Развитие изобразительных способностей и творческих замыслов детей в процессе изобразительной деятельности. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности

Шелудько Юлия Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №251
Населённый пункт: г.Челябинск
Наименование материала: Отчет о самообразовании
Тема: «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности».
Дата публикации: 03.09.2018
Раздел: дошкольное образование

«Развитие творческих способностей детей в изобразительной

деятельности ».

Отчет по самообразованию

Тема:

«Развитие творческих способностей детей в изобразительной

деятельности».

Цель:

Развиватьпотребность к созданию нового, необычного

продукта творческой деятельности

Обогащать творческие стремления детей преобразовывать мир, развивать в

детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность,

индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать.

Задачи:

Совершенствовать технические умения и навыки рисования.

Формировать эстетический вкус. Развивать творчество, фантазию.

Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник

рисования.

Воспитывать инициативу, самостоятельность, активность.

Формировать умение работать коллективно и радоваться результату

совместной работы.

Если в работе с детьми дошкольного возраста в изобразительной

деятельности использовать нетрадиционные способы рисования, то

формирование творческих способностей произойдет быстрее и эффективнее.

Все мы знаем, что рисование одно из самых больших удовольствий для

ребенка. В рисовании раскрывается его внутренний мир. Ведь рисуя, ребенок

отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную

фантазию. И нам взрослым не следует забывать, что положительные эмоции

составляют основу психического здоровья и эмоционального

благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего

настроения ребенка, нам, педагогам нужно поддерживать и развивать интерес

ребенка к изобразительному творчеству.

Одной из важных задач работы по данной теме вижу создание для каждого

ребенка разносторонней развивающей среды, чтобы дать ему возможность

проявить себя. В “центре искусства” подобрала дидактические и

развивающие игры; папки с рисованием по схемам, различный

иллюстрированный материал по темам “Гжель”, “Дымка”, “Хохлома”,

“Филимоновские”, “Жостово” и др, создала условия для самостоятельной

деятельности, различный иллюстрированный материал, были приобретены

подлинные изделия декоративно-прикладного искусства. Во время работы

пробуждаю в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность,

неповторимость, веру в то, что очень важно творить добро и красоту,

приносить людям радость.

Работая с детьми, я пришла к выводу: ребенку нужен тот результат, который

вызывает у него радость, изумление, удивление. И я выбрала направлением в

своей работе – использование в рисовании нетрадиционных техник. Всю

работу строю в определенной системе, использую традиционные и

нетрадиционные формы. Творчество - это деятельность в процессе которой

создается что-то новое, в результате поиска, использования личного опыта, а

также знаний и умений, которые ребенок получил в процессе обучения.

Основной формой обучения и воспитания всё-таки являются тематические и

интегрированные занятия. Тематика таких занятий направлена на

формирование устойчивого интереса детей к искусству своего народа, на

воспитание чувства любви к родному краю, Родине.

Ведь очень важно, каких результатов добьется ребенок, как будет развиваться

его фантазия, и как он научится работать с цветом. Использование

нетрадиционных техник удовлетворит его любопытство, поможет

преодолеть такие качества, как: «боязнь показаться смешным, неумелым,

непонятым». Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование

необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям

ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень

эффективный(сюрпризность) и почти не зависит от умелости и способностей.

Нетрадиционные способы изображениядостаточно просты по технологии и

напоминают игру. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию

воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы,

выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы

изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно

решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился

выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных

техник изображенияне утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая

активность, работоспособностьна протяжении всего времени, отведенного на

выполнение задания.

Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы. Поэтому

необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как

можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной

жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие

способности, ребенок создает новые работы.

Придумывая, что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует

со способами создания объекта.

Дошкольник в своем эстетическом развитиипроходит путь от элементарного

наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа

адекватными изобразительно-выразительными средствами. Таким образом,

необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребенок видит,

слышит, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его

воображения.

С помощью нетрадиционных техник рисования, возможно, развивать у детей

интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую

активность. «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью.

Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений

он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит

на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок

абсолютно свободен».

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания

материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник

является универсальность их использования. Технология их выполнения

интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому,

нетрадиционные методы очень привлекательны для детей, так как они

открывают большие возможности собственных фантазий, желаний и

самовыражению в целом.

Для развития творческих способностей детейв моей работе были

использовали следующие способы нетрадиционного рисования:

«Мой аквариум» в технике витражное рисование, используя коробочку от

дисков, ватные палочки, гуашь.

"Рыбки золотые" пластилинография

"Паровозик из Ромашково" коллективная работа: рисование детьми на

отдельных дощечках вагонов с последующим добавлением элементов в

технике аппликация.

"Рыжий кот" рисование от пятна

"Мальва" аппликация, коллективная работа

"Рябинка" отпечатки листьев красками, ягодки ватными палочками

"Снеговик" рисование на цветной бумаге белой краской

"Масленица" коллективная работа, элементы выполнены с использованием

элементов Дымковской и Тверской игрушки

"Дерево в цвету" аппликация из пуговиц

Рисование ладошками

"Волшебные цветы" раскрашивание акварелью по рисунку, сделанному

восковыми мелками

"Выставка кошек" обрывание бумаги

«Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей

жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как

прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его

разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени

зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

Голубева Е. С. Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих

способностей детей [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы III междунар.

науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. - С.

Т. Н. Доронова, Т. С. Комарова, Е. И. Игнатьев, Н. Н. Палагина, Е. С. Романова, Т. Т.

“Воспитание способности вносить во всякий труд творческое начало останется одним из краеугольных камней педагогики. Если потребность в творческом труде не станет неотъемлемым свойством личности, то в условиях общего достатка и прогрессирующего сокращения рабочего дня человеку будет грозить пресыщение, опустошение, паралич духа”.

Даниил Андреев “Роза мира”

Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребенок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественными. Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и, прежде всего рисование. Научить ребенка правильно и по достоинству ценить прекрасное в жизни и искусстве, творить его - это значит обогатить его внутренний мир такими существенными качествами, без которых нет и не может быть гармонично развитой личности. Путь человека в мир прекрасного, в мир творчества начинается в семье, в детских садах. Одной из важных ступеней развития в ребенке творческих способностей является изобразительное искусство.

  • - Анализ процесса создания ребенком изображения показывает, что для создания рисунка ему необходимы, с одной стороны, наличие отчетливых представлений об объекте изображаемого, с другой стороны, умение и средства выразить эти представления в графической и цветовой форме на плоскости листа бумаги.
  • - В среднем дошкольном возрасте, да и в старшей группе детского сада (пятый и шестой год жизни) еще не овладев графическими средствами изображения, техникой рисования, дети испытывают большие трудности в передаче образов окружающей жизни, что мешает их радости творчества, Вызывает отрицательное отношение к рисованию.[Комарова Т.С. как научить ребенка рисовать]
  • o Чтобы дошкольник испытывал радость творческого созидания, желание творить красивое, прекрасное, не овладев еще в достаточной мере техникой рисования, Необходимо его обучить методам и приемам рисования различными материалами, не требующими от ребенка четкого графического изображения, и все таки постепенно формирующими технику рисования, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.
  • - Наблюдения процесса рисования показывают, что дети испытывают большие затруднения в создании изображений, если не владеют техникой рисования. Под техникой рисунка следует понимать: владение материалами и инструментами, способы их использования для целей изображения и художественного выражения. В понятии техники рисунка включается развитие глаза и руки, их согласованная деятельность. Техника рисования понимается художниками широко: сюда включается техника линии, тушевки, способ использования тех или иных материалов (бумаги, картона, холста, карандаша угля, пастели, акварели, гуаши и т.п.) в соответствии с их свойствами, их изобразительными способностями.
  • - В настоящее время в изобразительном искусстве используются более разные технико-выразительные решения, более свободные соединения различных изобразительных материалов. И в детское творчество также необходимо включать разные краски, карандаши, мелки и т. п.; и учить детей пользоваться этими материалами в соответствии с их средствами выразительности. Овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни. Разнообразие изобразительных материалов обогащает восприятие и представления детей, способствует расширению их знаний об изобразительном искусстве, изобразительной деятельности, делает её для них более привлекательной, интересной, а по мере овладения различными материалами у детей формируется своя манера изображения.[ Комарова Т.С. Дети в мире творчества]

