Методическая разработка на тему: Единственный ребенок в семье. Единственный ребенок в семье: мифы и правда

Все чаще в последнее время родители принимают решение рожать и воспитывать только одного ребенка. При этом их, разумеется, мучает совесть, потому что слухи о детях, которые воспитываются одни в семье, ходят самые разные и далеко не все они приятные. Как уже говорилось ранее, считается, что такие дети эгоистичны, избалованы и страдают от проблем преждевременного развития. Но, ведь не только у родителей единственного сына или дочери наблюдается склонность к тому, чтобы без меры баловать свое любимое чадо. В результате детские комнаты трещат по швам от обилия игрушек, а сами чада слишком много времени просиживают перед телевизором или компьютером. И это вполне понятно - ведь родители во всем им потакают. Однако одним из методов воспитания является слово "нет". Установить правила, которых должны придерживаться обе стороны. Вот что не маловажно. Результат превзойдет все ожидания, с какой легкостью дети начинают выполнять правила, если мама с папой четко дадут им понять, что приступы бешенства и истерики на них не действуют. .

Единственные дети с самого рождения развиваются в особенной атмосфере. Окруженные долгое время лишь взрослыми, они получают более ограниченный личностный опыт по сравнению с детьми, имеющими братьев и сестер. Психологи начала нашего века очень скептически относились к такой семейной структуре. Слова американского психолога С. Холла о том, что быть единственным ребенком - это уже иметь болезнь в себе, постоянно цитировались в специальной и популярной литературе. Однако такая однозначная оценка недостаточно обоснованна и в последнее время встречает все больше возражений. Но давайте разберем по порядку особенности воспитания единственного ребенка в семье.

Зачастую наш герой считает себя средоточием своего маленького мира. Родители, бабушки и дедушки, а также многочисленные родственники осыпают его знаками внимания. Чрезмерная опека может привести к тому, что ребенок утратит связь с окружающим миром. Но ведь детям надо учиться обращаться с собственными чувствами. Потому что это очень нелегко для маленького человека справляться с разочарованиями, скукой, фрустрацией или яростью. Чувства необходимо переживать самостоятельно и преодолевать тоже самостоятельно. Поэтому очень важна доверительная атмосфера в родительском доме - атмосфера, в которой можно открыто говорить о том, что ты чувствуешь.

Родители очень часто ведут себя со своими единственными детьми как хозяева. Любые мероприятия, которые таят в себе потенциальную опасность, строжайше запрещаются. И подобные запреты сказываются на творческом мышлении и любопытстве детей. Даже если очень сложно - нужно пытаться преодолеть себя и позволить своему ребенку учиться самостоятельно.

Единственным детям в семье очень не хватает отношений с братьями или сестрами. Поэтому с другими детьми они ведут себя скромно и зажато. С самого раннего возраста ребенок должен общаться со своими сверстниками.

Тот, кто пережил проблемы и разногласия с братьями и сестрами, ни за что не поверит, что только единственные дети в семье не любят делиться своими вещами. По натуре дети сконцентрированы на себе, и только правильное воспитание может научить их ценностям и нормам поведения. А готовность родителя прийти на помощь и его собственная социальная позиция могут стать ориентирами для ребенка.

Единственные дети в семье вовсе необязательно в будущем становятся одиночками. Если они играют с другими детьми, они непременно научатся выстраивать отношения. Важно предоставить ребенку самостоятельно решать, с кем ему дружить, ну без крайностей конечно же. Это укрепит его чувство собственного достоинства. Поосторожней с критикой. Нужно чаще хвалить своего ребенка, но только в тех случаях, когда похвала действительно заслужена.

Дети, которые в семье воспитываются одни, очень часто имеют более интенсивную связь со своими родителями, которая возникает за счет того, что оба родителя посвящают себя своему ребенку в свободное время. Отсутствие соперничества с братьями и сестрами позволяет отношениям развиваться в гармоническом ключе.

