Рассматривание репродукции картины С. Карповой "В лесу"

Татьяна Макрушина
Картотека (Рассматривание картины) - вторая младшая группа

Тема : Играем с песком.

Цель : УЧИТЬ ДЕТЕЙ РАССМАТРИВАТЬ КАРТИНУ ,НАЗЫВАТЬ ДЕЙСТВИЯ ПЕРСОНАЖЕЙ, ОКРУЖАЮЩИЕ ПРЕДМЕТЫ, ИХ ЦВЕТ, ХАРАКТЕРИЗОВАТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПЕРСОНАЖАМИ; УТОЧНИТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ О СВОЙСТВАХ ПЕСКА; УЧИТЬ СЛУШАТЬ РАССКАЗ ВОСПИТАТЕЛЯ , СОСТАВЛЕННЫЙ ПО КАРТИНЕ , ДОГОВАРИВАТЬ СЛОВА С ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ. (ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ РАССКАЗЫВАНИЮ ) .

Материал : картина «Дети играют в песок»

Ход : Воспитатель говорит, что познакомилась с детьми – Леночкой и Серёжей. Педагог ставит на мольберт картину .

В красном платье-Леночка, а рядом –Сергей. Догадались где они играют?

Играют в песочнице.

Посмотрите, как много у них игрушек. Есть флажки в ведёрке, формочки, совочки, лопатка, машина, курочка.

Сергей везёт?

Песок. В машине везёт. Лопатой погрузил песок.

А кому везёт Серёжа песок?

Леночке везёт.

Зачем Леночке песок? Что она строит?

Строит домик курочкам. И беленькой курочке и рябенькой курочке и петушку.

А почему у Лены получается стенка, не рассыпается песок ?

Его водой поливали. Он мокрый.

А зачем детям формочки?

Будут делать куличики (пирожки) . В заключении воспитатель предлагает послушать рассказ про Лену и Серёжу .

Тема : Дети кормят рыбок.

Цель : учить детей наблюдать за рыбками, отмечая особенности её строения и поведения (плавает, двигает хвостом, глотает корм) . Правильно вести себя во время наблюдения (не шуметь, не стучать по стенкам аквариума; помочь понять ребятам сюжет картины : формировать умение отвечать на вопрос и высказываться по поводу изображённого, а так же слушать пояснения воспитателя.

Материал : Картина «Дети кормят рыбок»

Ход : Воспитатель напоминает что не следует придвигаться к аквариуму, водить по стенкам руками или стучать по ним, т. к. это может напугать рыбок. Педагог предлагает детям наблюдать за рыбками и не громко рассказывать о том что они заметят. Активизирует в их речи слова и обороты : стеклянный аквариум, плавают, хватают – глотают корм ртом : хвост помогает рыбке плавать, в верх всплыла, близко подплыла смотрит и т. д. Воспитатель насыпает рыбкам корм, дети смотрят как рыбки глотают. Малыши рассаживаются спиной к аквариуму Им показывают картину «дети кормят рыбок» и рассказывают об изображённом . Затем воспитатель проводит беседу по картине . Он спрашивает : Что делают дети? («кормят рыбок» ). Что лежит в банке, которую держит мальчик(«лежит корм» ) Где живут золотые рыбки? («в стеклянном аквариуме» ). Дети отмечают так же, что рыбки глотают корм; что девочка заглядывает в аквариум; что ребята заботятся о золотых рыбках и не забывают кормит

Тема : «Кошка с котятами»

Цель : познакомить детей с описанием внешнего вида кошки её повадками; активизировать в речи слова и словосочетания (пушистый, гладкий, лакает, мурлычет острые когти выгибает спину) .

Материал : Картина «Кошка с котятами» кошка

Ход : Воспитатель предлагает вниманию детей картину с изображением кошки (взрослого животного) . Говорит что это кот Васька. Читает рассказ К . Д. Ушинского. Спрашивает :» Как вы думаете, Васька – это взрослый кот или котёнок? Соглашается с тем, что это взрослое животное, обращает их внимание на то,что шкурка пушистая, мягонькая шёлковая. Дети рассматривают лапки с когтями , усики которые торчат, глаза как угольки. Наблюдают как кошка ест мясо пьёт молоко, слушают как мурлычет. Воспитатель показывает детям картину «Кошка с котятами» . Помогает детям составить описание кошки (большая, пёстрая, смотрит строго, котят : (маленькие, пушистые, очень симпатичные) . Отметить чем заняты котята (один сидит, прижавшись к кошке, другой лакает молоко из блюдечка, а третий бежит за клубком вообразив что это живая мышка). Рассматривание заканчивается рассказом воспитателя о кошке и котятах.

