Как в народе называются спасы. Православный праздник спас в августе - особенности, история и даты

14 августа Русская православная церковь отмечает Происхождения (изнесения) древ Креста Господня. В народе же первый день Успенского поста называют - Медовый Спас. В различных регионах Медовый Спас также называют Первый Спас, Маковый Спас, Мокрый Спас, Спас на воде, Лакомка, Медовый праздник, Медолом, Пчелиный праздник, Проводы лета, Спасовка, Маккавей.

Медовым Спас называют потому, что соты в ульях к середине августа заполнены, и пасечники приступают к сбору меда. Считалось, что если пчельник не заломает сота, то соседние пчёлы вытаскают весь мёд. По традиции разрешалось есть освящённый церковью мёд именно с этого дня. Мёд ели с хлебом или различными блюдами. Хозяйки пекли медовые пряники, блины с маком и мёдом, пироги, булочки, плюшки с маком. Селяне знали, что мёд обладает особой силой и пригоден для лечения многих болезней.

14 августа отмечается также день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев. И, как уже не раз бывало в русской истории, христианские обычаи своеобразно наложились на русские обычаи и обряды: день памяти Маккавеев слился с древним русским обрядом проводов лета и отмечается в народе как праздник Макавей — в кушаньях, подаваемых к праздничному столу, обязательно присутствует мак, который к этому времени созревает.

Спасом на воде Медовый Спас именован в честь малого водосвятия. На Руси было принято совершать крестный ход на естественные водоёмы для освящения воды. После крестного хода купались в воде и купали домашний скот, чтобы смыть грех и быть здоровее. Также именно в это время освящали новые колодцы и чистили старые.

После Медового Спаса уже не купались: лето клонится к закату, вода цветёт, птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлёту, отцветают розы, отмечается отлёт первых ласточек и стрижей. Для селянина страдная пора, полевые работы, сенокос, жатва. Крестьяне готовят гумны, овины для хлеба нового урожая, пашни под озимые. Со Спаса начинаются проводы лета. Говорят: У Спаса всего в запасе: и дождь, и вёдро, и серопогодье. По погоде этого дня судят о том, каков будет третий Спас.

Поговорки и приметы Медового Спаса

  • На первый Спас святи колодцы, купай в реке лошадей, защипывай горох, готовь гумна, паши под озимь.
  • Паши под озимь, сей озимь.
  • На Маккавеи собирают мак.
  • Дождь на Маккавея — мало пожаров бывает.
  • Отцветают розы, падают хорошие росы.
  • С первого спаса и роса хороша.
  • На первый спас олень копыто обмочил (вода холодна).
  • Пчела перестаёт носить медовую взятку.
  • Заламывай (подрезывай) соты.
  • Во что Маккавеи, в то и разговенье.
  • Первый Спас — на воде стоять, второй Спас — яблоки едят, третий Спас — на зелёных горах холсты продавать.

Яблочный Спас

19 августа 2017 года Русская православная церковь почитает Преображение Господа Бога и Спаса Иисуса Христа. Народное название праздника - Великий Спас или Яблочный Спас. К празднованияю Яблочного Спаса были приурочены многочисленные народные обряды. По народным приметам, Яблочный Спас означает наступление осени и преображение природы. Принято считать, что ночи после 19 августа становятся намного холоднее. До Спаса не позволяется есть яблоки и блюда из яблок. А вот в этот день, напротив, полагается срывать и освящать яблоки и другие фрукты нового урожая.

В народе в звисимости от региона Яблочный Спас называют также Спас, Второй Спас, Праздник первых плодов, Спас на горе, Средний Спас, Горохов день, Первые осенины, Осенины, Преображение.

Яблочный Спас ещё называют «первыми осенинами», то есть встречей осени. Считается, что этот праздник призван напомнить людям о необходимости духовного преображения. По традиции в этот день вначале угощали яблоками родных, близких, а также сирот, неимущих, как поминание об уснувших вечным сном предков, и лишь затем сами ели.

В старину все верующие люди непременно праздновали Яблочный Спас, пекли пироги с яблоками, варили яблочное варенье и угощали им друг друга. А вечером все выходили в поле, чтобы с песнями проводить закат солнца, а с ним и лето.

Поговорки и приметы Яблочного Спаса

  • Какой второй Спас, такой и январь.
  • Каков день на Второго Спаса, таков и Покров.
  • Сухой день предвещает сухую осень, мокрый — мокрую, а ясный — суровую зиму.
  • В этот день провожают закат солнца в поле с песнями.
  • Встреча осени — Осенины.
  • На второй Спас освящают яблоки и мёд.
  • На второй Спас и нищий яблочко съест.
  • До второго спаса не едят никаких плодов, кроме огурцов.
  • Кто когда хочет (улететь), а журавль к Спасу.
  • Когда ешь первое яблочко, «что надумано — сбудется, что сбудется — не минуется».
  • Пришёл Спас — всему час.
  • Пришёл второй Спас, бери рукавицы про запас.
  • На второй Спас бери голицы про запас.
  • Со второго спаса засевай озими.
  • Если сев ржи придётся во время полуночного (северного) ветра, то — по примете — рожь выйдет крепче и крупнее зерном.
  • Если при посеве ржи пойдёт дождик мелкий, как бисер, то это Бог об урожае весть подаёт; а если пойдёт ливень, то лучше и не продолжать сева, а скорее поворачивать оглобли домой.

Ореховый Спас


29 августа отмечается православный праздник, совершаемый Церковью в честь Нерукотворного образа Христа Спасителя. А в народе 29 августа называли Ореховый Спас. В различных регионах праздник получил таки названия как: Хлебный Спас, Спас на холстах, Спас на полотне, Холщовый спас, Посевы, Досевки.