Изобразительная деятельность человека формирует способности к творчеству, проявление инициативы, самодеятельности, эмоциональной отзывчивости, а такие качества нужны каждому человеку, чем бы он не занимался, какую бы профессию в жизни он ни выбрал.

Современная человеческая история, по образному выражению Герберта Уэллса, все более становится соревнованием между воспитанием и катастрофой. Глубинную суть этого высказывания в полной мере ощущаем в настоящее время. В системе образования и воспитания каждого человека в нашей стране есть предмет - изобразительное искусство. Это один из самых необходимых предметов для развития качественных сторон личности.(2)

Чем характеризуется эстетический облик личности, воспитанной, в том числе, и средствами изобразительного искусства?:

  • - Высоко развитый вкус.
  • - Развитие потребности художественных впечатлений.
  • - Знание и понимание искусств прошлого и их памятников.
  • - Органическая потребность художественного творчества.
  • - Счастливое чувство восхищения перед явлениями прекрасного.

Чем характеризуется нравственный облик человека, воспитанного, в том числе, и средствами изобразительного искусства?

  • - Деятельная доброта к окружающим.
  • - Способность к состраданию, сочувствию, сотворчеству, взаимопомощи.
  • - Чувство единства всего общечеловеческого.
  • - Чем характеризуется умственный облик человека, развивающегося, в том числе, и средствами изобразительного искусства?
  • - Растущая жажда знаний.
  • - Эрудиция.
  • - Самостоятельное мышление.
  • - Интеллектуальная независимость.
  • - Жажда творчества во всей жизни.

Все это приобретает человек, если рядом с ним от первых до последних его дней присутствует в разных его проявлениях изобразительное искусство. Сама изобразительная деятельность в воспитании, развитии ребенка как личности имеет огромнейшее значение. Творческие способности заложены в человеке от природы.

Главная суть в том, чтобы условия жизни, наличие воли дали возможность развиваться тем способностям, которые заложены природой в данном человеке.

Успешная изобразительная деятельность осуществляется в нашей системе образования при наличии квалифицированных педагогических кадров и материальной базы для творческой работы.

К ведущим свойствам художественных способностей, необходимых для развития творческой личности относятся:

Художественное воображение и мышление, обеспечивающее отбор главного, конкретного для создания образа и оригинальной композиции.

Зрительная память, способствующая созданию ярких образов, помогающая успешной трансформации их в художественный образ.

Эмоциональное отношение (особенно развитые эстетические чувства к воспринимаемому и изображаемому явлению).

Волевые свойства личности художника, обеспечивающие практическую реализацию творческих замыслов.

Продуктивная работа воображения, мышления, зрительной памяти, эмоционального и волевого настроя имеют первостепенное значение на всех этапах развития творческих способностей личности.

Далее, на примерах истории и личного сорокалетнего педагогического опыта работы в области изобразительной деятельности с учащимися от 6 лет и до пенсионного возраста разберем развитие творческих способностей личности. Воспитание и образование осуществлялось и осуществляется путем интеграции всех видов изобразительной деятельности с литературой, музыкой, театром, краеведением, историей, природоведением, экологией. Разработана авторская программа, которая предусматривает развитие, и образование в области изобразительной деятельности с 6 лети до 15 (подготовительная группа ДОУ, 1-8 классы). [Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте].

Дошкольный период

Историей педагогики доказано, что чем раньше начинается развитие творческих способностей, тем быстрее развиваются природные задатки и более легким становится выбор профессии в жизни. В начальной стадии развития творческих способностей (в детском саду) средствами изобразительного искусства является развитие эмоционально-образного мышления.

Приобщение детей к мировой культуре начинается с раннего детства, так как каждый вступающий в мир человек обладает определенным потенциалом художественного развития. Этот потенциал надо раскрыть.

Главное в создании предпосылок для самостоятельного вхождения ребенка в «большое искусство», определении этого пути и в расшифровке понятий и термин изобразительного искусства.

Новизна в разработке системы по развитию творческих способностей детей средствами изобразительного искусства.

Воспитатель должен знать основные виды, жанры изобразительного искусства, различные техники и материалы, использующиеся живописцами, графиками, скульпторами, дизайнерами.

Детей отличают умения: создавать сюжетную композицию (фризовую, многоплановую, линейную), конструировать при помощи различных материалов, свободно планировать деятельность, занимаясь рисованием, лепкой и аппликацией.

Система по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста основывается на раскрытии воспитателем творческого потенциала ребенка через создание необходимой атмосферы психологического комфорта, через убеждение в необходимости принятии малыша таким, какой он есть, через веру в его творческие возможности и создание условий для самовыражения.

Умело, используя такие качества дошкольника, как эмоциональность, отзывчивость детской души, зоркость и впечатлительность малыша в стремлении к познанию, мы должны максимально стимулировать развитие потенциальных возможностей каждого ребенка на разных возрастных этапах.

Вводить детей в «большое искусство», следует как можно раньше. Для самостоятельного вхождения ребенка в мир прекрасного необходимо создать предпосылки, определив фазы этого пути: от простого к сложному, от конкретного к общему с целью постепенного постижения языка изобразительного искусства. Воспитатель не боится оперировать понятиями и терминами изобразительного искусства на занятиях даже с маленькими, так как, воспринимая на слух, дети быстро привыкают и в дальнейшем используют их осознанно.

Главное для воспитателя - расшифровать смысл понятий и терминов, что даст возможность прочно заложить их в память детей.

Развитие творческих способностей воспитатель начинает с обучения «азбуке» изобразительной деятельности, постепенно расширяя арсенал выразительных изобразительных средств. Эти первые элементарные шаги помогут детям овладеть технологичными, рациональными приемами изображения, без которых невозможен полет детской мысли, фантазии.

Важное значение на занятиях изобразительной деятельностью воспитатель уделяет таким элементам, как линии, пятну, элементам декора и особенно цвету, так как роль цвета в развитии творческого потенциала детей огромна.

Для совершенствования хроматического вкуса ребенка используются следующие способы:

  • 1. при раскрашивании рисунка у ребенка можно спросить (какие ассоциации возникают у него при выборе цвета, какой у цвета запах, какой это цвет - горячий, или холодный, или гладкий, или шероховатый, или прозрачный, с чем его можно сравнить);
  • 2. отметить соответствие между ответами ребенка и цветом нарисованного предмета, а затем дать вновь, но уже противоположное задание: нарисовать прозрачный (или блестящий, или холодный, или душистый предмет);
  • 3. проверить устойчивость соответствия цветов: как часто, например, гладкие предметы окрашиваются в желтый цвет, шероховатый - в зеленый, горячие - в красный и т.д.

