Особенности воображения у детей с нарушением речи. Определение уровня сформированности монологической речи у детей с ОНР Диагностика связной речи по методике В.П

Особенности воображения детей с нарушениями речи изучали такие авторы, как Попова Л.Г. , Н.А. Пасынкова, Овчинникова Т.С. , Глухов В.П. , Кондрашов С.П. , Дьякова С В. , Дьяченко О.М. Калягин В.А.

Ход развития детского воображения существенно связан с развитием речи. Еще в первой трети XX в. Л.С. Выготский писал о том, что при нарушении вербальной функции отмечается снижение деятельности воображения; задержанные в речевом развитии дети оказываются отсталыми и в развитии воображения .

Путь развития воображения можно представить как движение от конкретно-наглядного образа к понятию и через него к новому воображаемому образу. Уровень развития фантазии теснейшим образом связан с уровнем мышления и речи, которая обобщает практический опыт ребенка, способствует формированию представлений о предмете. Воображение формируется и развивается в различных видах деятельности. Первые его проявления относятся к 2,5 - 3 годам. Именно в этом возрасте ребенок начинает действовать с воображаемыми предметами, подражая взрослым.

У ребенка 4 - 5 лет качественно меняется характер игры. Сюжетно - ролевая игра, которая становится основной деятельностью, представляет широкие возможности для развития фантазии и творчества. В ней формируется важнейшая способность действовать в плане образов - представлений. Ребенок чаще всего начинает представлять определенную последовательность действий, "проигрывать" их в уме. Резко возрастает его творческая активность в самых разных областях. Богаче становится содержание рисунков, разнообразнее постройки, сочиняются необыкновенные истории.

Старший дошкольник характеризуется активацией функции воображения. Вначале воссоздающего (позволяющего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период - сенситивный для формирования фантазии. Старшие дошкольники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Их игры - плод бурной работы фантазии. Они с увлечением занимаются творческой деятельностью. Психологической основой последней так же является воображение.

Воображение детей с речевыми расстройствами формируется по тем же общим законам психического развития, что и у нормально развивающихся детей, но оценку его развития затрудняет состояние речи и мыслительных процессов этих детей .

В.П. Глухов исследовал воображение у детей с общим недоразвитием речи при помощи рисуночных проб, используемых для оценки творческих способностей, и выявил их более низкую продуктивность по этому показателю по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Такие дети чаще прибегают к копированию образцов и предметов ближайшего окружения, повторяют собственные рисунки или отклоняются от задания. Для них свойственны использование штампов, инертность, длительные перерывы в работе, утомляемость. Эти выводы подтверждаются и результатами выполнения такими детьми проективного теста Роршаха, в котором требуется описать свои впечатления от пятен различной формы и цвета. Их ответы беднее, чем у нормально развивающихся сверстников из-за меньшего словарного запаса, упрощения фраз, нарушений грамматического строя, они обнаруживают низкий уровень пространственного оперирования образами. При изучении формирования изобразительной деятельности у детей с ОНР наряду с тем, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются неустойчивость внимания, недостаточный объем сведений об окружающем, психофизическая расторможенность, недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе, отмечается быстрая истощаемость воображения.

Рисунки таких ребят отличаются бедностью содержания, они не могут выполнить рисунок по замыслу, затрудняются, если нужно придумывать новую поделку или постройку. В связи с трудностями, возникающими у детей с ОНР в процессе создания новых образов, в игре дети с общим недоразвитием речи отдают предпочтения бытовой тематике. Нередко их игры носят стереотипный характер, сюжеты мало обогащаются. Замысел игры оказывается нестойким, и она распадается. Возможности общения между собой в силу речевого дефекта ограничены.

Можно сказать, что игровая деятельность в целом не достигает того уровня, который характерен для их сверстников с нормальным речевым развитием.

Детям оказываются недоступными творческие задания: воспроизвести рассказ педагога, рассказать о событиях из личного опыта. Дети плохо понимают переносное значение слов, метафор.

Воображение ребенка органично связано с яркими эмоциональными переживаниями. Однако дети с недоразвитием речи недостаточно эмоционально реагируют на грустную сказку, смешной стишок, нежную мелодию. Их речь маловыразительна, движения несколько скованны, дети не очень уверены в себе ,.