Цель: Познакомить детей с иллюстрацией Ю. А. Васнецова «Петушок» Задачи:

1. Образовательная: формировать диалогическую речь;

2. Развивающая: развивать инициативную речь детей во взаимодействии со взрослыми;

3. Воспитательная: воспитывать желание беседовать по картине Ю. А. Васнецова «Петушок» и заинтересовать ею.

Материал. Иллюстрации к потешке «Петушок» Ю. А. Васнецова.

Предварительная работа. Чтение потешки «Солнышко-ведрышко».

Ход беседы:

Воспитатель показывает детям картинку и спрашивает, нравится ли она им. Обращает их внимание на изображение солнышка.

Ярко-желтый цвет и переливающиеся лучи говорят о том, какое это доброе и теплое солнышко. Чтобы вовлечь детей в разговор, воспитатель может задать им вопросы:

    Какое солнышко?

    Откуда поднимается солнышко?

    Что еще можно рассказать о солнышке?

Вопросы к детям:

    Какой петушок?

    Почему мы решили, что он поет песенку?

    Для кого поет петушок?

    Где живет петушок?

В конце беседы воспитатель может предложить детям рассмотреть несколько иллюстраций других художников с зображением солнышка, а затем «попросить» петушка выбрать самое лучшее солнышко. Петушок «выбирает» солнышко, которое нарисовал Ю. А. Васнецов.

«Рисование на тему «Солнышко лучистое»

Цель занятия. Продолжать знакомить детей с иллюстрациями Ю. А. Васнецова

Задачи:

1. Образовательная: Учить ребят рисовать солнышко.

2. Развивающая: Учить замечать яркость цветовых образов.

3. Воспитательная:

Материал. Краска гуашь, силуэты с изображением петушков на каждого ребенка.

Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций Ю. Васнецова. Заучивание потешки «Петушок».

Ход занятия:

Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрацию Ю. Васнецова к потешке «Петушок» и читает песенку. Затем обращается к ребятам:

- Какое солнышко нарисовал художник? (Лучистое, веселое.)

    А кто разбудил солнышко? (Петушок.)

Воспитатель предлагает детям рассмотреть, какой нарисован петушок (Большой, красивый, с красивым золотым гребешком, с большим хвостом. Каждое перышко петушка красиво украшено. Петушок забрался высоко на шесток, чтобы быть поближе к солнышку и др.), и ответить на вопросы:

    Что делает петушок?

    Как вы догадались, что он поет? (Клюв у петушка широко раскрыт.)

    Какое время дня изображено на картинке?

    Почему вы думаете, что на картинке изображено утро? (Кругом светло. Светит большое яркое солнце, летают птицы.)

    Как поет петушок? (Громко, радостно.)

    А какое солнышко нарисовал художник Ю. А. Васнецов? (Круглое, желтое, у солнышка много лучей.)

Детям надо объяснить, что художник нарисовал красивое солнышко, такое, что увидя его, петушок запел от радости и восхищения.

Затем воспитатель раздает детям вырезанных из бумаги маленьких петушков и предлагает для них нарисовать солнышко. Дети рисуют лучистое солнышко и играют с петушками.

    Конспект НОД во второй младшей группе

«Аппликацией на тему «Украсим домик козы с козлятами»

Цель занятия: Продолжать знакомить детей с иллюстрациями Ю. А. Васнецова

Задачи:

1.Образовательная: Познакомить их с иллюстрациями Ю. А. Васнецова к русской народной сказке «Волк и козлята». Учить детей украшать (способом аппликации) поделки.

2. Развивающая: Развивать у детей эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций.

3. Воспитательная: Вызывать у них эмоциональную отзывчивость на знакомую иллюстрацию.

Материал. Иллюстрации Ю. А. Васнецова к сказке «Волк и козлята», домики, вырезанные воспитателями, кисти, клей, круги из цветной бумаги (двух цветов и двух размеров) на каждого ребенка.

Предварительная работа. Рассказывание детям сказки «Волк и козлята» и рассматривание иллюстраций.

Ход занятия.

