Ювелирное дело в древней руси. Древняя Русь: ремесла, их виды, развитие

Искусство создания украшений называлось красивым словом «узорочье». Однако к узорочью наши предки прибегали в большей степени не для того, чтобы себе красивому глаз радовался, а для создания оберегов.

Они были способны защитить от многочисленных бед: сглаза, падежа скота, воды, огня, змей и множества других опасностей, которые подстерегали наших предков на каждом шагу. При этом «волшебные» свойства украшений ценились всеми без исключения, не зависимо от сословия и достатка.

Изначально усерязи или височные кольца не просто вдевали в уши или закрепляли над ушами (поэтому их еще именовали «заушницами»), но и вплетали в волосы или прилаживали к головному убору при помощи лент, ремешков или «косичек». Именно эти украшения считаются одной из характерных деталей традиционного древнерусского костюма. Женщины в каждом из славянских племен носили особенные височные кольца: кривичи – браслетообразные, вятичи – семилопастные, новгородские словенки – ромбощитковые. Обычно усерязи делали из медных или железных сплавов, хотя, например, в Киевском историческом музее можно увидеть височные кольца вятичей из серебра. Усерязи могли представлять собой проволочные кольца – и это был самый распространенный способ их изготовления, реже украшения мастерили из бусин или щитков.

Эта полая металлическая подвеска, крепившаяся к головному убору, была особенно популярна у женщин в XI-XIII веках. Колты были обнаружены в составе многих кладов, найденных на территории Древней Руси. Интересно, что наименование «колт» украшение получило только в XIX веке – древнее его название не сохранилось. Известны колты звездчатой и округлой формы, при этом последние нередко изготавливались из золота и украшались перегородчатой эмалью с изображением птиц, сиринов, древа жизни и др. По краю таких колтов пускались жемчужные обнизи Звездчатые серебряные и золотые колты покрывались зернью и сканью. Понятно, что подобные украшения могли себе позволить только богатые женщины. Однако в конце XIII века для удовлетворения спроса широких слоев населения колты стали отливать из бронзы и свинца. Теперь украшения могли купить на рынках все желающие. К сожалению, после татаро-монгольского нашествия колты вышли из моды.

Гривны – разновидность шейных украшений. Интересно, что женщины на Руси обожали зеленые бусы, и их мужьям приходилось нести значительные траты, ведь одна зеленая бусина оценивалась в 15-20 серебряных монет. И если стеклянными бусами украшали свои наряды женщины всех сословий, то металлические гривны могли позволить себе только дамы состоятельные. Самыми дорогими были билоновые гривны – их изготавливали из сплава меди и серебра, ну а самими «хитовыми» - медные или бронзовые, иногда покрытые серебром.

Кольца со щитком, который был украшен драгоценными камениями, назывались перстнями. Нередко перстни переходили в браслеты – витые, пластинчатые или плетеные. Изображения на перстнях могли быть самыми разными: животные, геометрические узоры или другие символы, которые были значимы для владельца украшения. Особое место занимались печатные перстни, которые использовали для нанесения оттиска-подписи на различные документы. Понятно, что на печатках символика изображения непременно связывалась с владельцем.

Ожерелье

Ожерелье – украшение, которое часто упоминалось в документах XVII века. Оно представляло собой стоячий или лежачий воротник, который пристегивался к одежде. Впереди ожерелье застегивалось на пуговицы из драгоценных камней. Ожерелья могли носить как мужчины, так и женщины. Украшение расшивалось жемчугом или декорировалось драгоценностями. Среди останков женских одежд XII века были найдены и стоячие ожерелья из бересты и кожи, обтянутые шелковой или другой тканью и украшенные вышивкой или золотой нитью. Украшения эти с любовью передавались из поколения в поколение. Так среди сокровищ, которые отдал белоозерский князь Михаил Андреевич своим детям, значилось пристяжное ожерелье. Расшитое более тремя тысячами жемчужин ожерелье передала своим детям и волоцкая княгиня Ульяна. К слову, не так давно ожерелья, похоже, вернулись в моду!

При создании ювелирных изделий мастера используются большое количество самых разных техник и приемов: благодаря им каждый предмет приобретает свое неповторимое настроение, ценность и значимость. И, в первую очередь, именно от мастерства и опыта ювелира зависит качество исполнения украшения, ведь такие техники, как, например, филигрань или зернь, требуют огромной концентрации, точности движений и упорства в своей работе.

Предлагаем поподробнее узнать разных ювелирных техниках и их истории.

Филигрань и скань

Фото изделия, выполненного в технике филиграни (скани)

Техника филиграни заключается в создании орнамента путем спаивания между собой элементов из тонкой проволоки драгоценных и недрагоценных металлов. Получаемое кружево может напаиваться на какую-либо основу (напайная филигрань) или образовывать воздушный узор (ажурная филигрань) .

Сам термин «филигрань» произошел от двух латинских слов: filum, что значит «нить», и granum – зерно. На Руси данная техника обрела название «скань» от древнерусского «съкати», то есть «вить», «скручивать». Русская техника скани зародилась в еще X – XII веках, а к XIX веку она уже обрела статус искусства. Сканью выполнялись украшения, вазы, шкатулки, декоративные панно.

Елочный шар-шкатулка, изготовленный в технике скани (филиграни) ). Фото: Злат-Дар

Суть филигранной техники довольно проста, но требует высокого уровня художественного и ювелирного мастерства, так как весь процесс представляет собой исключительно ручную работу. Сначала на бумаге в натуральную величину изображается эскиз будущего узора. Затем из гладкой или заранее скрученной проволоки создаются его элементы, которые приклеивают на бумажный эскиз - они должны в точности повторять рисунок. Под действием пламени специальной горелки детали спаиваются в единый узор, а бумага полностью сгорает.

