Проект по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста «Стань природе другом. Методическое сопровождение проекта

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 90

с углубленным изучением предметов

художественно-эстетического цикла

Ленинского района г. Новосибирска

Проект

педагогической деятельности

по экологическому воспитанию дошкольников

«Берегиня»

воспитателя I квалификационной категории

Кравцовой Натальи Владимировны

Новосибирск 2010

I . Актуальность проблемы экологического воспитания детей дошкольного возраста

Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Одна из главнейших задач государства - рационально использовать природные ресурсы не только в интересах человека, но и природы.

Почему человек – венец всего живого – приобретя силу и власть над миром природы, всё меньше ценит и уважает её? Сегодня всё чаще замечаешь жестокое обращение к природе. Появляются новые зоны экологического бедствия. Остановить опасность, уберечь от катастрофы природу может только человек. Взрослого человека, погрязшего в заботах и проблемах, трудно переделать. Вся надежда на воспитание у детей, начиная с самого раннего возраста, правильного общения с природой. Судьба планеты в руках воспитателя - дошкольника! Именно у младших детей с их чуткостью, восприимчивостью можно воспитать благоговение перед жизнью, уважение к природе.

Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы. В. А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться. В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания.

II . Правовое обеспечение проблемы экологического воспитания детей Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической культуры. Сегодня все больше стран, в том числе и Россия, присоединяется к реализации концепции «устойчивого развития», согласно которой человечество должно согласовывать свою деятельность с законами природы, изменять потребительское отношение к природе на признание ее самоценности. Важным условием перехода современного общества к «устойчивому развитию» является экологическое образование. В «Концепции устойчивого развития России» особо подчеркивается необходимость формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь, детей. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. «Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» от 4 февраля 1994 г. (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первой ступенью которой является дошкольная. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру. Дошкольный возраст отличается от других возрастов особенностями условий жизни и требований, которые предъявляются ребёнку на данном этапе его развития, особенностями его отношений с окружающим миром, уровнем развития психологической структуры личности ребёнка, его знаний и мышления, совокупностью определённых физиологических особенностей.

III . Психолого – педагогическая обоснованность проекта

Для психолого-педагогической науки рассматриваемая мною проблема не является абсолютно новой. Фундаментальные аспекты проблемы воспитания личности содержатся в психологических трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, К.Д. Ушинского, А.Н. Леонтьева. Теоретические основы экологического воспитания дошкольников представлены в различных психолого-педагогических исследованиях (И. А. Хайдурова, П. Г. Саморукова, Н. Н. Кондратьева и др.). Исследованию проблем экологического воспитания посвящены работы С.Н. Глазачева, А.В. Запорожца, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной, Л.П. Печко, Н.Н. Поддьякова, В.А. Левина, которые сходятся во мнении о необходимости воспитания экологической культуры с раннего детства. При этом связывают решение данной проблемы с воспитанием потребности у дошкольников в участии в реальной экологической деятельности.

В настоящее время разные авторы по-разному определяют возраст, с которого следует начинать экологическое образование ребёнка. Так, эколог М. А. Шаргаев считает, что «необходимо начинать экологическое обучение и воспитание человека с его утробного развития… детей надо учить, начиная… даже не с грудного возраста, а намного раньше». Советский педагог и психолог Р. Е. Левина отмечает, что экологическое образование дошкольников может «начинаться с момента их прихода в дошкольное учреждение», т. е. основы экологической культуры следует закладывать у детей с раннего возраста. Автор программы «Юный эколог» С. Н. Николаева говорит, что в период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребёнка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада и в доме ребёнка. Он узнаёт, что всё живое, в том числе и человек, имеет определённые потребности, удовлетворить которые может лишь при наличии определённых внешних условий – среды обитания, пригодной для того или иного организма. Иначе говоря, каждое существо должно иметь свой «дом», в котором есть всё для его жизни.

Л. С. Выготский определял возраст как определённую эпоху или ступень развития, как известный, относительно замкнутый период развития, значение которого определяется его местом в общем цикле развития и в котором общие законы развития находят всякий раз качественно своеобразное выражение. Крайне важным моментом является утверждение автора о том, что при переходе от одной возрастной ступени к другой возникают новые образования, не существовавшие в предыдущий период, перестраивается и изменяется самый ход развития.

IV . Непрерывное экологическое образование как одно из условий экологической деятельности детей дошкольного возраста

Экологическое образование дошкольников – это, прежде всего, самоценное звено системы непрерывного экологического образования, что соответствует теории А. В. Запорожца об амплификации, т. е. обогащении дошкольного детства как самоценного периода развития личности. Оно способствует не только формированию основ экологического мировоззрения, но и развитию ребёнка в целом, готовности его к школе.

