Тематическое планирование занятий по лепке в старшей группе.

Муфазалова Венера Раимсовна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №170,

г.Ульяновск
воспитатель

Конспект НОД по лепке в старшей группе по теме: «Театр - кошек».

Цель: формирование у старших дошкольников умения создавать при помощи лепки образы, выразительные по форме и содержанию,

Задачи:

1.Развивать умения детей изображать животных в действии.

2.Учить передавать характерные особенности, соотношения по величине и пропорциям при изображении кошки; закреплять технические приемы лепки четвероного животного: раскатывание между ладонями, оттягивание мелких деталей, соединения путем прижимания и сглаживания мест соединений. Учить передавить позу кошек - артистов.

3.Воспитывать аккуратность в работе с пластилином.

Предварительная работа : рассматривание игрушки - кошки; иллюстраций с изображением кошек, загадывание загадок, чтение стихотворения Дж. Хармса “ Удивительная кошка”, рассказа Н.Носова “Живая шляпа”, рисование кошечки.

Материал для занятия : пластилин ярких цветов, салфетка для рук, бумажная салфетка, доска для лепки, стека, розетка с водой, картинки с изображением кошек в цирке, схема лепки кошки.

Ход занятия.

Ребята, я вам рассказывала о том, что есть такой театр, где представления показывают не люди-артисты, а кошки. Этот театр, так и называется «Театр кошек». (Рассматриваем картинку с изображением кошек в цирке). На картинке мы видим кошек, которые радую публику своим представлением.

Я вам предлагаю устроить свой театр кошек.

Давайте рассмотрим кошку. Какого цвета кошка? А какого цвета еще бывают кошки? (Белые, серые, черные, пестрые). Какой формы туловище кошки? (Овальная).

Какой формы голова у кошки? (Круглая, но мордочка немного вытянута вперед).

Что есть на голове у кошки? (Ушки).

Какой они формы? (Треугольной формы, маленькие по размеру).

Что есть еще на голове у кошки? (Глаза, нос, рот, щечки, усы).

Что еще есть у кошки? (Хвост). Какой он? (Длинный, овальный, пушистый).

Что еще есть у кошки? (Лапы). Сколько их и какие они? (У кошки 4 лапы, они длинные, пушистые).

Ребята посмотрите на схему, здесь мы можем увидеть, как лепить кошку. (Рассматривание схемы лепки кошки).

1.Берем кусок пластилина оранжевого (или любого другого цвета) и делим его на три части: одна часть самая большая для туловища, вторая поменьше для головы, и третья маленькая для ушей и хвоста. Из самого большого куска катаем колбаску и разрезаем ее с двух сторон посередине ножом. Пальцами сглаживаем неровности, придавая лапам круглые очертания.

2.Аккуратно сгибаем туловище полукругом и приступаем к лепке головы. Из второй части пластилина катаем шар-голову, а из оставшейся делаем овальный хвост и два маленьких треугольных ушка (для этого можно скатать шар и пальцами заострить его вверху). Из кусочка белого пластилина лепим мордочку: катаем овал и прижимаем его ладошкой. Из кусочка черного цвета лепим шарообразный нос, и глазки.

Соединяем все детали между собой и получаем фигурку забавной кошки, которая исполняет свой номер.

Мы с вами лепим кошек - артистов, поэтому туловище может располагаться так, будто оно стоит на двух лапах, или на четырех, или сидит. Можно украсить кошку красивым бантиком, цветочком, шляпой или юбочкой. Можно вылепить цирковое оборудование: это - мячи, обручи, куб, барабан, тумба.

В театре артистов много, и кошки у вас получатся разные.

Пальчиковая гимнастика.

Работа детей. (Индивидуальная помощь).

По окончании работы, рассматриваем все выполненные детьми фигурки. Дети выбирают понравившуюся работу, объясняют, почему выбрали именно ее. Обращают внимание на то, что делает кошка, соблюдены ли пропорции тела по величине, красочная ли работа.

Перспективный план организованной учебной деятельности

Образовательная область: Творчество

Раздел: Лепка

ТЕМА

ЦЕЛЬ

Кол.

часов

Дары осени

Закреплять приемы лепки шара, овала, столбика, конуса путем скатывания комка между ладонями. Развивать фантазию в создании различных овощей. Учить детей точно передавать пару однородных овощей, различающихся формой, величиной и другими особенностями. Развивать творческие способности, наблюдательность, усидчивость. Воспитывать интерес к занятию, желание прийти на помощь товарищу.

Ваза с ветками рябины

Закрепить у детей изобразительные умения и навыки, используя нетрадиционные приемы лепки – технику печати, соотношение частей по размеру и взаимному расположению Расширять у детей представления об используемых в процессе изобразительной деятельности материалах и средствах и их свойствах. Развивать у детей объяснительно-сопровождающую и регулирующую функции речи в процессе изобразительной деятельности, побуждать детей к высказыванию по поводу своей работы, посильно объяснять последовательность ее выполнения.

Блюдо для мяса

Знакомить с приемом вдавливания середины шара для получения полой формы. Учить сравнивать предметы посуды, называть их составные части, описывать предмет; развивать усидчивость,наблюдательность и память.

Воспитывать у детей стремление доводить работу до конца, заинтересованность в получении изображения, умение радоваться успеху.

Зайчонок

Учить лепить зайца. Учить детей передавать форму частей игрушки, передавать пропорциональное соотношение частей и детали. Развивать умение объединять вылепленные части в одно целое, плотно соединяя их путем примазывания. Воспитывать усидчивость, интерес к занятию лепкой.

Грибы

Закрепить умение использовать несколько цветов пластилина. Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой. Учить детей лепить грибы. Учить применять знакомые приёмы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание. Учить пользоваться специальной стекой-печаткой. Развивать умение передавать некоторые характерные признаки грибов: углубление, загнутые края, утолщающиеся ножки. Воспитывать умение радоваться красивой поделке, желание вылепить как можно лучше; воспитывать умение добиваться при лепке наибольшего сходства с образцом.

Осенний парк

Научить детей лепить шарики, валики, лепёшечки. Формировать умение составлять композицию на основе наблюдений.

Развивать внимание и наблюдательность; развивать мелкую моторику и координацию.

Воспитывать интерес к окружающим предметам, к изменениям в окружающей природе со сменой времени года.