Главное в развитии единственного ребенка заключается в том, что он длительное время близко общается лишь со взрослыми. Быть одному, маленькому в стране великанов не так легко и просто. Не имея возможности сравнивать себя в семейной обстановке с братьями и сестрами подобного возраста, а видя перед собой лишь недосягаемых, все умеющих и могущих взрослых, ребенок остро ощущает свою слабость, несовершенство. Так, опосредованно, самой ситуацией развития ребенок обескураживается и в итоге может потерять веру в свои силы.

Развиваясь в атмосфере чрезмерной опеки, единственные дети не только теряют уверенность, но и привыкают воспринимать служение, помощь родителей как само собой разумеющееся, требуют ее, когда надо и не надо. Ребенок начинает чувствовать силу в своей слабости, злоупотребляет вниманием и заботой окружающих. Так родители зачастую просто попадают в сети маленького деспота: ему во всем необходима помощь, ему ни в чем нельзя отказать. Иначе - истерика, слезы, злоба или очередная демонстрация слабости. Ребенок иногда использует и менее привычные способы манипулирования поведением родителей. Например, демонстрирует ночные страхи, соматические расстройства (головные боли, боли в животе и т.п.) для того, чтобы удерживать родителей в постоянной заботе о нем, чтобы настоять на том, чтобы было так, как он (она) хочет. Дети становятся маленькими тиранами, причем родители, хотя и чувствуют себя из-за этого изможденными, не понимают, что творится: думают, что ребенок просто чрезмерно чуток или болен.

Некоторые помехи психическому развитию детей имеют совершенно определенное название - тепличные условия, когда ребенка холят, нежат, балуют, ласкают - одним словом, носят на руках. Из - за столь чрезмерного внимания психическое развитие его неизбежно замедляется. В результате чрезмерной снисходительности, которой родители окружают его, он непременно столкнется с очень серьезными трудностями и разочарованием, когда окажется за пределами домашнего круга, поскольку и от других людей будет ожидать внимания, к какому привык в доме родителей. По этой же причине он слишком серьезно станет относиться и к самому себе. Именно потому, что его собственный кругозор слишком мал, многие мелочи покажутся ему слишком большими и значительными. В результате общение с людьми будет для него гораздо труднее, чем для других детей. Он начнет уходить от контактов, уединяться.

Как предотвратить все это? С помощью второго ребенка. Но если некоторые особые проблемы и можно разрешить подобным путем, то где уверенность, что родив еще одного ребенка, сразу можно добиться полной адаптации первого, хотя чрезмерная опека уже разделиться на двоих деток, а может и увеличится. В любом случае нужно всеми силами преодолевать наше стремление растить ребенка в тепличных условиях. Можно утверждать, что воспитание единственного сына или единственной дочери гораздо более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенком. Единственный ребенок очень скоро становится центром семьи. Заботы отца и матери, сосредоточенные на этом ребенке, обыкновенно превышают полезную норму. Любовь родительская в таком случае отличается известной нервозностью. Болезнь этого ребенка или смерть переносится такой семьей очень тяжело, и страх такого несчастья всегда стоит перед родителями и лишает их необходимого спокойствия. Очень часто единственный ребенок привыкает к своему исключительному положению и становится настоящим деспотом в семье. Для родителей очень трудно бывает затормозить свою любовь к нему и свои заботы, и волей - неволей они воспитывают эгоиста.

Для развития психики каждый ребенок требует собственного пространства, в котором он мог бы свободно передвигаться. Ему нужна внутренняя и внешняя свобода, свободный диалог с окружающим миром, чтобы его не поддерживала постоянно рука родителей. Ребенку не обойтись без испачканного лица, разорванных штанов и драк.

Единственному ребенку часто отказано в таком пространстве. Осознано или нет, ему навязывают роль образцового ребенка. Он должен особенно вежливо здороваться, особенно выразительно читать стихи, он должен быть образцовым чистюлей и выделяться среди других детей. Относительно него строятся честолюбивые планы на будущее. За каждым проявлением жизни ведется внимательное, с затаенной озабоченностью, наблюдение. Недостатка в хороших советах ребенок не испытывает на протяжении всего детства. Такое отношение к нему несет опасность, что единственный ребенок превратится в избалованного, несамостоятельного, неуверенного в себе, переоценивающего себя, разбросанного ребенка.

