«Алые паруса»: Откуда лучше смотреть. «Алые паруса»: спорная история, сказка и реальность Откуда приходит парусник алые паруса

Алые паруса (праздник выпускников)

«А́лые паруса́» - всероссийский бал выпускников, отмечаемый (1968-1979, возрождён в 2005-м) в Санкт-Петербурге в день, ближайший к самой долгой белой ночи (ориентировочно 18-23 июня).

Проводится в два этапа: большой концерт с элементами театрализованного представления на Дворцовой площади и стрелке Васильевского острова (начало в 23:00, вход по пригласительным билетам) и грандиозное светопиротехническое мультимедийное шоу в акватории Невы (начало в 1:20, вход свободный).

Ночное шоу представляет собой уникальный спектакль на воде, где главным событием является проход вдоль набережных корабля с алыми парусами. Его торжественное движение сопровождается специально подготовленным световым представлением, фейерверком и водным перформансом. Всё шоу полностью синхронизировано с музыкой. Продолжительность водного спектакля - приблизительно 30 минут.

Ежегодно в реальном времени за представлением наблюдают от 2,5 до 3,5 миллионов человек. Также ведётся прямая телевизионная трансляция федеральным Пятым каналом , с раздачей сигнала на весь мир. На празднике в формате телевидения высокого разрешения работают 4 передвижные телевизионные станции, более 50 телекамер установлены на корабле, на воде, непосредственно за пиротехническими фронтами, на высотных зданиях города и в других точках. Праздник проходит при всесторонней поддержке Правительства Санкт-Петербурга и личном участии губернатора . Генеральным спонсором мероприятия является ОАО «АБ „Россия“». Среди почётных гостей праздника: Президент РФ Владимир Путин и глава Правительства РФ Дмитрий Медведев .

Идеология праздника

Основная идеология праздника лучше всего сформулирована в его девизе: «Россия. Страна возможностей». Торжественность и общее настроение «Алых парусов» подчеркивают те надежды, которые город возлагает сегодня на новое поколение, на талантливую и перспективную молодежь, от которой зависит будущее Петербурга и страны.

Зарождение традиции

Единственный в Советском Союзе праздник для выпускников школ «Алые паруса» появился в Ленинграде в 1968 году . Местом его рождения считается Городской дворец пионеров имени Жданова на Невском проспекте , ныне известный как Дворец творчества юных. Именно там по распоряжению городского отдела народного образования Ленинграда было положено начало масштабному и яркому мероприятию.

«Вам, юноши и девушки, молодые граждане нашего города, посвящается этот праздник! Сегодня вам вручили аттестат зрелости!.. Это незабываемый день! Так пусть же и этот вечер запомнится навсегда!» - произнёс диктор.

Из-под Кировского моста в парадном строю вышла эскадра катеров, открывающая праздник. На катерах были представители всех поколений советских людей: молодой путиловский рабочий дней Октября, матрос революционной Балтики, солдат большевистского бронедивизиона… Люди 20-х, 30-х годов, годов Великой Отечественной войны, послевоенного периода, наших дней… Они провожали сегодня в трудовую жизнь ещё одну смену молодых.

По бортам всех катеров был расположен почётный эскорт - юные фанфаристы и барабанщики в яркой парадной форме Суворовского и Нахимовского училищ. На белоснежном адмиральском катере «Ленинград» находилось три выпускника, которым было предоставлено право открывать праздник. Один из них держал громадный праздничный вымпел. Рядом с ним - юноша и и девушка с высокими зажжёнными факелами.

Пройдя вдоль всей набережной, мимо Дворцового моста, эскадра подошла к широкому спуску Стрелки. Здесь, на гранитных ступенях, от самой воды вверх до Ростральных колонн , в несколько шеренг стояли юноши с незажжёнными факелами. Их много, около четырехсот человек. «Ленинград» пришвартовался к Стрелке. По высокому флагштоку на берегу заскользил вверх флаг праздника. Юноша и девушка волнообразным движением своих факелов подожгли факелы крайних в цепи. Зажглись ещё два факела. А дальше огни побежали от человека к человеку, на площадь к маякам. Когда около колонн загорелись последние факелы, вдруг, как бы выйдя из них, вверх поплыли пиротехнические огненные шары. Они достигли вершин маяков. И тогда раздались два лёгких взрыва. Шары подожгли форсунки маяков. Высоко в небо взметнулись языки пламени на Ростральных колоннах. Вслед за ними новой огненной волной зажглись пятьдесят громадных факелов, установленных на верках Петропавловской крепости. А затем огненная феерия как бы охватила и само небо. От стен Петропавловской крепости со Стрелки пошли вверх залпы навесного фейерверка.

Сполохами, пляшущими на ветру, огни обрамляли Неву. Они продолжали гореть до конца праздника. А на их фоне, когда еще гремели залпы фейерверка, появился трёхмачтовый корабль. По реке шёл гриновский галиот «Секрет» с алыми парусами - живая эмблема праздника.

На борту «Секрета» радостная и романтическая картина встречи Ассоли. Здесь и капитан Грей, и старпом Пантен, и весёлый балагур матрос Летика, и отец Ассоли - старый моряк Лонгрен. Команда галиота на палубе, вверху на мачтах… Тут же играет бродячий оркестр, тот самый, который Грей взял с собой в рейс, чтобы встретить Ассоль с музыкой… Композиция на морские темы И. Дунаевского , его увертюра к фильму «Дети капитана Гранта», его музыкальный рассказ о весёлом ветре стали органической частью этой картины. «Секрет» шел вдоль берегов.

А в эфире диалог дикторов. Они говорили о Грине, о его корабле… «Попутного ветра тебе - корабль радости, корабль юности, корабль счастья!» Они говорили о мечте. О мечте, как первом шаге к практической цели. «Мечтать - значит мысленно обгонять время, предугадывать будущее…» И тогда вслед за галиотом на Неве появились «Корабли мечты». Мечты, прокладывающей дорогу в трудовое завтра. В кильватерной колонне шли «Корабли труда». На каждом из них - громадное, светящееся изнутри и подсвеченное с бортов объёмное изображение - символ. Оратория Д. Шостаковича «Песнь о лесах» точно выражала значительность происходящего.

