Механизмы психологической защиты. Психологическая компенсация

Неврозы и их компенсация.

Компенсация иногда имеет очень полезные последствия. Например, ребенок длительное время испытывал унижение. Желая отомстить и достигнуть превосходства, он, когда вырастет, может стать крупным инженером, известным врачом, хорошим адвокатом и т.д. Но на самом деле он остается таким же несчастным, потому что компенсация не может помочь избавиться от комплекса неполноценности.

Как уже говорилось, властолюбие компенсирует неполноценность. Эти люди очень любят давать советы, поучать. Они чувствуют необходимость командовать, все равно кем. Если это не получается, они могут помогать, но когда их помощью пренебрегают, они становятся агрессивными.

Все эти действия не являются нормальными. Они не допускают мысли, что хоть в чем-то - „как все”. Если же им покажется, что их недооценивают, они сделают все, чтобы удивить, вызвать восхищение своими знаниями, или своим интеллектом, или высотой помыслов, или услужливостью.

Один пациент рассказал мне о социологическом исследовании, которое он провел, и заметил: „Теперь я знаю очень много, но эта работа иссушила меня”. Для нормального человека такое замечание естественно. Но что происходит с больным? Он хорошо изучил непростой вопрос - отсюда чувство превосходства. Он признает, что здоровье его ухудшилось, так как знает, что истощение часто вызывает восхищение; в некотором смысле он - жертва науки.

Другой случай. Молодой человек вследствие комплекса неполноценности хотел сразу сочинять музыку, как Бетховен, играть на сцене, как Мольер, писать романы, как Бальзак. Он имел амбиции несоразмерные с его силами и способностями, но не из-за уверенности в своих силах, а из-за глубокого чувства бессилия.

Обычно такие люди отступают перед необходимостью борьбы. Их реакции всегда очень непростые - смесь неполноценности и превосходства. Возьмем, например, случай, когда человек ощущает настоятельную необходимость быть абсолютно независимым, но в то же время хочет быть зависимым, защищенным, укрытым и т.д. Здесь - смесь противоречивых реакций. Для того чтобы проанализировать эти реакции - жесты, мимику, слова, - их нужно „схватить на лету” и объяснить, что не всегда бывает легко.

Деньги, положение в обществе, одежда, автомобили и т.д. рождают чувство скрытого превосходства. Миллионы водителей совершенно не переносят, когда их обгоняют. Это чистейшая нервная реакция? Допустить, чтобы тебя обогнали, это все равно что допустить, чтобы тебя унизили. Они отождествляют себя с автомобилем, они не думают: „обогнали мой автомобиль”, они считают, что обогнали их самих. Водитель становится агрессивен, у него появляется болезненная потребность соревнования. Невроз агрессивности у водителей хорошо известен - это глухая злоба, острые замечания, насмешки, яростные обгоны и т.д.

Нервный водитель, если его автомобиль едет не слишком быстро, говорит, что спидометр дает ошибочные показания. Когда его обгоняют, он говорит, что ему „захотелось передохнуть”. Здесь речь идет о реакциях, которые дают ему внутреннюю безопасность. Он пытается чувствовать себя свободно, спокойно, трезво. Его слова, конечно, не соответствуют ни в коей мере его внутреннему состоянию. На самом деле он просто кипит от ярости и враждебности. Если бы можно было избавить от комплекса неполноценности водителей, то число аварий сократилось бы вдвое.

Комплекс неполноценности появляется в детстве. Ребенок часто ощущает свое бессилие - он маленький и слабый, он многого не знает. Главное для ребенка - быть в безопасности, он должен чувствовать, что его поддерживают и ему помогают, а не командуют и не обращаются с ним как с вещью. Мало-помалу формируется его индивидуальность. Задача воспитания - дать человеку уверенность в себе.

Если комплекс неполноценности останется, то останется зерно невроза. Оно будет зреть, как ядовитый гриб, глуша индивидуальность ребенка. Все, что разрушает индивидуальность и волю ребенка, является результатом неврозов.

К большому несчастью, многие воспитатели своими действиями только усиливают комплекс неполноценности у ребенка. Представьте, сколько властных субъектов с нездоровой психикой воспитывают детей! Это дает возможность понять, откуда берутся неврозы у взрослых: бесконечная цепь воспитателей и воспитуемых, которые через некоторое время в свою очередь тоже станут больными. Властолюбивый субъект может усилить комплекс неполноценности даже у самых здоровых в мире детей.

Надо видеть вещи такими, какие они есть. Родитель с комплексом неполноценности стремится к тому, чтобы ребенок никогда не стал взрослым. Ему необходимо, чтобы ребенок не имел своей жизни, ему нужна слабость ребенка для того, чтобы усилить чувство превосходства, которое даст ему ощущение силы.

Все психологи знают причину неврозов: слишком многие воспитатели командуют детьми. Самый распространенный и опасный случай: властная, с нездоровой психикой мать воспитывает сына. Такой матери необходимо властвовать, и она будет стремиться помешать сыну стать личностью и мужчиной. Она нуждается в слабом сыне, чтобы показать свою власть. Часто властолюбие прячется, она старается казаться хорошей матерью. В этом случае должен вмешаться психолог, потому что сын сделать ничего не может, а комплексы приносят много зла.

Приведем еще один пример. Возьмем случай с отцом, боящимся женщин. Он „презирает” и „ненавидит” женщин. Если он будет воспитывать дочь, он перенесет на нее „ненависть” к женщинам. Он будет обманывать, унижать и оскорблять дочь. Но так как этот отец еще и „презирает” женщин, то он бессознательно сделает все возможное, чтобы помешать ей стать настоящей женщиной! Для этого он постарается сделать ее похожей на мальчика при помощи стрижки, брюк, сапог. Он будет заставлять дочь развивать физическую силу, заниматься мужскими видами спорта. Он утверждает, что делает это для дочери, чтобы она не зависела от мужчин. Для этого она должна обладать хорошей мускулатурой и крепкими нервами, уметь выполнять мужскую работу - тогда она не станет „добычей мужчин”. Этот человек считается хорошим отцом и воспитателем. А на самом деле, как мы уже знаем, несчастный мужчина воспитывает несчастную женщину.

Компенсация боязливости. Каково поведение человека, который осознает свою боязливость? На определенные обстоятельства такой человек реагирует неадекватно, он знает об этом и страдает. Он живет без маски. Но существует множество других проявлений боязливости - целый карнавал боязливых под разными масками.

Если человек живет в постоянной тревоге и страдает от этого, то, естественно, он будет стараться обрести безопасность и покой.

Но где он может найти безопасность и покой? В себе? На такой зыбкой почве, в таком хаосе? Это невозможно - нельзя найти безопасность в опасности. Очевидно, он попытается найти покой где-то на стороне. Это значит, что кто-то должен преподнести ему такой подарок - взять на себя его заботы и терпеливо восстанавливать его уверенность в себе. На это рассчитывать трудно. Поэтому человек, испытывающий постоянную тревогу, вынужден пойти на крайнее средство, чтобы сохранить хотя бы иллюзию покоя и безопасности. В этом случае мы будем иметь дело с замаскированным проявлением боязливости, при котором маска служит человеку защитой, как только он попадает в тревожные обстоятельства. Этот внешний фасад обеспечивает весьма относительную безопасность, не соответствующую его действительному Я. В результате происходит раздвоение личности. Он может притворяться развязным, суровым, безразличным, насмешливым и т.д. Он будет высмеивать других, иронизировать над ними, глумиться. Все это лишь компенсация, интенсивность которой зависит от интенсивности боязни. Компенсация похожа на столбик ртути в термометре. Если ртуть (внешнее поведение) поднялась до +10°, то возврат к 0°, который является точкой силы и уравновешенности, может дать только лечение.

