Особенности двигательной активности детей раннего возраста. Развитие у детей двигательной активности в режиме дня Занятие по двигательной активности ранний возраст

Организация: МБДОУ Детский сад №36

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Арзамас

Для любого человека движение - это жизнь, а для маленького ребенка это важно вдвойне.

Задача нас, взрослых - растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными.

Привлекая детей к разнообразным двигательным упражнениям, следует помнить, что у детей раннего возраста главное - его интерес, удовольствие и радость от процесса, а не само по себе точное овладение какого то упражнения или движения.

В настоящее время проблема развития движений малышей приобретает особую актуальность, т.к. проблемы физического развития и повышения устойчивости детского организма к неблагоприятным факторам окружающей среды важны и для педагогики.

Забота о физическом развитии и здоровье детей занимает приоритетные позиции, т.к. это помогает растить личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.

Поэтому, физическому воспитанию принадлежит одно из ведущих мест в системе воспитательно-образовательной работы, так как оно способствует разностороннему развитию ребенка, совершенствованию его двигательной сферы, повышению выносливости и развитию физических качеств, улучшению состояния здоровья.

Мы, взрослые, рады видеть ребенка здоровым. Поэтому работая с детьми раннего возраста я особое внимание уделяю овладению ребенком основами двигательной активности, гигиенической культуры, и не упускаю из виду его психическое самочувствие. Стараюсь организовать жизнь ребенка, учитывая возрастные и психологические возможности детей на третьем году жизни. Это режим пребывания в ДОУ: игры – занятия, организация питания, сна и других потребностей детей. У детей раннего возраста отмечается огромный интерес к движениям. Каждое новое движение – для ребенка загадка, которую он хочет разгадать, то есть проделать.

В народе говорят, за деньги здоровье не купишь. За него надо активно бороться. «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь»,- писал Гиппократ.

Считая наши русские народные игры могущественными средствами воспитания, К.Д. Ушинский рекомендовал их для широкого использования и призывал педагогов к собиранию этих игр для детей.

В этих играх ребенок приобретает навыки, привычки, у него вырабатывается характер. Правила в играх имеют значение закона, отношение к которому у детей должно быть сознательное и ответственное. Выполнение их обязательно для всех, поэтому они имеют большую воспитательную силу. Игры развивают моральные качества – дисциплину, честность, правдивость, выдержку.

Движения, физические упражнения для растущего организма – насущная потребность. Известное изречение русского физиолога Сеченова «Функция творит орган» подтверждает, что развитие любого органа происходит благодаря действию, движению, тренировке; при бездействии же он ослабевает, не получая должного развития.

Наша задача – поддерживать и закреплять естественный интерес детей к движениям, организовать жизнь малышей так, чтобы они имели возможность двигаться по потребности, чтобы упражнения в движениях способствовали не только их физическому, но и умственному, нравственному, эстетическому, эмоциональному развитию.

Третий год жизни – важный этап в развитии ребенка. Двигательный опыт детей пока еще невелик, ориентирование в пространстве затруднительно. Темп физического развития замедляется, но организм в целом крепнет, движения совершенствуются. Однако опорно-двигательный аппарат развит сравнительно слабо, двигательный опыт небольшой, движения часто непреднамеренны, направления их случайны,

эмоциональные проявления неустойчивы, активное торможение плохо развито.

Упражнения для различных групп мышц способствует формированию правильной осанки, профилактике плоскостопия у детей.

В первые годы жизни самостоятельная двигательная активность ребенка постоянно увеличивается, упущенное же в этом возрасте, компенсируется в дальнейшем с большим трудом.

Условия, необходимые для успешного физического развития детей:

Наличие спортивного оборудования в группе (горка, скамеечки, мячи, обручи, детские велосипеды, качалки и пр.);

Специально оборудованная площадка на участке детского сада;

Разнообразный дидактический материал по количеству детей, атрибуты для игр;

Правильная организация группового пространства (возможность детям свободно передвигаться по группе, открыт доступ к спортивным снарядам и игрушкам);

Использование разнообразных форм организации двигательной активности детей с учетом их наибольшей продуктивности в течение дня;

Проведение НОД по физической культуре в игровой форме с использованием воображаемых ситуаций и игровых образов, подражательных действий.

Обязательное ежедневное проведение утренних гимнастик и оздоровительных гимнастик после дневного сна.

Приносим в группу новые игрушки – учим детей разнообразным движениям с ними.

Создали в группе предметно – развивающую среду для самостоятельной двигательной активности детей (много свободного места, различные каталки, коляски, машины; горка, различные предметы для составления дорожки препятствий). Стараемся значительно разнообразить

движения детей и в играх с использованием физкультурных пособий. Наиболее доступны для маленьких детей мяч, обруч. Сначала действия с ними просты и не носят специфического характера – дети обыгрывают их. Например, обруч может «превратиться» в машину, в домик, в гнездышко. Затем в детские игры входят наиболее сложные физкультурные пособия: скамейки, лестницы, кубы, ящики и др. Разнообразие пособий вызывает у детей интерес к движениям, активизирует творческие способности, умения использовать пособия в разнообразной деятельности – двигательной, игровой.