«Угощение для зайчика»

Учить детей узнавать овощи в натуральном виде, называя их. Учить раскатывать из пластилина колбаски, соединять пластилиновые детали путём придавливания, формировать интерес к работе с пластилином. Координировать движения обеих рук, развивать мелкую моторику. Воспитывать усидчивость,аккуратность в работе с пластилином.

Декоративная. Кесе

Учить детей работать конструированным способом. Учить передавать элементарное сходство с общей формой реального предмета; учить работать путем соединения полос и заглаживания соединения деталей; учить украшать предметы посуды используя природный материал, выкладывать элементы казахского орнамента. Развивать память, воображение; навык лепки. Воспитывать аккуратность в работе, интерес к лепке, эстетический вкус

Декоративная. «Козленок

Учить детей создавать образ по мотивам городской игрушки, передавая в лепке характерные особенности их строения. Закреплять умение передавать несложные движения фигур. Упражнять в использовании разных приемов лепки. Развивать умение анализировать и оценивать свои работы, самостоятельность в работе. Воспитывать усидчивость, наблюдательность, мышление.

Кукла (по мотивам дымковской игрушки).

Учить детей создавать изображение по мотивам дымковских игрушек. Учить лепить фигуру из целого куска, передавая форму отдельных частей приемом вытягивания. Закреплять прием примазывания, прищипывания. Развивать эстетическое восприятие, наблюдательность, усидчивость.

Воспитывать уважение к народному декоративному творчеству.

Сюжетная «Птицы на кормушке»

Учить детей передавать в лепке несложные сценки. Учить лепить птицу по частям, передавать форму и относительную величину туловища и головы, различие в величине птиц разных пород, правильное положение головы, крыльев, хвоста. Развивать творческие способности, наблюдательность, усидчивость.

Воспитывать самостоятельность, желание доводить работу до конца

Веселые матрешки

Познакомить детей с техникой лепки из соленого теста. Закрепить знания детей о русской матрешке, как об одном из старинных народных промыслов. Развивать эстетическое восприятие предметов народного творчества. Воспитывать у детей интерес к декоративно – прикладному искусству, уважение к труду народных умельцев.

Аквариум с рыбками

Закреплять умение работать с соленым тестом. Учить передавать особенности формы рыб, соблюдать пропорциональность между частями изображения. Развивать мелкую моторику, словарный запас. Воспитывать творческие способности.

Лепка фигур животных

Создавать условия для изготовления изделий из соленого теста. Закрепить навыки работы с соленым тестом, приемы лепки из соленого теста, изготовить фигуру животного. Развивать творческое мышление, самостоятельность, речь. Воспитывать личностные качества: любознательность, умение слушать, культуру труда.

Утка с утятами

Привлекать к сюжетной лепке через совместное составление композиций. Учить детей передавать в лепке характерные особенности утят. Продолжать учить пользоваться стекой для создания выразительности образа. Развивать умение использовать ранее усвоенные способы лепки. Воспитывать сочувствие к игровому персонажу, вызывать желание помочь ему.

Медведь

Учить детей лепить медведя, используя игрушку в качестве натуры; предавать форму частей игрушки: овальную (туловище), округлую (голова), цилиндрическую (ноги), передавать пропорциональные соотношение частей и детали (уши, хвост, лапы). Учить объединять вылепленные части в одно целое, плотно соединять их путем примазывания одной части к другой. Развивать моторику рук, воображение, мышление. Воспитывать усидчивость, интерес к занятию лепкой.

Предметная. Собака со щенком.

Учить детей лепить животных, передавая характерные особенности: форму тела, головы, лап, их расположение. Закреплять умение лепить предметы из целого куска и отдельных частей, умение создавать изображения разной величины, в разном положении. Развивать умение анализировать и оценивать свои работы. Воспитывать аккуратность, наблюдательность, усидчивость.

Сюжетная. «Снегурочка на елке»

Закреплять умение изображать фигуру человека: форму, расположение и величину частей. Учить детей передавать в лепке образ Снегурочки. Упражнять в приемах лепки: раскатывание, оттягивание, сглаживание мест скрепления, и всей фигуры. Развивать память, воображение, наблюдательность, усидчивость.

Воспитывать аккуратность при выполнении работы.

Зимние забавы

Закрепить умение детей работать с пластилином. Закреплять приемы раскатывания, отрывания, сплющивания; закрепить знания детей о зиме, уточнить признаки зимы. Развивать словарный запас детей. Воспитывать аккуратность, мышление, мелкую моторику рук.

Дымковский петух

Формировать представления о лепке дымковских мастеров. Учить детей передавать характерную форму и пропорции петуха (яйцеобразной формы туловище, овальной формы голову, дугообразный хвост). Закреплять умение пользоваться различными способами лепки (вытягивание, накладывание, примазывания). Развивать умение изображать характерные детали, мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к лепке, эстетическое восприятие окружающего мира.

Предметная. Мальчик на санках.

Закрепить приемы предметной лепки. Учить детей лепить мальчика на санках, передавая простое движение фигуры человека, правильное соотношение по величине отдельных предметов и частей в предмете. Закреплять разнообразные приемы лепки. Развивать умение рассказывать о своей работе,

наблюдательность, усидчивость, мышление. Воспитывать умение доводить задуманное до конца.

Снегири

Познакомить детей с птицей снегирь. Учить опираясь на образец, птицу лепить самостоятельно. Развивать воображение, творчество, самостоятельность, внимание. Воспитывать аккуратность, любовь ко всему живому.

Декоративная. Индюк

Создавать изображение по мотивам народных дымковских игрушек. Учить скульптурному способу лепки из целого куска, применяя стеку, оттягивая части (ноги), а голову лепить отдельно и прикреплять, плотно прижимая к телу и сглаживая места скрепления. Развивать зрительно – моторные координации. Воспитывать интерес к народно – декоративному творчеству.

Сюжетная. «Маленький Мишутка»

Подводить к выразительному изображению персонажа сказки. Учить детей создавать сказочный образ. Учить лепить фигуру медвежонка, передавая форму частей, их относительную величину, расположение по отношению друг к другу. Развивать воображение, наблюдательность, усидчивость.

Сюжетная. «На джайляу»

Учить создавать сюжет, добиваться воплощения замысла, используя разнообразные приемы лепки. Закреплять умения передавать отношения по величине. Упражнять в использовании разных приемов лепки. Развивать память, воображение, мелкую моторику рук. Воспитывать умение работать коллективно, доводить замысел до конца.

