Тематическое планирование тема дружи с водой урок советы доктора воды урок друзья вода и мыло тема забота о глазах. План-конспект на тему: Воспитательный час на тему: «Нехорошие слова – недобрые шутки

Воспитательный час на тему:

«Нехорошие слова – недобрые шутки»

Цели: познакомить с этическими нормами поведения; дать представление о вежливом общении; формировать привычку употреблять слова вежливости.

Ход занятия:

Ученик:

НИКОГДА НЕ МЕНЯЙТЕ ДРУЗЕЙ

Никогда не меняйте друзей.
Их нельзя разменять как монету.
Вы поймёте это поздней -
Ближе друга на свете нету.

Никогда не теряйте друзей,
Ту потерю ничем не измеришь.
Старый друг не вернётся к тебе,
Новым другом его не заменишь.

И не стоит друзей обижать -
Станет раной на сердце обида,
Хоть друзья и умеют прощать,
Дверь в их душу будет закрыта.

Нужно дружбу беречь всегда.
Это чувство длиннее века.
Лучший друг не предаст никогда,
Просто преданней нет человека!

(Елена Карабеля)


1. Беседа по теме « Умеем ли мы вежливо общаться?».
Воспитатель: Сейчас я поздороваюсь с каждым из вас персонально. А вы скажите, какое приветствие вам больше всего понравилось.
- Приветик, Андрей!
- Здравствуй, Алёна!
- Доброе утро, Татьяна, у тебя чудесные бантики!
- Привет, Денис, ты прекрасно выглядишь!
- Доброе утро, Света!
- Здравствуй, Аркаша!

Здравствуйте!

Рефлексия.

Игра «Приятно слышать»

Воспитатель: А сейчас поиграем в игру. Поприветствуйте соседа по парте так, как бы вы хотели, чтобы поздоровались с вами. Как вы думаете, приятно ли человеку, когда при встрече его назвали по имени и сделали комплимент? Давайте здороваться друг с другом только так. (Дети говорят комплименты друг другу.)

Важно ли при встрече улыбнуться друг другу? Давайте не будем скупиться на улыбку. Как вы здороваетесь, если видите вдалеке друга? Жестом и улыбкой можно поприветствовать друг друга издалека.
- Как вы понимаете смысл пословицы «Слово – не воробей, вылетит, не поймаешь?»
- Что мы можем узнать о человеке по речи?
- Можно ли говорить о культуре речи тех детей, которые обращаются друг к другу по прозвищам и кличкам?
- Послушайте отрывок из рассказа А. Раскина «Как папу дразнили», а затем выскажите свое мнение по поводу того, почему родители не смогли понять, о каких детях говорила учительница на родительском собрании?
…Однажды учительница сказала ребятам так:

Я знаю, что у всех вас есть прозвища. Мне кажется, очень глупо дразнить человека за то, что у него очки, или за то, что он маленького роста. Почему вы так не уважаете себя и друг друга? Ребята обещали забыть свои прозвища. И некоторое время они держали свое слово. А потом в классе можно было услышать: «Цыган», «Рыжий - красный», «Федура», «Заноза». Тогда Афанасия Никифоровна приняла свои меры. Вот что она сделала.
На родительском собрании она сказала: «Поговорим о успеваемости ваших детей. Заноза успевает по всем предметам, но много разговаривает на уроках. Мешок с картошкой – хороший математик. Но вот грамотность его меня беспокоит. Он делает много ошибок. Федура отвечает на уроках, а домашние работы делает небрежно. Рыжий – красный – лучший художник в классе, но ему нужно больше читать вслух. Рева – корова и Пышка – Кубышка плохо решают задачи. Им нужны дополнительные задачи по математике. Я бы прикрепила их к Глухарю».

Воспитатель:

Как вы думаете, родители поняли, о ком идет речь?

Все ли им было понятно?

Приятно ли родителям было слушать прозвища своих детей?
- Какое настроение было у родителей после родительского собрания?
- Какие меры родители должны были предпринять после родительского собрания?
- Что вы почувствовали?

2. Игра «Комплимент»

У меня есть волшебный стул. Каждый, кто садится на этот стул, теряет все свои плохие качества. Сегодня на этот стул сядут по очереди два одноклассника – мальчик и девочка. Все сидящие за партами делают комплименты сначала одному участнику игры, а потом другому. Доска делится пополам, слева написано слово мальчик, справа – девочка. Все названные добрые слова, характеризующие и мальчика и девочку, воспитатель записывает на доске. Победит тот, кто последним скажет хорошие слова, характеризующие детей, сидящих на стуле. Далее другие дети садятся на стул по очереди, а остальные говорят о них только хорошее.

3. Анализ ситуации
Вы… это … самое…
Когда вы говорите, то, значит, это, … как его…
Ну, в общем, не тяните.
Вот, между прочим, так сказать,
Что мне хотелось вам сказать.

Воспитатель: Ребята, представьте, что я прошу вас на перемене не отдыхать, а решить еще одну задачу по математике. Что вы мне ответите? «Нет, не хочу, не буду».
А знаете, как мне ответил другой мальчик? Он сказал: «Я с удовольствием решу эту задачу, только не на перемене, а дома». Скажите, он мне отказал или согласился?
Вывод: умейте отказаться от предложения так, чтобы не обидеть просящего. Сначала

Думайте, а потом говорите.