На занятиях обязательно нужно с детьми обсуждать, какие чувства и впечатлений вызывает у них тот или иной цвет, так как именно цвет стимулирует желание ребенка взять в руки карандаш, кисть и рисовать.

Алгоритм деятельности детей, способствующий развитию творческих способностей дошкольников на занятиях изобразительной деятельностью

  • 1. Знакомство с кисточкой и красками. Какими бывают кисти, как правильно нужно держать кисть, хранить ее. Какие бывают краски (акварель, гуашь, масляные), какие бывают цвета (холодные, теплые).
  • 2. Рассматриваем репродукции и картины (подлинники). Определяем, какие краски использовал мастер, какими цветами он пользовался.
  • 3. Играем в дидактическую игру «Холодно - тепло». Словом, жестом, мимикой дети показывают холодный или теплый цвет использован.
  • 4. Показ приема закрашивания в воздухе воспитателем и детьми.
  • 5. Объяснение последовательности действий при закрашивании красками:
    • А) беру кисть правильно: тремя пальчиками, над железным пояском;

Б) обмакиваю кисть в баночку с краской, лишнюю краску снимаю о край;

  • В) плавными движениями, не прижимая кисть к бумаге до конца, закрашиваю объект, стараясь не заходить за линию наброска;
  • Г) промываю кисть в воде;
  • Д) сушу ее о салфетку;
  • Е) кладу кисть на подставку.
  • 6. Дидактические упражнения «Закрась лист теплым цветом», «Нарисую холодный ветер», «Закрась веселого клоуна».
  • 7. Знакомство с приемами ТРИЗ (набрызг, закрашивание поролоновым тампоном, налепом).

Развивая творческие способности детей на занятиях изобразительной деятельности, должны соблюдаться следующие правила:

  • 1. ребенок должен иметь максимальную свободу для проявления инициативы и необходимые для этого физическое и психическое пространство;
  • 2. у ребенка не должно быть недостатка в цветных карандашах, фломастерах и бумаге;
  • 3. .сюжет рисунка не должен подвергаться критике, наоборот, время от времени надо стимулировать занятия ребенка рисованием;
  • 4. рисунки, отобранные самим ребенком, нужно повесить где-нибудь в удобном месте в группе и попросить ребенка объяснить их;
  • 5. нужно предлагать рисовать все, о чем ребенок любит говорить, и беседовать с ним обо всем, что он любит рисовать.

Навыки, приобретенные детьми с первых шагов знакомства с изобразительной деятельностью, закрепляются по мере взросления и постепенного расширения представлений о мире, о жизни, о себе - обо всем, что можно изобразить и выразить к этому свое отношение.

В старшем возрасте дети знакомятся с восковыми мелками и техникой акварели, с одним из видов скульптуры - рельефом, с техникой папье-маше и техникой рисования гуашью. В рисунке они учатся передавать движение, пластику предметов, обобщенную форму.

Кроме этого дети получают первые представления о наиболее важных законах композиции, доступных для данного возраста, об искусстве современного дизайна и театрально-декоративном искусстве.

В подготовительной группе дети учатся работать в смешанной технике (карандаши и фломастеры и т.д.), рисовать тушью. Они получают представления о тоне, о жанре портрета и выполняют его с использованием различных техник (объемный из бумаги, скульптурный из глины).

Кроме такой работы дети занимаются вырезанием различных форм (силуэтов) без предварительного рисунка. Достаточно большое место на занятиях уделяется конструированию не только из картона и бумаги, но и из пластичных материалов.

Пример работы с детьми, занимающимися в кружке, на занятии по теме «Рисование животных. Дельфин».

Алгоритм работы с детьми на занятии в кружке рисования.

  • 1. Дома посмотреть программу «Подводная одиссея команды Кусто», мультфильм «Девочка и дельфин», иллюстрации с изображением дельфина с целью рассмотреть дельфина в естественной среде обитания (внешний вид, повадки, движения, окраску, форму);
  • 2. игровое упражнение: передать особенности движений, повадок дельфина под музыку;
  • 3. поэтапное рисование дельфина;
  • 4. знакомство с различными способами изображения одного и то же объекта (мультипликационная графика, комикс, использование нестандартных приемов закрашивания);
  • 5. творческая работа на тему «Вот дельфины разные смотрят на тебя умными глазами»;

Особенность творческих работ и заданий состоит в том, что они носят открытый характер, то есть имеют столько ответов, решений, сколько детей их выполняет. Роль воспитателя - не только понять и принять разнообразные решения, но и показать детям правомерность этих решений и научить защищать нестандартные решения.

В данной главе были раскрыты наиболее точные основные понятия способностей. Рассмотрены и проанализированы условия, при которых происходит наиболее эффективное развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. В этом нам помогли исследования зарубежных и отечественных психологов. Работы, которых мы постарались использовать в следующей главе при наиболее точной оценке развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

1. Актуальность проблемы

Формирование творческой личности - одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе.

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразней детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Потребность рисовать заложена у детей на генетическом уровне. Копируя окружающий мир, они изучают его.

Актуальность работы заключается в следующем:

Наиболее благоприятной для развития творческих способностей дошкольника является изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования. С их помощью можно развивать у детей интеллект, умение мыслить, а также побуждать к творческой активности.

И как говорят психологи: «Рисунок для ребёнка является не искусством, а речью». Рисование даёт возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования отступают запреты и ограничения. В этот момент ребёнок абсолютно свободен.

Я считаю, что методы нетрадиционного рисования - это возможность для самовыражения детской личности. Они помогают преодолеть боязнь показаться смешным, неумелым, непонятным. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребёнка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение.

Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Опыт моей работы показывает, что именно нетрадиционные техники рисования в большей степени способствуют развитию у детей творчества и воображения.

Во время работы, я столкнулась с проблемой,- дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится.

Особенно это заметно в средней группе, где навыки изобразительной деятельности у детей еще слабо развиты, детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Как правило, занятия чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способом передачи полученной информации, нетрадиционные техники изображения используются редко, не учитывается их коррекционная значимость.

Как показывает практика, очевиден тот факт, что традиционных подходов в решении проблемы развития творческих способностей учитывая потенциал нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей, чтобы выразить свои фантазии. Между тем, применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними.

Проанализировав рисунки дошкольников, пришла к выводу - необходимо облегчить навыки рисования, этим можно на много повысить интерес дошкольников к рисованию. Считаю, необходимо наполнить современный образовательный процесс новым содержанием, принципами, методическими идеями, ориентированными на развитие творческой устремленности, инициативы, интереса, вдохновения. Важно, что чем активнее проявляются и развиваются в воспитательном процессе творческие способности ребёнка, тем активнее и успешнее будет его жизненная позиция в дальнейшем.

2. Этапы работы

Я, для себя сформулировала этапы работы по данному направлению :

I. Подготовительный этап :

Анализ психолого-педагогической и методической литературы о развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности

Организация и пополнение развивающей среды;

Проведение диагностики развития творческих способностей детей дошкольного возраста;

Подбор и систематизация форм организации детей, методов и приемов, способствующих развитию творческих способностей детей.

Разработка перспективного плана по изобразительной деятельности.

Составление плана взаимодействия с родителями и педагогами.