Сюжетная. «Дети танцуют на празднике Наурыз»

Закрепить приемы сюжетной лепки.

Учить детей лепить танцующих ребят. Объединять фигуры общим содержанием. Закреплять умение передавать несложные движения фигур. Упражнять в использовании разных приемов лепки. Добиваться воплощения замысла, используя разнообразные приемы лепки.

Развивать умение рассказывать о своей работе, наблюдательность, усидчивость.

Воспитывать творческое отношение к лепке, умение доводить замысел до конца.

Барышня. Дымковская игрушка.

Продолжать знакомить с дымковской игрушкой. Учить детей лепить фигуру по частям: юбка – колокол, голова и кофточка из овала, руки – столбики, детали украшения фигурки (волосы, кокошник, фартук. Плотно соединять части, сглаживать поверхность для последующей росписи. Развивать творческое воображение, уметь видеть красоту образа. Воспитывать интерес к народно – прикладному искусству.

Грач

Учить лепить птиц. Закреплять навыки лепки разными способами: раскатывание, оттягивание, сглаживание, сплющивание. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук. Обобщить знания по теме «птицы» и синтезировать их с темой «весна». Воспитывать эмоциональный отклик на результаты творческой деятельности.

Тарелка

Познакомить детей и историей посуды, с процессом ее преобразования человеком. Учить детей приемам барельефной лепки из тонких жгутиков, завитков, шарообразных форм. Развивать любознательность, творческое воображение, мелкую моторику. Воспитывать у детей самостоятельность и аккуратность при работе с пластилином.

Сюжетная лепка по мотивам народных сказок.

Бабушкины сказки.

Учить детей лепить по мотивам народных сказок «Бабушкины сказки». Учить самостоятельно выбирать отдельного героя или сюжет, определять способы лепки, в зависимости от характера образа придавать персонажам сказочные черты (внешние узнаваемые черты, элементы костюма). Развивать способности к сюжетно – сложению и композиции. Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативность.

Декоративная. Конь (по каргопольской игрушке).

Знакомить детей с каргопольской игрушкой и ее виды. Учить детей создавать изображение по каргопольской игрушке. Учить скульптурному способу лепки из целого куска, применяя стеку, оттягивая части (ноги), а голову лепить отдельно и прикреплять, плотно прижимая к телу и сглаживая места скрепления. Развивать умение анализировать и оценивать свои работы. воспитывать интерес к народно – прикладному творчеству.

Декоративная пластинка.

Закрепить приемы декоративной лепки на пластине. Учить создавать изображение на пластине. Добиваться воплощения замысла, используя разнообразные приемы лепки. Учить использовать стеку, дополнительный материал для украшения. Развивать умение рассказывать о своей работе, наблюдательность, усидчивость. Воспитывать творческое отношение к лепке, умение доводить замысел до конца.

Домашний зоопарк

Создавать условия для развития практических умений и навыков у детей, учить применять полученные знания на практике. Закреплять умение лепить животных и применением нетрадиционных материалов, используя знакомые приемы лепки. Активизировать знания детей о домашних животных. Развивать мелкую моторику пальцев рук, чувство объема и форму, творческие способности, пространственное воображение. Воспитывать любовь к домашним животным, бережное отношение к природе, культуру труда, аккуратность, усидчивость.

Предметная. «Казахский танец» коллективная лепка.

Закрепить умение работать в коллективе.

Учить добиваться воплощения замысла, используя разнообразные приемы лепки. Учить точно передавать движения. Закреплять разные приемы лепки: раскатывание между ладонями, оттягивание мелких деталей, соединение частей путем прижимания и сглаживания мест соединения. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать умение работать коллективно, доводить замысел до конца.

Предметная. Кошка играет с клубком.

Закрепить приемы предметной лепки. Учить детей создавать образ животного. Закреплять умение лепить фигурку животного по частям, используя разные приемы: раскатывание между ладонями, оттягивание мелких деталей, соединение частей путем прижимания и сглаживания мест соединения. Развивать умение оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения. Воспитывать умение доводить задуманное до конца.

Предметная. «Белочка грызет орешки»

Закрепить приемы предметной лепки. Учить детей передавать в лепке характерные особенности и сходство с образцом. Закреплять умение передавать несложные движения фигур. Упражнять в использовании разных приемов лепки. Развивать умение анализировать и оценивать свои работы.

Воспитывать стремление доводить начатое до конца.

ВСЕГО

36

Евграфова Наталья Евгеньевна

воспитатель 1 высшей категории

ГККП «Детский сад №8 «Гүлдер»»

Занятие по лепке в старшей группе «Сказочная Гжель»

Программное содержание:

  • Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам и желание создавать своими руками коллективную работу – гжельский сервиз.
  • Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики.
  • Учить оформлять плоскостнyю фигуру элементами узора гжельской росписи, выполняя работу в технике «пластилинография».
  • Закреплять представления детей о народных промыслах: Филимоново, Дымково, Городец, Хохлома.
  • Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на объемной плоскости.
  • Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству, способствовать развитию эстетического вкуса, формированию прекрасного.
  • Развивать речь детей, мелкую моторику рук.

Оборудование:

слайдовая презентация «Сказочная Гжель», изделия народных промыслов, плоскостной сервиз из белой бумаги, пластилин синего цвета, салфетки, доски. ТСО.

Аудиозапись песни «Незабудковая Гжель» муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского.

Предварительная работа:

Знакомство с гжельским промыслом. Лепка детьми пластилиновых шариков к занятию.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! С самого утра у меня очень хорошее настроение, потому что я очень ждала встречи с вами. А вы радовались когда шли в детский сад?

Приглашаю вас в круг радости. Давайте скажем:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуйте, мои друзья!

Очень рад, вас видеть я!

Ребята сегодня у нас не обычное занятие, к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся! Мы сегодня с вами отправимся в путешествие. А , вы любите путешествовать? Мы с вами совершим путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев. А каких умельцев, вы сейчас узнаете.

Сегодня рано утром почтальон принес посылку.

Посмотрите, какая она необычная? (на посылке наклеены предметы разных промыслов).

Кто же нам ее прислал и что в ней? (дети высказывают свои предположения)

Откроем посылку? Посмотрите, здесь много разных предметов. Давайте их достанем и рассмотрим. (дети находят в посылке предметы и называют роспись) Но мы с вами сегодня поговорим только об одном удивительном промысле. А о каком вы сейчас узнаете. Послушайте стихотворение:

Сине-белая посуда,

Расскажи-ка: ты откуда?