Говорят, те, кто вырос один в семье, всегда завидуют тем, у кого есть братья или сестры. А стоит ли? Некоторые выходцы из многодетных семей могут им возразить: "Да кому вообще нужны братья?" Согласиться с ними мы не можем, однако вот по крайней мере 17 причин считать, что небольшая семья - это замечательно.

1. Не страшно обзавестись собственным жильем

Комфортное времяпрепровождение начинает напрямую быть связано с независимостью, и остаться наедине с самим собой уже не страшно. А в детстве моменты, когда вы возвращаетесь из школы, а дома никого нет, вообще были самыми любимыми.

2. Вы хорошо справляетесь с выбором подарков для близких

Вам не с кем было посоветоваться, когда в детстве вы приобретали что-то на праздник для родителей. Во взрослом возрасте вы понимаете, что это с вами начинают советоваться в выборе.

3. Вы мастер проведения времени в одиночестве

Вам не бывает скучно, потому что вы всегда сможете самостоятельно развеселить себя и придумать, чем заняться. Возможно, это просмотр программ по телевизору, игры на телефоне или чтение.

4. Вам не приходится распределять роли

Собака в «Монополии» — всегда ваша. Какую одежду надеть, собираясь в гости? Выбор только за вами!

5. Выбор — это приятно

Поскольку вы никогда не дрались из-за этого с братом или сестрой, вам на самом деле нравится делить что-то с людьми. Конечно, ты сможешь надеть мое платье! Вот, угощайся чизкейком!

6. Вам никогда не приходилось бороться за внимание родителей

Еще бы, ведь вы их единственный ребенок.

7. У вас всегда была личная комната

И там могло быть настолько грязно или чисто, как вы того пожелаете.

8. Новый опыт

Как ни странно, это также означает, что, когда вы начнете делить комнату в общежитии с соседями — это будет новый и забавный опыт. Вам, например, придется мириться с тем, что нужно гасить свет, когда сосед ложится спать раньше, но вы быстро привыкнете к этим уступкам.

9. Общительность

Вы не будете стесняться заговорить с незнакомцами и подружиться с кем-то. В детстве, когда вы хотели поиграть с кем-то, нужно было искать друзей самостоятельно, и вам приходилось упражняться в общительности, которая теперь может быть такой полезной на занятиях или на работе.

10. Дружба со взрослыми

Вам комфортно разговаривать с людьми, которые старше вас, потому что вы с детства были окружены взрослыми. Возможно, у вас даже много друзей, которые старше вас.

11. Вы не испорчены

Вы всегда с радостью принимали тот подарок, который родители покупали. Вам не на кого было смотреть, чтобы сравнивать и требовать, например, джип для Барби. У вас и так всегда было много подарков на все праздники.

12. Ваши лучшие друзья заменяют вам сестер и братьев

Иногда даже родители привязываются к ним и скучают, если долго не видят их в гостях.

13. Каникулы с семьей — это фантастика!

Пока вы были ребенком, родители наверняка звали с собой родственников или знакомых с детьми, чтобы вам было с кем поиграть. В подростковом возрасте вам разрешали взять кого-то из друзей на каникулы, чтобы не было скучно. А во взрослом возрасте вам нравится путешествовать с родителями, потому что это круто, и вы наконец можете общаться на общие темы.

14. Вы прекрасно приспособлены ко всем условиям

А причина проста: всю жизнь вам приходилось самостоятельно решать возникающие проблемы и справляться с трудностями. Некогда было винить кого-то или искать помощи.

15. Не надо делиться

Вам никогда не приходилось беспокоиться о том, что кто-то съест ваше любимое лакомство до того, как вы его попробуете. Разве что папа мог, но, к счастью, в нем можно было вызвать чувство вины щенячьими глазками — и тогда он купит еще.

