Ангелы хранители мнение церкви. Ангелы-хранители с точки зрения православия. Ангелы в Священном Писании

свящ. Константин Пархоменко
  • Богословско-литургический словарь
  • Энциклопедия изречений
  • старец Паисий
  • Святые Отцы утверждают, что только верующий человек имеет рядом с собой Ангела-хранителя: «Тем, которые сподобились крещения и возносятся на высоту добродетелей, даны от Бога Ангелы, заботящиеся о них и содействующие им. В этом уверяет нас Господь, когда говорит, что есть Ангелы-Хранители у всякого, кто верует в Него» (преп. ).
    Некрещеный человек находится под властью – демонов. Ангел-Хранитель пребывает рядом с верующим христианином, если только мы не прогоним его греховными делами, поскольку «как дым разгоняет пчел, так и грех прогоняет от нас Ангела-хранителя» (свт. ).

    Благословенны вы, Богоматерь Богородица, потому что через него, который принял от вас плоть, Аид был взят в плен, Адам был отозван из мертвых, проклятие было отменено, Ева была освобождена, смерть была предан смерти, и нам дали жизнь, Поэтому мы громко восклицаем: Блаженны вы, Христос, наш Бог, который был так доволен, слава вам.

    Слава вам, кто показал нам свет. Слава Богу в высшем и на земле мир, доброжелательность для всех людей. Мы хвалим вас, мы благословляем вас, мы поклоняемся вам, мы прославляем вас, благодарим вас за вашу великую славу. Господь, Царь, небесный Бог, Отец, всемогущий; Господь, Единородный Сын, Иисус Христос и Святой Дух.

    «Поскольку все, кроме Бога, имеет свое начало, – требуется выяснить: когда, по учению Церкви, к человеку приставляется Ангел-Хранитель? Заключительная молитва канона Ангелу-Хранителю говорит совершенно однозначно: «от святого крещения» – нового рождения водой и Духом… Причем песнь 7 этого канона указывает и на какой срок: «от Бога дарованного ми во веки» , то есть Ангел-Хранитель сопровождает каждого христианина от св. крещения и до окончания земного пути, но и после, «в страшный же час смерти неотступен буди ми, благий хранителю мой,‹…› егда имам преходити воздушная мытарства» (молитва акафиста Ангелу-Хранителю), так как усопшего «обычно сопровождают два ангела ‹…›. Обязанность этих ангелов (Ангела-Хранителя и встречного ангела. – В. К. ) – сопровождать душу умершего на его пути в загробную жизнь» . И на Страшном Суде Ангел-Хранитель будет предстательствовать пред Христом, моля о прощении хранимого им человека, и в случае прощения – становится последнему неразлучным другом в вечности.
    Бытует мнение, что тот друг и Ангел есть святой, имя которого мы носим. Отсюда, мол, именины и называются днем Ангела. Это явное заблуждение. Оно легко опровергается утренним правилом: одна молитва вычитывается Ангелу-Хранителю – совершенно другая – святому, во имя которого крещен христианин» (Виктор Кутковой ) .

    Господь Бог, Агнец Божий, Сын Отца, который забирает грех мира, помилуй нас, тех, кто забирает грехи мира. Примите нашу молитву, сидящие одесную Отца и помилуй нас. Потому что вы только святы, только вы - Господь. Иисус Христос, во славу Бога Отца. Каждый день мы благословляем вас, и мы восхваляем ваше имя навсегда и во веки веков.

    Господи, даруй, чтобы мы остались в сей день без греха. Блаженны вы, Господь, Бог отцов наших. Ваше имя восхваляется и прославляется на протяжении всех веков. Пусть ваша милость, Господь, на нас, как наше доверие к вам. Господи, ты был нашим прибежищем из поколения в поколение.