Егорова О. В., при проведение психолого-педагогического обследования для изучения воображения у старших дошкольников с ОНР, применяла экспериментальные методики, разработанные А. А. Венгер, О.М.Дьяченко, Р.И. Говоровой, М.И. Цеханской «На что похоже?», «Дорисование фигур», «Разные сказки». Полученные результаты обследования дошкольников показывают, что дети с ОНР испытывают затруднения при подборе слов, для описания того, на что похожа картинка. Им требуются наводящие и подсказывающие вопросы. Дети долго обдумывают, ждут помощи или подсказки взрослого. Эти дети дорисовывают картинку по карточке так, что получается схематичное изображение отдельного объекта. Они не могут описать свои действия и объект изображения. При пересказе дошкольники пытаются пересказать содержание рассказа, но при этом им требуется помощь взрослого в виде наводящих вопросов.

На основании полученных данных о состоянии процесса воображения у шестилетних дошкольников с ОНР Егорова О.В. сделала вывод, что у старших дошкольников с общим недоразвитием речи отмечается недостаточный уровень развития воображения, что наиболее проявляется в процессе речевого моделирования .

Овчинникова Т.С., изучая воображение детей с ОНР по параметрам беглости, гибкости и оригинальности, экспериментально установила, что параметры значительно ниже, чем у здоровых детей, структура воображения детей с ОНР отличается от структуры воображения здоровых детей и имеет свои особенности. Это объясняется тем, что у детей с ОНР бедный словарный запас, что снижает и показатели беглости и гибкости (понятийный словарь). Показатель оригинальности, который характеризует уровень интеллекта и общего психического развития, у таких детей гораздо ниже, чем у здоровых. Творческий коэффициент выполнения задания у детей с ОНР составляет 31%, тогда как у здоровых детей - 60 % .

Отечественные ученые (С.П.Кондрашов, С.В.Дьякова, О.М. Дьяченко, В.П. Глухов и др.) выделяют специфические особенности воображения у детей с ОНР:

1) снижение мотивации в деятельности;

2) снижение познавательных интересов;

3) бедный запас общих сведений об окружающем мире;

4) отсутствие целенаправленности в деятельности;

5) несформированность операционных компонентов;

6) сложность в создании воображаемой ситуации;

7) недостаточную точность предметных образов - представлений;

8) непрочность связей между зрительной и вербальной сферами;

9) недостаточную сформированность произвольной регуляции образной сферы .

Л. Г. Попова, Н. А. Пасынкова изучали воображение (творческое и воссоздающие) детей с ФФНР.

Воссоздающее воображение у детей с ФФНР сохраняет ту же закономерность развития, что и у детей, имеющих нормальную речь, но вместе с тем выявляется и ряд отличий, прежде всего по таким критериям, как самостоятельность в ос создания рассказа, наличие связного повествования и эмоциональная насыщенность воссоздаваемого содержания. По перечисленным критериям показатели воображения детей обеих возрастных групп с нарушениями речи отстают от показателей нормально говорящих детей младшей возрастной группы. Детям с нарушениями речи при воссоздании рассказа чаще требовалась помощь экспериментатора в виде наводящих вопросов. Меньшее количество высказываний детей имели характер связного повествования. Особенно значительным было отличие по критерию « эмоциональной насыщенности ». Высказывания детей с нарушениями речи мало насыщены эмоциями: редко встречается качественное описание персонажей и прямая речь. Речь таких детей чаще является невыразительной. Таким образом, у детей с нарушениями речи продукты воображения по сравнению с нормально говорящими детьми являются менее четкими, яркими, мало насыщенными эмоциями.

Также сохраняется возрастная динамика развития творческого воображения, аналогичная динамике нормально говорящих детей. С возрастом улучшается качество детских произведений, которые становятся более оригинальными, совершенными, лучше структурированным. По сравнению с нормально говорящими сверстниками, меньшее количество сказок детей с ФФНР имеет композицию. Они чаще воспроизводят знакомые сказки, а не сочиняют свои. У них реже встречается описание персонажей. Меньшее количество высказываний представляют собой связное повествование. Образы их воображения менее эмоциональные.

Дети с ФФНР в меньшей степени овладевают приемами и средствами преобразования своих представлений, чем норма. Их сказки по содержанию являются более бедными, менее оригинальными и структурированными; образы воображения менее яркими и эмоциональными.

В результате анализа материалов исследования авторами были установлены следующие особенности воображения детей с ФФНР:

Развитие и воссоздающего, и творческого воображения детей с фо- нетико-фонематическими нарушениями речи протекает в соответствии с теми же закономерностями, что и развитие воображения детей с нормальным речевым развитием.

Но, несмотря на это, воображение детей с ФФНР несколько беднее, чем у нормально говорящих сверстников, его продукты менее оригинальны и последовательны, хуже структурированы. Наиболее значимое отличие воображения у таких детей заключается в том, что его образы мало насыщены эмоциями .

С.П. Кондрашов и С.В. Дьякова отмечают, что у детей, страдающих ринолалией, в период раннего дошкольного возраста наряду с существенным снижением всех видов пороговой чувствительности наблюдается бедность воображения, непосредственно зависящего от развития речи ребенка .

