Преодолеваем кризис трёх лет у малыша! Как пережить детский кризис трех лет.

Статья поможет маме находить компромисс с ребенком, который переживает свой 3-летний кризис.

В 3 года многие сталкиваются с тем, что ребенок начинает вести себя просто невыносимо. Мамочки огорчаются, ведь это не то поведение, которого они так хотели.

И как же вести себя в этот сложный период, чтобы не обидеть ребенка, но и самой остаться при здоровых нервах?

Как проявляется кризис 3 лет у ребенка: симптомы

ВАЖНО: Кризис 3 лет проходит у детей по-разному: чьи-то мамы даже не заметят его, а чьи-то будут советоваться от безысходности с детским психологом.

Основные симптомы кризиса:

  • Отрицательное отношение к кому-то. Ребенок может резко перестать воспринимать нормально кого-либо из взрослых: бабушку, дедушку, да кого угодно. Чем объясняется этот выбор — неизвестно. Но если раньше ребенок отлично относился к этому человеку и был рад встрече с ним, то сейчас ребенок будет кричать при одном лишь виде. Тем более он не станет гулять с этим человеком или слушать его указания
  • Упрямое поведение . Если ребенок попросит что-то, но ему откажут — он будет требовать до конца. Смысл этих действий в том, чтобы «сломать» взрослого человека. Ребенок принципиально будет требовать до конца, даже если ему это уже совсем не нужно
  • Противоречивость . Ребенок в принципе начинает противоречить всем сложившимся до этого нормам в семье и его воспитании. Тут уже ребенок не выбирает себе жертву. Он просто сопротивляется всему, что ему пытаются предложить
  • Самостоятельность . Это тот случай, когда фраза «я — сам» вылетает из уст вашего ребенка каждый раз, когда вы пытаетесь ему помочь. В этом не было бы ничего плохого, если бы малыш говорил это лишь в разумных ситуациях. Но дети начинают говорить это тогда, когда самостоятельное поведение недопустимо: сам включу утюг в розетку, сам включу плиту, сам подниму тяжелое ведро


Ребенок говорит «я сам»
  • Бунтарское поведение . Ребенок начинает чувствовать свою волю и самостоятельность. И если родители не воспринимают его попытки, то он начинает злиться. Проявляет он свою злость и обиду в постоянных протестах. Он уже не соглашается на прежние устои
  • Смена интересов . Ребенка перестают интересовать ранее любимые вещи: игрушки, занятия, любимый братик. Он переключает свое внимание на новые интересы
  • Авторитарность . Ребенок пытается подстроить под себя взрослых. Он пытается указывать кому, где и что нужно делать

ВАЖНО: У кого-то сложный период длится 1 месяц, а у кого-то длится 3 месяца. А кто-то и вовсе уже не станет таким пушистым, как раньше.

Кризис 3 лет: что делать, как вести себя родителям?

Закономерный вопрос «Что делать?» задаст себе любая мама, увидев такие изменения у своего ребенка.

ВАЖНО: От вашего поведения будет зависеть продолжительность сложного периода и сложность его течения

  • Не превращайте воспитание в гиперопеку. Такие сжатые рамки не позволяют ребенку проявлять себя, от чего в нем и будут нарастать враждебные отношения с окружающими
  • Не нужно все запрещать ребенку. Запрещайте только то, что действительно опасно: играть со спичками, к примеру. Но если ребенок хочет залезть на горку, с которой он может упасть — позвольте ему это сделать. Просто в этот момент будьте готовы его поймать


  • Родители должны одинаково воспитывать ребенка. Непозволительно, когда один разрешает, а другой запрещает. Это приведет лишь к негативному отношению ребенка к источнику постоянных запретов
  • Хвалите ребенка за интерес к чему-то и попытки быть самостоятельным. Даже если самостоятельно ребенок будет одеваться дольше — не нужно вырывать одежду из рук и перенимать эстафету. Ведь ребенок будет просто счастлив от своей самостоятельности. Но не забывайте про рамки: можно попробовать, если это неопасно


  • Обучайте ребенка той самой самостоятельности
  • Объяснения ребенку должны быть ему понятны. Говорите лаконично и уверенно-строго. Длинные вводные предложения запутают ребенка

ВАЖНО: Не нужно постоянно кричать на ребенка при его плохом поведении. Просто говорите строго и на несколько повышенных тонах



  • Вам стоит больше разрешать, нежели запрещать
  • Предоставляйте право выбора. Не говорите: «Мы идем гулять!». Лучше спросите: «Ты сегодня пойдешь пешком или на велосипеде?». Ребенок будет доволен возможностью принять решение и не поймет вашей хитрости
  • Если ребенок уже впал в истерику — подождите. Только когда малыш успокоится — спокойно, но уверенно объясните ему все

ВАЖНО: Вы должны помочь своему ребенку прожить этот период. Не пускайте все на самотек

Психологи утверждают, что кризис 3 лет у ребенка — это совершенно обычное и предсказуемое явление. Родителям нужно лишь помочь ребенку пережить этот период.

