Нод по развитию речи старшая группа доу. «Путешествие в Страну правильной речи
Дата публикации: 18.04.17
Конспект НОД по развитию речи
в старшей группе
«Звуковая культура речи: дифференциация звуков [Р]-[Л].»
Цель: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
Задачи:
Образовательные:
- упражнять детей в различении звуков [л] -[ р] в слогах, словах;
Учить слышать звук в слове,
- учить самостоятельно соотносить названия объектов с их изображениями на картинке;
- уточнить и закрепить правильное произношение звуков [л]- [р], изолированных, в словах и фразах;
Учить различать эти звуки в чужой и собственной речи, четко и внятно произносить слова и фразы с данными звуками, называть слова на заданный звук;
Развивающие:
Развивать свободное общение со взрослыми и детьми;
Развивать фонематический слух: различение на слух и называние слов, начинающихся на звуки [л] -[ р];
Развивать связную речь.
Воспитательные:
Формировать доброжелательные взаимоотношения между детьми.
Оборудование: картинка «Русалочка», презентация, картинки со звуками [р] -[л]; раскраски.
Ход занятия
1.Организационный момент
Здравствуйте ребята, к нам сегодня пришли гости давайте с ними поздороваемся. Ребята, глазки ваши смотрят на меня, будьте внимательны. Дети встают в круг, воспитатель вместе с ними.
Ребята, давайте поприветствуем друг друга. Возьмите друг друга за руки, посмотрите в глазки своему соседу сначала слева, теперь справа и на всех.
А теперь, представим, что мы солнышки. А солнышко, у нас какое?
Дети отвечают. Хорошее, доброе, ласковое, тёплое…
Давайте улыбнёмся и порадуем всех своей улыбкой.
(звучит фоновая заставка из мультфильма «Русалочка»)
Сегодня к нам на занятие приплыла Русалочка и просит нас помочь ей, она не выговаривает звуки [р] и [ л], давайте ей поможем. Но сначала сделаем гимнастику для язычка, чтобы наш язычок был сильным и четко произносил звуки.
2. Ребята давайте научим Русалочку укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность с помощью артикуляционной гимнастики
«Качели», «Часики», «Вкусное варенье»(дети садятся на стулья)
3. Ребята, давайте поиграем с Русалочкой в игру.
Игра «Самолет»
Воспитатель, обращаясь к детям, говорит:»Сейчас мы будем играть в «самолёт». Заведём мотор самолёта: р-р-р-р-р…» Дети произносят: р-р-р… и воспроизводят руками движения мотора. «Завели мотор, и полетел самолёт высоко, не видно его, только гул слышен: л-л-л-л… Как гудит самолёт?» Дети: л-л-л…
Запомнила Русалочка, как ревет мотор самолета, как гудит самолет?
4. Русалочка привезла с собой сундучок с заданиями на правильное произношение звуков давайте покажем ей, как надо правильно произносить чистоговорки, но для этого давайте уточним, что при произношении звука[ р] широкий передний край языка поднят к небу и вибрирует
Ра-ра-ра- высокая гора.
Ро-ро-ро-новое ведро
Ру-ру-ру-скачет кенгуру
Ры-ры-ры –Рома видит рыб
Ар – ар – ар – кипит наш самовар,
Ор – ор – ор – подмету я двор,
Ур – ур – ур – повесим абажур
Ир – ир – ир – выпили кефир.
А при произношении звука л кончик языка прижат к нёбу и неподвижен
Ла – ла – ла – наша мила Мала Ал – ал – ал – наш малыш упал,
Ло – ло – ло – мы приехали в село, Ол – ол – ол – это я пришёл,
Лу – лу – лу – мы гуляли по селу Ул – ул – ул – наш малыш уснул,
Лы – лы – лы – мы расставили столы ыл – ыл – ыл – суп уже остыл.
Ну какие молодцы, ребята, умеют правильно произносить чистоговорки.
4. Помоги Русалочке, назови слова, в которых есть звук [л] [р] ,
и определи, где он находится в слове (в начале, в середине или в конце).
5.Ребята,Русалочка устала сидеть и хочет сделать с вами зарядку.(медленно и быстро выполняется)
Я с Русалочкой вдвоем
Делаю зарядку.
Руки поднимаю,
Быстро приседаю,
Руки в стороны и вверх.
