Конспект нод по познавательному развитию. Конспект нод по познавательному развитию "самый важный орган"

Конспект НОД в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром

«Самый важный орган»

Цель

Задачи НОД:

Образовательные :

Развивающие:

Развивать умение

Воспитывающие:

Виды детской деятельности : познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная.

Методические приемы

Ход проведения непосредственно образовательной деятельности:

ПЕДАГОГ – Дети, посмотрите, как много гостей в нашем зале, давайте с ними поздороваемся.

ДЕТИ - Здравствуйте!

ПЕДАГОГ - Я тоже очень рада видеть вас, мня зовут Лилия Петровна, я пришла к вам из детского сада с очень интересным названием «Лукоморье». Это такое волшебное место, где живут чудеса и сказочные герои. А пришла я к вам не одна.

(педагог показывает детям куклу Машу («Маша и медведь») в халате и колпаке доктора)

ПЕДАГОГ – Вы узнаете эту девочку?

ДЕТИ – Маша!

ПЕДАГОГ – Маша рассказала мне, что сегодня ей приснился очень необычный и странный сон.

(Сон демонстрируется при помощи кукольного театра)

ПЕДАГОГ – Приснилось Маше, что она доктор, а на прием к ней пришли необычные пациенты – внутренние органы человека: сердце, легкие и желудок. Пришли они и стали между собой спорить, кого Маша будет лечить первым, кто из них самый главный, самый важный. Спорили они, спорили, так, что у Маши голова пошла кругом. И Маша проснулась. Проснулась она и задумалась, а действительно, какой же их этих внутренних органов, самый важный? А вы как думаете.

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

ПЕДАГОГ – Дети, поможем Маше выяснить, есть ли среди этих органов самый важный? Для этого мы сегодня отправимся в специальный медицинский центр изучения человека. Вы знаете, таким малышам как Маша вход в медицинский центр запрещен, а вам уже можно его посетить, потому, что вы самые старшие в детском саду и ходите в подготовительную группу. Давайте оставим Маше журналы, карандаши, ножницы, клей, чтобы она не скучала. Мы с вами отправляемся, а когда вернемся, расскажем, что нам удалось выяснить. Согласны?

ДЕТИ – Да!

ПЕДАГОГ – На чем мы можем поехать в медицинский центр?

ДЕТИ – На скорой помощи!

ПЕДАГОГ - Отправляемся! Пристегнем ремни безопасности. Включаем сирену. (Вместе с детьми имитирует звук «скорой»). Для входа в исследовательский центр нам необходимо, как и всем медицинским работникам, надеть белые халаты.

Педагог предлагает детям одеться в белые халаты и пройти в лабораторию. Там установлен макет, стол для проведения экспериментов. Дети располагаются на стульчиках.

ПЕДАГОГ – Первый орган, о котором мы поговорим - это сердце. Скажите, пожалуйста, где в нашем организме находится в сердце?

ДЕТИ – сердце находится в груди человека.

ПЕДАГОГ – А вы знаете для чего нашему организму необходимо сердце?

ДЕТИ – ответы.

ПЕДАГОГ – Я думаю, нам понадобится макет, чтобы вы представили себе и почувствовали, как работает наше сердце.

Педагог показывает макет, дает детям привести сердце в движение под фонограмму «стук сердца».

ПЕДАГОГ – Сердце человека работает как насос, сжимаясь и разжимаясь, оно заставляет двигаться кровь по нашему организму. А кровь переносит кислород и питательные вещества, которые мы получаем из пищи. Скажите для нашего организма это важно? Сердце это важный орган?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

ПЕДАГОГ – Для того, чтобы человек жил, сердце должно работать непрерывно. А для этого оно должно быть сильным и тренированным, что необходимо для этого делать?

ДЕТИ – вести здоровый образ жизни, заниматься спортом.

ПЕДАГОГ – Верно, я предлагаю вам немного потренировать наше сердце.

(Динамическая пауза)

ПЕДАГОГ – Следующий внутренний орган, о котором мы с вами поговорим – это желудок. Где в нашем организме находится желудок?

Педагог предлагает одному ребенку прикрепить макет желудка на макет организма человека.

Как вы думаете, для чего человеку нужен желудок?

ДЕТИ – Желудок необходим человеку, чтобы переваривать пищу.

ПЕДАГОГ – Мы можем прожить без пищи? (НЕТ) Желудок это важный орган? (ДА)

Человек питается различными продуктами.

Если продукты сделаны из молока, то они какие – молочные;

Если продукты сделаны из мяса, то они какие – мясные;

Если продукты из рыбы, то они какие – рыбные;

Если продукты из муки, теста, то они какие – хлебобулочные;(проговорить при затруднении – хлебобулочные изделия.)

Работа у желудка очень нелегкая. Ему приходится переваривать такие разнообразные продукты, поэтому, исследованию этих продуктов уделяется особое внимание в нашем исследовательском центре. Приглашаю вас пройти в лабораторию. Как вы думаете, что за место такое - лаборатория?

(Ответы детей)

( Педагог приглашает детей к столу. В корзине лежат следующие продукты: яблоко, банан, «Кока-кола», булочка, конфеты «Рондо», молоко, капуста, морковь, чипсы, конфеты.)

ПЕДАГОГ – Я предлагаю вам выбрать для себя один понравившийся продукт.

(Дети выбирают продукты, педагог предлагает мальчикам, дать девочкам возможность выбрать первыми). Д/И «Полезные- неполезные»

( В зависимости от выбора)

ПЕДАГОГ – (После игры) Скажите пожалуйста, почему вы выбрали, не выбрали «Кока – колу», конфеты «Рондо». Сегодня мы исследуем что происходит в нашем желудке когда мы пьем «Кока- колу» и едим мятные конфеты. Если мы проводим исследование, то мы с вами кто? (Исследователи)

Опыт: реакция смешивания «Кока-колы» и конфет «Рондо» - большое количество пены, газы.

ПЕДАГОГ – Как вы думаете, ребята, хорошо ли наш желудок себя чувствует, когда в нем такое количество пены и газов.

ДЕТИ – Нет! Это вредно для желудка…

ПЕДАГОГ – Верно, ведь от них возникает вздутие и конечно нашему желудку не комфортно, он даже может заболеть. Что же необходимо делать для того, чтобы такой важный орган как желудок оставался здоровым?

ДЕТИ – Для того чтобы наш желудок оставался здоровым нужно питаться полезными продуктами. (Еще раз перечислить полезные продукты).

ПЕДАГОГ – Следующий орган, о котором мы поговорим – это легкие. Где в нашем организме расположены легкие?

ДЕТИ – легкие расположены в груди человека.

(Педагог предлагает одному ребенку прикрепить на макет человека макет легких).

ПЕДАГОГ – Правильно, а для чего нам необходимы легкие?

ДЕТИ – Легкие необходимы нам для того чтобы дышать.

ПЕДАГОГ – Верно, а что мы вдыхаем?

ДЕТИ – Воздух, кислород.

ПЕДАГОГ – А мы можем увидеть воздух?

ДЕТИ – Нет.

ПЕДАГОГ – Почему?

ДЕТИ – Он прозрачный.

ПЕДАГОГ – Если воздух прозрачен, и мы его не видим, как же нам выяснить, действительно ли мы его вдыхаем, и он есть в наших легких. (Ответы детей).

