Гражданско патриотическое воспитание школьников. Гражданское и патриотическое воспитание в условиях модернизации образования

  • 5. Воспитание - это процесс взаимодействия педагога и воспитанника при активности обеих сторон.
  • Вопрос 7. Деятельность как способ существования человека, его виды и уровни сформированности. Деятельностный подход к развитию личности.
  • Вопрос 8. Проблема демократизации современной школы и пути ее решения.
  • Вопрос 9. Дидактика как теория обучения. Основные принципы и звенья обучения.
  • I. Дидактика как теория обучения
  • Функции обучения
  • II. Основные принципы и звенья обучения (структурные элементы)
  • Закономерности и принципы процесса обучения
  • Вопрос 10. Преступность несоверешеннолетних. Ее мотивы и истоки. Перевоспитание, его функции.
  • Перевоспитание, его функции
  • Вопрос 11. Социальная психология групп. Малые группы, их классификация. Уровни и этапы развития группы. Малая группа как фактор социализации.
  • Вопрос 12. Типы отклоняющегося поведения, его уровни, причины. Профилактика девиантного поведения и основные подходы к коррекции.
  • Вопрос 13. Личность, деятельность и профессионализм учителя. Социологический аспект профессиональной компетенции учителя. Профессиональные деструкции педагога.
  • Вопрос 14. Педагогическое искусство и педагогическое мастерство. Методы воспитания: подходы к классификации, краткая характеристика.
  • Вопрос 15. Основные типы отклонений в развитии детей. Пути выявления и коррекции.
  • Вопрос 16. Основные требования и методология организации социально-педагогического исследования. (он же 32).
  • Вопрос 17. Проблема школьной неуспеваемости, ее причины и пути решения.
  • Психология дошкольного возраста (4,5 – 6)
  • Причины
  • Причины биохимического характера
  • Социально-экономическая
  • Педагогические причины
  • Вопрос 18. Основные факторы и закономерности детского развития. Теория детского развития.
  • Вопрос 19. Формы жестокого обращения с детьми. Роль социального педагога в профилактике жестокого отношения к детям и помощи детям, подвергшимся насилию.
  • Вопрос 20. Патриотическое и гражданское воспитание в современной России. Патриотическое воспитание:
  • Гражданское воспитание:
  • Вопрос 21. Подходы к детскому самоуправлению Методика коллективной организаторской деятельности.
  • Методика коллективной организаторской деятельности.
  • Вопрос 22. Игра как вид деятельности и средство воспитания. Сущность, виды, функции игры.
  • Игра как средство воспитания детей
  • Вопрос 23. Система социальной защиты и обеспечения населения в современной России. Характеристика одного из учреждений (Дом милосердия).
  • Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007 - 2010 годы
  • Основные цели и задачи Программы, срок ее реализации, целевые индикаторы и показатели
  • Перечень программных мероприятий
  • 3.Федеральная целевая программа «Молодежь России 2006-2010гг»
  • Вопрос 24. Общение как фактор социализации, его виды, функции, структура. Барьеры в общении. Пути формирования коммуникативной компетентности.
  • Вопрос 25. Педагогический анализ, его виды, уровни, этапы осуществления. Методологические принципы системного анализа.
  • Основные объекты педагогического анализа
  • Принципы научного анализа (Конаржевский)
  • Вопрос 26. Проблема физического и психического здоровья современных школьников, пути ее решения.
  • Вопрос 27. Педагогическое общение. Стили педагогического общения, конфликты в школе.
  • Вопрос 28. Педагогическое прогнозирование, его виды, современные требования.
  • Вопрос 29. История возникновения и развития социальной педагогики в России.
  • Вопрос 30. Методы обучения: подходы к классификации, краткая характеристика.
  • Методы обучения
  • Пассивные
  • Активные
  • Словесные методы
  • Наглядные методы
  • Практические методы
  • Словесные методы
  • Наглядные методы
  • Практические методы
  • Вопрос 31. Требования к специалисту по социальной работе. Педагогическая культура и этика социального работника.
  • 2. Профессиональный портрет социального педагога и социального работника
  • 1. Аналитико-диагностическую:
  • 4. Этический и профессиональный кодекс
  • Вопрос 32. Методы социально-педагогического исследования.
  • Вопрос 33. Основные международные документы о защите детства. Современные нормативные документы о защите детства в России как правовая основа функционирования образовательных учреждений.
  • 3 Основные задачи Конвенции: правовая, нравственная, педагогическая.
  • Вопрос 34. Методика работы социального педагога по решению индивидуальной воспитательной задачи.
  • Вопрос 35. Личность, ее социально-психологические качества, механизм социализации.
  • 1) Несколько относительно самостоятельных аспектов, а именно:
  • 2)Несколько исторических этапов, а именно:
  • Вопрос 36. История возникновения и развития социальной педагогики в России. (Настя)
  • Вопрос 37. Первичный коллектив (малая группа) как социальная микросреда. Проблема воспитания в коллективе и через коллектив.
  • Вопрос 38. Половая роль, половая социализация. Современные подходы к половому воспитанию.
  • Вопрос 39. Праздник как средство воспитания. Технология создания праздника.
  • 1. Особенности праздника
  • 2. Типы праздников.
  • 3. Организация праздника.
  • 4. Технология подготовки и проведения праздника.
  • Вопрос 40. Понятие системы. Системный подход в педагогике. Воспитательная система. Характеристика одной из современных моделей воспитательных систем.
  • 1. Понятие «система».
  • 2. Системный подход в педагогике.
  • 3. Понятие «воспитательная система».
  • Вопрос 41. Образование в России в начала х1х-хх вв. Характеристика педагогических идей одного из представителей эпохи.
  • 5. Лев Николаевич Толстой (1828 -1910)
  • Вопрос 42. Социализация как социально-педагогическое явление, его виды. Предмет и задачи социальной педагогики.
  • Вопрос 43. Социально-педагогические системы, их типы, условия создания и функционирования.
  • Вопрос 44. Новые подходы к воспитательной работе. Комплексный подход к воспитанию, комплексные средства воспитания. (Оля)
  • Новый взгляд на воспитательные программы
  • Вопрос 45. Методика работы социального педагога с детьми инвалидами и с семьями, имеющими таких детей.
  • 6 Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями.
  • Вопрос 46. Сущность воспитания как педагогического процесса, его закономерности и основные принципы.
  • Вопрос 47. Творчество, качества творческой личности. Развитие способности к творчеству в педагогических технологиях. Коллективная творческая деятельность.
  • Вопрос 48. Воспитательные отношения, их типы и влияние на социализацию личности.
  • Вопрос 49. Исторические и современные модели социальной политики. Механизм и средства осуществления социальной политики.
  • Исторические модели социальной политики в России
  • Общественная благотворительность и социальное призрение на ранних этапах развития российской государственности
  • Социальная политика Российской империи XVIII - XIX вв.
  • Социальные функции российского государства в нач. XX в.
  • 2. Современные модели социальной политики Зарубежные модели социальной политики Южно-европейская модель социальной политики
  • Скандинавская модель социальной политики
  • Англо-саксонская модель социальной политики
  • Германская модель социальной политики
  • Американская модель социальной политики
  • Модели социальной политики в России
  • Региональная модель социальной политики
  • Государственная социальная политика рф
  • Принципы реализации
  • Вопрос 50. Подходы к пониманию образовательной технологии. Характеристика одной из современных образовательных технологий.
  • Технология задачного подхода
  • Современные технологии:
  • Технология развития критического мышления
  • Технологические этапы
  • Преподаватель на этом этапе:
  • Преподаватель на этом этапе:
  • Вопрос 51. Нравственное воспитание, критерии нравственной воспитанности. Проблема нравственной социализации детей в современной России.
  • Вопрос 52. Технологии социальной работы. Их виды, принципы разработки и реализации. Требования к технологиям социальной работы.
  • Вопрос 53. Социально-педагогическое проектирование. Виды проектов, требования к социально-педагогическим проектам.
  • Вопрос 54. Проблема цели в педагогике. Философское и социологическое обоснование цели. Технологии формулировки целей и задач. Таксокология целей. Цели объекта и цели процесса. – настя
  • Вопрос 55. Подходы к воспитанию толерантности детей в межкультурной среде.
  • Вопрос 56. Культурологический подход в педагогике. Этнопедагогика. Народная педагогика.
  • Вопрос 58. Образовательная программа, ее виды. Требования к современной образовательной программе.
  • Вопрос 59. Средовой подход к развитию личности. Открытые и закрытые школы.
  • Вопрос 60. Учение как социокультурная деятельность. Эффективность и качество образования: педагогический и социологический аспекты. Стандарты.
  • Вопрос 61. Личность и специфика профессиональной деятельности социального педагога.
  • 2. Профессиональный портрет социального педагога и социального работника
  • 1. Аналитико-диагностическую:
  • 4. Этический и профессиональный кодекс
  • Вопрос 62. Формы организации учебной работы. Основные требования к уроку. Методы обучения.
  • Вопрос 63. Управление, его типы. Влияние типа управления на становление личности воспитанников.
  • Существует бюрократическое управление и демократическое управление.
  • Вопрос 20. Патриотическое и гражданское воспитание в современной России. Патриотическое воспитание:

    Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить Родине. Проявлением высокого уровня культуры межнациональных отношений выступает чувство интернационализма, предполагающее равенство и сотрудничество всех народов.

      включения учеников в активный созидательный труд на благо своей Родины;

      формирования бережного отношения к истории Отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа;

      воспитания готовности к установлению дружеских отношений с другими народами, изучению обычаев и культуры этносов.

    Важную роль в патриотическом воспитании играет:

      организация работы по изучению государственных символов РФ.

      формированию культуры межнационального общения способствует изучение иностранных языков.

    Гражданское воспитание:

    Цель: формирование политической культуры (политической сознательности, мышления, чувств).

    Политическое сознание включает:

      политическую сознательность – насколько человек овладел мировоз-ми политическими установками, проявляет стойкость в их проведении в жизнь.

      политическое мышление – способность глубоко осмысливать политические события, давать им оценку.

    Функции:

      социальная (стабилизация внутреннего положения в обществе),

      культурно-просветительская,

      воспитательная,

      психологическая (стабилизация духовного начала в личности).

    Система гражданского воспитания включает:

      комплекс целей-функций,

    Показатели политической культуры:

      политическая грамотность и активность в политическом самообразовании,

      умение вести дискуссию,

      умение оценивать общественные явления с общечеловеческих и классовых позиций,

      умение отстаивать и пропагандировать свои политические взгляды.

    Воспитание детей и молодёжи в современном российском обществе в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, молодёжных объединений и организаций. Социально-экономические инновации период становления российской государственности вызвали определённое социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в молодёжной среде.

    Происходящие процессы выдвинули ряд важных, качественно новых задач по созданию суверенного, экономически развитого, цивилизованного, демократического государства, обеспечивающего конституционные свободы, права и обязанности его граждан с полной гарантией их правовой и социальной защищённости.Это предполагает необходимость формирования у граждан, и прежде всего у подрастающего поколения, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых важное значение имеет патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.

    В связи с этим значительно возросла роль образовательных учреждений, детских и молодёжных организаций, в рамках которой происходит духовно-нравственное становление детей и молодёжи, подготовка их к самостоятельной жизни.

    Подпрограмма Министерства образования Российской Федерации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2005-2010 годы» ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней - от дошкольного до высшего профессионального, обновление его содержания и структуры на основе отечественных традиций и современного опыта.

    За последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной жизни произошёл резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России и способного отстаивать её интересы. Ослаблен механизм координации и организации деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и военного управления по воспитанию подрастающего поколения на всех уровнях. В связи с этим проблема патриотического воспитания детей и молодёжи становится одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.

    За последнее время всё большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.

    К числу определяющих принципов, которые одновременно являются важными условиями реализации цели и задач патриотического воспитания, относится признание высокой социальной значимости патриотизма, необходимости создания реальных возможностей и осуществления целенаправленных усилий для его развития у детей и молодёжи.

    Однако существует ряд проблем, мешающих эффективной организации работы по патриотическому воспитанию детей и молодёжи, а именно:

      несовершенство законодательной базы по гражданскому и патриотическому воспитанию;

      недостаточное оснащение и коммерциализация сохранившейся материально-технической базы образовательных учреждений, военно-патриотических клубов и объединений;

      отсутствие заинтересованности СМИ в пропаганде патриотического воспитания детей и молодёжи и подготовке их к военной службе;

      малочисленность высокопрофессиональных кадров в общественных военно-патриотических клубах и объединениях, образовательных учреждениях, занимающихся вопросами патриотического воспитания;

      недостаточное программно-методическое обеспечение образовательного процесса;

      отсутствие системы координации деятельности заинтересованных структур министерств, ведомств, научных и образовательных учебных заведений, общественных и религиозных организаций, занимающихся гражданским и патриотическим воспитанием детей и молодёжи.

    В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию , реализация которых способствовала бы сознанию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением.

    Воспитательные традиции Древней Руси насчитывают более двух тысяч лет. Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа.

    Исторические элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям начли формироваться ещё в древности. Зародыш патриотического воспитания появился примерно в период разложения родового троя и зарождения феодальной собственности. В качестве новых явлений педагогической мысли на Руси X- XIII веков можно отметить: выдвижение отдельной личности как цели воспитания, воспитание веры в победу, в непобедимость богатырей русских (главный герой русского эпоса Илья Муромец, которому смерть в бою не писана).

    Изучение истории исследования проблемы патриотического воспитания начато с произведений древнерусской литературы - первых работ, где обобщены некоторые идеи народного воспитания.