По данным О.М. Дьяченко познавательное воображение формируется к 6 годам благодаря отделению образа от предмета и обозначению его с помощью слова. У детей со стертой формой дизартрии познавательное воображение соответствует возрасту 5 лет с преимуществом репродуктивного. Индивидуальная оригинальность их ответов равнялась 2,5 слова из десяти, что показывает низкий уровень развития творческих способностей и бедный словарный запас .

Таким образом, для воображения детей с нарушениями речи характерны сложности в создании воображаемой ситуации, недостаточные точности предметных образов - представлений, непрочности связей между зрительной и вербальной сферами. Воображение детей с нарушениями речи несколько беднее, чем у нормально говорящих сверстников, его продукты менее оригинальны и последовательны, хуже структурированы. Уровень развития воображения у таких детей недостаточный, что наиболее проявляется в процессе речевого моделирования.

Прислала: Лаврентьева Екатерина

Особенности воображения детей с нарушениями речи изучали такие авторы, как Попова Л. Г., Дьякова С В., Дьяченко О. М. Калягин В. А. и другие.

Еще первой трети XX в., Лев Семенович Выготский отмечал, что особенности развития детского воображения напрямую связано и зависит от развития речи.

Развитие воображения представляется как движение от наглядного образа к понятию и через него уже к новому образу. Уровень развития фантазии напрямую связан с уровнем актуального развития мышления и речи воспитанника. Ведь и то и другое, является главнейшим условием формирования представлений о предмете. Воображение формируется и развивается в разнообразных видах детской деятельности. Впервые зачатки воображения проявляются в возрасте 2-2, 5 лет.

У ребенка 4 - 5 лет качественно меняется характер игры. Сюжетно - ролевая игра, которая становится основной деятельностью, представляет широкие возможности для развития фантазии и творчества. В ней формируется важнейшая способность действовать в плане образов - представлений. Ребенок чаще всего начинает представлять определенную последовательность действий, "проигрывать"их в уме. Резко возрастает его творческая активность в самых разных областях. Богаче становится содержание рисунков, разнообразнее постройки, сочиняются необыкновенные истории.

Старший дошкольник характеризуется активацией функции воображения. Вначале воссоздающего (позволяющего в более раннем возрасте представлять сказочные образы) , а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ) . Этот период - сенситивный для формирования фантазии. Старшие дошкольники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Их игры - плод бурной работы фантазии. Они с увлечением занимаются творческой деятельностью. Психологической основой последней так же является воображение.

Воображение детей с речевыми расстройствами формируется по тем же общим законам психического развития, что и у нормально развивающихся детей, но оценку его развития затрудняет состояние речи и мыслительных процессов этих детей.

В. П. Глухов исследовал воображение у детей с общим недоразвитием речи при помощи рисуночных проб, используемых для оценки творческих способностей, и выявил их более низкую продуктивность по этому показателю по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Такие дети чаще прибегают к копированию образцов и предметов ближайшего окружения, повторяют собственные рисунки или отклоняются от задания. Для них свойственны использование штампов, инертность, длительные перерывы в работе, утомляемость. Эти выводы подтверждаются и результатами выполнения такими детьми проективного теста Роршаха, в котором требуется описать свои впечатления от пятен различной формы и цвета. Их ответы беднее, чем у нормально развивающихся сверстников из-за меньшего словарного запаса, упрощения фраз, нарушений грамматического строя, они обнаруживают низкий уровень пространственного оперирования образами.

При изучении формирования изобразительной деятельности у детей с ОНР наряду с тем, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются неустойчивость внимания, недостаточный объем сведений об окружающем, психофизическая расторможенность, недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе, отмечается быстрая истощаемость воображения.

Рисунки таких ребят отличаются бедностью содержания, они не могут выполнить рисунок по замыслу, затрудняются, если нужно придумывать новую поделку или постройку. В связи с трудностями, возникающими у детей с ОНР в процессе создания новых образов, в игре дети с общим недоразвитием речи отдают предпочтения бытовой тематике. Нередко их игры носят стереотипный характер, сюжеты мало обогащаются. Замысел игры оказывается нестойким, и она распадается. Возможности общения между собой в силу речевого дефекта ограничены.

Можно сказать, что игровая деятельность в целом не достигает того уровня, который характерен для их сверстников с нормальным речевым развитием.

Детям оказываются недоступными творческие задания: воспроизвести рассказ педагога, рассказать о событиях из личного опыта. Дети плохо понимают переносное значение слов, метафор.