ПЕДАГОГ – Итак, мои юные исследователи, я вновь приглашаю вас в лабораторию, для того чтобы это выяснить.

(Опыт «Воздух есть внутри нас». Оборудование: коктельные трубочки, стаканы с водой для каждого ребенка и педагога).

ДЕТИ – В наших легких действительно есть воздух.

ПЕАГОГ – Каким же воздухом нужно дышать, для того, чтобы наши легкие оставались здоровыми.

ДЕТИ – Нужно дышать свежим воздухом и т.д.

ПЕДАГОГ – Правильно, а еще для того, чтобы легкие были здоровы, можно выполнять дыхательные упражнения, которые тренируют, наши легкие. Одно из таких упражнений мы с вами сейчас выполнили. Нужно глубоко вдохнуть и по трубочке как можно дольше выдыхать, можно делать выдох в стакан с водой и устроить настоящую бурю в стакане. Давайте, еще раз выполним это упражнение.

(Дыхательное упражнение)

ПЕДАГОГ – А сможет ли человек, жить без воздуха? (Нет). Значит легкие, это тоже важный орган? (Да).

ПЕДАГОГ – Итак, ребята, мы с вами исследовали все три органа. Теперь пора возвращаться к Маше. (Возвращаются пешком, так как прогулки полезны для нашего организма)

ПЕДАГОГ – Мы с вами исследовали сердце, легкие и желудок, расскажите Маше, что мы выяснили, есть ли среди них самый главный, самый важный?

Педагог, выслушивает ответы детей. Необходимо, подвести детей к пониманию того, что все в организме взаимосвязано и все органы важны .

ПЕДАГОГ – Правильно. Все органы в нашем организме очень важны. Кроме сердца, легких и желудка, есть, и другие важные органы и части тела, которые выполняют какую-нибудь важную работу, например:

Слышат - уши

Ходят – ноги

Жуют – зубы

Смотрят – глаза

Трогают – руки

Думает – мозг

И все их нужно беречь, если мы хотим оставаться здоровыми. А что для этого необходимо делать?

ДЕТИ – Вести здоровый образ жизни.

ПЕДАГОГ – Ребята, пока мы с вами искали ответ, на Машин вопрос, она тоже зря не сидела. Посмотрите, сколько разных картинок она вырезала, и даже, успела что-то приклеить. Молодец Маша, очень много интересных картинок вырезала.

На столе, разложены вырезки из журналов (яблоки, овощи, спортсмены, дети на прогулке, дети спят в д/с, «Кока – кола», конфеты и т.д.). На большом листе формата А2 приклеена надпись ЗДОРОВЬЕ или ЗОЖ.

ПЕДАГОГ – А ведь из этого можно сделать коллаж на тему здорового образа жизни. Для этого, нам необходимо приклеить на этот лист различные картинки, которые, связаны со здоровым образом жизни. А приклеивать мы будем после того как проговорим «Чтобы быть здоровым нужно…» Например: « Чтобы быть здоровым нужен крепкий и здоровый сон» (приклеить картинку со спящими детьми)

Педагог, предлагает выбрать и приклеить картинку детям. (Самостоятельная деятельность детей).

ПЕДАГОГ – Ребята, мы с Машей очень благодарны вам, за то, что вы ей помогли найти ответ на такой сложный вопрос. Я хочу, чтобы этот коллаж остался в вашей группе и надеюсь, что вы будете смотреть на него и вспоминать правила здорового образа жизни обязательно расскажите о них своим друзьям в группе. А сейчас, вам пора возвращаться. Досвидания.

Самоанализ НОД:

Вашему вниманию была представлена НОД в подготовительной группе.

Форма проведения подгрупповая, с подгруппой детей в количестве 6-ти человек.

Цель : формирование у детей представления об организме, как целостной системе, которая успешно функционирует при ведении здорового образа жизни.

Задачи НОД:

Образовательные :

Создать условия, для получения детьми знаний об организме, как о целостной системе;

Расширить знания детей о назначении внутренних органов и профилактике их заболеваний;

Способствовать формированию представления детей о полезной и неполезной пище, с опорой на исследовательские действия;

Развивающие:

Развивать словарный запас, связную речь детей, навыки словообразования;

Активизировать употребление слов (лаборатория, исследовательский центр, исследователи);

Совершенствовать двигательные умения и навыки детей;

Развивать умение работать по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

Продолжать развивать воображение и творческие способности детей.

Воспитывающие:

Воспитывать желание помогать окружающим;

Продолжить формировать привычку здорового образа жизни;

Методические приемы : ситуационная задача, беседа, исследовательские действия, моделирование.

Виды детской деятельности : сюжетно-игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, художественная, коммуникативная.

Структура НОД состояла из трех частей:

Вступительная часть включала в себя организационный момент и создание мотивации для последующей деятельности. Для снятия эмоционального напряжения и раскрепощения детей на первом этапе была использована театрализованная деятельность.

Основная часть НОД состояла из совместной деятельности педагога и воспитанников. И включала в себя: беседу, моделирование, динамическую паузу, опытно - исследовательскую деятельность.

Заключительная часть состояла из подведения итогов, рефлексии при помощи изобразительной деятельности (изготовления коллажа).

Благодаря смене и многообразию видов деятельности темп НОД был активным, интерес детей поддерживался на протяжении всей НОД. Для предупреждения утомляемости воспитанников была использована динамическая пауза.

Все санитарно-гигиенические требования были соблюдены:

Помещение проветрено;

Освещение было достаточным;

Мебель подобрана в соответствии с возрастом детей;

Длительность НОД не превышала допустимых норм;

На всем протяжении НОД дети были активны, заинтересованы.

Несмотря на то, что …….., ……, изначально не проявляли особой активности, я пыталась заинтересовать их, давала поручения, задавала вопросы и на мой взгляд мне удалось их активизировать.

Подводя итоги, хочется сказать что цель, на мой взгляд, была достигнута, поставленные задачи реализованы. Достигнутыми результатами я удовлетворена. И получила огромное удовольствие от встречи с детьми. Выражаю особую благодарность воспитателям группы…..

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 90 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Калининского района Санкт-Петербурга.

Согласовано: УТВЕРЖДАЮ:

Воспитатель группы: Гусарова Надежда Александровна Санкт- Петербург 2015 ГОД

Цель:

  1. Развивать интерес и любовь к родной природе.
  2. Закреплять знания детей о диких животных и растениях Родного края.

Задачи:

Обучающие:

  1. Закрепить навыки порядкового счёта в пределах 10, называть смежные числа заданного числа,
  2. Формировать навыки прямого и обратного счёта.
  3. Учить находить определённое количество предметов соответствующей цифре.
  4. Закреплять умение решать простые арифметические задачи, используя логическое мышление.
  5. Продолжать учить называть и различать геометрические фигуры.

Развивающие:

  1. Развивать познавательный интерес;
  2. Развивать логическое мышление, восприятие, внимание, умение анализировать и сравнивать предметы по свойствам, обобщать;
  3. Развивать самостоятельность;
  4. Формировать навыки самостоятельной работы;
  5. Делать умозаключения и выводы.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к математическим и познавательным занятиям;
  2. Воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации;
  3. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.