Центром современного сканного искусства стало село Казаково, расположенное в Нижегородской области. Первая мастерская открылась здесь в 1939 году, а сегодня это уже крупный завод ЗАО «Казаковское предприятие художественных изделий». Ассортимент выпускаемой продукции невероятно широк: украшения, элементы декора, ордена и медали, предметы церковно-религиозного направления. Благодаря высокому качеству и художественной ценности, продукция завода пользуется успехом на отечественном рынке и за рубежом.

Зернь

В русском ювелирном искусстве техники скани и зерни неразрывно связаны между собой. Зернью обычно дополняют сканные узоры, придавая им более полный и законченный вид. Нехитрое название техники полностью отражает ее суть. Зернь - это орнамент, созданный из маленьких, диаметром 0,3-0,4 мм, золотых, серебряных или платиновых зернышек. Шарики устанавливаются в предварительно подготовленные углубления в узоре на тончайший слой припоя, который в пламени горелки сплавляет их с основанием. Важно, чтобы припой смог надежно закрепить рисунок, но не нарушал его четкости, растекаясь за пределы углубления. На Руси для этих целей использовали сусальное золото, смешенное с ртутью, в процессе пайки ртуть выгорала, а золото быстро плавилось, образуя надежное сцепление.

Другим условием создания качественного узора является одинаковый размер всех зернышек. Для их получения тонкую проволоку нарезают на небольшие отрезки, которые кладут на куски древесного угля, где рядами расположены углубления, заданного диаметра, расплавленная проволока стекает в них, образуя маленькие шарики, которые в дальнейшем уже отправятся на украшение.

Чернение

Техника чернения - также достаточно старый ювелирный прием. Состав для чернения наносится на поверхность изделия в соответствии с рисунком, затем в специальных печах чернь плавится, образуя контрастный узор. Рецепт смеси для чернения у каждого мастера свой, от ее состава зависит цвет и прочность покрытия, его толщина и плотность.

Часто для придания орнаменту четкости и фактуры чернят филигранные и зерненные изделия. Также объемный рисунок может наноситься методами выдалбливания, чеканки, гравировки.

Среди всех металлов наиболее распространено чернение серебра, так как при этом изделие не только приобретает более богатый и благородный вид, но и становится устойчивым к химическим и механическим повреждениям. Золото и платина используются реже только ввиду того, что качественную чернь в дальнейшем удалить с поверхности практически невозможно, и такое украшение уже не подлежит переплавке.

Надеемся, что информация оказалось для вас интересной и полезной. Предлагаем вам также познакомиться со сложной, но приобретающей все большую популярность, техникой работы с металлами - , зародившейся еще в XVII веке в Японии.

Ювелирное искусство в Древней Руси расцвело уже в эпоху Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха (10-начало 13 столетия), поражая своей красотой европейских путешественников, посещавших Русь в те времена.

Ювелирное искусство на Руси имеет богатую историю и уходит корнями в древний быт крестьянских поселений. Интересно, что первыми мастерами по изготовлению таких изделий были женщины. Вот уж кому не надо было заботиться о том, где купить ювелирные украшения.

В те времена изготавливали разные виды ювелирных украшений. Процесс проходил следующим образом - женщины искусно плели из провощенных шнуров красивые изделия, покрывали их глиной и после сушки отжигали в специальной печи. На место выжженного воска заливали расплавленное серебро или бронзу. Получались серебряные ювелирные украшения или затейливые изделия из бронзы. Выглядели они так, как будто их сплели из металлической нити.

Если в дохристианской Руси ювелирное ремесло было уделом женщин, то уже в Х веке литьем занялись мужчины, используя каменные и глиняные формы. Кроме литья, появляются гравировка и чеканка, а с ними и настоящие авторские ювелирные украшения.

Представители каждого племени привносили в изготовление украшений что-то самобытное, свойственное только им. Наглядный тому пример - височные украшения «колты». Женщины вплетали их в волосы или прикрепляли к головному убору - до трех штук на каждом виске.

Золотых и серебряных дел мастера, переселившиеся со временем в города, осваивали узоры и техники, пришедшие с севера и востока. Искусно соединяя традиции предков с новыми знаниями, ювелиры сохраняли собственный неповторимый колорит, поражая своими произведениями не только своих, но и наших современников. Это диадемы и короны, бармы, гривны, колты, браслеты, кресты, пряжки.

В те далекие времена страна испытывала влияние сразу нескольких развитых культур (греческой, еврейской, армянской, скандинавской, исламской и, конечно, византийской) (рисунок 3,4). Все это, безусловно, не могло не найти свое отражение в ювелирном деле, где причудливо переплелись мотивы восточнославянского язычества, тонкое искусство эпохи викингов, замысловатые восточные мотивы и христианские элементы.

Отдельные памятники древнерусского ювелирного искусства получили огромную известность - о них пишут статьи и книги, помещают их фотографии в альбомы, посвященные культуре домонгольской Руси.

Монголо-татарское нашествие оказалось гибельным для многих секретов ювелирного искусства. Владевшие ими мастера сгинули в лихую годину Батоева разгрома или были угнаны ордынцами для обслуживания их правителей. Целое столетие мастерство древнерусских ювелиров находилось практически в упадке, и лишь в середине - второй половине XIV в. началось его медленное возрождение.