5. Закрепление материала

(Дети читают стихи)

В нашем классе чудеса, бывают, происходят,
Дети нужные слова часто не находят.
В любое время года, жару или ненастье
Забывает кое-кто простое слово…(здравствуйте).
С парты сбросил все сосед, только посмотрите,
Убежал, не вспомнил он слово…(извините).
Подарили вам портфель и еще что-либо,
Надо что-то бы сказать, кажется…(спасибо)
Эти важные слова надо помнить, дети,
Интереснее тогда будет жить на свете.
Три волшебных слова чаще говорите,
И получится у вас, все что захотите!
спасибо, здравствуйте, извините» – к общенью дверь,
В нее входите!
Воспитатель. Значит, какие слова как можно чаще надо включать в свою речь? (ответы детей)

6. Итог занятия
Воспитатель: В чем заключается правильный грамматический строй речи?

(В словарном запасе, своеобразности языка, гибкости и яркости интонаций, чистоты дикции.)
- Доброжелательность ваших слов, ваша улыбка сохраняет ваше здоровье и здоровье окружающих. Сначала подумайте, а потом скажите. И на прощание послушайте стих.

Снова вижу дружный круг
И каждый в этом круге друг.
Себя я чувствую смелей,
А может где-то и мудрей.

Друзья дадут любой совет
От них я не услышу, нет.
И не смеются над бедой,
В минуты трудностей со мной.

И делят радости мои,
И доверяют мне свои.
В ответ я где-то поддержу,

А может, что-то подскажу.

О, как мне нужен этот круг!
Где нет врагов, а только друг.
И я от сердца говорю:
«За дружбу вас благодарю».

Я прошу вас люди ради бога
Не теряйте доброты своей.
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей.


Планируемые результаты

Метапредметные результаты:

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

Составлять план выполнения задач.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Составлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД:

Предполагать, какая информация необходима.

Самостоятельно отбирать для решения учебных задач, необходимые словари, справочники, энциклопедии.

Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций.

При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её.

Учиться подтверждать аргументы фактами.

Организовывать учебное взаимодействие в группе.

Личностные результаты:

Осознавать себя гражданином России и частью многоликого изменяющегося мира, в том числе объяснять, что связывает тебя с твоими близкими, одноклассниками, друзьями.

Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и гражданских ценностей.

Формулировать самому простые правила поведения в природе.

Испытывать чувство гордости за красоту родной природы.

Вырабатывать в противоречивых жизненных ситуациях правила поведения

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

    осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;

    социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Чего не надо бояться(2ч)

Учимся думать. Спеши делать добро.

Надо ли уметь сдерживать себя(4ч)

Как отучить себя от вредных привычек. Как отучить себя от вредных привычек (продолжение)

Наказание

Как нужно одеваться(2ч) Одежда

Ответственное поведение

Боль

Как вести себя за столом(4ч)

Как вести себя в гостях(2ч) Ты идёшь в гости

Помоги себе сам

Чем заняться после школы(2ч) Умей организовать свой досуг

Как выбрать друзей(4ч) Что такое дружба. Кто может считаться настоящим другом

Как помочь родителям(2ч)

Если кому – нибудь нужна твоя помощь. Спешите делать добро

Повторение(6ч)

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Чего не надо бояться(2ч)

Как воспитывать уверенность и бесстрашие

Беседа по теме «Как воспитывать уверенность и бесстрашие.» Работа по стихотворению Э Успенского «Академик Иванов». Анализ ситуации по стихотворению И. Токмаковой «Не буду бояться». Игра «Давайте разберемся», практическое занятие.

Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным(4ч)

Учимся думать. Спеши делать добро

Беседа по теме занятия. Заучивание слов. Игра «Почему это произошло?». Беседа «Свое мнение».

Почему мы говорим неправду(4ч)

Поможет ли нам обман. «Неправда – ложь» в пословицах и поговорках

Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Косточка». Беседа по прочитанному. Заучивание слов. Заучивание пословиц о правде и лжи.

Почему мы не слушаемся родителей(4ч)

Надо ли прислушиваться к советам родителей. Почему дети и родители не всегда понимают друг друга

Беседа по теме. Анализ ситуаций на примере стихотворения С. Михалкова «Я ненавижу слово «спать». Творческая работа «Портрет родителей». Пожелание себе. Чтение и обсуждение отрывка из рассказа Е. Чарушина «Курочка».

Надо ли уметь сдерживать себя(4ч

Все ли желания выполнимы. Как воспитать в себе сдержанность

Беседа «Что такое каприз?». Игра «Проверь себя». Оздоровительная минутка. Работа с толковым словарем. Толкование пословиц.

Не грызи ногти, не ковыряй в носу(4ч)

Как отучить себя от вредных привычек. Как отучить себя от вредных привычек

Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Пятерня! Пятерня!». Беседа по теме «Вредные привычки». Составление памятки «Это полезно знать!». Повторение основного девиза. Работа со стихотворением Г. Остера «Нет приятнее занятья…». Заучивание слов. Игра «Давай поговорим». Чтение стихотворений на тему занятия.