Воспитатель берет книгу «Коза с козлятами» с иллюстрациями Ю. А. Васнецова и обращает внимание детей на те иллюстрации, на которых изображены добрая коза с козлятами и злой, голодный волк. Затем задает им вопросы:

    К какой сказке нарисовал иллюстрации художник Ю. А. Васнецов?

    А почему вы так думаете? (На картинке коза с козлятами.)

йВ А как изображена коза? (Она добрая, заботливая, у нее много козлят.)

    Что на рисунке делает волк? (Прячется за деревьями.)

. - А каким художник нарисовал волка? (Сердитым, злым, голодным. Он прячется и хочет поймать козлят.)

Воспитатель показывает детям домик, украшенный вырезанными из цветной бумаги кругами, и говорит, что в таком домике живет коза с козлятами. предлагает украсить их так, чтобы в каждом из них захотелось жить козе с козлятами, а волк бы заблудился и не нашел козлят. Воспитатель показывает детям, как можно красиво расположить круги, напоминает правила наклеивания.

(пособие 1, рис. 1-12)

Учить ребенка устанавливать сходство предмета с его изображением, узнавать, показывать пальчиком названный предмет и отдельные детали, подавать взрослому названную картинку. Расширять активный словарь (собака, молоток, лошадка, часы, гусь, мяч, домик, дудочка, погремушка, колокольчик, девочка, зайчик...)

При необходимости новую картинку показывать ребенку при соотнесении со знакомой игрушкой. В плане указывать картинки, с которыми проводится работа. Можно увеличить количество картинок на одном занятии с 3-4 до 6-8.

Давай умоемся

Уточнить понимание слов, обозначающих части тела (руки, ноги, голова), части лица (рот, глаза, уши); бытовое иигровое действие (умываться).

15. Найди другую (с игрушками)

Учить ребенка находить в специально подготовленной ситуации игрушки, имеющие одно и то же словесное обозначение, но отличающиеся по внешним свойствам; называть игрушки.

Материал. Два однородных предмета, отличных друг от друга по какому-либо признаку; предмет, сходный с одним из них по этому признаку, и контрольный предмет. Варианты заданий:

а) 2 разные коровы, коза, машина;


б) 2 разные курочки, петух, лошадка;

в) 2 разные дудочки, палочка, барабан;

г) 2 разные утки, гусь, часы;

д) 2 разные лошадки, корова, мишка;

е) 2 разные кошки, собака, кукла.

Вопросы: Где лошадка? Где другая лошадка? Где корова? А где мишка? Что это? и т.п.

16. Рассматривание парных картинок (пособие 1, рис. 13-32)

Учить ребенка находить картинки, имеющие одно и то же словесное обозначение, но отличающиеся по внешним свойствам. Расширять активный словарь.

Варианты :

а) 2 разные козы, бык, утюг;

б) 2 разные собачки, мишка, зайчик;

в) 2 разных петушка, лошадка, матрешка;

г) 2 разные палочки, балалайка, пирамидка;

д) 2 разных кошки, селезень, мяч.

17. Рассматривание картинок, изображающих простые знакомые действия (ест, спит, купается, идет, кушает, плачет и др.; пособие 2, рис. 1-16)

Учить ребенка узнавать на картинке действие, обозначенное словом; обозначать это действие словом, жестом, фразой, учитывая речевые возможности ребенка. Подводить ребенка к пониманию вопроса «Что делает? »

а) Разные предметы и разные действия: «Собачка кушает», «Ляля спит», «Мишка идет», и другие, имеющиеся в группе. Указывать в плане картинки, с которыми проводится работа.

б) Одинаковые действия, предметы разные: «Собачка кушает», «Козочка кушает», «Ляля кушает» и т.п. - спит, идет, сидит, купается, едет - с каждым действием разные персонажи.

в) Одинаковые предметы, разные действия: «Ляля спит», «Ляля купается», «Ляля кушает», и др. - собачка, зайка, мишка, киска - выполняют разные действия. В учете указывать не только понимание ребенком названных действий, вопроса «Что делает...?», но и то, какова речевая активность малыша.

18. Рассматривание простых сюжетных картинок (пособие 2, рис. 17-22)

Взаимодействие двух лиц: «Девочка купает куклу», «Девочка кормит куклу», «Девочка катает куклу на санках» и другие, имеющиеся в группе картинки. При выборе картинок отражать сезонность. Научить ребенка видеть сюжет картинки, т.е. узнавать знакомых персонажей и совершаемые ими действия. Формировать речь, состоящую из простых распространенных предложений. Учить отвечать на вопросы по содержанию картинок не односложно, а полно.

