Педсовет в доу "социально-личностное развитие ребенка - дошкольника". В чем особенности социально-личностного воспитания дошкольников? Современные проблемы социально личностного развития детей

СОЦИАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Коломыцева Анна Владимировна

воспитатель МК ДОУ Павловский детский сад №10

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения стала одной из самых актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

В этом сложном процессе становление человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

Проблема социально-личностного развития детей является одной из активно разрабатываемых проблем в теории и практике дошкольного образования. В то же время на каждой фазе жизненного пути, как подчеркивал Л.С. Выговский, складываются определенные социальные ситуации развития как своеобразное отношение ребенка к окружающей его социальной действительности. По Л.С. Выговскому, социальная ситуация развития “определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из социальной действительности как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным”. Социальная ситуация развития, включающая систему отношений, различные уровни социального взаимодействия, различные типы и формы деятельности, рассматривается в качестве основного условия личностного развития. Эта ситуация может быть изменена человеком подобно тому, как он старается изменить свое место в окружающем мире, осознав, что оно не соответствует его возможностям. Если этого не происходит, то возникает открытое противоречие между образом жизни ребенка и его возможностям. Главное направление в эмоциональной сфере – способность управлять чувствами. В эмоциях и чувствах отражается непосредственное переживание человеком жизненного смысла предметов и явлений действительности. Чувства сопровождают все виды деятельности и поведения человека. Через эмоции и чувства мы показываем и проявляем любовь к людям, совершаем контролируемые и не контролируемые действия .

В дошкольном возрасте закладываются основы личностного развития, начинают формироваться личностные механизмы поведения. Воля и произвольность становятся важнейшими личностными новообразованиями. Развитие воли связано со становлением мотивационной сферы ребенка, развитие произвольности определяется формированием осознанности и опосредованности поведения. В дошкольном возрасте формируется ядро личности – Концепция. У дошкольников она остается весьма пластичной, подверженной воздействию многочисленных факторов. Для ребенка становятся важными такие составляющие самосознания, как представителя определенного пола, представление себя во времени (в прошлом, настоящем и будущем), оценка себя в отношении прав и обязанностей. Ребенок, рождаясь как индивид, постепенно приобретает черты личности и субъекта социальных отношений. Вхождение ребенка в социум называется социализацией. Способности к социальному взаимодействию развиваются прижизненно, в процессе взаимодействия с взрослым. Общение с взрослым на протяжении дошкольного детства развивается и принимает разные формы.

Социализация – процесс усвоения ребенком образцов поведения, социальных норм и правил, ценностных представлений, умений и навыков, позволяющих ему успешно действовать в обществе.

Социально-личностное развитие – является важнейшим направлением развития и образования детей дошкольного возраста, которое обусловлено необходимостью общества в воспитании современного поколения. Во-первых, способных найти «себя» и своѐ место в жизни; во-вторых, понимающих значение соблюдения норм и ценностей данного общества; в-третьих, успешно социализирующихся; в-четвертых, способных к саморазвитию и постоянному самосовершенствованию, проявлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

На протяжении многих лет исследований учѐных в области дошкольной педагогики и психологии доказан тот факт, что именно в первые годы жизни ребѐнка закладываются основные структуры его личности, что возлагает важную миссию и особую ответственность по воспитанию необходимых качеств у нового подрастающего поколения на родителей и педагогов дошкольных образовательных организаций. Следовательно, проблема социально-личностного развития становится особо актуальной в теории и практике дошкольного образования.

Данный факт находит своѐ отражение в основных федеральных документах, определяющих деятельность органов управления и учреждений образования. В статье 12 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» представлены требования к образовательным программам и содержанию образования, которое должно «способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурным ценностями» .

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования также указывает на ценность и значимость периода детства, важность признания ребенка субъектом образовательных отношений и необходимости учета его индивидуальных потребностей .

В ФГОС ДО требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, также включает «Социально – коммуникативное развитие», как область, ориентированную на развитие норм и ценностей, принятых в обществе. Общение и взаимодействие ребенка со взрослым и сверстниками. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.

Проблемы социально – личностного развития и воспитания детей дошкольного возраста кроются в тех переменах, которые происходят в нашем обществе и государстве. В условиях продолжающейся нестабильности социально – экономической, политической жизни страны продолжает расти число детей, попавших в трудные жизненные условия: растет число разводов и количеством неполных семей, ухудшаются условия содержания детей, встречаются семья с жестоким обращением с детьми, страдающие алкоголизмом и наркоманией.

В детском саду педагоги сталкиваются со следующими проблемами: встречаются малыши с нарушениями в общении, с повышенной застенчивостью, тревожностью, агрессивностью, гиперактивностью, неуверенные в себе дети.

Причины этих нарушений могут быть самые различные, но все эти нарушения мешают не только окружающим, но и самим детям. Эти данные говорят о важности и необходимости проведения работы по социально личностному развитию детей в дошкольном образовательном учреждении.

Социально - педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.

Для качественного развития процесса социализации выделяются следующие направления:

Работа с детьми;

Взаимодействие ДОУ с родителями;

Работа с педагогами.

При этом в работе с детьми особое внимание надо обратить на следующие аспекты:

Адаптация детей раннего возраста;

Совместные игры, направленные на понимание эмоций (чувств) в старшем дошкольном возрасте;

Выявление структуры и коррекция межличностных отношений в подготовительных группах.

Процесс социально - личностного развития дошкольников в детском образовательном учреждении включает различные виды деятельности:

Игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.

Исследовательская деятельность – дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.

Изобразительная деятельность - позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.

Предметная деятельность – удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.

Наблюдение – обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.

Коммуникативная деятельность (общение) – объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.

Проектная деятельность – активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.

Конструктивная деятельность – дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.

Каждому педагогу необходимо выработать уважительное отношение к традициям семейного воспитания детей и признать приоритет родительского права в вопросах воспитания ребенка.