Как относиться к подаркам(4ч)

Я принимаю подарок. Я дарю подарок

Беседа по теме. Игра «Закончите предложение». Анализ ситуации в стихотворении Г Остера «Если ты пришел на елку…» и Н. Носова «Письмо Незнайки». Составление

памятки «Это полезно помнить!». Игра «Подбери слова благодарности».

Как следует относиться к наказаниям(2ч)

Наказание

Беседа по теме. Анализ ситуаций в стихотворении «Мальчик нарядный в гости идет» и стихотворении Э Мошковской «Я ушел в свою обиду». Творческая работа

Как нужно одеваться(2ч)

Беседа по теме. Игра «Кто больше знает?». Игра «Закончи фразу». Толкование пословицы. Игра «Найди правильный ответ». Анализ ситуации в стихотворении Э Мошковской «Смотрите, в каком я платьице!». Обсуждение высказывания А. П. Чехова

Как вести себя с незнакомыми людьми(2ч)

Ответственное поведение

Беседа по теме. Игра «Закончите высказывание». Составление памятки «Правила поведения с незнакомыми людьми». Чтение стихов «Азбука безопасности». Анализ ситуации по отрывку из рассказа А. Раскина «Как папа опаздывал».

Как вести себя, когда что – то болит(2ч) Боль

Разгадывание кроссворда. Беседа по теме. Анализ ситуаций в стихотворении О. Дриза «Шип в мою ладонь впился…». Игра «Закончите фразу».

Как вести себя за столом(4ч)

Сервировка стола. Правила поведения за столом

Беседа по теме. Разгадывание кроссворда. Работа над правильным правописанием и произношением слова «аппетит». Беседа «Как правильно накрыть стол». Практическая работа по этой теме. Беседа «Мы идем в

Как вести себя в гостях(2ч)

Ты идёшь в гости

Анализ ситуаций. Беседа по теме. Составление приглашений. Составление памятки «В гости надо приходить…»

Как вести себя в общественных местах(4ч)

Как вести себя в транспорте и на улице. Как вести себя в театре, в кино, школе

Беседа по теме. Составление памятки «О правилах поведения в транспорте, на улице». Чтение стихотворений «Азбука поведения». Игра «Выбери правильный ответ».

«Нехорошие слова». Недобрые шутки(4ч)

Умеем ли мы вежливо общаться. Умеем ли мы разговаривать по телефону

Беседа по теме. Игра «Телефон». Составление памятки «Правила ведения телефонного разговора». Игра «Комплимент».

Что делать. Если не хочется в школу(2ч)

Помоги себе сам

Анализ ситуации в стихотворении И. Токмаковой «Скоро в школу». Работа с мудрыми мыслями. Беседа по теме. Чтение и анализ стихотворения С. Маршака «Кот и лодыри». Анализ ситуации в стихотворении Г. Остера «Если друг твой самый лучший…» Игра «Закончи предложения».

Чем заняться после школы(2ч)

Умей организовать свой досуг

Беседа по теме. Стихотворный монтаж. Игра «Давай поговорим». Анализ ситуации в потешных сказках (по мотивам русского фольклора).

Как выбрать друзей(4ч)

Беседа по теме. Работа с пословицами. Игра «Закончи рассказ». Игра «Хочу быть». Чтение стихотворения П. Синявского «Ветерок с березкой шепчется». Анализ ситуации в рассказе Л. Н. Толстого «Отец и сыновья».

Как помочь родителям(2ч)

Как доставить родителям радость

Чтение отрывков из стихотворений детских писателей. Беседа по теме. Игра «Давай поговорим». Анализ ситуации в стихотворении Г. Ширковца «Не пойму я взрослых этих…» Игра «Комплимент».

Как помочь больным и беспомощным(4ч)

Если кому – нибудь нужна твоя помощь. Спешите

делать добро

Беседа по теме. Игра «Выбери правильный ответ». Анализ ситуации в стихотворении Е. Благининой «Наш

дедушка». Игра «Давай поговорим». Анализ ситуации в рассказе Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек».

Повторение(6ч)

Огонёк здоровья. Путешествие в страну здоровья. Культура здорового образа жизни

Беседа по теме Театральная постановка «Доктор Айболит». Викторина «Будь здоров!» Работа над пословицами о здоровье.

Игра- путешествие «В страну здоровья». Станция

«Мойдодыр» (о личной гигиене). Станция «Неосторожность» (оказание первой помощи при несчастных случаев). Станция «Не болей» (профилактика инфекционных заболеваний). Станция «Опрятность» (уход за одеждой). Станция «Долой грязь» (гигиена жилища) и т. д.

Урок - соревнование. Культура поведения. Человек и окружающий мир. Культура общения. Человек и его здоровье. Писатели детям.

