Работа социального педагога с беспризорными и безнадзорными детьми. Работа с безнадзорными и беспризорными детьми

Многообразие социальных проблем, сопутствующих развитию российского общества, в большей степени затруднило современную семью.

Множественность проблем современной семьи порождает ситуацию, когда дети оказываются оторваны от семейных забот. Даная ситуация выражается в увеличение количества безнадзорных и беспризорных детей. Беспризорных детей в России на сегодняшний день около миллиона. Их цифра постоянно колеблется и складывается на основе данных, получаемых от органов правопорядка.

Среда массовой информации оперирует ещё более высокими показателями

Не возможность четкого учета безнадзорных детей связана, в том числе, и с неопределенностью самого понятия «безнадзорный ребенок». Так, в некоторой популярной литературе, публикациях газетах и журналов термины «безнадзорный» и «беспризорный» ребенок употребляется как символы, иногда появляется такое смещение терминов и в научных работах.

Таким образом, необходимо разделить две разные, хотя и связанные между собой проблемы детской безнадзорности и беспризорности.

Обратимся сначала к словарям.

Словарь русского языка С.И. Ожегова трактует эти понятия так: «безнадзорный» лишенный надзора, «беспризорный» - 1) лишенный присмотра. 2) бездомный, живущий на улице, первое значение второго термина фактически является синонимом значения первого термина.

Базовым законом в области интересующей нас проблемы является закон РФ, принятый в июле 1999 года, «Об основах системы профилактики безнадзорности и и правонарушений несовершеннолетних» . В нем отмечается: «безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или надлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или знакомых представителей либо должностных лиц», а «беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания».

В.В Терехина, начальник отдела социальной профилактики безнадзорности детей Минтруда России, комментируя постановление Правительства РФ от 13.03.2002 г. № 154 «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности», также говорит о необходимости разделения этих двух понятий: «Безнадзорные дети проживают в своей семье, но контроля за их поведением, обучением, развитием и воспитанием со стороны родителей и школы практически отсутствует, по сути, они представлены сами себе. Беспризорность - это крайнее проявление безнадзорности. Для беспризорных детей характерно проживание в не семьи».

Для более четкого представления о детской безнадзорности следует определить понятие «надзора» за ребенком. Если под детской безнадзорностью понимать только отсутствии или недостаточность контроля за поведением и занятиями детей и подростков, то при этом упускается очень важный момент - отчуждение самих детей от семьи, детского коллектива, отсутствие эмоциональной взаимосвязи между детьми и родителями.

А это очень важно потому, что постоянный контроль за ребенком практически невозможен, да и не нужен, другое дело, когда подросток, оказываясь без родительского надзора, соотносит свои действия и поступки с тем как к ним отнесутся его родители (воспитатели). При отсутствии эмоциональной связи поколений, взаимоуважения и любви ребенок, освобождаясь от контроля взрослых, чувствует себя свободным и, как он считает, волен делать то, что хочет, не оглядываясь на то, как к этому отнесутся родители. Таким образом, состояние безнадзорности помимо перечисленных в выше приведенных определениях признаков характеризуется также отсутствием внутренней связи между детьми и родителями или лицами, их заменяющими. Говоря о несовпадении терминов «безнадзорный» и «беспризорный» следует учитывать, что безнадзорность в основном определяется с помощью правил педагогики. Не случайно его сущность, признаки входят в сферу внимания педагогической науки, обращающей внимание на правильно понимаемый надзор за несовершеннолетними, который не сводится к контролю за его поведением, времяпрепровождением, а состоит в подержании, сохранении внутренней духовной связи с ребенком, подростком, такой связи, которая позволяет сохранить даже на расстоянии контакт родителей, заменяющих их лиц со своим воспитанником. Отсутствие именно такого надзора приводит ребенка в такую ситуацию, из которой он часто не может найти выход социально одобряемыми способами и средствами.

Что же является основными причинами возникновения явления детской безнадзорности? Несомненно, здесь присутствует целый ряд социальных причин: бедность, рост преступности, нерегулируемая миграция, наркомания и др. В докладе «дети улицы. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей» одной из таких причин называется уход детей из школы. По мнению авторов доклада, «дети подростки, оказываются вне школы и не нашедшие себе постоянной работы, становятся «детьми улицы». Работая над проблемой детской безнадзорности, М.А. Ковальчук выделяет две группы причин этого явления: семейный и индивидуальный. К первым относится относится дисфункциональность семей, различные искажения семейного воспитания, жестокость в семье, а также алкоголизм, признаки асоциальной личной деформации и криминальность родных; психопатические черты у родителей с аффективной возбудимостью, а также их незрелость изолированность, неустойчивая самооценка, снижение толерантности к стрессам и личностные проблемы. Индивидуальные предпосылки безнадзорности М.А Ковальчук рассматривает как вторичные и играющие свою роль в возникновении нарушений социализации лишь в сочетании с вышеуказанными отклонениями в семейных отношениях.

Не вызывает возражений, что основной причиной безнадзорности является ослабление связи с семьей, родными и близкими людьми. Ослабление таких связей приводит к потере ответственности ребенка людьми. Ослабление таких связей приводит к потере ответственности ребенка за свои действия, поскольку ему безразлично, что подумают о нем родные, что они будут чувствовать, узнав о его поступке. Такое положение вещей дает подростку чувство «свободы», к которой, как правило, стремится каждый подросток, но проблема здесь заключается в том, что безнадзорные дети понимают эту свободу как безнаказанность, а не как ответственность за свои действия.

