Методическая разработка на тему: Дошкольная педагогика как наука. Дошкольная педагогика как наука

Дошкольная педагогика как наука

Практически до начала 17 в. педагогика существовала как система философских знаний. Как самостоятельную науку педагогику вычленил английский философ Френсис Бекон. он и ввёл собственно термин «педагогика»

Дошкольная педагогика – наука о закономерностях воспитания и обучения детей с рождения до поступления в школу .

Объект дошкольной педагогики – воспитание детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс. Предмет – закономерности, противоречия отношений, технологии организации и осуществления воспитательного процесса, которые определяют развитие личности ребёнка.

Основные понятия дошкольной педагогики:

Воспитание – самое основное понятие педагогики. В социальном смысле понимается как социальное явление, функция общества, которая заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни. В педагогическом смысле – это специально организованный и управляемый процесс, содействующий развитию личности. Воспитание явление историческое и носит классовый характер.

Обучение – специально организованный процесс взаимодействия педагога и учащихся, направленный на овладение определённой сумой знаний, умений, навыков, действий, привычек, поведения.

Развитие – происходящие в человеке последовательные и закономерные изменения в психической и биологической природе. Это процесс движения, изменения. Переход от старого к новому.

Формирование – это изменения в развитии личности человека или отдельных его качеств, которые происходят под влиянием совокупности факторов: внутренних и внешних; природных и социальных.

Пед. процесс – это сознательно организованное, целенаправленное и планомерное взаимодействие педагога и воспитанников с целью воспитания и обучения последних.

Пед. взаимодействие – преднамеренный контакт педагога и воспитанника следствием которого является взаимное изменение в их поведении, деятельности, отношениях.

Дош. пед. как и другие науки имеет много много источников: народная педагогика, данные смежных наук, передовой пед. опыт.

Задачи дошкольной педагогики.

1. Разработ. содержан., метод., форм, организации воспит.-образов. процесса в д.с. с учётом достижений в области смежных наук.

2. Изучение, обобщение, описание. передового пед. опыта

3. Разработка методов, форм, содержания. сотрудничества д.с. и семьи в воспитании детей.

4. Определение путей, форм, взаимодейств., приемственности д.с. и школы.

Дош. пед. как наука имеет 2 основные функции:

1. Теоретическую (реализуется на трёх уровнях: описательный – главн. задача изучен. передов. опыта; Диагностический; Погностический.

2. Технологическая функция. имеет 3 уровня:

Проективный (связан с разработкой соответ. методических материалов)

Преобразовательный (направлен на внедрен. пед. достижен. в практику)

Рефлексивный (предпологает оценку влияния результатов научн. исслед. на пед. практику).

ГОУ СПО (ССУЗ) « Челябинский государственный педагогический колледж № 2»

Дошкольная педагогика

Тестовые задания для промежуточной аттестации студентов

Составлен: Проняевой С.В.,

преподавателем дошкольной педагогики

Введение

В современных условиях развития российского общества считается, что одной из важных тенденций реформирования образовательной системы стало введение в действие государственного образовательного стандарта.

Государственный образовательный стандарт призван решить широкий круг задач, таких как обеспечение высокого уровня профессионального образования и качества подготовки специалистов; обеспечение академической свободы образовательного учреждения в формировании гибкого и вариативного содержания образования и организации образовательного процесса; обеспечение единства содержания образования и соблюдения норм и требований к организации образовательного процесса на всем образовательном пространстве России; обеспечение контроля за результативностью системы ПО и качеством образования в ней.

Обучение не может быть полноценным без регулярной и объективной информации о степени усвоения студентами учебного материала, о практическом применении ими знаний. Необходимость контроля обучения и оценки знаний диктуется обязательным выполнением следующей цепочки: цель обучения - процесс обучения – результат - новая цель. Важнейшим компонентом технологии обучения является тест как инструмент измерения уровня знаний, без которого нельзя выявить исполнения стандарта, но и оптимально управлять учебным процессом, без чего нельзя добиться качественного усвоения стандарта.

Курс дошкольной педагогики является одним из ведущих в профессиональном образовании педагогов, его изучение занимает достаточно большой объем времени, что требует разнообразных видов и форм контроля. Тестовый контроль не является единственной формой контроля, в представленном варианте претендует на оценку знаний по содержательным линиям образовательной программы и не затрагивает практических умений студентов.

Данные материалы можно сертифицировать по следующим основаниям:

Название учебной дисциплины : дошкольная педагогика

Название образовательной программы : Дошкольная педагогика, 2005

Цели создания : промежуточная аттестация

Число заданий : 15

Число вариантов : З, 4

Время выполнения : 30 минут

Вид и форма тестов : закрытые, с выбором ответов

Оценка : 100% - 80% - оценка «5»

81- 70% - оценка «4»

71- 60% - оценка «3»

«5» - студент знает программный материал, понимает и прочно усвоил его, на вопросы дает правильные, сознательные и уверенные ответы

«4» - студент знает программный материал, хорошо понимает его, допускает незначительные ошибки

«3» - студент обнаруживает знание основного программного материала, испытывает некоторые затруднения, преодолевает их с помощью педагога

«2» - студент обнаруживает незнание большей части программного материала, отвечает неуверенно, допускает грубые ошибки

Инструкция к применению : 1. Прочитайте внимательно вопрос, обратив внимание на конструкцию вопроса. 2. Укажите номер вопроса и варианты ответов на него 3. При желании можно ответить вначале на вопросы, ответы на которые не вызывают у вас затруднений, а затем на боле сложные вопросы

Тест по дошкольной педагогике к теме « Воспитание – ведущая функция дошкольной педагогики»

1.Воспитание детей дошкольного возраста – это :

а) процесс приобщения к миру общечеловеческих ценностей

б) процесс формирования моральных ценностей

в) процесс взаимодействия взрослого с ребенком направленный на формирование личностных качеств ребенка в соответствии с общечеловеческими ценностями

2. Из предложенных групп ценностных отношений выберите ту, в которой представлены общечеловеческие ценностные отношения :

а) Отношение к семье, отношение к самому себе, отношение к Отечеству, отношение к культуре, отношения к искусству, отношение к религии

б) отношение к национальной культуре, отношение к материальной культуре, отношение к историческим событиям своей страны, отношение к национальным героям, отношения к традициям своей семьи

в) отношения к национальным праздникам, отношения к дням собственного рождения, отношение к родословной, отношение к православию, отношение к русской культуре

3. Из ряда предложенных определений выберите то, которое на ваш взгляд наиболее полно раскрывает сущность процесса нравственного воспитания:

а) Нравственное воспитание – воздействие воспитателя на воспитуемого с целью формирования у него моральных качеств личности

б) Нравственное воспитание – педагогический процесс, направленный на содействие развитию нравственных свойств личности на основе усвоения общечеловеческих и национальных моральных ценностей

в) Нравственное воспитание – организованное взаимодействие воспитателя и воспитуемых, направленное на формирование сознания, чувств и отношений

4. Укажите исследователей проблем нравственного воспитания детей дошкольного возраста :

а) Виноградова А.М.

б) Запорожец А.В.

в) Николаева С.Н.

г) Нечаева В.Г.

5. Выберите методы воспитания, направленные на формирование нравственного сознания:

а) этическая беседа

б) рассказ на этическую тему

в) поощрение

г) чтение художественной литературы

6. Определите методы, которые не применяются в воспитании детей:

а) внушение

б) физическое наказание

в) приучение к правилам общественного поведения

7.Что входит в содержание дошкольного воспитания :

а) физическое воспитание

б) политехническое образование

в) нравственное воспитание

г) эстетическое воспитание

8.Каково назначение идеальной цели воспитания:

а) является ориентиром на возможности человека

б) помогает сформулировать задачи воспитания в разных направлениях многогранной личности

в) является основой разработки задач в образовательных программах

9. Определите закономерности воспитания детей дошкольного возраста:

а) активность самого ребенка

б) потребность ребенка в любви

в) личность эффективно развивается в ситуации успеха

в) соблюдение прав ребенка

10.Назовите основные компоненты механизма нравственного воспитания детей дошкольного возраста:

а) знания и представления

б) навыки и привычки

в) нравственные качества

г) чувства и отношения

11.Средствами нравственного воспитания в детском саду являются:

а) собственная деятельность детей

б) окружающая ребенка обстановка

в) природа

г) средства массовой информации

12. Назовите смысловые блоки, составляющие содержание нравственного воспитания:

а) воспитание гуманности

б) воспитание коллективизма

в) воспитание патриотизма и гражданственности

г) политическое воспитание

а) воспитание коллективизма

б) воспитание гуманности

в) воспитание трудолюбия

г) воспитание дисциплинированности

14. Назовите условия эффективности применения методов воспитания:

а) тактичность применения метода

б) реальность метода

в) гуманность применения метода

г) изолированность методов

15. Какие методы должны быть преобладающими в дошкольном возрасте:

а) практические методы

б) методы формирования сознания

в) методы убеждения

г) методы наказания

Тест по дошкольной педагогике к теме « Ребенок и социум»

1. Укажите программы социального развития детей :

а) «Я – человек»

б) «Я, ты, мы»

в) « Открой себя»

г) « Детство»

2. Что входит в понятие «социальная действительность »?

