Приемы воспитания. Общие методы воспитания

Способ достижения единства воспитательных воздействий - координация усилий причастных к воспитанию людей, служб, социальных институтов. Вот почему воспитатели, классные руководители не должны жалеть усилий на установление и восстановление связей между всеми причастными к воспитанию людьми: работниками молодежных и спортивных организаций, творческих союзов.

Методы и приемы воспитания

Методы воспитания - это пути (способы) достижения заданной цели воспитания. Применительно к школьной практике можно сказать, что методы- это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных качеств. Несомненно, одни пути ведут к цели быстрее, чем другие. Практика воспитания использует прежде всего те из них, которыми вели своих учеников воспитатели, жившие прежде нас. Эти пути называются общими методами воспитания. Однако во многих случаях общие методы воспитания могут оказаться малоэффективными, поэтому перед воспитателем всегда стоит задача найти новые, неизведанные пути, которые максимально соответствуют конкретным условиям воспитания, позволяют быстрее и с меньшими усилиями добиваться намеченного результата. Конструирование, выбор и правильное применение методов воспитания - вершина педагогического профессионализма.

Однако создать принципиально новый метод воспитания ни одному воспитателю не под силу, хотя задача совершенствования методов стоит постоянно, и каждый воспитатель в меру своих сил и возможностей ее решает, внося в разработку общих методов свои частные изменения, дополнения, соответствующие конкретным условиям воспитательного процесса. Такие частные совершенствования методов называются приемами воспитания. Прием воспитания - часть общего метода, отдельное действие (воздействие), конкретное улучшение. Образно говоря, приемы - это неизведанные тропинки, которые прокладывает воспитатель вместе со своими воспитанниками, чтобы быстрее достичь цели. Если ими начинают пользоваться и другие воспитатели, то постепенно приемы могут превратиться в широкие столбовые пути - методы. Знание методов и приемов воспитания, умение правильно их применять - одна из важнейших характеристик педагогического мастерства. Такова связь методов и приемов воспитания.

Методы воспитания сознания (лекции, беседы, диспуты, личный пример и др.) сочетаются с такими средствами как научная и художественная литература, периодическая печать, другие знаковые средства мировой и национальной культуры.

Методы организации деятельности (педагогическая требование, управления и самоуправления коллектива, общественное мнение, приучение, упражнения, создание воспитательных ситуаций и др.) сочетаются с такими средствами воспитания как режим, дисциплина, коллектив, виды практической и трудовой деятельности, художественная самодеятельность и др. Взаимосвязь этих методов и средств направлены на воспитание устойчивых качеств, особенностей, навыков культуры поведения и нормативов межличностных отношений.

Методы стимулирования культуры поведения (соревнование, поощрение и наказание) связаны со средствами материальной и духовной награды за успехи, а также со средствами морального осуждения различных поступков. Оценка результатов - обязательный элемент подведение итогов деятельности, причем особенно важное значение имеет вербальная похвала положительных поступков, которая укрепляет культурные навыки и в дальнейшем в ее основой самооценки и самовоспитания в юношеском возрасте.

Реализация каждого метода воспитания предполагает использование совокупности приемов, соответствующих педагогической ситуации, особенностям учащихся, индивидуальному стилю педагогической деятельности учителя. При этом реализация различных методов может быть осуществлена при помощи одних и тех же приемов.

Приемы воспитания - это педагогически оформленные действия, посредством которых на поведение и позицию обучаемого оказываются внешние побуждения, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение, в результате чего активизируются резервные возможности человека и он начинает действовать определенным образом.

Следует сразу же отметить, что далеко не всякое педагогическое воздействие ведет к позитивным изменениям в процессе воспитания, а только то, которое принимается учащимся, соответствует его внутренним устремлениям, становится для него личностно значимым.

Для педагогической теории и практики важно классифицировать приемы воспитания. Классификация дает возможность упорядочить приемы и представить их педагогический потенциал в целостном виде: выявить сходство и отличие между ними, определить их место в процессе формирования личности, указать на то конкретное воздействие, которое они оказывают в воспитательном процессе. При выборе основания для классификации приемов следует принять во внимание то, каким образом педагог добивается изменений в отношениях с учениками и отношениях с окружающими.

Можно выделить три группы приемов воспитания.

Первая группа приемов связана с организацией деятельности и общения детей в классе.

«Эстафета». Педагог так организует деятельность, чтобы в процессе ее организации взаимодействовали бы учащиеся из разных групп.

«Взаимопомощь». Педагог так организует деятельность детей, чтобы от помощи друг другу зависел успех совместно организуемого дела.

«Акцент на лучшее». Педагог в разговоре с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого. При этом его оценка должна быть объективна и опираться на конкретные факты.

«Ломка стереотипов». Во время беседы педагог стремится к тому, чтобы дети поняли, что мнение большинства не всегда может быть правильным. Начать такой разговор можно с примера, как ошибается зал, подсказывая игроку во время игры «Кто хочет стать миллионером?»

«Истории про себя». Этот прием применяется тогда, когда педагог хочет, чтобы дети были больше информированы друг о друге и лучше поняли друг друга. Каждый может сочинить историю про себя и попросить друзей проиграть эту историю как маленький спектакль.

«Общаться по правилам». На период выполнения того или иного творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих товарищей. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения, защищают «статус» всех его участников.

«Общее мнение». Учащиеся «по цепочке» высказываются на тему отношений с различными группами людей: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главным является само участие каждого ученика в предложенном обсуждении) перейти к аналитическим, а затем проблемным высказываниям учащихся через введение соответствующих ограничений (требований).

«Коррекция позиций». Тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, снижающих продуктивность общения с другими детьми и препятствующих возникновению негативного поведения (напоминание аналогичных ситуаций, возврат к исходным мыслям, вопрос-подсказка и т.п.).

«Справедливое распределение» предполагает создание равных условий для проявления инициативы всеми учащимися. Он применим в ситуации «задавленной» инициативы, когда позиционные выступления и атаки одних «гасят» инициативу и желание общаться у других. Главное здесь - добиться сбалансированного распределения инициативы по всей программе выполнения задания с вполне конкретным участием на каждом этапе представителей всех групп учащихся.

«Обмен ролями». Учащиеся обмениваются ролями (или функциями), которые получили при выполнении заданий.

«Мизансцена». Суть приема состоит в активизации общения и изменения его характера посредством расположения учащихся в классе в определенном сочетании друг с другом в те или иные моменты выполнения задания педагога.

Вторая группа связана с организацией диалога педагога и ребенка, способствующего формированию отношения ученика к какой-либо значимой проблеме. Можно применить следующие приемы в рамках проведения такого диалога.

«Ролевая маска». Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить уже не от своего имени, а от его лица.

«Прогнозирование развития ситуации». Во время беседы педагог предлагает высказать предположение о том, как могла развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом как бы ведется поиск выхода из сложившейся ситуации.

«Импровизация на свободную тему». Учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и т.п.

«Обнажение противоречий». Позиции учащихся по тому или иному вопросу разграничиваются в процессе выполнения творческого задания с последующим столкновением противоречивых суждений, различных точек зрения об отношениях различных групп людей. Прием предполагает четкое ограничение расхождений во мнениях, обозначение главных линий, по которым должно пройти обсуждение.

«Встречные вопросы». Учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению.

Третья группа связана с использованием художественной литературы, кинофильмов и т.д.

«Сочини конец истории». Детям предлагается придумать свое завершение истории и решить нравственную проблему, описанную в литературном произведении.

«Любимые книги товарища». Ученику предлагается догадаться, какие книги (кинофильмы, песни) любят его товарищи по классу.

«Добрые слова». Детям предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям, и произнести их, обращаясь к своим товарищам.

«Творчество на заданную тему». Учащиеся свободно импровизируют на обозначенную педагогом тему (моделируют, конструируют, инсценируют, делают литературные, музыкальные и иные зарисовки, комментируют, разрабатывают задания и т.п.).

«Киностудия». Дети сочиняют пародию на известный фильм, используя сюжеты из их жизни. Потом пытаются изобразить эту пародию.

Вообще педагогические приемы зачастую связаны с юмором, изменением обстановки, обращением к независимым экспертам и т.п.

Педагогических приемов может быть бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые приемы, каждый учитель из множества приемов использует те, которые считает наиболее плодотворными. Прием, который применим к одному ученику, может быть неприемлемым для другого.