Опыт работы инструктора по физической культуре ДОУ. Создание условий для двигательной активности детей раннего возраста. Консультация для воспитателей.

Консультация для воспитателей на тему: Создание условий для двигательной активности детей раннего возраста.

Цели: совершенствовать знания воспитателей, способствовать желанию воспитателя в постоянном взаимодействии с инструктором по физической культуре.
Задачи : оказывать методическую помощь по вопросам физического воспитания воспитателям в ДОУ;вместе с воспитателем выбрать правильные методы и приемы работы с детьми; вызвать желание постоянного сотрудничества педагогов с инструктором по физкультуре в ДОУ.
Проведение:
Полноценное развитие дошкольника – это, прежде всего правильное и своевременное формирование двигательных умений и навыков. Развитие интереса к различным доступным ребенку видам движений, формирование у ребенка привычки к выполнению режима дня, воспитание любви к спортивным занятиям раннего возраста, воспитание таких положительных черт как чувство товарищества, взаимопомощи, смелость, честность, сила воли. Успешное решение этой задачи возможно лишь при комплексном использований средств физ. воспитания, гигиенических мероприятий, при совместных усилиях общественности семьи и д/с.
В нашем саду широко используется этот метод. Для повышения двигательной активности детей в течение дня, вне занятии мы приготовили массажные дорожки, лесенки стремянки, набивные мячи. Используя это оборудование в игровой форме, в сопровождении музыки можно достичь желаемого результата, заинтересовать детей, задать нужный темп на физ. занятии, поднять тонус, эмоциональный настрой ребенка, доставить ему радость и удовольствие.
Физкультурные занятия в нашем детском саду проводятся поточно – круговым методом. Мы добиваемся, чтобы ребенок находился в постоянном движений, получил нужную нагрузку, а не стоял в ожидании или растерянности. Этого можно добиться, заинтересовав ребенка в игровой форме, используя все имеющееся оборудование.
Нравится детям такое физ. занятие, как например: «Прогулка в лес». Дети шагают по массажной дорожке, как тропинке с камушками. Войдя в лес ребята встречают елки с их рост. Выйдя на полянку они встречают медведя сидящего с корзинкой в руках на пенечке. Дети показывают мишке, что они видели в лесу: елки высокие, пушистые – разводят руками вверх, в стороны, собирали шишки – складывали в корзину – приседание, увидели зайчика – они прыгают, зайчик спрятался от волка – приседают, прячут лица. А мишка с корзинкой и собранные шишки – использование бросового материала – служат упражнением для метания. Здесь нужно напомнить детям: «Ребятки бросайте прямо в корзину шишки, не попадайте в голову мишке, а то ему будет больно». Дальше дети встречают ручеек, они перепрыгивают через него, чтобы не «замочить ноги». Встретив, горку они спрыгивают, с нее. А вот на их пути встретились симпатичные бабки – коробки, дети перешагивают через них. Не забываем напомнить детям: «Ребята поднимайте выше ножки, не раздавите бабку – коробку, а то им будет больно». Затем через ручеек проходят мостик, дети осторожно шагают по нему.
А вот чьи - то следы, дети шагают по ним след вслед, оказывается это пробежала лошадка, дети играют с ней, пролезают между ее ног. Выйдя на поляну, дети играют в игры «Солнышко и дождик». А затем в более спокойном темпе игра с радужными пузырьками. Дети ловят их, дуют на них – это игра служит как для восстановления дыхания. В такой форме можно провести физ. занятие на тему: «Путешествие в сказку», «Поездка в деревню».
Большое значение в развитии двигательной активности ребенка играет хорошо продуманная прогулка с использованием выполненного материала и правильного расположения игровых смежных сооружений. Так, например, при входе на наш участок дети встречаются с котом из сказки, они подходят к нему, здороваются с ним, поднимаются на носочки, гладят его по голове, стряхивают с его макушки снег. Особым объектом детской любви является ледяная горка с высокими бортами и удобными лесенками.
Таким образом используя все возможности мы стараемся выполнить одну из основных задач воспитателя – достижение полноценного развития двигательной активности ребенка как в группе, так и на прогулке в течении дня.

Конспект открытого занятия

в первой младшей группе.

с использованием фольклора»

Образовательная область: Физическое развитие

: Двигательная, продуктивная,

Вид : интегрированное

Тип: занятие, закрепление знаний.

Возраст: 2-3 года

Цель: Вызвать у детей эмоциональный отклик и желание участвовать в игровом занятие. Учить выполнять основные виды движения(ползание на четвереньках, ходьба по гимнастической и ребристой досках, подлезать под дуги. Закрепить знания детей по сенсорике (большой, маленький; твёрдый, мягкий; жёлтый, синий). Объяснить детям почему курочку зовут «хохлатка», учить проговаривать новое слово «хохолок».