Многие дети считают, именно такую «свободу» главной ценностью для себя. Мы просили воспитанников определить, что для них означает понятие «надзор»и что такое отсутствие «надзора». Большинство (75%) определили надзор как «как постоянный контроль со стороны взрослых», большая часть из них (79.5%)говорила о том, что это мешает им в жизни, что они считают себя самостоятельными и им не требуется вмешательство взрослых. Лишь два человека из опрошенных сказали, что именно отсутствие надзора произвело их к совершению противоправных поступков.

«Отсутствие надзора» большинство воспитанников (77%) определяют именно как «свободу», в смысле не зависимости от взрослых (зависимость от друзей они «несвободной» не считают).

Мы разделяем понятия детской безнадзорности и беспризорности следующим образом: Безнадзорные дети - это те, которые поживают в семье, но должный контроль за их воспитанием, обучением, поведением и развитием со стороны родителей, близких родственников или лиц, их заменяющих, не осуществляется. Ребенок при этом формально находится на родительском попечение, сохраняет эмоциональную привязанность к одному или нескольким членам семьи, но большую часть времени представлен сам себе.

Беспризорные дети - это дети, оставшиеся без попечения родителей, потерявшие их, или дети, родители которых лишены родительских прав, а также не состоящие на попечении в тех или иных учреждениях.

Определение категории уличных детей возможно в рамках правого подхода (согласно федеральным и региональным законодательным актам Российской Федерации) или классификации семейного неблагополучия.

Приведем определение уличных детей, данной группой неправительственных организаций: «уличный ребенок - это любой несовершеннолетний, для которого улица (в широчайшем смысле этого слова, включающем незанятые жилища, незаселенные земли и т.д.) стала его или её обычным местопребыванием, а также тот, кто не имеет достаточной защиты». Конкретизируя предположенное определение, можно сказать, эти дети, которые «выпили» из трех базовых для всякого ребенка развивающих сред: семьи, школы, конструктивных форм досуговой деятельности - и включились (или выключается) в четвертую среду - уличную. В соответствии с таким подходом «уличные дети» могут быть классифицированы прежде всего по степени «выпадения» из базовых развивающих сред.

В такой подход укладывается деление детей по категория, предложенное ЮНИСЕФ (UNICEF):

Дети которые живут на улице, т.е. проводят большую часть времени вдали от своих семей либо не имеют их вовсе (полное выпадение из среды семьи, школы);

Дети, которые только работают на улице, т.е. проводят значительную часть дня на улице, но поздним вечером возвращаются домой. Они связаны со своими семьями и, возможно, посещают школу.

Приведем другую классификацию, разработанную А.П. Суровцевой на основании 10 летнего опыта работы в организации

«Врачи мира США». Детей, нуждающихся в помощи, можно условно подразделить на следующие группы:

Первая группа - дети, длительное время на улице потерявшие связь с родителями и школой, обществом - полное выпадение из сфер семьи и школы;

Вторая группа - дети, проживающие дома с родителями, другими родственниками, проводящие большую часть времени на улице и не посещающие школу или другое учебное заведения (безнадзорные дети) - полное выпадение из школьной деятельности и частично из сферы семьи;

Третья группа - дети, проживающие дома с родителями или с другими родственниками, более менее регулярно посещающие школу, но имеющие проблемы как в обучение, так и с поведением (здесь в качестве оснований для дифференциаций берутся включения в среде)

Четвертая группа - дети, которые внезапно остались без попечения родителей на различные по положительности сроки по разным причинам в том числе биологические сироты (здесь в качестве основания берется факт лишения семь).

Однако обращение к опыту уличной социальной работы показало недостаточность таких определений, так как они носят общий характер, плохо стыкаются с реальной практикой социальной работы, специалистами в это понятие вкладывается разный смысл и т.д.

Русская пословица гласит: «Лучше не храм построить, а сироту пристроить!». Как и по всей стране, в Московской области проблема детской беспризорности стоит очень остро. Свой посильный вклад в решение этой проблемы вносят священнослужители и прихожане храмов Московской епархии.

Первое направление такой деятельности — это работа в государственных приютах и детских домах. Сегодня уже можно с уверенностью сказать, что этот вид социального служения набирает силу. Священнослужители Московской епархии окормляют сейчас более 50-ти государственных детских домов и приютов.

В качестве примера можно привести взаимодействие с государственным приютом «Колосок», находящимся в г. Мытищи. В этом приюте проживают 15 детей. Кроме обычного персонала, приют обслуживают две семьи прихожан храма Владимирской иконы Божией Матери. Все свободное от работы и учебы время члены этих семей проводят в приюте. Они помогают своим подопечным готовить уроки, участвуют в общих играх, проводят индивидуальные беседы, ненавязчиво привлекают детей к общей молитве.

Нужно сказать, что последнее требует особого духовного такта. Дети, поступившие в интернат, как правило, относятся к религии или безразлично, или даже враждебно. Они неохотно слушают то, что им говорится о Церкви и о Православии. Были случаи, когда их приводили в храм на экскурсию, некоторые не хотели даже войти в храм, не говоря уже о том, чтобы исповедаться и причаститься. К чести наших сотрудников следует отметить, что они не принуждали детей и не оказывали на них никакого давления.

Тем не менее, благожелательное, участливое отношение наших тружеников к детям-сиротам постепенно ослабляет чувство недоверия к Церкви, и многие воспитанники интерната со временем соглашаются принять Св. Крещение и участвовать в церковной жизни.

Конечно, перед нашими церковными сотрудниками не ставится прямая задача обязательно привлечь всех детей в лоно Церкви. Главное — согреть их «прозябшее» духовно сердце материнской любовью и по возможности как-то приглушить тоскливое чувство сиротства и одиночества.