Эффект воспитания во многих случаях достигается, когда удается разговорить питомца, терпеливо выслушать его, поставить некоторые вопросы, навести на самостоятельное рассуждения.

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Основы педагогики

3. Теория и методика воспитательного процесса

3.4. Методы и формы воспитания

Воспитание как целенаправленный процесс осуществляется определенными путями, то есть методами, и приобретает различные формы. Методы и формы воспитания играют важную роль в воспитании личности. Воспитание как целенаправленный процесс формирования личности осуществляется с помощью различных методов.

3.4.1 Метод и воспитания

Метод воспитания - способ взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на формирование у воспитанников определенных взглядов, убеждений, а также навыков и привычек поведения.

Воспитательное влияние методов воспитания усиливается при условии использования соответствующих приемов воспитания.

Прием воспитания - часть, элемент метода воспитания, необходимый для более эффективного применения метода в конкретной ситуации.

Кроме методов и приемов в воспитательной работе используют средства воспитания.

Средство воспитания - вид общественной деятельности, который может влиять на личность в определенном направлении.

К средствам воспитания относят труд, искусство, средства массовой информации, школьный режим и др.

Методы воспитания делят на общие (их применяют во всех направлениях воспитания) и частичные (используют преимущественно в одном из них - правовом, экономическом и т.д.).

В зависимости от функций, которые выполняют методы воспитания в формировании личности, их подразделяют на следующие группы: методы формирования сознания, методы формирования общественного поведения, методы стимулирования деятельности и поведения, методы контроля и анализа эффективности воспитания.

Методы формирования сознания.

Это методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю с целью формирования взглядов и убеждений.

К ним относятся словесные методы: беседа, лекция, диспут и метод примера.

Беседа. Особенность ее заключается в том, что педагог, опираясь на имеющиеся у учащихся, студентов знания, моральные, этические нормы, подводит их к пониманию, освоению новых.

Успешное проведение беседы обеспечивает соблюдение следующих условий:

Обоснование актуальности темы;

Формулировки вопросов, которые побуждали бы к разговору;

Направление беседы в нужном направлении;

Привлечение воспитанников к оценке событий, поступков, явлений общественной жизни и на этой основе формирование у них соответствующего отношения к действительности, к своим общественных и моральных обязанностей;

Суммирование разговора, принятия конкретной рациональной программы действий для воплощения ее в жизнь.

Беседа бывает фронтальной или индивидуальной.

Фронтальную беседу проводят со всем классом (группой) на любую тему: политическую, моральную, правовую, половое, эстетическое и др. Однако особые трудности вы блуждают тогда, когда приходится убеждать людей в ошибочности их взглядов и убеждений, неправильности поведения. Для этого необходимо владеть различными приемами, способствующими повышению эффективности фронтальной беседы. Например, в определенной степени соглашаясь с мнением подопечных, выясняют слабые и спорные места в их позиции, что на самом деле является опровержением ее. Разговор при этом может происходить по такой логике: «Я с вами согласен, но как быть, когда...». Следует продумать вопросы, которыми можно побудить личность к самостоятельным поискам ответа на противоречивые суждения. Аргументы педагога должны быть неопровержимыми.

Особенно сложной для педагога является индивидуальная беседа, цель которой состоит в том, чтобы вызвать собеседника на откровенность. Педагог должен заботиться о том, чтобы провозглашаемые им моральные сентенции не только осознанные, но и пропущены через внутренний мир личности, то есть пережитые. Без использования убедительных примеров этого не достичь. Одновременно воспитанник должен почувствовать, что педагог является союзником, искренне стремится помочь ему и знает, как этого достичь.

Если в беседе речь пойдет о нарушении правил поведения, ее не начинают с упреков, сообщение о наказании. Целесообразно сначала выяснить причины нарушения, мотивы негативного поступка, чтобы правильно определить меру педагогического воздействия.

Неопытные педагоги очень часто индивидуальную беседу сводят к развенчанию негативных поступков. Больше пользы приносит беседа, если ее начинают с аргументированного раскрытия сути поступка, чтобы личность, которая осуществила его, сама осознала его аморальность.

Лекция. Как последовательное, систематическое изложение определенной проблемы она может иметь эпизодический характер или принадлежать к определенному тематического цикла, кинолектория. Используют ее в средних и старших классах, студенческих коллективах.

Для успеха лекции важно продумать ее композиционное построение, подобрать убедительные аргументы, необходимые для оценки событий и фактов. Речь лектора должна быть яркой, эмоциональной. Для поддержания внимания слушателей используют специальные психологические приемы. Теоретические положения лекции раскрывают в тесной взаимосвязи с практикой, с жизнью коллектива, что дает возможность установить доверительный контакт лектора с аудиторией. Самым сложным моментом лекции есть ответы на вопросы студентов. Характер последних может быть различным: в отношении уточнения фактов, оценки лектором определенного явления, его мысли по поводу какой-то проблемы, острые вопросы полемического характера. Лектор не должен уклоняться от ответов на вопросы, поскольку это может быть основанием превратного толкования определенного факта или непонимание его вообще.

Диспут. Как метод формирования сознания личности предполагает свободный, непринужденный обмен мнениями, коллективное обсуждение вопросов, которые волнуют.

Во время диспута его участники отстаивают свою позицию, убеждаются в правильности или ошибочности своих взглядов. Здесь раскрываются их эрудиция, культура речи, развивается логическое мышление.

Тематику диспута подбирают с таким расчетом, чтобы побудить его участников к размышлениям над серьезными мировоззренческими вопросами - о цели жизни, настоящее счастье, долг человека перед обществом. На диспуте можно обсуждать и факт из жизни группы, класса, производственного коллектива, литературное произведение, газетную или журнальную статью, определенную актуальную проблему. Выбирая тему диспута, необходимо предварительно выяснить, насколько его участники знакомы с ней.

Вопрос диспута должны вызывать интерес, заставлять задумываться над сутью проблемы, способствовать формированию собственного отношения к ней. При этом создают атмосферу непринужденности: все должны чувствовать себя равными, никто не имеет права поучать и обижаться, выступления должны быть откровенными и аргументированными. Целью диспута является не принятие окончательных решений, а создание возможностей для самостоятельного анализа его участниками проблемы, аргументация собственных взглядов, опровержение ложных аргументов других.

Пример. Его используют для конкретизации определенного теоретического утверждения, доказательство истинности определенной моральной нормы. Он является убедительным аргументом и часто побуждает к подражанию. Интенсивность воспитательного воздействия примера обусловлена его наглядностью и конкретностью. Чем ближе и понятнее он, тем больше его воспитательная сила.

Использование примера в воспитании требует учитывать возрастные и индивидуальные особенности молодежи. Так, подростки и ученики старших классов уже не следуют слепо пример, а критически относятся к нему. Однако за нехваткой жизненного опыта иногда примером считают совсем не то, что достойно подражания.

Воспитание на положительном примере нельзя своды ты к называнию положительных героев художественных произведений, кино фильмов, лучших учащихся (студентов) и т.д. Необходимо образно показать положительные качества конкретной личности, чтобы вызвать восхищение ими, стремление их подражать.

Негативные примеры используют, в частности, в правовом, антинаркогенному воспитании, пытаясь продемонстрировать нецелесообразности подражания определенных явлений. К приемам воспитание на отрицательном примере относятся:

Общественное порицание негативных проявлений;

Объяснение сущности негативного;

Противопоставление аморальным поступкам лучших образцов высоконравственного поведения;

Показ на конкретных примерах последствий аморального (асоциального) поведения;

Привлечение воспитанников к борьбе с проявлениями зла.

Заботясь о формировании сознания личности, необходимо во время формулировки конкретных мировоззренческих понятий, обсуждение взглядов и убеждений учитывать имеющиеся взгляды воспитанников на жизнь. Пытаясь убедить их, следует воздействовать не только на разум, но и на эмоциональную сферу, наводить близкие и понятные примеры, добиваться, чтобы молодой человек не только понимала услышанное, но и соглашалась с ним. Чрезвычайно важным фактором при этом является убежденность, такт, мастерство самого педагога.

Методы формирования общественного поведения.

Эти методы предусматривают организацию деятельности воспитанников и формирования опыта общественного поведения. К ним относятся требование, общественное мнение, упражнения, приучение, поручение, создание воспитывающих ситуаций.