Видно с севера пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми.

Воспитатель: Как зазывается эта посуда? Правильно, молодцы!

Дети, мы отправляемся в путешествие к народным умельцам в сине-голубую сказку. Почему она так называется? Сейчас вы поймете сами. Проходите на стульчики и смотрите внимательно. Расскажу вам сказку.

(1слайд) Есть в Подмосковье такое местечко

Белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо волшебных мелодий.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра слышней.

Расцветает Гжель васильковая,

Незабудковая Гжель!

(слайд №2) Давным-давно жили там смелые да умелые веселые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство свое показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали.

(слайд №3) Нашли они в своей сторонушке глину чудесную и решили лепить из нее разную посуду и расписывать ее синей краской различных оттенков. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в мире синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.

(слайд №4) Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек.

Стал каждый мастер свое умение показывать.

(слайд №5) Один мастер слепил чайники: в виде домика, а на крышке – дом с трубой, а в доме том люди живут.

(слайд№6) При виде гжельских чайников глаза разбегаются. Уж очень они хороши!

Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал.

Услышал он сказку про кита, да сделал масленку. (слайд №7) На спине кита вылеплен сказочный город с башенками и церквушками.

Третий мастер полюбовался красотой такой, а сам еще лучше придумал.

(слайд№8) Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.

Гжельские мастера большие фантазеры.

(слайд №9) Одни чашки у них стройные и высокие, другие похожи на маленький бочонок, а иные – фигурные, затейливые. И ручки у всех разные.

(слайд №10) Лепили гжельские мастера животных и птиц.

(слайд №11) разных барышень в нарядных платьях.

Делают в Гжели и часы. (слайд №12) Форма у них непростая, причудливая. Расписаны они снизу доверху цветами и птицами.

У каждого художника есть свой узор любимый, и в каждом отражается сторонушка родимая.

(слайд №13) Её трава шелковая, её цветы весенние и мастерство волшебное достойное восхищения.

(слайд №14) Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал. Своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. Всего одна краска…А какая нарядная и праздничная получилась роспись

Воспитатель: Понравилась вам сине-голубая сказка?

Ответы детей:

Беседа по сказке.

Воспитатель:

– О каком промысле эта сказка?

– Из чего гжельские мастера делают свои изделия?

– Каким узором украшают мастера свои изделия?

– Какие изделия делали мастера из глины?

Воспитатель : Давайте отдохнем.

Физкультминутка «Цветы»

Наши синие цветки распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши синие цветки закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головой качают.

Воспитатель: Дети, в группе открылась выставка «Сказочная Гжель», приглашаю вас ее посетить. Рассмотрим изделия гжельских мастеров, полюбуемся на это голубое чудо.

(Рассматривание изделий народного промысла)

– Для чего нужны гжельские изделия?

– Почему Гжель называют сине-голубой?

Воспитатель: Есть на выставке и необычный чайный сервиз. Поглядите на него, всего один чайник и блюдца, которые украшены гжельским цветком. Что не хватает в этом сервизе? Назовите мне предметы, которые должны присутствовать в чайном сервизе?

Ну а сейчас, дети, пришло время стать вам народными умельцами и украсить этот сервиз гжельским узором. Только мастера свою посуду расписывали красками, а вы это сделаете необычным способом – при помощи пластилина. Сегодня нам пригодятся наши пластилиновые шарики. С их помощью мы сделаем гжельский узор на посуде.

Дидактическое упражнение «Чудесный мешочек»

Воспитатель :Сейчас вы выберете посуду, которую будете украшать. В «чудесном мешочке» спрятаны карточки, на которых нарисована посуда. Каждый из вас достанет карточку и выберет предмет из сервиза, который будет соответствовать рисунку.

(Дети выбирают посуду и садятся за столы)

Воспитатель: Узор на всех предметах сервиза должен быть одинаковым. Рассмотрим узор на чайнике.

Какими узорами украшен чайник? (цветком и бордюром из точек).

Где расположен цветок? (В середине, на одной стороне посуды).

Из каких элементов состоит цветок? (Серединка и лепестки).

На что похожи лепестки цветка? (На капельку).

Капелька – один из любимых элементов мастеров Гжели.

Этапы выполнения работы.

  • Серединка цветка . Взять шарик и прижать (расплющить) его в центре изделия.
  • Лепестки-капельки. Из шарика делаем овальную форму, раскатывая его прямыми движениями пальцев рук. Затем с одной стороны прищипываем получилась капелька. Эту капельку размещаем на посуде и расплющиваем.

Воспитатель: Дети. Как надо располагать лепестки-капельки вокруг серединки, чтобы получился красивый цветок?

Бордюр. Расплющить шарики по краю посуды, располагая их равномерно.

Воспитатель: Дети, с чего вы начнете работу?

Поможет вам в работе песня «Незабудковая Гжель».

(Звучит аудиозапись песни «Незабудковая Гжель»)

В конце занятия дети приклеивают свои работы на ватмане, располагая их симметрично

Воспитатель : Вы все расписали по одному предмету, а вместе получился красивый, нарядный сервиз. Нравится он вам? У русских людей есть поговорка

«Умелец да рукоделец себе и людям радость приносит».

Она о вас. Своей работой вы подарили радость себе и окружающим людям. О каком промысле мы сегодня беседовали?

Ответы детей:

Воспитатель: Послушайте стихотворение о Гжели (Стихотворение читают дети)

Фарфоровые чайники,

Подсвечники, часы,

Животные и птицы

Не виданной красы.

Гордятся в Гжели жители

Небесной синевой,

Не встретите на свете Вы

Красоты такой!

Деревня в Подмосковье

Пр ославилась теперь.

Известно всем в народе

Её названье – ГЖЕЛЬ!

Старшая группа

Перспективно – календарный план на 2015-2016 учебный год 2013 – 2014 г.

Тема недели

п/п

Кол-во ча-сов

Образовательная область «Творчество»

Раздел программы « Лепка »

Тема занятия

Цель

Сентябрь « Вот и осень наступила»

Здравствуй осень

Пиала

Учить передавать своеобразие казахской посуды, добиваться наибольшего сходства с реальными предметами. Упражнять в лепке изделий из целого куска пластилина в определенной последовательности.. Учить сглаживать поверхность изделия пальцами. Побуждать к созданию эстетически офомленного изделия.