Работа с родителями должна включать как индивидуальное взаимодействие, так и массовое их привлечение к сотрудничеству с ДОУ. Для улучшения взаимодействия с родителями используют как традиционные, так и нетрадиционные формы, такие как:

Фронтальные и индивидуальные опросы родителей, изучение социального портрета семей воспитанников (Совместно с семьями воспитанников, создан альбом «Моя семья», анкетирование);

Групповые встречи в форме круглых столов, дискуссий, диспутов, родительских гостиных;

Организация «Дня открытых дверей» (родители могут сами увидеть, как проводится воспитательно-образовательная работа в ДОУ);

Целевые и спонтанные беседы - встречи с членами семей воспитанников;

Театрализованные представления для детей с участием родителей;

Педагогическое просвещение родителей (Эта работа проводится по всем направлениям воспитательной и образовательной работы с детьми, с использованием авторских разработок, которыми являются компьютерные презентации по ознакомлению родителей и детей с историей родного города, с историей всероссийского праздника «День матери», игры, созданные по этой же теме);

Родительские собрания с показом презентаций: «Почему я люблю мой детский сад?», где дети делятся своими впечатлениями о группе и «Что рассказать ребенку о городе?», где наглядно каждый родитель узнает, какой должна быть экскурсия с малышом, и какую информацию о достопримечательностях города следует ему рассказывать;

Удовлетворение индивидуальных запросов родителей - творческие домашние задания для родителей с детьми, позволяющие наладить доверительные отношения с ребенком, и одновременно поучаствовать в образовательном процессе.

Презентация группы на сайте ДОУ;

Создание газеты «Вырастай-ка»;

Создание компьютерных дидактических игр – викторин для детей и родителей «Что изменилось?» или «Наш город», где можно проверить свои знания о родном городе.

Создание альбома «Воспитываем вместе», где родители делятся своим опытом по различным вопросам воспитания, а педагог видит, какие вопросы беспокоят семьи воспитанников и своевременно реагирует советом или консультацией родителям, как поступить в данной проблемной ситуации.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на повышение качества и статуса дошкольного образования что соответственно, предусматривает и профессиональное развитие педагогических работников, повышение их профессиональных и личностных компетенций. Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Педагог должен постоянно самосовершенствоваться и соответствовать требованиям современности.

Таким образом, краткий обзор социально-личностного развития детей дошкольного возраста позволяет сделать следующие выводы:

Социальное развитие представляет собой многоаспектный процесс, в результате которого осуществляется приобщение человека к «всеобщему социальному».

Дошкольный возраст является сенситивным периодом в социальном развитии человека.

Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в актуальной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между людьми.

Формирование социально-личностного развития дошкольников будет успешным, при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:

Создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви;

Обучение умению слушать и слышать другого;

Развитие умения использовать мимику, пантомимику и голос в общении;

Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;

Обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;

Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам;

Формирование чувства симпатии между участниками общения;

Объяснение детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чем действие;

Обучение умению детей владеть собой;

Развитие умения анализировать ситуацию;

Целенаправленное формирование у детей коммуникативных навыков.

Список литературы.

    Алиева Ш. Г. Cоциальное развитие дошкольников // Молодой ученый. - 2014. - №2. - С. 711-715. - URL h Библиографическое описание: Алиева Ш. Г. Cоциальное развитие дошкольников // Молодой ученый. - 2014. - №2. - С. 711-715. - URL https://moluch.ru/archive/61/9058/ (дата обращения: 17.10.2018).ttps://moluch.ru/archive/61/9058/ (дата обращения: 17.10.2018).

    Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности Под. ред. Д.И. Фельдштейна - М.: Меж. пед. Академия, 1995. - 212

    Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6-ти т. – М., 1984. – Т. 4: Детская психология. – 432 с.

    Качество дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы. - М.: Издательство "ГНОМ и Д", 2002. - 240 с. 8. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования России, 2002. - № 6. 13

    Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] //

    Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» – 0 – 13 [Текст] / М.: Проспект, 2013. – 160 с.

Социально-личностное развитие – является важнейшим направлением развития и образования детей дошкольного возраста, которое обусловлено необходимостью общества в воспитании современного поколения. Во-первых, способных найти «себя» и своѐ место в жизни; во-вторых, понимающих значение соблюдения норм и ценностей данного общества; в-третьих, успешно социализирующихся; в-четвертых, способных к саморазвитию и постоянному самосовершенствованию, проявлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

На протяжении многих лет исследований учѐных в области дошкольной педагогики и психологии доказан тот факт, что именно в первые годы жизни ребѐнка закладываются основные структуры его личности, что возлагает важную миссию и особую ответственность по воспитанию необходимых качеств у нового подрастающего поколения на родителей и педагогов дошкольных образовательных организаций. Следовательно, проблема социально-личностного развития становится особо актуальной в теории и практике дошкольного образования.

Данный факт находит своѐ отражение в основных федеральных документах, определяющих деятельность органов управления и учреждений образования. В статье 12 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» представлены требования к образовательным программам и содержанию образования, которое должно «способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями» .

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) также указывает на ценность и значимость периода детства, важность признания ребенка субъектом образовательных отношений и необходимости учета его индивидуальных потребностей . В данном документе выделяется несколько направлений развития ребенка, среди которых значимое место отводится социально- личностному, которое включает в себя задачи «формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в дошкольной организации; формирования позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе» , развития положительного отношения ребѐнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.

На основании представленного выше, можем констатировать, что социально-личностное развитие детей дошкольного возраста в настоящее время является одним из приоритетных и относится к категории стратегических направлений обновления российского образования, включая дошкольное, и изучается различными смежными дисциплинами, в том числе педагогикой, психологией, социологией, позволяющие охарактеризовать особенности развития личности ребѐнка в социуме.