Требование. Требование не только влияет на сознание, она активизирует волевые качества, перестраивает мотивационную и чувственную сферу деятельности в положительном направлении, способствует формированию положительных навыков поведения.

Педагогическое требование - педагогическое воздействие на сознание воспитанника с целью побуждения его к позитивной деятельности или тормозить его действия и поступки, имеющие негативный характер.

Требование должно быть мотивированным, понятным и посильным. Для этого разъясняют ее суть, убеждают в ее необходимости, пользы от ее выполнения. Одновременно необходимо добиться положительной реакции на требование, чтобы быть уверенным: коллектив поддержит педагога, позитивно повлияет на ученика (студента), если он почему-то не захочет ее выполнять. Если педагоги игнорируют мнение коллектива, коллектив может не обращать внимания на то, что кто-то не выполняет требование.

Уровень воспитанности все время меняется. Соответственно должны расти требования. Если личность поощрять за те же показатели в учебе, труде и поведении, не повышая к ней требованиям, она может остановиться на достигнутом. Педагогическое требование должно опережать развитие личности.

Требование должно быть справедливой. Осознание личностью ее справедливости является основанием для ее реализации. Мелочная, формальное требование или такая, что воспринимается как личная прихоть педагога, теряет свое воспитательное значение, оценивается как несправедливость.

Эффективность требования зависит и от ее четкости, лаконичности, когда хорошо понятно, где, в каком объеме, к какому времени, какими средствами и кому именно надо ее выполнить. Такое требование воспитывает персональную ответственность, дисциплинирует. Если же требование поставлена нечетко, неубедительно, не конкретно, то и выполнение ее будет безответственным.

Требования могут касаться всех сфер жизни и деятельности личности. Нельзя, например, распространять требование чистоты и порядка только на класс, а про мастерскую забывать. Поэтому необходимо выработать единые требования, что способствует формированию единых навыков и привычек поведения. Ежедневное соблюдение следующих требований всеми членами коллектива создает благоприятную морально-психологическую атмосферу, повышает эффективность воспитательного процесса.

Требование приносит воспитательную пользу, если она является систематической и последовательной. Это побуждает к постоянному соблюдению правил поведения независимо от наличия или отсутствия контроля за ней.

Требование может быть сформулирована прямо и косвенно.

В начале работы педагога с коллективом, когда к нему еще не привыкли, а также не известна еще стимулированная требованием деятельность, наиболее эффективной является прямое требование. Она должна быть четко сформулирована и высказана спокойным, уверенным тоном, который не вызывает возражений.

С развитием коллектива, углублением отношений педагога с воспитанниками, появлением в них негативного или позитивного отношения к организации педагогической деятельности используют различные формы косвенного требования.

Косвенные требования разделяют на позитивные, нейтральные, негативные.

Положительная требование. Она выражает положительное отношение педагога к воспитаннику (просьба, доверие, одобрение).

Требование в форме просьбы ставят хороших взаимоотношений между педагогом и воспитанниками. В таких условиях воспитаннику кажется, что он исполняет просьбу по собственному желанию. Такое требование приучает к вежливости, взаимопомощи, заботы о других.

Требование, которое выражает доверие, применяют в форме различных поручений, что дают воспитаннику возможность почувствовать уважение к нему со стороны педагога, мнением которого он дорожит. Ценя это уважение, воспитанник сам проникается уважением к педагогу, ему становится неудобно не выполнить это поручение - требование.

Требование в форме одобрения используют в тех случаях, когда воспитанник добился определенных успехов. Похвала же педагога побуждает его к улучшению деятельности, способствует появлению чувства удовлетворения от результатов этой деятельности, чувство собственного достоинства.

Нейтральная требование. Она не обнаруживает четкого отношения воспитателя к подопечным, но базируется на отношении воспитанника к стимулированной деятельности (намек, условное требование, требование в игровой форме и др.).

Требование в форме намека применяют в основном тогда, когда для получения желаемого результата требуется незначительное воспитательное влияние. Им может быть шутку, упрек, взгляд или жест, обращенный к одного или нескольких членов коллектива.

Требование в форме условия ставят воспитанникам тогда, когда для выполнения желаемой для них деятельности им необходимо сначала сделать что-то другое. При этом виды деятельности так совмещают, чтобы они вытекали друг из друга, чтобы между ними был понятен связь («и улучшишь обучения - будешь игра ты в оркестре»). Используя эту форму требования, не следует интересную для воспитанников дело превращать в подкупе.

Требование в игровой форме. П используют при необходимости вы умирать не очень привлекательное задание (сбор металлолома, макулатуры и др.). Педагог организует эту работу как соревнование между группами или классами, которое захватывает само по себе.

Негативная требование. Своим содержанием и формой выражения она демонстрирует негативное отношение педагога к деятельности воспитанника, проявления его негативных качеств (недоверие, осуждение, угрозы).

Требование в форме недоверия заключается в том, что педагог устраняет подопечного от определенного вида деятельности, потому что он проигнорировал или неудовлетворительно выполнил свои обязанности. Эффективность такого требования зависит от авторитета педагога и от того, насколько воспитанник дорожит его доверием, этим видом деятельности.

Требование в форме осуждения проявляется в отрицательной оценке педагогом конкретных действий подопечного и рассчитана на предупреждение нежелательных поступков и стимулирования положительных. Осуждать можно наедине или в присутствии коллектива. Это может быть упрек, упрек, гнев или возмущение.

Наиболее резкой форме требования есть угроза. Подопечному сообщают, что при невыполнении распоряжения к нему будут приняты серьезных воспитательных мероприятий. Угроза должна быть обоснованной, в случае невыполнения требования угрозу следует выполнить.

Общественная мысль. Как метод воспитания по своей сути она является коллективным требованием. Ведь, обсуждая поступок конкретной личности, коллектив стремится, чтобы и осознала свою вину. При этом анализировать или критиковать надо не личность, а поступок, его вредность для коллектива, общества и самого нарушителя. Разговор должен быть такой, чтобы человек самостоятельно указала причину допущенного ошибку. Во время обсуждения обязательно определяют пути преодоления недостатков. С помощью общественного мнения человека легче убедить в ошибочности взглядов или в неподобающем поведении, чем в индивидуальной беседе: она видит, как реагируют товарищи, коллеги на советы педагога, руководителя и членов коллектива, убеждается, что ее взгляды никто не поддерживает, и начинает прислушиваться к советам. Поэтому, организовав обсуждение поведения, опытный педагог избегает чрезмерного вмешательства в разговор. Когда коллектив сам дает оценку и принимает решение, человек воспринимает это серьезнее, поскольку убеждается, что никто не настраивал коллектив против нее, ее товарищи имеют собственное мнение.

Воспитатель должен формировать общественное мнение заранее, а не тогда, когда надо обсудить определенный поступок. Успешности этого процесса способствуют единство педагогических требований, четкая система самоуправления, систематическая работа с ученическим активом. Важную роль играют и стимулирование учащихся к высказыванию собственного мнения, коллективный анализ конфликтных ситуаций и их решения, приучение критически оценивать мнения и явления, аргументировано отстаивать собственную думку.Вправляння. По своей сути упражнения предусматривает создание условий для формирования и закрепления положительных форм поведения личности.

К этому методу формирования общественного поведения человека приходится прибегать в течение всей жизни, чаще всего, конечно, в молодом возрасте. В школе, например, ученику ежедневно приходится упражняться в выполнении распорядка дня, соблюдение школьного режима, в учебной и трудовой деятельности. Если в каждой сфере жизни личности требования будут достаточно строгими, заставлять ее четко выполнять свои обязанности, она ежедневно будет вправляться в положительном поведении, у нее появятся соответствующие навыки и привычки.

Трудно придумать заранее упражнения, которые можно было бы рекомендовать педагогу на все случаи жизни. Подбор их должен быть вдумчивым, творческим. При этом педагог должен обосновывать подопечному необходимость вправления, заботиться о его доступность, систематичность, оптимальность для формирования определенных навыков и умений.

Приучение. Этот метод воспитания особенно эффективен в воспитательной работе со школьной молодежью. Ведь не всегда есть возможность и потребность ожидать момента, когда ученик сознательно выполнять требования школьного режима. Он должен это делать с первого дня пребывания в школе. Лишь со временем ребенок осознает их правильность, справедливость и необходимость. Следовательно, правильное поведение ученика будет формироваться в конкретных ситуациях школьной жизни.