В конце 15 и начало 16 века для России наступил важнейший период. Закончилось время монголо-татарского ига, образовалось централизованное государство. Москва стала центром политической, экономической и культурной жизни страны. Придворные церемонии требовали пышного оформления, что стало стимулом для быстрого развития ювелирного дела.

Рисунок 3. Подвеска Рисунок 4. Шапка русского царства и венцы царские

Со всех концов земли русской в столицу приехали художники, резчики, оружейники, вышивальщицы и литейщики. Кроме русских мастеров также трудились и иностранные ремесленники разных специальностей. При Иване IV Грозном их стало особенно много, образовалась Немецкая слобода. Сотрудничество русских и западноевропейских мастеров оказало огромное влияние на ювелирное искусство России того времени. При этом творчество московских ювелиров сохраняло национальный характер.

Работы российских ювелиров можно было видеть во время особых посольских церемоний, которые были установлены Иваном Грозным и просуществовали вплоть до конца 17 века лишь с некоторыми изменениями.

Иностранцы, посещавшие Россию оставили в своих записках восторженные отзывы о работе московских ювелиров. Роскошь атрибутов царской власти-золотого скипетра, осыпанного драгоценными камнями, богатейшая порфира, золотая диадема и трон русского царя, приводили иностранцев в неописуемый восторг. А золотые одежды прислужников, которые те меняли во время обеда по три раза, вызывала изумление и зависть. Вообще, царский двор и при следующих царях отличался пышностью и роскошью.

В русской истории периоды подъема чередовались со спадом. Пример тому - польско-шведская интервенция начала 17 века при которой кремлевские хранилища были изрядно опустошены. В конце 1612 года, когда враги были изгнаны, началось постепенное возрождение.

Во времена Руси произошел расцвет художественных ремесел, особое место среди которых заняла обработка металлов, а именно ювелирное дело. Его центром стал Киев. Основы для металлических изделий изготовлялись при помощи техники литья, позволявшей создавать уникальные или массовые изделия. Первые изготовлялись с применением восковых моделей, а вторые при помощи каменных формочек.

Особое распространения в это время получили золотые и серебряные изделия, которые выполняли в различных техниках. За счет употребления техник, именуемых скани, накладная и ажурная, создавался динамичный и легкий рельефный орнамент. Сканные узоры, как правило, содержали мотивы круга, ромба и треугольника.

XXII-XIII в.в. - период наибольшего процветания ювелирного искусства на Руси. Тогда мастера овладели множеством новых техник - это и «зернь», и «скань», и «филигрань». Благодаря им они научились изготавливать удивительные украшения, например, плетеное оригинальное кольцо из серебра или фигурные серьги. Появляются новые, неизвестные прежде стили ювелирных украшений.

Искусность старинных мастеров трудно переоценить. В Русском музее хранятся древние колты из серебра. Они выполнены в виде овального щитка, украшенного шестью конусами. На каждом таком конусе напаяно 6 тыс. маленьких колечек, а на каждое серебряное кольцо напаяна зернь, то есть 30 тыс. серебряных зернышек на одном только колте. Современные ювелирные украшения могут лишь отдалённо напоминать те, что делали когда-то наши предки, хотя есть и такие, которые точно подпадают под понятие «славянский стиль».

ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ

Замечательное искусство древнерусских ювелиров эпохи Ярослава Мудро-го и Владимира Мономаха поражало европейских путешественников, посе-щавших Русь в те времена. За долгие века оно было забыто. Однако усили-ями отечественных археологов в XIX-XX столетиях творения древних мастеров обрели новую жизнь. Из-под земли были добыты сотни и тысячи украшений, созданных мастерами X - начала XIII в. Выставленные в вит-ринах музеев, они способны зачаровать современную модницу и вызвать глу-бокое, искреннее восхищение художника.

В древние времена Русь испытывала влияние сразу нескольких развитых культур. В средневековом Киеве целые кварталы были населены иноземца-ми: греками, евреями и армянами. Суровые воины и ловкие торговцы из Скан-динавии принесли в русские земли топкое языческое искусство эпохи ви-кингов. Торговцы с Востока - красочный и замысловатый орнамент, столь любимый в странах ислама. Наконец, христианство, принятое от могущест-венной Византийской империи, раскинувшейся на берегах Средиземного и Чёрного морей, связало Русь с высокой художественной культурой этого

Святой Георгий. Византийская эмаль. X-XII вв.

Финифтяные изображения князей

Бориса и Глеба на окладе Мстиславова

Евангелия (XII в.) и на древних бармах,

найденных близ Старой Рязани (XII-XIII в.).

государства. Византия была в те времена светочем цивилизации в варвар-ской Европе и хранительницей древних знаний, завещанных эпохой антич-ности. Но наряду с христианством Русь в течение нескольких веков сохра-няла стойкие языческие традиции. Сложная, высокоразвитая религиозная система восточнославянского язычества стала важным источником творче-ской фантазии древнерусских живописцев, скульпторов и ювелиров.

Монголо-татарское нашествие оказалось гибельным для многих секре-тов ювелирного искусства. Владевшие ими мастера сгинули в лихую годи-ну Батыева разгрома или были угнаны ордынцами для обслуживания их пра-вителей. Целое столетие мастерство древнерусских ювелиров находилось практически в упадке, и лишь в середине - второй половине XIV в. нача-лось его медленное возрождение.

