Портрет дошкольника в контексте воспитания. Лекция ii

Стремясь глубже понять проблемы развития и поведения ребенка, необходимо учитывать каждую сторону этого процесса: умственное, социальное и эмоциональное развитие.

Период 5-7 лет характеризуется качественно новой социальной ситуацией развития ребенка. В этот период наилучшим образом развиваются его способности, происходит созревание психики и становление социальных свойств, от которых зависит, на что будут направлены его способности. Этот период характеризуется интенсивным развитием нервной системы.

Восприятие, ранее связанное исключительно с практическим действием, выделяется в самостоятельный процесс, перерастая в наблюдение, при этом наблюдается большая точность различения цветов и звуков, а яркие впечатления способны оставить след на всю жизнь.

Внимание в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер, но постепенно оно становиться более устойчивым. Существенное повышение устойчивости внимания отмечается в исследованиях, в которых детям предлагается рассматривать картинки, описывать их содержание, слушать рассказ. Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно, управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Для этой цели старший дошкольник использует определенные способы, которые он перенимает у взрослых. Таким образом, возможности этой новой формы внимания - произвольного внимания - к шести-семи годам уже достаточно велики. Но даже старшим дошкольникам еще трудно сосредоточиться на чем-то однообразном. А вот в процессе интересной для них игры внимание может быть достаточно устойчивым.

Подобные возрастные закономерности отмечаются и в процессе развития памяти. Память в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший, интерес, дает наилучшие впечатления. Таким образом, объем фиксируемого материала во многом определяется эмоциональным отношением к данному предмету или явлению. По сравнению с младшим и средним дошкольным возрастом относительная роль непроизвольного запоминания у детей шести-семи лет несколько снижается, вместе с тем прочность запоминания возрастает 7 . В старшем дошкольном возрасте ребенок в состоянии воспроизвести полученные впечатления через достаточно длительный срок.

Мышление ребенка 5-7 лет конкретно, образно и эмоционально, оно дискурсивно (собственно рассуждающее мышление) с зачатками логического рассуждения. Старший дошкольный возраст представляет наиболее благоприятные возможности для развития различных форм образного мышления.

И, наконец, именно в этом возрасте развивается воссоздающее и творческое воображение. Формирование воображения находится в непосредственной зависимости от развития речи ребенка. Воображение в этом возрасте расширяет возможности ребенка во взаимодействии с внешней средой, способствует ее освоению, служит вместе с мышлением средством познания действительности. Развитие представлений во многом характеризует процесс формирования мышления, становление которого в этом возрасте в значительной степени связано с совершенствованием возможности оперировать представлениями на произвольном уровне. Эта возможность существенно повышается к шести годам, в связи с усвоением новых способов умственных действий.

В 5-6 лет у ребенка появляется систематическое рассматривание предмета, движение взора характеризуется последовательностью, возрастает устойчивость внимания, которое тесно связано с развитием речи, ребенок все правильнее передает в речи то, что воспринимает.

Возникновение произвольной памяти также связано с возрастанием регулирующей роли речи. Память постепенно превращается в особую деятельность, которая подчиняется специальной цели - запомнить. Ребенок успешно контролирует себя, запоминая или воспроизводя материал, память больше становится подконтрольной самому ребенку (устанавливает элементарные связи в изображении).

Основа впечатлений эмоциональная, но растет интеллектуальная активность. Увеличивается также познавательная и деятельностная активность. В этот период для детей особенно важен процесс деятельности, исследование и целостное проживание самой деятельности, а не только ее цели и результаты.

Происходит развитие интеллектуальных способностей на уровне конкретных мыслительных операций: узнавание, сравнение, процесс формирования образов (аналогии), реконструкции (фантазии, собственные объяснения явлений).

Реакции на впечатления и переживания становятся продуктивными и реализуются в творчестве.

Н.Н. Поддъяков показал, что в возрасте четырех-шести лет происходит интенсивное формирование и развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов и воздействия на них с целью изменения 8 . Данный уровень умственного развития, то есть наглядно-действенное мышление, является как бы подготовительным. Он способствует накоплению фактов, сведений об окружающем мире, созданию основы для формирования представлений и понятий.

При выполнении волевых действий значительное место продолжает занимать подражание, хотя оно становится произвольно управляемым. Вместе с тем, все большее значение приобретает словесная инструкция взрослого, побуждающая ребенка к определенным действиям. У старшего дошкольника отчетливо выступает этап предварительной ориентировки. Игра и требует заранее выработать определенную линию своих действий. Поэтому она в значительной степени стимулирует совершенствование способности к волевой регуляции поведения. Носителем норм и правил ребенок считает взрослого, однако при определенных условиях в этой роли может выступать и он сам. При этом его активность в отношении соблюдения принятых норм повышается.

Активное накопление социального опыта детей старшего дошкольного возраста и формирование зачатков самосознания происходит на фоне их психофизиологического развития. Начиная с 6 лет у детей происходят существенные изменения претерпевают структура и функции мозга. Созревание коры больших полушарий приводит к существенным качественным изменениям человека. В корко-подкорковом взаимодействии главенствует кора. Кора-тормоз по отношению к подкорковым структурам, и усиление ее влияния способствует нарастанию сдержанности в проявлении эмоций, контролируемости и осмысленности поведения.

Б.А.Титов указывает, что «Вместе с тем, кора-организатор и регулятор высших нервных функций и поведенческих реакций, и с ее развитием создаются предпосылки для более совершенного опознания зрительных стимулов, меньшую роль начинают играть эмоциональные характеристики стимула и большую его информационная значимость; совершенствуется выделение наиболее значимой информации по заданной инструкции или по внутреннему побуждению» 9 .

Дети старшего дошкольного возраста уже в состоянии длительно и устойчиво поддерживать функциональную активность. Естественным механизмом, способствующим развитию функциональной активности является игра. В ней создаются определенные условия для формирования мотивов целенаправленного поведения. В общении со сверстниками начинает вставать вопрос о самооценке, нравственных позициях, лидерстве.

К шести годам существенно изменяется мотивационная сфера ребенка. Чаще других мотивов в 6-летнем возрасте выступает мотив «выиграть, победить» 10 . В этой связи они любят сравнивать свои успехи с делами других детей, не прочь преувеличить и даже прихвастнуть. Все это обусловлено потребностью ребенка в признании его со стороны, как взрослых, так и сверстников.

Если дети 3-5 лет преимущественно действуют под влиянием сиюминутных чувств и желаний и, совершая тот или иной поступок, не дают себе при этом четкого отчета, зачем и почему они его совершают, то поступки, совершаемые ребенком дошкольного возраста, более осознаны.

Расширяются и усложняются отношения детей с окружающими. Дети более всего ценят те качества и особенности поведения, которые чаще всего принимаются сверстниками, от которых в существенной степени зависит их положение в группе. От признания или не признания ребенка этого возраста группой зависит его самооценка.

Психолог Г.С. Абрамова отмечает, что возраст 6 лет является началом активного формирования психологических механизмов личности в единстве всех ее составляющих. Уже шестилетний ребенок способен давать себе отчет о своем поведении, о степени соответствия своего поступка нормам, у него сформированы критерии самооценки 11 .