Воображение ребенка органично связано с яркими эмоциональными переживаниями. Однако дети с недоразвитием речи недостаточно эмоционально реагируют на грустную сказку, смешной стишок, нежную мелодию. Их речь маловыразительна, движения несколько скованны, дети не очень уверены в себе.

Отечественные ученые (С. П. Кондрашов, С. В. Дьякова, О. М. Дьяченко, В. П. Глухов и др.) выделяют специфические особенности воображения у детей с ОНР:

  1. снижение мотивации в деятельности;
  2. снижение познавательных интересов;
  3. бедный запас общих сведений об окружающем мире;
  4. отсутствие целенаправленности в деятельности;
  5. несформированность операционных компонентов;
  6. сложность в создании воображаемой ситуации;
  7. недостаточную точность предметных образов - представлений;
  8. непрочность связей между зрительной и вербальной сферами;
  9. недостаточную сформированность произвольной регуляции образной сферы.

Таким образом, для воображения детей с нарушениями речи характерны сложности в создании воображаемой ситуации, недостаточные точности предметных образов - представлений, непрочности связей между зрительной и вербальной сферами. Воображение детей с нарушениями речи несколько беднее, чем у нормально говорящих сверстников, его продукты менее оригинальны и последовательны, хуже структурированы. Уровень развития воображения у таких детей недостаточный, что наиболее проявляется в процессе речевого моделирования

Воображение - это форма опосредованного, обобщенного познания, создание на основе уже имевшихся восприятия и памяти новых, ранее не известных образов, представлений и понятий. Если восприятие обращено к настоящему, память к прошлому, то воображение - к будущему. Выделяют непроизвольное и произвольное воображение, репродуктивное и творческое. Специфические формы воображения - фантазия и мечта.

Воображение детей с нарушениями речи развивается несколько по-иному по сравнению с нормально говорящими. Их представления о предметах оказываются неточными и неполными, практический опыт недостаточно закрепляется и обобщается в слове, вследствие этого запаздывает формирование понятий. Чем сложнее нарушения речи, тем больше ограничиваются возможности ребенка проявить творчество, он оказывается беспомощным в создании новых образов.

При дислалии каких-либо особенностей воображения не отмечается. По данным О.М.Дьяченко, познавательное воображение формируется к шести годам благодаря отделению образа от предмета и обозначению его с помощью слова. У детей со стертой дизартрией познавательное воображение соответствует возрасту пяти лет с преимуществом репродуктивного.

С.П.Кондрашов и С.В.Дьякова отмечают, что у детей, страдающих ринолалией, в период раннего дошкольного возраста наряду с существенным снижением всех видов пороговой чувствительности наблюдается бедность воображения, непосредственно зависящего от развития речи ребенка. Сравнительная психологическая характеристика детей шести лет с ринолалией и нормальным речевым развитием, составленная А.И. Ураковой, показала, что в выполнении задания, направленного на изучение воображения (узнать объект, не полностью изображенный по картинке, назвать его), существенных различий между детьми обеих групп не наблюдалось. Однако автор указывает на то, что детям с ринолалией требовалось большее количество времени по сравнению с нормально говорящими сверстниками, т.е. речевое расстройство ведет за собой быструю истощаемость комбинаторных функций воображения.

Особенности воображения лиц с системными нарушениями речи.

В.П. Глухов исследовал воображение у детей с общим недоразвитием речи при помощи рисуночных проб, используемых для оценки творческих способностей, и выявил их более низкую продуктивность по этому показателю по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) чаще прибегают к копированию образцов и предметов ближайшего окружения, повторяют собственные рисунки или отклоняются от задания. Для них свойственны использование штампов, инертность, длительные перерывы в работе, утомляемость. Эти выводы подтверждаются и результатами выполнения такими детьми проективного теста Роршаха, в котором требуется описать свои впечатления от пятен различной формы и цвета. Их ответы беднее, чем у нормально развивающихся сверстников из-за меньшего словарного запаса, упрощения фраз, нарушений грамматического строя, они обнаруживают низкий уровень пространственного оперирования образами.



Воображение у школьников первого класса с ОНР оценивалось по параметрам беглости, гибкости и оригинальности. Исследование показало, что все эти параметры значительно ниже, чем у здоровых детей, структура воображения детей с ОНР отличается от структуры воображения здоровых детей и имеет свои особенности (по данным Т.С. Овчинниковой).

Это объясняется тем, что у детей с ОНР бедный словарный запас, что снижает и показатели беглости и гибкости (понятийный словарь). Дети с ОНР при выполнении заданий использовали шесть категорий тем (люди, животные, растения, знаки, машины, астрономические объекты - солнце, луна). Здоровые дети использовали 14 категорий (добавив к перечисленным такие, как посуда, продукты, предметы домашнего обихода, игрушки, космос, украшения, узоры и орнаменты).

