Проблемы воспитания детей младшего дошкольного возраста. Основные проблемы воспитания детей и способы их решения

Алена Муравьева
Проблемы семейного воспитания детей дошкольного возраста. Часть 1

ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Часть1

Муравьева Алена

Александровна

Актуальность исследования состоит в том, что сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования . 23 ноября 2009 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 655 (зарегистрирован Минюстом России 8 февраля 2010 г. № 16299) были утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования – ФГТ .

В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года) в ДОУ разработана основная общеобразовательная программа дошкольного образования . Общеобразовательная программа обеспечивает разностороннее развитие детей от 2 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе .

Основная общеобразовательная программа ДОУ разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Признание приоритета семейного воспитания требует иных форм взаимодействия семьи и детского сада. Ведущей целью взаимодействия детского сада с семьей является создание необходимых условий для развития доверительных, ответственных отношений с семьями воспитанников , обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника , повышение компетентности родителей в области воспитания . За последние годы как никогда отмечается заинтересованность родителей во всестороннем развитии и образовании своих детей . Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ.

Особенности семейного воспитания изучали А . И. Захаров, А. С. Спиваковская, А. Я. Варга, Э. Г. Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, 3. Матейчек, Г. Хоментаускас, А. Фромм, Р. Снайдер и другие.

Объектом исследования являются воспитательный процесс детей дошкольного возраста .

Предметом исследования является семейное воспитание детей дошкольного возраста .

Цель исследования : определить проблемы семейного воспитания детей дошкольного возраста .

Для подтверждения цели были выдвинуты следующие задачи :

1. Проанализировать научные подходы к изучению .

2. Дать общую характеристику стилей воспитания .

3. Раскрыть формы и методы взаимодействия воспитателя ДОУ с родителями .

4. Разработать модель деятельности воспитателя ДОУ с родителями по семейному воспитанию .

В процессе исследования нами были использованы следующие методы : теоретический анализ, синтез и анализ литературы, анализ документов, моделирование.

Практическая значимость заключается в том, что представленная модель организации работы воспитателя с родителями может быть использована педагогами ДОУ в практике работы с семьями детей дошкольного возраста для работы с родителями.

Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, глоссария.

Во введении обосновывается актуальность, параметры исследования.

В первой главе рассматриваются теоретические основы изучения проблемы семейного воспитания .

Во второй главе описаны практические основы организации работы воспитателя ДОУ с родителями .

В заключении приведены основные выводы.

Список использованной литературы содержит 23 источника.

Глоссарий содержит 10 терминов.

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы семейного воспитания

1.1. Научные подходы к изучению проблемы семейного воспитания

В современной отечественной педагогической литературе семейное воспитание рассматривается как процесс педагогического взаимодействия родителей и других членов семьи с детьми с целью создания необходимых социальных и педагогических условий для гармоничного развития личности ребенка, формирования у него жизненно важных личностных свойств и качеств.

Известный социолог А. Г. Харчев считает, что «семью можно определить как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и моральном воспроизводстве населения… »

В истории отечественной науки обоснование цели, задач, содержания и методов семейного воспитания было дано П . Ф. Лесгафтом. Он разработал естественнонаучные и гигиенические основы семейного воспитания , дал обстоятельные характеристики типам поведения детей в семье . Лесгафт сформулировал и убедительно доказал гуманные принципы семейной педагогики : признание личности ребенка и её неприкосновенности, отсутствие произвола в действиях воспитателя , последовательность слова и дела, развитие детской инициативы, самостоятельности и творчества. Поэтому и целью семейного воспитания он считал «содействие развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью» .

Особое внимание ученый обращал на формирование социальной направленности личности, на единство целей и задач семейного воспитания и общественного . Отводя школе решающую роль в воспитании детей , П. Ф. Лесгафт показывает возможности и пути преодоления ею негативных влияний семьи, освещает проблему единства требований дисциплины и мер педагогического воздействия.

Крупнейший новатор в теории и практике социалистического воспитания А . С. Макаренко в книге «Лекции по воспитанию детей » , «Книге для родителей» и в целом ряде статей обосновал теоретические основы семейного воспитания , разработал теорию воспитательного коллектива и некоторые важнейшие ее положения применительно к семье : раскрыл признаки семьи как коллектива, выявил ее воспитательные возможности и условия эффективного воздействия семьи на детей .

Большое внимание проблеме воспитания в семье уделяют также современные педагоги, психологи, физиологи : А. Г. Хрипкова, Ю. П. Азаров, С. В. Ковалев, С. Н. Урбанская и др.

Идеалом, к которому должны стремиться семья, школа и современное общество, является разносторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и нравственно, умеющий трудиться в различных жизненных сферах. В связи с этим современные педагоги выделяют в семейном воспитании определенные задачи .

Одна из первоочередных задач семьи в воспитании детей – обеспечение физического развития ребенка, привитие санитарно-гигиенических навыков. Сюда входит забота родителей о нормальном питании ребенка, обеспечивающем его рост, развитие и правильное формирование его организма; уход за телом, закаливание организма; обеспечение достаточной нагрузки в физических упражнениях, бытовом труде и в труде по самообслуживанию. Решение этой задачи начинается со дня рождения ребенка и продолжается до тех пор, пока он сможет самостоятельно совершенствовать свои физические способности.