    Важное место в народной педагогике России занимали пословицы и поговорки. Особенное внимание в русских пословицах уделялось теме любви к родине и защите отечества:

      Понятие о патриотизме, героизме и их проявлениях.

      Взгляды на патриотизм в летописях.

      Русские народные былины как средство воспитания патриотизма (любовь к Родине, ненависть к врагам, готовность встать на защиту родной земли).

      Роль русских сказок в процессе формирования любви к Родине, к своему народу, к природе родного края; сказки о солдатской дружбе и прочее.

      Героические и патриотические песни русского народа и их воспитывающая роль

      Русские пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости, предательстве. Их использование в воспитательной работе с детьми.

    Понятие патриотизм - это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводятся. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведёт к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

    Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

    Не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре были отрывочны и поверхностны. В чём же дело? Возможно, это происходило потому, что в Программе задачи по знакомству дошкольников с родной культурой были сформулированы слишком общо. Например: «Воспитывать любовь к Родине, родному городу, селу»; «Познакомить с некоторыми изделиями народного искусства» и т. п. При этом совершенно не обозначенными оставались средства и методы решения данных задач, а у воспитателя чаще всего не было соответствующих материалов и пособий. Окружающая действительность (особенно в городе) также не давала возможности реально приобщать детей к народной культуре.

    Эти проблемы могли быть восполнены участием в фольклорных праздниках, посещениями разнообразных выставок народного искусства, в музее - краеведческих экспозиций. Однако для воспитанников детского сада это не всегда возможно, не говоря уж о том, что такие экспозиции рассчитаны на восприятие взрослого человека, а для малышей требуется большая грамотная переработка материала.

    А как донести до понимания детей-горожан особенности крестьянского труда? На практике такая задача, кстати, предусмотренная типовой Программой, решалась формально, содержательно не связываясь с природными явлениями, обрядами, пословицами и поговорками. И это вполне объяснимо, так как большинство педагогов сами плохо знали традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры, не были проникнуты чувством понимания её древности и понимания.

    Исходя из выше изложенного, наметились следующие приоритеты:

        Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

        Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность. веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

        Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

        Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

    Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает в детстве? Почему даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом, а живя в городе, селе он постоянно, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве родного края? Думается, это - выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди - всё это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств, и активную позицию в этом вопросе должны занять педагоги.

    Не всё, что окружает ребёнка, равнозначно в воспитательном отношении. Поэтому очень важен правильный с точки зрения педагогики выбор объектов, от которых следует рассказать детям.

    Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог должен прежде всего сам хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности края. Он должен продумать, о чём рассказать детям, особо выделив признаки, характерные только для данной местности, доступно показать связь родного города, села со всей страной.

    Любой уголок нашей страны неповторим, В одном городе много заводов, фабрик, высокие дома, широкие проспекты. Другой славен своим революционным прошлым, памятниками старины. Одно село стоит на берегу большой реки, а другое затерялось в глухой тайге, широко раскинулось в степи или на берегу моря.

    В каждой местности есть свои артисты, спортсмены художники, поэты передовые рабочие или колхозники.

    Труд в каждой местности тоже разный: в одной ведущей является труд машиностроителей, в другой - животноводов, овощеводов, в третьей - рыбаков, хлопкоробов и т. д. Замечательно и неповторимо народное творчество: умельцы Якутии дарят миру изделия из кости, вологодские кружевницы удивляют нежностью кружев, Палех Мастера прославились искусством лаковой миниатюры, село Богородское радует малышей деревянными игрушками.

    В старших группах уже можно так строить работу, чтобы каждый воспитанник проникся славой родного края, почувствовал свою причастность к местным общественным событиям. Однако было бы не верно, знакомя детей с родным краем, ограничиться показом лишь его особенностей. В таком случае у ребят может и не сложиться правильное представление о родном крае как части большой страны, в которой они живут, и задача воспитания патриотических чувств будет невыполнима.

    Нужно обязательно подчеркнуть, что, каким бы особенным ни был родной край, в нём непременно находит отражение то, что типично, характерно для всей страны:

    Люди работают на заводах, фабриках, стройках, в разных учреждениях, в магазинах, на фермах, на полях и т. д. (в зависимости от специфики области). Они всегда готовы помочь друг другу; Результаты труда людей этого края необходимы не только тем, кто живёт в данной местности;

    В родном городе, районе, селе, как и в других местах, соблюдают народные традиции; отмечают общенародные знаменательные даты, чтят память погибших героев, провожают новобранцев на службу в армию, Чествуют знаменитых людей, ветеранов труда и т. д.;

    Здесь, как и по всей стране проявляют работу о детях;

    В родном краю могут жить люди разных национальностей, они вместе трудятся, отдыхают;

    Здесь, как и по всей нашей стране, люди должны беречь и охранять природу;

    Каждый человек, любящий Родину, должен проявить уважение к труду, интерес к культуре родного народа.

    Чтобы дети, узнавая какие-то конкретные факты, наблюдая окружающую жизнь, могли путём простейшего анализа, обобщения впечатлений лучше представить себе, что их родной город или посёлок является частью страны, необходимо дать им некоторые первоначальные сведения из географии, экономики, истории страны - рассказать о том, что они не могут видеть в непосредственном окружении.

    Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, а также физического воспитания.

    Можно ли говорить о воспитании любви к родному краю без сообщения детям определённых знаний о нём? Отбор и систематизация таких знаний проводятся с учётом умственных возможностей дошкольников: принимается во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу, т. е. уровень умственного развития ребёнка служит своеобразной предпосылкой и необходимым условием воспитания начал патриотических чувств.

    Воспитатель должен так организовать пополнение о родном крае и родной стране, чтобы вызвать у детей интерес, развить любознательность. Непосредственные наблюдения в сочетании с усвоением доступных знаний способствуют развитию образного и логического мышления ребёнка.

    В процессе работы по патриотическому воспитанию детей решаются также задачи их эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалится, ощущать свою причастность к героическому. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства.

    Во время прогулок в лес, в поле, к реке взрослый учит детей видеть красоту окружающей природы, бережно к ней относиться. Так решаются задачи не только познавательные, эстетические, но в конечном счёте и нравственные.

    Окружающий мир обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Дети с увлечением рисуют праздники и родную природу, строительство и уборку урожая. Чем интереснее и целенаправленней педагог организует наблюдения окружающего, тем содержательнее становится детское творчество.

    Работа по патриотическому воспитанию дошкольников связана с их физическим воспитанием. Будущие граждане нашей страны должны расти сильными, ловкими, здоровыми.

    И так формирование у дошкольников любви к своей родине, своему краю заключается прежде всего в необходимой логической взаимосвязи разных сторон этого процесса, а также во взаимосвязи различных средств и методов воспитания А. С. Макаренко предостерегал педагогов против преувеличения роли отдельных средств, против универсализации методов и приёмов воспитания.