ПЛОХИЕ СЛОВА, ИЛИ КАК РЕАГИРОВАТЬ
НА БРАННЫЕ СЛОВА В ЛЕКСИКЕ РЕБЕНКА
(
беседа)

Примерное содержание беседы

Слово является важной составляющей нашего общения. Слово - это и средство передачи информации, и возможность выразить свое отношение к происходящему. Словом можно поддержать в трудную минуту и смертельно оскорбить.

Очень часто приходится слышать от родителей жалобы, что ребенок начал употреблять «плохие слова». Родители спрашивают, как реагировать на бранные слова в лексиконе учеников. А самих учеников, так же как их родителей и учителей, волнует проблема кличек и обзывания. Словесные угрозы и оскорбления другого человека являются проявлением вербальной агрессии. Не случайно за сквернословие в общественных местах во всех законодательствах мира предусмотрено административное наказание.

Давайте сегодня поговорим с вами о проблеме появления бранных слов в лексике ребенка.

Так называемые бранные, или неприличные, слова рано или поздно появляются в лексиконе каждого ребенка. Проблема засорения нашей речи ненормативной лексикой регулярно обсуждается в средствах массовой информации. Говорится о преобладании сленга и блатных выражений в современных теле- и радиопередачах, в печатной продукции. Неудивительно, что дети не только очень рано узнают о существовании подобных слов, но и начинают их активно использовать, часто, правда, не понимая, что эти слова означают.

Почему дети так охотно и точно повторяют нехорошие выражения? Их в первую очередь привлекает та эмоциональность, с которой эти слова произносят окружающие. От ругающегося человека буквально пышет безграничной самоуверенностью, его жесты очень выразительны, вокруг него возникает определенное волнение и напряжение. Произнесенные таким тоном слова не могут остаться незамеченными окружающими.

Собственные наблюдения ребенка и проводимые родными воспитательные беседы наводят его на мысль, что умение вставить в свою речь крепкое словечко является одним из признаков взрослости. И если родители говорят, что использовать подобные слова можно только взрослым, то, естественно, ребенок, стремящийся во всем походить на старших, намеренно употребляет запрещенные выражения в своей речи.

Заметив, что эти слова шокируют окружающих, дети начинают использовать ругательства, чтобы позлить, подразнить их. В этом случае бранные слова становятся еще одним орудием мести.

Бесполезно ругать детей за использование неприличных слов или запрещать им их произносить. Это сделает ругательства более привлекательными в глазах ребенка, он будет их употреблять, но постарается, чтобы вы этого не слышали. Тогда о достижениях своего ребенка в этой области вы будете узнавать от учителей.

Подросткам надо объяснить, что люди используют ругательства лишь в крайнем случае, когда от отчаяния им уже не хватает сил и слов.

Естественно, во избежание раннего появления в лексиконе ребенка ругательств взрослым необходимо следить за собственной речью. Многие взрослые воспитанные люди, находясь во власти аффекта, произносят вслух все, что они думают о собственных умственных способностях или о той вещи, которой занимаются.

Часто ребенок не понимает, что говорит, или не понимает, как оскорбительны и обидны слова, которые он произносит. Следует объяснить ребенку, что таким образом он оскорбляет всех присутствующих, что употреблять такие слова просто неприлично.

Ученица грубо разговаривала с одноклассниками, от нее только и было слышно: «Че встал на дороге?! Идиот! Куда прешь?!» Назревал конфликт, ребята не хотели с ней общаться, родители и учителя негодовали. Выяснилось, что в школу девочку на машине возит папа, который привык вслух негодовать на несообразительность и медлительность водителей и пешеходов. И свое негодование он выражает с помощью грубых, резких выражений. В минуты раздражения девочка всего лишь повторяла слышанные многократно слова.

Еще одна проблема. Как поступить, если ребенок спрашивает о значении того или иного бранного слова.

Мальчик, узнав от товарищей во дворе очередное неприличное слово, с восторгом делился своими познаниями с одноклассниками. Мама его была в отчаянии, однако папа сказал сыну: «Да, такие слова есть, но лучше будет, если ты станешь сначала спрашивать об их значении у меня». И даже купил словарь ненормативной лексики.

Не все родители готовы к такому свободному обсуждению бранных слов с ребенком, но лучше честно сказать, что значение этого слова настолько неприлично, что вы не хотите его произносить. И уж совсем не стоит поступать, как Волька из известной сказки Л. Лагина «Старик Хоттабыч». Он в сердцах обозвал Хоттабыча «балдой», а на вопрос старика, что это значит, объяснил: «Балда - это что-то вроде мудреца». И был очень смущен, когда Хоттабыч публично обратился к нему со словами: «О, превосходнейший в мире балда!»

Иногда родители ведут себя так же, придумывая «культурные» объяснения для ругательств.

Если ребенок интересуется, почему люди говорят такие слова, скажите, например, что так говорят люди несдержанные и невоспитанные, когда хотят обидеть или разозлить человека. Это объяснение, конечно, подходит в том случае, если услышал он это слово не от вас. Если ребенок поймал вас на слове, имеет смысл извиниться перед ним, сказать, что, к сожалению, вам не удалось сдержаться, вы поступили плохо. Дайте ему понять, что искренне раскаиваетесь, и впредь, конечно, старайтесь держать себя в руках.