На Хлебный спас пекут пироги из нового хлеба. Освящали на Спас и колосья нового урожая. В народе говорили Спас - в достатке хлеба у нас, Третий Спас хлеба припас. От Спаса, который являлся границей между летним и осенним циклом работ, в некоторых местах начинали сев озимых, копали ранний картофель. С третьего Спаса начиналась и заготовка лесных орехов. Для праздничного стола хозяйки готовили выпечку и другие блюда с орехами. В большинстве сёл России в этот день не проходили большие праздники, поскольку начиналась подготовка к завершению летних полевых работ до наступления дождей. А вот в городах с этого дня начинаются великоденские гулянья. На Третий Спас устраивали ярмарки, торговали холсты и полотно, поэтому Сапс называют еще и Холщевым.


На третий Спас примечают отлёт птиц, особенно ласточек и журавлей. Считают, что ласточки отлетают в три Спаса. Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров будет морозно. В народе Спас считали днем отлета аистов. Было замечено, что если аисты начинали готовиться к вылету за неделю перед Спасом, то зима будет ранней и морозной, а весна теплой; если же после Спаса - осень будет теплая, зима поздняя, а весна холодная. Отлет аистов свидетельствовал о приближении зимы, а присказки напоминали Пришел Спас - и лето от нас, Спас - бери рукавицы в запас.

Поговорки и приметы Орехового Спаса

  • Третий Спас хлеба припас.
  • Хорош Третий Спас — зимой будет квас.
  • Урожай на орехи — урожай хлеба на будущий год.
  • Урожая на орехи двух лет сряду не бывает.
  • Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров будет морозно.
  • Отлёт ласточек.
  • Ласточки отлетают в три раза, в три Спаса.
  • Во что Евдокеи, в то и третий Спас.
  • Первый Спас — на воде стоят; второй Спас — яблоки едят; третий Спас — на зелёных горах холсты продают.
  • До Петрова дни взорать, до Ильина заборонить, до Спаса посеять.

В последний месяц лета, православные верующие отмечают три крупных праздника, три Спаса — Медовой, Яблочный и Хлебный. Узнайте, как отмечают эти праздники и какие традиции следует соблюдать.

Медовый Спас

Самый первый Спас августа, неизменно отмечается 14 августа и совпадает с началом Успенского поста . С этого дня, пчеловоды начинали собирать мед из переполненных ульев. Затем лакомство несли в церковь чтобы осветить, только после этого пробовали мед и угощали им близких. Отсюда берет начало первое, самое известное название Спаса — Медовый .

К 14 августа начинались сборы мака, из которого делались различные угощения для праздничного стола, так Спас получил свое второе название — Маковый или Макавей . Маковый Спас народная традиция связала с церковным днем поминания семи ветхозаветных мучеников Макковеев.

В этот день просили Господа и Святых о хорошем урожае и не голодной зиме. Освящали воду в источниках и собирали травы для оберегов. Отмечался Спас скромно, ведь к началу августа еще полным ходом шли работы, связанные со сбором урожая и времени для пышного праздника не было. После тяжелого трудового дня устраивались торжества, сопровождавшиеся танцами и песнями, а на столе стояли угощения с медом и маком, а также медовуха.

Яблочный Спас

Праздник урожая, который ежегодно отмечается 19 августа и приурочен к большей церковной дате — Преображению Господнему.

Согласно поверью, природа с этого дня поворачивалась к осени и отворачивалось от лета. Земля преображалась и давала людям новый урожай плодов. Яблоки, собранные в конце лета, несли в церковь, чтобы освятить, а после приготовить из них постные угощения.

Часть освященных яблок, уносили на кладбище и клали на могилы умершим родственникам и близким людям. Освещали хлебные колосья, которые от этого хорошо хранились до следующего года.

Девушки, заговаривали яблоки, чтобы в этом году выйти замуж и стать счастливой. Вкушая плоды они загадывали жениха, приговаривая: «Что загадано — то надумано! Что надумано — то сбудется! Что сбудется — не минуется!».

Несмотря на то, что работы в полях еще продолжались, Яблочный Спас особо почитался, поэтому устраивались народные гуляния с песнями и плясками.

Третий спас в августе

Третий Спас августа, который в народе называют Хлебный или Ореховый Спас, приурочен к церковному празднику, в честь обретения Образа Нерукотворного Спасителя нашего Христа.

29 августа , в праздник Спаса освящали хлеб, испеченный из муки нового урожая. Хлеб подавали на праздничный стол и угощали им близких людей и соседей. Первым, хлеб, должен попробовать самый старший мужчина в семье.

На Третий Спас люди шли в лес, собирать орехи, после весь собранный урожай высыпали на холст, а рядом стелили скатерть на которой были угощения. Праздник отмечался на природе в большем кругу гостей.

Три Спаса в августе — важные праздники для каждого православного человека. В них заключены вековые традиции, которые следует помнить. Желаем вам удачи и не забывайте нажимать на кнопки и

11.08.2015 01:20

Ежегодно в августе принято отмечать Спасы - народные и православные праздники. Узнав больше о последнем, ...

ТРИ СПАСА В АВГУСТЕ - МЕДОВЫЙ СПАС, ЯБЛОЧНЫЙ СПАС И ОРЕХОВЫЙ...

В августе - поспевают яблочки, орехи! На полях- убирают хлеб,а пасечники - качают первый мед. Считается, что в эту пору - дары природы обладают особыми, целебными свойствами.
Пора ТРЁХ СПАСОВ - это радостное время для православного христианина. И так - было всегда! Еще наши далекие предки, в эти дни - старались отложить работу и обратиться к природе, к Богу, к самим себе...