Развитие ребѐнка дошкольного возраста происходит очень стремительно при непосредственном участии взрослых, которые создают оптимальные условия для проявления индивидуальности каждым ребѐнком, приобщения к нормам и традициям общества, приобретения необходимого опыта, становления основ ценностного отношения к элементам социальной культуры. Данный возрастной период является ответственным за дальнейшую жизнедеятельность человека, так как здесь интенсивно формируется личность ребѐнка через воспитание важнейших качеств (нравственность, духовность, социальная активность, самостоятельность, самопознание, инициатива и др.), позволяющих ориентироваться в меняющихся условиях, тем самым способствовать его саморазвитию и самореализации. Из этого следует, что важным является отношение ребѐнка к взрослым как к соучастникам их деятельности, который вводит дошкольника в мир вещей, ценностей и взаимоотношений.

Проведенные исследования на протяжении долгого времени убедительно доказывают, что дошкольнику необходимо оказывать квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей, его социализации. У ребенка необходимо развивать умение адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать ценность не только собственной личности, но и других людей, уметь выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества. Социализация является процессом усвоения и воспроизведения ребенком социального опыта, позволяющего активно действовать и осуществлять взаимодействие с другими членами общества.

Социально-личностное развитие ребѐнка дошкольного возраста, согласно нашей точке зрения, понимается как целенаправленно организованный процесс формирования ценностного отношения к себе и окружающему миру, социальных отношений со сверстниками и взрослыми, которые способствуют саморазвитию, самопознанию и самореализации самого дошкольника. Это достаточно длительный процесс, требующий немалых усилий от значимых взрослый и соблюдения взаимосвязанных этапов педагогической технологии социально- личностного развития:

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды, включающей систему условий индивидуализации, гендерных особенностей детей и социализации;

Сбор и анализ информации об индивидуальных личностных особенностях каждого воспитанника (личностные качества, умения, потребности, личный опыт детей, взаимоотношение с окружающими и т.д.);

Разработка перспективного планирования работы с детьми по социально-личностному развитию (основные направления работы);

Осуществление систематической работы с детьми по социально-личностному развитию (разнообразие форм, методов, средств, приемов и способов работы);

Коррекция имеющихся социально-эмоциональных проблем.

Таким образом, в процессе реализации данной педагогической технологии социально-личностного развития успешность данного процесса будет зависеть от уровня профессионализма взрослых, формирующие у детей представления о социальном мире, окружающих людях, о самом себе, природе и рукотворном мире, социальные навыки, уверенность в себе, нравственное сознание, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию, и от собственной мотивации ребѐнка, заключающаяся в желании познавать окружающий мир, вступать в совместную деятельность с другими детьми и взрослыми, проявлять свои способности. Большое значение имеет развитие самостоятельности мышления, коммуникативно-речевых умений и компетенций, активизация познавательной и творческой деятельности. Дошкольник должен быть соучастником происходящих вокруг него событий, уметь рационально разрешать возникшие споры и управлять своими эмоциями, поведением в разных ситуациях.

Условием социально-личностного развития является наличие социального окружения, общения с детьми и взрослыми, совместная деятельность детей . Следовательно, чтобы обеспечить своевременное и полноценное развитие ребѐнка в социальном мире, значимым взрослым важно знать особенности и общие закономерности этого процесса, знакомить его с объектами социальной сферы, социумом ближайшего окружения. Это научит ребѐнка свободно ориентироваться в созданном окружении, любить, ценить, уважать и заботиться об его субъектах.

Обобщая сказанное выше, можно сделать вывод, что основой социально-личностного развития ребѐнка является возникновение у него чувства привязанности и доверия к взрослым, повышенный интерес к окружающему миру и самому себе, превращение требований дошкольника во внутренние мотивы поведения. Значимые взрослые в жизни каждого ребенка в дошкольном возрасте должны формировать представление о многообразии человеческих отношений, знакомить с правилами и нормами жизни в обществе, вооружать моделями поведения, которые помогут ему в дальнейшем адекватно реагировать на происходящее в определѐнных жизненных ситуациях.

Список литературы

1. Интеграция образовательных областей как средство организации целостного процесса в дошкольном учреждении: Коллективная монография [Текст] / Под ред. Л.В. Трубайчук. – Челябинск: ООО «РЕКПОЛ». – 158 с.

2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] // www.consultant.ru.

3. Технология социально-личностного развития дошкольников: материалы городской научно-практической конференции 01-02.12.2008 [Текст] / Под ред. Т.М. Бабуновой, Н.И. Левшиной. – Магнитогорск: Магнитогорский ГУ, 2009. – 189 с.

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» – 0 – 13 [Текст] / М.: Проспект, 2013. – 160 с.

Разделы: Работа с дошкольниками

Проблема социально-личностного развития детей является одной из активно разрабатываемых проблем в теории и практике дошкольного образования. В то же время на каждой фазе жизненного пути, как подчеркивал Л.С. Выговский, складываются определенные социальные ситуации развития как своеобразное отношение ребенка к окружающей его социальной действительности. По Л.С. Выговскому, социальная ситуация развития “определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из социальной действительности как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным”. Социальная ситуация развития, включающая систему отношений, различные уровни социального взаимодействия, различные типы и формы деятельности, рассматривается в качестве основного условия личностного развития. Эта ситуация может быть изменена человеком подобно тому, как он старается изменить свое место в окружающем мире, осознав, что оно не соответствует его возможностям. Если этого не происходит, то возникает открытое противоречие между образом жизни ребенка и его возможностям. Главное направление в эмоциональной сфере – способность управлять чувствами. В эмоциях и чувствах отражается непосредственное переживание человеком жизненного смысла предметов и явлений действительности. Чувства сопровождают все виды деятельности и поведения человека. Через эмоции и чувства мы показываем и проявляем любовь к людям, совершаем контролируемые и не контролируемые действия.