  • Вам будет сложно выслушивать ежедневно необоснованные истерики, но ваша задача — не срываться. Крик на ребенка лишь усугубит ситуацию. Малыш станет еще более агрессивным


  • Всегда старайтесь обхитрить ребенка. Давайте ему самому выбирать, но из заранее допустимых вариантов
  • Не ходите с ним туда, где он точно будет психовать (к примеру, в магазин игрушек)

ВАЖНО: Постоянные «нет» от ребенка и попытки решить все самому — это подражание вашему поведению. Малыш просто еще не понимает, что еще мал для некоторых решений

  • Не говорите, что чей-то ребенок лучше делает. Сравнивайте его лишь с самим собой. Например, скажите: «Сыночек, вчера ты нарисовал солнышко аккуратнее». Так, вы вроде бы и не ругаете, и в тоже время намекаете, что стоит постараться
  • Никогда не говорите ребенку, что он плохой. Говорите, что так вести себя некрасиво
  • Поддерживайте ребенка. Если у ребенка не получается одеть колготки — не ругайте его. Скажите: «Доченька, у тебя почти получилось. Ты — молодец. Давай я немножко помогу»


  • Старайтесь ребенку объяснять, играя. Если малыш сам не хочет кушать, то предложите покормить и мишку. Но потом скажите, что мишка хочет кушать по очереди. Правила этикета объясняйте, играя с посудкой
  • Если ваш малыш пытается добиться чего-то истерикой — не поддавайтесь. Иначе вы лишь дадите ему знак, что это действенный метод получить желаемое
  • Не ленитесь отвечать на многочисленные вопросы ребенка
  • Играйте и веселитесь вместе с ребенком. Он должен чувствовать вас своим другом


ВАЖНО: Если ваш ребенок становится все более агрессивным, то обратитесь к психологу за консультацией, чтобы не упустить ситуацию

Как преодолеть кризис 3 лет у ребенка?

Чтобы преодолеть кризис удачно, вам стоит помогать ребенку своими действиями и словами.

Как именно стоит действовать — читайте в подразделах выше.

Кризис 3 лет у детей Комаровский

ВАЖНО: Доктор Комаровский считает, что главная задача родителей — не поддаваться на провокации ребенка.

Как только мама пожалеет плачущего без повода ребенка — ребенок станет делать это регулярно.



Простой и действенный способ отучить ребенка устраивать истерику:

  • Когда ребенок начнет безосновательно плакать — выйдите из комнаты
  • Ребенок плакать перестанет
  • Войдите в комнату и возьмите ребенка на руки
  • Ребенок начнет плакать опять
  • Вы опять выйдите из комнаты

ВАЖНО: Таким образом вы дадите ребенку понять, что когда он плачет — он никому не нужен



Пройти кризис 3-лет будет непросто. Но действуя правильно вы сможете перенести это в более щадящем и быстром режиме.

Видео на тему: Как отучить ребёнка от истерик? — Доктор Комаровский

Видео на тему: Кризис 3 лет: как мы это пережили?

Период раннего детства заканчивается кризисом трех лет. В этот период происходит смена ребенка – родитель исключается из цепочки манипуляции с предметами. Взрослый становится примером, с которым ребенок сравнивает себя. Кризис трех лет сложнее и важнее предшествующего ему , это сложный кризис.

В возрасте трех лет происходят серьезные скачки в развитии ребенка, притом в большей степени в психическом развитии – начинает развиваться , Я-концепция и . Значительно быстрее происходит усвоение языка (90 % речи формируется в этот момент).

Существенно меняется самовосприятие. Уже в 1,5 года ребенок узнает себя в зеркале и начинает идентифицировать свое отражение со своим телом. 3 года – новый этап самоидентификации. Ребенок активно изучает свое Я и все, что с ним связано: тень, пол и имя. Все чаще ребенок употребляет «я» (будучи малышом, он говорил о себе в третьем лице). В связи с изучением себя настоящего возникает особый интерес к людям с таким же именем или другими сходными элементами.

Особенности раннего детства

Дети в возрасте трех лет имеют характерные особенности: нерешительность, действия импульсивны, принятие решений неустойчиво, желания сдерживаются с трудом, моральные мотивы уступают всем остальным. Отсутствует соподчинение , дети хотят все и сразу. К концу периода при умении обобщать, развитой речи и эмоционально-положительном отношении к действительности отмечается начальное структурирование мотивов.

В период от года до трех лет у ребенка стремительно накапливаются . Это связано с расширением рамок жизненного опыта, развитием восприятия и интеллекта, большим объемом поступающей информации. Самый первый и популярный страх – страх исчезнуть (дети наблюдают, как исчезают предметы из поля зрения) и оказаться унесенным в туалете (вода журчит по водопроводу). Однако испугать ребенка может что угодно – маски, парики, кукла без руки. Нередко дети боятся спать в одиночестве, испытывают страх перед движущимся транспортом или животными. По мере развития мышления и освоения более тонких его способов, детские страхи пропадают сами собой.

Страхи могут укореняться и усугубляться, если родители проявляют гнев в отношении ребенка, раздражительность, нетерпимость. Вдобавок к этому у ребенка возникает чувство отверженности. Не лучшей тактикой является и , стремление уберечь ребенка от всех страхов. Оптимальный вариант – постепенное приобщение ребенка к пугающим предметам и наглядный пример.