На первом корабле был изображен громадный «Молот». Внутри молота видны заводские металлические фермы, фрагмент шестерни, детали машин. На палубе и на отсеках заводских ферм была расположена живая картина - молодые рабочие наших дней. Они в костюмах различных производственных профессий, с характерными деталями своего труда. Молот - не только символ производства, он неразрывно связан в нашем представлении с серпом - другой частью эмблемы нашего государства. Вторым шёл корабль «Серп». Вокруг громадного светящегося серебром серпа - молодые труженики советского села. Профессии современного села разнообразны. Полеводы и механизаторы, доярки и агротехники, зоотехники и строители… На бортах корабля - поля высоких золотых колосьев, они волнами колышатся на ветру. Далее шёл корабль «Атом». Он посвящён науке. По реке двигалась большая модель атомного ядра…

Всё это действо было красочным, необычным, ярким и завораживающим. Гуляния продолжались до раннего утра, а представление посетило более 25 тысяч выпускников. С этого дня празднование «Алых парусов» стало традиционным и отмечалось вплоть до 1979 года, пока глава ленинградского обкома КПСС Григорий Романов не закрыл его, опасаясь большого скопления молодёжи. С тех пор праздник перешёл в разряд неофициальных и возобновился лишь в 2005 году.

Современный праздник

Сегодня «Алые паруса» представляют собой большой мультимедийный спектакль на открытой воде с применением всех самых современных технологий мультимедийного ряда. Рабочее пространство акватории составляет 1,8 км на 800 метров. Всё пространство основного действа разбито на линейные сектора, каждый из которых представляет собой мобильную виртуальную фоновую декорацию. Плавучие платформы (баржи , понтоны располагаются чётко по координатной сетке, выделенной в пространстве, ограниченной судовыми ходами таким образом, чтобы зрительская аудитория, расположенная вокруг, имела минимальное количество «мёртвых зон». Данная конфигурация позволяет создавать многоплановый рисунок мультимедийной архитектуры, где каждый фрагмент является неотъемлемой частью общего виртуального пространства. Основными компонентами являются: пиротехническое и световое шоу. Дополнительными компонентами: водный перформанс, огневые и фонтанные стены. Всё представление полностью синхронизировано с музыкой по SMPTE-таймкоду. Праздник является одним из крупнейших в мире водных спектаклей, проходящих на открытой воде.

2005

В момент прохода корабля использовалась испанская и немецкая пиротехника, заметная даже на светлом небе

Возрождение «Алых парусов» в формате мультимедийного шоу требовало тщательной подготовки и немало времени.

Композиционно шоу состояло из трёх рабочих планов. На первом плане двигался фрегат с алыми парусами и работал водный перформанс (отдельный постановочный номер с участием катеров). На втором плане были фейерверк и пиротехника на баржах (линейный фронт), на третьем - световое шоу на стенах Петропавловской крепости.

Ключевым эпизодом шоу стал 15-минутный проход «Штандарта» с алыми парусами. Корабль высвечивался внешними световыми прожекторами, а паруса освещались изнутри приборами заливного света, установленными на палубе.

Всё шоу было синхронизировано с музыкой и длилось 25 минут.

2006

Фейерверк служит фоном для плывущего фрегата с алыми парусами

Была придумана идея сделать Петропавловскую крепость и фейерверк динамическими фонами, оживающими при прохождении фрегата с алыми парусами. Движение корабля было разбито на сектора, где каждый сектор имел собственную виртуальную декорацию из пиротехники и света.

Фрегат двигался словно по Млечному пути, созданному пиротехническим эффектом «Magic Carpet», от чего было ощущение, что корабль парит над водой. Интересный факт, что весь концепт был набросан креативной группой на салфетках ресторана «Тиволи» в городе Франкфурт-на-Майне . Световой дизайн водной части шоу был подготовлен лучшим художником по свету Санкт-Петербурга Глебом Фильштинским .

2007

Корабль идёт в сопровождении свиты

Шоу 2007 года вышло на новый уровень. Его посетило более 1 млн человек - это европейский рекорд. Технологическая и творческая составляющие праздника достигли серьёзного мирового уровня. В постановке спектакля на Дворцовой площади принял участие известный итальянский режиссёр Валерио Фести. В качестве элементов внутренней и внешней декорации были использованы необычные составляющие: среди них - гигантские надувные сферы и актёры, переодетые живыми декорациями. Специально для спектакля была написана музыка, которую исполняла летающая пианистка. На большой высоте, через всю Дворцовую площадь был протянут водный экран для световых проекций. На фоне экрана двигался по воздуху фрегат с алыми парусами. На его носу стояла Ассоль.

В водной части праздника появилось много новых элементов: корабль с алыми парусами торжественно двигался в сопровождении свиты, состоящей из яхт , аквабайков и параглайдеров. Фейерверк и световое шоу стали ещё больше, а задействованное в спектакле пространство превысило 1,5 км².

2008

Декорацией для парусника служит мощный световой фон

В шоу была изменена основная концепция. Вместо традиционного прохода кораблей вдоль набережных появился стационарно установленный в акватории парусник «Мир». Из новых эпизодов был добавлен пиротехнический водопад на Троицком мосту длиной 500 метров.

2009

Фейерверки на бардах, мосту и понтонах

Помимо линии с большим фейерверком, установленным на трёх баржах, была добавлена ещё одна: 400-метровый понтон, на котором расположили фейерверк, огневые машины, свет и 200-метровый водный фонтан. Для шоу акваторию разделили на три акцентированных сцены с собственным пространством первого плана и индивидуальными динамическими двухступенчатыми фонами.

Поскольку фрегат «Штандарт» и яхты имеют достаточно малые размеры, было важно выдержать правильное соотношение масштабов пиротехнического, светового, огневого и водного фонов относительно движущихся в пространстве акватории кораблей.