Вообще как-то однозначно относиться к сквернословию сложно: это и признак бескультурья (но и великие не гнушались бранными словами, например Пушкин), это и средство доказать свою независимость, взрослость (лучше уж так, чем с помощью алкоголя, курения, ранних сексуальных отношений). Зачастую без крепкого словечка теряют всю соль некоторые анекдоты.

Наверное, в воспитательных целях лучше всего объяснить ребенку, что для определенных слов есть свое время и место.

Многие учителя рассказывают, как их пытались подловить ученики, нарочно подсовывая записки с неприличными выражениями или написав что-то запрещенное на доске. Все посвященные с замиранием сердца ждали реакции педагога, и лучшей реакцией было сказать: «Я думаю, все знают, что есть такие слова, и знают, что они обозначают. Но, надеюсь, все понимают, что здесь употреблять их совершенно неуместно».

Подростку нужно объяснить, что хотя ругань и является неотъемлемой частью нашего языка, но не стоит навязывать ее окружающим, которых она оскорбляет и унижает.

Родителям же не надо пугаться этих слов, застывать в шоке, услышав их от ребенка, не стоит отрицать их существование. Лучше просто дать понять: «Мне не нравятся эти слова, но я знаю об их существовании и значении».

Да, тяжело и неприятно, когда совсем юные рядом матерятся. Но иногда знание и умение употребить бранное слово необходимы, чтобы признали равным, чтобы не попасть в неловкую ситуацию, по наивности не стать объектом насмешек.

Кроме того, люди ругаются от отчаяния и злости, когда очень хочется стукнуть кого-то или что-то разломать. В этом случае ругань используется как средство «выпустить пар» и помогает справиться с отрицательными эмоциями.

А это все-таки предпочтительнее, чем физическое насилие или деструктивное поведение. Другое дело, что лучше бы высказать все, что накопилось, в одиночестве. Вот этому и стоит учить детей.

Всегда большой проблемой общения детей в школе были клички и дразнилки.

Обзывания являются наиболее частой причиной обид и драк в классах. Пятиклассники в проведенном анонимном опросе «За что вы не любите некоторых своих одноклассников?» чаще всего отвечали: «За то, что он (она) обзывается».

Вот о с н о в н ы е п р и ч и н ы обзывания детьми друг друга:

1. Агрессия (сознательное желание оскорбить, досадить, разозлить сверстника).

2. Желание привлечь внимание (того, кого дразнишь, или окружающих):

Игра (дразнящий воспринимает обзывания как забавную игру, привлекая к себе внимание сверстника, не собираясь его оскорблять);

Провокация (дразнящий сознаёт, что оскорбляет сверстника, но стремится таким образом спровоцировать его на активные действия, например: заставить погоняться за собой, побороться, принять вызов);

Шутка (хочет не столько обидеть товарища, сколько повеселить окружающих);

Самоутверждение (дразнящий сознательно оскорбляет сверстника, чтобы унизить его и выделиться в глазах окружающих, «поставить его на место», утвердить лидерскую позицию).

3.Месть (обиженный или униженный ребенок начинает дразнить обидчика, особенно если не может ответить физически, иногда он так же поступает от зависти).

4. Не со зла (дразнящий не понимает, что другому обидно, привык отмечать особенности окружающих, выявлять их характерные черты, например, сравнивая с животными). Возможно, дома у него принято награждать друг друга прозвищами, и это никого не обижает.

Очень часто обидные прозвища приклеиваются к ребенку из-за особенностей его внешности. Слова, сказанные сверстником в разгаре ссоры: «рыжий», «очкарик» или «носатый» - западают в душу ребенка, травмируют его. Ребенок начинает чувствовать себя неполноценным, теряет уверенность в себе. Но если человек, чьим мнением ребенок дорожит (учитель, родители), скажет ему как бы между делом: «Какая у тебя оправа красивая, тебе так идет, ты такой солидный стал!» Или: «Ты как солнышко, с твоим приходом в комнате светлее делается», «У тебя греческий профиль, всегда завидовал людям с такими носами, не то что я - курносый...».

Иногда одна такая фраза способна если не повысить самооценку ребенка, то хотя бы примирить с особенностями его внешности, чего не всегда можно добиться путем долгих разговоров на эту тему.

Особенно чуткими и внимательными необходимо быть с детьми, имеющими объективные основания для переживаний. Речь идет о детях с различными дефектами внешности, например: заметным родимым пятном, хромотой, косоглазием и т. п. В этом случае многое зависит от взрослых - родители могут помочь ребенку правильно отнестись к своему недостатку, а воспитатели и учителя - на корню пресечь возможные прозвища и издевательства.

Чешский психолог Зденек Матейчек считает, что «наша воспитательная цель не в том, чтобы оградить ребенка от интереса и любопытных взглядов, а в том, чтобы свою необычность он воспринимал как само собой разумеющуюся часть своего. Я и жил с ней, не обращая на нее внимания и не делая из нее проблемы».

Не стоит навязывать ребенку в качестве утешения истории о Золушке или Гадком утенке, но можно рассказать об успехах людей с нестандартной внешностью. Это могут быть рассказы об известных ребенку актерах, режиссерах, о знаменитых и великих людях, об особенностях внешности, о которых ему будет интересно узнать.