ЮВЕЛИРНЫЕ ТЕХНИКИ

В эпоху, когда Киев был столицей Древнерусского государства, восточ-ные славянки любили украшать себя множеством драгоценностей. В мо-де были литые серебряные перстни с орнаментом, витые браслеты из се-ребряной проволоки, стеклянные браслеты и, конечно же, бусы. Они были самые разнообразные: из цвет-ного стекла, горного хрусталя, сер-доликов и рубинов, крупных полых бусин из литого золота. К ним приве-шивались круглые или лунообразные бронзовые подвески (лунницы), ук-рашенные тонким орнаментом: не-виданными волшебными зверями в скандинавском стиле, сложными плетёными конструкциями, очень напоминающими изображения на арабских дирхемах - монетах, кото-рые в те времена имели хождение как на Руси, так и в Европе.

Но самыми популярными укра-шениями были височные кольца. Литые серебряные височные кольца вплетались в женскую причёску у висков или подвешивались к голов-ным уборам, их носили по одной или по нескольку пар сразу. У каж-дого восточнославянского племе-ни, вошедшего в состав Киевской державы, был свой особый тип ви-сочных колец, непохожий на такие же украшения соседей. Женщины племени северян, например, носили изящную разновидность колец, на-поминающую завиток или сплю-щенную спираль. Радимичам больше нравились височные кольца, у которых от дужки расходилось семь лу-чей, заканчивавшихся каплевидны-ми утолщениями. На височных коль-цах вятичей, которые были одними из самых декоративных, вместо лу-чей было по семь плоских лопастей. Горожанки XI-XIII вв. больше всего любили колты - парные по-лые золотые и серебряные подвески,

Звёздчатый колт из Тереховского клада.

Лицевая сторона.

Звёздчатый колт из Тереховского клада.

Оборотная сторона.

Колт из Тереховского клада. Лицевая сторона.

Колт из Тереховского клада. Оборотная сторона.

Колт из Михайловского клада. Лицевая сторона.

Колт из Михайловского клада. Оборотная сторона.

которые крепились цепочками или лентами к головному убору. Многие дошедшие до наших дней колты от-личаются удивительным совершен-ством формы. В 1876 г. близ дерев-ни Терехово Орловской губернии в богатом кладе было обнаружено несколько пар колтов XII - начала XIII в. Они представляют собой мас-сивные пятилучевые звёзды, густо покрытые тысячами напаянных мельчайших шариков металла. Подобная ювелирная техника име-нуется зернью; она пришла из Скан-динавии и была широко распро-странена в Древней Руси. Наряду с зернью использовалась и скань : тончайшая серебряная или золотая

проволочка, скрученная жгутами, напаивалась на пластины или сви-валась в ажурные узоры. В 1887 г. на территории древнего Михайлов-ского Златоверхого монастыря был найден другой клад ювелирных ук-рашений XI-XII вв., в том числе па-ра золотых колтов. Колты были украшены речным жемчугом и изо-бражениями фантастических птиц с женскими головами. Цвета изо-бражений не потеряли яркости, а их сочетание на редкость изысканно: белый, бирюзовый, тёмно-синий и ярко-красный. Между тем создав-ший это великолепие мастер умер около восьми столетий назад. Михайловские колты выполнены в

виртуозной ювелирной технике пе-регородчатой эмали, которая была перенята у византийцев. Это забы-тое искусство требовало терпения и поразительной точности в работе. На поверхность золотого украше-ния ювелир напаивал на ребро тончайшие золотые ленточки-пере-городки, составлявшие контур буду-щего рисунка. Затем ячейки между ними заполняли порошками эмали разных цветов и нагревали до вы-сокой температуры. При этом по-лучалась яркая и очень прочная стекловидная масса. Изделия, вы-полненные в технике перегородча-той эмали, были очень дорогие, по-этому не случайно большинство сохранившихся до наших дней про-изведений являются деталями бога-того княжеского убора.

Другой излюбленной техникой древнерусских ювелиров было чер-нение, которое, по мнению некото-рых учёных, являлось хазарским на-следием. Чернь представляла собой сложный сплав олова, меди, серебра, серы и других составных частей. На-несённая на серебряную поверх-ность, чернь создавала фон для вы-пуклого изображения. Особенно часто чернение использовали при украшении створчатых браслетов-наручей. Несколько десятков таких браслетов XII в. хранится в Государ-ственном Историческом музее в Москве. На них нетрудно различить фигуры музыкантов, танцовщиц, во-инов, орлов и фантастических чудо-вищ. Сюжет рисунков далёк от хри-стианских представлений и ближе к язычеству. Это и не удивительно. Ювелиры применяли эмаль или чернь для изображения как Христа, Богородицы, святых, так и грифо-нов, собакоголовых чудищ, кентав-ров и языческих празднеств.

Были как чисто христианские, так и чисто языческие украшения, которые являлись предметами рели-гиозных культов. Сохранилось мно-жество нагрудных крестов-энколпионов, состоящих из двух створок, между которыми помещались час-тички мощей святых. На створках обычно бывало литое, резное или

чернёное изображение Богоматери с Младенцем. Не менее часто архео-логи находят языческие амулеты - предметы, оберегавшие от болез-ней, бед и колдовства. Многие из них представляют собой литые фи-гурки конских голов, к которым це-почками крепятся «бубенчики», вы-полненные в форме зверей, птиц, ложек, ножей и ухватов. Своим зво-ном бубенчики должны были отго-нять нечистую силу.