II. Основной этап :

Реализация намеченных мероприятий с детьми (непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность);

Осуществление взаимодействия с родителями и педагогами.

III. Заключительный этап :

Диагностика, оформление и анализ результатов, подведение итогов, прогнозирование дальнейшей деятельности.

Изучив и проанализировав авторские разработки, методические пособия, таких как : И. А. Лыковой , Т. С. Комаровой «Изобразительная деятельность в детском саду» ; Г. Н. Давыдовой «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» и др., а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками.

3. Цели и задачи работы

Так я нашла очень много интересных идей и методик, поставила перед собой цель работы, которая будет заключаться в развитии творческих способностей дошкольников посредством использования традиционных нетрадиционных техник продуктивной художественной деятельности.

Для достижения этой цели я выдвинула следующие задачи :

1. Учить детей нетрадиционным техникам рисования, сочетая различный материал и технику изображения, самостоятельно определять замысел, способы и формы его воплощения, технически грамотно применять нетрадиционные и традиционные способы рисования, понимать значимость своей работы, испытывать радость и удовольствие от творческой работы.

2. Развивать детское творчество, наглядно - образное мышление, творческое воображение и художественный вкус, творческое воображение, путём создания творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности, умение ориентироваться на листе бумаги.

3. Воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающему миру посредством умения понимать и создавать художественные образы.

4. Создавать в группе благоприятные психолого-педагогические условия для творческой самореализации каждого ребёнка.

5. Взаимосвязи непосредственно образовательной с самостоятельной и совместной с педагогом деятельностью детей

6.Привлекать к творческому экспериментированию изобразительными материалами, применению способов создания изображения по собственной инициативе и в новых условиях, использованию разнообразных изобразительных техник и их сочетаний;

7. Воспитывать уверенность, самостоятельность, инициативность в продуктивной художественной деятельности;

8. Вовлекать родителей в совместную творческую деятельность, повышать их педагогическую компетентность в области художественно-эстетического развития детей.

Развивать творческие способности дошкольника - задача взрослого. А это значит, что руководство изобразительной деятельностью требует от педагога знания того, что представляет собой творчество вообще, и особенно детское, знание его специфики, умения тонко, тактично поддерживая инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками.

Также немаловажно создание условий для художественно - эстетического развития детей, так как развитие ребенка зависит от того, как осуществляется процесс его воспитания, как организовано пространство, в котором он растет и совершенствуется, в каком окружении он находится - разнообразном, насыщенном, неординарном, изменяющемся.

4. Активность в разных видах деятельности

Среда в дошкольном учреждении, по сравнению с обычной семейной обстановкой, должна быть интенсивно развивающей, стимулирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций, чувств.

Создание предметно - пространственной развивающей среды: с этой целью мы, вместе с родителями создали для детей благоприятные условия, «Центр творчества» , чтобы удовлетворить естественное стремление ребенка к креативности, также наличие предметно - развивающей среды для продуктивной художественно-творческой деятельности:

Цветной мел, пластилин, наборы красок, фломастеров, карандашей;

Наборы с трафаретами для аппликации и рисования;

Цветная и белая бумага, картон, обои, бумага разных тонов и фактуры;

Наклейки, ткани, самоклеющаяся плёнка;

Клейстер, клей - карандаш, стаканчики для воды, салфетки для кисточек; Доска, мольберт, магнитная доска;

Нестандартное оборудование (тычки, трубочки для выдувания, ватные палочки, штампики, кисти, поролон, печатки, клише и др.) ;

Развивающие игры, альбомы по ознакомлению с декоративно-прикладным творчеством, видами и жанрами искусства);

Книжки-раскраски, иллюстративный материал и т. д.

Обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности, и, конечно, не следует забывать про наличие многообразие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними. Всё это помогает заинтересовать ребёнка, настроить его на творческую деятельность.

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Обратимся к современной классификации методов, авторами которой являются И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин.

Для развития детского творчества можно применить следующие методы обучения :

1) информационно-рецептивный метод, который включает в себя приёмы рассматривания и показа образца воспитателя;

2) репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя прием повтора, работы на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой;

3) эвристический метод, который направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т. е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно;

4) исследовательский метод, развивающий у детей не только самостоятельность, но и фантазию и творчество. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую - либо часть, а всю работу.

Художественное творчество - один из любимых видов детской деятельности. Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования. Для развития творческих способностей на занятиях я знакомила ребят с разнообразными нетрадиционными приёмами рисования и детей начинала этому учить шаг за шагом от простого и постепенно переходя к более сложному. Каждая из этих техник - это маленькая игра.

Творческий процесс - это настоящее чудо дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения, которую им доставляет созидание. Опыт работы показал, что существует много техник овладение нетрадиционной техникой изображения, которые доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строится с учётом специфики деятельности и возраста детей. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у детей. Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов.

Такими стимулами могут быть :

  • игра, которая является основным видом деятельности детей;
  • сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
  • просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми; музыкальное сопровождение и т. д

Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.

Их использование позволило детям чувствовать себя :

  • раскованнее, смелее, непосредственнее;
  • развивает воображение, пространственное мышление;
  • дает полную свободу для развития свободно выражать свой замысел;
  • побуждает детей к творческим поискам и решениям;
  • проявлению инициативы и индивидуальности.

Мною замечено, нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что в процессе всех видов изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации) ребенок испытывает разнообразные чувства : радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается.

Но самое главное - создавая изображение, ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он осмысливает новые качества предметов, овладевает изо навыками, умениями, новыми нетрадиционным техникам, учится осознанно их использовать. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт - рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник приводит:

К снятию детских страхов;

Развивает уверенность в своих силах;

Развивает пространственное мышление;

Учит детей свободно выражать свой замысел;

Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

Учит детей работать с разнообразным материалом;

Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;

Чувство фактурности и объёмности;

Развивает мелкую моторику рук;

Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;

Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Считаю, что одной стороны, педагоги совершенствуют свои творческие способности, накапливая теоретический и практический опыт решения проблемы, с другой - непосредственно работая с дошкольниками, совершенствуют знания и углубляют способности в процессе сотворчества.

Главное для педагога, помнить ряд правил : поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причиняют явного вреда окружающим; не мешать желанию ребенка сделать, изобразить что-то по-своему; уважать точку зрения воспитанника, какой бы она ни была.

Поэтому, предлагать детям больше делать свободных рисунков, словесных, звуковых, тактильных и вкусовых образов, интересных движений и других спонтанных творческих проявлений в ходе занятий, свободной деятельности детей. Применяю безоценочность в отношении к детскому творчеству, то есть не применяю явной системы оценок продуктов ребенка, лишь обсуждаю отдельные содержательные моменты этих работ, не сравниваю с другими детьми, а только с ним же самим, с его прошлыми опытами.

5. Применение нетрадиционных техник и материалов

Рисование ладошками, пальцами, штампами, аппликация обрывками цветной бумаги и дорисовка, наклеивание ватных шариков, ниток, толченой скорлупы, лепка из разноцветного теста с нанесением рисунка штампами или последующим раскрашиванием;

* Игры и упражнения, способствующие формированию сенсорного опыта детей: тактильное и зрительное обследование предметов и игрушек;

* Рассматривание привлекательных игрушек, предметов быта;

* Рассматривание ярких книг с иллюстрациями к русским народным сказкам, потешкам.

Необходимым для развития творчества детей является их работа с разнообразными материалами (рисование цветными мелками, восковыми, углём и т. д., чтобы ребёнок смог сам найти нужный материал и применить его. Задача педагога - научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения.