Вопросы: «Где...? Кто это? Как зовут? Что это? Что делает? А ты...?»

19. Рассматривание сюжетных картинок более сложного содержания (из серии «Хорошо и плохо»; пособие 2, рис. 23-30)

Учить ребенка узнавать на картинках мальчика и девочку; отвечать полно, развернуто.

Вопросы. Где мальчик? Где девочка? Где у девочки платье, косичка? Где у мальчика брюки, рубашка? Кто это? Где мальчик дает девочке яблоко? Где мальчик не дает девочке игрушки? Что делает мальчик? А ты...? и т.п.

Рассказ без показа

Учить ребенка слушать небольшой рассказ о событиях, бывших в его опыте без наглядного сопровождения, отвечать на вопросы.

Пример рассказа. I часть: «Жила-была девочка Машенька. Пошла Машенька гулять. Надела шапку, пальто, ботинки. Спустилась по лесенке, открыла дверь и вышла на улицу...»

Вопросы: «Кто пошел на улицу гулять? Что надела Машенька?»

II часть рассказа: «На улице детки гуляли. Вдруг выскочила собачка и залаяла на Машу: «Ав-ав». Машенька испугалась, плачет. А тетя сказала: «Не бойся, Машенька, собачка не кусается». Собачка убежала. Маша больше не плакала, пошла с детками гулять».

Вопросы: «Кто испугал Машу на улице? Кто залаял? А что тетя сказала Маше?»

21. Какая игрушка тебе нравится (пособие 1, рис. 33-42)

Активизировать словарь по теме «Игрушки». Уточнить понятие об основном действии с игрушками. Подвести ребенка к пониманию и называнию обобщающего слова «Игрушки». Приучать отвечать на вопрос полной фразой.

Вопросы: «Какая игрушка тебе нравится? Какие игрушки есть у нас? Что ты делаешь с игрушками? Каким одним словом можно назвать все это?»

22. Узнай и назови овощи (пособие 1, рис. 43-54)

Познакомить ребенка с натуральными овощами и их изображениями на картинках. Закреплять в активном словаре ребенка названия отдельных овощей. Дать понятие об основных действиях, производимых с ними, о месте выращивания овощей. Уточнить обобщающее слово «овощи». Продолжать работу по формированию фразовой речи, совершенствованию структуры слова, фонетической стороны речи. Если в разделе «Развитие активной речи» началась работа по формированию правильной слоговой структуры слова, добиваться от ребенка проговаривания первых слогов при назывании овощей, сохранения ритмико-слогового состава слова.

Вопросы и задания: «Покажи, где... Что это? Где растут морковка, огурец, лук...? Каким одним словом можно назвать это? Что мы делаем с овощами?»

23. Чего не стало (на материале темы «Овощи»; пособие 1, рис. 43-54)

Развивать внимание и запоминание. Добиваться ответов полной фразой, используя слово «Нет» или сочетание «Не стало». Следить за правильным согласованием слов. (Сначала из двух картинок убирается одна, затем из трех, из четырех.)

24. Семья. Люди (пособие 1, рис. 55-61)

Расширять и активизировать словарь по теме «Семья»: «Мама, папа, дедушка, бабушка, сын, дочь; сидит, стоит, читает, прыгает; большой, старый, маленький» и др. Формировать обобщающее слово «Люди». Продолжать работу по развитию фразовой речи.

Вопросы: «Где папа? Где мама? Кто это? Кто сидит? и т.п. Что делает дедушка (бабушка, папа, мама...)? Кто большой? Кто маленький (большая, маленькая)? Какой дедушка (бабушка, внучка...)? Каким одним словом можно назвать их?»

25. Кто что ест (пособие 1, рис. 62-69)

Уточнять представление ребенка о том, кто что ест. Активизировать в речи глаголы: «Лакает, грызет, клюет». Формировать обобщающие понятия: «Птицы, животные». Учить ребенка давать полный ответ.

Вопросы: «Кто это (собака, курочка, кошка)? Кто грызет (умеет грызть)? Кто лакает (клюет)? Чем собака грызет косточку? У кого еще острые зубы? Кто еще грызет? Чем курочка клюет? У кого еще клюв? Кто еще клюет? Как кошка лакает? Что любит собака (курочка, кошка)?

Варианты заданий:

а) классификация: «У кого зубы, у кого клюв».

б) исключение 4-го лишнего.