Через взаимодействие с родителями и наблюдение за их примером ребенок:

  • усваивает свой пол и особенности ;
  • стремится получить признание и уважение взрослых, получить похвалу (в зависимости от того, какое поведение будут поощрять родители, формируются );
  • активно ищет новые способы взаимодействия с предметами.

Главная особенность этого этапа взросления – . Ребенок понимает, что он отличается от других людей и всего мира, но вместе с тем считает, что весь мир вращается вокруг него.

Заподозрить начало кризиса трех лет можно по следующим признакам:

  • острый интерес ребенка к собственному отражению в зеркале;
  • озабоченность ребенка своей внешностью, заинтересованность тем, как он выглядит в глазах других людей.

Признаки кризиса

Кризис трех лет, или кризис «я сам» – один из самых острых. Ребенок становится поистине неуправляемым, впадает в ярость. Принято выделять 7 основных проявлений кризиса:

  • Негативизм. Ребенок отрицает все, что исходит от взрослого, даже если это актуальное в настоящий момент желание самого ребенка.
  • Упрямство. Ребенок до последнего настаивает на своем требовании. И дело не в том, что ему что-то очень нужно. Суть в том, чтобы просьбы ребенка обязательно выполняли.
  • Строптивость, направленная на прежний образ жизни, нормы общества и воспитания.
  • Своеволие. Главное проявление кризиса – «я сам».
  • Протест. Ребенок постоянно находится в конфронтации с миром взрослых, бунтует, воюет.
  • Обесценивание взрослых. Ребенок обзывает родителей, дразнит, ругается, кусается, дерется.
  • Деспотизм. Ребенок заставляет родителей потакать всем его прихотям, младших братьев и сестер ревнует.

Риски

Если главная потребность младенчества (потребность в безопасности) была удовлетворена, то в раннем возрасте формируется в любви. Притом особенно остро проявляется потребность в любви родителя противоположного пола. Именно в этот момент при неудовлетворенной потребности закладывается основа Эдипова комплекса и комплекса Электры.

Если на предыдущем этапе развития ребенок испытывал потребность в речевом контакте, то в раннем детстве актуальна потребность в тактильных ощущениях. Если она не удовлетворена, то ребенок на всю жизнь остается тактильно бесчувственным.

Если родители ограничивают самостоятельность и высмеивают попытки ее проявить, то на смену волевой регуляции ребенка приходит и стыда, . Это опасно жизненной пассивностью в дальнейшем, отрицанием собственного участия в ходе жизни, нерешительностью и неспособностью менять и строить жизнь, согласно собственным потребностям и желаниям.

Родителям предстоит набраться терпения на период кризиса трех лет. Разумеется, нельзя забывать о безопасности ребенка, но нужно максимально предоставлять ему свободу и ждать, пока тот сам завяжет шнурки или наденет шапку (происходит это, как правило, очень долго). Запреты на опасные ситуации должны быть четкими и однозначными.

Недопустимо употребление в адрес ребенка слова «маленький» и подобных ему. Ведь в собственном восприятии ребенок уже совсем не маленький, а самостоятельный и большой, он хочет действовать как взрослые. Кроме негативных реакций и попыток хоть как-то возвыситься («Ты дура») вы ничего не получите, если будете относиться к ребенку так же, как на более раннем этапе развития (его самоощущение поменялось).

Конечно, несмотря на всю самость, ребенок видит, что у него пока не все получается так, как у взрослых. Не унижайте его в этот момент, помогите, ненавязчиво научите («А можно я попробую»).

Послесловие

Таким образом, кризис трех лет характеризуется освоением ребенком «должен» и «хочу», их сопоставлением и разграничением. Возникает потребность самостоятельного выбора, развивается .

Ребенок анализирует «хочу», «должен» и «нельзя» и в итоге формулирует «могу». При вседозволенности со стороны родителей или наоборот строгих ограничениях кризис затягивается. Оптимальный вариант воспитания на этом этапе – направить ребенка в ту деятельность, где он сможет полноценно проявлять свою самостоятельность. Как правило, речь идет о ролевой игре. Она позволяет проигрывать сценарии, применять на себя роли и обязанности, развивать свою самостоятельность, учиться принимать решения.

Каждому родителю хотелось бы, чтобы его ребенок всегда оставался послушным и прилежным. Ведь так удобно, когда ребенок все делает так, как говорят ему родители. Однако конфликт маленьких детей и родителей заключается в том, что уже с 3 лет ребенок начинает отделяться от взрослых, желать быть самостоятельным в своих решениях и действиях. Причинами кризиса 3-летнего возраста являются естественные процессы развития, симптомы чего явно родители ощущают. И здесь важно знать, как с этим справиться.

Кризис ребенка в 3 года отмечается капризностью, своенравием, отсутствием послушания и деланием все наоборот. Что родители не попросят, ребенок сделает по-своему. Здесь уже можно говорить о том, что он делает все назло, поскольку ребенок делает ровно то, что противоположно указаниям родителей.

