Нод развитие речи старшая группа осень. Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе на тему " Осень

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по теме: «Составление рассказов об осени».

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ :

Учить детей составлять связные рассказы на осеннюю тематику с использованием наглядных пособий.

Уточнять и расширять активный словарь детей по теме «Осень» .

Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Продолжать развивать у детей память, внимание, наглядно-образное мышление.

Воспитывать у детей бережное отношение к природе.

МАТЕРИАЛЫ :

Таблицы по теме «осень» , игрушка кукла Марина.

ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ:

Наблюдения на прогулке за приметами осени, чтение произведений : Бунин «Листопад» , Майков «Осенние листья…» , Ушинский «Четыре желания» , Могилевская «Колосок» . Рассматривание иллюстраций по теме «Осень» . Беседы с детьми. Рисование по теме «Осень» . Дидактические игры : «Когда это бывает?» , «В гостях у осени» . Составление и рассматривание таблиц с символами, объяснение их значения.

ХОД ЗАНЯТИЯ

ВОСПИТАТЕЛЬ :

Ребята, отгадайте загадку :

Несу я урожаи, птиц к югу отправляю,

деревья наряжаю, затем их раздеваю,

Бываю золотая, поздняя,

А зовут меня все (осень)

Правильно – это загадка об осени и сегодня мы с вами будем говорить о ней.

Давайте поиграем в игру «Ласковые слова» .

Я говорю - солнце, а вы говорите ласково – солнышко.

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЛАСКОВЫЕ СЛОВА»

Ветка - веточка,

Лист - листочек,

Дождь - дождичек,

Ручей - ручеек,

Трава - травка,

Цветок - цветочек,

Ветер - ветерок,

Туча - тучка,

Песок – песочек,

Дерево – деревце.

Игровое упражнение : «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ОБ ОСЕНИ»

На смену лету пришла (золотая осень) .

Солнышко все реже и реже выглядывает (из-за туч) .

Деревья надели (разноцветный наряд) .

(красные, желтые) листья горят на солнышке, а затем. (опадают, кружатся, укрывают) землю золотым ковром.

Дождик (моросит) и заставляет прятаться (по домам) .

Птицы собираются в стаи (и улетают в теплые края) .

Зверям некогда резвиться, они делают (запасы на зиму) .

Скоро белокрылая зима вступит в свои права.

ВОСПИТАТЕЛЬ : Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости?

(появляется кукла Марина.)

Кукла Марина : Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки! У меня в голове все перепуталось. Ничего не пойму, какое у нас сейчас время года? Ребята, расскажите мне об осени, а то я запутался.

ВОСПИТАТЕЛЬ : Конечно, Марина, ребята тебе помогут. Ребята, расскажите Марине, какая бывает осень?

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ : «КАКАЯ БЫВАЕТ ОСЕНЬ?»

(теплая, золотая, дождливая, хмурая, красивая, грустная, печальная, яркая, разноцветная)

Игровое упражнение : « Подбери действие»

Листья осенью (что делают) - желтеют, опадают и т. д.

Дождь осенью - моросит, идет и т. д.

Урожай осенью - убирают.

Птицы осенью - улетают.

Деревья осенью - роняют листья.

Листья осенью (какие) - желтые, красные, багряные, золотые.

Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)

Дождь осенью (какой) - холодный, моросящий.

Погода осенью (какая) - пасмурная, дождливая, хмурая, морозная (поздней осенью) .

Деревья осенью (какие) - ранней - с разноцветными листьями, поздней - голые.

Звери осенью - готовятся к зиме, меняют шубки.

лиса, белка, горностай, заяц (не меняет окраску) ; белка, мышь-полевка, заяц, барсук (не делает запасы) .

ВОСПИТАТЕЛЬ : А сейчас давайте для Марины придумаем красивые предложения про осень. Каждое предложение начинается со слова «Осенью» . Например : «Осенью листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают» .