Поручение. Как метод воспитания также имеет своей целью вправления ребенка в положительных действиях и поступках. Для этого педагог или ученический коллектив дает учащемуся задание, выполнение которого требует определенных действий или поступков.

Использование этого метода требует учета индивидуальных особенностей личности. Прежде всего поручение подбирают с таким расчетом, чтобы его выполнение способствовало развитию еще не сформированных качеств. Например, неорганизованным полезно давать задание подготовить и провести мероприятие, которое требует самостоятельности, инициативы, собранности.

Получив поручение, подопечный должен осознать его важность, значение для коллектива и для себя. Именно это и способствует формированию серьезного отношения к нему, а также необходимых умений, навыков.

Поручение должно быть посильным: несложное воспитывает самоуверенность, непосильная - подрывает веру в свои силы. Педагог должен не только определить само поручение, но и помочь его выполнить. Поручения могут иметь постоянный или эпизодический характер. Постоянные поручения целесообразно давать людям, которые уже имеют необходимый опыт их выполнения, а также развитое чувство ответственности. Поручения со временем целесообразно усложнять с содержанием и методикой его выполнения.

Эффективность поручение как метод воспитания в значительной степени зависит от организации контроля за его выполнением. Отсутствие контроля порождает безответственность. Контроль может иметь индивидуальный характер (со стороны педагога) или осуществляться в форме отчета на собрании коллектива или заседании его актива. Выполнение поручений следует оценивать.

Создание воспитывающих ситуаций. Принимая за критерий особенность влияния на поведение подопечных, приемы создания воспитывающих ситуаций разделяют на две группы: творческие и тормозные.

В творческих приемов относятся проявление доброты, внимания и заботы; проявление умений и предпочтений учителя; активизация скрытых мыслей и чувств; укрепление веры в собственные силы; доверие; привлечение к интересной деятельности.

Положительные последствия в индивидуальной воспитательной работе дает проявление воспитанников доброты, внимания и заботы. Он вызывает чувство благодарности, создает атмосферу взаимного уважения и доверия. Теплые чувства к педагога или товарищей впоследствии распространяются и на других людей.

Создание воспитывающих ситуаций, в которых проявляются умения и достоинства учителя, возможно в работе с людьми разных возрастных категорий. Лучше всего их можно проанализировать, прибегая к школьной практики. Каждый ученик, как правило, увлекается определенной отраслью знаний. Если педагог не только выявляет умения и знания в этой области, но и привлекает к ее освоению питомца, то это вызывает у него восторг, поднимает в его глазах авторитет педагога.

Ни один человек не равнодушный к своему месту в коллективе. Однако каждый переживает свое положение по-своему, нередко скрывая свои мысли и чувства. Наблюдения за ее поведением, беседы с ней дают возможность обнаружить, чем она особенно дорожит. Создана в соответствии педагогическая ситуация, что активизирует скрытые мысли и чувства, дает возможность формировать положительные черты личности.

Иногда молодой человек теряет веру в собственные силы, заявляет, что у нее ничего не получится, она неспособна. Особенно распространены эти настроения в раннем детстве. Такие дети часто равнодушны к замечаний, оценок учителей. Они чувствуют себя неполноценными, становятся пассивными. В этих случаях очень важно мобилизовать их способности, укрепить веру в собственные силы. Для этого создают такую педагогическую ситуацию, в которой личность могла бы в чем-нибудь проявить себя, убедиться, что она на что-то способна. Опытные педагоги так стараются организовать процесс обучения, чтобы ученик мог справиться с задачей, а товарищи заметили его первые успехи. Уверившись в своих силах, заметив интерес к себе и почувствовав уважение товарищей, он начинает верить в свои силы, стремится вести себя лучше. У него также пробуждается чувство собственного достоинства.

Прием доверие базируется на вере в то, что в каждом человеке есть что-то хорошее, на что можно опереться и достичь весомых успехов.

В индивидуальной работе используют и прием привлечения к интересной деятельности. Она захватывает питомца, в ней он «забывает» свои плохие поезда, у него рождаются хорошие стремления, проявляются положительные качества.

К тормозных приемов создания воспитывающих ситуаций относят параллельное педагогическое действие, кажущееся безразличие, осуждение, приказ, предупреждение, возмущение, ласковый упрек, намек, иронию, взрыв.

А. Макаренко часто пользовался приемом параллельного педагогического действия, который он истолковал как косвенное влияние на воспитанника через коллектив. При этом преодоление негативной черты характера или поведения осуществляется не путем непосредственного обращения к ученику, а через воздействие на него коллектива. Педагог выступает в таком случае с претензиями к коллективу и требует от него отвечать за поведение его членов. После этого коллектив должен осудить недостойный поступок одного из учеников, который, в свою очередь, должен отреагировать на требования коллектива.

Суть приема ложной безразличия заключается в том, что педагог благодаря своей выдержке делает вид, что ничего не заметил, и продолжает начатую работу. Воспитанник удивлен, что на его выходки не реагируют, его замысел проваливается, и осознает неуместность такого поведения. При таких обстоятельствах не остается ничего, как отказаться от замысла умышленно нарушать дисциплину.

Одним из действенных приемов реагирования является осуждение отрицательных поступков, взглядов и убеждений. Педагоги или члены коллектива на собрании или наедине критикуют лиц, которые ведут себя недостойно. Переживаемое при этом чувство стыда побуждает их в будущем сдерживать себя и не допускать подобных поступков, воспитывает чувство ответственности за свое поведение. Прием приказа выражается категорическим требованием учителя, который рассчитывает на безусловное его выполнение. Приказывая, учитель подчиняет своей воле волю питомца, поэтому приказ должен быть четко сформулированным и безальтернативным. Приказ часто используют, когда нужно не только организовать, но и скорректировать поведение ученика.

С помощью приема уведомления воспитатель раскрывает неприятные последствия определенных действий, которые обязательно проявляются, если не исправить поведения. Суть его заключается в том, что воспитатель вызывает у ученика волнение и желание избежать таких последствий. В предупреждении, кроме содержания слов, обращенных к питомцу, важную роль играет тон воспитателя - серьезный, убедительный, иногда угрожающий. Воспитатель должен хорошо знать, что может повлиять на ученика: вызов родителей в школу, обсуждение поведения на собрании учащихся класса.

Прием возмущение целесообразен, если подопечный допустил негативный поступок. Возмущаясь, воспитатель одновременно раскрывает недостойности поступка, вызывая стыд и желание исправиться. Проявление возмущения должен содержать и элементы убеждения: аргументы педагога, его взволнованность заставляют подопечного критически взглянуть на свое поведение.

Педагогический прием ласкового упрека характеризуется тем, что разговор с виновником ведется приветливо. Такой тон дает возможность воспитаннику быть откровеннее, доверчивее относиться к педагогу, вызывает желание исправиться.

В определенных случаях воспитатель не наказывает питомца, который поступил неправильно, и относится к нему так, будто ничего не случилось. Прибегая к намека, он создает условия, при которых подопечный сам осознает свою вину. Применение этого приема предполагает рассказ в присутствии виновника о хороший поступок самого воспитателя, других лиц, то есть контрастный по смыслу с его собственным. Такой рассказ и служит намеком на его вину.

Прием иронии заключается в благожелательном высмеивании недостатков виновников без унижения их достоинства. Его особенностью является создание педагогической обстановки, в которой нарушителя ставят в смешное положение перед товарищами. Чувство неловкости и стыда, которые его переполняют, побуждают преодолевать недостатки, за которые он стал смешным.

А. Макаренко использовал педагогический прием взрыва. Суть его заключается в создании такой педагогической обстановки, при которой быстро и коренным образом перестраивается личность. При этом важную роль играет то, что подопечный попадает в такую искусственно созданную ситуацию внезапно. Интенсивные психологические изменения могут произойти только в педагогической обстановке, что может вызвать новые сильные чувства. Педагогу необходимо хорошо знать питомца, чтобы повлиять на его чувства (радость, грусть, стыд, гнев и т.д.), чтобы он по-новому оценил себя, убедился в необходимости вести себя иначе.

Методы стимулирования деятельности и поведения.