Основой первоначальной самооценки является умение сравнивать себя с другими детьми. Для шестилеток характерна в основном не дифференцированная завышенная самооценка. К семилетнему возрасту она дифференцируется и несколько снижается. Появляется отсутствующая ранее оценка сравнивания себя с другими сверстниками. Недифференцированность самооценки приводит к тому, что ребенок шести-семи лет рассматривает оценку взрослым результатов отдельного действия как оценку своей личности в целом, поэтому использование порицаний и замечаний при обучении детей этого возраста должно быть ограничено. В противном случае у них появляется заниженная самооценка, неверие в свои силы.

Адекватная самооценка придает ребенку уверенность в себе, смелость, способствует активному проявлению своих интересов, способностей, стимулирует достижение цели. Завышенная самооценка может привести к высокомерию, зазнайству, упрямству, агрессивности и даже жестокости. Заниженная самооценка может ввести в депрессивное состояние, спровоцировать невротичность ребенка, сформировать комплекс неполноценности.

Все выдающиеся педагоги от Яна Амоса Каменского до новаторов современной педагогики говорят о необычайно высокой умственной активности 6-летних детей. Повышенная склонность к умственной деятельности детей этого возраста проявляется буквально во всем: от способности «легко, как бы играя, запоминать огромное количество информации (стихи, марки машин, имена артистов и т.п.), до поиска и открытия оригинальных решений в конструировании, моделировании и т.п.» 12 .

Появление к 6 годам такого важного свойства системы восприятия, как специализированное участие областей коры головного мозга в осуществлении приема и анализа внешних стимулов, изменяет возможности зрительной воспринимающей системы.

Г.С. Абрамова отмечает повышенную чувствительность детей старшего дошкольного возраста к экзистенциальным переживаниям, обозначение границ Я-концепции через установление дистанции с другими людьми, формирование обобщенной концепции другого человека 13 . Сензитивность, повышенная чувствительность ребенка к содержанию его Я-концепции делает его очень уязвимым к любым воздействиям других людей, недаром именно защищенное окружение является ресурсом его развития.

С такой повышенной чувствительностью к воздействиям других людей ребенок и приходит к середине детства. Расширяется его социальное пространство отношений с разными людьми.

Возможность экспериментировать с собственным Я и не-Я, создающаяся в середине детства, переживание дифференцированных отношений (свои - чужие) с людьми создает условия для осознания границ собственного психологического пространства. Развиваются способность к саморегулированию поведения ("хочу, могу, надо"), к планированию деятельности ("как?, зачем?, когда?"), способность к самосознанию, определению уже своего психического "Я".

В осознании мира происходит открытие и понимание существования параллельных миров "в других" ("Я, другие и весь мир"), осознание существующих связей "Я - другие", "Другие между собой и вне меня". Развивается способность к сочувствию, сопереживанию "другому" с опорой на свой чувственный опыт.

В литературе середина детства связывается с кризисом шести лет как периодом потери ребенком непосредственности и спонтанности в активности, а приобретения произвольности и опосредованности, то есть поведение становится многоплановым разделяется план реальный и вымышленный, ребенок осознает их несовпадение; разделяется план предметный и отношенческий; становятся дифференцированными чувства, выделяется и осознается переход одного чувства в другое.

Ребенок уже не просто реагирует, усваивает, он уже и многое делает «понарошку», «специально», применяя для воздействия на себе и на других известные ему закономерности человеческих отношений и свойства предметов. Он уже может хотеть понравиться другому человеку и стараться делать это, он уже может хотеть выглядеть умным и стараться делать это. Он (еще не всегда в изощренной взрослой форме) может оправдать ожидания близких, поведя себя так, как этого хотят они, а не он сам 14 .

Психологи указывают, что эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. По мере того, как ребенок растет, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Меняется и внешнее проявление эмоций.

Ребенок усваивает язык чувств – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т.д. С другой стороны, ребенок овладевает умением сдерживать бурные и резкие выражения чувств.

Известно, что основополагающая особенность детей шестого года жизни состоит в возможности овладения под руководством взрослого тремя способами обобщения эмпирическим, анализом через синтез, восхождением к конкретному, при котором частное, единичное рассматривается как проявление всеобщего. Третий тип обобщения относится к теоретическому обобщению и является продуктом умозаключения, полученного опосредованным, путем через систему рассуждений. Освоить такое обобщение - значит перейти к увязыванию внешне весьма различных явлений в едином процессе их происхождения из общего «начала», используя притом всю совокупность эмпирических данных о реальном процессе развития предмета (В.В. Давыдов). Овладение умозаключающим обобщением показывает, что содержание объективного мира раскрылось человеку в связях и зависимостях (С.Л. Рубинштейн).

Становление личности предполагает, как минимум, три взаимопроникающих, подчас протекающих параллельно, но сохраняющих свою специфику этапа, три аспекта усвоения культуры.

Первый этап – хоминизация (овладение индивидом основами человеческого поведения) – включает в себя освоение санитарно-гигиенической культуры, элементарных навыков общения (в первую очередь речи), культуры питания и иных компонентов культуры быта.

Второй этап – социализация – находит свое выражение во включении человека в общество посредством формирования у последнего культуры социального общения, культуры познания, культуры профессионально-трудовой деятельности, культуры выполнения гражданских, нравственных, общественных, семейных обязанностей.

Третий этап – инкультурация – связан с формированием у человека эстетического отношения к действительности и искусству, способности восприятия ценностей культуры; с овладением умениями и навыками художественного творчества, внесения эстетических начал в быт и досуг.

Многие становятся субъектами четвертого этапа развития личности – этапа самореализации своих творческих потенций, когда индивидуальность в полной мере раскрывает свои культуросозидающие возможности, внося в социально-культурную сферу свое «я», свою оригинальность и неповторимость.

Содержание и технология этих процессов предопределяется прикладной культурологией, а методика вовлечения человека в мир культуры строится в соответствии с требованиями социальной педагогики. Определяя методологию и методику вовлечения человека в мир культуры, прикладная культурология должна учитывать всепроникающий характер культуры и специфику ее постижения в разных сферах жизнедеятельности. Усвоение научных знаний, культуры труда и производственных отношений, как правило, опирается на логику, на разум, требует экспериментальной работы, доказательства формул, теорем, эффективности технологических процессов. Восприятие произведений искусства в первую очередь основывается на эмоциональной сфере, на эстетических чувствах.

Однако в целом осознание индивидом любых ценностей духовной или материальной жизни строится на единстве информационно-логического и эмоционально-образного. На научной конференции или при разработке высоких технологий превалирует разум, на концерте симфонического оркестра или художественной выставке решающую роль играют чувства, но любое явление культуры вызывает у людей и логические умозаключения, и эмоциональное восприятие.

Психолого-педагогические исследования показали, что детям дошкольного возраста доступно понимание изобразительного искусства, его содержательной стороны и средств выразительности при условии целенаправленного обучения (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Б.М. Теплов, Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина).

Резюме: Обобщая наиболее важные достижения психического развития ребенка шести-семи лет, можно заключить, что в этом возрасте дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития. В это время формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать. Психофизиологические особенности делают детей старшего дошкольного возраста необычайно восприимчивыми к творческим видам деятельности, этот период детства сенситивен для творческого развития ребенка, для формирования познавательных способностей.