«ГРИВНА ВЛАДИМИРА МОНОМАХА»

Некоторые памятники древнерус-ского ювелирного искусства получи-ли огромную известность. О них пи-шут статьи и книги, помещают их фотографии в альбомы, посвящённые культуре домонгольской Руси. Более всего знаменита «Черниговская гривна», или «гривна Владимира Мо-номаха». Это чеканный золотой ме-дальон XI в., так называемый змеевик, на одной стороне которого изобра-жена женская голова в клубке из восьми змей, символизирующая дья-вола, языческое божество или злое начало вообще. Против болезни на-правлена молитва на греческом язы-ке. На другой стороне - архангел Михаил, призванный оборонять вла-дельца гривны от дьявольских коз-ней. Надпись, сделанная славянскими буквами, гласит: «Господи, помоги рабу своему Василию». Это был на-стоящий христианский амулет про-тив нечистой силы. Сюжет и сама техника исполнения гривен-змееви-ков заимствованы из Византии; в до-монгольское время украшения по-добного рода не были редкостью. «Черниговская гривна» выполнена необычайно искусно и должна была принадлежать богатой, знатной пер-соне скорее всего княжеского про-исхождения. Стоимость этой дра-гоценности равняется величине княжеской дани со среднего города. Медальон нашли в 1821 г. недале-ко от города Чернигова, который в древности был столицей княжества.

Браслеты с изображением

фантастических животных и ритуальных

сцен. XII в.

Государственный Русский

музей, Санкт-Петербург.

Браслет с изображением

животных. XII в. Государственный Исторический музей, Москва.

Гривна Владимира Мономаха. XII в. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Надпись, указывающая на личность владельца - Василий, - подсказала историкам, что гривна принадлежа-ла Владимиру Мономаху (1053- 1125), которому при крещении было дано имя Василий. Этот известней-ший древнерусский полководец и политический деятель некоторое время княжил в Чернигове. Он оста-вил «Поучение» детям, написанное в форме мемуаров. В этом сочинении князь писал, что одним из любимых его занятий была охота. Выходя на неё, Владимир Мономах не боялся кабаньих клыков и копыт лося. Охо-тясь невдалеке от Чернигова, он об-ронил драгоценную гривну, донёс-шую до потомков работу искусных киевских мастеров.

ИМЕНА НА МЕТАЛЛЕ

Абсолютное большинство памятни-ков ювелирного искусства Древней Руси анонимны. Археологи, находя остатки мастерских, принадлежав-ших древнерусским умельцам золо-того и серебряного дела, извлекали из-под земли все необходимые для

ювелирного ремесла принадлеж-ности. Однако история не сохрани-ла имён замечательных мастеров, создавших «Черниговскую гривну» или колты из Михайловского клада. Порой лишь сами драгоценности «проговаривались» о своих твор-цах. Так, кратеры - драгоценные се-ребряные чаши для святой воды, со-зданные в средневековом Новгороде XII в., - несут на себе надписи, в ко-торых сообщаются имена мастеров Косты и Братилы.

Знаменитая полоцкая просве-тительница XII в. княжна-игуменья Ефросиния в 1161 г. заказала крест для вклада в основанный ею Спас-ский монастырь. Шестиконечный крест высотой около полуметра был сделан из кипарисового дерева и сверху и снизу закрыт золотыми пластинками, украшенными драго-ценными камнями. Уже к 20-м гг. XX в. почти все камни были потеря-ны, но известно, что их насчитыва-лось около двух десятков и среди них были гранаты. Камни крепились в гнёздах на золотых пластинках, а между ними мастер вставил двадцать эмалевых миниатюр с изображени-ем святых. Имя каждого святого

ШЛЕМ ЯРОСЛАВА ВСЕВОЛОДОВИЧА

В одной из витрин Оружейной палаты Московского Кремля вы-ставлен древний шлем, железо которого проржавело, и лишь се-ребряные накладки по-прежнему сияют чистым блеском. На на-кладках, украшающих навершие шлема, прочеканены изображения Иисуса Христа, архангела Михаила и избранных святых. Работа принадлежит новгородским мастерам и выполнена на высоком ху-дожественном уровне. История самого шлема связана с важны-ми политическими событиями. В 1216 г. на реке Липице, у Юрьева Польского, сошлись две русские рати - новгородцев и суздальцев с многочисленными союзниками. Поле битвы было обильно полито кровью ратников, принадлежавших к городам и княжест-вам половины Руси. Вожди суздальцев, и среди них князь Ярослав Всеволодович, отец Александра Невского, были уверены в побе-де. Незадолго до начала битвы Ярослав Всеволодович и его брат князь Юрий Всеволодович по древнему обычаю обменялись дос-пехами. Сокрушительное поражение заставило их искать спасе-ния в бегстве с поля боя. Юрий, не помня себя от страха, снял тяжёлую кольчугу и шлем и спрятал их до лучших времён. Побеж-дённые остались живы и сохранили княжескую власть, однако отыскать дорогое вооружение им не удалось.

Шлем князя Ярослава Всеволодовича, отца Александра Невского.

прочеканено рядом с изображени-ем. Внутри креста хранились хри-стианские реликвии: кровь Иисуса Христа, частички мощей святых Сте-фана и Пантелеймона, а также кровь Святого Дмитрия. Святыня была об-ложена серебряными с позолотой пластинками, а края лицевой сторо-ны обрамлены ниткой жемчуга. В глазах верующих реликвии в боль-шей степени делали крест драгоцен-ностью, чем золото и серебро, ис-пользованные ювелиром.

Судьба креста Святой Ефросинии Полоцкой, который поочерёдно по-бывал в руках православных, католи-ков, униатов, в казне московских го-сударей и тайнике французов, занявших Полоцк в 1812 г., печаль-на. Он был утрачен во время войны 1941 - 1945 гг., его искали журна-листы, писатели, учёные, полити-ческие деятели и даже Интерпол (Международная организация по борьбе с преступностью). История этих поисков так же драматична и безрезультатна, как, например, эпо-пея, связанная со знаменитой Янтар-ной комнатой (стены и вся обста-новка которой были отделаны янтарём), похищенной нацистами в годы той же войны и с тех пор без-успешно разыскиваемой учёными.