Эти методы выполняют функции регулирования, коррекции и стимулирования поведения и деятельности воспитанников. К ним относятся соревнования, поощрения и наказания.

Состязания. Возникая как конкуренция, борьба за существование, оно является движущей силой развития. Соревнования отмечается гласностью, объективным сравнением итогов, организует, сплачивает коллектив, направляет на достижение успехов, учит побеждать. В его результатах отражается вся многогранность жизни школы, вуза. Соревнования заставляет тех, кто отстает, подниматься до уровня передовых, а передовых вдохновляет на новые успехи.

Эффективность соревнования зависит от того, насколько оно соответствует стремлению личности к здоровому соперничеству, самоутверждению, от осведомленности участников с его условиями, контролируемости и гласности результатов. Не менее важно использование материальных и моральных стимулов.

Поощрения. В основе его одобрение позитивных действий и поступков с целью побуждения воспитанников к их повторения.

Чаще всего с целью поощрения используют благодарность, размещение портрета на доске почета, награждение грамотой, ценным подарком и др.

Опыт показывает, что не всякое поощрение активизирует процесс воспитания. Оно имеет воспитательную силу только при определенных условиях. Прежде всего важно своевременно заметить появление позитивных сдвигов в поведении личности, в отношении к учебе, труду. Полезно похвалить подопечного, когда он еще не достиг серьезных успехов, но уже проявляет стремление к этому. Отмечая хотя бы едва заметные изменения к лучшему, небольшие победы ученика над собой, педагог пробуждает в нем желание и дальше совершенствоваться, стимулирует повторение подобных поступков. Если же воспитатель пройдет мимо первых побед подопечного, не увидит его стараний, это может негативно отразиться на всем процессе его воспитания.

Воспитательная сила поощрения «авансом» особенно проявляется в отношении тех, кого вообще редко или никогда не поощряют, кто не переживал ощущение радости от похвалы. Однако поощрением «авансом» злоупотреблять нельзя. Оно тоже должно быть заслуженным. При этом учитывают не только результаты деятельности, но и добросовестность, время, затраченное на работу, количество усилий. Учитывается и то, что одному человеку определенное дело дается легко, другому - гораздо труднее.

Наказания. По своей сути - это неодобрение, осуждение негативных действий и поступков с целью их прекращения и недопущения в будущем.

Наказание, как и поощрение, следует использовать только как воспитательное средство. К нарушителям правил поведения, дисциплины, режима труда применяют следующие наказания: выговор, устное замечание, замечание в дневнике, снижение оценки за поведение. Самое большое наказание - исключение нарушителя из школы - осуществляется за систематические аморальные поступки или правонарушения (воровство, хулиганство и т.д.).

Наказание может быть связано с наложением дополнительных обязанностей, с лишением или ограничением определенных прав, а также моральным порицанием.

Оно должно вызывать переживания, чувство вины, возбуждать угрызения совести и стремление изменить поведение; укреплять чувство ответственности за свое поведение, дисциплинированность, невосприимчивость к негативному, способность противостоять недостойным желанием.

Воспитательная эффективность поощрения и наказания повышается, когда они воспринимаются как справедливые, что обязывает педагога учитывать степень вины. К ним не следует прибегать часто, при необходимости можно постепенно усиливать их. Но обязательно наказание должны иметь гуманный характер.

Методы контроля и анализа эффективности воспитания.

Задача их заключается в выяснении результативности конкретных воспитательных мероприятий, воспитательной работы в конкретном коллективе в целом. К ним относятся такие методы научно-педагогического исследования, как педагогическое наблюдение, беседа, опрос (анкетный, устное), педагогический эксперимент, анализ результатов деятельности ученика.

Какой бы метод педагог не использовал, он должен быть элементом конкретной программы изучения подопечного или коллектива.

Личность формируется и проявляет свои черты в различных видах деятельности. При этом чем свідомішою, более активной и целенаправленной будет ее деятельность, тем полнее и достовернее будут выявляться ее качества.

Поведение человека зависит не только от его личностных качеств, но и от характера отношений с коллективом, особенностей жизни коллектива. Поэтому педагог должен знать специфику его влияния на личность подопечного и его возможные реакции на это влияние.

Личность воспитанника и сам коллектив постоянно развиваются. Исследование этих изменений имеет практическое значение для дальнейшей воспитательной работы, в частности для правильного прогнозирования ее содержания и отбора методов, форм воспитательного воздействия. Например, в течение лет обучения ученик может побывать в разных классах и школах. Однако процесс его изучение должно продолжаться везде. И каждый новый воспитатель, прежде чем продолжить изучение и воспитание такого ученика, должен установить, что было сделано до него.

Сведения об ученике или коллектив, полученные с помощью одного метода, для достоверности и объективности требуют проверки другими методами. Всем участникам воспитательного процесса важно также обмениваться данными.

Изучение и воспитание осуществляются одновременно, взаємодоповнюючи друг друга. Прием или метод изучения личности может быть одновременно приемом или методом воспитания (беседа, поручение). Анализ реагирования личности (коллектива) на определенное воспитательное воздействие помогает подобрать адекватные способы его.


Реализация каждого метода воспитания предполагает ис-пользование совокупности приемов, соответствующих пе-дагогической ситуации, особенностям учащихся, индиви-дуальному стилю педагогической деятельности учителя. При этом реализация различных методов может быть осу-ществлена при помощи одних и тех же приемов.

Приемы воспитания — это педагогически оформленные действия, посредством которых на поведение и позицию обу-чаемого оказываются внешние побуждения, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение, в результате чего активи-зируются резервные возможности человека и он начинает действовать определенным образом.

Следует сразу же отметить, что далеко не всякое педаго-гическое воздействие ведет к позитивным изменениям в про-цессе воспитания, а только то, которое принимается учащим-ся, соответствует его внутренним устремлениям, становится для него личностно значимым.

Для педагогической теории и практики важно классифи-цировать приемы воспитания. Классификация дает возмож-ность упорядочить приемы и представить их педагогичес-кий потенциал в целостном виде: выявить сходство и отличие между ними, определить их место в процессе формирования личности, указать на те конкретные действия, которые они оказывают в воспитательном процессе. При выборе основа-ния для классификации следует принять во внимание то, каким образом педагог добивается изменений в отношени-ях с учениками и с окружающими.

Можно выделить три группы приемов воспитания .

Первая группа приемов связана с организацией деятель-ности и общения детей в классе.

Прием «Эстафета». Педагог так организует деятельность, чтобы в процессе ее организации взаимодействовали уча-щиеся из разных групп.

Прием «Взаимопомощь ». Педагог так организует деятель-ность детей, чтобы от помощи друг другу зависел успех со-вместно организуемого дела.

Прием «Акцент на лучшее». Педагог в разговоре с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого. При этом его оценка должна быть объективна и опираться на конк-ретные факты.

Прием «Ломка стереотипов». Во время беседы педагог стремится, чтобы дети поняли то, что не всегда правиль-ным может быть мнение большинства. Начать такой раз-говор можно с примера, как ошибается зал, подсказывая игроку ответ во время игры «Кто хочет стать миллионе-ром?»

Прием «Истории про себя». Этот прием применяется тог-да, когда педагог хочет, чтобы дети больше были информи-рованы друг о друге и лучше поняли друг друга. Каждый может сочинить историю про себя и попросить друзей про-играть эту историю как маленький спектакль.


Прием «Общаться по правилам». На период выполнения того или иного творческого задания устанавливаются пра-вила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вно-сить свои предложения, дополнять, критиковать, опровер-гать мнение своих товарищей. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты обще-ния, защищают «статус» всех его участников.

Прием «Общее мнение». Учащиеся по цепочке высказы-ваются на тему отношений с различными группами людей: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточня-ют. От простых суждений (когда главным является само участие каждого ученика в предложенном обсуждении) пе-рейти к аналитическим, а затем проблемным высказыва-ниям учащихся через введение соответствующих ограниче-ний (требований).

Прием «Коррекция позиций». Тактичное изменение мне-ний учащихся, принятых ролей, образов, снижающих про-дуктивность общения с другими детьми и препятствующих возникновению негативного поведения (напоминание ана-логичных ситуаций, возврат к исходным мыслям, вопрос-подсказка и т. п.).