Иногда боязливый человек внешне очень добродушен, правда, это его состояние может быстро и необъяснимо сменяться другим. Это - боязливый невидимка. Его крепость опутана колючей проволокой и защищена мощным строем готовых к бою орудий - так он обеспечивает себе безопасность. Его поведение совершенно не соответствует его эмоциональным реакциям. Вместо того чтобы отступать и обращаться в бегство (что было бы для него естественно), он держит себя надменно, кажется очень уверенным в себе, никогда не колеблющимся. В глубине души такой человек боится своей неполноценности, и перед начальством у него появляется тревога и растерянность. Он и сам часто обманывается, думая: „Я в крепости!” Слабая крепость, ложное укрепление!

Стремление к совершенству (перфекционизм).

В данном случае человек находится во власти навязчивой мысли о совершенствовании. Но в чем он хочет совершенствоваться? Сначала попробуем установить, является ли совершенствование внутренней потребностью боязливого.

Нет, и вот почему. Ощущая свою неполноценность, он знает, что достигнуть совершенства не сможет. В таком случае к чему же он стремится? К кажущемуся совершенству. Значит, в данном случае происходит не самосовершенствование, а его внешнее подобие.

Человек, страдающий от чувства неполноценности, идет на любые издержки, на еще большие страдания ради создания внешнего впечатления. Он постоянно озабочен этим. Но от чего зависит сохранение видимости совершенства? Конечно же от оценки окружающих. И он без отдыха и передышки делает все зависящее от него, чтобы окружающие считали его верхом совершенства. Речь идет о том, чтобы все время поддерживать видимость. Это тяжелая работа, так как он постоянно должен учитывать мнение окружающих.

Но не следует забывать, что оттого, что о нем говорят окружающие, зависит его внутренняя безопасность.

Все должны считать его совершенством, отдавать должное его знаниям, объективности, приветливости, справедливости, честности... Если кто-нибудь усомнится хоть в одном из этих качеств, это сразу вызовет у него напряженность и тревогу: другие могут заметить, что на самом деле он не тот, кем хочет казаться. Этот человек претендует на самое высокое положение в обществе, на службе. Это агрессивная компенсация. Компенсируя свою боязнь, он бросает дерзкий вызов, оставаясь внешне любезным и спокойным.

Иногда компенсация в виде „стремления к совершенствованию” проявляется в более легкой форме.

Человек, не сведущий в какой-то области, разговаривает со специалистом. Он одобрительно качает головой, улыбается при каждом произнесенном специалистом термине, приговаривая: „Да, да, понятно... конечно... этот автор - мой хороший знакомый”. На самом деле он не имеет ни малейшего понятия о терминах, приводимых специалистом, и не знаком ни с одним из авторов, о которых идет речь. Обычно здоровый человек в этой ситуации ограничивается общими вопросами или остается равнодушным к незнакомой теме. Но в целях компенсации человеку надо обязательно показать свой ум и компетентность, поэтому он будет задавать вопросы и произносить фразы, не имеющие никакого отношения к делу.

Рассмотрим другой пример. Машинистка, компенсируя свою боязливость, старается выполнять свою работу как можно лучше и показать свою интеллигентность. Заметив ее усердие, начальник предлагает ей повышение, от которого она отказывается под каким-то предлогом. Истинная причина ее отказа - боязнь, что ее могут посчитать некомпетентной в этой новой должности, то есть боязнь оказаться несовершенной в глазах окружающих.

Теперь - более тяжелый случай. Человек беден, но при случае платит за других. Он отказывается от возмещения расходов, говоря с легкостью: „Да бросьте, это мне ничего не стоит” (подразумевается: „Я слишком совершенен для этого”). Доставая билеты в театр, он делает это не столько для своего удовольствия, сколько для того, чтобы пустить пыль в глаза знакомым: „Пусть они думают, что у меня есть связи, я приобрету у них дополнительный авторитет”. Ради этого он может многое предпринять. Например, затратит много усилий, устраивая кого-либо на работу, чтобы потом небрежно бросить в разговоре: „Для меня это сущие пустяки”. На самом деле все его усилия направлены на то, чтобы компенсировать свою неполноценность. И поскольку он просит на самом деле для себя, то ложность ситуации в конце концов приводит его к провалу. Но мог ли он поступать по-другому, если пытался приспособиться к действительности с помощью этой роли?

Итак, в рассмотренных случаях стремление к совершенству является компенсацией неполноценности личности, а также вызовом, который она бросает окружающим (внутренняя агрессивность). Выстраивается следующая последовательность: боязнь, проявляющаяся в общении ведет к вызову, бросаемому окружающим, который ведет к разрыву с людьми, что ведет к „стремлению совершенствоваться”, что ведет к потребности в людях.

В таком человеке кроется противоречие: с одной стороны, он отталкивает всех окружающих, а с другой - нуждается в своем окружении, чтобы было кому подтвердить его совершенство.

Бросая вызов, он чувствует себя независимым. Однако он не может быть независимым, потому что зависит от мнения окружающих. Он презирает толпу и провозглашает независимость своей индивидуальности Но если эта толпа устраивает ему овацию, признает его превосходство и совершенство, то он ее не отталкивает. Однако он всегда в тревоге, потому что все время мечется между тем, каков он на самом деле, и тем, каким бы хотел казаться.

Даже оставаясь в одиночестве, он ощущает зависимость от других - мысленно „пережевывает” публичное мнение о себе и готовится к обороне.

Боязнь лишает его естественности, потому что, опасаясь разоблачения, он скрывает свою индивидуальность. Он может быть естественным только в таких проявлениях, которые не противоречат создаваемому им образу. Он нелюдим, но не потому, что философски настроен, он далек от этого. Его одиночество - от страха и оттого, что его страх могут обнаружить. Это внутренне совершенно иссушенный человек, и только помощь психолога может вернуть его в нормальное состояние.

Агрессивность. На двери табличка с надписью: „Внимание! Стреляют без предупреждения!” Если вы все-таки решитесь войти, будьте готовы к атакующей брани, насмешкам, оплеухам. Вы попали в логово человека, живущего в постоянном страхе и скрывающего боязливость под маской агрессивности. В спокойной обстановке у него нахмуренные брови, сжатые челюсти и кулаки, нервы напряжены, но он кажется чрезвычайно уверенным в себе. Всем своим поведением он демонстрирует, что никого и ничего не боится.

В общении это разнузданный, кричащий, жестикулирующий собеседник, нападающий, даже если для этого нет ни малейшего повода, насмешливый, глумящийся, отвечающий прежде, чем с ним заговорят.

Обычное его состояние - напряженный, надутый, раздраженный.

Однако, оказавшись в новой ситуации, он может некоторое время вести себя нормально, чтобы осмотреться и как следует адаптироваться. Нокак только он заметит интерес к себе, снова начинается пальба из всех пушек. Он стремительно несется через все обстоятельства, пытаясь их побороть. Какова его тактика, скрытая от чужих глаз? Он тщательно готовит свои фразы, он их обсасывает, прежде чем палить ими во все стороны. Он крадется к жертве мягким шагом, приближается на цыпочках. Маленькая остановка - и он мечет громы и молнии.