Ребенок словно не желает делать то, что раньше для него было привычным и правильным. Вместо того чтобы одеваться тепло, он одевается холодно. Вместо того чтобы играться своими любимыми игрушками, он их игнорирует и желает играться с тем, что раньше ему не нравилось. Если с ним прогуливаться по обычной дороге, то он может заныть и сказать, что хотел пойти по другой тропе.

Такое поведение по праву называется неадекватным для взрослых. Нередко это вводит их в ступор, а непонимание, что происходит с ребенком, заставляет взрослых вскоре его наказывать за подобные выходки.

К этому всему следует добавить тот факт, что ребенок активно приспосабливается к социальной жизни. Если раньше он всего боялся и держался за мамину юбку, то теперь он идет навстречу окружающему миру, который желает познавать. И здесь может возникнуть одна из проблем, актуальная на сегодняшний день – недовольство своим телом. Первые признаки того, что ребенок осознает свое тело и самого себя, начинаются как раз-таки в трехлетнем возрасте. И здесь ребенок может капризничать из-за того, что недоволен собственным телом..

Что делать, если трехлетний ребенок недоволен своим телом?

Специалисты обратили внимание на то, что современные дети уже в раннем возрасте становятся недовольными своей внешностью. Треть дошкольников считают себя толстыми. Еще 10% негативно относятся к своему внешнему виду. 4-летние детки уже знают, какими способами можно похудеть. А школьники в возрасте 6-10 лет стараются как можно меньше употреблять еды, чтобы не поправиться.

Детский организм еще не успел сформироваться, нуждается в постоянном поступлении полезных веществ и витаминов, чтобы быть крепким и здоровым, а детки уже «запрограммированы» на похудение. В чем причина?

Психологи отмечают здесь несколько причин данной патологии:

  • СМИ, которые диктуют каноны красоты и моды. Дети желают как можно быстрее повзрослеть и стать самостоятельными, что начинается уже с 3 лет. Понимая, что нужно быть худыми, дети стараются придерживаться данного «взрослого» принципа.
  • Родители, которые оскорбляют своих детей словами: «Ты кушаешь, как свинья!», «Не ешь так много, а то растолстеешь!» и т. д. Дети воспринимают такие фразы на веру и стараются меньше кушать. Здесь формируется неприязнь к собственному телу по аналогии: «Раз родителям я не нравлюсь, то и мне не нравится».
  • Родители, которые сами недовольны собой. Взрослые люди тоже не лишены абсурдных идей и комплексов. Если мамы и папы недовольны своими телами, то и дети будут копировать их поведение, считая, что так должен делать любой взрослый человек.

Даже в сказках и мультфильмах герои являются образцами для подражания, где нет ни единой складочки, все высокие и стройные. Желая походить на любимых героев, ребенок перестает ценить свое тело. Здесь родители должны вспомнить о том, что от природы человеку дается только самое лучшее и полезное. Необходимо ценить свое тело не за формы или вес, а за то, что оно здоровое. Это уберет невротичные симптомы у маленьких деток, которые будут радоваться жизни и не забивать голову диетами.

Что такое кризис 3 лет?

Кризисом 3 лет называется короткий период перехода ребенка из детского возраста в дошкольный. Кризис знаменуется тем, что ребенок начинает вести себя не так, как прежде. И специалисты говорят о том, что это нормальный, даже очень важный период, с которого начинается постепенное отделение ребенка от мамы.

Кризис 3 лет знаменуется вздорным, капризным, противоборствующим родительским указаниям характером. Причиной тому становится то, что ребенок начинает понимать, что он отделен от матери. Если раньше он не мог быть без нее, что было связано с тем, что он первые месяцы своего существования развивался у нее в животике, то теперь он начинает осознавать, что он – это отдельное тело, отдельные и даже ритмы жизненных циклов.

Специалисты советуют с радостью отнестись к трехлетнему кризису, поскольку данный период – первый переходный возраст, когда ребенок перестает быть ребенком маленьким и становится ребенком самостоятельным. Конечно, до этого времени он уже обрел элементарные навыки самообслуживания. Однако теперь, начиная с 3 лет, ребенок будет еще говорить о своих желаниях, настаивать на своем мнении, требовать уважения к себе, чего точно раньше не было.

Кризис 3 лет – это возраст, когда ребенок осознает свое «хочу» и теперь начинает требовать, чтобы с его желаниями считались, уважали и исполняли. Конечно, ребенок требует исполнения своих желаний, поэтому он впадает в капризы, непослушание и прочие негативные проявления. Однако это говорит лишь о том, что ребенок еще не понимает, что его желания не будут сразу реализовываться по первому его «хочу». А некоторые желания вообще никогда не реализуются. Пока ребенок понимает то, что он «хочет», а как этого достичь, что этого нужно подождать, а порой придется отказаться из-за отсутствия возможностей реализации, пока еще не известно ему.

Почему возникает кризис 3 лет у ребенка?

Кризис 3 лет у ребенка – вполне нормальное и естественное становление личности. Все через это проходили. Абсолютно все дети через это будут проходить. Важно, чтобы родители понимали все особенности происходящего и нормально на все реагировали. Почему возникает данный кризисный период?