В дошкольном возрасте закладываются основы личностного развития, начинают формироваться личностные механизмы поведения. Воля и произвольность становятся важнейшими личностными новообразованиями. Развитие воли связано со становлением мотивационной сферы ребенка, развитие произвольности определяется формированием осознанности и опосредованности поведения. В дошкольном возрасте формируется ядро личности– Концепция. У дошкольников она остается весьма пластичной, подверженной воздействию многочисленных факторов. Для ребенка становятся важными такие составляющие самосознания, как представителя определенного пола, представление себя во времени (в прошлом, настоящем и будущем), оценка себя в отношении прав и обязанностей. Ребенок, рождаясь как индивид, постепенно приобретает черты личности и субъекта социальных отношений. Вхождение ребенка в социум называется социализацией. Способности к социальному взаимодействию развиваются прижизненно, в процессе взаимодействия со взрослым. Общение со взрослым на протяжении дошкольного детства развивается и принимает разные формы.

Социально-личностное развитие – это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей. Важнейшей основой полноценного социально-личностного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят.

В учебном пособии Бабуновой Т.М. приводится следующее понятие “социально-личностное развитие в дошкольной педагогике рассматривается как комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Основными качествами, определяющими успешное социально-личностное развитие дошкольника, является: положительное отношение ребенка к себе (адекватная самооценка, сформированное самосознание, уверенность в себе); положительное отношение к другим людям (адекватные межличностные отношения). Большое внимание в старшем дошкольном возрасте уделяется формированию целостного представления о себе: педагог побуждает детей прислушиваться к собственным ощущениям, рассказывать о своих чувствах и переживаниях. Организуемая совместная деятельность педагога и детей направлена на поиск ребенком своего места в обществе сверстников, выделение своего Я, противопоставление себя другим, занятие активной позиции в разнообразных социальных отношениях, где его Я выступает наравне с другими. Это обеспечивает ребенку развитие нового уровня его самосознания, решает задачи социально-нравственного развития и воспитания дошкольников. Начиная с 4 лет, у ребенка появляются первые представления о том, каким он может стать. Необычайно энергичной и настойчивой становится познавательная деятельность ребенка, главной движущей силой которой является любознательность. Ребенок может уже свободно передвигаться и достаточно владеет речью, чтобы задавать вопросы и осмыслять полученные ответы. Крайне важно, чтобы родители не подавляли познавательную активность ребенка. Главной опасностью этого периода Э. Эриксое считает возможность появления у ребенка чувства вины за свою любознательность и активность, которое может подавить чувство инициативы. Уже у пятилетних детей имеется способность управлять своим поведением в связи с ситуациями морального выбора. После пяти лет дети живо интересуются нормами и правилами взаимоотношений людей, их поведением и вполне осознанно следуют нормам и ситуациям морального выбора, что отражено в исследованиях С.Н. Карповой и Л.Г. Лысюк (1986), а так же Е.В. Субботского (1977). Представления ребенка о социальном мире формируются на основе знаний, которые он получает. Знания могут выполнять разные функции в формируемом у детей социальном опыте. Одна из функций информативная, то есть знания несут в себе информацию о разных сторонах социальной действительности. В отличие от других знаний, которые получает ребенок, знания о социальном мире, о людях, их взаимоотношениях, деятельности обязательно должны быть эмоциогенными-порождающими эмоции. Они должны быть окрашены чувством, нести в себе потенциал, порождающий эмоции, так как главное назначение таких знаний -влиять на формирующиеся мировоззрение, мироощущение и активно-действенное отношение к окружающему. Влияние на ребенка эмоциогенной функции проявляется в интересе к изучаемому объекту, в ярких экспрессивных реакциях (смеется, плачет), в просьбах много раз повторять (чтение сказки и др.). Дошкольник как бы наслаждается переполняющими его впечатлениями, эмоциями. Такое состояние чрезвычайно важно для воспитание социальных чувств, их развития. Некоторые социальные чувства в полной мере недоступны ребенку (чувство долга, национальной гордости, патриотизма и др.). Не всегда дети могут понять причину огорчения или радости взрослых, т. е. ребенок располагает далеко не всей гаммой человеческих чувств. Дети дошкольного возраста эмоционально, с большим интересом воспринимают знания о героизме взрослых людей в период войн (регуляторная функция – она как бы проецирует знания на конкретные поступки и деятельность). Деятельность является важным условием приобщения дошкольника к социальной действительности и развития личности. Деятельность, особенно совместная, является своего рода школой передачи социального опыта. Не на словах, а на деле ребенок видит и понимает, как взаимодействуют между собой взрослые, какие правила и нормы делают взаимодействие приятным. Ребенок имеет возможность в процессе совместной деятельности со взрослыми и сверстниками наблюдать за ними в естественных условиях. В деятельности ребенок не только объект воспитания, но и субъект этого процесса. Дошкольник учится сопереживанию, переживанию, овладевает умением проявлять свое отношение и отражать его в разных доступных возрасту формах и продуктах деятельности. Игра дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение трудно досягаемой для него действительности (А.Н. Леонтьев). В играх ребенка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнует общество, какие идеалы формируются у детей. Отражая в игре события окружающего мира, дошкольник как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, то что воображает в игре. Особое место в познании ребенком социального мира занимает наблюдение. Часто наблюдение осуществляется дошкольником неосознанно. Процесс наблюдения всегда активен, даже если внешне эта активность выражена слабо. Именно из наблюдения дошкольник черпает материал для формирующегося миропонимания, оно (наблюдение) стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства, подготавливает почву для поступков. Общение объединяет ребенка и взрослого, помогает взрослому передать дошкольнику социальный опыт, а ребенку – принимать этот опыт. Общение способно удовлетворить разнообразные потребности ребенка: в близости со взрослым, в его поддержке и оценке, в познании и др. В дошкольном возрасте зарождается учебная деятельность. В процессе обучения на занятиях ребенок имеет возможность приобретать знания под руководством взрослого человека, который и организует сообщение знаний, и контролирует их освоение детьми, вносит необходимую коррекцию.