Формирование личности

Черты и типы. Психологический портрет ребенка

Большие врожденные различия ребятишек требуют особого подхода к каждому. Однако знать, что они разные, недостаточно. Требуется определить и выразить различия, если уж не числом, то хотя бы качественно, словом. С тех пор как люди научились наблюдать и записывать, существуют попытки выделять «черты и типы» людей. Человек столь сложен и многолик, а взгляды, ученых столь различны, что общепринятой классификации так и не получилось. Невозможно втиснуть в схему все разнообразие проявлений личности, а что считать важным, что второстепенным, об этом у каждого ученого и наблюдателя свое мнение. Раз так, имеют ли смысл попытки классифицировать психику детей? Пока они совсем малы, трудно рассмотреть «тип» или «черты», с возрастом они могут измениться по мере созревания потребностей и их реализации. Может быть, будущие изменения более значительны, чем исходные черты, из которых можно предвидеть? Не явится ли тормозом в воспитании «ярлык» типа, который приклеит воспитатель ребенку и под который будет подгонять свои новые наблюдения, рискуя просмотреть проявление черт, не укладывающихся в схему? Все эти опасности, несомненно, существуют, но они не столь велики, если не возводить в абсолют психологические схемы.

Все-таки больше пользы искать и находить в психике ребенка характерные черты, чем отрицать эти попытки. Полезно уже знание перечня этих черт, оно настраивает на изучение «объекта», без которого нет управления. Воспитание - это и есть управление развитием ребенка, чтобы переводить его из исходного состояния в желаемое… Очень интересно проследить «траекторию» формирования личности, наблюдения такие имеются, но, к сожалению, они охватывают лишь детский возраст - до 7-12 лет.

Ученые-психологи не расходятся в одном: существуют врожденные черты личности, которые мало меняются с возрастом. (А некоторые утверждают, что совсем не меняются!) Сколько таких черт - вопрос другой, одни говорят - много, другие - мало, что почти все прививается и изменяется. Наши детские психологи (например, А.А. Люблинская) ограничиваются выделением типов темперамента и делят их по старым гиппократовским канонам, подтвержденным И.П. Павловым. Вот эти типы.

Холерики - тип сильный, возбудимый, безудержный - способны на высокое напряжение, однако не длительное, оно сопровождается отдыхом и упадком духа. Оптимизм и УДК (уровень душевного комфорта) - невысоки.

Сангвиники - сильный уравновешенный тип - характеризуются умеренным напряжением, но с быстрым переключением деятельности. Оптимисты, общительны.

Флегматики - сильный тормозной тип - способны на длительное устойчивое средней силы напряжение, не требующее большого отдыха.

Меланхолики - слабый тормозной тип - не способны ни на сильное, ни на длительное напряжение, пессимисты. Замкнутые.

Ярко выраженных типов мало, обычно природа ограничивает чертами характера - сила и длительность напряжений, оптимизм-пессимизм, общительность-замкнутость, а, следовательно, и преимущественные эмоции. Все это представлено в разных пропорциях.

На Западе большое распространение получила так называемая психосоматика, предполагающая, что имеется значительное соответствие между строением тела и психическими свойствами личности и что то и другое - стойкое. Больше всех популярна классификация Шелдона. Он выделял три типа телосложения и три типа психики, между которыми находили соответствие до 80 %. Ради общего развития приведу краткое описание этих типов.

Так называемый эндоморфный («преобладание внутренностей») тип характеризуется шарообразными формами: круглая голова, большой живот, ноги и руки тонкие в запястьях и лодыжках, но с жирными плечами и бедрами. Этому соответствуют признаки темперамента: любовь к комфорту, жажда похвалы и одобрения, общительность, хороший семьянин, тяга к людям в тяжелую минуту.

Второй тип - мезоморфный - это классический Геркулес с преобладанием мышц и костей, с квадратной головой, с малым количеством жира. По темпераменту он лидер. Уверенность в себе, любовь к приключениям, эмоциональная черствость, при случае - агрессивность. Деятельный в трудную минуту.

Третий тип - эктоморфный - это долговязый человек с узкой грудной клеткой, тонкими и длинными руками и ногами, вытянутым лицом. Жир почти отсутствует, мускулатура слабая, зато хорошо развита нервная система. По темпераменту необщительный, скрытный и эмоционально сдержанный, склонный к одиночеству.

Разумеется, эта типология во многом наивна, но все же значительное число людей можно разделить по этой классификации. Тип начинает вырисовываться примерно с пяти лет, но условия питания и физкультура могут значительно задержать появление врожденных анатомических особенностей.

В нашей лаборатории В.М. Белов с сотрудниками, длительно наблюдая ребятишек ясельного возраста, выделил три типа, взяв за основу главную черту поведения.

1. Исследователи: проявляют очень активный интерес к предметам среды, способны к длительному концентрированию внимания и к значительным напряжениям.

2. Лидеры: очень активные «вожаки», общительные, но не склонные к концентрации внимания.

3. Наблюдатели: неудачное, на мой взгляд, определение, касающееся пассивных ребят, видимо, слабого типа характера. Таких середняков оказалось большинство.

Мы также составили свой список черт, по которым можно описать психику. Исходили из силы характера, основных потребностей и оптимизма. Для некоторых черт находили два противоположных качества и оценивали их баллами (+)2 - (+)1 - 0 - (-) - (-)2. Для других приходилось ограничиваться одним качеством. Цифра 2 ставится при ярко выраженной черте личности, 1 - когда она заметна, 0 - когда есть сомнения между полярными качествами.

Сила характера: «Сильные, средние, слабые»

Способность к напряжениям (усилиям) 2-1-0.

Длительность напряжений 2-1-0.

Инстинкты:

А. Самосохранения

Храбрость - 2-1-0-1-2 трусость

Агрессивность 2-1-0-1-2 миролюбие, доброта

Жадность 2-1-0-1-2 щедрость

Б. Продолжение рода

Нежность 2-1-0-1-2 холодность (к взрослым или детям)

В. Стадный

Общительность 2-1-0-1-2 замкнутость

(«Экстраверт»)< >(«Интраверт»)

Лидерство (властность) 2-1-0-1-2 (подчиненность)

Эгоизм 2-1-0-1-2 доброта (сопереживание)

Г. «Сложные рефлексы» по Павлову

Любознательность 2-1-0-1-2 безразличие

Игра, деятельность, работоспособность 2-1-0-1-2 пассивность, лень.

Пессимизм - оптимизм: веселость, жизнерадостность 2-1-0-1-2 грусть, печальность, слезливость.

Я отлично понимаю, что определение этих качеств в своем ребенке - совсем не простая вещь. Нужно видеть много детей и иметь возможность сравнивать их, тогда с некоторой натяжкой можно поставить предположительный балл. Разумеется, помочь может педагог из детского сада или яслей. Тем не менее, нужно стараться: будете хотя бы больше наблюдать ребят.

Многие исследователи отмечали неизменность в течение многих лет основных черт личности, выделенных у маленьких. Тщательное количественное определение черт, проводимое В.М. Беловым в течение трех лет - от одного года до четырех, подтвердило эти наблюдения.

К сожалению, срок слишком короток, чтобы делать далеко идущие выводы и давать рекомендации. Можно предполагать, что в «переломный» возраст отрочества личность значительно меняется.