Его жена страдает, его дети дрожат, его друзья разбегаются. Он всех их боится, иногда ненавидит, иногда завидует их так называемой силе. Он завидует тому, что они никого и ничего не боятся. Сам он боится даже своих резких фраз.

Кажется ли вам, что он неполноценен? Только попробуйте заподозрить это, он даст вам урок надменности.

Но вот все стволы пушек убраны. В общении с начальством он очень мягок, потому что страх руководит им.

Сидя за столом с приятелем, в дружеской обстановке, немного выпив, этот агрессивный человек может сделать такое признание: „Я был мягким и скромным. Но однажды сказал себе „довольно” и начал действовать”. И он с удовольствием смотрит на свои руки, непроизвольно сжимающиеся в кулаки. Действительно, с того самого дня он бил всех, кто для него представлял опасность. Но для него все представляли опасность, потому что он очень боялся.

Итак, его атакующая позиция фальшива, она, независимо от его истинных стремлений, всего лишь выполняет защитную функцию. Но, пытаясь преодолеть с помощью агрессивности свои страхи, он доводит нервную систему до истощения. Что такое агрессивность?

Из биологии мы знаем, что агрессивность свойственна всем живым существам на земле. Агрессивность связана с инстинктом, она необходима для удовлетворения жизненных потребностей животных и человека. В этом смысле агрессивность - нормальное явление.

По Фрейду, существуют два основных инстинкта: инстинкт жизни, выражающийся в половом влечении, и инстинкт смерти - агрессивный импульс, имеющий разрушительную тенденцию. И все жизненные проявления обусловлены комбинацией или противодействием этих двух инстинктов. Агрессивность у детей.

Инстинкт самосохранения приводит в действие агрессивные инстинкты ребенка. Какова в этом роль семьи? В семье формируются все качества ребенка, в том числе и агрессивность, поскольку агрессивность детей проявляется в ответ на агрессивность взрослых.

Если ребенок нормален и если он растет среди нормальных и понимающих его взрослых, то его агрессивность не переходит обычных границ.

Но возможны две ситуации, в которых проявления агрессивности отступают от нормы.

1. Взрослые слишком требовательны к ребенку, властны, подавляют его.

2. Взрослые нетребовательны к ребенку, уступают любым его прихотям.

В обоих случаях реакция ребенка на поведение родителей может привести к неврозу.

Доктор Хейер назвал это „противоположной реакцией детей” и считал ее отправной точкой для нервных нарушений у детей (лицемерие, скрытая или явная ненависть, скрытая или явная угроза) .

Если обстановка в семье представляет опасность для ребенка или становится тягостной для него, то ребенок стремится к воображаемой цели, которая служит ему компенсацией. И если он имеет нервную предрасположенность, то эта компенсация создаст основу его будущего ненормального поведения. Агрессивность у взрослых. У взрослых агрессивность выражается в предрасположенности к атаке. Она может быть активной или заторможенной - например, моральными принципами. Ненавидя отца, сын, как правило, подавляет свою агрессивность, считаясь с моралью.

Агрессивностью обладают некоторые больные эпилептики, иногда параноики.

Повреждения черепа вызывают иногда приступы агрессивности. Бывает агрессивность и у шизофреников при психозах, галлюцинациях (субъект „слышал голос”, который призвал его к агрессии), при мании преследования.

Какое же место в этом строю занимает человек, страдающий от боязни, страха, тревоги? Его агрессивность призвана компенсировать страх или попытку „бегства”.

Страх? Но все его поведение говорит о том, что он бесстрашен!

Бегство? Но он не убегает, он, наоборот, движется навстречу, он атакует! Здесь мы видим тот же эффект, что и при усталости, превращающейся в перевозбуждение и приводящей к энергичным действиям.

Когда агрессивный сильно волнуется, он думает, что его действия вызваны добровольными намерениями. Он принимает свое волнение за энергию, которую он самостоятельно выработал, переделав себя. Логично ли, что он принимает свои действия всерьез? Но его нервная система компенсирует страх без его участия. И логично ли то, что этот агрессивный человек восхищается собой? Но ведь эта энергия позволила ему самому преодолеть свою боязливость. Он, который боялся других, теперь начал сам наводить страх. Однако наивно думать, что, благодаря своим непрерывным атакам, он стал уверен в себе. Также наивно думать, что он видит созданную им вокруг себя пустоту. Но иногда, однако, агрессивный ощущает ложность своего положения. Он чувствует, что его сила неубедительна, что его энергия распыляется попусту. В этих случаях он понимает, что существует противоречие между тем, кем он „кажется”, и тем, кем является на самом деле (так же, как и „самосовершенствующийся”). Это противоречие вызывает у него тревогу. Он должен как-то компенсировать эту тревогу - и он усиливает свою агрессивность.

Возникает замкнутый круг, он делает одно усилие за другим, напрасно расходуя нервную энергию для поддержания своей агрессивной „формы”, и через несколько лет его нервная система истощается. Он испытывает все осложнения, присущие усталости; нервное истощение, депрессию, перевозбуждение. Депрессия увеличивает страхи, перевозбуждение усиливает агрессивность - так продолжается до тех пор, пока этот несчастный не доводит себя до состояния, из которого его может вывести только врач.

Почти всегда человек, испытывающий боязнь, исполняет в жизни какую-то роль. Распознать его игру бесконечно сложно, потому что у каждого она проявляется по-своему. Практически поведение одного тревожного человека не похоже на поведение другого, поскольку обстоятельства жизни у всех разные. А бывает и так, что одна роль сменяется другой: вчера он изо всех сил стремился к „самосовершенствованию”, а сегодня стал агрессивным. Известны общие признаки поведения тревожного человека: бессилие, безволие, неспособность адаптироваться в новой обстановке. Можно утверждать также, что боязнь и перевозбуждение чаще всего связаны между собой, что боязнь делает человека замкнутым, что боязнь заставляет человека бесконечно возвращаться в мыслях к своим ошибкам, отчего тревога только увеличивается, что честолюбие противодействует боязни, порождая надменность (а значит, безопасность), что боязнь всегда стремится защищаться (отсюда наглость, нелюдимость, резкость). Каждая из ролей предоставляет ему безопасность на какое-то время.

Боязнь может породить и иные явления: чувство вины, самонаказание, гомосексуальность и др.

Именно в юности закладываются причины мучительных страхов, которые потом могут долго преследовать человека. Почти все испытывают в этом возрасте робость перед противоположным полом, что вполне естественно. Всякое женское присутствие часто парализует мальчиков. И хорошо известно, какие муки приходится переносить юноше, приветствуя женщину, прощаясь с женщиной, сидя рядом с женщиной, покупая что-либо в магазине у молодой продавщицы. Иногда это парализует юношу и вызывает у него грубость. Он становится неловким, натянутым или развязным и циничным по отношению к женщине.

Девушки часто прячут свою боязнь под агрессивной иронией. Но кому должна принадлежать инициатива в означенном случае?

Помощь психотерапевта состоит, в частности, в том, чтобы „разблокировать” пациента, освободить его от боязни противоположного пола. Для этого им вместе (врачу и пациенту) придется вернуться к исходной точке, пройти снова весь путь шаг за шагом, и психотерапевт развяжет все узлы, мешающие пациенту ощущать себя полноценным. Он увидит, как он действовал раньше, и узнает, как в этих обстоятельствах он должен действовать впредь.