    Важнейшим средством педагогического воздействия при формировании патриотических чувств дошкольников является организованное наблюдение окружающей действительности. Они видят, как люди трудятся, какие складываются трудовые отношения, как оценивается труд окружающими, как они выражают своё уважение к тем, кто хорошо работает.

    Желательно продемонстрировать детям основные права и обязанности советского человека: право на труд, отдых, образование, обязанность честно трудиться, жить в дружбе, заботиться о благосостоянии страны.

    Однако если педагог сведёт работу только к организации наблюдений, он очень ограничит круг знаний и представлений детей, не сможет достичь главной цели - познакомив с особенностями родного края, пробудив в сердце ребёнка интерес к нему, показать ему жизнь всей страны, воспитать любовь к отечеству.

    Такую задачу можно решить только умело сочетая наблюдения с чтением художественных произведений, слушанием музыки, рассматриванием картин и иллюстраций к книгам. Перед ребёнком шире откроется окно в мир, ему легче будет сделать необходимые обобщения, проявить возникшие чувства.

    Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная, разнообразная деятельность , так как быть патриотом - это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на её благо. Педагог может и должен найти для детей такую деятельность, чтобы содержание её согласовывалось с задачами воспитания, а форма была доступной каждому ребёнку и соответствовала содержанию. Для этого педагогу нужно хорошо знать содержание, особенности организации и руководства всеми видами деятельности детей (занятиями, трудом, игрой), а также уметь сочетать их в едином педагогическом процессе, подчинив единой задаче.

    А зачем детям - дошкольникам нужны знания об истории страны? Ведь систематизированный курс истории - это задача школы. Да, конечно. Но чтобы это курс был усвоен детьми хорошо, необходимо ещё до школы сформировать у них первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем.

    В последние годы многие страницы истории переосмысливаются, поэтому воспитатель должен проявить корректность в отборе познавательного материала, учитывая возрастные особенности восприятия и социальную подготовленность ребёнка.

    ИГРЫ, также как и занятия, способствуют решению задач патриотического воспитания. Игра, начатая детьми после наблюдения за трудовым процессом, а также под влияние понравившегося им художественного произведения или сюжетного рисования, может перерасти в интересную длительную игру, в которой ребята применяют свои знания и уже накопленный ими жизненный опыт. Задача воспитателя - поддержать интерес к такой игре, дать ей нужное направление.

    Любовь к детям, знание их склонностей и возможностей, умение наблюдать их игры, профессионализм и мастерство - качества, необходимые воспитателю для руководства играми. Такие воспитатели умело привлекают родителей и общественность к участию у дошкольников интереса к труду, уважение к трудящемуся человеку и желания трудиться.

    Этому во многом способствуют и непосредственные наблюдения детей за общественной жизнью, беседы с передовыми тружениками, чтение художественной литературы, экскурсии на предприятия и т. д. Атмосферу общественно полезного труда они стараются передать и в своих играх.

    Представления о том, как работают отцы и матери на заводах, фабриках, на полях, фермах, в учреждениях, заинтересованность их трудом служат богатейшим источником игр тогда, когда детей систематически приучают приобретать новые знания о трудовом процессе и его результатах.

    Мы уже говорили, что патриотическое воспитание связано с физическим развитием. Такие качества, как сила, смелость, ловкость, необходимы будущим труженикам и защитникам Родины, лучше всего развиваются в спортивных играх с военно-патриотическим содержанием. У ребят появляется желание учиться метать в цель снежки, прыгать, подлезать под препятствия, бегать на лыжах на определённые дистанции, разбивать палатки, маскироваться.

    Одним из главных условий патриотического воспитания детей является приобщение их к трудовой деятельности. Любовь к Родине становиться настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в словах, но и в желании, в потребности трудиться на благо Отечества, бережно относиться к его богатствам. самостоятельная трудовая деятельность чрезвычайно важна для воспитания гражданина. Труд ребёнка - дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности. Нужно поощрять трудовую деятельность детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для коллектива, для детского сада, для своего города, села. Но не всегда ребята знают, что и как делать. Здесь-то и нужна помощь взрослого, его совет, пример.

    Труд с общественной мотивацией следует организовать и в детском саду, и дома систематически, а не от случая к случаю. Дети 6-7 лет могут выполнять постоянные трудовые поручения не только по самообслуживанию, но и на общую пользу. Причём очень важно, чтобы этот труд действительно имел реальную значимость для окружающих, не был надуманным. Взрослые следят за выполнением дошкольниками трудовых обязанностей, приучая их добросовестно относиться к любой работе, добиваться поставленной цели. Может возникнуть вопрос: какое отношение имеет сказанное к воспитанию патриотических чувств? Самое непосредственное. Человек действительно любит свою строну, если ему не безразлично то, что он делает, и на сколько качественна выпускаемая им продукция.

    Поэтому педагог, воспитывающий будущих граждан страны, учит их радоваться труду на общественное благо, прививать им чувство ответственности, а потому требует от них чёткого выполнения порученного дела, приучает самостоятельно замечать и устранять непорядок, н надеяться на то, что работу сделает взрослый. Конечно, взрослый и поможет, и тактично подскажет, что ещё нужно сделать и как, но при этом он должен следить, чтобы не снизилась активность и инициатива самих детей. Действенным средством такого воспитания является похвала, поощрение. Периодически следует обсуждать с детьми, как выполняются поручения, все ли ответственно относятся к делу, вместе думать, а помочь тому, кот пока недостаточно активно и ответственно относится к общему делу.

    Следует воспитывать у детей бережное отношение к общественному добру, к природе родного края. Осознать эту необходимость им помогут специальные беседы, чтение художественной литературы, включение в практическую деятельность. Чтобы дошкольник понял значение результатов человеческого труда, ему безусловно нужно рассказывать и показывать, как например, выращивают хлеб, но в ещё большей степени он осознаёт ложность этого труда и необходимость бережно относиться к хлебу, если вырастит его сам. На своём огороде дети могут засеять небольшой участок озимой пшеницы, вырастить её, собрать урожай, испечь хлеб, конечно с помощью взрослых. Процесс выращивания хлеба потребует немало сил, зато и разговор о бережном отношении к хлебу станет понятен.

    Старшие дошкольники уже способны принимать активное участие в защите природы, Им доступно многое: уход за животными, работа на огороде, подкормка птиц, выращивание цветов, овощей, помощь пионерам в работе «зелёного патруля» и др. Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе сочеталось с воспитанием любви к родному краю, с желанием работать вместе со взрослыми по его благоустройству (озеленение, уборка улиц).

    Когда на предприятии проходит субботник и родители принимают в нём активное участие, можно и в детском аду организовать такое же мероприятие, чтобы дать ребятам возможность уже в дошкольном возрасте почувствовать причастность к делам взрослых.