Накопление нравственного опыта ребенка происходит также с первых дней его жизни. Задачи нравственного воспитания предусматривают формирование в каждом ребенке гражданина, в детях должна быть воспитана любовь к своим родителям, своей Родине, стремление делать добрые дела для семьи и для других людей.

Уже с дошкольного возраста родители приучают ребенка к труду (прежде всего – самообслуживание и помощь семье, постепенно вырабатывают у него трудовые умения и навыки. Своевременное трудовое воспитание ребенка – залог его успешного гражданского становления, так как через труд для других, через добрые дела для окружающих формируется сознание ребенка, понимание, что каждый человек должен трудиться, что труд – необходимость и долг. Только в процессе труда у ребенка может появиться правильное, а не пренебрежительное отношение к труду, уважение к людям труда, понимание, что ценность человека в обществе определяется его отношением к труду, непосредственным участием в создании материальных и духовных ценностей общества.

Ю. П. Азаров советует родителям : «Чтобы избежать просчетов воспитания , необходимо как можно раньше приобщать детей к труду , к самостоятельности, к самостоятельному мышлению. Все, что может сделать ребенок сам, все, что ему посильно, он должен делать» .

Уже в дошкольном возрасте семья формирует у ребенка эстетические понятия о красоте в природе, человеческом общении, труде, вырабатываются навыки эстетического поведения. Задачами эстетического воспитания является воспитание умения радоваться красоте, понимать красивое, обязательно беречь и создавать это красивое в природе, в конкретных поступках, делах и мыслях.

С ростом ребенка постепенно усложняются и задачи умственного воспитания . С поступлением ребенка в школу семья поддерживает у него интерес к знаниям, стимулирует успешность его обучения, следит за тем, чтобы у ребенка отношение к учению формировалось через такие мотивы, как понимание ответственности за свой новый труд, постепенно переходящее в чувство долга перед семьей, классом, за добросовестное учение. Задачи родителей состоят также в том, чтобы создать в семье определенную эмоционально-интеллектуальную атмосферу жизни : взрослые и дети трудятся, книга у всех членов семьи является первым другом, есть своя домашняя библиотека, в семье есть совместные общие дела и увлечения.

С самого раннего детства семья активно, сознательно и творчески осуществляет разностороннее развитие личности, которое характеризуется единством умственного, трудового и физического, нравственного и эстетического воспитания , высоким уровнем общего развития, психологической и практической подготовленности к труду, разносторонними духовными потребностями и творческими способностями.

Воспитание детей в семье имеет во многом субъективный характер и зависит от уровня нравственности и культуры родителей, их жизненных планов, идеалов, поступков, опыта социального общения, семейных традиций . Семья может способствовать или тормозить формирование разносторонне развитой личности. Чтобы семья успешно справилась с воспитанием детей , родители должны знать основные педагогические требования и создавать необходимые условия для эффективного воспитания ребенка в семье .

К важнейшим принципам современного семейного воспитания можно отнести следующие :

1. Принцип целенаправленности, который предполагает наличие объективных целей воспитания в любом социальном институте воспитания (семья, детский сад, школа и т. д.) .

2. Принцип научности, который предполагает использование родителями в воспитании детей научной психолого-педагогической литературы и проявление интереса родителей к специальным знаниям по проблемам воспитания , развития детей .

3. Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка, который заключается в том, что родители должны принимать ребенка как данность, таким, каков он есть со всеми особенностями, специфическими чертами, вкусами, привычками безотносительно к каким бы то ни было внешним эталонам, нормам, параметрам и оценкам. Необходимо признать самобытность, уникальность и ценность личности ребенка на дынный момент его развития. А это не значит принять его индивидуальное своеобразие и право проявлять свое «Я» на том уровне развития, которого с помощью родителей он достиг. Принцип гуманности регламентирует отношения взрослых и детей и предполагает , что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, сотрудничестве, любви, доброжелательности.

4. Принцип планомерности, последовательности, непрерывности. Согласно этому принципу, домашнее воспитание должно развертываться в соответствии с поставленной целью. Последовательность и планомерность воспитательной деятельности взрослых дают маленькому ребенку ощущение прочности, уверенности, а это основа формирования личности.

5. Принцип комплексности и систематичности. Суть принципа заключается в том, что в семье осуществляется многостороннее влияние на личность через систему целей, содержания, средств и методов воспитания , при этом учитываются все факторы и стороны педагогического процесса.

6. Принцип согласованности в воспитании . Процесс воспитания осуществляется разными лицами : членами семьи, профессиональными педагогами. Важно, чтобы их действия в процессе воспитания маленького ребенка были согласованны – согласованны цели, методы, средства и содержания воспитания .

1.2. Общая характеристика стилей воспитания

В современной практике семейного воспитания довольно определенно выделяются три стиля (вида) отношений : авторитарное, демократическое и попустительское отношение родителей к своим детям.

Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью, безапелляционностью. Угрозы, понукания, принуждение – главные средства этого стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищенности. Психологи утверждают, что это ведет к внутреннему сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо обычную апатию и пассивность.