Описания и рисунки, сделанные до пропажи креста Святой Ефросинии, сохранили текст надписи, кото-рую оставил на поверхности креста его создатель - полоцкий мастер Лазарь Богша (Богуслав). Крест Свя-той Ефросинии - одна из главных духовных святынь Белоруссии и признанный шедевр средневеково-го ювелирного искусства.

Ныне височные кольца, колты и многие другие произведения средне-векового русского ювелирного искусства собраны в музеях. Особенно бо-гатые коллекции принадлежат Государственному Историческому музею, Оружейной палате Московского Кремля и Патриаршей ризнице.

ПРОТОРЕНЕССАНС

АРХИТЕКТУРА

СКУЛЬПТУРА

ЖИВОПИСЬ

РАННЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

АРХИТЕКТУРА

СКУЛЬПТУРА

ЖИВОПИСЬ

ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

ДОНАТО БРАМАНТЕ

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

РАФАЭЛЬ

МИКЕЛАНДЖЕЛО

ДЖОРДЖОНЕ

ТИЦИАН

ПОЗДНЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

АНДРЕА ПАЛЛАДИО

ПАОЛО ВЕРОНЕЗЕ

ТИНТОРЕТТО

ИСКУССТВО МАНЬЕРИЗМА

У человечества есть своя биография: младенчество, отрочество и зре-лость. Эпоху, которую называют Возрождением, вернее всего уподобить периоду начинающейся зрелости с её неотъемлемой романтикой, поисками индивидуальности, борьбой с предрассуд-ками прошлого. Без Возрождения не было бы современной циви-лизации. Колыбелью искусства Возрождения, или Ренессанса (франц. Renaissance), была Италия.

Искусство Возрождения возникло на основе гуманизма (от лат. humanus - «человечный») - течения общественной мысли, которое зародилось в XIV в. в Италии, а затем на протяжении второй половины XV-XVI вв. распростра-нилось в других европейских странах. Гуманизм провозгласил высшей цен-ностью человека и его благо. Гуманисты считали, что каждый человек имеет право свободно развиваться как личность, реализуя свои способности. Идеи гуманизма наиболее ярко и полно воплотились в искусстве, главной темой ко-торого стал прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий не-ограниченными духовными и творческими возможностями.

Гуманистов вдохновляла античность, служившая для них источником зна-ний и образцом художественного творчества. Великое прошлое, постоян-но напоминавшее о себе в Италии, воспринималось в то время как высшее совершенство, тогда как искусство Средних веков казалось неумелым, вар-варским. Возникший в XVI в. термин «возрождение» означал появление но-вого искусства, возрождающего классическую древность, античную культу-ру. Тем не менее искусство Ренессанса многим обязано художественной традиции Средних веков. Старое и новое находилось в нерасторжимой свя-зи и противоборстве.

При всём противоречивом многообразии и богатстве истоков искусст-во Возрождения - явление, отмеченное глубокой и принципиальной но-визной. Оно заложило основы европейской культуры Нового времени. Все основные виды искусства - живопись, графика, скульптура, архитектура - чрезвычайно изменились.

В архитектуре утвердились творчески переработанные принципы антич-ной ордерной системы (см. статью «Искусство Древней Эллады»), сложились новые типы общественных зданий. Живопись обогатилась линейной и воз-душной перспективой, знанием анатомии и пропорций человеческого те-ла. В традиционную религиозную тематику произведений искусства прони-кало земное содержание. Усилился интерес к античной мифологии, истории, бытовым сценам, пейзажу, портрету. Наряду с монументальными настенны-ми росписями, украшающими архитектурные сооружения, появилась кар-тина, возникла живопись масляными красками.

Искусство ещё не совсем оторвалось от ремесла, но на первое место уже выступила творческая индивидуальность художника, деятельность которо-го в то время была на редкость многообразной. Поразительна универсаль-ная одарённость мастеров Ренессанса - они часто работали в области ар-хитектуры, скульптуры, живописи, совмещали увлечение литературой,

*Античность - история и культура Древней Греции и Древнего Рима, а также стран и народов, культура которых развивалась в контакте с древнегре-ческими и древнеримскими традициями.

**Линейная перспектива - способ изображения трёх-мерного предмета на плос-кости. Методы линейной перспективы позволяют со-здать иллюзию пространст-венной глубины и соответст-вуют в целом особенностям фотографического изобра-жения пространства и пред-метов. Воздушная перспек-тива - метод, с помощью которого художник передаёт удалённые предметы, смяг-чая их очертания и умень-шая яркость цвета.

Микелаиджело Буонарроти. Медный змий. Фреска. XVI в.

Микеланджело Буонарроти. Пророк Иеремия. Фреска. XVI в.

Сикстинская капелла. Ватикан.

Микеланджело Буонарроти. Страшный суд. Грешник. Фреска. XVI в. Сикстинская капелла. Ватикан.

поэзией и философией с изучением точных наук. Понятие творчески богатой, или «ренессансной», личности стало впоследствии нарицательным.

В искусстве Возрождения тесно переплелись пути научного и художественного постижения ми-ра и человека. Его познавательный смысл был не-разрывно связан с возвышенной поэтической кра-сотой, в своём стремлении к естественности оно не опускалось до мелочной повседневности. Искусст-во стало всеобщей духовной потребностью.