Подготовку шоу серьезно осложняли погодные условия. За несколько дней до мероприятия, когда часть оборудования была установлена и смонтирована, случился погодный катаклизм: температура упала до двенадцати градусов, поднялся ураганный ветер, и обрушился такой ливень, что монтажные площадки превратились в гигантские озера. В акватории поднялся настоящий шторм. Обилие воды вследствие проливного дождя и шторма заставило многократно усилить влагозащиту всего пиротехнического материала. Однако несмотря на различные преграды, шоу прошло очень удачно.

2010

Фрегат с алыми парусами на фоне салюта

В шоу появился водный перформанс. Шесть 20-метровых прогулочных катеров были переоборудованы в автономные самодвижущиеся платформы с собственной системой питания и радиоуправления, а также были оснащены специальными конструкциями с пиротехникой, огнём, водомётами и светом. Все элементы водного представления были расположены по чётким виртуальным диагоналям, что позволило всю водную пиротехнику отстреливать в достаточно узкое пространство, ограниченное баржами и понтонами в момент непосредственного прохождения вдоль них корабля с алыми парусами. Высокоманёвренное судно, способное совершать развороты на малом круге, специально привезли из Швеции. Постановка на Дворцовой площади была выполнена совместно со всемирно известным цирком Cirque du Soleil .

2011

Бриг «Тре Крунур» с алыми парусами на фоне салюта

Организаторы

В 2005 году праздник был возрожден творческой группой под руководством Марины Фокиной по инициативе ОАО «АБ Россия». Сегодня всероссийский бал выпускников «Алые паруса» организовывается (за исключением 2008 года) «Санкт-Петербургским Международным центром фестивалей и праздников», который является главным городским оператором на рынке событийных технологий city entertainment special events. В организационную структуру также входят различные государственные и частные организации.

Генеральный продюсер праздника - Марина Фокина.

Режиссёр-постановщик - Василий Сазонов.

Арт-директор - Дмитрий Орликов.

Технический директор - Ольга Морр.

Режиссер водного перформанса - Олег Николаенко.

Генеральные технические партнеры: «PRG» (США - Германия), «Орион-арт» (Россия), «Cirque du Soleil » (Канада), «Studio Festi» (Италия), «Flash Art» (Германия).

Корабли, ходившие под алыми парусами

Год Фото Название и описание
1970-1979 С 1970 года роль галиота «Секрет» исполняла шхуна «Ленинград» (ранее «Надежда») . Это была немецкая трофейная шхуна «Дер Зеетойфель» (нем. Der Seeteufel , морской чёрт), принадлежавшая в 1930-х годах графу Феликсу фон Люкнеру - главному германскому корсару Первой мировой войны, а позже являлась морской резиденцией Геббельса , Дёница и Гиммлера . «Der Seeteufel» стал первым германским кораблём, совершившим кругосветное плавание под флагом с нацистской символикой. Впоследствии, как военный трофей, шхуна была передана Нахимовскому училищу и переименована в «Надежду». В июле 1956 года она отправлена в яхт-клуб Ленинградской военно-морской базы, с 1958 года числилась как «ПКЗ-134», в том же году была исключена из состава ВМФ и безвозмездно передана детской спортивной школе, где была переименована в «Ленинград».
1971-1979 С 1971 по 1979 год участвовала в празднике совместно с «Ленинградом» трёхмачтовая бермудская шхуна «Кодор» , построенная на верфи города Турку в 1951 году. Этот парусник-долгожитель находился в эксплуатации около 30 лет - фантастический «возраст» для деревянного судна, построенного с расчётом двадцатилетнего срока плавания! С курсантами на борту «Кодор» побывал в водах Атлантического океана и 11 морей.
2005-2007, 2009
Фрегат «Штандарт» - первый корабль Балтийского флота, был заложен по указу Петра I в 1703 году на Олонецкой верфи. Восстановлен в 1994 году.

2008

Учебный трёхмачтовый корабль «Мир » - построен на верфи Гданьска (Польша) в 1987 году. Считается самым быстрым парусником в мире.

Учебная гафельная шхуна «Юный балтиец » - создана ЦКБ «Балтсудопроект» в 1989 году. Единственный парусник, построенный в России после 1914 года.
2010-2012
Бриг «Тре Крунур» - первый шведский корабль со времён Петра I, зашедший во внутренние воды Санкт-Петербурга.

Музыка

Характерно, что на всех «Алых парусах» использована музыка исключительно русских и советских композиторов. Часть ораторий была написана специально для «Алых парусов». Так, в 2009 году над оригинальной музыкальной версией работал петербургский музыкант и композитор Антон Грызлов. Исполнение было поручено оркестру Ленинградского телевидения и радио под управлением Станислава Горковенко, дирижёр - Тимур Горковенко. Из года в год своеобразным гимном праздника является увертюра Исаака Дунаевского к кинофильму «Дети капитана Гранта ». В 2010 и 2011 годах в основу музыкальной партитуры легли произведения выдающегося композитора Эдуарда Артемьева , который лично участвовал в подготовке музыкального материала. Исполнение было поручено Российскому оркестру синематографа (2010 г., руководители Евгений Щёголев и Игорь Пономаренко) и симфоническому оркестру под управлением Игоря Пономаренко (2011 г.).

Исполнительский состав участников группы музыкального сопровождения включает в себя как полный развёрнутый состав симфонического оркестра и хора с солистами, так и современных рок-музыкантов и исполнителей этнической музыки на аутентичных инструментах - от ирландской флейты «Висл» и шотландских волынок до афроамериканских барабанов и электрогитары. Автором всех музыкальных идей современного праздника выступает режиссёр-постановщик и художественный руководитель проекта Василий Сазонов.

В 2012 году в основу музыкальной партитуры легли произведения классиков С. Прокофьева, И. Дунаевского, а также музыка популярного российского артиста и композитора Дмитрия Маликова, который исполнил сюиту в сопровождении Балтийского симфонического оркестра под управлением Константина Орбеляна.

Критика

Некоторые источники в Интернете и СМИ считают, что на празднике присутствует значительное количество людей в нетрезвом состоянии .