В авторитарном типе отношений родителей к ребенку А. С. Макаренко выделял две разновидности, которые он называл «авторитетом подавления» и «авторитетом расстояния и чванства» . Авторитет подавления он считал самым страшным и диким видом авторитета. Жестокость и террор – вот основные черты такого отношения родителей (чаще отца) к детям. Всегда держать детей в страхе – таков главный принцип деспотических отношений. Это неизбежно приводит к воспитанию детей безвольных , трусливых, ленивых, забитых, «слякотных» , озлобленных, мстительных и, нередко, самодурствующих.

Авторитет расстояния и чванства проявляется в том, что родители либо «в целях воспитания » , либо по сложившимся обстоятельствам стараются быть подальше от детей – «чтобы они тешились» . Контакты с детьми v таких родителей – явление чрезвычайно редкое, воспитание они поручили бабушкам и дедушкам. Родители не хотят уронить свой престиж в глазах детей , а получают обратное : начинается отчуждение ребенка, а вместе с ним приходят непослушание и трудновоспитуемость .

Либеральный стиль предполагает всепрощенчество, терпимость в отношениях с детьми. Источником является чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными, безответственными. Попустительский тип отношения А. С. Макаренко называет «авторитетом любви» . Суть его заключается в потакании ребенку, в погоне за детской привязанностью путем проявления чрезмерной ласки, вседозволенности. В своем стремлении завоевать ребенка родители не замечают, что воспитывают эгоиста , человека лицемерного, расчетливого, умеющего «подыгрываться» к людям. Это, можно сказать, социально опасный способ отношений с детьми. Педагогов, проявляющих такое всепрощенчество по отношению к ребенку, А. С. Макаренко называл «педагогическими бестиями» , осуществляющими самый неумный, самый безнравственный вид взаимоотношений.

Демократический стиль характеризуется гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей , уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Они видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности и желания воспитать детей такими , какими являются сами.

Э. Роу выделял следующие характеристики взаимодействия родителей с детьми (рис. 1) :

Рис. 1. Характеристики взаимодействия родителей с детьми по Э. Роу.

Г. Б. Степанова выделяет также следующие стили воспитания :

Авторитарный стиль – родители исповедуют послушание, силовые методы воздействия, подчинение, ограничение свободы и автономии. Дети таких родителей, как правило, чувствуют себя отверженными, испытывают тревогу и страх. Не умеют отстаивать свои интересы, подвержены быстрой смене настроения, часто агрессивны .

Разрешительно-попустительский стиль – родители не сдерживают детей , ни в каких проявлениях и действиях. Минимум дисциплины в семье может привести к социальной агрессии, к отвержению сверстниками.

Демократический стиль – родители направляют и контролируют деятельность детей в рациональной манере, используя обсуждение, убеждение и подкрепление. Детей этих родителей можно назвать хорошо социально адаптированными. Они уверены в себе, могут контролировать своё поведение, социально компетентны. На основе собственного жизненного опыта и обобщения его доступными интеллектуальными средствами ребёнок может прийти к разным внутренним позициям.

Г. Т. Хоментаускас выделил четыре обобщённые установки детей по отношению к родителям и к себе :

«Я нужен и любим, и я люблю Вас тоже» – эта установка выгодно выделяет детей с высокой самооценкой и доверием к окружающим людям.

«Я нужен и любим, а Вы существуете ради меня» – ребёнок рано начинает понимать, как значим он для взрослых.

«Я нелюбим, но от всей души желаю приблизиться к Вам» – таким детям не хватает понимания и эмоционального тепла.

«Я не нужен и нелюбим, оставьте меня в покое» – ребёнок теряет чувство собственной значимости, стремиться отгородиться от общения.

Стили семейного воспитания формируются под воздействием объективных и субъективных факторов и генетических особенностей родителей и ребенка. На выбор стиля семейного воспитания оказывают влияние :

Типы темпераментов родителей, их совместимость;

Традиции семей , в которых воспитывались сами родители ;

Научно-педагогическая литература, которую читают родители;

Уровень образования родителей.

Вырастить и правильно воспитать ребенка – очень тяжелый труд. Большинство родителей сталкиваются со многими проблемами воспитания детей. Некоторые из них устраняются довольно легко, другие же требуют значительных физических и психологических усилий, а иногда, и консультации психолога либо медицинского специалиста. Рассмотрим особо распространенные проблемы воспитания современных детей и возможные способы их решения.

Основные методы воспитания детей и проблемы, связанные с ними

Многие научные работники, психологи и педагоги пытаются решить проблемы воспитания детей. Однако стремительное развитие информационных технологий, науки и техники в целом, раннее взросление малышей постоянно усложняют эту задачу, да и новые проблемы воспитания появляются довольно часто.

Педагогическая наука разделяет четыре вида воспитания, которые важны в становлении личностных качеств ребенка. Причем, часто погрешности в применении того или иного вида и приводят к проблемам, связанным с воспитанием детей.

Первый вид воспитания – диктат или авторитаризм взрослых. Данная система подразумевает постоянное подавление взрослыми достоинства и инициативы ребенка. В результате, в зависимости от характера малыша, у него может развиваться либо реакция сопротивления, либо понижение самооценки и привычка к покорности. Если у малыша сильный характер, он будет постоянно бунтовать, отказываться слушать взрослого-диктатора. Слабый ребенок из боязни совершить что-либо не так предпочтет вообще самостоятельно ничего не предпринимать.