Показатель оригинальности, который характеризует уровень интеллекта и общего психического развития, у детей с ОНР гораздо ниже, чем у здоровых.

Проведенные эксперименты позволили выявить специфические особенности воображения у детей с ОНР:

1) снижение мотивации в деятельности;

2) снижение познавательных интересов;

3) бедный запас общих сведений об окружающем мире;

4) отсутствие целенаправленности в деятельности;

5) несформированность операционных компонентов;

6) сложность в создании воображаемой ситуации;

7) недостаточную точность предметных образов - представлений;

8) непрочность связей между зрительной и вербальной сферами;

9) недостаточную сформированность произвольной регуляции образной сферы.

Методика обследования связной речи Глухова В.П. Глухов В.П. предлагает наблюдение за речью детей осуществлять в процессе игровой, обиходно-бытовой и учебной деятельности.

Основное внимание обращается на наличие и уровень сформированности у детей навыков фразовой речи и на особенности речевого поведения. В целях комплексного исследования связной речи детей используется серия заданий, которая включает: составление предложений по отдельным ситуационным картинкам; составление предложения по трем картинкам, связанным тематически; пересказ текста; составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок; сочинение рассказа на основе личного опыта; составление рассказа-описания. Комплексное обследование позволяет получить целостную оценку речевой способности ребенка в разных формах речевых высказываний - от элементарных (составление фразы) до наиболее сложных (составление рассказов с элементами творчества). При этом учитываются характерные особенности и недостатки в построении развернутых высказываний.

Методика включает следующий комплекс заданий:

Задание 1. Определить способность ребенка составлять законченное высказывание на уровне фразы (по изображенному на картинке действию).

Материал: серия картинок следующего содержания:

Мальчик поливает цветы

Девочка ловит бабочку

Мальчик ловит рыбу

Девочка катается на санках

Девочка везет куклу в коляске.

При показе каждой картинки ребенку задается вопрос-инструкция: "Скажи, что здесь нарисовано?". При отсутствии фразового ответа задается второй вспомогательный вопрос, непосредственно указывающий на изображенное действие ("Что делает мальчик/девочка?").

Задание 2. Выявление способности детей устанавливать лексико-смысловые отношения между предметами и переносить их в виде законченной фразы-высказывания. Материал: Три картинки "девочка", "корзинка", "лес".

Инструкция: Назови картинки и составь предложение так, чтобы в нем говорилось обо всех трех предметах. Если ребенок составил предложение с учетом только одной-двух картинок (например, "Девочка гуляла в лесу"), задание повторяется с указанием на пропущенную картинку. Следующие задания предназначены для определения уровня сформированности и особенности связной монологической речи детей.

Задание 3 . Выявить возможности детей воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст.

Материал: знакомые детям сказки: "Репка", "Теремок", "Курочка ряба".

Текст произведения прочитывается дважды; перед повторным чтением дается установка на составление пересказа. Инструкция: послушай и перескажи.

Задание 4. Составить связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов.

Материал: Серии картинок по сюжетам Н.Радлова. Картинки в нужной последовательности раскладываются перед ребенком и дают внимательно их рассмотреть. Инструкция: Рассмотри картинки и составь последовательный рассказ. (Составлению рассказа предшествует обзор предметного содержания каждой картинки серии с объяснением значения отдельных деталей). При затруднении, помимо наводящих вопросов, применяется жестовое указание на соответствующую картинку или конкретную деталь. Задание 5. Составить рассказ на основе личного опыта - имеет целью выявить индивидуальный уровень и особенности владения связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений.

Инструкция: ребенку предлагается составить рассказ на близкую ему тему (например, "На нашем участке", "Игры на детской площадке") и дается план рассказа: - что находится на площадке; чем занимаются там дети; в какие игры они играют; назвать свои любимые игры и запомнить; вспомнить, какие игры зимой, а какие летом.

Задание 6. Составить описательный рассказ. Материал: детям могут предлагаться как модели предметов (игрушки), так и их графические изображения, на которых достаточно полно и четко представлены основные свойства и детали предметов.

Инструкция: Ребенку предлагается в течение несколько минут внимательно рассмотреть предмет, а затем составить о нем рассказ по данному вопросному плану. Например, при описании куклы дается следующая инструкция-указание: "Расскажи об этой кукле: как ее зовут, какая она по величине; назови основные части тела; из чего она сделана, во что одета, что у нее на голове" и т.п.