После окончания праздника улицы города, на которых проходили гулянья, оказываются заваленными мусором , что порой вызывает осуждение среди горожан и непонимание со стороны гостей города, несмотря на то что избежать этого при таком большом количестве людей является сложной задачей .

Отмечена хорошая организация безопасности в 2011 году , ранний пуск поездов метро, большое число бесплатных туалетов. Тем не менее, на празднике испытывался недостаток мусорных бачков. Они были переполнены уже под вечер, а в момент шоу и после него даже у самых чистоплотных не оставалось иного выбора, как оставлять мусор в кучах у стен домов .

  • Произведение «Алые паруса » было написано в Петрограде . Александр Грин творил его в 1923 году, черпая романтические настроения и идеи именно на невских берегах, на Невском проспекте. Считается, что портрет Ассоль он «списал» с незнакомки из сверкающего (еще дореволюционного) магазина на Невском, сохранив его в памяти в свой первый визит в Петербург в 1906 году, а с капитаном Греем отождествлял себя.

Примечания

Ссылки

В ночь на 26 июня в Санкт-Петербурге прошел традиционный праздник «Алые паруса», в котором приняли участие более 30 тыс. выпускников, 5 тыс. гостей из различных регионов страны, а за действом наблюдали более 80 тыс. зрителей.

Деревянный шведский бриг «Tre Kronor» / ПАРУСНИКИ ИНФО

За 11 лет после своего возрождения праздник выпускников уже стал одним из летних символов города на Неве. Главную роль в нем вот уже шестой раз подряд выполнял шведский бриг «Tre Kronor of Stockholm».

Первые праздник выпускников в Ленинграде провели в 1968 году. Тогда по Неве прошла целая флотилия из «Кораблей труда», на котором плыли рабочий Кировского завода, революционный матрос, солдат Великой Отечественной войны. А сами катера символизировали идею строительства общества, основанного на свободном труде: на первом судне был изображен громадный молот, на втором серп, на третьем атом.

С 1970 года праздник приобрел более романтический оттенок повести Александра Грина «Алые паруса». Галиот «Секрет» тогда исполняла шхуна «Ленинград», судьба которой заслуживает даже не статьи, а целой книги.


Шхуна «Ленинград / Алые паруса» / ПАРУСНИКИ ИНФО Будущая шхуна «Ленинград» была построена на верфи Геброудерся в Голландии в 1912 году, как парусное рыболовое судно «СН 374», а после - «Стерна». В 1927 году парусник приобрёл новый судовладелец из Гамбурга, который переоборудовал его в универсальное грузовое судно и переименовал в «Эдельгард». В 1936 году шхуну купил герой Первой мировой войны в Германии граф Феликс фон Люкнер (Felix Graf von Luckner). Он перестроил шхуну, изменив носовую часть установил новый, заменив старый двухтактный двухцилиндровый двигатель производства «Дойче Веерке» (Deutsche Werke) мощностью 70 л. с. на 140-сильный уже четырехтактный, и переоборудовал её в комфортабельную яхту. Шхуна получила новое имя ″Seeteufel″ – ″Морской дьявол″. Под этим названием и под командованием фон Люкнера шхуна в 1937-1939 годах совершила кругосветное плавание по маршруту: Норвегия - Панамский канал - Таити - Австралия - Индонезия - Аден - Суэцкий канал - Средиземное море - Италия - Англия. На самом деле, экипаж судна состоял из разведчиков и картографов, и основной целью путешествия был сбор информации о портах вероятного противника перед началом войны. С началом второй мировой войны шхуна числилась вспомогательным судном немецкого ВМФ. После войны шхуна по репарации была передана СССР и много лет служила учебно-парусным судном ВМФ и Нахимовского училища под именем "Ленинград".

В 2005 году, после 26-летнего перерыва праздник выпускников было решено возродить. И до 2010 года галиот «Секрет» в разное время играли историческое судно «Штандарт», парусник «Мир», шхуна «Балтиец». В 2010 году алые паруса впервые на себя примерил шведский парусник «Tre Kronor of Stockholm».


Бриг «Tre Kronor» / ПАРУСНИКИ ИНФО

Гордость Швеции

В 1993 г. в Стокгольме стартовал проект «Стокгольмский бриг», и за основу нового деревянного «парусника мира» был взят учебный бриг «Gladan» 1857 года.

Бриг «Gladan» несколько раз принимал участие в полярных экспедициях к Шпицбергену и Гренландии известного полярного исследователя Адольфа Эрика Норденшельда. Позже «Gladan» использовался как учебный парусник ВМС Швеции. Его служба окончилась в 1924 году, когда он затонул в военной гавани г. Карлскрона. Мачты парусника «Tre Kronor» / ПАРУСНИКИ ИНФО

Это судно стало идеальной моделью для создания парусника по старинной технологии, поскольку в военных архивах нашлись подробные чертежи.

Киль «Tre Kronor of Stockholm» был заложен на верфи Скипхолмен (Skeppsholmen) в Стокгольме. Строилось судно на деньги благотворительных организаций и волонтеров – как теперь говорят по схеме краудфандинга.

27 августа 2005 году судно спустили на воду, причем крестной матерью судна стала принцесса Виктория. А в свое первое плавание «гордость Швеции» отправилась в 2007 году.

Технические характеристики парусника «Tre Kronor of Stockholm»:

полное водоизмещение,т 330
макс. скорость под двигателем, узл. 8
максимальная скорость под парусами, узл. 17
длина по палубе, м 35
ширина габаритная, м 8,25
осадка, м 3,25
высота мачт от ватерлинии, м 29,5
площадь парусов, кв.м 735
количество парусов, шт 16
экипаж штатный, чел 8—12
максимальное число людей на борту, чел 68

Основными материалами для строительства судна послужили дуб, сосна, сибирская лиственница. На корпус судна пошло около 544 куб. метров дуба, а это примерно тысяча взрослых деревьев. Палуба сделана из сибирской лиственницы, мачты и реи изготовлены из сосны и лиственницы.