Наблюдения желательно проводить систематически и не менее двух раз в год заполнять соответствующую карту, чтобы иметь возможность видеть динамику. Понимаю, что такое тестирование пригодно только для ученых-педагогов, наблюдающих много детей, но и родители должны хотя бы пытаться выделить крайние качества, записывать, чтобы наблюдать динамику с возрастом.

Карту черт характера можно дополнить определением авторитетов. По нашим исследованиям (В.М. Белов с сотрудниками), она выглядит так.

Авторитеты: мать (авторитет любви 0, 1, 2, страха - 0, 1, 2, уважения - 0, 1, 2). Таким же образом оцениваются другие члены семьи, а также воспитатели и учителя. Получается количественная оценка отношения и авторитета - от любви до ненависти. Для ребенка значение авторитета чрезвычайно велико, поскольку он является источником «убеждений».

Собственные взгляды вырабатываются значительно позднее. Убеждения ребенка выражаются в моральных понятиях: вины, совести, долга, справедливости и чести. Было бы интересно не только обнаружить их, но и «измерить» силу, значимость в сравнении с биологическими потребностями. Что ребенок может сделать из убеждения против очевидного чувства? К сожалению, это трудно реализовать практически.

Развитие интеллекта является главным условием формирования личности ребенка. Здесь как нигде сказывается значение опережающей тренировки, стимулирующей созревание нервных структур коры мозга. В то же время здесь проявляется строгая последовательность наращивания знаний и опыта. Бессмысленно и вредно излишне форсировать обучение.

В психологическом портрете очень важно определение уровня интеллекта. За рубежом широко пользуются тестами для измерения IQ, «количества интеллекта», чуть ли не возводят его в универсальный показатель для оценки человека. Советские психологи, начиная с A.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, всегда относились к IQ с осторожностью, справедливо считая, что его нужно дополнять другими чертами личности, например, социальными и трудовыми навыками. Группа B.М. Белова определяла меру умственного развития у своих детей, пользуясь методом Н.М. Аксариной, - по объему и глубине знаний, предложенным ею для детей дошкольного возраста. Не буду его описывать, для родителей это сложно, а воспитатели при желании найдут литературу. Лучше я приведу основные вехи, характеризующие развитие ребенка до семи лет, в разных аспектах его личности.

16 недель: улыбается взрослым в ответ на приветствия. Громко смеется. По приготовлениям предвидит питание. Может сидеть 10-15 минут в подушках.

28 недель: садится быстро, тянется на руки, стоит с помощью взрослых. Схватывает вещи, перекладывает из одной руки в другую. Произносит много гласных звуков.

9 месяцев: ползает на руках и коленях. Стоит и ходит, держась за предметы или за руку взрослого. Играет с предметами. Может произносить несколько слов: «мама», «баба» или другие.

1 год. Начинает ходить самостоятельно. Взбирается на ступеньки ползком. Самостоятельно ест густую кашу. Немного помогает в процессе одевания. Пассивно знает довольно много слов и выполняет простейшие инструкции: на вопрос «где?» отыскивает знакомые предметы, делает «ладушки». Произносит до 10 слов. Пользуется игрушками в соответствии с их назначениями: катает мяч, укладывает в коробку мелкие вещи, нанизывает кольца на стержень. Способен смотреть простенькие рисунки и узнавать.

1,5 года. Хорошо ходит, хотя часто падает. Поднимается по лестнице, держась за руку. Карабкается на стул. Сидит на стуле. Частично одевается. Самостоятельно ест. Рассматривает картинки и слушает чтение. Понимает несложные сюжеты. Знает два цвета, различает большой и маленький, шар и кубик. Расширяется речь: понимает много слов, произносит 30-40 слов и больше, составляет двухсловные предложения. Начинает подражать отдельным действиям взрослых и детей. Просится на горшок в дневное время.

2 года. Ходит вверх и вниз по лестнице с помощью, свободно влезает на стул. Хорошо ест ложкой. Переворачивает страницы. Различает три цвета, размеры: большой, малый, средний. Пассивный запас слов большой - несколько сот. Понимает рассказ без показа рисунков или предметов. Активный запас слов - до 300. Активно обращается к взрослым, задает простые вопросы. Легко повторяет фразы, начинает употреблять прилагательные и местоимения. Воспроизводит сюжетные постройки из кубиков или конструкторов.

2,5 года. Свободно ходит по лестнице, без помощи. Может ездить на трехколесном велосипеде, употребляя педали. Ест самостоятельно. Может надевать обувь, не умея завязывать шнурки и застегивать пуговицы, сам одевается. По образцам подбирает основные геометрические формы и предметы четырех цветов. Речь может быть очень богатой: говорит многословные предложения, задает вопросы нескольких типов (где? куда? что это?). Знает несколько стихов и песен. С удовольствием слушает чтение (знает любимые книги). Игры приобретают сюжетный характер, состоят из нескольких последовательных действий, которые могут заранее планироваться.

3 года. Бег, подвижные игры, «танцы». Тонкие движения: одевается, застегивается, завязывает шнурки, держит карандаш. Свободно пользуется речью. Понимает будущее и прошедшее время, довольно сложные рассказы. Произносит все звуки, кроме, возможно, «р», «л» и шипящих. Задает вопросы типа «зачем?», «когда?». Появляются обобщенные понятия типа «одежда», «посуда», «мебель». Начинает рисовать палочки, кружочки, лепить. Появляются элементы прогнозирования и воображения. Игры становятся более сложными. Устанавливаются взаимоотношения с детьми и проявляются потребности в лидерстве, в самоутверждении. Закладываются простейшие убеждения, оценки «хорошо - плохо».

4 года. Развитие двигательной сферы, навыки - умываться и вытираться, чистить зубы, полностью одеваться и раздеваться, прыгать на одной ноге, играть в подвижные игры, делать упражнения. Совершенствование в рисовании человечков, зверей из кружочков и линий. Дальнейшее усложнение речи: свободная ориентировка во времени и пространстве, в цветах и формах предметов. Знает свое имя, фамилию, адрес, возраст. Расширяются коллективные игры с подражанием взрослым, с выполнением ролей. Выявляются любимые занятия. Становится доступен социальным навыкам: здороваться, благодарить, быть вежливым с взрослыми. Появляются словесные обозначения чувств, а следовательно, и осознание их. Совершенствуются «убеждения» - понятия «надо», «стыдно» расширяются на более сложные ситуации, чем элементарные поступки. Способен сосредоточиться на определенном занятии 10-15 минут.

5 лет. Двигательная сфера совершенствуется в сторону тонких движений. Способен к многим домашним трудовым операциям. Усложняются рисунки, правда, в разной степени. У мальчиков появляется интерес к простейшим конструкторам, девочки начинают шить. Строят по собственному замыслу сооружения из песка и кубиков. Речь достигает грамматической правильности, хотя у некоторых детей возможны отставания. Доступны произношению все звуки и сочетания. Строятся сложные распространенные предложения во всех временах, но только автоматически, не по заданию. Проявляется интерес к незнакомым словам. Усложняются представления о причинах и следствиях. Способен к восприятию знаний, чтению, счету, к сосредоточению внимания до 20 минут. Расширяется социализация: научается подчинять свои желания требованиям окружающих. Появляются желание помогать взрослым и чувство ответственности. Наблюдаются зачатки эстетического чувства, любви к природе и юмора. Усложняются чувства и убеждения. Формируются притязания и устанавливается понятие о своем положении в иерархии детей.