И если избежать появления дразнилок в детском коллективе почти невозможно, то бороться с ними необходимо.

Нельзя оставлять без внимания ситуации обзывания детьми друг друга.

С пострадавшим надо обсудить, почему другие обзываются: обижаются ли на него или хотят привлечь его внимание.

Уважаемые родители! Если ребенок жалуется на то, что его дразнят, следует поговорить с ним о том, как можно и нужно реагировать на обзывания.

Ирина Францева
Конспект познавательно-развлекательного досуга «Вежливые слова»

2012 учебный год

Воспитатель Францева И. П.

Подготовительная группа

КОНСПЕКТ

познавательно-развлекательного досуга

«Вежливые слова »

Используемая литература :

С. И. Белкина «Праздники и развлечения в детском саду»

с доработкой воспитателя Францевой И. П.

Познавательно-развлекательный досуг «Вежливые слова » (структура)

Цель : Познакомить детей с вежливыми словами , и научить ими пользоваться в жизни.

Задачи : Научить детей пользоваться вежливыми словами ; Расширить понятие детей о культуре поведения; Привить навыки культурного поведения детей в общении друг с другом и другими людьми. Развитие творческого потенциала. Связной речи.

Ход досуга:

Ведущий :

Я спешу сказать вам - «Здравствуйте!» ,

Чтоб пожелать здоровья доброго.

Я спешу сказать вам - «Благости!» ,

Чтоб пожелать вам счастья нового.

Я спешу сказать вам - «Радости!

Удач, успехов и везения!»

Чтоб пожелать всем в зале

Прекраснейшего настроения.

Находят конверт с письмом от Незнайки, где он просит ребят помочь рассказать о вежливых словах .

Рассказ педагога о происхождении слова «СПАСИБО» , «БЛАГОДАРЮ» и др.

Педагог : А сейчас мы поиграем, узнаем у вас, знаете ли вы "Вежливые слова "?

Игра «Доскажи словечко »

1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого . (спасибо) .

2. 3азеленеет даже пень, когда услышит. (добрый день) .

3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы. (спасибо) .

4. Мальчик вежливый и развитый говорит , встречаясь. (здравствуйте) .

5. Когда нас бранят за шалости, говорим. (простите, пожалуйста)

6. И во Франции, и в Дании на прощание говорят. (до свидания) .

Не всегда люди бывают добрыми, отзывчивыми, вежливыми по отношению друг к другу. Часто бывают в жизни такие ситуации.

Сценка «Буратино и Мальвина» (инсценировка детей) .

Обсуждают ситуацию : «Я хороший товарищ, всем помогаю, люблю всех веселить. Только некоторые шуток не понимают. Вот, вчера, например, иду и вижу : Пьеро поскользнулся и как хлопнется на землю. Я, конечно, начал смеяться и спросил у него : «Ну, как посадка прошла?» . Он обиделся почему-то и ушёл. А что я плохого ему сказал? Или вот учительница двойку за кляксу ему поставила, а я, чтобы утешить его, спел : «Клякса-вакса-гуталин, на носу горячий блин!» Что тут было! Он очень рассердился. А я ведь развеселить его хотел. Нехорошо он поступил, правда, ребята? (Выслушиваются ответы ребят) . Герои уходят.

ИГРА. А теперь давайте поиграем в игру. Я буду читать рассказ, а вы, когда нужно, вставляйте в мой рассказ вежливые слова (хором) .

"Однажды Вова Крючков поехал на автобусе. В автобусе он сел у окна и с удовольствием рассматривал улицы. Вдруг в автобус вошла женщина с ребенком. Вова встал и сказал ей : "Садитесь. (пожалуйста) . Женщина была очень вежливая , поблагодарила Вову :. (спасибо) . Вдруг автобус неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова быстро сказал : (извините пожалуйста) .

Игра-речевая импровизация «Вежливый ручеёк » . Основное правило : выбирая себе пару, ребёнок должен сказать какое-либо вежливое слово .

Частушки :

Заиграй-ка, балалайка,

Балалайка, три струны,

Запевайте, не зевайте,

Выходите, плясуны.

Тётя Сима попросила

Слазить Витю на чердак.

Извините, тётя Сима,

Я вам вовсе не батрак.

В поезд входят три юнната,

«Ух, народу сколько тут.

Занимай места, ребята,

А то бабушки займут».

Говорит лентяйке мать :

Убери свою кровать.

Я бы, мама, убрала,

Только я ещё мала.

А наш Гриша ходит гордо,

В ход пускает кулаки.

У задиры под глазами

Не проходят синяки.

Витя очень умный парень,

Может всё он смастерить.

Только «здравствуй» и «спасибо»

Не умеет говорить.

Инсценировка произведения «Кто «спасибо» потерял? И Мигуновой.

Блиц-вопросы от Незнайки :

1. В каких случаях нужно извиняться?

2. Нужно ли вмешиваться в разговор, если нужно что- то спросить?

3. Как нужно здороваться со взрослыми и товарищами?