Таким образом, дошкольный возраст является уникальной, самоценной и специфической ступенью непрерывного экологического образования и должен рассматриваться как особая ступень развития человека и формирования его мировоззрения.

В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретённых знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых.

V . Обзор современных программ экологического воспитания

Еще лет двадцать назад об экологии и экологическом образовании дошкольников речь не шла. В настоящее же время оно стало одним из важных направлений дошкольной педагогики и реализуется во многих дошкольных учреждениях страны. Практически все современные комплексные, базисные программы выделяют разделы по экологическому воспитанию дошкольников, существует ряд дополнительных программ: «Наш дом – природа» Рыжовой Н. А., «Юный эколог» Николаевой С. Н., «Мы» Н. Н. Кондратьевой.

Я остановила свой выбор в первую очередь на программе «Наш дом – природа» Рыжовой Н. А., потому что она хорошо вписывается в программу «Развитие» Л.А. Венгера, приоритетной задачей которой является - развитие умственных и художественных способностей детей. Дополнительно использую элементы программы «Детство» из раздела «Ребёнок открывает мир природы», так как здесь предлагаются нетрадиционные формы занятий, которые в полной мере отвечают требованиям педагогики сотрудничества.

По мнению авторов этих программ, знакомство с природой в младшем возрасте является составной частью развития представлений детей об окружающем мире и о себе. В старшем возрасте решаются задачи развития экологического сознания, интеллектуальных и творческих способностей детей.

Основой экологического сознания является понимание связей и отношений, существующих в природе, и роли человека в них, с одной стороны, и умение понимать и любить все живое – с другой.

Развитие экологического сознания невозможно без осознания ребенком своего единства с миром растений и животных, чувства ответственности за него. Работа по формированию экологического сознания проводится на занятиях и в повседневной жизни: на экскурсиях, в процессе экспериментирования и наблюдений за объектами живой природы, ухода за обитателями живого уголка, проигрывания ситуаций, требующих сопереживания и сочувствия животным и растениям, а также при чтении произведений детской литературы.

Одна из основных задач, стоящих перед воспитателями, – развитие интеллектуальных и творческих способностей детей – решается через овладение действиями наглядного моделирования, ведь использование модели помогает развивать у детей важнейшие операции мышления. Согласно результатам исследований детского психолога Л. А. Венгера, основой развития умственных способностей детей является овладение ребёнком действиями наглядного моделирования. В качестве средств обучения используются условные обозначения и модели, которые в обобщенном и схематизированном виде отражают взаимозависимость живой и неживой природы. Самостоятельное построение детьми различных моделей способствует развитию их творческих способностей, зарождению и реализации собственных замыслов при создании фантастических «живых миров».

Таким образом, можно сказать, что в данных программах имеется образовательная тенденция к экологическому воспитанию дошкольников.

VI . Проект деятельности

На основе представленных программ был разработан проект работы по экологическому воспитанию с учётом условий и возможностей нашего детского сада.

В процессе работы я выяснила, что здесь есть все условия для экологического воспитания детей. Это – активная психологическая поддержка со стороны администрации дошкольного отделения, участие коллег, мой собственный профессиональный интерес к проблемам экологии, умение и желание заниматься озеленением и благоустройством территории. Всё это позволяет вести работу в данном направлении.

VII . Цели и задачи проекта

Целью данного проекта является воспитание положительного отношения детей к природе, которое должно иметь активный, деятельный характер; формирование основ экологической культуры дошкольников.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи :

1. Развивать у детей дошкольного возраста экологические представления, знания о природе и её ценности;

2. Учить детей правилам поведения в природе и осмысленному следованию этим правилам;

3. Формировать умения разнообразной деятельности в природе, а именно практической, эстетической, творческой;

4. Формировать особые умения и навыки бережного отношения к окружающей среде;

5. Формировать у детей чувство действенной любви к своему родному краю, своей малой родине, опираясь на работу по приобщению к родной природе, по развитию основ экологической культуры.

Есть и ещё очень важная задача, для решения которой нужно стараться приблизить детей к живой природе – воспитание доброты, человечности. В мире природы ребёнок начинает своё путешествие в познание. Много конкретных и доступных знаний приобретают дети, наблюдая работу старших на участке и принимая в ней посильное участие.