16. Право выбора за вами

Вы всегда самостоятельно выбирали, какой фильм смотреть, потому что вы один его и смотрели. Третий раз за неделю «Аладдина»? Да без проблем!

17. Вы обладаете лучшими качествами интроверта и экстраверта

Вы хороши в общении с кем угодно, но в то же время отлично чувствуете себя в полном одиночестве.

В последнее время стала четко прослеживаться тенденция иметь в семье одного ребенка. Этому способствуют различные обстоятельства. И далеко не во всех случаях главной причиной является трудное материальное положение или нерешенный жилищный вопрос. Многие родители считают, что одному ребенку в семье более комфортно в психологическом плане, поскольку у него отсутствует повод для ревности, ему не надо будет делиться любимой игрушкой, лакомством, вниманием с братом или сестрой. Однако наличие единственного ребенка в семье кроме демографических проблем влечет за собой комплекс социально-психологических проблем, связанных с его индивидуальным воспитанием в семье. Будучи окруженным избыточным вниманием домочадцев, единственный ребенок, как правило, растет эгоистичным и капризным, особенно в обеспеченных семьях.

По мнению Титаренко В.Я., проблема единственных детей в семье начинается задолго до их рождения и, как правило, связана с той социальной средой, в которой выросли их родители. Социологи отмечают, что чем выше культурный и интеллектуальный уровень родителей, тем меньше детей рождается в этих семьях. Рождение одного ребенка, является основой исчезновения нации, так как только при двух детях может сохраняться более или менее устойчивый характер национальной репродукции. Таким образом, в феномене единственного ребенка общество сталкивается с демографическим парадоксом: чем выше культурный уровень общества, тем быстрее оно стареет и наоборот .

О единственных детях можно услышать мнение, что они вырастают эгоистами и, в целом, отстают в социальном развитии от своих сверстников, растущих с братьями и сестрами. Однако эти выводы базируются на исследованиях начала двадцатого века. Современные же исследования показывают, что нет значимой разницы в уровне развития и личностных особенностях между единственными детьми в семье и их сверстниками.

По мнению Азарова Ю.П., проблема материального обеспечения в семье, как правило, усугубляется с рождением ребенка, требующего большего расхода, нежели при его отсутствии. Отсутствие необходимого количества денег часто меняет не только взаимоотношения супругов, но взаимоотношения детей и родителей. Далеко не всегда их отношения складываются столь безоблачно. Материальный недостаток, как правило, сопровождается снижением внимания к ребенку, в связи с занятостью родителей на работе и как следствие ребенок в таких семьях становится предоставленным саму себе и улице .

Ситуация воспитания в семьях с несколькими детьми и с одним ребенком серьезно различается. Родители единственного ребенка сталкиваются с особенными трудностями и связанными с ними рисками, которые нужно учитывать родителям в воспитании. Гиперопека, ограничение взаимодействия со сверстниками, завышенные ожидания, принятие слишком многих решений за ребенка и т.д. – все это типичные ошибки в воспитании единственного ребенка.

Единственный ребенок загодя оказывается в менее благоприятной ситуации с точки зрения социального развития. Ведь до поступления в детский сад, а то и в школу, он общается преимущественно со взрослыми. Даже словарный запас такого малыша насыщен «недетскими» словами и терминами, он часто не понимает детского юмора, дразнилок и т.п. Безусловно, такому ребенку бывает непросто адаптироваться в детском коллективе, часто в группе детей он предпочитает игры в одиночестве. Ребенок, не имеющий достаточного опыта общения со сверстниками, очень часто не умеет играть в ролевые игры. А ведь именно такая игра - основной инструмент социального и эмоционального развития в дошкольном возрасте. Играя с родителями, ребенок не получает необходимой отдачи, он быстро почувствует фальшь, ведь редко какой взрослый может так искренне отдаваться игре, как ребенок. Психолог Лепешова Е.М. характеризует такую ситуацию как «ребенок - маленький взрослый» .

