь желанное признание: что может быть прекраснее, если тебя ценит и понимает тот, за кем ты признаешь это право. Каждый чувствует себя совершенно не похожим на другого и восхищается именно теми качествами, которых нет у него самого.

Творческая дружба - это оба друга сохраняют свою ярко выраженную индивидуальность. Более того, дружба помогает творчески дополнять личность каждого из друзей, придать законченный характер их индивидуальности.

Будничная дружба может существовать и развиваться только при условии непосредственной территориальной близости. Друзья обязательно должны жить рядом, оказывать друг другу услуги, обращаться за помощью, ходить вместе в куда-либо или хотя бы просто болтать о том о сём. Как правило, такая дружба подкрепляется каким-нибудь постоянным поводом для встреч. Это может быть обычное соседство или общая работа.

Семейная дружба на первый взгляд кажется полным антиподом дружбы творческой, но это не так. Для рассматриваемого нами типа дружбы характерно то, что наш друг, в сущности, становится другом всей семьи. А если речь идет о супружеской паре, у которой есть дети, можно со всей очевидностью говорить о дружбе семьями.

3. Значение и эволюционное развитие дружбы в процессе формирования личности

Велика разница между американским и советским каноном дружбы. Достоверных, строго научных данных об этом нет, но, судя по наблюдениям и впечатлениям от общения с американцами, можно сказать, что они очень доброжелательные люди, вежливы, избегают ссор. Однако присущий им индивидуализм и установка на максимальную личную самостоятельность часто оборачиваются равнодушием к другим. Средний американец охотно жертвует деньги на благотворительные цели, но редко поделится с другом последним. В личных отношениях здесь строже выдерживается психологическая дистанция.

...Самая прочная, верная и прекраснейшая дружба - это взаимная любовь людей достойных, в основе которой, естеств енно, лежат добродетель и благо .

Аристотель

Друг - наше "второе Я". Ближе друга у человека никого нет. Поэтому, считает Аристотель, количество друзей имеет пределы. "...Близкая дружба - это дружба с немногими", "при товарищеской дружбе не бывает большого числа друзей, да и в гимнах говорится о парах."

Из такого понимания дружбы вытекает целый ряд психологических проблем: разграничение дружбы и простого расположения, выявление особенностей юношеской и старческой дружбы, зависимости дружбы от индивидуальных черт личности и т. п. В понимании Аристотеля, дружба уже не является ни традиционным социальным институтом, ни разновидностью расчетливого товарищества, ни абстрактной добродетелью, а самостоятельным высокоиндивидуализированным межличностным отношением.

Античность представляет завершенный цикл развития понятия дружбы. Сначала дружба выступает как синоним или частный аспект родства. Затем она превращается в самостоятельный институт; роль друга приобретает самодовлеющее социальное значение. Дальнейшая дифференциация социальной структуры приводит к тому, что межличностные отношения отделяются от социально - институционализированных. Это повышает индивидуальную избирательность дружбы, но одновременно делает ее социальные функции и взаимные обязанности друзей менее определенными и проблематичными. Отсюда - психологизация, иптимизация дружбы и спор о соотношении ее инструментальных и экспрессивных функций. Из договорного отношения и социального союза дружба превращается в эмоциональную привязанность, на первый план выходит проблема ее мотивов и соотношения дружбы и любви. Но экспрессивные функции также имеют определенное общественное значение (дружба как институт социализации). Это привлекает внимание к ценностной стороне дружбы, побуждая рассматривать ее преимущественно в этическом, нормативном ключе. Задача описания дружеских отношений, какими они фактически являются (сделать это становится все труднее из-за индивидуальных различий), подчиняется обоснованию идеала дружбы, какой она должна быть, имея в виду природу дружеских обязанностей и соотношение дружбы и общественного долга.

В европейской культурной традиции античная Греция издавна считалась царством "подлинной дружбы".