Поэтому мною было решено развернуть деятельность по созданию «экологической тропинки», позволяющую детям:

    получать информацию о природе: разнообразии видов, красок, форм и объектов;

    чувствовать природу, обмениваться впечатлениями, эмоциями и переживаниями;

    осуществлять практическую экологически ориентированную деятельность. Это, с моей точки зрения, является ярким примером совместной деятельности ребёнка и воспитателя.

VIII . Педагогические условия

Для решения поставленных задач были разработаны и реализованы следующие педагогические условия:

    Активное участие значимых для ребёнка взрослых в различных мероприятиях (мы привлекаем родителей к участию в конкурсах, развлечениях, выставках, субботниках);

    Наличие интересного и доступного материала, который побуждает детей к активной деятельности (различные инструменты, земля, песок, семена растений, мох, шишки, коренья);

    Наличие культурных образцов по экологической деятельности (создание мини-лаборатории, своевременность подачи схем, моделей);

    Создание особой атмосферы принятия, поощрения данной деятельности (дневники наблюдений, рисунки, презентации, фотографии);

    Построение работы таким образом, чтобы ребёнок мог увидеть, эмоционально пережить, понять причинно-следственные связи своей деятельности и того результата, который получен;

    Обеспечение максимальной возможности активного контактирования с природой.

Ведь родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Дети замечают всё: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве, нужно обладать терпением, нужно иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы увидеть тихую прелесть крохотного полевого цветка или игру красок во время заката, буйное цветение сирени, заслушаться звонким пением птиц. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус.

Поэтому свой проект я назвала «Берегиня». Ведь беречь – это значит любить, хранить. Каждый ребёнок должен почувствовать себя тем, кто заботиться, охраняет, бережёт свой мир, свою планету.

IX . Этапы деятельности

Моя деятельность по созданию экологической тропы включила следующие этапы:

1 . Диагностический этап :

А) анализ природного и социального окружения;

Б) анализ микросреды территории ДОУ;

В) анализ педагогической диагностики детей и родителей. При этом использовались следующие методы:

Метод наблюдения конкретных умений и навыков детей;

Метод анкетирования, бесед с родителями с целью изучения взглядов на проблему экологического воспитания детей.

Результаты проведённого мониторинга показали:

    ДОУ находится в густонаселённом районе города вблизи предприятий, транспортных и железнодорожной магистралей;

    в районе повышен уровень пылевого и шумового загрязнения;

    на территории ДОУ недостаточное видовое разнообразие растений;

    наличие естественного ландшафта на территории ДОУ позволяет использовать его в воспитательно-образовательном процессе по экологическому воспитанию;

    уровень экологических знаний и представлений детей: высокий – 0%, средний – 67%,низкий – 33%. (Приложение 1 )

    родители мало времени уделяют вопросам экологического воспитания; (Приложение 2)

2 . Этап внедрения осуществлялся по двум направлениям:

    Экологическая тропа (где обучение детей проходит на примере конкретных природных объектов);

    Мини-лаборатория (элемент развивающей среды в группе).

Эти два направления усиливают друг друга, так как задачи исследования, экспериментирования получают определённую экологическую направленность (ребёнок исследует природу, экспериментирует с ней, но учится делать это бережно, потому что уже имеет опыт практической заботы о природе).

По данным направлениям было сделано следующее:

    Составлена карта-схема территории ДОУ (Приложение 3 ).

    Изготовлены указатели с названиями объектов экологической тропы.

    Приобретён посадочный материал деревьев, кустарников, цветов, созданы необходимые условия для их выращивания.

    На территории разбит древесно-кустарниковый питомник (для практической экологически направленной деятельности, наблюдений посажены разнообразные по высоте, окраске листьев, срокам цветения, созревания плодов и семян деревья и кустарники).

    На территории ДОУ выбран уголок с деревьями, травами, выросшими из семян, муравейником, мхом, грибами для знакомства с правилами поведения в природе, с лесом как экосистемой.

    Разбит небольшой огород «Витаминная грядка», который помогает решить познавательные (развитие растения от семени до семени, видовое разнообразие растений), эстетические (любование растениями в период их роста) и природоохранные (обучение трудовым навыкам по выращиванию растений) задачи.

    Оборудована зона отдыха «Настроение» с небольшим водоёмом, окружённым различными растениями, скамейками, столиками.

    Травяной покров использован как элемент декоративного и экологического оформления территории.

    Наличие естественного ландшафта позволило создать полноценные объекты экологической тропы:

    старый пень, покрытый мхом и грибами;

    поваленное ураганом дерево с выкорчеванными корнями, где селятся различные насекомые;

    часть спиленного ствола (для наблюдения за его состоянием и появлением возле него новых организмов);

    «птичье дерево» со скворечником, гнездом и кормушками. На этом объекте экологической тропы мы проводим наблюдения за птицами зимой, учимся отличать птиц друг от друга; наблюдаем за прилетом птиц.