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Осенью солнышко светит, но не греет. Осенью часто идут затяжные, моросящие дожди. Осенью листья на деревьях разноцветные. Осенью землю покрывают листья - все вокруг желтое. Осенью ветер обрывает листья с деревьев, они кружатся и падают на землю. Осенью много листьев с шуршанием летят на землю - это листопад. Осенью погода бывает хмурая, грустная, печальная. Осенью небо закрыто тучами, часто идут холодные дожди. Осенью перелетные птицы улетают в теплые края. Осенью люди собирают урожай овощей и делают запасы на зиму. Осенью многие животные строят и утепляют норы, делают запасы.

Кукла Марина : Молодцы, ребята, придумали много красивых предложений об осени.

ВОСПИТАТЕЛЬ : Ребята, мы с вами знаем три осенних месяца: сентябрь, октябрь и ноябрь. Сейчас у нас октябрь. Русский народ называл его такими именами : листобой, грязник, ветродуй, мокрохвост, а еще хлебник – потому что закрома полны, убраны все поля.

Как вы думаете, почему так говорят?

ФИЗМИНУТКА:

КАК ПРИХОДИТ ОСЕНЬ

На красных парашютах (показывают руками купол над головой)

к нам осень прилетит, (машут руками, как крыльями)

на жёлтых самолётах (руки в стороны)

к нам осень поспешит, (наклоны в стороны)

на лодочках зелёных (руки вытянуты и соединены перед собой)

к нам осень приплывёт, (поочередные взмахи руками - плывут)

в лес сказочный, нарядный (руки вверх – деревья)

с собою позовёт. (показ руками – зовет)

На корочках арбузных, (руки разведены в стороны, слегка приподняты)

в початках кукурузных, (показ овала руками)

на листиках кленовых, (кружатся)

на шишечках еловых (показ пальцами шишки)

к нам осень прилетит, (машут руками)

к нам осень поспешит… (бег на месте)

ВОСПИТАТЕЛЬ : А сейчас давайте составим рассказы об осени, чтобы Незнайка запомнил их и рассказал своим друзьям в Цветочном городе. В этом нам помогут таблицы – наши помощники. Кто из вас хочет рассказать об осени.

(Желающие дети выбирают таблицу, составляют рассказ.)

ВОСПИТАТЕЛЬ : Молодцы, дети, хорошо рассказали об осени, много красивых слов назвали о солнце, небе, деревьях, листьях.

Кукла Марина : Спасибо, ребята за ваши рисунки, а мне пора возвращаться домой. До свидания.

Тема: Творческое рассказывание. «Интервью у осеннего леса».

Цель : познакомить детей с интересной формой работы - интервью; учить детей формулировать и задавать вопросы, правильно отвечать на них, быть внимательными к деталям; обогащать через речь чувственный опыт, пополнять лексику разнообразием слов; закрепить умение выражать свои мысли полными предложениями.

Ход занятия

Ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в осенний лес на прогулку. Но это будет не простая прогулка, мы пойдем в лес, как журналисты на работу. Журналистам необходимо взять интервью у осеннего леса. Кто знает, что такое интервью? (Ответы детей).

У кого или у чего можно взять интервью в осеннем лесу? (У ежика, белочки, муравья, скворца, паучка, зайца, медведя. У березки, у травы, у солнца, у ветра и т. д.)

Воспитатель предлагает детям по желанию распределить, кто будет журналистом, а кто обитателем осеннего леса. Дети делятся по парам, от пары к паре переходит микрофон. Журналисты задают вопросы, обитатели осеннего леса рассказывают о своих осенних заботах. Например:

- Здравствуй, березка! Как ты себя чувствуешь в этот осенний погожий день?

- Мне очень нравится прохладный осенний воздух в лесу.

- Березка, у тебя новое платье?

- Да, я уже поменяла свой зеленый сарафан на желтое платье. Посмотрите, какое оно красивое, золотом светится на солнце. Елочка тоже захотела такое платье, она мне сказала, что у нее никогда такого не было.

- Березка, с кем ты дружишь в осенние дни?

- Ветерок прилетает со мной поиграть, заплетает ветви в косы, рассыпает вокруг мои резные листики. Недавно налетел сильный ветер, оборвал с веток мои листья, закружил их в веселом хороводе, оставил мои ветки голыми.

- Тебе не жалко своих листьев?