    Если бы не было Ангелов-Хранителей и наставников у людей добрых, благочестивых, тогда демоны истребили бы весь род человеческий, – если бы, то есть, Господь попустил им делать что им угодно с людьми: ибо злоба бесов к людям безмерна и зависть их к человеку не имеет пределов, ибо человек сотворен по образу Божию и предназначен к наследию вечной жизни на место падших ангелов» (святой праведный ) .

    Ибо вы источник жизни, и в вашем свете мы увидим свет. Расширьте свою милость тем, кто вас знает. Святый Бог, Святой Могущественный, Святой Бессмертный, помилуй нас. Люди: Сегодня спасение пришло в мир. Давайте поем тому, кто воскрес, автор нашей жизни. Ибо он победил смерть смертью и дал нам победу и большую милость.

    Служба воскресных ортов - одна из самых интересных служб Православной Церкви. Его основное внимание уделяется похвале и прославлению Бога. Библейские образы разбросаны по всему тексту в таком изобилии, что можно сказать, что воскресные орты в значительной степени переходят в стихи и гимны с упором и упором на надежду и радость Воскресения. Этот замечательный сервис теперь предлагается в первый раз в двуязычном издании с надеждой, что он будет воспитывать и вдохновлять тех, кто молится об этом.

    Близкие и родственные людям по духовной своей природе и по милостиво премудрому назначению Божию, Ангелы вообще и Ангелы-Xранители в особенности принимают живое и деятельное участие в нашей судьбе. Ангелы-Xранители делают для нас все, что служит к истинному нашему благу и спасению. Невидимо пребывая при нас постоянно, они, руководствуя нас ко спасению, не только по нашему желанию таинственно наставляют нас на все доброе и полезное, не только возносят наши молитвы к Богу, но еще и сами от себя охраняют и защищают нас от врагов видимых и невидимых и ходатайствуют за нас пред Богом. Поэтому-то Православная и учит нас почитать и призывать в молитвах наших Ангелов-Xранителей, как ближайших духовных наших наставников и покровителей. Но, как назначаемого к человеку в невидимые наставники, охранители и защитники Самим Богом, частного имени каждого Ангела-Xранителя в отдельности мы не знаем, и так как Ангел-Xранитель есть добрый дух, не живший человеческой земной жизнью, то Православная не может назначать каждому Ангелу-Xранителю отдельного дня общественного воспоминания его святой благотворительной, духовной жизни, а обязывает нас обращаться к его покровительству и защите частно, в домашних ежедневных наших молитвах.

    В соответствующих местах в «Менологии». Для моей сестры Мэри и моих братьев Джона и Джорджа и их супругов Энтони, Евы и Каллиопа. Кто такой Ангел-Хранитель? Это действительно существует? Эти Ангелы, согласно вышеупомянутому Катехизису, «не были отправлены только в каком-то конкретном случае, но были назначены из нашего рождения для нашей помощи и созданы для защиты спасения каждого человека».

    Несмотря на то, что великое совершенство их духовной природы совершенно возвышается до порядка благодати, Ангелы не обладают силой Бога или их бесконечной мудростью. Как объясняет святой Томас, они не могут читать внутри совести. Поэтому необходимо, чтобы мы сообщали им каким-то образом наши потребности.

    Молитвы Ангелу-Хранителю

    Тропарь, глас 6:

    Ангеле Божий, / хранителю мой святый, / живот мой соблюди во страсе Христа Бога, / ум мой утверди во истиннем пути, / и к любви горней уязви душу мою / да тобою направляема / получу от Христа Бога велию милость.

    Кондак, глас 4:

    Явися мне милосерд, / святый Ангеле Господень, хранителю мой, / и не отлучайся мене сквернаго, / но просвети мя светом неприкосновенным / и сотвори мя достойна Царствия Небеснаго.

    Мы также можем относиться к Ангелам-Хранителям других людей, чтобы помочь им в их задаче возглавить эти души на Небесах. Выиграйте Хранителя Ангела того, кого вы хотите принести в свое апостольство. -Это всегда великий «сообщник». Это приказанное и возлюбленное Богом причастие - распространяется на все действия, с которыми мы должны получить Небеса для себя и для других душ.