Предварительная работа: Чтение сказки «Курочка Ряба», беседа с детьми по картинкам и сказке, п/и «Курочка-хохлатка».

Оборудование и материалы: «Курочка» - игровой персонаж, кошка, мячики(разные по размеру и фактуре), ребристая доска, дуги.

Воспитатель:

Рассказала мне баба про курочку Рябу, а я расскажу это вам.

Курица – красавица, у меня жила.

(махи руками в сторону)

Ах, какая умница Курица была:

(поворот туловища в сторону)

Шила мне кафтаны, шила сапоги,

(наклоны туловища вперёд)

Сладкие румяные пекла мне пироги.

А когда управиться, сядет у ворот,

(приседание)

Сказочку расскажет, песенку споёт.

Воспитатель:

Ребята, мы сегодня с вами поедем в гости к Курочке – Рябе, да к деду и бабе.

Едем, едем к бабе с дедом

(«пружинка» на месте)

На лошадке в красной шапке.

По ровненькой дорожке на одной ножке

Всё прямо и прямо, а потом вдруг… в яму

(присесть)

Выпрыгнули из ямы

(встали, потянулись)

Детки, детки поспешите, ножками потопочите

Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

Быстро, быстро топочите и бегите, и бегите.

Воспитатель:

Вот мы и прибежали с вами к Курочке. (Появляется Курочка).

Курочка:

Снесла я деду с бабой яичко, не простое, а золотое. (Воспитатель ставит Курочку на пол).

Дед бил-бил не разбил.

Баба била – била не разбила.

Мышка бежала, бежала, хвостиком махала,

Яичко в норку укатила

Чтоб яичко нам найти надо мостик перейти,

Длинный, длинный перейти.

(ходьба по ребристой доске)

К мышке в норку проползти

(дети подлезают пол дуги).

Воспитатель:

Вот мы и заползли в норку к Мышке. Давайте ей скажем:

Ты отдай скорей яичко, Мышка серая сестричка.

Будем дружно мы играть, яички в норочку бросать.

Надоело нам играть, стали мы скорей скакать

(прыжки на 2-х ногах)

Мы скакали, мы шумели, и яичко вдруг задели

Ловко прыгали, как мышки, хвостиками помахали,

яичко покатилось и разбилось.

Плачет дед, плачет баба

(махи руками, ходьба)

Воспитатель:

Ребята, давайте с вами пойдём и посмотрим, что есть у Курочке в гнезде, чтобы успокоить деда с бабой.

Ответы детей.

Ответы детей.

Курочка:

Молодцы ребятки, какие умные, всё знают. Давайте поиграем. Я буду Курочка-хохлатка, а вы мои цыплята.

Воспитатель:

Знаете почему Курица –хохлатка. Потому, что у Курочке на головке есть хохолок. Какого цвета хохолок? Ответы детей. Что у Курочке на головке? Ответы детей.

Подвижная игра

«Курочка-хохлатка»

Вышла курочка-хохлатка

С нею жёлтые цыплятки.

Квохчет курочка

«Ко-ко» - не ходите далеко.

(приближаясь к кошке)

На скамейке у дорожке

Улеглась и дремлет кошка

Кошка глазки открывает

И цыпляток догоняет.

(кошка догоняет цыплят).

2-3 раза повторить.

Воспитатель:

Мы с яичками играли.

Их собрали целый воз

Погрузили в паровоз

Паровозиком пойдём

Яички в группу отвезём.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия

В первой младшей группе.

«Формирование двигательной активности детей раннего возраста

С использованием фольклора»

Образовательная область: Физическое развитие

Интеграция образовательных областей : Двигательная, продуктивная, коммуникативная, познавательная.

Вид : интегрированное

Тип: занятие, закрепление знаний.

Возраст: 2-3 года

Цель: Вызвать у детей эмоциональный отклик и желание участвовать в игровом занятие. Учить выполнять основные виды движения(ползание на четвереньках, ходьба по гимнастической и ребристой досках, подлезать под дуги. Закрепить знания детей по сенсорике (большой, маленький; твёрдый, мягкий; жёлтый, синий). Объяснить детям почему курочку зовут «хохлатка», учить проговаривать новое слово «хохолок».

Предварительная работа: Чтение сказки «Курочка Ряба», беседа с детьми по картинкам и сказке, п/и «Курочка-хохлатка».

Оборудование и материалы: «Курочка» - игровой персонаж, кошка, мячики(разные по размеру и фактуре), ребристая доска, дуги.

Ход НОД

Воспитатель:

Рассказала мне баба про курочку Рябу, а я расскажу это вам.

Курица – красавица, у меня жила.

(махи руками в сторону)

Ах, какая умница Курица была:

(поворот туловища в сторону)

Шила мне кафтаны, шила сапоги,

(наклоны туловища вперёд)

Сладкие румяные пекла мне пироги.

(прыжки на месте, хлопки в ладоши)

А когда управиться, сядет у ворот,

(приседание)

Сказочку расскажет, песенку споёт.