    Воплощена идея на месте компостной ямы на заднем дворе территории оформить особую клумбу из сорняков. С помощью родителей, работающих на дачах, собрали информацию о растениях, которым не позволяют соседствовать на грядках с овощами и цветами. Общими усилиями разбили клумбу, высадили растения и назвали её «Очаровательный сорняк».

    Проведён конкурс рисунков для детей «Самый красивый цветок», «Мой любимый цветок». Это явилось хорошим показателем того, что дети знают названия цветов, умеют замечать окружающую их красоту.

    На прогулке и в группе проводятся занятия и дидактические игры, которые помогают детям закреплять изучаемый материал по экологии.

    На основе приобретённых знаний с помощью родителей выпустили «Красную книгу» и «Книгу жалоб природы».

    В рамках проекта «Моя семья» прошла акция «Любимые домашние животные». Родители не остались равнодушными и вместе с детьми оформили замечательный альбом с фотографиями, рисунками и рассказами о своих питомцах. (Приложение 4)

    Проведены опыты и оформлена картотека.

    С осени и до весны мы выращиваем огурцы, томаты, перец и различную зелень на окне в группе. Таким образом, наблюдение за ростом и развитием растений происходит круглый год. Для формирования представлений о разнообразии растений, я заготавливаю для детей разнообразный посадочный материал. Дети знакомятся с разными сортами лука, салата, моркови, редиса, кабачков, арбузов.

    Сделаны схемы, модели.

    Составлена смета расходов.

Экологическое воспитание сопровождается диагностикой на разных этапах деятельности. В середине года проводилась диагностика на определение актуального уровня экологических знаний детей.

Цель: определение уровня экологических знаний детей.

Задачи эксперимента:

1) подобрать диагностический материал и оборудование;

2) провести диагностику уровня экологических знаний детей.

На данном этапе использовались методики:

Ш О. А.Соломенниковой «Диагностика уровня экологических знаний детей»;

Ш С.Н. Николаевой «Диагностика сформированности экологических знаний детей дошкольного возраста». На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что 42 % детей имеют хорошие экологические знания, правильно и осознанно пользуется ими на практике. Все остальные дети нуждаются в обогащении своих экологических знаний и в обучении применять эти знания на практике в естественных жизненных условиях. (Приложение 6)

В работе по проектированию экологической тропы участвовали сотрудники, дети и родители.

Работа над проектом была рассмотрена так же и как часть программы сотрудничества семьи и образовательного учреждения в экологическом воспитании дошкольников. Среди родителей было проведено анкетирование на тему экологической культуры. Результаты показали, что не у всех есть дачные участки, не все бывают с детьми на природе, многие просто не располагают временем для общения с детьми на тему экологии. Исходя из ситуации, решила привлечь родителей к созданию экологической тропы на территории детского сада. Многие поддержали идею и согласились помочь в организации. Ведь известно, что включение родителей в процесс воспитания способствует духовному родству взрослых и ребёнка, укрепляет семью, служит более тесному взаимопониманию.

3 . Мониторинг результатов :

Анализ полученных результатов у детей показал:

1. Повышение уровня знаний о природе, а именно:

    дети хорошо ориентируются по карте родной природы;

    узнали и освоили правила поведения в природе;

    умеют отображать связь растительного и животного мира с условиями жизни в разных природных зонах нашей страны;

    умеют устанавливать связь строения растений с условиями жизни;

    знают названия растений, животных и птиц родного края. (Приложение 7)

Сравнивая результаты начальной и контрольной диагностики, видим, что уровень экологических знаний детей повысился на 33 %.(Приложение 8)

2. Сформированность навыков и умений разнообразной деятельности в природе, а именно:

    практической – замечено, что у детей активно развиваются трудовые умения и навыки – могут копать, рыхлить почву, пропалывать сорняки, сами сеяли и собирали урожай овощей. Приобретены правильные способы практического взаимодействия с природой, потому что ежедневно в прогулку детей я включаю разнообразные трудовые действия.

    эстетической – ребята понимают и замечают красоту окружающей природы, эмоционально реагируют при встрече с прекрасным и пытаются передать свои чувства в доступных видах творчества (рассказ, рисунок и т.п.). Активно высказываются, задают вопросы, стараются поддерживать в порядке территорию.