Разблокированный человек вернется в нормальное состояние и поймет, что такое нормальный образ действий. С этого момента боязливый будет освобожден от одиночества. Он снова сможет стать щедрым, потому что у него будет что отдавать. Ведь каждый может дать только то, что у него есть. Этот боязливый, был ли он угнетенным или агрессивным, не осмеливался что-либо сделать, потому что сам нуждался в защите. Его бегство или его агрессивность были его защитой.

Вытеснение. Мы уже познакомились с психоанализом и имеем представление, сколько гениальных идей Фрейда используется сегодня. Мы знаем, что вытеснение не дает болезненным эмоциям достичь сознания, пройти в кору головного мозга. Вытеснение часто встречается при враждебности, агрессивности, гневе, ненависти и т.д. Вытеснение происходит бессознательно, мы его не замечаем - чувства, которые вытесняются, всегда мучительны, поэтому они и вытесняются.

Человек устроен так, что сознательно предпочитает избегать неприятностей. Вытеснение является как бы плотиной, стоящей на пути мучительных и тягостных чувств. Например, у молодого человека появился бессознательный импульс: он захотел, чтобы умер один из членов семьи, которого он любит. Это „желание смерти” проходит, как вспышка жестокости, и будет немедленно вытеснено. Что же происходит в это время?

Обычно импульсы, особенно болезненные, направляются в высшие центры коры головного мозга, т.е. сознание, - там должно быть ясно установлено, принять их или отбросить. Например, совершенно уравновешенный молодой человек заметил, что желает смерти тому, кого любит. Импульс был непроизвольным и рожден злопамятностью, однако сила этого импульса была так велика, что он был отброшен не сразу. Итак, происходит следующее:

1) одно и то же мучительное влечение возникает в разных центрах мозга. Оно как электрический ток идет к коре головного мозга;

2) моральная плотина стала препятствием, направление движения нервных импульсов изменилось;

3) эти импульсы не достигли коры головного мозга;

4) импульсы возбудили симпатическую нервную систему;

5) выход импульсов на уровень сознания был блокирован и они остались на уровне подсознания. Здесь возникают новые влечения, которые в свою очередь так же вытесняются и т.д.

Теория компенсации психических функций Л. С. Выготского.

Проблема компенсации с позиции индивидуальной психологии А.Адлера.

Понятие компенсации. Виды компенсации (внутрисистемная, межсистемная).

Тема 3. Проблема компенсации нарушенной слуховой функции.

5. Параметры, определяющие тип нарушения психичес­кого развития (дизонтогенез) по В. В.Ле­бединскому

Компенсация психических функций - это возмещение недораз­витых или нарушенных психических функций путем использова­ния сохранных или перестройки частично нарушенных функций (Психологический словарь - М., 1990). При компенсации психи­ческих функций возможно вовлечение в ее реализацию новых струк­тур, которые раньше не участвовали в осуществлении данных функ­ций или выполняли при этом другую роль. Выделяют два типа компенсации. Первый - внутрисистемная компенсация, кото­рая осуществляется за счет привлечения сохранных нервных эле­ментов пострадавших структур. При потере слуха это развитие ос­таточного слухового восприятия. Второй тип - межсистемная компенсация, которая осуществляется путем перестройки функ­циональных систем и включения в работу новых элементов из других структур, выполнения ими несвойственных ранее функций. Компенсация функций слухового анализатора у родившегося глу­хим ребенка происходит за счет развития зрительного восприятия, кинестетической и тактильно-вибрационной чувствительности. При нарушениях слуха наблюдаются оба типа компенсации функций.

Вопрос обучения словесной речи детей с нарушениями слуха становится, по мнению Л. С. Выготского, центральным вопросом сурдопедагогики. Необходимо как можно раньше так организовать жизнь ребенка с нарушенным слухом, чтобы речь была ему нуж­на и интересна. «Надо создавать потребность в общечеловеческой речи - тогда появится и речь» (Л.С.Выготский).

Высшие формы компенсации выражаются в создании условий для полноценного развития личности, которые для детей с нару­шениями слуха предполагают наличие возможностей для овладе­ния знаниями основ наук, трудовыми навыками, основами про­изводства, формирования способности к систематическому труду, возможности выбора профессии, формирования мировоззрения и нравственных качеств личности.

Проблема компенсации нарушений продолжает оставаться цен­тральной для специальной педагогики вообще и сурдопедагогики в частности, поскольку основной смысл специально организован­ного обучения и воспитания детей с нарушенным психическим раз­витием заключается в том, чтобы найти наиболее эффективные пути компенсации нарушенных функций. Специальное обучение и вос­питание имеют выраженную компенсирующую направленность.



На разных этапах развития специальной педагогики изменя­лись взгляды ученых на решение проблемы компенсации наруше­ний. Эти изменения происходили в связи с изменениями в систе­мах специального обучения и воспитания, с углублением понима­ния причин и сущности нарушений психического развития, с из­менениями отношений к людям с отклонениями в развитии в раз­ных социальных системах. В трактовке компенсации глухоты выде­ляются различные подходы. Долгое время существовало непони­мание зависимости немоты от нарушений слуха. Открытие этой зависимости в XVI в. Д. Кардано получило признание далеко не сразу. В этих условиях объяснения попыток и результатов успеш­ной компенсации носили мистический характер.

В конце XIX - начале XX в. основным движущим принципом психического развития считалось саморазвитие изначально зало­женных способностей, поэтому в процессах компенсации внеш­нее воздействие рассматривалось лишь как толчок к их спонтанно­му развитию, к пробуждению души. Часто роль такого толчка от­водилась слову, которому приписывалась возможность мистичес­кого воздействия на психику человека. Слово как бы пробуждает человеческую душу; в последующем процесс психического разви­тия совершается сам собой.

2. Проблема компенсации с позиции индивидуальной психологии А.Адлера. Своеобразное решение проблемы компенсации дается в рамках индивидуальной психологии А.Адлера - одного из направлений психоанализа. А. Адлер исходит из того, что структура личности ребенка формируется в детстве, в возрасте до пяти лет, в виде осо­бого «стиля жизни», который предопределяет все последующее психическое развитие. С его точки зрения, человек - самое биоло­гически неприспособленное существо, поэтому у него изначально возникает ощущение малоценности, которое усиливается при на­личии какого-либо сенсорного или физического дефекта. Само ощущение своей малоценности является постоянным стимулом к развитию психики человека, т.е. дефект, неприспособленность, малоценность оказываются не только минусом, но и плюсом - источником силы, стимулом к компенсации и сверхкомпенсации. В попытках преодолеть чувство малоценности, вплоть до неполно­ценности из-за неразвитости своих телесных органов, складыва­ются жизненные цели ребенка, он самоутверждается. Если эти цели реалистичны, личность развивается нормально, если фиктивны - становится асоциальной и невротичной.

В раннем возрасте возникает конфликт между прирожденным чувством общности и чувством неполноценности. Этот конфликт приводит в действие механизмы компенсации. Стиль жизни - та детерминанта, которая определяет и систематизирует опыт чело­века. Он тесно связан с чувством общности - своеобразным стерж­нем, на котором держится вся конструкция стиля, который опре­деляет ее содержание.

Развитие чувства общности связано с близкими взрослыми, ок­ружающими ребенка с детства, прежде всего с матерью. У детей, растущих рядом с холодными, отстраненными матерями, или у чрезмерно избалованных детей чувство общности не развивается.