Воспитатель:

Ребята, мы сегодня с вами поедем в гости к Курочке – Рябе, да к деду и бабе.

Едем, едем к бабе с дедом

(«пружинка» на месте)

На лошадке в красной шапке.

По ровненькой дорожке на одной ножке

(ходьба, поочерёдное поднимание ног)

Всё прямо и прямо, а потом вдруг… в яму

(присесть)

Выпрыгнули из ямы

(встали, потянулись)

Детки, детки поспешите, ножками потопочите

Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

Быстро, быстро топочите и бегите, и бегите.

(ходьба переходящая в бег -20-30 сек.)

Воспитатель:

Вот мы и прибежали с вами к Курочке. (Появляется Курочка).

Курочка:

Снесла я деду с бабой яичко, не простое, а золотое. (Воспитатель ставит Курочку на пол).

Дед бил-бил не разбил.

Баба била – била не разбила.

(присесть постучать по полу 3-4 раза)

Мышка бежала, бежала, хвостиком махала,

Яичко в норку укатила

(дети встают на четвереньки, ползание)

Чтоб яичко нам найти надо мостик перейти,

Длинный, длинный перейти.

(ходьба по ребристой доске)

К мышке в норку проползти

(дети подлезают пол дуги).

Воспитатель:

Вот мы и заползли в норку к Мышке. Давайте ей скажем:

Ты отдай скорей яичко, Мышка серая сестричка.

Будем дружно мы играть, яички в норочку бросать.

(дети берут мячи из корзины, отходят от корзины и бросают мячи в корзину)

Надоело нам играть, стали мы скорей скакать

(прыжки на 2-х ногах)

Мы скакали, мы шумели, и яичко вдруг задели

(прыжки на 2-х ногах с продвижением)

Ловко прыгали, как мышки, хвостиками помахали,

яичко покатилось и разбилось.

(имитация «махали хвостиками»)

Плачет дед, плачет баба

(махи руками, ходьба)

Воспитатель:

Ребята, давайте с вами пойдём и посмотрим, что есть у Курочке в гнезде, чтобы успокоить деда с бабой.

Дети подходят к «гнезду» и находят яички (мячики) разные по форме и фактуре.

Воспитатель берёт мягкий мяч и твёрдый, даёт помять мячики каждому ребёнку.

И спрашивает: какой мячик? почему мягкий? почему твёрдый?

Ответы детей.

Затем воспитатель раздаёт детям разноцветные резиновые мячики, себе берёт большой.

Спрашивает: у меня какой мяч? у деток, какие? какие полосочки нарисованы на мячике?

Ответы детей.

Курочка:

Молодцы ребятки, какие умные, всё знают. Давайте поиграем. Я буду Курочка-хохлатка, а вы мои цыплята.

Воспитатель:

Знаете почему Курица –хохлатка. Потому, что у Курочке на головке есть хохолок. Какого цвета хохолок? Ответы детей. Что у Курочке на головке? Ответы детей.

Подвижная игра

«Курочка-хохлатка»

Вышла курочка-хохлатка

С нею жёлтые цыплятки.

Квохчет курочка

«Ко-ко» - не ходите далеко.

(приближаясь к кошке)

На скамейке у дорожке

Улеглась и дремлет кошка

Кошка глазки открывает

И цыпляток догоняет.

(кошка догоняет цыплят).

2-3 раза повторить.

Воспитатель:

Мы с яичками играли.

Их собрали целый воз

Погрузили в паровоз

Паровозиком пойдём

Яички в группу отвезём.

(дети строятся паровозиком за воспитателем и едут в группу).


«Движение - это жизнь. Ничто так не истощает и
не разрушает человека, как продолжительное
физическое бездействие»,
- наставлял древнегреческий философ Аристотель

Взрослые глубоко ошибаются, думая что овладение ходьбой - вертикальным перемещением в пространстве очень легкое достижение, которое приходит к малышу «само собой» !Ребенок упорным «трудом» завоевывает этот навык. Поэтому нужно создать малышам комфорт для передвижении в группе. Центральная часть игровой должна быть свободной, дети должны хорошо видеть пути передвижения. хорошо видимое пространство формирует первоначальную ориентировку в ближайшем окружении и элементарную самостоятельность. Дети стараются снова и снова повторять удавшееся ему действие, они как бы «тренируются». Внимание детей привлекают все приспособления для занятий это дорожки, модули, обручи мячи, пенечки, горочки и другие они часто падают, поднимаются и с помощью воспитателя начинают сначала.