а) материальные объекты

б) общественные явления

в) все то, что окружает ребенка

3.Выделите средства ознакомления с социальной действительностью:

а) деятельность

б) знания

г) дидактические пособия

4.Какая функция знаний характеризует приобщение ребенка к ценностям познания :

а) регулятивная

б) информативная

в) эмоциогенная

5. Какая из тенденций приобщения детей к социальной действительности не соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста?

а) необязательности знаний

б) формального приобщения детей к социальной действительности

в) перегруженности детей знаниями о социальной действительности

6.В ходе какого процесса ребенок приобщается к сфере социальной действительности :

а) социализации

б) демократизации

в) индивидуализации

7.Какие методы приобщения к социальной действительности активизируют познавательную активность детей?

а) сюрпризные моменты

б) переключение на другую деятельность

в) элементарный и причинный анализ

8.Какие виды деятельности способствуют приобщению ребенка к социальной действительности в реальном плане?

б) наблюдение

в) бытовая деятельность

9.Что является содержанием приобщения дошкольников к социальной действительности ?

а) отношение к самому себе

б) отношение к Родине

в) отношение к людям разных национальностей

г) ознакомление с пространственными и временными отношениями

10. Какие разделы включены в программу С.А. Козловой « Я - человек»?

а) Земля наш общий дом

б) Что я знаю о себе

в) Человек – творец

г) Дружат дети всей Земли

11. Какое понятие является стержневым в программе « Я – человек»?

а) Человек

б) Действительность

в) Ребенок

12. Какие нормативные документы лежат в основе социального развития ребенка ?

а) Декларация прав ребенка

б) Концепция дошкольного воспитания

в) Положение о дошкольном учреждении

13.Назовите исследователей проблем социального развития детей дошкольного возраста:

а) А.В.Запорожец

б) Е.В.Рылеева

в) С.А. Козлова

14.Назовите показатели социального развития ребенка:

а) уровень овладения навыками самообслуживания

б) социальная адаптация

в) социальный статус

г) уровень знаний

15.Результатом социального развития ребенка дошкольного возраста является :

а) социализация

б) индивидуализация

в) социализация-индивидуализация

Тест по дошкольной педагогике к теме « Воспитание здорового ребенка »

1.Определите наиболее точное определение понятия «физическая культура»:

а) это часть общей культуры народа

б) это совокупность материальных и духовных ценностей общества, которые накоплены, создаются и используются для физического совершенствования людей

в) система физических упражнений

г) учебная дисциплина в образовательных учреждениях

а) методы и приемы физического воспитания

б) подвижные игры

в) режим дня в детском саду

г) упражнения в основных движениях

3.Какие средства физического воспитания используются для решения оздоровительных задач:

а) рациональный режим

б) полноценное питание

в) социально-бытовые факторы

г) художественные средства

4. Какие средства физического воспитания используются для решения образовательных задач:

а) пример взрослого человека

б) оздоровительные силы природы

в) художественные средства

г) собственная деятельность

5. Какие средства физического воспитания используются для решения воспитательных задач:

а) разнообразная деятельность детей

в) физические упражнения

г) художественная литература

6.Какие группы задач выделяются в системе физического воспитания:

а) воспитательные

б) развивающие

в) оздоровительные

г) образовательные

7. Назовите исследователей теории физического воспитания:

а) П.Ф. Лесгафт

б) Г.В.Хухлаева

в) Т. И. Осокина

г) С.А Козлова

8.Какие задачи относятся к группе образовательных задач физического воспитания:

а) формирование навыков выполнения основных движений

б) охрана и укрепление здоровья

в) формирование представлений о своем организме и здоровье

г) воспитание воли, смелости, дисциплинированности

9.Какие группы культурно-гигиенических навыков входят в содержание воспитания дошкольников:

а) навыки управления собственным поведением, дисциплинированность

б) навыки поддержания порядка в окружающей обстановке

в) навыки культуры питания

г) навыки поддержания чистоты тела

10. Какие навыки входят в группу навыков культуры еды :

а) правильно пережевывать пищу, пользоваться салфеткой

б) правильно держать ложку, вилку, хлеб

в) благодарить за прием пищи

г) пропускать вперед маленьких детей, девочек

11.Выберите принципы формирования культурно-гигиенических навыков :

а) наличие алгоритмизации выполнения процедур

б) создание условий для самостоятельности ребенка

в) пример взрослого

г) создание ситуаций наглядно демонстрирующих эффект бытовых процедур

12.Назовите методы формирования культурно-гигиенических навыков в детском саду:

а) упражнение

б) художественное слово

в) игровые приемы

г) эксперимент

13.Назовите основные компоненты образовательного процесса, которые входят в содержание первой половины дня :

а) утренний прием

б) прогулка

в) полдник

г) занятия

14.Определите причину распределения содержания деятельности детей на прогулке по этапам:

а) необходимость чередования спокойной деятельности и двигательной активности

б) алгоритмизация режимного процесса

в) соблюдение дисциплины

г) требования родителей

15.Какие компоненты входят в содержание прогулки :

а) наблюдения

б) подвижные игры

в) спортивные развлечения

г) дежурства

Тест по дошкольной педагогике к теме «Преемственность между дошкольным образовательным учреждением и школой»

1. Преемственность между детским садом и школой это :

а) одна из форм связи между образовательными учреждениями

б) совокупность образовательных программ

в) управленческая структура

2.Выберите содержательные компоненты преемственности :

а) педоцентрический

б) коммуникативный

в) информационно-просветительский

3.Выберите виды готовности к обучению в школе :

а) мотивационная

б) практическая

в) интеллектуальная

4.Выберите компоненты мотивационной готовности к школе :

а) интерес к школе

б) умение сотрудничать

в) желание учиться

5.Укажите тесты, которые входят в диагностику готовности к обучению в школе :

а) тест Керна-Йирасека

б) графический тест

в) методика «Секрет»

6.Назовите основания преемственности между детским садом и школой :

а) развитие любознательности

б) развитие коммуникативности

в) обучение письму и счету

7. Назовите варианты взаимодействия между детским садом и школой :

а) детский сад-школа

б) предшкола

в) начальные классы располагаются в детском саду

8.Выберите аспекты взаимодействия между детским садом и школой:

а) методический

б) информационно-просветительский

в) коммуникативный

а) взаимопосещения образовательных учреждений со стороны педагогов

б) педсоветы

в) родительские собрания

10.Компоненты интеллектуальной готовности к школе это :

а) знания о школе

б) желание учиться

в) познавательные психические процессы

11.Назовите исследователей проблем готовности к обучению в школе :

а) Л.А.Венгер

б) С.Л.Новоселова

в) В.А.Петровский

12.Назовите основной вид деятельности дошкольника :

а) учебная деятельность

б) игровая деятельность

в) трудовая деятельность

13.Назовите основной вид деятельности младшего школьника :

а) учебная

б) учебно-познавательная

в) продуктивная

14.Что представляет собой специальная подготовка детей к школе:

а) физическая подготовка

б) подготовка по основным образовательным областям(математика, окружающий мир)

в) психологическая подготовка

15.Чем регулируются отношения между детским садом и школой:

а) специальным договором о взаимодействии между детским садом и школой

б) планом совместной работы

в) образовательной программой

Тест по теме «Игровая деятельность дошкольника»

1.Дополните фразу: «Основные компоненты игры как деятельности»:

в) результат

г) действия

д) воображаемая ситуация

2. Творческие игры это :

а) игры-драматизации

б) игры-забавы

в) сюжетно-ролевые

г)подвижные

д) музыкальные

ж) дидактические

3. Основа игр с правилами:

а) свод формализованных правил

б) воображаемая ситуация

в) набор игровых действий

г) выигрыш

4. Игры с правилами :