В 3 года ребенок отделяется от матери, он начинает осознавать свое «Я» во всех его проявлениях. Причиной тому становится то, что ребенок замечает, что его тело, мысли, желания и прочие особенности не всегда согласуются с материнскими. Это вполне нормально, что ребенок постепенно начинает желать все делать самому и принимать решения, действовать самостоятельно, без указки и наставлений. Первые попытки достичь самостоятельности начинаются в 3-летнем возрасте, чему родители должны порадоваться.

Причиной того, что трехлетний возраст становится кризисным, является поведение родителей. Ребенок постепенно взрослеет, что начинает осознавать. При этом родители продолжают его опекать и сюсюкаться так, будто он все еще маленький. Все это естественным образом вызывает раздражение и .

Ребенок начинает иметь свое «хочу», которое он, естественно, желает реализовывать. Но и здесь он сталкивается с преградами:

  1. Родители его не слушают и даже игнорируют его желания.
  2. Родители продолжают настаивать на своих желаниях.
  3. Родители не помогают ребенку тот час же реализовать все его «хочу».
  4. Ребенку никто не объясняет, что ему делать, чтобы достичь желаемого.
  5. Ребенку никто не объясняет, что такое терпение и почему некоторые его желания так и не реализовываются.
  6. Ребенку никто не объясняет, почему его привычные модели поведения не дают ему желаемого результата, и не обучает новым моделям поведения и действий, которые помогут в достижении целей.

Естественным образом неправильное поведение родителей, которые не замечают, что их ребенок уже взрослеет, становится самостоятельным и независимым от них, вызывает гнев и раздражение. И ребенок начинает вести себя привычным образом, который ему доступен, что и вызывает недоумение.

Распознать трехлетний кризисный период можно по многим признакам. Одним из них является то, что ребенок начинает разглядывать себя в зеркале, интересуется своим телом. Вот почему была рассмотрена выше тема о недовольстве ребенком своим телом.

Симптомы кризиса 3 лет у ребенка

Первые симптомы кризиса 3 лет могут возникнуть не точно в день его третьего дня рождения, а за полгода или по истечении 6 месяцев. Однако симптомы всегда проявляются явно у ребенка:

  • Упрямство, нежелание слушать родителей и делать то, что они говорят.
  • Отрицание всего, что говорят родители.
  • Возникновение истерик по любому поводу.
  • Требование сделать так, как он хочет, бросаясь на пол или вдаваясь в плач.
  • Отсутствие реакции на слово «нельзя».
  • Убегание от родителей.
  • Типичность ответов «не хочу», «не буду», «нет».
  • Отсутствие желания идти на уступки и принимать какие-либо предложения.
  • Стремление все сделать самостоятельно.
  • Деспотичное поведение.
  • Бунт-протест.
  • Обесценивание взрослых.

Всем родителям следует понимать, что все поведение трехлетнего ребенка является обоснованным и адекватным.

  1. Во-первых, он взрослеет, то есть совершаются первые попытки быть самостоятельным. Ребенок желает сам решать, когда ему ложиться спать, как решать ту или иную проблему, как одеваться на улицу и пр.

В некоторой степени родителям нужно поддержать эту самостоятельность. Лучше ребенок ошибется в вашем присутствии, после чего он поймет, как нужно действовать, нежели он столкнется с проблемами в более взрослом возрасте и растеряется. Пусть ребенок будет немного самостоятельным. В некоторых вопросах позволяйте ему принимать решения и действовать по-своему.

  1. Во-вторых, ребенок начинает многого желать, просто пока еще не знает, как это реализовать, и не знаком с таким понятием, как терпение. Он хочет – и его желание должно тут же исполниться.

Здесь родителям нужно общаться с ребенком, обучать его терпению, говорить о временных рамках, предлагать способы достижения желаемого, а также говорить о том, какие желания не могут быть исполнены и почему. Не нужно переубеждать малыша, поскольку это не поможет. Не нужно игнорировать желания ребенка, потому что он начнет капризничать.

Как родителям справиться с кризисом 3 лет у ребенка?

Также взрослым нужно понимать, что ребенок на протяжении всей своей жизни будет испытывать терпение своих мамы и папы. Он будет прощупывать почву «дозволенного». Что он может делать и оставаться безнаказанным, а чего делать нельзя, поскольку родители негативно реагируют? Все это ребенок пробует в течение первых лет своей жизни, в том числе и на третьем году своего кризисного периода. Он капризничает и истерит, чтобы посмотреть, сможет ли он подобными действиями достичь своего. Если родители поддадутся, тогда ребенок поймет, что нужно и дальше истерить и капризничать, поскольку это дает ему желаемое.

Как родителям справиться с кризисом трехлетнего возраста?