В учебный процесс можно включить например, одним из практических методов развития творчества является обучение детей различным способам изображения предметов (например, рисование травки штрихом, мазком, примакиванием, набрызгом и т. д., а также комбинировать разные материалы, используя смешанные изобразительные техники, создание какой - то необычной игровой ситуации, сюрпризного момента также может вызвать у детей желание создать творческий образ.

К методам моего воздействия, которые стимулируют детей к творчеству, прежде всего, относятся наглядные и словесные методы и их взаимосвязь, а также практические методы. С детьми можно проводить беседы, которые помогают мне обратить внимание детей на главное, учат ребят эмоционально воспринимать художественные образы. С этой целью я также использую поэтическое слово, так как в нём иными художественными средствами переданы настроение, характер персонажа, явления природы. У детей необходимо формировать представление о различном подходе в передаче образа и поэтому, во время беседы, мы рассматриваем разные варианты изображения. Целесообразно, что перед проведением бесед устраиваем в группе небольшие экспозиции репродукций картин, скульптуры малых форм, графики, декоративно - прикладного искусства. Устраиваем также тематические выставки, итоговые беседы и итоговые выставки.

Использую тематическое литературное, музыкальное, фольклорного и игрового материала позволяет сделать мне занятия доступными, интересными, содержательными и познавательными. Развитию творчества способствует организация наблюдений в природе. У детей развивается наблюдательность. Дети начинают замечать, что в природе цвета очень различные (не просто белый, синий, красный, а есть многообразие оттенков) . В своих рисунках дети используют эти оттенки. Воспитатель учит детей видеть, как изменяется форма, величина предмета от освещения (так, например, вечером кажется всё более тёмным, днём, наоборот, ярким, красочным, предмет хорошо виден). Необходимо с детьми анализировать предметы, обращая их внимание не только на основные части, но и второстепенные, подмечая выразительность очертания.

Развитию творчества у детей способствуют различные экскурсии в природу, в музеи, целевые прогулки, а также организация праздников, развлечений, просмотр мультфильмов, прослушивание детских песенок.

Одним из методов являются творческие задания. Содержанием таких заданий могут быть явления действительности, общественные события, сказочные образы. В творческих заданиях я ставлю перед детьми в необычные условия, им предлагается самостоятельно найти различные варианты цветового решения, композиционного построения. Воспитатель должен создать необычную ситуацию новизны. Поисковые ситуации заставляют детей идти от неизвестного к знакомому, догадываться, пробовать способы изображения. В заданиях творческого характера я обращаю внимание детей на фон бумаги, который помогает создать цветовой образ рисунка, при изображении природы мы должны учить детей использовать разнообразные цвета. Всё это в целом развивает у детей чувство цветовой гармонии. Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии я активизирую внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов.

Такими стимулами могут быть :

Игра, которая является основным видом деятельности детей;

Сюрпризный момент - любой герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребёнка отправиться в путешествие;

Просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;

Живая, эмоциональная речь воспитателя

При переходе на новые стандарты я использую для связи с родителями технологию проектирования, которая позволяет во всех проектах, не только приобщить детей, родителей к творческому процессу, но и получить реальный продукт творчества.

Упражнения и развивающие игры из серии «Умней-ка» - способствующие всестороннему гармоничному развитию, закреплению знания о цвете, освоению детьми свойств изобразительных материалов и правил использования инструментов;

Игры на развитие мелкой моторики - пальчиковые игры, игровые упражнения на развитие умений создавать предметы с помощью счётных палочек, (игровые ситуации «Наматывание нитки на клубок» , «Лепим колобки» );

Упражнения, способствующие развитию умений связывать элементы рисунка (мазки, линии, штрихи) с предметами окружения;

Подобрала : - наборы картинок (предметные, сюжетные, картины; - игры на развитие мелкой моторики пальцев рук; - развивающие, дидактические и настольно - печатные игры; - детскую художественную литературу; энциклопедии.

Составила в методическую копилку : - комплексы пальчиковых игр и упражнений; - нетрадиционные техники рисования в детском саду; - загадки, физминутки, считалки; - комплексные занятия с нетрадиционными техниками рисования; - «Советы психолога» . Итак, чтобы своевременно обеспечить полноценное развитие творческих способностей детей, нужно представлять, что это такое. Это комплексное понятие, включающее несколько составляющих, на которых педагоги и родители и должны акцентировать внимание :

  • стремление к открытиям;
  • умение познавать;
  • активность;
  • фантазия;
  • инициативность;
  • стремление к познанию;
  • умение находить нестандартное в привычных явлениях и вещах;
  • живость ума;
  • умение изобретать и открывать;
  • свобода воображения;
  • интуиция;
  • умение на практике применять полученные знания, опыт;
  • открытия и изобретения.

Важно, было заинтересовать родителей, познакомить их с системой работы по развитию творческих способностей в изобразительной деятельности.

Результативность опыта: В процессе творчества дети научились создавать вещи своими руками, познали загадки, радости и разочарования - все это важные составляющие процессы обучения и развития. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром. Большинство из нас уже забыло о той радости, которую нам приносило рисование в детстве, но она была - несомненно.

Результатами моей работы в данном направлении стали:

Активность и самостоятельность детей в изодеятельности;

Умение находить новые способы для художественного изображения;

Умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное, каждый рисунок кажется произведением искусств. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками.

Используемая литература:

  1. Белошистая А.В., Жукова О.Г. Волшебные краски. 3-5 лет: Пособие для занятий с детьми. - М.: Аркти, 2008.
  2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть1. - М.:"Издательство Скрипторий 2003", 2008.
  3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. - М.:"Издательство Скрипторий 2003", 2008.
  4. Занятия по рисованию с дошкольниками/ Под ред. Р. Г. Казаковой - М.: ТЦ Сфера, 2008.
  5. Изобразительная деятельность старших дошкольников: рекомендации, занятия, дидактические игры/ авт. - сост. М.Г. Смирнова. - Волгоград: Учитель, 2009.
  6. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. программа и методические рекомендации. - М. Мозайка - Синтез, 2008.
  7. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, N2.\
  8. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. - М.: «Карапуз - Дидактика», 2007.
  9. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. - СПб.: КАРО, 2008. - 96с.
  10. Сахарова О.М. Я рисую пальчиками: Издательский дом “Литера”, 2008.
  11. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увликательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. - М.: “Издательство Гном и Д”, 2008.
  12. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития, 2004.
  13. Художественное творчество в детском саду: Пособие для воспитателя и музыкального руководителя. Под ред. Н.А. Ветлушной. - М.: Просвещение, 1974.

Анастасия Замотаева
Анализ работы «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности»

Справка

о наличии собственного инновационного опыта

«Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности»

воспитателя Замотаевой Анастасии Владимировны

Выбор темы «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности» возник не случайно, так как мне близка эта тема (в своё время я окончила художественную школу). Работая с детьми дошкольного возраста, я заметила, что дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования, но при создании собственных работ изобразительные и выразительные навыки детей остаются на среднем уровне, многие композиции выделяются скудностью содержания, штампами. Нет главного – "своих", искренних рисунков, отсутствует творческий подход, они не отражают то, что значимо для рисующего их ребенка. Поэтому очень важно находить индивидуальный подход к каждому ребёнку, необходимо знать его личные творческие способности.