Ребенок хорошо усваивает модель отношений, в которой один выше по иерархии (родитель), а другой ниже (ребенок). Так или иначе, один подчиняется другому. В детском же коллективе требуется выстраивать принципиально другие отношения - отношения равных, отношения сотрудничества. Зачастую от неумения выстраивать партнерские отношения ребенок «перепрыгивает» на другой, более простой вариант - отношения конкуренции с другими детьми.

Данная ситуация может привести к тому, что в детском коллективе ребенок станет либо «одиночкой» либо будет всячески противопоставлять себя коллективу, привлекать к себе персональное внимание взрослого (учитель, воспитатель). Самому ребенку в такой ситуации очень непросто. Эти трудности в отношениях могут сохраниться и во взрослом возрасте. В таких случаях психологи советую дать ребенку возможность больше общаться со сверстниками. Поступление в детский сад часто бывает серьезным стрессом для единственных детей, ведь он впервые оказывается в большой группе таких же малышей, без пристального обожающего внимания родителей. Однако именно детский сад позволяет ребенку компенсировать ту среду сверстников, которой ему не хватает дома .

Обычно дети в течение первого года полностью осваиваются в новых правилах. Детский сад становится для них первой настоящей школой жизни, где они учатся дружить, заботиться и помогать другим, спорить и мириться. Родителям очень важно обсуждать с сыном или дочкой ситуации, возникающие в детском саду, помогать находить верные решения в отношениях с другими детьми. Водить ребенка в детский сад не всегда есть возможность по разным причинам. В таком случае важно найти другие способы общения со сверстниками.

Другая ситуация складывается в случае когда семьи с единственным ребенком становятся, как обозначают психологи, «детоцентрированными». Это означает, что вся Вселенная семьи крутится вокруг одного центра - ребенка. Эта ситуация усугубляется в том случае если ребенок поздний и долгожданный. Если детей в семье несколько, они, так или иначе, образуют свое сообщество, внимание родителей неизбежно разделяется между ними. Единственный же ребенок в семье, как минимум, постоянно на виду, зачастую за него больше беспокоятся, тревожатся. Пока двое братьев носятся по двору и набивают шишки, единственному сыну часто «подстилают соломку» и трясутся за каждое движение. Очевидна ситуация: ребенок - центр Вселенной.

Такая центрация на ребенке дает ему больше возможностей поскольку родителям легко обеспечить единственного ребенка, в том числе дать ему хорошее образование, больше времени на занятия и просто беседы с ребенком. В итоге, малыш чувствует себя в безопасности, окруженным заботой, вниманием. С другой стороны, если со взрослением ребенка, этот уровень заботы и опеки не снимается, происходит следующее. Ребенок, чувствующий себя в безопасности в семье, чувствует повышенную тревогу и страх и при выходе во «внешний мир».

Существует еще один возможный негативный фактор. Эту родительскую заботу и внимание ребенок естественным образом принимает как должное. При этом самому ему обычно не приходится заботиться о ком-то. В итоге у него просто нет такого опыта, а он, естественно, необходим, для выстраивания отношений с людьми, для построения своей семьи. К тому же, при этом в школе ребенку бывает сложно принять необходимость разделения внимания учителя с другими учениками. Он может капризничать, шалить и другими способами привлекать внимание. Не исключены и случаи психосоматических заболеваний - тошнота, боли в животе, головокружения - все это может стать поводом для привлечения столь привычной заботы и внимания. Поводом, конечно, неосознанным, просто реакция организма. Самолюбие таких детей становится болезненным: отсутствие пристального внимания взрослых означает для ребенка, что он плохой, что-то делает не так .

Единственные дети, избалованные родительским вниманием, часто воспринимают родителей, как свою собственность. Пока мама или папа занимается с ним, малыш может быть идеально покладистым, как только они разговаривают между собой либо занимаются своими делами, ребенок начинает капризничать, всевозможными способами привлекать к себе внимание, кричать. Таким образом он выказывает ревность. В итоге родители оказываются в затруднительной ситуации: они не могут заниматься своими делами, не могут спокойно поговорить по телефону в присутствии ребенка. В таких ситуациях психологи предлагают децентрировать семейные отношения .