Формирование ренессансной культуры в Италии происходило в экономически независимых городах. В подъёме и расцвете искусства Возрождения боль-шую роль сыграли Церковь и великолепные дворы некоронованных государей (правящих богатых се-мейств) - крупнейших покровителей и заказчиков произведений живописи, скульптуры и архитектуры. Главными центрами культуры Возрождения сначала были города Флоренция, Сиена, Пиза, затем - Падуя, Феррара, Генуя, Милан и позже всех, во второй по-ловине XV в., - богатая купеческая Венеция. В XVI в. столицей итальянского Возрождения стал Рим. На-чиная с этого времени местные центры искусства, кроме Венеции, утратили прежнее значение.

В эпохе итальянского Возрождения принято выделять несколько периодов: Проторенессанс (вторая половина XIII-XIV вв.), раннее Возрожде-ние (XV в.), Высокое Возрождение (конец XV - пер-вые десятилетия XVI в.), позднее Возрождение (по-следние две трети XVI в.).Ювелирное искусство Древней Руси . М.: 1972. Седова М.В.-Ювелирные изделия Древнего Новгорода X-XV вв. М., 1981 ...

  • – это феномен который охватывает Культура Киевской Руси уходит своими корнями в глубины народной культуры славянских племен

    Документ

    Сходство это не случайно. В древнем Киеве ювелирное искусство , в частности мастерство перегородчатой эмали, было... киевских мастеров. Абсолютное большинство памятников ювелирного искусства Древней Руси анонимны. Археологи, находя остатки мастерских...

  • Примерная основная образовательная программа направление подготовки 073900 теория и история искусств

    Основная образовательная программа

    Н.Н. Ювелирное искусство Древней Руси . М., 1972. Толочко П.П. Древний Киев. К., 1983. Уткин П.И. Русские ювелирные украшения. Раздел Ювелирное искусство Киевской Руси и русских...

  • Ювелирное искусство - это изготовление различных изделий, как правило, из драгоценных металлов с использованием самоцветов. Изначально такие вещи служили не только для красоты, но и для того, чтобы подчеркнуть высокое социальное положение владельца или владелицы. Также украшениям часто приписывались магические функции. Их использовали, к примеру, в качестве защитных амулетов и талисманов. История ювелирного искусства уходит корнями в глубокую древность. Изначально создание ювелирных изделий не предполагало какой бы то ни было обработки. С течением веков искусство совершенствовалось, умельцы создавали все более сложные и изысканные украшения. Давайте проследим историю ювелирного ремесла и назовем его выдающихся мастеров.

    Древний Египет

    Ювелирное искусство было удивительно хорошо развито в Древнем Египте. Украшения, созданные там, до сих пор поражают своей красотой и сложностью. По форме они обычно походили на изображения древних божеств. В Древнем Египте верили, что украшения выполняют магические функции: защищают от болезней и злых чар, связывают человека с силами природы.

    Носить украшения полагалось на определенных участках тела. Прежде всего, это была область сердца (оно считалось наиболее значимым органом). Чтобы защитить его, на груди носили изделия в виде скарабея. Жук символизировал жизненную силу, активность, воскрешение. Кроме того, важной точкой была середина лба. Древнеегипетские мастера, выполняя украшения для нее, использовали символы силы и мудрости, например изображения змеи. Говоря о технике изготовления изделий, можно отметить, что обычно применялись чеканка и гравировка, а любимыми материалами египтян были золото, серебро, обсидиан и аметист.

    Древняя Греция

    Большим изяществом и тонкостью отличалось древнее ювелирное искусство в Греции. Любимой техникой мастеров была филигрань - выполнение сложнейшего узора из тонкой золотой или серебряной проволоки, припаянной к металлическому фону. Чаще всего при этом использовался растительный орнамент: изображения цветов, листьев, виноградной лозы.

    Из материалов выше всего ценилось золото - этому металлу приписывали магические свойства. В целом же ювелирные изделия подчеркивали статус владельца, поэтому чем тоньше и сложнее была работа, тем дороже она стоила. Богатые гречанки носили множество разнообразных украшений. В почете были изящные изделия для волос и шеи, а также браслеты. Исключением являлась разве что Спарта - местные женщины не носили пышные и причудливые драгоценности, отдавая предпочтение простым металлическим украшениям.

    Ювелирное дело эпохи Возрождения

    Ювелирные изделия эпохи Возрождения поражают своей изысканностью, красотой и сложностью. Мастера использовали самые разные техники, в том числе чеканку, огранку и эмаль. На них во многом оказывали влияние античные традиции, вместе с тем вносились и типичные именно для тех лет черты.

    Так, украшения уже не столько указывают на статус владельца, сколько подчеркивают утонченность вкуса и фантазию. Они становятся уникальными и своеобразными. Самоцветы, жемчуг и изысканные эмалированные детали украшают не только ювелирные изделия, но и пышные дамские наряды. Большую популярность приобретают перстни и массивные подвески.

    В Германии мастера используют в работе весьма необычные материалы: скорлупу кокосового ореха, яйца страуса и раковины.

    Ювелиры Древней Руси

    Русское ювелирное искусство имеет великую историю. Свидетельством тому выступают современные качество и тонкость работы древних умельцев поражают и теперь. Ювелирное было подвержено влиянию скандинавской, восточной и византийской культур, и в то же время неразрывно связывалось с народными обычаями и традициями.

    Мастера из всех уголков Киевской Руси прекрасно владели сложнейшими техниками, в том числе художественным литьем, сканью и золотой наводкой. Великий Новгород славился своими украшениями из драгоценных металлов. Киевские ювелиры с необычайным умением обрабатывали самоцветы. Самыми распространенными украшениями были так называемые которые вплетались в прическу или подвешивались к головным уборам. Также женщины носили разнообразные браслеты и бусы с подвесками.