Если ребенок развивается в детском коллективе, то он уже достаточно «социализирован»: знает, как нужно себя вести, свою роль и возможности. Характерны игры по правилам, со строгим соблюдением справедливости. В целом личность ребенка уже выявилась.

6 лет. Объем двигательных навыков зависит от обучения. Рисунки, лепка, конструкции, сооружения могут быть довольно сложными. Речь тесно связана с объемом знаний и информативностью семьи. Способен к обучению в школе.

Отставания психического развития ребенка могут проявиться в различных сферах личности: в овладении движениями, простыми и сложными навыками, в понимании речи и в активном пользовании ею, в развитии чувств, в социализации и в убеждениях. Не следует пугаться, когда отстает какая-нибудь одна функция, например, ребенок плохо говорит, но хорошо понимает речь. Если запаздывают сразу несколько функций, причем заметно, на 1-2 года, это уже тревожно и нужно обращаться к . Чаще всего это является результатом недостаточного внимания и индивидуальных занятий, например, когда ребенок длительно содержится в круглосуточных яслях. Любое общее отставание требует своевременной коррекции специальными занятиями. Консультировать в этом должен бы специалист по детской психологии, но, к сожалению, у нас их очень мало. Во всяком случае, родители не должны проявлять беспечность по части отставания в развитии своего ребенка: без внимания и без занятий он не «перерастет», будет плохо учиться и его шансы на счастье значительно уменьшатся.

Специалисты по детской психологии из института Гезела в США отметили целый ряд интересных особенностей динамики развития детей. Самая важная из них - это волнообразная цикличность настроения и поведения. Они приводят таблицу проявлений ведущих качеств в разном возрасте.

Авторы предупреждают, что не следует преувеличивать значение их схемы. Не все дети проходят перечисленные стадии в равной степени. В зависимости от характера те или иные черты могут быть выражены больше или меньше.

Детские психологи (А.А. Люблинская) также отмечают цикличность в развитии детей, хотя приводят несколько иные возрасты плохих «пиков» в поведении.

Все эти сведения необходимы для воспитателей, чтобы они не впадали в панику, когда их 3-5-летний ребенок показывает признаки строптивости или лени. Пройдет плохой период, и его поведение улучшится.

Второй совет американских психологов состоит в том, чтобы не пытаться во что бы то ни стало переделывать тип психики, присущей ребенку от рождения. Они говорят, что нужно его «распознать, понять и принять», с тем чтобы разумными воспитательными воздействиями сгладить те черты, которые могут помешать будущему счастью. Разумеется, они несколько преувеличивают «психосоматику» Шелдона, но их призыв к умеренности в требованиях полезен для чересчур честолюбивых родителей, некритично воспринявших идею о том, что из любого ребенка можно вылепить личность по любому образцу, который понравится. Человек воспитуем, но в границах, и если за них переходить, то это уменьшит его количество счастья.

← + Ctrl + →
Формирование личности Стратегия и тактика воспитания

Старший дошкольный возраст ребенка - это период его быстрого развития и становления. Ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него активно формируется внутренняя социальная позиция, он стремится к принятию новой социальной роли.

К шести годам у ребенка за счет установления дистанции с другим человеком и формирования обобщенной концепции другого человека устанавливаются контуры его собственной "Я - концепции". Границы мира ребенка расширяются. Кроме членов его семьи значимыми становятся другие люди - чужие, но каким-либо образом имеющие отношение к его жизни. Ребенок начинает понимать, что кроме безусловной родительской любви присутствующей в нормально функционирующей семье существует чужой. Человек, который вторгается в психическое пространство ребенка, не спрашивая его, хочет он этого или нет. С этим чужим человеком ребенок должен выстроить какие-то отношения, он должен осваивать модели поведения, подходящие для общения с ним.

Дети шести лет повышенно самолюбивы, чувствительны к словам и их оттенкам, к отношению окружающих. В этот период ребенок активно экспериментирует с собственным "я", он исследует свое тело - это помогает ему осознать границы собственного психологического пространства. Он начинает усваивать социальные культурные нормы, характеризующие его половую принадлежность: мальчики не плачут, девочки не дерутся и т.д.

К шести годам ребенок начинает ориентироваться на нормы своего пола. Образцы мужского и женского поведения встраиваются в структуру его самосознания. Психологические особенности детей как представителей того или иного пола проявляются в игре: в выборе игровой роли, в проявлении интереса к видам деятельности, связанным с мужскими и женскими социальными ролями. У ребенка формируется чувство тождественности с другими представителями своего пола, он стремится подчеркивать свою мужскую или женскую сущность. Формирование такого чувства во многом определяет полноценность развития его личности.

К шести годам активно формируются нравственно-этические категории. Ребенок уже в значительной степени может отличить понятия "плохо-хорошо", "правда-неправда", у него развивается и дифференцируется чувство стыда, вины, появляется и развивается чувство собственного достоинства. Дети бурно реагируют на несправедливость, предвзятое отношение, насмешку. Вместе с тем развиваются и те качества, которые не приветствуются родителями. К шести годам уже практически все дети могут лгать. У детей могут развиваться "агрессивные фантазии". Ребенок может сказать: "Мама, ты плохая, я тебя не люблю". Спокойное отношение к таким проявлениям, отсутствие раздражения и нетерпимости позволяет ребенку научиться лучше управлять собой, позитивно перерабатывать конфликтные ситуации.

В 6 лет ребенок стремится активно познавать окружающий его мир предметов и явлений, устройство самих предметов. Основным средством познания продолжает оставаться игра. Детям в этот период их жизни нравятся интеллектуальные игры и занятия типа кроссвордов, головоломок, конструкторов. Сохраняется сюжетно- ролевая игра, и из нее выделяется игра по правилам. В сюжетно-ролевой игре воспроизводятся собственно человеческие роли и отношения. В игре с правилами роль отходит на второй план и главным становится четкое выполнение правил игры. Увеличивается время игровой деятельности - она уже может продолжаться час и более. К шести годам главным становится воспроизведение отношений между людьми. В игре моделируются социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека. Становится важным подчинением правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения правил жестко контролируется. Игровые действия сами по себе постепенно теряют свое первоначальное значение - предметные действия сокращаются и обобщаются, а иногда вообще замещаются речью.

Для развития полноценной уверенности в себе и комфортного самочувствия ребенку шести лет необходимо общение со сверстниками своего пола, групповая игра со сверстниками. В результате участия в совместной игре у ребенка накапливается полезный опыт переживания сопротивления границ чужого и собственного психологического пространства, он обучается устанавливать свое место в совместной деятельности, собственными силами "выяснять отношения" с другими. Ребенок осознает особенности своего "я" через то, как сверстники относятся к его игровым качествам. При этом взрослый находится рядом, но он не вместе с ребенком - только в таком случае ребенок действительно обучается взаимодействовать самостоятельно с окружающим миром. С этой точки зрения даже драка может быть предпочтительнее, чем благополучие, поддерживаемое внешним контролем взрослого.