26. Рассматривание иллюстраций к потешке «Вот люди спят» (пособие 2, рис. 31-38)

Помочь ребенку запомнить названия персонажей, которые встречаются в тексте, где кто из них спит. Формировать обобщающие понятия «Люди, Звери». Продолжать работу над фразой. Учить использовать в ответах предлог «На».

Вопросы: «Кто это? (Бабушка, дедушка, люди.) Что делают люди? Какие люди спят? Что делают звери? Какие звери спят? Где спят лисы (зайки, птицы...)? Что будут делать птицы (звери, утки), когда поспят? Кто летает (плавает, бегает)?

Варианты заданий:

а) классификация: «Люди, звери, птицы».

б) исключение 4-го лишнего.

27. Хорошо и плохо (пособие 2, рис. 23-30)

Уточнить понятия «Хорошо, плохо». Учить детей характеризовать действия, изображенные на картинках, сопоставляя их со своими действиями и действиями других детей. Активизировать в речи прилагательные: «добрый, аккуратный, неряшливый, жадный, драчливый». Упражнять в ответах на вопросы причинно-следственного характера.

Вопросы: «Что делает мальчик? Так можно делать? Как делает мальчик? Почему этого мальчика называют добрым? и т.п. А ты...?»

28. Транспорт (пособие 1, рис. 70-81)

Учить различать по внешнему виду и называть грузовую и легковую машины, автобус, трамвай, самолет, лодку, пароход, трактор, поезд, троллейбус, велосипед, мотоцикл; показывать и называть части машины (кабина, руль, кузов, колеса, окна). Дать понятие о назначении каждого вида транспорта и характере их передвижения. Приучать отвечать на вопросы полной фразой. (Для знакомства с различными видами транспорта широко использовать возможности прогулок за пределами дома ребенка, игрушки, картинки).

Вопросы: «Что это? Где? Какая это машина? Что делает? На чем летают? На чем едут по дороге? На чем плавают? Что летит (плывет, едет по дороге, едет по рельсам)?»

29. Одежда, обувь, головные уборы (пособие 1, рис. 82-114)

Уточнить представление ребенка о назначении предметов одежды, обуви, головных уборов. Упражнять в группировке предметов по их назначению. Расширять словарь за счет обобщающих понятий «Одежда, обувь, головные уборы», их видов. (Широко использовать возможности режимных процессов, натуральные вещи, дидактическую куклу, картинки.)

Вопросы: «Что это? Куда надеваем? Каким словом можно назвать все это? Почему положил наверх (в середину, вниз)?»

30. Посуда (пособие 1, рис. 115-124)

Активизировать активный и пассивный словарь ребенка по теме «Посуда». Уточнить обобщающее слово. Дать представление о назначении отдельных видов посуды.

Вопросы: «Что мы поставили на стол? Каким одним словом можно назвать все это? Что мы делаем с чашкой (тарелкой...)?»

31. Устроим кукле комнату (пособие 1, рис. 125-131)

Учить ребенка различать и называть предметы мебели, рассказывать об их назначении. Упражнять в употреблении и понимании обобщающего слова «Мебель». Активизировать в речи глаголы «Лежать, сидеть» в повелительном наклонении (ляг, сядь), предлоги «На», «В».

Для знакомства с предметами мебели использовать окружающую обстановку, кукольный уголок, картинки, конструктивную деятельность.

Вопросы: «Что поставим в комнату Кати? Зачем Кате шкаф (кровать, стул, стол, диван...)? Где твоя кровать? Где у нас стол...? Еще где? Попроси Катю лечь в кровать (сесть на стул). Где сидит (лежит) Катя? Куда положим одежду? (поставим посуду)? Какая мебель у нас в комнате? Каким одним словом можно назвать все это?»

32. Что можно гладить утюгом, что можно резать ножом (пособие 1, рис. 132-141)

Познакомить ребенка с назначением предметов (утюг, нож). Учить ребенка группировать предметы (картинки) по их качествам, объясняя свои действия. Активизировать в речи названия предметов и их качеств. (Можно взять картинки из серии «одежда», «овощи».)

Образец: «Это платье. Платье гладят утюгом. Это сыр. Сыр режут ножом» и т.д.

33. Чего не стало (на материале тем «Одежда», «Обувь», «Головные уборы»; пособие 1, рис. 82-114)

Цель см. в занятии № 23.

Куда что положить

Учить группировать знакомые предметы по общему признаку (посуда, одежда, овощи). Подводить ребенка к умению исключать не подходящий к группе предмет.