а) шахматы

в)»магазин»

г) дочки-матери

д) парные картинки

5. Тип отношений играющих в играх с правилами :

а) дружеские взаимоотношения

б) сопричастности

в) состязания и соперничества

г) сотрудничество

д) соперничество

6. Конечный результат в творческих играх :

а) его нет

б) реализация игрового замысла

в) выигрыш

г) творческое воссоздание действий

д) победа

е) установление дружеских взаимоотношений

7. Основная цель творческих игр :

а) насладиться процессом

б) реализация замысла

в) принять роль

г) действия с предметами

д) организация досуга

8. Основные игровые средства:

А) игрушки

Б) воображаемые предметы

В) предметы-заместители

Д) игровые действия

9.Основные компоненты сюжетно-ролевых игр :

а) дидактическая задача

б) игровая задача

в) воображаемая ситуация

д) игровые действия

е) правила

10. Характерные особенности сюжетно-ролевых игр старших дошкольников :

а) цепочка из 1-2 действий

б) роли не осознаются

в) воображаемая ситуация удерживается взрослым

11. Выделите верное утверждение :

а) «игра дитя труда»

б) игра социальна по содержанию

в) игра социальна по происхождению

г) «труд дитя игры»

д) игра имеет биологическое происхождение

12. Назовите исследователей технологий сюжетно-ролевых игр :

а) А.П. Усова

б) Д.Б. Менджерицкая

в) Л.С.Выготский

г) С.Л. Новоселова

д) Н.А. Короткова

е) А.Н. Леонтьева

13.Назовите основные компоненты дидактических игр :

а) воображаемая ситуация

б) дидактическая задача

в) игровые взаимоотношения

г) правила

е) игровые действия

14. Определите зависимость от игрушки игровой деятельности старшего дошкольника :

а) ребенок сначала определяет игру, затем игрушку

б) ребенок сначала выбирает игрушку, потом игру

в) игра не зависит от игрушки

г) игра может протекать без игрушки

д) игрушка – материальная основа игры

15. Какие потребности удовлетворяются в игре:

а) потребность в движении

б) потребность в общении

в) потребность в действиях с предметами

г) биологические потребности

д) потребность в познании окружающего мира

16. Какие игрушки обеспечивают развитие творчества ребенка?

а) игровые модули

б) предметы-заместители

в) предметы и пособия

г) наборы тематических игрушек

д) дидактические игрушки

17. Выделите основные компоненты технологии руководства сюжетно-ролевыми играми С.Л. Новоселовой:

а) минимальное число игрушек

б) обучающие игры

в) игра «телефон»

г) активизирующее общение взрослого с ребенком

д) предметно-игровая среда

е) игры-придумывания

ж) ознакомление с окружающим

18. Выделите парадоксы игры, выделенные Л.С. Выготским :

а) игра-школа воли

б) игра-школа морали

в) противоречие между желаниями и возможностями

г) игровые и реальные отношения

д) необходимость руководства творческой деятельности

е) воображаемая ситуация все время развивается

Тема: Система дошкольного образования

1.Какие ступени обучения объединяет образовательная система?

а) дошкольное

б) послешкольное

в) дополнительное образование

г) самостоятельное

2. Какие учреждения относятся к образовательным?

а) учреждения дополнительного образования

б) дошкольные

в) исправительные

г) профессиональные

3.Какой документ определяет специфику деятельности учреждения и является основанием для разработки устава образовательного учреждения?

а) Закон РФ об образовании

б) Типовое положение об образовательном учреждении

в) Образовательная программа

г) Концепция дошкольного воспитания

4.Определите виды дошкольных учреждений:

а) детский сад

б) детский дом

в) детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий

г) центр развития ребенка – детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех детей

5.Какие компоненты входят в понятие «система образования»?

а) совокупность образовательных учреждений

б) система органов управления образованием

в) совокупность системы образовательных программ

г) совокупность государственных образовательных стандартов

6.Какие процедуры составляют систему правовых основ повышения качества дошкольного образования?

а) аттестация

б) лицензирование

в) рецензирование программ

г) аккредитация

7.Процедура лицензирования дошкольного учреждения предоставляет право :

а) на педагогическую деятельность

б) на открытие детского сада

в) на прием детей в детский сад

г) на финансирование

8. Процедура аккредитации детского сада предоставляет право:

а) на финансирование

б) на открытие детского сада

в) на защиту прав и достоинств ребенка

г) на гарантии родителя в воспитании детей

9.Что является предметом экспертизы во время процедуры лицензирования дошкольного учреждения?

а) оборудование педагогического процесса

б) кадровое обеспечение

в) программное обеспечение

г) условия пребывания детей в детском саду

10.В каком случае дошкольное учреждение получает повышенное финансирование?

а) если аттестовано на категорию (вторую, первую)

б) если соответствует санитарным требованиям

в) если отвечает запросам родителей

г) если обеспечивает сохранность жизни и здоровья детей

11. В каком случае дошкольное учреждение приобретает статус «Центра развития»?

а) если образовательные услуги превышаю требования Госстандарта по всем направлениям

б) если образовательные услуги превышаю требования Госстандарта по одному направлению

в) если учреждение отвечает запросам родителей

г) если получает бюджетное финансирование в увеличенном объеме

12. Кто принимает участие в проведении процедуры аттестации дошкольного учреждения?

а ) педагогический коллектив детского сада

б) родители

в) специальная комиссия

г) общественные организации

13.Относятся ли принципы государственной политики в области образования к системе дошкольного образования?

в) частично

г) корректируются с учетом специфики детского сада

14. Назовите направления развития системы дошкольного образования:

а) развитие теории и практики дошкольного образования

б) развитие сети дошкольных образовательных учреждений

в) развитие материальной базы дошкольных учреждений

г) подготовка кадров

15.Каким образом реализуется национально-региональный компонент в содержании дошкольного образования?

а) обновления содержания традициями, культурой той местности, где проживает ребенок

б) разделения детей по национальному составу внутри дошкольного учреждения

в) изучения интересов родителей

г) обновления технологий воспитания ребенка

Тест по дошкольной педагогике

Тема: Обучение детей дошкольного возраста

1. Выберите правильный ответ:

а) метод обучения – это способ познавательной деятельности взрослого и ребенка

б) метод обучения – это система способов работы воспитателя и детей с целью приобретения детьми знаний, умений и навыков, развития познавательных способностей

в) метод обучения – это прием взаимодействия с ребенком по поводу приобретения познавательной информации

2. Какие из перечисленных методов являются наглядными?

а) беседа

б) наблюдение

в) показ способов действия

3. Что из перечисленного является формой организации обучения?

а) занятия

б) экскурсия

в) рассматривание картины

4.Игровые методы относятся к группе:

а) практических

б) наглядных

в) словесных

5.Какие из перечисленных не относятся к словесным методам обучения ?

а) беседа

б) показ образца

в) рассказ по картине

6.Выделите модели обучения дошкольников :

а) развивающая

б) активизирующая

в) личностно-ориентированная

7.Кто из педагогов занимался вопросами дошкольного обучения?

а) А.С.Макаренко

б) А.П.Усова

в) Н.Н.Поддъяков

8. Что является основной формой обучения в детском саду?

а) занятия

б) кружок

в) самостоятельная деятельность

9.Выберите наиболее полный ответ:

а) обучение – это процесс передачи знаний, умений и навыков

б) обучение – это способ приобретения познавательной информации

в) обучение – это процесс взаимодействия педагога с детьми с целью приобретения знаний, умений, навыков, способов познавательной деятельности

10. Назовите основные компоненты процесса обучения:

в) способ

г) форма организации

11.Целью обучения в дошкольном возрасте является :

а) передача знаний, умений, навыков

б) обучение способам познания, переживания и преобразования окружающей действительности

в) передача опыта деятельности

12.Какой дидактический принцип обучения Я.А. Коменский назвал «золотым правилом дидактики» в дошкольном возрасте?

а) систематичности

б) наглядности

в) доступности

13.Целью какого процесса является передача способов и средств познания окружающей действительности?

а) обучения

б) воспитания

в) образования

14. Назовите компоненты процесса обучения:

а) научение

б) учение

в) преподавание

г) деятельность

15.Что включается в структуру учебной деятельности:

а) учебная задача

б) учебные действия

в) контроль и оценка

г) практические навыки

Тест по теме « Дошкольная педагогика как наука»

1. Укажите наиболее точные понятия «дошкольная педагогика»:

1. Дошкольная педагогика – это наука об обучении детей дошкольного возраста.