    При определении содержания и организации трудовой деятельности с целью патриотического воспитания дошкольников педагогу следует помнить о важности общих переживаний, которые даёт совместная деятельность, коллективный труд. Конечно, само по себе объединение в совместной деятельности, уже даёт детям радость, однако она будет значительнее, если по одержанию и мотиву такой труд будет иметь общественную направленность.

    При организации работы по патриотическому воспитанию обязательно следует учитывать возраст дошкольников, их психологические особенности и возможности.

    При ознакомлении с родным городом целесообразно провести целевые прогулки, которые будут интересны и полезны детям всех возрастов: «Праздничная улица», «Предновогодний город», «У афиши детского кинотеатра», «Новый сквер», «Отправим письмо заболевшему товарищу».

    При правильном определении темы, программного содержания и распределения задний между детьми занятие имеет большой воспитательный эффект для каждой возрастной группы.

    Также дети всех возрастных групп в соответствии со своими возможностями принимают участие в подготовке праздников, развлечений, посвящённых природе родной страны. Малыши читают стихи, принимают участия в хороводах, смотрят номера, подготовленные старшими. Если к этому празднику организуется выставка, малышам поручают разложить картинки, поделки из природного материала. Эти небольшие поручения сделают малыша полноправным участником всех групповых мероприятий.

    Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.

    Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».

    Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна. Уже в 6-7 лет дошкольник должен знать, что все близкие его трудятся, что государство оказывает помощь детям, больным и престарелым, что советские люди не бросают друзей в беде. На этой основе будет складываться постепенно крепнущее сознание встречной ответственности перед народом, ждущим от будущего гражданина Доброты, честности, трудолюбия.

    Раньше считалось, что малышам нельзя показывать отрицательные стороны жизни. Конечно специально фиксировать внимание на негативных проявлениях людей не следует, но и боязнь объяснить детям, что в окружающей жизни не всё прекрасно, ведёт к тому, что у ребят не развиваются реалистические представления и не воспитывается оценочное отношение к общественным явлениям. Педагог подчёркивает, что в основе формирования гражданских чувств и осознания понятия «человек-гражданин» лежит не формальное восхищение достижениями страны, а гражданская позиция, основанная на необходимости знать горести и беды Отчизны и желать их устранить. Этому способствуют беседы родителей с детьми, раскрывающие красоту человеческих поступков.

    «Готовясь к беседе о гражданственности, - писал В. А. Сухомлинский, - я стараюсь всеми силами своей души постичь смысл того, о чём будут рассказывать, глубоко осмыслить самую суть гражданской красоты, доблести, подвига, чтобы всё по-новому пережить. Это очень важное правило воспитательного влияния».

    Всем хорошо известно, Родина начинается с родного дома, улицы, посёлка. Изучать с детьми места, где живёшь, любить бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся, - задача, которая вполне по плечу любой семье. Условия детского сада не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни. И здесь на помощь могут прийти родители.

    При внимательном отношении родителей к вопросам патриотического воспитания каждая прогулка может стать средством формирования возвышенных чувств: «Вот здесь жил когда-то...», «Здесь строится...», «Это музей знаменитого писателя...» и т. д.

    Дошкольнику интересно и полезно побывать в местной картинной галерее, на выставке, в музее. Такое посещение должно стать для него событием, праздником, поэтому родители ограничивают время пребывания в музее, объём информации, помня о быстрой утомляемости ребёнка. Например, на выставке картин можно обратить внимание детей на 2-3 пейзажа, несколько портретов и скульптур. В краеведческом музее для посещения выбрать один раздел: «Наш край в древности», или «Природа родного края», или «Великие и знаменитые люди нашего края». Разговор с ребёнком не должен быть назидательным, это - совместное обсуждение, раздумье. Дошкольнику нужно показать естественную заинтересованность взрослого. Такое «равноправие» в выражении мыслей и чувств необходимо для развития у ребёнка самостоятельности мыслительной деятельности и личностного отношения к событиям и фактам.

    Родителям можно посоветовать и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как прогулки и экскурсии и целью знакомства с историческими местами (близкой истории), памятниками погибшим воинам; посещение краеведческого музея, музея изобразительных искусств, дома-музея знаменитого художника, революционера и т. д.

    Семья - первый коллектив ребёнка, и в нём он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. Поэтому предметом особого разговора с родителями должно быть обсуждение возможных путей приобщения дошкольников к труду (хозяйственно-бытовому, ручному, труду в природе), к активному участию в подготовке к совместным праздникам и отдыху. Только разделяя заботы взрослого, беря на себя посильную их часть, стремясь сделать что-то для других, малыши начинают ощущать себя членами семьи.

    Автор: Котова Ирина Евгеньевна, методист МБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества №1» г.Старый Оскол
    Описание материала: Методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию школьников предназначены для вожатых, педагогов-организаторов с целью повышения духовно-нравственных качеств, развития патриотических чувств к родине, родному краю. В методических рекомендациях приведена краткая информация о формах и методах гражданско-патриотического воспитания.
    Возрастная категория: 5-11 классы

    Гражданско-патриотическое воспитание – это нравственный процесс подготовки подрастающего поколения, направленный на формирование у учащихся качеств гражданина и патриота страны. В формирование такой гражданской личности, которая сочетает в себе правовую, нравственную, политическую культуру, должна внести ощутимый вклад школа. Наиболее оптимальным возрастом для старта гражданско-патриотического воспитания школьников является детский возраст, так как именно в этот период происходит самоутверждение ребенка, активное развитие социальных интересов. Но реализовать гражданско-патриотическое воспитание нельзя без знаний форм и методов гражданско-патриотического воспитания.
    Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
    Задачи гражданско-патриотического воспитания:
    1.Воспитывать в школьниках любовь и уважение к своей родине, стране, к народным героям;
    2.Чтить историческую память поколений;
    3.Формировать у детей чувство ответственность за будущее страны;
    4.Развивать ученическое самоуправление;
    5.Обучать государственной терминологии, символам России;
    6.Изучать историю родного края
    7.Повышать уровень духовно-нравственного развития
    Реализовывать задачи гражданско-патриотического воспитания школьников должны не только учителя истории, но и старшие вожатые, педагоги-организаторы.
    Вожатый должен создать условия, которые позволят учащимся проявить свою гражданскую позицию, реализовать свои идеи и интересы, а главное с интересом изучать историю родного края и страны.
    Для развития гражданско-патриотического воспитания, вожатый должен знать:
    1)Конвенцию о правах ребенка;
    2)Возрастную психологию
    3)Социальную педагогику;
    4)Основы творческой, культурно-досуговой деятельности
    5)Возрастные особенности школьников
    6)Историю России, родного края
    Что касается реализации культурно-досуговой программы для гражданско-патриотического воспитания школьников, то массовые мероприятия должны стать знаменательным событием в жизни школы. Желательно, если тематика праздника, идеи будут рождаться совместно с учащимися.
    Решение поставленных задач может быть достигнуты через определенные формы и методы.
    Одной из форм решения задач, является экскурсии по музеям города. Можно считать, что это одна из самых любимых форм учащихся школ. Но, использовать такую форму нужно системно. Для посещения музея необходимо разработать программу. Перед посещением необходимо провести инструктаж (поведение в музее, основы дорожного правила на дорогах), провести небольшой экскурс о музее, рассказать о его направленности, для того, чтобы школьникам было легко воспринимать информацию экскурсовода. Далее – непосредственно сама экскурсия по музею. В завершении этой формы, необходимо подвести итоги, сделать анализ (это могут быть письменные или устные впечатления учащихся о экскурсии).
    Еще одна из форм - это тимуровские акции. Такая форма воспитывает в детях чувство заботы, уважения к пожилым людям.
    Военно-спортивные мероприятия - метод, который позволит повысить физическое развитие школьников, формировать здоровый образ жизни, выявлять волевые качества. Такие мероприятия возможно проводить на праздник 23 февраля, 9 Мая.
    Одним из значимых методов гражданско-патриотического воспитания являются: викторины, семинары, тематические выставки, литературные гостиные. В русской литературе многие писатели посвятили свои произведения войне (М. Шолохов, Л. Леонов, А. Толстой, А. Фадеев, В. Вишневский, В. Василевская, К. Симонов, А.Сурков).
    Конечно, обязательно нужно устраивать встречи с ветеранами. Это позволит учащимся пообщаться воочию с теми, кто побывал на фронте. Задать вопросы о тяжелом времени, обсудить со старшим поколением будущее страны.
    Организация гражданско – патриотического воспитания школьников – это путь к духовному возрождению социального общества, будущих поколений страны, восстановлению величия нашего Отечества. Поставленные задачи гражданско-патриотического воспитания пробуждают в ребёнке любовь к Родине, к её народным героям, развивают в нём интерес и окружающему миру, а также воспитывают в нем стремление сделать мир лучше, счастливее. И все это может быть реализовано и решено только в том случае, если старшие вожатые, педагоги-организаторы в образовательных учреждениях работают организуют воспитательный процесс систематизировано.

