Что такое социальные нормы — их виды и примеры из жизни. Социальные нормы семьи и брака

Признаком права, от­ли­ча­ю­щим его от дру­гих видов со­ци­аль­ных норм, является

1) фор­маль­ная неопределённость

2) ра­ци­о­наль­ный характер

3) обес­пе­чен­ность исполнения силой государства

4) со­ци­аль­ная значимость

Пояснение.

Основные отличия:

по про­ис­хож­де­нию - нормы права уста­нав­ли­ва­ют­ся и санк­ци­о­ни­ру­ют­ся государством, нормы мо­ра­ли формируются обществом, ис­хо­дя из пред­став­ле­ний о добре и зле, спра­вед­ли­во­сти и несправедливости, чести и достоинства, бес­че­стии и т. д.

по сфере дей­ствия - нормы права ре­гу­ли­ру­ют те отношения, ко­то­рые государством воз­ве­де­ны в закон, обес­пе­чи­ва­ют­ся и охра­ня­ют­ся его при­ну­ди­тель­ной силой, в то время как нормы мо­ра­ли оказывают вли­я­ние не толь­ко на пра­во­вые отношения, но и на со­во­куп­ность общественных отношений, не уре­гу­ли­ро­ван­ных правом;

по форме за­креп­ле­ния - пра­во­вые нормы по­лу­ча­ют закрепление в офи­ци­аль­ных нормативных актах, а нормы мо­ра­ли содержатся в со­зна­нии людей.

Ответ: 3

Предметная область: Право. Право в системе социальных норм

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Урал. Ва­ри­ант 5.

Пояснение.

1) Пра­во­вые нормы (согласно Кон­сти­ту­ции РФ, Мест­ное са­мо­управ­ле­ние в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции обес­пе­чи­ва­ет са­мо­сто­я­тель­ное ре­ше­ние на­се­ле­ни­ем во­про­сов мест­но­го значения, владение, поль­зо­ва­ние и рас­по­ря­же­ние му­ни­ци­паль­ной собственностью;

2) ре­ли­ги­оз­ные нормы (согласно нор­мам синтоизма, че­ло­ве­ку нужно раз­ви­вать в себе добросердечие, со­чув­ствие к окру­жа­ю­щим и спо­соб­ность вза­и­мо­дей­ство­вать с ними);

3) эти­че­ские нормы (золотое пра­ви­ло нрав­ствен­но­сти гла­сит «Относись к людям так, как хочешь, чтобы от­но­си­лись к тебе». Могут быть на­зва­ны иные нормы, при­ве­де­ны иные примеры.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальные нормы как элемент социального контроля». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

1. Понятия «социальные нормы» и «социальный контроль».

2. Элементы социального контроля:

а) социальные нормы;

б) социальные санкции.

3. Виды социальных норм:

а) мораль;

в) эстетические нормы;

г) политические нормы;

д) религиозные нормы и др.

4. Причины возникновения социальных норм.

5. Функции социальных норм как элемента социального контроля:

а) контроль;

б) регулирование;

в) оценка;

г) социализация и др.

Отсутствие любых двух из 2, 3 и 5 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Источник: ЕГЭ по обществознанию. Резервный день. (2) (часть С)

1) Моральные нормы обеспечиваются (охраняются) силой государства.

2) Традиции и обычаи являются разновидностями социальных норм.

3) Все социальные нормы обязательны для исполнения.

4) Правила поведения, основанные на представлениях общества о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и несправедливом, называют моральными нормами.

5) B социальных нормах отражаются ценностные представления общества.

Пояснение.

Социальные нормы - предписания о правильности поведения в обществе. Виды социальных норм разделяют по масштабу: в малых группах, в больших группах. По форме правления: стандарты поведения (мужчины - сильные), ожидания поведения (мужчина должен защищать женщину). По строгости исполнения: обычай (традиционно установившийся порядок поведения, например, гостеприимство), манеры (внешняя форма поведения, основанная на привычках; могут быть повседневные, например, не чавкать, и светские, например, говорить даме комплименты), этикет (принятая в особых кругах система правил поведения, например, в дипломатических кругах), традиции (все, что унаследовано от предшественников, например, встреча одноклассников), привычка (установившаяся схема поведения в определенной ситуации; могут быть групповые, например, спать лёжа, и индивидуальные, например, пить кофе утром, вредные, например, пьянство и курение и невредные), нравы (формы поведения, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке, например, не бить женщин), законы, табу (абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, предмет, например, кровосмешение, канибализм).

1) Моральные нормы обеспечиваются (охраняются) силой государства - нет, неверно.

2) Традиции и обычаи являются разновидностями социальных норм - да, верно.

3) Все социальные нормы обязательны для исполнения - нет, неверно.

4) Правила поведения, основанные на представлениях общества о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и несправедливом, называют моральными нормами - да, верно.

5) B социальных нормах отражаются ценностные представления общества - да, верно.

Ответ: 245.

Ниже при­ве­ден ряд терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «социальная норма». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Пояснение.

Социальная норма - уста­нов­лен­ное в об­ще­стве пра­ви­ло поведения, ре­гу­ли­ру­ю­щее от­но­ше­ния между людьми. Су­ще­ству­ют раз­ные виды со­ци­аль­ных норм (обычаи, традиции, нормы морали, нормы права.)

Социальный кон­троль - механизм, ре­гу­ли­ру­ю­щий от­но­ше­ния ин­ди­ви­да и об­ще­ства с целью укреп­ле­ния по­ряд­ка и стабильности, опи­ра­ет­ся на со­ци­аль­ные нормы.

Санкция - ре­ак­ция на по­ве­де­ние со сто­ро­ны остальных; меры воздействия, воз­на­граж­де­ния (позитивные) и на­ка­за­ния (негативные) за со­ци­аль­ные действия.

Отклоняющееся по­ве­де­ние - поведения, не со­от­вет­ству­ю­щее об­ще­при­ня­тым правилам.

Самоконтроль - форма внут­рен­не­го со­ци­аль­но­го контроля, когда че­ло­век сам кон­тро­ли­ру­ет свое поведение.

Выпадающие термины: со­ци­аль­ная мо­биль­ность (перемещение ин­ди­ви­да или груп­пы в со­ци­аль­ной струк­ту­ре общества, из­ме­не­ние их статуса.) и социальная структура

Ответ: 1, 4.