2. Дошкольная педагогика – это наука о воспитании детей от рождения до поступления в школу.

3. Дошкольная педагогика – это наука об образовании и развитии детей дошкольного возраста.

4. Дошкольная педагогика – это искусство воспитания, обучения детей дошкольного возраста.

5. Правильного ответа нет.

6. Не знаю

2.Укажите наиболее точное определение понятия «обучения »:

1. Обучение – это целенаправленный, планомерный процесс передачи учащимся знаний, умений, навыков.

2. Обучение – это процесс взаимосвязанной, последовательно изменяющейся деятельности воспитателя и ребенка, направленный на формирование знаний, умений, навыков, всестороннее развитие ребенка.

3. Обучение – это процесс активного, целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучающимися, в результате которого у обучающихся формируются знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, личностные качества.

4. Обучение – это целенаправленный процесс взаимодействия воспитателя и ребенка, в ходе которого осуществляется образование, разностороннее развитие личности.

5. Правильного ответа нет.

3.Укажите наиболее точные значения понятия « педагогика»:

1. Педагогика – область практической деятельности

2. Педагогика – искусство воспитания

3. Педагогика – область научного знания, наука

4. Педагогика – наука и искусство

5. Правильного ответа нет.

4.В какое время педагогика стала оформляться как отрасль теоретического знания:

1. в 17 веке

2. в 18 веке

3. в 20 веке

4. в 1148 году

5. Правильного ответа нет.

5.С чьим именем связано становление научной педагогики :

1. Ж.Ж. Руссо

2. Я.А. Коменский

3. К.Д. Ушинский

4. И.Г. Песталоцци

5. Не знаю

6.Выделите источники педагогики как науки :

1. Литература

2. Искусство

3.. Религия

4. Народная педагогика

5. Педагогическая практика

7.Выделите отрасли современной педагогики :

1Философия

2. Дошкольная педагогика

3. Психология

4. История педагогики

5. Педагогика школы

8.Какая отрасль педагогики изучает теоретические основы воспитания детей с нарушениями в развитии:

1. Частные методики

2. Коррекционная педагогика

3. Возрастная педагогика

4. История педагогики

5.. Правильного ответа нет.

9.Связь педагогики с какими науками наиболее существенна:

1. Философия

2. Психология

3. Анатомия и физиология

4. Информатика

5. Математика

10.Укажите методы педагогического исследования :

1. Наблюдение

2. Изучение теоретических источников

3. Анкетирование

4. Лабораторный эксперимент

5. Не знаю

11.Укажите характеристики процесса воспитания :

2. Воспитание – общественное явление

3. Воспитание – историческое явление

4. Воспитание – постоянно меняющееся явление

5. Воспитание - функция педагога

12.К разряду основных педагогических понятий относятся:

1. Личность

2. Образование

3. Деятельность

5. Педагогический процесс

13. Укажите, что является предметом дошкольной педагогики как науки :

1. Ребенок

2. Закономерности развития ребенка

3. Закономерности воспитания ребенка

4. Взаимодействие педагога с ребенком

5. Задачи педагогики

14.В какой книге впервые была представлена система дошкольного воспитания :

1. «Великая дидактика» Я.А. Коменский

2. « Материнская школа» Я.А. Коменский

3. «Здравствуйте, дети» Ш.А. Амонашвили

4. «Рождение гражданина» В.А. Сухомлинский

5. « Поучение детям» В. Мономах

15. Свободный ответ. Обоснуйте, как вы понимаете слова великих педагогов :

1.Ш.А. Амонашвили: « Действительно гуманная педагогика - это та, которая в состоянии приобщить ребенка к процессу созидания самого себя»

2. К.Д. Ушинский: « В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности».

3. К..Д. Ушинский: « Чтобы воспитывать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях».

4. В.А. Сухомлинский: « Истинное воспитание совершается только тогда, когда есть самовоспитание»

Тест по дошкольной педагогике « Трудовое воспитание детей дошкольного возраста »

1.Выберите наиболее полное определение трудового воспитания :

а) взаимодействие педагога и ребенка с целью формирования положительного отношения к труду и психических качеств, необходимых для трудовой деятельности

б) способ привлечения дошкольника к труду

в) целенаправленное воздействие на ребенка с целью формирования положительного отношения к труду

г) взаимодействие взрослого с ребенком по формированию способности к труду

2. Назовите исследователей проблем трудового воспитания дошкольников :

а) М.В. Крулехт

б) Д.В. Сергеева

в) С.Л.Новоселова

г) М.И. Лисина

3. Выберите виды труда дошкольников :

а) производительный труд

б) хозяйственно-бытовой

в) ручной

а) Л.С. Выготский

б) М.В. Крулехт

в) Д.Б. Эльконин

г) А.В. Запорожец

5. Выберите способы организации коллективного труда дошкольников :

а) индивидуальный

б) труд рядом

в) совместный труд

г) общий труд

6. Выберите формы организации труда дошкольников :

а) самообслуживание

б) трудовое поручение

в) дежурство

г) совместный со взрослым труд

7.Определите компоненты труда как деятельности :

б) результат

г) способ

8. Назовите принципы трудового воспитания детей дошкольного возраста :

а) принцип добровольности участия

б) принцип наглядности

в) принцип диалогового общения

г) принцип гуманизации

9. Определите специфические особенности дежурств :

а) всегда идут от взрослого

б) являются обязанностью

в) это труд для других

г) являются добровольными

10. Какие компоненты отражают способность детей к трудовой деятельности :

а) овладение системой знаний

б) желание трудиться

в) наличие обобщенных трудовых умений

г) наличие специальных трудовых умений

11.Назовите средства трудового воспитания дошкольников:

а) трудовое обучение

б) самостоятельная трудовая деятельность

в) ознакомление с трудом взрослых

г) пословицы и поговорки о труде

12.Отметьте специфические особенности хозяйственно-бытового труда :

а) имеет цикличность

б) сопровождает любую деятельность

в) используется только в младшем дошкольном возрасте

г) цель отдалена во времени

13.Какие формы организации трудового воспитания характерны для детей младшего дошкольного возраста :

а) совместный со взрослым труд

б) самообслуживание

в) самостоятельная трудовая деятельность

г) длительные поручения

14.Какие виды труда характеры для детей старшего дошкольного возраста:

а) коллективный труд

б) ручной труд

в) труд в природе

г) индивидуальный труд

15.В чем отличия трудовой деятельности от игры :

а) деятельность процессуальная

б) деятельность результативная

в) деятельность, осуществляемая в воображаемом плане

г) деятельность реалистическая

Ответы на тестовые задания:

«Воспитание- ведущая функция дошкольной педагогики»

1. в 2. б 3. б 4. а в 5. а б г 6. б 7. а в г 8. а 9. а б в10. а б г11. а б в 12. а б в13 . б 14. а б в 15. а б в

« Ребенок и социум

1. а б в 2. б 3. а б 4. б 5. а б в 6. а 7. а 8. б в 9. а б в10. а б в11. а 12. а б 13. б в 14. а в г15. в

Воспитание здорового ребенка »

1 2 . б в г 3 . а б в 4 .а в г 5 .а б 6 . а в г 7 . а б в 8. в 9 . б в г 10 .а б в 11 . а б г 12. а б в 13 . а б г 14. а 15 . а б в

Преемственность между дошкольным образовательным учреждением и школой

1. а 2. а б 3. а в 4. а в 5. а б 6. а б 7. а в 8. а б 9. а б 10. а в 11 . а в 12. б 13. а 14. б 15. а б

«Игровая деятельность дошкольника

1. а б в г 2. а в 3. а 4. а в д 5. в 6 а 7. а 8. а б в 9. в г д 10. г 11. а б в 12. б г д 13. б в г 14. а 15. а б в д 16. а б 17. а г д ж 18. а б г д

Система дошкольного образования

1. а в 2. а б г 3. б 4. а в г 5. а б в 6. а б г 7. а 8. а г 9. а б г 10. а 11 . а 12 . а в 13. а 14. а б в г15

Обучение детей дошкольного возраста

1. б 2. б в 3. а б 4. а 5 . б 6. а б 7. б в 8. а 9. в 10. а б 11. б 12. б 13. а 14. б в 15. а б в

Дошкольная педагогика как наука

1. 2 3 2 . 3 3. 3 4. 1 5. 2 6. 3 4 5 7. 2 4 5 8. 9. 1 2 3 10. 1 2 3 11. 1 2 3 12. 2 4 5 13. 3 14. 2 15 .