Опыт моей работы показал, что использование разнообразных доступных материалов и нетрадиционных техник дает положительный результат в развитии изобразительной деятельности детей.

Прежде всего, я изучила литературу, освещающую изобразительную деятельность дошкольников.

Также, я веду кружок «Пластилиновая картинка», который развивает все навыки изобразительного творчества, моторику рук, фантазию.

Несомненно, в процессе занятий главную роль я отвожу игре и созданию атмосферы увлеченности. В процессе работы использую техники, которые дают ребенку возможность почувствовать себя экспериментатором, в результате у него всегда получается интересный образ, результат эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. У неуверенных детей в рисовании преодолевается такое качество, как «боязнь показаться смешным, неумелым, непонятым». Я никогда не акцентирую внимание на то, получилось у ребёнка или нет. Мы с ним обговариваем что он хочет нарисовать, как хочет и т. п. В результате ребёнок всегда остаётся довольным своей работой. Ребенок начинает чувствовать себя маленьким художником, у него появляется интерес и потребность рисовать.

Актуальность темы продиктована требованиями общества, предъявляемыми к личности человека, ребенка. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому творчество, развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания.

Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Занятия рисованием, изобразительным творчеством смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.

Концептуальность. Исходя из этого, следует, что многим детям необходим индивидуальный подход для раскрытия таланта. Новизной и особенностью инновационного опыта является то, что ребёнок сам ищет приёмы и методы для реализации своих творческих идей. Но прежде умениям и навыкам ребёнок должен научиться. А в этом ему помогает педагог.

Теоретическая база опыта.

Я тщательно изучила труды: «Художественное творчество и ребенок» под ред. Н. А. Ветлугиной, «Изобразительная деятельность в детском саду» Т. С. Комарова, «Развивайте у дошкольников творчество» Т. Г. Козакова, «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т. Г. Козакова, «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Г. Г. Григорьева, «Преемственность в формировании художественного творчества детей» Т. С. Комарова, О. Ю. Зырянова, «Изобразительная деятельность в детском саду» Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под ред. Р. Г. Казаковой. Авторы этих трудов придавали большое значение развитию художественно-творческих способностей детей, рассматривали специфику организации занятий по изобразительной деятельности.

В своей работе я опираюсь на методические разработки Р. Г. Казаковой "Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий"; Лыковой И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду»; Швайко Г. С. «Занятия по изобразительной деятельности», «Изобразительная деятельность в детском саду» Т. С. Комаровой. Также я активно изучаю информацию в интернете, ищу что-то новое, интересное.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в разработке системы занятий по изобразительной деятельности с целью развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.

Длительность работы над опытом составляет 2 года.

На первоначальном этапе я проанализировала материально – технические возможности оснащения группы необходимым оборудованием и материалами, провела анкетирование родителей и диагностировала детей с целью выявления уровня развития творческих способностей в живописи.

По результатам диагностики я составила тематический перспективный план работы на год, охватывающий несколько направлений, что позволило мне работать по намеченной теме в системе.

На втором этапе работы я провела практические мероприятия:

Организация интересной содержательной жизни ребёнка в дошкольном учреждении и семье;

Экскурсии и наблюдения по обогащению детей яркими впечатлениями (по городу, в парк);

Организация в группе условий для самостоятельной художественно-изобразительной деятельности детей (уголок творчества, оборудованный и оснащённый всеми необходимыми материалами, создание предметно-развивающей среды, художественной галереи, полочки красоты, мини-выставок детских работ;

Разработка творческих заданий и использование проблемно-поисковых ситуаций, обеспечение эффективной мотивации, создание атмосферы доверительного общения и сотрудничества на каждом занятии;

Создание развивающих дидактических игр по разным разделам изобразительной деятельности; оформление тематических альбомов по изодеятельности;

Консультирование и просвещение родителей;

Организация совместной творческой деятельности детей и родителей (выставки, конкурсы).

На третьем этапе я провела анализ результатов, подвела итог работы.

Цель педагогического опыта – развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях изобразительной деятельности на основе изучения и освоения различных техник и материалов.

Я определила цели своей работы:

Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;

Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;

Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;

Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.

Поставила следующие задачи :

Расширять представление о многообразии техник рисования;

Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с различными техниками рисования;

Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;

Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;

Совершенствовать технические умения и навыки рисования;

Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

Оптимальность и эффективность средств.

В своей работе я использовала следующие формы работы - подгрупповые занятия, индивидуальная деятельность, общая организационная деятельность, свободная.

Применяла такие методы - словесные, наглядные, практические, игровые.

Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы .

Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребенок создает новые работы.

Поэтому большое внимание я уделила созданию развивающей среды, уголка эстетического восприятия, художественного фонда – коллекций жанров живописи (портрет, памятники, сказочно-былинный жанр, натюрморт, книжная графика, пейзаж).

Приготовила для детей следующие игры: «Соедини по линиям и раскрась»; «Какое настроение?»; «Составь фигуру»; Лото «Народные промыслы»; Лото «Узнай элемент узора» и т. д.

Результативность опыта.

Подводя итоги исследовательской работы, направленной на развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в системе занятий по изобразительной деятельности, можно отметить, что у детей повысился не только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника , что подтверждают позитивные результаты проделанной работы:

Дети приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт партнерских отношений, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности, стали раскрепощённее, инициативнее, научились более свободно выражать свои мысли.

Дети научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом, это придало уверенности даже самым зажатым детям.

Дошкольники использовали элементы декора в своих рисунках, как на занятии, так и в свободной деятельности; старались придать образу выразительность при помощи формы, цвета, композиции,

Дети ушли от стереотипных образов, их работы стали ярче и разнообразнее, оригинальнее и интереснее по содержанию, выполнены через призму своего индивидуального видения;

Дошкольники привыкли к терминам и понятиям, научились понимать их смысл.

Таким образом, я сделала вывод, что залогом успешного развития художественно-творческих способностей детей являются:

1. Систематическая комплексная работа с использованием новых методик обучения изодеятельности, общения и взаимодействия с ребенком.

2. Создание условий для свободной самостоятельной деятельности, развития представлений о многообразии окружающего мира, возможности самовыразиться.

3. Взаимодействие и сотрудничество педагогов, воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка.

Возможность тиражирования.

Свой материал по изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста, я разместила на сайтах:

http://дошкольник. рф/profile/userprofile/86059.html

http://www.сайт/users/az10031981

Также, своим опытом работы я делюсь с педагогами ДОУ.

Наличие обоснованного числа приложений: представлены приложения, наглядно иллюстрирующие основные формы и методы работы с воспитанниками по изобразительному творчеству.

Развивать творческие способности надо начинать уже в детстве.

Некоторые считают, что воображение у детей более развито, чем у взрослых. Но это не так. Ведь у детей еще мало знаний и опыта, поэтому исходный материал, из которого они создают образы, гораздо беднее, чем у взрослых, а также менее разнообразны комбинации создаваемых образов.

Моей целью является: Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования традиционных и нетрадиционных техник продуктивной художественной деятельности.Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования традиционных и нетрадиционных техник продуктивной художественной деятельности.

Научить детей находить нестандартные решения любой проблемы;

Отработать задания, требующие от детей достаточного или высокого уровня творческого воображения;

Создать условия работы в группе, при которых дети сами стремятся создавать индивидуальные творческие работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Улыбка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей села Бижбуляк муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан

Обобщение опыта работы на тему:

«Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности в соответствии с ФГОС»

Подготовил:

Воспитатель МАДОУ детский сад «Улыбка» села

Бижбуляк

I квалификационной категории

И.Б. Клюшникова

с. Бижбуляк, 2015 г.