Интегрируемые образовательные области:

  1. «Познавательное развитие (ФЭМП и Ознакомление с окружающим миром) »
  2. «Социально-коммуникативное развитие»
  3. «Речевое развитие»
  4. «Художественно-эстетическое развитие»
  5. «Физическое развитие»

Используемые технологии:

  1. Здоровьесберегающая технология
  2. Педагогическая технология на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии)
  3. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса (обучение в сотрудничестве)
  4. Технология использования в обучении игровых методов (деловых, ролевых и других видов обучающих игр)
  5. Современные педагогические технологии
  6. Информационно-коммуникативные технологии

Методические приемы:

  1. Вопросы,
  2. Проблемная ситуация,
  3. Упражнения,
  4. Игры,
  5. Задания,
  6. Загадки,
  7. Рассматривание слайдов.

Оборудование:

  1. Слайды диких животных и растений;
  2. Схемы геометрических фигур;
  3. Раздаточный материал,
  4. Картинка медведицы (разрезная) ,
  5. Воздушный шарик с письмом,
  6. Знаки символы: «Правила поведения в лесу» ,
  7. Бумаги размером 8*8см на каждого ребёнка по 3 шт.,
  8. Ножницы.
  9. Две полоски: 1) длинная и узкая;
  10. короткая и широкая

Форма проведения: совместная деятельность

Воспитатель:

Запоминает наша голова важные поступки и умные слова. Дети гладят себя по голове.

Слушаем внимательно... Подносят руки к ушам.

Смотрим обязательно. Подносят руки к глазам.

Взрослых не перебиваем... Грозят указательным пальцем.

Знаний много получаем. Сжимают и разжимают пальцы на обеих руках.

В группе висит воздушный шар, а к ниточке привязан конверт.

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, что это такое? (конверт не подписан) . Странный какой-то конверт, на нём ничего не написано.

Давайте откроем конверт и посмотрим что там (воспитатель открывает конверт, в конверте лежит разрезная картинка и письмо) .

Ребята смотрите в конверте лежит разрезанная картинка, давайте мы её сейчас соберём и тогда может быть узнаем от кого оно (дети собираю картинки, на картинке изображена Большая мама медведица) .

Всё ясно, значит, письмо нам пришло от Большой мамы медведицы. Теперь мы можем с вами его прочесть.

(Воспитатель читает письмо) .

«Здравствуйте дорогие ребята! Я Большая мама медведица. У меня горе, мой маленький сыночек медвежонок Умка, решил без проса полакомиться у мамы Пчелы мёдом, которая живёт в волшебном лесу и залез к ней в улей. Она его поймала и заперла, а для того, чтобы спасти медвежонка, я вас прошу мне помочь. Ребята, для того чтобы мой сыночек ко мне вернулся вы должны пройти все испытания мамы Пчелы и справиться с заданиями, которые она для вас приготовила. Задания будут сложными, но интересными; выполнив их, вы тем самым поможете медвежонку вернуться домой. Вы готовы к испытаниям?»

Ответ детей: Да

Воспитатель: Поможем Большой маме медведице спасти её маленького сыночка медвежонка Умка.

Ответ детей: Да

Воспитатель: Тогда отправляемся на спасение медвежонка Умки в волшебный лес. Добраться до него нелегко поэтому мы станем гусями-лебедями и полетим. Где ваши крылья? Делайте крыльями взмахи энергичнее, чтобы скорее долететь. (дети имитируют полёт лебедей)

Давайте покричим, как лебеди: «Курлы-курлы-курлы»

(дети подражают крику лебедей)

Вот мы пролетели над лугом, теперь над рекой, над полем, маленькой деревенькой и, наконец, впереди появился лес. Наконец-то добрались!

Я предупреждаю, что в лесу надо быть очень внимательными. Садимся на краю леса и теперь можно и в детей превратиться опять. Посмотрите, никого не потеряли по дороге?

Ответ детей? нет

Воспитатель:

Но прежде, чем отправиться в лес и начинать выполнять задания мамы Пчелы, что нам необходимо вспомнить?

Ответы детей: (правила поведения в природе)

Воспитатель: И в этом нам помогут знаки – символы-карточки.

Дидактическая игра: «Правила поведения в природе» или «Береги живое» (работа со знаками символами- карточками)

(ведущий показывает картинку детям, а они должны объяснить, какая ситуация на ней изображена и как её избежать)

  1. картинка: Не разоряйте птичья гнёзда (1)
  2. карточка: Не разоряйте муравейники (2)
  3. карточка: Не шумите в лесу (8)
  4. карточка: Не оставляйте и не закапывайте мусор в лесу. (10)
  5. карточка: Не вырезайте надписи на деревьях. (12)
  6. карточка: Не обижайте лесных насекомых. (4)
  7. карточка: Не рвите редкие цветы. (6)
  8. карточка: Не вырывайте грибы и ягодные кустарники с корнем (14)
  9. карточка: Не портите несъедобные грибы. (13)
  10. карточка: Не забирайте из леса животных. (3)

Ребёнок: Если в лес пришел гулять, Свежим воздухом дышать, Бегай, прыгай, и играй, только, чур, не забывай, Что в лесу нельзя шуметь, Даже очень громко петь. Ты в лесу всего лишь гость, здесь

Хозяин – дуб и лось Их покой побереги, ведь они нам не враги.

Воспитатель: Но вот, теперь можно отправляться в путь.

1 задание: «Длинный – короткий»

Воспитатель: Ребята, смотрите перед нами две дорожки. Одна дорожка ведёт в лес к улью мамы Пчелы, а другая в болото к Лешему.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, внимательно на эти дорожки и скажите какие они по длине?

Ответ детей: Коротая дорожка, и длинная дорожка

Воспитатель: А какие они по ширине?

Ответы детей: Одна широкая, а другая узкая.

Воспитатель: - Ребята, а по какой дорожке как вы думаете, мы с вами можем попасть к улью мамы Пчелы в лесу?

Ответ детей: По дорожке, которая короткая и широкая.

Воспитатель: Правильно ребята пойдемте по короткой - широкой дорожке. Вот мы и вошли в лес.

Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает, как называют лес.

Ответ детей: Лес называют зелёным океаном Земли, бесценным даром природы.

Лес- настоящие лёгкие нашей планеты.

Воспитатель: Молодцы.

Физкультминутка: «Лесные жители»

Добрый лес, старый лес (широко развести руки в стороны)

Полный сказочных чудес! (повороты вправо-влево с вытянутыми руками)

Мы идём гулять сейчас (ходьба)

И зовём с собою вас!

Ждут вас на лесной опушке (присесть)

Птички, мышки и зверушки (медленно подняться, повороты вправо-влево, руки в стороны)

Мышка, мышка (мягкий пружинистый шаг, спина слегка прогнута вперёд)

Серое пальтишко («лапки» перед грудью)

Мышка тихо идёт,

В норку зёрнышко несёт.

А за мышкой шёл медведь (руки полусогнуты в локтях, ладони соединены ниже пояса)

Да как начал он реветь (ноги на ширине плеч, переступание с ноги на ногу)

«У-у! У-у! (раскачивание туловища из стороны в сторону)

Я вразвалочку иду»!