При этом на судно построено с учетом всех правил классификационных обществ. Например на нем 8 водонепроницаемых отсеков, современная рулевая машина, навигационное оборудование. Для создания праздничного освещения судна используется специальный дизель-генератор.

Постоянный экипаж парусника - от 8 до 13 человек, остальные – волонтеры, курсанты или пассажиры, которые на коммерческой основе могут свободно попасть на судно. При этом требования к ним равные с практикантами.

Все члены экипажа свободно говорят по-английски, однако основная их часть – все-таки шведы, поэтому шведскую речь, особенно во время установки парусов можно услышать чаще.

Говорит Сергей Тимошков, командир-координатор брига «Tre Kronor» с российской стороны:


Сергей Тимошков, командир-координатор брига «Tre Kronor» с российской стороны

«Праздник состоит из нескольких основных составляющих: пиротехника, музыка, световое шоу, десятки тысяч зрителей на берегах Невы – все это вместе создает настоящую атмосферу праздника, кульминацией которого является появление парусника в пролете Троицкого моста.

В это время на борту судна идет колоссальная работа. В обычных условиях на выполнение таких, казалось бы, несложных маневров, как прохождение, поворот, швартовка нормы времени исчисляются десятками минут. У нас задача уложить все это в несколько секунд – ведь все выверено, согласовано с пиротехникой, музыкой. В прошлом году, например, мы отклонились от сценария всего на 3 секунды. Это, безусловно, верх профессионализма.

Поэтому несмотря на то, что «Tre Kronor» приходит на праздник уже шестой год подряд, экипаж проводит огромное количество тренировок».


Карл Бавнер (Karl Bavner) главный кок парусника «Tre Kronor» / ПАРУСНИКИ ИНФО

Всем известно, что на судне «главный человек» после капитана это кок, а «главное место» после капитанского мостика – камбуз. Надо признаться, что вкусно и вовремя приготовленная пища — это залог хорошего настроения экипажа. Судовой кок парусника «Tre Kronor» Карл (Karl Bavner) — энергичный молодой человек лет 25ти. Рассказывает, что один с легкостью справляется с приготовлением пищи на 20 человек команды. Система вахт на судне такая же, как и на российских парусниках 4 через 8, поэтому кормится экипаж 4-5 раз в день. Сложнее приходится, когда парусник делает коммерческие однодневные выходы, тогда к 20 членам экипажа прибавляется ещё 50 пассажиров, но Карл не жалуется, работа творческая. «Готовлю еду, смотрю в иллюминатор, а за бортом море плещется, романтика», – улыбаясь рассказывает Карл. Когда судно стоит дома в порту Карл подрабатывает в одном из местных ресторанчиков, но говорит, что на судне, конечно, интереснее.

В ответ на наши вопросы Карл спросил, есть ли в Петербурге заведение для моряков, куда можно сходить после вахты, отдохнуть, отведать разные напитки. И мы конечно посоветовали ему знаменитый портовый кабак «Fiddler’s Green» на Рубенштейна 5 , настоящее пристанище для моряков и людей влюблённых в море.

Капитан парусника «Tre Kronor» Аллан Палмер (Allan Palmer) не менее интересная личность. Потомственный моряк, сам вот уже 20 лет ходит на парусных судах, в проекте «Tre Kronor» он участвовал с самого основания. В свободное от морской деятельности время Аллан художник-оформитель. И особая его любовь - подготовка изображений для почтовых марок (подробнее об этом можно прочить здесь )


Капитан брига «Tre Kronor» Allan Palmer / ПАРУСНИКИ ИНФО

Все петербургские журналисты задают Аллану один и тот же вопрос об особенностях маневрирования на Неве. Задали его и мы. И как заверил опытный капитан, основная проблема на Неве – это ветер, поэтому надо координировать работу главного двигателя и парусного вооружения, и еще следить, чтобы на палубу не попали догорающие фейерверки.

А вот культурная жизнь на борту парусника не так развита. Например, что удивительно – нет традиционного шанти-хора. «Мой отец ходил на паруснике, у него на борту был шикарный шанти-хор, а вот у нас не получается, наверное, потому как большая часть экипажа – практиканты», – рассказывает Аллан.

После непродолжительной экскурсии капитан ушел по своим делам проверять паруса, высказав на прощание свои впечатления от уже шестого посещения «Алых парусов»:

«Выступление для нас - это не только работа. Потому что, когда приезжаем, мы стараемся немного погулять по городу. Петербург – очень красивый город. В некотором роде мы, как артисты – даем хорошее представление и радуемся, если все вышло хорошо и зрителям понравилось».

Наблюдая за выступлением шведского коллектива с берега мы можем сказать, что Аллану и его команде оно удалось на славу. Достаточно посмотреть на фото.



Рында парусника, «нечищенная». Год указан 1687. Происхождение и подлинность рынды неизвестна. Но как сказал капитан, это скорее всего «стилизация под старину». У нас бы все равно надраили.


Рында парусника «Tre Kronor» / ПАРУСНИКИ ИНФО

Настоящие повседневные паруса парусника «Tre Kronor».


Настоящие паруса «Tre Kronor» / ПАРУСНИКИ ИНФО

Кстати, в этом году алые паруса, которыми оснащались все парусники, принимавшие участие в празднике, впервые за 12 лет поменяли. Старые паруса передали в музей Грина в Феодосии,

Каюта для пассажиров / ПАРУСНИКИ ИНФО

Швеция – нация пива. Специальный аппарат в кают компании парусника.


Швеция — нация пива / ПАРУСНИКИ ИНФО


Большинство матросов на паруснике «Tre Kronor» это красивые отважные шведские девушки / ПАРУСНИКИ ИНФО












Зрелищный праздник выпускников Алые Паруса 2018 года в Санкт-Петербурге органично впишется в торжества, проводимые в городе в период белых ночей. Ежегодно на нем бывает около миллиона гостей.