Следующая рассматриваемая система воспитания – гиперопека. Она наблюдается тогда, когда родители ограждают ребенка от всех, даже минимальных, трудностей, всем его обеспечивают и постоянно оберегают. Проблема воспитания детей в таком случае заключается в формировании незрелой, капризной, эгоцентричной личности, которая совершенно не приспособлена к самостоятельной жизни. В будущем такой человек не сможет принимать не только важные, но и любые бытовые решения. Это может привести к трудностям в общении, а также в семейной жизни.

Некоторые родители применяют такую систему воспитания как невмешательство. Взрослые полагают, что в таком случае ребенок становится самостоятельным, учится делать и исправлять свои ошибки без помощи других. Однако стоит понимать, что в таких семьях дети часто вырастают эмоционально чужими родителям. Кроме того, такой ребенок нередко бывает недоверчивым и подозрительным, а в будущем становится малоэмоциональным, скупым на ласки.

Наиболее приемлемый вид воспитания – сотрудничество. В этом случае отношения в семье основаны на общей деятельности, поддержке друг друга, объединении целей и интересов. При этом малыш растет достаточно самостоятельным, но он уверен, что при необходимости получит поддержку и понимание других членов семьи. Обычно такие семьи имеют свои ценности и традиции.

Нередко проблемы, связанные с воспитанием детей, возникают при столкновении разных систем воспитания, которых придерживаются мама и папа. Например, отец склонен к диктаторскому виду воспитания, тогда как мама предпочитает гиперопеку. В таком случае ребенку будет очень трудно соответствовать требованиям обоих родителей, а это, в свою очередь, приведет к психологическим трудностям у малыша. Родителям стоит выработать общий стиль поведения и воспитания и не стараться кардинально изменить, «переделать» характер ребенка. Лучше позволить ему развиваться самостоятельно, время от времени мягко корректируя его психологические недостатки.

Проблемы воспитания детей дошкольного возраста

Именно на этапе дошкольного возраста закладывается поведение и полноценное развитие детей. Малыш в свои первые 6-7 лет жизни учится правилам существования в социуме, основным навыкам взрослой жизни, у него происходит формирование характера. Практически все родители сталкиваются в данный период с трудностями воспитания. Попробуем разобраться с наиболее частыми проблемами воспитания детей дошкольного возраста:

  • Отказ соблюдать правила личной гигиены . Даже двухлетний малыш уже понимает, что он может выразить свой протест, который будет воспринят взрослыми. И он его выражает, причем, часто именно в ситуации, когда родители вынуждены преодолеть упрямство своего чада. Многие детки категорически отказываются совершать ежедневные процедуры личной гигиены – умываться, чистить зубки или же мыть волосы. В таком случае лучший выход – заинтересовать маленького упрямца. Можно купить ему красивую зубную щетку и ароматную мочалку, детское мыло в форме фигурки любимого животного.
  • Хочу и дай! Во время взросления, наверное, каждый малыш проходит период категоричного требования того, что он хочет. Это может быть желание получить новую игрушку, полакомиться лишней шоколадкой либо отказ ложиться вовремя спать. Естественно, гораздо легче уступить ему, чтобы избежать детских истерик. Однако взрослые должны понимать, что их чрезмерная уступчивость может привести к тому, что в будущем ребенок будет неспособен провести черту между желаниями и реальными возможностями.
  • Неумение вести себя со сверстниками . Специалисты отмечают, что до трех лет детки предпочитают играть сами. Вот поэтому часто малыши и не понимают, почему они должны делиться игрушками с другими малышами или же участвовать в коллективных играх. В этом возрасте очень важна роль взрослых, которые должны объяснять малышам, как правильно вести себя с детьми. Взрослея, ребенок будет получать навыки общения, и такие проблемы постепенно отойдут на другой план.

Существует много проблем воспитания современных детей. К счастью, практически все они вполне решаемы. Родители должны понимать, что какие бы трудности им не встречались на пути взросления и развития их ребенка, — это все временно. Многие ситуации, которые кажутся в данный момент неразрешимыми, спустя годы останутся всего лишь воспоминаниями, часто довольно смешными и забавными.

Очень важна позиция родителей в процессе воспитания малыша в дошкольный период. Часто родители слушают советы неопытных людей, которые сами не разбираются в том, о чем говорят, в результате возникают проблемы воспитания детей дошкольного возраста. Очень важно, чтобы в отношении своего чада мама с папой проводили согласованную позицию, но, к сожалению, чаще всего, между родителями возникают разногласия по методам воспитания... Если ваш ребеночек капризничает, не слушается, плохо себя ведет, закатывает истерики, то ему конечно же, нужна ваша помощь. Такое поведение может быть вызвано двумя причинами – первая связана с неврологическим здоровьем вашего малыша. Это значит, нужно сходить на прием к детскому невропатологу, где вам помогут либо исключить, либо не усугублять заболевание. И вторая причина – это ваша семья, если быть более точным, то отсутствие четких правил в ней. Стоит набраться терпения, вооружиться практическим советами – в результате у вас все получится.