Ответ: 14|41

А. В со­ци­аль­ных нормах от­ра­жа­ют­ся ценностные пред­став­ле­ния общества.

Б. Тра­ди­ции и обы­чаи являются раз­но­вид­но­стя­ми социальных норм.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

Пояснение.

Суждение А верно. На­при­мер нормы морали, яв­ля­ю­щи­е­ся разновидностью со­ци­аль­ных норм, от­ра­жа­ют ценностные пред­став­ле­ния общества.

Суждение Б верно. Тра­ди­ции и обы­чаи − вид со­ци­аль­ных норм.

Правильный ответ ука­зан под номером: 3.

Ответ: 3

Предметная область: Социальные отношения. Виды социальных норм

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 4.

1) На выполнение социальной роли человеком влияют его индивидуальные качества.

2) Ролевые ожидания делают социальное поведение людей в значительной степени предсказуемым.

3) Социальный статус человека не влияет на выполнение им социальных ролей.

4) Индивид всегда выполняет одновременно только одну социальную роль.

5) Ролевые нормативные требования являются элементом системы социальных норм, принятых данным обществом.

Пояснение.

Социальная роль - модель поведения, ориентированная на определенный статус. Социальные нормы - предписания о правильности поведения в обществе. Виды социальных норм по строгости исполнения: обычаи, манеры, этикет, традиции, привычки, нравы, законы, табу. Значит, ролевые нормативные требования - элемент системы социальных норм.

1) На выполнение социальной роли человеком влияют его индивидуальные качества - да, верно.

2) Ролевые ожидания делают социальное поведение людей в значительной степени предсказуемым - да, верно.

3) Социальный статус человека не влияет на выполнение им социальных ролей - нет, неверно.

4) Индивид всегда выполняет одновременно только одну социальную роль - нет, неверно.

5) Ролевые нормативные требования являются элементом системы социальных норм, принятых данным обществом - да, верно.

Ответ: 125.

Ответ: 125

Социальные нормы

Пояснение.

Пропущенное слово: морали.

Ответ: морали.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Мораль в системе социальных норм». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитывается:

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

Наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;

Корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Виды социальных норм:

а) моральные;

б) правовые;

в) религиозные;

г) этикет и др.

2. Особенности норм морали:

а) ориентированы на ценности, образцы поведения;

б) проявляются в обычаях и традициях;

в) регулируются общественным мнением, совестью человека;

г) имеют исторический характер.

3. Структура морали:

б) принципы;

4. Мораль и нравственность.

5. Этика - наука о морали.

6. Взаимосвязь морали и других регуляторов.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

Отсутствие 1, 2, 3 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу

Источник: ЕГЭ 2014 по обществознанию. Основная волна. Сибирь Вариант 363 (часть С)

Пояснение.

Ответ: морали

Ответ: мораль|морали

Пояснение.

Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия дан­ной темы:

1) По­ня­тие права.

2) При­зна­ки права: а) уста­нав­ли­ва­ет­ся государством; б) пись­мен­ная форма; в) обес­пе­чи­ва­ет­ся ме­ха­низ­мом юри­ди­че­ской ответственности.

3) От­ли­чия права от дру­гих видов со­ци­аль­ных норм.

4)Структура си­сте­мы права: а) от­рас­ли права; б) ин­сти­ту­ты права; в) нормы права

5) Ис­точ­ни­ки права: а) пра­во­вой обычай; б) юри­ди­че­ский прецедент; в) нор­ма­тив­ный пра­во­вой акт и др. Воз­мож­но дру­гое ко­ли­че­ство и (или) иные кор­рект­ные фор­му­ли­ров­ки пунк­тов плана.

Они могут быть пред­став­ле­ны в назывной, во­прос­ной или сме­шан­ной форме.

Автор, ссылаясь на психолога А.Н. Леонтьева, указывает основные этапы формирования личности. Приведите указанные в тексте этапы, и, опираясь на знание курса, личный социальный опыт и практику, проиллюстрируйте каждый из этапов характерным для него конкретным «приобретением» для личностного становления.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24. Личность «...каковы необходимые и достаточные критерии сформировавшейся личности?

По существу, существует два основных критерия. Первый критерий: человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле, а именно если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Они социальны по своему происхождению и смыслу, т. е. заданы обществом, воспитаны в человеке.

Второй необходимый критерий личности - способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредствованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже "стихийную нравственность": человек может не отдавать себе отчета в том, что именно заставило его поступить определенным образом, тем не менее продействовать вполне нравственно. Итак, хотя во втором признаке также имеется в виду опосредствованное поведение, подчеркивается именно сознательное опосредствование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности...

Формирование личности хотя и есть процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но процесс совершенно особый. Он отличается от усвоения знаний, умений, способов действий. Ведь здесь речь идет о таком освоении, в результате которого происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование, соподчинение и т. п. А достичь всего этого путем простого усвоения нельзя. Усвоенный мотив в лучшем случае мотив знаемый, но не реально действующий, т. е. мотив неистинный. Знать, что должно делать, к чему следует стремиться, - не значит хотеть это делать, действительно к этому стремиться. Новые потребности и мотивы, а также их соподчинения возникают в процессе не усвоения, а переживания, или проживания. Этот процесс всегда происходит только в реальной жизни человека. Он является всегда эмоционально насыщенным, часто субъективно творческим.

Рассмотрим этапы формирования личности. Остановимся на самых главных и очень крупных этапах. По образному выражению А. Н. Леонтьева, личность "рождается" дважды.

Первое ее рождение относится к дошкольному возрасту и знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам. Иными словами, здесь зарождается то, что отражено в первом критерии личности.

Второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Заметим, что эта способность к самоосознанию, саморуководству, самовоспитанию и отражена во втором признаке личности, разобранном выше.

Между прочим, её обязательность зафиксирована в такой юридической категории, как уголовная ответственность за совершаемые действия. Эта ответственность, как известно, возлагается на каждого душевно здорового человека, достигшего совершеннолетия».

(Ю.Б. Гиппенрейтер)

Пояснение.