Наклонюсь я вправо-влево.
Вот, что делать я умею.
6.Помоги Русалочке подобрать нужный слог – ра или ла.
пи… шко… кону… ска…
иг… детво… ды… пасти…
но… аку… жа… у….
7.Ребята, давайте научим Русалочку глубоко и правильно дышать, развивать речевой аппарат и координацию движений.
Дыхательная гимнастика «Кукареку»
8. Итог занятия.
Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Ребята, с какими звуками мы сегодня познакомили Русалочку? Мы помогли Русалочке узнать много новых слов, в которых есть звуки [Р] и [Л], делали гимнастику для язычка, дыхательную гимнастику, играли в игры. Русалочка дарит вам раскраски.
ГБДОУ детский сад №101 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением Художественно-эстетического развития воспитанников Невского района Санкт – Петербурга
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе «Составление сказок»
Подготовила:
Санкт – Петербург
Цель : Творческое составление рассказов.
Образовательные задачи :
Учить детей подбирать нужные слова.
Учить составлять описательные рассказы.
Учить говорить связно и выразительно.
Развивающие задачи:
Развивать речь, творческое воображение.
Воспитательные задачи:
Воспитывать уважение детей друг к другу.
Учить выслушивать рассказы товарищей.
Материал:
Мел, доска; желтые круги по количеству детей.
Ход занятия:
Педагог: Ребята, вы любите шутки? Пусть у нас сегодня будет занятие-шутка. Хотя, может быть. В конце занятия окажется, что это вовсе и не шутка, а очень даже серьёзно. Ну что, начинаем шутить? Вы видите, что на доске нарисовано?
(Ответы детей)
Педагог: Правильно, это круг. На что он похож?
Дети: Это солнце, мячик, шарик, яблоко, тарелка…
Педагог: Вы конечно всё правильно назвали, но это всё не то. Это часть животного. Какая же это может быть часть?
Дети: Это голова или глаз.
Педагог: Давайте это будет голова. Как вы думаете чья?
Дети: Это голова кошки, зайца, лисы..
Педагог: Круг похож на голову зайца. Чего ещё не хватает на голове зайца?
Дети: Не хватает глаз, усов, ушей, носа…
Педагог рисует части, которые называют дети.
Вопросы к детям:
- Глаза у зайца маленькие или большие?
- Нос круглый или квадратный?
- Уши длинные или короткие?
Педагог: Мы нарисовали зайцу голову, чего еще не хватает?
Дети: Туловища
Педагог: Какой формы может быть туловище у зайца?
Дети: Круглое, овальное
Педагог: (рисует туловище). Что теперь я должна нарисовать?
Дети: Лапы
Педагог: Сколько у зайца лап?
Дети: четыре.
Педагог: Что заяц делает?
Дети: Сидит, стоит, бежит, идёт
Педагог: Я с вами согласна. Пусть наш заяц бежит. Где он может бежать?
Дети: Заяц бежит по полю, по лесу.
Педагог: Допустим по лесу бежит заяц. Что я должна нарисовать, что бы было понятно что заяц бежит по лесу?
Дети: Деревья, ёлки
Педагог: Что ещё бывает в лесу?
Дети: цветы, грибы, животные.
Педагог рисует цветы и грибы.
Педагог: какие животные заяц может встретить в лесу?
Дети: Лиса, медведь, волк
Педагог: Я даже незнаю, какого животное мне нарисовать. Давайте так, кого первым вы назовёте, того и рисуем. (медведь как пример)
Педагог: Что же у нас получилось? Давайте посмотрим: лес, заяц, медведь, цветы и грибы. А ведь у нас с вами получилась целая картина. Давайте придумаем ей название.
Дети: Заяц в лесу.
Педагог: Давайте немного отвлечёмся и отдохнём.
Физкультминутка «Заинька»
Сочинение сказки
Педагог: мы нарисовали картину. А теперь нам надо придумать по картине сказку.
Вопросы к детям:
- О ком будет ваша сказка?
- Как сказка будет начинаться?
- Где живёт заяц?
- Куда он хочет пойти, или куда он идёт?
- Что там увидел заяц?
- Кого заяц встретил?
- Что они делали вместе?
- Чем сказка закончилась?
Педагог: Когда будете рассказывать свои сказки, постарайтесь описать зайца, какой он. Вспомните, как мы его рисовали вместе.