Другое направление участия Церкви в судьбе беспризорных детей — создание детских приютов при храмах. Можно с уверенностью сказать, что почти при каждом храме собираются дети. При некоторых храмах их единицы, при других — десятки. Их состав постоянно меняется: одни приходят, «обогреются», «приоденутся» и уходят. Их места занимают другие. Эта миграция не поддается никакому учету. Явно, что эти дети не имеют постоянного места жительства, и вывод напрашивается сам собой: нужно их как-то определить. И это делается на приходах, порой даже без согласования с местной администрацией и, конечно, на начальном этапе без всякой поддержки с ее стороны.

Существует такой приют и у нас при Владимирской Церкви г. Мытищи. Сейчас в нем живут 10 детей. Большинство из них из неблагополучных семей. Они не получили элементарного воспитания, многие никогда не учились в школе. Поэтому нашей важной задачей является восполнить пробелы в их воспитании и образовании, подготовить их к школе, дотянуть до уровня среднего образования и, выявив особенно талантливых, учить дальше — дать высшее образование. Для этого у нас есть специальные репетиторы, которые помогают воспитанникам приюта готовиться к школьным занятиям. Ребята также посещают воскресную школу при храме.

Дети имеют возможность выходить в город и посещать семьи своих друзей по школе. Поскольку приют находится на территории храма, дети в свободное время участвуют в службах, более взрослые из них участвуют в уборке храма, помогают на кухне, где готовят пищу для сотрудников, клира и неимущих. Они работают также на продуктовом складе и в гаражах.

Детей хорошо кормят, одеты они, конечно, скромно, но, главное, за ними смотрят сотрудники и заботятся о них, как о родных детях. Конечно, несмотря на эту заботу и внимание, они остаются сиротами, и печать сиротства невозможно полностью «стереть» с их лиц. Многое упущено в их жизни, и восполнить упущенное непросто, но уже сегодня с полной уверенностью можно сказать, что дети, соприкоснувшиеся с Церковью, или проведшие в ее стенах несколько лет, уже иные и не такие, как те, которые живут на вокзалах и рынках. Конечно, они не лишены пороков, свойственных беспризорным детям, но эти пороки не так чудовищно преобладают в них, как у той части детей, которая находится вдали от храма и не испытывает благотворного влияния Православной Церкви.

Такие «церковно-приходские» приюты существуют во многих приходах и монастырях нашей епархии. К сожалению, большинство из них не зарегистрированы официально из-за бюрократических сложностей, а в ряде случаев и противодействия со стороны местных властей. Но и такие приюты выполняют свое назначение. Те любовь и внимание, которыми окружают осиротевших детей служители и работники храмов и монастырей, стирают в детской памяти воспоминания о страшном беспризорном существовании вне стен храма и дают детям возможность вступить в жизнь наравне со своими сверстниками, имеющими родителей и родной дом. Словом, необходимо решить проблему устройства приходских и монастырских приютов и снять бюрократические препоны на пути их организаторов.

В этом плане интересен опыт католических монастырей на Западе. При каждом монастыре воспитываются дети-сироты. Они получают среднее образование, более способные — высшее. Дальнейшая их судьба — дело их личного выбора. Немногие из них становятся священнослужителями. Главное, они получают профессию и путевку в жизнь. Подобный опыт есть и у наших православных монастырей: в Иванове, Ярославле и других городах России. Но, к сожалению, пока нет общецерковной политики в решении этого насущного вопроса. Пришло время, когда данный вопрос необходимо решать в общецерковном плане.

Игумен Александр Агриков ,
ответственный за социальную работу
в Московской епархии

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

1.Введение

2.Семья - главный объект социальной работы

3.Диагноз: Сирота

4.Маленькие бродяги

5.Социальное сиротство в России

6.Заключение

7.Список литературы

1. Введение

Проблема беспризорных детей, как и в годы Гражданской Великой Отечественной войны и послевоенный период, возникла в последнее десятилетие. По некоторым данным, в современной России более двух миллионов беспризорников. Иногда к побегу из дома подростка толкает склонность к фантазии и стремление получить сильные впечатления. Но в периоды социальной нестабильности, усугубляющей семейное неблагополучие, уход детей из дома становится не таким уж редким явлением и имеет социально-экономические и социально-педагогические причины.

Чаще всего побеги из дома совершают подростки в 10-13 лет. К числу причин может относиться отсутствие должной заботы о них родителей, частые нарекания и брань в их адрес в семье, наказание по пустякам.

Основными побудителями к бегству являются: принадлежность к социально неблагополучной семье; стыд за родителей (например, алкоголиков, недостойно себя ведущих с окружающими людьми, и т. д.); безразличие родителей к трудностям их детей в школе. Благоприятный выход из таких ситуаций во многом бывает связан с помощью школьнику со стороны учителей и социального работника. Их долг, увидев неблагополучие в поведении ребёнка, - глубоко разобраться во всём происходящем вокруг него в школе и неформальной среде общения (различных компаниях, молодёжных объединениях во дворе дома и других местах). Социальному работнику при любых конфликтах необходимо всегда принимать сторону ребёнка и его семьи, решительно их поддерживать.

Дольше всего в побеге остаются не успевающие по ряду учебных предметов подростки. Стеснительные, замкнутые школьники решаются на уход из дому обычно под влиянием более старших и опытных товарищей.

2. Семья - главный объект социальной работы.