Дары осени – овощи и фрукты

Дары осени: овощи, фрукты, ягоды

Закреплять умение передавать форму разных овощей, фруктов, виноградной грозди. Учить передавать характерные особенности каждого овоща, фрукта, ветки винограда, пользуясь приёмами раскатывания, сглаживания пальцами, прищипывания, оттягивания.

Дары осени –ягоды и грибы

Грибы: белый, подосиновик

Закреплять умение лепить предметы или их части круглой, овальной, дискообразной формы, пользуясь движением всей кисти и пальцев. Учить передавать некоторые характерные признаки: углубления, загнутые края шляпок грибов, утолщающиеся ножки.

Хлеб-всему голова

Торты и пирожные ко дню рождения Гаухар

Продолжить прививать интерес к лепке, совершенствовать умения детей лепить предметы из нескольких частей, украшать поделки. Развивать творческое воображение, способности детей.

Октябрь « Мы и мир вокруг нас»

Мой детский сад

Веселые человечки

Учить лепить фигурки человека из удлиненного цилиндра – валика путем надрезания стекой и дополнения деталями, закрепить и усложнить способ лепки фигурки человека из корпуса. Показать возможность передачи движения лепной фигурки путем небольшого изменения положения ног и рук.

Игрушки

Игрушка пирамидка.

Учить детей лепить игрушку, передавая характерные особенности её внешнего вида (форму, цвет, соотношение частей). Закреплять разнообразные приёмы лепки всей рукой и пальцами

Моя семья

Декоративная пластинка

Учить составлять казахский орнамент на пластине барельефом; закрепить названия элементов орнамента. Воспитывать интерес к народно- декоративному творчеству.

Комнатные растения

Кувшинчик

Закреплять полученные раннее навыки лепки. Научить лепить кувшинчик. Развивать мелкую моторику. Воспитывать эстетический вкус.

Ноябрь « В общении с природой»

Растительный мир

Осенний лист

Познакомить с техникой рельефной лепки и приемом декорирования лепного образа. Закрепить приемы расплющивания. прищипывания. Расширить знания детей о сезонных переменах в природе. Развивать чувство формы и композиции, совершенствовать навыки работы со специальными инструментами. Воспитывать трудолюбие, коллективизм.

Домашние животные и птицы

Кошка играет с клубком

Учить детей создавать образ животного, передавать пропорциональные соотношения частей и их расположение. Закрепить умение раскатывать между ладонями, оттягивать мелкие детали, соединять части путём прижимания и сглаживания мест соединения.

Дикие животные и птицы

Белка грызет орехи

Научить лепить фигурку белки, соединяя отдельные части тела. Закрепить приемы лепки: прищипывание, вытягивание, загибание, сглаживание пальцами или влажной тряпочкой. Обогатить представление о белке и ее жизни в природе. Развивать мышление, творческие способности, художественный вкус, речь, новые знания в ответах на вопросы предложениями. Воспитывать доброжелательность, любовь к животным.

Подводный мир

Утка

Познакомить детей со скульптурным способом лепки. Научить оттягивать от цельного куска пластилина необходимое количество материала для моделирования шеи и головы птицы. Закрепить приемы: прищипывание, вытягивание, загибание, сглаживание пальцами или влажной тряпочкой. Развивать художественный вкус, воображение, моторику пальцев. Воспитывать аккуратность, трудолюбие.

Декабрь « Волшебница зима»

Нам нравится зима

Санки

Научить лепить санки, правильно соотнося по величине отдельные части предмета. Закрепить приемы раскатывания, расплющивания, скручивания. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, новые знания в ответах на вопросы, составлять рассказ по картине. Воспитывать усидчивость. Умение доводить дело до конца.

Как зимуют животные и птицы

Крольчиха с крольчатами

Продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Пояснить связь между пластической формой и способом лепки. Закрепить навыки плановой работы: задумывание образа, деление материала на части разной величины, последовательная лепка, начиная с крупных деталей. Расширить знания детей о кроликах, как о домашних животных. Развивать мелкую моторику рук, глазомер, чувство формы и пропорций. Воспитывать бережное отношение к животным.

Гордость моя Казахстан

Торсык

Продолжать вызывать интерес у детей к созданию национальных изделий, побуждать желание делать самостоятельный выбор изделия, его оформления. Закрепить умения детей в лепке разных форм (округлой, продолговатой, полой) изделий с использованием приёмов скатывания пластилина между ладонями круговыми движениями, в создании полой формы с использованием приёма вдавливания, разглаживания, выравнивания.

Здравствуй Новый год

Скакун

Научить лепить фигуру лошади, передавая пропорции животного. Продолжать обучать детей созданию выразительных лепных образов конструктивным способом. Закреплять навыки плановой работы. Развивать творческие способности, координацию рук, речь, новые знания в ответах на вопросы распространенными предложениями. Воспитывать стремление доводить дело до конца, самостоятельность

Январь «Зимняя панорама»

Зимние забавы

Мальчик вылепил снеговика

Научить лепить снеговика, закрепляя умение передавать пропорции. Расширить знания о зиме и зимних месяцах. Развивать эстетическое восприятие, мелкую моторику рук, новые знания в ответах на вопросы. Активизировать словарь по теме. Воспитывать стремление добиваться хорошего результата.

Одежда и обувь

Собака – друг человека

Научить лепить фигуру животного, учитывая пропорции тела. Развить навыки плановой работы: деление материала разной величины, последовательная лепка. Закрепить умение создавать несложные сюжеты. Совершенствовать навыки лепки. Расширить знания о собаке. Развивать моторику рук, творческие способности. Воспитывать любовь к домашним животным, желание заботиться о них.

Я и мое тело

Кукла

Обучать детей изображению характерных особенностей формы. Развивать умения передавать элементарные пропорции. Дополнять образ деталями, передавать несложные движения фигур. Пользуясь разной техникой скрепления, плотно соединять части.

Посуда и мебель

Посуда для кукол

Научить лепить посуду конструктивным способом (каждый ребенок лепит чайную пару). Упражнять в сглаживании поверхности смоченными в воде пальцами. Расширить знания детей о чайной посуде. Развивать творческие способности, мелкую моторику, глазомер. Синхронизировать движения обеих рук. Воспитывать доброжелательность. Умение проявлять заботу о других.