  1. Нужно предоставить ребенку небольшую самостоятельность, позволить совершать ошибки, набивать шишки, причинять себе боль и пр. До этого возраста родители все время опекали и оберегали малыша, везде подстилая солому, чтобы было мягко падать. Теперь ребенок должен столкнуться с реальным миром, где никто его не будет жалеть, щадить, если он не включит мозги и не научится действовать правильно.
  2. Уважать желания и мысли ребенка, обсуждать с ним, что нужно сделать, чтобы реализовать желаемое, сколько времени это займет, или почему желаемое не будет достигнуто.
  3. Предоставляйте возможность ребенку выбирать. Чтобы вам было легче, предлагайте ему такие варианты выбора, где в любом случае вы останетесь в выигрыше. Например, «Ты будешь кушать сейчас или через 10 минут?».
  4. Не переделывайте ребенка и не подстраивайте под себя. Несомненно, хорошо, когда ребенок живет по вашим правилам. Однако понимайте, что он в итоге станет слушаться не только вас, но и других людей, подстраиваясь под их правила.
  5. Учите ребенка реальной жизни, понимать себя, свои чувства и желания. Лучше позвольте ребенку сталкиваться с реальным миром и терпеть неудачи, боль и разочарование, нежели он будет жить в родительской скорлупе до своего совершеннолетия, а потом все недостатки воспитания переживать во взрослом возрасте.

Итог

Кризис трехлетнего возраста – первый этап взросления ребенка, когда он меняется на интеллектуальном, психическом и эмоциональном уровнях. Родителям следует тоже начать менять модель своего поведения и воспитания ребенка, понимая, что их ребенок уже не маленький, а немного повзрослевший. А это значит, у него уже должна возникать самостоятельность, обязанности и ответственность, посильные его возрасту.

Прежде вполне послушный малыш внезапно начинает устраивать «сцены», топать ножками в попытках добиться желаемого. Иногда интенсивность кризисного периода столь высока, что родители тянутся за валерьянкой, чтобы успокоить расшатанные нервы.

Между тем, психологи убеждены, что кризис трех лет – обязательный этап в жизни каждого ребёнка, когда тот отделяется от взрослого и осознаёт себя в качестве самостоятельной единицы. Поэтому пугаться и, тем более, препятствовать взрослению не стоит, а вот помочь малышу пережить этот период с максимальной пользой следует обязательно.

Что такое кризис трёхлетнего возраста?

Мудрая природа не терпит статичных и неизменных явлений, вот почему буквально всё, что нас окружает, находится в беспрестанном развитии и движении.

Это правило вполне можно отнести и к детской психике, которая меняется, усложняется со временем.

Периодически в процессе психического развития наступают кризисные этапы, которые характеризуются стремительным накоплением знаний, умений и переходом на более высокий уровень.

Но прежде всего кризис трёх лет – это ломка и перестройка социальных отношений. Вопрос, почему он наступает и для чего нужен, вполне закономерен. Попробуем ответить несколько иносказательно.

Малыш в семье любящих родителей растёт, словно птенчик в скорлупе. Окружающий мир понятен, в «скорлупке» очень комфортно и спокойно. Однако подобная защита не вечна, и наступает определённый период, когда она даёт трещину.

Скорлупа разбивается, а ребенок осознаёт любопытную мысль: он может выполнять некоторые действия сам и способен обойтись даже без помощи любимой матери. То есть малыш начинает воспринимать себя в качестве автономной личности, у которой есть желания и некоторые возможности.

Американский учёный Эрик Эриксон утверждал, что кризис трёх лет способствует формированию у ребёнка волевых качеств и независимости.

Но, невзирая на стремление стать более самостоятельным, малыши ещё недостаточно компетентны, поэтому во многих ситуациях без помощи взрослых попросту не обойтись. Таким образом, возникает противоречие между «я хочу» («я сам») и «я могу».

Интересно, что основной негатив направлен на наиболее близких людей и, в первую очередь, на маму. С остальными взрослыми и ровесниками кроха может вести себя абсолютно ровно. Следовательно, именно на родных ложится ответственность по оптимальному выходу малыша из кризиса.

Этот этап становления личности лишь условно именуется «кризисом трёх лет». Первые симптомы неповиновения иногда отмечаются уже в 18 — 20 месяцев, однако наибольшей интенсивности они достигают в период с 2,5 до 3,5 лет.

Длительность данного явления также является условной и обычно составляет всего несколько месяцев. Однако в случае неблагоприятного развития событий кризис может затянуться на пару лет.

Степень выраженности психоэмоциональных реакций, впрочем, как и продолжительность периода, зависит от таких характеристик, как:

  • детский темперамент (у холериков признаки проявляются ярче);
  • стиль родительского воспитания (авторитарность родителей обостряет проявления детского негативизма);
  • особенности взаимоотношений матери и ребёнка (чем ближе отношения, тем проще преодолеть отрицательные моменты).

На интенсивность эмоциональных реакций могут повлиять и косвенные условия. Например, ребёнку будет сложнее переживать кризис, если пик явления придётся на адаптацию к детскому саду или появление в семье младшего братика или сестрёнки.

7 главных признаков явления

Психология характеризует кризис 3 лет как семизвездие симптомов. Эти отличительные качества помогают точно определить, что ребёнок вступил в пору независимости от взрослых, а его эмоциональность не является следствием избалованности либо обычной вредности.

Это проявление нужно отличать от элементарного детского непослушания, которое случается в любом возрасте. Поведение непослушного ребёнка обусловлено его желаниями, которые не совпадают с родительскими требованиями.