Примерно 90 процентов современных сирот - это сироты социальные, то есть дети, ставшие сиротами при живых родителях. Их настоящие родители не имеют работы, пьют или сидят в тюрьмах, или просто родители младенца и забыли о его существовании. О масштабах явления говорит постоянный рост числа детей, отобранных у родителей, лишённых родительских прав. Так, в 2004 году оно достигло 65,2 тысячи, что на 9,3 процента больше, чем в 2002 году. Не станут ли именно такие горе - родители рожать ещё и ещё, чтобы поправить своё материальное положение, а затем бросать потомство на произвол судьбы?

В 2007 году проведена диспансеризация всех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в интернатных учреждениях, в дальнейшем такая диспансеризация станет ежегодной. В результате диспансеризации на каждого ребёнка из детского дома заведут паспорт здоровья. На эти цели в бюджете запланировано 300 млн. рублей. Предстоит не только выявить имеющиеся у сирот патологии и болезни, но и составить индивидуальные планы на лечение и реабилитацию. Выделяются значительные квоты на бесплатное оказание сиротам необходимой высокотехнологичной медицинской помощи в лучших федеральных клиниках. Предполагается, что возможность заранее узнать, чем болеет ребёнок, каковы перспективы развития его заболевания, будет стимулировать россиян принимать в свои семьи детей-сирот.

В настоящее время в России существует свыше 4 тыс. учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в среднем из них содержатся по 100 - 200 детей, и на каждого ребёнка по штатному расписанию приходится два работника. В связи с ожидаемым сокращением количества "казенных" сирот в ближайшие 2 - 3 года от нынешних интернатов останется всего 30 - 40 процентов. Но прежде чем закрыть тот или иной детский дом или интернат, будут тщательно просчитаны последствия, поскольку от этого зависят детские судьбы.


3. Диагноз сирота.


Основная причина роста социального сиротства - широкое распространение семейного неблагополучия и недостаточное развитие механизмов его выявления на ранней стадии, оказания реабилитационной помощи семье, попавшей в трудную жизненную ситуацию - уверена президент Национального фонда защиты детей от жесткого обращения Марина Егорова.

Поэтому спасение детей нужно начинать со спасения семьи. Пока что реабилитацию семьи, оказавшуюся в сложной жизненной ситуации, в ранней стадии, когда её ещё можно спасти, тратится средств в 860 раз меньше, чем на семью, неблагополучие которой стало хроническим, а сама она - маргинальной. Без кардинальных перемен в этой области порочный круг воспроизводства сиротства не разорвать.

Под переменами Марина Егорова имеет в виду установление наблюдения над семьями, которым грозит беда, оценку ситуации, принятие своевременных мер по реабилитации семьи. Кроме того, дети в неблагополучных семьях нуждаются в постоянном педагогическом, психологическом сопровождении, так как они не могут самостоятельно хорошо учиться, правильно организовывать свободное время и т.п.

Не меньшая опека нужна и замещающим семьям, куда сироты попадают на воспитание. Такие семьи также являются зоной риска, там нередко возникают конфликты между членами семьи, дети становятся участниками криминальных групп, попадают в милицию. Но самая большая поддержка и опека требуется выпускникам интернатов, которых нужно обучать существованию в обществе буквально с азов. Без такой всесторонней, а не только материальной и финансовой помощи со стороны государства проблему сиротства в России не решить.

Мы отдаём себе отчёт в том, что меры по стимулированию рождаемости, возможно, дадут наибольший эффект в неблагополучных семьях, чьи дети чаще всего становятся социальными сиротами, - заявил на всероссийской конференции "Пути решения проблемы сиротства в России" министр здравоохранения и социального развития РФ Михаил Зурабов.

Однако мы идём на это сознательно, чтобы не потерять тех женщин в репродуктивном возрасте, которые сегодня могут дать стране необходимый рост рождаемости. У нас позитивная демографическая волна заканчивается к 2013 году - до этого срока количество женщин соответствующего возраста будет возрастать, затем начнётся спад. По этой причине мы вынуждены действовать безотлагательно. И если в развитых странах поддерживают прежде всего работающих женщин, то мы предлагаем поддержку всем женщинам без исключения, включая и женщин, которые не работают, проживают в регионах с высокой напряжённостью на рынке труда и которым, возможно, вообще не удастся устроиться на работу в ближайшее время. В этом одно из объяснений того, что в материнском капитале одно из направлений - это пенсия для матери. Для многих именно дополнительная пенсия в 1,5 тыс. рублей может стать толчком к решению родить или взять на воспитание ребёнка. Безусловно, на этом пути могут возникнуть серьёзные проблемы. И в этой связи президент ориентировал нас на то, чтобы мы научились управлять процессом так, чтобы демографический проект не привёл к росту количества детей, находящихся в опасном положении.

Миллиарды, расходуемые государством на содержание сиротских учреждений, специалисты называют выброшенными на ветер, потому что эти затраты не ведут к жизненному устройству и социализации сирот. Сироты, воспитанные в детских домах и интернатах, как правило, оказываются не готовы к взрослой, самостоятельной жизни, они не способны создать нормальную семью. Правительство РФ поставило амбициозную задачу добиться радикального перелома в воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так, чтобы подавляющая часть их передавалась на воспитание в замещающие семьи.

В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей" начиная с 2007 года в России вводится новый вид пособия при передаче ребёнка на воспитание в семью. Право на это единовременное пособие имеет один из усыновителей, опекунов или попечителей, приёмных родителей - то есть оно касается всех видов семейного устройства. Размер пособия - 8 тыс. рублей в месяц, финансирование производится из средств федерального бюджета. На эти цели выделено 677 млн. рублей, это свидетельствует, что по плану число детей, которые будут переданы в течение года на воспитание в замещающие семьи, составит 84,5 тысячи человек. Отметим, год назад в семьи были устроены около 76 тыс. сирот. Порядок назначения и выплат пособия определяет Правительство РФ, а осуществлением выплат занимаются субъекты Федерации.