Герои одного из самых древних и широко распространенных античных мифов Кастор и Полидевк (Диоскуры), считавшиеся воплощением и покровителями дружбы, не только неразлучные друзья, но и братья-близнецы - сыновья Зевса (в другом варианте - Посейдона). Связь понятий дружбы и родства сохраняется и в древнегреческой трагедии, поэзии, прозе. Короче говоря, у древних греков, как и у других народов, первоначальные формы и термины дружбы связаны с родством. Но в гомеровской Греции уже существует вид дружбы, принципиально не связанный ни с кровным, ни с искусственным родством. Это воинское товарищество очень похоже на описываемые этнографами ритуализованные личные отношения. Для гомеровских героев привязанность к другому есть аспект любви к себе. Вместе с тем в разговорах о дружбе все больший упор делается на психологическую близость, необходимость не только помогать другу, но и разделять его чувства. дружеский отношение личность психология

В раннем средневековье человек снова оказывается неотъемлемой частью общины. Вся его жизнь, от рождения до смерти, регламентирована. Он почти никогда не покидает места своего рождения. Его жизненный мир ограничен рамками сословной принадлежности. Как бы ни складывались обстоятельства, дворянин всегда остается дворянином, а ремесленник - ремесленником. Его социальная роль для него так же органична и естественна, как собственное тело. Каждому сословию присуща своя собственная система добродетелей, и каждый индивид должен знать свое место.

4. Содержание и функции дружбы сущ ественно изменяются с возрастом

Детская дружба представляет собой эмоциональную привязанность, чаще всего основанную на совместной деятельности; хотя степень избирательности и устойчивости повышается с возрастом ребёнка

Подлинная потребность в "другом я" появляется только у подростка в связи с потребностью осознать себя, соотнести собственные переживания с переживаниями другого. Юношеская дружба склонна к исповедальности, занимает едва ли не самое главное место в жизни и чрезвычайно эмоциональна. Поэтому зачастую нуждаясь в глубоких эмоциональных привязанностях, молодые люди не замечают реальных качеств партнера, такие отношения зачастую недолговечны.

Дружеские связи взрослого человека более дифференцированы, поскольку появляется ряд новых форм общения (любовь, семейные и родительские привязанности и

т.д.). Основное отличие дружбы взрослых от дружбы в детском или юношеском возрасте - терпимость к различиям, по мере становления и формирования личности.

5. Психология дружбы

У меня есть друг, я люблю - значит, я существую.

М. Пришвин

"Друг - товарищ" подразумевает наличие совместной деятельности и общих интересов. "Друг - зеркало" подчеркивает функцию самопознания, а партнеру в этом случае отводится пассивная роль отражения; "Друг - сострадальник" олицетворяет эмоциональное сопереживание. "Друг - собеседник" высвечивает коммуникативную сторону дружбы, самораскрытие и взаимопонимание. "Друг - "альтер эго" подразумевает как ассимиляцию, уподобление другого себе, так и идентификацию, уподобление себя другому, саморастворение в другом.

Возникшая в конце XIX в. психология дружбы, ставила вопросы общего характера: каков источник дружбы, как соотносятся ее рациональные и эмоциональные компоненты и чем поддерживается однажды возникшее отношение? Аналитический период психологии дружбы, начавшийся в конце 50-х годов, был связан с социально-психологическими исследованиями межличностной атракции. Слово "атракция" (attraction), как и древнегреческое "филия", обозначает буквально притяжение, влечение. В социальной психологии понятие "межличностной атракции" определяют, как когнитивный (познавательный) компонент эмоционального отношения к другому человеку, или как некоторую социальную установку, или, наконец, как эмоциональный компонент межличностного восприятия (социальной перцепции).