Таким образом, формируются виды движении ребенка в пространстве, координация и устойчивость в вертикальном положении, чувство равновесия. Особое значение для детей от 1 года до 3 лет имеет развитие движений совершенствование ходьбы ребенка. Ограничение двигательной активности может обернуться нервным срывом для детей. Они начинают демонстрировать свое «неповиновение», раздражение, нервозность и часто вялость, безразличие ко всему. Очень важно начало своевременно и правильно взять старт развития 2 го года жизни детей на занятиях на утренней гимнастике побуждать детей к самостоятельной ходьбе в пространстве не наталкиваясь друг на друга, обучать ходьбе за воспитателем, ходьбе по ограниченным поверхностям и другим видам ходьбы. Создавать ситуации которые побуждают детей к перемене тела в пространстве например; повороты, наклоны, приседания при выполнении тех или иных упражнений давать детям в руки легкие пособия например; цветные шарики диаметр 20, флажки цветные, султанчики, кубики, резиновые мячи диаметр 20, погремушки, кубики, гимнастические палочки (длина 55-60 см, диаметр 3 см) и другие пособия которые имеются в наличии.

Дети с удовольствием выполняют упражнения с султанчиками с флажками пусть даже не у всех получается но они стараются повторять за воспитателем. В ходе проведения различных занятии двигательной активности у детей расширяется запас понимаемых слов активизируется лепетная речь, например: топ-топ, кати-кати, лови- лови, беги, дай, лети-лети. При выполнении тех или иных упражнений дети должны постоянно слышать от воспитателя поощрительные слова видеть улыбку воспитателя все это способствует развитию двигательной активности ребенка. Ограничения детей в стремлении (бегать, ползать, лазить, прыгать) приводят к возникновению тревожности, раздражительности, агрессивному поведению. В возрасте от 1 года до 3 лет развитие детей зависит не только от его состояния здоровья и темперамента но и от системы его воспитания и ухода. В развитии двигательной активности детей от 1 года до 3 лет можно разделить на три периода:

1. период (с 1 года до 1,5 лет) - ребенок научился ходить, становится более самостоятельным, исследует и познает мир, он лезет кругом и всюду, падает, набивает себе шишки, неловко бегает, умеет бросать мяч, бьет мяч ногой, самостоятельно встает с пола.

2. период (1,5 лет до 2 лет) - все более совершенствуется в обретенных навыках проявляет свой характер, уверенно бегает, поднимается и спускается на несколько ступенек держась за руку взрослого, нагибается и поднимает с пола предметы, влезает на горку и съезжает с нее, прыгает на месте.

3. период (с 2 лет до 3 лет) - активное умственное развитие ребенка умеет прыгать, самостоятельно поднимается и спускается с лестницы. Перепрыгивает через невысокие предметы, бросает и ловит мяч, играет в подвижные игры, умеет координировать свои движения и сохранять равновесие.

Дети стараются подражать действиям взрослого, но при этом они не придерживаются точно заданной формы движения. Для них главное- многократно самостоятельно повторять движения и действия и при этом ощущать огромную радость. Действия ребенка могут выполняться в различных комбинациях (разные направления, скорость, темп). Воспитателю важно найти правильное сочетание пособий и движений, не допуская их однообразия, в таких условиях у ребенка быстро появляется умение переносить уже хорошо знакомые движения в новую обстановку. Во время двигательной активности ребенка следует обращать внимание на то. Чем он занят, и в случае необходимости переключать его с одного вида деятельности на другой.

Дети от 1 года до 3 лет любят выполнять поручения взрослых, поэтому надо часто привлекать малышей к расстановке и уборке пособий.

Дети моей группы перед физкультурным занятием по просьбе воспитателя достают нужные пособия раскладывают их на ковре и на полу, например: Колечка принеси обручи, а Андрюша достань султанчики, Лерочка разложи дорожки (если пособия тяжелые помогает воспитатель) остальные снимают свою обувь ставят аккуратно в сторонку чтобы не мешало занятию садятся на стульчики и ждут указаний воспитателя. Дети получают огромное удовольствие от выполнения разнообразных движений и от эмоционального положительного контакта с воспитателем. В то же время у детей внимание еще не устойчиво, он часто отвлекается и переходит от одного вида деятельности к другому. К трем годам дети производят большое количество движений они подражая взрослому имитируют действия птиц, животных, транспорта. Большое место в двигательной активности различные подвижные игры где полно реализуется высокая потребность ребенка в движении она значительно увеличивается в процессе подвижных игр с использованием физкультурных пособий. Действия детей с пособиями очень просты он обыгрывает их: Например: в руках флажочки машем вверх вниз а теперь - спрятали (ручки за спинками), ходьба по дорожке - в руках кубики, сели в ямки (дети садятся внутрь обручей) в руках шишки массажируем ладошки и много других действий, показ этих действии и разнообразие пособий вызывает интерес у детей к движениям важно воспитателю показать эти действия и поиграть вместе с ними.

Предлагаю несколько несложных игр с пособиями:

1. Бегите ко мне. Дети стоят у стены в руках маленькие кубики или шарики. Дается команда «бегите ко мне!» дети подбегают к воспитателю и бросают пособия в корзину, которую держит воспитатель.

2. Шарики собери. Дети стоят в большом кругу. Воспитатель, высоко поднимая корзину или коробку высыпает цветные мячи или шарики «коли-чество 15-20 штук» и произносит: - Раз, два, три, шарики собери! Дети с удовольствием бегают за катящимися шариками и собирают в корзину или коробку, которая стоит на стульчике.