МЕДОВЫЙ СПАС - 14 августа:Он наступает, в первый день Успенского поста. К этому времени, ульи уже переполнены, а пасечники - готовы собирать первый урожай. Люди верующие, делают это обычно - с молитвой, с особым благоговением. Затем, мед относят в церковь для освящения. Такой продукт - считается целебным, поэтому пробуют его все: - от мала до велика. Он от любых хворей - может избавить!
Хорошим делом считается, в Медовый Спас - угостить медком просящего. Недаром, есть поговорка: «На Первый Спас и нищий медку попробует... ». Дома, освященный мед нужно разложить в красивые пиалы, поставить в центр стола. Можно - испечь медовые пряники, пироги, булочки. Но, важно помнить: идет пост, а значит, тесто - тоже должно быть постным.
Еще одно название этого праздника - " СПАС НА ВОДЕ". Дано оно, неспроста! По преданию, именно в этот день, принял крещение князь Владимир. До сих пор, в Медовый Спас совершается малое водоосвящение. Вся вода - считается святой, дающей силы, прогоняющей усталость и болезни. Неплохо искупаться в этот день, особенно если водоем предварительно был освящен.
Считается, что на Первый Спас, женщины - должны замаливать свои грехи. Они им будут прощены и можно после этого, начинить новую, чистую от дурных помыслов жизнь.
Традиции и приметы на Маковый Спас или Спас на Воде - 14 августа:
Череда праздников последнего летнего месяца - начиналась Маковеем, или " СПАСОМ НА ВОДЕ". Накануне, в каждом доме хозяйки собирали «маковейный цветок» - букет из растений-оберегов. Калина - дарила девушкам красоту и нежность, рута и ноготки - защищали от болезней, колоски овса - обещали обильный урожай, мята - благоприятствовала миру и покою в доме. Обязательной частью букета, были маковые головки. Собранные растения увязывали красной лентой и в день праздника - освящали на капище, а затем берегли пуще глаза, целый год. Букет-маковейник - считался мощным семейным оберегом от несчастий и болезней. Его высушивали и ставили на окошко. Там он и красовался до следующего Маковея.
Другое название праздника - Медовый Спас, поскольку в этот день - 14 августа - пасечники приступали к сбору меда. Считалось, что с этого дня- пчелы больше не собирают с цветов мед, и соты в ульях, уже наполнились до краев. Приходило время - собирать сладкий урожай, освящать его и до отвала угощаться любимым лакомством. Наши предки, пекли медовые пироги и пряники, а также варили хмельную медовуху, которую пили по праздникам. Кроме того, медовуха служила лекарством, ею лечили простуду и некоторые другие хвори. Еще Первый Спас называли Мокрым - в этот день, по мнению наших предков, вода приобретала уникальные свойства. В этот день - непременно полагалось искупаться в реке, озере или пруду. Считалось, что в праздник - вода смывала грехи, болезни и злые наговоры, и на целый год - дарила людям здоровье и силы.Именно в это время, хорошие хозяева звали волхвов на освящение новых колодцев и очищение старых. После Маковея - купаться, было уже не принято, поскольку лето близилось к концу. И те, кто все же решался поплавать в озере или реке - мог заболеть, либо даже утонуть.
ЯБЛОЧНЫЙ СПАС - 19 августа:

С наступлением Яблочного Спаса, 19 августа - заканчивается Лето и начинается Осень. По крайней мере, так всегда считалось. Спорить с этим трудно! Действительно, многие замечают, что после этого дня, становится значительно холоднее. Второй Спас у каждого из нас, конечно, связан с яблоками. Считается, что до этого дня их есть - нельзя. Особенно свято чтят это правило матери, потерявшие своих детей. Есть предание, согласно которому умерший ребеночек на том свете не получит гостинца, если его мама будет есть яблоки до наступления Яблочного Спаса. Зато, в сам праздничный день - можно лакомиться плодами, сколько угодно! Обязательно, следует с утра их освятить и отнести пару штучек на могилки умерших родственников.
По пути не забудьте угостить всех знакомых, зайдите в гости к родным, не пройдите мимо нищего. Только после этого можно самому попробовать яблочко. Дома неплохо будет испечь яблочный пирог, сварить варенье. Все блюда по- прежнему должны быть постными.
СПАС НА ГОРЕ" - так еще называют этот праздник. На гору Фавор, поднялся однажды Иисус Христос с тремя своими учениками. Добрался до ее вершины, взошел на нее и мгновенно преобразился. Одежда его - засверкала белизной, лицо - засияло. Отсюда появился и еще один праздник, который отмечается в этот день - Преображение Господне . Он напоминает нам, о необходимости духовного очищения и совершенствования.
Традиции и приметы на Второй Спас - 19 августа:
19 августа - на славянские земли приходил Второй Спас - Яблочный, он же Большой. Интересно, что до этого дня, в общинах запрещалось есть любые фрукты и овощи, кроме огурцов. Зато, со дня Яблочного Спаса - наступало время лакомиться всем, что уродили земля. Правда, сначала урожай приносили волхвам. В капище раскладывались собранные плоды, волхвы благодарили мать-землю за плодородие и проводили над фруктами и овощами специальный ритуал. Часть урожая, члены общины жертвовали нищим, откуда и произошла поговорка: «На Второй Спас и нищий - яблочко съест». Считалось, что хозяева, которые не поскупились отдать часть плодов неимущим, в следующем году непременно соберут обильный урожай.
В день Яблочного Спаса - готовилось множество блюд из яблок: с ними запекались утки, гуси и курицы, их томили в печи с медом, пекли разнообразные пироги. С этого дня, у женщин начиналась настоящая «яблочная страда». Сочные плоды хозяйки заготавливали впрок, всеми доступными способами - сушили, вялили, замачивали, квасили...
Со Вторым Спасом, в народе связывали надежные приметы. Существовало, например, поверье, что если в этот день откусить кусочек яблока от первого урожая и загадать желание - загаданное обязательно сбудется. Верили славяне и в другую забавную примету: если в день праздника человеку на руку дважды сядет муха, то его ожидает необыкновенная удача в жизни. Надо полагать, мухи в день Второго Спаса могли чувствовать себя в полной безопасности.