Наш праздник выпускников Алые паруса внесен в реестр мирового туризма как мероприятие, заслуживающее внимания. Его посещают гости из зарубежья, он является “визитной карточкой” Санкт-Петербурга. Приглашения получат выпускники из других городов России. Всем учащимся 11 классов Питера, заканчивающих школу в 2018 году, вручат пригласительные билеты на праздник. Чтобы не пропустить торжество, следует заранее уточнить, какая дата намечается для проведения алых парусов в 2018 году.

Как это начиналось (История праздника Алые Паруса)

Это красивое мероприятие впервые провели в Ленинграде в 1968 году. С 1980 года на целые четверть века о празднике забыли. “Второе дыхание” он обрел в 2005 году и теперь традиционно проходит в ближайшие ко дню летнего солнцестояния выходные. День летнего солнцестояния, 22 июня, сопровождается самой короткой ночью в году.

Некоторые затруднения с выбором даты празднования дня выпускников в 2017 году возникли из-за проводимого параллельно в эти же сроки Кубка конфедераций по футболу. По этой причине празднования Алых парусов прошло с пятницы на субботу.
Для выпускников же 2018 года была утверждена дата проведения алых парусов 23 июня 2018 года в ночь с субботы на воскресение.

Название празднику дано в честь корабля с алыми парусами из повести Александра Грина. Появление этого необыкновенного судна символизирует надежду на исполнение всего, о чем мечтают наши юные сограждане, вступающие во взрослую сложную жизнь.

Корабль с Алыми парусами

Первоначально в праздничном представлении участвовала целая “флотилия” катеров. Только в 1970 году в воды Невы впервые вошел под видом галиота “Секрет” из повести Грина корабль с алыми парусами.

Сначала с этой задачей достойно справлялась шхуна “Ленинград”, учебное парусное судно, на котором ходили в море учащиеся Нахимовского училища.

С 2005 года в течение трех лет паруса алого цвета гордо носил на празднике фрегат ”Штандарт”, точная копия корабля с таким же названием, построенного Петром Первым. К сожалению, было признано, что этот прекрасный корабль не отвечает принятым в России стандартам. Ему запрещен вход в Неву, и мы в настоящее время лишены возможности любоваться алыми парусами на его высоких мачтах.

В 2008 году алые паруса “примерил” на себя трехмачтовый парусник “Мир”. С большим трудом это крупное судно удалось “завести” в Неву при помощи буксира. Поэтому в 2009 году организаторы остановили свой выбор на шхуне “Юный балтиец”. Однако хорошей маневренностью это судно также не отличалось, к тому же имело всего 2 мачты, оснащенные довольно незначительными по площади треугольными парусами.

С 2010 года на “Алые Паруса” постоянно приглашают шведский парусник “Tre Cronor”. Его корпус сделан из дерева по старинной технологии. Внушительные габариты двухмачтовика и хорошая маневренность сделали его желанным гостем на празднике выпускников. В прошлом году судно украсили новые паруса, сшитые из алой материи. Во время прохождения по Неве паруса подсвечивают специальными осветительными приборами.

Очень сложно управлять крупным парусным судном при прохождении Невы: слишком узкая река, много на ней мостов. Опытный экипаж шведского судна обязательно тренируется перед каждым праздником "Алые паруса".

Как будет проходить праздник выпускников

Ночь выпускников ” начнется на Дворцовой площади вечером в 10 часов. С концертными программами выступят гости праздника. Вторая концертная площадка будет работать на стрелке Васильевского острова. Список исполнителей организаторы торжества формируют на основании предварительных опросов. Предполагается, что программу будет вести Иван Ургант, который уже много лет с блеском выполняет обязанности ведущего этого торжества.

Концерт длится около двух часов, затем гостей порадует феерическое зрелище на Неве - светопиротехническое шоу мирового уровня с музыкальным сопровождением. Кульминация праздника – проход корабля с алыми парусами вдоль питерских набережных. А потом начнутся дискотеки на праздничных площадках, которые продолжатся до самого утра.

Обещают, что метро не прервет свою работу ночью. Будут работать бесплатные туалеты на улице. Вход на праздник с алкоголем запретят.

Как стать участником празднества

Стать непосредственным участником торжества позволит наличие специального билета. Бесплатные приглашения получат все выпускники питерских школ. Каждый из них сможет взять с собой одного сопровождающего. Лучших выпускников из регионов также обеспечат билетами. Проход на Дворцовую площадь будет разрешен только по приглашениям.

Гостям праздника будет доступна площадка на стрелке Васильевского острова. Насладиться красивым зрелищем можно с любой открытой для доступа крыши. В частности, поднявшись на открытую крышу Лофт Проекта Этажи.

Не пропустите праздник Алые паруса в 2018 году , это будет великолепное зрелище!

Периодически, в блоге, мы рассказываем не только о своём опыте, но и о интересных путешествиях наших друзей – мы надеемся, что такие рассказы могут стать не просто любопытным чтивом, но и оказаться интересной идеей для будущей поездки.

Так, недавно мы публиковали статью о необычной свадьбе , а сегодня расскажем о ещё одной, совершенно улётной идее для следующего отпуска.

Мы путешествовали по-разному – пешком и на велосипедах, легковом автомобиле, трейлере и автостопом, на самолётах и поездах. Единственный способ, на который мы пока не решились, но о котором часто думаем – это морское путешествие (переезды из Хельсинки в Стокгольм и Таллин – не в счёт).

Мы рассматривали разные варианты. Просто купить морской круиз – во-первых, недешёвое удовольствие, а во-вторых, на наш взгляд, всё-таки, скучновато. Объединиться с друзьями и взять в аренду яхту – возможно, но нужны очень хорошие навыки мореходства у кого-нибудь из членов команды. Ещё один вполне рабочий вариант – вписаться к кому-нибудь через проект "Find a crew", но здесь тоже, неизвестно к кому попадёшь, а соскочить в любой момент уже не получится. Оказалось, есть ещё один вариант, о нём, как раз, сейчас и расскажем.

Недавно, нам написал наш приятель Дима Рябчиков, который, как выяснилось, работает старшим помощником капитана, причём ни где бы то ни было, а на легендарном фрегате Штандарт. Мы много слышали про этот парусник, были приятно удивлены таким Диминым ростом и, недолго думая, решили выпытать у него всю подноготную взять у него интервью про Штандарт.