Из вышеизложенного можно сделать следующий вывод, что в раннем детстве у ребенка параллельно с познанием окружающего мира продолжается познание самого себя. В этом процессе самосознание выполняет центральную и регулирующую функцию. Развитыми личностными новообразованиями ребенка в дошкольный период являются ранние проявления у него эмпатии и самоконтроля, которые в свою очередь во многом определяют морально– нравственную ориентацию и поведение ребенка на данном этапе его возрастного развития. В дошкольном возрасте возникают первые этические инстанции: формируется моральное сознание и моральные оценки, складывается моральная регуляция поведения, интенсивно развиваются социальные и нравственные чувства. Таким образом, каждый вид деятельности вносит свой вклад в процесс социализации личности в соответствии со своей спецификой и потому важен и сам по себе, и во взаимосвязи с другими видами.

На базе Дворца творчества детей и молодежи были открыты группы раннего развития детей. В эти группы вошли дошкольники 3–5 лет не посещающие детские сады. Многие дети не имеют возможности посещать детские сады, а общение со сверстниками и новыми людьми очень важны в любом возрасте. Наша программа поможет ребенку научиться понимать и оценивать поступки других людей, развить такие важные качества, как сочувствие и переживание, укрепить нравственные ориентиры. Комплексы психологической тренировки помогут детям снять мышечное и эмоциональное напряжение. Программ по предмету “Социализация” не существует. Даннаяобразовательная программа “Социализация” составлена на основе примерной общеобразовательной Программы воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста. (Под редакцией Л.А.Парамоновой, М., 2004.) Ориентирована на детей 3–5 лет, не посещающих детский сад. Цель программы “Социализация” – формирование эмоционально-волевой сферы дошкольника и развитие коммуникативных навыков. Задачи: развивать коммуникативные навыки ребенка через подвижные игры, песочную терапию, сказкотерапию; формировать отрицательное отношение к проявлению негативных черт характера, учить находить пути их преодоления; развивать эмпатию, а именно понимание, сочувствие и содействие другим людям; способствовать полноценному развитию личности ребенка через самовыражение и творчество; формировать базис личной культуры и собственной индивидуальности.

Сроки реализации программы – 2 года; количество часов – по каждому году обучения – 36 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25 минут.

Программа разделена на 4 основных блока:

1-й блок “Развитие коммуникативных навыков”.

Его цель: адаптировать детей от 3–5 лет к новым условиям (дети, приходящие в группу развития не посещали детские сады и имеют проблемы адаптации), способствовать формированию положительных черт характера. С помощью данного блока ребенок научится сотрудничать и уважать интересы других, уметь находить общие решения в конфликтных ситуациях; научится умению слушать и слышать другого, использовать мимику, пантомимику и голос в общении.

2-й блок. Формирование эмоционально-волевой сферы.

Цель: Способствовать развитию эмоциональной сферы ребенка, проявление эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами. С помощью данного блока дети познакомятся с основными эмоциями: интерес, радость, удивление, грусть, гнев, страх, стыд, вина, научатся распознавать эмоциональное проявление других людей по различным признакам (мимика, пантомимика, голос).

3-й блок. Сказкотерапия.

Работа со сказками через ролевые игры, позволяет ребенку на вербальном и эмоциональном уровне осознать, что такое “хорошо” и что такое “плохо”, примерить на себе роли обидчика и обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного, примерить на себя роль родителя и оценить свой поступок со стороны, а также позволяет ребенку иными глазами взглянуть на окружающий мир и близких людей.

4-й блок. Песочная терапия.

Цель: проживание и разрешение некоторых психологических проблем детей (работа со страхами, несамостоятельностью, агрессивностью, обидами). Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи. И тут ему на помощь приходят игры с песком. (Методика: Проигрывание тревожных ситуаций с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка). Ребенок освобождается от напряжения. Он приобретает опыт символического положительного разрешения жизненных ситуаций. Этот опыт попадает в бессознательное, перерабатывается там. И наступает момент, когда мы можем заметить в поведении ребенка изменения. Он начинает применять в реальности свой “песочный” опыт.

Программа построена в форме психотренинга, цель которого – развитие навыков конструктивного общения, обеспечении чувства психологической защищенности, доверия к миру, умение получать радость от общения, формирование базиса личной культуры, развитие эмпатии и собственной индивидуальности.

Педагог создает непринужденную обстановку, чтобы ребенок не боялся, что его действия будут отрицательно оценены. Никаких оценок, порицаний!

Атмосфера доверия и дружеское расположение к ребенку дают возможность раскрыть его внутренний мир, позволяют научиться делиться своими проблемами.

Список литературы

  1. Гераскина Ю. Н. “Программа эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.” Магу – 2005 г.
  2. Дубровина И. В., Лисина М. И . “Возрастные особенности психического развития детей”. М – 2005 г.
  3. Выготский “Психология”. М – 2007 г.
  4. Петровский В. А. “Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста”. М – 2006 г.
  5. Смирнова Е. О. “Детская психология”. М – 2003 г.
  6. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. “Практикум по дошкольной психологии". Академия – 2000 г.
  7. Л.Ф.Обухова “Детская психология". М – 2000 г.
  8. Козлова С.А. “Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью”. 1998 год.
  9. Козлова С.А. “Я – человек”: Программа приобщения ребенка к социальному миру//Дошкольное воспитание. – 1996. – № 1.
  10. Крюкова С.В., Слободняк Н.П. “Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. –2000.
  11. Рылеева Е. Как помочь дошкольнику найти своё Я. – 2000.
  12. А.В.Петровский . К пониманию личности в психологии//Вопросы психологии. – 1981. – № 2
  13. Бабунова Т.М. Социально-личностное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. Пособие. МаГУ, 2005.
  14. Коломийченко Л.В. “Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста”, Пермь, 2002.
  15. Ю.Н. Гераскина “Программа эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста”, Магнитогорск, 2005 г.

В настоящее время задачи социально-личностного раз­вития детей решаются дошкольной педагогикой через осо­знание взаимосвязи их психических особенностей с воспи­танием и обучением.