    Ангелы социальных сообществ. «Бог повелеет своим ангелам, чтобы они защищали праведников по всем путям их», - читаем мы в Ветхом Завете. Это общее мнение богословов, прочно основанных в Священном Писании, в трудах Святых Отцов и в литургии Церкви, вера в то, что ангелы-хранители не только заботятся о каждой отдельной душе, но и расширят свое покровительство социальным органам - странам, корпорациям, городам, моральным людям и т.д. - обеспечивая, чтобы связи, связывающие своих членов, не отделить их от вечного счастья, и поэтому корпоративные концы разных социальных сообществ, даже тех, кто родился для достижения естественного блага, в конечном итоге направлены на сверхъестественный конец, общий для всех, что есть Бог.

    «Святый Ангеле, предстояй окоянной моей души и страстной моей жизни, не остави мене, грешнаго, ниже отступи от мене за невоздержание мое. Не даждь места лукавому демону обладати мною насильством смертнаго сего телесе; укрепи бедствующую и худую мою руку и настави мя на путь спасения. Ей, святый Ангеле Божий, хранителю и покровителю окаянныя моея души и тела, вся мне прости, еликими тя оскорбих во вся дни живота моего, и аще что согреших в прешедшую нощь сию, покрый мя в настоящий день, и сохрани мя от всякого искушения противнаго, да ни в коем гресе прогневаю Бога, и молися за мя ко Господу, да утвердит мя в страсе Своем, и достойна покажет мя раба Своея благости. Аминь».

    Лос-Анджелесе и Святой Евхаристии. Христианское благочестие давно считает, что везде, где сохраняется Святая Евхаристия, есть Ангелы, постоянно поклоняющиеся Святому Причастию. Христианская традиция описывает Ангелов-Хранителей как великих друзей, помещенных Богом рядом с каждым человеком, чтобы сопровождать его по-своему. И поэтому он призывает нас относиться к ним, идти к ним. Христиане должны практиковать и распространять преданность святым ангелам-хранителям, так укорененные в Церкви: так, чтобы Ангел-Хранитель, который всегда сопровождает нас, помогает поддерживать во всех наших действиях единство жизни, защищать нас, заступаться за мы и всегда будем самым могущественным союзником в задаче нашего личного освящения и апостольства.

    Из вечернего молитвенного правила:

    «Ангеле Христов, хранителю мой святый и покровителю души и тела моего, вся ми прости, елика согреших во днешний день: и от всякаго лукавствия противнаго ми врага избави мя. да ни в коемже гресе прогневаю Бога моего: но моли за мя грешнаго и недостойнаго раба, яко да достойна мя покажеши благости и милости Всесвятыя Троицы и Матере Господа моего Иисуса Христа, и всех святых, аминь».

    Как говорится в молитве к святому Михаилу, во время литургических праздников римского Миссала Хранители Святых Ангелов: защищайте нас в битве, чтобы мы не погибли в огромном Суде. Ангелы-Хранители - наши советники, вдохновляющие нас святыми желаниями и добрыми намерениями. Очевидно, они делают это в наших душах, хотя, как мы видели, были святые души, которые заслуживали получать от них видимо небесный совет.

    Когда святая Жанна д'Арк, все еще ребенок, держала свою стаю, она услышала голос, называя ее: Жанна! Жанна! Кто это может быть, в этом пустынном месте? Затем она была окутана ярким светом, посреди которого был ангел благородных и мирных ударов, окруженный другими ангельскими существами, которые с благодушием смотрели на девушку. «Жанна, - говорит она Ангелу, - будьте добрыми и набожными, любите Бога и часто посещайте его святилища». Джоан, воспаленная Божьей любовью, сделала обет вечной девственности.

    Канон Ангелу-Хранителю .