    Русь в XIV - XVII веках

    С пришествием татаро-монгольских полчищ ювелирное дело оказалось позабыто почти на целое столетие. Многие мастера погибли или были увезены для работы у ордынских правителей. Лишь к концу XIV века начинается постепенное возвращение к древнему искусству. Центром ювелирного ремесла становится Москва, где большой популярностью пользуется техника серебряной скани.

    В XVI - XVII веках ювелирное искусство активно использует эмаль и самоцветы. Украшениям этого периода присущи богатство, красочность и насыщенность цветов. Камни тоже отличаются яркостью - в почете сапфиры, рубины, изумруды. Это время называют расцветом техники чернения. Во многих городах создаются центры серебряного дела.

    Европейское ювелирное искусство XVIII века

    В XVIII веке господствующими стилями были барокко и рококо. Это относится и к ювелирным украшениям. Модными становятся причудливость, пышность и яркие цвета. При этом лидирующую позицию занимает французское ювелирное искусство. Именно тогда украшения приобрели свой современный вид. В моду постепенно входят ювелирные ансамбли, большой популярностью у состоятельных персон пользуются крупные броши. Самым любимыми камнями оказываются бриллианты желтоватых, розоватых и голубоватых оттенков, при этом они используются как в мужском, так и в женском костюме.

    Русь в XVIII веке

    В России в XVIII столетии ювелирное искусство расцвело. Это произошло во многом благодаря реформам Петра I. С тех пор ювелирное дело активно заимствует европейские тенденции, при этом сохраняя свою самобытность. В Россию нередко приезжают заграничные мастера. Среди них - известный Жереми Позье, который проработал при дворе тридцать лет и создал истинные шедевры ювелирного искусства. Лучшей его работой по праву считается Большая императорская Корона, выполненная для Екатерины II. Уникальное в своем роде изделие насчитывает почти пять тысяч бриллиантов. Сейчас эту реликвию тщательно бережет уникальный музей ювелирного искусства - Алмазный фонд в Москве.

    В целом использование драгоценных камней становится популярным именно в это время. Сверкающие, яркие, великолепно обработанные и оформленные, они прекрасно дополняют и украшают пышные наряды знатных дам и вельмож.

    Интересно, что и само слово «ювелир» также вошло в употребление в XVIII столетии. Оно заменило достаточно длинное название «золотых и серебряных дел мастер».

    Европа в XIX веке

    В середине XIX века ювелирное дело становится более массовым. При этом стали применяться менее ценные камни и материалы: аквамарин, малахит, искусственные бриллианты. Ювелирное искусство сменило и общий стиль - на смену рококо приходит классицизм, соответственно, украшения становятся более строгими и тщательно проработанными. Изделия с драгоценными камнями постепенно перестают использоваться в мужских костюмах, зато в моду входят набалдашники для тростей и дорогие табакерки.

    Из известных мастеров можно выделить придворного ювелира Наполеона I Мартина Гийома Бьенне. В XIX столетии зарождаются такие всемирно известные дома, как Картье и Тиффани.

    Положение дел в России в XIX веке

    Высочайшего уровня ювелирное искусство в России достигло в XIX столетии. В это время существенно меняется направление работы, мастера стараются уходить от европейских традиций и возвращаются к исконно русским, придавая изделиям национальный колорит. Особенно модным становится речной жемчуг.

    В Петербурге и Москве появляются крупные предприятия серебряного и золотого дела. Особенно известны фирмы Овчинникова, Постникова, братьев Грачевых и, конечно же, Своим удивительным мастерством они покоряют не только русскую знать, но и королевские дворы Западной Европы. Однако их изделия доступны и рядовому покупателю - речь идет о портсигарах и столовом серебре.

    По мнению специалистов, конец XIX - начало XX столетия является золотым веком российского ювелирного искусства.

    Двадцатый век

    В прошлом столетии в ювелирном искусстве формируется большое количество направлений. В первые десятилетия главенствующим стилем является модерн. В ювелирном искусстве его влияние реализовалось в крайней сложности форм и орнамента украшений. Активно используются платина, палладий, Снова обретают популярность бриллианты. Модной становится и бижутерия, на распространение которой существенным образом повлияла знаменитая Коко Шанель.

    В военные и послевоенные годы изделия становятся более простыми, золото часто заменяется бронзой. Во второй половине столетия под влиянием нонконформистских идей мастера начинают использовать в работе необычные материалы, ранее немыслимые для ювелирного дела: дерево, пластик, сталь и другие. С развитием сложной техники появляются украшения с камнями-хамелеонами, способными менять окраску в зависимости от перепадов температуры или настроения владельца. Популярным становится культивированный жемчуг различных цветов.

    В советские годы русские ювелирные фирмы выпускали большей частью массовую продукцию. Но в конце прошлого века современные мастера задумали возродить гильдию ювелиров России, чтобы вернуть ювелирному искусству былую славу.

    Современное искусство

    В наши дни ювелирное ремесло, пожалуй, еще больше, чем прежде, становится искусством. Украшения выступают одной из форм творческого самовыражения. Современные предприятия используют более профессиональные инструменты и доступные материалы. При этом многие изделия выполняются из синтетических материалов. И хотя они не могут превзойти красотой и совершенством натуральные камни, все же достойно с ними соперничают.

    Современное ювелирное искусство достойно продолжает традиции старых мастеров. А использование новых технологий позволяет создавать все более необычные и интересные украшения.

    Похожие публикации