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14 «Колосок»
Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе
«В гости к сказке»
Воспитатель: Дульнева Инна Сергеевна
с.Горнозаводское
2017год
Цель:
Закрепить знание сказки «Репка».
Задачи:
Закрепить умения подбирать слова, противоположные по смыслу.
Продолжать учить произносить звукосочетания: мяу-мяу, гав-гав.
Продолжать учить узнавать животное по описанию, подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных. Закрепить понятие “домашние животные”.
Развивать связную речь детей.
Воспитывать у детей желание внимательно слушать взрослого, повторять простые предложения; способствовать развитию разговорного общения; в ходе занятий поощрять активность, любознательность.
Воспитывать нравственные качества малышей: сострадание, желание прийти на помощь.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Оборудование: письмо в конверте, цветы, ворона, ёлки, тучка, солнышко, избушка, кот, собака, мышь, бабушка и дедушка, настольный театр «Репка», музыкальное сопровождение.
Ход занятия:
Воспитатель : Ребята, давайте поздороваемся с гостями.
В колыбели золотой, встало солнце над рекой. /ладошки лодочкой
Встало солнце поутру, разбудило детвору. / ручки вверх
Вышли дети поиграть, стали прыгать и скакать. /прыжки
Воспитатель : Ой, ребята, посмотрите, что это? (письмо лежит на столе)
Дети : Письмо.
Воспитатель : Давайте прочитаем, что же там написано, и от кого пришло письмо. А письмо нам прислала бабушка, из сказки «Репка». Она пишет:
«Ребята, дедушка никак не может вытащить репку в огороде. Животные убежали из избушки и заблудились в лесу. Помогите, пожалуйста».
Воспитатель: Скажите, какие животные были в сказке «Репка»? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята вы хотите помочь дедушке вытащить репку?
Дети: Да.
Воспитатель : Тогда мы с вами отправимся к ним в гости. А поедем мы на паровозе-Букашка. Чтобы отправиться в путешествие, давайте, поиграем в игру «Скажи наоборот».
слон большой, а мышка - маленькая
лук горький, а конфета - сладкая
скамейка низкая, а забор - высокий
зимой холодно, а летом - тепло
(дети становятся в паровозик)
Воспитатель : Поехали.(Играет музыка про паровоз. «Паровоз-букашка»)
Воспитатель: Вот ребята мы и приехали на полянку. Сколько здесь цветов много. Давайте понюхаем их аромат. Возьмём цветочки в руки.
Дыхательная гимнастика “Аромат цветов” - через нос делаем спокойный вдох, задерживаем дыхание и медленно выдыхаем “А - ах!”.
А теперь соберем красивый букет у меня на ладонях.
Ребята, посмотрите какой лес. Сколько ёлок!
Воспитатель : Ребят, кто это у нас тут?
Посмотрите, кто это сидит? (Ворона)
А ворона где сидит? (На елке)
А как кричит ворона? (Кар-кар)
Воспитатель : Ребята, а как мы узнаем, кто пропал?
Воспитатель: Ворона нам даёт подсказку.
Нужно отгадать загадки:
Громко лает на дворе, отдыхает в конуре,
Сторожит хозяйский дом, и виляет мне хвостом.
Дети: Собака .
Воспитатель : Ой, смотрите, а чей это хвостик? (рассмотреть собаку)
Воспитатель : Назовем собаку ласково (Собачка).
Что собака делает? (Лает, сторожит дом, рычит, виляет хвостом)
Как она лает? (Гав-гав).
Скажите мы, в какой сказке с Вами?
Дети: (варианты ответов) Репка .
Воспитатель : А как звали собачку в сказке Репка?
Дети : (варианты ответов) Жучка .
У нас еще загадка:
В мягкой шубке ходит, песенки выводит,
Молоко из плошки пьет, возле норки мышку ждет .
Дети : Кошка.
Воспитатель: Посмотри...Даша, кто под ёлочкой сидит?
Воспитатель : А как она кричит? (мяу-мяу)
Давайте ласково назовем кошку? (Кошечка, кисонька ) А что любит делать кошка? (Ловить мышей, лакает молоко, мурлычет, царапается, играет). А какая кошка? ( Мягкая, пушистая ).