3. У меня флажочек. Дети стоят в большом кругу расстояние друг от друга 1 метр воспитатель раздает по два флажочка. Поднимаем высоко - раз, опускаем низко - два, спрятали за спинку - три.

4. Попади в цель. Дети встают по кругу в руках мячи в центре глубокий мягкий модуль в виде ямы по сигналу воспитателя «Раз, два, три мячик лети» - бросают мячи в корзину.

5. Попрыгай как зайчик. Воспитатель держит мягкую игрушку зайку и вместе ним прыгает, дети стараются повторять прыг- скок, прыг-скок. После 4-6 подпрыгиваний дети отдыхают.

6. Паровоз идет по рельсам. Дети становятся друг за другом держась за одежду воспитатель первый - поехали - пу-у-у-у-у-чих-чих-чих двигаемся во все стороны по игровой.

Дети постепенно в игровых условиях осваивают разные виды ходьбы, развивают внимание, равновесие, обогащают свой активный словарь при многократном повторении формируется правильная осанка.

После освоения каких либо движений воспитатель изменяет ситуацию, повышая требования, то есть создает условия благоприятные для развития формирования закрепления и использования еще недостаточно закрепившихся двигательных умений. Очень важно учитывать их индивидуальные возможности и способности ребенка. Для детей с некоторой задержкой двигательного развития, физически более слабых необходимо часто привлекать к участию в доступных им играх, усложняя их постепенно.

Использованная литература:

1 С. Я. Лайзане Физическая культура для малышей. Москва просвещение 1978 год.
2. В. А. Шишкина Движение + движение. Москва Просвещение 1992 г.
3. Журнал «Бопем» № 6 май 2012 год
4. Е. И. Осокина Игры и развлечения детей на воздухе. Москва просвещение 1982 год
5. Журнал «Отбасы жэне балабакша» № 6 ноябрь декабрь 2009 год.

Козак Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МА ДОУ ДС №6 "Сказка"
Населённый пункт: ХМАО-ЮГРА, г.Радужный
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Развитие двигательной активности ребенка раннего возраста"
Дата публикации: 22.03.2018
Раздел: дошкольное образование

Консультация для родителей

«Развитие двигательная активность детей раннего возраста»

Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, веселым, физически развитым.

Формирование важной для жизнедеятельности потребности в значительной степени зависит

от особенностей жизни и воспитания, от того, насколько окружающие ребенка взрослые

необходимые

способствуют

своевременному

освоению

доступных

возрасту движений.

Мы стараемся делать всё, чтобы ребёнок не плакал, не капризничал. Покупаем ему

игрушки, включаем мультики, а теперь ещё и компьютер, вместо того, чтобы занять ребенка

полезными и нужными для его развития занятиями. У детей раннего возраста очень велик

интерес к движениям и мы, взрослые должны поддерживать этот интерес.

В первые годы жизни самостоятельная двигательная активность ребенка постоянно

увеличивается, упущенное же в этом возрасте компенсируется в дальнейшем с большим

трудом. А именно двигаясь, дети познают окружающий мир, и приспосабливаются к новым

социальным условиям. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям,

вызывают

мобилизацию

защитных

организма,

углубляют

улучшают

легочную вентиляцию. Поэтому так важно с самого рождения развивать двигательные навыки

вашего ребенка.

п о м о г у т

р а з л и ч н ы е

и г р о в ы е

у п р а ж н е н и я.

Игру нужно организовать так, чтобы ребёнку было интересно это делать не потому, что «надо»

и «полезно», а потому, что ему это нравится.

Важна роль постоянного примера окружающих его взрослых, родителей, старших братьев и

поддержания

стремления

заниматься

ежедневно

физическими

упражнениями,

зарядкой.

Положительный

взрослых

существенно

стремление

заниматься физической культурой в свободное время всей семьей.

Основными

движениями,

которыми

овладевает

возрасте,

являются бег, ходьба, ползание – для передвижения в пространстве, лазание и прыжки для

преодоления

препятствий, к ат а н и е

м е т а н и е для

передвижения

предметов.

Чтобы побуждать малышей выполнять движения используйте различные подвижные игры с

применением потешек, поговорок.

В самом раннем возрасте движения детей еще недостаточно согласованы, им трудно

сохранять равновесие, поэтому так важно помочь ребенку в этом сложном для него занятии.

Играя, дети не только учатся правильно двигаться, но и знакомятся со свойствами

предметов, с новыми словами.

Самое первое движение, которым овладевает ребёнок это ползание. Это очень полезное

движение. Работает плечевой пояс, нагрузка на позвоночник невелика, что благотворно влияет

на развитие правильной осанки. Для развития этого движения можно использовать такие

«Проползи в воротца»

«Переползи через брёвнышко»

«К мышке в норку проползём, от кота её спасём» (в обруч)

Следующим движением является ходьба.