Главный вопрос психологии атракции: "Что привлекает людей друг к другу?" - содержательно неоднозначен. Он охватывает и потребности субъекта, побуждающие его выбирать того или иного партнера; и свойства объекта(партнера), стимулирующие интерес или симпатию к нему; и особенности процесса взаимодействия, благоприятствующие возникновению и развитию диадических (парных) отношений; и объективные условия такого взаимодействия (например, принадлежность к общему кругу общения). Эта многозначность проблемы обусловила тематическую пестроту психологических исследований аттракции. Самая простая, поведенческая модель аттракции, характерная для необихевиоризма (Д. Хоманс, Д. Тибо и Г. Келли), считает важнейшим условием всякого парного взаимодействия обмен вознаграждениями (положительное подкрепление) и издержками (отрицательное подкрепление). Чтобы личные отношения развивались и поддерживались, согласно теоретикам необихевиоризма, партнеры должны получать друг от друга и от самого процесса взаимодействия максимум поощрений и минимум издержек.

Для объяснения такого сложного явления, как- дружба, этот подход нельзя признать удовлетворительным - он слишком элементарен. Его прообраз - деловое партнерство, в котором партнер выступает как средство удовлетворения эгоистических потребностей, субъекта и не предполагается ни глубины, ни моральных обязательств друг перед другом. Да и самый "обмен" рассматривается на уровне отдельных, изолированных потребностей и желаний индивида, без учета их места в жизненном мире целостной личности. Это своего рода психологический эквивалент старой философской теории "разумного эгоизма". Психодинамическая теория, представленная, в частности, психоанализом, усматривает истоки дружбы, как и всех прочих привязанностей, в неосознаваемых эмоциональных потребностях личности. В целом психодинамическая теория атракции лучше подходит для описания безотчетных и неподконтрольных разуму привязанностей, нежели для свободно создаваемых дружеских отношений. В психоаналитических концепциях другу чаще всего отводится роль зеркала, на которое субъект проецирует собственные неосознаваемые черты, или идеального образца для подражания, идентификации.

Когнитивная психология положила начало систематическому изучению "языка дружбы" - терминов, в которых люди осмысливают и описывают свои взаимоотношения и представления друг о друге, а также "личностных конструктов"- специфических оппозиций, противоположных понятий, используемых субъектом для категоризации себя или других людей. Из этих понятий складывается его имплицитная (молчаливо подразумеваемая) теория личности.

Важное значение для психологии дружбы имеет также межличностная компетенция - освоение индивидом необходимых навыков общения, умение завязывать знакомство, раскрываться и понимать других. Символический интеракционизм (Д. Мид, Д. Мак-Колл и др.) выдвигает на первый план социально-структурные (ролевые) и культурно-символические(значение) аспекты личных отношений в связи с развитием самосознания. Поскольку личность формируется и осознает себя только во взаимодействии с другими людьми, приверженцы этого направления видят цель изучения дружбы в расшифровке психологического содержания этого процесса - уяснении, почему данное «Я» привязывается к данному Другому. Межличностная аттракция, по определению Мак-Колла, отличается от формальных или деловых взаимоотношений тем, что в ней присутствует «Я», желающее на "основе своей положительной привязанности к Другому установления личных взаимно активных отношений с ним. Когнитивистская модель, предполагает наличие элементарных процессов обмена и подкрепления, описываемых бихевиористской схемой, и т. д.

В начале 80-х годов психологам стало ясно, что исследование отдельных установок, потребностей мешает разглядеть целостность жизненного мира личности, а сведение личных отношений к серии "взаимодействий" затемняет их глубинный личностный смысл. Лабораторные методы больше подходят для анализа статичных, неразвивающихся однократных встреч посторонних людей, чем естественных, жизненных отношений. В лабораторных исследованиях практически невозможно учесть развитие личных отношений во времени, а также активные усилия и потребности их участников. Дружеские отношения и их "уровни" мыслились не как живые, динамические, изменчивые, имеющие субъективный смысл процессы, а как стабильные "состояния". Новая научно-теоретическая парадигма, пришедшая на смену теории межличностной атракции, рассматривает дружбу как особый вид личных отношений.