« Трудовое воспитание детей дошкольного возраста »

1. а 2 . а,б 3 . б,в 4 . б 5 . б, в,г 6. б в г 7 . а,б,г 8 . а,в,г 9 .б,в 10 . а,в,г 11 . а,б,в 12 . а, б 13. а 14. б,в 15 . б,г

Дошкольная педагогика как наука носит теоретический и прикладной характер:

Предметом в дошкольной педагогике является процесс воспитания и всё, что с ним связано - закономерности, противоречия отношений, технологии организации и осуществления воспитательного процесса, которые определяют развитие личности ребёнка: средства, содержание, методы воспитания и обучения.

Основные категории дошкольной педагогики

Дошкольная педагогика имеет свой понятийный аппарат, которым она оперирует. Основными категориями в дошкольной педагогической науке являются: воспитание, развитие, формирование, обучение.

Воспитание - целенаправленный, систематический, организованный процесс формирования личности ребенка.

Развитие - это процесс количественных и качественных изменений, которые происходят с возрастом и осуществляются под руководством взрослого.

Обучение - это целенаправленный, специально организованный процесс непосредственной передачи опыта поколений, знаний, навыков, умений во взаимодействии педагога и учащегося.

Формирование - процесс развития личности под влиянием внешних воздействий: воспитания, обучения, социальной среды в целом.

На современном этапе кроме основных категорий дошкольной педагогики, по мнению ряда ученых в частности Козловой, Куликовой, Бабуновой, Реан, Бордовской и др. введена: Субкультура детства - категория, которая характеризует особую систему бытующих у детей представлений о мире, ценностных ориентациях, которая проявляется в вопросах, играх, рисунках, размышлениях, разнообразных видах детского фольклора.

Отрасли современной педагогики

Основными отраслями педагогики можно назвать следующие науки.

1. Общая педагогика исследует общие закономерности воспитания, обучения и образования. Формулирует основные принципы и категории, которые используются во всех специальных и прикладных педагогических науках. Составными частями общей педагогики являются теория воспитания, дидактика, теория организации и управления образовательными системами.

2. История педагогики изучает развитие педагогической мысли в различные исторические эпохи.

3. Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и развития образовательных систем в разных странах.

4. Возрастная педагогика изучает особенности воспитания человека на разных возрастных этапах.

5. Дошкольная педагогика определяется как наука о воспитании, развитии и формировании личности ребенка от рождения до поступления в школу.

6. Специальная педагогика (дефектология) разрабатывает основы, методы, формы и средства воспитания и обучения индивида, имеющего отклонения в физическом и умственном развитии. Имеет ряд отраслей: сурдопедагогику, тифлопедагогику, олигофренопедагогику, логопедию.

7. Методики преподавания обучение конкретным дисциплинам (языку, математике, химии, истории и т.д.).

8. Профессиональная педагогика изучает педагогические процессы, ориентированные на конкретное профессиональное образование человека (военная, инженерная, производственная, медицинская и другие виды педагогики).

9. Социальная педагогика ведет теоретические и прикладные разработки в области внешкольного воспитания и образования детей и взрослых (клубы, секции, студии и пр.).

10. Исправительно-трудовая педагогика изучает теорию и практику перевоспитания лиц, находящихся в заключении.

11. Лечебная педагогика разрабатывает систему образовательно-воспитательной работы педагогов с ослабленными и больными школьниками. Взаимодействует с медициной.

Дошкольная педагогика – это отрасль возрастной педагогики, занимающаяся изучением закономерностей воспитания и элементарных форм обучения детей в дошкольном возрасте. Основным ее направлением является изучение процесса воспитания и обучения, его задачи, цели, содержание, методы, формы организации, приемы и средства осуществления, а также влияние этого процесса на развитие и формирование личности каждого ребенка. Родоначальником дошкольной педагогики как отрасли педагогической науки является Я.А. Коменский. В его книге «материнская школа» впервые представлена система дошкольного воспитания. Метод исследования – это способы получения научной информации для установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построение научной теории. Цель педагогики – воспитание всесторонне развитой личности. Воспитание – процесс передачи старшим поколением лучшего общественного опыта младшему поколению с целью подготовки его к жизни, труду, общению и для обеспечения дальнейшего развития общества. Прежде чем говорить о дошкольной педагогике как о науке, необходимо дать определение понятию “наука”.

Наука – форма общественного сознания, включающая деятельность по получению знаний и ее результат – систему знаний, лежащих в основе общенаучной картины мира. Это особый вид человеческой деятельности, направленный на раскрытие сущностных свойств и закономерностей окружающего мира.

Следовательно, дошкольная педагогика как наука направлена на раскрытие сущностных свойств и закономерностей воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Любую науку характеризуют 3 основных элемента, отличающие ее от других. Это предмет науки, понятийно-категориальный аппарат и методы исследования.

Предметом изучения дошкольной педагогики являются сущностные свойства и закономерности воспитания, обучения и образования детей дошкольного возраста.

Таким образом, дошкольная педагогика изучает сущностные (главные, определяющие) свойства и объективные связи внутри и между процессами воспитания, обучения и образования дошкольников. Предмет науки четко обозначает область ее исследований и ту сферу, на которую направлены методы исследования.

Для того чтобы определить понятийно-категориальный аппарат дошкольной педагогики, нужно вспомнить, что такое понятия и категории.

Категории – наиболее общие и фундаментальные понятия конкретной науки. Для другой науки те же категории могут быть только понятиями. Это более высокий уровень обобщения по отношению к понятиям.

Понятие – это форма мышления, отражающая сущностные свойства, связи и отношения предметов и явлений.

Исходя из предмета исследования, можно выделить фундаментальные понятия (категории) данной науки. Это воспитание, обучение, образование. По отношению к дошкольной педагогике они являются категориями. Это самые важные, ведущие, наиболее общие для данной науки понятия.


Воспитание (в широком смысле) – это процесс передачи от старшего поколения младшему социального опыта, обеспечивающего готовность к жизни и труду.

Воспитание (в узком смысле) – это целенаправленный процесс формирования у воспитанников качеств личности, системы отношений к себе и окружающему миру.

При определении содержания понятия “обучение” существует множество вариантов. Отличия в них зависят от понимания авторами функций, целей и результатов этого процесса. Так, Ю.К. Бабанский раскрывает процесс обучения как целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие педагога и детей, в ходе которого решаются задачи их воспитания, развития, образования.

В психолого-педагогическом словаре П.И. Пидкасистого обучение трактуется как целенаправленная, организованная, систематическая передача старшим и усвоение подрастающим поколением опыта общественных отношений, общественного сознания, культуры и производительного труда, знаний об активном преобразовании и охране окружающей среды.

И.Я. Лернер под обучением понимает процесс целенаправленного взаимодействия педагога и детей с целью усвоения ими некоторого отрезка содержания социального опыта. Нам это определение симпатизирует в большей степени, в связи с тем что обучение предполагает не только овладение знаниями, способами деятельности, но и системой отношений к окружающему, опытом творческой деятельности.

Понятие образования системно рассмотрено в Законе РФ “Об образовании”. Образование рассматривается как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижений гражданином установленных государством образовательных уровней.

В.В. Краевский определяет образование как особый вид целенаправленной деятельности по подготовке человеческих существ к участию в жизни общества, состоящий из воспитания и обучения и осуществляемый в интересах человека, общества, государства. Ю.К. Бабанский под образованием понимает процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития творческих сил и способностей.

Дошкольная педагогика в своем словаре использует множество других понятий, являющихся ведущими для философии (закономерность, сущность, принцип, субъект и др.), для психологии (развитие, личность, психика, эмоциональный климат, мышление и др.), анатомии (мозг, скелет, мышечный тонус, физиологические особенности и др.) и т.п. Дошкольная педагогика использует язык наук, изучающих человека, общество. Язык ее богат, многообразен, что позволяет всесторонне охарактеризовать предмет дошкольной педагогики.

Третий элемент, характеризующий дошкольную педагогику как науку, это методы исследования. Это методы, с помощью которых осуществляется изучение и обобщение педагогической практики, ведется самостоятельное научное исследование. К ним относятся: изучение и анализ литературы, эксперимент, беседа, анкетирование, интервью, наблюдение, составление независимых характеристик, изучение педагогической документации, продуктов деятельности детей и др. Подробному рассмотрению этого вопроса посвятим в дальнейшем отдельную тему.