Причины разногласий

1. В основе лежит собственный опыт. Многие папы и мамы пытаются скопировать линию поведения ребенка с тех методов, которые применялись к ним самим в детстве.

2. Некоторые выбирают другой путь – если в детстве папа или мама испытывали давление со стороны своих родителей, то в результате своим детям они пытаются позволить слишком много, что может привести к появлению эгоцентричной и безответственной модели поведения. Впоследствии в этом случае вполне возможны проблемы воспитания в школе и в коллективе.

Очень важный фактор в выборе модели воспитания – это характер папы и мамы. Более строгий отец хочет добиться беспрекословного послушания своего чада, а мягкая по характеру мамочка потакает капризам ребенка и его слабостям. Здесь может быть два варианта линии поведения детей – либо повышается уровень тревожности из-за постоянного ожидания того, какой же следующий шаг сделают родители. Или же у ребенка появляется склонность к манипулированию его папой и мамой. Так, например, когда папа накажет, малыш может выпросить прощения у мамы, а может быть, даже компенсацию в виде подарка. Но ведь так подрывается авторитет отца.

Решение проблем дошкольного воспитания следует начинать только тогда, когда будут решены разногласия между отцом и матерью. Это одна из самых распространенных, основных проблем воспитания малыша в семье. Ваше чадо, пытаясь быть любимым всеми членами семьи, должен занимать позицию мамы либо папы, в результате приходится изворачиваться. Далее у малыша могут развиться невротические проявления в виде вспышек агрессии или страхов. Такие мальчики и девочки уже не могут выработать моральные и нравственные установки, а это мешает развитию их личности.

Жизненные интересы дошкольника

Это очень важно определить родителям прежде, чем начинать воспитывать ребенка дошкольного возраста. Так вы добьетесь большего эффекта в процессе воспитания и развития малыша. Ваше чадо будет лучше воспринимать ту информацию, которая связана как-то с его интересами. А значит, самое время взять и записать список интересов вашего ребенка. Поинтересуйтесь, спросите, что его интересует, что он любит. Запишите все, что успели узнать. Так в дальнейшем вам будет намного проще воспитывать ребенка и дошкольного, и школьного возраста.

Чтение правильной литературы

Воспитание детей дошкольного возраста не обходится без чтения книг. Для начала начните сами читать своему чаду правильные и полезные книги. По мнению психологов, польза книжки не в названии или красивой обложке, а в самом содержании. Подбирайте хороших авторов, самостоятельно проверьте содержании книги, которую читает ваш малыш.

Польза развивающих игр

Цель родителей – воспитание деток дошкольного возраста? Значит, самое время заняться созданием развивающих игр. Можно использовать готовые или придумывать свои, стоит забыть о вредных играх, которых довольно много. Подбирайте подходящую игру по возрасту и интересам малыша – только в этом случае будет достигнут необходимый эффект. Теперь вы сможете раскрыть в ребенке скрытый потенциал, развить внимательность и самостоятельность, смелость и общительность – ваш малыш станет смелым, общительным, лидером – главное правильно подобрать игры или попросить помощи у эксперта.

Татьяна, www.сайт

Видео "Современные проблемы воспитания детей дошкольного возраста"

Специалисты в области психологии выделяют следующие общие стили воспитания детей. Это диктат, гиперопека, невмешательство и сотрудничество. Каждый из них имеет свои особенности, но все, несомненно, оказывают серьезное влияние на формирование личности ребенка. Рассмотрим каждое из этих взаимодействий в отдельности.

Диктат

Стремление родителей полностью контролировать жизнь ребенка – едва ли не главная проблема воспитания. Воспитываясь под диктатом, ребенок находится под жёстким контролем со стороны взрослых, полностью лишаясь инициативы. Детские психологи считают такие взаимоотношения с малышом наиболее неблагоприятными для формирования его личности. Дети, выросшие в обстановке семейного диктата, как правило, страдают низкой самооценкой, замкнуты, имеют проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.

Это система взаимоотношений выражается в стремлении родителей окружить ребенка повышенным вниманием, защищать его даже при отсутствии реальной опасности. В результате ребенок лишается возможности не только самостоятельно преодолевать трудности, но даже трезво их оценивать. Последствия в данном случае обычно легко предсказуемы. У ребенка формируются такие качества, как зависимость, инфантилизм, несамостоятельность, неуверенность в своих силах.

Невмешательство

Родители, практикующие данный стиль воспитания детей, уверены, что он способствует развитию инициативности и самостоятельности ребенка. Однако это не всегда так. Нежелание матери и отца участвовать в жизни ребенка вызывает не меньшие проблемы воспитания, чем излишняя опека с их стороны. Подобный подход опасен возможностью развития у малыша «синдрома отчуждения от родителей». Став взрослее, таким людям будет трудно строить отношения с окружающими, в том числе, близкими людьми.

Сотрудничество

Согласно последним исследованиям, сотрудничество является наиболее эффективным стилем воспитания ребенка. В его основе лежит принцип объединения всех членов семьи ради общих целей и задач, который подкрепляется взаимной поддержкой друг друга во всех сферах жизни. Ребенок, которого воспитывают в духе сотрудничества, вырастет отзывчивым и уверенным в себе.