«Обучить творчеству нельзя, но это вовсе не значит,

Что нельзя воспитателю содействовать

его образованию и проявлению» Л.С. Выготский.

Развитию творческих способностей дошкольников придаётся особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления и воображения детей является продуктивная деятельность, способствующая:

Развитию способности нестандартно мыслить;

Готовности к активности творческого характера;

Умению создавать креативные продукты собственной деятельности;

Формированию эстетического отношения к миру.

Новизна опыта заключается в переосмыслении целевых и содержательных ориентиров художественно- эстетического развития младших дошкольников посредством:

Использования наряду с традиционными приемами нетрадиционных методов продуктивной художественной деятельности;

Взаимосвязи непосредственно образовательной с самостоятельной и совместной с педагогом деятельностью детей;

Взаимодействия с родителями как активными участниками образовательного процесса.

Творчество - не новый предмет исследований, оно всегда привлекало внимание ученых и практиков, вместе с тем, проблема остается одной из самых неразработанных.

Моя работа строится по следующим принципам:

Развитие интересов, креативности и творческих способностей детей;

Создание ситуации успеха, повышение собственной самооценки воспитанников;

Стимулирование возникновения доброжелательных взаимоотношений в группе.

Поэтому в своей деятельности я поставила следующие цели и задачи.

Цель: Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования традиционных и нетрадиционных техник продуктивной художественной деятельности.

Задачи:

Научить детей находить нестандартные решения любой проблемы;

Отработать задания, требующие от детей достаточного или высокого уровня творческого воображения;

Создать условия работы в группе, при которых дети сами стремятся создавать индивидуальные творческие работы.

Развивать творческие способности надо начинать уже в детстве.

Некоторые считают, что воображение у детей более развито, чем у взрослых. Но это не так. Ведь у детей еще мало знаний и опыта, поэтому исходный материал, из которого они создают образы, гораздо беднее, чем у взрослых, а также менее разнообразны комбинации создаваемых образов. Однако если сравнивать роль воображения в детстве и зрелом возрасте, то, конечно же, в жизни ребенка воображение проявляется гораздо чаще и допускает гораздо более легкое нарушение реальности, чем у взрослого.

Одной из приоритетных задач современной системы образования становится формирование творчески, смело и свободно мыслящего человека, обладающего высокой культурой, широкими и глубокими, постоянно обновляющимися и развивающимися знаниями. Необходимыми параметрами развития признаются мышление, творческие способности, личностные качества. Вместе с тем, креативный потенциал личности не формируется сам по себе, спонтанно; развитие его должно быть перманентным и начинаться уже с первых дней жизни ребенка.

На развитие креативности оказывают влияние следующие факторы:

Наследственность;

Специально организованное обучение;

Собственная активность ребенка, его удовольствие и радость от умственной деятельности;

Окружающий социум (родители, педагоги, дети).

Для того, чтобы у детей сформировалась целостная картина мира, необходимо эту картину создавать постепенно, начиная с детского сада.

Дети одарены ко всем видам искусства, но самое прочное признание они получили в изотворчестве, и не удивительно, ведь продукт их деятельности – рисунки можно хранить, экспонировать, изучать, как свидетельство талантливости маленького автора. На занятиях мы развиваем активность и самостоятельность детей. Помогаем вспоминать, что они видели интересного вокруг, что им понравилось, учим сравнивать предметы, активизируя опыт ребят, что похожее они уже рисовали, лепили, как это они делали. Важно помнить, что все виды изобразительной деятельности должны быть взаимосвязаны, ведь в каждом из них дети отражают предметы и явления окружающей жизни, игры и игрушки, образы сказок, потешек, загадок и песен.

Занимаясь художественно-практической деятельностью с детьми, знакомя их с произведениями искусства, решаются не только задачи художественного воспитания и образования, но и более глобальные – развивается интеллектуально-творческий потенциал ребенка. Познание мира, осмысление явлений в процессе активной художественно-творческой деятельности, посильной детям дошкольного возраста, является одной из центральных задач развития детей в изобразительной деятельности. В связи с этим, основная задача взрослого – создать условия и помочь сформировать у ребенка целостное и многогранное представление об окружающем мире в процессе работы над художественными образами средствами изобразительного искусства. Таким образом, возникает необходимость поиска новых подходов в организации педагогического процесса, обеспечивающих успех развития и воспитания детей.

Прежде всего, это:

1. Создание оптимальной предметно-пространственной среды, включающей разнообразные компоненты художественно-творческого комплекса развития ребенка, которая будет:

1.1.Способствовать обогащению ребенка широким спектром эстетических впечатлений.

1.3.Вызывать желание экспериментировать с различными художественными материалами, тем самым, создавая основу для разнообразных видов детской деятельности в едином культурном пространстве.

2. Создание системы творческих заданий для дошкольников по изобразительной деятельности в детской дошкольной организации, активизирующих творческое воображение, мышление, художественно-творческие способности и т.д.

3. Предоставление максимальной свободы для проявления творчества и инициативы. Широкий подход к решению проблемы. Бережное отношение к процессу и результату деятельности ребенка.

4. Использование в работе с детьми игр и игровых упражнений на развитие эмпатии, что очень важно при создании художественного образа.

5. Использование в работе с детьми принципа интеграции различных по содержанию видов деятельности, разных видов искусств, что является актуальным и органичным в направлении интеллектуально-художественного и творческого развития личности ребенка.

Большое значение имеет эстетическое оформление группы, подбор материалов для занятий, наглядных пособий, картин, игрушек, так как эмоциональное благополучие детей в процессе занятий влияет на конечный результат.

Подобный подход позволяет охватить образовательный процесс в целом. А педагогу дает широкие возможности для создания благоприятных педагогических условий, обеспечивающих эффективность развития личности дошкольника с учетом его индивидуальных особенностей; помогает сформировать умения мобильно включаться в поиск, присваивать новые способы действий, разбираться в заданной педагогической ситуации, выходить за ее пределы, творчески варьируя и прогнозируя результат.

Отсюда следует, главная задача детского сада состоит в том, чтобы помочь ребенку развиться как уникальному существу, проявляющему свой творческий потенциал, выбирающему при этом оптимальные виды деятельности. Следовательно, целенаправленная реализация тенденций развития системы поддержки и сопровождения талантливых детей, играет важную роль в раскрытии их творческого потенциала.

Полноценная жизнь ребенка в каждом дне: комфортное пребывание в социуме, совместная деятельность, и творческие достижения - эта триада развития ребенка заставляет соответствовать Миру Детства.

Для развития творческих способностей дошкольников необходимо:

Создать условия: подготовить необходимые материалы для творчества и найти время для игры с ними;

Вызвать желание у ребенка проявлять инициативу, развивать интерес к окружающему миру;

Проявлять терпение к неожиданным идеям и решениям;

Поддерживать ребёнка, когда он находится в процессе творческого поиска;

Проявлять интерес к совместной продуктивной деятельности и экспериментированию с художественными материалами;

Проявлять симпатию к попыткам ребёнка выразить свои впечатления в продуктивной деятельности и желанию сделать ее понятной для окружающих.

Я хочу предложить вашему вниманию креативные раскраски.