Функции дошкольной педагогики как науки

1. Описательная – соответствует эмпирическому (опытному, первичному) уровню исследования. Включает накопление педагогических фактов и явлений, их классификацию.

2. Объяснительная (основная) – направлена на раскрытие сущности педагогических явлений, т.е. их происхождения, структуры, закономерностей развития данного явления. Функция соответствует теоретическому уровню исследования.

3. Проективно-конструктивная – выражается в разработке конкретных технологий педагогической деятельности, проектов, программ, форм, методов педагогического взаимодействия в образовательном процессе.

4. Прогностическая – на основе познания закономерностей воспитания и обучения осуществляется прогнозирование развития педагогических систем в перспективе.

5. Мировоззренческая – направлена на активное формирование педагогического сознания в общественной среде.

Дошкольная педагогика выполняет направляющую роль по отношению к педагогической практике. Дошкольная педагогика обеспечивает единство воспитательного и обучающего воздействий детского сада, семьи, преемственность работы ДОУ и школы. Дошкольная педагогика обосновывает цели и задачи, содержание, методы, средства и необходимый результат дошкольного образования.

Задачи дошкольной педагогики как науки определяются потребностями педагогической практики деятельности дошкольных образовательных учреждений. Вместе с тем задачи науки заключаются не только в изучении и объяснении существующего опыта, но и в прогнозировании дальнейшего развития практики, в создании новых, перспективных педагогических технологий, опережении реальной педагогической практики. Рассмотрим основной круг задач.

Задачи дошкольной педагогики как науки

1. Адаптация и обоснование общих закономерностей воспитания и обучения применительно к условиям дошкольного образования (изучение специфики действия закономерностей воспитания и обучения по отношению к детям дошкольного возраста).

2. Обоснование новых концептуальных подходов к дошкольному образованию, рассмотрение способов их практической реализации (появление комплексов “детский сад – школа”, групп кратковременного пребывания детей в ДОУ, частных ДОУ требует их теоретического обоснования, проработки механизмов и условий их эффективной деятельности).

3. Создание госстандарта дошкольного образования (сегодня действует проект, находящийся в стадии апробации).

4. Психолого-педагогическое обоснование развивающих видов деятельности детей в ДОУ, характеристика возможностей и средств их организации (какой деятельностью заполнить пребывание ребенка в ДОУ для обеспечения его всестороннего развития).

5. Разработка педагогических технологий воспитания, обучения, развития дошкольников в условиях образовательного учреждения (обоснование компонентов педагогических технологий, показателей их результативности, механизмы их действия, варианты взаимодействия).

6. Выявление содержания, форм, методов, педагогических условий реализации личностно-ориентированного дошкольного образования, поиск путей индивидуализации педагогических технологий.

7. Изучение, обобщение, теоретическое обоснование передового педагогического опыта.

8. Конструирование методов оценки хода и результатов образовательного процесса в ДОУ.

9. Определение возможностей творческой деятельности педагога в условиях реализации различных образовательных программ. Определение принципов и условий педагогической импровизации.

10. Построение модели современного педагога-профессионала, ее обоснование, выявление путей достижения и критериев оценки эффективности педагогической деятельности в ДОУ.

Дошкольная педагогика как отрасль педагогической науки

Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, изучающая закономерности развития, воспитания и элементарных форм обучения детей в возрасте, предшествующем поступлению в школу. Опирается на методологию и категориальный аппарат общей педагогики. Исследования в области дошкольной педагогики носят междисциплинарный характер и занимают пограничное положение на пересечении сфер общей педагогики, дет. психологии и возрастной физиологии: данные этих научных дисциплин выступают теоретической основой для разработки целей, средств и приёмов воспитания и обучения в дошкольном возрасте.

Дошкольная педагогика изучает сущностные (главные, определяющие) свойства и объективные связи внутри и между процессами воспитания, обучения и образования дошкольников.

Дошкольная педагогика – отрасль возрастной педагогики, которая исследует взаимосвязь обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Объектом дошкольной педагогики является ребенок-дошкольник, чье развитие обусловлено воспитательными отношениями.

Предмет дошкольной педагогики являются сущностные свойства и закономерности воспитания, обучения и образования детей дошкольного возраста, изучение процессов развития и формирования личности дошкольника.

Дошкольная педагогика как наука выполняет пять основных функций:

    Описательная – соответствует эмпирическому (опытному, первичному) уровню исследования. Включает накопление педагогических фактов и явлений, их классификацию.

    Объяснительная (основная) – направлена на раскрытие сущности педагогических явлений, т.е. их происхождения, структуры, закономерностей развития данного явления. Функция соответствует теоретическому уровню исследования.

    Проективно-конструктивная – выражается в разработке конкретных технологий педагогической деятельности, проектов, программ, форм, методов педагогического взаимодействия в образовательном процессе.

    Прогностическая – на основе познания закономерностей воспитания и обучения осуществляется прогнозирование развития педагогических систем в перспективе.

    Мировоззренческая – направлена на активное формирование педагогического сознания в общественной среде.

Дошкольная педагогика выполняет направляющую роль по отношению к педагогической практике. Дошкольная педагогика обеспечивает единство воспитательного и обучающего воздействий детского сада, семьи, преемственность работы ДОУ и школы. Дошкольная педагогика обосновывает цели и задачи, содержание, методы, средства и необходимый результат дошкольного образования.

Задачи дошкольной педагогики как науки определяются потребностями педагогической практики деятельности дошкольных образовательных учреждений. Вместе с тем задачи науки заключаются не только в изучении и объяснении существующего опыта, но и в прогнозировании дальнейшего развития практики, в создании новых, перспективных педагогических технологий, опережении реальной педагогической практики.

Задачи дошкольной педагогики как науки:

    Адаптация и обоснование общих закономерностей воспитания и обучения применительно к условиям дошкольного образования (изучение специфики действия закономерностей воспитания и обучения по отношению к детям дошкольного возраста).

    Обоснование новых концептуальных подходов к дошкольному образованию, рассмотрение способов их практической реализации (появление комплексов «детский сад-школа», групп кратковременного пребывания детей в ДОУ, частных ДОУ требует их теоретического обоснования, проработки механизмов и условий их эффективной деятельности).

    Психолого-педагогическое обоснование развивающих видов деятельности детей в ДОУ, характеристика возможностей и средств их организации (какой деятельностью заполнить пребывание ребенка в ДОУ для обеспечения его всестороннего развития).

    Разработка педагогических технологий воспитания, обучения, развития дошкольников в условиях образовательного учреждения (обоснование компонентов педагогических технологий, показателей их результативности, механизмы их действия, варианты взаимодействия).

    Выявление содержания, форм, методов, педагогических условий реализации личностно-ориентированного дошкольного образования, поиск путей индивидуализации педагогических технологий.

    Изучение, обобщение практики и опыта педагогической деятельности.

    Определение возможностей творческой деятельности педагога в условиях реализации различных образовательных программ. Определение принципов и условий педагогической импровизации.

    Построение модели современного педагога-профессионала, ее обоснование, выявление путей достижения и критериев оценки эффективности педагогической деятельности в ДОУ.

Выделенные задачи можно продолжать, укрупнять или, наоборот, подвергать детализации. На основе анализа литературы нами выделен ряд основных задач, всегда стоящих перед наукой.

Вместе с блоком постоянно действующих задач существуют задачи, определяемые единовременной потребностью практики дошкольного образования. Например, экологический кризис привел к необходимости разработки программ экологического воспитания дошкольников, материалов и рекомендаций к ним; стихийное появление групп кратковременного пребывания привело к необходимости обоснования теоретических и методических основ их деятельности. Круг таких задач постоянно меняется, тогда как выделенные нами выше задачи решаются системно.

Дошкольная педагогика как наука сталкивается в своем развитии с целым рядом проблем, требующих внимания ученых-исследователей. Это проблема взаимодействия с практикой, разработка новых теорий и методик воспитания, обучения, развития дошкольников, изучение особенностей этих процессов в разных возрастных группах; решение проблем сохранения и поддержания психического и физического здоровья педагогов и дошкольников в условиях ДОУ; поиск способов создания благоприятного эмоционального климата в группах; решение проблемы организации развивающей среды; разработка теорий и технологий индивидуализации дошкольного образования и др. Теоретическое и практическое обоснование путей решения возникающих проблем составляет постоянно действующий круг задач дошкольной педагогики.

Источники развития дошкольной педагогики : народная педагогика, прогрессивные идеи прошлого (труды выдающихся педагогов; этнопедагогика), экспериментальные исследования, данные смежных наук, передовой опыт общественного и семейного воспитания.