На повышение уровня материальной обеспеченности семей, которые берут на воспитание детей-сирот, в бюджете предусмотрено 6,2 млрд. рублей. Эти деньги пойдут на выплату денежных средств на содержание ребёнка в приёмных семьях, кроме случаев усыновления, а также на оплату труда приёмных родителей. Компенсация средств на содержание приёмного ребёнка составит не менее 4 тыс. рублей в месяц.

4 . Маленькие бродяги.

Одни попрошайничают вместе с детьми, другие заставляют детей просить у сердобольных пассажиров "на хлебушек". Грудные дети практически целый день спят на руках у просящих "мам" ,а дети постарше протягивают руку за милостыней сами. Известны случаи, когда профессиональные попрошайки берут детей "напрокат" у спившихся родителей. Бывает, что дети постарше, сбежавшие из дома или из детского учреждения, попадают в кабалу к криминальным группировкам и просят подаяния по принуждению.

Статьей 151 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ), говорит уполномоченный по правам ребёнка в Москве Алексей Головань, предусмотрена ответственность за вовлечение несовершеннолетних в занятие бродяжничеством, попрошайничеством. Однако эта статья не защищает права малолетних детей, которых с формально-юридической точки зрения нельзя вовлечь в попрошайничество, их просто используют для этой цели взрослые. Примечательна динамика, которую можно проследить по данным ГУВД города Москвы. В 2001 году было возбужденно и передано в суд 29 уголовных дел по данной статье, в 2002 году - 27, в 2004 - году 6, в 2005 году - также 6.

Малолетних попрошаек не стало меньше, но в декабре 2003 года в статью 151 УК РФ была внесена не очень заметная на первый взгляд поправка в виде примечания. В соответствии с ней действие статьи не распространяется на случаи вовлечения несовершеннолетнего в занятие бродяжничеством, если это совершено родителем вследствие стечения тяжёлых жизненных обстоятельств, вызванных утратой источника средств существования или отсутствием места жительства.

Алексей Головань с огорчением констатирует, что попытки защитить права детей, особенно выходцев из других регионов страны и стран СНГ, пока неэффективны. Как правило, попрошаек задерживают, составляют административный протокол и отпускают. Если ребёнка помещают в больницу, то на 2 - 3-й день его забирает мать или та, что представляется матерью, и он вновь идёт попрошайничать. Положение, в котором оказываются маленькие бродяги и маленькие попрошайки в Москве, - прямое следствие семейного неблагополучия, которое, несмотря на усилие законодательной и исполнительной власти регионов, продолжает нарастать.

"Ребёнок, который временно или постоянно лишён своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством" - провозглашен Конвенцией о правах ребёнка и реально помочь ему удаётся далеко не всегда. В причинах этого попытался разобраться уполномоченный по правам человека в Алтайском крае Юрий Вислогузов, посвятивший специальный доклад положению детей, в силу тех или иных обстоятельств оказавшихся без родительского попечения.

В 44 детских домах и 32 школах-интернатах Алтайского края воспитывается около трёх тысяч детей-сирот. Подавляющее большинство - сироты при живых родителях. Это тревожный показатель нравственного состояния общества.

В этом же ряду стоит и проблема детей, брошенных сразу после рождения. Ежегодно более 120 новорожденных остаются в родильных домах. Дома ребёнка переполнены и по этой причине в детских отделениях больниц вынуждены находиться десятки детей, ожидающих очереди в такое учреждение.

В почте уполномоченного есть обращения жителей края, которое в своё время усыновили (удочерили) детей-сирот. Сегодня они получают детские пособия наравне с обычными детьми - от 2000 до 4000 тыс. рублей. В то же время законом Алтайского края от 8 сентября 2003 года № 39-3С "О пособии гражданам, усыновившим детей" и Положением, утверждённым постановлением администрации края, определён порядок назначения и выплаты пособия усыновителям.

Действующим законодательством обязанностью по обеспечению жильём детей-сирот возлагается на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Однако на практике механизм реализации этих норм не действует.

Отсутствие жилья и регистрации лишает сироту возможности получить статус безработного и соответствующее пособие. Меры, предпринимаемые органами службы занятости по содействию трудоустройству детей-сирот, в соответствии с законом Российской Федерации от 21 декабря 1996 года № 159-Ф3 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ", недостаточно эффективны. Органы службы занятости должны выплачивать в течение шести месяцев пособие по безработице таким детям и лицам из их числа, как ищущим работу впервые и зарегистрированными в статусе безработного.

Заслуживает, на взгляд Юрия Вислогузова, предложение ряда руководителей органов местного самоуправления и детских учреждений об открытии межрайонных центров с соответствующей производственной базой, где можно было бы обеспечить детей-сирот жильём и работой. Тогда по крайней мере часть отягощающих сиротские судьбы проблем будет снята.

Работа социального педагога с беспризорными и безнадзорными детьми

1. Проблема беспризорности и безнадзорности в России

Говорить о проблеме беспризорности, можно начиная с 1989 года. С этого момента начался абсолютный распад и семьи, и государственных структур, которые должны заниматься детьми. Если раньше за ними осуществляли хотя бы формальный призор, то теперь они стали беспризорными в полном смысле слова.