Среди показателей социально-личностного развития дошкольников исследователи отмечают адекватные спосо­бы общения с близкими взрослыми, социальную компе­тентность, или социальную зрелость, в единстве её мотивационного, когнитивного и поведенческого компонентов, ориентировку в окружающем предметном мире, в пред­ставлениях о самом себе, о событиях собственной жизни и о своей деятельности, а также о явлениях общественной жизни.

Взаимодействие ребёнка третьего года жизни со свер­стниками строится на интересе друг к другу, играх рядом. Так формируется «просоциальное поведение», то есть уме­ние делиться с кем-то, проявлять элементарную заботу о других.

Усвоение ребёнком общественного опыта происходит в процессе становления предметно-игровой деятельности, продуктивных её видов, обучения. Познание окружающей жизни протекает в игре, в том числе сюжетной.

Именно в этот период (с 2 до 3 лет) малыш начинает осознавать, что имеет индивидуальное имя, которое слы­шит, узнаёт, ласковые варианты которого знает. Ребёнок выделяет себя как персону.

Особое место занимают вопросы половой идентифи­кации и социализации ребёнка, которые включаются в структуру образа «Я» и реализуются не только в общении с семьёй, но и со сверстниками.

Для формирования у малыша положительного отноше­ния к себе воспитатели должны создавать такие условия,

чтобы он чувствовал свою значимость для окружающих, их любовь и был уверен в том, что всегда получит поддерж­ку и помощь с их стороны. Такое позитивное отношение укрепляет доверие ребёнка к миру взрослых и обеспечива­ет возможность активно и эффективно его осваивать.

С этой целью воспитатель может чаще создавать такие ситуации, где центром внимания является каждый его под­опечный. В групповом помещении желательно разместить фотографии детей так, чтобы любой малыш мог увидеть и узнать себя на фотографии, показать её другим детям и взрослым.

Полезно оформить альбом, в котором собраны семей­ные фотографии, групповые снимки. Хорошо выставлять рисунки, поделки каждого ребёнка, показывать их роди­телям, сотрудникам, сверстникам «автора», хвалить в его присутствии. Целесообразно отмечать дни рождения ребя­тишек всей группой, готовить и дарить подарки именин­нику.

Важно проявлять интерес к чувствам ребенка и пред­почтениям, разговаривать с ним о родителях, о событиях в его жизни, любимых играх, игрушках. Педагоги и роди­тели должны чутко реагировать на все переживания малы­ша, радоваться вместе с ним, сочувствовать при огорчении, помогать понять причину того или иного переживания, выразив её словами.

Взрослым надлежит способствовать развитию у ребён­ка представления о его внешнем облике. Нужно обращать внимание на цвет глаз, волос, одежду, подчеркивать его до­стоинства. Это стоит делать как в непосредственном обще­нии, так и разглядывая вместе с ним отражение в зеркале, где можно рассмотреть детали, обычно невидимые малы­шу, например бантик на спине, рисунок на заднем кармаш­ке и т. п.

На третьем году жизни происходит дифференциация представлений ребёнка о своих возможностях, способно­стях и действиях, уточняется отношение его к себе. Эти из­менения наглядно проявляются в поведении малыша.

Дети обычно имеют отчетливое представление о себе как о мальчике или девочке, поэтому уже в раннем возрасте следует уделять внимание формированию у ребёнка поло-ролевой идентификации: указывать на особенности при­чески и одежды мальчиков и девочек, предлагать в играх девочкам быть мамой, тетей, няней, мальчикам - папой, дядей, шофёром и т. д. В групповом помещении и на участ­ке должны быть игрушки как для девочек, так и для маль­чиков. Это не значит, что девочки могут играть только с ку­клами, а мальчики с машинками. Каждый вправе играть с теми Игрушками, которые ему нравятся, но ассортимент надо подобрать таким образом, чтобы стимулировать игры, способствующие полоролевой идентификации.

Значительным достижением данного возрастного пе­риода является развитие социальных навыков. Они фор­мируются в ходе ежедневных процедур, которые занимают большую часть времени, проводимого малышом в группе полного дня. Социальные навыки не должны рассматри­ваться как простое обеспечение физиологических нужд ре­бёнка. Все процедуры то, как они проводятся, составляют важную часть педагогического процесса.

В эти моменты открывается возможность индивиду­ального общения воспитателя (родителя) с малышом, по­вод побыть с ним один на один, поговорить. Их нужно ис­пользовать для установления доверительных отношений, укрепления эмоциональной связи между ребёнком и взрос­лым. В ходе ежедневных процедур, беседуя с малышом, взрослый называет предметы и действия, что-то объяс­няет, спрашивает, отвечает на вопросы, читает стихи - всё это способствует познавательно-речевому развитию ре­бёнка.

В процессе умывания, одевания, приёма пищи он обу­чается различным действиям: брать мыло и намыливать руки, открывать кран, надевать колготки, застёгивать и расстёгивать застёжки на одежде, обуви. Постепенно дети учатся самостоятельно умываться, одеваться и т. п. Уча­ствуя вместе с воспитателями и родителями в повседнев­ных делах, следуя примеру взрослых, они приобретают со­циальные навыки.

Главное, к чему должны стремиться воспитатели (и ро­дители), проводя ежедневные процедуры, это создавать доброжелательную атмосферу сотрудничества. Приучая детей к самостоятельности, необходимо учитывать инди­видуальные особенности каждого: не торопить медлитель­ного, не предлагать непосильные для малыша действия, не выполнять за него то, что он может сделать сам, называть ребёнка только по имени.

Приход детей в ДОУ и уход из него - очень важные мо­менты для ребёнка и его родителей. Утром малышам бывает трудно переключаться на другую обстановку, разлучать­ся с мамой. Вечером некоторые ребята, увлечённые игрой, не хотят уходить домой, расставаться с воспитателем, дру­зьями или игрушкой. Взрослым предстоит сглаживать эти моменты, делать их приятными для малыша.