Природные приметы, касались в основном, будущих холодных месяцев: например, если на Яблочный Спас стояла жара, - ожидали малоснежной Зимы, а если лил дождь, наоборот, опасались, что деревни и поля завалит по самые крыши. После Второго Спаса - ночи делались холодными, близилась Осень... И пословица предупреждала: «Пришел Второй Спас - бери рукавицы про запас». Недаром, этот день называли также Осенинами - ведь заканчивались теплые, летние деньки

Традиции и приметы на "Ладино полетье" - с 15 по 28 августа: 15 августа начиналось "Ладино полетье" - дни, когда славяне чествовали Ладу-матушку, Пречистую Матерь-Землю. К Пречистой - община должна была закончить сбор урожая и приступить к севу озимых. Потому, что земля уже готовилась к холодному времени и крепкому зимнему сну. А до того, как Мать-Земля уснет, нужно было - поблагодарить ее за подаренный урожай. Волхвы в эти дни, проводили ритуалы благодарения Земли, удивительные для современного человека: ей исповедовались в помыслах, каялись за кривду, если такая была допущена, купались в утренней росе, освящаясь мощной силой Матери-Лады. Недаром женская богиня Лада и Мать-Земля - объединялись в сознании наших предков: одна из них - символизировала женскую плодовитость, а другая - вечно возрождающиеся силы природы. И когда Земля, щедро одаривала людей своими плодами, самое время было выказать ей почет и уважение.
В день Первой Пречистой - начинали заготавливать калину. Славяне почитали ее не только за отменно вкусные ягоды, которые использовали в наливках, вареньях, при лечении простуды, но - также, за ритуальную роль в свадебных и похоронных обрядах. В семьях, где входили в возраст юные невесты, активно запасались калиновыми гроздьями, поскольку каждому было известно: туда, где под крышей развешаны пучки калины, можно смело являться со сватами.
Коллективные походы девушек за калиной, устраивались на "Ладино полетье", едва ли не каждый день. Это простое хозяйственное занятие, у веселой молодежи превращалось в настоящее приключение. Придя в лес, девицы находили первый калиновый куст и принимались водить вокруг него хороводы, петь и играть. Лишь потом наступала пора сбора ягод, из которых первые следовало съесть немедленно, а пока жуешь их, думать о суженом.
Юноши, в это время - устраивали засаду на полпути от деревни, и едва сборщицы ягод приближались, пугали их и пытались отобрать полные корзинки. В процессе перепалки, молодежь разрисовывала друг другу лица ягодным соком, что служило признаком взаимной Симпатии. Затем, все вместе возвращались в село и девушки отдавали собранную калину матерям, а те говорили: «Будь, доченька, и ты - красной и здоровой калиной, непорочной и чистой к венцу!» Несколько веток с ягодами, развешивали в доме, а остальное - помещали под крышей, как знак, что в доме есть невеста.
С этих дней, начинались по деревням сговоры, смотрины да обручения, чтобы Осенью - играть свадьбы, чтобы не прерывалась живая нить Жизни в славянских племенах.
ОРЕХОВЫЙ СПАС - 29 августа:
Христиане в этот день отмечают праздник Орехового Спаса. Официально, у него сразу несколько названий. Прежде всего, почему Ореховый? Дело в том, что к этому дню, в лесу как раз поспевают орешки. Их можно идти собирать и лакомиться ими. Тогда же, заканчивается уборка хлеба. Отсюда и второе название - Хлебный Спас. Печь хлеб в этот день - сам Бог велел! Его - также нужно освятить в Церкви и раздать всем просящим. К хлебу в праздничный день, следует относиться с особым чувством. Проронить хотя бы одну крошку - уже считается грехом. Не забудьте, в этот день поблагодарить Господа за пищу, которую он нам дает. В честь нерукотворного образа Иисуса Христа - праздник, также носит название " СПАС НА ПОЛОТНЕ" . Добрая женщина - дала Спасителю платок, чтобы вытереть пот, пока Он шел на Голгофу. Поблагодарил ее Господь, утерся, а когда вернул платок, женщина ахнула! На нем - остался запечатленным лик Иисуса. Отчасти - благодаря этому преданию, до сих пор считается, что в этот день, хорошо торговать холстами, полотнами, особенно - если на них изображен священный лик.
Традиции и приметы на Третий Спас - 29 августа:
На следующий день, после Пречистой - праздновался последний, Третий Спас. У него, также было несколько названий: звался он Хлебным, Ореховым и Холщовым. В Хлебный Спас - пеклись хлеба из муки нового урожая. Тесто на караваи, замешивали старшие женщины в роду, заговаривая одновременно всех домочадцев, на здоровье. Хлеба пекли, в основательно протопленной печи, если они хорошо поднимались, считалось, что болезни - целый год будут обходить дом стороной. Готовые караваи - относили волхвам, и лишь после прославлений, в которых принимала участие вся община, наступало время семейного застолья. Глава семьи, благодарил Богов - за обильный урожай, а затем - проводился ритуал угощения первым хлебом. Старший мужчина в роду, должен был угостить самого младшего мальчика, чтобы род не прервался, и произнести при этом: «Боги - дали урожай богатый, пусть пребудут все дети рода нашего - во здравии и сытости». И после этого, вся семья приступала к угощению.
На столы в Третий Спас - ставились хлеб и пироги из новой муки, яблоки, мед, орехи, мясные и рыбные блюда. Считалось, что нужно отведать, хотя бы понемногу каждого блюда, и тогда удача, здоровье и благополучие - не покинут дом.
Другое название Третьего Спаса - "СПАС НА ХОЛСТЕ", или Холщовый - было связано с тем, что на этот день, обычно назначались ярмарки, где бойко торговали полотном и холстами. И если уж член славянской общины попадал на торжище - полагалось прикупить хоть что-то, иначе - он рисковал весь год провести в нищете.
Еще ТРЕТИЙ СПАС - называли Ореховым, поскольку к этому времени как раз поспевали орехи. Интересно, что из орешника, славяне делали банные веники. И согласно поверью, такой веник - моментально выгонял из тела любую хворь. Вот только хранить ореховые веники, следовало отдельно от других, чтобы они не потеряли свою чудесную силу.