А весёлые зайчата (ладони прижаты к голове и прыгать на двух ногах)

Длинноухие ребята (продвижением вперёд)

Прыг да скок, прыг да скок,

Через поле за лесок.

Птички в гнёздышках (машут крыльями)

Проснулись, улыбнулись, (чирикают легко подпрыгивают)

Встрепенулись: «Чик-чирик,

Друзьям привет!

Мы летаем выше всех!»

Здравствуй, старый добрый лес (машут рукой, повороты вправо-влево с вытянутыми руками)

Полный сказочных чудес!

2 задание: «Природные зоны: Леса России»

Воспитатель: Ребята, смотрите, лес красив и разнообразен. А кто из вас знает, в какой именно мы с вами попали лес, как он называется?

Ответ детей: Это – смешанный лес.

Воспитатель: Правильно. А почему вы так решили?

Ответ детей: Потому что в смешанном лесу растут высокие ели, сосны, берёзы, осина, рябина, лиственница.

Воспитатель: Правильно. Молодцы.

Воспитатель: А что ещё растёт в этом лесу?

Ответ детей: Ягоды- Черника, брусника, малина, клюква, земляника.

Грибы- подберёзовики, подосиновики, лисички, мухоморы…

Воспитатель: Молодцы и на этот вопрос ответили правильно

Воспитатель: Ребята, а на вопрос какие животные живут, в этом лесу нам с вами помогут геометрические фигуры.

3 задание: «Выложи животного» (работа с геометрическими фигурами)

Воспитатель: Ребята, у кого какое животное получилось

Ответ детей: Медведь, волк, белка, заяц.

Воспитатель: Вы справились с этим заданием, но чтобы нам отправиться, дальше нам нужно ещё выполнить одно задание здесь.

4 задание: «Четвертый лишний»

(на доске размещены картинки с животными)

Воспитатель: Ребята, назовите пожалуйста лишнее животное и объясните почему вы так решили:

Корова – волк – лиса – медведь.

Волк – лиса – петух – заяц.

Лиса – медведь – волк – морж.

5 задание: «Назови число»

Воспитатель: (Психогимнастика)

А теперь, ребята мы с вами отправляемся на волшебную поляну, на которой мы с вами должны будем выполнить задания от мамы Пчелы. Дорога к ней пролегает через темный, темный лес.

Вы идете по кругу друг за другом, перед вами широкий ручей, осторожно переступайте его, не намочите ноги;

теперь вам надо идти в гору, поднимайте высоко ноги, хорошо;

а сейчас ветки царапают вам лицо, раздвигайте ветки руками;

и последнее препятствие – вы заходите в самую чащу, приседайте ниже, ниже, чтобы ветки не попали вам в глаза, вот ветки становятся все реже, поднимаемся потихоньку и вот вы на волшебной поляне.

Воспитатель: Ребята, вот мы с вами и попали на волшебную полянку, где живёт много чисел, они очень любят гулять по своей полянке, но случилась беда, некоторые из них отправились гулять и заблудились. Нам нужно с вами помочь им вернуться обратно -это и будет наше следующее задание от мамы Пчелы.

4,5,6, 7, …, 9

1,2, …, 4, 5, 6,7, 8, …, 10

7,6,5,…, 3, …, 1

(дети отвечают на вопросы с помощью карточек с цифрами)

Воспитатель: Молодцы! Все числа вернули на свои места.

Воспитатель: Ребята, я слышу, как цифры спорят между собой, каждая думает, что она первая давайте наведём порядок на этой полянке, и расставим цифры по порядку от 1 до 10. (на доске цифры в беспорядке)

Ребёнок выполняет задание.

Воспитатель: Молодцы! Давайте проверим.

(дети считают)

Воспитатель: Вы справились с этим заданием, переходим к следующему заданию от мамы Пчелы, которое находится на этой полянке.

6 задание: Игра: «Сколько»

Воспитатель: Ребята, вам нужно будет выложить столько же предметов, сколько указано на карточке с цифрой. и найти и назвать предыдущую и последующую цифру вашей цифре на карточке, (при правильном ответе – переход на следующее задание)

(карточки с цифрами: 2, 7, 5, 9, 3, 6.

Воспитатель: Вы справились с этими заданиями, отправляемся дальше.

7 задание: «Математическая задача» (по таблице у доски)

Воспитатель: Ребята, предварительно чтобы преступать к этому заданию, давайте вспомним, что такое задача из чего состоит и алгоритм решения задачи.

1)Задача-это маленькая история с числами.

2)В задаче обязательно должны быть условие и вопрос.

В условии говорится о том, что известно, сообщаются данные.

А в вопросе сообщается, что нужно найти, что не известно. (сколько)

1. Папа – волк и 2 его волчат, решили отправиться на прогулку. Сосчитайте сколько всего зверей, отправилось на прогулку. (3)

(Дети у доски составляют простое арифметическое уравнение и говорят ответ задачи) .

2. Папа – еж и его ежата собрали во время прогулке для обеда 2 белых гриба и 3 подберёзовика. Сосчитайте, сколько всего собрали грибов ежи. (5)

3. Вот задумал волк друзей

Пригласить на юбилей.

Пригласил двух медвежат,

Трех зайчат и пять бельчат.

Посчитайте поскорей,

Сколько у волка друзей (ответ 10) .

Воспитатель: Вы справились с этим заданием, отправляемся дальше.

8 задание: Игра: «Сложи квадрат»

Воспитатель: Ребята, для этой игры нам с вами понадобятся по три квадрата из бумаги размером 8*8см на каждого ребёнка, ножницы.

А теперь послушайте внимательно само задание.

Задание: Возьмите первый квадрат, сложите его так, чтобы получилось 2 треугольника. Разрежьте по линии сгиба.

Второй квадрат сложите так, чтобы получилось 4 треугольника. Разрежьте по линиям сгиба.

Третий квадрат – 8 треугольников. Разрежьте.

Выложите на столе треугольники так, чтобы снова получились три квадрата.

Уточните, что квадрат больше треугольников.

Воспитатель: Вот мы и справились со всеми заданиями, которые нам приготовила мама Пчела и тем самым спасли и вернули маленького медвежонка Умку к его маме Большой медведице.

Ребята, нам пора возвращаться домой.

Закрывайте глаза. 1,2, 3!

Ну, вот мы и дома!

Ребята, вам понравилось наше путешествие?

Ответ детей: Да

Воспитатель: Кого мы сегодня спасали?

Ответ детей: Маленького Медвежонка Умку

Воспитатель: Молодцы.

Воспитатель: А как мы это делали?

Ответы детей: Выполняли задания, которые приготовила для нас мама Пчела.

Воспитатель: Молодцы!

Медвежонок вернулся к своей маме (показ слайда) .

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 25»

Конспект НОД по познавательному развитию

на тему: «Пробуждение весны»

Выполнила:

воспитатель 1 кв.кат.

Козлова С.В.

г. Арзамас 2016 г.

Цель : формирование представлений детей о весне.

Задачи:

1)Образовательные – способствовать формированию представлений детей о весне, как времени года, о характерных признаках весны, о твердом и жидком состоянии воды; способствовать формированию умений понимать закономерности явлений природы.