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

Приведены указанные в тексте этапы формирования личности (два ее рождения) и иллюстрирующие их "приобретения", допустим:

1) первый этап (первое рождение) - дошкольный возраст, который "знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам"

- "приобретения":

Ребенок-дошкольник осознает, что не все свои потребности он может удовлетворить, если они противоречат интересам близких, например, не может добиться покупки игрушки, если у родителей нет необходимой суммы денег, пойти гулять на улицу к друзьям, если бабушка больна и не может проводить его во двор, и т.д.

Ребенок-дошкольник уже осваивает необходимость согласования своих интересов с близкими, друзьями

2) второй этап (второе рождение) - "начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению".

- "приобретения"

Подросток осознает свои способности, определяет какую профессию он хотел бы получить в будущем, в соответствии с этим делает ответственный и осознанный выбор профиля образования;

Подросток начинает осваивать новые социальные роли (труженика, собственника), принимать решения по обслуживанию своей собственности, например, мопеда, скутера;

Подросток, к примеру, приняв решение идти в профильный класс, в свободное время будет заниматься математикой, а прежние его привязанности, например дворовый футбол, прогулки с друзьями отйдут на второй план и т.д.

Могут быть приведены иные два адекватные "приобретения", характерные для каждого этапа.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Право в системе социальных норм». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Понятие права.

2. Признаки права:

а) устанавливается государством;

б) письменная форма;

в) обеспечивается механизмом юридической ответственности.

3. Отличия права от других видов социальных норм.

4. Система права:

а) отрасли права;

6) институты права;

в) нормативные правовые акты.

5. Источники права:

а) правовой обычай;

б) юридический прецедент;

в) нормативный правовой акт и др.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

А. вклю­ча­ют в себя как универсальные, не­из­мен­ные с те­че­ни­ем времени, так и ак­ту­аль­ные только в определённые эпохи пра­ви­ла поведения.

Б. су­ще­ству­ют исключительно в виде не­пи­са­ных правил, пе­ре­да­ю­щих­ся из по­ко­ле­ния в поколение.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

Пояснение.

Социальные нормы - уста­нов­лен­ные в об­ще­стве правила поведения, ре­гу­ли­ру­ю­щие отношения между людьми, об­ще­ствен­ную жизнь. Обычаи, традиции, нормы морали, пра­во­вые нормы, ре­ли­ги­оз­ные нормы, по­ли­ти­че­ские нормы, эс­те­ти­че­ские нормы - все это со­ци­аль­ные нормы. Сред них есть не­из­мен­ные с те­че­ни­ем времени (нормы морали), а есть ак­ту­аль­ные только в опред­ме­чен­ные эпохи пра­ви­ла поведения, на­при­мер обычай за­щи­ты чести среди дво­рян на дуэли т. д.

Социальные нормы су­ще­ству­ет как в виде не­пи­са­ных правил, так и в виде пра­во­вых норм, один из при­зна­ков которых - пись­мен­ная форма.

Правильный ответ ука­зан под номером: 1.

Ответ: 1

Предметная область: Социальные отношения. Виды социальных норм

1) Моральные нормы, в от­ли­чие от пра­во­вых со­ци­аль­ных норм, все­гда предъ­яв­ля­ют­ся в пись­мен­ном виде.

2) Моральные нормы обес­пе­чи­ва­ют­ся об­ще­ствен­ным мнением.

3) Моральные нормы пе­ре­да­ют­ся из по­ко­ле­ния в поколение.

4) Моральные нормы спо­соб­ству­ют со­ци­а­ли­за­ции под­рас­та­ю­ще­го поколения.

5) Моральные нормы вы­ра­ба­ты­ва­ют­ся и предъ­яв­ля­ют­ся государством.

Пояснение.

1) Мо­раль­ные нормы, в от­ли­чие от пра­во­вых со­ци­аль­ных норм, все­гда предъ­яв­ля­ют­ся в пись­мен­ном виде - нет, неверно, наоборот.

2) Мо­раль­ные нормы обес­пе­чи­ва­ют­ся об­ще­ствен­ным мне­ни­ем - да, верно.

3) Мо­раль­ные нормы пе­ре­да­ют­ся из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние - да, верно.

5) Штраф - пример формальной социальной санкции.

Пояснение.

Социальные санкции - средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы. Виды социальных санкций: по степени интенсивности (жесткие, мягкие), по типам (формально позитивные, формально негативные, неформально позитивные, неформально негативные).

1) Выдача премии менеджеру за перевыполнение плана продаж - пример неформальной социальной санкции - нет, неверно.

2) Общественное осуждение человека за поведение, противоречащее моральным нормам, относится к неформальным негативным санкциям - да, верно.

3) Предусмотренное законом наказание за нарушение правовых норм - это формальная позитивная санкция - нет, неверно.

4) Аплодисменты исполнителю оперной арии - пример позитивной социальной санкции - да, верно.

5) Штраф - пример формальной социальной санкции - да, верно.

По­это­му очень важно вы­явить тес­ную вза­и­мо­связь права и морали. <.. .="">

Юристы по роду своей де­я­тель­но­сти изучают, толкуют, применяют, пре­жде всего, пра­во­вые нормы - это их специальность. Но для оцен­ки по­ве­де­ния субъ­ек­тов пра­во­вых от­но­ше­ний и пра­виль­но­го раз­ре­ше­ния воз­ни­ка­ю­щих кол­ли­зий по­сто­ян­но об­ра­ща­ют­ся и к эти­че­ским критериям, ибо в ос­но­ве права лежит мораль. Рус­ские пра­во­ве­ды не­из­мен­но подчеркивали, что право есть юри­ди­че­ски оформ­лен­ная мораль. Право - сред­ство ре­а­ли­за­ции нравственно-гуманистических иде­а­лов общества. Без уро­ков нравственности, морали, этики право немыслимо.

B.C. Соловьёв, например, опре­де­лял право как «принудительное тре­бо­ва­ние осу­ществ­ле­ния ми­ни­маль­но­го добра и порядка, не до­пус­ка­ю­ще­го из­вест­но­го про­яв­ле­ния зла». <...> Право и мо­раль раз­ли­ча­ют­ся по спо­со­бам их установления. Пра­во­вые нормы со­зда­ют­ся государством, и толь­ко го­су­дар­ством (или с его со­гла­сия не­ко­то­ры­ми об­ще­ствен­ны­ми организациями) отменяются, дополняются, изменяются. В этом смыс­ле го­су­дар­ство яв­ля­ет­ся по­ли­ти­че­ским твор­цом права. По­это­му право вы­ра­жа­ет не про­сто волю народа, а его го­су­дар­ствен­ную волю и вы­сту­па­ет не про­сто регулятором, а особым, го­су­дар­ствен­ным регулятором.