По народной примете, обильный ореховый урожай обещал, что на будущий год - также хорошо уродится на полях рожь. Другая примета - обещала, что если улетели в теплые края последние стаи журавлей и ласточек, то к Покрову - уже ударит мороз. Если же август оказывался богат на грозы, Осень ожидалась долгая и теплая. Последний СПАС - означал, что до Осени - осталось совсем немного, да и холодные зимние дни, тоже не за горами... После трех Спасов - пора прощаться и с Летом! Позади - прекрасная пора...
Но, впереди - ещё лучше, дай Бог!

Из Интернета - дневник

14 августа — первый Спас, Спас медовый , Спас на воде. Это — первый из трех августовских праздников, посвященный Спасителю, Иисусу Христу. Возникновение этого праздника объясняется так: из-за летней жары в августе Константинополь страдал от распространения различных болезней; поэтому издревле установился обычай выносить из храма святой Софии для освящения города и предотвращения эпидемий частицу креста, на котором был распят Иисус.

В русских православных деревнях первый Спас справляли без особой пышности — в эту пору крестьянину не до гуляний: нужно и косить, и пахать, и сеять; "август — каторга", говорится в пословице. Но целый ряд традиций соблюдался. С 14 августа начинали собирать мак. Устанавливался строгий двухнедельный Успенский пост. Устраивали так называемые "сиротские и вдовьи помочи", когда всем миром помогали самым бедным и слабым жителям деревни. Многого за работу не спрашивали, трудились "за угощение", а то и сами приносили на вдовий двор всяких припасов.

Назывался первый Спас еще и медовым, и вот почему. Считалось, что с этого дня пчелы перестают носить медовую взятку с цветов. Строгие блюстители народных обычаев только с первого Спаса начинали есть мед, освятив его предварительно в церкви. А вечером обступала пасеку толпа ребят и подростков с чашками, а то и просто с сорванными поблизости листьями лопуха. Приходили они получить свою "ребячью долю", зная, что не обнесут, не обделят их в медовый праздник ни на одном пчельнике. Недаром говорится: "Первый Спас — лакомка".

Кроме того, 14 августа повсеместно совершались крестные ходы к воде — ведь Спас-то этот "на водах"! Конечно, с особой торжественностью действо совершалось в Москве, где в обряде принимал участие сам государь.

Под колокольный звон в положенное время появлялись царь с боярами, идя перед крестным ходом. Начиналось торжественное освящение воды. Все, начиная с государя, получали из патриарших рук зажженные свечи. По прочтении молитв царь сходил под навес "иордани" и оттуда — в воду. Был он в обычном ездовом платье, но перед погружением возлагал на себя драгоценные кресты.

Пока царь, выйдя из воды, переоблачался в сухое платье, царское место задергивалось алым сукном. Затем государь принимал патриаршее благословение и под благовест возвращался в свои палаты. В этот день народу строго - настрого запрещалось подавать самодержцу челобитные: в Спасов праздник должно блюсти покой государев.
Духовенство кропило святой "иорданскою" водой войска и знамена. Простой люд устремлялся к "иордани", где особо приставленные люди разливали желающим освященную воду в заранее припасенную посуду. Во дворец же, на царицыну половину, отправлялись две наполненные доверху серебряные чаши.

19 августа — второй Спас, праздник Преображения Господня . Однажды, гласит Евангелие, Ииисус взошел на гору с троими учениками — Петром, Иоанном и Иаковом. Гора эта находилась в Галилее. На вершине ее Иисус начал молиться, и во время молитвы лицо его внезапно преобразилось, сделавшись, как солнце, одежды же его стали белыми, как свет. В ту же минуту явилось светлое облако, из него вышли два великих пророка древности — Моисей и Илия, и раздался голос: "Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте". То был голос Бога Отца.

Таков евангельский рассказ. В строгом соответствии с ним Преображение Господне называлось в народе Спасом на горе. Но еще чаще именовали его Спасом яблочным, потому что к этому времени поспевают яблоки.
"На второй Спас и нищий яблочко съест" — в Преображение обязательно соблюдался обычай оделять неимущих яблоками. А до этого срока и зажиточные крестьяне яблок не ели. Существовало поверье, что на том свете детям, родители которых до второго Спаса не едят яблок, Божья Матерь раздает спелые фрукты, а тем, родители которых не удержались, попробовали раньше, не дает. Поэтому съесть яблочко до 19 августа считалось великим грехом.

"Яблочным" был в свое время второй Спас и в церкви. Например, сохранилось описание праздничной Преображенской службы в древнем Новгороде. Службу совершал сам митрополит в Софийском соборе. После литургии освящалось несколько блюд с яблоками, причем на одном плоды разрезали на части. Потом святитель вкушал яблоко сам и раздавал по яблоку "большим людям": государевому боярину, воеводе, дьякам и священникам, а разрезанными яблоками одаривал прочий народ.

Традиция лакомиться на Преображение Господне освященными яблоками существовала повсеместно. Молодежь при этом загадывала желания — в ту минуту, когда проглатывается первый кусочек, "спасовал" мечта должна была непременно исполниться.