Если воспитатель при встрече ежедневно проявляет индивидуальное внимание к каждой семье, ласково при­ветствует ребёнка, ободряет его, это помогает снять напря­жённость ситуации, делает её менее тревожной.

Родителям и воспитателям полагается при встрече об­меняться информацией о том, как малыш спал, ел, в каком пребывал настроении. Это позволит взрослым учесть со­стояние ребёнка, соответствующим образом изменить рас­порядок дня. Например, он не хочет расставаться с игруш­кой, с которой играл в то время, когда за ним пришли, отказывается прекращать игру, игнорируя маму. Воспита­тель может предложить ей поиграть вместе с сыном, взять игрушку с собой. Если выяснится, что малыш плохо ел в яслях, родители покормят его ужином пораньше.

Ласково прощаясь с ребёнком, воспитатель готовит его к завтрашней встрече: «До свидания, Ниночка! Завтра при­дёшь опять, будем играть снова. До завтра!»

Раздевание и одевание детей занимают много времени в течение дня. Эти процедуры целесообразно использовать для того, чтобы приучить ребёнка к самостоятельным дей­ствиям. Надо предоставить ему возможность упражняться в последовательности операций. Ребёнок может наблюдать за тем, как другие дети одеваются сами, попытаться под­ражать им. Имитируя действия сверстников, поступая по показу воспитателя или следуя его простым инструкциям, малыш учится снимать и надевать одежду, расстёгивать и застёгивать застёжки. Родителям надо позаботиться с том, чтобы одежда и обувь были с удобными застёжками (на молнии, на липучках), ярких цветов, с запоминающимся рисунком или обладали отличительными признаками, с которыми нужно познакомить ребёнка.

Помогая малышу одеваться и раздеваться, воспитатели (и родители) должны быть спокойными и терпеливыми, не ругать, не подгонять ребёнка, не совершать резких и гру­бых действий. Всё должно сопровождаться ласковой речью, с называнием предметов одежды, рассказом, что и для чего в данный момент взрослый и ребёнок делают: «Сейчас мы возьмём носочки и наденем их, чтобы ножки не замёрзли, потом наденем сапожки. Вот так, Сашенька, молодец!»

Предлагая ребёнку попробовать самому выполнить то или иное действие, нужно подбодрить его и вселить уве­ренность в успехе и помощи взрослого: «Катенька, ты сама надела одну рукавичку. Попробуй теперь так же надеть вторую. Что, пальчик застрял? Не беда, я тебе чуть-чуть помогу, и всё получится. Вот ты и научилась надевать рукавички. Теперь ручки не замёрзнут на морозе. Ты моло­дец!»

Взрослые привлекают внимание детей к их внешнему виду, деликатно напоминают, как пользоваться носовым платком, устранять непорядок в одежде, причёске: «Ва­лечка, давай завяжем тебе бантик, сделаем красивую при­чёску». Помогая ребёнку заправить рубашку, причесаться, высморкаться, можно подвести его к зеркалу и вместе по­любоваться аккуратным видом, похвалить его: «Вот моло­дец, Петенька, теперь у тебя всё в порядке».

Воспитатель одобряет опрятный внешний вид детей, побуждает их порадоваться чистой одежде, аккуратной причёске. Не стоит стыдить ребёнка, привлекать внимание других детей к непорядку в его внешнем виде. Постепен­но дети начинают замечать испачканную одежду и обувь, грязные руки и сами обращаются к взрослому с просьбой о помощи.

Наиболее успешно разнообразные социальные навыки формируются у детей третьего года жизни в процессе со­трудничества со взрослыми, когда они наблюдают за их деятельностью и включаются в неё.

Воспитатель обращает внимание малышей на свои дей­ствия, рассказывает, что и для чего он делает, предлагает помочь ему накрыть на стол, принести и разложить ложки, салфетки, развесить полотенца.

По окончании игры или занятия педагог побуждает своих подопечных вместе с ним положить игрушки на ме­сто. Нужно объяснить им, что любую игрушку легко найти, если она всегда находится в «своём домике». Воспитатель предлагает малышам помыть игрушки, искупать кукол, постирать их платьица или брючки.

Дети учатся вешать одежду, ставить обувь, класть на ме­сто шапку, шарф и варежки в своём шкафчике. Чтобы легко отыскать его, на дверцу обычно прикрепляют предметную картинку. Пусть ребёнок выберет её сам. Раздевая и одевая ребятишек, педагоги также побуждают их помогать: пока­зать, где лежит шапочка, куда поставить сапожки, как по­ложить на место варежки.

Правила этикета дети легче усваивают, если взрослые в семье и в детском саду служат примером для подража­ния.

Малыши учатся быть вежливыми, следуя правилам: здороваться при встрече и прощаться при расставании; бла­годарить за помощь, за подарок; пользоваться салфеткой и носовым платком; желать приятного аппетита и спокойной ночи; извиняться, если нечаянно причинил кому-то не­приятность; спрашивать разрешения, если хочется присо­единиться к игре других детей или взять чью-то игрушку, не перебивать старших.

Перед едой взрослый желает ребёнку приятного аппе­тита, учит говорить «спасибо» после еды. Во время приёма пищи педагог негромко беседует с детьми: рассказывает, что они будут есть на первое и на второе, спрашивает, вкус­ный ли компот, хвалит малышей.

В ходе проведения ежедневных процедур дети часто капризничают, выражают недовольство, вступают в кон­фликты со взрослыми. Ребёнок может отказываться от приёма пищи или какого-то её вида, не хочет садиться за стол, во время еды не желает пользоваться ложкой, чашкой ит. п.

Некоторые не любят переодеваться, плачут, сопротив­ляются, привередничают. Случается, что малыш ни за что не ложится в кроватку или долго не засыпает, зовёт маму, плачет. Многие дети не умеют проситься в туалет, отказы­ваются садиться на горшок, терпеть не могут умываться, причёсываться.