    Список литературы:
    1.Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.
    2.Салихова Р. Воспитание гражданина. // Воспитание школьников.- 2003. – № 1.

    Целью гражданско-патриотического воспитания является формирование у молодежи ценностного отношения к своему отечеству, развитие устойчивого желания способствовать консолидации общества, процветанию Беларуси и готовности к ее защите. Данная цель разделяется на образовательные, воспитательные и развивающие подцели . Образовательная цель заключается в том, чтобы раскрыть школь­никам общечеловеческие и общегражданские политические ценност­ные ориентации перестройки и обновления общества, вооружить школьников умениями политического диалога и культурного веде­ния дискуссии, ораторского и организаторского искусства, четкого и ясного изложения мысли в свободной устной речи.

    Воспитательная цель проявляется по мере включения учащихся в посильную и доступную общественно-гражданскую деятельность. Именно в ней происходит формирование у школьника таких чувств высшего порядка, как патриотизм и интернационализм, а также вы­соких морально-политических качеств: порядочности, морально-по­литической чистоплотности в отношениях с людьми, к обществен­ному достоянию, сознательной дисциплинированности, ответствен­ности, политического чутья, критичности, способности исправлять свои ошибки.

    Развивающая цель гражданско-патриотической ра­боты с детьми вытекает из образовательной и воспитательной функ­цией. Гражданско-политическое познание и деятельность формиру­ют способность политического мышления, умения каждый обще­ственно важный факт, событие осмыслить с позиций нового полити­ческого мышления

    Цели гражданского и патриотического воспитания реализу­ются в целостном педагогическом процессе с учетом возрастных воз­можностей и особенностей детей. В младших классах у детей формируются самые общие представления о Родине, других странах и народах. Учащиеся средних и старших классов усваивают патриотические знания в более осмысленной форме. Однако устойчивая гражданская позиция формируется только тогда, когда знания будут эмоционально пережиты, иметь личностную значимость для учащихся, и в итоге приобретут форму устойчивых взглядов.

    В современном мире вся атмосфе­ра общественной и личной жизни людей насыщена политической ин­формацией, противоречивыми установками, оценками, ценностны­ми ориентациями. Гражданское воспитание предполагает формирование у человека ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу и отечеству. Гражданин должен добросовестно выполнять не только конституционные законы, но и профессиональные обязанности, вносить свой вклад в процветание страны. В то же время он может чувствовать ответственность за судьбу всей планеты, которой угрожают военные или экологические катастрофы, и становиться гражданином мира. Задачи патриотического воспитания носят комплексный характер. Их решение опирается на интеллектуальное, физическое, моральное воспитание школьников, сочетается с другими частями и направлениями воспитательного процесса.

    Задачи гражданско-патриотического воспитания :

    · школа должна добиваться усвоения учащи­мися системы знаний по вопросам государства и права;

    · воспитывать уважительное отношение школьников к законам своего государства, убеждать в не­обходимости их выполнения;

    · прививать навыки правомерного поведения, потребность активно защищать в установленном порядке интересы и права свои личные, государственные и обще­ственные;

    · вырабатывать активную гражданскую по­зицию у воспитанников, нетерпимость к нарушителям правопорядка.

    Говоря о содержании гражданского воспитания необходимо отметить, что оно включает в себя:

    Во-первых, воспитание гражданина и патриота как воспитание человека долга.

    Во-вторых, воспитание гражданина и патриота как воспитание человека, осознающего потребность и необходимость служения своему народу.

    В-третьих, воспитание гражданина и патриота как воспитание личной причастности каждого к своей семье, месту рождения, жительства.

    В-четвертых, воспитание гражданина и патриота как человека, уверенного в необходимости активного участия в трудовой и общественной дея­тельности.

    В-пятых, воспитание гражданина и патриота как воспитание законопослушного человека, глубоко осо­знающего необходимость соблюдения зако­нов своей страны и порядка, регламенти­рованного этими законами. Это, прежде всего, вос­питание уважения к государству, государ­ственному устройству, к представителям государственной службы и, в конечном счете, к народу, к людям.

    В-шестых, мы понимаем воспитание гражданина и патриота как воспитание человека высокой духовности.

    Гражданский воспитательно-образовательный характер имеют все предметы учебного плана. Естественно-математические дисциплины сегодня прямо выходят на про­блемы глобальной политики. Предметы общественно-политического и гуманитарного циклов раскрывают перед учащимися картину закономерно развивающего­ся человеческого общества, переходящего от одной цивилизации к другой. Большое политико-воспитательное значение для школьников име­ют уроки художественно-эстетического цикла - литература, изоб­разительное искусство, музыка.

    Гражданские качества личности (ответственность, справедливость, толерантность, готовность идти на компромисс, коммуникабельность и т.д.) формируются в процессе участия в общественно полезной работе, деятельности органов самоуправления школы и различных самодеятельных общественных организаций; выполнение социально значимых обязанностей в классе. Ус­тановлена взаимосвязь между уровнем развития у учащихся указанных выше гражданских качеств личности, граждан­ских компетенций и степенью социаль­ной активности школьников.