Важно понимать, что единичными реакциями ситуацию не разрешить. Родители должны изначально строить отношения в семье таким образом, чтобы ребенок понимал, что родители - это отдельные люди, у которых есть свои важные дела и заботы, кроме ребенка. Ребенок должен понимать, что

между мамой и папой тоже есть отношения, а не только между каждым из них и ребенком.

Имеет смысл контролировать уровень заботы и опеки. Иногда лучше дать ребенку самому набить шишку, падая с горки, а не ходить за ним по пятам, предостерегая от опасности. Не нужно держать ребенка в «тепличных условиях», он должен осознавать разнообразие и сложность мира, чтобы не ощущать его центрированным на себе. Ну и рекомендация организовать общение ребенка в детском коллективе тоже остается актуальной.

Существует еще один риск наиболее типичных ошибок для неполных семей с единственным ребенком, хотя встречается и в полных. Довольно распространена ситуация, когда ребенок и родитель (чаще мама) становятся лучшими друзьями. Можно услышать, как девочка говорит, что они с мамой «лучшие подружки», можно увидеть и мальчиков, очень привязанных к матерям. Взрослые за счет такой дружбы зачастую решают собственные личные проблемы, ребенок же готов принимать любую модель отношений, подаваемую родителем. Конечно, это не худшая модель детско - родительских отношений, но все же далеко не самая оптимальная. Во - первых, при такой ситуации, у ребенка пропадает необходимость поиска друзей среди сверстников, ребенок замыкается в родительской семье. Ясно, что во взрослом возрасте это вызовет большие трудности, когда придет время отделения от родителей и создания своей семьи.

Во-вторых, такая ситуация ведет к тому, что ребенок теряет авторитет родителя, в котором он, на самом деле, остро нуждается. Он не получает и образца «взрослого поведения».

Все описанное не означает, что нельзя дружить с собственным ребенком, можно и даже нужно. Однако важно соблюдать грань, важно оставаться для ребенка (пока он еще ребенок) все же родителем. У взрослого должны оставаться свои взрослые вопросы, которые он решает без участия ребенка. Взрослый должен диктовать определенные нормы и правила, транслировать моральные нормы, семейные традиции и т.д. Что касается рычагов влияния на ребенка, то в большой семье обычно братья и сестры учат чему-то друг друга. Влияние братьев и сестер, практически сверстников, оказывается гораздо более существенным в подростковом возрасте, чем влияние родителей. Семья с единственным ребенком такой возможности уже лишена. Хорошо бы, чтобы ребенок дружил со старшими двоюродными братьями или сестрами, другими родственниками. Ведь родственная дружба - это дружба особая.

Таким образом, воспитание единственного ребенка в семье гораздо более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Проблема семьи с одним ребенком, как правило, заключается в социальной среде, в которой он развивается и от уровня его воспитания. Не существует готовых рецептов и моделей воспитания, которые можно взять, не изменяя, и применять к своему ребенку. Однако нужно отметить, что главными основания, которых необходимо придерживаться при воспитании ребенка во время семейной его жизни это чистота, последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, отсутствие произвола в действиях воспитателя, признание личности ребенка. Тайна семейного воспитания заключается в том, чтобы дать возможность ребенку самостоятельно реализовать себя, относиться к нему с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности.

Литература

    Азаров Ю.П. Семейная педагогика. СПб.: Изд-во «Питер», 2001. – 400 с.

    Лепешова Е.М. Как избежать родительских ошибок. СПБ.: Изд-во «Речь». – 2010. -156 с.

    Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. М.: Изд-во Мысль – 1987. -356 с.

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук, Пуйлова Марина Алексеевна,

На сегодняшний день не многие семьи могут позволить себе иметь несколько детей. Дети – большая ответственность, они требуют особого внимания. Родители иногда не в состоянии оказывать его, поскольку целыми днями работают и уставшие возвращаются домой только поздно вечером. Кроме того не малую роли играет и финансовое положение семьи. Обеспечение ребенка – весьма затратный процесс, поэтому родители даже если и хотят, не могут решиться на второго малыша. В вашей семье единственный ребенок и вы боитесь, что он вырастет эгоистом? Давайте попробуем разобраться, как же воспитывать одного ребенка.