2) Развивающие – содействовать развитию интереса к изменениям, происходящим в природе; побуждать делать выводы через решение логических задач; содействовать развитию умений устанавливать взаимосвязь, развитию наблюдательности, речи, мышления, эстетического вкуса; обогащать словарный запас.

3) Воспитательные – побуждать детей любить родную природу, ценить красоту природы, беречь ее.

Методические приемы : этюд «Назовите ласково друг друга по имени», сюрпризный момент - письмо из леса от Старичка-Лесовичка; мотивация – «Помочь Старичку-Лесовичку разбудить лес, так как наступила весна»; беседа «Признаки весны»; рассказ воспитателя, «Как образуется сосулька»; загадки о весне, сосульке, ручейке; игра с мячом «Опиши весну»; чтение стихотворения А. Плещеева «Уж тает снег, бегут ручьи…»; игра «Что лишнее?», музыкальное сопровождение – А.Вивальди «Времена года. Весна», звуки капели, щебетание птиц; экспериментальная деятельность «Что происходит с сосулькой в теплых условиях»; физкультминутка «Мишка»; художественное творчество (рисование цветными карандашами) – «Листья на деревьях».

Средства : классическая музыка А. Вивальди «Времена года. Весна», звуки капели и щебетания птиц, презентация, ноутбук, мультимедийный проектор, конверт с письмом; металлический поднос; мольберт; альбомный лист (по количеству детей), цветные карандаши (по количеству детей), мяч, контейнеры с сосулькой (по количеству детей).

Предварительная работа:

Наблюдения на прогулке за весенними признаками.

Рассматривание картин о весне: А.К. Саврасов «Грачи прилетели»; И. Левитан «Март», «Весна», «Весна. Большая вода», «Весенняя пора. Последний снег»; И.И. Шишкин «Лес весной»; Борис Кустодиев «Весна»; В. Бакшеев «Голубая весна»; К. Юон «Мартовское солнце»; Альфред Сислей «Весна».

Чтение художественной литературы: Ф.И Тютчев «Весенние воды», «Весна»; И. Соколов-Микитов «Весна в лесу», «Ранней весной»; Н. Сладков «Птицы весну принесли», «Весенние ручьи»; С. Маршак «Круглый год», «Апрельский дождь»; Г. Скребицкий «Апрель»; С. Есенин «Черемуха», А.А. Фет «Уж верба вся пушистая» и др.

Заучивание примет, пословиц, стихотворений о весне: Ф.И Тютчев «Весенние воды», «Весна».

Беседы на темы: «Ранняя весна», «Середина весны», «Поздняя весна», «Признаки весны», «Первые весенние цветы», «Звери весной», «Перелетные птицы».

Ход образовательной деятельности

Ребята, когда вы шли в детский сад, вы заметили какое сегодня утро? (Ответы детей )

Да, сегодня воздух прозрачный, свежий и чистый. Солнце нежное и теплое. Небо высокое и лазурное. Какое настроение у вас в это чудесное утро? (Ответы детей )

Сегодня, дорогие ребята, мы с вами продолжим наше путешествие в сказочный природный мир. Прежде чем начать наше путешествие, давайте встанем поудобнее и посмотрим друг на друга: улыбнитесь и ласково назовите друг друга по имени. Мне нравятся ваши лица, и я вижу, что у вас хорошее настроение. Значит, мы можем с вами отправляться в путешествие.

Итак, сегодня мы совершим путешествие и отправимся в гости. А к кому вы узнаете, отгадав загадку.

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает? (Весной).

Правильно, сегодня мы отправимся в гости к весне.

Весна – это переход от зимы к лету. Солнце ярко светит и припекает. Сегодня старичок-лесовичок прислал нам письмо из леса. Сейчас мы посмотрим, что в нём. «Дорогие ребята. Произошла беда. Весна уже наступила, а лес не просыпается. Помогите, пожалуйста, разбудить зверей, птиц, землю».

Ребята, на чем мы отправимся в лес? (ответы детей )

Я предлагаю отправиться в лес на ковре-самолете. Полетели (дети садятся на ковер и слушают музыку ).

Звучит отрывок музыкального произведения А.Вивальди «Времена года. Весна» (1 минута) .

Ребята, какие эмоции у вас возникли при прослушивании этого музыкального произведения? (Ответы детей)

Воспитатель читает стихотворение

Уж тает снег...

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала...

(Алексей Плещеев)

Ребята, о каких признаках весны вы услышали в стихотворении? (ответы детей )

А какие еще признаки весны вы знаете? (ответы детей )

Ребята, давайте порадуем весну красивыми словами. Поиграем в игру «Опиши весну». Я буду кидать вам мяч, а вы опишите мне, какая же она – весна (ответы детей ).

Ребята, а какие весенние месяцы вы знаете? (ответы детей )

Сейчас у нас конец марта. Скажите мне, какие изменения в природе произошли к этому периоду (ответы детей )

Вот мы и прилетели в весенний лес.

Как же мы с вами сможем помочь весне? Что нужно, что бы снег начал таять? (разбудим солнышко). Давайте разбудим солнышко, а помогут нам в этом, угадайте кто?

Звучат звуки капели.

Растут они вниз головой
И звонко плачут лишь весной.

Что это? (сосульки)

Правильно, сосульки

Когда сосульки плачут,
Мы слышим целый день
Веселую и звонкую
Весеннюю капель.

Сегодня, когда я шла в детский сад, я увидела много сосулек и решила вам их показать. (Раздаёт каждому ребёнку контейнер с сосулькой. Предлагает потрогать сосульку и сказать, какая она ).

Ребята, потрогайте ее, какая она? (ответы детей)

А теперь посмотрите на сосульку, какая она? (Ответы детей)

Давайте посмотрим, как образуется сосулька.

Когда снег тает, появляется капелька, она стекает с крыши и застывает, затем следующая стекает и снова застывает, присоединившись к первой капельке. Вот так образуются сосульки. Они состоят из множества капелек.

Дети с воспитателем делают вывод, что сосулька – это замерзшие капельки воды, которые превращаются в лед.

Что будет происходить, если поднять сосульку над ладошкой? (ответы детей )

Правильно, сосулька начинает капать. Почему? (ответы детей )

Итак, сосулька начинает таять и превращаться в воду, так как находится в теплых условиях.

Если расположить сосульку над металлическим подносом, то мы услышим звуки капели. (Воспитатель с детьми держат сосульки над металлическим подносом )

Сосульки капает, звенит капель, солнышко проснулось.

Воспитатель читает загадку

Сияет солнце спозаранку
Снег темный сделался, намок
И распевая звонко песни
Бежит веселый…. (ручеек).

Правильно, ручеек. Солнце светит ярче. От весеннего тепла снег растаял, и побежали, зажурчали, проснулись ручейки.

Какие бывают ручьи? Что они делают? (Ответы детей ).

Ребята, а какие звери живут в лесу? Что с ними происходит весной? (ответы детей). Давайте разбудим медведя, выполним физкультминутку.

Физкультминутка «Мишка» (2 раза)
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге (повороты влево и вправо)
Потянулся он со сна (потягивания-руки вверх)
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (вращения головой)
Наклонился взад-вперед, (наклоны вперед-назад)
Вот он по лесу идет.
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки-
Для медведя витаминки. (
наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот )
Наконец медведь наелся,
И на бревнышке уселся. (
Дети садятся ).