Тяжелое социально-экономическое положение, в котором оказалась Россия в результате проводимых в последнее десятилетие «реформ», одним из своих последствий имеет колоссальный рост числа беспризорных детей. По данным Генеральной прокуратуры РФ сейчас в России насчитывается около двух миллионов детей беспризорных и безнадзорных. В сфере обеспечения прав ребенка в России самыми злободневными проблемами остаются беспризорность, сиротство, детская преступность и наркомания. У других родители потеряли жилье и сами являются бездомными. Многие дети жили в семьях родителей-алкоголиков, подвергались побоям и вынуждены были уйти из дома. Причины детской бездомности могут быть разными, но результат общий – дети вынуждены месяцами и годами жить на вокзалах и в подвалах, не имея нормального питания, не получая образования. Зачастую они попадают в криминальную среду, живут и воспитываются по ее законам.

Необходимость гарантированного ребенку реального права на решение его проблем, оказание социальной помощи закреплена Указом Президента РФ от 06.09.93 №1338 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» и Концепцией совершенствования государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Последняя утверждена решением Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ (7.07.98 №1).

Основным законодательным документом, направленным на решение проблем детской беспризорности и безнадзорности, является федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г., в соответствии с которым основными задачами по системе профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних являются предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

В законе впервые разграничиваются такие понятия как безнадзорный и беспризорный. Безнадзорным считает несовершеннолетний, контроль, за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитании и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц; беспризорным – безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних согласно федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа органов управления образования, центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, подразделения криминальной милиции органов внутренних дел, органы и учреждения культуры, досуга, спорта и туризма, уголовно-исполнительные инспекции, общественные объединения, осуществляющие меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу (индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий) в отношении родителей или законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию и отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. Они в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении, а также незамедлительно информировать об этом соответствующие структуры.

В настоящее время правовое регулирование отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности, установлено Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», принятым в июне 1999 г. №120-ФЗ, и постановлением Правительства РФ «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2002 год» от 13.03.2002 №154.

Учитывая, что проблемами защиты прав детей занимается множество организаций различной ведомственной подчиненности, данные нормативные документы определяют основные направления деятельности и устанавливают ответственность всех структур за организации профилактической работы.

Профилактика безнадзорности и беспризорности отражает одну из тревожных проблем нашей жизни, от своевременного решения которой во многом зависит будущее и общества.

В России сегодня – около 28 миллионов детей, в том числе более 700 тысяч беспризорных. Около 2 миллионов подростков неграмотны, а более 6 миллионов несовершеннолетних находятся в социально неблагополучных условиях. В сфере обеспечения прав ребенка в России самыми злободневными проблемами остаются беспризорность, сиротство, детская преступность и наркомания. По данным председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ Александра Бастрыкина, «динамика числа преступлений в отношении детей и несовершеннолетних остается тревожной. В 2008 году жертвами преступного насилия в России стали 126 тысяч детей, погибли только от преступлений 1914 детей, 2330 детей подверглись насилию, им был причинен тяжкий вред здоровью».

По его словам, только за девять месяцев прошлого года было выявлено 784 случая сексуальных действий в отношении несовершеннолетних. «В прошлом году, как и ранее, в розыске находилось 12,5 тысячи детей», – добавил он.

В соответствии с Федеральным законом №120-ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» органы по делам молодежи и спорту участвуют в организации отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних, осуществляют координацию деятельности учреждений, находящихся в их ведении.

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2000 г. №124 «Об утверждении Положения о зачислении несовершеннолетних граждан Российской Федерации в качестве воспитанников в воинские части и обеспечении их необходимыми видами довольствия», в целях профилактики безнадзорности и беспризорности детей и подростков с апреля месяца 2002 г. реализуется социальный проект «Сыны полка». Министерством по делам молодежи и спорту РТ начиная с 2002 года ежегодно выделяется 80 тыс. рублей для обеспечения воспитанников специального армейского отделения всем необходимым. В летний период времени организован отдых воспитанников.

Опыт прошлых лет борьбы с детской беспризорность и безнадзорностью говорит, что традиционные меры профилактики беспризорности (создание специальных воспитательных учреждений: детских домов, приютов и т.д.), а также содержание беспризорных детей, совершивших какие-либо проступки, в закрытых учреждениях не приносят ожидаемого результата.

Основными мерами профилактики беспризорности должны быть усыновление, опека и попечительство, и только при невозможности обеспечить ребёнку семейное воспитание альтернативой ему могут выступать воспитательные учреждения, способные воссоздать условия воспитания, близкие к семейным, адаптацию детей к нормальной жизни в обществе (семейные детские дома, общины, детские деревни и др.). Ликвидировать проблему беспризорности способно только общество, ставящее ребёнка в центр своих интересов и придающее первостепенное значение этике попечения и благотворительности.

2. Деятельность социального педагога с беспризорными и безнадзорными

Работу социального педагога с безнадзорными и беспризорными детьми можно разделить на два направления – это профилактическое и коррекционно-реабилитационное.

Профилактическая направленность социально-педагогической деятельности с этими детьми включает в себя:

работу по организации благоприятной среды воспитания и общения;

своевременную коррекцию семейных отношений;

поиск форм занятости детей в свободное время;

формы опеки детей в период объективной занятости родителей и членов семьи;

постановка детей на социально-педагогический учет;

патронирование отдельных детей.

Коррекционно-реабилитационное направление предполагает скорую социально-педагогическую помощь, такую как:

постановку ребенка на учет;

экспресс-диагностика состояния несовершеннолетнего;

диагностика личностных особенностей и социальной ситуации развития ребенка;

решение вопроса о месте, куда будет направлен несовершеннолетний;

информирование семьи (или государственного учреждения) о месте пребывания ребенка;

состояние несовершеннолетнего и программа дальнейшей работы с ним;

организация необходимых контактов со специалистами для оказания психологической, медицинской, правовой помощи несовершеннолетнему;

разработка и реализация программы по адаптации ребенка к социально здоровой среде, восстановлению или компенсации утраченных социальных связей, позитивных форм активности в игре, познании, труде.