Вечером на Спас-Преображенье в старые годы молодежь шла за околицу, в поле. Здесь на каком-нибудь пригорке молодые люди останавливались и следили за закатом. Как только солнце начинало опускаться за горизонт, раздавалась песня о "великом пире", главное в ней было заклинание солнца, идущего не только на закат, но и на зимний покой. А ведь в дни уборки хлебов в нем ощущалась такая настоящая нужда! Вот и беспокоился народ: "После второго Спаса дождь - хлебогной!"; "Со Спас-Преображенья погода преображается"; "Пришел второй Спас - бери рукавицы про запас"

29 августа - третий Спас , названный в народе ореховым или холщевым. Ореховый - потому что народные природоведы приурочивают к этому дню окончательное созревание орехов. С "холщовым" дело обстоит немного сложнее.

Православная церковь 29 августа празднует перенесение в 944 году из Эдессы в Константинополь нерукотворного образа Спасителя - куска ткани, на котором, по евангельскому рассказу, отпечатался лик Иисуса Христа. В деревенском же быту этот праздник отмечался торгом полотнами, холстами. "Первый Спас - на воде стоят; второй Спас - яблоки едят; третий Спас - на зеленых горах холсты продают".

На Руси образ Христа очень почитали. Поэтому третий Спас (после Медового и Яблочного) называли еще Спас на полотне, холщовый или хлебный, ореховый. С этого дня христианам разрешалось есть орехи нового урожая. Хлебным Спасом называют праздник потому, что накануне отмечалось Успение Пресвятой Богородицы, с которым связывалось окончание жатвы хлебов. В этот день пекли пироги из муки нового урожая: "Третий Спас - хлеба припас", «"Коль хорош третий Спас, будет зимой квас".

Хлебный день, третий калинник - зори, зарницы.
Хлебный день - пекли первый каравай нового хлеба. Святят новые колодцы.
Третий Спас - на воде. Чистили к осени целебные источники, пили подземную водицу, обходили колодцы кругами, как бы замыкая теплое времечко.
После третьего Спаса улетают последние ласточки. Хорош третий Спас - зимой будет квас

Ав-густ бо-гат ка-лен-дар-ны-ми вос-по-ми-на-ни-я-ми. Неко-то-рые при-об-ре-ли об-ще-куль-тур-ный ха-рак-тер и зна-ко-мы всем, да-же не слиш-ком цер-ков-ным лю-дям. В первую оче-редь это от-но-сит-ся к так на-зы-ва-е-мым «Спа-сам». Бе-да лишь в том (и это не един-ствен-ная на-ша «бе-да»), что в цер-ков-ном ка-лен-да-ре та-ких на-зва-ний нет! При этом Пер-вый Спас (1/14 ав-гу-ста) име-ну-ет-ся в на-ро-де «ме-до-вым», Вто-рой (6/19 ав-гу-ста) - «яб-лоч-ным», а Тре-тий (16/29 ав-гу-ста) - «оре-хо-вым», «хлеб-ным». Сла-вян-ское сло-во «Спас» (Спа-си-тель) - од-но из бо-го-слов-ских имен Иису-са Хри-ста, Ко-то-ро-му по-свя-ще-ны и мно-гие дру-гие празд-ни-ки. Здра-вый смысл под-ска-зы-ва-ет, что ос-но-ва цер-ков-ных тор-жеств - не сель-ско-хо-зяй-ствен-ная и тем бо-лее не ку-ли-нар-но-га-стро-но-ми-че-ская, а по-то-му эти фольк-лор-ные (стро-го го-во-ря - неумест-ные) на-зва-ния не име-ют к ним ни-ка-ко-го от-но-ше-ния.

По-ста-ра-ем-ся по-нять - ка-кие же ре-аль-ные со-бы-тия скры-ты за «Спа-са-ми»? Сна-ча-ла - о пер-вом из них.

Пер-вый Спас

(1/14 ав-гу-ста )

Тро-парь Все-ми-ло-сти-во-му Спа-си-те-лю

Об-ра-ща-ю-щий взо-ры с вы-со-ты, при-ни-ма-ю-щий бед-ных, по-се-ти нас, угне-тён-ных гре-ха-ми, о Все-ми-ло-сти-вый Вла-ды-ка, и, по мо-лит-вам Бо-го-ро-ди-цы, да-руй ду-шам на-шим ве-ли-кую ми-лость.

Этот празд-нич-ный цер-ков-ный день сов-ме-ща-ет в се-бе несколь-ко зна-ме-на-тель-ных со-бы-тий.

Из-не-се-ние Кре-ста Гос-под-ня

Пер-вое празд-нич-ное вос-по-ми-на-ние это-го дня - «Из-несе ние Жи-во-тво-ря-ще-го Кре-ста Гос-под-ня». За этим на-зва-ни-ем сто-ят жиз-нен-ные ре-а-лии дав-них лет.