Февраль « Труд славит человека»

Транспорт

Олень

Учить детей создавать изображения по мотивам дымковских игрушек. Учить лепить фигурку из целого куска, передавая форму отдельных частей приёмом вытягивания. Воспитывать уважение к народному декоративному творчеству.

Все профессии важны

Воробей

Научить лепить птицу скульптурным способом. Закрепить умение оттягивать от цельного куска пластилина такое количество материала, которое понадобится для моделирования шеи и головы. Свободно применять знакомые приемы лепки: вытягивание. Прищипывание, сглаживание пальцами. Развить умение соотносить размеры составных частей лепного образа. Развивать мелкую моторику, речь, новые знания в ответах на вопросы распространенными предложениями. Воспитывать любовь и заботу о птицах.

Умные вещи

Бабушкин сундук

Продолжать знакомство с предметами казахского быта, с техникой нанесения рельефного рисунка на ровную поверхность. Научить с помощью геометрических фигур создавать узор. Развивать мелкую моторику рук, глазомер, навыки декорирования скрученным пластилином, чувство формы и цвета. Воспитывать трудолюбие, уважение к старшим. Интерес к народному творчеству.

Продукты питания

Тостаган

Продолжить знакомство с казахским прикладным искусством. Научить лепке посуды по мотивам народных изделий, формированию полых предметов способом вдавливания пальцами. Закрепить изученные приемы лепки. Развивать мелкую моторику рук, глазомер, чувство формы, речь. Воспитывать дружелюбие, уважение к национальным ценностям.

Март « К нам весна шагает»

Моя любимая мамочка

Подарок маме

Продолжить обучение приемам рельефной лепки. Развивать умение задумывать и воплощать предмет лепки, используя разнообразные приемы. Закрепить умение составлять по картине короткие рассказы. Развивать творческие способности. Фантазию, мелкую моторику рук, речь, новые знания в ответах на вопросы. Воспитывать любовь к маме, уважение к старшим.

Весенние цветы

Красивый цветок

Научить лепить цветок с помощью приема вырезывания по контуру. Расширить знания о весне. Развивать мелкую моторику пальцев, чувство формы, речь, умение составлять короткие рассказы по картине. Формировать эстетический вкус. Воспитывать бережное отношение к природе.

Наурыз начало года

Птица клюет зерно

Научить лепке фигурок птиц конструктивным способом. Закрепить приемы оттягивания, прищипывания, сглаживания. Расширить представления детей о птицах. Развивать мышление. Творчество, мелкую моторику рук, речь, новые знания в ответах на вопросы. Воспитывать трудолюбие, желание заботиться о птицах.

Казахстан – дом друзей

Танцовщица Айгерим

Познакомить с новой техникой создания картины (пластилинографией)- приемом размазывания пластилина по поверхности бумаги. Закрепить приемы лепки: скатывание, надавливание, размазывание. Развить ориентировку на листе бумаги. Развивать моторику пальцев, фантазию, речь, новые знания в ответах на вопросы. Воспитывать аккуратность, трудолюбие.

Апрель « Земля – наш общий дом»

Весна

Ваза для цветов

Продолжать учить детей рельефной лепки на примере цветочной вазы. Обучить приемам декорирования налепами. Развивать мелкую моторику рук. Речь. Глазомер, чувство цвета. Расширить представления о керамической посуде. Воспитывать аккуратность, чувство прекрасного.

Небо и его загадки

Космический корабль

Расширить представления детей о космосе, ракете, рассказать о первых казахстанских космонавтах. Научить лепке космического корабля конструктивным способом, передавая его форму, строение и пропорции. Развивать воображение, интерес к космосу, эстетический вкус. Воспитывать любознательность, умение доводить начатое дело до конца.

Насеко-мые

Божья коровка

Научить лепить божью коровку, используя природный материал. Закрепить знакомые приемы лепки. Обогатить знания детей о насекомых. Развивать мелкую моторику рук, память, речи эстетическое восприятие. Воспитывать заботливое отношение к природе.

Вместе дружная семья

Лодка плывет по реке.

Научить лепить лодку, используя всю ладонь и пальцы. Добиваться четкой передачи формы. Обогатить знания о водном транспорте. Развивать мелкую моторику рук, память, разговорную речь. Воспитывать любовь к природе, заботу об окружающем мире, трудолюбие.

Май «Как прекрасен этот мир»

Наши защитники

Канат идет с флажком

Научить лепке фигуры мальчика из удлиненного валика путем надрезания стекой и дополнения деталями с учетом пропорций человеческого тела. Развивать композиционные умения, творческую активность. Мелкую моторику рук, речь. Воспитывать уважение к ветеранам войны.

Красная книга

Айнур кормит цыплят

Научить созданию сюжетной композиции, лепке фигуры девочки конструктивным способом и лепке цыпленка из цельного куска пластилина, учитывая характерное строение фигур человека и птицы. Расширить знания детей о домашних птицах и их детенышах. Развивать мелкую моторику рук, глазомер, чувство формы и соотношения пропорций. Воспитывать аккуратность, необходимость заботы о домашних птицах.

Цветы вокруг нас

На жайляу

Научить лепке юрты, декорированию национальным орнаментом. Обогатить представления детей о жайляу и юрте. Продолжить знакомство с казахским орнаментом. Закрепить приемы раскатывания, расплющивания, вырезания по контуру. Развивать фантазию, речь. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, любовь к природе.

В гостях у сказки

Заяц повстречал Колобка

Продолжать учить детей лепить выразительные образы конструктивным способом. Обучить плановой работе: разделить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей. Развить умение передавать в лепке несложные сюжеты. Будить интерес к сказкам. Развивать творческие способности, координацию рук, речь. Воспитывать самостоятельность и стремление доводить дело до конца.