3. Сформированность навыков бережного отношения к окружающей среде, чувства любви к своему родному краю:

    дети проявляют интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытаются оценивать их состояние с позиции хорошо-плохо;

    стараются выполнить правила поведения в природе, во время прогулок;

    проявляют готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям;

    пытаются контролировать своё поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде;

    эмоционально реагируют на художественное слово, воспринимают окружающую действительность и конкретные объекты с образами, воспетыми русскими поэтами и писателями.

    На занятиях по экологии дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных интересующих их вопросов, на которые мы с удовольствием отвечаем.

    Во время прогулок и экскурсий дети стали проявлять большой интерес к жизни птиц и насекомых, стали бережнее относится к деревьям, муравейникам и другим живым существам.

Наряду с положительной динамикой в экологическом развитии детей, важным результатом являются и изменения, которые произошли на территории детского сада (участок облагораживается, появились клумбы, различные заборчики, возникли дизайнерские решения – в ландшафт участка вписали фигуры лебедей на озере, аистов в гнезде, деревянные ромашки, божьи коровки). (Приложение 9)

Эти изменения имеют значительный развивающий потенциал:

1. Каждый ребёнок, посещающий детский сад, получает опыт заботливого отношения к природе;

2. Использование дизайнерских решений применяется в игровой деятельности детей.

Думаю, что выбранное мною приоритетным экологическое направление в работе с дошкольниками, перспективная, наиважнейшая задача.

X . Развитие проекта

В дальнейшем я предполагаю продолжить работу в этом направлении. Есть идеи по развитию и расширению проекта.

XI . Заключение

В процессе этой работы я расширила границы своих познаний, познакомилась с психологической литературой, получила благоприятный эмоциональный настрой, узнала собственные творческие возможности. Конечно, есть определённые сложности, связанные с приобретением строительных и других подсобных материалов. Я думаю, что в последующем эти трудности помогут преодолеть родители и коллеги.

Наблюдая, как меняется отношение детей к живому и неживому вокруг них, к собственным поступкам, к высказываниям и действиям других людей, родители пришли к выводу, что моя деятельность по организации проекта не только расширяет кругозор детей, но и развивает, воспитывает их. Дети начинают мыслить экологически, видят окружающий мир не так, как привыкли видеть многие из нас, знают, что человек и природа неразрывно связаны, и это меня очень радует.

Хорошие слова есть у Е. Евтушенко:

«Берегите эти земли, эти воды; даже малую былиночку любя,

Убивайте лишь зверей внутри себя».

И от того, как человек будет любить, беречь и заботиться о природе, будет зависеть его дальнейшее существование на Земле.

Литература

    Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию/Детство-пресс, 2007.

    Киреева Л. Г. Формирование экологической культуры дошкольников/Волгоград: Учитель, 2008.

    Коменский Я. А., лорк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие/ М.:Педагогика,1989.

    Сухомлинский В. А. О воспитании/М.: 1973.

    Евдокимова Е. С., Технология проектирования в ДОУ/ Москва 2008.

    Лучич М. В. Детям о природе/Москва «Просвещение» 1989.

    Саморукова П. Г. Как знакомить дошкольников с природой/ Москва «Просвещение» 1983.

    Цветкова И. В. Экология. Игры и проекты/ Ярославль «Академия развития» 1997.

    Венгер Л. А., Дьяченко О. М. Развитие. Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений/м.: Издательство ГНОМиД,2002.

    Ориентируясь на классификацию проектной деятельности, предложенную Т.В.Фуряевой, можно выделить следующие виды проектов.

    Виды проектов в ДОУ:

    1. Исследовательско - познавательные - совместное экспериментирование и последующее оформление результатов в виде газет, рукописных изданий, дизайнерских сооружений.

    2. Игровые - использование элементов творческих игр с вхождением образ персонажей и решением поставленных проблем.

    3. Информационно - практико - ориентированные - сбор информации и ее реализация (оформление и дизайн группы, разработка игровых модулей, составление планов и схем, картотек и т.д.)

    4.Творческие - оформление результатов деятельности в виде праздников, театрализованных представлений, презентаций продуктов совместного труда.

    Более длительные проекты для детского сада планировать неразумно. С воспитанниками младших групп можно реализовать лишь краткосрочные проекты, которые решают задачу, доступную для их понимания. Но наиболее эффективно работают проекты, проводимые с воспитанниками старших групп.

    Участники проекта получают не только новые знания, но и приобретают навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру. Совместная проектная деятельность по-могает родителям освоить некоторые педагогические приемы, так необходимые в семейном воспитании, объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равно-правными партнерами.