    ***

    АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ

    Ангелы-Хранители – это служители нашего спасения, так что мы не одиноки в нашей земной жизни, в наших трудах ради спасения своей бессмертной души. Мы твёрдо знаем, что с нами наши помощники, охраняющие нас от всевозможных бед, встречающихся на жизненном пути, и от заслуженного каждым из нас гнева Божия. Наш Ангел-Хранитель – это бесконечно любящее нас существо. Он любит нас всей полнотой своей любви. А любовь его велика, и действие её сильно, так как, созерцая Бога, он видит вечную Любовь, которая желает нашего спасения.

    Ангел появился ей несколько раз, чтобы посоветовать ей, и когда он оставил ее, ей было так грустно, что она плакала. Бдительность нашего Ангела-Хранителя для нас хорошо выражена Пророком Давидом в Псалме 90: Зло не наступит на вас, и бедствие не приблизится к вашей палатке. Потому что он послал своих ангелов от вашего имени, чтобы держать вас на всех ваших путях. Они поднимут вас в ваших руках, чтобы ваша нога не наткнулась ни на один камень.

    Бесчисленные - примеры мощной помощи Ангелов в жизни Святых. Святой Хильдегонде, немке, отправившись в паломничество в Иерусалим вместе со своим отцом и умершим в пути, часто был спасен ее Ангелом. Однажды, когда вы едете в Рим, меня атаковали и оставили мертвым. Он едва успел встать и увидел, что его Ангел появился на белом коне. Он осторожно помог своему протеже ездить и привел ее в Верону. Там он попрощался и сказал: «Я буду твоим защитником, куда бы ты ни пошел».

    Наш Ангел-Хранитель – это как бы вторая наша мать. Он имеет о нас такое же попечение, и даже большее. Мать проявляет о нас особую заботу, пока мы в младенческом и детском возрасте. Ангел же наш Хранитель с момента нашего крещения и до последних дней жизни является заботливым нашим детоводителем. И, если мы сами не оттолкнём его от себя во время нашей земной жизни, он поведёт нашу душу и на поклонение Богу, когда наступит время разлучиться душе с телом.

    Святой Хильдегонде мог применить к себе следующий комментарий св. Бернарда к вышеупомянутому Псалму: Как великое благоговение, преданность и доверие должны вложить в вашу грудь слова царского пророка! Почитание присутствия Ангелов, преданность их доброжелательности и уверенность в том, что они у вас есть. Святой Бонавентура утверждает: «Святой Ангел - верный паранфи, который знает обоюдную любовь, существующую между Богом и душой, и не завидует ему, потому что он не ищет своей славы, а не своего Господа».

    Он добавляет, что самое важное и самое важное - это послушание, которое мы должны иметь для наших святых ангелов, слушая их внутренние голоса и полезные советы, как хранителей, кураторов, учителей, проводников, защитников и наших посредников, а также в том, чтобы убежать от вины. греха, как в обретении добродетели и растущем во всем совершенстве и в святой любви Господа. Епископ Феофан Отшельник учит: Мы должны помнить, что у нас есть Хранитель Ангела и обращаемся к нему с мыслью и сердцем - в нашу нормальную жизнь и особенно когда она взволнована.

    Наши Ангелы-Хранители могущественны и своими личными доблестями, могущественны и силою, полученною ими от Бога, могущественны и молитвами, которые они воссылают за нас к Всевышнему Богу.

    Всё, что есть в нас доброго, чистого, светлого: всякая хорошая мысль, всякое доброе движение сердца, наша молитва, покаяние, добрые дела – всё это в нас рождается и совершается по внушению незримого нашего Ангела-Хранителя. Действуя через нашу совесть и наше сердце, это он, наш Ангел, удерживает нас от греха и соблазна, это он помогает нам бороться с искушениями, это он внушает нам страх пред тяжким грехопадением.