Воспитатель : Ребята, а собака и кошка, какие это животные? Домашние или дикие? (Домашние) А почему? (Потому что они живут дома) Но в сказке Репка был еще один зверек. Кто это? Ребята давайте вспоминать.
Дети : (варианты ответа) мышка.
Воспитатель : А где же она? Давайте найдем ее. Вот она!
А как она кричит? (ответы детей)
Как хорошо, что мы всех нашли. Теперь можем идти дальше.
Смотрите, у меня есть тучка и солнышко, поиграем в игру «Солнышко и дождик»
Когда тучка, потемнело все вокруг и теперь не видно куда идти (показать тучку), прячемся. А когда светит солнышко (показать солнышко), мы веселимся.
(звучит музыка)
Вот и стало светло, выглянуло солнышко (показать солнышко). Можно идти.
Воспитатель : Ребята, давайте отнесем животных домой к бабушке и дедушке. (Приносят и ставят животных на стол около бабушки и дедушки).
Бабушка : Ой, спасибо ребята, нашли наших животных. Ребята помогите дедушке вытянуть репку.
Воспитатель : Для того чтобы мы помогли дедушке, нам нужно рассказать сказку, а наши гости послушают. (рассказывают сказку 2-3 детей или все вместе.)
Воспитатель : Ребята, какие вы молодцы! Помогли дедушке и бабушке, ну а теперь пора возвращаться в детский сад (становятся друг за другом, едут на поезде, звучит музыка).
Воспитатель : Вот мы и в детском саду. Где мы с вами были? (У дедушки и бабушки из сказки Репка). А кому мы помогли вернуться домой? А кто дедушки помог вытянуть репку?
На этом наше путешествие закончено, бабушка приготовила вам гостинцы.
Спасибо вам.
Софья Тарасенко
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
Направление – речевое развитие дошкольников .
Конспект совместной образовательной деятельности в старшей группе .
Цель : развитие речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы.
Задачи :
Образовательные;
- развитие связной речи детей , продолжать знакомство детей с литературным творчеством – загадками, стихами, сказками; обогащать словарный запас детей, углублять интерес к художественной литературе;
- развивать навык словотворчества (нахождение рифмы к слову, речевой слух, внимание, память, сообразительность, логическое мышление, воображение, фантазию.
Воспитательные :
Воспитывать отзывчивость, доброжелательное отношение друг к другу.
Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора.
Формы реализации :
Коммуникативная : игра-приветствие «Добрый день» ;
Игровая : сюрпризный момент, игра-путешествие, дидактическая игра «Собери картинку» , словесная игра «Ромашка» ;
Двигательная : игра «Баба-яга» .
Планируемые результаты : ребенок овладевает правилами элементарной вежливости (слова – приветствия) ;
Посредством игры дети будут активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх;
В процессе игры будут развиваться психические процессы : воображение, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; внимание, память, мышление; ребенок овладеет разными формами и видами игры, сможет различать условную и реальную ситуации, подчиняться разным правилам и социальным нормам;
У ребенка будет развиваться устная речь , он может выражать свои мысли и желания, складываются предпосылки грамотности;
В процессе двигательной деятельности у ребенка развивается подвижность , выносливость, овладение основными движениями;
Ребенок будет проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, находить выход из сложившийся ситуации, принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Воспитатель : Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся и улыбнёмся им.
Дети : Здравствуйте.
Воспитатель :
Добрый день! - тебе сказали
Добрый день! - ответим мы
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Сюрпризный момент. «Письмо» .
«Здравствуйте, ребята старшей группы ! Жители сказочной страны приглашают Вас попутешествовать по сказкам. Попасть в сказку может не каждый, кроме смелости потребуется ещё и смекалка, воображение, фантазия».
Жители сказочной страны.
Воспитатель : Ребята, что такое сказка?
Дети : Сказка- это волшебство,
Сказка- это чудо.
Сказка- это занимательный рассказ.
Воспитатель : Верно. Сказка это- волшебная история со счастливым концом и обязательной победой над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные приключения. Именно поэтому сказки любят и взрослые и дети. У каждого народа есть свои сказки, с их особенностями, национальными героями, бытом.
А вы любите сказки?
Дети : Да.
Воспитатель :
В мире много сказок
Грустных и смешных
И прожить на свете
Нам нельзя без них
В сказке может всё случаться
Наша сказка впереди
Сказке в дверь мы постучимся
Сказка в гости ты нас жди.