Иногда кризисный период протекает вполне гладко, без явной симптоматики и характеризуется лишь возникновением определённых личностных новообразований, среди которых:

  • осознание ребёнком своего «Я»;
  • разговор о себе в первом лице;
  • возникновение самооценки;
  • появление волевых качеств и настойчивости.

Как уже было отмечено, кризис будет протекать существенно мягче, если родители будут учитывать возрастные и индивидуальные особенности малыша при выборе оптимальных воспитательных мер.

В целом же трёхлеткам свойственны некоторые общие поведенческие черты, о которых стоит упомянуть подробнее, чтобы учитывать их при общении с малышом:

  1. Дети пытаются добиться конечного результата своих действий. Для трёхлетнего ребёнка важно довести дело до конца, будь то рисование или мытьё посуды, поэтому неудачи часто его не останавливают, а только стимулируют.
  2. Полученный результат малыш любит демонстрировать взрослым. Вот почему родителям необходимо давать положительные оценки итогам детской деятельности, ведь негативное или безразличное отношение может привести к негативному самовосприятию у детей.
  3. Появляющаяся самооценка делает ребёнка обидчивым, зависящим от чужого мнения и даже хвастливым. Поэтому невнимательность родителей к детским переживаниям может стать источником негативного самоопределения.

Таким образом, появление собственного «Я», умение добиваться своего и зависимость от оценок близких людей становятся главными результатами кризиса трёхлетнего возраста и ознаменовывают переход ребёнка на следующий этап детства – дошкольный.

Кризис 3-летнего возраста – не повод паниковать и считать своего ребёнка плохим и неуправляемым. Через этот период проходят все дети, но в ваших силах сделать его протекание максимально безболезненным и плодотворным для малыша. Для этого нужно лишь уважать его как личность.

Нередко кризис трех лет застает родителей врасплох. Ребенок меняется на глазах, пытается делать все по-своему, не выполняет простые просьбы, по малейшему поводу готов закатить истерику, все чаще можно услышать от ребенка: «Я сам!».

Для родителя, который уже привык «играть по определенным правилам», наработал определенную модель поведения и уже имеет свой собственный арсенал маленьких хитростей, чтоб успешно справляться с малышом, может быть сложно понять, как вести себя с изменившимся ребенком.

Причины изменений в поведении

Психология может дать ответ на вопрос, почему происходит кризис. Обычно он дает о себе знать в 2,5-3 года, хотя возможно и более раннее или позднее проявление. Основная причина - становление личности ребенка. Именно к этому возрасту у детей приходит осознание того, что они отдельные существа. Они хотят чувствовать независимость, но при этом еще не могут обойтись без взрослых. Им необходимо признание их самостоятельности и в то же время поддержка и любовь. Организм ребенка в три года достаточно развит, чтобы он многое мог делать сам. Например, исследовать мир вокруг. Попытки старших помочь или запретить вызывают протест.

Кроме того, родителям стоит проанализировать свое поведение. Возможно, они не придали значения тому факту, что кроха подрос, значит, необходимо менять обращение с ним. Нельзя общаться с ребенком 3 лет так же, как с годовалым.

Симптомы и основные проявления

Детский кризис может проходить с разной интенсивностью. У одних детей проявления почти незаметны, другие доставляют немало неприятных минут родителям. Зависит это от темперамента самого карапуза и от отношений в семье.

Но основные симптомы схожи. Психология выделяет следующие признаки.

  • Негативизм . Ребенок отказывается выполнять любые просьбы и постоянно пытается сделать всё наоборот. Это может проявляться не только в действиях, но и в суждениях, например, ребенок может утверждать, что горячее — это холодное, красное — это черное и так далее. Таким образом ребенок выражает свое мнение, которое не стоит так уж рьяно оспаривать, чтобы избежать конфликта.
  • Упрямство . Малыш 3 лет, отказавшись сделать что-либо, продолжает вести себя так же, несмотря ни на что. Даже если изменились условия на благоприятные, он рад бы уже согласиться, но не может это сделать.
  • Строптивость . Проявления недовольства не по отношению к конкретному человеку, как в случае негативизма, а ко всему знакомому образу жизни. У детей вызывает отторжение распорядок дня, семейные традиции, чистка зубов, даже любимые игрушки.
  • Своеволие . Ребенок в 3 года испытывает желание все делать сам. Даже то, что у него пока не получается или может быть опасным.
  • Протест-бунт . Проявления выглядят как постоянные ссоры с семьей, возражения родителям. Малыш начинает вести себя вызывающе, словно протестует против чего-то.
  • Обесценивание . Все, что раньше имело значение для ребенка, может потерять ценность. Любимые игрушки и занятия, домашний уклад перестают иметь значение. Кроме того, у детей этого возраста нередко появляются в употреблении ругательства.
  • Деспотизм и ревность . Если ребенок в семье один, то стремится получить власть над окружающими взрослыми. Когда есть другие дети, то они вызывают ревность, так как с ними приходится делить эту власть.

Родителям может быть непросто пережить возрастной кризис, проявления которого они заметили. Но стоит помнить, что для детей этот период проходит еще сложнее. Поэтому им нужна поддержка и помощь. Психология не только объясняет причины происходящего в три года, но и дает рекомендации о том, как это преодолеть.