Ребята, а знаете ли вы, какие первые весенние цветы появляются? (Ответы детей ) Давайте и их разбудим.

Да, конечно. Весной их очень много появляется на проталинках. Цветки мать-и-мачехи, подснежника, гусиные лапки, ландыши. Они радуют глаза людей весной своими цветками.

А теперь поиграем в знакомую вам игру «Что лишнее?». (Воспитатель показывает картинки на слайде (мать-и-мачеха, подснежник, ландыш, кактус)).

Ребята, что тут лишнее? Как вы думаете и почему? (ответы детей )

Но не всех мы еще разбудили в лесу.

Звучит музыка, слышится щебетание птиц.

– Ребята, вы слышите эти звуки?

– Посмотрите! К нам птицы прилетели! Какие птицы прилетели к нам из теплых стран (ответы детей )

Вроде всех мы разбудили, но чего-то в лесу не хватает. Как вы думаете, чего? (ответы детей)

Правильно, не хватает листьев у деревьев. Давайте нарисуем их.

(Воспитатель раздает детям альбомный лист с нарисованным деревом без листьев. Дети рисуют листья на деревьях на альбомном листе карандашами . По окончании работы дети размещают свои работы на мольберте)

Вот мы и помогли старичку – лесовичку разбудить лес и совершили увлекательное путешествие в мир весны. Пора нам возвращаться обратно в детский сад. Усаживаемся на ковер – самолет и полетели. А пока мы летим я хочу вас спросить – что вам больше всего понравилось в гостях у старичка-лесовичка? Как мы помогли старичку-лесовичку? (ответы детей)

А с чем вам было справиться сложнее? (ответы детей)

Мы прилетели обратно в наш детский сад.

В каждом человеке прячется весна,

Если ты печальный - значит, спит она.

Если ты бежишь, смеясь, босяком по лужам –

Это, значит, в вас весна вылезла наружу!

И я хочу пожелать вам голубого, чистого неба, яркого ласкового солнышка и прекрасного весеннего настроения.


Конспект НОД по познавательному развитию
на тему: «В мире насекомых» (старшая группа)
Речевое, познавательное,
Интеграция образовательных областей:
социально­коммуникативное, художественно­эстетическое развитие.
Форма проведения: игра ­ путешествие
Форма организации детей: групповая.
Цели:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
 Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный
словарь детей обобщающее понятие «насекомые». Продолжать
упражнять в составлении предложений разных конструкций с
использованием союза потому ­ что. Продолжать учить составлять
небольшой рассказ по серии картин.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
 Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
 Развивать зрительную и слуховую память.
 Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме.
 Развивать связную речь.
 Развивать образность речи.
 Развивать словесно­логическое мышление детей, умение устанавливать
причинно­следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать
четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа.
 Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.
 Развивать общую моторику, координацию.
 Продолжать учить группировать предметы по основным признакам.
Оборудование: предметные картинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик,
муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза). Цветок, дидактическая игра
«Разложи по группам», дидактическая игра «Четвертый лишний», Д/и «Что
сначала, что потом» (сюжетные картинки на которых показано превращение
гусеницы в бабочку). Мягкая игрушка – гусеница, стол, покрытый зеленой
тканью на котором расположены цветы, письмо, игрушки насекомые – пчела,
божья коровка, стрекоза, муравей, жук, муха.
Ход занятия:
1.Кинезиологическое упражнение « Перекрестные шаги»
Воспитатель:
­ Сегодня мы с вами отправимся в гости к маленьким жителям лесной
полянки – насекомым. Подготовимся к путешествию:
«Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки, через ветви пенечки.
Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?»
2.Организационный момент.
Дети подходят к столу, накрытому зеленой скатертью, на котором одни цветы
и письмо. Воспитатель обращает внимание детей на то, что на полянке никого
нет. Там лежит письмо, из которого дети узнают, что злой паук заколдовал
насекомых и спасти их можно, если выполним все задания паука.
Воспитатель:
­ Посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного насекомого. Только
письмо лежит, интересно от кого оно? Читает письмо: «Дорогие ребята, мы
попали в беду, злой паук заколдовал нас, помогите, нам, пожалуйста!»
3.Введение в тему.
Воспитатель:
­ Ребята, с шестиногими малышами что­то случилось, вы готовы помочь?
Воспитатель читает текст:
Однажды над насекомыми
Пронёсся злой паук
На полянке разноцветной
Он всех заколдовал.
Чтоб бабочки порхали,
Трудился
муравей.
И осы чтоб жужжали,
Ты помоги скорей.
Возьми с собой ты знанья,
И доброту возьми,
И этим шестиногим
Малышкам помоги!

Воспитатель:
­ А чтобы помочь нашим шестиногим малышам, мы с вами тоже превратимся в
насекомых. У меня есть волшебная цветок, который поможет нам.
Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова вместе с детьми:
­ Закройте все глаза и повторяйте за мной:
­ Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати! Вот мы с вами превратились
в насекомых и полетим мы с вами на лесную полянку. Проходите насекомые,
садитесь. А вот и первое задание от паука: «Нужно отгадать загадки и найти
картинки – отгадки».
4.Загадки. Беседа по теме.
Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, находят картинку и
выставляют на фланелеграф.
 У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела.
И большие, большие глаза,

Называют ее…(стрекоза).
Воспитатель:
­ Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?
 Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила
А зовут ее... (пчела).
Воспитатель:
­ Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?
 Он работник настоящий
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (муравей).
Воспитатель:
­ Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?
 Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок. (бабочка).
Воспитатель:
­ Какие слова вам подсказали, что это бабочка?
 Всех жучков она милей,
Спинка алая на ней.
А на ней кружочки
Черненькие точки. (Божья коровка).
Воспитатель:
­ А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?
­ Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?
­ Какой основной признак всех насекомых? (У всех насекомых по 6 лапок.)
­ А паук – это насекомое?
­ Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик,
божья коровка)
­ Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими
насекомыми.)
­ Назовите полезных насекомых.(бабочка, пчела, муравей.)
­ Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? (Пчелы опыляют цветы,
дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений.
Бабочки опыляют цветы.)
­ Назовите вредных насекомых.(Муха –разносит микробы, гусеница – ест
листья растений, комар.)
­ Молодцы все загадки отгадали, и мы спасли стрекозу и пчелу, но еще и
другие насекомые ждут нашей помощи, пойдем дальше.