    Если мы не обращаемся к Нему, Ангел не может нам советовать. Когда кто-то попадает в пропасть или болото с закрытыми глазами и ушами - как можно ему помочь? Таким образом, христианин должен помнить своего доброго Ангела, который волнует его всю жизнь, радуется своим духовным успехам, огорчен его падениями. Когда человек умирает, Ангел приносит свою душу Богу. Согласно многим свидетельствам, Душа признает своего Ангела-Хранителя, когда она достигает духовного мира.

    Сен-Бернар объяснил во время Великого поста, в 17 проповедях, псалом. Доброта Бога в посылке своих ангелов в качестве хранителей. Какой урок, братья, какие наставления, сколько утешений, которые предлагают нам слова Писания! Какой псалом, среди всех других, так великодушно стремится к малодушному, пробуждает небрежность, учит невежественных? Вот почему Божественное Провидение решило, что особенно в течение этого Великого сезона, верующие Псалма будут постоянно иметь стихи этого псалом в их устах.

    Данный нам Ангел-Хранитель – это как бы расширенная и раскрытая наша совесть. Он всеми силами стремится спасти нас, и мы не имеем права мешать ему в этом. Мы должны помогать ему в его усилиях спасти нас. Мы должны просить его, чтобы он обогатил наш ум обилием святых мыслей, укрепил в нас навык к благочестивым размышлениям. Мы обязаны любить его как старшего и сильного нашего брата. А на самом деле мы так часто забываем о нём, не молимся ему, грехами своими оскорбляем его святыню, а он вновь и вновь проявляет свою заботу о нас. Он ходатайствует за нас пред милосердием Божиим, он умоляет Бога о наших нуждах, и Отец Небесный никогда не откажет ему в его просьбах.

    Эта забота о Боге для человека проявляет свою милость необыкновенно. Бернард говорит так Богу: Ты применяешь к нему свое сердце и заботливо заботишься о нем. Короче говоря, вы отправляете его своим Единородным, вы направляете к нему свой Дух, вы обещаете ему свою славу. Немного было для вас сделать ваших ангелов духами; Вы также делаете ангелов маленьких, потому что написано: их ангелы всегда видят лице Отца. Этим духам, таким благословенным, являются ваши ангелы для нас и для вас. Чтобы лучше рассмотреть доброту Бога, удобно думать.

    Высшее величие командовало ангелами и посылало своих ангелов, таких духов настолько возвышенных, настолько счастливых, настолько близких, настолько непосредственных для Него, настолько знакомых близко к Нему и поистине о Его доме. Пошлите их вам: кто вы, Господь, и кто такой человек, чтобы вы положили в него свое сердце или сына человека, чтобы вы его так ценили? Как будто человек не был коррупцией, а он сын человека червяком!

    Но почему Ангелы Божии проявляют такое попечение о людях?

    Во-первых, потому что они служители Божии и получили от Бога повеление охранять и спасать людей. Во-вторых, они сами являются творениями Божиими, и к ним так же, как и к людям, относятся слова: Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (). Они понимают это и стараются, подражая своему Творцу и Богу, проявлять и своё милосердие, и своё долготерпение к людям..

    Может, он написал вам горечь? Приказал ли он им продемонстрировать свою силу против этого клинка, который сметает ветер и преследует эту сухую соломинку? Или чтобы они удалили нечестивых из них, чтобы они не видели славы Божией? Но как сохранить хорошее зерно до времени сбора урожая?

    Служба, предоставляемая человеку. Он приказал вашим ангелам держать вас. О ты, пшеница среди плевелов, зерно среди соломы, лилия среди шипов! Давайте благодарим Бога, братья мои, будем благодарить Его за меня и за вас. Мне было доверено драгоценное месторождение, которое является плодом его креста и ценой его крови. Но он не был доволен этой опекой настолько небезопасной, такой неэффективной, такой хрупкой, такой дефицитной; посредством чего он помещал ангелов-хранителей на стены души. И правда, даже те, кто выглядит как неприступные стены, нуждаются в этой защите.