Прием «Справедливое распределение» предполагает со-здание равных условий для проявления инициативы все-ми учащимися. Он применим в ситуации «задавленной» инициативы, когда позиционные выступления и атаки од-них гасят инициативу и желание общаться у других. Глав-ное здесь — добиться сбалансированного распределения инициативы по всей программе выполнения задания с впол-не конкретным участием на каждом этапе представителей всех групп учащихся.

Прием «Обмен ролями» — учащиеся обмениваются роля-ми (или функциями), которые получили при выполнении заданий.

Прием «Мизансцена». Суть приема состоит в активизации общения и изменении его характера посредством расположе-ния учащихся в классе в определенном сочетании друг с дру-гом в те или иные моменты выполнения задания педагога.

Вторая группа связана с организацией диалога педагога и ребенка, способствующего формированию его отношения к какой-либо значимой проблеме. Можно применить следу-ющие приемы в рамках проведения такого диалога.

Прием «Ролевая маска». Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить уже не от своего, а от его лица.

Прием «Прогнозирование развития ситуации». Во время бе-седы педагог предлагает высказать предположение о том, как могла развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом как бы ведется поиск выхода из сложившейся ситуации.

Прием «Импровизация на свободную тему». Учащиеся вы-бирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл проис-ходящего и т. п.

Прием «Обнажение противоречий». Позиции учащихся по тому или иному вопросу разграничиваются в процессе выполнения творческого задания с последующим столк-новением противоречивых суждений, различных точек зрения об отношениях различных групп людей. Прием предполагает четкое ограничение расхождений во мнени-ях, обозначение главных линий, по которым должно прой-ти обсуждение.

Прием «Встречные вопросы». Учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них под-вергаются затем коллективному обсуждению.

Третья группа связана с использованием художествен-ной литературы, кинофильмов и т. д.

Прием «Сочини конец истории». Детям предлагается при-думать свое завершение истории и решить нравственную проблему, описанную в литературном произведении.

Прием «Любимые книги товарища». Ученику предлагает-ся догадаться, какие книги (кинофильмы, песни) любят его товарищи по классу.

Прием «Добрые слова». Детям предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим лю-дям, и произнести их, обращаясь к своим товарищам.

Прием «Творчество на заданную тему». Учащиеся свободно импровизируют на обозначенную педагогом тему (модели-руют, конструируют, инсценируют, делают литературные, музыкальные и иные зарисовки, комментируют, разраба-тывают задания и т. п.).

Прием «Киностудия». Дети сочиняют пародию на извест-ный фильм, используя сюжеты из их жизни. Потом пыта-ются изобразить эту пародию.

Среди множества педагогических приемов большое место занимает юмор, изменение обстановки, обращение к неза-висимым экспертам и т. п.

Педагогических приемов может быть бесконечное мно-жество. Каждая ситуация рождает новые приемы, каждый учитель из множества приемов использует те, которые счи-тают наиболее плодотворными. Прием, который подходит к одному ученику, может быть неприемлем для другого.

Оценивая воспитательную технологию как систему методов воспитания, которая позволяет учителю решать множество педагогических задач, важно определить условия, позволяющие ему успешно их использовать. Уточним круг вопросов, имеющих практическое значение.

Метод воспитания как основной элемент технологии представляет собой определенный способ однородного педагогического воздействия на учеников и школьные коллективы или взаимодействия с ними в целях формирования и развития у них качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности. Чтобы раскрыть его содержание, следует уяснить, какие стороны педагогической деятельности учителя находят в нем отражение.

Методы воспитания представляют собой сложные действия, предполагающие применение системы педагогических мер. Это, прежде всего, своеобразно организованная деятельность; каждый из методов воспитания направлен на решение специфических воспитательных задач, обусловленных целью воспитания, а также особенностями участвующих в этом процессе субъектов; оказывая воспитывающее влияние на человека, каждый метод воспитания обладает свойствами преимущественного развития у него определенных качеств; методы воспитания выполняют вполне определенные функции; любой из них включает в себя совокупность свойственных лишь ему средств и приемов педагогического воздействия, с помощью которых решаются характерные для данного метода воспитательные задачи.

Деятельность учителей по воспитанию школьников имеет комплексный характер. Комплексный подход к воспитанию, представляющий собой скоординированное взаимодействие всей многообразной педагогической деятельности учителей, общественных организаций и коллективов в процессе всех видов труда и отдыха, предполагает использование системы методов воспитания – совокупности взаимосвязанных методов, объединенных единой целью (замыслом).

Средства и приемы составляют основу методов воспитания , они связаны между собой и на практике применяются в единстве. Однако их следует отличать друг от друга.

Средства воспитания – это все то, с помощью чего воспитатели воздействуют на воспитуемых. К средствам воспитания относятся, с одной стороны, различные виды деятельности, а с другой – совокупность конкретных мероприятий, а также предметов, которые используются учителем в процессе реализации того или иного метода воспитания (слово, наглядные пособия, кинофильмы, беседы, собрания, факты, документы, традиции, литература, произведения изобразительного и музыкального искусства и т.д.).

Приемы воспитания – это частные случаи использования элементов или отдельных средств воспитания в соответствии с конкретной педагогической ситуацией. По отношению к методу приемы воспитания носят подчиненный характер. Методы и приемы могут заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. Так, убеждение является одним из основных методов формирования научного мировоззрения, убежденности. И в то же время оно может быть одним из методических приемов, используемых на различных этапах реализации методов упражнения или примера. Знание и использование нескольких средств и приемов вовсе не означает владения воспитательной технологией. Совокупность средств и приемов играют воспитательную роль лишь тогда, когда им придается соответствующая педагогическая целеустремленность и упорядоченность. Владение средствами и приемами воспитания позволяет учителям отобрать наиболее эффективные для данной ситуации методы и применять их в определенном сочетании или отдавая предпочтение одному из них.

Методы воспитания применяются учителем комплексно, во взаимосвязи, непосредственно и опосредованно. Их главное предназначение состоит в установлении эффективного взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса.

В системе методов воспитания нельзя рассматривать каждый конкретный метод изолированно от других. Только применение совокупности методов в их технологической взаимосвязи позволяет достигать воспитательных целей. Ни один метод воспитания, взятый изолированно, не может обеспечить формирование у людей высокой сознательности, убежденности и высоких моральных качеств. Иначе говоря, ни один из методов не является универсальным и не решает всех задач воспитания.

Исходным моментом для построения системы методов является уточнение их роли в педагогической практике. В повседневной жизни учитель, как правило, не задумывается о том, какой метод применить для решения воспитательной задачи. Однако для определения принципиальной педагогической линии поведения в сложной ситуации ему необходимо знать определенную совокупность возможных решений. Овладение методами воспитания и их системное применение позволяют не только четко представлять, что делать при повседневном воспитании школьников, но и определять перспективы воспитательной работы, выявлять эффективные средства достижения ее целей.

На выбор конкретных педагогических методов влияют многие факторы. С одной стороны, это ситуационные факторы : состояние работников и коллектива, психологические особенности учителя, внешние обстоятельства и многое другое. В данном случае применение тех или иных методов является реакцией на возникшую ситуацию и лишь частично может быть спланировано заранее. С другой стороны, действие факторов устойчивого характера обусловливает осознанный и спланированный выбор методов воспитания.

Это такие факторы, как уровень сознательности человека и зрелости коллектива, степень духовно-нравственного развития людей, освоенный стиль воспитания, потребность в использовании новых взаимоотношений воспитателей и воспитуемых и др. Они определяют основу системы методов воспитания, которые обусловливают качественные изменения ведущих параметров всего воспитательного процесса.

Методы воспитания взаимно дополняют друг друга, и никакой метод не действует изолированно, формируя определенную характеристику социального субъекта. В педагогике существует несколько классификаций методов воспитания. Одна из них выделяет такие методы, как убеждение, упражнение, поощрение, принуждение и пример. Другая базируется на традиционных методах (убеждение, пример, упражнение, поощрение, принуждение) и дополнена такими методами, как соревнование, критика и самокритика. Третья включает в себя несколько групп: 1) группа методов, непосредственно побуждающих к проявлению активной жизненной позиции; 2) методы овладения обобщенным социальным опытом; 3) группа методов накопления личного опыта социально ценной деятельности; 4) оценочно-стимулирующие и корректирующие методы.