Конечно, когда в семье всего один ребенок ему достается не только все внимание, любовь и забота родителей, но и все материальные блага. У малыша нет сестер и братьев, а поэтому и сравнивать не с кем. А это может негативно сказаться на развитии его личности. В большинстве случаев такие дети сравниваются себя с взрослыми, в результате чего может пострадать детская психика.

Единственный ребенок – центр всеобщего внимания.

Самая главная ошибка родителей – поддерживание в малыше ощущения центра вселенной. Если у него что-то не получается все члены семьи незамедлительно оказывают помощь. Однако это неправильно. В следующий раз ребенок даже не попытается сделать что-то сам. А зачем? Ведь родители выполнят все за него.

Повторение такой ситуации приведет к тому, что малыш будет требовать помощи даже тогда, когда он может справиться и самостоятельно. В результате ребенок будет относиться с ревностью к работе родителей, к друзьям, постоянно требуя повышенного внимания с их стороны.

Адаптация малыша в коллективе.

Если в вашей семье один малыш, то ему будет довольно сложно влиться в коллектив , поскольку внимание будет обращено совсем не на него. Ему придется адаптироваться к новым правилам и режиму.

Если ребенок попадает в конфликтную ситуацию, он может быть весьма агрессивным и обидчивым, поскольку будет считать, что ему все обязаны.

Жизнь единственного ребенка с взрослыми.

В большинстве случаев единственный ребенок испытывает слабость и беззащитность в семье, поскольку он должен соответствовать всем требованиям его родителей и родственников. Все они хотят, чтобы их ребенок был особенным, многое умел и знал. Каждый из них постоянно следит за ребенком, за его поведением и жизнью в целом. А это весьма тяжело для малыша с точки зрения психики .

Результаты неправильного воспитания.

Воспитание единственного ребенка требует особых усилий. Постоянная опека и выполнение всех капризов может привести к тому, что ребенок может стать весьма неадекватной личностью.

Типы личности :

Застенчивый.

Для такого ребенка делали все, что он только хотел. Поэтому он и вырастает несамостоятельным человеком, который с трудом может найти друзей, не любит проявлять инициативу и постоянно нуждается в помощи других;

Эгоистичный.

Такой малыш думает только о себе и считает себя самым лучшим человеком на свете. Он не желает подстраиваться под других людей, поэтому часто конфликтует в коллективе. Все должно происходить по его правилам , иначе это может привести к раздражению.

За последние тридцать лет количество семей, у которых рождается всего один ребенок, увеличилось вдвое. Соответственно, все больше детей знакомятся с тем, каково это - быть единственным ребенком в семье. Нужно разобраться, как это влияет на взросление, на отношение к жизни и дальнейшую жизненную позицию.

Не все подходят под стереотип

Существует сильный стереотип, что единственный ребенок в семье обязательно будет испорченным, потому что родители все внимание уделяют ему и стараются баловать его изо всех сил. Однако это лишь стереотип - естественно, есть дети, которые подходят под него, но в большинстве случаев единственный ребенок вырастает вполне нормальным.

Избегать конфликтов

Ребенок, у которого не было брата или сестры, никогда не вступал с ними в ежедневный конфликт из-за любой мелочи. Соответственно, и в дальнейшей жизни такой человек будет стараться всячески избегать конфликтов.

Чтение

К современному поколению это уже вряд ли относится, так как у каждого есть компьютер, приставка, смартфон и многое другое, что может его развлечь. Но у людей, которые выросли в предыдущем поколении, не было таких возможностей, и если у них не было брата или сестры, то чаще всего такие дети очень много читали.

Большие семьи

Ребенок, который жил все время только со своими родителями, очень сильно любит проводить время в семьях друзей, которые имеют гораздо больше членов - для такого ребенка это настоящее зрелище, нечто неизведанное и необычное.