Постановка проблемной ситуации :
Воспитатель : Вы готовы к испытаниям? Хорошо! Отправляемся в сказку! Только вот где же она живёт? Как вы думаете, где может жить сказка? (ответы детей) .
Воспитатель : А я думаю, что она живёт там, где сплелись ветвями ивы, где встречаются день и ночь, где шумит большое лесное озеро, куда заглядывают по ночам золотые звёзды. Там живёт сказка!
Ну что ж видно и, правда, вы любите сказки.
Тогда отправляемся в путь.
Постановка проблемной ситуации :
Воспитатель : только вот на чём? Транспорт должен быть волшебный? На чём передвигаются в сказке? (дети перечисляют и выбирают транспорт) .
Воспитатель : Хорошо! Давайте полетим на ковре- самолёте (дети усаживаются на ковре) . (включается магнитофон, из которого раздаётся звук полёта) .
Воспитатель : Вот мы и приземлились в страну сказок. А что это за избушка стоит? Интересно, кто из сказочных героев может в ней жить? (дети перечисляют ) .
Воспитатель : Молодцы, ребята! Чтобы продолжить путешествие по сказкам, вы должны отгадать загадки :
1. А дорога далека
А корзина нелегка
Сесть бы на пенёк,
Съесть бы пирожок. (Маша и медведь) .
2. Бабушка девочку очень любила,
Шапочку бабушка ей подарила
Девочка имя забыла своё
А ну, подскажите, как звали её (Красная Шапочка) .
3. У отца был мальчик странный
Необычный деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой
Всюду нос суёт свой длинный
Кто же это? (Буратино, сказка о Золотом ключике) .
4. Появилась девочка в чашечке цветка,
и была та девочка чуть больше ноготка
в скорлупе ореха девочка спала
какая же девочка в цветке жила? (Дюймовочка)
5. Ах ты, Петя- простота,
Сплоховал немножко.
Не послушался кота,
Выглянул в окошко. (Лиса и Петух) .
6. Очень курочка расстроена- разбито яичко. (Курочка Ряба) .
Воспитатель : Ребята, я слышала в некотором царстве, в некотором государстве есть чудо- дерево. Вот этот клубочек поможет вам найти дорогу к этому дереву. (дети вместе с воспитателем и клубочком передвигаются к чудо- дереву. Вокруг дерева разложены картинки сказочных героев, на дереве «растут» атрибуты к этим героям) .
Например :
Карлсон- пропеллер.
Айболит- чемоданчик.
Кот в сапогах- шляпа.
Царевна- лягушка- стрела.
Золушка- туфелька
Буратино- ключик
Девочка- красная шапочка
Дюймовочка- кувшинка
Задание : каждому герою подобрать его предмет.
Воспитатель : Ребята, чтобы быстрее справиться с заданиями, разделимся на две группы (по цвету лепестков от цветов дети делятся на две группы ).
Воспитатель : (раздаёт героев сказок по группам ) . Вы должны подобрать герою его предмет и назвать из какой он сказки.
Воспитатель : Продолжали наше сказочное путешествие. Посмотрите, на нашем пути волшебный кубик. Что же он нам покажет?
Игра : «Собери картинку» . (дети собирают изображение «Бабы- Яги» ) .
Воспитатель : Ребята, назовите сказки, в которых встречается Баба- Яга. (Иван Царевич и серый волк, Кощей бессмертный, Как Иванушка за чудом ходил, Гуси- лебеди, Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.
Игра «Баба- Яга» .
Воспитатель : Молодцы, ребята, продолжаем наше путешествие по сказкам.
Следующее задание : Я буду показывать вам иллюстрации сказок, а вы должны угадать героев этих сказок и из какой они сказки.
Дети отвечают : «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» , «Лисичка сестричка и Серый волк» , «По щучьему велению» , «Царевна- лягушка» , «Змей Горыныч» , «Морозко» .
Воспитатель : Молодцы, ребята, вы знаете много сказок. Ребята, наш волшебный клубочек хочет ещё что – то нам показать интересное. Посмотрите, волшебный сундучок. Откроем его и посмотрим, что в нём лежит. Кто это?
Дети : Царевна- лягушка.
Воспитатель : Почему то лягушка загрустила? Мы придумаем с вами слова- рифмы к слову лягушка и развеселим её .