(Н. И. Матузов )

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть при­ве­де­ны сле­ду­ю­щие от­ли­чия права от морали:

1. По происхождению. Нормы мо­ра­ли скла­ды­ва­ют­ся в об­ще­стве на ос­но­ве пред­став­ле­ний людей о добре и зле, чести, совести, справедливости. Они при­об­ре­та­ют обя­за­тель­ное зна­че­ние по мере осо­зна­ния и при­зна­ния их боль­шин­ством чле­нов общества. Нормы права, уста­нав­ли­ва­е­мые государством, после вступ­ле­ния в за­кон­ную силу сразу же ста­но­вят­ся обя­за­тель­ны­ми для всех лиц, на­хо­дя­щих­ся в сфере их действий.

2. По форме выражения. Нормы мо­ра­ли не за­креп­ля­ют­ся в спе­ци­аль­ных актах. Они со­дер­жат­ся в со­зна­нии людей. Пра­во­вые же нормы по­лу­ча­ют вы­ра­же­ние в офи­ци­аль­ных го­су­дар­ствен­ных актах (законах, указах, постановлениях).

3. По спо­со­бу охра­ны от нарушений. Нормы мо­ра­ли и нормы права в пра­во­вом граж­дан­ском об­ще­стве в по­дав­ля­ю­щем боль­шин­стве слу­ча­ев со­блю­да­ют­ся доб­ро­воль­но на ос­но­ве есте­ствен­но­го по­ни­ма­ния лю­дь­ми спра­вед­ли­во­сти их предписаний. Ре­а­ли­за­ция и тех и дру­гих норм обес­пе­чи­ва­ет­ся внут­рен­ним убеждениям, а также сред­ства­ми об­ще­ствен­но­го мнения. Такие спо­со­бы охра­ны впол­не до­ста­точ­ны для мо­раль­ных норм. Для обес­пе­че­ния же пра­во­вых норм при­ме­ня­ют­ся еще и меры го­су­дар­ствен­но­го принуждения.

4. По сте­пе­ни детализации. Нормы мо­ра­ли вы­сту­па­ют в виде наи­бо­лее обоб­щен­ных пра­вил по­ве­де­ния (будь добрым, справедливым, честным). Пра­во­вые же нормы пред­став­ля­ют собой детализированные, по срав­не­нию с мо­раль­ны­ми нормами, пра­ви­ла поведения. В них за­креп­ля­ют­ся четко опре­де­лен­ные юри­ди­че­ские права и обя­зан­но­сти участ­ни­ков об­ще­ствен­ных отношений.

Могут быть при­ве­де­ны и иные фор­му­ли­ров­ки отличий, не ис­ка­жа­ю­щие смысла.

Предметная область: Социальные отношения. Виды социальных норм

Лекция:

Социальные нормы, их функции

Важную роль в обществе играют правила поведения, упорядочивающие и регулирующие общественные отношения. Эти правила принято называть социальными нормами, в них отражаются ценности отдельных социальных групп или общества в целом. Также социальные нормы формируют модели должного поведения. Запомните определение:

Социальные нормы – установленные в обществе правила, предписания, требования, образцы дозволительного либо запрещающего характера.

Социальные нормы выполняют ряд общественно значимых функций:

    Интегративная функция – объединение индивидов в группы, групп в общество и сохранение сплочённости.

    Регулирующая функция – социальные нормы служат своего рода эталонами поведения, содержат в себе определённые инструкции того, как следует вести себя в тех или иных жизненных ситуациях.

    Воспитательная функция – подготовка подрастающего поколения к жизни, социализация.

    Контролирующая функция – предупреждение отклоняющегося поведения и наказание за отклонения.

Виды социальных норм

Существует несколько классификаций социальных норм. Наиболее общая классификация подразделяет их на нормы – правила и нормы – ожидания. Нормы – правила являются самыми важными нормами, регулирующими общественные отношения. Их исполнение обеспечивается силой государственных законов, а нарушение влечёт к юридической ответственности. Примерами таких норм являются уплата налога, охрана окружающей среды, соблюдение правил дорожного движения и т.д. Нормы – ожидания обеспечиваются и контролируются силой общественного мнения, их нарушение не влечёт серьёзных наказаний. К ним относятся моральные нормы, гостеприимство, этикет и т.д.

По способам регулирования общественных отношений социальные нормы делятся на нормы – дозволения, нормы – предписания, нормы – запреты. Нормы – дозволения указывают на желательное, но не обязательное поведение (пример: празднование дня рождения). Нормы – предписания указывают на требуемое поведение (пример: соблюдение правил этикета за столом), а нормы – запреты на поведение, от совершения которого следует воздержаться (пример: проезд на красный свет светофора).

Более детальная классификация подразделяет социальные нормы на:

  • Морально-этические – нормы, основанные на представлениях людей о добре и зле, хорошем и плохом, которые обеспечиваются силой общественного мнения (пример: уступить место пожилому человеку в общественном транспорте).
  • Правовые нормы – общеобязательные нормы, установленные и охраняемые государством, сформулированные и закрепленные в нормативных актах (примеры: обязанность платить налоги, право на образование).
  • Политические нормы – нормы, регулирующие отношения между людьми и государственной властью, межгосударственные отношения (пример: Президент РФ избирается всенародным голосованием сроком на 6 лет).
  • Религиозные нормы – нормы, регулирующие поведение людей той или иной конфессии (пример: мусульманин обязан совершать ежедневную пятикратную молитву).
  • Эстетические нормы – нормы, основанные на представлениях людей о прекрасном и безобразном (пример: ношение бело-синей школьной формы).
  • Традиции – многократно повторяющиеся нормы, передающиеся из поколения в поколение (примеры: наряжать ёлку на Новый год, печь куличи на Пасху, дарить подарок имениннику).
  • Обычаи – нормы, основанные на привычках и стереотипах, воспроизводящаяся в определённой социальной группе (примеры: праздновать Новый год, Пасху, день рождения).