Социально-педагогическая помощь беспризорным и безнадзорным детям может быть оказана в специализированных учреждениях, центрах и службах: социальных приютах, центрах временного размещения, реабилитационных центрах и др.

3. Этапы деятельности социального педагога в специализированных учреждениях

Целью данных учреждений является – создание комфортной социально-психологической атмосферы для ребенка, благодаря чему становится возможным частичное восстановление его контакта с социумом.

Деятельность социального педагога в данных учреждениях можно разделить на четыре этапа. Основной целью взаимодействия социального педагога и ребенка является – возвращение ребенка в социально организованную среду.

1 . Вводный этап . Он может длиться от трех дней до трех месяцев.

Цель этапа – частичное включение ребенка в социально организованную среду.

На этом этапе, эффективное взаимодействие осложняется следующими особенностям безнадзорных и беспризорных детей:

трудности установления контактов со взрослыми и сверстниками;

отчуждённость и агрессивность по отношению к взрослым;

негативное отношение к педагогу и полное недоверие к нему.

На вводном этапе ребенок является основным субъектом деятельности, поэтому взаимодействие осуществляется лишь по его инициативе и наличию желания общаться. Предъявление к ребенку жестких требований в данном случае недопустимо. Данное положение соответствует либеральному стилю педагогического руководства, который характеризуется тем, что ребенку предоставляется большая свобода, чем педагогу.

В этот период педагогу необходимо продемонстрировать ребенку полное принятие его образа жизни, сопереживание его проблемам, готовность помочь. В его работе преобладают методы стимулирования, поощряется любая инициатива, одобряется проявление активности в предлагаемой деятельности. Из словесных методов чаще всего используется беседа (важно объяснить ребенку, что для посещения клуба ему не обязательно менять свой образ жизни), из которой педагог может узнать общую информацию о ребенке (педагогом заполняются карты наблюдения).

На успешное завершение данного этапа указывают такие показатели, как добровольное согласие ребенка посещать учреждение, заинтересованность его предлагаемыми видами деятельности и установление первичного контакта с педагогами.

2. Начальный этап. Длительность этапа от месяца до года.

Цель этапа – адаптация ребенка к условиям социально организованной среды, освоение социально одобряемых форм поведения и деятельности.

К особенностям детей, влияющим на эффективность процесса взаимодействия на этом этапе, относятся:

настороженность к педагогу со стороны детей,

отсутствие опыта полноценного, положительного общения со взрослыми,

низкий уровень социального интеллекта, затрудняющий понимание общественных норм, правил, необходимость соответствовать им.

На этом этапе взаимодействие социального педагога и ребенка должно носить поддерживающий характер. Потому что возможно, за много лет, ребенок вновь оказался включенным в организованную социальную среду, что требует от него самоорганизации и самодисциплины

На начальном, этапе, субъектом деятельности, в большинстве ситуаций выступает педагог, он организует деятельность детей, предлагает новые формы досуга, управляет и контролирует их деятельность, но делает это еще не на прямую, а опосредованно (через группу, правила клуба и т.д.). Данный стиль педагогического руководства является либерально-демократическим: у педагога появляется больше функций по руководству деятельностью ребенка, но потребности и желания ребенка по-прежнему важны и первостепенны. Смысл социально-педагогического взаимодействия на данном этапе – в переориентировании внимания ребенка на позитивное отношение к себе и окружающему миру.

В работе социального педагога на втором этапе из числа словесных методов наиболее эффективны: индивидуальная беседа с ребенком (цель беседы – предоставить беспризорнику важную для него информацию, расширить его представления о социуме, окружающем мире и узнать больше о нем самом); индивидуальное консультирование, направленное на осознание ребенком своих положительных сторон. Из организационно-досуговых методов используются игры с элементами тренинга, направленные на развитие познавательной сферы; обучение эмоциональному самоконтролю; навыков конструктивного общения и т.д.; тематические досуговые мероприятия, направленные на приобщение ребенка к культуре, религии и т.д.; ролевые игры, направленные на восстановление способности ребенка выступать во взаимодействии активным субъектом деятельности. Из наглядных методов на данном этапе целесообразно использование информационных буклетов («Права и обязанности подростка», «Ответственное поведение девушки в сексуальной сфере» и т.д.), позволяющих педагогу не навязывать ребенку разговоры на актуальные для него темы, а вызвать интерес и вопросы ребенка.

На эффективность и успешное завершение начального этапа указывают систематическое посещение ребенком учреждения, соблюдение правил нахождения в нем, активное участие в предлагаемых мероприятиях, возрастание потребности в достижении успеха и отсутствие агрессивных реакций на требования педагога.

3 . Основной этап . Длительность этапа от недели до полугода.

Цель этапа – развитие социальной активности ребенка, формирование мотивации изменить своей образ жизни.

Основная проблема ребенка, которую необходимо решить на этом этапе, – страх перед дальнейшим развитием отношений и последующими изменениями в его жизни. Ребенок боится вновь оказаться в травмирующей его ситуации без поддержки взрослых. Данная ситуация осложняется:

неуверенностью ребенка в себе,

отсутствием постоянных друзей и поддержки с их стороны,

несформированностью волевой сферы,

отсутствием целеустремлённости, направленной на будущую жизнь,

несформированностью жизненных планов.