Де-ло в том, что в сто-ли-це Ви-зан-тии, Кон-стан-ти-но-по-ле (Ца-рь-гра-де), в свя-зи с ча-сты-ми в ав-гу-сте бо-лез-ня-ми, су-ще-ство-вал обы-чай но-сить крест по ули-цам и до-ро-гам в на-деж-де пре-гра-дить путь неви-ди-мо кра-ду-щей-ся па-гу-бе. На-ка-нуне празд-ни-ка дра-го-цен-ный крест, вклю-чав-ший в се-бя со-хра-нив-ши-е-ся ча-сти-цы де-ре-ва Гол-гоф-ско-го Кре-ста, тор-же-ствен-но пе-ре-но-си-ли из цар-ской со-кро-вищ-ни-цы в глав-ный со-бор Им-пе-рии - храм Свя-той Со-фии Кон-стан-ти-но-поль-ской, и по-ла-га-ли на пре-сто-ле. С это-го дня и до Успе-ния Бо-го-ро-ди-цы, в те-че-ние двух недель, по всем ули-цам го-ро-да про-но-си-ли крест в про-цес-сии, а за-тем вновь воз-вра-ща-ли в им-пе-ра-тор-ские па-ла-ты. К это-му обы-чаю при-со-еди-нил-ся ещё один - освя-ще-ние во-ды, ко-то-рое про-ис-хо-ди-ло в при-двор-ной церк-ви в пер-вый день каж-до-го ме-ся-ца. По-сте-пен-но мест-ный кон-стан-ти-но-поль-ский празд-ник Из-не-се-ния Кре-ста рас-про-стра-нил-ся по хри-сти-ан-ско-му Во-сто-ку, а у нас на Ру-си по-явил-ся в XV ве-ке. При этом освя-ще-ние во-ды на ис-точ-ни-ках ста-ло на-по-ми-нать о кре-ще-нии Ру-си, на-чав-шем-ся, со-глас-но пре-да-нию, имен-но в этот день. (С 2008 го-да празд-но-ва-ние на-ча-ла кре-ще-ния Ру-си, со-глас-но по-ста-нов-ле-нию Ар-хи-ерей-ско-го со-бо-ра, сов-ме-ще-но с па-мя-тью свя-то-го кня-зя Вла-ди-ми-ра, 15/28 июля).

Спас Все-ми-ло-сти-вый.
Ико-на ок. 1430 г.

Все-ми-ло-сти-вый Спас

Вто-рое цер-ков-ное со-бы-тие се-го-дняш-не-го дня - празд-не-ство Все-ми-ло-сти-во-му Спа-су и Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-це. В его ос-но-ве - па-мять о чу-дес-ных зна-ме-ни-ях от ико-ны Спа-си-те-ля, со-про-вож-дав-ших сра-же-ния с са-ра-ци-на-ми ви-зан-тий-ско-го им-пе-ра-то-ра Ма-ну-и-ла (1143-1180) и бит-ву с бол-га-ра-ми рус-ско-го кня-зя Ан-дрея Бо-го-люб-ско-го в 1164 го-ду. К это-му при-со-еди-ня-ет-ся ещё один эпи-зод. По сви-де-тель-ству ви-зан-тий-ско-го ис-то-ри-ка Ни-ки-ты Хо-ни-а-та, впе-ре-ди три-ум-фаль-ной про-цес-сии им-пе-ра-то-ра Ма-ну-и-ла, по-сле раз-гро-ма пан-нон-цев в 1167 го-ду, «еха-ла се-реб-ря-ная с по-зо-ло-той ко-лес-ни-ца, за-пря-жён-ная бе-лы-ми, как хло-пья сне-га, ко-ня-ми, а на ней сто-я-ла ико-на Бо-го-ма-те-ри, непо-бе-ди-мой За-щит-ни-цы и со-рат-ни-цы ца-ря».

Кто та-кие Мак-ка-веи?

В этот же день празд-ну-ет-ся па-мять вет-хо-за-вет-ных (до-хри-сти-ан-ских) му-че-ни-ков - свя-щен-ни-ка Еле-аза ра, се-ми юных бра-тьев, их ма-те-ри Со-ло-мони и и мно-гих дру-гих, при-няв-ших му-че-ни-че-скую смерть в пе-ри-од «Ве-ли-ко-го го-не-ния» (167-164 го-ды до н. э). Его ини-ци-а-то-ром стал ан-тио-хий-ский (си-рий-ский) мо-нарх Ан-тиох IV Епи-фан (175-164 до н. э.), в со-став им-пе-рии ко-то-ро-го вхо-ди-ла то-гда Па-ле-сти-на. Спра-вед-ли-во про-зван-ный совре-мен-ни-ка-ми Епима ном («Безум-ным»), этот обо-жеств-ляв-ший се-бя языч-ник воз-двиг бес-по-щад-ное го-не-ние на бо-го-от-кро-вен-ную ре-ли-гию Мо-и-сея, из-дав де-крет, по-веле-ва-ю-щий всем ев-ре-ям от-речь-ся от ве-ры в Еди-но-го Бо-га и по-кло-нять-ся ми-фо-ло-ги-че-ским бо-гам. Он осквер-нил Иеру-са-лим-ский храм, уста-но-вив там язы-че-ский жерт-вен-ник и со-вер-шив на нём жерт-во-при-но-ше-ние Зев-су Олим-пий-ско-му (де-кабрь 167 го-ду до н. э.). Идоль-ские ка-пи-ща бы-ли со-ору-же-ны и в дру-гих ме-стах, и все иудеи, от-ка-зы-вав-ши-е-ся участ-во-вать в жерт-во-при-но-ше-ни-ях, пре-да-ва-лись пыт-кам и му-чи-тель-ной смер-ти. Ко-мис-са-ры Ан-тио-ха ис-ка-ли по до-мам кни-ги Биб-лии и, ес-ли на-хо-ди-ли, то «раз-ры-ва-ли и сжи-га-ли на огне», а вла-дель-цев их уби-ва-ли. Они так-же «уби-ва-ли жен-щин, об-ре-зав-ших сво-их де-тей, а мла-ден-цев ве-ша-ли за шеи» (). Ви-ди-мо, это бы-ла пер-вая в ми-ро-вой ис-то-рии по-пыт-ка ли-шить це-лый на-род сво-ей ре-ли-гии. (По-доб-ное пы-та-лись осу-ще-ствить в на-шей стране дру-гие ко-мис-са-ры - в ко-жа-ных курт-ках и с «то-ва-ри-ща-ми Мау-зе-ра-ми».)