    Однако для успешной проектной дея-тельности в воспитательно-образовательном процессе требуют-ся серьезная подготовка педагогов к организации проектирова-ния, дидактическое, методическое и материально-техническое обеспечение.

    Проектирование требует от педагогов поиска инновацион-ных средств, методов и приемов.

    Что такое «экологический проект»?

    Прежде всего, это решение определенных задач в процессе исследования.

    Экологический проект способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, творческой личностной и общественно-значимой деятельности; реализует процесс сотрудничества детей и взрослых; позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста - от проекта к проекту.

    Проблемой экологического образования дошкольников занимаются многие педагоги (С.Н. Николаева - программа «Юный эколог», Н.А. Рыжова «Наш дом - природа», Л.И. Грехова «Азбука экологии» - Ставрополье; Н.Н. Лебедева создала региональную экологическую программу для дошкольников Арктики «Северное сияние», Плешаков А.А. «Экология» и т.д.).

    И одна из них - методист информационно - методического центра Санкт-Петербурга Ольга Алексеевна Воронкевич. Результатом ее многолетней деятельности стал учебно-методический комплекс «Добро пожаловать в экологию!». Инновационная идея комплекса заключается в создании целостного интегрированного подхода к формированию у детей основ экологической культуры и ценностей здорового образа жизни.
    Учебно методический комплекс состоит из парциальной программы, рабочих экологических тетрадей, демонстрационных картин и динамических моделей, дидактического материала, дневников занимательных экспериментов, наглядной информации для родителей.

    «Детские экологические проекты» - это методическое пособие предназначено для работы по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

    По ее мнению метод проектов — это педагогическая технология, в основе которой лежит самостоятельная, исследовательская, игровая деятельность детей. В этой книге приведены варианты проектов детской экологической деятельности для детей старшего дошкольного возраста.

    1. Определение проблемы , актуальной и интересной для всех участников проекта, разрешение которой посильно только детям, а также соответствует материально - техническим возможностям ДОУ.

    2. Мотивация деятельности и разработка плана действий . Это создание проблемной ситуации, вызывающей у детей интерес, потребность участвовать в ее разрешении. Осознание сути проблемы позволяет сформулировать цель предстоящей работы и составить план действий.

    3. Практическая деятельность по реализации проекта . На этом этапе идет сбор и накопление материала. Организуется совместная познавательно - поисковая деятельность детей, педагогов и родителей. Предусматривается интеграция образовательных областей.

    Важной составляющей является методическое сопровождение проектов. Оно включает практические материалы, помогающие не только спланировать, но и реализовать проект: обращение к родителям, сценарии бесед, кроссворды, ребусы, пиктограммы, экологические игры, детское словесное и художественное творчество и т.д.

    О.А.Воронкевич в своей книге предлагает следующие проекты:

    1. «Живая книга леса".

    2. «Откуда берутся бабочки?»

    3. "Я садовником родился".

    4. "Этажи леса".

    5. "Кто дружит с елью?" и т.д.

    Перечень форм и методов экологического воспитания в ДОУ

    Экологические экскурсии;

    КВНы, аукционы, марафоны, викторины,

    Экологические акции;

    Обсуждение и проигрывание экологических ситуаций;

    Клуб исследователей природы;

    Лаборатория юного эколога;

    - «Панорама добрых дел»;

    Экологические игры (дидактические, имитационные,

    Инсценировки, театрализации и т. д. на экологические темы.

    Этапы разработки и проведения проекта:

    1. Педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов детей.

    2. Вовлекает дошкольников в решение проблемы (обозначение «детской цели»).

    3. Намечает план достижения цели, поддерживая интерес детей и родителей.

    4. Обсуждает план с семьями воспитанников.

    6. Вместе с детьми и родителями составляет план-схему проведения проекта и вывешивает ее на видное место.

    7. Совместно с родителями и детьми собирает информацию, материал по проекту.

    8. Проводит занятия, игры, наблюдения, поездки - все мероприятия основной части проекта.

    9. Дает домашние задания и детям, и родителям - выполнение самостоятельных творческих работ (поделки, рисунки, альбомы, приложения, поиск материала, информации).

    10. Организует презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН).

    11. Совместно с детьми составляет книгу или альбом по выполненному проекту.

    12. Подводит итоги: обобщает опыт и выступает на педсовете.

    В современном мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы ) приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранению всего генетического разнообразия живых существ, сбережения генофонда планеты. Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования населения. Первостепенное значение при этом придается экологическому образованию подрастающего поколения.