Традиционно сложившаяся в педагогике система методов, их классификация в определенной последовательности или по группам на современном этапе развития общества уже не может удовлетворить потребности в сложной и многообразной деятельности учителей. Это обус­ловлено, во-первых, требованиями современного этапа развития страны и характером профессиональной деятельности; во-вторых, новыми достижениями собственно педагогической теории и практики; в-третьих, результатами расширяющегося сотворчества педагогики с различными областями человековедения (социологией, психологией, акмеологией и пр.).

Поэтому при классификации методов воспитания были учтены совокупные стороны данного целостного процесса и прежде всего его основные функции. В соответствии с этими ориентирами предложено выделить наиболее действенные методы воспитания и представить их такими группами:

· традиционно принятые – убеждение, упражнение, поощрение, принуждение и пример;

· инновационно-деятельностные (обусловлены внедрением новых воспитательных технологий) – моделирование, алгоритмизация, творческая инвариантность и др.;

· неформально-межличностные (осуществляются через личностно значимых, авторитетных людей из числа родственников, друзей и близких);

· тренингово-игровые (обеспечивают овладение индивидуальным и групповым опытом, а также коррекцию поведения и действий в специально заданных условиях) – социально-психологические тренинги, деловые игры, и др.;

· рефлексивные (основаны на индивидуальном переживании, самоанализе и осознании собственной ценности в реальной действительности).

Воспитание как процесс использования воспитательных методов предстает очень сложной, многогранной, но обязательной и приоритетной функцией руководителя. Разумеется, на каком-то этапе воспитательного процесса тот или иной метод может использоваться в более или менее изолированном виде. Однако без соответствующего подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет достижение воспитательной цели. Такой подход позволяет полнее учесть исторический опыт, современные достижения педагогической науки и практики, которые творчески, во взаимодействии с другими сферами познания и преобразования вооружают педагогические кадры продуктивными воспитательными моделями, алгоритмами и технологиями.

Опыт показывает, что процесс воспитания всегда протекает в рамках воспитательной системы и опосредуется ею. Исходя из того, что в воспитательном процессе учитель непосредственно взаимодействует с подчиненными, можно предложить ему взять за основу воспитательной технологии систему методов воспитания традиционного и инновационного характера. В числе таких методов целесообразно рассмотреть убеждение, упражнение, поощрение, пример, принуждение, убеждающее воздействие, тренинг и др.

Система методов воспитания школьников призвана выполнять ряд функций. Важнейшими из них являются: передача опыта отношений (норм и правил поведения, установленных обществом); организация поведения учеников и классных коллективов в соответствии с установленными нормами и правилами; стимулирование духовных и физических сил людей в процессе обучения в школе; предупреждение развития нежелательных, негативных черт характера и поведения; разрешение возникающих конфликтов и др.

Важно, чтобы учитель непрерывно совершенствовал методы воспитания. Здесь можно выделить такие направления, как общая оптимизация технологии воспитания и совершенствование всей системы воспитательных методов; обогащение воспитательной практики продуктивными методами; овладение новыми приемами, средствами и действиями, которые составляют основу вновь применяемых методов и др.

Чтобы уверенно и эффективно применять воспитательные технологии и их ведущие компоненты – методы воспитания, прогнозировать искомый результат, принимать научно обоснованные решения, необходимо быть достаточно подготовленным к этой работе. Важно не только иметь представление о воспитательных технологиях и их взаимосвязанных компонентах, но и знать характерные для методов воспитания средства и приемы, условия оптимального выбора и применения избранных методов и многое другое. Рассмотрим некоторые вопросы из этого перечня и, прежде всего, обратим внимание на традиционные методы воспитания, средства и приемы их реализации.

В отечественной педагогике главным методом воспитания традиционно признается метод убеждения , так как ему принадлежит определяющая роль в формировании важнейших качеств человека – научного мировоззрения, сознательности и убежденности.

Убедить человека – это значит сделать его личным достоянием приверженность идее, нравственным нормам, превратить их в главные мотивы поведения, действий и поступков.

Метод убеждения предполагает использование двух основных, неразрывно связанных средств: убеждение словом и убеждение делом.

Слово, речь педагога – мощное оружие воспитания. Успех убеждения словом обеспечивает сочетание содержания, живости и образности языка, простоты, ясности, доступности речи.

Наиболее распространенными приемами и средствами убеждения словом являются разъяснение, доказательство, опровержение, сравнение, сопоставление, аналогия, ссылка на авторитет и др. Убеждение словом должно органически сочетаться с убеждением делом, практикой.

При убеждении делом наиболее часто используются следующие приемы: показ школьнику общественной ценности и значимости его действий и поступков; поручение практических заданий, способствующих преодолению сомнений, ложных взглядов; анализ жизненных явлений, опровергающих ошибочные взгляды; ссылка на опыт одноклассников; личный пример учителя и др. Эффективность и действенность метода убеждения зависит от ряда условий, которые облегчают процесс превращения знаний, теоретических положения, идей в личные убеждения.

Важнейшим условием является убежденность самого воспитателя, его принципиальность, исключающая разрыв между словами и поступками. Успешно убеждать других может только тот, кто сам твердо убежден в том, о чем говорит. Это чрезвычайно важное и необходимое качество воспитателя. Личная убежденность учителя, глубокая вера в правоту своего дела, справедливый характер целей позволяют воспитателю оказывать благотворное влияние на сознание людей.

Условиями успешного убеждения выступают справедливость, честность и искренность воспитателя, его готовность и умение отвечать на острые и злободневные вопросы. Успех убеждения достигается также умением воспитателя ясно, просто и доходчиво излагать свои мысли, эмоционально выражать их с помощью голоса, жестов.

Важными условиями действенности метода убеждения являются широкий общенаучный и профессиональный кругозор, образованность и эрудиция воспитателя, его жизненный и профессиональный опыт.

Успех убеждения зависит и от педагогического такта воспитателя, понимания им психологии человека. Тактичное взаимодействие с учениками предполагает прежде всего искреннее стремление воспитателя помочь им найти истину, преодолеть ошибочные взгляды и заблуждения.

Такт исключает проявление учителями высокомерия, назидательного тона, грубости, насмешек, упреков.

Необходимым условием успешного убеждения людей является дифференцированный подход к различным категориям школьников.

Непременным условием эффективности процесса убеждения является связь с жизнью. Конкретный материал, взятый из жизни страны, повышает убедительность речи, усиливает аргументацию, доказательность, воспитательную силу.

В воспитании широкое применение находит метод упражнения . Упражнение – специальная, многократно повторяемая человеком деятельность – необходимо для совершенство­вания навыков поведения в различных ситуациях.

Метод упражнения позволяет каждому воспитателю и самому воспитуемому быстрее достичь желанной цели: слить воедино слово и дело, сформировать устойчивые качества и черты характера. Его сущность состоит в такой организации повседневной жизни и деятельности, которая укрепляет их сознание, закаляет волю, способствует формированию привычек правильного поведения.

Упражнение в воспитании отличается от упражнения в обучении тем, что в первом случае оно тесно связано с одновременным повышением сознательности, а во втором – направлено на отработку навыков и умений до автоматизма.

Метод упражнения эффективен при соблюдении ряда условий. Одним из важнейших условий выработки и развития положительных привычек поведения, волевых качеств, смелости, решительности, инициативы являются высокая сознательность и глубокая убежденность человека. Чем выше уровень сознательности, тем с большей настойчивостью и упорством человек будет закалять свою волю и характер, тем больше будет он проявлять инициативы, творчества.

Для совершенствования моральных и других профессионально важных качеств большое значение имеет системный подход к упражнениям, который подразумевает последовательность, плановость и регулярность. Это значит, что руководитель должен планировать объем и очередность нагрузок, влияющих на развитие положительных привычек, на совершенствование волевых качеств.

Для того чтобы успешно использовать метод упражнения при формировании качеств личности, необходимо всесторонне учитывать возрастные, психологические, физиологические и другие индивидуальные особенности людей. Чтобы не допустить моральных и психологических травм, не надломить человека, усложнять упражнения, увеличивать нагрузки следует постепенно.

Важным методом воспитания является пример . Пример учителя, выдающихся личностей в процессе воспитания оказывает большое воздействие на сознание, чувства и волю человека. Суть этого метода состоит в целенаправленном систематическом воздействии воспитателей на школьников личным примером, а также всеми другими видами положительного примера, призванными служить образцом для подражания, основой для формирования идеала поведения и средством самовоспитания.