Дима, мы уверены, что многие наши читатели, как минимум, слышали название вашего парусника, но расскажи подробнее, что он из себя представляет?
Начну с последних времён. Штандарт, думаю, больше всего известен жителям Петербурга – с 2005 по 2009 гг, фрегат радовал жителей северной столицы, выходя в акваторию Невы под Алыми парусами для ежегодного поздравления выпускников


История и формат существования парусника уникальны – не приписанный ни к одной из мореходных академий, не получающий поддержку государства, сегодня Штандарт открыт для каждого. Это действующий учебный парусник, ежегодно участвующий в европейских регатах и фестивалях, и сейчас каждый может присоединиться к проекту и отправиться в настоящее плавание.

Если же углубиться в историю, то изначально, фрегат Штандарт – это флагман, «первенец российского флота», построенный по приказу царя Петра I. Штандарт играл ключевую роль в обороне молодого Санкт-Петербурга от шведов до 1719 года и потому по приказу Петра «хранить вечно как первенец флота и памятник кораблестроительного искусства» был поставлен в качестве музея в Кронверкскую протоку. Без ухода и внимания корабли (а стояло их там несколько) быстро пришли в упадок.

Когда в 1727 году по приказу Екатерины I специальная комиссия проверяла состояние кораблей, «Штандарт» было решено вытащить на берег и отреставрировать. Но вода и время повредили корпус настолько, что при попытке поднять корабль, его буквально перерезали на части тросами.

Т.е. ваш Штандарт сохранил от прежнего только название?
Наоборот – в 1994 г команда энтузиастов, во главе с Владимиром Мартусем, по музейным чертежам, восстановили практически полную копию фрегата


Благодаря им, сегодня в России есть уникальный корабль, настоящий деревянный парусник, подобный кораблям Колумба и Магеллана. Сейчас Штандарт постоянно участвует в регатах и парусных фестивалях, представляя Россию и Санкт-Петербург в Европе.

Мы слышали, что у Штандарта сложные отношения с Россией, в чём это заключается?
Это длинная и не очень весёлая история. Если вкратце, то фрегат, успешно проходящий проверки немецкого и голландского регистров, по бюрократическим причинам был исключен из российского государственного реестра.

В июне 2010 года «Штандарт» обратился в Российский морской регистр с запросом о проведении освидетельствования судна, как спортивного парусного, по вновь утверждённым правилам, но на данный момент рассмотрение документов не завершено, и «Штандарт» остаётся за пределами территориальных вод Российской Федерации, осуществляя учебно-тренировочные плавания в водах европейских стран


Ты сказал, что в плавание на Штандарте может отправиться любой желающий, но, наверно, такая поездка – это неде шёвое удовольствие?
Штандарт принадлежит некоммерческой организации и является волонтерским проектом. Поэтому сюда попасть может любой, независимо от социального положения и финансового состояния.

Для тех, кто путешествует бюджетно и у кого есть время, но нет денег, существует возможность приехать на борт, принять участие в ремонте и обслуживании корабля, и путешествовать на нем совершенно бесплатно


Если же нет времени помогать кораблю работой, но пройти под парусом очень хочется, то можно принять участие в плавании, сделав взнос на питание, топливо, портовые сборы, страховку корабля и т.д. Взнос зависит от длительности плавания и варьируется от 120 до 960 евро. Подробнее о том, как принять участие в плавании, можно почитать .

Как ты думаешь, для кого подойдёт такая поездка? Всё-таки морское путешествие – это, в своём роде испытание, и оно не для каждого?
Конечно, если вы боитесь сложностей и предпочитаете ездить в туры по путёвкам, то такое приключение точно не для вас. Но при этом, Штандарт дает возможность не просто пройти под парусами, или посмотреть пару новых городов.

Плавание на фрегате по морю – это возможность гарантированно получить массу новых впечатлений, походить под парусами и оказаться в центре ярких праздников и фестивалей в разных европейских странах, встать за штурвал настоящего парусника 18 века, искупаться в открытом море и проверить свои силы в штормах


Здесь открывается целый мир – мир камзолов и парусов, пушечных баталий и громких фейерверков, штормовых переходов и дружеских вечеринок.

Это мир романтики и приключений, почти забытый в наше время, но который, несомненно, стоит вспомнить и окунуться в него с головой.

Кто из нас не зачитывался книжками про пиратов, или не смотрел Пиратов Карибского моря?
Удивительно, но теперь этот мир находится всего в одном шаге!

Должны ли участники обладать какими-то навыками для выхода в море?
Морской опыт не обязателен, практическим навыкам вас обучат на борту. Главное – это отсутствие медицинских противопоказаний к плаванию на спортивной парусной яхте, желание научиться чему-то новому, способность работать в команде, готовность к трудностям морского путешествия на историческом корабле



Среди наших читателей немало активных и энергичных девушек. Существует поверье, что женщина на корабле – к несчастью. Как вы относитесь к этому и принимаете ли в плавание девушек?
Хороший вопрос)
Это поверье пошло из английского флота. Корабль в английском языке - женского рода. Про него всегда говорят "she" - она. Считалось, что она ревнует, если на борту появляется другая женщина.

В русском флоте такого никогда не было, вот и у нас экипаж часто больше, чем наполовину состоит из девушек.

Может быть, в море есть ещё какие-то забавные приметы или поверья?
Из общеизвестных – свистеть на палубе нельзя, плохая примета, к шторму.
А в штиль, наоборот – мачту чесать нужно, или юнгу пороть – чтобы ветер появился. Но сейчас это все уже, конечно, больше в режиме шуток.
Через какие страны проходят ваши маршруты?
В плане плавания фрегата на 2014-й год такие страны, как Испания, Франция, Голландия, Германия, Польша, Финляндия, Дания, Великобритания. Подробнее с планом можно ознакомиться .