Среди многих аспектов проблемы формирования готовности молодежи к семейной жизни важнейшим является правильное понимание социальной роли семьи и брака в современном обществе, наличие гражданского правового сознания. В данное время отмечается значительное ослабление регулирующего воздействия ранее установленных в обществе и закрепленных в общественном сознании норм и стандартов поведения в семье. Связано это в первую очередь с тем, что в современных условиях исчезли некоторые важные функции, игравшие существенную роль в традиционной семье. Значительно изменились и функциональные роли, типичные для мужчины-супруга и женщины-жены, имевшие место в прошлом. Брак и семья в представлении отдельных людей все больше становятся в основном средством удовлетворения их потребностей в интимном и неформальном общении. Наряду с нравственным регулированием брачно-семейных отношений существует и правовое регулирование этих отношений, которое фиксирует и закрепляет их социальную сущность путем определения основных гражданских прав и обязанностей членов семьи друг перед другом и перед обществом.

Основным актом, регулирующим семейные отношения, является Кодекс, согласно которому семейное законодательство представляет собой законодательные и иные нормативные акты, регулирующие:

Установление порядка и условий вступления в брак;

Личные и имущественные отношения, возникающие в семье между членами семьи: супругами, родителями и детьми, в том числе между усыновителями и усыновленными, а в случаях и пределах, предусмотренных семейным законодательством между другими родственниками и другими лицами;

Определение формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

В статьях Семейного кодекса РФ указаны права и обязанности супругов, назовем наиболее значимые для молодых семей:

31. Равенство супругов в семье.

1. Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства.

2. Вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно исходя из принципа равенства супругов.

3. Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей.

34. Совместная собственность супругов.

1. Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.

2. К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья и другие). Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.

34.3. Право на общее имущество супругов принадлежит также супругу, который в период брака осуществлял ведение домашнего хозяйства, уход за детьми или по другим причинам не имел самостоятельного дохода.

36. Собственность каждого из супругов.

1. Имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), является его собственностью.

2. Вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши, хотя и приобретенные в период брака за счет общих средств супругов, признаются собственностью того супруга, который ими пользовался.

37. Признание имущества каждого из супругов их совместной собственностью.

Имущество каждого из супругов может быть признано их совместной собственностью, если будет установлено, что в период брака за счет имущества супругов или имущества каждого из супругов, либо труда одного из супругов были произведены вложения, значительно увеличивающие стоимость этого имущества (капитальный ремонт, реконструкция, переоборудование и другие).[ Семейный кодекс Российской Федерации был принят 8 декабря 1995 г. Пятой Государственной Думой. Президент России подписал этот Федеральный закон 29 декабря 1995 г., а в соответствии со ст. 168 Семейного кодекса Российской Федерации с 1 марта 1996 г. он вступил в силу.

Наряду с Семейным кодексом РФ существуют закон «Основные направления молодежной политики в РФ», а также правительственная программа «Молодежь России». Сегодня необходимо гарантированное предоставление социальных услуг молодым семьям, создание и совершенствование работы учреждений социальной службы молодежи, комитетов по делам молодежи.[ Дивицына Н.Ф.- Семьеведение-М, 2006.-С.200.

] Важным направлением улучшения материального положения молодых семей и повышения их экономической самостоятельности должно стать предоставление им различных по размерам и формам кредитов на выгодных условиях.

В настоящее время действующим законодательством предусмотрено несколько государственных кредитов для молодых семей. Предлагается законодательно обеспечить порядок выкупа государством частично или полностью кредитных обязательств молодой семьи.

Исследование

Чтобы попробовать определить готовность студентов к браку, я провела опрос на данную тему (см. приложение).

Среди 40 опрошенных, представлены студенты 3 курса РГСУ (две группы).

По результату опроса положительно относящихся к браку, в процентном соотношении, составляет 65% от числа всех респондентов. Среди опрошенных 25% пока не задумывались об этом. Затруднились ответить 8%, а отрицательное отношение к браку у 2% опрошенных.

Среди опрошенных 94% считают, что самый приемлемый возраст для вступления в брак 20-30 лет, а остальные 6% считают от 18-20 лет. Положительно то, что никто не ответил в возрасте от 16-20лет. Значит, большинство считает, что брак в раннем возрасте неприемлем.

На вопрос об отношении к браку с разными национальностями мнение разделилось следующим образом: 38% опрошенных ответили, что это их не интересует, 25% затруднились ответить, 12% ответили, что для них это не главное, но родители против. Среди опрошенных 25% считают, что нельзя вступать в брак с разными национальностями, причиной этого, по моему мнению, может служить распространившийся в России расизм.

На вопрос о значимости социального положения второй половины большинство студентов ответили, что для них это не имеет значение (75%), 7% ответили - студент(ка), 3% - рабочий. Остальные 15% опрошенных хотят, чтоб их вторая половина занималась бизнесом, причем так ответили, только девушки.

На вопрос состоите ли вы в браке, лишь один человек ответили положительно, а трое сожительствуют.

Значение норм права для укрепления семьи. Каждый из нас является членом семьи. Те, кто еще не создал свою, новую семью, живут обычно с родителями, братьями, сестрами и другими родст­венниками. Совместно с ними они составляют семью, ячейку наше­го общества, маленький коллектив. В семье происходят рождение и воспитание детей, в ней заботятся о престарелых и нетрудоспособ­ных ее членах, организуют быт и отдых. В хорошей, дружной семье человек находит свое счастье, дети вырастают здоровыми и достой­ными членами общества, от обстановки в семье во многом зависит, как человек учится, работает, ведет себя в быту.

Конституция Российской Федерации устанавливает, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства (ст. 38).

Государство проявляет заботу о семье: создает и совершенству­ет работу детских учреждений, развивает систему социальных служб, устанавливает пособия гражданам, имеющим детей, а также устанавливает другие меры социальной защиты и поддержки семьи, материнства, отцовства и детства.