- Сначала было жалко. А потом я почувствовала, что веткам стало легко и свободно. А на ветках остались маленькие почки. Пусть они укрепляются, подрастают, набухают от осенних дождей. В моих почках уже осенью прячутся маленькие будущие листики.

- Добрый день, белочка! Остановись, не спеши, поговори со мной.

- Остановлюсь ненадолго, некогда мне, уже холодные деньки наступают.

- Белочка, чем ты занимаешься в этот теплый осенний денек?

- Пока солнышко светит и сильные дожди не начались, мне надо грибов на сучках насушить, шишек насобирать, орехов натаскать. Весь день прыгаю с ветки на ветку, с дерева на дерево в поисках запасов.

- Белочка, а где твой домик?

- Мой домик - дупло на высокой сосне. Я сейчас делаю в своем дупле ремонт, утепляю его к холодам. Стены новым мхом обложила. На полу коврик из пуха и перьев настелила. Из веточек с листьями занавесочку смастерила, чтобы холодный ветер не задувал в дупло.

Дети продолжают по очереди задавать вопросы божьей коровке, травке, зайцу, медведю, журавлям и т.д.

Тема: Осень. Признаки осени.

Цели:

Коррекционно- образовательная:

Учить детей подбирать признаки к слову «осень» и согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде, числе и падеже.

Коррекционно- развивающие:

Развивать у детей умение составлять небольшие по объему предложения; отвечать на вопросы полным предложением;

- обобщить и систематизировать знания детей об осени (дни становятся короче, холоднее, часто идут дожди, листья на деревьях и кустарниках желтеют, сохнут, опадают; исчезают насекомые, улетают перелетные птицы; животные готовятся к зиме; люди собирают урожай овощей и фруктов);

Упражнять в составлении рассказов;

Активизировать словарь по данной теме;

Развивать внимание, память, мышление.

Коррекционно- воспитательная:

Воспитывать у детей интерес к тем изменениям в природе, которые происходят осенью;

Формировать эстетическое восприятие осеннего пейзажа.

Оборудование: иллюстрации с изображением осени, мнемокартинки для игры «Подбери признак», картинно- графический план(схема) для составления рассказа об осени.

    Организационный момент: Логопед читает стихотворение:

Листья с деревьев в лесу осыпаются.

Дождик уныло по крышам стучит.

Светлое небо с землёю прощается

Хмурая осень в окошко стучит.

Как вы думаете, о каком времени года говорится в стихотворении?

Назовите осенние месяцы?

Как может называть осень в сентябре? (ранняя, золотая).

Как можно назвать осень в октябре? (дождливая).

Как можно назвать осень в ноябре? (поздняя).

2. Вводная беседа

Что вы можете сказать про солнце осенью?

(Греет плохо, солнечных дней стало меньше).

А какое небо осенью? (Хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, темное).

Что происходит осенью с деревьями? (Листья: желтеют, краснеют, опадают, засыхают. Деревья стоят голые.)

Как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья? (Листопад).

Листья осенью, что делают? (Желтеют, краснеют, засыхают, падают, кружатся, летят, осыпаются)

С травой осенью, что происходит? (Засыхает, желтеет, увядает)

Что птицы делают осенью? (Улетают в теплые края)

Почему? Как называют этих птиц? (Перелетные)

Что делают осенью насекомые? (Прячутся в старые пни, коряги, забираются под кору деревьев).

Что делают животные осенью? (Готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму – медведь, еж, барсук. Другие меняют шкурку – заяц, белка, лиса. Третьи делают запасы на зиму – белка, еж.)

Какая погода осенью? (Холодная, дождливая, ветреная, иногда падает снег.)

Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлёт птиц, листопад.)

3. Физкультминутка.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Воды зашумели,

Быстрого ручья,

Птички улетели

В теплые края.

4. Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять, (удары по столу пальчиками, начиная с мизинцев )

Вышел дождик погулять (беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук)

Шел неспешно по привычке («шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук)

А куда ему спешить?

Вдруг читает на табличке: (ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу)

«По газону не ходить!»

Дождь вздохнул тихонько: (часто и ритмично бьют в ладоши)

Ох! (один хлопок)

И ушел. Газон засох. (ритмичные хлопки по столу).