Задание 7. Закончи рассказ. Цель задания: выявить возможности детей, в решении поставленной речевой и творческой задачи, в умении использовать при составлении рассказа предложенный текстовый и наглядный материал. Инструкция: ребенку показывают картинку, изображающую кульминационный момент сюжетного действия рассказа. После разбора содержания картинки дважды прочитывается текст незавершенного рассказа и предлагается придумать его продолжение.

Количественный и качественный анализ результатов

Задание 1. Определить способность ребенка составлять законченное высказывание на уровне фразы. Анализ результатов: 5 баллов – ответ на вопрос – задание в виде грамматически правильно построенной фразы, адекватной по содержанию предложенной картинки, полное или точно отображенное ее предметное содержание. 4 балла – длительные паузы с поиском нужного слова. 3 балла – сочетание указанных недостатков информативности и лексико – грамматического структурирования фразы при выполнении всех вариантов задания. 2 балла – адекватная фраза – высказывание составлена с помощью дополнительного вопроса, указывающего на выполненное субъектом действие. 1 балл – отсутствие адекватного фразового ответа с помощью дополнительного вопроса.

Оценка результатов:

5 баллов высокий уровень;

4 балла средний уровень;

2 балла низкий уровень;

Задание 2. Выявление способности детей устанавливать лексико – смысловые отношения между предметами и переносить их в виде законченной фразы – высказывания. Анализ результатов. Фраза составлена с учетом предметного содержания всех предложенных картинок, представляет собой адекватное по смыслу, грамматически правильно оформленное, достаточно информативное высказывание - 5 баллов. Если у детей имеются отдельные недостатки в построении фразы, адекватной по смыслу и соответствующей вероятной предметной ситуации - 4 балла. Фраза составлена на основе предметного содержания только двух картинок. При оказании помощи (указание на пропуск) ребенок составляет адекватное по содержанию высказывание - 3 балла. Ребенок не смог составить фразу высказывание с использованием всех трех картинок, несмотря на оказываемую ему помощь - 2 балла. Предложенное задание не выполнено - 1 балл.

Оценка результатов:

5 баллов высокий уровень;

4 балла средний уровень;

3 балла недостаточный уровень;

2 балла низкий уровень;

1 балл задание выполнено неадекватно.

Задание 3. Выявление возможности детей воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст. Анализ результатов. Если пересказ составлен самостоятельно, полностью передается содержание текста - 4 балла. Пересказ составлен с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие вопросы), но полностью передается содержание текста - 3 балла. Отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента - 2 балла. Пересказ составлен по наводящим вопросам, связность изложения нарушена - 1 балл. Задание не выполнено - 0 баллов.

Оценка результатов:

4 балла высокий уровень;

3 балла средний уровень;

1 балл низкий уровень;

Задание 4. Составить связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов – эпизодов. Анализ результатов. Самостоятельно составлен связный рассказ - 4 балла. Рассказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы, указания на картинку), достаточно полно отражено содержание картинок - 3 балла. Рассказ составлен с применением наводящих вопросов и указаний на соответствующую картинку или ее конкретную деталь - 2 балла. Рассказ составлен с помощью наводящих вопросов, его связность резко нарушена, отмечается пропуск существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое соответствие рассказа изображенному сюжету - 1 балл. Задание не выполнено - 0 баллов.

Оценка результатов:

4 балла высокий уровень;

3 балла средний уровень;

2 балла недостаточный уровень;

1 балл низкий уровень;

0 баллов задание выполнено неадекватно.

Задание 5. Составить рассказ на основе личного опыта. Анализ результатов. Рассказ содержит достаточно информативные ответы на все вопросы задания - 4 балла. Рассказ составлен в соответствии с вопросным планом задания, большая часть фрагментов представляет связные, достаточно информативные высказывания - 3 балла. В рассказе отражены все вопросы задания, отдельные его фрагменты представляют собой простое перечисление предметов и действий, информативность рассказа недостаточна - 2 балла. Отсутствуют один или два фрагмента рассказа, большая его часть представляет простое перечисление предметов и действий - 1 балл. Задание не выполнено - 0 баллов.

Оценка результатов:

4 балла высокий уровень;

3 балла средний уровень;

2 балла недостаточный уровень;

1 балл низкий уровень;

0 баллов задание выполнено неадекватно.

Задание 6. Составление рассказа – описания. Анализ результатов. В рассказе-описании отражены все основные признаки предмета, дано указание на его функции или назначение, соблюдается логическая последовательность в описании признаков предмета - 4 балла. Рассказ-описание достаточно информативен, отличается логической завершенностью, в нем отражена большая часть основных свойств и качеств предмета - 3 балла. Рассказ-описание составлен с помощью отдельных побуждающих и наводящих вопросов, недостаточно информативен, в нем не отражены некоторые существенные признаки предмета - 2 балла. Рассказ составлен с помощью повторных наводящих вопросов, указаний на детали предмета. Описание предмета не отображает многих его существенных свойств и признаков. Не отмечается какой-либо логически обусловленной последовательности рассказа-описания - 1 балл. Задание не выполнено - 0 баллов.