Имея в виду значение семьи для общества и каждого отдельного человека, наше государство всегда стремилось к укреплению семьи. Из предыдущих глав вы уже знаете, какое влияние на поведение человека могут оказать правовые нормы - закон. Поэтому и для укрепления семьи, наряду с другими мерами, используется закон. С первых дней существования российского государства издаются законы, цель которых - создавать и укреплять в семье отношения, соответствующие нашему общественному укладу и нашим нравст­венным требованиям. Конечно, большинство граждан ведут себя в семье так, что нет необходимости прибегать к помощи закона. В силу своих нравственных принципов люди без всякого принужде­ния выполняют все лежащие на них как членах семьи обязанности.

Но закон дает возможность принудить к выполнению долга перед семьей тех, кто о нем забыл, пренебрег своими обязанностями, закон помогает воспитывать чувство ответственности перед се­мьей, бороться с вредными пережитками.

Семейное законодательство. В соответствии с Конституцией РФ семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Ос­новные нормы, регулирующие отношения в семье между ее члена­ми, кодифицированы в федеральном законе - Семейном кодексе Российской Федерации (далее - СК). Семейный кодекс был при­нят Государственной Думой 8 декабря 1995 г. и введен в действие с 1 марта 1996 г. Это четвертый Семейный кодекс в истории российского семейного законодательства после кодексов 1918, 1926 и 1969 гг., каждый из которых отмечал собой определенную эпоху в развитии государства и общества. С принятием нового Семейного кодекса регулирование семейных отношений приведено в соответ­ствие с Конституцией РФ, другими федеральными законами и прежде всего с новым Гражданским кодексом РФ. В нормах СК получили свое отражение положения международных правовых актов в области прав человека, ратифицированных Российской Федерацией, а также положительный опыт реформирования семейного законодательства в зарубежных странах. Семейный кодекс учел практику применения действовавшего семейного законодательства, критику его отдельных положений, предложения, высказанные в процессе подготовки СК законодательными и исполнительными органами субъектов РФ, практическими работниками, учеными. Вместе с тем в Кодексе сохранены положения Кодекса о браке семье 1969 г., правильность которых подтверждена жизнью.


Семейный кодекс РФ содержит следующие основные разделы (состоящие из глав): семейное законодательство (основные начала, круг отношений, регулируемых Кодексом, система семейного законодательства, применение к семейным отношениям гражданского законодательства и норм международного права, осуществление и защита семейных прав, исковая давность в семейных отношениям); заключение и прекращение брака (порядок и условия заключения брака, прекращения брака и признания его недействительным); права и обязанности супругов (личные права и обязанности, законный и договорный режимы имущества супругов); права и обязанности родителей и детей (установление происхождения права детей в семье, правоотношения родителей, детей и других членов семьи); алиментные обязательства членов семьи (родите­лей и детей, супругов и бывших супругов, братьев и сестер и других членов семьи); формы воспитания детей, оставшихся без попече­ния родителей (усыновление, опека и попечительство, приемная семья); коллизионные семейные нормы (применение российского семейного законодательства, а также аналогичных законов ино­странных государств к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства).

В состав семейного законодательства входят также законы субъектов РФ, которые принимаются в соответствии с СК. Законы субъектов РФ разрешают вопросы как отнесенные к их ведению СК, так и непосредственно СК не предусмотренные. При этом они должны касаться круга тех отношений, которые регулируются семейным законодательством и непосредственно определены в самом СК.

Наряду с Семейным кодексом действуют подзаконные акты, издание которых предусмотрено непосредственно самим Кодек­сом (например, согласно ст. 82 СК, виды заработка и иного дохода, подлежащие учету при удержании алиментов, определяются Пра­вительством РФ).

Законодательные акты, как бы подробно они ни регулировали возникающие отношения, не могут, естественно, предусмотреть всего разнообразия отдельных жизненных ситуаций, в связи с чем вопросы применения законодательных норм в ряде случаев встре­чают затруднения. Поэтому большое значение для правильного по­нимания и применения норм семейного права имеют руководящие указания Верховного Суда РФ.

Судебные решения и определения по отдельным конкретным делам не имеют значения прецедента. В то же время решения и определения, касающиеся наиболее спорных и вызывающих со­мнения при разрешении дел вопросов, систематически публикуют­ся в официальном бюллетене Верховного Суда РФ. Хотя формально данные постановления обязательны лишь по тому конкретному делу, по которому были вынесены, суды принимают их во внимание при решении аналогичных дел.

Основы начала семейного законодательства. Основной зада­чей семейного законодательства является дальнейшее укрепление семьи, построение семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов.

Правовые нормы исходят из недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятст­венного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

Регулирование семейных отношений осуществляется в соответ­ствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обес­печения приоритетной защиты прав и интересов несовершенно­летних и нетрудоспособных членов семьи.

Семейное право, как и все российской законодательство, осно­вано на равноправии всех граждан независимо от расы, националь­ности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений и других обстоятельств.

В соответствии с Конституцией РФ права граждан в семье могут быть ограничены только на основании закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан.

Исходя из этих основных начал строятся все правовые нормы этой отрасли законодательства, исходя из них оценивается поведе­ние каждого человека как члена семьи.

Отношения, регулируемые нормами семейного права. Не все отношения в семье могут быть урегулированы с помощью права. В значительной части поведение членов семьи определяется лишь нравственными, моральными правилами. Издавая соответствующие законы, государство стремится, по возможности, не вмеши­ваться в личные интимные отношения граждан, ограничиваясь установлением лишь таких обязательных правил, которые нужны для укрепления семьи, а следовательно, и для каждого из ее членов.

Семейное законодательство устанавливает порядок и условия вступления в брак, порядок и условия его расторжения и признания недействительным; регулирует личные (неимущественные) и имущественные отношения, возникающие между членами семьи (супругами, родителями и детьми, другими членами семьи), а также отношения, возникающие в связи с принятием детей в семью на воспитание.

В семейном законодательстве нет общего определения семьи. Это неслучайно, семья - понятие социологическое, а не правовое.

Однако термины «семья», «член семьи» часто употребляются в нор­мах семейного права. Для правильного их употребления необходи­мо знать, что под ними понимается.

В науке семейного права семья (в юридическом смысле) опреде­ляется как круг лиц, связанных взаимными правами и обязанностя­ми, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание.