Ближе к друзьям

У единственного ребенка никогда не было брата или сестры, поэтому к друзьям они стремятся находиться как можно ближе, тем самым компенсируя отсутствие в детстве другого ребенка в семье. Они относятся к своим лучшим друзьям как к братьям или сестрам, то есть их не устраивают обычные отношения, они ищут чего-то большего.

Одиночество

Большим плюсом для единственного ребенка является тот факт, что он всегда без проблем может остаться один. Если другие люди начинают испытывать дискомфорт, если долго ни с кем не общаются, то человек, который вырос один, гораздо лучше справляется с одиночеством.

Люди рядом

Многие считают, что у детей, которые выросли одни, имеется плохая антисоциальная привычка - они любят закрыться в своей комнате, когда в доме имеется полно людей. Однако в этом нет ничего страшного - просто такие дети чувствуют себя гораздо комфортнее, когда они знают, что где-то рядом есть другие люди, и это вовсе не значит, что они пытаются скрыться от контакта с ними.

Старше в душе

Учитывая тот факт, что одинокий ребенок все свое детство проводил в компании исключительно родителей, в более старшем возрасте он будет морально немного взрослее, чем его одногодки.

Почему один?

Каждый ребенок, который не имеет брата или сестру, в жизни встречал тот момент, когда родители подзывали его к себе и очень неловко объясняли, почему он оказался один, когда у многих вокруг есть брат или сестра.

Воображаемые друзья

Дети, которые растут без братьев и сестер, гораздо чаще придумывают себе воображаемых друзей.

Публичное проявление приязни

Те люди, которые были единственными детьми в семье, пытаются как можно реже проявлять признаки приязни в общественном месте. Им очень неловко, когда их пытаются обнимать или целовать на улице, в ресторане и так далее.

Свои дети

Если у вас не было брата или сестры, то вы не видели, как они вырастают, развиваются. Соответственно, у вас будет меньше мотивации заводить своих собственных детей.

Чувствительность

Братья и сестры постоянно шутят друг над другом, иногда довольно жестоко. Поэтому им гораздо проще затем относиться к различным подколам и шуткам в школе или во дворе. В итоге они вырастают менее чувствительными, чем те люди, которые в детстве были одни.

Драки

Дети, которые росли одни, очень редко сами готовы вступить в драку. Как уже было сказано ранее, они всегда пытаются избежать конфликтов, так как в детстве у них не было той школы, через которую проходили многие другие.

Отношение людей

Если вы рассказываете, что вы выросли в семье как единственный ребенок, это внезапно вызывает у всех окружающих довольно странную реакцию, которая может варьироваться от обычного удивления до сильного отвращения.

Сложно делиться

Единственные дети в семье всегда очень плохи в том, чтобы делиться чем-то своим. Братья и сестры в детстве приучиваются к тому, что делиться модно, нужно и придется, а единственные дети все получают только для себя.

Другие единственные дети

Все дети, которые были единственными в семье, испытывают подсознательную тягу к таким же детям. В итоге они становятся лучшими друзьями, женятся и выходят замуж, образуют наиболее прочные связи.

Нетипичность

Единственные дети имеют склонность думать, что они "не такие как все". Даже если речь идет не о сравнении с теми, у кого были братья и сестры, а с теми, кто также вырос в семье один.

Увлеченность

Братья и сестры постоянно отвлекают друг друга от занятий, поэтому именно единственные дети чаще всего демонстрируют наибольшую увлеченность своими занятиями, могут погружаться в них с головой.

Родители

Каждый единственный ребенок знает, что его родители ни на кого больше не надеются, поэтому он старается сделать все, чтобы его родители были довольны и гордились им.

Внимание

Если у вас не было братьев или сестер, вам не нужно было постоянно бороться за внимание - вы к нему привыкаете, вы его любите. Поэтому вам бывает сложно, если во взрослой жизни вам не уделяют достаточно внимания.

Разговор с собой

Единственные дети в семье чаще всего имеют склонность разговаривать с собой.

Похожие публикации