Оценка результатов:

4 балла высокий уровень;

3 балла средний уровень;

2 балла недостаточный уровень;

1 балл низкий уровень;

0 баллов задание выполнено неадекватно.


Юлия Матвеева
Особенности развития воображения и творчества у детей с нарушениями речи и рекомендации для педагогов

Особенности развития воображения и творчества у детей с нарушениями речи и рекомендации для педагогов по организации работы, направленной на совершенствование и активизацию творческих способностей детей- логопат ов.

Умственное развитие ребенка предполагает формирование различных психических процессов, а так же познавательных интересов, накопления умений и знаний, формирование речи а так же развитие умственных способностей . К моменту поступления в школу от ребенка требуется много, в том числе высокий уровень развития творческого воображения .

«…Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает что-то новое, все равно, будет ли это созданное … какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке…» Л. С. Выготский

Воображение – это необходимый элемент творческой деятельности , сущность процесса заключается в построении образа продуктов труда, а так же в создании программы поведения в проблемной ситуации.

Как доказывает практика, дошкольный период-это возраст, когда изодеятельность чаще всего является устойчивым увлечением не только «особо одаренных » , но и всех детей , то есть увлекая детей в волшебный сказочный мир искусства, мы незаметно для них развиваем у детей воображение и творчество .

Работая с детьми, и логопед и воспитатели установили, что создание игровой мотивации на занятиях открывает перспективу на интересную игру, провоцирует детей к созданию обстановки игры. Дети учатся развивать игровой сюжет , занятие приобретает для них особую значимость . В этом случае, наша задача состоит в том, чтобы детей , уже научившихся играть, направить на новый увлекательный сюжет, а игре придать такое направление, продолжение которого дети придумывают сами.

Как доказывают исследования, творческие способности у детей с нарушениями речи развиваются несколько по-другому. Представления о предметах у них оказываются неточными и неполными и, практический опыт недостаточно обобщается и закрепляется в слове. Чем тяжелее нарушения речи , тем больше ограничиваются возможности ребенка проявить своё творчество , он оказывается одиноким и беспомощным в создании новых образов. Рисунки детей с общим недоразвитием речи отличаются бедностью содержания, дети не могут выполнить рисунок по замыслу, затрудняются, если нужно придумать новую поделку или постройку, создать новый образ.

В играх дети с речевыми нарушениями часто отдают предпочтение бытовой примитивной тематике, игры носят явно стереотипный характер, сюжеты мало обыгрываются и обогащаются. Замысел игры оказывается нестойким, и она распадается. Возможности общения между собой в силу речевого недоразвития ограничены .

Логопед и воспитатели наблюдая за детьми-логопатами не один год, убедились, что детям оказываются недоступными творческие задания : например, рассказ из личного опыта, плохо понимают переносное значение слов, метафор. Дети с ОНР недостаточно эмоционально реагируют на юмор, смешной стишок, переживательную сказку, нежную мелодию. Их речь маловыразительна, движения несколько скованы и неуклюжи, дети не очень уверены в себе.

Изучение работ практической (изо) деятельности показало, что дети не всегда точно могут произвести зрительный анализ формы предмета, не могут выделить и определить его пропорции и величину, положение в пространстве. Дети испытывают трудности в передаче формы, строения, цвета предмета в соответствии с натурой; расположении изображения предмета в центе листа, правильного соотношения частей, линией выявляя очертания предмета.

Высокий уровень показали 8% детей , средний уровень при решении творческих задач у 50% детей , низкий уровень у 42% ребят.

Дети с высоким уровнем уверенно выполняли предложенные задания, вели активный поиск выразительных средств, свободно ориентировались в выборе материалов и сюжета.

Дети со средним и низким уровнем часто копировали характерные черты образов, неумело варьировали их отдельные элементы, затруднялись в самостоятельном подборе материала.

При изучении степени сформированности творчества в речевой деятельности : высокий уровень показали 10%, средний уровень- 39%, низкий- 51% .

Основные затруднения дети испытывали в определении замысла рассказа, последовательности развития сюжета . Нередко выполнения творческого задания подменялось пересказом знакомого текста или сказки. Рассказы не всегда были содержательны, последовательны, лаконичны. Некоторые дети затруднялись начать, подолгу молчали, с трудом подыскивали фразы. Они начинали рассказывать однообразно, копируя друг друга.