1 ребенок :

Даже дети знают : некрасиво

Не сказать за доброту «Спасибо!»

Это слово с детства нам знакомо

И звучит на улице и дома.

2 ребенок :

Но порой его мы забываем,

И в ответ лишь радостно киваем…

И уже достойны нашей жалости

Тихие «Спасибо» и «Пожалуйста» .

3 ребенок :

И не каждый вспоминать готов

Смысл сокровенных добрых слов .

Слово - как молитва , попроси.

Этим словом : «Бог меня спаси!»

Слушали ВЫ все мои слова ,

Благодарствую! СПАСИБО Вам!

Ведущий : Заключительное слово .

Похожие публикации

Тема

часов

Формы занятий и виды деятельности

Дата проведения

Примечание

План

Факт


3.25. «Нехорошие слова». Недобрые шутки (3часа). Умеем ли мы вежливо общаться. Умеем ли мы разговаривать по телефону. Чистота слова.

3.26. Свободное время (2 часа). Чем заняться после школы. Умей организовать свой досуг.

3.27. Дружба (2 часа). Как выбрать друзей. Что такое дружба. Кто может считаться настоящим другом.

3.28. Повторение (3часа). Огонёк здоровья. Путешествие в страну здоровья. Культура здорового образа жизни .

4 класс (34 часа)

3.29. Наше здоровье (8часов). Что такое здоровье. Что такое эмоции. Чувства и поступки. Стресс . Как помочь сохранить себе здоровье. Учимся думать и действовать. Учимся находить причину и последствия событий. Умей выбирать. Что зависит от моего решения. Принимаю решение. Я отвечаю за своё решение.

3.30. Злой волшебник – табак (2часа). Что мы знаем о курении. Умей сказать – нет.

3.31. Почему некоторые привычки называются вредными (6часов). Зависимость. Умей сказать НЕТ. Как сказать НЕТ. Почему вредной привычке ты скажешь, НЕТ. Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения. Помоги себе сам. Волевое поведение.

3.32. Злой волшебник – алкоголь(3часа). Алкоголь. Алкоголь – ошибка. Алкоголь – сделай выбор.

3.33. Злой волшебник – наркотик (2часа). Наркотик. Наркотик – тренинг безопасного поведения.

3.34. Мы – одна семья (2часа). Мальчишки и девчонки. Моя семья.

3.35. Повторение (11часов). Дружба. День здоровья. Умеем ли мы правильно питаться. Я выбираю кашу. Чистота и здоровье. Откуда берутся грязнули. Чистота и порядок. Будем делать хорошо и не будем плохо. КВН «Наше здоровье». Я здоровье берегу – сам себе я помогу. Будьте здоровы.
3.3.Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями стандарта.

Кадровые условия

В педагогическом коллективе МБОУ «Алгазинская СОШ» Вурнарского района ЧР есть все необходимые специалисты: учителя-предметники, социальный педагог, библиотекарь. Уровень квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности. Кадровое обеспечение ООП НОО строится на основе социального заказа системы педагогического образования и соответствует требованиям к подготовке нового поколения педагогов, способных к инновационной профессиональной деятельности, обладающих высоким уровнем методологической культуры и сформированной готовности к непрерывному процессу образования.

Начальная школа полностью укомплектована педагогическими работниками. Учителя 1-3 классов прошли курсовую подготовку по программе дополнительного профессионального образования по теме «Проектирование образовательного процесса в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального образования» в объеме 72 часов. Кадровые условия реализации ОП обеспечивают необходимое качество и постоянное совершенствование профессиональной деятельности работников образовательного учреждения. В учреждении создана система непрерывного, профессионального развития педагогических работников.

Перечень специалистов начального образования, обеспечивающих реализацию ФГОС НОО .


Специалисты

Функции

Кол-

Учитель

Организация условий для успешного продвижения ребенка в рамках образовательного процесса

4

Педагог-предметник

Организация условий для успешного продвижения ребенка в рамках образовательного процесса (учитель английского языка, физической культуры)

2

Зам.директора по ВР

Отвечает за организацию внеучебных видов деятельности младших школьников во внеурочное время

1

Социальный педагог

Обеспечивает сопровождение учащихся социально-незащищенных категорий и их семей

1

Библиотекарь

Обеспечивает интеллектуальный и физический доступ к информации, участвует в процессе воспитания культурного и гражданского самосознания, содействует формированию информационной компетентности учащихся путем обучения поиску, анализу, оценке и обработке информации

1

Медицинский персонал

Обеспечивает первую медицинскую помощь и диагностику, функционирование автоматизированной информационной системы мониторинга здоровья учащихся и выработку рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья, организует диспансеризацию и вакцинацию школьников

1

Административный персонал

Обеспечивает для специалистов ОУ условия для эффективной работы, осуществляет контроль и текущую организационную работу

4

Администра ция




ФИО

должность

образование

категория

1

Павлова С. Г.

директор

высшее

первая

2

Иванова Р. Г.

зам. директора по УР

высшее

высшая

3

Петров А. Г.

зам. директора по ВР

высшее

первая

Кадровый состав


Класс

ФИО учителя

Образование


Стаж педагич.