Чтобы понять истинные причины сопротивления, вос­питателю важно представить чувства и переживания ре­бёнка в данной ситуации. Отказ от выполнения режимных процедур чаще всего связан с возникшими или закрепив­шимися негативными ощущениями (холодный горшок, неловкая поза, попадание мыла в глаза, непривычно твёр­дая пища, неудобная одежда и пр.).

Переживания могут быть вызваны неделикатным обра­щением взрослого (резкие, поспешные движения, громкий и раздражённый голос воспитателя, подавление стремле­ния к самостоятельности, прерывание интересных заня­тий). В таких случаях плач, капризы выступают сигналом о дискомфорте, эмоциональном неблагополучии, которое испытывает малыш, а не являются лишь признаком недис­циплинированности.

Личностно-ориентированное взаимодействие помога­ет избежать принудительных способов проведения режим­ных процедур, которые могут привести к стойким негатив­ным последствиям. Рекомендуется использовать ласковые уговоры, объяснения, подходящие к ситуации, песенки, стихи, рассказы, обыгрывание процедуры, поощрение са­мостоятельности ребёнка, следование за темпом его дей­ствий.

Способы личностно-ориентированного взаимодей­ствия требуют от взрослого особых усилий, терпения и творческого подхода, зато позволяют маленькому человеку испытывать положительные эмоции, порождают чувство уверенности, доверия к взрослому, способствуют развитию самостоятельности малыша.

Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Многие годы дошкольное воспитание в нашей стране было в основном ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Сама по себе социализация направлена не столько на обучение, сколько на воспитание личности, приобретение социальных навыков.

Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

Проблема социально-личностного развития и воспитания дошкольников - один из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п.

Обязательный минимум требований к социально-личностному развитию воспитанников:

  • Развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
  • Создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят.
  • Формирование у ребенка чувства собственного достоинства, осознание своих прав и свобод (право иметь свое личное мнение, выбирать друзей, игрушки, вид деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);
  • Воспитание положительного отношения ребенка к окружающим людям – уважение и терпимость к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личного и поведенческого своеобразия, уважение к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, взглядам, желаниям;
  • Приобщению детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планирование совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнерами своих мнений и действий;
  • Развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;
  • Создание коммуникативной компетентности ребенка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражений собственных переживаний;
  • Формирование у детей социальных навыков – освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, устанавливать новые контакты.

Социально-личностное развитие многоаспектно, трудозатратно, часто отсрочено во времени. Основная цель педагогов детского сада – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений.

Педагогическая технология социально-личностного развития детей осуществляется поэтапно.

  • Сбор информации об индивидуальных личностях особенностях воспитанников;
  • Перспективное планирование работы с детьми по социально-личностному развитию;
  • Систематическая работа по социально-личностному развитию;
  • Коррекция имеющихся социально-эмоциональных проблем.

Примерная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой предлагает реализовать решение задач социально-личностного развития воспитанников в следующих образовательных областях: «Социализация», «Труд», «Безопасность».

Педагоги должны ясно понимать, что при планировании любой деятельности с детьми необходима максимальная интеграция всех 10 областей. Современный подход к развитию воспитанников требует новаторства, повышенной ответственности и гибкого подхода приобщении детей к общепринятым нормам.

Необходимо исключить из практики нравственный формализм, когда знания расходятся с практикой взаимоотношений детей с окружающими людьми. Дошкольник активно в мир социальных отношений, приучается их выполнять. Происходит это в соответствующих возрасту видах деятельности.

Организуя игру, труд, общение детей, приобщая к безопасному поведению, необходимо создать максимум для регуляции отношений со сверстниками, воспитание у детей личностных качеств.

Решению задач социально-личностного развития способствует организация педагогического процесса на основе личностно-ориентированной модели, которая предусматривает тесное взаимодействие детей с педагогом, допускающим и учитывающим наличие у дошкольников собственных суждений, предложений, несогласий. Существенное значение имеет эмоциональная регуляция поведения соответствующего нормам морали.

Большую роль в успешном социально-личностном развитии дошкольников играет коллектив единомышленников, который формируется из администрации детского сада, воспитателей, педагога-психолога, специалистов. Воспитатели формируют представления детей о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, природе, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию. Музыкальные руководители помогают в создании драматизаций, обыгрывании ситуаций с использованием декораций, костюмов. Педагог-психолог ведет работу с детьми по овладению языком эмоций, коррекции агрессивности, формированию уверенности в себе, социальных навыков, нравственного сознания.

В целях обеспечения социально партнерства ДОУ и семьи необходимо уделять большое внимание работе с родителями. Для обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей по социально-личностному направлению работы с детьми необходимо составить план работы с родителями в этом направлении, а для ознакомления родителей с работой детского сада использовать родительские собрания, консультации, открытые мероприятия, совместные праздники, но и конечно же должен работать сайт и блог ДОУ.

МБДОУ – детский сад № 42 «Лукоморье» активно участвует в экспериментальной деятельности. Первый эксперимент по программе «Здоровье творение» основной целью предполагал сохранение и восстановление здоровья. Уже в 2008 году штат ДОУ дополнили ставки педагога-психолога, социального педагога.

С этого периода начались наши первые шаги по социализации детей ДОУ. Уже в те годы мы понимали необходимость решения этой задачи. Социальный педагог в тесном контакте с педагогом-психологом организовали кружок «Социально-психологическая адаптация детей в окружающем мире», в которых красной нитью проходило направление: забота о здоровье и социально-эмоциональном развитие.

Министерства образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Московский государственный областной гуманитарный институт

Кафедра педагогики начального и дошкольного образования

«Актуальные проблемы социально-личностного развития дошкольников»

Работа выполнена

Студенткой 2 курса

заочного отделения

педагогического факультета

Мешковой Оксаной Валерьевной

г. Орехово-Зуево

Похожие публикации