Категории дошкольной педагогики : воспитание, обучение, образование, педагогический процесс, педагогическая среда, педагогическая деятельность, педагогический опыт, педагогическое мастерство, педагогическое новаторство и др.

Категория воспитания – одна из основных в педагогике. Исторически сложились различные подходы к рассмотрению этой категории. Характеризуя объем понятия, многие исследователи выделяют воспитание в широком социальном смысле , включая в него воздействие на личность общества в целом (т.е. отождествляя воспитание с социализацией), и в узком смысле – как целенаправленную деятельность, призванную формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений.

Воспитание также рассматривается в широком педагогическом смысле – это специально организованное целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, педагогов на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в образовательном учреждении и охватывающее весь педагогический процесс. Воспитание в узком педагогическом смысле – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач (воспитание любознательности, самостоятельности, трудолюбия и др.).

Обучение – это специально организованный процесс взаимодействия взрослого (педагоги, родители и т.п.) и детей, направленный на овладение определенной суммой знаний, умений и навыков (ЗУН), действий и привычек поведения.

Знания – это отражение дошкольниками окружающей действительности в форме усвоенных понятий.

Умения – способность самостоятельно выполнять конкретные действия.

Навыки – способность к автоматическому выполнению необходимых в том или ином случае действий, доведенная до совершенства путем постоянных повторений действия.

Образование – процесс овладения суммой научных и культурных ценностей, накопленных человечеством. Образование является социальным явлением, т.к. выступает неотъемлемой стороной жизни любого общества.

Педагогический процесс – это развивающее взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых.

Теоретические основы дошкольной педагогики выстроены данных философии, естественных наук (биологии), теориях отечественных ученых в области детской психологии и истории педагогической мысли, передового педагогического опыта. Отсюда в общих теоретических основах дошкольной педагогики можно выделить четыре основных аспекта: философский, психологический, естественнонаучный и историко-педагогический.

Философские основы. В организации и осуществлении педагогического исследования и педагогического процесса учитываются общие принципы диалектики - науки о наиболее общих законах развития материи, сознания и общества (законы непрерывности движения и развития материи, перехода количества в качество, детерминизма, системности, единства и борьбы противоречий как движущей силы развития, неразрывного единства познания и практики и др.).

Естественнонаучные основы дошкольной педагогики определяют учение И.М. Сеченова и И.П. Павлова о высшей нервной деятельности и проведенные их учениками и последователями – В.М.Бехтеревым, Н.Е.Введенским, А.А. Ухтомским, П.К. Анохиным, Н.М. Щеловановым, Н.И. Касаткиным, Н.Л. Фигуриным, Н.М. Аксариной и др. – исследования развития высшей нервной деятельности в онтогенезе. Они показали, что нейрофизиологические механизмы психической деятельности ребенка носят условнорефлекторный характер, на их формирование в дошкольном детстве большое влияние оказывают как процессы созревания, реализации генетических программ, так и внешние воздействия, в том числе воспитание.

Исследованиями установлена целесообразность начала воспитания ребенка с момента рождения, так как одна из закономерностей развития условнорефлекторной деятельности состоит в том, что каждый последующий рефлекс у ребенка образуется быстрее и легче предыдущего.

Учение И.М.Сеченова и И.П.Павлова о трех единствах - диалектической взаимосвязи организма и внешней среды, всех органов и систем организма как единой открытой биосистемы и единство психического и физического развития - является физиологическим обоснованием организации педагогического процесса в ДОУ.

Учение о динамическом стереотипе лежит в основе построения режима дня дошкольников. Динамический стереотип - основа формирования умений, навыков, привычек поведения, им объясняется эффективность упражнения как метода воспитания и обучения. Требование индивидуального подхода в воспитании вытекает из учений о разных типах высшей нервной деятельности, о задатках, о различных анатомо-физиологических особенностях индивидов.

Теории о развитии в онтогенезе двух сигнальных систем служат естественнонаучной базой определения психолого-педагогических основ развития речи ребенка, умственного, физического, эстетического и др. направлений воспитания. На их основании вырабатываются рекомендации методов и средств обучения.

Психологические основы дошкольной педагогики составляют:

    культурно-историческая теория развития поведения и психики человека JI.С. Выготского, разработанная им возрастная периодизация, понятия о «сензитивных периодах», «зоне ближайшего развития», теория развивающего обучения;

    учение А.Н. Леонтьева о деятельности как условии, средстве и источнике развития психики ребенка;

    теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, труды Н.Н. Поддьякова, JI.А. Венгера об особенностях интеллектуального развития детей в дошкольный период;

    теория «амплификации» детского развития в дошкольном детстве А.В. Запорожца;

    психология детской игры и периодизация психического развития Д.Б. Эльконина;

    концепция В.Т. Кудрявцева о социокультурном феномене дошкольного детства и др.

Методы исследования дошкольной педагогики :

С целью раскрытия закономерностей развития дошкольников, поиска наиболее оптимальных средств, методов и форм обучения и воспитания в условиях дошкольного учреждения проводятся педагогические исследования.

Под методами педагогического исследования понимают способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.

Наиболее доступным и распространенным методом педагогического исследования является наблюдение. Под научным наблюдением понимается планомерное изучение исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Наблюдение как метод исследования характеризуется наличием цели, задач, программы, методики и техники наблюдения. Научное наблюдение требует объективной и точной фиксации фактов (фотографирование, киносъемка, протоколы, записи в дневнике и т. д.) и обработки результатов.

В педагогической практике широко используются опросные методы: беседа, интервьюирование, анкетирование, тестирование.

Беседа – непосредственное общение с испытуемыми при помощи заранее продуманных вопросов. Она предполагает установление двустороннего контакта, в ходе которого выявляются интересы детей, их представления, отношения, чувства, оценки и позиции. Для того чтобы результаты беседы были наиболее объективными, необходимо определить цель, разработать программу, продумать последовательность и вариативность вопросов.

Значительно реже используется интервьюирование - односторонняя беседа, инициатор которой задает вопросы, а собеседник отвечает. Правила интервьюирования требуют создание условий, располагающих к искренности испытуемых.

Анкетирование – метод получения информации посредством письменного опроса. Анкетирование предполагает тщательную разработку структуры анкеты и, как правило, сочетается с другими методами исследования.

Тестирование – целенаправленное обследование, проводимое по тщательно отработанным стандартизованным вопросам, и позволяющее объективно выявлять индивидуальные различия испытуемых.

Значительное место в педагогических исследованиях отводится эксперименту – исследованию каких-либо явлений и процессов с целью проверки и обоснования научной гипотезы. Цель эксперимента – установление закономерностей между отдельными педагогическими воздействиями и их результатами в поисках наиболее эффективного способа управления педагогическим процессом. В педагогической практике различают лабораторный и естественный эксперимент: первый протекает в специально созданных и контролируемых условиях, второй осуществляется в привычной для испытуемого обстановке. В зависимости от цели различают эксперимент: констатирующий (изучение состояния педагогического явления); формирующий (апробация выдвинутой гипотезы); контрольный (обоснование полученных результатов и выводов).

Метод изучения педагогической документации и продуктов детской деятельности позволяет получить различную информацию об исследуемом объекте. В качестве источников информации выступают планы и отчеты заведующих и педагогов дошкольных учреждений, конспекты занятий, продукты изобразительной деятельности и ручного труда дошкольников. Изучение этих материалов позволяет установить взаимосвязи между изучаемыми явлениями, выявить новые факты.

На различных этапах педагогических исследований применяется метод изучения и обобщения опыта. Под педагогическим опытом понимают практику обучения и воспитания, отражающую уровень развития педагогической науки. Характеризуют передовой опыт высокий положительный эффект в обучении и воспитании и достижение результатов без больших затрат времени и сил.

Социометрические методы позволяют исследовать межличностные отношения в коллективе. В процессе наблюдения или опроса исследователь может определить место, роль, статус испытуемого, различить стадии формирования внутриколлективных отношений.

В педагогических практике применяются также математические методы исследования, которые служат для обработки данных и результатов, полученных в процессе изучения, и отражаются в графиках, диаграммах, таблицах.

Для того чтобы результаты педагогической деятельности были исчерпывающими и объективными, необходимо использовать методы исследования в совокупности и с учетом возрастных особенностей испытуемых.

Система педагогических наук. Педагогика за долгие годы своего становления и развития преобразилась в систему наук о воспитании разных категорий людей (по возрасту, направлению воспитания, профессиональной направленности и др.). Система педагогических наук представляет собой единство относительно самостоятельных наук, постепенно выделившихся из педагогики и являющихся ранее ее отраслями.