5. Чтение рассказа «Осень».

Осень приходит после лета. Постепенно дни становятся все пасмурнее, солнце все реже и реже светит. Небо покрывается серыми тучами. Часто идут дожди – долгие, моросящие. Листья на деревьях желтеют и опадают. Холодный ветер срывает листья с веток деревьев, и они падают на землю, укрывая её золотым ковром. Трава вынет. На улице сырость и слякоть. Птицы уже не поют. Они прячутся от дождя, собираются в стаи и улетают далеко в теплые края. На улицу не выйдешь без зонта, промокнешь. Да и холодно без куртки и сапог.

6. Игра «Подбери признак» . Дети подбирают признаки к слову «осень», используя мнемокартинки.

Осень (какая?) - … (Холодная, дождливая, золотая, разноцветная, красочная, урожайная, теплая, пасмурная, ясная, снежная, веселая, грустная, листопадная и т.д.)

7. Игра «Чего не бывает осенью?»

Осенью не растут подснежники.

Осенью не купаются в речке.

Осенью не загорают.

Осенью не надевают шубы.

8. Составление рассказа об осени, используя картинно- графический план.

9. Итог.

Цель: закрепление умения рассказывать по сюжетным картинам. Развивать познавательный интерес к природе, развивать у детей логическое мышление, память. Вызвать любовь к природе. Закреплять умение доводить до слушателя свою мысль.

Оборудование: конверт с письмом и заданиями от Осени, листочки из картона для дорожки, аудиозапись "Звуки осеннего леса".

Вводная часть

Воспитатель:
- Ребята, сегодня утром я получила письмо. Как вы думаете, от кого оно? Отгадайте, пожалуйста, загадку:
Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...

Ребята, когда это бывает.?
- Осенью!
- Ребята, как вы догадались, это письмо от Осени.
Посмотрим, что же в конверте?

Письмо:
Вновь за окном листва желтеет,
И тихо дождик моросит.
А я Вас в гости приглашаю-
Осенний день вновь к нам спешит!

С собой возьмите вы улыбки
И настроение на "пять"!
Не опоздайте ни минутки!
Вам говорю сейчас без шутки!

Ну что, принимаем приглашение осени?
- Да!
Тогда - пустимся в путь. А для того чтобы добраться до леса, нужно передвигаться по осенним листочкам и не сбиться с пути. (Ребята идут по осенним листьям, разложенным змейкой на полу)
- Вот мы пришли в осенний лес.

Рисунок "Осенний лес"

Осень долгожданная,
Цвета ярких бабочек,
Украшает лес красочной листвой!
Не смотря на дождик,
Не смотря на холод,
Пусть приносит осень радость нам с тобой!

Прекрасен осенний лес! Ребята, скажите а для чего люди ходят в лес? (Для того чтобы побыть на свежем воздухе, подышать)
А что можно осенью собрать в лесу?

Грибы.
- Я предлагаю вам послушать лес. Какие звуки издает лес. Закроем глаза, так лучше слушать и слышать. (Звучит аудиозапись "Звуки леса")
- Открываем глаза. Ребята, кто что услышал?
- Шорох листьев, звук шагов по лесу, шум ветра и качающихся деревьев, дождя.
- Вот как нас встретил лес - зашумел, зашуршал, загудел!

Давайте вдохнем поглубже и представим запах осеннего леса?
- Опавшими листьями, грибами, жухлой травой
- Посмотрите, как много в лесу опавших листьев.
Давайте присядем на этот осенний ковер.

Как вы думаете почему и зачем деревья сбрасывают осенью листья?
- Если листья не опадут, то зимой ветки могут сломаться от тяжести снега.
- Да, правильно. Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, они защищают себя.
- Ребята, посмотрите,в конверте осень для нас оставила карточки с заданиями. Это Осень предлагает нам поиграть в игру "Знатоки природы". А вы любите играть?
- Да!

Вначале проведем разминку.