Важная отличительная черта нового поколения раскрасок – сюжетность и интерактивность. Ребенок больше не является пассивной фигурой с карандашом в руке. Теперь он отважный первооткрыватель, участник или рассказчик историй, творец собственного фантастического мира.

Автор обращается к нему с каждой страницы раскраски с вопросом или заманчивым предложением: "Нарисуй жуков и улиток, прячущихся в листве", "Найди, у какой пироженки нет пары", "Преврати деревья в разноцветные пуговицы" и т.д.

Таким образом, раскраска не только вовлекает ребенка в забавный мир рисованных историй, но направляет его и помогает развивать свое творчество. Часто рисунки в них незакончены, истории обрываются на самом интересном месте, заставляя фантазию ребенка работать.

Раскраски нового поколения – это не только картинки, которые нужно разрисовать, но целые сборники заданий, игр и развлечений, способные надолго занять ребенка.

Изменились сюжеты и темы книг для раскрашивания. Все чаще они посвящены не абстрактным сценкам, а актуальным историям и сюжетам.

Например:

  • "Каракули-маракули" (автор Никалас Кэтлоу) (9 выпусков) - это мощный толчок к развитию творческих способностей, абстрактного и пространственного мышления, чувства цвета и свободы самовыражения ребенка.
  • "Читалка-рисовалка. Весёлое сказкотворенье всем на загляденье" (автор Александр Голубев)

В книге представлены разнообразные задания: найти отличия, пройти по лабиринту, дорисовывать недостающие детали, вписать в фон новые изображения.

Сказки любят все дети: и большие и маленькие. Даже если тебе два годика или целых сто.

Когда ты читаешь сказку, то все ее герои оживают. И некоторые оказались в этой книжке. Из своих сказок они принесли самые интересные задания - придется вспомнить сказку или даже прочитать заново. Дети на страницах встретятся с любимыми сказками, возможно по-новому взглянут на уже известных героев. Эта книга будет интересна детям, которые уже умеют самостоятельно рисовать, создавать целые образы.

Вывод: Целенаправленная продуктивная художественно- творческая деятельность способствует развитию творческих способностей младших дошкольников. Использование наряду с традиционными нетрадиционных приемов художественной деятельности стимулируют творческую активность, мышление, воображение, «погружают» ребенка в атмосферу творчества.

Роль педагога, во-первых, сформировать способность «Смотреть и Видеть, Чувствовать, Познавать, Творить», вооружить детей умениями (что можно сделать, из чего, с помощью каких материалов и оборудования);

во-вторых, вовлечь родителей в активную совместную деятельность. Только так у ребёнка возникнет желание проявлять творчество в самостоятельной продуктивной деятельности.

Сегодня я хочу рассказать вам об удивительных альбомах Таро Гоми для развития творческих способностей у детей. Они так и называются - альбомы для развития креативности. Возрастная категория 3+.

Таро Гоми - это японский иллюстратор и детский писатель. Больше 20 лет дети во всем мире учатся рисовать и развивают свою креативность по его альбомам.

Что такое альбомы для развития креативности?

Альбомы Таро Гоми - это не просто раскраски. Это сборник удивительных историй, которые придумает и изобразит ребенок.

В обычном альбоме для рисования перед ребенком лежит чистый белый лист. Что рисовать? Как рисовать?

Аналогично с раскрасками. Они очень быстро надоедают ребенку, потому как, кроме выбора цвета (да и тот иногда уже предопределен), фантазию особо проявить негде.

Каждая страница альбома по развитию креативности - это новая история. Малышу будет предложено продолжить ее и нарисовать. Вот где есть разгуляться фантазии! Кто летит на воздушном шаре? Что лежит в тарелке? Что не войдет в пылесос?

Страница альбома состоит из 3 частей:

  • задание
  • раскраска
  • место для свободного рисования

Почему альбомы так популярны?

Не только идея сочетать альбом для рисования и раскраску сделала альбомы Таро Гоми популярными.

Фишка этих альбомов - иллюстрации, а именно необычный стиль рисования. Раскраски несколько похожи на каракули, но именно поэтому они нравятся детям.

Здесь нет привычных нам, взрослым, четких линий, контуров, прорисовки.

Дети постарше часто переживают, что у них не получается рисовать красиво, малыши не всегда аккуратно раскрашивают, "выезжают" за контур. Иллюстрации в альбоме похожи на детские рисунки, и потому дети не боятся рисовать. Они могут рисовать так как умеют, а не так как требует образец.

В серии представлены три альбома:

  • Всякие вкусности
  • Животные
  • Истории.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Обобщение опыта работы на тему: «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности в соответствии с ФГОС» Подготовил: Воспитатель МАДОУ детский сад «Улыбка» села Бижбуляк I квалификационной категории И.Б. Клюшникова

«Обучить творчеству нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению» Л.С. Выготский.

Принципы: - развитие интересов, креативности и творческих способностей детей; - создание ситуации успеха, повышение собственной самооценки воспитанников; - стимулирование возникновения доброжелательных взаимоотношений в группе.

Цель: Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования традиционных и нетрадиционных техник продуктивной художественной деятельности.

Задачи: - научить детей находить нестандартные решения любой проблемы; - отработать задания, требующие от детей достаточного или высокого уровня творческого воображения; - создать условия работы в группе, при которых дети сами стремятся создавать индивидуальные творческие работы.

Подходы в организации педагогического процесса, обеспечивающих успех развития и воспитания детей 1. Создание оптимальной предметно-пространственной среды, включающей разнообразные компоненты художественно-творческого комплекса развития ребенка, которая будет: 1.1.Способствовать обогащению ребенка широким спектром эстетических впечатлений. 1.2. Направлять их творческую активность. 1.3.Вызывать желание экспериментировать с различными художественными материалами, тем самым, создавая основу для разнообразных видов детской деятельности в едином культурном пространстве.

Подходы в организации педагогического процесса, обеспечивающих успех развития и воспитания детей 2. Создание системы творческих заданий для дошкольников по изобразительной деятельности в детской дошкольной организации, активизирующих творческое воображение, мышление, художественно-творческие способности и т.д. 3. Предоставление максимальной свободы для проявления творчества и инициативы. Широкий подход к решению проблемы. Бережное отношение к процессу и результату деятельности ребенка. 4. Использование в работе с детьми игр и игровых упражнений на развитие эмпатии, что очень важно при создании художественного образа. 5. Использование в работе с детьми принципа интеграции различных по содержанию видов деятельности, разных видов искусств, что является актуальным и органичным в направлении интеллектуально-художественного и творческого развития личности ребенка.

Альбомы Таро Гоми для развития креативности.

Альбомы Таро Гоми для развития креативности

Креативные раскраски

Креативные раскраски

Креативные раскраски

Креативные раскраски

Креативные раскраски

Вывод: Целенаправленная продуктивная художественно- творческая деятельность способствует развитию творческих способностей младших дошкольников. Использование наряду с традиционными нетрадиционных приемов художественной деятельности стимулируют творческую активность, мышление, воображение, «погружают» ребенка в атмосферу творчества. Роль педагога, во-первых, сформировать способность «Смотреть и Видеть, Чувствовать, Познавать, Творить», вооружить детей умениями (что можно сделать, из чего, с помощью каких материалов и оборудования); во-вторых, вовлечь родителей в активную совместную деятельность. Только так у ребёнка возникнет желание проявлять творчество в самостоятельной продуктивной деятельности.

Спасибо за внимание!


Похожие публикации