5.Физминутка «Сороконожка»
1. Шла сороконожка
(дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)
По сухой дорожке.
2. Вдруг закапал дождик: Кап­кап­кап!
(дети останавливаются и приседают.)
­ Ой, промокнут сорок лап!
3. Насморк мне не нужен
(дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи),
Обойду я лужи!
4. Грязи в дом не принесу
(дети останавливаются, трясут одной ногой),
Каждой лапкой потрясу!
(трясут другой ногой).
5. И потопаю потом
(дети топают ногами)
­ Ой, какой от лапок гром!
Воспитатель:
­ Пойдем дальше, еще другие насекомые ждут нашей помощи.
Дети садятся возле фланалеграфа. На фланелеграфе расположены картинки.
6. Игра «4 лишний». Составление предложений с союзом «потому что».
Воспитатель:
­ Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь
лишняя и почему вы так думаете?
 Лишний паук, потому что он не относится к насекомым.
 Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые
летают.
 Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не
летают.
 Лишняя бабочка, потому что остальные насекомые относятся к
хищным.
Воспитатель:
­ Вот мы с вами еще спасли муравья (появляется муравей). Продолжим наше
путешествие.
7. Игра « Разложи бабочек на группы» (на ковре).
Воспитатель:
­ Посмотрите, какие к нам красивые прилетели бабочки. Предлагаю
разложить их по группам. Катя, разложи бабочек. Воспитатель:
­ Катя, по какому признаку ты разложила бабочек? Ребенок объясняет:
­Я разложила бабочек по форме. Воспитатель:
­ А сейчас Диана разложит бабочек на группы, но по – другому. Диана, а ты по
какому признаку разложила бабочек? Ребенок:

­ Я разложила бабочек по цвету. Воспитатель:
­ А по какому еще признаку можно разложить бабочек? Ответы детей:
­ По размеру. Воспитатель:
­ Арина, разложи бабочек по размеру. Воспитатель:
­ Вот и кузнечика и жука мы с вами освободили. Какие вы молодцы!
(Появляются кузнечик и жук). Воспитатель:
­ Продолжим путешествие. (Дети садятся на стульчики)
8. Дидактическая игра «Что сначала, что потом».
Появляется гусеница, ворчит, очень недовольна:
­ Всё про бабочек, да про бабочек, а про меня забыли. Воспитатель:
­Нет, гусеница не забыли. Мы тебе поможем превратиться в бабочку. Ребята,
давайте поможем гусенице превратиться в бабочку. Воспитатель проводит
беседу:
­ Что сначала откладывает бабочка? Ответы детей:
­ Бабочка откладывает яйца. Воспитатель:
­ Кто появляется из яйца? Ответы детей:
­ Из яйца появляется гусеница. Воспитатель:
­ Что делает гусеница? Ответы детей:
­ Она питается листьями и растет. Воспитатель:
­ В кого она превращается? Ответы детей:
­ Гусеница превращается в куколку. Воспитатель:
­ Кто выходит из куколки? Ответы детей:
­ Из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья. Бабочка сушит
крылья на солнышке, как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать.
Воспитатель:
­ Предлагаю вам рассказать, как гусеница превращается в бабочку сначала в
стихотворении с движением, а потом по картинкам.
9.Физкультминутка – координация речи с движением «Гусеница».
Этот странный дом без окон
У людей зовётся «кокон».
Свив на ветке этот дом, (вращают руками)
Дремлет гусеница в нём.
Спит без просыпа всю зиму.
Но зима проходит мимо ­
Март, апрель, капель, весна… (хлопки руками на каждое слово)
Просыпайся, соня – сонюшка! (потягиваются)
Под весенним ярким солнышком (рисуют руками солнышко)
Гусенице не до сна. (грозят пальцем)
Стала бабочкой она!
крыльями)
10. Рассказы детей по цепочке:
 Бабочка отложила яички на цветке.
(ладошки под правой щекой)
(ладошки под левой щекой)
(медленно поворачиваются вокруг себя)
(взмахи руками вверх)
(бегут по кругу, машут руками, как

 Потом появилась гусеница.
 Гусеница питалась листьями и росла.
 Потом гусеница превратилась в куколку.
 Вот из куколки появляется бабочка. У неё мокрые крылья. Бабочка сушит
крылья на солнышке. Как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать.
11. Итог занятия.
Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу, какие вы все
молодцы, что помогли насекомым. Насекомые вас всех благодарят. Возьмите
насекомых и поселите их на нашей лесной полянке.
(Дети берут насекомых­игрушки и размещают их на полянке возле цветов.)
Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи
и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и
пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! А нам
пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в
детей. Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова: Закройте
глаза и повторяйте за мной:
­ Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати!
­ Вам понравилось быть насекомыми?
­ А если бы у вас была такая возможность еще раз превратиться в насекомых в
кого вы бы хотели превратиться и почему?
­ Какая игра вам больше всего понравилась?
­ Вы все сегодня были молодцы!
12. Релаксация. «Порхание бабочки»
Ребята, мы сегодня с вами много путешествовали, устали. Давайте отдохнем.
Ложитесь на коврик, закройте глаза и вспомните как вы были насекомыми.
Представьте себе прекрасный летний день. Вы лежите на зеленом лугу.
Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и спокойно.
Вообразите себе, что вы - легкие бабочки с большими и красивыми
крыльями. Ваши ручки легкие­легкие - это крылья бабочки. И тело ваше
стало тоже легкое­легкое, взмахнули крылышками и полетели. С каждым
вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Легкий ветерок
нежно гладит ваши крылышки... (пауза - поглаживание детей). Гладит, нежно
прикасается к... (имя). Вам хорошо и приятно. Но вот пришло время воз­
вращаться домой. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь
другу.

НОД (познавательное развитие)

Тема: «Путешествие в лес»

Группа: старшая

Продолжительность: 25 минут

Место проведения: групповая комната

Цель: Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через познание природы родного края Югры.

Задачи:

Образовательные : Учить детей различать, классифицировать и называть деревья; уточнить представление детей о разном значении леса для животных и человека; расширять знания детей о хвойных и лиственных деревьях.

Развивающие : Развивать у детей: память, наблюдательность, логическое мышление, связную речь.

Воспитательные : Воспитывать интерес к природе, прививать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Речевые : Активизировать слова - березовая роща, березняк, осинник, ельник, сосняк, сосновый бор; хвойный лес, кедровый лес, пихтовый лес, лиственный лес, смешанный лес, хвоинки, хвоя.

Материал и оборудование: Мультимедийный проектор, экран SMART, ноутбук, музыкальный центр.

Материал : Д/И «Детки с какой ветки», Иллюстрации с изображением деревьев, альбомный лист, краски, кисточки, непроливайки.

Предварительная работа : Рассматривание картин «Животные и птицы нашего края»; чтение познавательной литературы о ХМАО, просмотр альбома «Мой край», наблюдения за елью, сосной, березой, осиной в уголке леса на территории ДОУ, чтение литературы природоведческого характера; разучивание стихов о природе, откладывание загадок, рассматривание иллюстраций о лесе;

Интеграция ОО : Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Здоровье сберегающие технологии : физминутка, дыхательная гимнастика.

Методы и приемы: словесные – дидактические игры экологической направленности, наглядные – иллюстрации с изображением различных деревьев, продуктивная – рисование.

Планируемый результат : Дети могут классифицировать деревья, дети знают о разном значении леса для животных и человека.

Ход

Вводная часть

Организационный момент:

Воспитатель :

Встанем в круг, улыбнемся друг другу и передадим свое настроение. Игра «Передай свое настроение» (Дети по цепочке передают свое настроение), говоря «мое настроение похоже на…солнышко, цветочек и т.п.»)

Ребята скажите, вы были с родителями в лесу?

А что больше всего вам понравилось в лесу?

(ответы детей)

А вы сможете объяснить, что означает слово лес?

(«Лес – это место, где растет много разнообразных деревьев, живут различные дикие животные, птицы, растут грибы и ягоды.)

А вы знаете пословицы о лесе?

«Лес-богатство и краса, береги свои леса»

«Враг природы тот, кто леса не бережет»

«Много леса не губи, мало леса береги, нет леса - посади»

Воспитатель: - Ребята, сегодня утром почтальон принёс к нам в группу необычную посылку.