работы


Квалиф.

по ФГОС


1

Григорьева Е. И.



27

Первая

+ 2010 г.

2

Харисанова И. Г.

Среднее специальное, Канашское педучилище

20

Первая

+ 2010 г.

3

Ластухина В. Ю.

Среднее специальное, Канашское педучилище

20

Первая

+ 2010 г.

4.

Платонова Г. В.

Среднее специальное, Шумерлинское педучилище

10

Первая

- 2010 г.

Ожидаемый результат повышения квалификации - профессиональная готовность работников образования к реализации ФГОС:

обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования;

принятие идеологии ФГОС общего образования;

освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, результатам её освоения и условиям реализации, а также системы оценки итогов образовательной деятельности обучающихся;

овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС.

Одним из условий готовности образовательного учреждения к введению ФГОС основного общего образования является создание системы методической работы, обеспечивающей сопровождение деятельности педагогов на всех этапах реализации требований ФГОС.
Мероприятия:

1. Семинары, посвящённые содержанию и ключевым особенностям ФГОС.

2. Тренинги для педагогов с целью выявления и соотнесения собственной профессиональной позиции с целями и задачами ФГОС.

3. Заседания методических объединений учителей, воспитателей по проблемам введения ФГОС.

4. Участие педагогов в разработке разделов и компонентов основной образовательной программы образовательного учреждения.

5. Участие педагогов в проведении мастер-классов, круглых столов, стажёрских площадок, «открытых» уроков, внеурочных занятий и мероприятий по отдельным направлениям введения и реализации ФГОС.

Подведение итогов и обсуждение результатов мероприятий могут осуществляться в разных формах: совещания при директоре, заседания педагогического и методического советов, решения педагогического совета, презентации, приказы, инструкции, рекомендации, резолюции и т. д.
Сетевой график по формированию необходимой системы условий реализации основной образовательной программы


Условия реализации программы

Содержание деятельности

Ожидаемый результат

Сроки исполнения

Ответственные

Организационно-содержательные

Внесение необходимых изменений в функциональные обязанности администрации, руководителей служб. Определение ответственности руководителей школы и педагогов за реализацию образовательной программы

Пакет документов.

Ежегодно

при необходимости


Директор

Формирование творческих групп, координационного совета

Координационный совет

Творческие группы.


Ежегодно

при необходимости


Администрация

Кадровые

Подбор кадровых ресурсов для осуществления преподавания в 1 классе

Кадровое обеспечение.

постоянно

Директор

Мотивация деятельности педагогического коллектива по организации развивающей образовательной среды. Разработка пакета способов стимулирования деятельности педагогов.

Критерии стимулирования педагогической деятельности.

постоянно

Управляющий совет, комиссия по распределению стимулирующих фондов

Научно - методические

Совершенствование системы повышения профессиональной компетентности педагогов.

Повышение компетентности педагогов.

постоянно

Методический совет методическое объединение

Информатизация образовательной среды школы. Медиатизация учебных ресурсов.

Формирование информационной культуры пед. коллектива и обучающихся.

Согласно программе информатизации

Администрация

Теоретическое изучение и использование современных образовательных технологий и подходов.

Применение технологий и подходов в образовательном процессе.

постоянно

Методический совет.

Преемственность с ДОУ в условиях введения ФГОС НОО и ФГТ в ДОУ.

Повышение компетентности

Ежегодно

Администрация

Информационно - аналитические

Выявление степени соответствия оценки результата деятельности учителя, уровню образованности ученика.

Аттестация пед. кадров.

1 раз в 5 лет

Аттестационная комиссия

Диагностика эффективности внедрения системы педагогических процедур, направленных на достижение ожидаемого результата

Коррекция (при необходимости) основных положений программы

постоянно

методическое объединение

Выявление индивидуальных педагогических затруднений.

Самообразование по заявленным темам

2013

директор

Определение тематики педсоветов, совещаний, круглых столов, заседаний творческих групп, на которых планируется постановка вопросов по образовательной программе

Планирование

ежегодно

директор

Подбор диагностических методик для формирования целостной системы отслеживания качества выполнения ООП НОО.

Пакет инструментария

2013-2014 уч.г.

Администрация, творческая группа

Создание информационного банка образовательных услуг для потребителя, информированность социума.

Система информирования населения.

Ежегодно

Администрация


Социально-психологический, педагогический и методический анализ и обобщение полученных результатов. Письменная подготовка материалов по итогам реализации ООП НОО.

Аналитические отчеты, методические рекомендации.

Ежегодно

Методический совет

Материально-технические

Проведение мероприятий по переоснащению действующих учебных кабинетов необходимым оборудованием.


Ежегодно

Директор

Проведение работ по укреплению материально-технической базы школы.

Новые материально-технические условия.

Ежегодно

Директор

Приобретение методической литературы и электронных образовательных ресурсов по переходу на ФГОСНОО.

Новые материально-технические условия.

Ежегодно

Директор

Обновление УМК при переходе на ФГОС, в соответствии с требованиями федерального перечня учебников. Приобретение учебников УМК «Школа России».

Новые материально-технические условия.

Ежегодно

Директор