Итого: 36


Особенности пластической формы, создаваемой детьми старшей группы

К шестому году жизни дети накопили известный опыт лепки, их изделия стали разнообразнее как по содержанию, так и по способу изображения. Начался процесс окостенения кисти руки, окрепли мелкие и крупные мышцы рук, и благодаря этому появилась возможность для более точных и сложных действий с глиной. Произошли перемены и в психике: более устойчивым стало внимание, улучшилась память. У детей появляется умение сначала представить себе предмет, а потом его лепить. Движения детей во время лепки стали более точными, так как повысился зрительный контроль за действиями пальцев.
Вместе с тем дети старшей группы, создавая предмет, мало работают над уточнением формы. Объяснить это можно тем, что для них важно наличие частей предмета и чисто внешние признаки его формы: круглая голова, цилиндрические ноги и т. д. Углубления, которые остаются при оттягивании мелких деталей на поверхности отдельных частей, дети не исправляют. Не стремясь к тщательности изображения формы, оставшееся от занятия время дети употребляют на лепку других предметов. Например, при изображении собаки ребенок может вылепить миску для корма или щенка.
На основе сформированных зрительных образов дети старшей группы чаще, чем в средней, лепят предметы в динамике, но действие, как правило, заранее не задумывается, а следует после изображения предмета путем чисто механического изменения положения конечностей у фигурок человека или животных. Например, ребенок вылепил собаку и случайно сильно расставил ей лапы. Это напомнило ему бегущую собаку. Он еще сильнее расставляет лапы и на вопрос воспитателя, что делает его собака, отвечает: «Она бежит за хозяином».

Задачи обучения

Обучение лепке в этой группе направляется на то, чтобы научить детей выявлять во время изображения основной характер формы, пропорции, строение предмета, наиболее характерные детали и движение. Так, при изображении любого зверя дети должны вылепить характерную форму туловища в обобщенном виде, круглую голову с немного оттянутой мордой, уши, форма которых будет зависеть от характера образа, ноги в виде столбиков, вылепить или наметить стекой глаза и рот.
Повышаются требования к техническим умениям: вводится пластический способ - лепка из целого куска, уделяется внимание обработке поверхности посуды. Обучение способам и средствам лепки идет постепенно и должно привести к более точному изображению формы.

Прохождение программы

I квартал
В начале года дети лепят наиболее простые и знакомые для них предметы, учатся передавать характерные детали, пользуясь движением всей руки и главным образом пальцев. Детей продолжают учить изображению предметов из отдельных частей, а также из целого куска путем вытягивания частей из общей массы.
Детям предлагают лепить фрукты и овощи. Чтобы дети научились передавать характер формы, нужно, чтобы они лепили не один, а два или три предмета с ярко выраженной формой. Например, дети могут вылепить морковь и свеклу, форма которых хорошо им знакома, и все их внимание направляется на изображение характерных деталей и особенностей. Общую форму предметов дети лепят обеими руками, всей кистью руки, а характер формы и детали изображают пальцами.
В I квартале дети лепят фигуру человека и животных (по частям и из целого куска). Лепка из целого куска обычно связана с работой по народной игрушке, - это могут быть петушок, уточка-свистулька и кукла. Во время их изображения уточняется форма и пропорции. Например, у куклы голова маленькая по сравнению с туловищем, которое в основе имеет конусообразную форму, а руки в виде валиков. Лепка по народной игрушке помогает детям научиться лаконичному изображению формы, декоративному оформлению путем налепов и росписи; кроме того, дети подводятся к работе с натуры.
Таким образом в I квартале дети старшей группы закрепляют умения, полученные в предшествующих группах, а также получают новые, которые открывают возможности для интересной и содержательной лепки.
II квартал
Начиная с декабря во II квартале воспитатель учит детей передавать признаки предметов: длинный и короткий, толстый и тонкий; устанавливать фигурку в вертикальном положении; соблюдать относительную величину частей; плотно скреплять части вылепленной фигуры, прижимая их одну к другой и сглаживая места скреплений. Закрепляя умения, полученные в I квартале, а также усваивая новые способы, дети могут вылепить Деда Мороза, Снегурочку по типу дымковской куклы. Одновременно уточняются пропорции этих предметов, закрепляется умение плотно скреплять части, устанавливать фигурку на широком основании, украшать углубленным или высоким рельефом одежду. Следующий этап - обучение лепке фигурки на ногах. Это намного труднее, чем установка скульптуры на широком основании, поэтому внимание ребят направляется на то, что ноги нужно вылепить толстыми и плотными. Дети могут изображать девочку или мальчика в зимней одежде, причем туловище и голову лепят из целого куска, а руки и ноги отдельно, плотно примазывая их к туловищу. Одновременно обращается внимание и на детали: на голове у мальчика изображается шапка-ушанка, шуба дополняется воротником и пуговицами. На голову девочки надевается шапка с помпоном, а шубка отделывается опушкой в виде глиняных валиков. Нужно поощрять передачу движения фигуры: ее можно посадить на санки или наклонить корпус, изображая, как мальчик катит снежный ком. Темы могут быть и другими: «Дети делают гимнастику» или «Дети на прогулке».
Программа II квартала включает изображение животных и постепенное подведение к изображению сюжета. Сначала дети лепят по одной фигурке, а потом по мере накопления умений изображают кошку с котятами, собаку со щенками. Вылепленные два-три предмета устанавливаются на глиняной подставке толщиной от 1 до 1,5 см.
Во II квартале детей учат лепить животных из одного куска (туловище и голову или туловище и ноги), что делает скульптуру более прочной и устойчивой. Этот способ пригоден для изображения почти всех животных (кошки, собаки, козлика, зайца и др., но он не исключает возможности лепить все части отдельно, а потом их соединять.
От детей старшей группы можно требовать уточнения формы и пропорций (голова с вытянутой мордой). Кроме того, продолжается работа над передачей движения.
Мелкие детали создаются путем налепа на основную форму или оттягивания от основной массы. Так, изображая петуха, бородку можно оттянуть, а гребешок, перья хвоста и крыльев вылепить отдельно и прикрепить к основе.
Программа II квартала предусматривает и лепку посуды из целого куска по мотивам керамических народных изделий (ручки лепятся отдельно, а затем плотно прикрепляются путем примазывания к основе). Хорошо, если вылепленная посуда декоративно оформляется. Для этого нужно научить детей тщательно сглаживать поверхность сосуда смоченным в воде пальцем или мокрой тряпочкой.
Детям можно предлагать изображение декоративных пластинок для украшения стен. Они могут лепить бусы, блюда и подносы.
III квартал
В III квартале расширяются знания детей об окружающем, совершенствуются умения в области лепки. В результате уточняется и делается выразительней форма изображений, фигурки приобретают большую динамичность и устанавливаются на подставках. Темами для лепки могут быть фигура человека и животного в движении: танцующий петрушка, медведи из сказки «Два жадных медвежонка», сценки из сказки «Колобок».
При лепке посуды используется новый способ - ленточный, когда дно-диск соединяется с лентообразной стенкой - расплющенный цилиндр. Этим способом можно вылепить кружку, чашку, стакан для карандашей и кисточек.
IV квартал
Летом дети повторяют пройденное, применяют знакомые способы лепки, делают предметы и скульптуры, которые можно использовать для игры. Так, они создают птичий двор, вылепив петуха, кур, уток, цыплят и утят. Дети лепят декоративные пластины, посуду, человека и животных по мотивам народных игрушек, передают простые сюжеты. Лепка может проходить по заданию воспитателя и по собственному замыслу детей после предварительных наблюдений или с натуры.