О том, как воспитывают своих детей представители шоу-бизнеса вы узнаете, посмотрев передачу «Мы-родители!».

5 способов улучшить взаимоотношения с ребенком

Чаще всего проблемы воспитания возникают из-за отсутствия взаимопонимания между родителями и детьми. Существует несколько способов поведения, которые помогут улучшить взаимоотношения с ребенком.

1. Разглядите в ребенке личность

Относитесь к ребенку как к личности со своим характером, склонностями, желаниями и правами. Предоставьте детям возможность самим принимать решения и решать проблемы, уважая их выбор. Поступая таким образом, вы повышаете самооценку ребенка и развиваете в нем самостоятельность.

2. Применяйте диалоговые методы воспитания

Не кричите на ребенка и, тем более, не бейте его, даже если он делает то, что вам не нравится. Принимайте его таким, какой он есть. Помните, наилучший способ добиться от детей того, что вы хотите – это заинтересовать их. Если вы слишком амбициозны, соизмеряйте собственные ожидания с возможностями малыша.

3. Будьте для ребенка авторитетом

Научитесь понимать своего отпрыска, чтобы видеть реальные мотивы его поступков. Дети слишком часто остаются один на один со своими проблемами, не умея выразить своих чувств или не веря в возможность «достучаться» до взрослых. Для того чтобы ребенок мог попросить о помощи или поговорить на волнующую тему, ему нужно доверять родителям, а это во многом зависит от поведения папы и мамы.

Уделяйте больше времени для общения с ребенком. Детские психологи утверждают, что совместные занятия, такие, как спортивные игры, хобби, походы и чтение вслух, лучше всего подходят для укрепления взаимоотношений между родителями и детьми. Если у вас несколько детей, постарайтесь находить время для общения с каждым ребенком, пусть в каждом случае это будут личные отношения.

Пересмотрите те методы воспитания, которые вы используете в настоящее время. Оставьте из этого арсенала только самое лучшее и начните использовать новое, более эффективное. Для того чтобы не ошибиться в выборе методов, вы можете воспользоваться следующим способом. Поставьте себя на место ребенка и представьте, понравились бы вам эти новшества. Помните, успешно решать проблемы воспитания можно только в том случае, если вашей целью является создание по-настоящему дружеских и доверительных взаимоотношений с ребенком.

Большинство пап и мам, имеющих проблемы воспитания ребенка, связывают их, как правило, с плохим характером своего чада. В то время как дети становятся «трудными» под влиянием многих причин, в частности, из-за предвзятого отношения к ним родителей. О том, как научиться ценить индивидуальность своего ребенка, вы можете узнать, посмотрев передачу из цикла «Мы-родители!» с участником музыкального дуэта «ДаКи» Кириллом Попельнюком и его мамой Ириной.

Екатерина Кушнир

Для многих родителей воспитание детей дошкольного возраста окутано постоянными тревогами, заботами, и чрезмерной любовью. Они заменяют жизнь ребенка своей, тем самым, не оставляя ему шанса на собственные мысли, чувства и ошибки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание детей дошкольного возраста, проблемы воспитания детей.

Воспитание детей дошкольного возраста (от 2 до 7 лет) требует особого подхода. Будучи подростками, мы уверены, что будем идеальными мамами и папами. Но, когда мы становимся родителями, начинаем осознавать, что далеко не идеальны. Мы такие же люди, и у нас не стальные нервы. Конечно, мы не застрахованы от совершения ошибок. Главное – вовремя их исправлять!

Давайте подробнее рассмотрим эти ошибки.

Первая родительская ошибка – это Гиперопека.

Для многих родителей воспитание детей дошкольного возраста окутано постоянными тревогами, заботами, и чрезмерной любовью. Они заменяют жизнь ребенка своей, тем самым, не оставляя ему шанса на собственные мысли, чувства и ошибки.

Развивается симбиоз, или по-другому «взаимопроникновение». Отношения между родителями и ребенком становятся очень тесными, переходящие все мыслимы и не мыслимые пределы. Гиперопека начинает разрушать личные качества и характер малыша.

Такое воспитание детей дошкольного возраста основано на тревожности и неуверенности ни в себе, ни в ребенке. Родители боятся момента расставания со своим чадом. Собственная личность для них не представляет никакой ценности. Они считают, что их ребенок всегда будет нуждаться в их заботе и помощи.

Дети, выросшие в таких семьях, обычно восстают против тотальной родительской заботы. Но, не имея навыков быть самостоятельными, с трудом принимают какие-либо решения. Родители им не объяснили, что самостоятельность – это способ прожить свою жизнь интересно.

Подумайте – большую часть жизни, выросшему ребенку, хотите вы того или нет, придется прожить без вашей опеки. Повзрослев, он больше не захочет, чтобы вы его «водили за ручку».

Как бы вам не было трудно, научитесь отпускать от себя своего ребенка. Конечно, будет трудно. Начните это делать «по кусочкам». Например, сегодня вы поручили ему одно задание, через некоторое время – другое. А через месяц позволили наложить самостоятельно кашу в тарелку.

В воспитании ребенка дошкольного возраста должна присутствовать доля самостоятельности. Попробуйте составить список, – какими детскими правами и свободами обладает ваш ребенок. Проанализируйте его. Неужели на самом деле это представляет какую-то угрозу для ребенка.