Физминутка "Мы - листики осенние"

Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил. (Дети имитируют действия "листочков" в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся)

1 задание "Загадочное"

Первое задание называется "Загадочное". Ребята, слушайте внимательно и отгадывайте загадки.
Листья в воздухе кружатся,
Тихо на траву ложатся.
Сбрасывает листья сад —
Это просто... (листопад)
Стало ночью холодать,
Стали лужи замерзать.
А на травке — бархат синий.
Это что такое? (Иней)
Ветер тучу позовет,
Туча по небу плывет.
И поверх садов и рощ
Моросит холодный... (дождь)
Стало хмуро за окном,
Дождик просится к нам в дом.
В доме сухо, а снаружи
Появились всюду... (лужи)
В сером небе низко
Тучи ходят близко,
Закрывают горизонт.
Будет дождь.
Мы взяли... (зонт)

2 задание "Бывает - не бывает"

Ребята, я вам буду зачитывать предложения,вы даете ответ да - если такое осенью бывает, нет - если осенью не бывает.

  1. Осенью может пойти снег. Да или нет? (Ответ детей, объяснение)
  2. Осенью можно услышать пение птиц. Да или нет? (Ответ детей, объяснение)
  3. Для того, чтобы собирать малину, нужно уметь лазить по деревьям. Да или нет? (Ответ детей, объяснение)
  4. Осенью можно купаться в реке и загорать на пляже. Да или нет? (Ответ детей, объяснение)
  5. Яблоки, груши и сливы называются фруктами, потому что растут на деревьях. Да или нет? (Ответ детей, объяснение)
  6. В октябре в лесу находиться долго невозможно, потому что очень кусаются комары. Да или нет?

3 задание "Да или нет"

Когда я назову приметы осени, говорите дружно "да". Если приметы относятся к другому времени года, говорите дружно "нет". Вы готовы? (да) . Дайте правильный ответ:
Осенью цветут цветы? (нет)
Осенью растут грибы? (да)
Тучки солнце закрывают? (да)
Часто — часто льют дожди? (да)

Туманы осенью плывут? (да)
Ну а птицы гнезда вьют? (нет)
Звери норки закрывают? (да)
Урожай все собирают? (да)
Птичьи стаи улетают? (да)

Солнце светит очень жарко? (нет)
Все купаются в реке? (нет)
Можно детям загорать? (нет)
Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать? (да)
Сапоги всем обувать? (да)
Молодцы! Вы знаете приметы осени.

Молодцы, справились с заданиями.

Итог занятия

Молодцы! Со всеми заданиями Осени справились. Пора возвращаться в детский сад.
Раз, два, три повернись, в детском садике очутись. (Дети повторяют слова, кружатся)
- Ребята, посмотрите на столе, где раньше лежало письмо, лежат медали. Это осень постаралась, и я вас от ее имени награжу.

Чем мы с вами, ребята, сегодня занимались? (Мы путешествовали по лесу, выполняли задания Осени)
А еще мы вспомнили, что осень бывает разной.
Ответили на все вопросы - загадки и задания. И показали себя настоящими знатоками природы!

Родионова Ольга Владимировна, воспитатель МБДОУ № 56 г. Ленинск-Кузнецкий

Чтобы скачать материал или !

Тема: Чтение художественных произведений. «У природы нет плохой погоды». (По произведениям Е. Трутневой «Осень», А. Плещеева «Осень наступила», А. Пушкина «Унылая пора!..», «Уж небо осенью дышало...»).

Цель: учить детей эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, развивать поэтический слух, вызвать желание выразить свои впечатления в образном слове; упражнять детей в образовании разных форм глаголов и сравнительной степени прилагательных; развивать у детей координацию движений с речью.

Ход занятия

Воспитатель беседует с детьми.

Ребята, вот и закончилось лето с длинными жаркими днями и короткими звездными ночами, с грозами и ливнями, с разноцветной радугой и утренней росой, с ягодами, грибами, цветами.

Неужели с уходом лета и настроение теперь будет грустное? Осенью погода бывает пасмурной, хмурой, дождливой.

Ребята, вам хочется, чтобы наступила осень? (Ответы детей).

Верно, ребята. Нам грустно расставаться с летом. Но осень будет радовать нас своими чудесами. Послушайте стихотворение Е. Трутневой «Осень» и узнайте, какое настроение было у автора, когда она писала это стихотворение.