Му-че-ни-ки-бра-тья бы-ли на-зва-ны Мак-ка-ве-я-ми в па-мять о сы-но-вьях свя-щен-ни-ка Матта фии. Вме-сте с от-цом они бе-жа-ли в го-ры, воз-гла-ви-ли вос-ста-ние про-тив ти-ра-на и, по-сле мно-го-лет-ней борь-бы, со-зда-ли неза-ви-си-мое Иудей-ское го-су-дар-ство (142-63 го-ды до н. э., до при-хо-да рим-лян), управ-ляв-ше-е-ся ди-на-сти-ей Мак-ка-ве-ев (ина-че - Хас-моне ев). Про-зви-ще «Мак-ка-вей» (ев-рей-ское сло-во Макка би зна-чит «Мо-лот») по-лу-чил сна-ча-ла один из бра-тьев, Иуда, на-де-лён-ный та-лан-том во-е-на-чаль-ни-ка и по-ра-жав-ший вра-гов, как мо-лот. (Об этом мож-но про-честь в биб-лей-ских I и II Мак-ка-вей-ских кни-гах, а так-же у ев-рей-ско-го ис-то-ри-ка Иоси-фа Фла-вия.)

Се-го-дня же - па-мять и ря-да дру-гих свя-тых, но, по тра-ди-ции, ак-цен-ти-ру-ют-ся со-бы-тия, о ко-то-рых мы толь-ко что про-чли. С это-го дня на-чи-на-ет-ся двух-не-дель-ный Успен-ский пост (до 28 ав-гу-ста).

«Сель-ско-хо-зяй-ствен-ный» ас-пект празд-ни-ка

Мне вспом-нил-ся «за-ме-ча-тель-ный» при-мер на-род-ной омо-ни-мии. Ко дню 1/14 ав-гу-ста бы-ло при-уро-че-но ве-я-ние ма-ка, от-сю-да и фольк-лор-ный празд-ник - «Ма-кове й». Мож-но бы и по-сме-ять-ся, но сле-ду-ет гру-стить: за мно-гие сто-ле-тия хри-сти-ан-ской ис-то-рии наш на-род так и не смог усво-ить хо-тя бы азы ре-ли-ги-оз-ной гра-мот-но-сти. По-это-му очень мно-гие лег-ко от-ка-за-лись от сво-ей куль-тур-ной ис-то-рии, ко-то-рая на-ча-лась, по сло-вам ака-де-ми-ка Д. С. Ли-ха-че-ва, «с кре-ще-ния Ру-си». А сей-час мы до-шли до та-кой чу-до-вищ-ной сте-пе-ни куль-тур-но-ис-то-ри-че-ско-го оди-ча-ния, что да-же так на-зы-ва-е-мые «об-ра-зо-ван-ные лю-ди» ори-ен-ти-ру-ют-ся в цер-ков-ном ка-лен-да-ре не луч-ше преж-не-го му-жи-ка-хле-бо-паш-ца (но ему это бы-ло из-ви-ни-тель-но).

Сель-ско-хо-зяй-ствен-ные на-зва-ния хри-сти-ан-ских празд-ни-ков оправ-да-ны толь-ко в фор-маль-но-хро-но-ло-ги-че-ском смыс-ле. Ведь празд-ни-ки непо-движ-но-го цик-ла, с фик-си-ро-ван-ны-ми да-та-ми, яв-ля-лись рань-ше для про-стых лю-дей един-ствен-ны-ми ка-лен-дар-ны-ми сель-ско-хо-зяй-ствен-ны-ми ве-ха-ми. (В их из-бах не бы-ло кол-хоз-ных ка-лен-да-рей, ра-дио-то-чек и они не вы-пи-сы-ва-ли жур-нал «Кре-стьян-ка».) Так, к Пер-во-му Спа-су при-уро-чи-ли про-во-ды ле-та. Па-сеч-ни-ки на-чи-на-ли вы-ла-мы-вать со-ты: счи-та-лось, что к это-му вре-ме-ни «пче-ла пе-ре-ста-ет но-сить ме-до-вую взят-ку». От-сю-да на-зва-ние «Ме-до-вый Спас», а так-же «мок-рый», - из-за на-ча-ла хо-лод-ных рос. От-ме-ча-ет-ся от-лёт пер-вых ла-сто-чек и стри-жей, по-яв-ле-ние стай гра-чей и сквор-цов.

Юрий Ру-бан,
канд. ист. на-ук, канд. бо-го-сло-вия

Через пять дней - Вто-рой Спас, ас-со-ци-и-ру-ю-щий-ся для мно-гих лишь с ду-ши-сты-ми яб-ло-ка-ми и ины-ми фрук-та-ми, ап-пе-тит-но гро-моз-дя-щи-ми-ся на длин-ном сто-ле в хра-ме. При-хо-дит-ся на-блю-дать, как иные гос-по-да пе-ре-ми-на-ют-ся с но-ги на но-гу и яв-но ду-ма-ют: «Ско-рее бы за-кон-чи-лась эта служ-ба с непо-нят-ны-ми пес-но-пе-ни-я-ми («... сла-ву Свою я ко-же можа ху...» и про-чее) и ба-тюш-ка по-брыз-гал на-ши фрук-ты свя-той во-дой! Ну, на-ко-нец-то по-кро-пил! Те-перь их мож-но вез-ти в офи-сы («пра-во-слав-ным» ныне быть мод-но) и с чув-ством хо-ро-шо вы-пол-нен-но-го дол-га уго-щать со-труд-ни-ков.

Хри-стос и апо-сто-лы бы-ли бы это-му весь-ма удив-ле-ны, по-то-му что от-нюдь не фрук-ты за-ни-ма-ли их ум на го-ре Фа-вор, и не ра-ди освя-ще-ния «пло-дов зем-ных» Цер-ковь уста-но-ви-ла празд-ник Пре-об-ра-же-ния Гос-под-ня! Ка-ков же под-лин-ный смысл это-го зна-ме-на-тель-но-го тор-же-ства? Об-ра-тим-ся к 19 ав-гу-ста по но-во-му сти-лю.

Похожие публикации