Уровень развития чувства общности определяет систему пред­ставлений о себе и о мире, которая создается каждым человеком. Если чувство общности определяет стиль жизни, то два других врожденных чувства - неполноценности и стремления к превос­ходству - являются своеобразными носителями энергии, необхо­димой для развития личности. Если чувство неполноценности, воздействуя на человека, вызывает в нем стремление преодолеть свои недостатки, то стремление к превосходству пробуждает же­лание быть лучше других, быть умелым и знающим. А.Адлер выде­лял четыре вида компенсации любого нарушения - полная и не­полная компенсация, сверхкомпенсация и мнимая компенсация (или уход в болезнь).

При неразвитом чувстве общности у детей формируются не­вротические комплексы, что приводит к отклонениям в развитии личности. Неполная компенсация обусловливает возникновение комплекса неполноценности, изменяет жизненный стиль ребен­ка, делая его тревожным, неуверенным в себе, завистливым, кон­формным и напряженным. Невозможность преодолеть свои дефек­ты, особенно физические, часто ведет к мнимой компенсации, при которой ребенок (а позднее - взрослый человек) начинает спекулировать своими недостатками, пытаясь вызвать сочувствие к себе и извлечь из этого привилегии. Такой вид компенсации по­рочен: он останавливает личностный рост, формирует неадекват­ную, завистливую, эгоистичную личность.

3. Полная и не­полная компенсация, сверхкомпенсация и мнимая компенсация.

В случае сверхкомпенсации у детей с неразвитым чувством общ­ности стремление к самосовершенствованию трансформируется в невротический комплекс власти, доминирования и господства. Такие личности используют свои знания для приобретения власти над людьми, их порабощения, думая лишь о своих выгодах, что приводит к отклонению от социально ценных норм поведения.

При развитом чувстве общности дети с неполной компенсаци­ей меньше чувствуют свою ущербность, так как для них оказыва­ется возможным компенсироваться за счет других людей, в основ­ном сверстников, от которых они не чувствуют отгороженности. Это особенно важно при физических дефектах, которые часто не дают возможности полной компенсации и тем самым служат причи­ной изоляции ребенка, останавливают его личностный рост. В случае сверхкомпенсации человек с развитым чувством общности ста­рается обратить свои знания и умения на пользу людям, его стрем­ление к превосходству не превращается в агрессию, слабость обо­рачивается силой.

Стремясь преодолеть чувство неполноценности и самоутвердить­ся, человек актуализирует свои творческие возможности. По мне­нию Л. С. Выготского, А. Адлер вывел психологический закон пре­вращения органической неполноценности через субъективное чув­ство малоценности, которое является оценкой своей социальной позиции, в стремление к компенсации и сверхкомпенсации.

Идея сверхкомпенсации ценна тем, что «оценивает положи­тельно не страдание само по себе, а его преодоление; не смирение перед дефектом, а бунт против него; не слабость самое по себе, а заключенные в ней импульсы и источники силы» (Выготский Л. С. Основные проблемы дефектологии // Собр. соч.: В 6 т. - М., 1983. - Т. 5. - С. 42). Сверхкомпенсация - это только крайняя точка одного из двух возможных исходов процесса компенсации, один из полюсов осложненного дефектом развития. Другой полюс - неудача компенсации, бегство в болезнь, невроз, полная асо-циальность психологической позиции. Между этими двумя по­люсами расположены все возможные степени компенсации - от min до max.

Проанализировав существовавшие взгляды на проблему ком­пенсации психических функций, Л. С. Выготский обосновал пони­мание компенсации как синтеза биологического и социального фак­торов. Такое понимание имело большое значение для развития всех отраслей специальной педагогики, так как позволило более эффективно построить процессы обучения и воспитания детей с различными типами нарушений психического развития, в том числе детей с недостатками слуха.

АДАПТАЦИЯ (от лат. adaptare - приспособлять) , в широком смысле - приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Адаптация человека имеет два аспекта: биологический и психологический.

Психологический аспект Адаптация (частично перекрывается понятием Адаптации социальной) - приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами. Процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией. Последняя осуществляется путем усвоения представлений о нормах и ценностях данного общества (как в широком смысле, так и применительно к ближайшему социальному окружению - общественной группе, трудовому коллективу, семье). Основные проявления социальной А. - взаимодействие (в т. ч. общение) человека с окружающими людьми и его активная деятельность. Важнейшим средством достижения успешной социальной А. являются общее образование и воспитание, а также трудовая и профессиональная подготовка.

Особые трудности социальной А. испытывают лица с психическими и физическими недостатками (дефектами слуха, зрения, речи и т. д.). В этих случаях адаптации способствует применение в процессе обучения и в повседневной жизни различных специальных средств коррекции нарушенных и компенсации отсутствующих функций (см. Специальная психология).

Спектр изучаемых в психологии процессов А. весьма широк. В дополнение к отмеченным сенсорной А., социальной А., А. к экстремальным условиям жизни и деятельности, в психологии изучались процессы А. к инвертированному и смещенному зрению, получившие название перцептивной, или сенсомоторной А. Последнее название отражает то значение, которое имеет двигательная активность субъекта для восстановления адекватности восприятия в данных условиях.

Существует мнение, что в последние десятилетия в психологии возникла новая и самостоятельная отрасль под названием «экстремальная психология», которая исследует психологические аспекты А. человека в сверхнормальных условиях существования (под водой, под землей, в Арктике и Антарктике, в пустынях, высокогорье и, конечно, в космосе). (Е. В. Филиппова, В. И. Лубовский.)

Реабилитация и абилитация.

В современной специальной психологии термин «компенсация» не является широко употребимым. Куда чаще используется понятие «реабилитация». Компенсация - это внутренний процесс; реабилитация - внешний. Реабилитационная проблематика стала активно привлекать к себе внимание отечественных специалистов в конце 60-х годов.

Реабилитация определяется как «система государственных, социальноэкономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов (детей и взрослых) в общество и к общественно полезному труду. Реабилитация представляет сложный процесс, в результате которого у пострадавшего создается активное отношение к нарушению его здоровья и восстанавливается положительное отношение к "жизни, семье и обществу» (Кабанов М. М. Реабилитация психически больных. Л., 1985, с. 10).

Ключевым в этом определении является то, что реабилитация представляет собой систему мероприятий. Это следует подчеркнуть особо, чтобы отделить данное понятие от термина «компенсация».

Этот процесс направлен не на само нарушение, а на личность человека с тем или иным нарушением, на восстановление полноценного существования этой личности в обществе, на преодоление социальных последствий заболевания или травмы. Говоря совсем упрощенно, цель реабилитации - не допустить превращение личности инвалида в инвалидную личность. С психологической точки зрения драма инвалидности состоит в конфликте полноценных человеческих потребностей с ограниченными возможностями их реализации. Реабилитация направлена на максимальное преодоление и разрешение этого конфликтного состояния, ибо в противном случае возможна постепенная деформация личности пострадавшего

Следует также заметить, что реабилитационные мероприятия направлены на восстановление того, что выше нами называлось основными жизненными опорами - семья, профессия и социальное окружение. Это прямо указано в приведенном определении. Существуют специальные виды реабилитации: семейная, социально-психологическая и профессиональная. Эти направления помощи показаны в том случае, если в результате инвалидизации у человека возникают проблемы в сфере семейных отношений (в том числе и по вине самого инвалида), трудоустройства и межличностных контактов с окружающими людьми.