    Освоение детьми основ экологической культуры во многом зависит от воспитателя детского сада: от его экологической и методической грамотности, понимания важности экологического воспитания в формировании личности воспитанников, от умений создавать условия для подобной работы, увлечь детей и увлекаться этими проблемами самому.

    Хорошим подспорьем в этом является метод проектов , который открывает массу возможностей для полноценного экологического воспитания дошкольников.

    Проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи.

Просмотр содержимого документа
««Детские экологические проекты - уникальная форма экологического воспитания в ДОУ»»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад № 34» городского округа

город Стерлитамак Республики Башкортостан

Детские экологические проекты – уникальная форма экологического воспитания



Одним из методов наиболее эффективным в работе с детьми по экологии является

метод проектов .

Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы. Данный метод дает возможность развивать индивидуальную и коллективную деятельность детей, расширять их опыт общения, дает возможность осуществлять педагогу личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.


  • он открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;
  • является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • один из методов, выводящий педагогический процесс из стен детского сада в окружающий мир, природную и социальную среду.

Что такое «экологический проект»?

Экологический проект способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребенка в самореализации и самовыражении, творческой личностной и общественно-значимой деятельности; реализует процесс сотрудничества детей и взрослых; позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе.

ПРОЕКТ - технология , обеспечивающая рост личности ребенка, позволяющая фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста – от проекта к проекту.


  • Подготовительный - определение проблемы, актуальной и интересной для всех участников проекта, разрешение которой посильно только детям.
  • Собственно исследовательский - мотивация деятельности, разработка плана действий и практическая деятельность по реализации проекта (накопление материала; совместная познавательно – поисковая деятельность детей, педагогов и родителей; интеграция образовательных областей).
  • Заключительный обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.

Какие экологические проекты можно реализовать в детском саду?

В каждом возрасте существует своя специфика задач, так в младшем дошкольном возрасте - это:

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

  • формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
  • С детьми младшей возрастной группы возможно организовать проект «Лаборатория неживой природы» .

Дети средней группы способны принять участие в проектах: «Маленькие огородники» , организуются эксперименты с огородными растениями. Например, проект «Кто из нас, из овощей, и полезней и нужней?» - исследовательский.

Методическое сопровождение проекта

  • Обращение к родителям
  • Беседа «Волшебные семена»
  • Загадки, стихи, пиктограммы
  • Исследуем вместе с детьми
  • Совместная деятельность воспитателя и детей по выращиванию овощей
  • Экологические игры
  • Речевое творчество детей (рассказы детей, придумывание загадок, модель-план составления описательных рассказов об овощах)
  • Художественное творчество детей.

В старшем дошкольном возрасте - это:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

Формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

С детьми старшей и подготовительной группы можно организовывать больше. Так, в проекте «Хлебная плесень» дети получили некоторые представления о микроорганизмах, об их свойствах.


Проект «Живая книга леса»

Вид проекта: информационный

Методическое сопровождение проекта:

1.Страница лесных знаний.

2.Экспериментальная страница.

3.Страница «лесных радостей».

4. Книжная страница.

5.Жалобная страница.

6.Тайная страница леса.

7.Страница игр.

8.Творческая страница

Проекты:

  • «Строим экологический город Экоград» - информационно – творческий;
  • «Откуда берутся бабочки?»-исследовательский;
  • «Загадочный мир водоема» – информационный;
  • «Я садовником родился»;
  • «Этажи леса»;
  • «Воздух должен быть чистым»;
  • «Кто дружит с елью».


Методы и формы экологического

воспитания в ДОУ

Экологическая образовательная деятельность;

Экологические экскурсии;

Уроки доброты; уроки мышления;

Экологические кружки и конкурсы;

КВН, аукционы, марафоны, викторины,

«Поле чудес» с экологической тематикой;

Экологические акции;

Трудовой десант; «зеленый патруль»;

  • клуб исследователей природы;
  • лаборатория юного эколога;

- «Панорама добрых дел»;

Ведение фенологических календарей природы;

Коллекционирование природных объектов;

Экологические выставки и экспозиции; музеи;

Дни (недели) экологического творчества;

Экологические праздники и фестивали;

Экологические игры;

моделирование экосистем, соревновательные, игры-путешествия и т. д.);

Экологические сказки; тренинги;

Инсценировки, театрализации на экологические темы.



Всё хорошее в детях из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала.

Росли как цветы, малыши

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Желаем творческих успехов!