При кажущейся простоте в ходьбе ребёнок не может сразу овладеть правильными навыками.

При ходьбе он отклоняется то вправо, то влево. Плохо согласовывает движение рук и ног.

Чтобы вызвать у ребёнка интерес к ходьбе помогут игровые приёмы:

«Идём в гости к зайке, мишке»

«Пройди по дорожке»

Чтобы задать ритм, помогут такие четверостишия:

«Топ-топ-топ, зашагали ножки

Топ-топ-топ, прямо по дорожке».

Чтобы ребёнок не шаркал ногами при ходьбе, можно предложить ему перешагнуть через

лежащие на полу верёвку («веточки», «ручеек», «кочка» т.д)

Следующее движение, которое осваивает малыш- это бег . Ребёнок с большой радостью

будет выполнять это движение, если ему предложить:

«Догнать собачку»

«Убежать от дождика»

«Подбежать к маме или папе»

Так же поможет речевое сопровождение:

«Побежали ножки, прямо по дорожке,

Прибежали к маме маленькие ножки».

Наиболее сложным в освоении для ребенка являются прыжки. Для более легкого

освоения этого движения можно взять ребёнка за руки и слегка приподнимая его,

приговаривать:

«Высоко, высоко подпрыгнем»

«Попрыгаем как зайчики, (воробышки)»

«Мы попрыгаем немножко

Веселей пляшите, ножки»

«Достань дождинку» (снежинку, колокольчик)

Когда прыжки на месте будут получаться, можно перейти к прыжкам с продвижением

«Перепрыгни через верёвочку (ленточку, ручеёк)

«Спрыгни с «горки»

Много восторга и интереса вызывает у детей катание и бросание.

Не нужно спешить показывать все действия с мячом ребёнку – пусть ребенок сам подумает,

как можно поиграть с мячом, например:

«Прокатить в воротца»

«Бросить мяч вперёд и попытаться догнать его:

«Вот как мячик покатился и назад не воротился.

Догони его скорей и в ладошках обогрей»

Так-же для развития у детей интереса к выполнению движений можно использовать

прослушивание аудиозаписей с пальчиковыми, подвижными играми с музыкальным

сопровождением, которое очень привлекает внимание малышей, и они с удовольствием

выполняют двигательные упражнения.

Атрибуты для занятий с ребенком можно изготовить своими руками. Например, из

обрезков ковра или покрывала можно сделать цветные дорожки и коврики.

А связав мячики из ниток, вы получите прекрасное пособие, от которого не пострадает

ваш интерьер, а ребёнку подойдёт для бросания и катания.

Из бутылочек из-под йогурта получатся удобные «гантельки», если наполнить их

Поставив в ряд несколько стульев, вы получите хороший «тоннель», в который обязательно

поползёт ребёнок.

Главный принцип при работе над развитием движений – нельзя заставлятьребёнка их

выполнять. Нужно создать условия для того, чтобы малыш сам захотел поиграть. Но и

ограничивать в движениях тоже плохо. Отсутствие или дефицит двигательной активности

грозит нарушениями в развитии всех систем маленького созревающего организма. Дети,

которые лишены возможности свободных движений, вялы, эмоционально подавлены.

Особый интерес вызывают у малышей игры с использованием разных образов и игрушек.

ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ДВИЖЕНИЙ

Предложите ребенку выбрать куклу, поиграть с ней. Берете себе тоже игрушку. Далее

выполняете движения с куклой в соответствии с текстом, побуждая ребенка действовать

«ИГРА С КУКЛОЙ»

Куклы хлопать все умеют,

Своих ручек не жалеют.

Вот так, вот так

Своих ручек не жалеют (хлопают руками куклы)

Куклы топать все умеют,

Своих ножек не жалеют.

Вот так, вот так

Своих ножек не жалеют (куклы «пляшут» на коленях)

А теперь и мы пойдем,

С куклами плясать начнем.

Вот так, вот так,

Пляшет куколка вот так!(взрослый и ребенок пляшут с куклами)

Изобразите медведя (ходите по комнате, переваливаясь). Малыш стоит у

противоположной стены.

«ИГРА С МИШКОЙ»

Мишка по лесу гулял,

Мишка (имя ребенка) искал,

Долго, долго он искал,

Сел на травку, задремал.

Стал (а) (имя ребенка) плясать,

Стал (а) ножками стучать.

Мишка, Мишенька, вставай,

Мишка (имя ребенка) догоняй!

Ребенок сидит на корточках перед вами, а вы катите ему мяч, приговаривая:

«МОЙ ЛЮБИМЫЙ МЯЧ»

Ты поймай мой яркий мяч

И отдай его, непрячь!

Мячик, прыгай, не спеши.

И (имя ребенка) посмеши.

(Затем ребенок прыгает в такт с мячом или взрослый катит мяч ребенку, который

должен от него убежать, и т.д.)