Дети : Лягушка- подушка, лягушка- хохотушка, лягушка- погремушка, лягушка- хлопушка.
Воспитатель : Молодцы ребята! Наша лягушка всё равно грустная. Может нам сочинить сказку, чтобы развеселить лягушку . Поможет нам в сочинении сказки, вот эта книга. Я буду задавать вопрос, а ответ вы будете находить, указав слово на открытой страничке выбранного текста. Берём умную ромашку и отрываем лепесток (словесная игра «Ромашка» ) .
Вопросы :
1. Жил- был кто?
2. Какое добро умел делать?
3. Встретим кого злого?
4. Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?
5. Был у нашего героя друг?
6. Что стало со злым героем?
Воспитатель : Молодцы, ребята, хорошую сказку составили. Посмотрите, лягушка улыбнулась, значит, ей понравилась наша сказка. Теперь вы знаете, что есть такая чудесная страна сказок. А нам, ребята пора возвращаться домой в нашу группу . Снова садимся на наш ковёр- самолёт.
Рефлексия
Вот мы с вами и вернулись в группу . Ребята, вам понравилось наше путешествие? С какими героями мы познакомились? Кому мы помогли?
Ребята, какое у вас настроение? Подойдите к столу и выберите человечка – если у вас веселое настроение – улыбающегося, грустное настроение - грустного.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение д/с,Звёздочка”
(старшая группа)
Воспитатель:Сорокина Екатерина Викторовна
Калязин,2017
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди»
Цель: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий.
Интеграция образовательных областей: Чтение художественной литературы , познание , коммуникация , здоровье .
Задачи:
Обучающие : Учить детей понимать образное содержание сказки .
Совершенствовать умения отвечать на вопросы, используя навыки объяснительной речи . Закрепить знания детей о русской народной сказке « Гуси – лебеди » , используя иллюстрации к этой сказке . Формировать умение правильно употреблять в речи слова , близкие по значению (синонимы) (румяные, да наливные яблоки - это красные, сочные, сладкие, спелые яблоки) и слова с противоположным значением (антонимы) (красивая - страшная, молодая – старая , добрая – злая) . Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности.
Развивающие : Развивать связанную речь , наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения. Активизировать употребление в речи прилагательных , образованных от существительных (яблочный, капустный, рыбный, грибной) . Упражнять в употреблении в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (печенька, яблонька, реченька) . Развивать коммуникативные навыки общения
Воспитательные: Воспитывать у детей любовь к прекрасному, окружающему миру, природе. Воспитывать умение слушать друг - друга, помогать оказывать помощь сказочным персонажам , быть терпимым, уважать мнение товарища, чувствовать ответственность за знания других. Воспитывать интерес к устному народному творчеству .
Оборудование : Ноутбук,мультимедийный проектор, корзинка с муляжами яблок, аудиозапись песни,Приходите в гости к нам”, костюмы Иванушки и Машеньки.
Предварительная работа: чтение сказки « Гуси – лебеди » , беседа по сказке « Гуси - лебеди » , рассматривание иллюстраций к сказке « Гуси – лебеди » (яблоньку, печку, речку, избушку на курьих ножках, драматизация сказки « Гуси – лебеди » , игры с загадками: «Узнай по описанию» , « Сказочный сундучок » .
Активизация словаря: печенька, яблонька, реченька; румяные, да наливные яблоки; молочная река – кисельные берега –это в реке вместо воды течет молоко, а берега сделаны из киселя; в дремучем лесу деревья очень высокие и растут так близко друг другу, что даже в солнечный день в нем темно. Это страшный лес.
Ход образовательной деятельности
Орг.момент.
(Дети встают в круг.)
Воспитатель предлагает детям поздороваемся друг с другом.
«Здравствуй правая рука, здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг (поворот головой)
Здравствуй весь наш общий круг»
Воспитатель: А теперь, посмотрите сколько присутствуют у нас сегодня гостей. Давайте с ними тоже поздороваемся.
Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас в сказку.Если хотите узнать в какую,отгадайте загадки:
1.Длинные шеи, красные лапки, щиплют за пятки – беги без оглядки. ( Гуси )
2.Круглое румяное с дерева достану я. (Яблоко) ;
3. Бабушка седа-бела, зимой каждому мила. Из трубы летят колечки – это дым из нашей (печки) ;
4.Течет-течет – не вытечет, бежит-бежит – не выбежит. (Река) ;
5. Между сосен, между елок ходят, бродят сто иголок. (Еж) ;
6.Живет в дремучем лесу в избушке недобрая старушка . (Баба Яга) .