В изучении игры : средний уровень 32%, низкий 67,3% .

В игре дети с нарушениями речи отдают предпочтение бытовой тематике. Нередко их игры носят стереотипный характер, сюжеты мало обогащаются. Замысел игры оказывается нестойким, и она распадается. Возможности общения в силу речевого дефекта ограничены. Можно сказать, что игровая деятельность в целом не достигает того уровня, который характерен для их сверстников с N речевым развитием . Особые трудности дети испытывали при проведении словесных игр.

Эти наблюдения и выводы дали возможность подробно изучить особенности становления творческих способностей у детей с ОНР .

Следует заметить, что дети с ОНР плохо понимают переносное значение слов, метафор. Автор Глухов В. П. анализировал творческие процессы воображения и его особенности у детей недоразвитием речи . (Глухов В. П. «Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи » М., 1985 г.) Автор отмечает, что у детей отмечаются : инертность, недостаточная подвижность, быстрая истощаемость комбинаторных функций, низкий уровень пространственного оперирования образами.

В этом случае перед педагогическим коллективом встаёт сложная задача- разработать и систематически использовать на занятиях с детьми специальные задания и упражнения, направленные на совершенствование воображения и активизацию творческих способностей ребенка .

Организацию работы, направленную на совершенствование воображения и активизацию творческих способностей детей- логопатов , можно рекомендовать в нескольких направлениях.

Прежде всего, следует обратить внимание на сюжетно- ролевую игру, которая к сожалению, нередко как бы выпадает из коррекционной работы, тогда как игра- естественный для ребенка вид творческой деятельности . В процессе игры малыш на основе знакомых ему ситуаций из окружающей жизни создает воображаемую ситуацию , новые образы, принадлежащие ему одному.

Сделать первый шаг на пути к самостоятельному творчеству для ребенка означает научиться понимать, что реальные предметы в игре можно заменять другими предметами и игрушками, т. е. овладеть игровым замещением.

Ребенку, отстающему в речевом и общем развитии , трудно создавать и воплощать в игре собственный замысел. Поэтому на начальных этапах работы педагог должен стать активным участником детских игр. При этом не следует превращать в игру в занятие, а, взяв на себя главную роль, исподволь направлять активность детей . Важна увлеченность взрослого игрой, искренность, непосредственность.

По мере расширения круга представлений об окружающем мире, возрастает возможность ребенка отразить эти представления в игре. Следует создавать условия для того, чтобы дети разыгрывали самые разнообразные сюжеты, обогащать содержание детских игр.

Творчество ребенка органично связано с яркими эмоциональными переживаниями. Однако дети с недоразвитием речи недостаточно эмоционально реагируют на грустную сказку, смешной стишок, нежную мелодию. Их речь маловыразительна, движения несколько скованы, дети не очень уверены в себе. Учитывая эти особенности , следует в работе с детьми использовать элементы арттерапии, театрализации, чаще обращаться к музыке и движениям. Итак, первое направление работы- развитие воображения и обогащение эмоциональной сферы в сюжетно- ролевой игре.

Второе направление по развитию творческих способностей детей предполагает использование специальных заданий, в процессе выполнения которых развивается наглядно- образное мышление ребенка, формируется способность к преобразованию готовых образов и созданию на этой основе новых.

Так, на занятиях по лепке, аппликации, конструированию, рисованию, можно предложить детям изменить постройку, поделку, добавив или убрав какие- то детали, дорисовать незаконченное изображение. Большие возможности для развития познавательных способностей детей заложены в заданиях , предполагающих действия с наглядными моделями : схемами, макетами, символическими изображениями.

Третье направление- формирование способностей к словесному творчеству . Это прежде всего занятия по обучению рассказыванию, специальные словесные игры и упражнения. Эти занятия являются наиболее сложными для детей с ОНР . Задания, используемые в третьем направлении коррекционной работы, следует тщательно отбирать, учитывая речевые возможности детей и тяжесть речевого дефекта.

Все взрослые, которые работают с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии : педагоги , родители должны всячески поощрять творческие проявления детей , помогать им развивать направленное , продуктивное воображение . И тогда все усилия, приложенные к работе с такими детьми, окажутся ненапрасными.

1. Борякова Н. Ю., Соболева А. В. ,Ткачева В. В. «Практикум по коррекционно- развивающим занятиям » М., «Соцполитжурнал» , 1994г

2. Выготский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте » М., «Просвещение» , 1991 г

3. Глухов В. П. «Методика формирования связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием » М., МГОПУ, 1995г

4. Миронова С. А. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях» М, «Просвещение» , 1991г

Похожие публикации