Дима, спасибо за ответы на вопросы! Надеемся, что когда-нибудь мы, всё-таки, примем твоё приглашение и примкнём к участникам команды Штандарта, а пока, желаем вам, как говорится, попутного ветра и бутылку рома и семь футов под килем!

P.S. Если у вас есть вопросы к команде Штандарта, задавайте их в комментариях к этой статье, и Дима обязательно на них ответит.

Следуя установленным традициям, этим летом состоялся праздник «Алые паруса» в Санкт-Петербурге, и в воды Невы снова вышло судно под алыми парусами. Ежегодно это мероприятие привлекает к себе более миллиона человек, причем большую часть из них составляют туристы из других стран. Посещение этого праздника становится частью тура, посвященного белым ночам.

Даты для проведения торжественного мероприятия изменяются каждый год, именно поэтому желающие увидеть этот превосходный праздник должны заранее поинтересоваться днями его проведения.

История появления праздника

История праздника «Алые паруса» в Санкт-Петербурге достаточно длительная и берет свое начало еще с 60-х годов. У выпускников появилась традиция браться за руки и прогуливаться по набережной вдоль Невы. Именно здесь они наслаждались превосходным видом, разговаривали о будущем, вспоминали школьные годы. В 1968 году комитет Городского совета пионеров разработал сценарий проведения праздника, посвященного выпускному.

История праздника «Алые паруса» в Санкт-Петербурге очень интересная, так как он изначально представлял собой массовые мероприятия. Под его проведение была отведена обширная территория, ограниченная памятником "Медный всадник" и Летним садом. Эта территория была разделена на несколько отдельных секторов, каждый из которых оснащен сценой. На сцене выступали артисты. Выпускники также с большим желанием участвовали в различных конкурсах, так как хотели получить приз. Очень важно было правильно определить тематику проведения праздника. Появились идеи относительно проведения его по мотивам произведения Александра Грина «Алые паруса».

Подготовка к торжественному мероприятию оказалась очень сложной, а технические моменты - трудновыполнимыми. Однако были возведены высокие стены, украшена набережная, установлено требуемое оборудование. 7 июня 1968 года от Петропавловской крепости отчалил катер, на борту которого были парень с девушкой. Парень держал в руках зажженный факел. Это символизировало открытие праздника.

Самым трогательным моментом было появление судна с красочными алыми парусами. Это судно стало символом начала новой жизни выпускников. Под парусами все присутствующие увидели Ассоль, которая гордо и уверенно смотрела вдаль.

Целых 11 лет проводилось это торжественное мероприятие, а затем был длительный перерыв. До 2005 года этот праздник не проводился, однако затем традиция снова вернулась в Санкт-Петербург, и с каждым годом он становится все более ярким, масштабным и зрелищным. Дети начинают ждать его с первого класса, так как это действительно уникальное и незабываемое мероприятие.

Судно для проведения торжества

В торжестве участвовал не один корабль с алыми парусами, а несколько различных катеров, образуя тем самым настоящее уникальное представление. Начиная с 1970 года на воды Невы начали выпускать только одно судно. Впервые роль корабля с алыми парусами исполнила шхуна «Ленинград».

Затем в период 2005-2007 эту роль выполнял фрегат «Штандарт». Этот корабль представлял точную копию судна, построенного по приказу Петра Великого. В 2008 году был выпущен на воду парусник «Мир». Однако это судно оказалось достаточно крупным и вывести его на воду получилось только при помощи буксира.

В 2009 году на воду спустили судно «Юный балтиец». Однако этот корабль также был неподходящим по габаритам. Начиная с 2010 года в празднике начал участвовать парусник Tre Cronor, который был изготовлен по старинной технологии, но вместе с тем его маневренность и удобство делают этот корабль самым подходящим для проведения торжества.

Как именно проходит торжественное мероприятие

Сбор участников и гостей торжественного мероприятия проходит на Дворцовой площади, куда проходят только выпускники школ Санкт-Петербурга. Концертная программа составляется на основе интернет-голосования самими выпускниками. После полуночи начинается грандиозный фейерверк в Санкт-Петербурге. Вспышки огня буквально озаряют окрашивая при этом окружающие здания и небо в разные оттенки.

После этого под мелодию из фильма «Дети капитана Гранта» появляется корабль под алыми парусами. На палубе стоит девушка в белоснежном платье. Концертная программа продолжается до самого утра. Набережная на это время превращается в огромную танцевальную площадку.

Праздник «Алые паруса» в Санкт-Петербурге внесен в список мирового туризма и рекомендован для посещения во многих европейских странах. Многие отмечают высокий уровень организации и обеспечения безопасности.

Когда будет проходить праздник в 2017 году

Праздник «Алые паруса» в Санкт-Петербурга в 2017 году прошел в ночь с 23 на 24 июня, так как именно на это время приходится пик белых ночей. В этот вечер на сцене выступили популярные коллективы и известные артисты. Пиротехническое шоу и салют восхитили всех присутствующих.

Салют во время торжественного мероприятия стал частью красочного шоу, которое ознаменовалось тем, что по Неве прошел знаменитый шведский бриг. В этом году бригантина смогла похвалиться новыми парусами, которые как всегда с алой подсветкой выглядели просто безупречно. Заключительным этапом праздника выпускников стала дискотека, которая продлилась до самого рассвета.

Как получить пригласительные билеты

Посетить праздник «Алые паруса» в Санкт-Петербурге могут выпускники школ, которые получают приглашения совершенно бесплатно. Кроме того, можно получить дополнительно еще один билет для сопровождающего. Бесплатные билеты могут получить лучшие выпускники региональных учебных заведений.

Для всех остальных, чтобы попасть на торжественное мероприятие, нужно будет приобрести билет.

Работа транспорта и ограничение движения во время праздника

Метрополитен в ночь проведения торжественного мероприятия работает без перерыва. Для пассажиров круглосуточно открыты все станции метро. Ходить поезда будут с увеличенным интервалом.

Кроме того, работают ночные автобусы и троллейбусы, именно поэтому есть возможность добраться до места проведения праздника в совершенно любое время. Во время праздника будет ограничено движение по центральным улицам города.

Похожие публикации