В игре со сверстниками дети учатся также терпению и кооперативности - тем качествам, которые позволят им в дальнейшем сотрудничать с другими людьми. В игре ребенок обучается произвольности своего поведения, приобретает механизмы управления им. Образцом в игре служат не моральные нормы или требования взрослых, а образ другого, чье поведение копирует ребенок.

Самоконтроль у ребенка появляется только к концу дошкольного возраста, первоначально возникает внешний контроль выпадает из процесса управления поведением, и ребенок обучается контролировать свое поведение самостоятельно - контроль становится воображаемым. Успехи и неудачи ребенка в деятельности и в общении, усваиваемые им оценки взрослых влияют на его образ самого себя.

Социальное развитие. В возрасте 6 - 7 лет дети умеют общаться со сверстниками и взрослыми, знают основные правила общения, они стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче, тонко реагируют на изменения в настроении взрослых.

Организация деятельности. Дети 6 - 7 лет способны воспринимать инструкцию и выполнять по ней задание, если поставлены цель и четкая задача действий, могут сосредоточенно, не отвлекаясь работать по инструкции в течение 10 - 15 минут.

Речевое развитие. Дети 6 - 7 лет могут правильно произносить все звуки родного языка. Словарный запас составляет 3,5 - 7 тысяч слов. Дошкольники стилистически правильно строят предложения, умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам, способны передавать интонацией различные чувства, использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения.

Интеллектуальное развитие. Проявляют самостоятельный интерес к животным, природным объектам и явлениям, наблюдательны, задают много вопросов, с удовольствием воспринимают любую новую информацию, имеют элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире, быте, жизни.

Развитие внимания. Дети этого возраста способны к произвольному вниманию, однако устойчивость его еще невелика (10 -15 минут) и зависит от условий и индивидуальных способностей ребенка. Количество одновременно воспринимаемых объектов мало (1 - 2). Они не могут быстро и часто переключать внимание с одного объекта или вида деятельности на другой.

Развитие памяти. У детей 6 - 7 лет преобладает непроизвольная память, но они способны и к произвольному запоминанию, могут овладеть приемами логического запоминания.

Развитие мышления. К поступлению в школу у детей должно быть сформировано наглядно - действенное мышление, которое является необходимым базисным образованием для развития наглядно - образного мышления, составляющего основу успешного обучения в начальной школе. Доступна логическая форма мышления.

Зрительно - пространственное восприятие. Дети 6 - 7 лет могут различать пространственное расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости, могут различать и выделять простые геометрические фигуры, классифицировать фигуры по форме и величине. Старшие дошкольники различают и выделяют буквы и цифры, написанные разным шрифтом, мысленно могут находить часть от целой фигуры. Достраивать фигуры по схеме, конструировать их.

Развитие зрительно - моторных координаций. Для детей 6 - 7 лет характерна способность срисовывать простые геометрические фигуры, пересекающиеся линии, буквы и цифры с соблюдением пропорций, соотношений штрихов.

Развитие слухо - моторных координаций. Для детей этого возраста характерна способность различать и воспроизводить несложный ритмический рисунок, выполнять под музыку ритмические (танцевальные) движения.

Развитие движений. Дети уверенно владеют элементами техники всех бытовых движений, способны к самостоятельным, точным, ловким движениям, производимым под музыку в группе сверстников. Старшие дошкольники могут освоить и правильно реализовать сложно координированные действия при ходьбе, выполнять сложно координированные гимнастические упражнения, способны к координированным движениям пальцев, кисти, руки при выполнении бытовых действий, при работе с конструктором, мозаикой, могут делать простые графические движения (вертикальные, горизонтальные линии, овалы, круги и т.д.), способны овладеть игрой на различных музыкальных инструментах.

Личностное развитие, самосознание, самооценка. У детей выявлена способность осознавать свое положение в отношениях со взрослыми и сверстниками. Уже в этом возрасте они стараются соответствовать требованиям взрослых, стремятся к достижениям в тех видах деятельности, в которых участвуют. Самооценка в разных видах деятельности может существенно отличаться. Для них не характерна адекватная самооценка, которая в значительной степени зависит от оценки взрослых (воспитателей, родителей).

Мотивы поведения. Выделяется интерес к новым видам деятельности, миру взрослых, стремление быть похожими на них, характерны познавательные интересы. Установление и сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, мотивы личных достижений, признания, самоутверждения.

Произвольность. Развитие произвольности - одно из основных показателей готовности к школе. У дошкольников выделяют следующие показатели развития произвольности: способность к волевой регуляции поведения на основе внутренних побуждений и установленных правил, способность проявлять настойчивость. Преодолевать трудности.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Воспитатель Булатова С.А.

Возрастные особенности Социальная ситуация; Общение; Сензитивный период; Возрастные новообразования; Психические процессы; Ведущий вид деятельности; Особенности возраста.

Ведущий вид деятельности возраст характеристика 1,5-2 Непосредственное эмоциональное общение ребенка и окружающих его взрослых 2-3 Предметно-манипулятивная деятельность, в процессе ее выполнения ребенок усваивает исторически сложившиеся способы действий с определенными предметами. 3-4 Игровая деятельность. Это индивидуальная предметная игра констуктивного типа. 4-5 Игровая деятельность. Творческие игры (сюжетно-ролевая, драматическая) 5-6 Игровая деятельность. Игра по правилам (динамическая, дидактическая 6-7 Игровая деятельность, учебная деятельность. Игра как предметно-учебная деятельность.

Общение возраст Со взрослыми Со сверстниками 1,5-2 взрослый выступает для ребенка не как абсолютная, абстрактная личность главным побудителем общения является сам человек, независимо от его конкретных функций 2-3 Взрослый начинает выступать перед ребенком в новом качестве -- как источник новых знаний, как эрудит, способный разрешить их сомнения и ответить на их вопросы. Общаясь со сверстниками, ребенок способен не только спорить, и требовать, но уже обманывает и жалеет. Впервые проявляются: кокетство, притворство, фантазирование. 3-4 Яркая эмоциональная насыщенность. Эмоциональность и раскованность отличает общение со сверстниками от общения со взрослыми. Действия, адресованные сверстнику, более аффективны. Дошкольник в 3 раза чаще одобряет сверстника и в 9 раз чаще конфликтует с ним, чем со взрослым. По отношению к сверстнику с 3 -4 лет ребенок решает следующие задачи: управление действиями партнера, контроль, оценка действий, сравнивание с собой. 4-5 В общении со взрослыми дети придерживаются определенных правил поведения. в разговорах ребенка со взрослым преобладают темы о животных, машинах, явлениях природы С 4 лет сверстник становится более привлекательным и предпочитаемым партнером. В общении со сверстниками используют самые неожиданные действия: передразнивают, кривляются, сочиняют небылицы. 5-6 Преобладание инициативных действий над ответными. Для ребенка еще трудно поддерживать и развивать диалог. Для него важнее собственные высказывания, чем речь другого. Инициативу взрослого он поддерживает в 2 раза чаще, чем предложения другого ребенка. дети явно предпочитают общество сверстника взрослому и одиночной игре. 6-7 предпочитают говорить о себе, своих родителях, правилах поведения. Ведущими мотивами становятся личностные. характерно не просто стремление к доброжелательному вниманию и уважению взрослого, но и к его взаимопониманию и сопереживанию. Для них становится особенно важным достичь общности взглядов и оценок со взрослым. начинает ярко проявляться избирательная привязанность, возникает дружба. Половина речевых обращений к сверстникам приобретает внеситуативный характер: то есть они рассказывают о том, где были, что делали, оценивают действия товарища. Становится возможным «чистое общение», не связанное действием или игрой. Все больше наблюдается контактов детей на уровне реальных отношений, все меньше - на игровом уровне.