Образец: «Это пальто. Пальто мы надеваем. Это одежда. Одежду кладем в шкаф. Это тарелка. Из тарелки мы едим. Это посуда. Посуду ставим на поднос. Это морковка. Морковь мы едим. Морковка - это овощ. Овощи собираем в корзину».

Вопросы: «Что это? Что мы делаем с ней (с ним)? Куда нужно положить? Что стоит на подносе (лежит в корзине, в шкафу)? Какой предмет Незнайка положил лишний? Что не подходит? Почему?»

35. Домашние животные (пособие 1, рис. 142-149)

Закреплять у ребенка слова, обозначающие названия домашних животных. Уточнять части тела животных (рога, копыта, грива, хвост, лапы, зубы и др.), особенности внешнего вида (шерстка, щетинка и др.)

36. Кто еще пришел (пособие 1, рис. 142-149)

Развивать зрительную память, воспитывать наблюдательность. Развивать речь, активизировать словарь по теме «Домашние животные ».

Вопросы: «Кто это? Кто еще пришел? (после того, как ребенок закроет глаза, затем откроет их)».

37. Кто как ест (пособие 1, рис. 142-149)

Уточнять представление ребенка о том, кто, что и как ест. Расширять глагольный словарь по теме «Домашние животные». Учить ребенка отвечать на вопросы, используя предложения с однородными членами.

Образец: «Корова жует траву. Лошадь жует траву (овца, свинья, коза). Собака грызет кость. Кошка лакает молоко».

Вопросы: «Как ест корова (лошадь, коза...)? Кто еще жует траву?»

38. Кто что делает (пособие 1, рис. 142-149)

Активизировать в речи ребенка слова: «Бодается, царапается, фыркает, мурлычет, мяукает, хрюкает, ржет, блеет, мычит». Составить предложения с ними.

Вопросы: «У кого рога? Кто бодается? У кого на лапках коготки-царапки? Кто царапается? Как мычит корова? Что она делает?» и т.п.

Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога). Дидактическое упражнение на звукопроизношение

Цель. Продолжать учить детей рассматривать сюжетную картину, помогая им определить ее тему и конкретизировать действия и взаимоотношения персонажей. Отрабатывать правильное и отчетливое произношение звукоподражательных слов (учить характеризовать местоположение предметов).

Первый вариант

Ход занятия

Часть I. Воспитатель сообщает, что ему очень нравятся малыши, которые все делают вместе, помогая друг другу: «В эти моменты на детей так приятно смотреть! Хотите взглянуть на девочку и двух мальчиков, которые что-то строят?»

Педагог демонстрирует картину «Дети играют в кубики», дает детям возможность обменяться впечатлениями. Интересуется, как бы они назвали эту картину. Поясняет, что название картины должно быть кратким, например: «Дети играют в кубики», «Вместе строить интересно», «Дружно играть – удовольствие!». Спрашивает, кому какое название картины понравилось.

«Итак, девчушка в коричневом платьице и двое мальчиков, – продолжает разговор воспитатель, – решили вместе построить… (красивый забор). Расскажите, кто что делает?»

Педагог выслушивает ответы детей (при этом он просит говорить, во что одеты мальчики, чтобы легче было понять, о ком идет речь: мальчик в голубой рубашке и синих штанишках, мальчик в полосатом свитере).

«Дети только начали строить, – говорит педагог, – но уже можно предположить, что забор будет красивым, потому что…» (Высказывания детей.)

Воспитатель предлагает вниманию малышей образец рассказа: «Хорошо играть вместе. Интересно! Двое мальчиков и девочка строят забор. Девочка в красивом коричневом платьице делает красные ворота. Будет и красная башня. Ее возводит мальчик в голубой рубашке.

Кубиков не хватает. Но на помощь спешит мальчик в полосатом свитере. Он везет полный грузовик кубиков».

Воспитатель повторяет рассказ, дети договаривают слова (выделены курсивом).

Часть II. Педагог просит детей вспомнить, в какой русской народной сказке заяц испугал водоносов так, что им со страху привиделось то, чего не было: «Бабушка решила, что на нее напал… (медведь), внучке померещился… (волк), курочка была уверена, что ее хотела съесть… (лиса), а мышке померещился… (кот-разбойник)».