Методы и приемы обучения на занятиях

При обучении лепке детей старшей группы воспитатель применяет многие методы и приемы, которые определяются конкретной темой и общими задачами. С первых этапов обучения используется натура, что для детей довольно сложно, так как ребенку приходится все время сравнивать с ней свое изделие. Лепка с натуры требует предварительного знакомства с предметами. Для этого лучше объединить детей маленькими группами и каждому предложить взять предмет в руки и, ощупав его форму, рассказать о ней. На занятии натуру следует рассмотреть еще раз.
Воспитатель определяет пропорции и уверенным движением руки подчеркивает характер формы предмета, затем задает детям вопросы, направляющие их внимание на выявление характерных особенностей формы и на ее решение. В том случае если дети знают, как лепить, то они приступают к изображению, а если нет, то воспитатель частично показывает необходимые способы.
Полный показ приемов детям старшей группы почти не применяется, так как они знакомы с изображением исходных форм и показа требуют лишь те способы изображения, которые детям еще не встречались. Например, дети лепят уточку-свистульку по типу архангельской народной игрушки. Способ изображения исходной формы знаком детям, поэтому воспитатель показывает лишь, как из овала вытягивается шея, голова и хвост.
Дети лепят по представлению. Основная задача этих занятий - развитие самостоятельности в решении образа, воспринятого ранее, и творческой активности в использовании способов лепки. Для создания отчетливых представлений нужно, чтобы у детей накапливался опыт.
Воспитатель должен проводить с детьми наблюдения за живыми объектами, читать художественную литературу и рассматривать иллюстрации, а также скульптуру малой формы, народные игрушки, муляжи и т. д. Важно, чтобы дети не просто рассматривали предметы, иллюстрации, а делали это с расчетом на последующее изображение. Воспитатель, например, говорит: «Дети, мы скоро будем лепить по сказке «Колобок» - про то, как колобок встречал разных зверей. Я вам прочту сказку и покажу картинки, а вы будьте внимательными, старайтесь запомнить, с кем встречался колобок, - иначе вам будет трудно лепить. Сюжетная лепка также требует особых приемов обучения. Как правило, сюжет, который дают детям для лепки, включает знакомые ребенку предметы. В связи с этим показ способов лепки и объяснение последовательности изображения отпадает, а предварительная подготовка к занятию может заключаться в рассматривании предметов, чтении художественной литературы, рассматривании иллюстраций, картин. Внимание детей обращается на форму предметов.
Во время беседы в начале занятий уточняется композиционное решение. Например, дети будут лепить кошку с котятами. Нужно решить, какой должна быть подставка, в каком положении могут быть котята и кошка. Следует поощрять интересные композиционные решения. В процессе занятия воспитатель следит за каждым ребенком, за тем, как создается форма предмета, как передаются пропорции, действия, композиция. Вопросами и советами воспитатель направляет детей на правильное интересное решение темы. Так, увидев, что ребенок, решивший лепить играющих котят, вылепил их в статичном положении, воспитатель говорит: «Подумай, что нужно сделать с фигурками, чтобы они были похожи на играющих котят».
Если ребенок затрудняется, то взрослый уточняет свой вопрос: «Подумай, в каком положении могут быть лапы у котят, когда они играют друг с другом». Подобные вопросы не дают прямых советов, но приучают детей думать во время занятий над образами. В том случае, когда дети затрудняются в правильной передаче формы, пропорций, можно прибегнуть к индивидуальной работе: показать ребенку игрушку, картинку, уточнить его представления; в крайнем случае показать способ лепки на отдельном куске глины.
Большое влияние на результаты лепки оказывают ситуации, которые создаются воспитателем. Например, перед занятием детям говорят, что вылепленную посуду они смогут использовать для игры. Воспитатель добавляет, что обожженная в муфельной печи посуда очень украсит кукольную столовую, а следовательно, каждый должен постараться и вылепить красивый сосуд, который можно украсить рельефом или расписать красками.
Для игры дети используют также вылепленных птиц, зверей, делая для них из картона загоны и клетки.
Ситуации могут быть и другого характера. Детям говорят, что они будут лепить фигурки для предстоящей выставки или сделают броши, бусы для мам к празднику 8 Марта.
Для того чтобы заинтересовать детей, воспитатель в начале занятия может прочитать четверостишие, загадать загадку. Делается это для того, чтобы создать у детей хорошее настроение и направить их внимание с начала занятия на обдумывание образа. Стихи и загадки должны давать яркую характеристику образа в очень краткой, лаконичной форме и отмечать лишь те особенности, которые касаются формы частей и деталей предмета.
Большое значение для детей старшей группы приобретает анализ работ в конце занятия, который организуется в виде беседы. Воспитатель задает вопросы о форме и пропорциях изображенных предметов. Если дети лепили по представлению, то воспитатель предлагает рассказать, что изображено, хорошо ли нередана форма, какими способами лепили. Иногда оценку работам дают не сами авторы, а другие дети. В таком случае воспитатель следит за тем, чтобы оценка была справедливой, тактичной, не обижала тех, кто выполнил работу. Если ребята лепили с натуры, воспитатель при анализе направляет их внимание на изображение формы, пропорций, просит сравнить вылепленную работу с натурой.
Работы, выполненные по замыслу детей, анализируются несколько иначе: сначала рассматривается замысел в целом, а потом разбирается форма, пропорции, изображение движения, способы лепки.
Организация анализа возможна в разных формах: дети сидят на своих местах, и воспитатель задает им вопросы; воспитатель вызывает к себе отдельных детей, и они анализируют чью-то работу; все изделия размещаются на специальном столе, воспитатель и дети стоят около стола, рассматривают их и беседуют о качестве работ. Формы анализа могут быть и другие: они зависят от творчества воспитателя, от условий и обстановки, в которой он работает с детьми.

"Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию", под ред. Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой; М., 1979 г.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

Когда снятся вещие сны?

Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Похожие публикации