Сенситивный период возраст характеристика 1,5-2 Малыш познает мир, используя для этого слуховые и тактильные ощущения. Именно поэтому в этот период важным становится формирование сенсорной области Дети начинают говорить о том, чего им хочется или не хочется. Использование языка чувств объясняет применение ориентационной механической речи. Термин «правильно» заменяется понятием «приятно», что не противоречит нормам развития субъекта в данном возрасте. К иному способу ориентации ребенок приходит в рамках воспитательного процесса. 2-3 Развитие речевых способностей. Формирование их происходит достаточно быстро: сначала малыш слушает взрослых и как бы накапливает словарный запас, а где-то к возрасту 3 года у малыша начинает приобретать предметный характер. Малыш учится реагировать на слова, произносимые другим человеком, воспринимает настроение людей, пытается выразить чувства и эмоции. Полугодие, на протяжении которого наблюдаются частые беседы с самим собой. На основании односторонних монологов можно оценить степень логичности выстраиваемых предложений и отследить последовательность речи. В будущем такие рассуждения воспроизводятся в мысленной форме. 3-4 Речь дошкольника в возрасте 3,5-4 лет носит осознанный и целенаправленный характер. Более того, именно с помощью этого инструмента малыш пытается решить имеющиеся проблемы. Он может выразить словами просьбу, рассказать о своих желаниях и т.д. Данное полугодие отведено для осознания силы собственной мысли, грамотное выражение которой способствует установлению контактов с окружающими людьми. В эти месяцы фиксируется всплеск интереса к буквам, из которых кроха пытается сложить первые слова. 4-5 Усвоение правил взрослой жизни и овладение видами деятельности. Возникающие в голове мысли выражаются посредством речи. Малыш приступает к самопроизвольному написанию отдельных слов, фраз, коротких предложений и небольших рассказов. Как ни странно, к выполнению перечисленных действий приступают даже те дошкольники, которых ранее письму не обучали. 5-6 Детворе нравится определяться с ролями и тематикой игр. Фиксируется всплеск интереса к буквенным символам, обозначающим звуки. Наиболее предпочтительной формой обучения является игра. склонны к самостоятельному обучению чтению. В подталкивании со стороны взрослых они не нуждаются, поскольку движение в указанном направлении обусловлено логичностью развития речи. Написание слов рассматривается в качестве визуального выражения размышлений, в то время как процесс чтения не ограничивается распознаванием букв и использованием способности сложения отдельных символов в доступные для понимания малыша слова. Помимо этого ребенок сталкивается с необходимостью понимания мыслей других людей, воплощенных в написанных или напечатанных словах. Последний процесс опережает воспроизведение собственных мыслей по столь важному показателю, как сложность. 6-7 От режиссерских игр малыши переходят к ролевым и сюжетно-ролевым разновидностям. Дети оставляют за собой право придумывания условий и сюжета. Удачное воплощение начального замысла невозможно без воображения и отображения впечатлений об окружающем мире.

Возрастные новообразования возраст характеристика 1,5-2 Разделение ощущений и эмоциональных состояний; Непроизвольное внимание (ребенок способен к кратковременной фиксации на определенных объектах); Зачатки наглядно-действенного мышления; Восприятие объектов; Автономная речь. 2-3 самооценка; наглядно-действенное мышление; узнавание с воспроизведением; развитие активной речи; формирование непроизвольного внимания; становление Я-концепции (Я – сам). 3-4 От наглядно-образного мышления переход к символам, формирование самооценок, детского мировозрения. 4-5 Формирование совести, произвольного поведения, характера. 5-6 правильная речь; непроизвольная память; анализирующее восприятие; наглядно-образное мышление; творческое воображение; зачатки произвольной памяти; словесное мышление; эмоциональная регуляция поведения. 6-7 Формирование отвлеченного вербально-логического мышления, умение управлять своим поведением, самооценивание. ; способность к обобщению переживаний (как появление стойкого отношения т.е. чувств); в начале этого периода возникает нагляднодейственное мышление, а к его концу оно изменяется на нагляднообразное; появляется также способность к опосредованному запоминанию; нравственное развитие: переход от принятия культурных и нравственных норм как данность к сознательному их принятию; к концу периода появляется способность к перцептивному моделированию и социализованная речь. Этот период заканчивается кризисом 7и лет, среди временных новообразований которого можно назвать появление манерничания и кривляния как гипертрофированного подражания взрослым.

Психические процессы 1,5-2 2-3 3-4 4-5 5-6 6-7 Восприятие Непроизвольное. Он может выделить в предмете лишь его ярко выраженные признаки, часто являющиеся второстепенными. Восприятие носит предметный характер Зрительное восприятие выходит на 1 место, усложняется восприятие времени и пространства Внимание Непроизвольное, запоминает и замечает только яркие предметы непроизвольно и крайне неустойчиво Произвольное внимание устойчиво, повышен его объем, развивается способность к его распределению и переключаемости Увеличивается устойчивость внимания 20 минут, объем внимания составляет 7-8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения. Память Непроизвольная, восстановление в памяти образа, первых детских воспоминаний, зрительно- эмоциональная память носит непроизвольный, пассивный характер Образная память, начинает приобретать произвольность память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов становится доминирующей функцией развитие произвольной зрительной и слуховой памяти, высокий уровень моторной памяти. Он сам ставит перед собой задачу запомнить что-то для будущего действия. Воображение Как непосредственная и непроизвольная реакция на ситуацию начинает превращаться в произвольный, знаково-опосредованный процесс и разделяется на познавательное и аффективное. «видит» себя в разных ролях, может действовать в воображаемой ситуации, появления страхов. расцвет фантазии, сочинения детьми достаточно оригинальных и последовательно разворачивающихся историй. Мышление Начинают замечать простейшие связи и отношения между предметами и использовать их для достижения определенной связи. Совершенствование наглядно- действенного мышления Пытается анализировать то, что видит вокруг себя в наглядно-действенном плане. Может делать умозаключения о предметах начинает формироваться словесно-логическое мышление. Речь активное формирование речи понимание речи взрослого почти усваивает родной язык. Интенсивно нарастает активный словарь Расширяется активный и пассивный словарь, формируется звуковая культура речи, Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Продолжают развиваться звуковая сторона речи, грамматический строй, лексика, связная речь Познание метод проб и ошибок, поэтому дети этого возраста любят разбирать игрушки классифицирует предметы, объединяет группы по определённым признакам, пытается делать логические умозаключения

Психические свойства Виды темперамента и соответствующие им свойства высшей нервной деятельности сангвинический холерический флегматический меланхолический Скорость Высокая Очень высокая Медленная Средняя Сила Средняя Очень большая Большая Большая Экстраверсия/ интроверсия Экстраверт Экстраверт Интроверт Интроверт Пластичность/ригидность Пластичный Пластичный Ригидный Ригидный Возбудимость Умеренная Высокая Слабая Высокая Экспрессия Умеренная Повышенная Пониженная Повышенная Устойчивость Устойчив Неустойчив Очень устойчив Очень неустойчив темперамент