    Какую радость доставляет им спасать души, которые искупил Своею Кровию и которые (с их помощью) будут вместе с ними разделять их славу и их блаженство!

    Если бы мы были хоть немного более чуткими, мы заметили бы, как заботливо наш Ангел-Хранитель помогает нам вернуться через покаяние на путь спасения. Он не только побуждает нас к раскаянию, но он и обещает напомнить нам все наши грехи, все жизненные ошибки и оплошности.

    Наши Ангелы-Хранители, посланники к нам от Бога, беспрепятственно и быстро совершают путь от Бога к нам и от нас к Богу (лишь бы дела наши не мешали этому). Они исходят от Бога к нам, чтобы принести нам Его благодать; они же и восходят от нас к Богу, чтобы передать Ему наши молитвы и благодарения.

    Как же близок должен быть каждому из нас наш Ангел-Хранитель! Какое доверие мы должны питать к нему! Ему мы при жизни можем поведать самые сокровенные тайны своей души. Те тайны, которые мы не доверили бы самым близким людям. И это потому, что в Ангеле-Хранителе мы видим самого мудрого в советах, самого бескорыстного в любви и помощи, нежного в привязанности к нам, попечительного в наших нуждах.

    Из книги «Ангел молитвы»

    Ангела-Хранителя у Господа просим

    Архиепископ Волоколамский Питирим

    Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
    Сегодня, братия и сестры, мы совершаем празднование в честь Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. В величании праздника, именуя Архангелов и Ангелов, Херувимов и Серафимов, славящих Господа, мы вспоминаем среди прочих Небесных Сил бесплотных и нашего Ангела-Хранителя. Задумаемся о том, как легко нам размышлять над примерами святых, примерами из Святого Евангелия и получать назидание и как трудно постоянно обращаться с молитвой к тому, кто ближе всех к нам, кто постоянно бдит о нашем спасении, размышлять и беседовать о святых Ангелах.
    Много лет я совершаю службу Божию в храме. Сколько за эти годы совершено молебнов святым угодникам Божиим, к которым наши прихожане обращаются и с молитвенной благодарностью, и с просьбой о благодатной помощи, сколько прочитано записок о здравии, о спасении, о болящих… И буквально единичны просьбы совершить молебен Ангелу-Хранителю. А ведь святой Ангел-Хранитель неотступно пребывает с нами. Как и все Ангелы, слуги Божии, он поставлен служителем нашего спасения. Задумаемся над этим, братия и сестры, вспомним пример из Святого Евангелия.
    Однажды ученики просили Господа: Научи нас молиться (), и Господь в Своей проповеди оставил всем нам священную молитву, которую каждый из нас знает на память. В ней есть слова: Отче наш, Сущий на Небесах… да будет воля Твоя и на земле, как на Небе (). Мы просим Бога, чтобы Его святая воля, исполняемая беспрекословно и в полноте святыми Ангелами на Небесах, так же исполнялась нами здесь, на земле.
    Господь также сказал окружавшим Его людям: Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих, ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят Лице Отца Моего Небесного (). Значит, меньшие, смиренные имеют наибольшее дерзновение пред Богом, потому что их Ангелы-Хранители непрестанно ходатайствуют пред Лицом Божиим о них. Если не будете как дети, то есть не будете «меньшими», не войдете в Царствие Небесное. Еще Никодим, мудрый старец, учитель народа иудейского, спросил Господа Иисуса Христа: неужели второй раз родиться нужно для того, чтобы войти в Царство Небесное? ответил ему с упреком: ты – учитель Израилев и не можешь понять, что нужно возродиться духом, чтобы войти в Царство Небесное (). И вот теперь, братия и сестры, соединим в одно эти три примера. Итак, мы молимся, мы хотим, чтобы здесь, на земле, было так, как в Царствии Небесном. Но Господь говорит, что в Царство Небесное войдут только те, кто уподобятся «меньшим», а это значит, нужно возродиться, как бы родиться вновь, стать столь же чистыми, столь же искренними, как дети. Тот, кто придет в это состояние, получит великое дерзновение пред Богом ходатайствами своего Ангела-Хранителя.
    Наши церковные обычаи предоставляют одно очень назидательное свидетельство. В древности, когда постригали в монашество, давали скругленную, облегающую голову инока шапочку, наподобие такой, какую носят дети. Ныне только в одеянии Патриарха Московского, так называемом куколе, сохранена эта древняя традиция. Именно монашеское покаяние становится свидетельством второго рождения, именно такое одеяние, которое привычнее видеть на детях, является внешним выражением того, что прежде всего необходимо стяжать чистый и мирный дух. И пусть никто из нас не может сказать, что достиг такого состояния, но каждый должен помнить, что мы призваны обрести его. И потому мы молимся: Ангела мирна, верна, наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим.
    Дважды во время Литургии, когда совершается великое священное Таинство Евхаристии, мы просим об этом. За вечерней и утреней, во время домашней утренней и вечерней молитвы мы просим, чтобы Господь дал нам Ангела-Хранителя. Для чего? Для того, чтобы нам вторично родиться, чтобы в душе нашей были мир и незлобие, чистота и радость и чтобы эти чувства проявлялись искренно, непосредственно от сердца. И вот тогда, братия и сестры, молитва наша: да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли , – будет сильна, Господь услышит ее. Помолимся же сейчас ревнителю и грозному хранителю Престола Божия Архистратигу Михаилу, всем незримым Силам бесплотным и прежде всего нашему Ангелу-Хранителю, чтобы даны были нам чистое сердце, мирный дух, пламенная крепкая вера. Аминь.