Попробуйте отвлечься. Займитесь своими личными увлечениями. Интересное занятие поможет вам ненадолго забыть о гиперопеке над чадом. А ребенок отдохнет от ваших чрезмерных проявлений любви и заботы.

Вторая ошибка воспитания – «Родительский Авторитет»

Поговорим о второй ошибке, которую совершают родители при воспитании детей дошкольного возраста – авторитаризм.

Ошибка заключается в постоянном давлении на ребенка со стороны родителей. Они постоянно давят на него, и требуют безоговорочного исполнения его приказов. Пытаются вырабатывать в малыше железную дисциплину и послушание.

Одним из любимых выражений таких родителей, является: «Я сказал!». Шаг вправо, шаг влево – считаются «побегом», и безжалостно караются. Ни какие мнения, кроме родительского, не подлежат рассмотрению.

Для таких мамочек и папочек важен только успех в каких-либо детских достижений. Любовь они проявляют только в том случае, если ребенок оправдал их надежды. Если ребенок не справился с поставленной перед ним задачей, он поддается безжалостной критике.

Такая жестокая мера воспитания детей дошкольного возраста, конечно, вырабатывает в них послушание. Но, в, то же время, дети становятся «забитыми» и не способными проявлять какую-либо инициативу.

Из них вырастают неудачники со сломанной личностью. Они постоянно испытывают тревогу и мнительность. Единственное, в чем они смогут преуспеть, так это в подобном «терроре» по отношению уже к собственным детям.

Когда ребенок достигает подросткового возраста, то с проблемами больше начинают сталкиваться именно родители. Воспаленное гормонами сознание ребенка, начинает сопротивляться родительскому авторитаризму.

Что же делать, если это именно ваш случай?

Воспитание детей дошкольного возраста не должно быть основано только на таком авторитаризме. Подумайте, родители, ломая своего ребенка, вы вырабатываете его покорность не только к вам, но и к другим, более сильным личностям. Если вы хотите, чтобы он был «тряпкой», об которую вытирают ноги, то вперед – дерзайте.

А вы знаете, что выросшие в такой обстановке, дети, испытывают глубокое удовольствие, избивая своих жен или детей. Ведь именно вы, родители, заложили ему в голову, что можно обижать слабого.

Такие ситуации, могут возникнуть при воспитании мальчиков. Что же касается девочек?

Пытаясь добиться полного послушания от девочек, родители в буквальном смысле «выращивают» будущую жертву для насильников. Только такие девочки выбирают себе в мужья деспотов и тиранов. Это о таких девочках говорят «железная леди».

Попробуйте представить на себе все те действия, которые вы совершаете по отношению к собственному ребенку. Нравится? Если нет, то попробуйте услышать своего ребенка. Ведь, как не странно, у него существует свое собственное мнение и свое собственное «Я».

Третья ошибка воспитания – Отвержение собственного ребенка.

Рассмотрим третью ошибку, которую совершают родители при воспитании детей дошкольного возраста – отвержение ребенка.

Такая ситуация возникает в следующих случаях: тяжелые роды, развод после родов и т.п. Ребенок ассоциируется с чем-то неприятным и плохим. Он попадает под категорию хулиганов и балбесов. От таких детей не ждут ни чего хорошего. А говорить о родительской ласке и вовсе не приходится. Ребенка просто терпят.

Сценарий воспитания детей дошкольного возраста в данном случае проходит по двум вариантам.

Отвержение, носящее эмоциональный характер.

Ребенок является помехой для работы, для нового брака.

Отвержение может иметь слабо выраженный окрас. Но напоминания о том, на какие жертвы родители пошли ради ребенка, что он должен им компенсировать все сложившиеся неудобства, всегда дают о себе знать.

Фразы, типа «если бы ни ты, у меня бы было все по-другому» или «учись хорошо, у меня и без тебя много проблем», формируют в ребенке гиперответственность в сочетании с частыми нервными срывами или неврозами.

Жестокое обращение с ребенком.

Такое воспитание детей дошкольного возраста сопровождается постоянными телесными и моральными наказаниями.

Целью таких наказаний является унизить ребенка, причинить ему боль. Судьбе таких малышей не позавидуешь. Она зависит от того, насколько крепка нервная система ребенка, и того, кто его окружает.

Такие дети обычно ищут утешения и ласки у добрых людей, которые живут рядом. В противном случае, они вырастают злобными и агрессивными по отношению ко всему миру.

Что же делать, если это именно ваш случай?

Если вы на самом деле осознали свою ошибку, и искренне хотите ее исправить, посетите психолога. Само исправление, в данном случае, не поможет. Пытаясь исправить все самостоятельно, вы рискуете прибавить ко всему прочему чувство вины. А это только усугубит положение вещей.

Четвертая ошибка воспитания – Потворство.

Рассмотрим четвертую ошибку, которую совершают родители при воспитании детей дошкольного возраста – потворствующая гиперпротекция.

Интересы всех членов семьи зависят только от их драгоценного дитятка. Последствия такого воспитания очень плачевны. Нет ни единого человека, который бы смог здраво оценить сложившуюся ситуацию. Сохранить адекватное отношение ко всему, что происходит.