    Обучение и разнообразные формы внеклассной работы позволяют учителям и классным руководителям проводить многогранную воспитательную работу по формированию их патриотической осведомленности и культуре международных отношений.

    Вопросы и задания

    1. Определите понятие «гражданско-патриотическое воспитание» школьников.

    2. В чем состоит особенность цели гражданско-патриотического воспитания.

    3. Приведите пример выбора форм воспитательной работы в соответствии с задачами и содержанием гражданско-патриотического воспитания.


    Похожая информация.


    Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 11.07.2005 №422, определяет содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания студенческой молодежи

    Необходимость в патриотическом воспитании молодежи особенно актуальна в период включения России в мировое открытое образовательное пространство, требующее развития культуры межэтнических отношений.

    Задачи патриотического воспитания будущего специалиста социально-культурной деятельности заключаются в формировании и развитии личности, обладающей качествами гражданина – патриота, способной:

    Успешно выполнять гражданские обязанности,

    Создавать и развивать единую систему патриотического воспитания молодежи,

    На основе сформированных патриотических чувств обеспечивать поддержку упрочению единства и дружбы народов РФ.

    Патриотическое воспитание тесно связано с гражданским воспитанием , в задачи которого входит формирование гражданина свободного демократического государства, обладающего общественно значимыми личными качествами: развитым гражданским долгом и ответственностью, уважением прав и обязанностей демократического государства, уважением к его законам. Гражданское воспитание предполагает философско-мировоззренческую подготовку будущего специалиста, формирование у него полной и объективной научной картины окружающего мира, формирования умения логического объяснения политических процессов, происходящих в современном обществе, создание активной жизненной позиции и мотивации к участию в общественно-политической деятельности, к активному участию в экономической жизни общества, развитие современного экономического мышления.

    Гражданское воспитание - это социально-педагогический процесс, формирующий личность, хорошо разбирающуюся в системе моральных, экономических, правовых и политических отношений. Не случайно российской педагогической наукой гражданское образование трактуется как формирование гражданственности, как интегративного качества личности, позволяющего человеку чувствовать себя юридически, нравственно и политически дееспособным. Важной составляющей гражданственности, ее нравственной основой является патриотизм.

    Основными направлениями гражданского воспитания студентов являются формирование чувства защищенности со стороны государства; формирование чувства свободы, гражданского и человеческого достоинства личности; воспитание уважения и принятия прав и обязанностей гражданина демократического государства. Выработка у студентов стремления к активному участию в социально-экономической жизни общества, развитие современного экономического мышления, осознания ими тесной взаимосвязи между личным благосостоянием и благосостоянием общества. Реализация вышеуказанных задач может осуществляться в разнообразных формах деятельности университета.



    Патриотизм и гражданственность – понятия соподчиненные. То и другое основано на любви к Родине и требует знания ее истории, преданности своей стране, своему народу. Это способствует развитию у молодежи исторического самосознания, а без него, как известно, не может быть государства, нации. Патриотизм можно рассматривать как результат процесса воспитания молодежи. А что такое воспитательный процесс? Это целостная система воздействия на личность с определенной целью. В качестве цели может стать воздействие (различными методами, средствами, формами) на сознание, поведение, чувства и деятельность человека для того, чтобы помочь ему правильно понимать, чувствовать, поступать и делать конкретное дело. По сути дела это изменение сознания.

    Патриотическое воспитание ставит цель – повлиять на рациональную и эмоциональную сферу человека, выполняющего или готовящего выполнять конкретные социальные роли в обществе. Патриотизм как и гражданственность характеризируется осознанной законопослушностью и преданностью Родине, приверженностью к сохранению и упрочению культурного наследия, национальных ценностей, межнациональных и межличностных отношений. Роль и место воспитания в профессиональной подготовке специалистов для сферы культуры как системообразующего фактора можно представить как ряд концептуальных положений, касающихся становления гражданского общества:

    Взаимодействие государственных структур с неправительственными объединениями, работающими в направлении образования и воспитания молодежи,

    Организация социокультурной и социально-педагогической деятельности в области социальной защиты семьи, реабилитации детей-инвалидов и лиц третьего возраста, малообеспеченных семей общества;

    Выявление условий и факторов поиска путей оздоровления и стабилизации правовых основ и гражданской ответственности, базируется на гражданственном правосознании, за результаты своей деятельности в профессиональной сфере;

    Ориентация патриотического и гражданского воспитания на включение в общенациональные и общечеловеческие движения за мир на Земле, преодоления криминогенных ситуаций;

    Создание оптимальных технологий социально-педагогических, духовно-личностных условий, кадрового обеспечения воспитания патриотизма и гражданских слоев населения (разработка специальных программ, научных проектов, создания средств, новых технологий, направленных на их реализацию в работе с молодежью, с семьями).

    Патриотическое и гражданское воспитание, решают общую задачу - приобщение молодежи к ценностям отечественной и мировой культуры. При этом важны социально-психологическая и духовно-личностные компоненты, предполагающие высокое доверие поколений (младшее поколение – старшему), единство прошлого и будущего.

    Патриотическое и гражданское воспитание в период перехода к открытому обществу (этот период стали называть «условиями глобализации», кстати сказать термин «глобализация» иногда синонимизируют с термином «империализм»), в период социального и духовного совершенствования России напрямую зависят от того, насколько изменяется парадигма воспитания как целостного социально-педагогического и культурного процесса. От этого воспитания, создающего социальную и духовную основу развития страны, зависит и уровень развития личности гражданина, патриота.

    Роль вузов культуры в этом отношении достаточно велика, она состоит в формировании у выпускников готовности к работе в гражданском обществе, в воспитании патриотизма у населения.

    Еще Г.В.Ф. Гегель утверждал, что гражданское общество воплощает своеобразную стадию диалектического процесса, восходящего от семьи к государству в процессе длительного исторического перехода от эпохи средних веков к последующим стадиям цивилизации нового времени.

    Задача состоит в том, чтобы и в нашем обществе сложилась система отношений, интегрирования в цивилизационный процесс, с учетом российских традиций и менталитета российского народа. В этом отношении система профессиональных вузов, занимающихся подготовкой специалистов к воспитательно-образовательной работе с подрастающим поколением, должна быть ориентирована на формирование духовно-нравственных- основ гражданственности и патриотизма личности.

    В связи с этим, основные подразделения вуза разрабатывают стратегию, концепции и варианты технологии решений; осуществляют исследования, подтверждающие эффективность тех или иных организационных форм патриотического воспитания студентов., ведут углубленный социокультурный и научно-исследовательский анализ современных условий и патриотического воспитания молодежи в нем.