Влияние пространственной близости на личные отношения в большинстве случаев опосредствуется и дополняется другими названными факторами - групповой принадлежностью и совместной деятельностью, связанной с определенным разделением функций, кооперацией и взаимопомощью. Как и обыденное сознание, научная психология различает деловые, функциональные отношения и личные, индивидуальные привязанности, а также обусловленное принадлежностью к одному и тому же коллективу товарищество и основанную на индивидуальном выборе и личной симпатии дружбу.

Недаром большую часть своих друзей люди приобретают именно в процессе совместной деятельности, в своих производственных или учебных коллективах, причем значение этого вида общности значительно перевешивает роль территориально-бытовых факторов. Каждый человек одновременно принадлежит не к одному, а к нескольким разным коллективам (производственным, общественно-политическим, семейно-бытовым) и имеет целый ряд референтных групп, с которыми он сообразует свое поведение. Между тем количество близких друзей ограничено. Отсюда - проблема индивидуального выбора, с которого, собственно и начинается психология дружбы, в отличие от психологии коллективной деятельности или психологии общения.

Как и все прочно человеческие отношения, дружба регулируется определенной системой правил. Кодекс древней институционализированной дружбы был, как мы видели, достаточно четко выраженным. Сегодня правила дружбы большей частью молчаливо подразумеваются. Тем не менее их соблюдение очень важно для поддержания и оценки глубины дружеских отношений. Каковы же эти правила?

Из 27 общих правил дружбы, сформулированных на основе первого этапа исследования, наиболее важными оказались 13, которые были распределены на четыре группы: обмен, интимность, отношение к третьим лицам, взаимная координация.

Неписаные правила дружбы

1. Обмен

ь Делиться новостями о своих успехах

ь Выказывать эмоциональную поддержку

ь Добровольно помогать в случае нужды

ь Стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе

ь Возвращать долги и оказанные услуги

2. Интимность

ь Уверенность в другом и доверие к нему

3.Отношение к третьим лицам

ь Защищать друга в его отсутствие

ь Быть терпимым к остальным его друзьям *

ь Не критиковать друга публично **

ь Сохранять доверенные тайны **

ь Не ревновать и не критиковать прочие личные отношения другого **

4.Координация

ь Не быть назойливым, не поучать *

ь Уважать внутренний мир и автономию друга **

Самыми важными представляются шесть правил, не отмеченных звездочками, так как они отвечают всем четырем критериям: единодушно признаются важными для дружбы; отличают продолжающуюся дружбу от распавшейся и высоко оцениваемые отношения от низко оцениваемых; несоблюдение этих правил считается вероятной и уважительной причиной прекращения дружбы. Правила, отмеченные одной звездочкой, отвечают трем критериям. Иными словами, они важны для обычных уровней дружбы, но при особенно тесных отношениях могут быть нарушены: близкие друзья не считаются одолжениями, прощают нетерпимость к общим знакомым и даже некоторую назойливость. Правила, отмеченные двумя звездочками, отвечают двум критериям: они считаются важными и их нарушение может способствовать прекращению дружбы, однако оценка глубины дружеских отношений от них не зависит. Эти правила - избегать публичной критики, хранить доверенную тайну, не ревновать к третьим лицам и уважать личный мир другого - неспецифичны для дружбы, они действуют во многих других личных отношениях и ситуациях.

Изучение неписаного кодекса дружбы имеет важное теоретическое и практическое значение. Очевидно, что дружба предполагает соблюдение всех основных правил человеческого общежития, действующих и в менее тесных общинных, коллективных и личных отношениях.

Заключение

Дружба - это отношения между двумя совершенно свободными индивидами, встреча равных. Двое могут стать друзьями, даже если у них разное экономическое и социальное положение, но только при том условии, если они встретятся как два свободных независимых человека, обладающих одинаковой властью и равным достоинством. Это процесс осуществления равенства. Но она погибает, если мы берём себе за правило беспрерывно пользоваться помощью друга.