На основном этапе взаимодействие социального педагога и ребенка должно носить открытый характер. И уже здесь субъектами взаимодействия социально-педагогического процесса являются как социальный педагог, так и ребенок.

Социальный педагог организует деятельность детей, проводит коррекционную работу, стимулирует и поддерживает положительные изменения, происходящие в ребенке, но осуществление данного процесса, характер изменений и их динамику устанавливаетсам ребенок. Такой стиль педагогического руководства можно назвать демократическим, т.е. признается право за каждой стороной быть субъектом своей собственной деятельности. Противоречия, возникающие на данном этапе (отказ от деятельности, несогласие с педагогом и т.д.), необходимо разрешать с помощью анализа ситуации и совместного договора. В работе на основном этапе необходимо учитывать, что одна из причин дезадаптации несовершеннолетних – непопулярность и социальная отверженность ребенка в среде сверстников. Важно попытаться включить ребенка в группу просоциальной направленности, где у него появятся новые друзья, увлечения, ценности.

Содержание деятельности на данном этапе будет включать в себя такие формы работы, как занятия с элементами тренинга (обучение способности планировать и прогнозировать свою жизненную деятельность, развитие рефлексивных способностей), создание воспитывающих ситуаций, индивидуальное консультирование (развитие ответственности), ролевые игры, диспуты (формирование просоциальных поведенческих умений и навыков) и т.д.

О переходе ребенка на следующий этап указывают такие показатели, как устойчивый интерес к социально одобряемой деятельности, эффективное и активное взаимодействие с педагогами по решению и восстановлению утраченных социальных контактов, утрата зависимости от «уличной» группы и установление новых (просоциальных) контактов.

4. Заключительный этап . Длительность этапа от двух недель до месяца.

Цель этапа – восстановление социальных контактов ребенка.

Согласие ребенка изменить свой образ жизни знаменует начало четвертого этапа работы. Главное препятствие в осуществлении деятельности социального педагога по ресоциализации дезадаптированного ребенка – его страх перед произошедшими изменениями. Ребенок, имеющий опыт проживания на улице, знает, как легко и быстро заработать деньги. Не стоит забывать, что именно на улице он впервые нашел укрытие, помощь, поддержку и по возвращению в общество при любой травмирующей его ситуации у него будет возникать желание все бросить и вернуться к старому образу жизни. В этом случае ребенку необходима поддержка со стороны социального педагога. Ребенок должен осознавать, что только жизнь в обществе и по его законам вызывает уважение и одобрение, возврат к старому образу жизни возможен лишь при разрыве отношений с учреждением и педагогами. Таким образом, в ситуациях срыва и опасности рецидива активным субъектом взаимодействия выступает социальный педагог. Он направляет ребенка, открыто высказывает свое мнение и по необходимости применяет санкции. Данное положение свидетельствует об авторитарном стиле взаимодействия. В ситуациях отсутствия рецидива у детей взаимодействие носит демократический характер. Для осуществления профилактики рецидивов с детьми проводятся индивидуальные беседы с ребенком, целью которых является планирование дальнейшей жизненной перспективы. Важно отметить, что завершением четвертого этапа считается момент включения ребенка в организованный социум и отсутствие рецидивов в течение полугода.

Для эффективности процесса социально-педагогического взаимодействия социального педагога с беспризорными и безнадзорными подростками, необходимо привлекать: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел,

Вывод

Таким образом, вся деятельность социального педагога нацелена на коррекцию и реабилитацию беспризорных и безнадзорных подростков. Все взаимодействие между социальным педагогом и безнадзорными и беспризорными детьми должно строиться на гуманной основе, предполагающей признание ребенка субъектом воспитания, принятие его таким, какой он есть, с его проблемами, переживаниями, чувствами и т.д.; стремлением видеть за любым поведением, даже асоциальным, тенденцию к позитивному, конструктивному развитию.

Процесс взаимодействия должен проходить поэтапно с учетом основных проблем, потребностей и возможностей дезадаптированного ребенка.

Важнейшей задачей социально-педагогической деятельности должна быть помощь ребенку в изменении отношения к себе и окружающему миру, в восстановлении утраченных социальных контактов, в обретении опыта семейной жизни. А коррекционная и реабилитационная работа должна быть направляется не только на ребенка, но и на его семью.

Список литературы

    В.А. Озеров. Детская безнадзорность и беспризорность, как один из факторов угрозы национальной безопасности России // Аналитический вестник Государственной Думы Российской Федерации. 2002 №20. С. 6–17.

    Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушении несовершеннолетних» (с изм. и доп. от 13 января 2001 г., 7 июля 2003 г., 29 июня, 22 августа, 1, 29 декабря 2004 г.) // СЗ РФ, 28.06.1999, №26, ст. 3177.

    В.В. Фалько. Низкопороговый клуб, как форма работы с беспризорными детьми в учреждении дополнительного образования. Всероссийская научно-практическая конференция педагогических работников образовательных учреждений. Воспитательные приоритеты образования на современном этапе его реформирования. // Тюмень: ТОГИРРО, 2006. С. 24–26.

    В.В. Фалько. Социально-психологические особенности современного ребенка–беспризорника. Межрегиональная научно-практическая конференция «Уличная социальная работа: теория и практика». // Тюмень: Вектор Бук, 2004. С. 276–279.

    Кодекс этики социального работника и социального педагога – членов общероссийской общественной организации «Союз социальных педагогов и социальных работников». Москва. 2003. 20 с.

    6. Электронная версия бюллетеня // « Население и общество» Институт демографии Государственного университета – Высшей школы экономики №369 – 370. 16 – 29 марта 2009. http://demoscope.ru

Похожие публикации