Далее педагог зачитывает детям отрывок со слов: «Бабушка воду зачерпнет, домой понесет…» Затем повторяет его, а малыши проговаривают звукоподражательные слова (трех-трех, плех-плех), подражая интонациям воспитателя.

Воспитатель расставляет на столе 4–5 игрушек и просит детей рассказать, какие игрушки они видят и как расположены предметы (педагог подсказывает, как правильно обозначить местоположение игрушек).

Дети закрывают глаза, а воспитатель меняет игрушки местами. Малыши открывают глаза и рассказывают, что изменилось.

Второй вариант

Ход занятия

Часть I. «Сегодня мы будем рассматривать очень яркую картинку, – начинает занятие воспитатель. – Она называется „Дети играют". Как вы думаете, во что играют малыши на картинке?»

Педагог выслушивает ответы детей. Затем предлагает их вниманию картину, дает возможность рассмотреть ее и обменяться впечатлениями.

«Дети из крупных кубов и пластин построили забор, – продолжает разговор воспитатель. – Какого цвета кубы вы видите?

В центре картины (показывает) красная арка с голубой пирамидкой наверху.

Перед аркой остановилась… (большая синяя грузовая машина). В кузове… (кубики).

Почему стоит машина? Да, арка узка для этого грузовика. Девочка, она стоит по другую сторону забора, что-то показывает шоферу грузовой машины. (Она показывает, где лучше объехать забор.)

У забора стоит еще одна машина. Опишите ее. (Не очень большая, красная, в кузове сидит Петрушка.)

А где шофер этой машины? И проедет ли красная машина под аркой?»

Занятие можно закончить таким рассказом: «Мальчики и девочки построили из больших кубов разного цвета – зеленых, синих, сиреневых – отличный забор. Забор этот с красной аркой. К арке подъехала большая машина, груженная строительным материалом, и остановилась. Вот беда! Узковата арка для большой машины. Девочка, она стоит по другую сторону забора, показывает, где лучше объехать забор.

Остановилась и небольшая красная машина с Петрушкой в кузове. Петрушка дремлет, не волнуется. Он знает, что шофер вовремя доставит его на концерт».

Часть II. Такая же, как в первом варианте занятия.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №174 «Росинка»
Конспект

открытой образовательной деятельности

по художественно-эстетическому развитию

«Рассматривание репродукции картины С. Карповой «В лесу»

во второй младшей группе.
Выполнили: воспитатель Смолина О.П. музыкальный руководитель Мансурова Л.Н. Ульяновск, 2015 г.