Воспитатель: Из какой это сказки эти герои ? (Дети отгадывают загадки и называют русскую народную сказку « Гуси-лебеди » ). Слайд 1.
Основная часть
Воспитатель: Ребята, а теперь я хочу узнать, хорошо ли вы знаете сказку « Гуси-лебеди » ?
Воспитатель предлагает детям слушать внимательно фразы из сказки и найти ошибки , если они будут. Если что-то будет неправильно, дети должны говорить хором : «Нет, нет, нет» . Если ошибок нет, то говорят хором : «Да, да, да» .
Отец с матерью уехали в город, а Маша с Ванюшкой остались дома. (Да, да, да) .
Налетели гуси – лебеди , подхватили Машеньку, посадили на крылья и унесли. (Нет, нет, нет) . Почему нет? (Объяснения детей : Гуси – лебеди посадили на крылья и унесли Ванюшу).
Маша печке помогла – пирожок съела. (Да, да, да) .
Маша яблоньке помогла – яблочек на нее навесила. (Нет, нет, нет) . (Машенька съела яблоко и яблонька ей помогла) .
Маша речке помогла – камень сдвинула. (Да, да, да) .
Ежик привел Машу в дремучий лес к избушке на курьих ножках. (Да, да, да) .
Видит, Маша в поле печка течет, а рядом речка печет. (Нет, нет, нет) (Печка - печёт, а речка –течёт) .
Маше с Ванюшкой помогли спрятаться от гусей-лебедей печка, яблонька, речка и Баба Яга. (Нет, нет, нет) (Помогли печка, яблонька и речка) .
Прибежала Маша домой : Ванюшку умыла, причесала, на лавочку посадила, сама рядом присела. (Да, да, да) .
Из-за ширмы появляется девочка в костюме Машеньки и горько плачет.
Воспитатель: Смотрите,ведь это Машенька.Давайте спросим у неё,почему она плачет.
Дети: Машенька,почему ты плачешь,что с тобой произошло?
Маша: Здравствуйте.дети! (Тяжело вздыхает) .Должна вам признаться,не уследила я за братцем Ванечкой.Гуси-лебеди его унесли.
Воспитатель: (обращается к Машеньке) Не печалься,мы,чем сможем,тебе,Машенька поможем. Ребята,поможем?
Дети: Поможем!
Воспитатель: Машенька,пойдём с нами!
Встреча с яблоней. Слайд 2.
(Воспитатель подводит детей к мультимедийному экрану с изображением яблони).
Воспитатель: Ребята,поздоровайтесь с яблонькой!
Дети: Здравствуй,яблонька!
Ребёнок 1: Яблонька,матушка,скажи,куда гуси-лебеди полетели?
Яблоня: ( голос в микрофоне).
Здравствуйте,дети!Сосчитайте пожалуйста мои яблоки в корзинке! (дети считают яблоки)
Воспитатель: Вот здесь в корзинке лежат яблоки,возьмите их. В сказке яблочки называют румяными,да наливными,как вы понимаете это выражение? (Это яблоки красные,сочные,сладкие,спелые)
Воспитатель: Яблонька благодарит нас за помощь и указывает,куда улетели гуси-лебеди.
Дети: Прощай, яблонька! Нам пора идти дальше.
(Дети идут по кругу вместе с воспитателем под музыку)
Встреча с печкой. Слайд 3.
(Воспитатель подводит детей к мультимедийному экрану с изображением печки).
Воспитатель: А это что,дети?
Дети: Это печка!
Печка ( говорит голос в микрофоне)
Мимо,путник,не пройди-
Пирожок мой прихвати!
Ребёнок 2: Печка,скажи,куда гуси-лебеди полетели?
Печка: Конечно! Только покажите,как пекут пирожки.
Пальчиковая гимнастика,Печём пирожки”
Тесто мнём,мнём,мнём!
(Давят кулаками вображаемое тесто)
Тесто жмём,жмём,жмём!
(Резко сжимают-разжимают кулаки-сначала одновременно,потом поочерёдно)
Пирожки мы испечём!