Дружба не терпит обмана, не допускает злонамеренных поступков.

Никогда, ни при каких условиях. В дружбе нужно уметь увидеть достоинства другого и оценить их.

Существуют пределы, существует некий порог, который никто не должен переступать. Мы не можем требовать от нашего друга, чтобы он ради нас совершил что-нибудь недостойное, на пример: лжесвидетельствовал бы в нашу пользу в суде. Если мы требуем этого, то нарушаем основные правила дружбы и перестаем вести себя так, как подобает другу.

Мы не выбираем в друзья людей, которых не уважаем. Дружба - это такое социальное пространство, где люди относятся друг к другу нравственнее, сердечнее, чем тем, кто находится за пределами этого пространства. Здесь нравственные нормы соблюдаются самым строгим образом: так, как они в идеале должны были бы соблюдаться всеми.

Список использованной литературы

1. Основы психологии - Столяренко Л.Д.

2. Игорь Кон. - Дружба: Этико-психологический очерк

3. http://psinovo.ru/referati_po_psichologii_i_pedagogike.html

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Межличностные отношения как особая категория. Многозначность понятия дружбы. Ее виды, значение и эволюционное развитие в процессе становления личности. Специфика дружеских отношений и любовных проявлений. Анализ теоретических подходов к пониманию любви.

    курсовая работа , добавлен 23.03.2015

    Проблема межличностных отношений в социальной психологии. Особенности эмоциональных переживаний взаимоотношений в юношеском возрасте. Теоретические подходы к исследованию социально-психологического феномена и психологических характеристик дружбы.

    курсовая работа , добавлен 17.08.2011

    Возрастно-психологические аспекты юношеских взаимоотношений. Переживание любви, построение юношами и девушками дружеских взаимоотношений. Психологическая помощь в преодолении переживаний. Консультативная помощь. Диагностика регуляции переживаний.

    курсовая работа , добавлен 17.09.2008

    Любовь как форма поведения человека. Исследования по проблеме любви и дружбы в отечественной и зарубежной науке. Психологические особенности подросткового и юношеского возраста. Анализ содержания проблемы дружбы и любви в юношеском, подростковом возрасте.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2012

    Характеристика психологической природы дружбы и любви в юношеском возрасте. Построение юношами и девушками дружеских взаимоотношений. Психологическая помощь в преодолении негативных переживаний. Диагностика регуляции переживаний в юношеском возрасте.

    контрольная работа , добавлен 22.01.2015

    Развитие общественных и межличностных отношений взаимодействующих субъектов. Уменьшение социальной дистанции и установление психологической близости с людьми. Проявление дружеских отношений между людьми. Основные формы проявления эмпатии и симпатии.

    реферат , добавлен 29.04.2015

    Психологические особенности старшего и младшего ребенка. Соперничество детей в семье, факторы, влияющие на развитие отношений между ними. Значение сиблинговой позиции для развития личности ребенка. Значение сиблинговых отношений в зрелом возрасте.

    реферат , добавлен 28.06.2010

    Потребность в дружбе и любви в юношеском возрасте. Психологические особенности юношеского возраста в исследованиях психологов. Методы исследований дружбы и любви в юношеских отношениях. Анализ концепции представителя гештальтпсихологии Курта Левина.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2015

    Семейные отношения как показатель развития тревожности в младшем школьном возрасте. Понятие семейных отношений. Типы семейных отношений. Причины возникновения тревожности в семьях, имеющих детей младшего школьного возраста.

    курсовая работа , добавлен 06.12.2006

    Понятие семьи как системы. Основы развития взаимоотношений в семье. Современные формы семьи. Особенности брачно-семейных отношений. Опыт исследования внутрисемейных отношений в отечественной и зарубежной психологии. Нарушение процесса коммуникации.

Похожие публикации