Особенности возраста возраст характеристика 1,5-2 Дети учатся комбинировать слова, объединяя их в небольшие двух-трехсловные фразы. Резко возрастает интерес ребенка к окружающему его миру. Ребенок все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Особенно его интересуют названия предметов и явлений, и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это?»; 2-3 Ребѐнок становится самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно- деловое общение ребѐнка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. Развитие предметной деятельности связанно с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются действия соотносящие и орудийные. У 3-4 Происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром. Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Память непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. 4-5 Ребенок может по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. Появляется сосредоточенность на своём самочувствии, ребёнка начинает волновать тема собственного здоровья. Появляются представления о том, как положено себя вести девочкам, и как – мальчикам. Ребенок творчески осваивает язык, он, по существу, занимается словотворчеством. 5-6 Происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Более совершенной становится крупная моторика. Развитие мелкой моторики помогает освоить навыки самообслуживания: ребенок самостоятельно одевается, раздевается, завязывает шнурки. Повышается общий уровень физической выносливости, но повышенная физическая активность, эмоциональная возбудимость и импульсивность детей этого возраста зачастую приводят к тому, что ребенок быстро утомляется. 6-7 Идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы. Развитие творческого воображения. Начинает развиваться произвольное внимание. Ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах. Формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей.


Психологический портрет дошкольника

Все педагоги-хореографы в один голос утверждают, что первый этап обучения хореографии должен протекать в дошкольном возрасте. Обосновывают они это тем, что во-первых, дети готовы уже физически к занятиям танцами, а во-вторых, данный возраст характеризуется основами развития психических процессов и в-третьих, дошкольный возраст - это период, в котором начинает развиваться творческое воображение. Последнее является важнейшим условием овладения основами актерского мастерства, которое, в свою очередь, является составляющей первого этапа обучения хореографии.

На самом деле, дошкольный возраст? это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научиться дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем (за рамками сензетивного периода) будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат .

Дошкольное детство (от 3 до 7 лет) ? это важный этап развития ребенка, когда круг его общения раздвигается до пределов сверстников, улицы, города. Если в периоды младенчества и раннего детства ребенок, находясь в кругу семьи, получал необходимые условия для своего развития, то в дошкольном возрасте расширяется круг его интересов. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разные виды деятельности взрослых людей. Он испытывает огромное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать. Преодолев кризис 3-х лет ребенок стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается потребность в общении - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Вместе с тем, как отмечает Н.А. Менчинская, среди закономерностей возрастного развития выделяется одна? ведущая, определяющая все остальные. Она характеризуется переходом от неосознанных, неуправляемых форм деятельности к осознанным, управляемым, предполагающим активность мышления и саморегуляцию. Таким образом, ведущая деятельность (игровая) определяет характер развития всей познавательной сферы ребенка и развитие личности в целом .

Дошкольный возраст является сензитивным для формирования устойчивых познавательных потребностей и интересов; развития продуктивных приемов и навыков игры, «умения учиться»; раскрытия индивидуальных особенностей и способностей; развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции; становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим; усвоения социальных норм, нравственного развития; развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов .

Психическое развитие дошкольника преимущественно определяется важной ролью такой деятельности в этом возрасте какой является игра (ролевая игра). Ни в какой другой деятельности нет такого эмоционально наполненного вхождения в жизнь взрослых, такого действенного выделения общественных функций и смысла человеческой деятельности как в игре.

У ребенка как существа общественного имеется своеобразная форма ориентировки - направленность на психический облик другого человека. Потребность «ориентиров» в эмоциональном настрое других людей и называется потребностью в эмоциональном контакте. Причем речь идет о существовании двустороннего контакта, в котором человек чувствует, что сам является предметом заинтересованности, что другие созвучны с его собственными чувствами. В таком созвучном эмоциональном контакте и испытывает каждый здоровый человек независимо от возраста образования, ценностных ориентации.

Познавательная мотивация и исследовательская активность выражаются в высокой избирательности ребенка по отношению к исследуемому новому, в его предпочтении тех или иных цветов, звуков, форм и т.п. Устойчивая избирательность, возможно, составляет одно из оснований развития специальных способностей .

Реализация исследовательской активности обеспечивает ребенку непроизвольное открытие мира, преобразование неизвестного в известное, обеспечивает творческое порождение образов, становление сенсорных и перцептивных эталонов (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер), составляющих первичное знание ребенка о мире. Общая исследовательская активность характеризуется по своей условной величине степенью, диапазоном широты и устойчивости, она проявляется у одаренного ребенка как очень широкая любознательность (Дж. Берлайн, М.И. Лисина) ко всему новому для ребенка. Исследовательская активность завершается приобретением знания, первичным пониманием .

По мере умственного и творческого развития ребенка исследовательская активность преобразуется в более высокие формы и выражается как самостоятельная постановка вопросов и проблем по отношению к новому и неизвестному, что можно наблюдать в старшем дошкольном возрасте. Расширяется исследовательский диапазон, и появляются возможности к исследованию определенных отношений, причин и следствий, развитие осуществляется как поиск ответов на собственные проблемы и вопросы, которыми определяется избирательность творческого научения ребенка. С этого этапа основным компонентом развития творческих способностей становится проблемность. Она обеспечивает постоянную открытость ребенка к новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий (Н.Н. Поддьяков), в собственной постановке новых вопросов и проблем. Каждая неудача рождает познавательную проблему, вызывает исследовательскую активность и обеспечивает возможности перехода к более высокому этапу в развитии интеллектуальных и творческих способностей ребенка .

Процесс поиска и исследования приобретает форму решения проблем, обнаружения скрытых, не заданных явно элементов и отношений. Во многих случаях, по мнению С.Л. Рубинштейна, эти явно не заданные отношения "скрыты" ранее усвоенными знаниями, сформированными стереотипами, сложившимися установками. Трудность обнаружения и открытия нового выражается в преодолении сложившихся привычных подходов к решению проблемы. Решение такой "нерешаемой" проблемы составляет акт творчества и рассматривается как результат интуитивного использования "не относящихся к делу", побочных продуктов деятельности латеральных форм мышления (Я.А. Пономарев) .

В целом, общее развитие детей дошкольного возраста, с точки зрения и педагогики и психологии в целом, зависит от целого ряда причин - наследственных - биологических особенностей нервной системы, головного мозга, от условий развития ребенка в первые годы жизни, от характера взаимодействия социальных факторов - особенности общения с родителями, общего физического состояния, микросреды, в которых рос ребенок. Кроме того, особая роль принадлежит микросреде, насколько взрослые, близкие ребенка способствуют развитию познавательной активности ребенка, насколько они сами стимулируют развитие исследовательских манипуляций ребенка с предметами.

В основу этого этапа обучения необходимо положить игровое начало. Речь идет о том, чтобы сделать игру органичным компонентом занятия. Игра при обучении танцу не должна являться наградой или отдыхом после нелегкой или скучной работы, скорее труд возникает на почве игры, становиться ее смыслом и продолжением.

Похожие публикации