    Патриотическое воспитание будущих специалистов начинается с мотивации, так как в скором времени им самим придется осуществить эту работу в специфичных условиях социально-культурной сферы (клуба, библиотеки, творческих центров и т.д.). Можно утверждать, что патриотическое воспитание – это комплексная педагогическая проблема, включающая в себя блоки: знаний и умений, базирующиеся на принципах адекватности сознания и поведения; равновесия эмоционального и рационального.

    Теперь мы можем сформулировать некоторые задачи патриотического воспитания студентов вуза культуры:

    Сохранение и развитие народных традиций;

    Внимательное отношение к прошлому своей страны;

    Сохранение преемственности между прошлым и настоящим;

    Организация образовательно-воспитательного процесса в вузе, имеющего патриотическую направленность в масштабах страны, а не только отдельных социальных институтов;

    Понимания, что денационализированное население не может внести вклад ив общечеловеческую культуру («если не принадлежишь своему Отечеству, не принадлежишь человечеству»);

    Оптимальное взаимоотношение национального и зарубежного в образовании, воспитании, развитии;

    Единство патриотического воспитания с экономическими и политическими проблемами и связанным с ними религиозными верованиями и мировоззренческими установками.

    Отечественные ученые приходят к выводу, что Россия стоит перед выбором нового пути: ее внутреннее положение в последние десятилетия усугубляется обостренными глобальными проблемами. Поэтому в качестве задач выдвигаются иногда такие, к которыми трудно относиться однозначно - это формирование «новой ментальности», «нового типа личности» и «общечеловеческого (иногда общеевропейского) самосознания». Личностно-ориентированная педагогика, имеющая место быть в работе преподавателей вуза, как правило, предполагает, что центром внимания в воспитании и образовании должен быть человек, его самобытная развивающая личность. Против этого есть контраргументы: в центре внимания должен быть коллектив, коллективное сознание, поведение, деятельность. Личность не должна быть замкнута в себе, а должна входить в систему мира, подчиняться его законам. (В. Зеньковский).

    Таким образом патриотизм и интернационализм лежат в основе национальной идеи как мотива организации национально-ориентированного образования и воспитания молодежи. Эта идея глубоко укоренена в русской национальной традиции, и это закономерно, так как. каждый народ имеет право на самобытность, но сохранение национальной самобытности не может привести к безразличию к общечеловеческому.

    Решение проблемы воспитания патриотизма, гражданственности у молодежи в современных условиях в сфере духовно-личностного, ведет к возрождению патриотизма как духовной и социальной ценности, основы укрепления новой российской государственности.

    Так, например, К.Д. Ушинский, говоря о патриотизме отмечал, что «…только варварам свойственно не иметь истории». Русский религиозный философ И.А. Ильин, касаясь проблем патриотического воспитания, высказывал мысль, что нужно стремится к тому, чтобы ребенок с раннего возраста знал своих национальных героев, подражал им.

    Патриотическое воспитание молодежи, ориентированное на дружбу народов, толерантность, веротерпимость сегодня требует новых подходов, т. к. часть вопросов здесь законодательно не урегулирована, существующая нормативная база не имеет четкой системы, а само патриотическое воспитание в эпоху глобальных перемен требует пересмотра форм и методов работы с населением, особенно молодежью; возврату к оправдавшим себя формам работы и популяризации новых.

    Следовательно, патриотизм – это не только глубокое нравственное чувство любви к Родине, но и преданность лучшим ее традициям и обычаям. Это нравственное чувство позволяет молодежи прикоснуться к памятным страницам истории своего Отечества, края, города, своей семьи. Семья - первый наставник в патриотическом и гражданско-правовом воспитании молодежи: как относятся родители к своей Родине, так и дети к ней относятся. Уважительное отношение родителей к культурным ценностям, накапливаемым векам, к своей народу, к истории страны, к своим корням, непременно повторяется в детях.

    В число задач входят: изучение истории, теории и практики патриотического воспитания, сохранение и развитие культурного наследия, культуры межэтнического и межконфессинального общения в новых условиях. И это вполне закономерно, так как в вузах России учатся студенты и аспиранты из Ближнего и Дальнего зарубежья, которые находят общий язык в процессе обучения и творчества, обогащают друг друга знаниями иных культур.

    Этому способствуют Музеи истории вузов. В них находятся экспозиции, посвященные роли студентов и преподавателей в Великой Отечественной войне, способствующие повышению гражданственности и патриотизма, утверждению правовых норм в современном развивающемся обществе.

    В творческих вузах, к которым относится МГУКИ, на практике ведется программа «Сохранения и развития культурного наследия, реализуются педагогически адаптированные в творческом процессе студентов и аспирантов и имеющие патриотическую направленность фольклорные песенные ансамбли, ансамбли народных инструментов и т. д..

    С населением ведется практическая работа студентов и выпускников, вносящих личный вклад в возрождение глубокого чувства патриотизма, гражданственности и толерантности и тем самым оказывающих влияние на развитие гражданского общества.

    Для успешной работы им требуются глубокие и разносторонние знания и умение их применять на практике. В личностном отношении: быть не только профессионалом в своей области, но и проводником патриотического воспитания, воздействовать на других на основе творческого подхода. Развитие личности, гражданина и патриота, любящего свой народ, свою страну, игнорирующего культуру других народов – процесс сложный, многоаспектный, требующий знания и умения владеть различными методами и формами работы с людьми.

    Для этого создаются специальные программы для детей и юношества, включающие в себя: музыкально-песенные фестивали, творческие конкурсы одаренной молодежи; вокальных, инструментальных, хоровых коллективов, молодежного театра песни; спортивно-зрелищных, коллективов традиционно-песенного творчества. Кроме того, кафедрами организуются встречи на литературно-художественных средах в вузе с известными композиторами-участниками войны, писателями-фронтовиками; посещение музеев ВОВ, музеев истории Отечества.

    В период обучения в вузе студенты на творческих экспериментальных площадках участвуют в работе и руководстве кружками, секциями, объединениями по интересам, руководят хором патриотической песни. Это помогает выпускникам, работающим в социокультурной сфере, стать творческими личностями, которые и к патриотическому воспитанию населения относятся как творческому процессу, основанному на таких общечеловеческих качествах как любовь, свобода, духовность, творчество.

    Итак, патриотизм можно рассматривать в единстве с гражданственностью. Государство заинтересованно в том, чтобы его граждане принимали основные идеи, традиции и нормы, активно участвовали в различных сферах жизнедеятельности, в его разностороннем развитии (социально-экономическом, социально-культурном, оборонном и т.д.), отставили бы его национальные интересы. И это закономерно особенно в настоящее время, однако, приходится признать, что сложности в этом процессе неизбежны, так как в России длительно разрушались основы гражданского и патриотического воспитания молодежи. А сейчас мы пришли к тому, что нужно создавать базу духовно-нравственного единства страны, укреплять ее гражданственность, активизировать методы, приемы и средства формирования гражданско-патриотической направленности воспитания образовательной деятельности школ всех видов студий и внешкольных учреждений.

    Похожие публикации