Цель:
развитие у детей способности видеть красоту красок природы через ознакомление с творчеством ульяновского художника Светланы Карповой.
Задачи:
- учить рассматривать картину, отвечать на вопросы по изображению; - закрепить знание детей о зиме, как о времени года; - активизировать и расширять словарь; - развивать у детей воображение, целостное восприятие картины, память, внимание; - воспитывать любовь и бережное отношение к природе и русской берёзке.
Предварительная работа:
чтение стихотворений А. Прокофьева «Люблю березку русскую», В. Рождественского «Береза», созвучных картине; загадывание загадок.
Словарная работа:
зимний лес, заколдовала, сосулька, чудесная, морозный, белым-бело.
Оборудование:
мольберт, репродукция картины С Карповой «В лесу», зимние деревья, снежинки, сказочный персонаж.
Ход образовательной деятельности
- Ребята, сегодня я вам хочу предложить небольшую экскурсию в зимний лес. В лесу мы с вами познакомимся с картиной художницы С.Карповой «В лесу» (Дети заходят в группу) - Ребята, посмотрите, куда мы с вами попали? (В лес) - Правильно, в зимний лес. Давайте полюбуемся. (Ходим и рассматриваем) - Ребята, а где же картина? Куда же она пропала. Тут, наверное, кто- то побывал? А это что такое? (Показывает на сугроб. Появляется Снежная баба). Снежная баба: - Здравствуйте, ребята! Угадали, кто я? (Высказывания детей). - Правильно! Я Снежная баба! А вы что здесь делаете? Воспитатель: А мы пришли посмотреть на картину! Снежная баба: А я её заколдовала! Но если вы хотите посмотреть на картину, то вы должны выполнить мои задания. И тогда картина расколдуется. (Снежная баба убегает и разбрасывает снежинки). Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что за задание оставила нам Снежная баба! (поднимает снежинку, а там загадки). -Да тут ребята загадки! Давайте попробуем отгадать, может картина тогда расколдуется. (Высказывание детей) (Загадывает загадки). Загадки: 1. В шубе летом,
Зимой раздетый. (лес) 2. Зимой и летом Одним цветом. (елка) 3. Зимой в поле лежал, А весной в реку убежал. (снег) 4. Белая морковка зимой растет. (сосулька) 5. Летит- молчит Лежит- молчит Когда умрет Тогда заревет. (снег) (Разгадали загадки, сугроб растаял, появляется картина) - Ой, ребята, посмотрите, какая чудесная картина! Но нам ее надо спасать от Снежной бабы, чтоб она ее снова не заколдовала. А для этого нам надо ее внимательно рассмотреть и рассказать все, что видите на ней. Эту картину нарисовала художница Светлана Карпова, а называется она «В лесу». Светлана Карпова живет в городе Ульяновске, как мы с вами. - Давайте рассмотрим картину и скажем, какое время года изображено на ней? (Высказывание детей) - Почему вы думаете, что зима? (На деревьях лежит снег, много снега в лесу, кругом все белым- бело). - Вам нравится зима? Почему? (Высказывание детей) - Внимательно посмотрите и скажите, какое на картине небо? (Ясное, голубое) (Высказывание детей) - Как вы думаете, что можно сказать о воздухе? Какой он? (Холодный, морозный) - Ребята, какие деревья на переднем плане картины? (Берёза, ёлка). - Какие берёзы? (Большие, красивые, на них лежит снег). - А ствол у берёзы какой? (Белый, с чёрными пятнами) - Что есть на стволе? (Ветки) - Ветки какие? (Длинные, тонкие, на них тоже снег лежит) - А что ещё возле берёзки растёт? (Ёлочка) - Ёлочка какая? (Маленькая). - А что есть у ёлочки? (Иголки)
- Какого цвета иголочки? (Зелёные) - А что же лежит на ёлочке? (Снег) - Давайте посмотрим внимательно, что вы видите на заднем плане картины? (Много деревьев) - Правильно ребята. Деревья большие и маленькие, их много. Они все покрыты белым снегом. А когда много деревьев как можно сказать одним словом? (Лес). - Правильно. Это лес, зимний лес. Поэтому картина называется «В лесу». - А давайте рассмотрим, что лежит на земле? (Снег) - Правильно! Снег. Какой он? (Холодный, белый, пушистый). - Да ребята, снег лежит повсюду в лесу, на деревьях, на ветках, на земле. В лесу много снега, так красиво кругом, все деревья спят под снегом, они укрыты белым одеялом, им всем тепло. И они будут спать до весны. - Вы хотите поиграть со Снежной бабой? Тогда позовём Снежную бабу и поиграем с ней. (Зовём снежную бабу). Игра «Снежная баба». К снежной бабе близко, близко, подойдём, Снежной бабе низкий, низкий, наш поклон Мы над бабой посмеёмся ха-ха-ха Хороша ты, наша баба, хороша Раз, два, три - нас ты баба, догони! (Игра повторяется 1,2 раза) Воспитатель: Снежная баба, тебе понравилась у нас? (Да). -Тогда ты оставайся с нами, сядь рядом и отдохни. Посмотри, как наши дети занимаются. - Ребята скажите, что мы с вами сегодня рассматривали? (Картину) - Как называется картина? (В лесу) - А кто нарисовала ее? (Художница Светлана Карпова) - Где же она живет? (В городе Ульяновске) - Что мы видели на картине? (Высказывание детей) Правильно ребята! Какая красота в лесу. Кругом все белым бело! Как прекрасна наша родная природа! Природа – это красота и богатство Родины, и ее надо любить, сохранять и беречь! Снежная баба: Ребята, вы сегодня хорошо поработали, выполнили все мои задания, и за это вам я прочитаю стихотворение про березу. Хотите послушать? (Да). А стихотворение называется «Белая береза» и написал С. Есенин.
Белая береза под моим окном Принакрылась снегом, точно серебром На пушистых ветках, снежною каймой Распустились кисти белой бахромой И стоит береза в сонной тишине И горят снежинки в золотом огне А заря, лениво обходя кругом Обсыпает ветки, новым серебром! - Вам понравилось стихотворение С. Есенина «Белая береза». (Да). Ребята, мне пора, я с вами прощаюсь. До свидания. (Снежная баба уходит) Воспитатель: Давайте скажем до свидания Снежной бабе. На этом ребята наше занятие закончилось, мы с вами возвращаемся в группу.

Похожие публикации