Будучи внешними, по отношению к индивиду, реабилитационные мероприятия опираются на компенсаторные внутренние процессы. Можно сказать, что реабилитация есть не что иное, как попытка воздействовать на компенсаторные способности человека. При этом разные виды реабилитации опираются и направлены на разные уровни компенсаторных процессов. Так, медицинская реабилитация обращена к биологическому уровню организации компенсаторных механизмов. Ведущая роль здесь принадлежит биологической терапии, включая использование лекарственных средств, лечебной физкультуры и т. д. (Кабанов М. М. Реабилитация психически больных. Л., 1985. с. 10)

Психологическая реабилитация в свою очередь направлена на оптимизацию протекания компенсаторных процессов на уровне сознания. Она предполагает использование разнообразных психотерапевтических и психокоррекционных мероприятий. Их целью является максимальное по возможности смягчение кризисных переживаний личности, формирование адекватной самооценки и позитивного самовосприятия, расширение представлений о жизненной перспективе, формирование трудовых установок личности инвалида.

В литературе указывается, что успешность реализации реабилитационных мероприятий возможна при соблюдении определенных принципов. К их числу относятся следующие:

1) единство биологических и психосоциальных воздействий;

2) разноплановость усилий для организации реабилитационных мероприятий (психологическая, семенная, профессиональная реабилитация);

3) апелляция к личности инвалида с использованием партнерских отношений сотрудничества в процессе реабилитации;

4) ступенчатость или последовательность мероприятий, где предыдущие подготавливают почву для последующих воздействий.

Перечисленные принципы сформулированы одним из авторитетных специалистов по вопросам реабилитации М. М. Кабановым. Им же разработаны и этапы реабилитационного процесса. Первый этап - восстановительное лечение. Второй этап - реадаптация - заключается в развитии возможностей инвалида к условиям внешней среды. Ведущая роль здесь принадлежит психосоциальным воздействиям, направленным на стимуляцию социальной активности личности пострадавшего. Третий этап - собственно реабилитационный, задача которого состоит в восстановлении прежних отношений инвалида с окружающей действительностью.

Оценивая реабилитационный потенциал человека, мы должны учитывать не только характер и глубину нарушения, но и социально-психологические последствия этого нарушения. Так при одной и той же патологии они могут быть различными, в зависимости оттого, каким образом нарушенная функция была связана с прежней профессией и какое место профессия занимала в иерархии ценностей личности

Абилитация – означающий в дословном переводе - предоставление прав. При реабилитации речь идет о восстановлении, возмещении потерянных свойств, условий, того качества жизни, которое было утрачено индивидом. Абилитационная ситуация характеризуется иначе. Это те случаи, когда индивид уже рождается с тем или иным пороком, отклонением в физическом или психическом развитии. Работа с человеком, имеющим врожденные нарушения, строится на иной основе. В подобных случаях возможны исходная неадаптированность, отсутствие периода нормального развития и какой бы то ни было утраты. Поэтому абилитационные мероприятия нужно понимать как систему раннего вмешательства в процесс развития ребенка с целью достижения его максимальной приспособленности к внешним условиям существования с учетом индивидуальных особенностей имеющихся нарушений. Опыт интегрированною обучения детей с отклонениями в развитии в условиях обычных общеобразовательных школ как раз пример социального уровня адаптации

Проблемы компенсации и коррекции в специальной психологии.

Компенсация психических функций – это возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций. Предлагают выделять первичную и вторичную компенсацию.

Первичная компенсация протекает в идее целенаправленной деятельности, направленной на относительное уменьшение меры проявления основного нарушения. С этой целью используются коррекционные технические средства (очки, слуховые аппараты). В психологическом аспекте значительно сложнее компенсация в области вторичной симптоматики, т.е. в области психологических последствий нарушения.

Сущность вторичной компенсации заключается в повышенной чувствительности неповрежденных анализаторов в результате достаточно интенсивного и продолжительного упражнения и тренировки. Под компенсаторным механизмом понимается процесс компенсации и сверхкомпенсации сенсорных, физических и умственных недостатков или эмоциональных нарушений на уровне личности. Компенсация приобретает характер целенаправленного поведения. При компенсации психических функций возможно вовлечение в ее реализацию новых структур, которые раньше не участвовали в осуществлении данных функций или выполняли при этом другую роль.

Выделяют два типа компенсации.

Первый – внутрисистемная компенсация , которая осуществляется за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур. При потере слуха это развитие остаточного слухового восприятия.

Второй тип – межсистемная компенсация , которая осуществляется путем перестройки функциональных систем и включения в работу новых элементов из других структур, выполнения ими несвойственных ранее функций. Компенсация функций слухового анализатора у родившегося глухим ребенка происходит за счет развития зрительного восприятия, кинестетической и тактильно-вибрационной чувствительности. При нарушениях слуха наблюдаются оба типа компенсации функций. Высшие формы компенсации выражаются в создании условий для полноценного развития личности, которые для детей с нарушениями слуха предполагают наличие возможностей для овладения знаниями основ наук, трудовыми навыками, основами производства, формирования способности к систематическому труду, возможности выбора профессии, формирования мировоззрения и нравственных качеств личности.

Компенсаторные процессы, разворачиваясь во времени, осуществляются на разных уровнях своей организации. Обычно выделяется четыре подобных уровня.

Первый - биологический , или телесный уровень: компенсаторные процессы протекают преимущественно автоматически и бессознательно.

Второй - психологический уровень существенно расширяет возможности компенсаторных механизмов, преодолевая ограничения первого. Можно сказать, что психологический уровень есть истинно человеческий способ восстановления нарушенных функций с привлечением работы сознания.

Психологический уровень компенсации, прежде всего, связан со способностью человека к адекватной оценке своих возможностей в условиях тех или иных нарушений, постановке реальных целей и задач, сохранении позитивного отношения к себе. В подобных ситуациях самосознание и личность человека, в особенности его волевые качества, выполняют важнейшую компенсаторную функцию. Поэтому закономерным кажется то, что при одном и том же нарушении у разных людей мы можем наблюдать выраженные отличия в их социальной адаптации в зависимости от личностных особенностей.

Психологический уровень компенсации также связан с работой защитных механизмов и копинг-стратегий поведения.

Коррекция, под которой понимается процесс исправления тех или иных нарушенных функций. В специальной психологии длительное время обсуждается вопрос о соотношении коррекции и компенсации. Суммируя все точки зрения, можно сформулировать несколько положений.

Прежде всего, коррекция - это всегда определенное воздействие на человека с целью исправления чего-либо, это внешний процесс по отношению к индивиду, в отличие от компенсации . Безусловно, внешнее коррекционное воздействие должно на что-то опираться, как, например, реабилитация опирается на компенсаторные процессы. Для коррекционных мероприятий в качестве базы выступают механизмы сенсибилизации - закономерной способности функций к повышению своей эффективности под влиянием тренировки.

Коррекция, в отличие от компенсации, показана в случае нарушения функции, но не ее выпадении. Корригировать, например, зрение, когда оно отсутствует, бессмысленно. В этом случае речь идет как раз о восполнении утраченной функции.

Обратите внимание, что словосочетание «нарушенная функция» фигурирует в определении и компенсации, и коррекции. Это означает, что вопрос о том, следует ли нарушенную функцию корригировать или компенсировать, решается в зависимости от того, насколько выражены сами нарушения. Расстройства функции, при которых она еще существует, но уже не способна достичь уровня целесообразной результативности, свидетельствуют о необходимости включения компенсаторных механизмов. Так, например, снижение остроты зрения до таких показателей, при которых никакое приближение предмета к глазам, равно как и его увеличение не приводит к формированию образа восприятия, но остаются сохранными лишь элементарные ощущения, можно назвать выраженной неспособностью к целесообразной результативности зрительной функции. В подобной ситуации говорить об эффективной коррекции не имеет смысла.