(Показывает диск.)

Давайте его посмотрим (включает ноутбук, появляется на экране Старичок-лесовичок).

Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Я Старичок - лесовичок, хочу пригласить вас, на прогулку в зимний лес! Зимний лес полон сказок, загадок и чудес. (Слайд №2)

Воспитатель: - Ну что, ребята, мы принимаем приглашение Лесовичка?

Но прежде чем отправиться в лес, что мы должны вспомнить?

Правильно, правила поведения в лесу.

1. Нельзя ломать ветки деревьев,

2. нельзя на дереве царапать слова.

3. Нельзя разжигать костер.

4. Нельзя обдирать кору с дерева.

5. Нельзя шуметь, нельзя обижать птиц, животных.

6. Засыпать снегом молодые березки и елочки, чтобы они хорошо зимовали.

Ребята, а на чем сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие.

(На поезде, самолёте, вертолете, пешком).

Ребята, у нас много снега, мы можем отправиться на лыжах. Давайте мы наденем на ноги лыжи. Вы готовы? Отправляемся в путь!

(Дети, под музыку «на лыжах» идут в лес)

Мы пришли в зимний лес,

Сколько здесь вокруг чудес!

Справа сосны стройные стоят,

Слева елочки на нас глядят,

На деревьях нет листочков

И трава под снегом спит.

Воспитатель : Вот мы и в зимнем лесу. Посмотрите, как здесь красиво! А чем пахнет в зимнем лесу? (Слайд №3)

Давайте ребята вдохнём лесного воздуха.

Дыхательное упражнение:

дети вдыхают носом воздух

на выдохе произносят: «Ух свежо!» (3раза)

Поиграем в игру с мячом «Назови дерево».

(дети называют какие деревья знают)

А сейчас давайте присядем и полюбуемся красотой зимнего леса.

Я загадаю вам загадку, а вы найдете отгадку на доске, о каком дереве в ней говорится:

«Русская красавица

Стоит на поляне,

В зеленой кофточке

В белом сарафане». (Береза)

Послушайте загадку:

«Если дунет ветерок,

Задрожит ее листок.

Ветерок совсем не сильный,

Но дрожит листок… осины».

Вроде сосен, вроде ёлок,

Но зимою без иголок. (Лиственница)

У меня длинней иголки,

Чем у ёлки.

Очень прямо я расту

В высоту. (Сосна)

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год. (Ёлка)

Это дерево большое,

На ветвях его растёт

Не листва – густая хвоя

Зеленеет круглый год.

И всегда на шишки щедр

Исполин сибирский – ... (кедр).

Как вы думаете, чем отличается береза от ели? (Слайд№4)

Обратите внимание на листья, ствол, ветки. Они одинаковые?

(Разные. У березы листья круглые с зубчиками. А у елки хвоинки.)

Как называется лес, в котором растут березы? (Слайд №5)

(Такой лес называют БЕРЕЗОВОЙ РОЩЕЙ или БЕРЕЗНЯКОМ.)

Лес, в котором растут только осины? (Слайд№6)

(называется – ОСИННИК.)

Как вы думаете, почему, где растут березы, осины и другие деревья, называется лиственный лес? (Слайд №7)

(деревья, имеющие листву называется ЛИСТВЕННЫМ.)

ФИЗМИНУТКА:

«Наступило утро,

Солнышко проснулось,

И березки к солнцу потянулись.

(руки вверх, встать на носочки)

Поздоровались друг с другом,

Наклонившись в стороны.

(наклоны в стороны)

С солнцем поздоровались,

Радуясь дню новому.

(руки вверх, помахать ими).

Почему он так называется?

Какие деревья растут в хвойном лесу?

(Сосны, ели, кедр, пихта, лиственница.)

Кто знает загадку про ель и сосну?

(«Зимой и летом одним цветом».)

Почему всегда одним цветом?

(Они не сбрасывают свои хвоинки, как лиственные деревья листву.)

Посмотрите на лес, где растут одни ели. Как такой лес называется?

(ЕЛЬНИК.) (Слайд №8)

Лес, где растут одни сосны, как называется?

(СОСНОВЫЙ БОР или СОСНЯК.) (слайд №9)

Лес, где растут одни кедры, как называется?

(КЕДРОВЫЙ ЛЕС или КЕДРАЧ.) (слайд №9)

Лес, где растут одни пихты, как называется?

(Пихтовый лес.) (Слайд №10)

Лес где растут лиственницы?

(ЛИСТВЕННИЧНЫЙ) (Слайд №10)

Ребята у лиственницы, как у сосны и ели, хвоинки вместо листьев. А название своё она получила, потому что сбрасывает свои хвоинки осенью, как лиственные деревья. Про лиственницу говорят: "Из семейства сосен, елок, а зимует без иголок".

А лес, где растут и береза и осина и елки и сосны, как называется?

(СМЕШАННЫЙ ЛЕС.) (Слайд №11)

Устали бродить по лесу? Давайте присядем на полянке и поиграем в игру «Детки с какой ветки» рассмотрим ветви сосны и ели, кедра и лиственницы их шишки. (слайд №12)

Чем они похожи? Чем они отличаются?

Засиделись мы с вами на полянке, давайте поиграем в игру «Каждое дерево в свой лес».

На карточках - хвойные и лиственные деревья. Возьмите по одной карточке и найдите каждому дереву свой лес. (В процессе игры спрашиваю, почему дети поместили то или иное дерево именно сюда).

Д/И «Для чего нужно дерево?» – в этой игре вам нужно рассказать о значении дерева для насекомых, птиц, животных, людей. (Слайд №13)

(это столовая для животных, насекомых, птиц, так как листьями деревьев питаются: лось, птицы, гусеницы и другие обитатели леса)

(это место для постройки гнезда)

(для жука это жилище где можно найти добычу, место для откладывания личинок)

(для зайца это пища, зимой кора, укрытие)

(для художника это объект для картин)

(для усталого путника это раскидистое дерево укрыться от знойного солнца, отдохнуть)

(дерево для горожанина это чистый воздух, прохлада в жаркую погоду, место отдыха).

Ребята, от нас с вами зависит, будут ли расти красивые деревья в лесах и парках, будут ли на них вить гнезда веселые птицы. И тогда не придется заносить деревья в Красную книгу только потому, что их очень мало осталось или они погибли.

Заключение.

А теперь нам пора в детский сад.

(Дети, под музыку «на лыжах» отправляются в детский сад)

Ребята, давайте нарисуем деревья и отправим Лесовичку наши рисунки в знак благодарности за увлекательное путешествие по лесу.

Какие деревья вы нарисовали? Какие бывают деревья? Назовите лиственные деревья. Назовите хвойные деревья. Для чего нужны деревья?

Список используемой литературы:

  1. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе. Познавательное развитие. ИЗО. Экология»// Воронеж ТЦ «Учитель», 2005.
  1. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию»// Санкт-Петербург, «Детство – Пресс», 2004.

3. Новикова Е. Н. «2000 пословиц, поговорок, потешек и скороговорок»// ООО «Фирма «Издательство АСТ»», 1999.

4. Сайты интернета для воспитателей


Похожие публикации