Вашему вниманию предлагается мини-проект "Рисуем дарами природы"
В настоящее время из–за ухудшения состояния окружающей среды, приближенности района к Хим.заводу возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии.
Оценивая значимость взаимосвязи ухудшающейся экологической обстановки и здоровья населения, нами было решено создать условия для реализации системы экологического воспитания в детском саду у детей старшего дошкольного возраста.
Природа - важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с ней!
Дошкольники общаются с природой в разное время года, и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравниться с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребёнка.
В дошкольном возрасте у ребенка формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней.
Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активность в решении экологических проблем.

Для систематизации методов, приёмов и путей реализации задач экологического воспитания нами была разработана программа по экологии "Природа в наших руках", согласно которой экологическое воспитание осуществляется не изолированно, а в связи с эстетическим, нравственным и трудовым воспитанием.

Разработанная программа направлена прежде всего на развитие гуманного отношения к природе и предполагает участие детей в посильном труде по уходу за растениями и животными, а так же освоение ими норм поведения в природном окружении и навыков защиты окружающей среды.
Экологические пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников и пропаганды экологических знаний среди взрослых. Кроме традиционных видов "экологических пространств" - групповых уголков природы, огорода и сада на участке - появились новые
- Дорожка здоровья, экологическая тропа, Альпийская горка, Аллея дошколят (высадка детьми хвойных растений на территории детского сада),

Цветочная клумба "Детский сад - цветочный сад". Так же немаловажным фактором в приобщении детей к живой природе является уникальная флора сельской местности.
Рядом с территорией детского сада протекает река Дунайка, которая утопает в чаще дубов, тополей, диких орехов. Систематически с детьми проводится экскурсия на реку, где дети отмечают сезонные изменения в природе в дневниках наблюдений, проводятся беседы о флоре и фауне Кубанской земли.

Так же рядом находится небольшая ферма. В соответствии с планом программы по экологическому воспитанию нами было запланировано две экскурсии совместно с работниками данного хозяйства.

Эти посещения заведомо планировались в теплое и холодное время года для того, чтобы дети видели сезонные изменения в жизни животных.

Так же благодаря этим мероприятиям дети узнают, как кормят лошадей, свиней и лосей в условиях фермы, как за ними ухаживают и наблюдают за работой фермера.
В групповой ячейке расположены игры по экологическому воспитанию, картотеки "Растительный мир Краснодарскую края", "Животный мир Краснодарского края". Так же нами организована мини-лаборатория экспериментальной деятельности с песком, водой, камнями, глиной и т.д.

С целью развития творческого потенциала педагогов и их компетентности в сфере экологии нами организовано тесное сотрудничество с педагогами ДОУ. Это и педагогические часы, семинары-практикумы, деловые игры, круглые столы, консультации.

В рамках практических мероприятий совместно с педагогами высаживались деревья на территории детского сада, собирались дары осени, разрабатывались планы решения экологических проблем, проводились творческий и музыкальный конкурс.

Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых.
Поэтому воспитатели не только учитывают это сами, но и значительное внимание уделяют работе с родителями. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания.
Совместно с родителями дети организовывают "Птичьи столовые", облагораживают территорию огородов и детского сада, ходят в походы в лес, создают коллективные панно из природного материала, стенгазеты.
В ходе реализации программы "Природа в наших руках", анкетирования родителей и запроса детей, наблюдений на прогулках - нами было выявлено, что дети легко оперируют с природным материалом в контексте художественно-эстетического развития и с удовольствием выкладывают узоры при помощи веточек, листьев, камней, снега и т.д.

С целью ознакомления детей с приёмами и методами использования в работе различного по содержанию и структуре природного материала, нами был разработан мини-проект "Рисуем дарами природы".

Материал проекта состоит из семи блоков - "Рисуем камнями", "Рисуем лепестками", "Рисуем снегом и по снегу" и т.д.

Каждый блок рассчитан на все возрастные группы, для работы как на открытом воздухе, так и в групповой ячейке и на все времена года.

Суть проекта заключается в использовании разнообразных методов и приемов при использовании "даров природы" в контексте художественно-эстетического развития,

Это выкладывание узоров, или изображений людей, домов, предметов; создание украшений; создание узоров в воздухе листьями "Салюты" и другие.

Особое предпочтение дети отдают рисованию красками по снегу.
Предварительно родителями заготавливаются бутылочки из-под воды с продырявленной крышкой. В бутылочки заливается окрашенная вода. Надавливая на бутылочку, и меняя цвета, наши дети создают шедевры на снегу. Так можно разукрасить даже готового снеговика! Красочная территория детского сада привлекает внимание мимо проходящих людей и родителей, которые зачастую принимают участие в создании художественных шедевров.

Похожие публикации