Таким образом, мы попытались разграничить обсуждаемые понятия. Тем не менее указанные различия имеют не абсолютный, а относительный характер. Ибо коррекция и компенсация могут взаимно дополнять друг друга. Даже при незначительном снижении остроты зрения на один глаз, функцию ведущего автоматически берет на себя сохранный, восполняя недостатки больного. По сути своей это компенсаторный акт. С другой стороны, в ситуации выраженного нарушения функций возможно и даже необходимо проведение определенных коррекционных мероприятий. Хорошо известно значение развития остаточного зрения и слуха у слепых и глухих детей для повышения их адаптированности.

К основным направлениям деятельности психолога при работе с аномальными детьми относятся в первую очередь следующие.

1. Выявление и систематизация патологической симптоматики и ее психологическая квалификация.

2. Осуществление структурного анализа расстройств, выявление первичных симптомов, связанных с болезнью, а также вторичных симптомов, обусловленных аномальным развитием в условиях болезни.

3. Разработка программы психокоррекционных мероприятий в зависимости от характера, происхождения и конкретного механизма нарушений, направленной на их предупреждение, уменьшение или устранение.

4. Проведение восстановительного обучения детей с нарушениями высших психических функций, таких как речь, мышление, чтение, счет, письмо, конструктивная деятельность, имеющих место при локальных поражениях мозга.

Компенсация в психологии – это механизм защиты психики, направленный на самостоятельное преодоление негативных качеств, реально существующих или субъективно воспринимаемых человеком. Прибегая к нему, личность пытается компенсировать свои недостатки, развивая другие, уравновешивающие либо замещающие черты. Так человек малого роста, переживающий об этом, стремится к высокому социальному положению, предпринимая для своей цели значительные усилия и получает в итоге желаемое благодаря своей повышенной мотивации. А девочка, не пользующаяся признанием у сверстников, не принятая в детскую компанию, будучи подростком, начинает экспериментировать с внешностью и во взрослой жизни может стать известной моделью. Окружающие не догадываются при этом уже о ее детских комплексах, ставших залогом успеха. Однако компенсация бывает и сверхвыраженной, чрезмерной, тогда она именуется гиперкомпенсацией.

Что такое компенсация в психологии?

Термин компенсация введен Фрейдом, а дальнейшее развитие получил в работах Адлера, родоначальника индивидуальной психологии, в какой он рассматривал компенсацию как стратегию личности.

Механизмы компенсации и гиперкомпенсации в учении Адлера рассматривались как ключевые понятия.

Компенсация в психологии определение – это попытка восполнить недостающие черты личности, свой физический или психический недуг, реальный или мнимый.

Психологическая компенсация предполагает, что я пытаюсь восполнить свой недостаток часто в иной сфере.

Компенсация в психологии примеры: если я не умею рисовать, то усиленно начинаю заниматься делом, что получается лучше, например, физикой.

Гиперкомпенсация в психологии предполагает, что мои усилия будут направлены в ту же сферу – я начну еще старательней учиться рисовать. Лучшим наглядным примером гиперкомпенсации в психологии это являются паралимпийские игры, в которых за счет значительных, преувеличенных усилий люди достигают успеха в проблемной для них физической области.

Компенсация в психологии это важная тема, затрагивающая не только сам механизм возобладания над недостатками видимыми, объективно существующими, что относится к недугам физического плана. Но также рассматривающая особенности себя и выбранную на основании этой стратегию поведения, поскольку компенсация часто касается вымышленных недостатков, .

Так ребенок, получивший от воспитательницы детского сада установку, что он плохой, и принявший ее, как часто бывает, если и другие значимые взрослые как-то подтвердили это, в школе, университете, на работе, всю последующую жизнь может доказывать окружающим, что он хорош. При этом это не решает проблему в корне, механизм защиты лишь ситуационно снижает напряжение, но не устраняет его.

Часто действительная причина остается внутри неизменной, даже охраняемой от своего разрешения благодаря компенсации – уже ставший взрослым мужчина по-прежнему чувствует себя плохим, неудовлетворен собой. Пока он напряжен и переживает острую фазу , как следствие, и с социумом – психика защищает его посредством механизма компенсации. Когда же напряжение снижается, и освобождаются ресурсы для внутренней психологической работы – человек задумывается о корне проблемы, и на этом этапе может начать решать ее, обратившись .

Однако запрос может быть сформулирован и противоположным образом – человек может переживать сложности в достижении своих компенсаторных целей, обвиняя, например, окружающих в невозможности дать ему желаемое, плохом отношении. Ему будет думаться, что проблема в окружающих, или он действительно плохой, недостойный человек. Поэтому целью психолога будет привести человека к пониманию механизма работы его психики по компенсаторному принципу, раскрыв действительную причину и попытки ее преодолеть. Как только человек перестанет чувствовать себя плохим – психологическая компенсация перестанет быть нужной. Так, механизм компенсации, как все виды психологических защит, не является верным способом разрешения проблемы, он направлен лишь на временное поддержание психологического баланса и указывает на травму.

Компенсация в психологии примеры из жизни имеются и в женских стратегиях поведения. Примером может послужить девочка, в детстве принявшая на себя роль недостойной чего-то хорошего, воспринимающая других людей по умолчанию выше себя, достойными получать хорошее, а себя – нет. Поэтому она начинает реализовывать эту стратегию, в своем травматичном опыте чувствуя себя недостойной в детском саду, школе, а во взрослой жизни может стать главным бухгалтером, чтобы иметь достойную зарплату.

У нее развилась компенсация, что она должна ощущать себя достойно, всячески стараясь соответствовать своему образу жизни на высоком уровне и в отношениях, и в соцсетях, из множества фотографий выбирая одну, и то, обрабатывая ее фильтрами. В окружение она постарается выбирать также на ее взгляд достойных людей, попасть в высшее общество, закрытые клубы, получить статусные регалии.

Но чем усерднее она это делает, чем дольше реализует стратегию, призванную лишь компенсировать ее внутреннее чувство неудовлетворенности, тем больше находит она подтверждений, что недостойна – по умолчанию быть счастливой, любимой, богатой. Она пытается приобрести символы достоинства, что-то, за что, как кажется, она получит поощрение. Сюда относятся пластические операции, статусные тренинги, дорогие товары, демонстрация денег. Однако телефонов, как говорится, все больше, а счастье не наступает, и здесь она может задуматься о неверности своей стратегии в корне, что является первым шагом к излечению.

Компенсация – психологическая защита

Принцип компенсации лежит в базе нашей психики – она пытается возместить то, чего нам очень сильно не хватает. Множество людей, думая, что проживают свою настоящую жизнь, на деле живут в попытках добыть некое признание и одобрение окружающих, чтобы ощущать себя важными, нужными и значимыми.