    Журнал Московской Патриархии. 1986. № 1. С. 41-42.

    Существует мнение, что Ангел -Хранитель дается человеку в святом Крещении. Однако у Отцов Церкви в этом вопросе нет однозначного мнения. В ранней Церкви существовало мнение, что Ангел -Хранитель давался человеку при рождении, однако в более позднее время, мы видим учение, что Ангел -Хранитель оберегает человека только с момента его крещения. На самом деле два этих мнения никак не противоречат друг-другу и примиряются следующим образом — Ангел -Хранитель дается человеку с момента рождения, но вступает в свои полномочия только после святого Крещения. Профессор по догматическому богословию Протоиерей Сергий Булгаков , писал об Ангелах -Хранителях следующее — ««Блюдите, да не презрите единого от малых сих: глаголю бо вам, яко ангели их на небесех выну видят лице Отца Моего небес­ного »(Мф. 18, 10). Господь этими словами непреложно засвиде­тельствовал, что ни единый от малых сих не лишен ангела-хранителя своего. Прямой смысл этого текста, что все имеют своих ангел ов-хранителей, и в эту мысль не вносится ни­каких ограничений. <…>Существование ангелов-хранителей и для ветхозаветного человечества (следовательно, также до искупления и до креще­ния) может быть подтверждено свящ. Текстами- Быт. 24, 7,40: речь идет о сватовстве Исаака , на которое Авраам посылает раба своего: Господь «пошлет ангела Своего пред тобою, и ты возьмешь жену сыну моему». Но также и нали­чие ангела Божия около язычника Корнилия (деян 10, 3) свидетельствует о том, что оно распространяется и на язычников, по крайней мере, накануне крещения. Является несомненным, что всякий крещеный получает ангел а-хранителя, как и говорится в молитве : «св. ангел … преданный мне на соблюдение души и телу моему грешному от святого кре­щения ». Мнение свв. отцов по этому вопросу вообще двоится. Святитель Василий Великий и др. прямо утверждают, что ангел -храни­тель дается при св. крещении и, следов., присущ лишь верным, т. е. прежде всего, членам Православной Церкви, а далее, крещен­ным и вне православия. Другие же как Тертуллиан , Ориген и пр. считают, что ангел ы-хранители даются каждому человеку при ро­ждении. Церковь не приняла окончательного определения по этому вопросу, и потому сохраняют относительную силу оба мне­ния .» прот. Сергий Булгаков — «Лествица Иаковля. Об ангелах» Париж, 1929