(Лепят воображаемый пирог,перекладывая его из одной ладони в другую)
Воспитатель: Давайте пофантазируем, с чем могут быть пирожки? (Пирожки могут быть с капустой, с грибами, яблоками и с рыбой) .
Воспитатель: Ребята, в печке можно испечь не только пирожки, но и пироги. Пирожки по размеру маленькие, а пироги – большие. Если пирог с вишней, его называют вишневым пирогом. А как будет называться пирог с грибами, яблоками,
Воспитатель: Печка благодарит нас и указывает,куда полетели гуси-лебеди.
Воспитатель: Как вы думаете,ребята, что мы ещё увидим?
Дети: Молочную речку с кисельными берегами.
(Дети идут по кругу вместе с воспитателем под музыку)
Встреча с речкой. Слайд 4.
(Воспитатель подводит детей к мультимедийному экрану с изображением речки).
Воспитатель: Почему речку назвали молочной? (Она из молока) .Что значит кисельные берега? (Берега из киселя). Встаньте в круг и поочерёдно произнесите слова,кисель” и,молоко”.Будьте внимательны и запоминайте,кому какое слово достанется.Потом вам это пригодится.(По окончании считалки дети делятся на две команды.)
Воспитатель: Одна команда будет готовить блюда из молочных продуктов,а другая варить кисель из ягод. (Воспитатель подводит детей к двум столам: на одном разложенны картинки с изображением ягод и фруктов.Дети одной команды выбирают картинки с изображением молочных продуктов,дети другой команды-картинки с изображением ягод.Затем показывают картинки и рассказывают,что приготовили из молока и из чего сварили кисель.Воспитатель задаёт вопросы: ,Как называются продукты из молока? Как можно сказать по-другому,кисель из черники”,кисель из клюквы”?
Воспитатель: Я услышала,как речка прошептала,что гуси-лебеди полетели над ней в сторону болота.Я знаю,что за болотом стоит избушка на курьих ножках.Там и живёт баба-яга.Подойдём поближе может,что-нибудь услышим о братце Маши.
Дорога к Бабе-Яге.
Воспитатель: Дорога к избушке не простая-то узкая,то широкая.то каменистая.Густой туман стелется под ногами.Но я вам помогу,буду указывать путь при помощи знаков-картинок. (Воспитатель поочерёдно показывает картинки с изображением узкой,широкой и каменистой дорожек.Дети идут по кругу,имитируя ходьбу по соответствующим дорожкам.)
У избушки на курьих ножках.Слайд 5.
(Воспитатель подводит детей к мультимедийному экрану с изображением дома Бабы-яги).
Воспитатель: Ну-ка послушаем,что тут творится!
Баба-Яга:( голос в микрофоне). Улетаю по делам!Оставляю стражниками гусей-лебедей.Ты,Ванюша,не вздумай уходить.Сиди тут и смотри в окошко.
Воспитатель: Ребята,Баба-Яга в сказке добрая? (Нет,Баба-Яга в сказке злая)
Воспитатель: Она молодая? (Нет,старая)
Воспитатель: Она красивая? (Нет, она страшная : у нее нос – крючком, волосы – торчком и нога костяная).
( На экране появляется Ваня) Слайд 6.
Дети: Ваня!Ванюша!
Воспитатель: Ванечка,мы тебя спасём.Бежим отсюда!Дети, кто нам снова поможет от гусей-лебедей спрятаться? (молочная речка-кисельные берега). Изобразим речку с помощью рук.(Дети руками изображают волны).
Воспитатель: Кто ещё поможет? (Печка) Изобразим печку с помощью рук. (Дети рисуют в воздухе печку).
Воспитатель: А вот и яблонька,она укроет нас своими ветками. (Дети изображают качающиеся ветки яблони.)
Возвращение Вани.
Выходит мальчик в костюме Иванушки.
Маша: Спасибо вам большое! (протягивает детям корзинку с печеньем.) Вот моё угощение.А нам с братцем пора-скоро матушка с батюшкой с ярмарки вернутся.До свидания! Слайд 7.
Дети: До свидания!
Воспитатель: Дети,вам понравилось путешествие в сказку? Что запомнилось больше всего? (Ответы детей). Теперь нам пора в группу возвращаться.
Звучит аудиозапись песни,Приходите в гости к нам”.