Для любого принципиально важно чувствовать себя полноценно и наполненно. И соцсети являются тому демонстрацией. Непрестанное нахождение в сети, записи о местонахождении в интересных местах, только удачные фотографии себя, статусных товаров и даже еды – словно крик о помощи, своеобразное «примите меня», «поймите меня», «полюбите меня». Мы видим бизнесменов, которые достигают огромных целей, кладут жизнь к тому, чтобы просто получить одобрение. Практически каждый достигнувший успеха движим внутренней силой. Внутри себя человек воспринимает себя неполноценным, что, включая механизм компенсации, он пытается возместить, доказать прежде самому себе – с ним все хорошо. Получая одобрение окружающих – он утверждается в себе. А не получая – испытывает огромный дискомфорт и стресс. Однако невозможно получать всегда лишь одобрение, будут те, кто оказались всегда на большей высоте. Также человек, отчаянно пытающийся компенсировать и получать высокую оценку окружающих – становится заложником льстецов, испытывает сложности в построении подлинных, бескорыстных дружеских и любовных отношений.

Уже в детстве мы свыкаемся с оценками окружающих, принимая их за объективные. Первые травматичные, шоковые ситуации, когда ребенок принял позицию, что с ним что-то обстоит не так, чаще забываются, и впоследствии при каждом последующем повторении негативной оценки человек лишь утверждается в своей неполноценности. А поскольку осуждают, принимают решение, хорош ли он, окружающие, то и формируется четкое ощущение, что получить одобрение можно лишь от них. И он тратит жизнь на то, чтобы произвести нужное впечатление, понравиться. Он может заниматься делом и даже преуспеть, но оно не будет делом его жизни, такая личность может всю жизнь чувствовать, что проживает ненастоящую, искусственную жизнь.

Компенсация указывает на нашу травму, словно симптом помогает обнаружить болезнь. Поставив цель разобраться с корнем психологической неудовлетворенности, перестаньте стремиться получить одобрение окружающих, словно таблетку от чувства внутренней неполноценности, а обратитесь к ранним травмам, что заставили вас выбрать стратегию компенсации. И лишь затем выбирайте направление в жизни, дело, которое будет являться вашим внутренним призванием.

Избавиться от чувства неполноценности помогает гиперкомпенсация – один из защитных механизмов психики человека. Как и все бессознательные , эта реакция не идеальна. Она не решает проблему, а маскирует, и в любой момент может дать сбой или усугубить состояние личности.

Термин «гиперкомпенсация» ввел австрийский психолог Альфред Адлер. Дословно это слово переводится как «сверхвозмещение».

Гиперкомпенсация – утрированное проявление качества, вызывающего чувство неполноценности и позволяющее превозноситься над другими. Это часто бессознательный, не управляемый человеком, механизм. А иногда сама признает, что хочет доказать, отомстить, превзойти. Примеры гиперкомпенсации:

  • навязчивость и болтливость стеснительного человека;
  • сексуальная распущенность девушки, боящейся близких отношений;
  • демонстративное и неадекватное поведение неуверенного в себе человека;
  • пассивного и слабого человека;
  • рискованное поведение нерешительного человека;
  • стремление хилого парня набрать мышечную массу, чтобы «навалять» обидчикам.

При гиперкомпенсации личность прикладывает чрезмерно много сил для преодоления своего реального или вымышленного дефекта (комплекса), что выливается в его противоположность. Притом последнюю, крайнюю степень противоположности. Например, человек, чувствующий свою зависимость и несамостоятельность, превращается в тирана.

Вышедшая из-под контроля гиперкомпенсация вредит личности. Она отправляет девушек на операционный стол пластического хирурга, заставляет мужчин постоянно рисковать своей жизнью, чтобы подтвердить мужественность и т. д.

Встречаются и положительные проявления гиперкомпенсации. Те, кто боялся высоты, становятся скалолазами, а те, кто боялся собак – дрессировщиками тигров. Или ребенок, затравленный одноклассниками, становится выдающимся ученым.

Гиперкомпенсация и компенсация

Компенсация – схожий с гиперкомпенсацией механизм защиты, но в этом случае возникает стремление к успеху в другой сфере.

Например, низкий рост мужчины компенсируют большими автомобилями или длинноногими моделями. А маленький Наполеон по той же причине стал завоевателем. Или женщина, не реализовавшаяся как личность, уходит в воспитание детей и ведение хозяйства.

Конечно, это не строгий критерий и не показатель. Нельзя говорить, что любая домохозяйка или мужчина с большим автомобилем компенсируют свое «уродство». Все-таки психология не точная наука. Но факт остается фактом: как у человека с плохим зрением обостряется слух, так у слабого физически человека обостряется стремление к интеллектуальному развитию.

Этот тип защиты несет меньше опасностей. Особенно при корректной компенсации. Например, когда непривлекательная внешне девушка умеет расположить к себе за счет интеллектуальных способностей.

Причины гиперкомпенсации

Источник гиперкомпенсации – . Он в свою очередь формируется в детстве. Причиной убежденности личности в собственной дефектности становится что угодно, но всего можно выделить две группы:

  • реальный физический недостаток;
  • вымышленный недостаток.

Переживания по поводу реального недостатка формируются на основе критики окружения, упреков, замечаний, оскорблений. Лишний вес, родимые пятна, кривые зубы, инвалидность – частые причины детской травли.

Вымышленные недостатки и чувство общей ущербности формируется при разрушающем , чаще гиперопеке или отвержении. Свою лепту вносит насилие в школе, непринятие ребенка классом. В общем, чувство беспомощности и незащищенности, нелюбви – источники комплекса неполноценности.

Стоит отметить, что отдельное влияние оказывают . Девушка может никак не реагировать на реплики о лишнем весе, пока ее в этом не упрекнет возлюбленный. Результат – , гиперкомпенсация в виде анорексии.

Влияние социальных , попытки «причесывать всех одним гребнем», игнорирование индивидуально-личностных особенностей также способствует формированию чувства ущербности и невозможности достижения успеха в жизни без тех качеств, которых не хватает индивиду. В результате он старается развить те , задатков к которым, возможно, и нет. Вместо того, чтобы продуктивно реализовать себя в то сфере, к которой есть склонности.

Признаки гиперкомпенсации

Неотъемлемыми элементами гиперкомпенсации являются:

  • хвастовство.

В зависимости от компенсируемой черты добавляется громкая речь, вызывающее поведение, распущенность или вычурный внешний вид. Тот, кто сомневается в собственной эрудиции, вечно умничает, вставляет свои «пять копеек». А спросишь у него что-то подробнее – мнется, так как кроме верхушек и иллюзии знаний пока ничего не выучил. А бывает и наоборот, человек действительно настолько умен, что превращается в зануду.

Гиперкомпенсация вынуждает человека унижать других, заставлять почувствовать себя никчемными. Сферы и способы реализации такого стремления разные, но цель везде одинаковая. Личность с гиперкомпенсацией чувствует себя значимой только в условиях превосходства над другими, их унижения.

Итоги

Таким образом, гиперкомпенсация предполагает избавление от недостатка и развитие в этой сфере еще на несколько шагов. Кому-то это помогает добиться успеха в жизни, а кому-то портит жизнь. Гиперкомпенсация – трансформация комплекса неполноценности в комплекс превосходства над другими людьми.

Гиперкомпенсация не дает личности расти и развиваться, строить полноценные отношения. Вместо продуктивного взаимодействия человек занят тем, что самоутверждается за чужой счет. Постепенно он оказывается в одиночестве, изолирован от общества. Это перетекает в и , психические расстройства. Гиперкомпенсация требует больших личностных затрат, что со временем приводит к моральному и физическому истощению.

Защитный бессознательный механизм гиперкомпенсации нужно заменять рациональным решением проблем. То есть преодолением комплекса неполноценности и адекватной личностной самореализацией (искусство, наука, спорт, кулинария, мода и т. д.).

Похожие публикации