В семейном праве права и обязанности возникают лишь между следующими членами семьи: супругами, родителями и детьми, бра­тьями и сестрами, дедом (бабушкой) и внуками, отчимом (мачехой) и пасынками (падчерицами), а также между лицами, принявшими на воспитание детей (усыновители, опекуны, попечители, прием­ные родители, фактические воспитатели), и принятыми в их семью детьми. Права и обязанности у членов семьи возникают при указан­ных в Семейном кодексе условиях и, как правило, не зависят от совместного проживания или иждивенчества (в отличие от других отраслей права: жилищного, права социального обеспечения и др.).

  • Приведите примеры социальных норм, регулирующих семейные отношения, которые закреплены законодательством, и норм, которые поддерживаются традициями, обычаями, общественным мнением. ..

  • 2)право на семейную тайну.

    недопустимость произвольного вмешательства коголибо в дела семьи; добровольность брачного союза между мужчиной и женщиной; равноправие супругов в решении всех вопросов семейной жизни; всемерная охрана интересов матери и ребенка; обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних членов семьи.

  • Помогите ребята!

    приведите примеры социальных норм, регулирующих семейные отношения, которые закреплены законодательно, и норм которые поддерживаются традициями, обычаями, общественным мнением.

  • 1)Семейное право регулирует личные неимущественные отношения. Они могут регулироваться нормами морали и нравственности.
    2)право на семейную тайну.
    Перечислим основные принципы регулирования семейных правоотношений:
    недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи; добровольность брачного союза между мужчиной и женщиной; равноправие супругов в решении всех вопросов семейной жизни; всемерная охрана интересов матери и ребенка; обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних членов семьи.
  • А16. Политическая идеология относится к

    политическим институтам

    политическим нормам

    политической культуре

    политическим связям

    А17. Оппозиционными называют политические партии, ко­торые

    принимают участие в парламентских выборах

    разрабатывают и принимают законы

    действуют незаконно, без официальной регистрации

    критикуют политику правительства

    А19. Верны ли следующие суждения о тоталитарном режиме?

    А. Тоталитарный режим предполагает контроль государства над частной жизнью граждан.

    Б. Тоталитарный режим исключает возможность граждан из­менить свое социальное положение.

    верно только А верно только Б

    верны оба суждения

    оба суждения неверны

    А20. Право как социальный регулятор всегда

    исполняется всеми гражданами

    является воплощением идеала справедливости

    охраняется силой государства

    поддерживается общественным мнением

    А21. В товариществе на вере, в отличие от полного товари­щества,

    есть участники, которые несут риск убытков только в пре­делах внесенных вкладов

    учредителями могут быть только индивидуальные пред­приниматели и коммерческие организации

    управление осуществляется по общему согласию, т. е. каж­дый имеет «право вето»

    капитал разделен на доли (вклады)

    А22. Уголовная ответственность наступает за

    нарушение внутреннего трудового распорядка на предпри­ятии

    неисполнение договорных обязательств имущественного характера

    нарушение правил пользования газом в быту

    причинение тяжкого вреда здоровью

    А23. Гражданин К. успешно прошел собеседование при при­еме на работу. Но работодатель отдал предпочтение другому претенденту, менее успешно прошедшему собеседование, толь­ко потому, что он моложе гражданина К. на 5 лет. Гражданин К. обратился в суд. Работодатель в данном судебном процессе является

    ответчиком

    подозреваемым

    обвиняемым

    А24. Верны ли следующие суждения об обязанностях нало­гоплательщиков?

    А. Налогоплательщики не должны препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнений ими своих служебных обязанностей.

    Б. Налогоплательщики имеют право на возмещение в пол­ном объеме убытков, причиненных незаконными действи­ями налоговых органов.

    верно только А

    верно только Б

    верны оба суждения

    оба суждения неверны

  • А16 к политической культуре

    а17 критикуют правительство

    а 19 оба не верны

    а20 право охраняется гос

    а 21 имеют права вето

    а22 тежкого вреда здоровью

    а23 обвиняемым

    а23 верны оба суждения

    Вопрос 23 работодатели является ответчиком, а не обвиняемым т. К. Это гражданский спор

    Вопрос а 19 верно только А

  • 1 Сопоставьте два высказывания со страниц газет: 1) "Герои" рынка -предприниматель, коммерсант, бизнесмен, а вовсе не простые труженики. Их цель -- богатство, их методы -- "игра без правил", моральная вседозволенность. Предприниматель живет по закону "сильного", он безжалостен к "слабому". Его душа если и молится, то лишь идолам успеха. Его кураж -риск, его услада -- победа любой ценой. Стало быть, законы бизнеса -антипод морали. Конкуренция -- борьба хищников". 2) "Предприниматель, коммерсант, банкир, менеджер -- ключевые фигуры рынка. Они отнюдь не мафиози, не спекулянты, не "теневики", не коррупционеры. Требования рынка утверждают непреложные нормы честности, порядочности и доверия в качестве условий эффективности деловых отношений. А это в целом благотворно влияет на состояние нравов во всех сферах жизни. Конкуренция -- суровая борьба, но это "игра по правилам", соблюдение которых бдительно контролируется общественным мнением". Какую точку зрения вы разделяете? Аргументируйте свой ответ.
  • Я разделяю 2 точку зрения, т. к если все основано на правилах, не будет риска негативного влияния со стороны общества, наоборот появятся преимущества, помогающие улучшить свою деятельность. Люди будут больше доверять предпринимателям, в то время, как другие будут привлекаться и к уголовной ответственности, и к моральной оценке общества.

  • ПО ПРАВУ:

    1. Могут ли сосуществовать в одном обществе нормы, которые противоречат друг другу? Как соотносятся между собой мораль и право? Всегда ли они совпадают?

    2. Приведите в качетсве примера ситуации, которые регулируются нормами морали, праваЮ религии, политики, традициями. Объясните, чем они похожи. В чем их различие?

  • 1) Да могут, и что говорить без этого, фактически, никогда и не обходится, так называемая система двойных стандартов .
    Мораль и право довольно тесно связаны между собой, практически каждую ситуацию, каждый поступок можно рассмотреть руководствуясь как нормами права , так и нормами морали . Право соответствует основным требованиям морали. Но это происходит не всегда, примером служит та же система двойных стандартов.
    2) Пример регулирующийся. ..
    -нормами морали : муж изменил жене (общественное осуждение);
    -права : мошенничество в крупном размере (уголовная ответственность)
    -религии : вандализм, проявленный к памятникам церкви (анафемаотлучение)
    -политики : выявление шпиона иностранного государства (обменсудтрибунал)
    -традиции : организация ежегодного сельского праздника (в случае срыва праздника - осуждение)
    Каждая из норм имеет свои санкции.
    Эти санкции различны.