«В ПАРЕ С МАМОЮ МОЕЙ, Я ШАГАЮ ВСЕ БЫСТРЕЙ»

Приглашаете ребенка на полянку: «Дорога у нас дальняя, пойдем на весеннюю полянку,

где мы весело с тобой поиграем».

1.Ребенок вместе с вами идет вперед, по сигналу поворачивается вокруг и идет в другом

направлении.

2.«А теперь спрячемся в травку!» Приседаете вместе с малышом.

3.«Давай перейдем по бревнышку через речку». Поддерживайте ребенка

во время прохождения по бревну.

4.«А вот и наша весенняя полянка, на которой мы сейчас весело поиграем!»

(Проводятся любимые ребенком игры.)

«ИГРА С МЯЧОМ»

Предложите малышу соревноваться с вами, у кого лучше получится:

1.Бросать мяч вверх и поймать его двумя руками.

2.Ударить мяч о землю так, чтобы он отскочил повыше (у кого выше).

4.Поднять руки с мячомвыше головы, выпустить его и поймать на лету.

5.Бросать мяч друг другу кто поймает.

6.Забрасывать мяч в коробку с разного расстояния.

7.Катать мяч вперед и стараться его догнать,

8.Поставить на расстоянии игрушку и по сигналу катить мяч, отталкивая от себя ладонями и

пальцами, в сторону игрушки. Кто прикатит первым.

9.Бросать небольшой мяч в коробку с разного расстояния левой рукой, а затем правой.

«КТО БЫСТРЕЙ СОБЕРЕТ ИГРУШКИ»

Вы садитесь на полу и опираетесь руками сзади. Слева находится пустая

коробка, справа куча игрушек. Рядом так же сидит ребенок и у него с другой стороны тоже

стоит пустая коробка. По сигналу вы и ребенок должен захватить игрушку стопами ног,

поднять и положить в коробку. Выигрывает тот, кто соберет больше игрушек в коробку.

«ЛЯГУШОНОК»

Расскажите ребенку о лягушках и покажите, как они прыгают, квакают. После чего

предложите ребенку попрыгать как лягушка. Малыш садится на корточки, опираясь на

руки (на четвереньках). Обхватите его за пояс и помогите выпрямить назад согнутые ноги

(сначала одну, потом другую, затем обе одновременно). На мгновение ребенок опирается

только на руки (с помощью взрослого). Упражнение необходимо повторить 3 раза, чтобы

ребенок отрывал ступни от земли и поднимал прямые ноги как можно выше.

«БЕЛОЧКА»

Расскажите ребенку о белочках: как они живут, чем питаются. Вот одной белочке

подарили игрушку, и она хочет показать ее другим. «Покажи и принеси игрушку, как белочка»,

говорите вы. Ребенок с вашей помощью поднимается по гимнастической лесенке (по лесенке

на детской площадке). На верхней ступеньке висит любимая яркая игрушка. Взяв игрушку,

ребенок должен медленно спуститься вниз. Вам необходимо страховать малыша, помогать,

если нужно. Размещать игрушку нужно вначале на 4-5 ступеньках, затем поднимать повыше.

«ЗАИНЬКА-ПАИНЬКА»

Встаньте напротив ребенка и попросите его повторять движения в соответствии со словами

Заинька, поклонись,

Серенький, поклонись,

Вот так, вот сяк поклонись. (Кланяется в разные стороны)

Заинька, повернись,

Серенький, повернись,

Вот так, вот сяк повернись. (Поворачивается, руки на поясе)

Заинька, топни ножкой,

Серенький, топни ножкой,

Вот так, вот сяк топни ножкой. (Топает по очереди каждой ногой)

Внимательно следите за правильным выполнением движений. Наблюдайте, чтобы не было

переутомления и сверх возбуждения.

«МЫШКА И МИШКА»

Произнося слова, покажите движения:

У Мишки дом огромный. (Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться,

посмотреть на руки –вдох)

У Мышки –очень маленький (Присесть, обхватив руками колени, опустить голову -выдох с

произнесением звука «ШШШ»)

Мышка ходит в гости к Мишке, (Надо ходить по комнате)

Он же к ней не попадет.

Стишок с движениями повторяется 4

« ДОЖДИК»

В эту игру можно играть на прогулке. Взрослый рассказывает, где у нас домик. Необходимо по

команде «Идет дождик» как можно быстрее убежать в домик. Затем игра усложняется: вы

рисуете мелом «лужи»,

берете ребенка за руку, и вместе перепрыгиваете через «лужи». Если есть еще дети, то можно

организовать соревнование.

«КТО САМЫЙ МЕТКИЙ?»

Предложите ребенку, сидя на стуле, попасть мячом в коробку. Малыш берет мячик (захватом

сверху) и кидает его в коробку правой рукой, второй мячик –левой рукой. Коробка

расположена на расстоянии 0,5 м.

Воспитывая у детей потребность ежедневно двигаться, выполнять физические упражнения с

ранних лет, вы заложите прочные основы хорошего здоровья и гармоничного развития.

Удачи в воспитании!!!

Похожие публикации