Причиной такого родительского поведения является возместить все свои неудовлетворенные потребности на ребенке. Огромное желание дать ему все, что они не имели сами. Такую же ошибку совершают когда ребенок рождается слабый. Родители неосознанно пытаются его таким образом уберечь от плохого.

Очнуться и трезвыми глазами оценить сложившуюся ситуацию. На самом ли деле ваш ребенок «особенный» и превосходит по всем параметрам других детей. Не нужно создавать иллюзий вокруг него о том, что он самый лучший. В будущем жизнь его жестоко обломает.

Такой подход к воспитанию детей дошкольного возраста является верным способом вырастить эгоиста. И помощи, потом, от такой личности, не ждите.

Если вы один раз закроете глаза на то, что ваш ребенок утащил чужую игрушку в четыре года, то вам придется покрывать его и в следующие годы жизни. В десять лет за то, что он избил ровесника, в семнадцать за то, что он изнасиловал девушку.

Не спите, откройте глаза. Наверняка у вас есть ситуации, за которые вы можете покритиковать поведение своего ребенка. Ведь недостатки есть у всех детей, а задача родителей – их выявлять, правильно и вовремя исправлять. Наверняка у вас есть бабушки, которые всегда приласкают и пожалеют ваше чадо – ведь это их прямая обязанность.

Пятая ошибка воспитания – сегодня «можно», завтра «нет».

Рассмотрим пятую ошибку, которую совершают родители при воспитании детей дошкольного возраста – неустойчивость воспитательного стиля.

Сегодня, у папы хорошее настроение – он разрешает ребенку, а у мамы, наоборот, плохое и она запрещает. Либо прибегает к шантажу: «Вот съешь суп, тогда да». Получается ситуация из басни Крылова: «Когда согласья нет – как, музыканты, ни садитесь…»

Такое воспитание детей дошкольного возраста является не стабильным и постоянно изменяющимся. Оно может в себе смешивать все стили, применимые в воспитании – авторитарно-либеральный, строго-попустительский, чрезмерное внимание и полное равнодушие.

Многие родители согласятся с тем, что они непостоянны в детском воспитании. Но они не умеют, а может, не хотят адекватно оценить, насколько сильна их неустойчивость. Такая эмоциональная неустойчивость может, сбить столку, любого ребенка.

Малыш со временем перестает понимать границы между «можно» и «нельзя». Он теряется, и блуждает в вопросах. Ребенок не может понять, любят ли его на самом деле, или все-таки не любят.

Мамы и папы силой формируют в ребенке такие качества, как упрямство и отсутствие восприятия родителей как авторитетных личностей. Все это может сильно отразиться в подростковом возрасте.

Если вы не хотите, чтобы это произошло – начните уже сейчас договариваться между собой.

Что делать, если это именно ваш случай?

Организуйте так называемый родительский совет, или собрание, в общем, называйте как хотите. Ребенок, естественно, на нем не должен присутствовать. Решите один раз, что может делать ваш ребенок, а чего нет. И старайтесь придерживаться договоренностей и установленных правил.

Главное, прежде чем окунуться в воспитание детей дошкольного возраста, научитесь договариваться между собой. Невозможно требовать чего-то определенного от ребенка, если вы сами непостоянны в своих действиях. Ну, а если вы не можете найти общий компромисс, не стесняйтесь и посетите психолога.

Шестая ошибка воспитания – «ноль» эмоций.

Рассмотрим последнюю, шестую ошибку, которую совершают родители при воспитании детей дошкольного возраста – безучастие.

Безучастие– это когда к ребенку не испытывают абсолютно ни каких чувств. Нет проявления злобы, да и проявления любви, тоже не наблюдается. Абсолютное ничего.

Такое отношение родителей к детям приводит в дальнейшем к катастрофическим последствиям. Пытаясь хоть как то обратить на себя внимание и родительскую любовь, ребенок начинает пробовать все способы.

Он превращается в ангелочка, и делает все, что его попросят, он ласков. Если это не работает, ребенок начинает хулиганить или воровать, с целью, хоть как-то привлечь к себе родительское внимание.

И не нужно в данном случае воспринимать его поведение как асоциальное. Это простой крик о помощи: «Если ты меня не замечаешь хорошим, почувствуй, что я есть, когда я плохой».

Так и не дождавшись любви и тепла от мамы и папы, ребенок по-настоящему может попасть в группы антисоциалов. Многие дети, живущие в полном равнодушии со стороны родителей, прибегают к суициду. Они считают это последним шансом обратить на себя внимание.

Что делать, если это именно ваш случай?

Навряд ли кто-нибудь из ряда данной категории родителей будет читать эту статью. Ведь ему все равно. Статья обращается к тем людям, кто имеет отношение к такого рода семьям – родственникам или соседям, друзьям.

Возьмите на себя ответственность за воспитание детей дошкольного возраста, попавших в не легкую ситуацию. Подарите ему ваше тепло и любовь. Ведь любому человеку, а особенно малышу, они так необходимы. Ребенок должен ощущать себя кому-то нужным.

Подумайте, возможно, вы спасете жизнь этому малышу. Ни кому не нужный человек – это отличная добыча для наркоманов, а также различных криминальных и сектантских личностей.


Похожие публикации