Фундаментом системы педагогических наук является общая педагогика, изучающая основные закономерности процесса воспитания и образования.

История педагогики – изучает педагогические теории, содержание и методику воспитания и обучения в различные исторические эпохи.

Возрастная педагогика – исследует закономерности воспитания подрастающего человека преддошкольного, дошкольного, школьного возрастов и педагогику взрослых.

Коррекционная педагогика – занимается вопросами воспитания и образования детей с недостатками умственного развития (олигофренопедагогика), зрения (тифлопедагогика), слуха (сурдопедагогика), дефектами речи (логопедия) и т.п.

Социальная педагогика – изучает проблемы, связанные с направленной деятельностью субъекта воспитания (родителя, лица его заменяющего, воспитателя и др.), которая способствует проведению человека, начиная с момента рождения, по этапам социального развития и дальнейшему становлению его как гражданина конкретного общества

Педагогика труда (педагогика начального профессионального образования, педагогика среднего специального образования, педагогика высшей школы, педагогика последипломного образования).

Этнопедагогика – наука о педагогических воззрениях народных масс и их опыте воспитания подрастающего поколения.

Лечебная педагогика – система воспитания и обучения часто болеющих и недомогающих детей и детей-инвалидов.

Связь дошкольной педагогики с другими науками. Дошкольная педагогика имеет связи с другими науками, которые выражаются в следующем: она использует знания других наук о человеке, природе, обществе в изучении своего предмета – воспитании и обучении детей дошкольного возраста. Дошкольная педагогика адаптирует к своим нуждам методы исследования и организует комплексные междисциплинарные исследования. Часть ее исследований носит фундаментальный характер, другая часть – прикладной. Без ориентации на практику, на совершенствование процесса воспитания дошкольная педагогика существовать не может.

Философия составляет методологический фундамент дошкольной педагогики, давая ей знание об общих законах развития природы, общества, теорию познания (гносеологию), способствует созданию педагогических концепций и ряда новейших теорий воспитания и обучения.

Социология дает знания о социальной среде формирования личности ребенка и его социальных отношениях.

Этика и эстетика – знание о морали и природе эстетического, образуя основу нравственного и художественного воспитания дошкольников.

Экономика обогащает дошкольную педагогику знанием об экономических процессах, влияющих на образование, определяет стратегию развития всей системы образования в целом и региональной образовательной политики в частности.

Физиология, анатомия являются естественнонаучной базой педагогики и психологии. Способствуют пониманию биологической сущности ребенка и особенностей развития его организма на каждом возрастном этапе, показывают их роль и значение в обучении, воспитании и развитии детей.

Ближе всего к дошкольной педагогике стоит детская психология , наука о сознании и поведении ребенка, открывающая законы развития личности ребенка. Позволяет дошкольной педагогике более точно и правильно понять сущность психики, личности и группы и, опираясь на это, добиваться наиболее эффективного изучения педагогических явлений и процессов.

Дошкольная педагогика связана и с другими науками, т.е. педагогическое знание носит во многом междисциплинарный характер, т.к. ребенок и его воспитание, обучение изучается многими науками наряду с педагогикой, интегрирующей знание о дошкольнике, использующей данные теории и методы смежных наук. Однако дошкольная педагогика является самостоятельной наукой, имеющей свой предмет, систему понятий, теорий, которые следует знать педагогу дошкольного образовательного учреждения.

Интеграция таких наук как педагогика и психология привела к возникновению новых отраслей: психопедагогики и педагогической психологии .

Феномен дошкольного детства и субкультура ребенка-дошкольника

Детство – это период активного социального «развертывания» растущего человека и освоения социокультурных достижений общества, период пробы и самоопределения себя в социальном и социокультурном пространстве человеческого мира, которое происходит в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах ребенка с взрослыми и другими детьми, взрослым сообществом в целом. Детство – это период усиленного развития, изменения и обучения, период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости; это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества. При этом продолжительность детства в первобытном обществе не равна продолжительности детства в эпоху Средневековья или в наши дни. Этапы детства человека - продукт истории, и они столь же подвержены изменению, как и тысячи лет назад. Поэтому нельзя изучать детство ребенка и законы его становления вне развития человеческого общества и законов, определяющих его развитие. Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества.

Исторически возрастные границы детства изменяются преимущественно в сторону удлинения, что объясняется, прежде всего, усложнением содержания и задач обучения и воспитания детей, которые, в свою очередь, являются следствием прогресса экономических и социальных технологий.

До XIX в. детство находилось на периферии общественных интересов; оно в основном воспринималось как неразвитость, невыраженность взрослых черт и качеств. В своем современном понимании детство было открыто Ж.-Ж. Руссо и немецкими романтиками «штурма и натиска», впервые заговорившими о самоценности детской жизни и детской личности. Позднее (с середины XIX - и особенно в XX в.) детство становится особым предметом изучения искусства (литературы, живописи, кино) и науки (в т. ч. детской психологии).

Вопросы развития детства, формирований понятий и образов детства в истории человечества исследовались в работах Ф. Ариеса, Л. Демоза, О.И. Кошелевой, В.Т. Кудрявцева, И.А. Мальковской, М.И. Несмеяновой, Л. Стоуна, В.А. Субботского, Н. Постмена, Д.И. Фельдштейна, Э. Эриксона. Теоретически вопрос об историческом происхождении периодов детства был разработан в трудах П.П. Блонского, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина.

Исторически понятие детства связывается не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным социальным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности. Много интересных фактов было собрано для подтверждения этой идеи французским демографом и историком Филиппом Ариесом. Благодаря его работам интерес к истории детства в зарубежной психологии значительно возрос, а исследования самого Ф. Ариеса признаны классическими.

Ф. Ариеса интересовало, как в ходе истории в сознании художников, писателей и ученых складывалось понятие детства и чем оно отличалось в различные исторические эпохи. Его исследования в области изобразительного искусства привели его к выводу, что вплоть до XIII века искусство не обращалось к детям, художники даже не пытались их изображать. Детские образы в живописи XIII века встречаются лишь в религиозно-аллегорических сюжетах. Это ангелы, младенец Иисус и нагое дитя как символ души умершего. Изображение реальных детей долго отсутствовало в живописи.

Анализируя портретные изображения детей на старинных картинах и описание детского костюма в литературе, Ф. Ариес выделяет три тенденции в эволюции детской одежды:

1. Феминизация - костюм для мальчиков во многом повторяет детали женской одежды.

2. Архаизация - одежда детей в данное историческое время запаздывает по сравнению с взрослой модой и во многом повторяет взрослый костюм прошлой эпохи (так у мальчиков появились короткие штаны).

3. Использование для детей высших сословий обычного взрослого костюма низших (крестьянской одежды).

Как подчеркивает Ф. Ариес, формирование детского костюма стало внешним проявлением глубоких внутренних изменений отношения к детям в обществе - теперь они начинают занимать важное место в жизни взрослых.

Развитие общества привело к дальнейшему изменению отношения к детям. Возникла новая концепция детства. Для педагогов XVII века любовь к детям выражалась уже не в баловании и увеселении их, а в психологическом интересе к воспитанию и обучению.

На основе изучения этнографических материалов Д.Б. Эльконин показал, что на самых ранних ступенях развития человеческого общества, когда основным способом добывания пищи было собирательство с применением примитивных орудий для сбивания плодов и выкапывания съедобных корней, ребенок очень рано приобщался к труду взрослых, практически усваивая способы добывания пищи и употребления примитивных орудий. При таких условиях не было ни необходимости, ни времени для стадии подготовки детей к будущей трудовой деятельности. Как подчеркивал Д.Б. Эльконин, детство возникает тогда, когда ребенка нельзя непосредственно включить в систему общественного воспроизводства, поскольку ребенок еще не может овладеть орудиями труда в силу их сложности. В результате этого естественное включение детей в производительный труд отодвигается. По мнению, Д.Б. Эльконина, это удлинение во времени происходит не путем надстраивания нового периода развития над уже имеющимися (как считал Ф. Ариес), а путем своеобразного вклинивания нового периода развития, приводящего к "сдвигу во времени вверх" периода овладения орудиями производства. Д. Б. Эльконин блестяще раскрыл эти особенности детства при анализе возникновения сюжетно-ролевой игры и детальном рассмотрении психологических особенностей младшего школьного возраста.

Похожие публикации