  • 1)какое практическое применение имеет изучение социальных групп? 2)можно ли утверждать что большие и малые социальные группы живут по одним и тем же законам? Почему? 3)Чем поддерживаются групповые нормы? Примеры групповых норм?
  • 1. Мышление, речь появляются

    3. Групповые нормы - правила, по которым живет группа. Они поддерживаются коллективом, организацией. Примером групповых норм могут служить правила рыцарской чести - воинская отвага, презрение к опасности, гордость, благородное отношение к женщине, внимание к нуждающимся в помощи.

  • СРОЧНО НАДО)

    1. К общественным нормам относятся

    а)групповые нормы б)моральные нормы в) правовые нормы г)технические нормы

    а)мораль б)обычай в)право г)религия

    3. Древнейшая мировая религия

    4. Прямое выражение воли Бога

    5. Семья состоящая из отца матери сына и дедушки относится к следующим видам

    6. Перечислите моральные нормы (не менее трёх) Приведите примеры из жизни подтверждающие их использование в обществе

    7. Приведите примеры общественного контроля соблюдения моральных норм (не менее трёх)

    1. Общественным нормам относятся

    А)математические нормы б)обычаи в)правовые нормы г)религиозные нормы

    2. Совокупность норм устонавливающих должные отношения в общистве

    А)нравственность б) право в)религия г)традиция

    3. Самоя молодая мировая религия

    а) буддизм б)исллам в)иудаизм г)христианство

    4. Небольшой религиозный поучительный рассказ

    А)заповедь б)обряд в) притча г)проповедь

    5. Семья состоящая из матери дочери и бабушки относится к следующим видам

    А) большая б)неполная в)обычная г)полная

    6. Перечислите релегиозные нормы (не менее трёх) Приведите примеры из жизни подтверждающие их использование в обществе

    7. Приведите примеры личного контроля соблюдения моральных норм (не менее трёх)

    « Семья крепка ладом» Объяснить смысл пословицы привести примеры демонстротизирующие смысл поговорки (не менее двух)

  • 6-правила этикета, обращение к старшим, поведение в общественном транспорте

    7-полиция, окружающие люди,

    6-библия, 10 заповедей, притчи

    7-контроль лидера в малых группах, этика человека, совесть, в конце концов!

    если в семье все будут ладить между собой, то сеиья будет дружной, и не распадется в течение долгого времени.

    например: 1)в семье все ругаются, не хотят жить дружно, в конце концов дети уйдут от родителей и будут жить отдельно и т. д.

    2)в семье все ладят между собой, когда дети вырастут, то они родят родителям внуков, будут держаться вместе с семьей, и семья будет процветать)

    ПОМОГЛА ЧЕМ МОГЛА)

  • 1. Правовое государство

    2. Системное строение общества: элементы и подсистемы.

    3. "Дикость, подлость и невежество не уважают прошедшего, пресмыкаясь перед настоящим", - писал А. С Пушкин. Объясните слова классика.

    Это билет который я вытянул, кароче могу дома подготовиться, но в инете не могу найти.

    Дополните если мало или неправильно. И ПОЖАЛУЙСТА 3 вопрос).

    Вот что я ответил на 1 и 2:

    1 вопрос Правовое государство

    Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится на верховенстве права во всех сферах жизни общества.

    Необходимые условия:

    Назначение наказаний за правонарушения в строгом соответствии с опубликованными и чётко определёнными процедурами и нормами.

    Равенство перед законом, так что все граждане получают одинаковую защиту в рамках закона, а нарушители правопорядка подлежат соразмерному наказанию, независимо от их политического, социального или экономического положения.

    Существование эффективных, независимых, беспристрастных и доступных для граждан судов, полиции и других правоохранительных органов.

    Законы также не должны входить в противоречие с устоявшимися общественными представлениями о справедливости. Для этого существует ряд институтов, в том числе, парламент, состязательные выборы, свобода массовой информации.

    2 вопрос Системное строение общества: элементы и подсистемы.

    1. Понятие общества. Общество – Это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мате­риального мира, которая включа­ет в себя: способы, взаимодействия людей; формы объединения людей

    2. Функции общества

    Производство материаль­ных благ и услуг Распределение продуктов труда (деятельности) Регламентация и управление деятельностью и поведением Воспроизводство и социализация человека Духовное производство и регулирование активности людей

    3. Общественные отношения - многообразные формы взаи­модействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них)

    Материальные отношения – возникают и складывают­ся непосредственно в ходе практической деятельнос­ти человека вне его созна­ния и независимо от него. Духовные (идеальные) отношения - формируются, предвари­тельно «проходя через со­знание» людей, определя­ются их духовными ценностями.

  • Основная статья: Равенство перед законом

    Законы в равной степени относятся ко всем без исключений, в том числе к тем, кто издаёт законы. Правосудие не должно принимать во внимание происхождение, власть, обеспеченность или общественное положение стоящих перед ним лиц. Юрисдикция судов, которые выносят постановления по делам обычных граждан, должна распространяться на всех граждан.

    Отступления от этой нормы в современное время получило название «избирательное правосудие».

    Обобщённость правовых норм . Законы должны формулировать условия своей применимости в общих чертах, не указывая на конкретные лица, организации или малые социальные группы. Они не должны издаваться для решения конкретных задач, если при других обстоятельствах аналогичные действия властей были бы незаконными. Однако в ряде случаев требование обобщённости сталкивается с трудностями. Например, в социальных государствах некоторые нормы относятся к лицам чётко обозначенного социально-экономического статуса, и поскольку часть общества не считает эти законы оправданными, с точки зрения критиков, они представляют собой форму правовой дискриминации.

    Равный доступ к правовой системе . В силу социального неравенства, некоторые люди имеют лучший доступ к ресурсам для защиты своих интересов и, следовательно, лучшие шансы на выигрыш судебного дела. Корректировка подобных тенденцией часто сопряжена с объективными трудностями, которые осложняются вышеуказанным требованием обобщённости правовых норм и процедур.

  • Похожие публикации