    Согласно учению Церкви, Господь дарует человеку Ангел а-Хранителя не потому, что Сам нуждается в их помощи, но предоставляет ангелам возможность участия в Своем Домостроительстве. Господь поручает ангелам защищать праведных — «ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих:на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею; на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона » (Пс.90 :11-13). Аналогичную мысль можно увидеть у апостола Павла — «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение? » (Ев р.1:14). В книге Товит мы находим повествование о том, как демон был связан ангел _ом после того, как Товия исполнил послушание данное его ангел _ом-хранителем (Тов .8:3). В этой же книге приводится свидетельство ангел _а о том, что он возносил молитвы человека перед Богом — «Когда молился ты и невестка твоя Сарра, я возносил память молитвы вашей пред Святаго, и когда ты хоронил мертвых, я также был с тобою » (Тов. 12:12).

    Именно Ангел _ам будет предоставлено в День Страшного Суда , отделить добрых людей от злых — «Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных » (Матф .13:49). Святой Апостол Павел более детально описывает это событие — «а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его, когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству .» (2Фесс.1:7-10)

    Священное Писание также говорит нам о том, что Бог поделил землю и установил пределы для каждого народа. Эти пределы были установлены по числу Ангел _ов-Хранителей, которых Бог дал каждому народу. Синодальный перевод не корректно отражает это место из Писания, однако в Церковно-Славянском переводе это событие сохранено — «Егда разделяюще вышний языки, яко разсея сыны адамовы, постави пределы языков по числу ангел Божиих » (Втор.32:8). Кстати Ангел _ом-Хранителей иудейского народа, был назначен Арх_ ангел Михаил (Дан. 10, 13, 21; 12, 1; Иуд. 9). Согласно Преданию в настоящее время арх_ ангел Михаил является Ангел _ом-Хранителем Христовой Церкви за которую он сражается с воинством падших духов. Именно поэтому в православной иконографии он изображается в одежде война с мечом и щитом . Существует также мнение, что своих Ангел _ов-Хранителей имеют все поместные Церкви. По крайней мере, такой мысли придерживались некоторые толкователи Апокалипсиса Иоанна Богослова , объясняя место где есть обращение к семи ангелам Церкви. Впрочем большинство Отцов видят под образом описываемых семи ангел _ов местных епископов.

    Вера в Ангел _ов-Хранителей существовала уже в ранней Церкви. Книга Деяний святых Апостолов рассказывает о чудесном освобождении апостола Павла из темницы. Вернувшись назад в общину, апостол постучал в дверь. Одна из христианок, выйдя на стук, не поверила, что на пороге стоит их наставник и вбежав назад в дом рассказала христианам, что видела ангел _а апостола Павла, т.е. его Ангел _а-Хранителя. «Когда же Петр постучался у ворот, то вышла послушать служанка, именем Рода,и, узнав голос Петра, от радости не отворила ворот, но, вбежав, объявила, что Петр стоит у ворот. А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его. Между тем Петр продолжал стучать. Когда же отворили, то увидели его и изумились. » (Деян. 12:13-16)

    Сам Спаситель говорил про Ангел _ов-Хранителей — «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного. » (Матф.18:10). Более того, Священное Писание говорит нам о том, что Ангел _ов-Хранителей имели целые народы, включая языческие (ангел персидского народа и пр.) (об этом читайте в книге пророка Даниила (10, 13, 21).

    Анатолий Баданов
    администратор миссионерского
    проекта «Дышу Православием»

    Похожие публикации