В этой ситуации не требуйте от ребенка быть взрослым

Психология напоминает, как важно, чтобы взрослые сохраняли спокойствие. Это не так просто, ведь детский гнев, капризы, истерики и другие проявления легко выводят из равновесия. Наверняка моменты непослушания наблюдались у детей и до возраста трех лет, только реже и проходили они с меньшим размахом. Но вести себя нужно, как и раньше в подобных ситуациях, терпеливо искать подход к малышу. Вы в этой ситуации взрослый, а не ребенок, только вы обладаете жизненным опытом и знаниями, чтобы пройти этот непростой период с наименьшими потерями.

Ребенок исследует мир таким образом, проверяет границы нормы, учиться взаимодействию с вами, пробует работать с новыми для себя эмоциями. Он это все делает не со зла, так он развивается и формируется.

Что делать, если случилась истерика?

Главное — это не ругать ребенка. Если вы поставите себя на его место и попробуете посмотреть на ситуацию его глазами, то может оказаться, что ваша ругань или наказание не выглядят адекватно. В самом плохом развитии событий ребенок может подумать, что его не любят, не принимают, что с ним что-то не в порядке, что он какой-то неправильный, может начать формироваться комплекс вины и будут заложены первые проблемы в формировании самооценки малыша.

Кто-то быстрее успокоится, если очень деликатно игнорировать происходящее, как-будто все, что происходит — это нормально и естественно. Ребенок высвободит свои эмоции и успокоится. Уходить и оставлять ребенка в такие моменты одного не стоит, он должен чувствовать, что родители рядом.

Другому карапузу поможет остановить рыдания, если его обнять и пожалеть. Но этим способом нельзя злоупотреблять, так как кроха может привыкнуть, что за капризы он получает ласку. И в дальнейшем будет пользоваться такой возможностью.

Давайте выбор из нескольких вариантов

Хороший вариант - прекратить начинающуюся истерику, переключив внимание на что-то другое, но в этом возрасте такой фокус может уже не пройти. Лучшим вариантом будет выполнить просьбу ребенка, дав его на выбор несколько вариантов развития событий, которые изначально устраивают вас. Дать ребенку сделать выбор и проявить самостоятельность.

Как справиться с упрямством и протестами?

Наверняка родители хотят вырастить уверенного в себе человека с нормальной самооценкой. Но вряд ли это получится, если постоянно ребенку все запрещать, все делать за него, ограничивать его, даже из лучших побуждений. В три года у детей начинает проявляться самостоятельность. Малыш имеет право совершать собственные ошибки, так же как и личные достижения. Ни в коем случае его нельзя высмеивать!

Границы, конечно, должны быть, но только разумные: не играть на дороге, не пропускать сон, не гулять зимой без шапки. В других вещах стоит предоставить свободу ребенку, который хоть пока и маленький, но все же уже не младенец.

  • Дом нужно сделать как можно более безопасным, чтобы реже приходилось ограничивать малыша. Хотя подумать об этом следует задолго до трех лет.
  • Давать возможность карапузу выполнять самостоятельно все, с чем он может справиться. Даже если у него это будет получаться медленно и откровенно плохо.
  • Помогать крохе делать то, что у него пока не выходит. Вместе с ним, а не вместо него.

Ребенок в этом возрасте все еще может относительно легко переключаться с одного на другое. Этим стоит пользоваться, если малыш непременно хочет заняться делом не для его возраста. Например, малыш хочет поработать дрелью. Чтобы избежать истерик, можно попросить его подавать папе другие предметы или предложить игрушечный инструмент. То есть вовлечь в игру. При этом желательно вести разговор о том, что еще немного - и кроха обязательно сможет это сделать сам. Если такой подход не сработал, то можно предложить на выбор несколько вариантов немного в другом контексте: «Что ты будешь делать? Подавать гвозди, играть с коробкой или раскладывать шайбы?».

Если ребенок не хочет выполнять просьбу, стоит попробовать сформулировать ее другими словами, предложить компромисс, несколько вариантов на выбор или оставить на некоторое время малыша в покое.

Как уже говорилось, главная рекомендация специалистов заключается в том, чтобы предоставить ребенку свободу выбора. Для малыша важно иметь возможность принимать решения. Например, не говорить «Мы идем гулять», а спрашивать «Куда мы идем гулять, в парк или на площадку?». Если на улице малыш хочет идти другой дорогой и время позволяет изменить маршрут, то стоит это делать. Тогда у крохи появится уверенность в своих силах, ведь ему удалось отстоять свое мнение.

Иногда родители прибегают к приему «сделай наоборот». То есть просят ребенка не идти гулять или не ложиться спать. В знак протеста он бросается делать противоположное. Но злоупотреблять подобным методом не стоит. Все же это обман маленького человечка. Кроме того, кризис ведет к развитию личности, а такое поведение взрослых не принесет никакой пользы.

Бывает, что кризис трех лет проходит практически незаметно. Беспокоиться и искать симптомы не стоит, но если кризис проявляется во всех красе, то помните, что перед вами ребенок, который формируется, меняется, взрослеет. Будьте аккуратны, чтобы не нанести детских травм или потом не сожалеть о том, что накричали или наказали ребенка.

Похожие публикации