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах, -

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идем, -

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят... летят... летят...

Пролетают паутинки

С паучками в серединке,

И высоко от земли

Пролетели журавли.

Все летит! Должно быть, это

Улетает наше лето.

- Послушайте стихотворение А. Плещеева «Осень наступила» и попробуйте догадаться о настроении другого автора.

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.

Тучи небо кроют,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Воды зашумели

Быстрого ручья,

Птички улетели

В теплые края.

Да, видно, будем мы осенью печалиться и тосковать. А, может, все не так уж и грустно. Посмотрите на этот осенний букет из листьев.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть букет из осенних листьев.

Осень, словно искусный художник, выбрала самые яркие краски для украшения природы. Посмотрите, какое чудо!

Воспитатель раздает листья детям в руки.

Какими цветами раскрасила осень листья деревьев? (Красным, желтым, багряным, коричневым и т. д.)

Подберите много-много слов, чтобы рассказать о листьях, какие они. (Красивые, большие, маленькие, легкие, резные, волшебные, прозрачные, красочные, сказочные, осенние, цветные, разноцветные, пестрые, веселые, радостные и т. д.)

На что стали похожи листья осинок? (На румяные яблочки.)

А листья дуба? (На медные монеты.)

Листья рябины красные. Значит, они что сделали? (Покраснели.)

Листья клена желтые. Значит, они что сделали? (Пожелтели.)

Листья березы золотые. Значит, они что сделали? (Позолотились.)

Листья осенью красивые, а стали еще... (Красивее.)

И вдруг подул осенний ветерок. Давайте покажем, как кружатся осенние листья.

Листья осенние тихо кружатся.

(Кружатся на цыпочках, руки в стороны.)

Листья нам под ноги тихо ложатся.

(Приседают.)

И под ногами шуршат, шелестят.

(Движение руками вправо-влево.)

Будто опять закружиться хотят.

(Поднимаются, кружатся.)

Соберем прекрасный букет из осенних листьев и поставим в вазу. Пусть он радует нас своей волшебной красотой.

Осень вдохновляла художников, композиторов, музыкантов создавать прекрасные произведения, рассказывая об осени красками, музыкой, словами. Великий русский поэт А. Пушкин каждый год восхищался осенью. Осень была любимой порой поэта. Послушайте отрывок из его стихотворения «Осень».

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Какими словами поэт называет осень, выражая свое особенное отношение, чувство к ней? (Очей очарованье! Приятна мне твоя краса. Люблю я...)

Как поэт описывает осень? Какие слова подбирает для ее описания? (В багрец, золото одетые леса; редкий солнца луч; первые морозы...)

О каком периоде осени писал поэт это стихотворение? (О золотой поре, о середине осени.)

- Послушайте еще одно стихотворение А. Пушкина.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора,

Стоял ноябрь уж у двора.

(Из романа «Евгений Онегин»)

Какой период осени описал поэт в этом стихотворении? (Поздняя осень.)

Какие признаки глубокой осени отражены в этом стихотворении? (Светит солнце редко, короткий день, туман на полях, караван улетающих птиц, тянущихся к югу...)

Правильно, поэт нам прямо говорит о поздней, глубокой осени, называет ее последний месяц - ноябрь.

Почему поэт называет осень «скучной порой»? (Солнца мало, холодный ветер, затяжные холодные дожди, голые деревья, холодно, сыро...)

Ребята, вам понравились стихи поэтов об осени?

А вы любите осень? (Ответы детей).

Какая бы погода ни стояла, каждое время года отличается своим великолепием и радует человека своими чудесами. Недаром говорится, что «У природы нет плохой погоды».

Ребята, а если бы вы были музыкантами, какую бы вы сочинили музыку об осени: грустную или веселую? (Ответы детей).

А если бы вы были художниками, какими бы красками вы рисовали осенние пейзажи? (Ответы детей).

А если бы вы были поэтами, какие бы слова вы подобрали, чтобы рассказать о волшебной поре - осени? (Рассказы детей).

Похожие публикации