Воспитательная сила примера основывается на естественном стремлении людей к подражанию. Не имея богатого жизненного опыта, навыков поведения в различных ситуациях, школьники вынуждены искать образцы правильного поведения. Это черта исторически сформировалась у человека как потребность.

В процессе воспитания на положительном примере необходимо соблюдать ряд условий. Прежде всего, пример должен быть общественно и лично значимым и ценным. Чем глубже осознают люди его общественную ценность, чем он ближе и доступнее им лично, чем больше сходства между ними и примером, тем сильнее влияние положительного примера. Поэтому пример легче воспринимается и усваивается тогда, когда он взят из знакомой всем сферы деятельности. Важно показать, какие внутренние силы управляли поведением человека, который ставится в пример, какие нравственные мотивы побуждали его на самоотверженные действия.

Влияние положительного примера тем сильнее, чем ярче, эмоциональнее описывается обстановка, в которой происходила деятельность, служащая примером для подражания, дается характеристика преодолеваемых трудностей. Такое описание примера вызывает чувство гордости, восхищения, заставляет прочувствовать обстановку, в которой находился герой, наглядно представить ее.

Положительный пример приобретает воспитательную силу в том случае, если он органически связан с высокими качествами личности учителя и проявляется не от случая к случаю, а постоянно. Практика показывает, чем организованнее и требовательнее к себе учитель, тем выше организованность и самодисциплина его подчиненных.

Значительное место в воспитании занимает метод поощрения . Поощрение представляет собой специфическую упорядоченную совокупность приемов и средств морального и материального стимулирования. Поощрение всегда несет в себе оценочную и стимулирующую функции. Моральное и материальное поощрение активно помогает человеку осознать степень труда, а достижение общей задачи, осмыслить свое поведение, закрепить положительные черты характера, полезные привычки.

Поощрения являются важным средством воспитания. Это очень тонкое и сильное средство воспитания подчиненных, и его применение требует от воспитателя серьезного и вдумчивого отношения.

Для того чтобы поощрение оказывало необходимое воздействие, при его применении следует соблюдать ряд педагогических условий.

Прежде всего, любое поощрение должно быть педагогически обосновано и целесообразно, направлено на стимулирование успехов в решении главных, стержневых задач. Действенность метода поощрения зависит и от правильного сочетания его видов. Важно разнообразить форму поощрения.

Недопустимо превращать один и тот же вид поощрения в обыденное дело, да еще приуроченное к празднику.

Любое поощрение предполагает гласность. Ведь поощрение имеет воспитательное значение не только для того, кто его получил, но и для остальных школьников. Гласность поощрения дает возможность привлечь внимание всех к поступкам товарища, вызвать у них чувство восхищения, желание подражать хорошему гримеру, побудить их более требовательно относиться к собственному поведению. Для того чтобы обеспечить гласность, поощрение следует проводить в торжественной обстановке, на собрании. При этом важно правильно выразить сущность поступков, за которые человек поощрен, отметить достигнутый результат, наиболее ярко проявившиеся черты личности, степень его усердия, инициативы и творчества.

В воспитании используется и метод принуждения – система средств и приемов воздействия на людей, нарушающих законы, нормы морали, призванных исправить их поведение и побудить добросовестно исполнять свои обязанности. Принудить человека – значит заставить его выполнять волю учителя, волю коллектива в интересах решения задач, стоящих перед классом.

Этот метод применяется после того, как все другие методы воздействия на человека были исчерпаны и не дали желаемых результатов. В руках воспитателей имеются различные формы принуждения: категорическое требование, запрещение, предупреждение о возможном наказании, наложение дисциплинарного взыскания, общественное осуждение. Для того чтобы взыскание возымело нужный воспитательный эффект, при его применении целесообразно соблюдать определенные педагогические требования.

Прежде всего, необходимо глубоко разобраться в существе поступка, выяснить его мотивы, обстоятельства, при которых он был совершен, прежнее поведение человека, особенности его личности. Все это позволяет верно оценить нарушение и определить меру взыскания, которое окажет наибольшее воспитательное воздействие на человека, совершившего проступок.

Для определения меры наказания очень важно знать, как провинившийся относится к совершенному проступку, как сам его оценивает и как реагирует на взыскание. Ведь недаром говорят, что признание ошибки – половина исправления. Исправить поведение нарушителя может только такое средство, которое заставит его почувствовать свою вину, осознать ее и понять, что жить и поступать надо иначе. До наложения взыскания необходимо в личной беседе установить причины проступка, степень осознания человеком своей вины и оценки поведения. Наказание за проступок оказывает положительное влияние только тогда, когда оно учитывает характер проступка и его влияние на окружающих. Любое воздействие, будь то замечание, критика, категорическое требование, предупреждение, взыскание должно быть справедливым. Несправедливое взыскание оскорбляет человека, подрывает авторитет учителя, наложившего взыскание, отрицательно влияет на состояние дисциплины, нравственную атмосферу коллектива.

Немаловажное значение имеет порядок наложения взыскания и приведение его в исполнение. Педагогически оправдано объявлять взыскание лично или в кругу товарищей. Это необходимо для того, чтобы провинившийся пережил чувство вины, ответственности перед товарищами. Кроме того, таким образом предупреждаются проступки со стороны других школьников.

Совершенно недопустимо наложение взыскания на весь коллектив вместо наказания непосредственных виновников. Огульное и массовое применение взысканий способствует возникновению и развитию отрицательного морально-психологического климата в коллективе, может привести к круговой поруке.

Успешное решение сложных и ответственных задач воспитания людей во многом зависит от уровня подготовленности воспитателей, их педагогической культуры, служебного и нравственного авторитета, от знания закономерностей, принципов и методов воспитания.

Система методов воспитания основана на глубоком уважении человеческого достоинства, всестороннем развитии личности, духовных и физических сил, удовлетворении растущих материальных и духовных потребностей. Основным методом воспитания является метод убеждения, сочетаемый с методом примера, упражнения, поощрения, принуждения. Между всеми методами существует органическая связь и взаимозависимость. Именно она определяет сущность воспитательной технологии. Педагогика исходит из того, что успехи в воспитании достигаются с помощью воспитательных технологий, которые позволяют скоординированно использовать весь арсенал методов воспитания, все эффективные средства и приемы воспитательного воздействия.

Система воспитания в учебном заведении или семье представляет собой организованную совокупность всех компонентов воспитательной деятельности, используемых для достижения заданных целей. Здесь важно найти целесообразное место каждому приему, звену, цепочке и целостной воспитательной технологии. Именно они составляют организационно-методическую основу воспитательной деятельности руководителя, каждого родителя.

  1. Условия эффективности воспитательной деятельности

Эффективность воспитательной деятельности достигается:

· организацией целостного деятельностно-воспитательного процесса в соответствии с требованием законов, научными рекомендациями и реальными потребностями;

· социально-ценностной, целевой и содержательной направленностью воспитания, оптимальной его организацией в ранках продуктивных модели, алгоритма и технологии;

· обеспечением положительной мотивации в учебе, труде, раскрытием и реализацией сущностного потенциала каждого школьника;

· достижением сплоченности коллектива, согласия в семье, обеспечивая ему целостность как субъекта жизни, деятельности;

· личным отношением к выполнению должностных обязанностей на высокопрофессиональном, творческом уровне;

· всесторонним обеспечением воспитательного процесса.

Критерии эффективности воспитательной деятельности:

· достижение воспитательных целей, связанных с целостным формированием школьников, сплочением коллектива, которые проявляются в морально-психологическом состоянии и результатах учебы и труда;

· соответствие воспитательной работы объективным законам воспитания, правовым нормам, решаемым задачам и потребностям людей;

· оптимальность системы воспитательной деятельности и действенность воспитательных мероприятий, то есть соответствие ее продуктивной модели, алгоритму и технологии;

· уровень мастерства и искусства учителя в воспитательной деятельности, его личная роль в организации целостного деятельностно-воспитательного процесса, в решении практических задач и конкретных проблем.

Учет условий эффективности воспитательной деятельности ее и объективная оценка в соответствии с указанными критериями позволят добиваться высоких результатов в воспитании. В реальной практике это обеспечит соответствие воспитательной работы в школе новым решаемым задачам.

Похожие публикации